Чем промыть подшипники. Промывка подшипников

Ниже я расскажу как почистить подшипники для роликов в домашних условиях.

Для этого мы НЕ будем использовать никакой бензин, WD, спирт, ацетон и прочие растворители...

В приведенном ниже способе чистки мыть подшипники мы будем обычной водой, и смазывать жидкой смазкой (!), вопреки всем прочим рекомендациям в интернете не делать этого.

Вступление

Для комфортного и приятного катания на роликовых коньках немаловажно содержать их в достойном состоянии.

Для этого стоит иногда поглядывать, чтобы колеса не были стерты на одну сторону, и в таких случаях переставлять колеса местами для их равномерного стирания.

Так же не менее важно следить за состоянием подшипников.

Многие забывают, что, катаясь на роликах, подшипники быстро засоряются. При этом сокращается их срок службы, снижаются технические характеристики, а при катании появляется неприятный треск, свист и поскрипывания.

Особенно важно следить за подшипниками роллерам, катающим слалом и спидскейтинг. Связанно это с тем, что для этих дисциплин обычно используют специальные очень качественные и дорогие подшипники с малыми допусками. Стоимость таких подшипников в 3-5 раз выше чем стоимость подшипников для обычного катания по городу, и найти их можно далеко не во всех магазинах (иногда только на заказ через интернет). А так же, любое неестественное поведение засоренного подшипника может отразить на результатах спортсмена.

Подшипники не вечны, но мы можем существенно продлить их срок службы и удовольствие от катания на них.

1. Подготовка


Рис. 1

Нам понадобятся:

  • газетка;
  • шило / крепкая игла / спица;
  • небольшая пластиковая баночка;
  • любой стиральный порошок;
  • шприц с иглой;
  • масло для подшипников;
  • ватка.

Заточите шило/спицу если она затуплена. Для этого подойдет напильник с мелким зерном, наждачная бумага, или, на худой конец, бетонная стена в подъезде =)

Баночка может быть любой формы, но не должна быть слишком большой. Хорошо, если в комплекте с ней идет крышечка, в противном случае отверстие баночки должно быть таким, чтобы можно было надежно закрыть его ладонью руки. Идеально подходят баночки из под масла или сметаны.

Стеклянная баночка НЕ подойдет, она может разбиться!

Шприц приобретается в ближайшей аптеке. Идеально подходит одноразовый шприц 5 мл или 20 мл с толстой иглой. Чем толще игла, тем проще будет выдавливать из шприца масло для подшипников.

Про масло подробнее чуть ниже...

2. Жидкая смазка vs Густая

Везде в интернете рекомендуют использовать густую смазку по типу "Литол", которую свободно можно купить за копейки в любом авто-магазине почти что в любых количествах.

Я очень долгое время катался на многих густых смазках разных типов и составов: Mobile, Shell, Mannol, Литол и т.д., пробовал использовать разное количество смазки, способы ее нанесения...
И всегда мне в них не устраивало то, что они создают серьезное сопротивление качению, а к тому моменту как их "раскатаешь" они уже полностью облеплены грязью и их снова нужно менять.
Никакого удовольствия от катания, лишь постоянное негодование на то, что ролики "не катят".

Однако, густые смазки не так уж и плохи (в контексте этого материала).
Если вам лень постоянно приводить свои ролики в порядок, то густая смазка для вас, и можете дальше не читать! В конечном итоге смазка в ваших подшипниках смешается с песком и прочей грязью, высохнет от влаги, попадающей внутрь подшипника и, наконец, ускорит "смерть" подшипника.

Приятного катания)


Я обратил свое внимание на жидкие смазки.

Оказалось, что специальную жидкую смазку можно купить либо вместе с дорогим комплектом новых подшипников (это точно не наш случай, ведь мы хотим кататься на старых), либо купить ее отдельно за бешеные деньги в крошечном количестве в специальных спортивных магазинах.

Альтернатива нашлась быстро - трансмиссионные машинные масла .

Хочу заметить, что частенько натыкался на советы ни в коем случае не использовать машинное масло для смазки подшипников, мол вытекает, быстро испаряется. Вытечь из подшипника и испариться масло не может, если его применять по назначению.
Моторные машинные масла для наших целей не подойдут! Они слишком жидкие.


По личному опыту могу с уверенностью сказать, что какой бы консистенции и состава не были смазки, они все засор
яются одинаково "хорошо" и их приходится менять чаще чем они успевают прийти в негодность. А еще, при одинаковом загрязнении, густая смазка всегда будет давать гораздо большее сопротивление качению, нежели жидкая.

Нам нужно именно трансмиссионное машинное масло , обратите на это внимание!

Такое масло используют в автомобилях и есть практически у любого водителя. Если у вас в семье есть автомобиль, то наверняка так же есть и это масло. На крайний случай можно отловить соседа по подъезду и попросить у него.
Ну и на самый крайний случай можно сходить и купить.

Машинные масла бывают разных типов: минеральные, полусинтетические, синтетические... и я не буду сейчас уточнять в чем разница между ними, скажу лишь, что минеральные - это без добавок и стоят дешевле.
Поэтому, если возникнет необходимость купить масло в магазине, то стоит брать минеральное трансмиссионное масло от любого производителя (не важно отечественное или заграничное) с классом вязкости от 75W до W90. Выбирайте какое дешевле и не ошибетесь. На данный момент (сентябрь 2012) 1 литр такого масла в магазине можно найти примерно за 200 рублей. Кстати, можете скинуться с друзьями, вам всем хватит этого запаса на несколько лет =)

Сейчас я использую жидкое полусинтетическое трансмиссионное машинное масло от Mobile.
Точное название уже не помню, у отца в автомобиле нашел =)
Маленькой бутылочки 50-75 мл мне хватило на пол года практически постоянного катания, а еще и осталось (видно на рис. 1)! Притом, катался и смазывал очень часто.


Итог: жидкая смазка гораздо лучше подходит для подшипников в роликовых коньках, чем густая.

3. Снимаем колесики

При покупке роликов вместе с ними в комплекте, как правило, продают специальные ключи, позволяющие снять колеса с рамы. Если же таких ключей нет, то можно сходить в ближайший автомобильный магазин и прикупить в нем шестигранный ключ на 4 мм. По личному опыту могу сказать, что Г-образные шестигранные ключи (рис. 2) - это фигня, они не выдерживают и ломаются, если оси на раме закручены слишком сильно. Такие ключи даже не смотрим, а просим продавца собрать нам ключик по типу вороток-головка-бита (рис. 3).

Лично я сам пользуюсь таким ключом (рис. 3), а ключ на других фотографиях - это стандартный, шедший в комплекте с роликами.

При помощи ключа выкручиваем оси из рамы... колесики сняты.

Оси отложим в сторонку, чтобы не мешали и не потерялись. Если они покажутся вам слишком грязными, то можете протереть их ваткой или какой-нибудь ненужной тряпочкой, мыть оси не нужно.

4. Вытаскиваем подшипники из колес

Различные фирмы производители роликов устанавливают на свои ролики разные рамы, от которых зависит какие оси и втулки будут использоваться внутри колес. В зависимости от того какие втулки и оси у вас на роликах, снимать подшипники с колес придется по-разному. Мы не будем подробно останавливаться на всех случаях, скажу лишь, что подшипники либо выдавливают, либо вытаскивают.

В нашем случае оси имеют диаметр 8мм, втулки располагаются внутри колеса между подшипниками, поэтому подшипники придется вытаскивать.

Сделать это можно при помощи того же ключа, которым мы откручивали оси. Раскачивайте подшипник в колесе постепенно вытаскивая его наружу (рис. 6). Только смотрите не переусердствуйте, ключ лучше не гнуть и не деформировать.

Для этих целей лично я использую вороток ключа, изображенного на рис. 3. Он очень крепкий и прекрасно подходит под эти цели. На фотографиях и видео изображен стандартный ключ, шедший в комплекте с роликами.

Вытащив первый подшипник с одной стороны колеса, откладываем его в сторону, вытряхиваем втулку и тоже откладываем ее в сторонку. Второй подшипник в колесе можно выдавить. Втулки, обычно мыть не требуется, но как и в случае с осями, их можно протереть от грязи ваткой или какой-нибудь ненужной тряпочкой.

5. Моем колесики и раму

Берем открученные колесики и несем их в ванну. Там моем их (можно с мылом). Сильно намывать не нужно, все равно скоро запачкаются. После помывки, хорошенько стряхните лишнюю воду с колес.

Да, вообще-то мыть колесики не обязательно, однако, если у вас еще свежие колесики, то можно их отмыть до первоначальной красоты, что не может не порадовать глаз =)

Для равномерной просушки колесиков, советую выложить их по кругу (рис. 8), закинув одно на другое, так они высохнут гораздо быстрее, чем если же просто поставить их в стопочку или разложить на плоскости.

Главное, чтобы просохла внутренняя часть колес. Пока вы занимаетесь смазкой подшипников колесики успеют высохнуть.

Так же не будет лишним помыть раму на роликах и наиболее грязные части самих роликов.

6. Разборка подшипников

Разбор подшипников начинается со снятия пыльников. Назначение пыльников - защищать подшипник от грязи и пыли, от сюда и название.
Пыльники бывают разные. В нашем случае пыльники прорезиненные, что очень хорошо. Но, гораздо чаще встречаются металлические пыльники, которые могут сниматься или быть несъемными.

Несъемные пыльники, как бы это не звучало парадоксально, тоже можно снимать и устанавливать обратно. К сожалению, у меня сейчас нет подшипников с такими пыльниками, и я не могу показать как это делается. Попробую объяснить на словах.
Несъемные пыльники можно поддеть только со стороны внутреннего кольца подшипника, при этом пыльник немного погнется. При установке пыльника обратно, его можно выпрямить. Немного погнутый пыльник совершенно не влияет на характеристики подшипника, но я бы советовал вообще избегать неразборных подшипников.

На хороших продуманных подшипниках используют только один съемный пыльник, как в нашем случае. Это упрощает процедуру ухода за подшипником.

Чтобы снять прорезиненный/пластиковый пыльник достаточно просто поддеть его с края шилом/иглой (рис. 9). Снимается он легко и без неожиданных подскоков, поэтому лишних усилий лучше не прилагать, чтобы случайно не погнуть пыльник и ничего не повредить шилом/иглой внутри подшипника.

У съемных металлических пыльников имеется тоненькое распорное/стопорное кольцо, идущее вдоль внешнего кольца подшипника (рис. 10). Это кольцо легко можно поддеть шилом/иглой, только при этом стоит придерживать это колечко, потому что оно может выскочить и улететь в неизвестном направлении.
Если у вас металлические пыльники, откладываем их в сторонку, их не нужно мыть, достаточно будет просто тщательно протереть ваткой.

Снятые прорезиненные пыльники кидаем в приготовленную нами пластиковую баночку.

Сепараторы тоже бывают разные. Одни можно снять без последствий, другие - нет. В нашем случае сепараторы пластиковые, они легко снимаются простым надавливанием на них (рис. 11) и так же просто устанавливаются обратно.

Снятые сепараторы кидаем в нашу пластиковую баночку.

Однако, могут встретиться и металлические сепараторы, как на рис. 12. Такие сепараторы лучше не трогать, потому что если даже и удастся их извлечь из подшипника, потом не удастся правильно установить их обратно на место. Подшипники с неправильно собранными сепараторами скорей всего придется выбросить. Поэтому, на том же рис. 12 подшипник считается разобранным полностью.
Учтите, что подшипники с такими сепараторами за неимением опыта лучше не мочить в воде, после этого их очень сложно просушивать и они могут заржаветь.
Кидаем в нашу пластиковую баночку только открытый подшипник с несъемным сепаратором. Пыльники и распорные кольца достаточно будет протереть ваткой.
Так же обратите внимание, что производители подобных подшипников используют в них густую смазку, которую нужно будет как-то вымывать... об этом чуть ниже.

При помощи шила/иглы сдвигаем шарики подшипника вместе (рис. 13). При этом внутренне кольцо подшипника должно освободиться и вывалиться вместе с шариками из внешнего кольца подшипника (рис. 14).

Кидаем все части разобранных подшипников в нашу баночку.


Рис. 13 Сдвигаем шарики вместе
На следующем видео представлен весь процесс разборки подшипников:

А на следующем видео показано как разбираются подшипники с металлическим сепаратором:

7. Промывка подшипников

С заполненной пластиковой баночкой уходим в ванну. Обратите внимание, что промывать подшипники мы будем в воде!


Рис. 15 Баночка с разобранными подшипниками

Если у вас подшипники с несъемными металлическими сепараторами, и внутри подшипника еще сохранилась густая смазка, вымыть ее будет не просто. Вы можете вычистить густую смазку с помощью старой зубной щетки - это лучший вариант. Я сам неоднократно так делал, результат потрясающий! =)

Но все же, как уже было сказано выше, без определенного опыта не стоит мочить такие подшипники в воде, иначе они могут быстро заржаветь. Как вариант, вы можете прибегнуть к классическому способу, промыв подшипники каким-нибудь растворителем (но дома этого лучше не делать).

Перед процедурой промывки отверстие для слива воды я советую закрыть сеточкой (рис. 17). Стоит об этом побеспокоиться заранее, потому что шарики от подшипников могут выскочить из баночки и безвозвратно отправиться путешествовать по местной канализации.

В баночку до половины наливаем теплой или горячей воды, затем насыпаем в нее немного стирального порошка, плотно закрываем баночку крышкой или ладонью и хорошенько взбалтываем баночку несколько секунд.

Аккуратно сливаем грязную воду из баночки, промываем ее содержимое чистой водой.

Повторяем эту процедуру очистки столько раз, сколько считаете нужным. Я, обычно, повторяю ее по 2-3 раза, потому что идеально вымывать подшипники не требуется.

В случае, если у вас подшипники с несъемными металлическими сепараторами, выполняем процедуру промывки более тщательно.

Сливаем всю воду из баночки и уходим из ванны.

Ничего страшного, если на дне баночки останется немного воды.

8. Просушка

На ровной поверхности (например, на столе) расстилаем газетку и кладем рядом нашу баночку и ватку. Загибаем у газеты края, как это показано на рис. 18. Это нужно сделать для того чтобы не пришлось в последствии ползать под столом с фонариком в поисках шариков от подшипников (научен горьким опытом).


Рис. 18 Газета с загнутыми краями

Постепенно достаем из баночки части подшипников и хорошенько протираем ваткой их рабочие части.

У внешнего (рис. 19) и внутреннего (рис. 20) кольца важно тщательно высушить дорожку качения, все остальное у этих колец никак не влияет на качество вращения подшипников. После протирания на ватке должна остаться грязь, которую не отмыл стиральный порошок. Дорожки качения должны остаться полностью сухими.

Если на кольцах останутся маленькие ворсинки ваты, их легко можно сдуть.

Просушенные кольца откладываем куда-нибудь на приготовленную газетку.

Пыльники высушиваем с внутренней стороны и откладываем на газетку досушиваться.

Сепараторы нужно почистить от грязи, прежде чем устанавливать обратно в подшипник. Для этого достаточно одной ватной палочки (рис. 22), ватку на которой можно менять старым дедовским способом - накручиванием (рис. 23). Если нет ватной палочки, ее можно заменить обыкновенной спичкой, но если и спичек в доме нет, то придумайте что-нибудь сами =)

Проворачиваем ватную палочку во всех пазах сепараторов и откладываем их на газетку досушиваться.

И напоследок у нас в баночке остались только шарики. Аккуратно высыпаем их себе на ладонь. Шарики скорей всего все сырые, потому что на дне баночки могла остаться вода. Ничего страшного, высыпаем шарики на свободное место на газетке и ладонью катаем шарики по сухой части газеты, тем самым полностью высушивая шарики.


Рис. 24 Все части подшипников готовы к сборке

Если у вас подшипники с несъемными металлическими сепараторами, сушить их нужно по-особенному, то есть феном или воздухом под высоким давлением =)

При этом желательно постоянно прокручивать подшипники, чтобы полностью избавиться от воды и не дать шарикам заржаветь.

После просушки, желательно как можно скорее начать смазку подшипников.

9. Сборка подшипников

При сборке подшипников опять же очень важно не потерять шарики, сборку совершайте всегда над нашей специальной газеткой.

Перед началом сборки обязательно обратите внимание на то, что на внешних и внутренних кольцах подшипников имеются специальные пазы, в которые при сборке будут вставляться пыльники. Собирать подшипники нужно так, чтобы пазы на их внешних и внутренних кольцах были с одной стороны подшипника , иначе потом не получится вставить пыльник.

Сборка начинается с внешнего кольца, которое нужно расположить на ровной поверхности. Внутрь этого кольца помещаются 6 шариков, которые размещаются вдоль дорожки качения и сдвигаются вместе.
Далее в центр внешнего кольца вставляется внутреннее кольцо и один или несколько шариков при помощи шила/иглы продвигаются по дорожке качения на противоположную сторону от остальных так, чтобы внутреннее кольцо осталось зафиксированным внутри внешнего.
Осталось подставить сепаратор и при помощи того же шила/иглы разместить все шарики в его пазах. Вышеописанная процедура представлена в этом коротком видео:

А ниже небольшое видео как можно собирать подшипники в руке:

Стоит отметить, что если ваши подшипники еще совсем новые, то после сборки может оказаться что некоторые подшипники крутятся хуже чем остальные, или крутятся с трудом. Эта проблема разрешится сама собой во время эксплуатации подшипников, беспокоиться об этом не нужно.

10. Смазка подшипников

После того как все подшипники собраны, можно приступать к их смазке. Для этого воспользуемся заранее приготовленным нами шприцемБерем один за одним подшипники и капаем из шприца на каждый шарик по одной капле масла. Масла не должно быть слишком мало, но и не должно быть слишком много. Идеально - это одна добрая капля масла, примерно как на этом видео:

Катаясь на роликах с почищенными подшипниками я получаю гораздо больше удовольствия и достигаю лучших результатов в катании.

Чего и вам желаю.

Приятного катания =)

Итак, каждый уважающий себя роллер сталкивается с проблемой чистки подшипников. Существуют явные симптомы, что пришло время наконец-то заняться любимыми роликами, чтобы отплатить им добром за верную службу. Если: - стало намного тяжелее ехать, создаётся ощущение, что колёса плохо крутятся - при езде от колёс доносятся страшные звуки: скрип, жалобный скрежет, шуршание - вы проехали большой участок дороги по песку, пыли, земле или по луже, - значит, вашим роликам пора промыть подшипники. Помните: лучше не откладывать чистку подшипников на бесконечное "потом" - а то может быть как у Сторга (виденным мною подшипник был заржавлен, забит грязью, и совершенно не крутился). Сторг такие подшипники выбрасывает и покупает новые, но на самом деле достаточно лишь вовремя их мыть и чистить, и они долго будут радовать вас лёгкостью качения.

В первые разы проще расположиться на полу где линолеум, потому, что у вас может что-нибудь пролиться, откатиться или потеряться.

Вам понадобится:

1. несколько ёмкостей, не растворимых бензином (баночки из-под йогурта не канают!!!), лучше в количестве 3 штук.

2. Одна плоская плошка, не растворимая бензином, достаточно 1 штуки.

3. Коробочка из-под фотоплёнки, или любая другая длинная узкая закрывающаяся плотно ёмкость. Достаточно 1 штуки.

4. Зубная щётка. Можно любую, какую не жалко, только без зубной пасты! 1 штука

5. Шприц медицинский, подойдёт одноразовый, от 2 кубиков и больше, как вам удобнее. Со шприца аккуратно снимаем иголку, отрезаем её кусачками (лучше всего подходят маникюрные щипчики) на расстоянии примерно в 7-8 мм от основания. Выпрямляем иглу по месту разреза, и булавкой восстанавливаем круглое отверстие в медицинской игле. Лучше сначала потренироваться, а то я три иглы запортила, прежде чем смогла ровно откусить.

6. Смазка. Про смазки отдельная статья, я лично пользуюсь Литолом 24 (продаётся за смешные деньги в любом киоске/магазине автотоваров). Жидкую смазку использовать не рекомендуется - вам придётся намного чаще менять смазку, и она не обеспечит вашим подшипникам столь же хорошее самочувствие, как пластичная.

7. Растворитель. Покупаем в хозяйственном магазине литровую (пол-литровую) баночку очищенного бензина с названием "Галоша". Стоит порядка 20-30р, практически не имеет запаха, очень удобно для применения дома. Керосином пользоваться не стоит - мало того, что он воняет, так ещё и для самих подшипов не сильно полезен.

8. Находим бумагу или тряпочку, куда будем вытаскивать сохнуть подшипы, плюс ещё тряпочку - руки там вытереть, или пыльники…


РАЗБОРКА

Снимаем колёса с роликов.

Вытаскиваем подшипы из колёс. Удобнее это делать специальным ключом. Если у вас ролики фирмы К2, то они имеют оригинальную втулку, и ключ для разбора входит в состав комплекта при покупке роликов. То есть у вас он уже есть. Если у вас ролики другой фирмы, то ключ можно приобрести в магазине, где вы покупали ролики. Можно также пользоваться отвёрткой или карандашом, но моим женским лапкам удобнее пользоваться ключом и затрачивать меньше времени и сил.

Вам повезло, если у вас разборные подшипы - тогда их мытьё и смазка происходят по описанному далее механизму.

Гораздо хуже, если вы купили ролики с неразборными подшипниками (выглядят они вот так) .

В таком случае вам остаётся только выломать один из пыльников (если их два) и производить чистку и смазку только с одной стороны, и в дальнейшем ставить эту сторону внутрь колеса, к втулке. Выламываются пыльники острым ножом, причём нож нужно вставлять в щель, которая ближе к оси, т.е. меньшая по диамерту. И Дальше вскрывать, наподобие консервной банки, только аккуратно. Некоторые неразборные подшипники укомплектованы пыльниками только с наружной стороны, это облегчит вам жизнь.

С разборными же поступаем так:

Иголочкой или булавкой осторожно (прыгают и теряются!!!), придерживая пальцем, вытаскиваем пружинку. Она представляет собой почти колечко из металла, с заострёнными кончиками. Складываем в отдельную мисочку, чтобы не потерялись

Вынимаем пыльники. Складываем в отдельную мисочку, чтобы не потерялись.

Смотрим. Чистая смазка светлая, однородная, без всяких посторонних примесей. В грязных подшипниках смазка приобретает оттенок той грязи, в которую вы умудрились залезть (после роллердрома в Екатерининском это серо-зелёная пыль от покрытия), и содержит пылинки, крошки, песчинки и прочую гадость.

ПОМЫВКА

Грязные подшипники по 4 штучки складываем в баночку из-под фотоплёнки, заливаем до половины бензином, закрываем крышечкой (плотно её прижимая) и начинаем бултыхать в воздухе, пока не надоест

Промытые таким образом подшипы вытаскиваем, и складываем в невысокую плошку с чистым (!!) бензином. Повторяем со следующей партией, и так все 16 штук. Бензин в баночке для бултыхания менять в зависимости от степени его загрязнения - после каждой партии, или через одну.

Теперь перед нами в невысокой плошке, залитые бензином, лежат 16 условно чистых подшипов. Каждый вытаскиваем, осматриваем с двух сторон на наличие грязи/старой смазки, и, когда таковая обнаружилась - одеваем его на палочку моем в бензине зубной щёткой, потом просто булькаем уже в мелкой плошке.

Проверяем снова. Убедившись, что подшип полностью чист, несколько раз крутим его пальцем в бензине (одев предварительно на палочку), чтобы наверняка смыть с него всё, и посмотреть, как он у вас красиво и быстро крутится. Вытаскиваем и кладём сушиться.

Повторяем процедуру со следующим. Бензин меняем по степени загрязнённости. В результате получаем все подшипы, сохнущие на бумажке. Оставим их пока В бензинчике промоем пыльники, потом и колечки. Вытрем каждое насухо тряпочкой, разложим по отдельным плошкам (чтобы не потерялись). Если лениво, достаточно просто тщательно протереть тряпочкой каждый пыльник - от грязи и от старой смазки. Примерно через полчаса перевернём подшипники, чтобы они лучше просохли.

СМАЗКА

Смазывать начинаем только сухие подшипники. Мы же не хотим, чтобы новая смазка полурастворилась бензином? Берём подшип, крутим его, зажав пальцами, проверяем на остатки бензина или старой смазки. Досушиваем или промываем по-новой, по результату осмотра.

Чисто вымытый живой подшипник крутится долго, с ровным тихим-тихим шуршание (потому, что ещё без смазки), и не шатаясь. Теперь нам понадобится шприц. Конечно, можно не заморачиваться со шприцом, а запихивать в подшип смазку зубочисткой, но шприцом это делать гораздо удобнее. Смазку аккуратно выдавливаем в шприц, потом одеваем на него обрезанную иголку.

Вот так:

Берём шприц, и аккуратно выдавливаем смазку внутрь подшипника. Не перестарайтесь! Смазки должно быть немного, иначе колёса будут хуже крутиться. Я лично выдавливаю понемногу внутрь на каждый желобок, по которому движутся шарики - на внутренний и на внешний, между шариками. Это довольно чистая и самая неутомительная процедура

Когда все подшипники смазаны, каждый аккуратно закрываем чистыми вымытыми пыльниками, и вставляем пружинки. В результате должно хватить всех пыльников и всех пружинок, и не остаться лишних. Если вдруг вам не хватило пыльников, а вы уверены, что не теряли их в процессе разборки-мытья, то посмотрите тщательнее каждый уже собранный подшип. Возможно, два пыльника слиплись, и вы на одну сторону поставили именно такой, слипшийся, пыльник

СБОРКА

Дальше всё в обратном порядке. Вставляем в колесо один подшип, втулку посередине, второй подшип. Не забудьте втулки, а то снова придётся разбирать! Потом смотрим колёса на предмет истёртости, и ставим в соответствии с тем, как подсказывает интуиция. Более стёртые колёсики - по краям, более стёртой стороной - наружу, для дальнейшего равномерного стачивания. Закручиваем оси - и вперёд, снова по лужам!

Примечание. Вначале вам покажется, что колёса после смазки стали крутиться хуже, чем до неё. Это нормально. Нужно некоторое время, чтобы смазка разработалась и равномерно распределилась по всему подшипнику. Километра 3-4, и всё будет в порядке!

Ниже я расскажу как почистить подшипники для роликов в домашних условиях.

Для этого мы НЕ будем использовать никакой бензин, WD, спирт, ацетон и прочие растворители...

В приведенном ниже способе чистки мыть подшипники мы будем обычной водой, и смазывать жидкой смазкой (!), вопреки всем прочим рекомендациям в интернете не делать этого.

Вступление

Для комфортного и приятного катания на роликовых коньках немаловажно содержать их в достойном состоянии.

Для этого стоит иногда поглядывать, чтобы колеса не были стерты на одну сторону, и в таких случаях переставлять колеса местами для их равномерного стирания.

Так же не менее важно следить за состоянием подшипников.

Многие забывают, что, катаясь на роликах, подшипники быстро засоряются. При этом сокращается их срок службы, снижаются технические характеристики, а при катании появляется неприятный треск, свист и поскрипывания.

Особенно важно следить за подшипниками роллерам, катающим слалом и спидскейтинг. Связанно это с тем, что для этих дисциплин обычно используют специальные очень качественные и дорогие подшипники с малыми допусками. Стоимость таких подшипников в 3-5 раз выше чем стоимость подшипников для обычного катания по городу, и найти их можно далеко не во всех магазинах (иногда только на заказ через интернет). А так же, любое неестественное поведение засоренного подшипника может отразить на результатах спортсмена.

Подшипники не вечны, но мы можем существенно продлить их срок службы и удовольствие от катания на них.

1. Подготовка


Рис. 1

Нам понадобятся:

  • газетка;
  • шило / крепкая игла / спица;
  • небольшая пластиковая баночка;
  • любой стиральный порошок;
  • шприц с иглой;
  • масло для подшипников;
  • ватка.

Заточите шило/спицу если она затуплена. Для этого подойдет напильник с мелким зерном, наждачная бумага, или, на худой конец, бетонная стена в подъезде =)

Баночка может быть любой формы, но не должна быть слишком большой. Хорошо, если в комплекте с ней идет крышечка, в противном случае отверстие баночки должно быть таким, чтобы можно было надежно закрыть его ладонью руки. Идеально подходят баночки из под масла или сметаны.

Стеклянная баночка НЕ подойдет, она может разбиться!

Шприц приобретается в ближайшей аптеке. Идеально подходит одноразовый шприц 5 мл или 20 мл с толстой иглой. Чем толще игла, тем проще будет выдавливать из шприца масло для подшипников.

Про масло подробнее чуть ниже...

2. Жидкая смазка vs Густая

Везде в интернете рекомендуют использовать густую смазку по типу "Литол", которую свободно можно купить за копейки в любом авто-магазине почти что в любых количествах.

Я очень долгое время катался на многих густых смазках разных типов и составов: Mobile, Shell, Mannol, Литол и т.д., пробовал использовать разное количество смазки, способы ее нанесения...
И всегда мне в них не устраивало то, что они создают серьезное сопротивление качению, а к тому моменту как их "раскатаешь" они уже полностью облеплены грязью и их снова нужно менять.
Никакого удовольствия от катания, лишь постоянное негодование на то, что ролики "не катят".

Однако, густые смазки не так уж и плохи (в контексте этого материала).
Если вам лень постоянно приводить свои ролики в порядок, то густая смазка для вас, и можете дальше не читать! В конечном итоге смазка в ваших подшипниках смешается с песком и прочей грязью, высохнет от влаги, попадающей внутрь подшипника и, наконец, ускорит "смерть" подшипника.

Приятного катания)


Я обратил свое внимание на жидкие смазки.

Оказалось, что специальную жидкую смазку можно купить либо вместе с дорогим комплектом новых подшипников (это точно не наш случай, ведь мы хотим кататься на старых), либо купить ее отдельно за бешеные деньги в крошечном количестве в специальных спортивных магазинах.

Альтернатива нашлась быстро - трансмиссионные машинные масла .

Хочу заметить, что частенько натыкался на советы ни в коем случае не использовать машинное масло для смазки подшипников, мол вытекает, быстро испаряется. Вытечь из подшипника и испариться масло не может, если его применять по назначению.
Моторные машинные масла для наших целей не подойдут! Они слишком жидкие.


По личному опыту могу с уверенностью сказать, что какой бы консистенции и состава не были смазки, они все засор
яются одинаково "хорошо" и их приходится менять чаще чем они успевают прийти в негодность. А еще, при одинаковом загрязнении, густая смазка всегда будет давать гораздо большее сопротивление качению, нежели жидкая.

Нам нужно именно трансмиссионное машинное масло , обратите на это внимание!

Такое масло используют в автомобилях и есть практически у любого водителя. Если у вас в семье есть автомобиль, то наверняка так же есть и это масло. На крайний случай можно отловить соседа по подъезду и попросить у него.
Ну и на самый крайний случай можно сходить и купить.

Машинные масла бывают разных типов: минеральные, полусинтетические, синтетические... и я не буду сейчас уточнять в чем разница между ними, скажу лишь, что минеральные - это без добавок и стоят дешевле.
Поэтому, если возникнет необходимость купить масло в магазине, то стоит брать минеральное трансмиссионное масло от любого производителя (не важно отечественное или заграничное) с классом вязкости от 75W до W90. Выбирайте какое дешевле и не ошибетесь. На данный момент (сентябрь 2012) 1 литр такого масла в магазине можно найти примерно за 200 рублей. Кстати, можете скинуться с друзьями, вам всем хватит этого запаса на несколько лет =)

Сейчас я использую жидкое полусинтетическое трансмиссионное машинное масло от Mobile.
Точное название уже не помню, у отца в автомобиле нашел =)
Маленькой бутылочки 50-75 мл мне хватило на пол года практически постоянного катания, а еще и осталось (видно на рис. 1)! Притом, катался и смазывал очень часто.


Итог: жидкая смазка гораздо лучше подходит для подшипников в роликовых коньках, чем густая.

3. Снимаем колесики

При покупке роликов вместе с ними в комплекте, как правило, продают специальные ключи, позволяющие снять колеса с рамы. Если же таких ключей нет, то можно сходить в ближайший автомобильный магазин и прикупить в нем шестигранный ключ на 4 мм. По личному опыту могу сказать, что Г-образные шестигранные ключи (рис. 2) - это фигня, они не выдерживают и ломаются, если оси на раме закручены слишком сильно. Такие ключи даже не смотрим, а просим продавца собрать нам ключик по типу вороток-головка-бита (рис. 3).

Лично я сам пользуюсь таким ключом (рис. 3), а ключ на других фотографиях - это стандартный, шедший в комплекте с роликами.

При помощи ключа выкручиваем оси из рамы... колесики сняты.

Оси отложим в сторонку, чтобы не мешали и не потерялись. Если они покажутся вам слишком грязными, то можете протереть их ваткой или какой-нибудь ненужной тряпочкой, мыть оси не нужно.

4. Вытаскиваем подшипники из колес

Различные фирмы производители роликов устанавливают на свои ролики разные рамы, от которых зависит какие оси и втулки будут использоваться внутри колес. В зависимости от того какие втулки и оси у вас на роликах, снимать подшипники с колес придется по-разному. Мы не будем подробно останавливаться на всех случаях, скажу лишь, что подшипники либо выдавливают, либо вытаскивают.

В нашем случае оси имеют диаметр 8мм, втулки располагаются внутри колеса между подшипниками, поэтому подшипники придется вытаскивать.

Сделать это можно при помощи того же ключа, которым мы откручивали оси. Раскачивайте подшипник в колесе постепенно вытаскивая его наружу (рис. 6). Только смотрите не переусердствуйте, ключ лучше не гнуть и не деформировать.

Для этих целей лично я использую вороток ключа, изображенного на рис. 3. Он очень крепкий и прекрасно подходит под эти цели. На фотографиях и видео изображен стандартный ключ, шедший в комплекте с роликами.

Вытащив первый подшипник с одной стороны колеса, откладываем его в сторону, вытряхиваем втулку и тоже откладываем ее в сторонку. Второй подшипник в колесе можно выдавить. Втулки, обычно мыть не требуется, но как и в случае с осями, их можно протереть от грязи ваткой или какой-нибудь ненужной тряпочкой.

5. Моем колесики и раму

Берем открученные колесики и несем их в ванну. Там моем их (можно с мылом). Сильно намывать не нужно, все равно скоро запачкаются. После помывки, хорошенько стряхните лишнюю воду с колес.

Да, вообще-то мыть колесики не обязательно, однако, если у вас еще свежие колесики, то можно их отмыть до первоначальной красоты, что не может не порадовать глаз =)

Для равномерной просушки колесиков, советую выложить их по кругу (рис. 8), закинув одно на другое, так они высохнут гораздо быстрее, чем если же просто поставить их в стопочку или разложить на плоскости.

Главное, чтобы просохла внутренняя часть колес. Пока вы занимаетесь смазкой подшипников колесики успеют высохнуть.

Так же не будет лишним помыть раму на роликах и наиболее грязные части самих роликов.

6. Разборка подшипников

Разбор подшипников начинается со снятия пыльников. Назначение пыльников - защищать подшипник от грязи и пыли, от сюда и название.
Пыльники бывают разные. В нашем случае пыльники прорезиненные, что очень хорошо. Но, гораздо чаще встречаются металлические пыльники, которые могут сниматься или быть несъемными.

Несъемные пыльники, как бы это не звучало парадоксально, тоже можно снимать и устанавливать обратно. К сожалению, у меня сейчас нет подшипников с такими пыльниками, и я не могу показать как это делается. Попробую объяснить на словах.
Несъемные пыльники можно поддеть только со стороны внутреннего кольца подшипника, при этом пыльник немного погнется. При установке пыльника обратно, его можно выпрямить. Немного погнутый пыльник совершенно не влияет на характеристики подшипника, но я бы советовал вообще избегать неразборных подшипников.

На хороших продуманных подшипниках используют только один съемный пыльник, как в нашем случае. Это упрощает процедуру ухода за подшипником.

Чтобы снять прорезиненный/пластиковый пыльник достаточно просто поддеть его с края шилом/иглой (рис. 9). Снимается он легко и без неожиданных подскоков, поэтому лишних усилий лучше не прилагать, чтобы случайно не погнуть пыльник и ничего не повредить шилом/иглой внутри подшипника.

У съемных металлических пыльников имеется тоненькое распорное/стопорное кольцо, идущее вдоль внешнего кольца подшипника (рис. 10). Это кольцо легко можно поддеть шилом/иглой, только при этом стоит придерживать это колечко, потому что оно может выскочить и улететь в неизвестном направлении.
Если у вас металлические пыльники, откладываем их в сторонку, их не нужно мыть, достаточно будет просто тщательно протереть ваткой.

Снятые прорезиненные пыльники кидаем в приготовленную нами пластиковую баночку.

Сепараторы тоже бывают разные. Одни можно снять без последствий, другие - нет. В нашем случае сепараторы пластиковые, они легко снимаются простым надавливанием на них (рис. 11) и так же просто устанавливаются обратно.

Снятые сепараторы кидаем в нашу пластиковую баночку.

Однако, могут встретиться и металлические сепараторы, как на рис. 12. Такие сепараторы лучше не трогать, потому что если даже и удастся их извлечь из подшипника, потом не удастся правильно установить их обратно на место. Подшипники с неправильно собранными сепараторами скорей всего придется выбросить. Поэтому, на том же рис. 12 подшипник считается разобранным полностью.
Учтите, что подшипники с такими сепараторами за неимением опыта лучше не мочить в воде, после этого их очень сложно просушивать и они могут заржаветь.
Кидаем в нашу пластиковую баночку только открытый подшипник с несъемным сепаратором. Пыльники и распорные кольца достаточно будет протереть ваткой.
Так же обратите внимание, что производители подобных подшипников используют в них густую смазку, которую нужно будет как-то вымывать... об этом чуть ниже.

При помощи шила/иглы сдвигаем шарики подшипника вместе (рис. 13). При этом внутренне кольцо подшипника должно освободиться и вывалиться вместе с шариками из внешнего кольца подшипника (рис. 14).

Кидаем все части разобранных подшипников в нашу баночку.


Рис. 13 Сдвигаем шарики вместе
На следующем видео представлен весь процесс разборки подшипников:

А на следующем видео показано как разбираются подшипники с металлическим сепаратором:

7. Промывка подшипников

С заполненной пластиковой баночкой уходим в ванну. Обратите внимание, что промывать подшипники мы будем в воде!


Рис. 15 Баночка с разобранными подшипниками

Если у вас подшипники с несъемными металлическими сепараторами, и внутри подшипника еще сохранилась густая смазка, вымыть ее будет не просто. Вы можете вычистить густую смазку с помощью старой зубной щетки - это лучший вариант. Я сам неоднократно так делал, результат потрясающий! =)

Но все же, как уже было сказано выше, без определенного опыта не стоит мочить такие подшипники в воде, иначе они могут быстро заржаветь. Как вариант, вы можете прибегнуть к классическому способу, промыв подшипники каким-нибудь растворителем (но дома этого лучше не делать).

Перед процедурой промывки отверстие для слива воды я советую закрыть сеточкой (рис. 17). Стоит об этом побеспокоиться заранее, потому что шарики от подшипников могут выскочить из баночки и безвозвратно отправиться путешествовать по местной канализации.

В баночку до половины наливаем теплой или горячей воды, затем насыпаем в нее немного стирального порошка, плотно закрываем баночку крышкой или ладонью и хорошенько взбалтываем баночку несколько секунд.

Аккуратно сливаем грязную воду из баночки, промываем ее содержимое чистой водой.

Повторяем эту процедуру очистки столько раз, сколько считаете нужным. Я, обычно, повторяю ее по 2-3 раза, потому что идеально вымывать подшипники не требуется.

В случае, если у вас подшипники с несъемными металлическими сепараторами, выполняем процедуру промывки более тщательно.

Сливаем всю воду из баночки и уходим из ванны.

Ничего страшного, если на дне баночки останется немного воды.

8. Просушка

На ровной поверхности (например, на столе) расстилаем газетку и кладем рядом нашу баночку и ватку. Загибаем у газеты края, как это показано на рис. 18. Это нужно сделать для того чтобы не пришлось в последствии ползать под столом с фонариком в поисках шариков от подшипников (научен горьким опытом).


Рис. 18 Газета с загнутыми краями

Постепенно достаем из баночки части подшипников и хорошенько протираем ваткой их рабочие части.

У внешнего (рис. 19) и внутреннего (рис. 20) кольца важно тщательно высушить дорожку качения, все остальное у этих колец никак не влияет на качество вращения подшипников. После протирания на ватке должна остаться грязь, которую не отмыл стиральный порошок. Дорожки качения должны остаться полностью сухими.

Если на кольцах останутся маленькие ворсинки ваты, их легко можно сдуть.

Просушенные кольца откладываем куда-нибудь на приготовленную газетку.

Пыльники высушиваем с внутренней стороны и откладываем на газетку досушиваться.

Сепараторы нужно почистить от грязи, прежде чем устанавливать обратно в подшипник. Для этого достаточно одной ватной палочки (рис. 22), ватку на которой можно менять старым дедовским способом - накручиванием (рис. 23). Если нет ватной палочки, ее можно заменить обыкновенной спичкой, но если и спичек в доме нет, то придумайте что-нибудь сами =)

Проворачиваем ватную палочку во всех пазах сепараторов и откладываем их на газетку досушиваться.

И напоследок у нас в баночке остались только шарики. Аккуратно высыпаем их себе на ладонь. Шарики скорей всего все сырые, потому что на дне баночки могла остаться вода. Ничего страшного, высыпаем шарики на свободное место на газетке и ладонью катаем шарики по сухой части газеты, тем самым полностью высушивая шарики.


Рис. 24 Все части подшипников готовы к сборке

Если у вас подшипники с несъемными металлическими сепараторами, сушить их нужно по-особенному, то есть феном или воздухом под высоким давлением =)

При этом желательно постоянно прокручивать подшипники, чтобы полностью избавиться от воды и не дать шарикам заржаветь.

После просушки, желательно как можно скорее начать смазку подшипников.

9. Сборка подшипников

При сборке подшипников опять же очень важно не потерять шарики, сборку совершайте всегда над нашей специальной газеткой.

Перед началом сборки обязательно обратите внимание на то, что на внешних и внутренних кольцах подшипников имеются специальные пазы, в которые при сборке будут вставляться пыльники. Собирать подшипники нужно так, чтобы пазы на их внешних и внутренних кольцах были с одной стороны подшипника , иначе потом не получится вставить пыльник.

Сборка начинается с внешнего кольца, которое нужно расположить на ровной поверхности. Внутрь этого кольца помещаются 6 шариков, которые размещаются вдоль дорожки качения и сдвигаются вместе.
Далее в центр внешнего кольца вставляется внутреннее кольцо и один или несколько шариков при помощи шила/иглы продвигаются по дорожке качения на противоположную сторону от остальных так, чтобы внутреннее кольцо осталось зафиксированным внутри внешнего.
Осталось подставить сепаратор и при помощи того же шила/иглы разместить все шарики в его пазах. Вышеописанная процедура представлена в этом коротком видео:

А ниже небольшое видео как можно собирать подшипники в руке:

Стоит отметить, что если ваши подшипники еще совсем новые, то после сборки может оказаться что некоторые подшипники крутятся хуже чем остальные, или крутятся с трудом. Эта проблема разрешится сама собой во время эксплуатации подшипников, беспокоиться об этом не нужно.

10. Смазка подшипников

После того как все подшипники собраны, можно приступать к их смазке. Для этого воспользуемся заранее приготовленным нами шприцемБерем один за одним подшипники и капаем из шприца на каждый шарик по одной капле масла. Масла не должно быть слишком мало, но и не должно быть слишком много. Идеально - это одна добрая капля масла, примерно как на этом видео:

Катаясь на роликах с почищенными подшипниками я получаю гораздо больше удовольствия и достигаю лучших результатов в катании.

Чего и вам желаю.

Приятного катания =)

Лонгборда, которые требуют регулярного ухода. Своевременная забота о подшипниках позволит увеличить срок их эксплуатации и избежать преждевременного износа. В этой статье мы расскажем Вам, какие признаки указывают на то, что лонгбордические подшипники пора почистить и смазывать, и как это сделать.

Подшипники — залог хорошей скорости и наката

Подшипники лонгборда, а также скейтборда, роликов, самокатов и других спортивных снарядов на колесиках — основа скоростных характеристик и возможности наката. Эти маленькие металлические штучки принимают на себя колоссальную нагрузку.

Несмотря на то, что защитному механизму (пылезащитникам, смазке) в подшипнике добросовестные производители уделяют большое внимание, он все равно остается уязвим к таким внешним факторам, как влага и песок: попадая внутрь, они приводят к износу всей конструкции. Подшипники лонгборда начинают скрежетать и греметь, а при попадании влаги смазка перестает выполнять свои функции, так как при соединении с водой она меняет свою консистенцию.

Как понять, что подшипники лонгборда в критическом состоянии?

Даже райдер-новичок сможет сразу заметить, что подшипники требуют экстренной помощи. Лонгборд плохо едет? Быстро теряет разгон? Слышится характерный треск/хруст/стук? Тогда нужно немедленно предпринять меры. Как? — Расскажем далее. Мы настоятельно не рекомендуем доводить подшипники до такого состояния, так как не всегда удается их спасти. Нужно регулярно проводить «профилактику»: чистить и смазывать подшипники. Помните! Даже подшипники с водоотталкивающей смазкой не рассчитаны на катание по лужам. Если Вы случайно попали в дождь, по возвращению домой необходимо принять меры.

Как ухаживать за подшипниками лонгборда: 3 простых шага

Для того чтобы правильно почистить и смазать подшипники лонгборда, нужно разобраться в их конструкции.

Теперь, когда Вы понимаете, как все устроено, перейдем непосредственно к уходу. Существует множество способов чистки, но мы остановимся на одном, самом простом и действенном, на наш взгляд.

1шаг:

Тщательно разберите подшипники. Внимание! Если этого не сделать и воспользоваться различным вымачиванием или варкой без разбора, то грязь и влага никуда не денутся, и это никак не поможет подшипникам.

Перед разбором важно понять, к какому типу принадлежат Ваши подшипники: разборные или нет?

Как отличить? Разборные модели дополнены стопорным кольцом (См. схему "Из чего состоит подшипник лонгборда"). Даже если Ваши подшипники принадлежат к другому типу: их все равно можно разобрать, только немного по-другому.

Разборные:

Итак, у Вас разборные подшипники. Значит, все просто. Сначала, удалите грязь и хорошо протрите наружную поверхность подшипников. Теперь, тонкой палочкой, например, булавкой, отогните стопорное кольцо. После Вы сможете без труда извлечь пыльник.

Неразборные:

В неразборных подшипниках отсутствует стопорное кольцо. А пыльник более плотно установлен. Поэтому для его извлечения необходимо сделать следующее: возьмите нож с тонким лезвием и подцепите пыльник со стороны малого кольца. Аккуратно! Не вводите нож слишком глубоко, Вы можете повредить сепаратор. И постепенно вскрывайте подшипник по кругу. Готово!

2 шаг: чистка

Чистка подшипников заключается в их вымачивании в специальных растворах, например, Уайт Спирите или бензине. Мы рекомендуем выбрать первый вариант. Стоит раствор недорого и продается в любом строительном магазине.

Нам необходим закрывающийся контейнер, в который можно налить Уайт Спирит и погрузить подшипники на некоторое время. Также желательно интенсивно их потрясти в растворе. Не забудьте проветрить помещение! Оставим на какое-то время, например, на час.

3 шаг: смазка

Когда наш раствор удалил старую смазку и грязь из подшипника, необходимо смазать их заново. Хорошие производители дополняют комплекты подшипников смазкой. Если смазка в комплекте не идет, можно приобрести ее в специализированном магазине.

Существуют два вида смазок: жидкие и пластичные. Рекомендуем отдавать предпочтение второму варианту — так как такая смазка держится дольше жидких вариантов. Если Вы все же используете жидкую смазку, то добавляйте ее после каждых 70-110 км обкатки.

Равномерно нанесите смазку внутрь подшипника.

Готово! Осталось собрать разборный подшипник обратно. А неразборный — установить открытой стороной внутрь колеса.

Придерживаясь этой простой схемы, Вы увеличите срок эксплуатации лонгбордических подшипников и скоростные характеристики Вашего лонгборда.

Если у Вас остались вопросы — задавайте их в комментариях.

Чтобы испытывать высокий уровень комфорта при катании , нужно регулярно осматривать их на наличие повреждений. Особого внимания требуют колёса и подшипники. Для колёс достаточно время от времени переставлять их местами для равномерного стирания. А вот подшипники для роликов требуют регулярного техосмотра, ведь при постоянном катании они подвержены загрязнению и появлению ржавчины. Это чревато резким снижением их характеристик, неприятным треском и скрипом.

Для безопасного катания необходимо осматривать роликовые коньки на наличие повреждений

Особое внимание стоит уделять своей экипировке роллерам, которые практикуют слалом и спидскейтинг. Подшипники для их роликов имеют очень малые допуски и могут выйти из строя очень и очень быстро. И порой достать им замену не так уж легко. Потому стоит рассмотреть методы продления срока их жизни.

Подготавливаем всё необходимое

Перед началом чистки от грязи и ржавчины стоит собрать комплект необходимых вещей: клеёнку или газету, добротное острое шило, немного стирального порошка, пластиковую банку с крышкой (небольших размеров), шприц с толстой иглой, смазку и хороший кусок ваты. Отдельно стоит поговорить об используемой смазке.

Интернет переполнен хвалебными песнями о том, что лучше Литола для этих целей ничего не найти, но это довольно спорный вопрос. Литол является густой смазкой и идеально подходит для тех, кто не хочет постоянно осматривать свои роликовые коньки. Использование густых смазочных материалов имеет одну очень неприятную особенность - очень долгое время разработки и, по началу, высокое сопротивление качению. И выходит так, что пока оно приработается - подшипник снова весь в грязи.

Жидкие смазки можно купить в специальных спортивных магазинах за баснословные деньги. Но альтернатива дорогому удовольствию существует - это трансмиссионные машинные масла, которыми располагает любой владелец автомобиля, и потому достать их не составляет никакого труда. На крайний случай можно купить самое дешёвое минеральное масло. Но будьте внимательны, нужно использовать именно трансмиссионные масла, моторные не подойдут из-за слишком жидкой консистенции.

При проведении немалого количества опытов с различными смазками установлено, что, вопреки всеобщему мнению, подшипники для роликов лучше всего работают именно с жидкой смазкой. Чем же она хороша? А тем, что правильно работает с начала использования, так как не требует прогрева. Но тут у неё есть особенность - при нагреве жидкотекучесть её увеличивается и она может вытечь, если подшипник не снабжён сальником.

Не стоит путать сальники и пыльники, ведь задача первых - удержать смазку внутри узла, а вторых - защищать механизм от наружной пыли и грязи. К сожалению, сальники зачастую оказываются одноразовыми деталями, в то время как пыльники можно при удаче прочищать и ставить не один десяток раз.

Начало разборки роликов

Начать стоит со снятия колёсиков. Для этого используются специальные ключи, которые обычно входят в комплект вместе . Если вышло так, что их в комплекте нет, то стоит пройтись в ближайший автомобильный магазин и попросить ключ типа вороток - головка - бита соответствующего размера (в основном это 4 мм). Только не берите дешёвые Г-образные ключи, они очень быстро ломаются.

Извлекаем подшипники

Ролики производят множество компаний, и практически каждая создаёт свои конструкции рамы роликов. От этого зависит, какие оси и втулки устанавливаются и какой способ снятия подшипников нужно будет использовать - выдавливание или вытаскивание.

Наиболее часто встречается вариант вытаскивания, потому рассмотрим его. Внутри колеса располагаются подшипники, между которыми находятся втулки. Нужно наметить, какой подшипник вытаскивать первым, взять ключ и воротком аккуратно расшатать его и вытянуть. Вытряхиваем втулку и извлекаем второй подшипник (тут уже можно его выдавить). Втулки же нужно протереть и отложить в сторону.

Чистим раму и колёсики

Так как причиной профилактики являлась грязь, то нужно уделить время для очистки извлечённых колёсиков и самой рамы от ржавчины. Колёсики сильно уж драить не нужно, вскоре они снова будут в дорожной пыли, но промыть с мылом нужно обязательно.

Тщательно вымыв, колёсики стоит выложить кругом, закинув одно на другое. За то время, пока вы переберёте остальные части и смажете подшипники для роликов - они успеют высохнуть. Причём если сложить их стопочкой или просто разложить - они будут сохнуть намного дольше.

Разбираем подшипники

Для начала нужно снять пыльники, которые, что видно из названия, защищают подшипники от грязи и пыли. Конструкция их очень разнообразна и лучшие из них прорезиненные, хотя чаще всего встречаются простые металлические без резиновых вставок.

Берём в руки шило и легонько поддеваем его, стараясь не повредить. В нормальных конструкциях подшипников он один и для снятия не нужно прилагать много усилий. После того как пыльники сняты - кладём их в специально заготовленную баночку.

Потом надо вынуть сепаратор. Его назначение простое - удерживать смазку внутри, разделять шарики, собирать грязь и ржавчину. Делаются они из различных материалов, некоторые из них снять невозможно, другие же извлекаются простым надавливанием пальца. Да и устанавливаются также просто.

Орудуя всё тем же шилом, сдвигаем все шарики друг к другу, что повлечёт выпадение внутреннего кольца вместе с ними. Потому важно работать над клеёнкой или газетой, дабы они не раскатились. Собираем всё и закидываем в банку.

Очищаем остальные детали от грязи

Теперь нужно отправиться в ванную и наполнить баночку с частями подшипника тёплой водой. Но перед этим стоит чем-то закрыть сливное отверстие, иначе есть риск того, что один из шариков подшипника укатится в канализацию. После этого в банку насыпается немного стирального порошка, она закрывается и взбалтывается. Порошок прекрасно «съедает» грязь и ржавчину, после чего нужно всё прополоскать водой и повторить процедуру ещё несколько раз. Идеально так вы их не очистите - но этого и не требуется.

Просушка

Далее, очень ответственная операция - время тщательной просушки всех компонентов подшипника. Делать это нужно в коробке с широкой крышкой или на газете с загнутыми краями, чтобы не растерять случайно все детали. Когда всё подготовлено, берите ватку, вынимайте их из банки и тщательно протирайте.

Очень ответственно следует подойти к дорожкам качения внутреннего и внешнего кольца. Их нужно вычистить досуха, убрав всю оставшуюся грязь. Ворсинки, оставшиеся после ваты, можно с них просто сдуть. Пыльники просушить нужно всего с одной стороны - внутренней. А вот сепараторы нужно протереть полностью, очистив каждый паз от ржавчины. Последними к вам в руки попадут шарики. Удалить влагу с них очень просто - аккуратно высыпьте их на газетку и прокатайте ладонью. А теперь нужно как можно быстрее собрать и смазать весь узел.

Сборка подшипников

При сборке частей подшипника воедино вам не нужно торопиться, чтобы не потерять шарики. А собирать подшипники нужно так, чтобы пазы на внешних и внутренних кольцах были с одной стороны. В эти пазы впоследствии будет вставляться пыльник.

Итак, вам нужно взять внешнее кольцо, положить его на ровную поверхность и засыпать в него шарики. Потом в центр устанавливается кольцо внутреннее и один из шариков передвигается при помощи шила по дорожке качения в противоположную от других сторону, для того чтобы зафиксировать внутреннее кольцо во внешнем.

Кстати, существует такое явление на ещё новых подшипниках - после сборки некоторые шарики могут крутиться хуже, чем другие. Если вы заметили такое - не беспокойтесь, это вскоре пройдёт.

Смазка

Собрав все подшипники, нужно как можно скорее их смазать. Вот тут вам и пригодится заготовленный шприц. В него нужно набрать масло, причём сделать это можно двумя способами: либо классически через иглу, которую некоторые советуют сломать для более активного набора жидкости, либо вытянуть поршень и залить масло с иного конца. В общем, выбирайте, как вам будет удобно.

Далее, вам нужно взять подшипник и проделать с ним следующую операцию - на каждый шарик капнуть по одной капле смазки. После того как все подшипники смазаны - надеваем пыльники и на этом чистка подшипников от ржавчины и пыли заканчивается.

Обязательно прокрутите подшипник, чтобы равномерно распределить смазку внутри подшипников, и вставляйте их внутрь колёсиков роликов. Теперь можно прокутить колёсики и облегчённо вздохнуть. Всё готово для новых поездок.

Заключение

Для того чтобы прочистить от ржавчины подшипники этим методом, у вас уйдёт в среднем несколько часов при первой прочистке. Когда набьёте руку, то сможете выполнять профилактику минут за 45, что при регулярном проведении даст вам возможность получить от катания намного больше удовольствия, ведь ваша скорость увеличится в среднем наполовину.



  • Разделы сайта