Гребные лодки. Виды и применение. Как выбрать и особенности. Рыболовные лодки. Виды рыболовных лодок, как выбрать, купить и не пожалеть

Сегодня лодки ПВХ для рыбалки пользуются большой популярностью. Впрочем, плавательные средства из поливинилхлорида активно используются и в других целях. Однако, не каждая лодка может быть пригодна для эксплуатации в тех или иных условиях. Чтобы правильно выбрать надувную лодку, рекомендуется обратить внимание на классификацию.

Классификация по типу движителя.

Все надувные плавательные средства могут быть разделены на три группы - гребные, моторно-гребные и моторные. В первом случае для передвижения по воде используются вёсла. Во втором - подвесной лодочный мотор. В настоящее время большинство представленных на рынке лодок являются моторно-гребными и могут использоваться в двух режимах - с вёслами или с мотором.

Следует отметить, что при выборе лодки ПВХ под мотор обязательно нужно обратить внимание на максимальную допустимую мощность двигателя. Как правило, данный параметр указывается в технической документации. Также максимальную мощность можно узнать продавца-консультанта или рассчитать самостоятельно.

Для лодок, которые предполагается использовать с мотором, обязательным элементом конструкции является транец. Именно на указанную часть плавательного средства будет устанавливаться силовой агрегат. Что касается выбора агрегата, то в зависимости от целей использования, можно выбрать электрический, бензиновый или водомётный вариант двигателя.

Классификация лодок по конструкции.

Форма бортов может быть различной. Выделяют замкнутую (O-образную) и разомкнутую (U-образную) форму бортов. Первый вариант отлично подходит для рыбалки и водных прогулок. Такая форма бортов обеспечивает повышенную плавучесть судна, однако, исключает возможность установки двигателя. В свою очередь, все моторные лодки имеют U-образную форму бортов.

Лодки из ПВХ также могут подразделяться по типу пайолов. Различают лодки с надувным, жестким и полужестким днищем. Для небольших по размеру лодок часто используется надувной вариант днища. Здесь также выделяют несколько вариантов - днище низкого, высокого давления и дно типа «матрац». Существенным недостатком такого типа днищ является уменьшение кокпита и уязвимость к проколам.

Слань или реечный настил используется для надувных плавсредств, длиною до трёх метров. Данный вариант пайола сочетает преимущества надувного и жесткого днища. Листы фанеры обладают небольшим весом и быстро монтируются, обеспечивая достаточную жесткость судну.

И наконец, лодки длиною более 3-х метров оснащаются жесткими пайолами. Как правило, жесткое днище производится из алюминиевых листов. Такой тип днища обеспечивает высокую устойчивость и снижает нагрузку на транец. Таким образом, внимательно изучив каталог лодок ПВХ - http://www.2vesla.ru/, можно без особого труда подобрать наиболее подходящую модель лодки для рыбалки.

Хотим мы того или нет, Россия интегрируется в общий катерный рынок. Любителям отдыха на воде становятся все более доступны хорошие заграничные катера. В российских водах они «нарисовались» еще в прошлом веке, хотя случилось это гораздо позднее явления первого иностранного автомобиля, да и общее количество таких катеров в грубой оценке не превышает пары тысяч. Но покупка нашими согражданами импортных катеров - лишь один аспект. Есть еще привезенные подвесные и стационарные двигатели, запасные части и аксессуары, которые нередко предпочитают ставить на построенные здесь катера, сервис. «Процесс пошел» и стал началом качественных изменений структуры российского флота спортивных и прогулочных судов.

На Западе многие рассматривают Россию как весьма перспективный рынок и, естественно, приветствуют приобщение к мировой индустрии c названием «boating». Раз уж это происходит, хотелось бы говорить со всеми на одном языке, ясно понимать вещи и явления, правильно излагать мысли, пожелания и требования. А это не всегда просто. Примером тому - только что употребленный термин «боутинг».

«Boating» - слово английское, в русском языке иногда употребляется в специальных статьях для описания явлений, связанных с миром лодок. Боутинг - это и стиль отдыха, и образ жизни, и отрасль экономики. Боутинг у нас имеет свои «национальные особенности» (об этом уместнее поговорить в отдельной статье), и утверждение, что он является новым понятием, сродни знаменитому «в нашей стране секса нет». Тем не менее в русском языке, несмотря на понятный корень «бот» (тип судна), для слова «боутинг» не нашлось синонима. То есть, почти по анекдоту: явление есть, а слова нет! Согласитесь, произнести «индустрия боутинга» легче, чем «сфера производства, реализации и использования товаров и услуг, связанных со спортом и отдыхом на воде». Кстати, в словарях русского языка отсутствует и привычное уже слово «яхтинг». Даже сейчас, когда пишутся эти строки, компьютер возмущается и подчеркивает его красным, оставляя без внимания английское «yachting». Спасибо, хоть «катер» воспринимает. Кстати о катере. Слово «катер» (англ. «cutter», нем. «kutter», голл. «kotter», фр. «cotre») изначально употреблялось для обозначения типа парусных судов. Небольших размеров, вооруженные мачтой и веслами (не удивляйтесь, были и весельные катера!), такие лодки использовались в основном для обслуживания больших судов. Термин «лодка», обосновавшийся в нашем лексиконе с незапамятных времен, более широкий и зачастую относится к тем же объектам.

Передо мной книга Льва Успенского «Слово о словах». Когда-то я зачитывался этими великолепными очерками о русском языке, о его истории, красоте, богатстве и значимости. Еще 250 лет назад Ломоносов писал о языке, языке правильном и понятном: «Собраться рассеянным народам в общежитие, созидать грады, строить храмы и корабли… дела производить как бы возможно было, если бы они способы не имели сообщать свои мысли друг другу?»

Язык - средство общения и, естественно, он меняется с течением времени и с изменением обстоятельств. Так, в начале XVIII в., когда Петр железной волей пытался превратить Россию в морскую державу, возник морской лексикон, большей частью заимствованный из голландского или английского. Иногда прочно входили в обиход ошибочно сформированные термины. Так, например, произошло с рындой. Английская команда «Ring the bell!», означающая «Ударь в колокол!», превратилась в «Рынду бей!» (рындами в допетровской Москве именовали царских телохранителей, стоявших у трона с секирами и алебардами).

С появлением в России катеров с Запада и Востока в язык проникло множество терминов. «Day cruiser», «runabout», «walkaround», «flybridge», «cuddy cabin»… В обилии непонятных слов в журналах, каталогах и разговорах о лодках путается не только новичок. Но пусть о засилье иностранных слов судят филологи, а мы будем исходить из того, что слова эти полезны и уже употребляются, хотя не всегда правильно.

Вы в каком классе?

Договорившись о специальных терминах, коснемся классификации, свойственной любой отрасли знаний и позволяющей ориентироваться в многообразии объектов, лучше понять их различия.

Суда и корабли всегда классифицировали по разным признакам. При этом можно отметить пересечение двух подходов - функционального (по назначению) и структурного (по архитектуре, конструкции, размерам). Например, галеры античного периода различались количеством рядов гребцов, причем увеличение числа последних с целью повышения мощности и скорости (функция) неизбежно вело к росту размерений (структура). В век парусников определяющим признаком принадлежности к классу стал тип парусного вооружения. Помимо этого, применялось деление по характеристикам другого рода: грузовые суда различались грузоподъемностью (позднее - водоизмещением), военные - по числу пушек или функционально (линейные корабли, фрегаты, корветы и т.д.). Здесь классификация добилась больших успехов; важность решаемых задач и регламентированный подход позволили выстроить строгий ранжир типов боевых кораблей. Но специалисты знают о случающихся противоречиях и нестыковках классов даже в рамках ВМС одной страны, не говоря уж о разных.

Сложнее обстоят дела с классификацией малых судов. Здесь надо говорить о классах водоизмещающих, переходных и глиссирующих судов. Вместе с тем целесообразно делить суда по назначению и архитектурному типу. Бытуют формулировки наподобие «класс 25-футовых спортивных катеров», и в обозначении большинства моделей употребляется цифровой индекс, указывающий на длину в футах или метрах. Конечно, длина не может быть главным критерием принадлежности к классу (сравните лодку для академической гребли и катамаран), и в одном диапазоне длин существуют разные типы лодок. Встречаются и так называемые «местечковые» классификации, введенные фирмами, использующие для обозначения типа название модели в сочетании с именем-брендом.

Стройную классификацию лодок, подобную существующим в зоологии (класс - отряд - семейство - род - вид) или химии (таблица Менделеева), создать сложно; она представляется в виде 3–5-мерной матрицы. Новые лодки появляются с завидной скоростью, и такая классификация должна быть весьма гибкой. В этой статье мы лишь попытаемся глубже понять существующее многообразие катеров, логику развития боутинга в его предметном проявлении, растолковать наиболее часто встречающиеся термины, соотнося их с теми или иными представителями обширного катерного семейства. Термины, относящиеся к аквабайкам, формульным и оффшорным болидам, а также к парусным и парусно-моторным судам не рассматриваются.

Вначале было слово…

Производители катеров и их дилеры для решения маркетинговых задач используют специальные термины, имеющие общий характер, т.е. не относящиеся к тому или иному типу катеров, и трактуют их довольно широко.

Motor boat, power boat

Под «motor boat» преимущественно понимают лодки с подвесными моторами, под «power boat» - малые суда с более мощными стационарными двигателями. У нас сложилась традиция разделять мотолодки и катера в зависимости от типа силовой установки. Если на судне подвесной двигатель - это моторная лодка, если двигатель стационарный - катер (подразумевается, что катер всегда крупнее моторной лодки). Такое разделение не всегда оправдано - по нашим рекам бегает немало лодок с маломощными стационарными моторами и катеров с парой подвесных двигателей на транце мощностью свыше 300 л.с.

Day cruiser

Он «дневной», поскольку рассчитан в основном на однодневные выходы. Крейсер (от голландского «kruiser») - слово, которое в русском языке закрепилось за боевыми кораблями. От него пошли английские, давно прижившиеся в русском языке слова «круиз» - морское путешествие и «круизер» - судно, совершающее круизы. Следовательно, дейкруизер - катер для непродолжительных морских прогулок, моциона, купания, катания на лыжах, пикника и пр.

Overnighter и weekender

Термины, имеющие столь же широкое значение и описывающие скорее функциональные, нежели служащие для определения типа качества лодки. Если дейкруизером может быть названа и легкая открытая лодка, и спортивно-прогулочный катер с рубкой-убежищем, то термины «overnighter» или «weekender» применимы к каютному катеру с камбузом и гальюном.

Спортивно-прогулочные катера (runabout)

В переводе с английского «runabout» означает «прогулочный». Самый популярный и многочисленный класс для наиболее распространенного вида боутинга - непродолжительных (в несколько часов) выходов на акваторию для купания, катания на всевозможных придуманных для этого средствах, поездок на пикник в живописные места и пр. В России лодки этого класса принято называть спортивно-прогулочными или просто прогулочными. По компоновке ранэбауты можно разделить на типы.

Сlosed bow

Нам этот тип прогулочных лодок, один из вариантов компоновки малых катеров, восходящий к 50-м гг. прошлого века, хорошо знаком: достаточно вспомнить любую из советских «дюралек». Созданная в тот период «Казанка» определила архетип советской рекреационной лодки. Как ясно из названия, это тип катера с запалубленной носовой частью, где обычно устраивается рундук-багажник.

Bowrider

Буквальный перевод дает немного: «bow» - нос лодки, «rider» - скакун. Боурайдер - это лодка с кокпитом в носовой части. Такая архитектура предпочтительна для акваторий с теплым климатом; до 80% американских спортивно-прогулочных лодок - именно боурайдеры.

Cuddy cabin

Лодка с небольшой каютой или, если угодно, рубкой-убежищем. «Cuddy» и означает «маленькая каюта». Другое значение этого слова - «чуланчик» (интересно, что в яхтенном арго ему близко по значению мрачноватое «гробик»). В России соотношение проданных ранэбаутов и лодок кадди кэбин обратно американскому. Логика такого предпочтения проста: климатические условия предопределяют наличие обогревателя, а не кондиционера.

Hard top

Традиции северной Европы породили свой тип прогулочных лодок, имеющих небольшую, открытую с кормы рубку («hard top» означает «твердая крыша»). В носовой части располагается V-образная койка. Наличие камбуза (плита и мойка), которым часто оборудуются хардтопы, значительно увеличивает их автономность. Над кокпитом при необходимости воздвигается легкий тент.

Midcab (middle cabin)

Распространенный в Скандинавии тип лодки с небольшой рубкой-кабиной посередине и, соответственно, носовым и кормовым кокпитами.

Deck boat

Тип палубной лодки, идущий от открытых прогулочных лодок. По сути, это боурайдеры с расширенным носовым кокпитом; они вмещают больше пассажиров, к услугам которых пара столов, мойки, ящики со льдом и прочие необходимые для коктейля или даже барбекю приспособы.

Спортивные буксировщики (tow boats)

Активные виды развлечений часто становятся видами спорта. В боутинге так произошло с водными лыжами, а позднее - с вейкбордом. Став со временем профессиональным спортом, водные лыжи и вейкбординг потребовали от лодок специализации, и появились катера-буксировщики. Главное их отличие от обычных прогулочных лодок - способность определенного волнообразования, обусловленная формой корпуса и центровкой. Катера, буксирующие лыжника, должны создавать низкие и плоские волны; для вейка нужны большие и крутые. Как правило, эти лодки имеют стационарные двигатели с прямым валом. Сюда же можно отнести еще один тип - буксировщики парашюта.

Скоростные представительские катера (high performance boats)

Из всех возможностей и ощущений, которые техника дает человеку, мало что сравнимо со скоростью. Каждому из нас в той или иной степени присуща одержимость need for speed. Для удовлетворения этой потребности и создан класс высокоскоростных представительских катеров. Их можно сравнить с muscul-car или спорткарами, по аналогии с которыми употребим термин «спортбоут». Здесь сделаем оговорку: в англоязычных статьях словосочетание «sport boat» чаще употребляют для обозначения ранэбаутов. Применяя для скоростных представительских катеров термин «спортбоут», мы допускаем определенную вольность. High performance boats отличаются от обычных проулочных лодок большими размерами и мощностью, позволяющей развивать скорость свыше 50 уз. По дизайну и техническим характеристикам образцом для них служат гоночные катера оффшорного (океанского) класса. Нередко спортбоут являет собой просто «цивильный» вариант такого гоночного катера. Корпус, как правило, кадди, изредка - боурайдер. Интерьер высокоскоростных лодок в известной степени спартанский и определен шириной. В этом классе много катамаранов. Подобно байкерам и любителям автотюнинга и хот-родов, апологеты спортботов образовали свою субкультуру со встречами для гонок (poker run), журналами (например, «Powerboat» и «Hot Boat») и другими обычными для таких сообществ атрибутами. Впрочем, последнее свойственно и владельцам катеров других классов.

Рыболовные катера (fishing boats)

Редкий мужчина не увлекается рыбалкой и, выбирая тот или иной катер, невольно примеривается, как будет с него ловить рыбу.

Лодки для спортивной рыбалки составляют огромный по разнообразию типов и размеров входящих в него катеров класс - от 8-футовых окуневых лодочек до 80-футовых океанских рыболовных яхт. По конструктивным признакам можно выделить следующие основные типы рыболовных лодок.

Bass boat

Лодка для ловли американского окуня (bass). Bass fishing - американский феномен, пример того, как из увлечения можно сделать национальный спорт и отрасль экономики с годовым оборотом около $40 млрд. Как правило, бассбоут имеет низкий борт, просторную площадку спереди (иногда сзади), пару рыболовных кресел, один или два троллинговых электромотора. Клевые места не всегда рядом, поэтому на бассбоутах устанавливают мощные маршевые двигатели. Кстати, увлечение скоростью коснулось и этого типа, породив своеобразный гибрид басс- и спортбоута.

Centre consol

Большеротый окунь, обитатель озер - не единственный желанный трофей; существует множество другой рыбы, для ловли которой нужно выходить в менее спокойные воды и использовать иную снасть. Для работы с удилищем желательна лодка с минимальными надстройками. Идеал - платформа, и лодка с центральной консолью приближается к такому идеалу. Как разновидность этого типа упомянем dual consol - лодку с двумя консолями вдоль бортов. По компоновке такие лодки напоминают боурайдеры. Кроме этих, в Европе получил распостранение тип универсальных лодок меньшего размера с одной бортовой консолью. Объединяющими признаками всех этих типов, помимо рулевой консоли, является отсутствие каюты. Последнее многими потенциальными покупателями рассматривалось как недостаток, что породило своеобразный (и весьма удачный) компромисс - walkaround.

Walkaround

Термин буквально означает «обойти вокруг» и определяет архитектурный тип. Каюта располагается в передней половине (от форштевня до миделя), большей частью под палубой, возвышаясь над ней невысоким островом. Такая компоновка весьма удобна тем, что оставляет довольно широкие, обычно огороженные релингами проходы на нос.

Вершиной рыбалки с борта катера можно назвать охоту на крупных морских рыб - тунца, марлина, парусника, акул и т.п., получившее название «Big Game». Для «большой игры» нужны большие лодки - рыболовные моторные яхты. Предназначенные для выходов в океан не несколько дней, они оборудованы «тунцовыми вышками», аутригерами, «боевыми» рыболовными креслами; вместе с тем они предлагают комфорт, часто на уровне фешенебельных моторных яхт.

Круизеры (cruisers)

Круизером принято называть катера, длина которых составляет от 22 до 33 футов (6,7–10 м), имеющие одну или полторы (не удивляйтесь!) каюты, выгороженный туалет и камбузный блок. Иногда такие лодки именуют «семейными крейсерами». В зависимости от архитектурно-планировочных решений круизеры можно разделить на типы.

Большая часть круизеров стороится в традиционной компоновке с рубкой, имеющей круговое остекление. Используя автомобильную терминологию, их называют «sedan».

Седаны, в зависимости от конструкции крыши рубки, также делятся на:

  • coupe - в крыше надстройки могут быть (как у автомобилей) сдвижные световые люки. Некоторые производители используют это место под солярий;
  • flybridge - когда позволяют размеры, на крыше рубки седана может быть расположен открытый ходовой мостик, дающий отличный обзор и делающий удобным управление судном. Flybridge является сокращением от flying bridge - «летучий мостик»; синоним - command bridge.
  • Sport cruiser
  • Для многих владельцев круизеров, чье свободное время относительно ограничено, скоростные качества более важны, нежели вместимость. Для них был создан довольно популярный тип лодок - спортивный круизер. Это катер, имеющий однообъемный (без надстроек) корпус, в котором расположены салон, камбуз и туалет. Палуба кокпита приподнята, под ней в средней части находится полукаюта с полноразмерной двухместной койкой.

    Express cruiser

    Занимает промежуточное положение между седаном и спорткруизером. Express cruiser - катер с надстройкой, выраженной менее явно, чем у седана, но не «утопленной в палубу», как у спорткруизера (исторически этот тип предшествовал последнему).

    Touring boat

    Еще один, преимущественно европейский тип круизера. Туринг-боут, или тур-боут предназначен для дальних путешествий в водоизмещающем режиме и обеспечивает более или менее комфортные условия на борту. Идеологически тур-боуты являются близкими родственниками более крупных яхт-траулеров (см. далее).

    Моторные яхты (motor yachts)

    Как известно, яхта - это не обязательно лодка с парусом: так именуют любое судно для отдыха, которое не используется в коммерческих целях (правда, не ясно, как быть с прогулочными подводными лодками!) Четкой границы между круизерами и моторными яхтами нет, однако моторной яхтой принято называть судно длиной свыше 33 футов (10 м). По функциональному назначению и архитектурно-конструктивным решениям моторные яхты во многом подобны своим меньшим братьям (или сестрам?) круизерам.

    Sport yacht

    Скоростные (30–40 уз), вооруженные мощными двигателями суда, созданные, как правило, для непродолжительных выходов. Подчиненные идее скорости, они имеют относительно небольшую емкость топливных цистерн. Даже при сравнительно невысокой массе и завидной скорости, высокий удельный расход топлива ограничивает дальность плавания, и спортивные яхты путешествуют от марины к марине. Корпус обычно однообъемный, с легкой полурубкой или просто жесткой крышей над кокпитом. Этот тип моторных яхт является развитием спортивных круизеров в сторону увеличения размеров и иногда близок high performance boats; в отличие от последних, спортивные яхты более приспособлены для длительного пребывания на борту.

    Pilot house

    Самую многочисленную группу среди моторных яхт составляют катера традиционной архитектуры с развитыми надстройками (этот тип мы условились называть седаном). Поскольку размеры позволяют, у большинства этих лодок на крыше надстройки устроен флайбридж. Слова «pilot house», встречающиеся у некоторых моделей, обозначают ходовую рубку; иногда так называют отделенное от салона помещение поста управление яхтой (ходовой мостик). Отдельная ходовая рубка - принадлежность довольно большого судна, потому этот термин, используемый в названии моделей, придает определенный вес (не всегда заслуженно).

    У каждого свой боутинг. Одни используют лодки для непродолжительных вояжей по выходным, другие летом живут там, как на даче. Есть и такие, для которых боутинг не просто образ жизни, но сама жизнь. Эти люди обитают на своих лодках постоянно, бороздят моря и океаны, совершая тысячемильные переходы. Для таких целей нужны особые суда. Яхты типа «траулер» изначально перестраивались из рыболовных судов, поэтому за ними закрепилось такое название. Отличительными признаками типа являются корпус, рассчитанный на плавание в водоизмещающем режиме со скоростью до10–12 уз, повышенная мореходность и автономность. Внутренние помещения: каюты, салон и камбуз - устроены для меньшего числа людей, но для продолжительного путешествия.

    Mega (Super) Yacht

    Уже из названия следует, что имеется в виду нечто эксклюзивное, выходящее за рамки обыденности (взгляните на фотографию в начале статьи). Размеры таких яхт начинаются от 60 футов; об их оборудовании, убранстве и возможностях можно говорить долго и взахлеб. Есть верфи, строящие такие яхты малыми сериями, исполняя заказ своих весьма состоятельных клиентов (сustom). И вообще, мегаяхты - это предмет отдельного исследования.

    Рассмотрим три основных вида не только катеров, но и моторных яхт и других плавательных средств. Не будем вдаваться в огромное количество формул для расчетов, а постараемся объяснить народным языком что к чему.
    Различают три основных вида катеров (точнее режима плавания катеров) :
    1) водоизмещающий режим
    2) глиссирующий режим(режим гидродинамического поддержания)
    3) это самый сложный и спорный переходный режим

    1) к водоизмещающим судам относятся тихоходные катера, яхты, сухогрузы и др. Плав.средства, чья скорость как правило не превышает 18 км/час. Для таких катеров число Фруда обычно составляет до 1. Число Фруда отображает волновое сопротивление подводной части судна. Более подробную информацию по этому числу вы можете найти на просторах интернета. И так, что же отличает водоизмещающее судно от остальных типов? Что свойственно водоизмещающему катеру ил и яхте и никак не характерно для других типов катеров? Для водоизмещающего судна характерны плавные обводы подводной части и, как правило, без скул, брызгоотбойников и транца. Так же, как правило, обводы водоизмещающего судна имеют сужение к корме или вообще полное отсутствие транца. При подробном рассмотрении таких судов в горизонтальном разрезе чаще всего можно увидеть форму катера в виде сигары или» китайского» глаза. То есть полное отсутствие транца. На таких судах обычно устанавливают стационарные двигатели, но не с колонкой или тем более с водометом, а используется конструкция вала, то есть рабочий винт приводится в движение валом, который в свою очередь завязан к мотору. На такие катера невозможно поставить двигатель с колонкой по одной простой причине-отсутствие транца. Но такие безтранцевые обводы наилучшим образом подходят для катеров, которые ходят в водоизмезающем режиме. Это обуславливается тем, что при таких обводах минимизируется резкий отрыв волны от кормовой части и обеспечивает ее плавное обтекание безскулых и закругленных обводов. То есть, таким образом, проектировщики стараются минимизировать волновое сопротивление корпуса. Но это касается только лишь водоизмещающих катеров. Так как их скорость не должна превышать 18 км/ч. Так же на таких катерах обычно устанавливаются маломощные двигателя. Все логично. Такие суда не служат для достижения больших скоростей. Их основная задача стоит в том, что бы как можно экономичнее пройти определенное расстояние. Водоизмещающие суда нашли широкое применение в промышленных масштабах (сухогрузы, танкеры и т.д). Низкий уровень продаж таких катеров среди рыбаков или просто частных покупателей объясняется их тихоходностью. Обычно люди ожидают получить от своего катера не плохие скоростные данные для быстрого перехода к месту рыбалки, отдыха, ну или просто погонять. А водоизмещающие суда не рассчитаны на большие скорости. Обычно водоизмещающие катера покупают люди, целью которых являются пересечение больших водных расстояний или просто долгие морские путешествия. Для этого отлично подойдет водоизмещающая моторная яхта благодаря своей экономичности и отличной остойчивостью. Да, да, как правило водоизмешающие моторные яхты обладают большей устойчивостью чем другие катера. То есть у них больший восстанавливающий момент и более значимые значения максимального угла крена. Такие яхты и катера ни раз огибали земной шар, что практически не возможно сделать на обычном катере ввиду сильных штормов, которые встречаются в океанах и морях и соответственно которым не сможет противостоять обычный катер, со стандартной остойчивостью. Теперь перейдем к катерам, движущимся с помощью гидродинамической силы.

    2) глиссирующие катера и моторные яхты . Обводы таких судов заметно отличаются от обводов водоизмещающих катеров. При том же горизонтальном разрезе судна мы уже не увидим плавных, закругленных обводов в корме. На таком катере мы заметим как бы обрубленную заднюю часть -это и есть транец, который служит для крепления подвесного мотора, угловой колонки или водометной турбины. На глиссирующих катерах как правило устанавливаются мощные моторы. Служат они исключительно для преодоления волнового сопротивления, глиссирующий катер создает волны, самая вредная-это кормовая волна. Глиссирующим не будет тот катер, который не сможет подняться на эту волну, это и объясняет наличие мощнейших моторов для данного вида катеров. Разнообразие глиссирующих судов поражает. Каждый хочет внести что-то свое и тем самым улучшить скоростные качества не прибегая к глобальному увеличению силовой установки катера или моторной яхты. Но законы гидродинамики изменить нельзя, так же как и обмануть. Идеальными обводами днищевой части глиссирующего катера служило бы идеально плоское днище с нулевой килеватостью. Конечно есть и такие катера-плоскодонки, но обычно они не имт больших размеров и ни как не предназначены для хождения даже по небольшой волне. Это объясняется тем, что при волнении катер двигается прямолинейно вперед, но и совершает колебания в по вертикальной оси, которые вызываются волнами. При таких колебаниях судно испытывает удары об воду, будь то плоскодонка или острокиливая лодка. Но у плоскодонного судна эти удары на много значительнее, чем у катера, имеющего V-образное днище. Соответственно чем больше килеватость днища, тем менее ощутимы удары о воду при волнении. Казалось бы вот он выход- делаем килеватость, при чем не маленькую на днище и все проблемы решены. Не тут-то было. При увеличении килеватости днища катеру становится все труднее и труднее забраться на свою волну. Соответственно при увеличении килеватости нужно ставить более мощную силовую установку, что увеличивает общую стоимость катера. При желании людей сэкономить на двигателе и поставить менее мощную силовую установку, чем рекомендует производитель, заказчик рискует никогда не взобраться на свою волну и остаться в положении «забираемся в гору» . Это положение очень неприятно, так как оно характеризируется задиранием носовой части и провалом кормы. Так же ему характерен перерасход топлива, так что человек, покупающий именно глиссирующий катер должен понимать последствия установки менее мощного мотора, чем того требует производитель и сам катер. Так же для глиссирующего катера очень важна развесовка. Даже при наличии мощного мотора катер из-за не правильной развесовки может никогда не выйти в глисс. Вы наверное частенько видели на водоемах катера-дельфины. Которые так наровят клюнуть носом воду. Это говорит о неправильной развесовке. Согласитесь, тоже неприятное явление. Глиссирующие катера нашли широкое применения в спец. службах, у рыбаков и просто любителей погонять. При покупке такого катера нужно особое внимание уделять ходовым качествам и силовой установке в целом, а лучше перед покупкой прокатиться или хотя бы посмотреть видео. Даже на видео будет понятно, какой катер. Не задирается ли нос, не дельфинирует ли катер и т.д. Перейдем теперь к самому неоднозначному и спорному режиму плавания-это переходный режим.

    3) переходный режим . Тут люди ничего не мудрили и назвали все своими словами. Переходный режим плавания-это режим между водоизмещающим и глиссирующим режимами. Вот как раз для этого режима и характерен провал кормы. В таком режиме зачастую ходят и глиссирующие катера. Виной этому, как уже говорилось, неправильно подобранная силовая установка. Решением проблемы может быть или уменьшение килеватости, или увеличение мощности мотора. Многие судовладельцы ходят в псевдоглиссирующем режиме сами того не замечая. На самом деле они ходят в переходном режиме. В переходном режиме нет ничего плохого, если обводы катера и развесовка изначально рассчитывались именно под этот режим, а вот если катер проектировался под глиссирующий режим, а в конечном итоге он не вышел на свою волну, то это плохо и катер будет ходить с задранным носом и перерасходом топлива. Наверное никому не было бы приятно смотреть в небо идя на катере, купленном на свои кровные, да еще и за не маленькую сумму. И,конечно, никто не захочет переплачивать за бензин или солярку. Катера, спроектированные именно под переходный режим более экономичнее, так как требуют менее мощного мотора, чем глиссирующие, но они конечно и тихоходнее глиссирующих, но быстроходнее водоизмещающих. Это своего рода компромисс. Есть один существенный минус у данных катеров-это более сложные обводы днища и соответственно более сложная проектировка. В общих чертах это все, что хотелось сказать.

    Надувные лодки относительно легкие и потому легко транспортируются. Лодку с веслами, байдарку или же транспортное средство, на которое возможна установка маленького мотора, с легкостью может переносить один человек.

    Она без проблем может поместиться в рюкзак средней величины. Для перевозки более крупных транспортных средств и моторов вам понадобится автомобиль, при этом, специальный прицеп, как правило, не нужен.

    В зависимости от использования надувных лодок, они бывают абсолютно разных конструкций.

    Если рассматривать различия между надувными лодками кратко, то они отличаются между собой по следующим параметрам:

    1. форма корпуса;
    2. диаметр баллона;
    3. тип дна (однослойный тканевый, жесткий пол, надувной пол);
    4. наличием/отсутствием киля;
    5. транец (встроенный, подвесной);
    6. прочие параметры.


    Какими бывают надувные лодки:

    • шлюпки
    • спортивного класса
    • с килем(для большей скорости)
    • с накладным дном (для жесткости, можно рыбачить стоя)
    • с надувным дном
    • с встроенным транцем
    • с подвесным транцем
    • с навесом (без навеса)

    Шлюпка

    Шлюпка - это резиновая лодка небольшого размера с навесным транцем. Прогуливаясь на ней, вы можете использовать весла или маленький мотор, если установка мотора предусмотрена поставщиком.

    Такой транспорт, как правило, относительно не дорогой. Он вмещает в себя не более четверых людей. И идеально подойдет тем, кто хочет купить дешевую, легкую и компактную лодку для прогулок на маленьких расстояниях от берега.

    Лодки спортивного класса

    Надувные лодки спортивного класса характеризуются прочным полом (палубой), гибкими (надувными) или жесткими килями из дерева, надежным транцем. Как правило, такие транспортные средства сделаны из древесины или стеклопластика, но так же бывают и надувными.

    Киль, при наличии достаточно мощного мотора, обеспечивает выход на глиссирование, что дает лодке меньшее трение об воду, а соответственно, и большую скорость передвижения. Встроенный в корпус прочный транец позволяет установить на него более мощные моторы, по сравнению с подвесными транцами.

    Пол надувной спортивной лодки сделан из композитных компонентов, алюминия или стеклопластика, многослойной фанеры. Чаще всего рыбаки используют мотор, но лодка такого вида может ходить как с веслами, так и с парусом.

    Если снять крепкий накладной пол, то вы с легкостью сможете свернуть лодку. Это гораздо облегчит транспортировку транспортного средства и его хранение. Если вы любите исследовать дальние уголки водоемов или любите просто долго быть на воде, то этот вариант с лодкой является для вас идеальным.

    Обзор надувных лодок

    Лодки с дном Roll Up

    Надувные лодки с дном Roll Up. Они имеют крепкий транец. При этом такое судно можно сложит ь вместе с полом. Они, как правило, имеют гибкий киль, он может быть как надувным, так и жестким.

    Применять их можно в комплекте с веслами, парусом или подвесным мотором. Параметры этих лодок не отличаются от характеристик спортивных. Позитивным моментом выступает легкость в сборки\разборки и в хранении.

    Недостаток - производитель не предусмотрел возможность установки мощного подвесного двигателя.

    Лодки с гибким дном

    Надувные лодки с гибким дном Air Deck. Они характеризуются крепким транцем, надувным полом (палубой), который снимается или нет. Многие лодки оснащены гибким килем. Основным преимуществом лодок с гибкой палубой является их маленький вес.

    По сравнению с иными моделями надувных лодок, этот вид отличается простотой в разборке и хранении. Они прекрасно подойдут для любителей отдохнуть на природе. И будут незаменимы, если у вас не окажется помощника, чтобы вытянуть лодку из водоема. Но, так как, пол таких судов достаточно мягкий, то перевозка грузов и серьезная работа строго запрещены.

    Лодки с накладным дном

    Особой моделью надувных суден являются лодки с накладным днищем (RIB-лодки). Они объединили в себе плавучесть надувных суден и твердость современных катеров. Киль у таких лодок прочный, сделанный из стеклопластика, полиэтилена или алюминия, а трубы отличаются гибкостью.

    RIB-лодки бываю самого разного вида и параметров. Многие из них имеют рубки (стойки) управления и, более того, имеют водометные двигатели. Такие судна предназначены для вашего комфорта. В них есть баки для топлива, сиденья, ящики и даже душ - это еще не все, чем сможет порадовать вас такой помощник.

    Единственный минус RIB-лодок в том, что они довольно габаритны, и потому занимают много места для своего хранения, а также нуждаются в специальном прицепе для транспортировки. Однако такая величина лодки не портит ее скоростные преимущества и поразительную мореходность. Они используются многими профессионалами - от береговой охраны до Camel Trophy.

    Материал надувных лодок

    Тканое полотно, сделанное из крученой нитки искусственного или натурального волокна - это основа для создания надувных суден. Для начала оно обрабатывается специальной смесью с ПВХ, так как она достаточно прочная, хотя сэкономить с ней не получится.

    Также иногда на производстве используется смесь с резиной, но она быстро теряет свой внешний вид и качество. Именно поэтому в основном используют состав с ПВХ.

    Он придает лодке надежность, не подвергает ее механическому и химическому воздействию, дает иммунитет перед повышением и понижением температур, придает стойкости перед процессом гниения. Зимовка таких суден также не вызовет больших трудностей. Достаточно того, чтобы температура колебалась в пределах от -40 до +70 ºС.

    Грузоподъемность надувной лодки

    Грузоподъемность лодки - определенный вес на транспортировку которого рассчитана надувная лодка.

    От чего зависит грузоподъемность лодки:

    • Размер. На грузоподъемность влияют транспортировочные свойства, габариты и вместимость.
    • Диаметра баллона. Чем больше диаметр баллона, тем выше грузоподъемность лодки, лучше устойчивость и плавучесть. Однако увеличенный диаметр баллона делает лодку тяжелее и площадь ее касания с водой увеличивается.

    Пассажировместимость надувных лодок основывается на грузоподъемности. К примеру, лодка грузоподъемностью 120 кг предназначена для одного человека, а грузоподъемности в 500 кг хватит для четырех-пяти человек.

    Естественно, что в четырехместную лодку, при большом желании, можно поместить и восемь человек, но в плане удобства и безопасности это категорически не рекомендуется.

    Заявленная производителем пассажировместимость лодки показывает, какое количество людей сможет безопасно путешествовать по воде.

    Типы надувных лодок по грузоподъемности:

    1. Малая грузоподъемность - от 100 до 200 кг;
    2. средняя грузоподъемность - от 200 до 300 кг;
    3. большая грузоподъемность - от 300 до 600 кг;
    4. повышенная грузоподъемность - от 600 кг и более.

    Подведем итог по видам надувных лодок

    Надувные лодки отличается между собой формой, размерами, полом, транцем, килем и материалами.

    • Форма, размеры и диаметр баллона сильно влияют на грузоподъемность лодки, и соответственно на пассажировместимость.
    • Пол лодки может быть как надувным так и жестким, с жесткого разборного пола можно рыбачить стоя.
    • Есть лодки с подвесными и встроенными транцами, на подвесные транцы обычно устанавливают самые маломощные моторы (до 3 л.с.), или же устанавливают электромоторы. Лодки со встроенным транцем могут использоваться для моторов мощностью свыше 10 л.с.
    • Киль в надувных лодках бывает как жестким, так и надувным. Главная задача киля в том, что он обеспечивает выход на глиссирование, что существенно повышает скорость и экономит топливо.

    Статьи по теме:

    Обзор алюминиевых лодок для рыбалки

    Какой эхолот выбрать для лодки?

    Электромоторы для рыболовных лодок

    Обзор моторных лодок

    Какой якорь выбрать?

    Обзор лодочных моторов

    Обзор материалов надувных лодок

    Рыболовные самоделки своими руками

    Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки


    Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли


    Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки

    Обзор алюминиевых лодок для рыбалки


    Как выбрать катушку для спиннинга?

    Электромоторы для надувных лодок(обзор)

    Лодка – одно из наиболее древних транспортных средств. Появилась она намного раньше колесного или салазочного транспорта. В давние времена гребные лодки применялись как средство для транспортировки грузов, рыбной ловли и других полезных дел. Сейчас они используются в качестве прогулочных и спортивных судов.

    Большинство лодок управляются при помощи весел, но некоторые снабжены парусами или моторами, как вспомогательными или основными двигательными средствами. На некоторые суда, у которых мотор не предусмотрен конструкцией, он навешивается пользователями.

    Немного истории

    Лодкой считается водоплавающее судно длиной до 9 метров и шириной до 3 метров. Максимальная грузоподъемность лодки составляет 5 тонн. Изначально лодки были только гребными судами, но позже их стали снабжать парусами, а в 20 веке и моторами.

    Где появились первые лодки сказать точно нельзя. Однако, ученые предполагают, что первым плавательным судном стал плот. На нем можно было передвигаться по воде безопасно, транспортировать грузы. Но скорость и маневренность плота были не на высоте.

    Родиной современных лодок считается Древний Египет, так как именно на территории этой страны были найдены первые свидетельства создания гидродинамических судов. Египтяне изготавливали лодки из папирусных матов, которые можно было изгибать.

    В Америке, которую открыли лишь в конце 15 века, индейцы использовали лодки-долбленки. Они, кстати, применяются и до сих пор. Такие суда делались из цельного ствола дерева. Концы его заострялись, а сердцевина выдалбливалась. Такие же лодки делались и в Австралии, причем чаще из больших кусков коры деревьев, стягиваемых лианами или жилами животных.

    К особому виду лодок относятся каркасные. Многие народы применяли для изготовления конструкцию из прутьев и обтягивали ее кожей или другими эластичными материалами.

    Надувные лодки стали известны чуть позже, но до сей поры не потеряли своей актуальности. Кстати, распространены они стали лишь в 20 веке, только после того, как люди научились изготавливать полимеры. Но герметичные надутые мешки из кожи использовались задолго до этого для транспортировки грузов и передвижения по воде.

    Весла были изобретены чуть позже лодок. До этого пользовались длинной палкой, которая, упираясь в дно водоема, применялась как средство отталкивания и управления. А вот парусами стали пользоваться намного позднее. И только в 1836 году изобрели гребной винт в качестве двигателя.

    Какие бывают гребные лодки

    Сейчас лодки редко применяются в качестве транспорта. Чаще всего они используются как прогулочные или спортивные суда. Классификация их не имеет определенных границ. Чаще всего лодки для спорта разделяют по материалу изготовления и типу корпуса.

    Материалом для корпуса могут служить:
    • Фанера.
    • Металл.
    • Пластик.
    • Стекловолокно.
    • Полимер.

    По типу основания они бывают моноблочные, катамараны и тримараны. Есть еще разделение по типу днища – плоскодонные, килеватые или комбинированные. Именно от того, каким является дно у лодки зависят ее мореходность, комфорт и устойчивость. Гребные лодки бывают складные и цельные. Это свойство влияет на удобство хранения транспорта.

    Спортивные гоночные лодки

    Эти суда предназначены для учебы и соревнований. Их можно разделить на:

    • Академические.
    • Байдарки.
    • Каноэ.
    • Народные.
    • Морские шлюпки.

    Основным отличием спортивных лодок является возможность развития большой скорости. Они служат именно для того, чтобы спортсмены могли при помощи мускульной силы, работая веслами, разгоняться до пары сотен километров в час. Лодки для спорта обладают гидродинамическим корпусом, который и обеспечивает хорошие скоростные качества судна.

    Академические

    Они состоят из киля – горизонтальной изогнутой доски, который расположен от начала до кормы, горизонтальных ребер, служащих для крепления обшивки и скрепляющих шпангоутов. Эта часть служит для скрепления поперечных ребер и обшивки. Носовая и кормовая части академических лодок сверху затянуты непромокаемым материалом – палубой.

    Отличительными признаками академических лодок являются соотношение длины и ширины. Оно наиболее отличается от остальных типов гребных судов. Уключины вынесены за пределы бортов на кронштейны, что позволяет изготавливать невысокие суда с узким корпусом для увеличения скорости.

    Существует четыре типа академических лодок:
    • Двойка распашная с рулевым, в которой могут поместиться всего три человека – два гребца и один рулевой.
    • Гребные лодки для четверых человек с рулевым.
    • Парная четверка.
    • Парная восьмерка – самое большое судно из данного вида лодок.

    Все академические лодки предполагают наличие рулевого, который сидит в кормовой части на подвижной банке. Некоторые производители стали выпускать суда, где место рулевого находится на носу.

    Байдарки

    Это узкие крытые суда без уключин. В качестве двигателей используют двухлопастные весла. Байдарки также имеют закрытые носовую и кормовую части. При этом гребцы располагаются лицом в сторону движения. Управляющим органом служат румпель или коромысло, которое поворачивает один из гребцов ногами за проведенные по днищу судна тросы. Места для рулевого в байдарках не предусмотрено.

    Каноэ

    Это открытые суда. Гребцы пользуются веслом с одной лопастью Уключин, как и в байдарках, в каноэ нет. В каноэ нет палубы, а спортсмены гребут, стоя на одном колене на специальной подушке.

    Гребные народные лодки

    Эти суда отличаются от всех предыдущих длиной и шириной, указанными конкретно для каждого соревнования. Конструкция их может быть различной, ограничиваются только габариты и, соответственно количество гребцов.

    Морские шлюпки

    Эти суда отличаются тем, что предназначены только для одного спортсмена. Они изготавливаются из досок, которые скреплены внакладку. Шлюпка имеет две уключины, располагающиеся в борту или вынесенные за него. Такие лодки применяются только в соревнованиях на морской воде, обладающей большой плотность.

    Особенности корпуса

    Спортивные гребные лодки изготавливаются в большинстве своем из древесины легковесных пород, но все чаще их делают из пластмассы. Так как главным преимуществом таких судов является небольшая ширина корпуса, то они не очень устойчивы. С целью уменьшить массу лодки при изготовлении пренебрегают их прочностью.

    При этом академические суда имеют поперечные крепления подковообразной формы. Именно эти гребные лодки используются на соревнованиях и на Олимпийских играх.

    Как выбирать гребные лодки

    Чтобы выбрать гребную лодку, следует сперва понять, для чего именно она нужна и где вы собираетесь ее использовать. Как следует из выше написанного, на пресной воде можно применять суда любого типа, кроме морских шлюпок. А вот на море пригодятся именно последние.

    Перед приобретением лодки необходимо выявить ее размеры. Отношение длины судна к его ширине – это главный критерий. Чем меньше эта величина, тем лучше управление лодкой, но маневренность транспортного средства будет хуже.

    Для соревнований на гладкой воде больше всего подойдет длинная, но узкая лодка. Она развивает большую скорость при меньших усилиях. В том случае, если необходимо маневрировать во время гонок, то пригодятся суда небольшой длины, но устойчивые на воде. Использовать такие лодки можно и в зарослях, и на порогах. Вот только скорость этого транспортного средства оставляет желать лучшего.

    Весла

    Важное значение при выборе гребной лодки имеют весла. Они зависят от габаритов судна и от требований, которые предъявляются к нему. Байдарками управляют при помощи двухлопастных весел, т.е. палки с лопастями на концах.

    На каноэ плавают с помощью одного весла, попеременно опуская его в воду с разных сторон судна. Академические лодки требуют также однолопастных весел, но ими работаю несколько спортсменов.

    Преимущества судов с уключинами в том, что вы не потеряете весла. Поэтому, если лодка приобретается для собственного развлечения, лучше остановить выбор именно на таком судне. Без уключин гребные лодки используются только на соревнованиях.

    Выбирая судно для тренировок, нужно понимать, что во время соревнований вас ждут особые условия. Поэтому тренировочная лодка должна иметь такие же параметры, как и гоночная. Правильно подобранное судно позволит вам не только победить, но и почувствовать удовольствие от участия в состязаниях.



  • Разделы сайта