Физиологические основы труда. Динамика работоспособности. Утомление. Теоретико-методические задания по физической культуре

Утомление – это некое состояние человеческого организма, которое характеризуется временным понижением работоспособности. Оно возникает после длительного умственного или физического напряжения. Переутомление проявляется как уменьшением работоспособности, так и понижением общего жизненного тонуса. В таком случае организму нужно полноценно восстановиться, чтобы он мог функционировать как раньше.

Виды утомления. Переутомление

Нервное утомление. Длительное нервное напряжение будет вызывать у человека усталость и разбитость.

Эмоциональное утомление. В этом состоянии происходит эмоциональное истощение, отсутствуют силы на то, чтобы проявлять какие-либо чувства. Человек не может испытывать ни радости, ни огорчения.

Умственное утомление. В этом случае трудоспособность снижается по причине нарушения работы процессов, связанных с центральной нервной регуляцией. Человеку становится трудно думать, запоминать, сконцентрировать свое внимание на чем-то, падает продуктивность интеллектуального труда.

Физическое утомление. Оно отличается тем, что развиваются нарушения функции мышц, снижается сила, точность, согласованность и ритмичность движений. Обычно физическое утомление развивается постепенно.

Является уже патологическим состоянием организма. Оно развивается на фоне постоянной деятельности без полноценного отдыха, может проявляться как невроз. В основе его развития лежит нарушенное функционирование центральной нервной системы, которое выражается в разбалансировке таких процессов, как возбуждение и торможение в головном мозге.


Обратите внимание! Женщины в большей степени подвергаются переутомлению из-за хрупкой нервной системы.

Стадии переутомления

  • 1 стадия. Наличие субъективных признаков, но отсутствуют глубокие расстройства. Пациенты часто жалуются на и аппетит. Вылечить такое состояние обычно не составляет труда.
  • 2 стадия. Присоединяется объективная симптоматика. У пациентов много жалоб на данной стадии, нарушаются обменные процессы. Лечение уже будет более сложным, чем на первой стадии.
  • 3 стадия. Самая тяжелая степень, для нее характерен переход в неврастению. Требует продолжительного и сложного лечения.

Утомление, переутомление и синдром хронической усталости (видео)

В данном видеоролике можно послушать ознакомительную информацию, которая касается видов утомления и переутомления, а также способов борьбы с ними.

Причины возникновения утомления, переутомления


Утомление может возникать в следующих ситуациях:

  • при долгой работе умственного или физического характера;
  • при однообразной монотонной работе;
  • при длительном воздействии раздражителей: шуме, слабом освещении и т. д.;
  • при конфликтах, отсутствии заинтересованности;
  • при недостаточном питании, различных заболеваниях.
Умственное переутомление – частый спутник во время экзаменов, сессий, плотного рабочего графика.

Эмоциональное утомление обычно возникает вследствие общения с большим количеством незнакомых людей.

Причины переутомления разнообразны. К такому состоянию могут привести: недостаточное количество сна, отсутствие физической активности, стрессы, отсутствие полноценного отдыха, плохое питание, психические перенапряжения. Группа риска – спортсмены, люди с неустойчивой психикой и подвергающиеся чрезмерным физическим нагрузкам.



Помимо физических факторов, на развитие переутомления могут влиять лекарственные препараты. Это касается противокашлевых, противоаллергических, противопростудных и некоторых других препаратов.

Также причиной переутомления могут выступать некоторые болезни. Причина в том, что они снижают работоспособность человека и качество жизни, как следствие – развивается переутомление. Речь идет о бронхитах, астме, депрессиях, болезнях сердца, некоторых вирусных заболеваниях, анемиях и так далее.

Симптомы утомления, переутомления

Психическое утомление легко спутать с обычной усталостью. Но просто поспать и отдохнуть, скорее всего, будет недостаточно.

Основные признаки умственного переутомления :

  • Проблемы с засыпанием.
  • Покраснение глаз (см. также – ).
  • Бледные кожные покровы.
  • Появление мешков под глазами.
  • Нестабильное артериальное давление (см. также – ).
  • Усталость, которая не проходит после отдыха и сна.
  • Головная боль без причины (см. также – ).



Признаки физического утомления:
  • Нарушения сна. Человек тяжело засыпает, а ночью неоднократно просыпается.
  • Постоянное чувство усталости.
  • Усиливается болезненность в мышцах.
  • Вялость или излишняя агрессия.
  • Повышенное артериальное давление.
  • Снижение аппетита или полное его отсутствие.
  • Снижение веса.
  • У женщин может быть нарушен менструальный цикл.
  • Дискомфортные ощущения в области анатомического расположения сердца, тяжесть за грудиной.
  • Затрудненное дыхание.
Признаки эмоционального утомления
  • резкие перепады настроения;
  • раздражение;
  • склонность к уединению;
  • упадок сил, бессонница, нестабильная нервная система.
Признаки нервного утомления

Они проявляются повышенной раздражительностью, чрезмерным возбуждением.

Признаки переутомления

Помимо присутствия симптомов, характерных для утомления, могут добавиться:

  • тошнота, рвота;
  • снижены рефлексы;
  • повышенная потливость;
  • обморочные состояния.
В анализах может обнаруживаться лейкоцитоз, тромбоцитопения, повышение гемоглобина и молочной кислоты.

На этой стадии у человека совсем нет сил, он выполняет необходимое действие с огромным напряжением. Если переутомление переходит в срыв, то идет полное расстройство процессов жизнедеятельности. Тогда человек прекращает выполнение любой деятельности.

Особенности переутомления у детей

В детском возрасте утомление может развиваться более стремительно, чем во взрослом. Большинство таких случаев возникает, когда ребенок начинает посещать образовательные учреждения. С непривычки ему бывает сложно подстроиться под правила школьной программы.



Другие причины, которые могут способствовать развитию переутомления:
  • Страх перед публичными выступлениями (ответ у доски).
  • Сложности в общении с другими детьми.
  • Комплекс неполноценности.
  • Насмешки окружающих.
Надо всегда учитывать, ребенку нужна не только учеба, но и здоровая психика. Поэтому нужно избегать перегрузок, уделять достаточно времени отдыху.

Диагностика

Достоверного теста, который помог бы определить переутомление, еще не существует в природе. Как правило, диагностика проводится, основываясь на жалобах больного. Врач проводит оценку субъективных и объективных признаков заболевания. Возможно использование специального терапевтического теста. Он заключается в предоставлении человеку нескольких дней, посвященных полноценному отдыху. После этого врач делает вывод о правильности диагноза и плане лечения.

Так как похожие признаки могут возникать при других заболеваниях, то могут назначаться дополнительные лабораторные, аппаратные и инструментальные исследования.

Лечение

Принципы терапии выстроены на том, чтобы добиться снижения всех видов имеющихся нагрузок.

Для начала нужно наладить распорядок дня, временно прекратить умственную деятельность и физическую активность на срок – 3-4 недели. По мере того, как быстро будет проходить восстановление организма, врачи будут принимать решение о возможности пациента вернуться к обычной жизни.

Если ситуация тяжелая, то 2-3 недели нужно вообще ничего не делать, чтобы было состояние полной релаксации. И уже потом понемногу подключать активный отдых в виде прогулок, умеренной физической активности, любимых занятий.

Лекарственные средства используются исключительно при наличии показаний. Обычно это общеукрепляющие и специфические препараты.

  • Стимуляторы мозгового кровообращения («Кавинтон», «Гинкго билоба», «Платифиллин»).
  • Ноотропы («Пирацетам»).
  • Седативные средства (пустырник, валериана).
  • Гормональные препараты. Но они назначаются только в запущенных случаях.



Наряду с этим назначаются витамины, так как переутомление часто является следствием гиповитаминоза. Есть несколько витаминов, которые помогают нервной системе нормально функционировать и справляться с чувством усталости.
  • Витамин C . Он обеспечивает необходимой энергией, препятствует появлению усталости.
  • Витамин E . Способствует укреплению сосудистых стенок, сохраняет головной мозг от разрушений.
  • Витамины группы B . Участники основного обмена, препятствуют развитию нервозности, депрессий, бессонницы.
  • Витамин D . Способствует улучшению работоспособности.
Если нужно срочное восполнение витаминов при сильной их недостаточности, доктора назначают комплексы поливитаминов.

Помимо витаминов, целесообразно использовать средства, которые повышают общий тонус организма. К таким стимуляторам можно отнести: лимонник, настойку элеутерококка и женьшеня.

В последнее время медики активно используют гомеопатические средства для борьбы с утомлением. Они имеют растительную основу, поэтому обладают минимальным количеством побочных эффектов. Самые распространенные средства, используемые на сегодняшний день: «Гельземиум», «Ацидум фосфорикум», «Хининум арсеникозум».

Народная медицина тоже предлагает свои рецепты для борьбы с этой проблемой. Правда, эффективными они будут лишь на ранних стадиях утомления. Вот некоторые из советов:

  • Употребление ромашкового чая.
  • Употребление смородинового, малинового, брусничного морсов.
  • Употребление настоя шиповника.
  • Чеснок. Ежедневно нужно съедать три зубчика.
Положительный эффект принесут лечебные ванны с добавлением хвойного экстракта, мяты, мелиссы, чабреца или морской соли.

Профилактика

Утомление в большинстве случаев зависит от социальных и психических факторов, поэтому решение данной проблемы имеет первостепенную важность. Целесообразно будет принятие мер по предупреждению возникновения этого состояния, поддержанию работоспособности на высоком уровне.

Для того чтобы предупредить переутомление у взрослых людей, надо соблюдать определенные правила образа жизни. Все что нужно, это придерживаться следующих рекомендаций:

  • Нужно заниматься физической активностью – ходьба, бег, плавание, утренняя зарядка.
  • Если ваша трудовая деятельность умственного характера, обязательно чередуйте ее с физической активностью.
  • Если же ваша работа связана с физическими нагрузками, то в свободное время добавляйте умственную деятельность.
  • Обязательно наличие выходных дней.
  • Выберите для себя способ расслабления: посещение бани, сауны, массажного кабинета, спа процедур.
  • Не злоупотребляйте алкоголем.
  • Перед отходом ко сну почитайте любимую книгу, посмотрите хороший фильм.
  • Старайтесь минимизировать стрессовые ситуации, психоэмоциональное напряжение, отрицательные эмоции.
  • Периодически нужно менять обстановку: поездки к родным, путешествия, выходные на даче.
  • Старайтесь, чтобы дела выполнялись в срок, не допускайте авралов.
Для обеспечения профилактики переутомления у детей, родителям нужно обеспечить:
  • Грамотный распорядок дня. Ребенку необходимо девять часов качественного сна.
  • Каждодневные прогулки на свежем воздухе.
  • Регулярное проветривание детской комнаты.
  • Сбалансированное питание.
Помните, что утомление и переутомление чаще всего заканчиваются успешным выздоровлением. Для этого требуется устранить вызвавшую его причину, и провести качественную терапию. Но иногда оно может приводить к развитию соматических заболеваний и значительных нарушений в работе органов и систем.

Данные тесты помогают проверить знания учащихся по предмету физическая культура. Также позволит качественно подготовиться к олимпиаде школьников по предмету или любому по форме контролю. В пакете представлены вопросы и ответы на данные вопросы.


«Вариант 10. Вопросы»

Вариант № 10. Вопросы

А) северных;

В) центральных

А) сифилис;

В) гонорею

А) 2 повторения;

Б) 8 повторений;

В) 15 повторений

4. Спортивная гимнастика.

А) оборот;

Б) поворот;

А) 60% и ниже;

6. Тактика баскетбола.

А) 20 секунд;

Б) 24 секунды;

В) 30 секунд

7. Лыжная подготовка.

А) пропитка;

Б) просмолка;

В) грунтовка

В) Международный олимпийский комитет

Б) Леонидас

В) Короибос

А) Н.Орлов

Б) А.Петров

В) Н.Панин – Коломенкин

Г) А.Бутовский

А) перерыв

Б) перенос рук под сеткой

В) неправильная замена

Г) замена

А) 2 в одном тайме

Б) 2 в игре

В) 4 в одном тайме

Г) неограниченное количество

А) ходьба

В) прыжки

Г) метание

Д) плавание

А) в 1920 г. в Бельгии;
Б) в 1924 г. во Франции;
В) в 1926 г. в Германии;
Г) в 1928 г. в Швейцарии.

А) метания

Б) прыжки

В) кувырки

А) строевыми приемами

Б) передвижениями

В) размыканиями и смыканиями

Г) построениями и перестроениями

В) мяча касается игрок на площадке после вбрасывания из-за пределов площадки

Г) судья дает свисток

А) «нырок»

Б) «ножницы»

В) «перешагивание»

Г) «фосбери-флоп»

А) скоростная сила;

Б) произвольное расслабление мышц;

В) активная гибкость;

Г) пассивная гибкость.

А) микроциклом;

Б) мезоциклом;

В) макроциклом;

Г) мегациклом.

А) потовые железы;

Б) гипоталамус;

В) скелетные мышцы;

А) центральной;

Б) периферической;

В) соматической;

Г) вегетативной.

А) творог нежирный;

Б) сыр швейцарский;

В) молоко;

Г) фасоль.

А) развитая мускулатура;

Б) хорошее здоровье;

В) высокий рост;

А) на гимнастический мат мягко на носки, пружинисто приседая

….

…..

…..

……

…..

….

…..

……

Просмотр содержимого документа
«Вариант 10. Ответы»

Вариант № 10.

1. Пища и питьевой режим. Энерготраты больше в районах:

А) северных;

В) центральных

2. Похитители здоровья. “Чумой 20 века” окрестили:

А) сифилис;

Б) СПИД;

В) гонорею

3. Атлетическая гимнастика. Вес отягощения можно начать увеличивать, если в 3 подходах без излишнего напряжения упражнение выполняется по:

А) 2 повторения;

Б) 8 повторений;

В) 15 повторений

4. Спортивная гимнастика. Свободное движение тела относительно оси вращения:

А) оборот;

Б) поворот;

В) мах

5. Кроссовая подготовка. Для развития скоростной выносливости бег со скоростью от максимальной на:

А) 60% и ниже;

В) 90 – 95%

6. Тактика баскетбола. Для того, чтобы выполнить бросок команде предоставляется:

А) 20 секунд;

Б) 24 секунды;

В) 30 секунд

7. Лыжная подготовка. Для лучшего нанесения и сохранения мазей на лыжах применяется:

А) пропитка;

Б) просмолка;

В) грунтовка

8.Какая организация руководит современным олимпийским движением?

А) Организация объединенных наций

Б) Международный совет физического воспитания и спорта

В) Международный олимпийский комитет

Г) Международная олимпийская академия

9. Назовите имя 12 – кратного победителя в беге на античных Олимпийских играх?

Б) Леонидас

В) Короибос

10.Кто стал первым олимпийским чемпионом из российских спортсменов?

А) Н.Орлов

Б) А.Петров

В) Н.Панин – Коломенкин

Г) А.Бутовский

11. В каком году в программе Олимпийских игр появился футбол?

А) 1900г.;

12. Волейбол. Что означает жест судьи: судья прикладывает к вертикально поднятой ладони другую ладонь горизонтально?

А) перерыв

Б) перенос рук под сеткой

В) неправильная замена

Г) замена

13. Баскетбол. Сколько “тайм-аутов” может быть у одной команды в игре?

А) 2 в одном тайме

Б) 2 в игре

В) 4 в одном тайме

Г) неограниченное количество

14. Лёгкая атлетика. Какой из перечисленных видов спорта не входит в состав легкой атлетики?

А) ходьба

В) прыжки

Г) метание

Д) плавание

15. Лёгкая атлетика. Чему равен вес мяча для метания?

Б) 150г

16. Первые зимние Олимпийские игры состоялись:

А) в 1920 г. в Бельгии;
Б) в 1924 г. во Франции;
В) в 1926 г. в Германии;
Г) в 1928 г. в Швейцарии.

17. Какие из перечисленных ниже физических упражнений относятся к циклическим?

А) метания

Б) прыжки

В) кувырки

Г) бег

18.Умение учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них, в гимнастике называется…

А) строевыми приемами

Б) передвижениями

В) размыканиями и смыканиями

Г) построениями и перестроениями

19. Мяч в баскетболе «входит» в игру, когда…

А) судья входит в круг, чтобы провести спорный бросок

Б) мячом владеет игрок, находящийся в месте вбрасывания, вне пределов площадки

В) мяча касается игрок на площадке после вбрасывания из-за пределов площадки

Г) судья дает свисток

20. Назовите способ прыжка, которым преодолевают планку спортсмены на международных соревнованиях в прыжках высоту.

А) «нырок»

Б) «ножницы»

В) «перешагивание»

Г) «фосбери-флоп»

21. К видам координационных способностей относится:

А) скоростная сила;

Б) произвольное расслабление мышц;

В) активная гибкость;

Г) пассивная гибкость.

22. Целостный этап тренировочного процесса от 3 до 6 недель называется:

А) микроциклом;

Б) мезоциклом;

В) макроциклом;

Г) мегациклом.

23. Терморегуляторным центром организма человека являются:

А) потовые железы;

Б) гипоталамус;

В) скелетные мышцы;

Г) гладкая мышца, окружающая артериолы.

24. Часть нервной системы, которая иннервирует внутренние органы, называется:

А) центральной;

Б) периферической;

В) соматической;

Г) вегетативной.

25. Основной поставщик кальция (Са) в организме;

А) творог нежирный;

Б) сыр швейцарский;

В) молоко;

Г) фасоль.

26. Физическое совершенство – это:

А) развитая мускулатура;

Б) хорошее здоровье;

В) высокий рост;

А) на гимнастический мат мягко на носки, пружинисто приседая

Б) на гимнастический мат, полностью выпрямляя ноги в коленях

В) на гимнастический мат мягко на пятки

Г) на гимнастический мат в положение основной стойки

28.Обжалование решения судьи спортивных соревнований в вышестоящий судейский орган в форме протеста называется апелляция.

29.Краткосрочное состязание, проводимое, как правило, в один день, с укороченным временем игры называется блицтурнир.

30. Субъективное состояние, возникающее в период тяжёлого физического утомления и характеризующееся чувством облегчения, называется второе дыхание.

31.Преимущество в условиях при состязаниях, предоставляемое более слабому сопернику с целью уравновесить шансы на успех называется гандикап.

32.Соревнование двух соперников или двух команд по выбиванию битами фигур, построенных на специальной площадке, называется городки.

33.Высший международный квалификационный разряд в борьбе дзюдо и каратэ-до называется дан.

34.Высшее спортивное звание в шахматах и шашках, появившееся в шахматах в начале XX века, а в шашках - в середине века называется гроссмейстер.

35.Основная часть колющего (рапира, шпага) и рубяще-колющего (сабля) холодного оружия для спортивного фехтования называется клинок.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Примерные вопросы тестов предметной олимпиады школьников по физической культуре 1. Положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит выше точек хвата обозначается как. 2. Задачи формирования личностных качеств спортсмена и управления его оперативным состоянием решаются в разделе, обозначаемом как подготовка спортсмена. 3. Бег по пересеченной местности обозначается как. 4. Субъективное ощущение состояния своего здоровья, физических и духовных сил обозначается как. 5. Физическая культура - это вид культуры человека и. 6. Приспособление организма к условиям существования обозначается понятием. 7. Совместную деятельность людей по использованию и приумножению ценностей физической культуры принято обозначать как физкультурное. 8. Состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем, гармоничным сочетанием физического, морального и социального благополучия называется. 9. Воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов называется. 10. Максимальная амплитуда движений, достигнутая приложением как внутренних, так и внешних сил характеризует. 11. Метод организации деятельности занимающихся, когда все выполняют одно и то же задание, называется. 12. Периоды онтогенеза, в рамках которых обеспечиваются наиболее значительные темпы развития определенных способностей человека, складываются особо благоприятные предпосылки формирования определенных умений и навыков называются. 13. Метод организации деятельности занимающихся, предусматривающий одновременное выполнение несколькими группами разных заданий, называется. 14. Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике

2 обозначается как. 15. Метод организации деятельности занимающихся, предусматривающий последовательное выполнение серий заданий, дозируемых индивидуально на основе максимального теста, называется. 16. Повышение устойчивости организма к влиянию внешних факторов происходит при использовании естественных сил природы в процессе. 17. В динамике работоспособности после достижения суперкомпенсации при отсутствии повторения нагрузки наблюдается снижение. 18. Акцентированное овладение элементами какой-либо спортивной дисциплины обозначается как. 19. Восстановление функций организма после перенесенных заболеваний или травм принято называть процессом. 20. Быстроту, как физическое качество характеризуют элементарные формы. 21. Качественной характеристикой нагрузки является двигательной нагрузки. 22. В честь афинского воина Филипидиса, принесшего в Афины весть о победе над персами в античные времена, во время современных Игр Олимпиады проводятся соревнования в. 23. Процесс освоения человеком системы знаний, норм и ценностей физической культуры, способствующих его функционированию в качестве полноправного члена общества, обозначается как. 24. Повышение устойчивости организма к влиянию внешних факторов происходит при использовании естественных сил природы в процессе. 25. Периоды биологического развития, в пределах которых формируются наиболее благоприятные условия совершенствования отдельных свойств организма и способностей человека, принято обозначать как. 26. В динамике работоспособности за фазой утомления, вызванной физической нагрузкой, следует фаза. 27. В динамике работоспособности после достижения суперкомпенсации при отсутствии повторения нагрузки наблюдается. 28. Восстановление функций организма после перенесённых заболеваний или травм принято называть процессом.

3 29. Для определения состояния психической напряженности, возникающей под влиянием сильных раздражителей, Ганс Селье использовал термин. 30. Измерение или испытание, проводимое для определения состояния, процессов, свойств или способностей человека, обозначается как. 31. Адаптивная физическая культура это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и. 32. Закрытое механическое повреждение тканей и органов, характеризующееся нарушением их функций без явно выраженных морфологических изменений называется. 33. Механический прибор, используемый для измерения гибкости человека называется. 34. Подготовка спортсмена, направленная на освоение необходимых знаний, развитие мышления, выработку мыслительных умений и навыков мыслительных операций обозначается как. 35. Умышленное действие бегуна, когда он туловищем мешает другим участникам забега (наказывается дисквалификацией бегуна), называется. 36. Очко, выигранное непосредственно с подачи в волейболе, когда мяч доведен до пола или произошло одно касание и мяч ушел в аут, обозначается как. 37. Пояс для защиты нижней части живота и половых органов спортсмена в отдельных видах спорта, например, в регби, в хоккее и в единоборствах называется. 38. Циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений в организме называются. 39. Основную группу велогонщиков в групповой шоссейной гонке обозначают как Снежный валик или цветные подвижные фишки, служащие для обозначения границы между конькобежными дорожками называется. 40. Субъективное состояние, возникающее в период тяжелого физического утомления и характеризующееся чувством облегчения называют.

4 Задания, связанные с сопоставлением 1. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Двигательная активность 2. Деятельность 3. Двигательный опыт 4. Двигательное умение 5. Двигательные действия 6. Двигательный навык а) это регулированная сознанием психическая и двигательная активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной и имеющей общественную значимость цели. б) это количество движений, выполняемых в течение какого-то времени (день, неделя, месяц, год). в) объём освоенных человеком двигательных действий и способов их выполнения. г) это такая степень овладения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов, нестабильностью итогов выполнения действия. д) это движение (перемещение тела и его звеньев), выполняемое с определённой целью. е) это такая степень владения двигательным действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания). 2. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1.Обучение 2. Моторная плотность урока 3. Методы физического воспитания 4. Общая плотность урока 5. Методика 6. Объем нагрузки а) суммарное количество физической работы, выполненной за определенное время, физических качеств, способствующих всестороннему физическому развитию человека. б) способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Основные методы условно делятся на три группы: словесные, наглядные и практические. в) это время, затраченное только на выполнение упражнений. г) система средств и методов, направленных на достижение определенных результатов. д) организованный, систематический процесс, направленный на приобретение определённых знаний, навыков и умений, под руководством педагогов. е) включает в себя время на объяснение упражнений, переход от одного спортивного снаряда к другому и т. д.

5 3. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Гипокинезия 2. Гипервитаминоз 3. Гиповитаминоз 4. Гипоксия 5. Гетеротопность 6. Гиподинамия а) неодинаковая во времени выраженность процессов старения в различных тканях, органа и системах. б) совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие недостаточной двигательной активности (атрофические изменения в мышцах, деминерализация костей). в) недостаточная двигательная активность организма г) возникает при избыточном поступлении витаминов. д) недостаток витаминов в организме. е) кислородное голодание, которое возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови. 4. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Ген 2. Адреналин 3. Аэробный обмен 4. Белки 5. Витамины 6. Анаэробный обмен а) гормон мозгового слоя надпочечников, который усиливает распад гликогена и липидов в мышцах и печени, увеличивает силу сердечных сокращений, регулирует тонус кровеносных сосудов, участвует в адаптации организма к физическим нагрузкам. б) процесс распада и окисления питательных веществ с участием кислорода. в) процесс распада питательных веществ, протекающий в клетках организма без участия кислорода. г) высокомолекулярные азотосодержащие соединения, состоящие из аминокислот, основной источник энергии и пластический материал для построения клеток и тканей. д) это биологически активные органические соединения, необходимые для нормального функционирования организма. е) структурная и функциональная элементарная частица наследственной информации (часть молекулы ДНК).

6 5. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Идеомоторные упражнения 2. Гандикап 3. Быстрота 4. Выпад 5. Врабатывание 6. Бег а) способность совершать движения с определенной скоростью, обусловленная способностью мышц преодолевать сопротивление с большим ускорением, и определяется скоростью движения б) это способ ускоренного передвижения, в котором чередуются одноопорные и полётные фазы, т. е. опора одной ногой о землю чередуются с фазой полёта (с без опорной фазой). в) состояние, возникающее в начальный период работы, при котором происходит переход функций организма и обмен веществ от уровня покоя до уровня, необходимого для выполнения данной работы. г) положение с выставленной и согнутой опорной ногой, другая прямая, туловище вертикально. д) в многоэтапных спортивных соревнованиях способ отражения лидерства на предыдущих этапах в более раннем выпуске на старт в последующих. е) многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением. 6. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Кувырок 2. Гибкость 3. Группировка 4. Гибкость пассивная 5. Гимнастическая терминология 6. Вис 7. Курбет 8. Комплекс упражнений а) способность человека выполнять упражнения с наибольшей амплитудой движения в суставах, обусловленная функциональными свойствами опорно-двигательного аппарата. б) максимальная амплитуда движений, достигнутая приложением внешних сил. в) положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги подтянуты руками к груди и кисти захватывают колени.

7 в) система специальных наименований, применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, а также правила образования и применения терминов, условных сокращений и формы записи упражнений. г) положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата. д) несколько упражнений, подобранных в определенном порядке для решения конкретной задачи. е) прыжок назад с рук на ноги. ж) вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела. 7. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Нападающий удар 2. Блок 3. Жест 4. Допинг 5. Дельфин 6. Заслон а) технический прием защиты в волейболе, с помощью которого преграждается путь к мячу, летящего после нападающего удара соперника. б) это запрещённые фармакологические препараты и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности и достижения благодаря этому высокого спортивного результата. в) способ спортивного плавания, возникающий как разновидность брасса. г) это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека. д) прием помощи партнеру для освобождения от опеки. е) технический прием атаки в волейболе, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки. 8. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Закаливание 2. Образ жизни 3. Обмен веществ 4. Иммунитет 5. Здоровый образ жизни 6. Здоровье а) состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем, гармоничным сочетанием физического, морального и социального благополучия. б) процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности (это способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей).

8 в) это повышение устойчивости организма к влиянию внешних факторов при использовании естественных сил природы. г) особенности повседневной жизни людей в конкретных социально экономических условиях. д) невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. е) это сложный, постоянно протекающий, самосовершающийся и саморегулирующийся биохимический и энергетический процесс, связанный с поступлением в организм из окружающей среды различных питательных веществ 9. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Воспитание 2. Вид спорта 3. Основной обмен 4. Гигиена 5. Врачебный контроль а) это минимальное количество энергии, затрачиваемое организмом для поддержания базового уровня жизнедеятельности. б) научно-практическая дисциплина, изучающая состояние здоровья, физическое развитие, функциональное состояние организма и влияние на него занятий. в) медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека. г) это вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей. д) это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации ей образования в условиях педагогического процесса. 10. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Отягощение 2. Отдых 3. Мышцы антагонисты 4. Мышца 5. Мышцы синергисты 6. Молочная кислота а) анатомическое образование, орган тела человека, состоящий из поперечно-полосатой или гладкой мышечной ткани, способной к сокращению под влиянием нервных импульсов. б) мышцы, действующие одновременно (или поочередно) в двух противоположных направлениях. в) мышцы, осуществляющие совместно одно определенное движение. г) важный промежуточный продукт распада углеводов, отражает мощность энергетического энергообразования. д) это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности (активный и пассивный). е) это внешнее сопротивление движению (гиря, штанга), усложняющее выполнение упражнения, способствующее увеличению мышечных усилий.

9 11. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Личность 2. Мотив 3. Олимпийское движение 4. Олимпийская хартия 5. Олимпизм а) это сборник уставных документов МОК, в которых сформулированы цели и задачи современного олимпийского движения, принципы олимпизма, свод законов и правил, которыми руководствуются участники олимпийского движения. б) это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. в) это совместная деятельность людей, осуществляемая во благо укрепления мира и дружбы между народами в духе взаимопонимания, уважения и доверия, призванная активно содействовать гуманистическому воспитанию народов на идеалах спорта. г) это осознанная причина активности человека, направленная на достижения цели. д) человек как субъект отношений и сознательной деятельности, с устойчивой системой социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. 12. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Спорт высших достижений 2. Спортивная дисциплина 3. Любительский спорт 4. Спортивная классификация 5. Массовый спорт а) часть физической культуры, представляющая собой массовое спортивное движение, способствующее развитию физической культуры среди населения в целях привлечения к занятиям физическими упражнениями и выявления талантливых спортсменов в различных видах спорта. б) многостороннее массовое спортивное движение в общей системе физического воспитания граждан, дающее возможность совершенствовать своё спортивное мастерство и достигать высших результатов в различных видах спорта. в) область спорта, обеспечивающая достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов. г) система спортивных званий, разрядов и категорий, определяющих уровень мастерства в отдельных видах спорта, а также уровень квалификации тренеров, спортсменов, инструкторов, методистов и судей. д) это составная часть вида спорта, отличающаяся от других составляющих дисциплин формой или содержанием соревновательной деятельности.


Предмет: физическая культура Задания заочного этапа Многопрофильной олимпиады школьников КГУ ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ 1 группа - задания с выбором правильного ответа (ответов) плюс1 балл за каждый правильный

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Задания в закрытой форме 1. Инициатором возрождения Олимпийских игр современности является а. Римский император Феодосий I. б. Пьер де Фреди, барон де Кубертен. в. Философ-мыслитель

Теоретические задания по физкультуре 11 класс Школьный этап Время проведения:60 мин. 1. Первое официальное участие России в Олимпийских играх произошло на играх... а) II Олимпиады в Париже (1900). б) IV

2011 год ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП 7-8 классы Инструкция по выполнению заданий Задания представлены в форме тестов и определений. 1-30 вопросы даны

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1. В настоящее время среди основных форм организации физической культуры в обществе выделяют: а) спорт, прикладную, военную, оздоровительную, базовую б) базовую,

1. Физическая культура и спорт. Примерные темы рефератов по физической культуре 1. Формирование ценностных ориентаций школьников на физическую культуру и спорт. 2. Роль физической культуры и спорта в духовном

Выносливость это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. 2017 2018 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 8 КЛАССЫ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУР Задания, ответы и критерии оценивания I. Задания в закрытой форме,

Теоретико-методическое задание для учащихся 9-11 класс 1. В древности подростки, подражая взрослым, осваивали жизненно необходимые навыки и совершенствовали свои физические качества. Так возникли а. системы

XIV ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Финальный этап Теоретико-методическое задание Саранск 2013 Инструкция по выполнению задания. Вам предлагаются задания, соответствующие

Специфика физического воспитания и особенности преподавания предмета «Физическая культура» в образовательной школе План: Специфика физического воспитания в общеобразовательной школе. Физическое воспитание

Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Мини-футбол» составлена на основе письма Министерства образования РФ от 11.12.2006г. No06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. 2017 2018 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 8 КЛАССЫ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУР Инструкция по выполнению заданий Вам предлагаются задания, соответствующие

Примерная тематика рефератов для студентов специального отделения и временно освобождѐнных от практических занятий по физической культуре 1 семестр. 1. Диагноз и краткая характеристика заболевания студента.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ВРЕМЕННО ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК 1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры. 2. Физическая культура и спорт как средство сохранения и укрепления

Теоретико-методическое задание 1. В каком году, и в каком городе было положено начало проведению Зимних Олимпийских игр? а) 1916г. Осло; б) 1920г. - Лейк Плейсид; в) 1924г. Шамони; г) 1928г. - Сент Мориц.

Инструкция по выполнению задания. Вам предлагаются задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура». Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты

ОТВЕТЫ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» для учащихся 7-8 классов Инструкция по выполнению заданий Вам предлагаются задания,

1 вариант Теоретико-методические задания по предмету «Физическая культура» для учащихся 9-11 классов 1. Пьер де Кубертен был удостоен на конкурсе искусства золотой медали за а) олимпийскую клятву спортсменов

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1. Вид общественной сферы жизни, представляющий собой специфический процесс и результат деятельности

Теоретико-методические задания олимпиады по физической культуре для 7-8 классов Введение Цель данных заданий определить уровень теоретических знаний учащихся по предмету «Физическая культура». Теоретико-методическое

1.Результаты освоения курса «Атлет» Программа объединения дополнительного образования «Атлет» Цель программы улучшение качества и повышение эффективности учебно-тренировочного процесса. Для достижения

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели дисциплины. Целью дисциплины "Физическая культура" является формирование физической культуры личности, приобретение опыта творческого использования средств и методов

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ Элективные дисциплины (модули) по физической культуре и спорту Направление подготовки Профиль подготовки 38.03.05. Бизнес-информатика Архитектура предприятия Квалификация

БИЛЕТ 1 1. Предмет и задачи биохимии как науки. значение понимания биохимических реакций организма человека для преподавателя физической культуры. Химический состав живых организмов. 4 типа биоорганических

Теоретико-методическое задание 1. В каком году волейбол был включен в программу Олимпийских игр? а) 1956; б) 1968; в) 1964; г) 1952. 2. С какого года баскетбол включен в программу Олимпийских игр? а) 1936;

8. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Первый семестр 1. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества. 2. Основные критерии, определяющие уровень

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По физической культуре для 10-11 классов АННОТАЦИЯ Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры

Предмет Физическая культура II уровень образования (основное общее образование) 6-9 класс Нормативнометодические материалы Реализуемый УМК Рабочая программа по физической культуре 6-9 классы составлена

Приложение.6 к Основной общеобразовательной программе образовательной программе среднего общего образования МАОУ лицей 39, утвержденной приказом 62-2 от 3.08.206 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету

11 класс Аннотация к рабочей программе по физической культуре Учебная программа по физической культуре в 11 классах составлена на основании комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов,

Теоретико-методический тур Содержание теоретических заданий ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ 9-11 КЛАССЫ Задания в закрытой форме 1. Структура процесса обучения двигательным действиям обусловлена а) индивидуальными

Утверждаю Фонд оценочных средств МБОУ «СОШ 5» для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации п/п Предмет Класс Форма оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства

Министерство образования и науки РФ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Дудинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Андреапольского района Тверской области «Согласовано»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ). Общие сведения 1. Кафедра физики, биологии и инженерных технологий 2. Направление подготовки 09.03.02Информационные

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 40» город Каменск-Уральский Рабочая программа по предмету «Физическая культура» 10-11 класс СТАНДАРТ СРЕДНЕГО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа 160» Рассмотрено на заседании методического объединения Руководитель МО Протокол от..20 Согласовано

Теоретико-методическое задание 10-11 класс Фамилия, Имя, Отчество Школа Класс Район Инструкция по выполнению заданий. Вам предлагаются задания соответствующие требованиям по предмету «Физическая культура».

1. Способность выполнять координационно-сложные двигательные действия называется: - ловкостью - гибкостью - силовой выносливостью 2. Два очка в баскетболе засчитывается при броске в корзину: - из зоны

1. Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в

Демо-версия вступительного испытания Направление 44.04.01 Педагогическое образование Магистерская программа «Образование в сфере физической культуры в системе профильной подготовки» ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Байкальский Государственный университет экономики и права» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе, профессор Т.Г. Озерникова 2013 г. ПРОГРАММА

Образовательная программа кружкового объединения «От игр к спорту» Срок реализации 1 год Руководитель кружкового объединения: Муртазина Ольга Николаевна РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОГО КРУЖКА «От игр к

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение Актуальность проблемы: Волейбол, как вида спорта, помогает решать основную задачу, физического воспитания: формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ). Общие сведения 1. Кафедра общих дисциплин 2. Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное

СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Наименование и область использования 3 2. Основание 3 3. Цель и назначение 3 4. Источники 3 5. Требования 3 6. Содержание 3 7. Календарный план 4 7.1 Виды занятий - лекции 4 7.2 Виды

1. Какой из критериев спортивного отбора в данном конкретном виде спорта является самым информативным и объективным на момент его проведения? 1) специальная физическая подготовка 2) общая физическая подготовка

Сыроватко Зоя Викторовна Национальный технический университет Украины «КПИ» Методика развития быстроты на занятиях по волейболу в НТУУ «КПИ». В соответствии с современными представлениями быстрота понимается

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления.

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени» Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура (АФК)» для учащихся 8 классов Составитель: Киселева

Рабочая программа спортивной секции "Волейбол" составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного, среднего(полного) общего образования по физической культуре. Программа рассчитана

Пояснительная записка. Основная задача программы общее физическое развитие учащихся, укрепление опорно-двигательного аппарата, освоение различных упражнений. С помощью применения специальных упражнений

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО- ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА «КОТЕЛЬНИКИ» Почтовый адрес: Московская область,

Страница 3 из 6 Дополнительное вступительное испытание профессиональной направленности по дисциплине проводится в формах: - письменного тестирования; - тестирования физических способностей ИСПЫТАНИЕ ПО

2011 год ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП 9 класс Инструкция по выполнению заданий Задания представлены в форме тестов и определений. 1-25 вопросы даны

1.6. Оценивание успеваемости учащихся по предмету «Физическая культура» Оценивание достижений учащихся в освоении учебного материала осуществляется на основе требований Федерального государственного образовательного

МКОУ «СОШ 2» п. Садовый Утверждаю. Рассмотрено на заседании МО Директор школы: протокол 1 от 05.09.16г. Давыдов М.Ю. ПМО: Старчикова С.Н. Приказ 41 от 06.09.16 г. Рабочая программа по физической культуре

Оценочные материалы по физической культуре 7 класс МБОУ Гимназия 3 г.шарья Кодификатор элементов содержания по физической культуре в 7 классе. Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания

Текст задания для срезового контроля знаний по физической культуре Класс: 8 I вариант 1. Физическая культура направлена на совершенствование: а) двигательных навыков; б) природных физических свойств человека;

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ПО КОННОМУ СПОРТУ». МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Особенности

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению: «ОФП. Подвижные игры с элементами баскетбола» (2 часа в неделю) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа внеурочной

Наименование КТП по физической культуре 7 класс Предмет Физическая культура Преподаватель Клишина Людмила Алексеевна Наименование раздела Номер урока План Факт Информация о корректировке Тема уроков Планируемый

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 2015 2016 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 9 11 классы Инструкция по выполнению заданий Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к уровню

СЕРОССИЙСКЯ ОЛИМПИД ШКОЛЬНИКО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 2013/2014. ШКОЛЬНЫЙ ЭТП. 9 11 КЛССЫ. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗДНИЕ 9-11 классы Инструкция по выполнению задания. Уважаемый участник! ам предлагаются

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «БАСКЕТБОЛ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Модифицированная многоуровневая программа секции относится к программам физкультурно-спортивной направленности. баскетбола Одним

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по «Физической культуре» 7 класс. Программа рассчитана на 102 часа(3 час в неделю). Для реализации программного содержания используется: «Физическая культура»

Утомлением называется такое состояние организма, при котором снижается эффективность трудовой деятельности. Такие изменения носят временный характер.

Физическое и умственное утомление. Признаки

Первым признаком утомления считается снижение А именно, если работа связана с физическим трудом, у человека, который переутомился, повышается давление, учащается дыхание, сердечный ритм. Также ему требуется больше энергии для совершения одного действия.

Если человек занимается то при переутомлении у него замедляется реакция, тормозятся умственные процессы и наблюдается раскоординированность движений. Также падает уровень внимания и запоминания информации. Сам человек характеризует такое состояние как усталость.

Усталость

На нее списывается невозможность выполнения той или иной работы. Следует понимать, что усталость - это состояние организма, вызванное определенными биологическими процессами. Существует несколько теорий в науке разных ученых о причинах возникновения утомляемости. Одни считают, что это биологический процесс центральной нервной системы, а другие - коры головного мозга.

Утомление

Какие причины утомления? Данное состояние может возникнуть после выполнения какой-либо работы, в конце рабочего дня. Это нормальный физиологический процесс организма. Тяжелая работа приводит к утомляемости. Важно, чтобы после трудовой деятельности человек имел возможность отдохнуть, чтобы он смог восстановить силы.

После отдыха потраченные ресурсы организма восстанавливаются. Тогда человек снова готов трудиться. В случае если полноценный отдых не получился, организм не справляется с поставленными задачами. Тогда и наступает переутомление.

Если организм человека отдохнул, его работоспособность будет повышаться. Это своего рода тренировка. А вот если не было уделено достаточно времени отдыху, то возникнет состояние утомления организма. При этом человек не может выполнять свою работу. Также появляется чувство апатии и раздражения.

Утомление и переутомление. Последствия

Не стоит относиться к переутомлению несерьезно. На самом деле последствия могут быть очень плачевными. Вследствие утомления могут возникнуть заболевания сердца, желудка и произойти снижение иммунитета. Процесс восстановления может быть довольно долгим, так как потребуется потратить определенное время на отдых, восстановление сил и в некоторых случаях пройти курс лечения.

Переутомляемость оказывает такое воздействие на организм, как появление хронических заболеваний, расстройство эмоционального фона человека, злоупотребление алкоголем и сигаретами, легкими наркотическими веществами, например мариуханой. На разлад семейных отношений влияет переутомление. Это прежде всего связано с раздражительностью и равнодушием. Также у человека в таком состоянии налаживать какие-либо отношения. Поэтому супругу, который заметил признаки утомляемости у своего партнера, рекомендуется проявить терпение, дать ему время на отдых и релаксацию. Можно организовать какую-нибудь поездку. Смена обстановки всегда благоприятно влияет на настроение человека. Хотя бывают исключения. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности человека.

Профилактика

Какая должна быть профилактика утомления? Не стоит доводить свой организм до Лучше принять необходимые меры и не допускать переутомление. Это улучшит ситуацию. Существуют определенные методы, соблюдая которые можно поддерживать свой организм в здоровом состоянии. Профилактика утомления лучше, чем дальнейшее лечение.

Профилактические меры

1. Прежде всего необходим отдых. Причем учеными доказано, что активный отдых намного лучше восстанавливает ресурсы человеческого организма. Это не значит, что нужно ограничивать себя во сне. Сон также является важной составляющей полноценного отдыха. Под активным отдыхом подразумеваются занятия спортом. Во-первых, спорт улучшает кровообращение. Это положительно воздействует на работу нервной системы. Во-вторых, постоянные физические нагрузки формируют выносливого человека. Общеизвестно, что активный образ жизни повышает тонус организма и укрепляет иммунитет.
2. Постепенное углубление в работу. Не нужно бросаться в новое дело с головой. Все хорошо в меру. Лучше, если нагрузка будет увеличиваться постепенно. Этот факт касается как умственного, так и физического труда.
3. Рекомендуется делать паузы в работе. Обычно в рабочее время существует регламент, когда можно попить чай и сделать перерыв на обед. Не стоит в сидеть в офисе или на предприятии, особенно если у вас тяжелая работа. Лучше полноценно пообедать и, если есть возможность, прогуляться по улице.
4. Человек должен с удовольствием идти на работу. Если в коллективе присутствует негативная обстановка, то быстрее наступит нервное утомление. Также неблагоприятная среда может вызвать стресс или спровоцировать нервный срыв.

Виды

Сейчас рассмотрим виды утомления. Есть их несколько. Умственное переутомление считается более опасным, чем физическое. Прежде всего это связано с тем, что человек не сразу понимает, что он устал. Тяжелая работа, связанная с физическими нагрузками, сразу даст о себе знать. Часто чувствуется недомогание. Иногда человек ощущает мышечное утомление.

Одним из средств борьбы с переутомлением является нагрузка. Как поступают спортсмены, чтобы достичь определенного результата? Они тренируются. При этом они ощущают боли в мышцах. Но для достижения результата им надо потратить много физических сил, сформировать волевые качества и быть нацеленными на результат. Так же следует поступать с умственной деятельностью человека. Для того чтобы избавиться от утомляемости мозга, необходимо тренироваться, давать себе нагрузки. Чем больше будет их, тем лучше будет результат. Можно сделать вывод, что все виды утомления лечатся утомлением. Но оно обязательно должно быть дозированным. Также не стоит забывать про отдых.

Утомление и переутомление. Способы лечения

Если все-таки замечены (как правило, это плохой сон и раздражительность), то необходимо заняться лечением организма, так как при запускании данного процесса могут развиться хронические заболевания.

1. Одним из методов лечения переутомления является принятие ванн. Ванны можно принимать дома. Они могут быть как пресными, так и с различными добавками. Ванны оказывают расслабляющий эффект на организм. Температура должна быть 36-38 градусов, постепенно воду можно подогревать. Находиться в ванной необходимо 15-20 минут. После лучше надеть теплый халат. Курс приема ванн состоит из 10 процедур, которые следует делать ежедневно. Помимо пресных рекомендуют принимать хвойные и соляные ванны. Хвоя или соль растворяются в воде в желаемых пропорциях. После можно принимать ванну.
2. Чай с молоком и медом является отличным способом лечения от переутомления. Конечно, одним чаем излечиться не получится, но в комплексе с другими мерами по выздоровлению он окажет благоприятное воздействие на человека.
3. Мята также поспособствует выздоровлению.
4. Одним из продуктов, который помогает справиться с усталостью, является селедка. В ней содержится фосфор, который благоприятно влияет на деятельность головного мозга и улучшает работоспособность.
5. Зеленый лук также является продуктом, который позволяет справиться с утомляемостью.
6. Помимо принятия ванн для тела отличным способом борьбы с утомляемостью является ванна для ног. Можно принимать горячие, а можно делать контрастные. Продолжительность принятия ванны составляет 10 минут. Такие процедуры хорошо расслабляют человека, лучше их делать перед сном.

Работоспособность. человека, влияющие на его трудоспособность

Сейчас мы поговорим про работоспособность и утомление. Следует сказать, что биологические ритмы у каждого человека свои. Существуют одинаковые биоритмы. Но, как правило, они расходятся в той или иной степени, так как происходят под воздействием различных факторов.

Биоритмы человека зависят от его наследственности, времени года, температуры и солнца. Поэтому по независящим от человека причинам в один день у него может быть хорошее настроение и высокая результативность на работе, а в другой день у него нет никаких сил на осуществление задуманного.

Интересным является тот факт, что и качаются, как маятник. Например, если сегодня человек на подъеме, то через какое-то время он будет в упадке с такой же амплитудой. Важно помнить об этом и не впадать в угнетенное состояние, когда наступает данный период. Необходимо знать, что за упадком будет подъем. Зная о таком положении дел, рекомендуется спланировать работу таким образом, чтобы в периоды усталости осуществлять какую-либо деятельность, которая не требует больших затрат энергии.

Часы активности

Выявлены наиболее работоспособные часы у людей. Это период с 8 до 13 и с 16 до 19 вечера. В остальное время работоспособность снижена. Также следует отметить, что встречаются исключения и кому-то комфортнее работать в другие временные отрезки.

Биоритмы человека играют важную роль в его работоспособности. Так, например, смена часовых поясов приводит к нарушению биоритма. И необходимо потратить определенный отрезок времени для того, чтобы организм наладил свой ритм. Обычно это происходит через 10-14 дней.

Рекомендации, которые помогут улучшить работоспособность, а также снизить риск возникновения переутомления

Прежде всего, необходимо давать организму отдыхать. Переделать все запланированные дела невозможно. Поэтому следует давать себе время на отдых не только после работы, но также и во время рабочего дня.

Во-первых, необходимо приучить себя соблюдать режим дня. Это значит, что надо просыпаться утром, завтракать, только затем приступать к труду. Во время работы также необходимо делать перерывы, для того чтобы попить или перекусить. Обязательно стоит выделить себе время для обеда. После рабочего дня рекомендуется дать организму время на отдых. Затем можно сходить в бассейн или прогуляться. Не стоит поздно ложиться, так как сон является важной составляющей здорового образа жизни.

Необходимо завести себе привычку переключаться. Например, сходить на выставку или посетить какое-нибудь мероприятие. Также можно осуществить небольшую поездку.

Если на работе человек чувствует, что не успевает или не справляется с задуманным объемом работ, в этом нет ничего страшного. В таком случае следует снизить планку и работать в более низком темпе. Затем, когда силы накопятся, можно осуществить задуманное.

Необходимо пить воду. Особенно тем, кто занимается физическим трудом или тренировками. Когда организм тратит много энергии, выделяется жидкость, которую нужно восполнять. Поэтому важно пить как можно больше воды.

Поддержка организма в период повышенной нагрузки

При планировании своего рабочего дня нужно прислушиваться к своему организму. И организовывать деятельность следует в соответствии с собственными возможностями. Не стоит равняться на других людей. Индивидуальные особенности у каждого свои. Существует также ряд мер, которые могут поддержать работу организма в период повышенной умственной и физической нагрузки. Прежде всего, это прием витаминов и употребление чаев с травами. Хорошим способом релаксации и расслабления станет массаж, ароматерапия и цветотерапия. Также рекомендуется проводить время с животными. Если дома нет питомцев, то можно сходить в зоопарк, дельфинарий или цирк. Поход в дельфинарий способен зарядить положительной энергетикой каждого человека. Обязательно нужно заниматься спортом или лечебной физкультурой.

Сон и питание

На работоспособность влияет качество и количество сна. Данный фактор является очень важным. Сонное состояние в течение рабочего дня отрицательным образом сказывается на работоспособности человека. Взрослому человеку необходимо спать 8-9 часов. Врачи рекомендуют ложиться спать до полуночи.

Правильное питание также необходимо для обеспечения высокой работоспособности человека. Важно, чтобы оно содержало в себе достаточное количество полезных микроэлементов и витаминов.

Заключение

Теперь вам известны виды утомления, причины их возникновения. Также мы рассмотрели симптомы данного недуга. В статье мы дали много полезных рекомендаций, которые помогут вам избежать переутомления, а также улучшить состояние, если вы уже подвергли свой организм очень большим нагрузкам.

Физиологические основы труда. Динамика работоспособности. Утомление.

Работоспособность - способность производить сформированные, целенаправленные действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время.

Работоспособность является показателем функционального состояния организма, его изменений и в конечном итоге отражает рациональность организации трудового процесса, его соответствие возможностям человека, его эффективность. Уровень работоспособности коррелирует с функциональной зрелостью коры и подкорковых структур и совершенствуется по мере возрастного развития структурно-функциональной организации мозга.

Уровень работоспособности зависит от многих факторов: физиологических (функциональная зрелость организма функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.), психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т. п.

При рассмотрении работоспособности применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам: показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности.

В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 -12) и дневные (с 14-17) часы. В дневное время наименьшая работоспособность отмечается в период между 12 -14 ч, а в ночное время - с 3 - 4 ч, достигая своего минимума. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон. Изменение работоспособности в течение рабочей смены имеет несколько фаз:

- фаза врабатывания - уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека, период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде - до 2-2,5 ч;

- фаза высокой устойчивости работоспособности - сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью; продолжительность фазы может 2-2,5 ч и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;

- фаза снижения работоспособности характеризуется уменьшением функциональных возможностей человека, появляется чувство усталости.

Периодическое чередование работы и отдыха способствует сохранению высокой устойчивости работоспособности (обеденный перерыв в середине рабочего дня и кратковременные регламентированные перерывы). Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается.

Утомление - особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под воздействием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, в возрастании затрачиваемой энергии при выполнении одной и той же работы, ухудшении координации движений, в замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания и пр. Утомление- сложный и разнородный комплекс явлений. Возникает в результате длительной, чрезмерной или нерациональной нагрузки и характеризуется снижением работоспособности. Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, нарушением внимания, замедлением мышления, нарушением сна. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.

Утомление - обратимое физиологическое состояние человека. Но если работоспособность не восстанавливается к началу следующей смены, утомление может накапливаться и переходить в переутомление - более стойкое снижение работоспособности, которое в дальнейшем ведет к развитию болезней, снижению сопротивляемости организма, инфекционным заболеваниям.

Различают быстро и медленно развивающееся утомление: первое возникает при очень интенсивной работе (работа грузчика, каменщика, работника творческого труда и др.), второе - при длительной мало интересной однообразной работе (труд водителя, работа на конвейере).

Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. При тяжелом физическом утомлении работа малопродуктивна, падает мышечная работоспособность. При умственном утомлении отмечается расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движения.

Утомление и переутомление одна из причин повышенного травматизма на производстве. Повышение работоспособности и снижение утомляемости на производстве достигаются за счет повышения квалификации работников и технического совершенствования производственного процесса.

Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда. В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма. Быстрота утомления зависит от специфики труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц; менее утомительны ритмичные движения. У многих людей в период эмоционального напряжения длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Утомление связано со снижением работоспособности, которая восстанавливается в результате полноценного отдыха. Утомленный человек работает менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки.

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению или переутомлению, которое может стать причиной неврозов и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Для профилактики переутомления необходимо учитывать две фазы работоспособности: I – возбудительную, связанную с двигательным беспокойством, рассеянностью внимания; II – тормозную, когда наблюдается вялость, снижение жизненного тонуса.

Эффективность и качество работы во время возбудительной фазы утомления могут оставаться высоким, но достигается это за счет волевого усилия и психического напряжения. Появляется субъективное чувство усталости, но работу следует продолжать до наступления II фазы утомления. При появлении признаков торможения центральных мозговых структур попытки преодолеть его и продолжать трудиться могут вызвать переутомление, поэтому наступление тормозной фазы диктует необходимость отдыха.

Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня краткосрочных перерывов, которые устраиваются с учетом характера трудового процесса. Полноценный отдых заключается не в безделье, а должен чередоваться с двигательной активностью и сменой деятельности. Одним из действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности.

Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести. При проведении мероприятий по предупреждению утомления важное место должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, позволяющей не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статические напряжения мышц.

Развитию утомления способствует монотонная однообразная работа с несложными, непрерывно повторяющимися процессами. В этом случае важно периодически активно переключать внимание и деятельность (вводить производственную гимнастику, делать физкультурные паузы и т. д.). Чтобы уменьшить элементы монотонности труда при работе на конвейере, полезно членам одной бригады владеть несколькими операциями и поочередно заменяя друг друга, переключаться на другую трудовую операцию. Состояние утомления определяется по ряду психофизиологических показателей позволяющих оценить основные свойства нервной системы, а также по функциональным пробам, при помощи которых регистрируется функциональное состояние сердечнососудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма.

Условия рациональной организации труда, препятствующих развитию утомления (по Н. Е. Введенскому):

1) во всякий труд нужно входить постепенно;

2) необходим оптимальный для данного труженика ритм работы;

3) важна привычная последовательность и систематичность работы;

4) необходимо правильное чередование труда и отдыха;

5) нужно постепенное и систематическое упражнение и как результат его - укрепляющийся навык;

6) важно благоприятное отношение общества к труду. Эти условия в полной мере сохраняют свою силу и сегодня.

Утомляемость - особенность организма в целом или отдельных его частей быть подверженными утомлению. Глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке зависит от степени адаптации человека к какому-либо виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния работающего, уровней мотивации и нервно-эмоционального напряжения. При физическом труде, тренировках любой тяжести (интенсивности), а также умственном труде утомляемость тем больше, чем ниже уровень общей физической работоспособности.

Усталость - субъективное ощущение утомления, отражает множество изменений биохимических, физических и психо-физиологических функций, появляющихся во время длительной или интенсивной работы. Появляется желание либо прекратить работу, либо снизить нагрузку.

Нервно-эмоциональное напряжение - особое состояние, возникающее в процессе работы или общения, где доминирует эмоциональная составляющая, придающая повышенную оценку всем или каким-либо элементам деятельности. Нервно-эмоциональное напряжение характеризуется высоким тонусом ЦНС и повышенной активностью гормонального звена регуляции.



  • Разделы сайта