Десять критических моментов в занятиях цигун и их преодоление. Что такое энергетические точки цигун. Что же такое цигун

Рассказал нам о том, что такое Чжун Юань цигун и зачем им заниматься.

Александр, что приводит людей на занятия?

Целью Первой ступени Чжун Юань цигун является не много - не мало: физическое здоровье. Это - работа с физическим телом, а также - работа с сознанием с точки зрения физического здоровья.

Мы привыкли считать, что здоровье - это когда ничего не болит. Это неправильно. Здоровье - это когда организм функционирует самостоятельно и способен сам компенсировать любые нарушения. Это - условие для нормальной жизнедеятельности. Оно соблюдается, когда мы молоды, когда нет травм, нет хронических заболеваний. В медицине это состояние называется гомеостазом. Считается если внутренний орган поместить в идеальную среду, то он будет работать бесконечно долго. Если мы будем поддерживать такое состояние в организме, то мы можем не только продлить, но и улучшить качество своей жизни. Мы будем бодры, веселы, будем жить долго.

Люди, которые регулярно занимаются цигун в Китае, обладают хорошим здоровьем. На пенсию они уходят в 90 лет. При этом сохраняют не только физическое здоровье, но и ясность ума и интерес к жизни. К сожалению, в России таких примеров мало, так как у нас цигун появился лишь в 90-х годах.

Александр, вы говорили о поддержании здоровой среды для здоровья внутренних органов. А если человек уже имеет заболевания внутренних органов, поможет ли ему практика Чжун Юань цигун?

Опыт цигун показывает, что в этом случае - запускается процесс регенерации внутренних органов. Я лично видел людей, у которых восстанавливалась поджелудочная железа даже после удаления. Они практиковали и орган восстанавливался. Другого размера, но с функциями здорового органа.

Занятия цигун также дают возможность другим внутренним органам взять на себя функции удаленного органа. Или происходит полное восстановление больного органа; например, выходят камни из почек.

Все зависит от интенсивности практики. Если много заниматься, скажем, по 6-8 часов - внутренние органы очищаются, полностью восстанавливают свою активность.

Откуда возник цигун? Сколько лет этой системе?

Наш учитель, Гранд Мастер Сюи Минтан рассказывал, что первоначальные знания возникли одновременно в трех местах: в Китае, Северной Америке и России. Первые исторические сведения насчитывают более 7 тысяч лет, задолго до религий. Где конкретно возникли эти знания и как назывались - не известно. С течением времени, цигун, как система, наиболее полно сохранился именно в Китае. Направлений цигун, так и направлений йоги очень-очень много.


Йога более-менее известна в нашей стране, а о цигун почти никто не знает. Почему?

Во-первых, в советское время наша страна дружила с Индией. Многие специалисты, в том числе медики, ездили туда по обмену, исследовали традиционные методы оздоровления. Во-вторых, в йоге был сразу понятна логика, можно увидеть результат: нет растяжки - не сел в позу лотоса; позанимался - сел. А с цигун совсем по-другому: внешне практически нет никаких действий и результат нельзя увидеть, его можно только ощутить. Причем часто на это требуется какое-то время. Когда мы начнем изучать упражнения Первой ступени цигун, мы увидим, что есть большая разница в этих практиках.

Надо сказать, что в России в свое время уже были некоторые практики цигун: ушу, кунг-фу. В целом специалисты насчитывают более 10 тысяч различных видов практик цигун.

Кто такой Гранд Мастер Сюи Минтан?

Мастер Сюи Минтан родился в начале 60-х годов в семье потомственных врачей. Его папа был врачом западной медицины, а дедушка занимался цигун и лечением цигун. С 11 лет Сюи Минтан начал заниматься боевым цигун, потом тайцзицуань, и благодаря природным данным достиг хороших результатов.

Он стал руководителем направления Чжун Юань цигун поскольку достиг максимальных результатов в этой практике. Чтобы получить звание Мастера цигун, нужно сдать сложный экзамен, ведь статус Мастера дает право набирать учеников, открывать школы. Мастер Сюи Минтан стал Гранд-мастером, он превзошел своих учителей в этой практике. Он основал Пекинский Медицинский Исследовательский Институт Кундавелл, который занимается изучением влияния энергии «ци» на здоровье людей. Институт развивает и интегрирует знания восточной и западной медицины, занимается лечением с помощью цигун таких сложных хронических заболеваний как рак, спид, диабет и другие.

Логичным и современным взглядом на здоровье является объединение восточной и западной медицины: если человек сломал конечность - он конечно должен обратиться в травмпункт и устранить последствия, наложить гипс. Дальше - эффективна практика цигун: восстановление и регенерация.

Что же такое ЦИГУН?

Цигун состоит из двух слов «ци» и «гун».

Начну со второй части. «Гун» - это работа, усилие. Если я поднимаю тяжелый ящик - это работа тела. А если я представлю, как я поднимаю этот тяжелый ящик - это будет работа ума. Это и есть «гун». Не физическая работа, а работа сознания. На нее тоже требуются определенные усилия, определенное время, сила образа.

Если вы представляете, как вы выполняете работу и в это время отвлекаетесь - это «гун» одного качества. Если вы все время сконцентрированы на действии в своем уме и ничто вас не отвлекает - это «гун» другого качества.


«Ци» дается нам с рождения, от наших родителей, она хранится в наших почках. В течении жизни она понемногу расходуется, соединяясь с той энергией которую мы получаем из пищи, из воздуха. Таким образом, у человека с возрастом становится все меньше "ци". Существуют методы, которые позволяют обратить этот процесс вспять. Для этого нужно регулярно заниматься накоплением "ци", так как расходуем мы ее ежедневно.

Происходит примерно так: поели - физически поработали, потратили физическую энергию, и «ци», которую мы получили от родителей, тоже немного израсходовалась. И наоборот, с помощью цигун мы можем преобразовывать физическую энергию в эмоциональную, а затем в духовную. Практикуя, мы можем достичь такого состояния, когда процесс накопления становится более активным, чем процесс её расходования. Соответственно тогда у нас останавливается процесс физического старения.

От уровня нашей энергии «ци» зависит функционирование наших органов, чем у нас больше энергии, тем более активно они работают.

Александр, вы сказали, что энергию «ци» можно преобразовывать, то есть существует несколько уровней «ци»?

Да. «Ци» - это энергия, некая субстанция, она обладает тремя уровнями:

  1. Информационный уровень. В Чжун Юань цигун под информационным уровнем понимается передача образа. Это любой образ, который можно представить, проговорить, написать. Образ может передаваться несколькими способами - вербально, визуально, через ощущения, через некую другую связь. Всем известно, что вербально передается незначительная часть информации, только 10-15%. Этим и объясняется, почему традиционные знания передавались от учителя к ученику. По книжкам цигун изучить нельзя.
  2. Энергетический уровень - это то, что мы чувствуем при выполнении упражнения.
  3. Физический - это движения, которые мы совершаем.

Что дает обучение на Первой ступени цигун? Почему нельзя сразу придти на регулярные занятия?

На Первой ступени Чжун Юань цигун мы подробно изучаем упражнения и их правильное выполнение. В цигун мысли и действия всегда соответствуют. Когда я представляю себя журавлем, я совершаю движения журавля. Это отличает цигун от фитнеса, физкультуры, в котором тренер говорит, как внешне правильно выполнять упражнения, и человек при этом может думать о чем угодно. Если мы представляем образ упражнения, если мы при выполнении стараемся отследить ощущения, при этом физически его так же совершаем - мы реализуем традиционный подход к практике на всех трех уровнях. Каждое упражнение дает разные физические и информационные изменения, разные энергетические ощущения. Как я уже говорил, полноценно информация передается только от учителя к ученику, и повторения внешних действий для практики Чжун Юань цигун недостаточно.


Требует ли практика Чжун Юань цигун ограничений в питании?

В Чжун Юань цигун считается: сколько людей, столько видов практик, столько же видов диет. У каждого свой способ. Ограничения от ума не способны помочь.

Когда вы начинаете заниматься, вы начинаете лучше чувствовать свое тело, работу своих органов. Вы начинаете чувствовать какое влияние оказывает на вас пища. - сколько съесть и что съесть. То же самое про курение или алкоголь. Нет ограничений ни в чем. Со временем вы сами начинаете понимать и чувствовать, что вам нужно, а что нет. Могут поменяться вкусы, привычки, и так далее. Когда человек ест согласно своим чувствам, он ест правильно. Здесь все очень индивидуально.

Из рекомендаций есть только одна - это питьё. Нужно пить теплую воду - больше 36 градусов. Такая вода усваивается мгновенно. Если есть отеки, теплая вода выведет излишки воды в межклеточном пространстве. От теплой воды тело раскрывает поры, выходят токсины. Холодная вода способна спазмировать внутренние органы, она останавливает многое процессы.

Александр, Первая ступень Чжун Юань цигун - это большие возможности по улучшению здоровья. А что дальше? Какие возможности открывает эта система перед человеком?

Первая ступень - это только начало пути. Практика цигун - мощный, древний, проверенный инструмент. Ее возможности безграничны: здоровье, гармония, эмоциональное спокойствие, усиление интуиции, творческие и экстрасенсорные способности…. Это улучшение качества жизни и повышение уровня счастья в вашей жизни.

Кроме опустошения в повседневной жизни, нужно стараться доводить свою внутреннюю пустоту до максимума на самом занятии. Постарайтесь отпустить все мысли, оставить все проблемы за пределами времени и места вашего занятия, успокойте себя, что вернетесь ко всем проблемам и заботам после и сосредоточьтесь на практике.

Не путайте пустоту даосского мастера с негативной пустотой человека, которому на все наплевать! Внутренняя пустота практикующего позволяет ему видеть мир ясно, без своих омрачений, без искажений эго. При этом, такой человек испытывает сострадание, любовь, радость, печаль, но не привязывается к ним, не фиксирует свои мысли на этом - позволяет течь всему опыту своей жизни сквозь себя, ничего не удерживая и не пряча от самого себя за словами, правилами и принципами. Таким образом, внутренняя пустота не уменьшает краски жизни, а делает их ярче!

Подробнее об опустошении себя вы можете почитать в книге Даосское мышление .

3 Недеяние

Недеяние - один из важных принципов жизни даосских мастеров, который подразумевает максимальную естественность в каждой ситуации. И конечно же недеяние проявляется и в практике Цигун.

Во-первых, недеяние в Цигун проявляется в самом внутреннем состоянии, которое необходимо взращивать в себе во время выполнения упражнений. Такое состояние еще называют «концентрация без концентрации». Это некая отрешенность во время занятий, которая позволяет вам не терять сосредоточенности на правильном выполнении внешней формы упражнения и внутренней работы Цигун. Но это не должно быть сосредоточение с напряжением, как когда, например, вы пытаетесь учить какой-то материал в ночь перед сессией и отчаянно боретесь со сном, напрягая все свои силы, чтобы не заснуть.

В состоянии «концентрации без концентрации» вам будет намного легче почувствовать тонкие аспекты Ци и научиться не только запускать внутренние процессы, но и слышать их, следовать им, иногда отклоняясь от практики. На умении слышать спонтанные движения Ци строится так называемый «Спонтанный Цигун», который я не рекомендую новичкам, так как вам будет легко ввести себя в заблуждение из-за недостатка опыта и чувствительности.

Во-вторых, недеяние подразумевает, что вы используете «усилие без насилия». То есть вы применяете дисциплину в занятиях и определенную серьезность, но не перегибаете палку, не создаете излишнее напряжение, которое будет, в противном случае, накапливаться и рано или поздно заставит вас сломаться. Вместо того, чтобы корить себя за неудачи, за то, что вы в очередной раз проспали утром, поели поздно вечером, пропустили занятие и т.п. намного лучше использовать позитивную мотивацию для своих начинаний. Но это не означает, что вам совсем не придется прикладывать усилий и дисциплины:-) Необходима золотая середина. Умение удерживать серединное состояние во всех аспектах своей жизни и есть недеяние.

В-третих, недеяние в Цигун также проявляется в те моменты, когда вы чувствуете, что сегодня нужно выполнить эту практику, а не ту, что вы собирались изначально. Важно учиться чувствовать и слышать свое тело, свою Ци, свое сердце, сознание и дух. Они приходят в движение и откликаются на внешнее и внутреннее: какой сейчас час, какое время года, какое у вас внутреннее состояние. Чем больше ваша чувствительность, тем в большей гармонии вы начинаете жить со всем миром и тем более естественно вы начинаете себя вести, в том числе, и при выборе практик для своего занятия.

4 Спокойное, плавное, медленное дыхание

Я также заметил, что моя чувствительность возрастает, когда я дышу медленно, а выполнение дыхательных упражнений рано утром обеспечивает меня бодростью на целый день. Жаль что я пока частенько ленюсь выполнять эти упражнения по утрам:-(

5 Связь занятий Цигун, Сингун и упражнений для тела

Я часто вижу, как некоторые практикующие сосредотачивает свое внимание только на занятиях Дао Инь (или только на занятиях Тайцзи-цюань в качестве альтернативы по работе с телом), или только на занятиях Цигун, или только на культивации добродетельных качеств, а ведь на самом деле все 3 направления дополняют и усиливают друг друга! Эту ошибку, к сожалению, иногда совершают даже те, кто уже занимается даосскими медитациями - внутренней алхимией.

Необходим комплексный подход! Вам стоит совершенствовать не только Ци, но и тело и сердце-сознание и стремиться выйти на самый тонкий уровень - уровень духа.

Например, лет так 7 назад я впервые покатался на сноуборде и потянул голеностопный сустав. В течение двух лет во время выполнения некоторых упражнений Цигун я чувствовал, что нога на самом деле на восстановилась: она могла болеть во время занятий, плохо сгибалась и плохо проводила Ци. Я лечил ее и методами Цигун и обычной разминкой. Если бы я пытался восстановить ее только энергетическими практиками, то это заняло бы лет 5-7 вместо 2-х.

Чтобы очистить свою энергетическую систему, нужно выполнять не только упражнения Цигун, но и работать с телом! В этом вам очень хорошо поможет Дао Инь, так как его упражнения воздействуют на практикующего на всех уровнях реальности (тело, Ци, сердце-сознание и дух)

Но это еще не все! Если вы не совершенствуете свою сердечную природу (не занимаетесь Сингун), то вам тяжелее расслабиться и погрузиться в покой во время практик Цигун. Если вы практикуете только телесные практики, то лишаете себя целого пласта реальности - энергетического, и в последствие, вам будет невозможно выйти на уровень духа, а также вы не совершенствуете свою сердечную природу, не уменьшаете число стрессов в своей жизни, лишая себя возможности быть более счастливыми и более здоровыми.

Не зря Цигун, Дао Инь и Сингун входят в Закладывание фундамента - первый этап развития ученика в школе Чжэнь Дао. Все три направления - это три ноги котла, в котором вы переплавляете себя, очищая от грязи, оздоравливая и позволяя вашей Изначальной природе засиять.

6 Совершенствование во всех аспектах работы с Ци

Каждое упражнение Цигун затрагивает несколько аспектов работы с Ци, а иногда и все. Необходимо следить за тем, чтобы в вашей практике вы регулярно совершенствовались во всех нюансах работы с Ци!

Начинаете вы с умения ощущать Ци, и по мере роста вашего опыта - растет и ваша чувствительность. Вы учитесь чувствовать не только тепло или прохладу, но и плотность, частоту вибраций, другие качества и информационное наполнение Ци. Если вы уже умеете чувствовать Ци, получили какие-то ощущения, то выполняя упражнения не останавливайтесь на достигнутом! Старайтесь проникнуть в еще более тонкий слой реальности, почувствовать более тонкие характеристики Ци и выйти на уровень одухотворенной (изначальной) Ци.

Выполняя очищающие упражнения Цигун, стоит не просто замечать разницу до и после упражнений, а также учиться более ясно чувствовать сам процесс очищения: плотность и мутность Ци, которую вы очищаете из своего тела, учиться поддерживать связь с Небом и Землей во время этого процесса, увеличивать свою открытость внешним силам, воспринимать процесс очищения вместе с взаимообменом Ци с внешними источниками сил, чувствовать очищение не только на уровне Ци, но и на уровне тела, а также на уровне сердца и сознания.

Когда вы выполняете упражнения по накоплению Ци или вбираете в себя свежую Ци в рамках другого упражнения, стоит также учиться чувствовать не только само наличие потока Ци, но и его качество, силу, скорость, тонкость и т.д.

Вместе с накоплением Ци идет и гармонизация. Есть также специальные упражнения для выравнивания Инь и Ян в теле практикующего. Конечно, сначала вы учитесь чувствовать разницу между этими двумя видами Ци, потом их соотношение, взаимообмен с вешним миром и движение внутри вашей энергетической системы.

Используя некоторые дыхательные техники, медитативные или просто накопительные, вы постепенно, благодаря регулярности практики, начинаете усиливать свою Ци, повышать ее плотность. Это позволяет начать чувствовать ее более ярко, а кроме того, она более явно может проявлять свою собственную волю во время упражнений.

Таким образом, выполняя упражнения Цигун, стоит учиться ощущать связь дыхания, тела и энергетических процессов, стараться понять Ци: почувствовать ее качество, движение, изменения…

Я часто не могу сформулировать словами свои ощущения и, даже заметив их, не всегда осознаю их ясно. Это похоже на мутные образы во сне… нужна тренировка, чтобы обрести ясность и глубину осознания всех аспектов. Улучшая свое понимание Ци и процессов, которые протекают во время занятий Цигун, - вы улучшите свою практику и достигнете больших результатов!

7 Связь с тремя слоями реальности

Выполняя упражнение, даже если оно сугубо энергетическое, стоит понимать и ощущать, что оно связано и с телом и с сердцем-сознанием и с духом. Мы - сложные существа, мы едины и внутри и снаружи, потому каждое упражнение, что вы выполняете, даже самое простое, имеет свое отражение на каждом слое реальности.

Глобальная цель даосских практик - слияние с Дао. Практикующий начинает с самого малого, он обретает цельность на уровне тела (особое внимание этому уделяют в боевых искусствах, а также в Дао Инь), на уровне Ци (например, когда мы открываемся Небу и Земле), на уровне сердца-сознания (например, взращивание сострадания объединяет нас с другими людьми) и на уровне духа (работа с тремя сокровищами Цзин, Ци и Шэнь). И в процессе практики мы постепенно доводим свое единство и связь с миром до абсолюта - обретая тело света, растворяясь в воздухе, пребывая во всем и нигде конкретно.

Практикуя Цигун вам следует сначала понять, а потом постараться ощутить, что каждое упражнение выполняется в связке с другими, каждое ваше действие вплетается в ткань вашей жизни, постоянно связывая вас со всей Вселенной во времени и пространстве.

Умение видеть целостную картину, поможет вам научиться воспринимать мир, себя и свою жизнь, как единую систему на всех слоях реальности (тело, Ци, сердце-сознание и дух). Вы лучше начнете понимать всю систему даосских практик, если начнете замечать детали и увязывать их друг с другом: разница практики в квартире и на природе, зимой и летом, утром и вечером, с медленным и быстрым дыханием, в движении и покое, в той или иной последовательности…

Умение поддерживать любопытство, задавать вопросы, замечать детали - повышает вашу осознанность и взращивает ясность. Если вы сознательно занимаетесь Сингун, опустошаете себя и избавляетесь от лишнего, взращиваете добродетельные качества, то мир начинает втягивать вас в себя. Вы словно оказываетесь в объятиях Вселенной, чувствуете, как движение вашей руки или ноги тянет невидимые нити, встраиваясь в круговорот вечных перемен.

На бытовом уровне, это поможет вам не только улучшить свою практику Цигун, но также позволит вам лучше чувствовать события вашей жизни, поможет начать слышать свою интуицию, понимать то, что происходит вокруг вас, а также принимать правильные решения.

8 Познание того, что делаете

Одно из наставлений в практике Цигун заключается в том, что необходимо пытаться понять ту практику, которую вы выполняете. Начинаете вы с простых вещей: изучаете внешнюю форму, потом внутреннюю работу, потом начинаете чувствовать Ци, связь упражнения с внешними и внутренними факторам, с различными слоями реальности и, наконец, необходимо прийти к понимаю самой практики. Что она делает и как это влияет на вас, как изменяется практика, если вы меняете те или иные ее аспекты.

Конечно, с одной стороны, учитель вам уже все рассказал, как выполнять упражнение и зачем, и казалось бы, что же тут понимать? Но я говорю не о том, чтобы вы повторили слово в слово наставления инструктора, а о том, чтобы вы с помощью внутреннего опыта пришли к тому же пониманию упражнения, смогли прочувствовать его и понять, как оно соотносится с другими практиками. Когда вы познаете упражнение, то уже сами понимаете как правильно его надо выполнять и можете увидеть свои ошибки.

Это очень важно потому, что чем дальше вы продвигаетесь в своих занятиях, тем более тонкими становятся практики и тем больше вам нужно познавать все самим на своем опыте, учиться постигать процессы, которые запускаются, благодаря своему осознанию и изначальной мудрости. Постижение простых упражнений готовит вас к более сложным этапам. Вы учитесь доверять своему осознанию, учитесь ясно видеть, опустошать свой разум и понимать не с помощью осознанных логических рассуждений, а с помощью чувствования и мгновенного понимания, которое происходит без слов, в пустоте.

Пробуйте чувствовать не только Ци, но и движения тела, мышц, связок, биение сердца, движение внутренних органов вместе с телом, постоянную связь с Небом и Землей, синхронность вашего дыхания, активность Ци внутри и снаружи… все это помогает воспринимать вас самих и мир, как единое целое. Но не надо слишком сильно стараться думать об этом. Сначала все будет идти на туманных ощущениях. Если вы попробуете сознательно что-то для себя прояснить, то выплывите на поверхность, потеряете нужное внутреннее состояние. Не пытайтесь сформулировать словами то, что чувствуете, во время занятия, просто наблюдайте и расширяйте свой спектр восприятия, как мы иногда пытаемся смотреть и прямо и периферийным зрением одновременно.

Процесс познания не простой, так как мы с детства привыкли копировать, а в занятиях Цигун нам необходимо учиться познавать себя и мир напрямую, без возможности подсмотреть за другими людьми, без возможности свести все к цепочке логических рассуждений. В Цигун вы учитесь воспринимать себя и мир объемно, не только в пространстве, но и в слоях реальности… Ощущений сначала очень мало, а потом их становится больше, они становятся такими тонкими, неуловимыми, что их трудно осмыслить, трудно подобрать слова и совсем невозможно думать о них обычным способом. Их бесполезно удерживать, чтобы рассмотреть и осмыслить, так как любая излишняя концентрация ведет к тому, что вы выплываете на поверхность сознания, теряете глубину и ощущения уходят. Вам придется научиться понимать, не используя для этого мысли и свой мозг:-) Зато когда вы научитесь, то даже в обычной повседневной рутине вы начнете замечать, что у вас появился способ видеть и понимать вещи, которые вы не обдумываете, осознание приходит на уровне ощущений, как будто окружающий мир лишь продолжение вас самих.

9 Познание своей Изначальной природы

Напомню, что конечная цель практического даосизма - духовное развитие, познание своего Изначального духа, полное слияние с ним. Так как Изначальный дух является частью изначальной природы всего сущего, то слияние с ним - является слиянием с Дао (со всем что есть и чего нет).

Цигун предназначен для оздоровления практикующего и подготовки его к Внутренней алхимии, то есть он не ведет к духовному развитию напрямую, но способствует продвижению ученика по Пути! Потому даже в простых упражнениях Цигун необходимо стремиться выйти на уровень изначальной Ци, что впоследствии поможет соприкоснуться с Изначальным духом, начать познавать его и в конечном счете слиться с ним.

Вся ваша практика похожа на реку, а стремление познать свою Изначальную природу - на постройку плотины. Вы формируете намерение научиться чувствовать Ци, потом научиться осознавать различные аспекты практики, потом научиться чувствовать изначальную Ци, соприкоснуться с Изначальным духом и начать познавать его. Все это - постройка плотины. Чем выше плотина, чем дольше вы проявляете свое намерение и целеустремленно практикуете, тем выше вода, выше ваша чувствительность и уровень познания, и наконец наступает такой момент, когда воды за плотиной собралось много и она начинает переливаться через край… вот тогда вы и совершаете прорыв в практике, выходите на следующий уровень своего развития.

Начинать строить плотину, пытаться выйти на более тонкий уровень Ци, почувствовать изначальную, одухотворенную Ци, почувствовать свою Изначальную природу нужно с самого начала. Даже несмотря на то, что практики Цигун не способны в полной мере дать вам возможность работать с изначальной Ци, а полноценно почувствовать свой Изначальный дух можно лишь только в глубокой медитации. Важно само намерение и целеустремленность.

Начать вы можете с того, что будете стараться постоянно помнить о Дао. Это помогает обратить мысленный взор в самую тонкую грань мира, в самую высокую точку в небе… это поможет вам увеличить вашу повседневную осознанность и достичь успеха в ежедневной практике Сингун: опустошении себя и взращивании добродетельных качеств. Рано или поздно вода за плотиной прорвется, и придет осознание и чувствование самой основы мира и вас самих.

На этом все, успехов вам на Пути и здоровья!

Человеческий организм имеет специальную систему, которая соединяет поверхность тела с внутренними органами и верхнюю часть тела с нижней и связывает все твердые и полые органы. Меридианы и коллатерали не являются ни кровеносными сосудами, ни нервами. Термин «меридиан» (цзин) имеет смысл «маршрута». Меридианы также называются проводниками энергии. Они образуют магистральные линии. Термин «коллатераль» (ло) имеет смысл сети. Коллатерали – ветви меридианов. Меридианы и коллатерали оплетают все тело и приводят его в органичное единство путем соединения различных частей. Имеется двенадцать регулярных меридианов – двенадцать меридианов, ведущих к твердым и полым органам. Их природа выражается в терминах Инь и Ян. Те меридианы, что, соединяя твердые органы, проходят вдоль внутренних боковых поверхностей тела, называются Инь-меридианами. Те же, что соединяя полые органы, проходят вдоль внешних боковых поверхностей тела, называются Ян-меридианами. Согласно природе внутренних органов и маршрутов, которыми они следуют, меридианы подразделяются на три ручных Инь-меридиана, три ножных Инь-меридиана и три ручных и три ножных Ян-меридиана.

Правила прохождения и соединения этих двенадцати меридианов следующие:

– три ручных Инь-меридиана простираются от груди через руку, где соединяются с тремя ручными Ян-меридианами;

– три ручных Ян-меридиана простираются от руки и через голову соединяются с тремя ножными ян-меридианами;

– три ножных Ян-меридиана простираются от головы и через ногу соединяются с тремя ножными Инь-меридианами; три ножных Инь-меридиана тянутся от ноги и через грудь соединяются с тремя Инь-меридианами руки.

Инь-меридианы связаны с твердыми органами, а Ян-меридианы – с полыми органами.

Проходящие через внутренние органы твердые органы поддерживают полые органы в случае Инь-меридианов, а полые органы поддерживают твердые органы в случае Ян-меридианов, образуя, таким образом, шесть пар взаимосвязанных меридианов, объединяющих поверхность и внутренние органы.

Двенадцать меридианов покрывают поверхности и внутренние части человеческого тела.

Их текущие маршруты проходят через тело и тесно соединяются друг с другом (рис. 1–12). Они начинаются от меридиана легких на руке (Тай-инь), проходят, в свою очередь, к каналу печени на ноге (Цзюе-инь) и затем к меридиану легких на руке (Тай-инь). Два конца встречаются, подобно кольцу в замкнутой системе.

Помимо этих основных ходов – двенадцати меридианов для течения внутренней Ци (жизненной энергии) – имеется еще восемь других важных меридианов. Эти восемь меридианов не связаны прямо с внутренними органами и не ограничиваются последовательностью двенадцати меридианов. Они имеют специальные пути и текут необычно, поэтому называются восемью экстраординарными меридианами (или чудесными). Это – Думай (середина спины), Жэньмай (середина передней части), Чунмай, Даймай, Инь-цяо-май, Ян-цяо-май, Инь-вэй-май и Ян-вэй-май. Когда Ци (жизненная энергия) и кровь текут в двенадцати меридианах в избыточном количестве, то происходит сброс их в восемь экстраординарных каналов для хранения.

Когда внутренней Ци недостаточно в двенадцати меридианах, она, запасенная в восьми чудесных меридианах, возвращается обратно в двенадцать регулярных меридианов. Эти двенадцать меридианов подобны рекам и каналам, а восемь чудесных меридианов подобны озерам. Таким образом, функции восьми чудесных меридианов заключаются в том, чтобы поддерживать и регулировать двенадцать регулярных меридианов. Но восемь чудесных меридианов имеют свои собственные маршруты (рис. 13–20), чтобы принимать Ци и чтобы внутренняя Ци, запасенная в них, могла согревать органы тела изнутри и увлажнять поверхность тела снаружи.

Любая закупорка в двенадцати меридианах или восьми чудесных меридианах может вызвать различные виды связанных эффектов. В традиционной китайской медицине это описывается как «засорение, возникающее раньше боли».


Рис. 1. Ручной (Тай-инь) меридиан легких


Рис. 2. Ручной (Тай-инь) меридиан толстой кишки


Рис. 3. Ножной (Ян-мин) меридиан желудка


Рис. 4. Ножной (Тай-инь) меридиан селезенки


Рис. 5. Ручной (Шао-инь) меридиан сердца


Рис. 6. Ручной (Тай-ян) меридиан тонкой кишки


Рис. 7. Ножной (Тай-ян) меридиан мочевого пузыря


Рис. 8. Ножной (Шао-инь) меридиан почек


Рис. 9. Ручной (Цзюе-инь) меридиан перикарда


Рис. 10. Ручной (Шао-ян) меридиан тройного обогревателя


Рис. 11. Ножной (Шао-ян) меридиан желчного пузыря


Рис. 12. Ножной (Цзюе-инь) меридиан печени


Рис. 13. Меридиан Думай (заднесрединный)


Рис. 14. Меридиан Жэньмай (переднесрединный)


Рис. 15. Меридиан Чунмай


Рис. 16. Меридиан Даймай


Рис. 17. Меридиан Ян-цяо-май


Рис. 18. Меридиан Инь-цяо-май


Рис. 19. Меридиан Ян-вэй-май


Рис. 20. Меридиан Инь-вэй-май

Концепция ЦИ и практика цигун

Концепция Ци является базовой для всей восточной культуры. Не затрагивая подробно ее смысл, здесь мы скажем лишь о нескольких моментах, которые необходимо знать при занятиях цигун.

Ци не имеет точного соответствия в русском языке и предполагает несколько значений: внутренняя энергия, воздух, дыхание и даже настроение. Так или иначе, речь идет об энергетической субстанции, которая наполняет наш организм.

Важнейшим качеством Ци является то, что она может растрачиваться (например, при тяжелой работе, больших физических нагрузках или болезнях), восполняться (через дыхательные и медитативные упражнения, правильный образ жизни, определенное питание), приходить в состояние дисбаланса, вредить организму (при гневе, любых сильных чувствах и переживаниях), угнетаться (при долгом сне или наоборот, отсутствии сна, при переедании) и так далее.

Когда человек чувствует то, что обычно именуется «упадком сил», в восточной традиции может быть объяснено через термин «недостатка Ци» или «угнетения Ци».

Любая болезнь, таким образом, вызывается дисбалансом Ци в той или иной части человеческого организма. Следовательно, важнейшей задачей любой восточной системы оздоровления является приведение Ци в состояние покоя и гармонии.

По традиционным представлениям восточной медицины, Ци циркулирует в теле (и наполняет его) по определенным энергетическим каналам или меридианам. В здоровом организме Ци свободно циркулирует в теле без малейших задержек, однако в случае болезни или какого-то недомогания возникают так называемые «задержки» в свободной циркуляции Ци. Это может быть обусловлено как любым заболеванием, так, например, и излишним психическим напряжением, переутомлением и другими факторами.

Занятия цигун на первом этапе призваны устранить дисбалансы различного типа в циркуляции Ци, а на следующих этапах – способствовать накоплению Ци в организме.

Однако это невозможно сделать раз и навсегда. Обычно в течение дня человеку приходится испытывать различного рода стрессы: необходимость выполнять работу, связанную с принятием сложных решений, физические нагрузки; даже неправильное или излишнее питание могут надолго вызвать закупорку Ци.

Так возникает чувство внутреннего дискомфорта, неоправданной тревоги, нервозность, потеря внимания. Дисбаланс может быть вызван также и общением с некоторыми людьми, способными оказывать негативное воздействие на ваше состояние. Таким образом, необходимо регулярно повторять «восстановительные» сеансы цигун. Например, утром занятия «заряжают» организм перед рабочим днем, вечером вновь приводят внутреннее Ци в состояние покоя.

Для людей западной традиции не всегда просто представить циркуляцию Ци в своем теле.

Более того, порой сами носители восточной традиции не способны сделать это. Цигун налаживает правильную циркуляцию Ци не столько за счет визуального представления потока Ци в организме, сколько за счет правильных, расслабленных позиций и строго определенной последовательности движений. В этой простоте состоит огромное преимущество цигун перед другими системами.

Чувство Ци, а затем и ощущение циркуляции Ци придет само собой в процессе выполнения упражнений, его не следует искусственно стимулировать, поскольку можно вызвать неправильное ощущение, никак не связанное непосредственно с циркуляцией Ци, и подсознательно закрепить его.

Важнейшие принципы занятий

Цигун будет эффективен лишь в том случае, если досконально следовать всем принципам. В большинстве своем они крайне просты, поэтому занимающиеся забывают их или не обращают на них должного внимания.

Однако без этих принципов цигун превращается лишь в несложное гимнастическое упражнение, не дающее должного результата. Поэтому старайтесь соблюдать каждое правило.

Что необходимо соблюдать

1. Спокойное состояние духа. Не начинайте заниматься, пока не избавитесь от любых раздражающих или отвлекающих мыслей, – занятия в этом случае не принесут должного эффекта. Если никак не удается уйти от мыслей о «дне насущном», выполните упражнения цигун просто как гимнастику медленных упражнений два-три раза. Это позволит вам успокоиться, и уже после этого сделайте «настоящий» цигун в спокойном и светлом состоянии духа.

2. Правильные позиции тела . Позиции тела должны быть, прежде всего, естественными, это значит, что даже в тех упражнениях, где требуется небольшое растяжение мышц и сухожилий, соблюдайте естественную позицию, не старайтесь через силу выгнуться вперед или назад, неестественным образом развести плечи и так далее. Всякая позиция должна быть комфортна.

Если вы чувствуете боль или неприятные ощущения в пояснице, ногах, шее после занятий, скорее всего, вы излишне напряглись или не смогли правильно адаптировать позицию под себя. Внимательно анализируйте на начальных этапах правильность каждой своей позиции и передвижения.

3. Отсутствие напряжения – как в теле, так и в сознании. Важнейшим принципом цигун является естественное расслабление. Нередко это понятие неправильно трактуется как абсолютное расслабление всех мышц. В реальности же речь идет о том, что внутри вас не должно быть никаких мыслей, которые могут привести к излишнему напряжению сознания. В идеальном варианте занимающийся должен быть свободенот любых отвлекающих мыслей и концентрироваться даже не на самих движениях (это первый этап занятий), но пребывать в абсолютно ровном, светлом состоянии духа. Это, в свою очередь, должно приводить к разумному расслаблению всего тела – должны быть напряжены лишь те группы мышц, которые необходимы для выполнения движения, и напряжены ровно на столько, чтобы движение было плавным.

4. Сочетание расслабления и напряжения.

5. Спокойное и ровное дыхание.

6. Регулярность занятий. Цигун может принести эффект лишь при регулярных занятиях не меньше 10–20 минут в день. Как и восточная медицина, цигун действует малыми порциями: хотя положительные изменения можно почувствовать уже на второй-третий день занятий, реальный эффект наступает лишь на второй-третий месяц.

Чего следует избегать

1. Излишнего напряжения внимания. Нередко занимающиеся стремятся сразу же начать практику концентрации внимания на определенных точках организма. Не надо на первых этапах стремиться искусственно стимулировать циркуляцию Ци или какие-то ощущения в организме. Прежде всего, это ведет к излишнему напряжению сознания и, как следствие, напряженным, неестественным позициям тела. Правильные позиции уже обеспечивают свободную циркуляцию Ци.

2. Слишком замедленных движений . Не стоит искусственно замедлять движения. В упражнениях цигун нет заранее установленной «скорости выполнения». Правильное расслабление тела и сознания приведет к возникновению естественного ритма и скорости движений.

3. Внезапных ускорений и рывков . Чаще всего это происходит при переходе из одной позиции в другую, шаге вправо или влево. Тем самым вы полностью утрачиваете эффект от спокойного дыхания и стабилизации Ци.

4. Задержек дыхания . Не следует практиковать долгие задержки дыхания, особенно тем, кто практикует цигун как оздоровительное упражнение. Стремитесь вообще забыть о дыхании – и оно наладится само собой.

5. Дыхания грудью .

Следите за тем, чтобы дышать нижней частью живота, но ни в коем случае не грудью. Избегайте глубокого дыхания и гипервентиляции легких. Дыхание должно быть нитевидным, слегка заметным.

6. Подъем плеч .

Не поднимайте плечи – традиционно считается, что тем самым вы создаете препятствие на пути прохождения Ци. Даже поднимая руки, старайтесь не двигать плечами, не подводите плечи к шее.

Где заниматься

Очевидно, что оптимальным местом является площадка на природе, в парке, на берегу реки или озера, в роще, где ничего не отвлекало бы вас. Однако столь идеальное место не всегда оказывается рядом. Поэтому не стоит предпринимать каждодневных долгих походов в поисках идеального места. Заниматься можно и у себя в квартире, в спортивном зале, предварительно хорошо проветрив помещение. Значительно важнее то, чтобы вас ничего не отвлекало и вы могли быть уверены, что в вашем распоряжении есть хотя бы 10–20 минут, когда вас никто не побеспокоит.

Самоконтроль при занятиях цигун

Важным фактором, определяющим эффективность занятий цигун, является интенсивность физической нагрузки, определяемой по частоте сердечных сокращений. Зона оздоровительного воздействия физической нагрузки соответствует 60–80 % от максимальной частоты сердечных сокращений для каждого возраста. Максимально допустимую норму нагрузки можно определить самостоятельно, отняв от 220 свой возраст. В таблице приведены максимальные частоты сердечных сокращений (ЧСС) для разных возрастных групп. Для контроля за уровнем физической нагрузки несколько раз в течение занятия нужно подсчитать свой пульс за 10 секунд. Это следует делать в начале, в конце занятия и после наиболее интенсивных упражнений. На основании полученных данных можно внести коррективы в содержание занятий или получить индивидуальные рекомендации по увеличению или уменьшению нагрузки. Самочувствие является показателем переносимости нагрузки. Появление чувства усталости, выражающееся в нежелании выполнять обычную трудовую деятельность, нарушении сна, является сигналом к пересмотру объема и интенсивности нагрузок.

Недавно я перенес тяжелую болезнь, очень меня ослабившую. Для того чтобы восстановить силы, я начал заниматься цигун по системе кунцзинь ("пустое усилие"). Сначала я строго следовал правилу постепенности. Через четыре месяца уже мог "стоять столбом" по часу, не чувствуя усталости, и имел достаточно сильное ощущение ци. К этому времени состояние мое значительно улучшилось, появилась бодрость, увеличился вес. Я ощутил удовольствие от занятий цигун и, желая добиться еще больших успехов, решил увеличить интенсивность: принимать более низкую стойку и продлить время выполнения упражнений с одного часа до двух с половиной часов. Погода была очень теплая, и после двадцати минут занятий я очень сильно вспотел. Когда упражнение было закончено, тело, несмотря на то что с меня стекло много пота, было сухим. Казалось, что от меня идет жар, во всем теле чувствовалась легкость и расслабленность, лицо раскраснелось. А когда я лег спать, то долгое время не мог заснуть. Весь следующий день я испытывал вялость и сонливость. Тем не менее я решил, что это временное явление, и даже радовался тому, что в состоянии выполнять упражнение в течение двух с половиной часов. Поэтому, несмотря на вялость, продолжал занятия в этом сверхинтенсивном режиме. Через месяц коллеги заметили, что я похудел. Взвесившись, я обнаружил, что мой вес уменьшился на три килограмма. Сначала испугавшись, я стал затем успокаивать себя тем, что это лишь временное явление и что в конце концов терпение и труд все перетрут. И в то время, когда я приготовился продолжать занятия, погода изменилась, резко похолодало. Мой организм не выдержал такой внезапной перемены, и впервые за пять месяцев занятий цигун я заболел простудой, причем болезнь протекала необычайно тяжело. Только теперь мне стало понятно, насколько я ослаб физически. Проанализировав ситуацию, я пришел к выводу, что единственной причиной этого были перегрузки в занятиях цигун. Пришлось сократить продолжительность занятий до одного часа, усилить питание. И понадобился еще один месяц, прежде чем мое состояние вернулось к норме.

Все это свидетельствует о важности определения оптимальной нагрузки, которая ни в коем случае не должна быть чрезмерной по двум причинам:

  1. методика "стояние столбом" кунзинь предполагает испускание "внешней" ци. Испускание большого количества ци приводит к большим энергетическим затратам, которые не успевают компенсироваться в течение дня. Как следствие — уменьшение веса, вялость, потеря тонуса;
  2. "стояние столбом" в позе с согнутыми в коленях ногами чрезмерно продолжительное время является большой нагрузкой на организм. И если в течение следующего дня затраченная энергия не успевает восстановиться, происходит накопление усталости, приводящее к ослаблению организма.

Вот почему занятия цигун требуют постепенности. И вот почему занятия цигун требуют соблюдения меры.

Цигун и Жизнь" 1997, N6.
[Советы начинающим]

Лян Баофэн

Десять критических моментов в занятиях цигун и их преодоление

Я занимаюсь цигун уже восемь лет. Сначала я взялся за методику "парящий журавль" но, позанимавшись некоторое время, сменил ее на методику "формы и духа", поскольку опасался того, что был не в состоянии контролировать возникавшие спонтанные движения. Затем я изучил еще ряд методик: "направление ци в макушку пригоршнями", "дао инь энергетических каналов", "пять изначальных", "возвращение внутренних органов к изначальному", прошел три ступени "цигун умственной энергии". Опыт занятий убедил меня в том, что овладение методикой не составляет большого труда, а вся сложность заключается в необходимости заниматься регулярно и настойчиво. В течение восьми лет я прошел три этапа и преодолел десять критических моментов. За все это время я ни разу не прерывал занятия, выполнял упражнения ежедневно, днем и вечером, и теперь цигун стал для меня привычкой.

Первый этап можно назвать "вынужденным", на котором мне пришлось волей-неволей заняться цигун из-за проблем со здоровьем. Второй этап - "добровольный", когда я вошел во вкус и стал заниматься по собственной инициативе, сознательно. И, наконец, третий - "фанатичный", на котором занятия цигун превратились в насущную жизненную потребность, и я просто не мог обходиться без них.

Подробнее остановлюсь на десяти критических моментах, которые мне удалось преодолеть.

1 Критический момент ожидания быстрой отдачи

Настойчивые занятия обязательно дадут результат. Не стоит прекращать усилия, если через некоторое время не наступает положительных изменений. Я всю жизнь занимался конторской работой. В результате постоянного умственного напряжения и сидячего образа жизни у меня развились артрит, бессонница, неврастения, кроме того, меня замучили постоянные простуды.
Когда начинаешь заниматься цигун, чтобы избавиться от болезней, то, естественно, стремишься как можно быстрее обнаружить первые признаки улучшения, надеешься, что оно наступит сразу с началом занятий. Поэтому через определенное время, когда долгожданный результат все не приходит, энтузиазм падает и начинаешь сомневаться в том, что цигун - это правильный выбор.
Когда такие сомнения посетили меня, на помощь пришли учителя и коллеги. Я более углубленно изучил некоторые вопросы теории и начал кое-что понимать. Несмотря на это, моя вера в успех была все еще слаба, но, по крайней мере, я убедился в том, что цигун безопасен, и принял решение продолжать занятия. Еще через три месяца меня перестала мучить бессонница, улучшилось психологическое состояние. Вместе с первыми результатами мысли о безопасности цигун сменились пониманием, что он действительно способен излечивать болезни, что при условии регулярности занятий обязательно наступит результат. Это придало мне новые силы.

2. Критический момент удовлетворенности достигнутыми результатами

Когда с помощью цигун побеждаешь болезнь, начинаешь понимать, насколько еще низок уровень твоего мастерства.

Если удается избавиться от того или иного заболевания, необходимо продолжать занятия с удвоенной энергией. Через год после начала занятий цигун все мои болезни как-то незаметно прошли. У меня нормализовались сон и аппетит, перестал давать о себе знать артрит, и простуды больше мне не докучали. В этот период мой настрой на занятия начал давать сбои. Если вдруг наваливался большой объем работы, то все чаще меня стала посещать мысль, что занятия цигун можно временно отложить. Я размышлял так: занятия цигун предназначены для того, чтобы вылечиться; теперь я здоров - цель достигнута, значит незачем тратить время и силы на продолжение занятий. И тут мне на глаза попалась статья мастера Пана, в которой говорилось о том, что занятия по методике "внешнего изначального" способствуют устранению заболевания; занятия по методике внутреннего изначального" позволяют достичь уровня физического и психического здоровья, в два раза превосходящего уровень обычного человека, а занятия по методике "пять изначальных" в сочетании с методикой "возвращение внутренних органов к изначальному" позволяют превзойти уровень обычного человека в три раза. Кроме того, целью цигун в целом является не только лечение и профилактика заболеваний, но и изучение самого себя. И я понял: избавление от болезней - лишь первый шаг и, сделав его, начинаешь осознавать, что твое мастерство еще далеко от совершенства, что впереди тебя ждет долгая и длинная дорога. Поняв это и преисполнившись решимости, я продолжил занятия, стремясь достичь более высоких целей.

3. Критический момент появления цигун-реакций и "атаки ци на очаг заболевания"

После появления цигун-реакций и "атак ци на очаг заболевания" необходимо еще упорнее заниматься.

По мере настойчивых занятий и роста мастерства в организме происходит множество незаметных, на первый взгляд, изменений, которые в конце концов приводят к возникновению цигун-реакций и интенсивному поступлению ци в очаг заболевания. Наиболее распространенными цигун-реакциями являются: "разбухание" головы, боли в пояснице, "сухость" толстого кишечника, общая слабость и усталость.
"Атаки ци на очаг заболевания" могут выражаться в том, что возобновляются боли, которые прошли несколько лет назад. Например, вдруг ни с того ни с сего в заднем проходе вызревает свищ или начинает невыносимо болеть палец, который когда-то был травмирован. В такие моменты обычно и приходит мысль о том, что заниматься цигун себе дороже. Логика простая: цигун должен лечить болезнь, у а меня он, наоборот, вызвал ее, мне стало хуже, чем до начала занятий.
Так случилось и со мной. Возник вопрос, и за ответом я вновь обратился к статьям мастера Пана, где сказано, что в случае появления болей или новых патологий в процессе занятий цигун не следует пытаться выяснить их причину и характер, а лучше продолжить целеустремленные занятия и вскоре все придет в норму. Сказано четко и понятно. Я сделал вывод: цигун-реакции являются показателем роста мастерства, свидетельствуют о том, что ци активно воздействует на организм; активное поступление ци в очаг заболевания является закономерным процессом устранения его причин. Придя к такому заключению, я собрал свою волю в решимости победить появившиеся у меня цигун-реакции и продолжал заниматься, несмотря на неприятные ощущения и недомогание. В результате я преодолел этот этап.

4. Критический момент страха перед галлюцинациями

Если относиться к необычному спокойно, то оно пройдет само собой. Надо набраться мужества, чтобы продолжать занятия и в условиях галлюцинаций. Приступая к занятиям цигун, человек знает о вероятности появления галлюцинаций, но, столкнувшись с ними, как правило, оказывается не способным правильно их воспринимать и вести себя должным образом. Проблема заключается в том, решится ли он на продолжение занятий, зная, что его ждет.
Во время галлюцинаций обычно возникают видения древних храмов, гор, рек, городских улиц, разных людей и образы Будды. Однажды, занимаясь где-то около полуночи в маленькой темной комнатушке, я увидел напротив себя сидящего отца, который давно умер. Тут волей - неволей испугаешься. Немудрено, что я стал опасаться за свое душевное здоровье и на некоторое время прервал занятия.
Пришлось вновь обратиться к теории, из которой я узнал, что так называемые "видения" ничего из себя не представляют, что они нематериальны и на них просто не следует обращать внимания. При появлении "видений" надо спокойно продолжать занятия и они исчезнут сами собой. Прояснив до конца сущность этого явления, я почувствовал себя увереннее и возобновил занятия. Какие бы галлюцинации меня ни посещали, они больше не отвлекали меня.

5. Критический момент возникновения опасений за сохранность собственной ци

Высокое мастерство и правильное следование методике позволяют "пестовать ци". При лечении других людей собственной ци ей наносится ущерб, и поэтому требуются значительные усилия, чтобы научиться правильно расходовать свою ци. Когда мастерство достигает определенного уровня, к вам начинают обращаться пациенты с просьбой о лечении с помощью вашей ци, да вам и самому хочется сделать что-нибудь полезное для людей, благо появилась такая возможность. Вы начинаете заниматься этим без оглядки.

Через некоторое время появляется ощущение опустошенности, слабости во всем теле. Когда такое случилось со мной, я подумал: других лечу, а сам, как больной. Я решил бросить это дело и разобраться в теории. У учителя Пана написано: "Метод лечения заболеваний с помощью "испускания ци" основан на использовании природной "изначальной ци" и, соответственно, не только не наносит вреда вашей "изначальной ци", но и является одной из составных частей занятий по методике "цигун умственной энергии".

Ответы на все другие вопросы оставалось искать только в себе самом: или я еще не достиг соответствующего уровня мастерства, или неправильно выполнял "испускание ци". Я выбрал оба направления и сосредоточился на интенсификации занятий, с одной стороны, и на изучении и практической отработке способов "испускания ци" в соответствии с требованиями "цигун умственной энергии", с другой.
Через определенное время я вновь вернулся к практике лечения с помощью "испускания ци" и на этот раз без всякого ущерба для себя.

6. Критический момент возможного получения травмы даже в самой безобидной ситуации

В позапрошлом году со мной произошел один случай, когда я столкнулся с неприятным для меня явлением и дал волю эмоциям. Ци буквально хлынула из меня, и я ничего не мог с этим поделать, как будто заболел чем-то серьезным. Тогда я подумал, что, когда эмоциям дает волю человек, занимающийся цигун, он наносит себе гораздо более серьезную травму, чем обычный человек. Вывод напрашивался сам собой: лучше бросить занятия. Оказавшись перед выбором, я вновь обратился к теории вопроса и, изучив ряд трудов, пришел к следующему заключению: в процессе занятий цигун рост мастерства обязательно должен быть подкреплен морально-нравственными принципами - чем выше уровень мастерства, тем строже должны быть требования морали. Я глубоко осознал слова учителя Пана о том, что "следование принципам морали является магистральным направлением совершенствования в рамках учения "цигун умственной энергии". Если вы по какому-либо поводу демонстрируете отрицательную эмоциональную реакцию, это значит, что ваш морально-нравственный уровень еще очень низок. Поэтому, сталкиваясь с чем-либо, сначала вспомните о требованиях морали, затем подумайте о том, как отреагировали бы на это другие. Постарайтесь понять, что жизнь далеко не совершенна, мобилизуйте свою способность к самоконтролю. Тогда станет возможным в любой ситуации сохранять душевное равновесие и спокойствие ци, приверженность принципам морали, что, несомненно, послужит на благо дальнейшего совершенствования ваших способностей.

7. Критический момент ироничного отношения посторонних

Насмешки и иронию следует встречать насмешками и иронией. Во время занятий в присутствии посторонних они иногда начинают подтрунивать над занимающимися. Раздаются вопросы и реплики типа: "Можешь взлететь на небо?"; "На своей ци ты помчишься быстрее самолета"; "Смотрите, всегда было восемь святых, а теперь девятый появился" и т.д. На собственном опыте я убедился: дело не в том, смеются над тобой или нет, а в том, как ты к этому относишься. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ирония окружающих отражалась на ваших занятиях. Относитесь к непониманию с двойной иронией: ты смеешься над тем, что цигун - глупое занятие, а я - над тем, что только глупец не занимается цигун; ты смеешься над тем, что всегда будешь больным, а я - от радости, что могу быть здоровым и жить долго.

8. Критический момент отсутствия спокойной обстановки

Занятия в неблагоприятных условиях являются хорошим испытанием закаленности "духа". Если вы попали в шумную обстановку, продолжайте спокойно заниматься. Обстановка, в которой проходят занятия, оказывает на них большое влияние. Здесь я говорю о шумной и суматошной обстановке, царящей, например, на производственном совещании, в поезде, на котором вы отправились в командировку, или в гостинице, в которой вы остановились, дома, накануне праздника, когда собрались гости, и т.д.
Мои рекомендации сводятся к следующему: если вы оказались в подобной обстановке на "вынужденном" этапе занятий, то занятие следует прекратить; если на "добровольном" этапе - его следует сократить; если на "фанатичном" этапе - следует продолжать занятия как обычно. В спокойном месте "пестуется ци", в шумном месте закаляется "дух". Когда вы оказываетесь в шумной обстановке, это всегда удобный случай, чтобы поработать над своим "духом".
Однажды зимой мне пришлось побывать в командировке в г. Шицзячжуан. Я остановился в городской гостинице. Обстановочка в ней была еще та! После соответствующей подготовки я вышел в коридор, где беспрерывно в разных направлениях сновали люди, и, не обращая на них никакого внимания, повернувшись лицом к стене, отзанимался как обычно более двух часов, причем, как это и бывает всегда, погрузился в "состояние покоя". В машине очень удобно выполнять упражнения в положении сидя, что всегда и делаю. В новогодний праздник я встаю раньше на два часа и, когда начинают приходить гости, уже заканчиваю занятия. В общем, когда вы попадаете в неблагоприятную для занятий обстановку, закаляйте ваш "дух".

9. Критический момент повседневных неприятностей

Во время занятий сохраняйте в спокойствии сердце и душу. Если же вас постигли неприятности и вы не можете успокоиться, все равно занимайтесь.

В жизни, к сожалению, бывают такие периоды, когда неприятности идут чередой. Они переворачивают душу, не дают ни на минуту успокоиться, действуют так, что во время занятий ни стоять, ни сидеть не можешь. Когда я впервые столкнулся с такой ситуацией, первое, о чем я подумал, было: прервать занятия и дождаться, когда придет успокоение. Однако, вспомнив известную истину "на день остановишься, десять будешь нагонять", понял, что этого делать не следует. Даже если беспокойство не прошло, все равно надо заниматься, даже через силу. Неприятности обычно наваливаются с утра, а вечером надо заниматься. Посторонние мысли никак не выходят из головы, продолжать занятия просто невозможно. В этот момент надо проявить решимость, заниматься во что бы то ни стало, пусть даже это превратится в подобие производственной гимнастики. Просто помахать руками полезнее, чем вообще ничего не делать.
В тот день я начал с методики "направление ци в макушку пригоршнями". Вскоре мои мысли успокоились, и я вернулся в нормальное состояние. После перехода к методике "формы и духа" я чувствовал себя вообще просто прекрасно. Простояв "столбом" сорок минут, я успешно достиг "состояния покоя". В другой раз я начал занятия с болью в животе. Накануне я съел что-то холодное, и, когда пришло время заниматься, я просто не мог стоять. Тем не менее, я нашел в себе силы и выполнил пять этапов методики "духа и тела". В этом момент у меня заурчало в животе, и боль прошла. В конце концов я понял: перед лицом неприятностей или плохого самочувствия нельзя отступать, надо смело вступать в бой.

10. Критический момент нетерпеливого ожидания результатов

Долгие испытания закаляют волю. Когда начинает казаться, что долгие занятия не прибавляют мастерства, единственное, что следует предпринять, - систематично и терпеливо продолжать занятия.

Действительно, рано или поздно наступает время, когда кажется, что, сколько бы ты ни занимался, мастерства уже не прибавится. Человек перестает замечать динамику своего развития. Даосское учение об "искусстве внутренней пилюли" гласит: через три года наступает начальная стадия готовности пилюли, через шесть лет - средняя, через девять - полная.
Прозанимавшись восемь лет, я должен был быть где-то на стадии средней готовности пилюли, ближе к полной, но особых изменений в себе не ощущал, и мастерство ничем себя не проявляло. Тогда-то у меня и появилась расхолаживающая мысль о том, что результат не зависит от объема проделанной работы, раз уж роста мастерства не видно, достаточно будет просто поддерживать его на прежнем уровне.
К счастью, у меня хватило теоретической подготовки, чтобы сообразить: занятия цигун представляют собой процесс накапливания энергии, и рост мастерства происходит за счет продолжительной и тяжелой работы, т.е. действует принцип, в соответствии с которым "при достаточном напряжении лампочка загорится сама". На коротком отрезке времени результаты занятий действительно определить очень трудно, но если сравнить то, что было год назад, с тем, к чему пришел сейчас, то становятся очевидными большие изменения, значительный прогресс: усилилась острота восприятия, улучшилась "проходимость" внутри тела, повысилась ясность сознания; гораздо явственней стали проявляться "движение в покое" и "покой в движении"; значительно выше стала эффективность лечения "испускаемой ци"; во время занятий постоянно стали появляться разноцветные светящиеся точки и сгустки; заметные изменения произошли с "небесными воротами" и "небесным глазом". Приведенный анализ укрепил мою веру в цигун и решимость продолжать настойчивые занятия.

Восьмилетний опыт занятий цигун вселил в меня глубокую убежденность в том, что совершенствование в этой области - это далеко не гладкий путь. На нем встречаются многочисленные препятствия, преодолеть которые можно, только преисполнившись уверенности и решимости. Тот, кто стремится достичь высот мастерства, должен овладеть его тремя главными составляющими: в совершенстве изучить методику, досконально знать теорию и соблюдать принципы морали и нравственности. Владение методикой и настойчивые занятия представляют собой практическую основу мастерства, знание теории является путеводной нитью в практике занятий, а следование принципам морали и нравственности - гарантией того, что в процессе занятий уровень мастерства будет непрерывно повышаться. Все три фактора действуют только в единстве. Заниматься теорией и соблюдать нормы морали без практических занятий - пустая трата времени, практические занятия без опоры на теорию и моральные принципы не только не способствуют росту мастерства, но и уводят совсем в другое направление.



  • Разделы сайта