Использование оздоровительной технологии фитбол-гимнастики в доу. Упражнения на фитболах

ФИТБОЛ – ГИМНАСТИКА

В ДЕТСКОМ САДУ

ФИТБОЛ –ГИМНАСТИКА

В ДЕТСКОМ САДУ № 442

г. Челябинска

Инструктор по физической культуре Карабанова М.Н.


цель:

Развивать физические качества и укреплять

здоровье детей, используя эффективность методики комплексного воздействия упражнений фитбол- гимнастики на развитие физических способностей детей дошкольного возраста, приобщать детей к здоровому образу жизни .


Задачи:

- укреплять здоровье детей с помощью фитболов;

- формировать и закреплять навыки правильной осанки;

- совершенствовать функции организма детей, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям с помощью фитболов;

- развивать координацию движений и физические качества: ловкость, выносливость, быстроту, гибкость;

- Способствовать развитию культуры движения и потребности в занятиях физическими упражнениями, играми.

- воспитывать трудолюбие, стремление к достижению поставленной цели.


Формы использования фитбола с детьми

игра

атлетика

танец

коррекция

гимнастика


  • предмет
  • ориентир
  • препятствие
  • опора
  • отягощение
  • амортизатор


Упражнения с фитболами используются в любой части

образовательной деятельности.

1 часть:

- ходьба, бег, перестроение.

П часть:

- ОРУ – наклоны, повороты, приседание, движение руками

ногами, из и.п. стоя, лежа, сидя.

- ОВД – упр. на развитие ловкости, равновесия, силы, гибкости, быстроты, элементы школы мяча.

- игра – мяч используется, как ориентир, опора, препятствие, утяжелитель.

Ш часть:

- упражнения на релаксацию, дыхательные, пальчиковые игры, игры с ручным массажёром.



  • оздоровительный эффект
  • многофункциональность
  • доступность
  • эффективность

Заключение

Упражнения на мячах доступны всем, не зависимо от возраста

и состояния здоровья, даже людям, имеющим заболевания суставов

ног, страдающим избыточным весом.

На занятиях фитбол-гимнастикой сердечно-сосудистая система рабо

тает в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо

меньше, чем при других аэробных тренировках.

Мяч создает хорошую амортизацию,поэтому во время выполнения

динамических упражнений на нем осевая нагрузка на позвоночник

менее интенсивна, чем при ходьбе.

Дети, занимающиеся фитбол-гимнастикой, меньше болеют, у них

улучшается внимание, настроение, появляется чувство радости,

удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и

эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям

и навыкам.






Спасибо за внимание!

Фитбол – гимнастика для дошкольников

Двигательная активность мощный биологический стимулятор жизненных функций растущего организма. Составляя одну из основных физиологических особенностей ребенка, она является условием его нормального формирования и развития. В работе с детьми, должны применяются такие методы и приемы, в которых учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим критериям отвечает методика работы с фитболами.

Фитбол – гимнастика является новой формой работы по физическому воспитанию. В переводе с английского языка, фитбол означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях.

Уникальное сочетание ритмических движений на фитболах с музыкой, речевыми, пальчиковыми, подвижными играми, дыхательными и оздоровительными упражнениями развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Вибрация, вызываемая в положении сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с верховой ездой. В специальной медицинской литературе верховая езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении. Объединяет верховую езду и фитбол-гимнастику физиологический механизм сохранения равновесия, который заключается в необходимости постоянного совмещения центров тяжести подвижной опоры с центром тяжести человека.

Мягкие природные спектры вибрации, реализуемые на занятиях фитбол-гимнастикой, аккумулируют в себе практически все известные положительные лечебные и оздоравливающие эффекты низкочастотных механических колебаний, проявляющихся на уровне всего организма и отдельных его систем.

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол - гимнастики как предмет, снаряд или опора. Овладение упражнениями фитбол – гимнастики позволяет укрепить здоровье и физическую подготовленность детей.

Музыкально – ритмические движения на фитболах с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, можно осваивать как индивидуально, так и подгруппой. Они просты и безопасны при правильной организации и проведении. Время проведения одного занятия 15-20 минут.

Таким образом, музыкально – ритмические движения с использованием фитболов, являются на данный момент инновационным направлением физического воспитания и оздоровления детей, сочетая в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.

фитбол-гимнастикой

На занятиях с детьми дошкольного возраста педагогу необходимо:

Избегать методических шаблонов, разнообразить содержание и методику проведения занятий. На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Одним из эффективных средств, для создания положительного настроения является музыкальное сопровождение. Кроме того, необходимо обращать внимание на эстетику выполнения упражнений, демонстрируя для примера детей, правильно выполняющих упражнения.

Ставить и решать конкретные цели и задачи, имеющие общее и специфическое воздействие на организм ребенка.

Соблюдать структуру каждого занятия, методически правильно организуя начальную, основную и заключительную части.

В подготовительной части занятия (10-15% продолжительности всего занятия) надо создать положительный эмоциональный фон, психологическую установку, функционально подготовить организм к предстоящей нагрузке, способствовать формированию правильной осанки и правильной установке стоп. В основной части (70-80% времени) решаются задачи развития двигательных навыков и умений, формирования физических качеств, коррекции имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата, воспитания воли, решительности, дисциплинированности, активности. В заключительной части занятия (10-15% времени) необходимо обеспечить постепенное снижение функциональной активности организма, подготовиться к переключению на последующую деятельность.

Рационально регулировать нагрузку. Дозировка объема и интенсивности физических упражнений достигается определенным числом повторений, темпом выполнения, изменением площади опоры, использованием длинных и коротких рычагов, сменой исходных положений и способов выполнения упражнений, рациональным чередованием времени нагрузки и отдыха, применением различных предметов и снарядов, использованием музыки, слова, средств наглядного воздействия на детей.

Правильно и своевременно использовать страховку и помощь для профилактики травматизма, что достигается соблюдением принципов обучения и воспитания (сознательности, активности занимающихся, систематичности, доступности занятий, прочности овладения необходимыми умениями и навыками). Профилактика травматизма заключается также в тщательной дозировке физических упражнений, дисциплине занимающихся, обеспечении санитарно-гигиенических условий. Кроме того, необходима предварительная проверка инвентаря, безопасное размещение детей при выполнений упражнений.

Использовать упругие свойства фитбола в качестве сопротивления для развития силы; масса фитбола позволяет применять его для отягощения. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление.

С целью формирования коммуникативных умений у детей упражнения могут выполняться в парных ОРУ, подвижных играх, командных соревнованиях.

С детьми дошкольного возраста использовать упражнения для самопознания, уточнения представлений детей о строении своего тела (называть части тела и их движения, проводить игры «Запрещенное движение», «Коснись названной части тела» и др.).

Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.

Обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка и создавать оптимальные условия для развития его организма. Ни один метод обучения, воспитания и лечебной коррекции не даст положительных результатов, если он применяется без индивидуального подхода.

Фитбол-гимнастика, как современная форма корригирующей гимнастики, имеет преимущество перед традиционными методиками, поскольку позволяет решать оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи:

Знакомит детей с разными видами фитболов.

Учит правильно сидеть на фитболах.

Учит покачиваться и подпрыгивать на фитболах.

Учит выполнять упражнения из различных И.п.: сидя на фитболе; лежа на фитболе на спине; лежа на фитболе на груди; лежа на спине на полу, ноги на фитболе и т.д.

Учит выполнять упражнения, укрепляющие мышцы, формирующие и поддерживающие правильную осанку.

Формирует и закрепляет навык правильной осанки.

Тренирует способность удерживать равновесие, развивать мелкую моторику, проприоцептивную чувствительность.

Учит выполнять упражнения в паре со сверстниками, танцевальные упражнения с использованием фитболов.

Поддерживает интерес к упражнениям и играм с фитболами, учит детей оценивать свои движения и ошибки других.

Побуждает детей к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы, активности, формирует привычку к здоровому образу жизни.

Для решения этих задач инструктор ЛФК или педагог, проводящий занятия фитбол-гимнастикой, должен выполнять следующие рекомендации.

Залогом успеха оздоровительных программ с использованием гимнастических мячей является безопасность и эффективность.

Размер подходящего мяча определяется пропорциями тела занимающегося. Для обеспечения максимальной стабильности и правильной осанки, в положении сидя на мяче тазобедренные и коленные суставы ребенка, должны быть согнуты под прямым или чуть большим углом, ступни должны располагаться на ширине плеч, и смотреть вперед. При сидении на мяче основные амортизационные функции выполняет мяч, то есть вся нескомпенсированная им вертикальная нагрузка воздействует на позвоночник. При правильном положении тела это не является опасным. Но поскольку поверхность мяча представляет собой подвижную сферу, на которой необходимо удерживать равновесие, осанка занимающихся (особенно в начинающих группах) может быть неправильной. При выполнении подскоков на мяче необходимо следить за осанкой детей! Нельзя совмещать подпрыгивание со сгибанием, скручиванием или поворотом позвоночника. Для каждого ребенка следует организовать место для занятий, поскольку для ребенка естественным является желание придвинуться к партнеру или группе. Наилучшим образом для организации пространства подходят резиновые коврики, паласные квадраты, или любой другой вариант зрительного ограничения пространства, позволяющий оставаться в его пределах во время занятия на гимнастических мячах.

Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим.

Независимо от возраста и физического состояния детей необходимо поэтапное освоение упражнений с мячом.

Вводные упражнения с использованием мячей создают новую эмоциональную окраску двигательной деятельности, что облегчает задачу научить детей новым движениям. За несколько занятий (по 15 минут) можно предложить детям большое число разнообразных упражнений. Затем усложняя их в течение года, можно интегрировать упражнения с фитболами в отработку комбинированных навыков.

Обучение правильному положению сидя на мяче

Обучение сохранению осанки при движение бедер

Обучение поддержанию равновесия при движении рук

Обучение базовому качанию

Обучение контрольной остановке

Упражнения с покачиванием чередуются с упражнениями на баланс, поскольку сидеть на мяче неподвижно для детей практически невозможно. Главное научить детей делать контрольную остановку сразу после обучения базовому качанию.

Освоение музыкально – ритмических движений на фитболе детьми младшего и среднего дошкольного возраста

(из опыта работы).

Начальный этап обучения детей музыкально- ритмическим движениям на фитболах я разделила на три последовательных раздела.

Обучение правильной посадке с помощью движений имитирующих движения и повадки животных и птиц, а также неодушевленных предметов. Чтобы научить малышей правильно и безопасно сидеть и подпрыгивать на мяче мы использовали игровые приемы. Например: расставив мячи по залу в малые плоские обручи, я говорю ребятам, что они сегодня не мальчики и девочки, а они сегодня белочки. Предлагая детям погулять по лесу вокруг мячей. Вот устали белочки и сели все по веточкам (мячи). Поясняю, как правильно сидеть на мяче (веточке), чтобы не упасть, держать руки по бокам мяча, придерживаясь ладонями. Посидели, отдохнули, поиграли, поскакали (подскоки на мяче). После того как дети научаться сохранять равновесие и правильную посадку на мяче, дополняли посадку на мяче движениями рук, ног, корпуса усложняя движения с имитацией.

«Белочка» В: сидя на мяче, руки по бокам, легкие подскоки.

«Зайка» В: сидя на мяче, руки перед собой (лапки), подскоки.

«Мишка» В: сидя на мяче, наклоны в стороны, руки на мяче.

«Лошадка» В: сидя на мяче, держа руки перед собой (поводья).

«Петушок» В: сидя на мяче, выполнять махи руками.

В процессе обучения мы обыграли с детьми практически всех домашних и диких животных, знакомых детям в этом возрасте, многие неодушевленные предметы и игрушки, соединяя имитационные движения на мячах с речевыми и пальчиковыми играми.

Для обучения мы привлекли детей старшего возраста, что способствовало более эмоциональному настрою и поведению детей.

Разучивание музыкально- ритмических движений без использования фитбола (движения разучивались в исходных положениях сидя на табурете или стоя). Фитболы использовались в вводной части занятия или в заключительной, в подвижных, речевых, пальчиковых играх или игровых упражнениях с бегом и ходьбой.

Музыкально – ритмические движения на фитболах, показывали подготовленные дети старшего дошкольного возраста. Руководитель физического воспитания и воспитатель при необходимости осуществляли страховку и тактильную помощь, что повысило безопасность и качество, сократило время обучения.

За основу я взяла музыкально – ритмические движения 1 уровня сложности из программы А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», адаптировав и изменив их в соответствии с поставленными задачами.

Обучение проходило по принципу от простого к более сложному. Элементы начального этапа обучения представлены в презентации.

Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. (d40-50 см). Существуют множество разнообразных мячей: и с ручками, «рожками», и овальные, и с пупырышками. Они имеют не только различную форму и размер, но ещё и яркий цвет. Дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи:

Развитие двигательных качеств;

Обучение основным двигательным действиям;

Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;

Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;

Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;

Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутреннихорганов, устранение венозного застоя;

Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;

Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;

Развитие мелкой моторики и речи;

Адаптация организма к физической нагрузке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Фитбол - гимнастика в детском саду.

Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. (d40-50 см). Существуют множество разнообразных мячей: и с ручками, «рожками», и овальные, и с пупырышками. Они имеют не только различную форму и размер, но ещё и яркий цвет. Дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах.

Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи:

  • Развитие двигательных качеств;
  • Обучение основным двигательным действиям;
  • Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
  • Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;
  • Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;
  • Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутреннихорганов, устранение венозного застоя;
  • Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
  • Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;
  • Развитие мелкой моторики и речи;
  • Адаптация организма к физической нагрузке.

Занятия фитбол-гимнастикой могут проходить до двух раз в неделю по 20-30 минут. Занятие подразделяется на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки. В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. В связи с этим во время занятия должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Всё занятие проходит под музыкальное сопровождение.

Подготовительная часть (10 минут)

Выполняется сидя на мяче с пружинящими движениями. Разминка проводится под веселую детскую музыку. Во время разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами.

Упражнения:

  • Игра под музыку ("Аэробика для малышей").
  • Наклоны головой вперед-назад и вправо-влево. Темп медленный.
  • Повороты головой направо-налево. Темп медленный.
  • Круговые вращения руками вперед и назад. Темп средний.
  • Наклоны туловища вправо-влево. Темп средний.
  • Повороты туловища направо-налево. Темп средний.
  • "Лестница" – поднимать руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочередно так же (плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу). Постепенно темп упражнений можно увеличивать.
  • Ходьба сидя на мяче вперед-назад (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.
  • Ходьба сидя на мяче вправо-влево (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.
  • Прыжки на мяче как можно выше отрываясь от пола
  • Прыжки сидя на мяче вокруг себя (подпрыгиваем, постепенно переставляя ноги и двигаемся по кругу).

Основная часть (15 минут)

Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе), лёжа на коврике (на спине и животе).

Упражнения стоя:

  • Стоя, мяч в руках. Поднимание прямых рук с мячом вверх-вниз (5-10 раз)
  • Стоя, мяч в руках. Повороты туловища вправо-влево (руки с мячом на уровне груди)
  • "Маятник". Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево вверх
  • Ходьба по кругу, держа мяч над головой (руки прямые). Можно ходить по кругу, а можно "змейкой", постепенно, то увеличивая, то уменьшая темп.
  • Отбивание мяча одной рукой, двумя и поочередно на месте и в движении.
  • Бросание мяча вверх и ловля его. Также упражнение можно выполнять в парах.
  • Катание мяча друг другу.
  • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Удержание равновесия. Ноги прямые. Руки в стороны
  • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Катание мяча вперед-назад и (или) вправо-влево.
  • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Приседания 5 раз. Руки в стороны. Ноги в коленях прямые
  • Стоя, ноги на ширине плеч, руки касаются мяча. Прокатывание мяча вперед и назад, не отрывая ноги от пола (колени прямые). Нужно прокатить мяч как можно дальше.

Упражнения, сидя на мяче:

  • Перекаты с носочков на пятки. Руки в стороны.
  • Сидя на мяче (пятки и голень как можно ближе к мячу), ноги оторвать от пола и удерживать равновесие как можно дольше. Руки в стороны
  • Ходьба вперед, не отрывая ягодицы от пола, постепенно опуская спину на мяч. Лежа на мяче удерживать равновесие (руки в стороны), затем постепенно поднимаясь идти назад

Упражнения лежа на спине:

  • Лежа на спине мяч под ногами. Катание мяча, вперед-назад сгибая и выпрямляя ноги
  • Лежа на спине мяч под ногами. Поднимание и опускание ног поочередно. Ноги прямые.
  • Лежа на спине, мяч обхватить ногами с двух сторон. Поднимание и опускание прямых ног. Руками можно держаться за коврик.
  • Лежа на спине мяч под ногами, руками держаться за пол. Поднимание и опускание таза.

Упражнения лежа на животе:

  • Лежа на животе руки впереди с мячом. Поднимание и опускание туловища (по возможности подниматься как можно выше). Можно удерживать положение наверху несколько секунд.

Упражнения, лёжа на мяче, на животе:

  • "Качалочка". Стоя на коленях, перекат на мяче вперед на прямые руки и вернуться обратно на колени.
  • Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, ноги прямые не касаются пола. Туловище параллельно полу. Удерживать равновесие несколько секунд.
  • Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, сгибать и выпрямлять ноги поочередно и одновременно. Ноги не касаются пола.
  • Лёжа на животе, на мяче, ходьба на прямых руках вперед и назад. Ноги прямые параллельно полу.
  • "Самолёт". Лёжа на животе, прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны. Удерживать позу несколько секунд.

Упражнения, лёжа на спине, на мяче:

  • "Звёздочка". Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Удерживать положение несколько секунд.
  • Перекаты на спине вперед-назад. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Выполнять сгибание и разгибание ног.
  • "Мостик" на мяче выполняется с помощью педагога, который поддерживает и страхует ребёнка. Во время выполнения упражнения нужно оттолкнуться ногами от пола, выполнить перекат назад на мяче и поставить руки на пол. Вначале можно выполнять только перекаты на руки и обратно, отталкиваясь от пола то руками, то ногами.

Заключительная часть (5 минут)

В заключительной части выполняются дыхательные упражнения стоя, сидя на мяче, лёжа на мяче и подвижные игры с фитболом.

Этапы обучения

Обучение на мячах проходит в несколько этапов.

Но начиная работать на мячах, следует знать, что мяч должен соответствовать возрасту ребёнка – 45см-4-5лет; 50см-5-6 лет; 55см-6-7 лет. При посадке на мяч, угол между бедром и голенью должен быть 90*.

Овальные мячи удобны тем, что опора становится более устойчивая, такие мячи подходят детям на первой стадии обучения и для тех, кто боится упасть.

И начинать использовать фитболы можно уже с раннего возраста.

Мяч для детей младшего возраста является средством коммуникации. Он помогает быстро найти контакт с ребёнком. Заставляет ребёнка всё время находиться в движении, тем самым постоянно вызывает новый интерес. (Покатить, подбросить, похлопать, попрыгать на мяче, покататься на нём, полежать).

Целью 1 этапа является:

* освоение мяча как оборудования

Здесь можно использовать такие упражнения, как любые прокатывания, отбивания мяча, похлопывания, перебрасывания в паре, в кругу.

* обучение правильной посадке на мяче

Второй этап является самым трудоёмким:

Цель 2 этапа:

* научить детей основным исходным положениям

Таких положений на мяче около7-8.

* тренировка основных мышечных групп, в том числе и дыхательных.

3 этап (зависит от уровня освоения 2 этапа)

Целью данного этапа является:

* научить основным динамическим движениям с мячом

Дети выполняют упражнения в группах, из любых исходных положений, прыжки на мяче на месте и в движении, в свободной деятельности.

Упражнения с фитбол – мячами можно проводить как часть занятия, используя их только в основной части.

Также, можно построить занятие так, чтобы мячи были использованы на протяжении всего занятия.

Поэтому для достижения лечебного и профилактического эффекта комплексы с фитболами включаются в образовательный процесс регулярно курсами 3-4 раза в год, в течение 1-1,5 мес. Это составляет 10-12 занятий за1 курс.

Конечно, все занятия для дошкольников строятся в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью дошкольника.

Где можно использовать фитбол мячи?

Используя фитбол мячи в занятиях сочетается работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, тем самым усиливается и эффект занятий.

Игры с фитболами можно использовать не только на физкультурных занятиях, но и повседневной работе:

*на занятиях в качестве физкультминутки;

*на прогулке;

*в самостоятельных играх детей, эстафетах;

*в развлечениях, праздниках и досугах;

*в индивидуальной работе;

*с использованием дыхательных упражнений,

* ритм-блоков с музыкой;

*для освоения ОВД и ОРУ.

Очень эффективно использование фитбол – мячей в совместной работе с родителями.

Особенно хорошо нормализуются детско – родительские отношения. Дети ощущают радость от совместной двигательной деятельности, а так же поддержку родителя.

Фитбол – мячи вносят разнообразие в проведение досугов, праздников и развлечений.

Использование фитбол – мячей повышает эмоциональную включенность детей в занятие.

Повышает эффективность оздоровительных задач и усвоение материала.

Также фитболы позволяют разнообразить подвижные и эстафетные игры, они дарят детям радость и здоровье.

Подвижные игры с фитболом

"Паровозик”

Дети садятся на фитболы друг за другом и первый ребёнок или педагог исполняет роль машиниста. Он "везёт" ребят по залу в разных направлениях. Дети, подпрыгивая, передвигаются друг за другом, подталкивая свой мяч руками

"Гусеница"

Дети садятся на фитболы друг за другом и представляют, что руки – это ножки гусеницы, которая лежит на спине. Первому ребенку дают в руки фитбол и он, прогнувшись назад, передаёт мяч следующему ребенку. Когда мяч дойдет до последнего игрока его начинают передавать обратно

"Быстрый и ловкий"

Фитболы (на один меньше чем детей) лежат по кругу. Под весёлую мелодию дети ходят вокруг мячей. Как только прекратится музыка, нужно быстро сесть на мяч. Кому не хватило мяча, выбывает из игры. Один мяч убирается, и игра продолжается, так происходит до тех пор, пока не останется один игрок (победитель).

Также можно использовать и другие подвижные игры, в которых возможно применение фитболов.

Список использованной литературы:

  1. Коррекционная «Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста». / Н. Д. Шматко, Л. А. Головчиц и др. – Москва: «Просвещение», 1991 год.

  2. Весёлая физкультура для детей и их родителей. Занятия развлечения, праздники, походы. / Казина О.Б. – Ярославль: «Академия развития: Академия Холдинг», 2005. – 140 с.
  3. Оздоровление детей в условиях детского сада. /Л.В. Кочеткова. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 112с.
  4. Здоровьеформирующее физическое развитие : Развивающие двигательные программы для детей 5 – 6 лет: /И.К. Шилкова - М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 2001. – 336 с.
  5. Система оздоровительной тренировки «Изотон», «Спортивные технологии» .

Предварительный просмотр:

Комплексы упражнений на фитболах

1 Комплекс.

Исходное положение - сидя на фитболе, руки к плечам.

Выполнение:

1 - руки на фитбол;

2 - вернуться в исходное положение.

Исходное положение - стоя лицом к фитболу, руки за спину, ноги врозь.

Выполнение:

1-2 - наклон вперед не сгибая ног, ладони на фитбол;

3-4 - вернуться в исходное положение (повторить 5раз) .

Исходное положение - сидя на фитболе, руки с двух сторон на фитболе сбоку.

Выполнение:

1-2 - правую ногу согнуть и поставить стопой на фитбол;

То же другой ногой (повторить 3-5 раз) .

Выполнение:

1-2 - наклон вперед, рукой коснуться правой ноги;

3-4 - вернуться в исходное положение.

То же в другую сторону (повторить 3-4раза) .

Исходное положение - сидя на полу спиной к фитболу, придерживая фитбол руками.

Выполнение:

1-2 - выпрямить ноги;

3-4 - согнуть ноги (повторить 4-6раз) .

Подскоки с ноги на ногу вокруг фитбола и ходьба на месте. Смена направлений.

Повторить упражнение 1.

2 комплекс .

«Хлопок». Исходное положение - стоя лицом к фитболу.

Выполнение:

1-2 - руки через стороны вперед, хлопнуть, сказать: «Хлоп»;

« Дотянись» . Исходное положение - сидя на фитболе, ноги врозь, руки на поясе, сделать вдох.

Выполнение:

1-2 - руки через стороны вверх. Наклон вперед, коснуться носков - выдох;

3-4 - вернуться в исходное положение - вдох (повторить 3- 5 раз) .

«Приседание ». Исходное положение - стоя лицом к фитболу.

Выполнение:

1-2 - поднимая пятки и разводя колени, присесть, руки прямые на фитболе, спина прямая;

3-4 - вернуться в исходное положение (повторить б раз) .

«Поворот». Исходное положение - спиной к фитболу, руки на пояс.

Выполнение:

1-2 - поворот направо, правой рукой коснуться фитбола; 3-4 - вернуться в исходное положение.

То же влево. Ноги не сгибать, смотреть в сторону поворота (повторить 3-4раза) .

«Ноги врозь». Исходное положение - сидя на полу, лицом к фитболу, ноги врозь, руки в упоре сзади.

Выполнение:

1 - согнуть ноги ближе к себе;

2 - ноги врозь, не задевая фитбола (повторить 4-6раз) .

«Шаги и прыжки». Исходное положение - стоя боком к фитболу.

Выполнение:

Сделать 10-12 шагов, не отрывая носков ног, прыжки вокруг фитбола, ходьба на месте (повторить 3-4раза)

3 комплекс .

> «Шагают пальцы ». Исходное положение - стоя на коленях, сесть на пятки, фитбол справа.

Выполнение:

перебирая пальцами правой руки, прокатить фитбол вокруг себя. То же влево (повторить б раз) .

> «Насос ». Исходное положение - сидя на фитболе, руки на пояс, вдох.

Выполнение:

1-2 - наклон вправо (влево, на выдохе произносить звук «ш-ш-ш»;

> «Работают ноги». Исходное положение - сидя на полу, ноги врозь, лицом к фитболу, руки в упоре сбоку.

Выполнение:

1 - согнуть правую ногу;

2 - вернуться в исходное положение. То же левой ногой;

3 - то же, одновременно сгибая и поочередно выпрямляя каждую ногу, и наоборот (повторить 3-4 раза) .

> «Посмотри на руки». Исходное положение - сидя на фитболе, руки на поясе.

Выполнение:

1-2 - поворот вправо, правую руку в сторону, посмотреть на руку;

3-4 - вернуться в исходное положение. То же - влево (повторить 3-4 раза) .

> «Спрячемся». Исходное положение - сидя на полу, ноги врозь, лицом к фитболу, руки на мяче, спина прямая.

Выполнение:

1-4 - перебирая ладонями по фитболу, прокатывая его вперед, наклон вперед;

5-8 - перебирая ладонями по фитболу, вернуться в исходное положение (повторить б раз) .

> «Высоко». Исходное положение - стоя рядом с фитболом.

Выполнение:

1-2 - подняться на носки, руки вверх;

3-4 - вернуться в исходное положение (повторить 3-4 раза) .

4 комплекс.

> Исходное положение - сидя на фитболе, руки к плечам .

Выполнение:

1-3 - круговые движения согнутых в локтях рук;

4- вернуться в исходное положение (повторить 6раз) .

> Исходное положение - сидя на фитболе, руки вверх, правая нога вправо .

Выполнение:

1-2 - наклон вправо к ноге;

3-4 - вернуться в исходное положение. То же - влево (повторить 3-4 раза в каждую сторону) .

> Исходное положение - лежа на фитболе на животе, руки на полу.

Выполнение:

1 - поднять вверх правую ногу;

3-4 - то же левой ногой (повторить 3-4 раза в каждую сторону) .

> Исходное положение - сидя на фитболе, держаться за него руками сбоку.

Выполнение:

1-4 - переступая ногами вперед, перейти в положение лежа на фитбол;

5-8 - вернуться в исходное положение (повторить враз) .

>Исходное положение - лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе .

Выполнение:

1-2 - поднять таз от пола, опираясь ногами на фитбол;

3-4- вернуться в исходное положение (повторить 6-8раз) .

> Исходное положение - сидя на фитболе, руки за головой.

Выполнение:

1 - наклон вправо, коснуться локтем правого бедра;

2 - вернуться в исходное положение;

3-4 - то же в другую сторону (повторить 3-4 раза в каждую сторону) .

> Прыжки с фитболом в руках.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК

1. Стоя, поднять фитбол перед грудью на вытянутых руках, зафиксировать и вернуться в исходное положение.

2. То же, но фитбол поднять над головой.

3. То же, но хват правой рукой сверху фитбола, а левой - снизу и наоборот.

4. Стоя, перенос фитбола прямыми руками над головой справа налево и наоборот.

5. Стоя, сжимать «дыхательный» мяч руками перед грудью, над головой, опущенными вниз руками.

6. Стоя, вращение фитбола на вытянутых руках вправо-влево.

7. Стоя, сжимать фитбол на вытянутых руках перед грудью, над головой, внизу.

8. Наклон вперед, фитбол в руках, завести его за голову и вернуться в исходное положение (спина прямая) .

9. Поворот с фитболом в руках вправо-влево (руки выпрямлены в локтевых суставах) .

10. То же, но руками при поворотах сжимать фитбол.

11. Наклон вперед, маховые движения прямыми руками с фитболом вверх-вниз.

12. То же, но хват правой рукой сверху фитбола, левой -снизу и наоборот.

13. Те же движения руками в исходное положение сидя.

14. Те же движения руками в исходное положение лежа на спине.

15. Исходное положение - стоя, фитбол лежит на внутренней части предплечий. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах, удерживая фитбол руками.

16. Лежа на животе, руками удерживать фитбол на полу -откатить руками фитбол и вернуть его в исходное положение.

17. То же, но фитбол приподнять над головой, подержать и опустить.

18. Исходное положение - стоя, в обеих руках «дыхательные» мячи. Отвести руки с мячами в стороны; а) - до горизонтального уровня; б) - выше горизонтального уровня; в) - по диагонали; г) - руками, имитируя движения лыжника.

19. Исходное положение - стоя, фитбол в руках за головой. Поднять фитбол над головой за спиной, подержать и опустить.

20. Исходное положение - стоя, фитбол в опущенных руках за спиной. Сгибая руки, поднять фитбол за спиной вверх и опустить в исходное положение.

21. Исходное положение - лежа на спине, фитбол в руках перед грудью. Поднять фитбол над головой и опустить.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ БРЮШНОГО ПРЕССА

1. Исходное положение - лежа на спине, фитбол в руках над головой. Перейти в положение сидя, перекатывая фитбол по груди, животу и ногам, затем вернуться в исходное положение.

2. Исходное положение - то же, но сесть, ноги под углом 45°.

3. Исходное положение - лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы на полу, фитбол между ногами, руки за головой. Сжимая фитбол ногами, перейти в положение сидя.

4. То же, но сесть, ноги под углом 45°.

5. Исходное положение - лежа на спине на фитболе, руки за головой, приподнять до горизонтального уровня над фитболом голову и плечи. Зафиксировать и вернуться в исходное положение.

б. Исходное положение - лежа на спине на фитболе, одна рука на фитболе, другая за головой. Поднимая голову и плечи, повернуть туловище влево, затем вправо.

7. Лежа на фитболе на боку, руки в упоре на фитбол. Откатить фитбол от себя и вернуться в исходное положение.

8. То же, но опора на фитбол одной рукой, другая в «крылышке» и наоборот.

9. Исходное положение - лежа на боку, фитбол между ногами. Поднять фитбол согнутыми в коленных суставах ногами.

10. То же, но поднять фитбол прямыми ногами и вернуться в исходное положение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ ТАЗОВОГО ДНА

1. Лежа на спине, стопы на мяче, колени согнуты под углом 90°. Удерживая в напряжении ноги, поднять таз, зафиксировать положение и опустить.

2. То же, но на фитболе фиксированы не стопы, а голень.

3. То же, но одна нога фиксирована стопой на колене другой ноги.

4. Исходное положение - лежа на спине, пятки в упоре на фитбол. Поднять таз так, чтобы туловище и ноги составили одну прямую линию.

5. Исходное положение - лежа на спине, одна нога в упоре стопой на фитболе, другая нога фиксирована на колене. Откатить фитбол от себя и вернуться в исходное положение.

6. Исходное положение - лежа на спине, стопы на фитболе, согнуть обе ноги в коленях, приподнять таз. Фитбол прикатить стопами к ягодицам и вернуться в исходное положение.

7. Исходное положение - лежа на спине, стопы на фитболе. Поочередно поднимать и опускать ноги.

8. Исходное положение - лежа на спине, фитбол между ногами, согнутыми в коленях. Сжимать фитбол ногами.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ СПИНЫ

1. Исходное положение - лежа грудью на фитболе, стопы в упоре на полу, руки за спиной. Разгибание в грудном отделе позвоночника.

2. То же, но руки в «крылышки».

3. То же, но руки вверх.

4. То же, но попеременное движение прямых рук вперед-назад.

5. То же, но руками выполнять упражнение «ножницы».

6. Исходное положение - лежа грудью на фитболе, руки на полу, ноги в упоре стопами на полу. Поднять до горизонтального уровня правую ногу, затем левую ногу.

7. То же, но поднять обе ноги одновременно до горизонтального уровня.

8. То же, но поднять одну ногу, согнутую в коленном суставе до 90°.

9. То же, но ногами - горизонтальные и вертикальные «ножницы».

10. Стоя, опора на мяч на предплечьях, ноги в упоре стопами на полу на ширине плеч. Мах правой ногой назад, в сторону, затем то же - левой ногой.

11. Прямые ноги на фитболе, руки в упоре на полу. Не прогибаясь в спине, согнуть и разогнуть колени, подтягивая фитбол к груди.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ СВОДА СТОПЫ

1. Сидя на фитболе, упор кистями рук на колени. Одновременно ставить стопы то на носки, то на пятки, то на наружный свод.

2. Исходное положение - лежа на полу, одна нога голенью лежит на фитболе, другая нога выполняет «гусеничку» стопой вперед и назад.

3. Исходное положение - сидя на фитболе, стопы на «дыхательном» мяче. Опора на «дыхательный» мяч носками, пятками, наружным сводом стопы.

4. То же, но одна нога в упоре носком, другая пяткой и наоборот.

5. Исходное положение - сидя на фитболе, захватить «дыхательный» мяч между стопами и прокатывать его ногами.

6. Исходное положение - сидя на фитболе, катать мяч стопами вперед-назад.

7. «Гусеничка» поочередно стопами на «дыхательном» мяче, сидя на фитболе.

8. Исходное положение - сидя на фитболе, захватить «дыхательный» мяч между стоп, немного приподнять, сжать фитбол ногами, выпустить на пол, опять захватить (повторить 4-6раз) .

Упражнения для увеличения гибкости и подвижности

позвоночника и суставов.

1. Исходное положение - сидя на фитболе, правая рука через теменную часть головы фиксирована на левой височной области. Наклонить правой рукой голову вправо, спина прямая. Повторить то же другой рукой.

2. Исходное положение - сидя на фитболе, руки в замок за спиной. Поднять руки вверх до максимально возможного уровня. Спина прямая.

3. Исходное положение - лежа на спине на фитболе. Тянуть руки в стороны - вверх, ноги в упоре на полу.

4. Исходное положение - лежа на спине на фитболе, руки за головой. Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, стопы на полу.

5. Исходное положение - стоя на коленях, фитбол перед грудью. Откатить фитбол от себя, зафиксировать положение с небольшим прогибом позвоночника и вернуться в исходное положение.

6. Исходное положение - сидя на полу, ноги в стороны, руки на фитболе. Откатить и прикатить фитбол вперед-назад.

7. Исходное положение - сидя на фитболе, глубокий наклон вперед. Руками обхватить между ногами фитбол и потянуть к себе.

8. Исходное положение - сидя на фитболе. Наклоны вправо-влево, одна рука на фитболе, другая тянется вверх.

9. Исходное положение - лежа на фитболе боком, обе руки вверх. Одной рукой тянуть другую руку вверх.

10. Исходное положение - сидя на фитболе, одна нога согнута в коленном суставе, лежит на другой ноге. Наклон вперед, руки в упоре на мяче сзади.

11. Исходное положение - сидя на фитболе, одна нога в упоре на пятке. Тянуться к одной ноге, затем - к другой ноге.

12. Исходное положение - стоя, одна нога на фитболе. Руками придерживая фитбол тянуться к другой ноге.

13. Исходное положение - лежа на спине, ноги на фитболе. Поднять максимально вверх правую ногу, затем левую.

14. Исходное положение - стоя у фитбола. Одной рукой фиксировать его, другой рукой подтянуть пятку к ягодице, сгибая ногу в коленном суставе.

15. То же, лежа грудью на фитболе. Одна рука в упоре на полу, другая подтягивает пятку к ягодице.

16. Исходное положение - стоя на одном колене, другая нога вытянута и отведена в сторону, руки на мяче перед грудью. Откатить фитбол от себя и вернуться в исходное положение.

17. Исходное положение - стоя в коленно-кистевом положении, одна нога отведена в сторону и лежит на фитболе. Откатить фитбол от себя и вернуться в исходное положение.

18. Исходное положение - сидя на полу, ноги врозь. Откатить фитбол от себя и к себе, спина прямая.

19. Выпад вперед, фитбол сбоку для опоры одной руки на предплечье; то же с другой стороны.

20. Исходное положение - стоя на одном колене, другая нога вытянута вперед. Откатить фитбол вперед и вернуться в исходное положение.

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИТБОЛОВ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ ВО ФРОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Построение в шеренгу. Ходьба по залу. Гимнастические перестроения в ходьбе (ходьба «змейкой», противоходом, проверка осанки у гимнастической стенки). Разучивание шагов польки (5 минут) .

Исходное положение - основная стойка, с мешочком с песком на голове. 1-2 - руки в «крылышки»: 3-4 - вернуться в исходное положение (повторить 6-8раз) .

Исходное положение - то же. 1 - руки вверх, правую ногу отставить назад на носок; 2 - вернуться в исходное положение; 3-4 - руки вверх, то же - левой ногой (повторить 6-8раз) .

Ходьба на носках с мешочком на голове вокруг фитбола. Следить за осанкой, одной рукой придерживая фитбол. Выполнять в течение 1 минуты.

Исходное положение - лежа на спине на фитболе. 1-2 -руки к плечам; 3-4 - поднять правую ногу; 5-6 - согнуть ногу в колене; 7-8 - выпрямить ногу и вернуться в исходное положение; 9-16 - то же левой ногой (повторить б-8раз) .

Исходное положение - то же. Перейти в положение сидя, руки в «крылышки», затем медленно вернуться в исходное положение.

Исходное положение - на четвереньках, фитбол перед грудью. Упражнение на расслабление.

Исходное положение - лежа на животе на фитболе. 1-2 -поднять ноги, руки в упоре на полу; 3-4 - движения ногами «ножницы» (в вертикальной и горизонтальной плоскости). Голова и позвоночник- в одной плоскостях (повторить 6-8раз) .

Исходное положение - то же. 1-4 - руки в «крылышки», ноги на полу; 5-8 - движения руками, как при плавании брассом (повторить 4-6раз) .

Исходное положение - стоя на коленях рядом с фитболом. 1-4 - обвести рукой вокруг себя фитбол по часовой стрелке; 5-8 - против часовой стрелки. Удерживать правильную осанку, вытягиваясь теменной областью вверх (повторить 4-5 раз) .

Ходьба с контролем осанки, руки на поясе (30 секунд) .

Ходьба боком.

Эстафета с фитболами «Кто быстрее? » (3 минуты) .

Игра на внимание в ходьбе с сохранением осанки.

Игра «Фитбол в воздухе» (2 минуты) .

Проверка осанки друг у друга и подведение итогов занятия.

Сутулая и круглая спина.

1. Исходное положение - основная стойка, в руках гимнастическая палка. 1-2 - палку завести за лопатки, подтянуть живот; 3-4 - вернуться в исходное положение.

2. Исходное положение - основная стойка. 1-4 - «крылышки» руками.

3. Исходное положение - лежа на животе на фитболе. 1-2 -руки в «крылышки»; 3-4 - держать.

4. Исходное положение - лежа на животе на фитболе. 1-2 -ноги поднять, руки в упоре на полу; 3-4 вернуться в исходное положение.

5. Исходное положение - лежа на животе на фитболе, руки в упоре на полу. 1-4 - горизонтальные «ножницы» ногами; 5-8 -вертикальные «ножницы» ногами.

6. Исходное положение - лежа на спине на фитболе. 1-2 -приподнять голову и плечи, прогнуться, руки в «крылышки»; 3-4 - держать.

7. Исходное положение - лежа на спине на фитболе, руки в «крылышки». 1-4 - поднять правую ногу до горизонтального уровня; 5-8 - вернуться в исходное положение; 9-16 - то же левой ногой.

8. Исходное положение ~ лежа на спине на фитболе, руки к плечам. 1-4 - перекатываясь на фитболе, сгибание и разгибание ног в коленных суставах.

Кругловогнутая спина.

1. Исходное положение - лежа на животе на фитболе. 1-2 поднимание головы, руки в «крылышки»; 3-4 - вернуться в исходное положение.

2. Исходное положение - то же. 1-2 - поднять голову, руки вперед; 3-4 - руки в стороны; 5-6 - руки к плечам; 7-8 - руки вниз.

3. Исходное положение - то же. 1-4 - движения руками, как при плавании стилем «брасс».

4. Исходное положение - лежа на спине на фитболе. 1-2 -поднимать голову, носки на себя; 3-4 - вернуться в исходное положение.

5. Исходное положение - лежа на спине на фитболе. 1-2 -поднять голову, руки вверх; 3-4 потянуться руками.

6. Исходное положение - то же. 1-4 - согнуть правую ногу в коленном и тазобедренном суставах; 5-8 медленно вернуться в исходное положение.

7. Исходное положение - лежа на спине на фитболе, руки вниз. 1-4 -держать руки в «крылышки».

8. Исходное положение - лежа на спине на фитболе, руки за головой. 1-2 - сесть, руки на пояс; 3-4 - вернуться в исходное положение.

9. Исходное положение - лежа на спине на фитболе, руки обхватывают фитбол. 3-4 - приподнять над фитболом грудной отдел позвоночника, прижимая при этом поясницу к мячу.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИТБОЛОВ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ В САГИТТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Плоская спина.

1. Исходное положение - лежа на животе на фитболе. 1-2 -поднять голову, руки в «крылышки» (голову не запрокидывать, чтобы затылок и позвоночник находились на одной линии) ; 3-4 - вернуться в исходное положение.

2. Исходное положение - то же. 1-2 - поднять голову, руки вперед, выполняя хлопки руками; 3-4 - вернуться в исходное положение.

3. Исходное положение - то же. 1-4 - «брасс» руками.

4. Исходное положение - то же. 1-4 - «бокс» руками.

5. Исходное положение - лежа на животе на фитболе, руки на полу в упоре. 1-2 - поднять прямые ноги одновременно; Ъ-А удерживать.

6. Исходное положение - лежа на спине на фитболе, руки за головой. 1-2 - поднять голову, носки ног на себя; 3-4 - вернуться в исходное положение.

7. Исходное положение - лежа на спине на фитболе, руки обхватывают фитбол. 1-2 - поднять прямую правую ногу; 3-4 -опустить, 5-6 - поднять левую ногу; 7-8 - опустить.

8. Исходное положение - на четвереньках, фитбол под грудью. 1-2 - «кошечка ласковая» (прогнуться в грудном и поясничном отделе, голову поднять) ; 3-4 - вернуться в исходное положение.

Плосковогнутая спина.

1. Исходное положение - лежа на животе на фитболе. 1-2 -приподнять голову, руки вперед, сжимать и разжимать пальцы рук.

2. Исходное положение - то же. 1-2 - приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые вращения в плечевых суставах вперед.

3. Исходное положение - то же. 1-4 - движения руками «брасс».

4. Исходное положение - то же. 1-4 - движения руками «брасс» с выдержкой.

5. Исходное положение - лежа на животе на фитболе, руки в упоре на полу. 1-2 - ноги приподнять; 3-4 - удерживать.

6. Исходное положение - лежа на спине на фитболе, руки в «крылышки». 1-2 - приподнять голову, носки на себя; 3-4 -вернуться в исходное положение.

7. Исходное положение - то же. 1-2 -согнуть правую ногу в колене, прижать к груди; 3-4 согнуть левую ногу в колене, прижать к груди.

8. Исходное положение - лежа на спине на фитболе. 1-2 -руки в «крылышки», перейти в положение сидя на фитболе; 3-4 - вернуться в исходное положен


Светлана Ермакова

фитбол-мячами я работаю уже с 2003 года. В нашем детском саду есть разные мячи: хопы (с ушками, гладкие фитболы, медболы (арахис,но больше -массажных. Я работаю по своей программе -веду кружок "Группа здоровья"на фитбол -мячах. На занятиях по физической культуре я использую фитбол в общеразвивающих упражнениях, в основных движениях:для прокатывания, вместо набивных мячей -броски и ловля мяча, отбивание мяча и т. д;в подвижных играх, играх-эстафетах. Мне очень нравится этот мяч,а главное он нравится детям. Я взяла за основу упражнения Овчинниковой Т. С. и Потапчук А. А. "Двигательный игротренинг для дошкольников". Хочу предложить вам план -конспект моего занятия и картотеку упражнений. Есть разные видеоматериалы,если получится -закачаю.

План-конспект коррекционного занятия на фитбол – мячах

для старшего дошкольного возраста

Цель занятия:

Формирование правильной осанки.

Задачи:

1. Тренировать силовую выносливость мышц, участвующих в создании мышечного корсета.

2. Профилактика плоскостопия.

3. Содействовать развитию равновесия.

4. Повысить положительный эмоциональный тонус детей.

Оборудование:

Массажные мячи – фитболы: диаметр – 45-50 см. (на каждого ребёнка)

Массажные коврики (на каждого ребёнка)

Индивидуальные коврики

Магнитофон

Предварительная работа:

Разучивание исходных положений для упражнений на фитбол – мячах

Обучение элементам самостраховки

Разучивание упражнений

Придумывание детьми образных названий для упражнений.

Под ритмичную музыку

I часть Вводная 3 мин.

Упражнения на массажных ковриках: (интенсивный массаж стоп)

1. Ходьба на месте с руками.

2. Поднимание на носочки, руки вверх; на пятки, руки вперёд.

3. Маленькие прыжки на носочках, руки на поясе.

4. Ходьба с дыхательным упражнением.

IIчасть

ОРУ на фитболах (массажных) 20 – 25 минут

1. «Проверим осанку». И. П. : сидя на мяче, ноги на ширине стопы, параллельно, руки за спиной на мяче, голова прямо.

2.«Птица» И. П. :Сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз, лёгкие прыжки на мяче

3. «Ветка» И. П. :Сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки – вверх, наклоны в стороны, мяч не подвижен.

4. «Мостик» И. П. :

Сидя на мяче, ноги на ширине ступни, руки на поясе

на 1-4 – шаги вперёд лечь спиной на мяч, руки на поясе;

на 5-8 – вернуться в И. П.

5.«Горка»

Лёжа на спине на мяче, ноги на ширине ступни, руки на поясе, таз опустить

На 1-2 – колени выпрямляем, руки в стороны, голова назад.

На 3-4 – вернуться в И. П.

6.«Крокодил»

На 1-8 – продвижение на руках вперёд, вытянутые ноги на мяче

На 1-8 – вернуться в И. П


7.«Крокодил поджимает хвост»

Лёжа на мяче на животе; руки, ноги в упоре на полу

На 1-4 – продвижение на руках вперёд, вытянутые ноги на мяче – 5-8 ноги сгибают и разгибают (2 раза)

На 1-8 – вернуться в И. П

8 .«Ящерица»

Лёжа на спине на полу, руки вдоль туловища, вытянутые ноги на мяче

На 1-2 – приподнять таз

На 3-4 – И. П.


9.«Ящерица ползёт на горку»

Лёжа на спине на полу, руки вдоль туловища, вытянутые ноги на мяче;

Прокатить мяч стопами к ягодицам, приподнимая таз

Вернуться в И. П.

10 .«Мишка лёжа»

Лёжа на полу, обнимая мяч руками и ногами

Перекаты с боку на бок

11. «Книжка»

лёжа на спине на полу, мяч между стопами, руки вытянуты за головой

На 1-2 – поднимаем руки, голову, ноги, передаём мяч


12.«Кошка»

Стоя на коленях, мяч перед собой

На 1-2 – мяч катится вперёд,

спинку округляем.

На 3-4 – мяч катим к себе,

спинку выпрямляем.

13. «Улитка руками»

Сидя на полу на коленях, мяч за спиной, руками обхватить мяч; Наклониться вперёд, медленное продвижение вперёд.

14. «Радуга и солнышко»

И. П. : стоя, ноги на ширине плеч, мяч в руках, внизу

на 1-2 – мяч в сторону – вверх

3–4 – в другую сторону через низ

На 1-2-3-4 – рисуем «солнышко» мячом

15.«Отбиваем мяч»

И. П. :Ноги на ширине плеч, отбиваем мяч правой, левой рукой на месте

16. Дыхательное упражнение

17. «Удержи равновесие»

Сидя на мяче, поднять руки – ноги, кто дольше удержится

Игровое упражнение «Всадники»

Прыжки на мяче с продвижением вперёд, руки за спиной на мяче, спина прямая.

Подвижная игра «Бездомный заяц» на мячах.

«Проверь осанку»

Сидя на мяче, спиной к зеркалу, ноги на ширине ступни, руки на коленях

Релаксация

Массаж в парах

1 ребёнок – лёжа на животе на полу, руки вытянуты впёрёд

2 ребёнок – делает массаж спины и ног мячом

Затем меняются местами





h3]Игры-эстафеты: фитбол на каждую команду.

Цель :развивать быстроту,ловкость,выносливость,силу,координацию,

воспитывать "командный дух"

1. Прыгать на мяче -обратно бежать спиной вперёд,мяч в руках.

2. Вести мяч правой и левой рукой -обратно прыгать на мяче.

3. Прыгать на мяче - обратно катить мяч.

Такие эстафеты можно придумать много.

на новый год и в конце года мы с детьми показываем родителям открытое занятие - концерт. К этим занятиям готовим маленькие танцевальные композиции. К сожалению, не могу закачать видео.

Фитбол в переводе с английского означает "мяч для опоры", который используется в оздоровительных целях. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно- висцеральные рефлексы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.


Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность: для укрепления мышц рук и плечевого пояса; для укрепления мышц брюшного пресса; для укрепления мышц спины и таза; для укрепления мышц ног и свода стопы; для увеличения гибкости и подвижности в суставах; для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата; для формирования осанки; для развития ловкости и координации движений; для развития танцевальности и музыкальности; для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).


Фитбол-гимнастика – это занятие на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи: Развитие двигательных качеств Обучение основным двигательным действиям Развитие и совершенствование координации движений и равновесия Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки Улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно- психического развития Улучшение коммуникативной и эмоциональной-волевой сферы Стимуляция развития анализаторных систем, проприоцептивной чувствительности Развитие мелкой моторики и речи Адаптация организма к физической нагрузки


Фитбол мяч цветовое влияние Фитбол в переводе с английского означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета: Теплые цвета (красный оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи. Холодные цвета (синий голубой) нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества Зеленый цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени




Дать детям представление о форме и физических свойствах мяча Научить правильной посадке на мяч и приемам самостраховки Разучить основные движения, сидя на мяче. Учить упражнениям на удерживание равновесия Разучить основные исходные движения с мячом (броски, ловля, удары, упр. в парах) Разучить основные исходные движения с мячом (броски, ловля, удары, упр. в парах) Следить за внешними признаками утомления Дать представление об основных исходных положениях на фитболе (сидя, лежа на спине, животе, на боку) Учить выполнять упражнения в сочетании с колебательными покачиваниями на мяче Предлагать мяч детям для самостоятельной деятельности только после того, как они обучены упражнениям с фитболом


1. Познакомить со всеми свойствами мяча, научить простейшим движениям (правильная посадка на мяч, медленные покачивания сидя на мяче не теряя контакта с ним). 2. Первое занятие можно проводить в индивидуальной форме. 3. Занятия с детьми четвертого года жизни проводить индивидуально или с родителями. 4. На первых занятиях можно использовать «физиорол» 5. Подобрать упражнения в соответствии с уровнем физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей. 6. На физкультурных занятиях упражнения на мячах не должны превышать 30-40% общего времени (5-10 мин). 7. Для снятия электрического эффекта протирать мячи влажной тряпкой перед занятием. 8. Познакомить с правилами (не толкаться, не пинать мяч, не бросать его куда попало, не прыгать, внимательно слушать педагога).


Упражнения фитбол- гимнастики Содействие профилактике и коррекции различных заболеваний (опорно- двигательного аппарата, болезней лёгких, внутренних органов и др.) Развитие музыкально- ритмических и творческих способностей в целях рекреации, досуга, отдыха и развлечения (массаж, игры, эстафеты, танцы, ритмические упражнения) Развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата и др.)


Упражнения на фитболах, используемые на занятиях Гимнастические упражнения (разновидности ходьбы, бега, прыжков; ОРУ) Основные (базовые) шаги аэробики, (соединенные в блоки и комбинации). Танцевальные упражнения (элементы ритмики, хореографии и современных танцев) Коррекционно-профилактические упражнения (профилактика и коррекция различных заболеваний) Подвижные и музыкальные игры и эстафеты Упражнения с мячом (броски, перекаты, ведение мяча)


Упражнения фитбол - гимнастики Ходьба, бег, прыжки На месте и в движении С мячом в руках, ногах Сидя на мяче ОРУ По признаку организации группы одиночные вдвоем, втроем по кругу в сцеплении. в колоннах в шеренгах в движении По признаку организации группы одиночные вдвоем, втроем по кругу в сцеплении. в колоннах в шеренгах в движении По анатомическому признаку для рук и плечевого пояса для ног и тазового пояса для туловища и шеи для всего тела По анатомическому признаку для рук и плечевого пояса для ног и тазового пояса для туловища и шеи для всего тела По признаку преимущественного воздействия На силу На растягивание На расслабление На осанку На координацию На дыхание По признаку преимущественного воздействия На силу На растягивание На расслабление На осанку На координацию На дыхание По исходным положениям из стойки из седа (приседа) из упоров из положения лёжа (на боку, на спине, животе) По исходным положениям из стойки из седа (приседа) из упоров из положения лёжа (на боку, на спине, животе) По признаку использования предметов и снарядов Без предметов С предметами (скакалки, гантели, набивные мячи, резиновые бинты, эспандеры) На снарядах (сидя на мяче) По признаку использования предметов и снарядов Без предметов С предметами (скакалки, гантели, набивные мячи, резиновые бинты, эспандеры) На снарядах (сидя на мяче)


ОРУ без предметов (сидя на мяче) ОРУ без предметов (сидя на мяче) 1. Упражнения для рук и плечевого пояса: для пальцев и кисти Для увеличения подвижности в суставах Для сгибателей и разгибателей мышц рук На расслабление мышц рук и плечевого пояса 1. Упражнения для рук и плечевого пояса: для пальцев и кисти Для увеличения подвижности в суставах Для сгибателей и разгибателей мышц рук На расслабление мышц рук и плечевого пояса 2. Упражнения для ног и тазовой области: для стопы и голени Для увеличения подвижности в суставах Силовые упражнения для мышц бедра Для мышц тазового дна Для расслабления мышц ног 2. Упражнения для ног и тазовой области: для стопы и голени Для увеличения подвижности в суставах Силовые упражнения для мышц бедра Для мышц тазового дна Для расслабления мышц ног 3. Упражнения для туловища: Для мышц передней поверхности туловища (силовые) Для увеличения подвижности позвоночника Для мышц задней поверхности туловища (силовые) Для мышц боковой поверхности туловища (силовые) Для мышц шеи 3. Упражнения для туловища: Для мышц передней поверхности туловища (силовые) Для увеличения подвижности позвоночника Для мышц задней поверхности туловища (силовые) Для мышц боковой поверхности туловища (силовые) Для мышц шеи 5. Упражнения на дыхание 4. Комплексные упражнения (упражнения, включающие в работу наибольшее количество мышечных групп) 4. Комплексные упражнения (упражнения, включающие в работу наибольшее количество мышечных групп)




Занятия фитбол-гимнастикой Занятия проходят 1 раз в неделю. Группы подбираются с учетом возрастных, двигательных и индивидуальных особенностей детей. Занятия подразделяются на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовку организма к основной части тренировки. В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Все занятие проходит под музыкальное сопровождение


Содержание занятия Длительность занятия минут Оборудование: мячи по количеству человек в группе, коврики по количеству детей магнитофон, диски с музыкой Подготовительная часть 10 минут: выполняются упражнения сидя на мяче с пружинящими движениями. Выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами. Основная часть 15 минут:выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лежа на мяче (на спине и животе 0, лежа на коврике (на спине и животе) Заключительная часть 5 минут: выполняются дыхательные упражнения стоя, сидя на мяче, лежа на мяче и подвижные игры с фитболом


Работа на физкультурных занятиях по фитбол- гимнастике строится на основных принципах: Доступность - подбор мячей, упражнений и методов организации занятий в соответствии с возрастом и возможностями детей. Постепенность- от простого к сложному. Повторяемость и систематичность занятий




Посадка считается правильной, если: - угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой составляет 90 градусов; - голова приподнята и её центральная линия совпадает с осью туловища; - спина выпрямлена, плечи развернуты, живот втянут; - руки лежат на фитболе и фиксируют его ладонями сбоку или сзади; - ноги на ширине плеч, ступни параллельно друг другу и прижаты к полу, колени направлены на носки.


Мяч должен быть подобран согласно росту занимающегося. Одежда должна быть удобной, обувь на резиновой основе. В целях профилактики травматизма следует заниматься на ковровом покрытии. Следить за правильной посадкой на мяче. Необходимо научить ребенка приемам самостраховки. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным. При выполнении упражнений лежа на мяче контролировать, чтобы голова и позвоночник составляли прямую линию и не задерживалось дыхание. Избегать резких и быстрых движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. На первых занятиях следует использовать менее упруго накаченные мячи. Следует избегать соприкосновения мяча с острыми и режущими поверхностями и предметами для предотвращения повреждения мяча. Расстояние между занимающимися должно быть не менее 1,5 м Подгруппа занимающихся не более 6-12 человек


Упражнения на мячах доступны всем, не зависимо от возраста и состояния здоровья, даже людям, имеющим заболевания суставов ног, страдающим избыточным весом и др.Упражнения на мячах доступны всем, не зависимо от возраста и состояния здоровья, даже людям, имеющим заболевания суставов ног, страдающим избыточным весом и др. При занятиях фитбол-гимнастикой, сердечно-сосудистая система работает в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других аэробных тренировках.При занятиях фитбол-гимнастикой, сердечно-сосудистая система работает в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других аэробных тренировках. Мяч создает хорошую амортизацию и поэтому во время выполнения динамических упражнений на нем осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе.Мяч создает хорошую амортизацию и поэтому во время выполнения динамических упражнений на нем осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Дети, занимающиеся фитбол-гитмнастикой, меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.Дети, занимающиеся фитбол-гитмнастикой, меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.





Литература: Потапчук А.А., Дидур М.Д. «Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. РЕЧЬ С.-П Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. «Двигательный игротренинг для дошкольников». РЕЧЬ, С.-П Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. "Фитнес-данс". С.-П Потапчук А.А. «Лечебные игры и упражнения для детей».РЕЧЬ.С.- П Потапчук А.А. «Как сформировать правильную осанку у ребёнка» РЕЧЬ, С.-П Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол - аэробика для детей «Танцы на мячах» изд. РГПУ им. Герцена С-П Потапчук А.А., Лукина Г.Г. «Фитбол – гимнастик в дошкольном возрасте» изд. СПГАФК им. Лесгафта, С-П Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. «Фитбол- гимнастика в оздоровлении организма». Изд. СПГМУ им. И.П. Павлова, С.-П Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. «Ритмика и подвижные игры с мячами в логопедическом детском саду» ЛГОУ им. А.С. Пушкина, С.-П





  • Разделы сайта