Алессандро Дзанарди: человек, который обрел крылья. Алессандро Дзанарди: жизненный путь несгибаемого гонщика

Приветствую вас, дорогие друзья!

Как часто бывает, что, столкнувшись с каким-то страшным испытанием в своей жизни мы не находим в себе сил воспрять духом и, вместо того, чтобы пойти вопреки обстоятельствам, покорно склоняем голову, отдаваясь на милость судьбе.
Никогда не надо позволять себе впадать в уныние, стоит присмотреться к себе повнимательнее и, вполне возможно, внутри вас обнаружится весьма солидный запас прочности.
Конечно, порой бывает очень трудно пойти наперекор всем трудностям, проще опустить руки, забиться в свой уютный домашний уголок и жалеть себя, оплакивая свою горькую долю. Каждый выбирает то, что ему ближе.

Думаю, история человека, о котором пойдет сегодня речь вдохновит на подвиги многих людей.

Я хочу рассказать вам об очень волевом автогонщике – Алессандро Дзанарди. Этот человек и его жизнь – яркий пример жизнелюбия, силы духа и твердости характера.

Надо сказать, Алессандро был довольно непослушным ребенком. Родители переживали из-за его гиперактивности и неумения сосредоточиться на каком-то деле.
Еще в детстве Дзанарди любил смотреть гонки Формулы -1 по телевизору. Вместе с отцом они часто коротали за этим занятием вечера.
В 13 лет Дзанарди начал заниматься картингом. Уже тогда, в этом юном возрасте, он понял, что его предназначение – сидеть за рулем гоночного болида, и с этого момента Алессандро решил во что бы то ни стало добиться осуществления своей мечты.
Родители не восприняли всерьез его увлечение картингом, но со временем стало очевидно, что у Алессандро есть талант и, вполне возможно, его ждет большое будущее в мире автоспорта.
Но его семья была не очень состоятельна и мать считала этот вид спорта – и недаром!- очень опасным. Отец поддержал ее в этом мнении и разговор о карьере в мире автогонок на этом был закрыт.

Но в конце 1987 года Алессандро, вопреки воле родителей, соглашается выступать в автогонках. Отец одного из его друзей по картингу предложил ему свою спонсорскую помощь и Дзанарди не нашел в себе сил отказать ему.

Потом были итальянская Формула-3, международный чемпионат Формула -3000, две гонки в Формуле-1 за команду «Джордан», а в 1993 году Алессандро подписал контракт с командой «Лотус».
Позже, когда «Лотус» становится банкротом, Дзанарди уезжает в Америку, где выигрывает три гран-при в одном сезоне.
В Америке он провел три года: выигрывал на самых разных трассах, поставил несколько рекордов, стал известным и богатым. Но по прошествии трех лет он почувствовал усталость от чужой страны, языка и образа жизни. Алессандро Дзанарди решил вернуться домой.

И вот настал роковой для Алессандро год – 2001. До этого Дзанарди отказывался от всех поступавших ему предложений и вдруг он решает вернуться в CART.
15 сентября 2001 года его жизнь изменилась навсегда. Этот день разделил ее на до и после. Он становится участником чемпионата, который будет проходить на новой трассе в Германии – «Лаузицринг».

У Алессандро не было никаких дурных предчувствий, в голове было только одно – желание победить. Стояла прекрасная погода, ничто не предвещало беды.
И вот – гонка. За 13 кругов до финиша, занимая безусловно лидирующую позицию в гонке, Дзанарди останавливается в боксах для смены резины.
«Ну вот, гонка выиграна. Теперь меня уже никто не остановит! Если бы я только знал, что случится несколькими секундами спустя.»

Авария была очень страшной. Болид Алессандро развернуло поперек трассы и в него на полном ходу влетел другой участник гонки.

Никто, в том числе и врачи, не мог даже представить, что Дзанарди выживет.
Он выжил вопреки всему – вопреки всем прогнозам врачей и ожиданиям свидетелей трагедии. Но потерял обе ноги.

Дзанарди пришлось заново учиться делать простейшие вещи – даже дышать без аппарата искусственной вентиляции легких он поначалу не мог.
Врачи были впечатлены мужеством своего пациента. Он был полон желания жить дальше и не позволил себе провалиться в депрессию. Дзанарди был счастлив уже оттого, что остался жив. Все остальное можно преодолеть, - считал он.

Когда Дзанарди лежал в больнице, его поддерживали не только друзья и родственники, но и поклонники. И однажды один из них прислал Алессандро книгу с произведением Бориса Полевого – «Повесть о настоящем человеке».
Как вы знаете, в ней рассказывается о Маресьеве – летчике, потерявшем обе ноги, но несмотря на это сумевшем вернуться за штурвал самолета. Повесть впечатлила Алессандро, он прочитал ее на одном дыхании. И решил, что и он сможет доказать всему миру, что его еще рано списывать со счетов - он непременно вернется в автоспорт.
Конечно, родных такое решение поразило. Алессандро пытались отговорить от этого шага, но он был непоколебим.
Он поставил себе цель – снова сесть за руль автомобиля. Без этого Дзанарди уже не мог представить своей жизни.

Специально для Алессандро были изготовлены протезы. После года невероятных усилий Дзанарди научился уверенно ходить на них. Весь этот год он упорно работал над собой, стараясь научиться ходить на протезах. Падал, вставал и снова шел к своей цели.
Чего ему это стоило – страшно даже представить. Возможно, у него и возникали мысли сдаться и отпустить свою идею снова оказаться за рулем гоночного болида, но он не позволил себе дать слабину и вот – в 2002 году он готов вернуться в профессиональный спорт.

«После аварии на «Лаузицринге», как только я понял, что жив, я начал строить планы, – говорил позже Алессандро в одном из интервью. – Самым главным было подержать на руках моего сына. Я сделал это. Затем я начал учиться ходить. Я много раз падал, но в итоге сделал и это. Моей следующей целью было снова сесть в гоночный автомобиль.»

Но кое-что оставалось незавершенным.
В мае 2003 года Алессандро удается исполнить свою давнюю задумку, осуществить дело, о котором он мечтал эти несколько лет: он страстно хотел вернуться на «Лаузитцринг» и проехать-таки оставшиеся до финиша 13 кругов. К этому времени Алессандро нашел способ управлять картом – нужно было просто хорошо зафиксировать ступни протезов на педалях.

Итак, он вернулся на злосчастную трассу. Возможно, какие-то страхи все еще жили в его душе и, чтобы победить их, Алессандро необходимо было оказаться за рулем автомобиля на той трассе, где навсегда изменилась его жизнь и проехать эту оставшуюся чертову дюжину кругов. Он словно демонстрировал судьбе свою победу над ней.
И вот – после пары кругов по «Лаузитцринг», Алессандро понял, что страха внутри него нет, что он еще способен выигрывать и вполне может возвращаться в строй.
В этот день он проехал до конца свою незавершенную несколько лет назад гонку. Можно сказать – он выиграл, это был триумф его победы над самим собой. С каждым кругом он все больше убеждался в собственных силах, он все больше понимал, как прекрасна жизнь, понимал, что она не окончилась, что он еще может показать этому миру, на что способен.

Несколько позже Алессандро участвовал в европейской серии «Туринг». Специально для него сделали автомобиль с ручным управлением. Результаты этих гонок впечатлили всех настолько, что через год Дзанарди уже участвовал в чемпионате мира среди легковых автомобилей и одержал в нем свою первую после жуткой аварии победу.

Неукротимый Алессандро все еще мечтал вернуться в «Формулу-1». Как вы, наверное, уже догадались, и эта его мечта сбылась. Да и как иначе – разве может удача не улыбнуться такой целеустремленности и жизнелюбию.

С Дзанарди связались представители БМВ.
И вот, в 2006 году он принял участие в показательных заездах команды БМВ. Без обеих ног, с широкой улыбкой и открытой душой он снова был за рулем одного из самых быстрых в мире автомобилей!

Невероятная отвага и стойкость этого пилота позволили ему не только не сломаться, но и дальше добиваться спортивных результатов. Наверное, все-таки, ему стоило больших усилий вновь сесть за руль автомобиля и выехать на трассу. Поэтому так важны были для него эти 13 кругов на роковой «Лаузитцринг». Таким образом он словно проехал через все страхи, воспоминания и ужасы того и последующих дней.
Позже у Алессандро появляется новая цель – он хочет выступать на Паралимпийских играх. Конечно же, он выбирает ручной велосипед – этот вид спорта ближе всего к тому, чему он посвятил всю свою жизнь.

И в 2009 году, в Венеции, Дзанарди выигрывает марафон ручных велосипедов. Через год – в Риме, а еще через год – в Нью-Йорке.
5 сентября 2012 года на Паралимпийских играх он завоевывает золотую медаль на дистанции 16 км, а 7 сентября 2012 года снова выигрывает золото на дистанции в 64 км.

Этот удивительно стойкий человек сумел добиться всех поставленных пред собой целей. Ничто не смогло сломить его.
Своим примером Дзанарди продемонстрировал, что в этой жизни нет ничего невозможного. Даже когда все обстоятельства против тебя – стоит только найти в себе силы, стиснуть зубы и сквозь все невзгоды и неудачи пойти твердым шагом к своей цели – и она станет ближе и реальней. А, проявив еще немного упорства, вы столкнетесь с ней лоб в лоб.

«Я выжил вопреки всему. С точки зрения медицины, у меня не было шансов. Как считали врачи, перенести такие травмы невозможно. Поэтому то, через что я прошёл, и что сейчас сижу здесь, нельзя считать чем-то само собой разумеющимся. Это фантастика».

А мне кажется, это не фантастика, это воля Алессандро к жизни и его невероятная стойкость помогли ему выжить и добиться успеха даже после такого жуткого происшествия, навсегда изменившего его жизнь.

Вспомнилась мне цитата Александра Ивановича Герцена: «Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. Воля людская, воля одного твердого человека - страшно велика».

Совершенно согласен с этим высказыванием.

Ну а нам пришло время прощаться. Пусть расказанные мной примеры побед великих людей над обстоятельствами и самими собой вдохновляют вас и вселяют веру в свои возможности.

В каждом из нас есть невероятный запас сил, просто мы порой его игнорируем.

Всего вам хорошего!
Никогда не сдавайтесь!
До новых встреч!

The fall and rise of Alex Zanardi is one of motor sport"s most heartening stories of the nineties. Sadly, there was to be no happy ending, as a cruel epilogue found the Italian all but crushed after a nightmare return to Grand Prix racing with Williams in 1999 which yielded not a single points finish, having gloried in three seasons of almost unbroken success racing for Chip Ganassi in the CART series.

The first chapter in the career of this untypically quiet and unassuming Italian began with seven seasons spent racing karts before he contested the national Formula 3 series in 1988. His promise shone through the following year but his Racing for Italy Ralt RT33 was handicapped when a change to unleaded fuel in mid-season hobbled his Toyota engine and his results inevitably suffered. However, switching to a Dallara chassis in 1990, Alessandro finished second in the championship just three points adrift of Roberto Colciago, winning two of the series" 12 rounds.

Having made an inauspicious debut in F3000 at the tail-end of the 1989 season, nothing much was expected of Zanardi when he took his place in the new II Barone Rampante team for the start of the 1991 campaign. Extensive pre-season testing gave the Italian an early advantage, but despite victories at Vallelunga and Mugello he eventually lost the championship to the more consistent finishing record of Christian Fittipaldi. Not that it really mattered, for by this time Zanardi had been chosen to fill the Jordan seat vacated by Michael Schumacher for the final three races of the season. His hopes of a place in the Tyrrell line-up for 1992 were dashed when the team opted for de Cesaris, but he secured a testing contract with Benetton and ultimately made three unhappy appearances for Minardi in place of his former F3000 adversary Fittipaldi, who had injured his back.

Alessandro was offered a chance to prove himself in 1993 when Mika H?kkinen left Lotus for McLaren, and Peter Collins was to be pleased with the Italian"s early form. He drove a storming race at Monaco, where he was unlucky to miss the points, and his contribution to the development of the team"s highly complex active suspension programme drew warm praise, but his season came to a premature end after an extremely violent 150 mph accident at Spa"s notorious Eau Rouge which finished with his car destroyed and Zanardi in hospital with severe concussion. While he recovered from this shaking, he was rested in favour of Pedro Lamy for the remaining Grands Prix. The Portuguese hot-shot retained the ride for the 1994 season, although Zanardi was kept on in the role of test driver. As fate would have it, Lamy was subsequently badly injured in a testing accident at Silverstone, putting Alessandro back in for the balance of a dispiriting season as the once great Team Lotus heaved its dying breath.

Zanardi was forced to sit out the 1995 season, save for an occasional Lotus GT drive, but at the end of the year he secured a deal to compete in the Indy Car series with Target/Chip Ganassi Racing after glowing recommendations from Adrian Reynard and Rick Gorne. Alex adapted to CART in sensational manner. The brilliant Italian won 15 races from his 51 starts and claimed successive PPG Cup championships in 1997 and 1998. It is all the more perplexing, therefore, that, thus far, he has been unable to translate his considerable skills to any telling effect in a Formula 1 car. At the time of writing his place at Williams seems under threat, but if he keeps his seat perhaps a revitalised figure will reappear. Certainly no one would begrudge him another chance.

(c) "Who is Who" by Steve Small, 2000

Алессандро Дзанарди - итальянский спортсмен. Родился в Кастель-Маджоре 23 октября 1966 года. Дебютировал на картинге в тринадцатилетнем возрасте. Позже стартовал в национальной Формуле-3. Впервые в 1991 году выступил в международной Формуле-3000. В первом же сезоне Дзанарди завоевал первое место в двух гонках, и получил вице-премьерский титул по результатам чемпионата.

Формула-1 и гоночная карьера

В 1991 году в финале сезона Дзанардини провел 2 гонки как член команды Jordan в Ф-1. Он не смог пробиться в очковую зону и дважды приходил к финишу на девятой позиции. Следующий сезон он выступал в качестве тест-пилота в команде Minardi и выступил в 3-х Гран При, в двух из которых не смог преодолеть квалификационный отбор, а в третьем не пересёк финишную черту.

В 1993 году Дзанарди заключил договор с командой Lotus, выступая в гонке в Бразилии, гонщик добыл первое очко в первенстве. Во время Гран При Бельгии спортсмен попал в серьезную аварию, в результате чего был сильно травмирован и не смог завершить сезон. Пока Алессандро находился на лечении его команда обанкротилась и он утратил шанс вернуться в Формулу.

Благодаря помощи Мориса Нанна Алессандро в 1996 заключил контракт с благополучной командой Chip Ganassi Racing, которая выступала в гонках CART. Старт в этой серии для гонщика оказался удачным: уже во второй гонке он стартовал с поул-позиции и победил в трех Гран При. Благодаря этому, по итогам сезона Алессандро завоевал бронзу, разделив второе место по количеству очков с Андретти. Дополнительной наградой стал титул «Новичок года».

В 1997-1998 годах Дзанарди дважды завоевал чемпионский титул серии CART.

В 1997 Дзанарди заключил договор с Williams и повел сезон в Ф-1. Его партнером по команде стал Ральф Шумахер, которому Алессандро явно уступал. Дзанарди не смог пробиться на очковые позиции, а в конце сезона договор с ним был разорван.

Итальянец снова вернулся в гонки CART, заключив договор с Mo Nunn Racing.

Выступая в гонке 15 сентября 2001 года, которая состоялась в Германии на трассе Лаузитцринг, Алессандро попал в аварию из-за собственной ошибки. Чтобы спасти жизнь гонщику, докторам пришлось ампутировать нижние конечности до колена. Благодаря своей силе воли, к концу года гонщик начал ходить на специальных протезах.

Карьера после трагедии

В 2003 году, специально переоборудовав болид под свои потребности, итальянец проехал 13 кругов перед стартом гонки на Лаузитцринге, которую он не завершил в 2001 году из-за аварии. Время, которое он показал во время выступления, позволило бы ему занять шестую позицию на старте.

Даже отсутствие ног не помешало итальянцу участвовать в гоночных соревнованиях. Пройдя спецпрограмму реабилитации и за рулем автомобиля с ручным управлением, спортсмен отправился покорять туринговые гонки. В 2003 году он впервые стартовал в первенстве Европы ETCC, а со следующего года стал там постоянным пилотом, а спустя год перешел в WTCC.

В 2006 Алессандро выполнил показательные тесты на болиде BMW F1.

Кроме гонок на автомобилях, итальянец занялся велоспортом и в 2011 году завоевал золото в веломарафоне для велосипедов с ручным управлением, который проходил в Нью-Йорке. В 2012 году подтвердили его заявку на участие в Паралимпийских играх, где он дважды стал золотым призером на дистанциях в 16 и 64 км.

Кроме всего прочего, Дзанарди работает на телевидении ведущим ток-шоу, которое посвящено науке и новинкам в области технологий.

«Я остался в живых вопреки всему. С точки зрения медицины, у меня не было шансов. Доктора были уверены, что перенести подобные травмы невозможно. Поэтому то, через что я прошел, и то, что сейчас я сижу здесь, – нельзя считать чем-то само собой разумеющимся. Это фантастика».

Такими словами Алессандро Дзанарди можно начинать любую историю, в которой человек, балансирующий на грани жизни и смерти, остается в живых, своим примером доказывая, что жестокие испытания даются ему, дабы обрести нового себя.

В 2001 году известный всему миру итальянский гонщик едва не лишился жизни в страшной аварии на одном из этапов гоночной серии CART–на трассе Lausitz. Алекс, как его стали называть после того, как он впервые ушел из Формулы-1 в американский автоспорт, остался жив, но потерял обе ноги, что практически поставило крест не только на его гоночной карьере, но и на его жизни. Но Дзанарди удивил весь мир. Лишившись ног, он будто обрел крылья…

Жизнь до: Формула-1 и чемпионский дубль в CART

В Формулу-1 24-летний итальянский гонщик попал точно так же, как тремя этапами ранее это сделал Михаэль Шумахер. Дзанарди, к тому моменту успешно выступающий в Формуле-3000, получил предложение заменить в команде Jordan «бунтаря» Бертрана Гашо, который получил тюремный срок за разборки с таксистом. Конечно, Алекс согласился на предложение Эдди Джордана, но его дебют на Гран-при Испании не был столь ярким, как у его предшественника. До конца сезона-1991 оставалось всего три этапа, и дважды Алессандро сумел финишировать на девятой позиции (Испания и Австралия), после чего получил должность тест-пилота в команде Minardi, где на особые успехи рассчитывать не приходилось.

В межсезонье итальянец провел тесты с Benetton, но подписал контракт с фактически умирающей командой Lotus, где, не смотря на нестабильный болид, сумел завоевать свой первый и, как оказалось позже, единственный балл в королевских автогонках на этапе в Бразилии-1993. В том заезде финиш не увидела большая часть пелотона, из которой как минимум несколько гонщиков могли уверенно обойти Алекса. Но благодаря их неудачам Дзанарди с 15-й стартовой позиции прорвался в зачетную шестерку. В оставшийся период сезона пилот из Болоньи лишь однажды приблизился к очковой зоне, но катастрофа, произошедшая с ним на Гран-при Бельгии, уже тогда едва не поставила крест на карьере Алекса.

На тренировке перед стартом этапа в Спа Алессандро попал в страшную аварию в легендарном повороте Eau Rouge. От болида гонщика остался только монокок, а вылетевший в том же месте Айртон Сенна с ужасом наблюдал за тем, как гонщика долго извлекали из болида. Дзанарди выбыл из Больших Призов на целых восемь этапов, вернувшись лишь к пятой гонке следующего сезона. Но, к сожалению, эта авария не была самой драматической в карьере итальянского пилота…

Возвращение в уже полностью неконкурентоспособный (а в конце сезона – обанкротившийся) Lotus с новым двигателем Mugen Honda не позволило Алексу претендовать на лавры победителя. Не сумев найти команду для выступлений в следующем сезоне, Дзанарди решил покинуть Формулу-1, и попробовать силы в заокеанских чемпионатах.

В 1996-м Алекс (именно американцы сократили имя Алессандро до привычного им – Алекс) дебютировал в чемпионате PPG IndyCar World Series. Сильная команда Chip Ganassi Racing под управлением Чипа Гэннэси позволила итальянцу продемонстрировать весь свой талант. То, что не получилось у Алекса в Формуле-1, где ему очень часто не везло, он сполна реализовал в США. В дебютном сезоне Алекс с напарником Джимми Вассером завоевали 10 поул-позиций и семь побед. Джимми стал чемпионом, а Алекс занял третье место и получил полностью заслуженное звание «Новичок года». К слову, в том сезоне Дзанарди набрал одинаковое количество баллов с Майклом Андретти из команды Newman/HaasRacing, уступив ему лишь по дополнительным показателям.

Уже в следующем году итальянец взял семь подиумов, четыре из которых оказались победными. Это позволило ему стать чемпионом серии CARTи опередить ближайшего конкурента Жиля де Феррана на 33 пункта. Алекс не собирался останавливаться, и в 1998-м повторил свое достижение, но уже заполучив семь побед и 15 подиумов. Его преимущество над ближайшим соперником в борьбе за титул в конце сезона составило почти 120 баллов. Этим соперником был его напарник по команде Джимми Вассер, которого Алекс легко оставил позади.

Успех в заокеанских гонках не остался незамеченным. Талант Алессандро, который так и не раскрылся в Формуле-1, привлек внимание Фрэнка Уильямса, ранее пригласившего из США Жака Вильнева. Глава Williams решил выменять Алекса Дзанарди у Ganassi на тест-пилота команды Хуана-Пабло Монтойю. Стороны достигли соглашения, и Алекс, насытившись победами, вернулся в Большой Цирк, дабы вновь испытать себя в королевских автогонках. Безусловно, Дзанарди ожидал, что Williams сможет подарить ему победы, ведь их болид был на голову выше всех тех, на которых ранее гонялся итальянец. Но, в отличие от колумбийца, который легко выиграл американскую серию, дела Алекса в Формуле-1 вновь не заладились (в 16-ти этапах он сошел 10 раз, в восьми случаях – только из-за технических проблем). Его напарник, Ральф Шумахер, выступал гораздо успешней. На три подиума немца и шестое место в личном зачете Дзанарди ответил лучшим финишем на седьмой позиции и 19-м местом в генеральной классификации. В конце сезона Фрэнк досрочно разорвал двухлетний контракт с двукратным чемпионом серии CART, выплатив ему в качестве неустойки четыре миллиона долларов. Безусловно, в Формуле-1 итальянцам везло меньше, чем представителям других национальностей, – и Алессандро не стал исключением из правила.

На сей раз Дзанарди бесповоротно покончил с королевскими гонками. Пять сезонов в Больших Призах, в которых он стартовал 41 раз, но завоевал всего один единственный балл, стали финалом формульной карьеры Алессандро.

Алекс провел целый год без гонок. Ему нужно было время на размышления, которые закончились логическим решением – он вернулся туда, где у него все получалось. В США Дзанарди подписал контракт с командой серии CART Mo Nunn Racing.

Алексу было не так просто вернуться на прежние позиции. Первые три этапа он финишировал далеко за пределами десятки, не попадая даже в топ-20, но на японской трассе Twin Ring Motegiон закончил гонку седьмым, в шаге от подиума завершил заезд в Торонто и попал в топ-10 на треке Chicagoland Speedway. В сезоне-2001 в чемпионате CART дебютировал новейший, открытый лишь годом ранее трек Lausitz в Германии. Гонка должна была состояться 15 сентября, но решение об ее окончательном проведении приняли лишь за несколько дней до старта в связи с событиями в США 11 сентября.

В итоге старт был дан – пилотам предстояло проехать полтысячи километров по новому треку. Алекс Дзанарди, после доброй сотни кругов, сумел захватить лидерство, что было просто невероятным достижением как для него, так и для команды. За 13 кругов до финиша Алекс отправился в боксы, а вернувшись обратно – потерял контроль над автомобилем, который развернуло прямо посреди трассы. На сумасшедшей скорости в болид Дзанарди влетел его теска Алекс Тальяни. Страх и паника охватили всех. Болид Mo Nunn буквально разрубило пополам. Глядя на то, что осталось от автомобиля итальянца, было очень сложно поверить, что гонщик еще жив. Но Алекс не погиб…

Дзанарди потерял критическое количество крови (около 75%), но оперативное вмешательство врачей спасло жизнь гонщику.

Последствия катастрофы оказались плачевными: медики смогли вытащить Алекса с того света, но не сумели спасти его ноги. Когда он пришел в себя, семья сообщила ему эту страшную новость. Все, что тогда ответил Алекс, уместилось в одну короткую фразу: «Главное, что я жив».

За полтора месяца в больнице Берлина Алекс перенес 14 сложнейших операций. Никто не гарантировал, что он сможет выжить, а о гарантиях того, что он продолжит карьеру, речь не шла вовсе.

Жизнь после: новые победы и золото Паралимпиады

«Как только я понял, что жив, я начал строить планы. Я начал учиться ходить. Я падал, но в конце концов сделал это. Дальше я планировал вновь сесть за руль…»

Долгий период реабилитации, который ожидал гонщика, завершился для него возвращением в автоспорт. Это казалось невероятным, но Алекс вернулся. На специально переоборудованном автомобиле Дзанарди, спустя два года, доехал те 13 кругов на треке Lausitz, которые не сумел преодолеть из-за аварии. Люди, собравшиеся на автодроме, стоя аплодировали мужеству итальянца, который, казалось бы, не потерял ноги, а обрел крылья. Алекс сумел показать темп, который мог позволить ему выиграть гонку в 2001-м, после чего в шутку заявил, что это стало возможным, так как «я стал немного легче».

Специальный автомобиль с ручным управлением позволил Алексу полноценно вернуться в гонки. Площадкой для своего кам-бэка итальянец выбрал туринговые чемпионаты, после чего завоевал титул в серии Italian Touring Car Championship (ETCC)и бронзу European Touring Car Cup в 2005-м. В том же году он получил престижную награду Laureus в номинации «Возвращение года».

В 2006-м Алекс дебютировал в WTCC, проведя там четыре сезона, а в 2011-м итальянский гонщик принял решение защищать честь национальной паралимпийской сборной Италии, выбрав наиболее схожий с автоспортом олимпийский вид – гонки на велосипедах с ручным управлением.

Такой велосипед превратился в часть жизни Алекса задолго до того, как гонщик стал частью паралимпийской сборной своей страны. В 2007-м Алессандро занял четвертое место в престижном нью-йоркском марафоне. До старта в заезде Алекс провел всего четыре недели тренировок в новом для себя виде спорта. Позже он принял участие в чемпионате мира по гонкам на велосипедах с ручным управлением, активно ездил во всевозможных марафонах, со второй попытки выиграл марафон в Нью-Йорке и вскоре заявил, что хотел бы защищать честь Италии на Паралимпийских играх в Лондоне-2012.

Два золота и одна серебряная паралимпийская медаль еще больше придали уверенности Алессандро. Казалось бы, после тяжелейшей аварии, ампутации и длительной реабилитации Дзанарди стал еще сильнее. И это действительно так. Жизнь обрела новый смысл.

Не бросив автоспорт, Алексначал подготовку к Паралимпиаде в Рио-2016, где сумел повторить свое достижение: два золота и одно серебро.Будьте уверены: с трибун, мимо которых Алекс проезжал на своем велосипеде, доносились не одинокие возгласы: «Это Дзанарди!» –четырехкратный паралипийский чемпион Дзанарди, ставший примером для всех павших духом людей.

Жизнь Алессандро Дзанарди – прямое свидетельство того, что неприятности, даже самые страшные, нужно принять как шанс начать все заново. Их нужно преодолеть, доказав всем, что ограниченные возможности ни коим образом не ограничивают человека, стремящегося к победам. Сколько бы наград ни выиграл Алекс, одну главную победу он уже завоевал. И пускай за нее не дают медалей и она не идет в зачет ни одного из известных человечеству видов спорта, но эта победа, добытая над самим собой – одна из важнейших в жизни каждого человека.

Этот человек покорил меня своим жизнелюбием, силой духа, несгибаемым характером, невероятным трудолюбием. Прочитав об Алессандро Дзанарди много материала, я решила рассказать вам о нем своими словами, как я все увидела и почувствовала, представив себе все то, что произошло с этим мужественным человеком. Я позволила себе некоторые литературные приемы, чтобы рассказать вам историю о гонщике не сухим языком Википедии и других источников, при этом полностью сохранив все биографические факты жизни спортсмена.

▪ ▪ ▪ ▪ ▪

Солнечные лучи настойчиво пробиваются сквозь оконное стекло, беззаботно щебечут птицы, устроившись на ветвях высоких деревьев, за окном плывут легкие облака, ежеминутно принимая новые причудливые образы, и кажется, что ничего не изменилось, все как обычно. Все, как и прежде, если только не думать о том, что случилось, если бы не было такой боли в местах ампутации ног, если бы вокруг была не больничная палата. Ах, если бы, если бы, если бы…

Алессандро лежал на больничной койке, лицо его было невероятно бледным, он потерял много крови, несколько дней находился в коме, его жизнь висела на волоске. И вот теперь, когда смерть отступила, нужно учиться жить дальше, жить таким, каким он стал после аварии. В голове возникали картины прошлого, такого далекого и безвозвратного.

Он рос непослушным и озорным ребенком, был невероятным проказником. Родителей волновала гиперактивность сына и его нежелание сосредоточиться на чем-то одном. Вместе с отцом он часто смотрел гонки «Формулы-1» по телевизору. Однажды они даже вместе пытались соорудить собственный маленький карт из подручного материала, найденного в мастерской отца. Сандро хорошо помнит это время. Как это было давно, и как тогда было замечательно!

С 13 лет он начал серьезно заниматься картингом, ему это очень нравилось, теперь он понял, что спорт в его жизни займет главное место. А родители все еще считали его страсть мимолетным увлечением. Но судьба сама расставила все по своим местам, от нее не уйдешь. Постепенно стало очевидно, что у Сандро великолепные способности, и у него может быть большое будущее в мире спорта. Но семья Дзанарди не была состоятельной, да и ряд трагических событий настроил мать и отца против того, чтобы их сын выступал на серьезных соревнованиях. О том, чтобы он посвятил себя полностью автогонкам, не могло быть и речи! Но в конце 1987 года отец одного из друзей Сандро по картингу предложил ему поддержку для выступлений в автогонках – он готов был выступить в роли спонсора. Алессандро согласился вопреки мнению родителей.

На одном из крупных соревнований он, единственный в пелотоне, облепил свой карт наклейками шинной компании «4 Stars», не придавая этому смысл, просто понравились яркие картинки. В тот день Алессандро приехал на подиум. А после гонки босс этой самой шинной компании предложил ему контракт. Им был нужен тест-пилот для их новой продукции в высшем классе национального картингового чемпионата. В обмен они были готовы оплачивать гонщику технику и расходы на участие в соревнованиях.

«Я сам никогда всерьез не надеялся, что карьера моя пойдет дальше картинга. А родители даже никогда не рассматривали такую возможность, – рассказывал Дзанарди. – Картинг, в конце концов, был не слишком опасной игрой, но переход в Ф-3 был для них концом мечты о моей безопасности. Он разрушал тот защитный кокон, который они столько лет вокруг меня создавали»

Победа Алекса Дзанарди на Oran Park Raceway в 1987 году

Воспоминания несут его по волнам памяти. Далекий 1991 год... С экранов телевизоров доносятся вести о распаде СССР, идет война в Персидском заливе, около Ливорно паром сталкивается с нефтяным танкером, и больше ста жертв погружают Италию в траур.

Алессандро Дзарти принимает участие в итальянской «Формуле-3», затем дебютирует в международном чемпионате «Формула-3000». Он выигрывает дважды и становится вице-чемпионом по итогам чемпионата-1991. Потом были две гонки в Формуле-1 за команду «Джордан», но он не набрал ни одного очка. Алессандро до сих пор помнит то жгучее чувство обиды, которое разлилось в груди, но винить, кроме себя, было некого. Он помнит и то, как в 1992 был тест-пилотом «Минарди» и принял участие в трех этапах, но в двух из них даже не прошёл квалификацию, а в третьей – сошёл. В 1993 году Алессандро подписал контракт с командой «Лотус».

А в августе 1993 в Спа-Франкошам Алессандро впервые осознал, что автогонки – это большой риск, смерть прошла совсем рядом, только подмигнув ему. Во время практики в «Красной Воде» у его «Лотуса» на скорости в 289 км/ч отказала активная подвеска и машина врезалась в стену. Удар был страшным, мало кто в паддоке надеялся, что гонщик выживет. Но Дзанарди отделался сотрясением мозга и повреждением спинного нерва, на несколько дней парализовавшим левую руку. Хотя именно тогда ему впервые пришло в голову, что игра, возможно, не стоит свеч. Во второй гонке за британский коллектив Дзанарди завоевал свое первое очко на чемпионате мира. Но «Лотус» стал банкротом, и Сандро вне зависимости от своих желаний покинул чемпионат.

Алессандро Дзарти и Рене Арну

Странная вещь – память. Она хранит в себе все, и не отпускает ни на минуту. Алессандро вспоминает, что было много и радостного в его спортивной карьере. Он уезжает в Америку, где его окрестили на свой лад и стали называть просто Алекс. Для большого числа поклонников CART Алессандро Дзанарди был кумиром, как Михаэль Шумахер – для поклонников «Формулы-1». Кроме таланта, его обожали за то, что он был своим парнем, искренним и честным.

Этап серии CART в Лонг-Бич, 1998 год

Его дебют был успешным: стартовал с поула уже во второй гонке и выиграл три гран-при в том сезоне. Дзанарди закончил 1996 год с бронзой чемпионата. Следующие два года он доминировал на трассах, уверенно выиграв чемпионаты 1997 и 1998 годов и одержав двенадцать побед. Оба этих сезона Алекс по-прежнему провел в составе конюшни Чипа Гэнасси.

Именно Дзанарди ввел моду на большое количество дыма после финиша, каждый раз прокручивая после победы «жука»

Он выигрывал гонки, стартуя с последнего места, срывал овации невероятными обгонами, ставил рекорды, выиграл в одну калитку два чемпионских титула. Самым близким и преданным другом стал партнер по команде Джимми Вассер. Его Алессандро вспомнил с особым теплом. В Америке Алекс стал по-настоящему счастлив. Удача всегда была на его стороне. Он стал известен и богат, обрел семью. У них появился большой дом на берегу озера, в котором всегда было много друзей.

Алекс Дзанарди против Брайана Херты на трассе Лагуна-Сека в 1996 году. Невероятный обгон!

// Последний круг – Алекс Занарди делает маневр, который вошел в историю, как «The Pass». Позже такой обгон был запрещен в последующих гран-при //

Но через три года все резко изменилось. Алессандро даже не сразу понял, что именно, но смятение в его душе росло день ото дня. Он начал чувствовать, что устал от чужой страны, языка, стиля жизни и принял решение вернуться домой. Он оставил все и снова отправился туда, где были его друзья и родные. Вернувшись в Европу, Алесанндро снова захотел попробовать себя в «Формуле-1». Ему поступило предложение от «Уильямс». Сандро получил сильную машину и возможность доказать всему миру свои амбиции в сильнейшей гоночной серии. Но все пошло не так, как предполагалось. Им были допущены досадные ошибки, да плюс ко всему болид «Уильямса» 1999 года, оснащенный двигателями «Супертек», был недостаточно быстр и ненадежен. Когда Дзанарди не набрал ни одного очка, с ним разорвали контракт. Этот сезон стал последним в его карьере гонщика «Формулы-1».

Сандро пытался понять, почему у него не сложилось с «Формулой-1». Может быть дело в том, что к тому времени в «Формуле-1» уже вступала в силу эпоха менеджеров. Судьбы пилотов решались не на трассе, а в кулуарах, а он не умел, а может быть не хотел с выгодой обустраивать свои дела. Прямолинейный, честный, импульсивный, порой излишне доверчивый, он оказался в атмосфере интриг и многоходовых шахматных комбинаций этого аристократического клуба, став разменной пешкой в руках опытных игроков, и он начал совершать одну тактическую ошибку за другой. Сандро вспоминает это все снова и снова, стараясь как можно дальше отогнать мысли о самом страшном дне его жизни.

Память… она безжалостно несла его в тот злополучный черный день. В 2001-м он решил вернуться в CART. Наверное, это все же судьба, от которой не уйдешь. Сандро отказывался от многих предложений, поступающих ему. Друзья и семья не понимали его. Но он объяснял это себе внезапно навалившейся хандрой и жуткой усталостью. И вдруг, неожиданно для многих, и главное для самого себя, Алессандро подписал роковой для себя контракт с новой конюшней, созданной его бывшим гоночным инженером Мо Нанном, команда которого еще была не готова бороться на высоком уровне.

15 сентября должен был состояться этап на автодроме в Лаузитце. Он помнит тот день до мельчайших подробностей. Солнце светило особенно отчаянно, а небо было пронзительно-синим. То насмешливое палящее солнце и сейчас стои́т у него перед глазами. Не было тревоги и волнения, а было только одно желание – победить! Алессандро уже успел поучаствовать во многих авточемпионатах, ему был знаком головокружительный вкус успеха и славы, и он решил снова и снова доказывать, что способен на очень многое. Ничто не предвещало беды. Уже за 13 кругов до финиша он стал безусловным лидером гонки, в голове у него лихорадочно звенело: «Давай, ты сможешь!» За тринадцать кругов до финиша, лидировавший в гонке, Дзанарди остановился в боксах для смены резины.

«Ну вот, гонка выиграна. Теперь меня уже никто не остановит! Если бы я только знал, что случится несколькими секундами спустя»

Выезжая с пит-лэйна, Сандро слишком резко начал ускорение на холодных покрышках – машину развернуло, и она встала поперек трассы. В ту же секунду в нее врезался болид Тальяни, входивший в поворот и мчавшийся со скоростью 320 км/ч. От удара легкий «Рейнар» буквально переломился пополам вместе с Дзанарди... Трибуны и комментаторы едва успели ахнуть. А дальше темнота… Алессандро провалился в холодную бездну. Больше он ничего не помнит…

Весь пелетон потом будет ломать головы, что же стало причиной этого трагического пируэта – гонщики сойдутся на том, что на асфальте оказалось масло, пролившееся из машины технической поддержки

Авария была настолько жуткой, что никто не ожидал, что Дзанарди выживет. Наверное, это было настоящее чудо, что он не погиб! Но от его обеих ног ниже коленей практически ничего не осталось – авария навсегда изуродовала Алессандро. В тяжелейшем состоянии вертолет доставил его в ближайшую больницу, вопрос жизни и смерти решали минуты и даже секунды. Вместе с умирающим гонщиком поехали его жена Даниэла и священник серии, который в дороге соборовал Алессандро, готовя его к смерти по церквному канону. Уже почти никто не сомневался, что выжить у него нет ни малейшего шанса.

В тот день его сердце останавливалось 7 раз, он потерял 75 % крови, в его теле оставалось меньше литра крови, сердце качало только плазму и воздух, в тот день он должен был умереть

Врачи боролись за его жизнь и выиграли эту труднейшую партию у смерти. Дзанарди делали операции каждые двое суток, извлекая из тела обломки машины. После них полтора месяца в больнице были потрачены на то, чтобы снова научиться делать простейшие вещи – например, дышать самостоятельно после отключения аппарата вентиляции легких. Потом его перевели в одну из клиник Болоньи, где врачи были просто потрясены мужеством пациента.

Сейчас к нему возвращаются воспоминания. Боль душевная смешалась с болью физической, и не понятно, как теперь с этим жить… «Неужели все потеряно навсегда, кто я теперь и кому я нужен?» – эти мысли не покидали Алессандро, они вихрем проносились в голове, и избавиться от них хоть на мгновение не было никакой возможности.

В эти непростые дни его поддерживали друзья, близкие и просто люди, не знающие его лично, но услышав об ужасной трагедии, случившейся с ним, слали ему слова поддержки и утешения. А однажды на его имя из далекой заснеженной России пришла бандероль, в ней находилась книга неизвестного ему автора Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» в переводе на итальянский. Он открыл ее, начал читать и уже не мог оторваться. Повесть захватила его. Книга была о летчике Маресьеве, который, потеряв обе ноги, сумел вернуться в строй. И после прочтения Алессандро поверил в то, что и он сможет доказать всем и прежде всего себе, что списывать его еще рано!

«Если бы до аварии я спросил себя: Что я буду делать, если подобное случится? Ответ был бы: Покончил с жизнью. Но когда это произошло, мне пришлось повторить вопрос, и на этот раз серьезно. Серьезный ответ: жизнь – это прекрасная возможность, зачем от нее отказываться»

Специалисты пообещали изготовить такие протезы, на которых он сможет ходить без костылей. Размер ноги при их изготовлении был уменьшен с 44-го до 36-го. Цель Алессандро была снова начать водить машину. Он знал, что сможет, был уверен, ведь русский летчик смог! И тоже он сможет. Обязательно сможет! Начались интенсивные тренировки. Сначала нужно было научиться обходиться без костылей, а потом – найти подходящую машину.

Прошло время. Сколько было приложено усилий, сколько пролито пота, а может быть и слез – как знать – известно только самому Сандро, равно как и чего ему стоило снова встать в строй! Летом 2002 года упорство Дзанарди было вознаграждено – он начал уверенно ходить на протезах. Он с женой Даниэлой выбрался в Торонто на гонку серии CART – повидаться со старыми друзьями. Алекс был встречен как герой, а дирекция гонки даже попросила оказать им честь и сделать отмашку флагом на старт и финиш.

2002г. Алессандро готов вернуться в профессиональный автоспорт

У Алессандро оставалась одна заветная мечта. Мысли о ней не выходили из головы, он думал постоянно о том, что хочет вернуться на «Лаузитцринг» и все же доехать те 13 оставшихся кругов. И эта мечта воплотилась в реальность. В мае 2003 года CART вновь приехал на этот немецкий автодром, и к этому времени Алессандро понял, что может без проблем управлять картом, если ступни протезов жестко зафиксировать на педалях. Алессандро впервые сел в кокпит модифицированного болида и после пары кругов понял, что для него ничего не изменилось. Нет страха, а тело помнит все движения. Символическое шоу на «Лаузитцринге» прошло восхитительно. Дзанарди вывел свой «Рейнар» на овал перед переполненными трибунами и наконец-то провел до конца свою незаконченную гонку.

13 кругов Алессандро Дзанарди по Лаузитцрингу

«Это было как воссоединение с любовью всей твоей жизни, которую у тебя внезапно отобрали на полтора года», – признается потом Дзанарди

Позже Алессандро предложили поучаствовать в европейской серии «Туринг» (ETCC), предоставив ему специальную машину с ручным управлением. Результаты пробных гонок 2003 года были впечатляющими настолько, что на следующий год Дзанарди перешел в WTCC, выехал на трассу уже как боевой пилот и одержал свою первую победу в гонках после страшной аварии. А 2005-м перешел в мировую серию, где уже не просто участвовал, а выиграл гонку!

10 лет назад в Ошерслебене Алессандро Дзанарди впервые выиграл после чудовищной аварии, в которой он лишился ног

Он по-прежнему мечтал вернуться в «Формулу-1», пусть даже в качестве тестера. И, как известно, мечтам свойственно сбываться. Ему позвонили из «БМВ». И в 2006 году Дзанарди принял участие в показательных заездах команды «БМВ». Под него специально переделали рулевое управление болида, и он снова выехал на автодром, как и в старые добрые времена. Алессандро, без обеих ног, но все такой же неукротимый, быстрый, отважный, снова был за рулем одного из самых скоростных в мире автомобилей!

У Алессандро появилась новая мечта – выступить на Паралимпийских играх. В качестве вида спорта он выбрал ручной велосипед, наиболее близкий вид спорта к тому, чем он занимался всю жизнь. В 2009-м Дзанарди в классе ручных велосипедов выиграл марафон в Венеции, в 2010-м в Риме, в 2011-м одержал победу в Нью-Йорке. 5 сентября 2012 года на Паралимпийских играх он завоевал золотую медаль на дистанции 16 км, а 7 сентября 2012 года выиграл второе золото на дистанции в 64 км.

Он и сегодня в строю, этот итальянский Маресьев. Своим примером показывая, что нет ничего невозможного, а жизнь прекрасна во всех ее проявлениях. И что не стоит сдаваться, а нужно идти вперед и только вперед, пусть даже вопреки!

Ежегодная гонка «24 часа Спа» 2015 год

«Никогда не чувствовал себя несчастным, и думал о том, что могу сделать еще, а не о том, что потерял. Каждый день может дать вам что-то новое. После аварии мой образ жизни изменился. Никогда не считал, что моя жизнь стала драматичной, просто она стала другой»

▪ ▪ ▪ ▪ ▪

Двукратный чемпион автогоночной серии CART (1997-1998)

Чемпион Italian Superturismo

Победитель гонок WTCC

В ноябре 2011 года Дзанарди одержал победу в престижном Нью-Йоркском марафоне в классе ручных велосипедов.

Топовое фото: Global Look Press /Fabio Bozzani/dpa



  • Разделы сайта