Анатолий Зенченко: «Йога – это способ тренировать мозги с помощью тела. Урок сурья-намаскар с анатолием зенченко

Победитель чемпионата мира украинец занялся йогой только потому, что чувствовал себя никому не нужным и хотел достичь просветления

Совсем недавно украинская сборная йогов вернулась с чемпионата мира. Первый раз команда наших мастеров отправилась на подобное соревнование, в котором принимали участие 70 стран мира, и сразу же добилась оглушительного успеха -- в общем зачете заняла второе место, уступив первенство лишь индийцам. Ну а киевлянин Анатолий Зенченко, завоевав золотую медаль в артистик-йоге, обошел даже величайших мастеров из Индии -- страны-прародительницы йоги, где будущих чемпионов готовят с пеленок… Впрочем, это не первая его медаль.

«Мои сверстники считали меня придурком»

Толя, с десяти лет ты занимался каратэ, научился бить мальчишек. А йогом-то зачем стал?

Чего-то не хватало, а чего, словами не передать. Какого-то внутреннего развития. Боевое искусство -- это наука выживать. А после того, как ты научился выживать, надо научиться жить. Цель же набить кому-то морду предо мной не стояла никогда. До каратэ я занимался вольной борьбой и вообще был хоть маленьким, но сильным.

А без йоги развиваться никак нельзя было? Скажем, книжки читать…

Все это было. И книжки читал. Но в книжках не было техник. Писатель рассказывает, как это классно, когда ты чего-то достиг. А в йоге были голые техники (то есть системы упражнений. -- Авт.) И через год после того, как я стал заниматься йогой, всплыла куча моих глубоко запрятанных страхов…

Каких, например?

Например, что я не так выгляжу. Люди смотрят и считают меня идиотом.

Комплексовал из-за маленького роста?

Наверное. Но какая разница, как выглядишь, если это не мешает быть счастливым? Занимаясь йогой, я стал свободнее -- перестал тратить силы на то, чтобы выглядеть, как все. Я ведь из Чернигова. Мои сверстники считали меня придурком. В подворотне с ними не сижу, водку не трескаю. В свои пятнадцать общался с двадцатипятилетними.

Ты был умным мальчиком…

Да, но не таким, как все. И меня это напрягало. Сначала я хотел подстроиться под других. А потом настало время, когда смог себе позволить быть не таким… Избавился от страха…

У тебя был учитель?

В Доме пионеров он вел кружок рисования. Ему было под сорок, и зарабатывал он копейки. Но мог по полдня дома практиковать йогу. Это был уникальный человек: кого-то он учил рисованию, кого-то -- каратэ, меня -- йоге. А кому-то просто давал читать книги, того же «Маленького принца» Экзюпери.

За таким человеком просто обязано было следить КГБ…

Думаю, он состоял на учете. Как все йоги. Учитель рассказывал, что ему приходилось зарывать в огороде книги, чтобы гэбэшники не нашли их при обыске.

Родители за тебя не боялись?

Ну, они знали, что я не пиво в подворотне пью. Но какая-то неопределенность была. Всего пару лет назад мама мне сказала: «Толик, у меня были тяжелые роды. И врачи предупредили, что ребенок, возможно, будет с отклонениями. Так вот, я до сих пор не могу понять: ты очень умный или полный дурак?»

Все правильно. Гении всегда с отклонениями…

Ну, насчет гения ты загнул. Но, знаешь, я очень рано начал ходить, и взрослых это забавляло. Совсем маленьким в детском саду я развлекал воспитательниц тем, что пересказывал им фильмы. Если они пропускали сериал, то звали меня, и я в подробностях рассказывал содержание предыдущей серии. Но когда я отказался от мяса, у родственников был шок. Два года надо мной всячески подшучивали по этому поводу.

А йогам обязательно не есть мяса? (В китайском кафе, где мы сидели, Толя заказал себе зеленый чай и тортик. -- Авт.)

Для йогов ничего обязательного нет. Вся прелесть йоги в том, что есть громадное количество техник. Хатха-йога, в которой работают с телом, раджа-йога, в которой учат менять состояния твоего сознания, то есть работают с мозгом. Один из принципов йоги: «Не верь никому на слово, особенно своим учителям». То есть проверяй все на собственном опыте.

«Если на голову упал кирпич, значит, что-то в тебе не так»

Хорошо, Толя, избавился ты от страхов. Что было дальше?

Ну как можно описать состояние внутреннего счастья? Знаешь, всех всегда раздражало, что у меня постоянно хорошее настроение. Что я всегда улыбаюсь. Как-то встречает меня знакомая: «Толя, у тебя что-то случилось?» С чего, говорю, ты взяла? «Почему ты не улыбаешься? Ты ведь всегда улыбаешься!» А сейчас, отвечаю, не улыбаюсь, но мне хорошо…

Всегда-всегда?

Я чувствую, что все к лучшему. Если опоздал на автобус, значит, так и надо.

А если кирпич на голову упадет?

Если кирпич на голову упадет, это не строитель, дядя Вася, плохой. Дядя Вася -- это часть мира. Значит, то-то во мне не так. И, понимая это, перестаешь быть жертвой. А ведь это основная проблема людей -- они вечно считают, что их обсчитали, подсидели, обидели, и от этого страдают…

Но бывает, действительно обидели!

Расскажу тебе один случай. Шел я по ночному городу. И ко мне пристали трое ребят. Дошло до драки. Самое прикольное, что мне было даже лень с ними драться. Я просто отбивал удары, они уходили в воздух. Парень в конце концов устал махать руками и ногами, и мы… спокойно разошлись. Я даже заулыбался.

Ну ты же каратист!

Не в этом дело. Если пахнет жареным, я могу просто убежать или перейти на другую сторону. С миром не надо конфликтовать, не надо никому ничего доказывать…

Слушай, я живу точно так же…

А громадное число людей занимаются йогой, но не отдают себе в этом отчет. Они просто любят созерцать закат. Бабушка мне рассказывала, что почувствовала себя счастливой, когда получила квартиру с видом на море и могла каждый день наблюдать закат. В йоге есть техника тратак -- долго, не моргая, смотреть на свечу. Либо на какую-то точку на стене. Но ведь это одно и то же!

А как же тогда понимать завернутые за голову ноги?

Каждый выбирает то, что ему помогает. Я, если не тренируюсь два-три дня, чувствую себя усталым, раздражительным. Теряется смысл жизни. Знаешь, есть маленькое объяснение с точки зрения физиологии, почему йогам всегда хорошо и они довольны жизнью. При растягивании мышечных тканей вырабатываются эндорфины -- гормоны удовольствия. Они вырабатываются как защита от болевых ощущений. И при растяжке в течение двух часов концентрация этих гормонов счастья достигает высшего предела…

Ха! У мазохистов точно так же. Они себя плеткой бьют, испытывая похожие -- не очень сильные, но длительные болевые ощущения…

Не знал я этого…

Толя, а несчастная любовь на тебя тоже не действует?

Зачем несчастная? Я был женат, развелся…

Йог -- и развелся? Неужели женщина может вывести тебя из равновесия?

Никто никого не выводил. Мы развелись без единой ссоры. Написав в загсе заявление о разводе, мы поцеловались, выпили кофе и разошлись…

Наверное, твоя жена тоже была йогом?

Конечно, а как по-другому? И я ее по-прежнему люблю. Но у меня отсутствует чувство собственности: она со мной -- я счастлив, она на другом конце света -- я тоже счастлив. А расстались мы потому, что люди сходятся, чтобы помогать друг другу развиваться. Все в жизни должно быть на лезвии ножа. А если ты делаешь одно и то же десять лет, ты -- робот. Если я десять лет хожу по дорожке, которую знаю, как свои пять пальцев, значит, я сплю. Дзэн-буддисты так объясняют состояние просветленности: когда я ем -- я ем. Когда я сплю -- я сплю. А у нас так: мы делаем все, как во сне. Как-то я поймал себя на том, что выключатель при выходе из туалета нажимаю автоматически. Это же огромный труд -- включать его осознанно!

«Одна часть меня говорит: парень, ты просто сошел с ума… »

Ты, Толя, как я понял, предлагаешь выключать в туалете свет сосредоточенно, приковав к этому бесспорно важному делу свое внимание.

Когда ты присутствуешь в том, что делаешь, ты делаешь это творчески. Можно чистить картошку и думать о мухах, о потолке, о том, что сделал вчера, о том, как надоел сосед Вася. И в итоге тебя просто нет. Нет и в более важных делах. А я чищу картошку и не сплю при этом… Вот смотри, японцы все упрощают до невозможности. У них есть мастера доставания меча из ножен -- делая всего одно это движение, они просветляются. Или чайная церемония. Все до безобразия просто -- надо разлить по чашкам чай. А мастер чайной церемонии фактически причислен к лику святых… Почему? Потому что он умеет вложить в это дело всю душу. А мы стремимся все делать автоматически. Мозг запоминает привычные движения и повторяет их бесчисленное количество раз. Йога -- это способ пробудить наши мозги, заставить их действовать в необычной ситуации..

В чем же необычность ситуации? Закручиваешься каждое утро узлом…

Когда я пытаюсь заложить ногу за голову, возникает внутренняя война. Одна часть меня говорит: парень, ты просто сошел с ума! Сломаешь себе спину, вывернешь колено. Мозг дает телу команду защититься от его собственной глупости. Если научиться ловить эти сигналы, тело расслабляется, и ноги сами закладываются за голову…

А сердце остановить можешь?

Я могу менять ритм его биения. Но никогда не останавливал…

А в землю себя закопать?

Были какие-то детские шалости, к примеру, проткнуть иголкой щеку. Я это сделал и успокоился. А в землю… Зачем? Чтобы потом показывать это за деньги? В свое время один мой знакомый йог стал сотрудничать с бизнесменами. Он должен был просто сидеть на переговорах и сканировать настроение партнеров или клиентов. То есть определять, чего они боятся, чего хотят. Он был очень сильный йог, но… умер от рака. Обычно такие сильные люди не ходят к врачам, но настояли родственники. Врачи сказали, что он проживет две недели. Он прожил два года. Это не единственный пример того, как мир наказывает йогов за неправильное поведение. В КГБ работали люди, умевшие управлять волей человека на расстоянии. Четыре таких человека становились на сопках и «забибикивали» пилота истребителя так, что он сажал свой самолет там, где ему приказывали. После развала секретных институтов эти йоги стали работать за хорошие деньги на бизнесменов. И что? Кто-то из них повесился, кто-то -- попал в автокатастрофу…

А сам ты что-то делал неправильно?

Да, я работал в ночных клубах -- лихо заворачивался в разные узлы. В итоге у меня начал болеть позвоночник. Когда я оставил эту работу, проблемы испарились. Я очень редко позволяю себе бравировать своим умением. В Испании в ресторане ужинала группа девочек из сборной Франции по художественной гимнастике, приехавших на чемпионат Европы. Я подошел и попросил сфотографироваться на память. Они любезно согласились. Я не ухожу -- прошу, чтобы одна закинула красиво ножку. Девочка неохотно соглашается, а тренер говорит мне: «Вы думаете, это легко, попробуйте сами». Я пробую -- получается. В свою очередь предлагаю закинуть ножку, повторяя за мной. Девочки в растерянности -- ничего не выходит… Мои друзья за соседним столиком потешаются. Но это, наверное, только раз было -- очень уж девочки понравились…

«В военкомате я сказал: «Не знаю, что со мной происходит, разбирайтесь сами»

На последнем чемпионате мира кто тебя удивил?

Негр из Сенегала. Он преподает йогу во Франции. Ему 67 лет, но выглядит он на 35. Потрясающее тело и взгляд, способный прожигать стены… Неважно, о чем с ним говорить, просто чувствуешь, как становишься богаче…

А как оценивают выступление? Йог же должен все делать красиво не только с точки зрения гимнастики, но и показывать высокий уровень сознания…

Действительно, в течение двух минут делаешь головокружительные вещи, а у тебя при этом не должны меняется ни поток дыхания, ни выражение лица, ни внутреннее состояние. Члены жюри, наблюдая за этим, могут смотреть в глаза, могут вообще повернуться к тебе спиной. Кто-то твое внутреннее состояние слышит. Смотреть на тебя не обязательно, потому что маску спокойствия можно на лице держать, а внутри дрожать от напряжения…

И все-таки я не понимаю. В Индии йогов с младенчества готовят. А ты самоучка -- и победил?!

Попробую объяснить. Начиная, понимал, что я никому не нужен. У меня не было выбора. Я не хотел быть чемпионом. Хотел добиться состояния просветления. Тренировался несколько лет подряд по четыре часа в день, но не рассчитывал ни на какую награду. Поэтому результаты дались так быстро, хотя особыми природными данными я не обладал и никогда гибкостью не отличался.

То есть после школы ты не учился и не работал…

Я преподавал йогу. Несколько раз поступал в разные институты, но потом забирал документы. Мне все говорили: «Толик, иди учителем физкультуры». Но я понимал, что никогда не стану издеваться над детками, не буду учить их всяким глупостям. В Киеве я поступил в один из новообразованных вузов, на факультет психологии… Но когда пришел оформлять последние документы, посидел в приемной комиссии, послушал, о чем говорят преподаватели, почувствовал состояние их сознания, подумал: «Эти люди меня будут чему-то учить?» Извинился и забрал документы…

И что же ты сделал?

Я умею менять состояние своего сознания и на медкомиссии сказал, мол, со мной происходит что-то странное -- разбирайтесь сами.

Прикинулся шизофреником?

Нет, ничего подобного. Я тоже думал, что мне эпилепсию припишут, но написали «церебральный чего-то там», да еще с приступами. Я с таким диагнозом и права могу получить, но вот к строевой не годен.

Сейчас отдыхаешь после чемпионата?

Какое там! Ложусь в 12 ночи, встаю в 7 утра. Даю по семь классов в день и уже начинаю уставать от этого. При таком образе жизни мне и к чемпионату готовиться не надо. Просто отдохну несколько дней и буду в отличной форме…

Анатолий Зенченко

Президент Международной Ассоциации Йоги. Официальный представитель International Yoga Federation "World Union of Yoga" в Украине. Один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА.
В настоящее время Анатолий преподает в Киеве, проводит семинары в Крыму, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саратове и других городах Украины, России и зарубежья, выпускает видеоматериалы по йоге. Статьи об Анатолии уже неоднократно выходили в разных газетах и журналах. Статьи, написанные Анатолием, печатались в киевском журнале ЙОГА, а также в московском журнале "Йога".

"С самого детства меня не покидало ощущение того, что мир вокруг нас необычайно удивителен, он намного интересней и шире, чем нам пыталась «вдолбить» советская система. Нам говорили: «Человек не может летать», а мне верилось, что человеческий организм способен не только летать, но и проходить сквозь стены. Мне повезло – вокруг меня находились люди, отношение к миру у которых было очень похожее на то, что я себе представлял. Они и стали для меня примером. Мне хотелось быть похожими на них, и так в 10 лет я попал в зал боевых искусств, а уже через 4 года перешел на занятия йогой. В то время, не было специализированных школ, где можно было всему этому научиться. В СССР действовал запрет на карате, йогу и бридж (непонятно что общего у этих вещей, но тем не менее занятия ими были делом уголовным). Поэтому в большей степени мои занятия йогой - это была самостоятельная практика, дополненная наставлениями тех, кто учился йоге еще в 60-х годах и мог хоть что-то рассказать и подсказать. Йога стала неотъемлемой частью меня. Я занимался ею по 4 часа в день без выходных. И уже в 96-ом знаний было достаточного для того, чтобы начать преподавать.
В стране, где никому не было дела до здоровья граждан, а до занятий йогой тем более, знания приходилось собирать по крупицам. Когда я узнал, что в мире ежегодно проводятся чемпионаты по йоге, то просто взял все накопленные деньги и поехал в Аргентину. Это было рискованно – приехать на мировой чемпионат с одним желанием поучаствовать, но и желание порой творит чудеса!

Чемпионат мира в Аргентине в 2001 году – это был первый шанс посмотреть на других людей, которые преподают йогу на Западе и в Индии и сравнить себя с ними. Отмечу, что за 5 лет участия в конференциях и соревнованиях по йоге, команда из Украины занимала первые места. Конкуренцию нашим ребятам могли составить только индусы, а значит, уровень подготовки йогов на территории бывшего Союза был не так уже плох! Несмотря на все запреты, те, кто учился йоге в СССР, смогли сохранить и передать качественные знания и умения.

Разница между нами и западными практиками состояла еще в том, что они имели больше информации, они четко понимали, зачем им йога: для улучшения здоровья, или, например, чтобы подправить фигуру. Мы же, будучи ограниченными в информации о том, чего можно достичь с помощью йоги, ставили перед собой самую высокую планку – мы шли к просветлению. Либо умереть, либо делать, делать то, что для тебя наполнено смыслом. Именно поэтому и на всех чемпионатах у нас были лучшие результаты. Кроме того, любая поездка на чемпионат была возможностью посмотреть и
попрактиковаться йоге в разных странах: Италии, Бразилии, Испании, Англии (кстати там мне очень хорошо помог мой английский), а это бесценный опыт разных школ и разных учителей. Кроме участия в чемпионатах, в 2000-2002 годах, я провел цикл семинаров в Англии и Ирландии, уже обучая тому, чему научился сам.

На родину йоги – в Индию попал 2005-ом. Путешествуя по стране, я пытался почувствовать ее, проникнуться культурой, бытом, запахами и вкусами этой древней земли. Я был неприятно удивлен тем, что йога, которую преподают в Индии, особенно для туристов, очень низкого качества. Я же искал новые знания. Найти их помог случай. Мне посчастливилось попасть на Кумбха-мела («праздник кувшинов»). Это действо собирает ежегодно по несколько десятков миллионов людей в одном месте: практиков всех направлений йоги, которые работают в Индии. И когда после я продолжил свое путешествие по стране, у меня уже был список адресов и имен людей, у которых можно чему-то научиться, но это уже была та йога, за обучение которой денег не берут.

Сегодня йога – это мое любимое занятие и моя работа одновременно. Так что мне повезло: я могу совмещать приятное с полезным: работать и одновременно практиковаться и путешествовать!"

Награды

4 место на чемпионате мира по артистик йоге (2001)
2 место на чемпионате Европы по артистик йоге (2001)
3 место на интерконтинентальном чемпионате по олимпик йоге (2001)
Чемпион мира в артистик йоге (2002)
Бронзовый призер кубка мира в олимпик йоге (2002)
Чемпион мира в артистик йоге (2003)

Анатолий Зенченко – один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА, президент Международной Ассоциации Йоги, официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» в Украине.

23 июля в рамках VI Международного Фестиваля Йоги и Здоровья FREE SPIRIT Анатолий проведет два класса: открытый мастер-класс для всех уровней подготовки «Ишвара йога как ключ к внутренней целостности» и закрытый семинар для опытных практиков и инструкторов йоги «Ишвара йога: уникальные принципы работы с телом на примере сложных асан (балансы на руках, глубокие прогибы и наклоны, скручивания».

– Анатолий, как начался ваш путь в йоге?

– Мне с раннего детства было интересно все необычное, все волшебное и загадочное и, наверное, в более взрослом возрасте это необычное, волшебное и загадочное я нашел в йоге и поэтому начал этим заниматься. Еще в раннем детстве мне нравилось изображать Кощея Бессмертного, делая вакуумное втягивание живота, и думаю я всегда был предрасположен к чему-то такому. Одна из моих любимых игр в возрасте примерно 6-7 лет – я любил задерживать дыхание и считать, как много шагов я могу пройти на одной задержке дыхания. Интересная игра, попробуйте. Вам понравится.

– Кого вы считаете своими учителями?

– Я не могу назвать ни одного человека, про которого я мог бы сказать: это мой учитель в йоге, в плане работы с телом. Поскольку я много кого знаю, много у кого учился, но никого из этих людей не могу назвать своим учителем в полноценном смысле этого слова – что я взял у него что-то и это дальше несу. Потому направление и называется Ишвара Йога. Поскольку все то, что я знаю, все то, что я делаю, как я это объясняю это то знание, которое пришло ко мне изнутри в результате моей собственной практики.

Если говорить о людях, которые оказали влияние на мою практику, в положительном смысле этого слова, то, наверное, я могу вспомнить Шандара Ремота. Он мало что объяснял (наверное, не очень хотел), но много показывал. Мне этого было достаточно. Я много с кем знаком. Я лично знаком с Дэвидом Свенсоном и с другими известными преподавателями йоги в Англии, поскольку я там какое-то время был и преподавал. Я знаю очень многих людей в Европе и в Индии, но никого не могу считать своим учителем в плане работы с телом. А если говорить об учителе в смысле гуру, о чем-то большем, то да, он у меня есть. Но пусть это останется моей маленькой тайной.

– За все время практики какое самое интересное открытие вы для себя совершили?

– Я до сих пор продолжаю совершать это открытие. Я до сих пор открываю себя самого для себя самого. Я постоянно открываю себя, продолжаю это делать и мне это нравится. То есть я открываю себя самого, постигаю сам себя при помощи практики. Мне это интересно.

– Какие сложности вы встретили и преодолели в процессе многолетней практики?

– Сложности?.. Наверное, у всех были какие-то травмы. У меня они тоже были. Я начал свой путь в йогу из карате. На тот момент, когда я начал заниматься йогой, у меня уже были травмы, и благодаря тому, что я пытался восстановить себя при помощи йоги, я многое понял. Следующая сложность – это ситуация, что у тебя так много работы, что не хватает времени на свою личную практику. Но это тоже временные трудности, которые преодолимы. Сейчас у меня есть время на личную практику. Я этому рад, доволен и счастлив.

– На что по вашему мнению в первую очередь должен обращать внимание в практике йог?

– Самое важное – научиться чувствовать себя. Чувствовать себя, понимать себя, принимать себя. Не побоюсь даже этого слова – любить себя.

– Что именно для вас означает понятие «Ишвара»?

– Для меня это непроявленное внешнее духовное начало. То, что заставляет нас двигаться вперед и развиваться. То, что не дает нам уснуть на диване. Это то, что заставляет людей каждый раз вставать или садиться на коврик и делать невозможные для себя раньше вещи. Это наше внутреннее духовное начало. Наш внутренний учитель.

– В чем отличие метода Ишвара Йога от других направлений и школ?

– Заходим издалека и пытаемся понять, что вся современная йога, я ее называю йога с маленькой буквы, почти никакого отношения к классической Йоге не имеет. Все то, что мы видим – это авторские методики, сформировавшиеся где-то там с середины 20-го века. Ишвара йога – это такая же авторская методика, как и все остальные. У нее есть две отличительные особенности. Первое – это уникальные внутренние принципы работы с телом. Это ключи, позволяющие правильно и без травм сделать любую асану. Они уникальны, поскольку их всего десять, и они в равной степени подходят к практике любой асаны. Не важно это наклон или прогиб, вы стоите на ногах или на руках. Подытожу – это внутренние принципы работы с телом. Понимание того, как правильно делается любая асана, любая. Это глубокое понимание внутренней работы. Второй аспект – это методология. Это принципы построения занятий. Принципы построения тренировочной программы, которая может быть растянута в года. Мы четко понимаем, как начинать с самого простого, подходить к обучению комплексно, делать акценты на нужные нам аспекты, учитывая наши особенности по здоровью, телосложению, психоэмоциональному состоянию. Все это базируется на подробной классификации асан.

Преподаватель Ишвара Йоги – это программист, который пишет тренировочные программы под поставленные ему задачи. В зависимости от того, что нужно сделать, преподаватель Ишвара Йоги может составлять нужную последовательность. Одну последовательность сегодня, на сейчас, или тренировочные программы, которые будут работать долгое время.

Возвращаясь еще раз к началу – два аспекта, две отличительные особенности. Это внутренние принципы работы с телом, глубокое понимание внутренней работы в асане, точная отстройка любой асаны, что позволяет освоить ее быстро и без травм. И второй аспект – это методология, которая базируется на классификации асан. Четкое понимание того, как строится обучающий процесс или как создать и построить одно занятие, учитывая все особенности группы или данного человека.

– Какую ежедневную практику на двадцать минут вы можете порекомендовать, чтобы человек мог поддерживать себя в тонусе?

– Я знаю, что самая популярная книга по йоге это «5 минут йоги не вставая с постели» и спасибо, что вы спрашиваете, что человек может сделать за 20 минут. Обычно спрашивают за 2-3 минуты. Для того, чтобы практика была полноценной, нужно заниматься хотя бы час в день. Час. И если мы имеем хотя бы час в день, то я бы особое внимание уделил работе с животом. Это вакуумное втягивание, агнисара, дхаути, наули и практики пранаям. А какие делать асаны – это зависит от каждого конкретного человека. То, что нужно одному, совершенно не нужно другому. И вот это уже вопрос методологии – как построить очень короткую последовательность для каждого из вас так, чтобы она работала идеально. Ишвара Йога дает ответ на эти вопросы. Просто ответ не может быть один для всех.

– Что бы вы могли пожелать людям, практикующим йогу?

– Смелости и отваги. Ведь надо быть достаточно смелым, чтобы каждый день на коврике разворачиваться лицом к самому себе и пытаться почувствовать те части себя самого, которые вы еще не знаете и очень плохо ощущаете. То есть вы пытаетесь почувствовать те кусочки себя самого, которые вам не совсем нравятся – и только благодаря этому они становятся лучше, лучше и лучше. Я о ваших кусочках. О вас в целом.

Фото-урок с комментариями от Анатолия Зенченко (Киев). Анатолий предлагает свой взгляд на утреннюю практику Сурья Намаскар как на самый эффективный способ достичь первых заметных целебных результатов, затрачивая всего 5 — 15 минут в день. Это идеальный вариант даже для самых занятых людей — бизнесменов, менеджеров, студентов в пору сессии или ученых... Эта практика станет идеальным противоядием против стрессов, психических и физических расстройств.

Анатолий Зенченко — Чемпион Мира в артистик-йоге (2002, 2003), основатель Ишвара-йога центра в Киеве, сейчас проводит семинары в России , Украине, Индии, Непале и других странах.

Сурья-Намаскар — поклон Солнцу

Исходное положение (Тадасана) Выдох!

  • Встаньте прямо, ноги вместе, вес в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута, плечи и лопатки опущены, подъяремная выемка подтянута. Руки сложены в намасте перед грудью. Тело расслаблено, но собрано. Внимание развернуто во внутрь.

  • Со вдохом вытягиваем руки вверх, направляя взгляд в небо — вытягиваем все тело. Вес по прежнему в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха (брюшной замок) подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута и свободна от напряжения, плечи разведены в стороны а лопатки опущены вниз.

Наклон вперед с выдохом. Полный вариант. Выдох!

  • Со вдохом вытягиваем корпус вперед — параллельно полу, отстраивая прямую линию всего позвоночника от кончика копчика до макушки. Кончики пальцев рук касаются пола перед пальцами ног, пуки на ширине плеч. Вес тела в сердцах стоп, (ноги прямые в коленях в конечном варианте) Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, плечи и лопатки подаем к тазу. Взгляд направлен в межбровье (Шамбхави мудра).

Низкий упор с коленями и грудной клеткой на полу. Выдох!

  • С выдохом одним движением отпрыгиваем назад в высокий упор и опускаем колени и грудную клетку на пол. Пальцы ног упираются в пол, Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, ладони упираются в пол на уровне груди, локти прижаты к корпусу, голова смотрит вперед, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Собака головой вверх (Урдхва Мукха Шванасана) - вытягивание назад со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом, сильные ноги выталкивают грудную клетку (нижние ребра) вверх, фаланги пальцев ног упираются в пол, колени пола не касаются (в полном варианте, для тех, у кого здоровый и крепкий), Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма свободна, плечи и лопатки раскрыты, шея вытянута, взгляд направлен вверх.

Собака головой вниз (Ардха Мукха Шванасана) — вытягивание в наклоне с выдохом. Выдох!

  • С выдохом, плавным движением опускаем голову вниз, выталкивая седалищные кости и копчик назад вверх. Руки, плечи, корпус и таз образовывают одну прямую линию. Ладони и стопы на ширине плеч и параллельны. Вес тела стараемся как можно больше перенести назад, упираясь в пол ногами, ноги в коленях прямые (в полном варианте), кончик копчика развернут к потолку, линия позвоночника прямая, Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, нижние ребра оттянуты от таза, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Вытягивание в наклоне со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом переносим вес тела в руки — подаваясь телом вперед, отталкиваемся ногами от пола, позволяя тазу быть высоко, и одним прыжком опускаем ноги на пол между руками. Оттолкнувшись ногами от пола, вытягиваем позвоночник в прямую линию, параллельно полу, направляя взгляд вперед. Кончики пальцев рук касаются пола перед пальцами ног, руки на ширине плеч. Вес тела в сердцах стоп, (ноги прямые в коленях в конечном варианте) Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, плечи и лопатки подаем к тазу. Взгляд направлен в межбровье (Шамбхави мудра).

Наклон вперед с выдохом (Уттанасана). Выдох!

  • С выдохом складываемся в наклон в тазобедренных суставах, удерживая вес тела в сердцах стоп и отдавая вес тела в пол по ногам. В конечном варианте расслабленный и свободный корпус лежит на ногах, голова прижата к передней поверхности ног, которые должны быть прямыми в коленях. Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма свободна, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Вытягивание вверх со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом поднимаемся из наклона, вытягиваем руки вверх, направляя взгляд в небо — вытягиваем все тело. Вес по прежнему в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха (брюшной замок) подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута и свободна от напряжения, плечи разведены в стороны а лопатки опущены вниз. Вдох!

Исходное положение (тадасана)!

Ежедневная практика Сурья-Намаскар дисциплинирует, помогает успешно выстроить весь последующий день. Это, пожалуй, самый удобный способ начать практику йоги и убедиться в ее эффективности.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga



  • Разделы сайта