Иранские борцы вольного стиля. Традиционная иранская борьба кошти

Дагестанские народы

Дагестан называют Страной гор, Страной языков (здесь проживает множество народов) и Страной борцов. По поводу числа и уровня дагестанских борцов даже ходит шутливая поговорка "Брось камень в толпу – попадешь в мастера спорта, брось два камня – попадешь в чемпиона Европы, брось горсть камней – попадешь в олимпийского чемпиона".

Шутки-шутками, но чемпионов-борцов эта земля взрастила множество. Дагестан обгоняет все страны мира по количеству золотых медалей на чемпионатах мира, борцы этого горного края уже принесли в спортивную "копилку" республики 43 медали высшей пробы.
Борьба издревле была в Дагестане не просто спортом, а образом жизни. Жизнь в суровых условиях высокогорья требовала от дагестанских мужчин стойкости, выносливости, недюжинной силы, воли и настойчивости. Эти же качества были всегда незаменимы и во время нередких здесь конфликтах с непрошенными "гостями".
Дагестанские пахлеваны (богатыри) всегда были в почете, самым знаменитым из них можно считать Мамму Махтулаева, больше известного под псевдонимом Сали-Сулейман. Его не зря называли "Непобедимым львом Дагестана", он свел к ничьей даже схватку с самим Иваном Поддубным, который был другом кавказского борца.

Дагестанские "вольники" всерьез заявили о себе в середине прошлого века, когда на высшую ступень пьедестала абсолютного чемпионата СССР поднялся Суракат Асиятилов. Его пример вдохновил многих дагестанских мальчишек, с 60-х годов в республике началась настоящая "борцовская лихорадка". С тех дней имена дагестанских борцов гремят на весь мир.

Говоря о дагестанских борцах, нельзя сказать и про сильную местную школу самбо. Дагестанский борец Хабиб Нурмагомедов - один из сильнейших бойцов UFC. В прошлом году он вышел на взвешивание перед боем в майке с надписью "Если бы самбо было легким, оно бы называлось джиу-джитсу". Особую пикантность ситуации придало то, что этот турнир проходил в Бразилии, на родине бразильского джиу-джитсу.

Осетины с дагестанцами уже много лет выясняют, кто из них все-таки лучшие борцы. "Вольники" Северной Осетии вошли на борцовский Олимп в середине XX века. С 1952 года они шесть раз подряд становились сильнейшими на чемпионатах РСФСР. Первенство 1958 года прошло во Владикавказе на стадионе "Спартак". Нужно ли говорить, что осетины не подвели надежд земляков, на том чемпионате они завоевали целых семь золотых медалей.
Осетинские борцы и сегодня остаются в когорте лучших "вольников" мира. Борьба в Осетии невероятно популярна и не собирается сдавать позиции. Каждый день на тренировки в секции приходят сотни тысяч мальчишек.
Борцовские традиции в Осетии сильны ещё и потому, что в её истории, как и в истории Дагестана, тоже были свои легендарные богатыри. Самый знаменитый - Кануков Темирболат (Бола) Дударикоевич. Его рост был 2 метра 28 сантиметров, а вес - 220 килограмм. Он многократно побеждал самых титулованных борцов своего времени. При этом Бола отличался скромностью, не кичился своими победами, а на схватки, соблюдая традиции, никогда не выходил раздетым. После множества победоносных выходов на мировые борцовские арены, Бола вернулся в свое село. Скончался он в 1922 году.

Осетия в своем роде уникальна. Здесь есть село, вошедшее в Книгу рекордов Гиннеса, – Ногир. Отсюда вышли четыре олимпийских чемпиона, один из них – трехкратный.
На сегодняшний день общее количество чемпионов мира и Олимпийских игр родом из Осетии уже "перевалило" за 60 человек.

Азербайджанцы

В Азербайджане древняя борцовская история, бороться здесь любили всегда. Национальный азербайджанский вид борьбы называется гюлеш. Этот вид народной борьбы упоминается в фильме "Не бойся, я с тобой", где герой Льва Дурова Сан Саныч, перед началом тренировки говорит: "Кстати, очень многое я взял из вашей народной борьбы гюлеш".
Среди азербайджанских борцов много и "вольников", и "классиков". Прославленные азербайджанские борцы Ибрагимпаша Дадашов, Махяддин Аллахвердиев (трехкратный чемпион мира) и другие успешно выступали на союзных и международных соревнованиях.

После Великой Отечественной войны в Азербайджане пошло активное развитие греко-римской борьбы. Первый титул чемпиона мира в проводимом в Мексике в 1978 году чемпионате, завоевал Ариф Нифтуллаев. В 1980-1990 годах азербайджанский борец Махаддин Аллахвердиев стал обладателем титула трехкратного чемпиона мира.

Продолжается победный путь азербайджанской школы борьбы и сегодня. Так, оба азербайджанских борца вернулись домой с Лондонской олимпиады с медалями.

Иранские борцы не уступают дагестанским по количеству собранных золотых медалей чемпионатов мира. Отчасти это можно объяснить древними борцовскими традициями. Так, одним из самых популярных национальных видов спорта в Иране считается варзеше зурхане, боевое искусство персов, которому уже больше 3000 лет. Конечно, эта борьба для иранцев больше, чем просто спорт, это система воспитания настоящих иранских богатырей.

Те, кто занимается варзеше-зурхане называются пахлеванами (перс. богатырь). Занятия проходят в "доме силы" - зурхане, в круглом углублении, огражденном лавками. Издревле такие "ямы" использовались пахлеванами для того, чтобы обеспечить температурный контроль во время тренировок. Сегодня это уже больше дань традиции. Главным снарядом для тренировок иранских богатырей являются две булавы. Они различаются по весу. От трех до 180 килограмм. Пахлеваны выполняют ими различные (в основном маховые) движения. Тренировка в этом виде борьбы пропитана ритуалом. Она включает в себя разминку, ритуальный танец. Всё это сопровождается персидской музыкой с ритмическим аккомпанементом барабанов. Ведет занятия моршед и миандор. Эти два человека - главные в "доме силы". Моршед объявляет начало занятий, читает молитву, миандор показывает движения пахлеванам.

Иранские борцы признаются одними из сильнейших в мире и сегодня. Из Лондона сборная Ирана привезла 6 медалей, половина из которых - золотые.

Борьба в Монголии - национальный вид спорта. Борются там и дети, и взрослые, и старики. Развитый в Монголии вид народной борьбы имеет свой ритуал, правила и специфические особенности: схватки не всегда ограничиваются по времени, нет весовых категорий. Этот вид борьбы дает монголам отличную базу для развития в других борцовских дисциплинах, особенно в вольной борьбе и сумо. 68-ой великий чемпион Йокудзана - Асасёрю - монгол (Дагвадорж), второй Йокудзана Хакухо тоже монгол (Даваажаргал), третий Харумафудзи - также монгол (Бямбадорж).

Часто побеждают монгольские борцы и в традиционных олимпийских видах борьбы. Благодаря своим "вольникам", уже на второй Олимпиаде (1978 год, Мехико), в которой принимала участие Монголия, страна вышла на четвертое место в общем зачете по количеству медалей. Местные газеты восторженно писали: "Под поступью сапогов, с загнутыми вверх носами монгольских спортсменов, борцов Великого Чингисхана, проваливается земля Олимпийского стадиона!".

Три золота и одно серебро — таким оказался дебют калининградских спортсменов на первенстве Европы по иранской борьбе . Сейчас даже сами борцы-вольники — а именно они стали первооткрывателями — удивляются тому, что смогли так быстро адаптироваться к правилам этого вида спорта. Хватило всего одной тренировки под руководством азербайджанского специалиста. Хотя до поездки в Минск, где проходил турнир по национальной забаве народов Ближнего Востока, о ней представители Янтарного края слышали лишь краем уха. Даже во всемирной паутине информация о ней насчитывает всего несколько строк.

Видео: Иранская традиционная борьба

Алексей Курденков, тренер по вольной борьбе: «Ознакомили по правилам и приблизительно показали борьбу, какая борьба, за что какие даются баллы. В принципе все броски — это борьба греко-римская и вольная борьба».

Сергей Тихомиров, победитель первенства Европы по иранской борьбе: «Мы в основном боролись по вольной борьбе, так и боролись».

В Персии местом борьбы обычно становилась травяная площадка. Спортсмены облачались в обычные брюки, обнажая торс. Разрешалось делать захваты за любую часть тела и бороться в стойке и партере. Сегодня от всего этого остались, пожалуй, лишь брюки.

Кстати, калининградская команда за свои успехи получила от организаторов сразу несколько комплектов формы. На схватку отводится 4 минуты, причем в отличие от других видов борьбы, чтобы проиграть, достаточно повернуться спиной к ковру.

Например, Вячеслав Курч в финале по привычке бросил своего соперника своим фирменным броском и проиграл, хотя в вольной борьбе это была бы победа.

Вячеслав Курч, призер первенства Европы 2010 по иранской борьбе: «Не знал чуть-чуть правила, кинул через свое плечо, и судьи решили, что победа достается ему».

Новоиспеченные чемпионы Европы теперь с гордостью демонстрируют сверстникам все тонкости новой борьбы. Кроме того, Александр Протасевич, Сергей Тихомиров и Матвей Барко получили приглашение на чемпионат мира , который пройдет в мае будущего года в литовском Шяуляе. Кстати, на этот турнир калининградцы планируют поехать более внушительной делегацией.

Иранская борьба «персидская кошти»

Борьба народов Ирана. Место борьбы - травяная площадка, не ограниченная размером. Костюм - обычные брюки, туловище обнажено. Разрешается делать захваты за любую часть тела и применять действия ногами в стойке и партере. Цель борьбы - положить противника на спину. Время схватки не ограничено.

Голамреза Тахти - самый известный борец и, быть может, самый знаменитый спортсмен в истории Ирана. Его известность основана на его благородном поведении и спортивных достижениях, и он до сих пор символизирует для иранцев саму суть спорта и считается истинным национальным героем.

Тахти родился в Тегеране 27 августа 1930 г. Семья его была бедна, и потому Тахти смог закончить лишь 9 классов школы. Тем не менее, уже тогда он проявил себя как настоящий спортсмен. Тахти тренировался в самодельном спортзале, пока не уехал из Тегерана, чтобы работать на добыче нефти. После того, как его забрали служить в армию, Тахти познакомился с вольной борьбой.

Свой первый иранский чемпионат Тахти выиграл в 1950 г., а в 1951 г. стал первым иранским борцом получившим международную награду - серебряную медаль на Чемпионате мира в Хельсинки. За ней последовало серебро на Олимпийских играх в Хельсинки. Стоит также отметить, что он стал одним из самых известных приверженцев иранского национального спорта - .

Четыре года спустя, в Мельбурне, Тахти поднял свою планку еще выше и, вместе с еще одним знаменитым иранским борцом, Имамали Хабиби, стал первым спортсменом, принесшим своей стране олимпийское золото. Он получил его в весовой категории до 87 кг. Тахти также был награжден золотой медалью на Чемпионате мира в Тегеране в 1959 г., и позднее участвовал в Чемпионатах мира в Йокогаме (Япония) и Толедо (Огайо, США), где завоевал, соответственно, золотую и серебряную медали.

Но столь популярным среди иранцев (в те времена, да и сегодня) Тахти сделали не столько его спортивные достижения, сколько сам характер спортсмена. Проиграв на Олимпиаде в Токио в 1964 г., он ушел из большого спорта. И пусть Тахти потерпел поражения в последних двух своих соревнованиях, его популярность ничуть не уменьшилась (хотя правительство Пехлеви стремилось дискредитировать спортсмена в глазах людей, в связи с его оппозиционными взглядами).

В 1962 г. в Бу’ин-Захра, на западе Ирана, произошло катастрофическое землетрясение, унесшее жизни 45 000 человек. Страдания людей глубоко тронули Тахти. Уже будучи одной из главных знаменитостей Ирана, он прошел по главным тегеранским улицам, прося людей оказать помощь пострадавшим от землетрясения. Он предложил и другим чемпионам последовать его примеру - и тысячи люди пожертвовали деньги, чтобы помочь страждущим.

Еще раз он продемонстрировал все благородство своего характера во время матча в Москве. Победив Анатолия Албула, носившего тогда титул чемпиона мира, он увидел, как огорчена мать Анатолия. Тахти подошел к ней и произнес: «Мне очень жаль, что так получилось, но ваш сын - великий борец!». Она улыбнулась и поцеловала его.

В другой раз у Тахти был назначен матч с русским борцом Александром Медведем, который незадолго до этого повредил правое колено. Узнав об этом, Тахти намеренно не атаковал эту ногу Медведя, направляя свои усилия лишь на другую его ногу. В итоге, он проиграл матч, но продемонстрировал, что благородное поведение для него важнее, чем победа.
Позднее, из уважении к борцу, Александр Медведь на протяжение многих лет посещал его могилу в Тегеране.

7 января 1968 г. Тахти обнаружили мертвым в его гостиничном номере. Иранское правительство официально объявило, что причиной смерти стало самоубийство. Однако есть мнение, что Тахти был убит, из-за его политической деятельности против режима Пехлеви, САВАКом - иранской тайной полицией того времени.

Голамреза Тахти похоронен на кладбище в южной части Тегерана, рядом с Шахре-Рей, где его поклонники ежегодно устраивают день его памяти, несмотря на то, что со дня его смерти прошло так много лет.

Своя национальная борьба есть почти в каждой стране. Мы же хотим рассказать о тех народах, где быть борцом - значит занять свое место в обществе. На тех же, кто ни разу не был на ковре, здесь смотрят с непониманием и неодобрением.

1 Дагестанские народы

Дагестан называют Страной гор, Страной языков (здесь проживает множество народов) и Страной борцов. По поводу числа и уровня дагестанских борцов даже ходит шутливая поговорка "Брось камень в толпу - попадешь в мастера спорта, брось два камня - попадешь в чемпиона Европы, брось горсть камней - попадешь в олимпийского чемпиона". Шутки-шутками, но чемпионов-борцов эта земля взрастила множество.

Дагестан обгоняет все страны мира по количеству золотых медалей на чемпионатах мира, борцы этого горного края уже принесли в спортивную "копилку" республики 43 медали высшей пробы. Борьба издревле была в Дагестане не просто спортом, а образом жизни. Жизнь в суровых условиях высокогорья требовала от дагестанских мужчин стойкости, выносливости, недюжинной силы, воли и настойчивости. Эти же качества были всегда незаменимы и во время нередких здесь конфликтах с непрошенными "гостями". Дагестанские пахлеваны (богатыри) всегда были в почете, самым знаменитым из них можно считать Мамму Махтулаева, больше известного под псевдонимом Сали-Сулейман. Его не зря называли "Непобедимым львом Дагестана", он свел к ничьей даже схватку с самим Иваном Поддубным, который был другом кавказского борца. Дагестанские "вольники" всерьез заявили о себе в середине прошлого века, когда на высшую ступень пьедестала абсолютного чемпионата СССР поднялся Суракат Асиятилов. Его пример вдохновил многих дагестанских мальчишек, с 60-х годов в республике началась настоящая "борцовская лихорадка". С тех дней имена дагестанских борцов гремят на весь мир. Говоря о дагестанских борцах, нельзя сказать и про сильную местную школу самбо. Дагестанский борец Хабиб Нурмагомедов - один из сильнейших бойцов UFC. В прошлом году он вышел на взвешивание перед боем в майке с надписью "Если бы самбо было легким, оно бы называлось джиу-джитсу". Особую пикантность ситуации придало то, что этот турнир проходил в Бразилии, на родине бразильского джиу-джитсу.

2 Осетины

Осетины с дагестанцами уже много лет выясняют, кто из них все-таки лучшие борцы. "Вольники" Северной Осетии вошли на борцовский Олимп в середине XX века. С 1952 года они шесть раз подряд становились сильнейшими на чемпионатах РСФСР. Первенство 1958 года прошло во Владикавказе на стадионе "Спартак". Нужно ли говорить, что осетины не подвели надежд земляков, на том чемпионате они завоевали целых семь золотых медалей. Осетинские борцы и сегодня остаются в когорте лучших "вольников" мира. Борьба в Осетии невероятно популярна и не собирается сдавать позиции. Каждый день на тренировки в секции приходят сотни тысяч мальчишек. Борцовские традиции в Осетии сильны ещё и потому, что в её истории, как и в истории Дагестана, тоже были свои легендарные богатыри. Самый знаменитый - Кануков Темирболат (Бола) Дударикоевич. Его рост был 2 метра 28 сантиметров, а вес - 220 килограмм. Он многократно побеждал самых титулованных борцов своего времени. При этом Бола отличался скромностью, не кичился своими победами, а на схватки, соблюдая традиции, никогда не выходил раздетым. После множества победоносных выходов на мировые борцовские арены, Бола вернулся в свое село. Скончался он в 1922 году. Осетия в своем роде уникальна. Здесь есть село, вошедшее в Книгу рекордов Гиннеса, - Ногир. Отсюда вышли четыре олимпийских чемпиона, один из них - трехкратный. На сегодняшний день общее количество чемпионов мира и Олимпийских игр родом из Осетии уже "перевалило" за 60 человек

3 Азербайджанцы

В Азербайджане древняя борцовская история, бороться здесь любили всегда. Национальный азербайджанский вид борьбы называется гюлеш. Этот вид народной борьбы упоминается в фильме "Не бойся, я с тобой", где герой Льва Дурова Сан Саныч, перед началом тренировки говорит: "Кстати, очень многое я взял из вашей народной борьбы гюлеш". Среди азербайджанских борцов много и "вольников", и "классиков". Прославленные азербайджанские борцы Ибрагимпаша Дадашов, Махяддин Аллахвердиев (трехкратный чемпион мира) и другие успешно выступали на союзных и международных соревнованиях. После Великой Отечественной войны в Азербайджане пошло активное развитие греко-римской борьбы. Первый титул чемпиона мира в проводимом в Мексике в 1978 году чемпионате, завоевал Ариф Нифтуллаев. В 1980-1990 годах азербайджанский борец Махаддин Аллахвердиев стал обладателем титула трехкратного чемпиона мира. Продолжается победный путь азербайджанской школы борьбы и сегодня. Так, оба азербайджанских борца вернулись домой с Лондонской олимпиады с медалями

4 Иранцы

Иранские борцы не уступают дагестанским по количеству собранных золотых медалей чемпионатов мира. Отчасти это можно объяснить древними борцовскими традициями. Так, одним из самых популярных национальных видов спорта в Иране считается варзеше зурхане, боевое искусство персов, которому уже больше 3000 лет. Конечно, эта борьба для иранцев больше, чем просто спорт, это система воспитания настоящих иранских богатырей. Те, кто занимается варзеше-зурхане называются пахлеванами (перс. богатырь). Занятия проходят в "доме силы" - зурхане, в круглом углублении, огражденном лавками. Издревле такие "ямы" использовались пахлеванами для того, чтобы обеспечить температурный контроль во время тренировок. Сегодня это уже больше дань традиции. Главным снарядом для тренировок иранских богатырей являются две булавы. Они различаются по весу. От трех до 180 килограмм. Пахлеваны выполняют ими различные (в основном маховые) движения. Тренировка в этом виде борьбы пропитана ритуалом. Она включает в себя разминку, ритуальный танец. Всё это сопровождается персидской музыкой с ритмическим аккомпанементом барабанов. Ведет занятия моршед и миандор. Эти два человека - главные в "доме силы". Моршед объявляет начало занятий, читает молитву, миандор показывает движения пахлеванам. Иранские борцы признаются одними из сильнейших в мире и сегодня. Из Лондона сборная Ирана привезла 6 медалей, половина из которых - золотые

5 Монголы

Борьба в Монголии - национальный вид спорта. Борются там и дети, и взрослые, и старики. Развитый в Монголии вид народной борьбы имеет свой ритуал, правила и специфические особенности: схватки не всегда ограничиваются по времени, нет весовых категорий. Этот вид борьбы дает монголам отличную базу для развития в других борцовских дисциплинах, особенно в вольной борьбе и сумо. 68-ой великий чемпион Йокудзана - Асасёрю - монгол (Дагвадорж), второй Йокудзана Хакухо тоже монгол (Даваажаргал), третий Харумафудзи - также монгол (Бямбадорж). Часто побеждают монгольские борцы и в традиционных олимпийских видах борьбы. Благодаря своим "вольникам", уже на второй Олимпиаде (1978 год, Мехико), в которой принимала участие Монголия, страна вышла на четвертое место в общем зачете по количеству медалей. Местные газеты восторженно писали: "Под поступью сапогов, с загнутыми вверх носами монгольских спортсменов, борцов Великого Чингисхана, проваливается земля Олимпийского стадиона!".



  • Разделы сайта