Знаменитые российские гонщики. Возвращение в Россию. Айртон Сенна, Бразилия

Пять журналистов, весь год следивших за событиями на трассах, составили собственные рейтинги, выделив десятку самых успешных россиян в мировом и отечественном авто- и мотоспорте. Присвоив гонщикам баллы и просуммировав их, мы получили очень интересную картину, которую с удовольствием представляем вашему вниманию.

Эксперты: СБ – Сергей Беднарук; АК – Александр Кабановский; ОК – Олег Карпов; АС – Алексей Сергеев; ВХ – Валентин Хорунжий.

Кого называли

В общей сложности были озвучены имена 20 гонщиков. Такое разнообразие было вполне предсказуемым, ведь сейчас на старт в самых разных дисциплинах выходит великое множество российских пилотов. Уследить за всеми – от картинга и мотокросса до внедорожных рейдов и "младших" формул – положительно невозможно.

По счастью, хоть каждый из наших экспертов и имеет собственную специализацию, их совместное мнение можно считать совершенно объективным.

Среди тех, кто попал в поле зрения Motorsport.com Россия, но не заработал достаточно очков для места в десятке, мастер марафонских гонок Илья Мельников и мотокроссмен Евгений Бобрышев , чемпион страны по ралли Вадим Макаров и фирменный пилот SMP Racing Дэвид Маркозов .

Чуть выше с почти одинаковой суммой баллов в таблице расположились четверо очень разных спортсменов. Это Милен Пономаренко – юная картингистка, ставшая седьмой на чемпионате мира, открытие года в отечественном раллийном первенстве Вадим Лелюх (попавший, к сожалению, в тяжелую аварию), вице-чемпион Евроформулы Open Константин Терещенко и один из героев прошлогоднего "Дакара" Владимир Васильев .

Были также отмечены победитель гонок Формулы Renault 2.0 Матевос Исаакян и заметно прибавивший в GP2 Артем Маркелов . Наконец, на ближних подступах к десятке остановился триумфатор "24 часов Ле-Мана" и победитель WEC Алексей Басов .

Ну а вот кто стал нашими лауреатами:

9-10. Анастасия Нифонтова

Ралли-рейды

Единственная представительница мотогонок и слабого пола на самом деле оказалась в нашей десятке вовсе не случайно. Продолжательница спортивной династии в нынешнем сезоне выиграла Кубок мира по внедорожным ралли среди гонщиц на мотоциклах. И пусть конкуренция здесь несколько ниже, чем среди представителей сильного пола, титул – это всегда титул, тем более в такой физически сложной дисциплине.

СБ : Без представителей мотоспорта этот список не был бы полон. Увы, наши немногочисленные кольцевики на международной арене в этом году не смогли добиться каких-либо значимых достижений. Поэтому звание лучшего мотогонщика – а точнее, мотогонщицы – присуждаю отважной Анастасии Нифонтовой.

АС : Не каждый мужчина-гонщик способен преодолеть на мотоцикле пять с половиной тысяч километров по пустыням, а наша хрупкая гонщица сделала это, причем с блеском. Дебютировав в ралли-марафоне "Африка", Настя финишировала на седьмой позиции в зачете мотоциклов и первом среди представительниц прекрасного пола. Но это еще не все – затем последовал отличный сезон в Кубке мира по ралли-рейдам.

9-10. Айрат Мардеев

29 лет, ралли-рейды

Триумфатор "Дакара" оказался в невыгодном положении по той причине, что одержал свою победу в середине января – и к моменту нашего голосования она несколько подзабылась. Однако недавний дебютант показал в Южной Америке главное качество марафонца – стабильность. Не будучи однозначно быстрейшим (на его счету всего две победы на спецучастках), Айрат избежал проблем и переиграл напарников по камазовской дружине.

АС : Свой первый "Дакар" Айрат проехал в 2009-м году в качестве механика экипажа своего отца Ильгизара – они заняли четвертое место. Четыре года спустя Мардеев-младший уже в качестве пилота привел свой КамАЗ на финиш легендарной гонки со вторым результатом. И, наконец, в 2015-м он одержал победу.

ВХ : После тяжелейшего 2014 года, когда он потерял своего отца, Айрат одержал абсолютно заслуженную первую победу на "Дакаре", причем сделал это в упорной борьбе с двумя другими представителями КамАЗа.

7-8. Роберт Шварцман

16 лет, Формула 4

Юный петербуржец, не привлекая особого внимания, на удивление эффективно провел свой первый полный сезон после перехода из картинга. В итальянской и немецкой Ф4 он заработал в общей сложности 16 призовых кубков, завершив сезон на третьей и четвертой позиции соответственно.

АК : При взгляде на Роберта сразу ощущается позитив и оптимизм – не случайно почти на всех фото мальчишка широко улыбается. Да, порой были и неудачи, но в целом прошедший сезон принес ему немало поводов для оптимизма. Как говорится, новичков нужно оценивать по лучшим результатам. И с ними у гонщика полный порядок.

СБ : Этот юниор может добраться до самых высот. Говорить об этом позволяют его результаты в немецкой Формуле 4 – в первенстве с очень высоким уровнем конкуренции между вчерашними сильнейшими картингистами Роберт не только не затерялся, но и стал одним из лидеров, регулярно поднимаясь на подиум и заняв итоговую четвёртую строчку.

7-8. Михаил Алёшин

28 лет, WEC, ELMS, IndyCar

Михаил всегда был настоящим универсалом, умеющим находить язык с любой техникой. Но в 2015-м он раскрылся в новом качестве марафонца. Накопленный за годы опыт оказал неоценимое подспорье в работе с новым прототипом BR01, а в концовке сезона москвич уверенно вернулся на американские овалы серии IndyCar.

ВХ : Алёшин прекрасно адаптировался к спорткарам в своем первом сезоне Европейской серии Ле-Ман и трижды попал на подиум за рулем нового прототипа SMP BR01, к разработке которого сам приложил руку. Затем под конец сезона вернулся в IndyCar после годичного отсутствия – и сразу квалифицировался лучше, чем его два более опытных напарника.

СБ : Пусть в этом году у Михаила не было возможности реализовать весь свой потенциал, но стоит отметить его работу в доводке BR01 и достойное возвращение в IndyCar после годичной паузы. Десятое место в финальной гонке сезона во много способствовало успешному завершению переговоров о полноценных выступлениях в Америке в 2016-м – у Алёшина есть все шансы вновь показать себя с самой сильной стороны и оказаться в нашем рейтинге будущего года в первой тройке.

6. Виктор Шайтар

32 года, WEC и ELMS

Тот случай, когда пилот и команда в прямом смысле слова нашли друг друга. Виктор получил возможность заниматься любимым делом, в котором достиг серьезных высок, а в SMP Racing не нарадуются тому потоку призовых кубков, который обеспечивает спортсмен из Люберец практически во всех гонках, где выходит на старт.

ОК : Одна из самых удивительных историй в российском автомобильном спорте. Виктор много лет назад блистал в отечественных "формулах", но дальше карьера не задалась – на переезд в Европу и участие в тамошних сериях просто не было денег. Но теперь он – обладатель престижного трофея и победитель "24 часов Ле-Мана".

АС : Чистая математика. Экипаж Шайтар / Басов / Бертолини выполнил задачу-максимум на все 100 процентов – в их активе победа в своем зачете чемпионата, а также в "24 часах Ле-Мана". Подобную задачу в минувшем сезоне больше не смог выполнить никто из россиян.

5. Егор Оруджев

20 лет, Формула Renault 3.5

Если оценивать пилотов с точки зрения прогресса по ходу сезона, то именно Егора следует признать лидером. Во второй половине чемпионата он постоянно был среди лидеров, а по ходу финальных этапов без него не обходился почти ни один подиум. Победы в Будапеште и Ле-Мане показали, что в 2015-м Оруджев стал одним из открытий ФR3.5.

ОК : Егор по-настоящему удивил. Его имя на слуху еще с тех времен, как он занимался картингом, но за пару лет, что пилот провел в Формуле Renault 2.0, многие наверняка успели в нем разочароваться. Но каков получился дебют в 3,5-литровом классе! За всю историю проведения чемпионата в нем принимали участие с десяток россиян, включая Михаила Алешина и Сергея Сироткина, но лучший первый сезон удался именно Оруджеву.

ВХ : Начал сезон более-менее тихо – что неудивительно, учитывая отсутствие предыдущего опыта в Формуле Renault 3.5. Но по ходу кампании становился все лучше и лучше, а на пути к каждой из двух побед блестяще удержал за собой двух лучших, намного более опытных, пилотов категории.

АК : Как признался сам Егор, летом, после первых неудач – надо признать, победа в Венгрии выглядела все же явным исключением из правил – он решил изменить свой подход к выступлениям. И результат не замедлил себя ждать. Кого это напомнило? Дочитайте до победителя нашего рейтинга.

4. Алексей Лукьянюк

35 лет, ERC

Алексей заявил о своей скорости уже давно, но лишь сейчас в полной мере продемонстрировал лучшие качества на международной арене. И хотя возраст не позволяет назвать питерца восходящей звездой, он смог провести 2015-й на очень высоком уровне.

АС : Однозначно – самый быстрый из действующих российских раллистов. В 2015 году Лукас попробовал свои силы в чемпионате Европы по ралли. И кто знает, каким был бы итоговый результат россиянина, если бы он весь сезон проехал со своим постоянным штурманом Алексеем Арнаутовым. Но три стартовых этапа с Евгением Червоненко подпортили ему статистику сезона. Что впрочем не умаляет великолепного достижения – "бронза" в ERC стала лучшим результатом в современной истории российского ралли.

АК : Как же обидно, что из-за досадной аварии на тестах Алексей так и не вышел на старт Ралли Финляндия за рулем машины WRC. Это стало бы для него настоящим экзаменом, по итогам которого можно было бы сравнивать россиянина с лучшими раллистами планеты. Ну а в том, что он очень хорош на уровне европейского чемпионата, сомнений быть не может.

СБ : Отрадно, что наши гонщики завоёвывают кубки не только в международных кольцевых сериях, но и в раллийных соревнованиях. После ухода из спорта Евгения Новикова главной российской надеждой в ралли стал Алексей Лукьянюк, который в этом году снова произвёл хорошее впечатление на этапах европейского чемпионата.

3. Роман Русинов

34 года, WEC

Самый опытный отечественный марафонец все же добился своей цели. Точнее, одной цели из двух: стал победителем WEC в классе LMP2, к чему шел вместе с командой G-Drive Racing несколько лет. А вот победа в Ле-Мане пока упорно ускользает от москвича.

ВХ : Третий в 2013-м, второй в 2014-м и, наконец, чемпион в этом году. Русинов продолжает оставаться одним из лучших в мире пилотов в классе LMP2 – на его счету теперь 12 побед в WEC. И прошедший сезон вселяет уверенность, что к этому списку рано или поздно будет добавлено и первое место в "24 часах Ле-Мана".

АС : Мы говорим WEC, подразумеваем Русинов. Победу в зачете LMP2 экипажа Русинов / Бёрд / Каналь не назвать сенсацией, мы ждали её. Но от этого она не стала менее ценной.

ОК : За Романа можно порадоваться. Несколько лет вместе с G-Drive, меняя по пути напарников, он шел к своей цели – победе в классе LMP2 – и теперь, наконец, ее добился. Впрочем, еще одна задача пока не решена. Роман пока не выигрывал в Ле-Мане, но, можно не сомневаться, он обязательно приложит все усилия, чтобы заполнить этот пробел в будущем году.

2. Сергей Сироткин

20 лет, GP2

Если оценивать исключительно результат, Сергей стал лучшим российским формулистом сезона – в своей серии, весьма конкурентоспособной по составу участников GP2 – он финишировал третьим, одержав одну победу и пять раз побывав на подиуме. Романа Русинова он переиграл в нашем рейтинге с перевесом в одно очко – словно Рио Харьянто на гоночных трассах.

ВХ : Открытие сезона в GP2, Сироткин пришел в категорию в составе команды Rapax и на большую часть года превратил её из середнячка серии в серьёзного претендента. Третье место в дебютном сезоне – очень мощная заявка на возможное будущее в Формуле 1.

ОК : Велик соблазн назвать Сергея и вовсе лучшим российским пилотом уходящего года. Но это скорее следствие "заниженных" ожиданий перед началом сезона. Карьера Сироткина как-то забуксовала в Формуле Renault 3.5, где он явно не продемонстрировал всех своих возможностей. Теперь же, если говорить откровенно, москвич просто вернулся на свой уровень. Сергей не просто лучший россиянин в молодежных сериях в 2015 году, он – один из лучших молодых пилотов этого года вообще.

АК : Болезненное расставание с Sauber могло бы сломать карьеру многим. Но грамотный менеджмент в сочетании с работой самого пилота сотворили маленькое чудо. Сергею всего 20 лет, и перед ним по-прежнему открыты все дороги.

1. Даниил Квят

21 год, Формула 1

Безоговорочная победа. Все пять экспертов присудили молодому уфимцу первое место. И есть за что – седьмое место в самой престижной гоночной серии планеты плюс победа над более опытным напарником. Гонщик года в России по любым версиям.

ОК : На самом деле, не нужно никаких объяснений. Даниил Квят выступает в Формуле 1 за одну из лучших команд, на равных борется с победителем трех Гран При Даниэлем Риккардо, поднимается на подиум.

СБ : Единственный российский пилот в Ф1 достойно провёл дебютный сезон в "старшей" команде Red Bull, несмотря на все сложности. Второе место в Венгрии и победа по очкам над более опытным напарником говорят сами за себя. Мы можем гордиться Даниилом и ждать от него новых успехов.

ВХ : С одной стороны, тот факт, что Квят финишировал выше Риккардо в общем зачете, наверное, не отражает полной картины сезона. С другой стороны – глядя на его выступления, легко забыть, что это был лишь второй сезон россиянина в Формуле 1. Его прогресс налицо, и раунд за раундом он выступал наравне со своим очень высоко оцениваемым напарником.

АК : Который год наблюдя за Даниилом, волей-неволей укрепляешься в мысли, что у него невероятная воля и по-настоящему чемпионское стремление к победе. Судьба много бросала его по миру: разные страны, серии, команды. Квят отличается редким умением вбирать всё лучшее – и еще не раз порадует нас на трассах.

Полная таблица голосования Motorsport.com Россия:

Driver СБ АК ОК АС ВХ Итого
Даниил Квят 10 10 10 10 10 70
Сергей Сироткин 9 9 9 9 36
Роман Русинов 8 8 7 5 7 35
Алексей Лукьянюк 7 7 6 9 29
Егор Оруджев 5 6 8 5 24
Виктор Шайтар 2 5 3 7 17
Михаил Алешин
6 4 13
Роберт Шварцман 3 6 13
Айрат Мардеев 8 2 10
Анастасия Нифонтова 1 1 8 10
Алексей Басов 2 7 9
Матевос Исаакян
4 1 5
Артём Маркелов
5 5
Владимир Васильев 4 4
Константин Терещенко 4 4
Вадим Лелюх 3 3
Милен Пономаренко 3 3
Вадим Макаров 2 2
Дэвид Маркозов 2 2
Евгений Бобрышев 1 1
Илья Мельников 1 1

Россия никогда не была мировой автоспортивной державой. Однако ситуация меняется: все больше российских пилотов выступает в мировых гоночных сериях. В 2014 году пройдет «Гран-При России», российская команда Russian Time крушит соперников в GP2.

А на днях стало известно, что уфимский пилот, 19-летний Даниил Квят в следующем году станет боевым пилотом команды «Формулы 1» Toro Rosso.

Мы решили вспомнить, кто из российских пилотов добивался серьезных результатов на европейском и мировом уровне, авансом включив двух будущих пилотов «Формулы 1» — Сергея Сироткина (Sauber) и Даниила Квята (Toro Rosso). Кажется, на сочинском этапе «Формулы 1» нам будет за кого поболеть.

Виталий Петров

Первый российский пилот «Формулы 1», участвовавший в трех сезона самой престижной серии автоспорта — с 2010 по 2012 годы. В отличие от остальных пилотов «Формулы 1», Виталий никогда не выступал в картинге, который сегодня считается обязательной ступенью в развитии пилотов-кольцевиков. Более того, автоспортивная карьера началась достаточно поздно — в 17 лет: многие его сверстники в этом возрасте уже стояли у порога «Формулы 1».

Первые шаги Виталий делал в кубке «Лада», в котором доминировал с момента своего дебюта. Пропуском в «Формулу 1» для Виталия стала серия GP2, где в 2009 году он с двумя победами занял второе место в чемпионате.

Отцу Виталия удалось привлечь спонсоров, при поддержке которых в 2010 году он дебютировал в команде Renault F1 в паре с польским пилотом Робертом Кубицей.

Вершиной карьеры Виталия стал «Гран-При Австралии» 2011 года, когда он сумел квалифицироваться шестым, а финишировал третьим — этот результат остается первым и пока единственным подиумом российского пилота в «Формуле 1».

В течение карьеры Виталий Петров много раз подвергался не вполне обоснованной критике. Тем не менее, объективно результаты Петрова говорили о наличии у него потенциала, который, правда, был существенно смазан нестабильностью выступлений, особенно в первый сезон «Формулы 1». Критики часто указывали, что «Петров гоняется лишь благодаря финансовой поддержке спонсоров», однако это — вполне нормальная ситуация для современной «Формулы 1».

Евгений Васин

Один из самых успешных российских раллистов на европейской арене: в 1995 году стал обладателем Кубка Европы по ралли, а также добился побед в классе в рамках чемпионата Европы по ралли. При этом сам Евгений вершиной карьеры считает второе место в двухлитровом классе ралли Монте-Карло 1996 года — одной из самых сложных, коварных и зрелищных раллийных гонок.

Евгений Новиков

На сегодня самый успешный российским пилот в чемпионате мира по ралли WRC.

Начал выступать в ралли в очень юном возрасте: в 2006-ом году, на момент первой гонки в Кубке России, у 15-летнего Новикова не было даже водительских прав (на перегонах за руль садился штурман). Дебют в кубке получился очень успешным: Евгений выиграл и самую первую гонку, и всю серию.

Не сумев победить в чемпионате России по ралли, с 2007 года Новиков принимал участие в отдельных гонках чемпионата мира WRC. А 2009 года выступал в молодежной команде Citroen, «взрослое» подразделение которой в то время доминировало в общем зачете WRC. Новиков стал первым россиянином, заработавшим очки на этапе чемпионата мира, а в 2012 году завоевал лучший результат — два вторых места.

Несмотря на очевидный талант и молодость, аналитики весьма осторожны в оценках перспектив Новикова. Евгений завоевал репутацию крайне нестабильного пилота, которому трудно совмещать высокую скорость с чистым, безаварийным пилотажем. Агрессивная манера езды часто привлекала внимание к пилоту: он порой даже выходил в лидеры ралли, но не всегда мог сохранить преимущество до финиша. В 2013 году Новиков несколько раз претендовал на подиум, однако слишком часто попадал в аварии. Апофеозом стал этап в Италии 2013, когда Новиков «убрался» в начале второго допа, то есть в первые минуты гонки.

Роман Русинов

Мог стать первым россиянином в «Формулы 1» — в 2005 и 2006 годах был тест-пилотом команд Jordan GP и MF1 Racing и назывался кандидатом на место основного пилота. Однако из-за отсутствия спонсорской поддержки не сложилось.

Тем не менее, Роман реализовал свой талант в гонках класса GT и спортпрототипов. Первую победу в гонках на выносливость он завоевал в момент своего дебюта в 2003 году, в 2004 году выиграл серию Le Mans в категории GT. Является автором лучшего результата среди российских пилотов в знаменитом 24-часовом марафоне «Ле Ман» — 10 место в абсолютном зачете. По совокупности результатов, Русинова можно признать самым успешным российским пилотом в кольцевых марафонах и гонках класса GT.

Михаил Алешин

Успешный российский картингист Михаил Алешин весьма ярко выступал в европейских и международных «Формулах». Апогей его карьеры — 2010 год, когда он лидировал в чемпионате престижной «Формулы Renault 3.5» и одержал победу в общем зачете в самой последней гонке. Причем, сделал это в очень эффектной манере: упустив лидерство в общем зачете за сутки до заключительного этапа, Алешин очень рискованным и красивым маневром сумел обогнать своего основного соперника Даниэля Рикьярдо в дождевой гонки и занять третье место, которого было достаточно для чемпионства.

Кстати, Рикьярдо стал пилотом «Формулы 1», но судьба Алешина оказалась драматичнее. С 2005 по 2009 годы он входил в программу поддержки молодых пилотов Red Bull, которая дала пропуск в «Формулу 1» в том числе нынешнему чемпиону Себастьяну Феттелю (а всего через эту программу в Ф1 попали 13 пилотов). Тем не менее, яркий успех пришел к Алешину слишком поздно, и он потерял место в программе, а вместе с ним — и четкие перспективы. Из-за отсутствия спонсоров Алешин не смог провести полноценный сезон в GP2 в 2011 году, и в настоящее время выступает в Формуле Renault 3.5. Правда, не так ярко: в силу ряда причин, лучшими результатами являются пятые места на гонках в Москве и Будапеште.

Владимир Чагин

Неразрывно ассоциируется с ошеломительным успехом команды «Камаз-Мастер» в «Ралли Дакар» (его по-старинке еще называют ралли «Париж-Дакар») — экипаж Чагина семь раз брал первое место в абсолютном зачете класса грузовиков.

Бывший технический администратор «Камаза», Владмир Чагин еще в 1996 году, в момент гоночного дебюта на грузовике, доказал свою конкурентоспособность. Золотая пора наступила в начале века, когда с 2000 года Чагин регулярно боролся за победу в самом престижном супермарафоне мира, и семь раз добивается результата («Камаз» за это время побеждал 9 раз).

Тимур Тимерзянов

В Казани развит автоспорт — это все знают. Даже президент Татарстана Рустам Минниханов регулярно участвует в гонках, в том числе достаточно успешно выступал в ралли-кроссе на европейском уровне.

Благодаря развитию трековых гонок в Татарстане взошла звезда Тимура Тимерзянова, первого российского гонщика, выигравшего чемпионат Европы в классе Supercars в 2012 году. В этом году гонщику удалось повторить свой результат, выступая на специально подготовленном Citroen DS3.

Леонтий Потапчик, Юрий Лесовский, Эдуард Баженов

Экипаж легендарного «Москвича-412», успешно добравшегося до финиша в одном из самых безумных автоспортивных соревнований XX века - трансконтинентальном ралли «Лондон-Мехико» 1970 года. Дикая по тем временам средняя скорость в 110 км/час (и это на фактически стандартном «Москвиче»!), невероятно сложные и опасные дороги, плюс невероятная дистанция — 26 000 км! — сделали ралли «Лондон-Мехико» подлинным испытанием как для техники, так и для экипажей. Нашим «Москвичам» противостояли Ford Escort, Triumph, BMW, Austin, и, тем не менее, все три советских автомобиля добрались до финиша, а экипаж Потапчика, Лесовского и Баженова занял лучшее из них 12 место.

Сергей Сироткин

Летом 2013 года Сергей Сироткин был объявлен боевым пилотом команды «Формулы 1» Sauber. Если в марте 2014 года его дебют действительно состоится, он станет самым молодым гонщиком «Формулы 1» за всю историю: ему только-только исполнилось 18 лет.

Юный возраст и отсутствие большого опыта в младших гоночных сериях заставляют многих аналитиков весьма скептически относится к дебюту Сироткина на столько высоком уровне. В последние годы на поспешном переходе в Ф1 обожглись многие пилоты.

Однако глава Sauber Мониша Кантельборн заявила, что Сергей производит впечатление не по годам зрелого человека. При этом окончательно решение о дебюте будет принято после тестов, где Сергей должен продемонстрировать умение быстро адаптироваться к болиду «Формулы 1».

При этом никто не скрывает, что основной интерес для Sauber представляют спонсоры, которых удалось найти отцу Сергея, Олегу Сироткину. Вопрос заключается лишь в том, достаточно ли будет их финансирование, чтобы компенсировать команде возможные риски от участия столь молодого пилота.

Впрочем, на протяжении недолгой карьеры Сергей демонстрировал хорошие задатки: он выиграл евросерию «Формулы Abarth», а также блеснул в весьма серьезной категории Auto GP, став самым молодым победителем в истории чемпионата. Вместе с тем, 2013 год закончился не вполне удачно: в мировой серии Renault Сироткин занял 9 место, и сам признался, что расстроен результатом. Повлияет ли это на его перспективы — пока неясно.

Даниил Квят

Как и Алешин, уфимец Даниил Квят прошел серьезную картинговую подготовку и попал в программу поддержки молодых пилотов Red Bull в 2010 году.

В 2011—2012 годах Квят успешно выступал в гонках «Формулы Renault», выигрывая отдельные этапы, а в 2013 году перешел в GP3 и периодически участвовал в европейской «Формуле 3».

У Даниила было как минимум два серьезных конкурента в борьбе за место в «Формуле 1»: Антонио Феликс Да Кошта и Карлос Сайнс-младший, оба участники программы поддержки молодых пилотов Red Bull. Еще в начале сезона Квят не выглядел фаворитом, однако по ходу выступлений сумел произвести впечатление наиболее стабильного и прогрессирующего пилота. Сейчас сохраняет шансы на титул в серии GP3.

Квят может стать первым российским пилотом «Формулы 1», пробившимся на самый верх без многомиллионной финансовой поддержки благодаря чистому таланту и умению работать.

Как и Сироткин, он будет очень молодым пилотом «Формулы 1» (19 лет в момент дебюта), однако на его стороне — весьма качественная гоночная школа и хорошая техническая подготовка, которой требуют от своих пилотов наставники Red Bull.

Команда Toro Rosso, подписавшая контракт с Квятом, относится к категории перманентных середнячков «Формулы 1», но не это главное. Чемпионская конюшня Red Bull использует свой «итальянский клон» для обучения молодых пилотов. Поэтому Квят получает сильный шанс закрепиться в «Формуле 1» всерьез и надолго — далее все зависит от него, и, как обычно, от толики везения.

Правда, пройти путь от Toro Rosso до вершины «Формулы 1» удалось пока лишь одному человеку, но зато им является трехкратный чемпион мира Себастьян Феттель.

«Формула-1» - легендарное соревнование, которое имеет миллионные армии фанатов по всему миру. Чтобы принимать участие в таких гонках и побеждать, пилот болида должен обладать необычайной реакцией, выносливостью, умением моментально принимать правильные решения в сложных ситуациях. В нашей публикации хотелось бы поговорить о лучших гонщиках «Формулы-1» в истории.

Михаэль Шумахер

Кто лучший гонщик «Формулы-1» всех времен и народов? Начать наш рассказ хотелось бы с имени, что уже давно стало синонимом самых быстрых автомобильных соревнований. Речь идет о Михаэле Шумахере, который хорошо знаком даже тем людям, которые далеки от мира гонок и машин. Еще не так давно этот человек оставался абсолютным чемпионом согласно количеству завоеванных очков и титулов. Пилот никогда не останавливался на достигнутом, постоянно совершенствуя способности. Вождение Шумахера выглядело безупречным на самых сложных трассах и в любую погоду. человек был чрезвычайно быстр, а сам пилот никогда не признавал поражений.

К великому сожалению, Михаэль завязал с большим спортом, получив страшную травму во время падения на горнолыжном курорте. В настоящее время состояние здоровья одного из лучших гонщиков «Формулы-1» за всю историю практически не изменилось к лучшему. Шумахеру до сих пор сложно разговаривать и передвигаться. Поэтому по сей день для него не может быть и речи о возвращении в спорт.

Айртон Сенна

Пожалуй, Сенна является вторым лучшим гонщиком «Формулы-1» после Шумахера. Чемпионские титулы этому человеку удавалось завоевывать в 1998, 1990 и 1991 году. Стоит заметить, что выступать пилот начинал в абсолютно неизвестных командах. Однако благодаря зрелищному вождению и он за короткое время завоевал популярность.

Айртон имеет славу одного лучшего пилота, которому удавалось мастерски справляться с управлением болидом при самых неблагоприятных погодных условиях. За такое умение наш герой заслужил прозвище «Человек дождя». Вполне вероятно, Сенне покорился бы еще не один титул, если бы пилот не попал в аварию на гран-при Сан-Марино в 1994 году, которая унесла его жизнь.

Ники Лауда

Находиться в списке лучших гонщиков «Формулы-1» Ники Лауда заслуживает уже по той причине, что история развития его карьеры просто невероятна. Став ведущим пилотом команды Ferrari в 1974 году, этот талантливый человек сумел завоевать два титула чемпиона мира подряд. Однако в 1976-м его стремительный взлет к славе был прерван аварией на трассе Нюрбургринг. Ники получил страшные ожоги легких и головы, казалось бы, несовместимые с жизнью. Удивительно, но уже спустя два с половиной месяца Лауда вновь оказался за рулем болида, превозмогая ужасные боли в ходе каждого заезда.

Очередной титул австрийский пилот завоевал в 1984 году, находясь в команде McLaren. Затем Лауда решил завершить карьеру и вернулся в Ferrari, но уже в статусе консультанта. В наши дни выдающийся пилот входит в совет директоров Mercedes AMG Petronas Formula-1 Team.

Фернандо Алонсо

Многие фанаты автоспорта считают самым лучшим гонщиком «Формулы-1» Фернандо Алонсо. Действительно, этот пилот отличается особой расчетливостью и тактической грамотностью. Неудивительно, что ему удавалось дважды побеждать в чемпионате, обходя в зачете таких выдающихся спортсменов, как Себастьян Феттель и Льюис Хамильтон. На пике карьеры Фернандо одну за другой одерживал победы над более именитыми соперниками. Однако стать трехкратным чемпионом ему оказалось не по силам. Тем не менее Алонсо несколько раз признавали лучшим авторитетные спортивные издания и коллеги.

Себастьян Феттель

Удивительно, что Феттеля редко называют лучшим гонщиком «Формулы-1». А ведь этому пилоту совершенно не случайно покорялось целых четыре титула чемпиона мира. Немец никогда не работал на публику. Он не настолько одарен природой, по сравнению с вышеуказанными пилотами. Своим успехом Себастьян обязан в основном особой расчетливости и применению грамотной тактики на трассе. Вероятно, по причине отсутствия зрелищного стиля Феттель никогда не купался в лучах славы. Впрочем, пилот все еще молод и имеет отличные шансы на то, чтобы стать лучшим гонщиком «Формулы-1» в истории.

Льюис Хамильтон

Почетное место в списке лучших гонщиков «Формулы-1», без сомнений, занимает Льюис Хамильтон - трехкратный победитель мировой серии и один из наиболее одаренных пилотов. Этот спортсмен прославился благодаря своей великолепной технике, которая неоднократно позволяла ему обходить именитых соперников на грани физики.

Несмотря на почетный возраст и немалый соревновательный опыт, британец по-прежнему нередко допускает глупые ошибки на трассе. Вероятно, всему виной излишняя самоуверенность и желание всегда быть первым. Тем не менее Хамильтон является пилотом высочайшего класса, и его право находиться в рейтинге наиболее выдающихся гонщиков не подвергается сомнению.

Дженсон Баттон

Очевидно, что в карьере знаменитого британского гонщика имелось немало неудачных сезонов. Несмотря на это, Баттон сохраняет за собой славу выдающегося стратега и пилота, от которого всегда стоит ожидать ярких представлений на трассе. Примечательно, что одним из лучших Дженсона стали считать в 2011 году, после уверенной победы над более молодым и одаренным партнером по команде Льюисом Хамильтоном. Даже в наши дни Баттон остается образцом для подражания в плане работы над выбором стратегий и повышением собственного имиджа.

Кими Райкконен

Райкконен - обладатель чемпионского титула, двукратный бронзовый призер мировой серии соревнований «Формула-1». Пилот по сей день оставляет за собой статус одного из наиболее перспективных гонщиков планеты. Среди основных талантов Кими стоит отметить способность соблюдать строгую дисциплину, выверенный, спокойный стиль управления болидом, а также четкое следование стратегии.

Красный барон

Самым известным, успешным и талантливым гонщиком Формулы-1 за всю ее историю можно назвать Михаэля Шумахера. Даже тот, кто далек от мира автоспорта, знает «красного барона» и нередко использует его фамилию в качестве имени нарицательного. 3 января 2011 года Михаэль Шумахер отпраздновал свое 42-летие. Для королевских гонок это солидный возраст, но бывший пилот Феррари решил вернуться в Формулу-1 в 2010 году, выбрав при этом команду Мерседес. Немецкий гонщик является непобедимым и непревзойденным, на его счету 91 победа, 269 Гран-При, 68 поул-позиций и 4 команды.

Путь спортсмена

Наибольшего успеха Шумахер достиг во время своей карьеры в Феррари, но при этом в разные годы он был пилотом Бенеттон Форд и Бенеттон Джордан. Чемпионом мира Шумахер становился 7 раз, в 1994-1995, а также на протяжении 5 лет с 2000г. до 2004г.

Дебют «солнечного мальчика», как его часто называют журналисты, пришелся на Гран-При Бельгии в 1991г. Михаэль сел за руль болида Бенеттон-Форд и занял 7 место. Это было великолепным результатом, учитывая, что Шуми впервые за свою жизнь выехал на трассу Формулы-1. Вообще, талант великого гонщика проявлялся уже в детстве, когда Михаэль участвовал в гонках на картингах в 4-х летнем возрасте. Позже его пристрастие передалось и его младшему брату Ральфу.

Контракт с "Феррари"

После удачного результата в команде Бенеттон-Форд Шумахер был замечен директором Бенеттон-Джордан Флавио Бриаторе. А через год состоялась его первая победа в Гран-при Бельгии уже в составе новой команды.

В 1995г. было принято решение использовать моторы компании Рено. Но от такого выбора быстро отказались. Тем не менее, Шумахер к тому времени имел на своем счету уже 19 побед! Контракт с Феррари Шумахер подписал в 1996 г. Михаэль вернул команде былую славу и принес долгожданную победу.

1999г. стал для Шумахера роковым. На Гран-При Великобритании чемпион сломал ногу и пропустил сезон. Однако воля и желание побеждать оказались сильнее и уже в 2000г. Шумахер принес команде чемпионский титул.

Считается, что последний год Шуми в Скудерии был не слишком удачным. Михаэлю стоило бы уйти чемпионом, а не довольствоваться второстепенными ролями. Чемпион снова в болиде, но пока его успехи не слишком впечатляют, что связано с недостаточной доработкой технических составляющих болида.

Личность скандальная, но многогранная

Михаэль Шумахер – самый скандальный гонщик Формулы-1. За свою карьеру он не раз устраивал разборки с журналистами, оскорбляя назойливых папарацци. Не менее буйный нрав проявлял он и в отношении коллег по цеху, накидываясь на них с кулаками. Зато по части семейной жизни Шуми – само постоянство. Уже 16 лет он состоит в счастливом браке с Коринной, матерью двоих его детей.

Даниил Квят

GP3: чемпионский титул, 168 очков, 3 победы, 2 подиума, 2 поул-позиции, 4 быстрых круга. Европейская «Формула-3»: незачетное выступление, 1 победа, 4 подиума, 5 поул-позиций, 1 быстрый круг

Сезон в GP3 для Квята начинался тяжело, первый этап в Барселоне стал кошмаром – чрезвычайно быстрый износ шин «Пирелли» не позволил побороться за большие очки в обеих гонках на «Каталунья-Монтмело». Однако в дальнейшем проблемы с резиной решились, а уроженец Башкортостана стремительно прогрессировал от гонки к гонке, и после сложных первых четырех этапов прекрасно провел вторую половину чемпионата – в Венгрии удалось добыть первый подиум, а уже в Спа Даниил завоевал первый поул, который успешно конвертировал в первую же победу.

Этап в Монце стал лучшим в сезоне – российский пилот оформил «хет-трик» в первой гонке и из-за правила реверсивной решетки стартуя восьмым во второй гонке едва не выиграл и ее, став вторым. На трассе в Абу-Даби Квят снова завоевал поул, оформил быстрый круг и выиграл гонку, что с учетом провальной гонки главного соперника россиянина Факундо Регалии принесло Даниилу чемпионский титул!

Впечатленный прогрессом Квята по ходу сезона доктор Гельмут Марко принял смелое решение взять 19-летнего пилота в ряды команды «Формулы-1» «Торо Россо» – в этом сезоне Даниил успел провести две практики в рамках уик-эндов Больших призов, а также пару дней тестов. Подготовка к сезону идет полным ходом и в следующем году на старт Гран-при снова выйдет российский гонщик.

Евгений Новиков

WRC: 7 место, 69 очков, лучший результат – 4 место (Ралли Португалии и Ралли Аргентины)

После замечательного прошлого сезона этот чемпионат у Евгения решительно не задался. Где-то мешала надежность техники, где-то Новиков сам допускал ошибки, где-то винить следует штурмана Илку Майнор, иногда просто жутко не везло – проблемы преследовали едва ли не в каждом ралли. К сожалению, исчезла стабильность, которую вроде бы обрел Новиков в прошлом году. Особенно грустно результаты Евгения выглядят на фоне его партнеров по «Форду» Мадса Остберга и Тьерри Невилля. В то же время видно, что скорость Новикова никуда не пропадала – россиянин не раз брал бонусные очки на Power Stage (последнем этапе ралли, за который начисляются дополнительные баллы).

Сезон никак нельзя занести Евгению в актив, чемпионат-2013 явно испортил ему репутацию – заводские команды один за другим объявляют составы на следующий год, «М-Спорт» контракт продлевать не пожелал, и пока что россиянин сидит без места. Скорее всего, в сезоне-2014 Новикову снова придется выступать на клиентской машине и заново восстанавливать свое реноме прекрасного раллиста. Роман Русинов

В составе выступающей под российским флагом команды G-Drive Racing Русинов провел прекрасный сезон. Если в первых гонках Роман вместе с партнерами Джоном Мартином и Марком Конвеем испытывал проблемы с надежностью техники и показывал не самые высокие результаты, то оставшаяся часть чемпионата для экипажа G-Drive сложилась блестяще: на последних пяти этапах было одержано четыре победы в своем классе.

Заключительный же этап – «6 часов Бахрейна» закончился и вовсе великолепно – Роман, Джон и Мартин поднялись на подиум в общей классификации, уступив только двум прототипам LMP1. Жаль только, что Русинов и его напарники лишились третьей позиции в легендарном марафоне «24 часа Ле-Мана» – прототип G-Drive был дисквалифицирован за несоответствие размеров топливного бака регламенту…

Роман еще не объявил планы на сезон-2014, однако мало сомнений, что он продолжит выступления в WEC, и наверняка следующей целью Русинова станет успешное выступление в Ле-Мане и чемпионский титул в своем классе – последние результаты дают все основания задавать столь высокую планку.

Сергей Сироткин

Мировая серия «Рено»: 9 место, 61 очко, два подиума, лучший результат – 2 место (Монако)

Без сомнения, один из самых талантливых российских гонщиков провел неоднозначный сезон. В прошлом году Сироткин отличными выступлениями в итальянской «Формуле-3» и AutoGP оставил хорошее впечатление, и от него ожидали сильных перфомансов и в Мировой серии «Рено». Хотя сезон для россиянина нельзя назвать неудачным, по-настоящему ярко выступить ему не удалось – Сироткин часто страдал от технических неурядиц и неаккуратных действий других пилотов, иногда и сам допускал ошибки и не показывал хорошей скорости.

Невезучий этап в Монце сменился великолепным выступлением на «Арагоне» – подиум и четвертое место, после чего вновь начались неудачи. Второй и последний подиум Сироткину удалось добыть ближе к концу чемпионата на залитом дождем «Хунгароринге». Свою роль сыграла и объявление Сергея боевым пилотом «Заубера» на сезон-2014 и последующая нервная обстановка вокруг контракта со швейцарской командой – в таких условиях выступать непросто.

Как бы то ни было, Сироткин занял девятое место, став лучшим из россиян, а контракт с «Заубером» все же сорвался – но возможно, оно и к лучшему. Молодой пилот получит возможность набраться опыта, будучи третьим пилотом команды, и в то же время почти наверняка будет снова выступать в Мировой серии – и если «формульные» амбиции Сергея не угасли, то он должен ввязаться в борьбу за титул в следующем сезоне.

Михаил Алешин

Мировая серия «Рено»: 12 место, 33 очка, лучший результат – 5 место (Москва и «Хунгароринг»)

Карьера Михаила явно забуксовала – наверняка мечтающему о «Формуле-1» россиянину не сильно хотелось проводить шестой сезон в Мировой серии «Рено», особенно после титула в 2010 году. Но в современном автоспорте многое зависит от денег, и Алешину снова пришлось соглашаться на опостылевший чемпионат.

Год сложился крайне неудачно – от бывшего чемпиона всегда ждут побед, но Михаилу раз за разом не удавалось показать хороших результатов. Во многом это вина его техники – к сожалению, от подобных проблем россиянин страдает не первый год. Но все неудачи на машину списать нельзя – зачастую Алешина подводили собственные проблемы со скоростью. Лишь два пятых места – это не тот результат, с которым можно мечтать о Больших призах.

Зато в следующем сезоне гонщик получит шанс на тотальную перезагрузку карьеры – Алешин станет первым российским пилотом в американской серии «Индикар». Команда Михаила, «Шмидт Петерсон Моторспортс» славится большим опытом работы с новичками, да и просто считается далеко не последней, а на тестах россиянин впервые за долгое время оказался всем доволен. Конечно, «Индикар» – это нечто совсем иное по сравнению с европейскими «формулами», особенно трудно новичкам приходится на овалах, но главное – наконец-то Алешин действительно сделал шаг вперед, и теперь у российских болельщиков есть лишний повод не спать ночами, ловя трансляции таких непривычных американских гонок.

Николай Марценко

Мировая серия «Рено»: 20 место, 20 очков, лучший результат – 6 место (Спа)

Протеже Оксаны Косаченко выступает в Мировой серии «Рено» второй год, однако есть ощущение, что Николай топчется на месте. Что в прошлом, что в нынешнем сезоне итоговым результатом Марценко стала 20-я строчка в классификации, а очков удалось набрать всего на семь больше. Также гонщик частенько сталкивался с другими пилотами, и нужно признать, что в большинстве случае виноват был сам. Гонки, сложившиеся для Николая хорошо, можно пересчитать по пальцам – в остальных случаях сколь-либо хороший результат показать мешали аварии, слабые квалификации или же подводила техника.

Наверняка и следующий сезон Марценко проведет в Мировой серии. Николаю всего 20 лет, потому время развивать карьеру в гонках с открытыми колесами у него еще есть. Но если в следующем сезоне не будет прогресса – конкуренция в «формульных» чемпионатах велика, и возможно, стоит подумать о переходе в кузовные гонки…

Даниил Мове

Мировая серия «Рено»: 22 место, 12 очков, лучший результат – 8 место (Спа и Барселона)

Мове – настоящий ветеран МСР, минувший сезон стал для него уже восьмым в чемпионате. Вот только богатый опыт последние сезоны никак не помогает Даниилу – регресс результатов налицо, лишь 22 место, и ни одного подиума по ходу сезона. Да, техника у Мове не всегда работала идеально, и часто ему приходилось бороться с собственной машиной, а не с соперниками, но вряд ли это скрасит впечатление от провального сезона.

Какие у российского гонщика планы на следующий сезон – пока не ясно. Но Даниилу давно пора что-то менять – смысла оставаться в Мировой серии и дальше нет никакого, моложе россиянин также не становится, и для спасения карьеры необходимо найти новый путь.

Сергей Афанасьев

«ФИА ГТ», «Кубок Про-Ам»: чемпионский титул в своем классе, 136 очков

Афанасьев давно зарекомендовал себя сильным пилотом – на его счету третьи места по итогам года в «Формуле-2» и AutoGP, и Сергей вполне мог бы попробовать построить успешную карьеру в гонках машин с открытыми колесами, однако решил пойти другим путем, и, видимо, не зря. Второй сезон в серии «ФИА ГТ» сложился замечательно – в своей категории Афанасьев и его партнер Андреас Симонсен были лучшими, показывая отличные результаты как в квалификационных гонках, так и призовых. Даже сход на последнем этапе не помешал им стать чемпионами – главные конкуренты, австрийский дуэт Прошик-Бауманн не смог достать их. Три победы в своем классе из шести гонок и четыре поула – титул абсолютно заслуженный.

О будущем Сергея пока не объявлено, вполне возможно, что россиянина ждет переход в старший класс «Кубок Про», где от Афанасьева болельщики также будут ждать хороших результатов.

Артем Маркелов

Немецкая «Формула-3»: 2 место, 339 очков, 2 победы, 19 подиумов, 2 быстрых круга

Маркелов проводил второй сезон в немецкой серии и выступил успешно – побороться с Марвином Кирхофером, выигравшим половину гонок чемпионата, не удалось, однако второе место – это замечательный результат. Артем поразил стабильностью – вне подиума россиянин оказывался крайне редко, и благодаря более ровным выступлениям смог опередить в классификации подверженного перепадам результатов Эмиля Бернсторфа. После прошлогоднего седьмого места вице-чемпионство является вполне логичным результатом, после которого нужно двигаться дальше вперед.

За дальнейшую карьеру Маркелова опасений мало, ведь его менеджером является Игорь Мазепа – руководитель «Русского времени». Артем уже провел тесты в GP2 в составе российской команды, где показал достойные для новичка результаты. По словам Мазепы, Маркелов однозначно перейдет в более мощный класс, а также продолжит выступления в одном из чемпионатов «Формулы-3». Скорее всего, следующий сезон молодой пилот начнет в составе одной из команд «Русского времени» – в GP2 или GP3.

Егор Оруджев

«Формула-Рено 2.0»: 7 место, 78 очков, 1 подиум. Альпийская «Формула-Рено 2.0»: 5 место, 75 очков, 2 подиума, 1 поул

Еще один молодой российский пилот пытается достичь вершин автоспорта через многочисленные чемпионаты «Формулы-Рено». Оруджев в дебютный сезон «Формулы-Рено 2.0» не поразил фееричной скоростью, однако порадовал нехарактерными для молодых гонщиков стабильными выступлениями и время от времени зрелищными обгонами. Подводили россиянина не всегда успешные квалификации. В альпийском чемпионате же ситуация сложилась иначе – трудное начало сезона сменилось уверенной второй половиной, где Егор набрал львиную долю своих очков.

Очевидно, что Оруджеву нужен еще один год в «Формуле-Рено 2.0» перед переходом на новую ступень – и в следующем сезоне ожидания от россиянина будут куда выше.

Марк Шульжицкий

Автоспорт любят многие, вот только заниматься им позволить себе могут единицы. Как правило, для любителей гонок участие в них ограничивается компьютерными играми. Однако известный проект «Академя ГТ» дал шанс тысячам геймеров перенести свои виртуальные успехи в автоспорте в реальный мир. Работающий в спортивном магазине Марк Шульжицкий опередил всех в игре, став победителем российского отбора, и получил шанс пройти обучение пилотированию настоящих гоночных машин в финале академии в Сильверстоуне. Физическая подготовка, строгие диеты, психологические тренинги, уроки вождения – Марк прошел все это и сезон-2013 стал первым в его карьере уже профессионального гонщика.

Свою первую гонку – «24 часа Дубая», Марк провел отлично – несмотря на сложности по ходу дистанции, экипаж Шульжицкого пробился на 21 место в общем зачете и второе в классе SP3. Позже Марк попробовал свои силы в Blancpain Endurance Series, «ФИА ГТ», где вместе в Вольфгангом Рейпом стал четвертым в зачете «Про-Ам» и даже принял участие в марафоне «6 часов Шанхая» в чемпионате WEC, став пятым вместе со своим экипажем. Марк замечательно смотрелся для новичка и наверняка продолжит карьеру в следующем сезоне – глава автоспортивного подразделения «Ниссан» Даррен Кокс всерьез рассматривает россиянина в качестве потенциального пилота WEC и участника «24 часов Ле-Мана». Шульжицкому 24 года: весьма солидный возраст для начинающего пилота. Марк является отличным примером для всех неравнодушных к автоспорту – никогда не поздно стать настоящим гонщиком и добиваться успехов на трассах, никогда не поздно исполнить свою мечту.



  • Разделы сайта