Какие звери любят заниматься спортом. "спорт" в мире животных. Командный или индивидуальный

Тема: «Использование технических средств обучения

в учебно-воспитательной работе с дошкольниками.

МБДОУ Детский сад № 54 «Веснушки»

Варшавская Наталья Владимировна

Введение:

Мы живем в веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Насущной потребностью в учебно-воспитательной работе современного образования стало применение технических средств обучения (ТСО). В наше время становится особо актуальной задача научного обоснования создания и использования ТСО.

Назовем некоторые причины, усилившие в последние годы интерес к экранно-звуковым средствам обучения:

    Творческий характер современного производственного процесса, который предъявляет новые требования к работникам, какое бы место они в нем ни занимали. Именно экранно-звуковые средства обучения благодаря их власти над временем и пространством, безграничным возможностям проникновения в мир невидимого, способности наглядно отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их оказались наиболее пригодными для современного процесса обучения и воспитания. Привлечение ТСО открыло новые возможности для поискового, проблемного, исследовательского метода обучения.

    Изменение места и роли различных источников знания и образования. Наряду с книгой - главным источником знания и образования - на духовное и умственное развитие ребенка все сильнее влияют радио, кино, телевидение. Необходимо найти разумное и педагогически обоснованное соотношение информации, получаемой с помощью технических средств обучения, с той, которую ребёнок получает в процессе общения с природой, чтения, экспериментирования и т. п.

    Перманентный характер образования. Научно-технический прогресс требует от каждого участника производства постоянного повышения общего культурного уровня и квалификации.

Наиболее массовым средством образования становятся телевидение, кино и радио, но методы и формы работы с теле- и радиоинформацией не идентичны тем, что веками культивировались в процессе самостоятельного чтения литературы.

Учебное кино, радио и телевидение педагогами и воспитателями традиционно рассматривались как пособия, назначение которых - обеспечить объяснение взрослого наглядностью, иллюстрацией. Основным требованием в этом случае выдвигалась способность фильма (передачи) быть легко включенным в занятие. Между тем использование ТСО только в качестве иллюстрации слова воспитателя не может исчерпать всех педагогических возможностей этих средств обучения.

Виды ТСО, используемые в работе

Использование экранных средств на занятиях

Диафильмы для детских садов различаются не только содержанием, но и композицией. Фрагментарное построение обеспечивает «порционную» подачу экранной информации, соответствующей теме и задачам одного занятия. В диафильмах для детских садов наряду с традиционным, информационным методом изложения материала, когда знания сообщаются дошкольникам в готовом виде, сделаны попытки излагать знания проблемно. Такие диафильмы предусматривают организацию самостоятельной работы дошкольников над различными познавательными задачами. В связи с этим разнообразны и формы работы с диафильмами, и учебные ситуации, где применение их особенно эффективно. Диафильм является, как показали исследования психологов, наиболее целесообразным видом экранных средств обучения в детских садов.

Дошкольники значительно легче воспринимают статичное изображение, чем динамичное в кинофильме. Понимание кадров кинофильма требует развитого абстрактного мышления и наличия определенных навыков восприятия. Статичный экранный материал осознается легче, во-первых, потому, что экспонирование каждого кадра практически не ограничено во времени. Это позволяет дошкольникам внимательно, не торопясь, рассмотреть все детали экранного изображения. Во-вторых, экранное статичное изображение по своим выразительным качествам (яркость, образность, динамичность, четкость изображения), по размерам проекции в значительной степени превосходит обычную настенную картину. За счет этого фактора усиливается активность детей в процессе описания, анализа или обобщения, ведущихся на материале экрана.

Использование телепередачи на занятиях

Успешность применения телепередачи стоит в прямой зависимости от того, насколько ребенок сумел понять его содержание, проследить логику излагаемого, сделать самостоятельно выводы. Для того чтобы приучить детей к анализу и синтезу виденного, воспитатель своими вопросами заставляет детей прежде всего выделить главное. Далее он ведет их к выяснению связей главного с второстепенным.

Анализируя опыт воспитателей, можно выделить наиболее характерные методические приемы работы с телепередачей: вступительная беседа, задание, просмотр телепередачи, беседа после ее показа, зарисовки по теме, составление плана содержания телепередачи и пересказ по этому плану.

Сочетание таких приемов и значение каждого из них будут видоизменяться в зависимости от темы занятия, содержания и построения телепередачи, намеченного к демонстрации.

Специальные передачи для дошкольников, которые даются по центральному телевидению, условно можно отнести к нескольким видам: познавательные, развлекательные и учебные.

Циклы передач - «Ребятам о зверятах», «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки» знакомят детей с явлениями природы и окружающей действительности, трудом взрослых и новыми книгами. Музыкальные передачи «Мы играем и поем», «Веселые нотки», большинство мультфильмов, концерты, цирковые представления призваны развлечь ребенка, заполнить его досуг шутками, смехом, песнями, играми.

Благодаря особенностям и возможностям телевизионного «языка» природа и ее эстетические качества находят в телевидении наиболее адекватное и наиболее полное отражение. Ребенок получает одновременно визуальную и слуховую информацию. Слово, изображение, музыка выступают в органическом синтезе. Телевидение имеет возможность использовать киносъемки, показ в замедленном или ускоренном темпе процессов и явлений. Которые протекают в природе длительное время или быстро, недоступных наблюдению вблизи. Телевидение передает все богатство и разнообразие звуков.

Телевизионные передачи можно записывать на диск и организовывать повторное прослушивание или просмотр.

Применение радио и звукозаписи в работе с детьми

Использование радио в учебной работе детских садов открывает широкие возможности повышения эффективности воспитания и обучения, всестороннего воздействия на личность дошкольника. Центральное радио ежедневно транслирует передачи для дошкольников, которые с успехом можно использовать в учебной работе. Применительно к учебным задачам детского сада их условно можно подразделить на следующие группы:

Передачи, связанные с занятиями по развитию речи. Это прежде всего чтение мастерами художественного слова стихов и рассказов, входящих в круг детского чтения, стихи, рассказы, спектакли, прямо или косвенно раскрывающие и дополняющие программный материал. Музыкально-образовательные передачи. Могут быть использованы воспитателем на уроках пения и в свободной деятельности.

Занятие с использованием радио может быть построено по-разному, но чаще имеет трехчастную структуру (введение, непосредственное слушание передачи и заключительная часть). В детском саду при включении в занятие радиопередачи очень важен «установочный момент». Перед слушанием, особенно в первое время, нужно напомнить ребятам правила поведения во время передачи.

Мультимедийные презентации,

как современный источник для развития детей

4.Полонская Е. Как сделать презентацию в Microsoft PowerPoint (часть1)

5.Хабрейкен. Джо. Изучи Microsoft PowerPoint 2002 за 10 минут.: Пер. с анг.-М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 192 с.
6. Presenters Online, http://www.presentersonline.com/training/
7.
Технологии для подготовки успешных презентаций. (Лекции проф. Керри Чауна)
8.http://www.uralprojectors.ru
9.Как сделать презентацию в Microsoft PowerPoint, Павел Гуляев

Воспитатель: Ребята, вот мы на месте, но что-то жителей не видно. Наверное, они спрятались и наблюдают за нами. Может, мы расскажем о себе. (Дети представляются, каждый коротко рассказывает о своих интересах…)

Вопросы к детям:

Чем ты любишь заниматься?

Что тебе больше всего нравится в самом себе?

Что тебя беспокоит?

Какая твоя любимая игра?

Когда ты чувствуешь себя счастливым? и т.д.

Воспитатель: Ребята, мы знаем, что жители этой планеты никогда не слышали добрых и ласковых слов. Не хотите ли вы поиграть в игру «Волшебные слова». (Дети перекидывают друг другу мяч, и называют множество волшебных слов…).

Воспитатель: Ребята, в детстве меня мама и папа называли по-разному, все эти имена были очень приятными, сердечными, я думаю и вас, дома так называют. Я предлагаю вам поиграть в игру «Составь ромашку», где каждый лепесток цветочка будет обозначать ласковое имя, каким вас называют близкие. (Составляя цветок, каждый ребенок рассказывает о своем цветке, как можно его назвать ласково)

Воспитатель: Ребята, давайте покажем для жителей этой планеты физминутку «Волшебная мирилка»

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись,

Тому, кто справа, поклонись,

Тому, кто слева, поклонись.

Тому, кто справа, руку дай.

Тому, кто слева, руку дай.

И в центр круга ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Тому, кто справа, подмигни,

Тому, кто слева, подмигни.

Тому, кто справа, обними,

Тому, кто слева, обними.

Ну вот, закончилась игра,

И снова дружат все! Ура!

Ребята, давайте расскажем жителям о своих друзьях. Как зовут твоего друга? За что ты любишь своего друга? (дети по очереди составляют рассказ о своем друге.)

Воспитатель: Наша группа очень дружная, у каждого из вас есть здесь друзья. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто это?». Вы должны описать своего друга, по рассказу дети угадают, о ком идет речь.

Воспитатель: Ребята, жители этой планеты так и не показались. Наверное, они были очень удивлены нашей речью, наполненной добротой и дружбой.

Воспитатель: Давайте сделаем подарки для жителей этой планеты: нарисуем им по другу? Я бы с удовольствием посмотрела на них. (Рисование друга, обсуждение) Вопросы: Кого ты нарисовал? Чем отличается рисунок твоего друга от других детей? Почему ты использовал этот цвет? Какое настроение у твоего друга?

Воспитатель: Как радостно смотреть на людей у которых есть настоящие друзья. Ну что же, ребята, нам пора отправляться в обратную дорогу, мы надеемся, что жители этой планеты станут добрей и внимательно будут относиться друг к другу.

В конце нашего путешествия давайте споем для жителей песню о дружбе «Если с другом вышел в путь»

Приложения к занятию:

1) Конверт с письмом.

2) Эмблемы с изображением птиц по количеству детей.

3) Презентация «Путешествие в страну птиц».

4) Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Программное содержание

Цель: Формировать представление детей о городских и лесных птицах, их отличительных признаках, питании и передвижении.

Задачи:

  • способствовать развитию речи;
  • развивать познавательный интерес, познавательные способности, внимание и воображение;
  • воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное время, заботиться о них;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства;
  • укрепить здоровье детей через игровую деятельность.

Оборудование: конверт с письмом, эмблемы с изображением птиц по количеству детей, звукозаписи голос птиц, кормушки, ноутбук, проектор, экран.

Ход НОД:

Сюрпризный момент

Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня к нам в садик пришло письмо (педагог достаёт из конверта письмо).

Ребята, здесь загадка для вас:

Кто отправился в полёт,

В клюве веточку несёт?

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …

Дети: Птица.

Презентация «Путешествие в страну птиц»

Слайд 1. Слайд 2.

Воспитатель: Молодцы ребята, угадали. Пишет вам птичка — синичка.

На берёзе возле дома,

Кто — то тенькает знакомо.

У кормушки шум, веселье –

Там справляют новоселье.

Шустро зёрнышки клюёт,

Спать с утра нам не даёт

Жёлтопузая синичка. (Пение синицы.)

Синица: Я городская зимующая птичка. Я очень ловкая и подвижная, питаюсь насекомыми и семенами. Живу я в гнезде, которое устраиваю в дупле дерева. Я вас приглашаю отправиться в путешествие в страну птиц, где вы узнаете много всего о наших пернатых друзьях — птицах. Узнаем, где они живут, как они выглядят и чем питаются. Поедем, ребята?

Слайд 3, 4

Синица: В нашей стране все птицы живут в домиках, которые называются гнёздами, они бывают разными. Птицы строят свои гнёзда сами. Дятел выдалбливает себе дупло в дереве, у ткачика гнездо самое необычное, оно сплетено из травы и свивает он его с ветки вниз. Гнездо орла сделано из толстых сучьев и помещается на толстой сосне. Ласточка строит своё гнездо из комочков сырой земли.

Синица: Ребята, а как называются детёныши птиц?

Дети: Птенцами.

Синица: Правильно. Они вылупляются из яиц. У птиц, которые вьют свои гнёзда на земле, яйца имеют окраску, маскирующую их. Яйца птиц, устраивающих гнёзда в дуплах, окрашены в светлые тона, чтобы их можно было видеть в полной темноте.

Синица: Ребята, вы не устали? Давайте немного отдохнём и немного разомнёмся.

Совушка — сова, большая голова,

(Руки на поясе, повороты туловища влево-вправо.)

На пеньке сидит, головой вертит,

(Сидя на корточках, повороты головой влево-вправо.)

Во все стороны глядит, да ка-а-ак полетит!

(Дети поднимаются, взмахивая руками, как крыльями.)

Синица: А сейчас давайте познакомимся с разными птицами и послушаем их голоса.

Слайд 5.

Синица: Эту птицу знает каждый, давайте послушаем стихотворение о ней, которое нам расскажет Саша.

Вниз с рябиновых ветвей

Слетел к луже воробей.

Огляделся – плюх! — и в воду,

Стал плескаться в непогоду.

Любит воробей купаться, заодно и закаляться.

Синица: Эта небольшая городская птичка. Воробьи живут рядом с людьми и питаются различными отбросами. Давайте послушаем, как они разговаривают.

Синица: Ребята, сейчас Аня нам загадает загадку, и мы попробуем отгадать, о какой птице идёт речь, а ответ на неё вы увидите на нашем волшебном экране.

Эта птица всем знакома –

Важно ходит возле дома

Кар-кар-кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её …

Дети: Ворона.

Слайд 6.

Синица: Правильно – ворона. Это тоже городская птица. Вороны бывают разного окраса — чёрного и черного с серым цвета. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Питаются вороны мелкими животными, растительной пищей. А давайте вместе с вороной немного поиграем?

Дети: Давайте.

Физкультминутка «Ворона»

На фонарь ворона села Присели.

Посидела, посмотрела. Повороты головы вправо-влево

«Кар! – она сказала громко Нахмуривают брови, грозят

Не капризничает Ромка?» указательным пальцем левой руки.

Синица: А про следующую городскую птицу мы послушаем стихотворение, которое нам расскажет Полина.

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит, дождик где-то близко.

Синица: Узнали о какой птице идёт речь?

Дети: Это ласточка.

Слайд 7.

Синица: Правильно – это ласточка. Небольшая перелётная птица, которая прилетает и живёт в городе до наступления холодов.

У неё маленький клюв, узкие и очень длинные крылья, изящное телосложение, короткие и слабые лапки, малопригодные для передвижения по земле, и длинный хвост, как будто разрезанный пополам. Ласточки сообщают нам о приходе весны своим щебетанием, давайте послушаем.

Синица: Давайте послушаем загадку о птице, которая живёт в лесу, и попробуем отгадать её.

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

Дети: Дятел.

Слайд 8.

Синица: Вот он, дятел. Взгляните на цвет его пёрышек. Теперь понятно, почему у него «беретка ярко-красная» и «чёрная курточка атласная».

Большую часть времени он проводит сидя на столе дерева и стуча по нему клювом, чтобы достать насекомых. Свой дом дятлы содержат в необычайной чистоте. Послушайте, как дятел стучит по дереву.

Слайд 9.

Синица: Ребята, давайте послушаем загадку, которую нам загадает Алина.

Кто из этих птиц лесных,

Не растит детей родных?

А, усевшись на суку,

Целый день поёт «Ку-ку!

Дети: Кукушка.

Синица: Правильно – кукушка. Она немного мельче голубя. Кукушка прожорливая птица, в течение всего лета она истребляет вредных гусениц, которых избегают почти все мелкие птицы, ест майских жуков, бабочек и изредка мягкие ягоды. Кукушку считают одной из полезнейших птиц леса. Давайте, послушаем, как она разговаривает.

Синица: А вот ещё одна лесная птица, а как она называется, мы попробуем угадать.

На шесте – весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец –

Он и лётчик, и певец.

Угадали, про какую птицу идёт речь?

Дети: Скворец.

Слайд 10.

Синица: Правильно – это скворец – небольшая перелётная птица, с крепким заострённым клювом и чёрным оперением. Присмотревшись, можно увидеть красноватый, фиолетовый и зеленоватый отлив в оперении. Клюв весной жёлтый, а к осени темнеет.

Этих птиц считают предсказателями погоды. Если они строят гнёзда высоко – лето будет хорошим, если низко – холодным и сырым. Если они сели в гнёзда, то через три недели можно сеять зерно. Давайте послушаем голос скворца.

Синица: Итак, ребята сегодня мы с вами познакомились с некоторыми городскими и лесными птицами, посмотрели, как они выглядят, чем питаются. И сейчас давайте, вспомним, какие из них городские, а какие живут в лесу. Давайте я вам немного помогу: «В городе живут ласточки, скворцы…

Дети: Вороны и воробьи.

Синица: Молодцы. А в лесу живут кукушка и …

Дети: Дятел.

Синица: Правильно ребята. А теперь посмотрите на свои эмблемки. Каждый из вас превратился в птичек. Давайте покажем, как птички клюют зёрнышки, а как птички летают? (помахали руками, как крыльями).

Синица: А теперь давайте поиграем?

Синица: Пока играет музыка, все птички вылетают из своих гнёздышек и летают по залу, клюют зёрнышки, резвятся. Как только музыка заканчивается, все птицы должны вернуться домой. (Под музыку дети бегают, машут ручками, когда музыка заканчивается – возвращаются на стульчики) Вы готовы?

Синица: Птички, полетели. Игра повторяется 2-3 раза.

Ребята, вам понравилось?

Синица: А сейчас давайте попробуем ответить на вопросы, которые нам прислали гости из страны птиц..

Синица: Какая из названных птиц самая маленькая?

Ворона, воробей или дятел?

Дети: Воробей!

Синица: Какая птица сплетает свое гнездо с ветки вниз?

Дети: Ткачик!

Синица: У какой птички раздвоенный хвостик?

Дети: Ласточка!

Синица: Какая птичка большую часть времени проводит, стуча клювом по дереву, и добывая насекомых?

Дети: Дятел!

Слайд 11.

Синица: А сейчас, давайте, внимательно послушаем голоса птиц и попробуем угадать, чей это был голос? (Звучат по очереди голоса птиц, дети угадывают, чей это голос)

Наше путешествие в страну птиц подошло к концу. Вам понравилось? Вы все молодцы, ответили на все вопросы, разгадали все загадки и много нового узнали о птицах – наших пернатых друзьях. А сейчас, мы с вами возьмём кормушки для птиц, которые вы сделали дома, вместе со своими родителями и повесим их на наших площадках, чтобы птичкам было чем питаться зимой.

Цель: Учить выполнять аппликацию из ваты на бархатном картоне.

Задачи:

Закрепить знания детей о том, как зимуют дикие животные волк, белка, заяц, особенности их внешнего вида в зимний сезон.

Активизировать познавательную деятельность детей, коммуникативные навыки;

Учить самостоятельно создавать несложную композицию в новой технике;

Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Материалы для занятия: листы бархатной бумаги с силуэтом зайчика, белая вата.

ТСО: аудиозапись мелодии «Заинька».

Ход занятия:

В: Здравствуйте ребятки! Сегодня утром я нашла в нашей группе вот это письмо, давайте его прочитаем:

Ребята скорее в наш лес приезжайте -

Нас длинноухих скорей выручайте,

На четвертой полянке сидим под кустом

И ждем вас - серые с хвостом!

В: Как вы думаете от кого письмо? (от зайчиков)

В: Ребята на чем мы сможем добраться до леса, ведь путь предстоит не близкий? (на автобусе)

В: Берите билетики и ищите свое место, на каждом билетике геометрическая фигура, вы должны найти стульчик на котором такая же фигура как на билетике. (дети занимают свои места)

В: А пока мы едем, давайте споем песенку » Мы едем-едем -едем..«, а вот и первая полянка впереди показалась!

(1 слайд - на экране появляется картинка заснеженного леса) Вот и лес нас встречает, покажите как качаются деревья в лесу, как шумят сосны ш-ш-ш, как шумит ветер с-с-с. Ой слышите, что это за звук: у-у-у?

(2 слайд - звук волчьего воя, изображение волка) Кого мы встретили на второй полянке? (Волка)Как волк зимует в лесу? (У волка отрастает теплая шубка, он не ложится в спячку и не делает запасы, он всю зиму рыщет по лесу в поисках добычи)

А давайте его развеселим? (Речь с движением)

Волк сердитый на лугу

Громко воет » Уууууу«

Очень скучно одному

Вот и воет «Ууууу»

Надоело мне сердиться

Буду с вами веселиться

Мы пойдем как оленята «топ-топ»

И поскачем как зайчата «прыг-скок»

Полетаем как совята «хлоп-хлоп»

И крадемся как лисята,

И не топ, и не хлоп а оп …

(3 слайд - белка на дереве)

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать (Белочка)

А как белочка готовится к зиме? (У белочки отрастает теплая шубка, серая; белочка делает запасы на зиму в дупле, она не ложится в спячку)

А давайте расскажем какие запасы сделала белочка. (Пальчиковая гимнастика)

Белочка - умелочка время не теряла

И в дупле - кладовочке

На зиму запасала:

Ягоды рябины, ягоды калины,

Грузди, сыроежки, сладкие орешки.

(4 слайд - зайчик в серой шубке прячется под кустом) Ребята, а зайчик готов к зиме? Нет, в этом году снег выпал очень рано и зайчик не успел поменять шубку, и ему очень трудно прятаться, он хорошо виден на снегу. Давайте зайчатам поможем поменять шубки на белые!

Возьмите ватный шарик и отщипните небольшой кусочек ваты, приложите его к бархатной стороне картона и прижмите. Так нужно одеть в белую шубку всего зайчика от ушек до хвоста. Шубка не должна быть слишком тонкой, зайчик зимой может замерзнуть; А если шубка будет слишком толстой зайке будет тяжело убегать от лисички и волка.(Дети самостоятельно выполняют аппликацию)

В: А посмотрите на нашу полянку, зайчики наши в белых шубках решили сплясать, давайте и мы потанцуем вместе!



  • Разделы сайта