Брюс ли дао джит кун до. Рекомендации по изучению данного раздела

Брюс Ли – величайший мастер боевых искусств, актер, философ, сценарист – многогранная выдающаяся личность, для которого не было предела совершенству. Spike TV – американский кабельный канал показал увлекательный документальный фильм «Я Брюс Ли» об этом исключительном человеке.

Статья, представляющая советы от великого Мастера по достижению успехов в тренировках, будет полезна всем, кто решил что-то изменить в своей жизни, кто не рассматривает действительность как данность, кто настроен стать более дисциплинированным и открытым. Семь уроков Брюса Ли расскажут, как стать чище и свободнее, как полюбить жизнь.

В век интернета и новейших технологий на нас обрушивается огромное количество информации о различных технологиях по совершенствованию и развитию человека, его физической формы. В статьях о тренировочных программах, системах питания, различных тренингах и тестах много противоречивой и неоднозначной информации, в которой трудно найти что-то полезное для себя. Однако для тех, кто разбирается в вопросах, которые касаются совершенствования тела человека, все чаще встает вопрос, как увеличить эффект от упражнений и тренировок. Несмотря на огромный выбор предлагаемых программ и методик, часто противоречащих друг другу, каждый старается подобрать для себя оптимальный вариант, опираясь на собственные ощущения, знания и доступную информацию.

Наличие огромного количества методик и программ по этой теме, приводит к тому, что человек теряет уверенность в своих силах, становится уязвимым и нерешительным, снижается его самооценка. Трудно реально оценить события и поступки, если ты не уверен в себе и в своих возможностях. Познакомившись с некоторыми технологиями тренировок, оценив их действенность и полезность на своем опыте, хочется доказать всем вокруг, что твой путь – самый верный. Мнения, не совпадающие с нашей точкой зрения на выбранную программу тренировок, желание людей идти другим путем – все это вызывает непонимание и неуверенность.

Не отсутствие технических знаний о тренировочных курсах по совершенствованию тела приводит к сомнениям, а неумение философски подойти к пониманию обыденного, изменить отношение к событиям и к самому себе.

Семь уроков от Брюса Ли пригодятся каждому, кто хочет приблизиться к совершенству. Они применимы в любой сфере нашей жизни, так как речь идет не просто о физических тренировках и фитнесе, а о связи философских соображений Брюса Ли с современными тренировками и боевыми искусствами.

Проблемы, которыми занимался Брюс Ли, существовавшие 30-40 лет назад, актуальны и сейчас. Современная индустрия фитнеса и бодибилдинга сталкивается с теми же трудностями, что и тогда. Брюс Ли был великим мастером боевых искусств, и ему удалось создать свою собственную философскую систему, результаты которой трудно переоценить.

Это программа на все времена, и чтобы лучше понять ее смысл в применении к современным программам по совершенствованию тела человека, необходимо термины, которые использовал Брюс Ли, заменять выражениями, применимыми в современном фитнесе.

Например, битва – это тренировка, инструктор – тренер, стиль борьбы – это стиль тренировки, противник – это клиент, боевые искусства – это фитнес тренировки, Джит Кун До – смешанная тренировка и т.д. Если пользоваться современными терминами при ознакомлении с рекомендациями от Брюса Ли, можно постичь всю правоту и глубину его суждений, заключенных в семи уроках по совершенствованию физической формы человека.

Урок №1. Нет совершенных стилей и систем. Стиль «отсутствие стиля» — путь к достижению высоких результатов.

«Чтобы привлечь больше последователей, обычно принимаются определенные стандарты проведения тренировок, которые должны неукоснительно выполняться. Однако совсем не обязательно создавать большое разветвленное сообщество последователей, с усердием следующих правилам установленной системы. При такой организации занятий, можно стать заложником систематизированных тренировок и неукоснительных правил. Очень часто стандартные классические методы замедляют, сдерживают развитие в спорте. Те, кто занимается по таким четко определенным программам, практикуя однообразные упражнения, лишают себя движения вперед, часто оказываясь в тупике».

«Каждый стиль имеет свою собственную идею, поэтому применение определенного стиля часто разделяет людей. Однажды принятое направление в тренировках потом сложно изменить и принять что-то новое. Поэтому, если у вас нет стиля, значит, вы свободны в своем выборе, и можете сами решать, как выразить себя более полно. Стиль – это остановка, кристаллизация, а человек должен меняться и расти постоянно».

«Нельзя отрицать, что существуют стили тренировок, которые могут претендовать на признание, в некоторых из них есть полнота, здравый смысл и идея».

«Рассуждать кто лучше, а кто хуже, кто ошибается, а кто нет – не стоит».

«Самый высокий стиль техники – отсутствие техники. В тренировках не может существовать единственный метод. Однако должно быть глубокое понимание того, что и для чего делается».

Урок №2. Джит Кун До или смешанная тренировка – не специальный стиль, а самостоятельная теория тренировки.

«Джит Кун До – это не «новый стиль», подчиняющийся определенным стандартам, имеющий кардинальные отличия от другого метода тренировок. Нет. Для тех кто пользуется философией Джит Кун До есть надежда освободиться от подражания какому либо образцу и шаблону. Необходимо не забывать, что Джит Кун До – это не организация с вступающими в нее членами, а особый мир со свободным сознанием, мир, который можно сравнить с зеркалом, в котором отражаемся мы сами».

«Если занимающийся Джит Кун До спортсмен утверждает, что то, чем он увлечен и есть истинное Джит Кун До, он не до конца понимает концепцию этой философии. Его сознание до сих пор не освободилось от шаблонов и рамок. Он ограничен в выборе, и скорее всего еще не понял простого факта, что для истины не существует никаких стандартов и границ. Шаблоны, накопленные знания, признанные образцы не являются исключительной истиной в последней инстанции».

«Джит Кун До — это просто название. Назначение этой теории можно сравнить с лодкой, переправляющей человека на другой берег реки. Очутившись на другой стороне, оставьте лодку, она уже выполнила свое назначение, не тащите ее с собой, идите дальше налегке, стремясь только вперед».

Урок № 3. Только чуткий, наблюдательный человек может стать лучшим тренером, который считается с индивидуальностью спортсмена.

«Одно из основных правил хорошего тренера – постоянно меняться и приспосабливаться к индивидуальным качествам спортсмена. Знающий тренер не будет останавливаться на стандартной программе тренировок».

«Не стоит навязывать ученику программу, которая нравится тренеру. Настоящий учитель всегда направит ученика на путь познания самого себя, укажет на недостатки и слабые места».

«Можно очень скоро потерять свободу самовыражения, если заниматься по раз и навсегда принятым правилам тренировки. Этот путь ведет к остановке в развитии, к снижению результатов. Необходимо осознавать, что бой (тренировка) должен меняться в зависимости от ситуации, не привязываясь к личным вкусам и предпочтениям. Если этого нет, то очень скоро для спортсмена наступит разочарование в выбранной программе тренировки, вследствие чего результаты занятий будут неэффективными».

«Происходящее вокруг станет понятным, смысл вещей раскроется сам собой, если человек обладает внутренней гибкостью».

«Во время боя необходимо следовать правилу: ваши действия в бою должны стать тенью движений соперника. В то же время, ответ на выпады противника не должен быть шаблонным, заготовленным. Техника вашего боя создается как следствие техники соперника, каждое движение – это результат его движения. Поэтому нужна светлая голова, быстрая реакция и хорошая физическая форма».

Урок № 4. Правильный путь — всегда самый прямой и простой.

«В Джит Кун До высшей степенью совершенства является стремление к самому простому. Через понимание этой мысли приходит ясность о том, что необходимо больше тратить, а не хранить».

«Скульптор, создавая свой шедевр, отсекает от глыбы все лишнее. И только тогда, когда мастер убрал весь лишний материал, взору открывается произведение искусства. Так и в Джит Кун До идея состоит в том, чтобы отсечь все ненужное, несущественное».

«Самый правильный путь – простой путь. Нет никакой гарантии, что традиционные классические методы тренировки приведут к победному результату. Верный путь к успеху – эффективность».

Урок № 5. Напряженные тренировки не могут гарантировать спортивные успехи.

« Научиться , стоя на берегу – невозможно».

«Стоит помнить, что даже самые изнурительные тренировки и упражнения не смогут принести успеха. Конечная цель каждого, кто занимается борьбой – это реальная схватка, а тренировочный процесс – это лишь подготовка к спаррингу».

Урок № 6. Несложно научиться правильно двигаться, но не стоит ограничивать себя жесткими рамками.

«К каждому необходимо найти индивидуальный подход, только так можно научить человека действовать правильно. Это означает, что самой продуктивной будет та техника тренировок, к которому имеется склонность. Нужно выявить конкретные способности каждого и продолжать развивать их в заданном направлении».

«Большинство тренировочных программ есть не что иное как однообразное повторение определенных движений. В конце концов, при таком подходе быстро теряется индивидуальность человека».

Урок №7. Оставайтесь собой. Не стоит превращать обучение в подражание.

«Вам дана жизнь не для того чтобы оправдать чьи-то надежды и мечты, так же как и я здесь не затем, чтобы гарантировать исполнение ваших ожиданий».

«Запас знаний, накопленный в боевых искусствах (тренировках) в действительности означает самопознание».

Заключение.

Философия Брюса Ли, оставленная нам в наследство, помогает по-новому посмотреть на этот мир. Она учит ценить самое главное, не замечая мелкого вокруг. Открывший ее для себя, со временем начинает понимать важность многих вещей. Такой человек не станет вступать в напрасные споры о пользе конкретных тренировочных программ, он научится чувствовать сам, какой путь сможет принести пользу именно ему. Философия Брюса Ли – спокойное восприятие мира, понимание того, зачем мы здесь, кто мы и что делаем на этой земле.

Поединок Брюса ли с Чаком Норрисом

Стиль восточных боевых искусств Джит Кун был создан Брюсом Ли. Его название переводится как «путь опережающего кулака». На данный момент это достаточно популярный вид боевых искусств, его преподают почти во всем мире.

Брюс Ли предпочитал называть Джит Кун-До методом (ведения боя), а не стилем боевых искусств. По его мнению, этот метод можно использовать в любом другом виде единоборств. Первоначально он был предназначен для самообороны, например, в драке на улице. Техника боя Джит Кун-До включает в себя многие виды единоборств: Тай чи. Кунг-фу, Джиу-джитсу, филиппинский и английский бокс. Этот метод обобщает разные стили и техники, извлекает из каждого стиля самые стремительные и наиболее действенные удары. При этом у обучаемого формируется собственная философия, основывающаяся на стремлении к разумному (это роднит Джит Кун-До с Кунг-Фу). Используя элементы различных единоборств, Брюс Ли совершенствовал их, правильно сочетая и максимально упрощая некоторые из техник.

Создавая этот метод Брюс Ли считал, что в любом бое наиболее важны уверенность, совершенство навыков и точность расчета. При этом он старался свести к минимуму количество используемых движений и затрачиваемой энергии – Джит Кун-До предполагает правильное использование имеющейся физической силы без особых затрат времени на «накачивание». Тем самым методика Брюса Ли даже на самых ранних этапах постижения прекрасно противостоит любой бездумно применяемой грубой силе, что актуально при нападении на улице или во время массовой драки.

История Джит Кун-До :

Джит Кун-До получило распространение и популярность в мире благодаря известному последователю Брюса Ли – Дэну Иносанто. Он решил применять эту технику для усовершенствования освоенной им техники филиппинской школы восточных единоборств «Кали». Это единоборство представляет собой поединок с использованием одной или двух палок (прим. автора: такие палки обычно делались из бамбука – прочного и лёгкого материала), ножей или других попавшихся под руку предметов.

Также Дэн Иносанто взял название «Джит Кун-До» для своей школы единоборств, в память о великом мастере Брюсе Ли. Помимо этого есть другие школы, которые брали за основу приемы кунг-фу, каратэ, а также других стилей. В основу большинства таких школ легла техника под названием «Вин Чун» (это одна из наиболее применяемых техник Кунг-Фу). Ещё будучи маленьким мальчиком Брюс Ли занимался «Вин Чун», желание стать сильнее и уметь защищать себя и окружающих пришло Брюсу в голову после того как он себя замечательно показал в танцах. Природная грация и уверенность ему помогли за пару недель освоить тот комплекс тренировок, на который многие ученики тратят долгие месяцы, а некоторые не достигают его никогда.

По методике Джит Кун-До, принятой институтом Кунг-Фу, в обучение стилю Джит Кун-До входят 10 учебно-технических и 10 боевых комплексов. Помимо этого применяются различные тесты на скорость, частоту, форму и силу ударов, разбивание предметов, контактный спарринг с одним или несколькими противниками. В учебные технические комплексы были заложены основные виды атакующих ударов, защитных блоков, а также туда были включены различные способы передвижений, которые призваны показать, насколько готов человек к получению соответствующей квалификации. Если рассматривать глубже, то основа Джит Кун-До стоит в правильном движении, оно стоит в основе сильных атак и в правильной защите. Собирательным формам были даны названия различных представителей животного мира: собственно говоря, сами технические действия и их взаимосвязь в учебной форме похожи на движения соответствующих животных – и названия помогают ученикам учить и по обстановке применять тот или иной комплекс.

Джит Кун До (дословно - "путь опережающего кулака") был задуман Брюсом Ли в 1967 году. В отличае от многих других боевых искусств в Джит Кун До (ДКД) не существует ни строго определенного свода правил, свойственных только этому стилю, ни набора технических приемов, которые были бы характерны только для ДКД. Он - независим, он - свободен. Вобрав в себя дух всех боевых искусств, этот стиль не стал пленником ни одного из них. Тем, кто понимает сущность ДКД, он дарит силу освобождения, становясь зеркалом их самопознания.

Многие пытались описать ДКД как оригинальный стиль с помощью привычных терминов: его называли и "кун-фу Брюса Ли", и "каратэ Брюса Ли", и "кикбоксинг БрюсаЛи", и "система уличного боя Брюса Ли"... Попытки свести ДКД к "боевому искусству Брюса Ли" показывают полное непонимание сущности этого стиля и того, чем руководствовался его создатель. Концепция ДКД просто не может ревлизоваться в рамках одной системы. Чтобы понять это, изучающий боевые искусства должен суметь подняться над однозначностью "за" и "пртив", осознав, что на самом деле на определенном уровне они не отличимы друг от друга. Понимание ДКД - интуитивное постижение этого единства. Брюс Ли говорил, что знанаие в воинских искусствах, в конечном счете, означает самопознание.

Джит Кун До - это не новый стиль кун-фу или каратэ и не видоизмененный старый, получивший новое имя. Брюс Ли не изобретал и не составлял нового стиля. Свою задачу он видел в том, чтобы освободить своих последователей от слепой зависимости от любого стиля, любых образцов или систем.

Джит Кун До - всего лишь зеркало, которое отражает изучающих его, - вот ключ к правильному подходу к обучению ДКД, но, как заметил Ли, "создавать метод борьбы - все равно что налить фунт воды в упаковочную бумагу и попытаться лепить из этого". В сущности, многие воспринимают ДКД как составной стиль военного искусства из-за его многоплановоси и эффективности. В какой-то момент схватка мастеров ДКД может напоминать тай-боксинг или винь-чун, борьбу или каратэ. Некоторые боевые приемы вызывают в памяти филиппинские эскрима и кали, а на ближней дистанции ДКД походит на северный китайский кун-фу или сават.

Джит Кун До - это стиль и "не стиль". Можно сказать, что он настолько же отстранен от существующих боевых систем, насколько внутренне связан с ними. Так как ДКД не синтезирует все используемые методы и приемы в единый стиль, некоторые считают, что он нейтрален, "аморфен". Опять-таки, относительно ДКД это и верно, и неверно.

Хороший практикующий боец ДКД руководствуется в бою только подсказкой собственной интуиции. Согласно концепции Ли, боевой стиль не должен быть подобен науке, чьи принципы и законы не могут быть нарушены нигде и никогда. Всегда существуют различия между личностями бойцов, уровнями их физической и духовной подготовки, тренированности, способности ориентироваться в окружающей обстановке, их симпатиях и антипатиях. По Брюсу, как правда - "дорога без направления", так и ДКД - не организация и не общество, в которое можно вступить. "Либо вы понимаете, либо нет - и это все", - говорил он.

Когда Брюс преподавал китайскую систему кун-фу (это было вскоре после его приезда в США), он применял общепринятые системы. Ли говорил, что тот, для кого важно количество учеников, мог бы пойти по пути создания школы или организации, но лично для себя он не видит в этом необходимости. В таких школах со все возрастающим количеством студентов были бы установлены жестко закркпленные своды обязательных правил, заменяющих индивидуальную работу со студентами. В результате большинство учащихся были бы загнаны в рамки строго определенной системы и уровень их мастерства слишком зависел бы от систематических тренировок.

Именно поэтому Ли считал целесообразным одновременное обучение немногих студентов. Такой метод требовал бы постоянного наблюдения за каждым студентом со стороны преподавателя, дабы не утратить связь "учитель - ученик". Как Ли часто говорил, "хороший учитель - словно стрелка, указывающая истину. Зная слабые места студента, учитель побуждает его к внешнему и внутреннему самоисследованию, чтобы в конце концов ученик мог достигнуть внутреннего совершенства".

Боевые искусства (впрочем, как и сама жизнь) существуют в потоке, в движении, постоянно изменяясь. Быть в русле этих изменений очень важно. И, в конечном счете, боец ДКД, говорящий, что ДКД - всего лишь боевое искусство, на самом деле не чувствует его внутренней сути. Он все еще боится войти в него, слиться с ним, пытаясь держаться за вызубренные образцы и приемы, он пленник собственной ограниченности. Такой человек не в состоянии осознать тот простой факт, что истина существует вне всех представлений или образцов. Поиск истины не может закончиться. "Джит Кун До - только имя, всего лишь лодка, на которой можно переплыть реку. На другом берегу она бесполезна, и не стоит нести ее дальше на собственной спине", - говорил Брюс.

В 1981 году ДКД преподавался только в трех местах: в филиппинской академии Кали в Торрансе, Калифорния, в Шарлотте, Северная Каролина (где Ларри Хартселл обучал нескольких избранных) и в Сиэтле, Вашингтон, под руководством Таки Кимуры. Наиболее полно ДКД изучается в Торрансе, в школе, которой руководим я и Ричард Бустилло. Преподавание ведется исходя из того,что изучающий ДКД должен получить опыт других боевых искусств. Например, в классах 1 и 2 фаз в Филиппинской Академии Кали, студенты изучают западный бокс и кик-боксинг Брюса Ли - юнь-фан.

Я глубоко убежден, что студенты должны не только усвоить технику, но и получить разнообразный опыт. Иными словами, боец каратэ, который никогда не боксировал, должен провести спарринг с боксером. Что он получит от этого опыта - зависит только от него. Согласно представлениям Брюса Ли, преподаватель не дает готовой истины, он только дает направление к истине, которую каждый студент должен найти сам.


Вот главная идея, которую Ли хотел передать своим ученикам: превыше всего то, что каждый ученик должен найти свой собственный путь к истине. Он никогда не стеснялся говорить: "Ваша истина - не моя истина, моя истина - не ваша".

У Брюса не было "общей методики", только ряд руководящих принципов, помогающих вести ученика к мастерству. Используя тренировочное снаряжение и систематический подход, ученик мог разрабатывать скорость, силу, координацию, синхронизацию, выносливость, работу ногами, отрабатывать дистанцию.

Но Джит Кун До не был для Брюса самоцелью. Это просто побочный результат его собственных занятий боевыми искусствами, его собственное средство для самораскрытия. ДКД был основой для роста его личного мастерства, его личным постижением внутренней свободы, позволяющим действовать единственным образом целесообразно и эффективно не только в бою, но и в жизни. Мы берем у жизни то, что полезно, отбрасываем бесполезное, формируя и обогащая свой неповторимый жизненный опыт. Брюс Ли всегда настраивал своих последователей на изучение дзю-до, дзю-дзюцу, айкидо, западного бокса, он советовал им исследовать китайские системы саморазвития, подобные винь-чуну, добавить к своему опыту элементы кали, эскрима, арнис, характерные особенности пенчак силат, тайского бокса, савата. Он хотел, чтобы ученик сам постигал преимущества и недостатки каждого метода.

Никакое искусство не может быть выше или ниже любого другого. Вот объективный опыт Джит Кун До: быть свободным от привязанностей, быть свободным в бою, чтобы использовать "отсутствие стиля" как стиль, "отсутствие пути" как путь, чтобы единственным ограничением стало отсутсвие любых ограничений. Не стиль, и не "не стиль" - это и есть Джит Кун До.

Говоря с точки зрения Дзэн, "в весеннем пейзаже не может быть что-то лучше или хуже. Одни цветущие ветви вырастают длинне, другие - короче".

Уникальная и эффективная система Джит Кун До (китайское — «путь опережающего кулака») была предложен в 1967 году мастером и популяризатором единоборств в кино Брюсом Ли. Данному стилю боевых искусств не характерны ни строгий свод правил, ни определенный набор технических приемов.

Сам основатель называл Джит Кун До (англ. Jeet Kune Do) не «стилем» боевых искусств, а именно «методом», так как, согласно философии Брюса Ли, этот метод можно применять в любом виде единоборств.

Видео: «Золотой дракон» — Джит Кун До, урок первый

По мнению Брюса Ли, Джит Кун До являлся вовсе не новым стилем каратэ или Кунг-фу и не видоизмененным старым, которому дали новое название. Свою задачу Брюс Ли видел лишь в том, чтобы освободить от слепой зависимости своих последователей от любого стиля, любых систем или образцов. Он решил создать этот метод после профессионального овладения Вин Чун, Джиу-джитсу, Кунг-фу и боксом, совместив в нём все элементы данных стилей. В Джит Кун До почти отсутствуют прямолинейные удары. При атаке удары наносятся только после совершения обманного движения или после контратаки.

Скорость ударов Брюса Ли не позволяла их снимать на камеру, поэтому во время съемок он намеренно бил медленнее

Брюс Ли (настоящее имя Ли Джан Фен) родился 27 ноября 1940 года в городе Сан-Франциско штата Калифорния в семье актрисы и оперного певца. Впервые снялся в фильме в возрасте трех месяцев. В 6 лет сыграл главную роль в фильме «Зарождение человечества». Большую часть жизни прожил в Гонконге. Окончил университет в Вашингтоне по специальности философия. Там же познакомился со своей будущей женой Линдой Эмери. В 1965 году у него родился сын. Создал собственную школу боевых искусств, где тренировал своих учеников, и которую впоследствии назвал «Джит Кун До». На протяжении всей своей жизни активно снимался в фильмах и к концу 1972 года стал звездой кинематографа. Основал собственную кинокомпанию и успел выпустить свою первую картину «Путь Дракона». Но всего за один месяц до выхода премьеры фильма Брюс Ли скоропостижно скончался в возрасте 32 лет от отека головного мозга.

Спарринг в Джит Кун До

В процессе преподавания в собственной школе Брюс Ли считал целесообразным одновременно обучать только нескольких студентов. Такой метод давал возможность постоянно наблюдать за каждым студентом, чтобы не утратить связи учителя с учеником и помочь развитию их внутренних способностей. Он также считал, что настоящий боец Джит Кун До это тот, кто понимает всю сущность данного метода, и только такие люди смогут постичь силу освобождения, становясь при этом зеркалом самопознания. Лучший практикующий боец всегда должен руководствоваться в бою только собственной интуицией. Согласно учениям Ли, боевой стиль никогда не должен быть схож с наукой, в которой существуют строгие законы и принципы, и они никогда не могут быть нарушены. Среди бойцов всегда имеются различия между их личностями, уровнями их тренированности, физической и духовной подготовки, способности ориентироваться в любой обстановке, а также их симпатиях и неприязнях.

Брюс Ли с маленьким сыном Брэндон Ли за 25 лет до его гибели

Джит Кун До вначале был предназначен для успешной самозащиты в уличных драках. В технике боя данного метода встречаются английский и филиппинский боксы, а также такие стили восточных единоборств, как Джиу-джитсу, Кунг-фу, Тай чи с обобщенным использованием всех техник, но со своей отдельной спецификой. К примеру, из поединка Кунг-фу Брюс Ли убрал все стандартные варианты ответов и контратак, а также «твёрдые» защитные стойки, но сохранил все блоки и перехваты, ударные техники, только с их упрощенным использованием.

Юные бойцы Джит Кун До на открытом чемпионате г. Тулы

У Брюса Ли не было общей методики преподавания, он использовал только руководящие принципы, которые помогали бы ему вести ученика к высшему уровню мастерства. Постоянно используя в ходе тренировок спортивное снаряжение и индивидуальный подход, ученик был способен разработать силу удара, скорость, координацию, а также работу ногами и сильную выносливость. Джит Кун До не был для Брюса конечной целью. Данный метод являлся побочным результатом его личных занятий боевыми искусствами и служил основой для роста уровня мастерства. В 80-х гг. Джит Кун До преподавали только в трех заведениях: в Филиппинской Академии в Кали штата Торранс, в Шарлоте штата Северная Каролина и в Сиэтле штата Вашингтон.

Сдача на пояс Джит Кун До в России, 2013 год

Наиболее полное обучение велось в Филиппинской Академии, где кроме изучения Джит Кун До, студенты также получали опыт и других боевых искусств: западный бокс, кикбоксинг, дзюдо и др. Сейчас этот метод популярен во всем мире благодаря ученику Брюса Ли Дэну Иносанто. Он является продолжателем идеи Брюса Ли в Академии единоборств Филиппин - Кали, где во время поединка применяются одна или две деревянные палки, нож или какой-нибудь другой предмет, который оказался под рукой. В других школах Джит Кун До филиппинские техники не используются, а применяют технику карате, Вин Чун, Кунг-фу и многих других стилей. В программу изучения метода Джит Кун До входит 10 учебных и столько же боевых комплексов, а также всевозможные тесты для определения и улучшения силы и частоты ударов, скорости, разбивание различных предметов, поединки с одним и несколькими соперниками.

Представляем перевод из книги Пола Боумана (Paul Bowman) «За Брюсом Ли: преследуя дракона в кино, философии и популярной культуре» (2013).

Джит Кун До - одновременно и боевое искусство, и набор принципов, которые разработал Брюс Ли. Это результат его оценки различных стилей боевых единоборств (с которыми он познакомился в США), собственных исследований, экспериментов и инноваций.

Джит Кун До считается главным предшественником таких стилей как «американское фристайл карате», «абсолютный бойцовский чемпионат» (UFC) и «смешанных единоборств» (MMA).

Существует огромное количество текстов написанных о Джит Кун До разной (действительно, очень разной) степени достоверности и точности. Относительно надёжными источниками можно считать тексты по истории, развитию стиля, его философии и концепций, написанные первым поколением учеников Брюса Ли и Таку Кимура (Taku Kimura). К сожалению, другие содержательные работы, такие как неоднократно издававшиеся книги Джона Литтла (John Litte), как правило, склонны к агиографии или героизации Брюса Ли.

Нас, однако, должна интересовать, прежде всего, техника Джит Кун До, поскольку сам Брюс Ли считал своей главной задачей именно разработку практически полезной и эффективной техники боя и тренировок. По мнению Ли, формы и реализация Джит Кун До будут для каждого человека своими, но теоретические принципы, на которых основаны тренировки и техники боя, будут неизменными.

Термин "Джит Кун До" впервые появляется в записках Брюса Ли в 1967 году, однако Иносанто, друг и ученик Брюса Ли, утверждает, что Брюс принял решение называть этим термином тот стиль боевых искусств, которые они практиковали, лишь в 1968 году. По словам Иносанто, Брюса вдохновила техника европейского фехтования «контратака на сближение» (stop hit), которую он считал «высочайшим и самым экономным движением перехвата». Брюс настолько высоко оценивал эту технику, поскольку она сочетает в одном экономном движении блок-перехват / нейтрализацию (jeet) и атаку (kune). Иносанто поясняет, что «контратака на сближение с противником» - это движение, которое не «распадается» на блок и удар, а оба действия выполняются в одно движение. То есть атаку останавливают не с помощью блока, а с помощью блока, который одновременно является ударом, движение «разработано для того чтобы нанести удар посреди атаки противника». По словам Иносанто, Ли переложил эту технику на китайские термины «джит» и «кун», добавив к ним суффикс «до» для определения боевого искусства или пути боевого искусства. Таким образом, буквальное значение «Джит Кун До» - это «путь контратаки» или «перехвати-ударь-путь» [в русских переводах принято говорить о «Пути опережающего кулака»].

До этого «крещения» (то есть прежде чем начать использовать имя «Джит Кун До» для обозначения техники и своего боевого искусства), Ли практиковал смешение различных техник, которые он назвал Джун Фан Кунг Фу (Jun Fan Gung Fu). Этот стиль не был основан на одном определённом стиле или боевой системы: он включал в себя техники, позаимствованные из разных стилей. Среди них Иносанто называет Танланцюань (стиль Богомола) Севера и Юга Китая, Цайлифо, Коготь Орла, Хунгар, тайский бокс, классический западный бокс, дюздо, джиу-джитсу, а также «несколько стилей северокитайского кунг-фу». Тем не менее, Иносанто признает, что "очевидно", основой стиля был Вин Чун, все остальные техники добавлялись к этому «ядру».

Джун Фан, а затем Джит Кун До позаимствовали напрямую из Вин Чуна «принцип центральной линии», дающий преимущество актакующему по центральной линии, принцип одновременной атаки и нападения, прямые удары, подавляющее движение на противника, а также технику «липких рук» (китайское chi sau) для развития чувств. Однако Ли модифицировал стойки и движения Вин Чун (они, в основном более компактные и рассчитаны на ближнюю дистанцию), с тем чтобы добавиться полной «текучести» в бою и одновременно экономичности движений при бое на любой дистанции. Для этого Ли экспериментировал с техниками, стойками и позициями ног из европейского фехтования, в котором боец в прямом смысле слова «выставляет вперёд» свою самую сильную руку и ногу. Ли предложил чтобы для правши основная стойка была правосторонняя, а не левосторонняя (как в традиционном боксе), самое сильное оружие (правая рука) должна быть впереди не просто для того чтобы нанести джеб, но чтобы отправить противника в нокаут.

Памятник Брюсу Ли в Гонконге

Брюс также не устраивало то, что в большинстве боевых единоборств любая последовательность действий требует более одного движения, поэтому он разработал стойку, из которой можно было нанести любой удар передней ногой без какой либо дополнительной подготовки. Так появилась знаменитая стойка Брюса Ли, запечатлённая на многочисленных плакатах, а также в статуе на Галерее Звёзд в Гонконге: большая часть веса тела приходится на заднюю ногу, передняя нога слегка приподнята и готова нанести любой удар; задняя рука находится преимущественно в оборонительном положении (высоко поднята и достаточно близко к лицу и голове), а ведущая рука расслаблена и находится ниже, чтобы нанести один из множества возможных молниеносных ударов - типичный для Брюса удар пальцами в глаза.

Если, разрабатывая Джит Кун До, «стиль без стиля» Ли пришёл к этой вполне определённой стойки, но налицо парадокс. Ведь сам Ли постоянно говорил о том чтобы выйти за рамки единого стиля и его ограничений Он говорил о том, что не изобрёл «новый стиль», сочетающий в себе черты других стилей или модифицирующий их, а разработал «метод» или «концепцию». «Я хочу освободить своих последователей от привязанности к стилям, техникам и формам», - писал он.

Иносанто отмечает, что впоследствии Ли "стал жалеть о том, что вообще придумал термин Джит Кун До, поскольку он чувствовал, что это тоже ограничение. Ведь в соответствии с его концепцией, «если вы понимаете основы боя, для вас нет такого понятия как стиль».

Иносанто, которому сам Ли дал право преподавать стиль, ещё больше усложнил парадокс, добавив к стилю слово «концепция». Иносанто всегда говорит и пишет только о «концепции Джит Кун До». Он обращает внимание на то, что в отличие от названий других стилей - с их традиционными формами, принципами тренировок, приёмами, ката и так далее - Джит Кун До был разработан как направляющий принцип, а не фиксированная форма. Занимая позицию, которая подразумевает возможность развития стиля, Иносанто, наряду с Ричардом Бустилло (Richard Bustillo) и Ларри Хартселлом (Larry Hartsell), противопоставляет себя другим ученикам Брюса Ли, таким как Таку Кимура (Taku Kimura), Джеймс Ли (James Lee), Джерри Потит (Jerry Poteet) и , которые пытаются сохранить «изначальную форму» Джит Кун До. Можно сказать, что последователи «концепции Джит Кун До» следуют духу инновации, в то время как последователи «изначальной формы» пытаются сохранять стиль таким, каким создал его Брюс Ли.



  • Разделы сайта