Значение плавания для детей дошкольного возраста. Методика обучения плаванию дошкольников

Алгоритм по обучению плаванию дошкольников.

Ещё много веков назад в Древней Греции говорили: «Он не умеет ни читать, ни писать, ни плавать», подчёркивая этим неприспособленность человека к жизни.

О грамотности и высокой культуре наших людей говорить не приходится, а вот плавать не умеют ещё многие. В своей увлекательной книге «Занимайтесь плаванием» мастер спорта З. П. Фирсов пишет: «Можно ли мириться с тем, что вы до сих пор плохо плаваете или совсем не умеете плавать, когда научиться этому можно и в 5 и в 6 лет. Имеете ли Вы право, родители, учителя, оставаться равнодушными к тому, что юноши и девушки, которых вы воспитываете, растут необученными плаванию? Нет! – сказать каждый из вас. Мириться с этим нельзя! Надо открыть для всех широкий путь к изучению правильных способов плавания».

Я совершенно согласна с высказыванием Фирсова и считаю, чем раньше ребёнок начнёт заниматься плаванием, тем больше возможности успешно обучить каждого ребёнка с учётом индивидуальных данных его развития, физической подготовленности и состояния здоровья, что открывает хорошие перспективы для систематических упражнений в плавании в дальнейшем.

Вода одновременно и манит и пугает. У неумеющих плавать с нею связаны и положительные и отрицательные эмоции. Научиться плавать гораздо труднее, нежели овладеть другими распространёнными физическими упражнениями, такими как ходьба и прыжки. Более того, плаванию присущи некоторые особенности, затрудняющие обучение этому жизненно необходимому виду спорта. Одна из них заключается в том, что обучающимся приходится заниматься в необычной (водной) среде, в непривычном положении тела (горизонтальном), в условиях, крайне затрудняющих нормальное дыхание, а также работу зрительного и слухового анализаторов. Повышенная теплоотдача в воде, которая вызывает у занимающихся появление дрожи, невозможность постоянно видеть и слышать инструктора, воспринимать его жесты и указания приводит к возникновению торопливых, неосознанных движений. Данные факторы затрудняют обучение плаванию даже взрослых, не говоря уже о детях.

Дошкольников нужно обучать в чёткой методической последовательности. В нашем детском саду созданы все необходимые условия для всестороннего физического развития детей. Есть бассейн размером 3*7м, где проводятся занятия по плаванию. В саду 12 групп, которые начиная со 2-ой младшей группы, занимаются 2 раза в неделю. Занятия проводятся по подгруппам, длительность занятий от 15 до 30 минут.

В этом учебном году акцент в обучении плаванию делался на психомоторную одарённость. Одарённость трактуется как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности (Б.М. Теплов).

Психомоторная одарённость проявляется в сфере движений и заметить её можно по следующим признакам:

  • Повышенная двигательная активность ребёнка, её разнообразие, стремление к овладению сложно координированными движениями;
  • Умение тонко различать движения по пространственным, силовым и временным параметрам, воспринимать и создавать новые на основе двигательного воображения;
  • Выступать инициатором двигательной деятельности, иметь собственную позицию в её построении (объяснять двигательные действия, знать точную их последовательность и качественную характеристику);
  • Использовать свой « двигательный багаж» в новой обстановке (самостоятельно реализовывать двигательные навыки в интересных и полезных видах деятельности);
  • Проявлять настойчивость, азартность в достижении цели.

Эти достижения хорошо видно из систематических наблюдений на занятиях и диагностики.

Одна из главных задач при обучении детей плаванию – научить ребёнка не бояться воды

На первых занятиях детям необходимо ощутить некоторые свойства непривычной для них среды, научиться передвигаться в воде, преодолевая её сопротивление и одновременно используя её как опору.

Дети по-разному реагируют на воду. Многое зависит от возраста, общей двигательной активности ребёнка, температуры воды и других факторов.

Одни ребятишки с огромным удовольствием играют и плещутся в воде, для них упражнения « на знакомство с водой, её свойствами» могут быть сокращены до минимума. Первое проявление физической одарённости. Другие дети панически боятся воды. В этом случае данный период усвоения удлинится. Тогда на помощь приходит игры, всевозможные догонялки, элементы танца и подобные им упражнения, которые постепенно избавят ребёнка от страха и позволят перейти, наконец, к обучению плаванию. Например, такие игры, как « Гигантские шаги», «Лодочка», Рыбы и сеть», «Поймай рыбку», «Брось – догони», «Кто быстрее», «Гуси» и т.д.

Упражнения на знакомство с водой – это первый этап обучения плаванию.

Второй этап – упражнения с погружением в воду . Трудность идёт по возрастающей. Эти упражнения должны вводиться без спешки, от кратковременных погружений (со страховкой) до самостоятельных с открытыми глазами и выдохов в воду. И опять- таки: если один ребёнок окунётся с головой уже на первом занятии (второе проявление одарённости), то другой решится на это только после нескольких занятий.

Можно использовать следующие упражнения: «Опусти лицо в воду» (стараться, чтобы дети не вытирали его руками, напомнить, что лицо можно опускать в воду только с закрытым ртом, чтобы не сделать вдох под водой), «Достань дно рукой»; «Собери игрушки» (с открытыми глазами); «Морской бой»; «Сядь на дно»; «Передай мяч под водой» , «Смелые ребята» и т.д.

Все эти упражнения преследуют одну цель: предупредить боязнь воды. Среди детей есть такие, у кого боязнь воды очень сильна. При занятиях с такими детьми нужно быть особенно внимательными, больше разговаривать, убеждать, чаще хвалить даже за не очень хорошо выполненное упражнение. В некоторых случаях можно пригласить на занятия родителей, дать домашние задания.

Игровая форма упражнений повышает эмоциональность занятий, а коллективные игры способствуют состязательности занимающихся, что является хорошим стимулом для ребёнка выполнить задание не хуже своего товарища, действовать смелее.

После того как дети научились опускать лицо в воду, приступаю к третьему этапу обучения это обучение выдохам в воду . Сначала дети дуют на лёгкую игрушку, затем под воду пускают пузырьки. Упражнения с выдохами в воду повторяю на всех этапах обучения плаванию. Упражнения, например,»Рыбка песенку поёт», «Чья игрушка всех быстрее», «Пузыри», «У кого всех больше пузырей» и др.

Четвёртый этап обучения плаванию включает группу упражнений на всплывание. Никакие слова не способны убедить ребёнка, что вода легко удерживает его тело на поверхности. Он должен ощутить это сам! Но для выполнения этих несложных упражнений ребёнку необходимо проявить большое мужество. Нужно помочь ему в этом, подстраховывая и заполняя занятия играми и забавами. На задержку дыхания дети выполняют «Поплавок», «Звёздочку», «Медузу», «Акулу», «Морской конёк». Можно провести игру «Ловишки с поплавком», «Щука и рыбы» и тд.

Когда дети научатся всплывать перехожу к пятому этапу обучения- скольжению. Это очень важно, если ребёнок научится скользить, он обязательно поплывёт. Вначале дети учатся скользить с поддерживающими средствами – мячами, досками, нарукавниками, впоследствии используются ласты. Скольжение на груди – важнейший элемент техники плавания. Умение скользить в воде позволяет экономить силы при плавании, принимать правильное положение (вытягиваться), которое поможет в дальнейшем при обучении плаванию.

Когда дети научатся правильно скользить с поддерживающими средствами, упражнения эти выполняются самостоятельно. Одновременно дети учатся отталкиваться от дна или опоры с задержкой дыхания. Необходимо напомнить, что нужно наклониться вперёд, опустить голову, плечи, руки в воду. Перед отталкиванием руки нужно соединить за головой в «Стрелочку», и только после этого сильно оттолкнуться. То же – на спине.

Шестой заключительный этап в начальном обучении плаванию – освоение техники работы рук и ног. Что касается движений ногами- здесь наблюдается некая природная предрасположенность. Для одних естественны попеременные движения вверх-вниз, для других симметричные одновременные («по-лягушачьи»), для третьих наиболее подходящим может оказаться «шагание» в положении на боку. В своей работе я использую одновременное освоение всех способов плавания (кроль, брасс, баттерфляй или дельфин). Естественная предрасположенность ускоряет процесс обучения и помогает выбрать наиболее приемлемый способ плавания.

Занятия по плаванию у меня тесно связаны с музыкой, физкультурой, математикой. В воде дети учатся ориентироваться в пространстве, собирают большие или маленькие игрушки, игрушки определённого цвета, достают со дна число игрушек.

В конце учебного года со старшими детьми проводятся праздники на воде. Приглашаются родители, дети других групп. Праздники являются неотъемлемой частью обучения плаванию. Они создают условия для творческого проявления умений детей в весёлых играх и соревнованиях, укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, приносит эмоциональное и эстетическое удовлетворение. Варианты праздников на воде: «Праздник Нептуна», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «День пловца» и др.

Есть дети, которым плавать не разрешают родители под тем или иным предлогом. С такими родителями проводится определённая работа.

Приглашаю их на занятия по плаванию, где они убеждаются, что в бассейне тепло, детям приятно пребывание в воде, многие уже научились плавать, родителям объясняю, что плавание закаливает детей, является жизненно необходимым навыком.

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

«Особенности обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста»

Бальбух Алевтина Валентиновна,

инструктор по физической культуре

МОУ д/с № 350 г. Волгограда

Одной из важнейших задач дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является создание максимально благоприятных условий для охраны и укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка. Эти задачи успешно решаются на занятиях по плаванию в бассейнев детском саду. Цель занятий по плаванию - создание необходимых условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством формирования и развития двигательных умений и навыков в воде.

Влияние плавания на организм ребенка нельзя недооценивать. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. Плавание с ранних лет способствует развитию дыхательной системы, оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствует формированию правильной осанки. Обучение ребенка плаванию – это не только полезный жизненно необходимый навык, но и возможность укрепить иммунитет, ведь плавание – один из наиболее эффективных методов закаливания.

В нашем дошкольном учреждении дети начинают посещать бассейн с 3-х лет, ведь важно как можно раньше начать процесс обучения плаванию. Это понимают и специалисты, этого хотят и родители. С первого дня посещения детского сада родителей интересует вопрос: когда же их малыш будет плавать в бассейне. По их мнению, все детиочень любят воду, с удовольствиемплещутся в ванной. Подчас родители не понимают, для чего нужно сначала на суше освоить дыхательную и двигательную технику, и только с середины учебного года занятия проходить в воде. Поэтому для родителей важна информация инструктора по плаванию, какие задачи решаются на первом году обучения плаванию, какие методы и приёмы важно использовать при этом, какие особенности маленьких детей нужно учитывать.

Первый год обучения плаванию – это помимо общеукрепляющих и оздоровительных целей, решение ряда конкретных задач:

  • привыкание к воде;
  • освоение воды;
  • овладение дыхательными и элементарными плавательными движениями.

Следует понимать, что большинству малышей присуще чувство водобоязни, ведь для большинства детей бассейн – это не ванна для купания, это огромное водное пространство. Преодолевать эту тревогу нужно постепенно, без насилия и принуждения. Занятия в бассейне включают в себя большую подготовительную работу, которая помогает детям справиться со страхом воды, с неуверенностью в собственных силах, познакомиться со свойствами воды, научиться держаться на воде и, как результат, овладеть навыками плавания облегченными способами. Детям нужно время, чтобы привыкнуть к воде и научиться не бояться ее, правильно дышать в водной среде.

Поэтому на первом этапе дети осваивают дыхательные упражнения, которые проходят «на суше». Малыш учится делать вдох через рот, а выдох через нос и рот. Главное – задать ритм. «Раз!» – вдох, «Два, три!» – выдох. В этом нам помогают различные игровые упражнения - например, сдувание бумажных снежинок, пушинок с ладони. С каждым занятием детям предлагаются большие предметы, которые необходимо с помощью дыхания сдвинуть с места: воздушные шарики, теннисные шары и другие.

Игра «Ноги врозь». Попросите ребенка вытянуть руки вверх, кисти рук наложить одну на другую, прижать подбородок к груди. Выполнить 10 фаз. Проследите за тем, чтобы малыш при этом «подтягивал» живот.

Игра «Воронка». Для этой игры нам нужны разноцветные тазики с водой. Попросите малыша дуть на поверхность воды до образования воронки. Играйте с детьми, превратите упражнение в соревнование: чья воронка будет глубже?

Игра «Пузыри». После вдоха он опускает голову в таз с водой и производит глубокий выдох. Опять же устройте соревнование: у кого получится больше пузырей? Проследите за тем, чтобы ребенок не вытирал глаза руками, а стряхивал воду движениями головы. Это очень важно! Этоупражнение прекрасно учить задерживать дыхание. Сделать такое же упражнение, только задержку дыхания выполнять с опущенной в воду головой. Так же в своей работе, для первоначального привыкания детей к воде и закаливания, я использую различные умывания и обливание детей из леечки. Главная задача этих тренировочных упражнений, чтобы в бассейне ребенок не наглотался воды, не испугался. На этом основано правило: сначала занятия проходят на суше – так называемое «сухое плавание», и только потом занятия проходят в воде.

Кроме дыхательных упражнений дети на этом этапе овладевают двигательными и плавательными навыками, осваивают игровые упражнения на обучение работе ног, согласованию дыхания с работой ног, обучение работе рук, общее согласование работы ног, рук и дыхания. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, на занятиях используется литературный материал, музыкальное сопровождение, чтобы дети могли воссоздать тот или иной образ и были способны имитировать движения.
Все задания и упражнения, выполняемые малышами, как на суше, так и в воде нужно превратить в игру. Именно игра является ведущим видом деятельности ребенка.

Со 2-го полугодия с детьми 3-4 лет решаются следующие задачи:

  • обучение детей вхождению в воду, ознакомление со свойствами воды, преодоление страха перед ней.
  • обучение передвижению по дну бассейна различными способами на различной глубине.
  • обучение погружению в воду с открытыми глазами; обучение дыханию в воде (выдохи в воду).

Первый выход в бассейн – событие в жизни дошкольника. Большое светлое помещение, сверкающее голубизной зеркало воды, плеск, брызги буквально ошеломляют малышей. От инструктора по плаванию зависит, чтобы эти впечатления были положительно окрашены.

На первых занятиях дети учатся входить в воду. Основная трудность входа в бассейн чаще всего связана с тем, что в него дети спускаются по лестнице, на которой могут оступиться, поскользнуться, упасть в воду. Глотнув воды, ребенок может напугаться и не захочет больше приходить в бассейн. Важно предупредить его неожиданное падение в воду. Нельзя принуждать детей. Того, кто входит в воду нехотя, нерешительно, можно брать на руки и водить его ладонью по поверхности воды, приговаривая: «Какая водичка гладкая, теплая, нежная, добрая!». Затем ребенка следует поставить в воду лицом к себе, взять за обе руки и, незаметно отступать, звать за собой. Когда дети привыкнут к воде и начнут передвигаться в ней самостоятельно, они обходят бассейн, держась рукой за поручень или мою руку. Не рекомендуется пользоваться всевозможными устрашающими формулировками. Всегда можно подобрать выражения, в которых полностью отсутствует угроза опасности: «Смелее», «Делай, как все», «Молодец». Детям младшего возраста необходимо 4 занятий, чтобы научиться входить в воду. В группе всегда есть тревожные дети, с которыми нужно заниматься отдельно, соблюдая большую деликатность, убеждая в посильности задания на примере других детей.
После того как дети научились самостоятельно входить в воду, надо приучать их к простейшим передвижениям. Малыши ощущают, насколько труднее двигаться в воде, чем на суше. Разнообразные упражнения (ходьба, бег, прыжки) не трудны для малышей, они выполняют их с удовольствием в том случае, если глубина невелика и соответствует реальному уровню подготовленности детей. Сначала эти упражнения проводятся при глубине ниже коленей и до колен. Постепенно глубина увеличивается до уровня бедер, пояса. Дети учатся ходить по одному («Мы гуляем»), группой («Дружные ребята»), держась за палку («Тележка»), ходят вдоль бортика бассейна большими и маленькими шагами, придерживаясь за поручень («Ножки идут по дорожке»), в заданном направлении («По прямой дорожке»), до условного места («Дойди до рыбки»), по кругу, держась за руки («Закружилась карусель»), помогая себе гребковыми движениями руками («Лодочки»). Особое удовольствие доставляет детям вбегать в воду, выбегать из неё, шлепая ногами, поднимая брызги («Футболисты, «Принеси игрушку»), высоко поднимая колени («Как лошадки»), помогая себе руками («Весла гребут»), убегать от взрослого и догонять его («Догонялки»), с разбега падать в воду (на руки инструктора).
Оптимальным упражнением являются прыжки. Они помогают хорошенько разогреться, поднять настроение, ненавязчиво подготовить малыша к погружению в воду. Дети учатся подпрыгивать на двух ногах с поддержкой взрослого, держась за поручень, а также без опоры («Зайка серенький», «Мячик»), «опираясь», отталкиваясь ладонями о воду (на глубине по пояс) и приседая («Спрячемся в воду»). Учатся на двух ногах продвигаться вперед, прыгать в длину с места, подпрыгивать и падать в воду вперед на глубине до бедер, по пояс («Самолет»).
Немаловажное значение имеет обучение движениям рук. Дети хлопают по воде ладошками, изображая «дождик», стучат по ней кулачками, как «молотком», гладят воду ладошками, как «утюгом», двигают руками вверх-вниз, вправо-влево, изображая «полоскание белья» или «волны», скрестив пальцы кистей рук,изображают «рубку дров». Особое место занимают передвижения по дну на руках, вытянув ноги. Эти упражнения подводят к умению принимать горизонтальное положение тела в воде. Они выполняются на небольшой глубине и часто с трудом осваиваются детьми. Поэтому вмладшей группе используется только ползание на животе («Доползу до кораблика», «Крокодилы», «Раки»).

Следующий шаг в освоении с водой, который делают дети младшего возраста -погружение. К сожалению, не всем детям погружение в воду дается легко. Психологически очень важно, чтобы ребенок в первый раз окунулся с головой в воду самостоятельно. Ни в коем случае нельзя заставлять его делать это, если он не хочет, бросать, сталкивать в воду и т. д. В противном случае у ребенка появится страх перед водой, может надолго пропасть желание заниматься плаванием. Если на «суше» погружение в воду (в тазик с водой) с задержкой дыханияотработано, то проблем с этим упражнением в бассейне дети не будут испытывать.
Обучаясь погружению по шею на глубине воды по пояс, дети моют руки, плечи, грудь, шею, лицо, поливают воду себе на спину («Чистюли»), с ними проводятся игры: «Лягушата умываются», «Сделаем дождик» (брызгать себе в лицо). Обучая игровому упражнению «Водопад», когда малыши поливают на голову воду из бутылочки, важно научить их дышать приоткрытым ртом. В этом случае исключаются неприятные ощущения от попадания воды в нос, дети привыкают к ощущению воды на лице. И только после этого дети погружаются до уровня подбородка («Островки»).

Следующие упражнения связаны с непосредственным погружением головы в воду («нос утонул», «глазки в воде», «загляни в колодец», «достань игрушку» и погружение в воду с головой, задерживая дыхание на вдохе). Затем дети знакомятся с простыми упражнениями, которые подводят к овладению выдохом: подуть на плавающую игрушку; на воду, как на горячий чай; опустить губы в воду и вспенить ее; погрузить голову в воду и сделать выдох. Выдыхать в воду дети учатся долгое время. Параллельно дети учатся открывать глаза в воде. После высокой двигательной нагрузки с детьми проводятся релаксационные паузы, с целью снятия мышечного напряжения. Дети, при поддержке инструктора или в нарукавниках отдыхают на воде, лежа на спине, или выполняют упражнения на восстановление дыхания («веселые пузыри», «попрощайся с водичкой»).
Все дети, которые регулярно посещали занятияв бассейне, не испытывают страха в воде, безбоязненно передвигаются по всех акватории бассейна, с радостью и желанием выполняют игровые упражнения в воде, что позволяет им легко осваивать программу по обучению плаванию. Хочется еще раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у малыша только положительных эмоций и чувств – радости, удовольствия, также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде. Это повысит эффективность занятий по плаванию, способствующих укреплению и оздоровлению организма детей.

Использованная литература:

  1. Булгакова, И.Ж. Познакомьтесь – плавание [Текст] / И.Ж.Булгакова. - М.: аст астрель, 2002.
  2. Егоров, Б.Б., Ведерникова, О.Б., Яковлева, А.В. и др. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна [Текст]: методическое пособие / под ред. Б.Б.Егорова. - М.: Гном и Д, 2004.
  3. Протченко, Т.А., Семенов, Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников [Текст]: методическое пособие / Т.А.Протченко, Ю.А.Семенов. – М.: Айрис дидактика, 2003.
  4. Соколова, Н.Г. Плавание и здоровье малыша [Текст] / Н.Г.Соколова, - Р-н-Д.: Феникс, 2007.

В последние годы в научно-методической литературе появилось достаточное количество публикаций по обучению детей дошкольного возраста плаванию (В.М. Кубышкин, 1988; Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов, 2003; А.Д. Котляров, 2006; В.Ю Давыдов, 2007; Ю.С. Герасимова, Е.В. Ивченко, 2007; Б.В. Щербаков, 2007; С. Кравчик с соавт., 2008; В.Н. Золотов, 2009; A. Osorio, L.G. De Leon, 2011).

Многими авторами высказывается мнение о необходимости начинать обучение плаванию с грудного возраста (А.Д. Котляров, 2003). Одними из первых получили должные научные обоснования исследования Т.И. Осокиной 1985 года и В.С. Васильева 1989 года. В исследовании Т.И. Осокиной 1985 года обосновываются, необходимость и целесообразность обучения детей плаванию в возрасте 5-7 лет. При этом автор рекомендует начинать первоначальное обучение с более доступных для каждого ребенка способов плавания, подразумевая такие способы как "кроль без выноса рук" и " кроль на груди". Большое внимание авторы уделяют организации занятий со старшими дошкольниками.

В результате проведенных исследований в 1989 году, В.С. Васильев, выделил три периода становления навыка плавания. Основными задачами первого периода является:

Освоение основных подготовительных упражнений в опорном положении;

Формирование навыков горизонтального положения;

Изучение движений ногами в опорном положении.

На первом этапе необходимо уделять внимание формированию дыхания в специфической среде, изучению движений ногами в опорном положении, как при плавании кролем на спине и на груди. Во втором периоде обучения изучаются элементы плавания в без опорном положении. Основной задачей третьего периода является совершенствование движений рук и ног в согласовании с дыханием при плавании кролем на груди или на спине.

В своих исследованиях автор отмечает, что прочность навыка плавания обеспечивается разучиванием большого количества подготовительных упражнений без использования каких-либо поддерживающих средств. Исторически сложившееся направление методики плавания характерно тем, что первоначальное обучение осуществляется со спортивных способов плавания - кроль на груди и на спине, основанных на переменных движениях рук и ног. Это положение в настоящее время распространено и на методику обучения детей младшего школьного и дошкольного возраста (Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов, 2003; А.Д. Котляров, 2006; В.Ю Давыдов, 2007; Б.В. Щербаков, 2007; А.Е. Столяров, 2007; О.Ф. Горбатенко с соавт., 2008; С. Кравчик с соавт., 2008; В.Н. Золотов, 2009; J.E. Counsilmen, 1994). При этом допускается первоначальное обучение детьми облегченных способов плавания, таких как: кроль без выноса рук, плавание на сшше при помощи поперемешьих движений ногами и укороченных движений руками (А.А. Дружинин, 2008; Котляров А.Д. 1989). Некоторые исследования указывают на возможности обучения детей младшего возраста облегченных вариантов брасс на груди. По мнению Б.В. Щербакова (2007) старших дошкольников необходимо первоначально обучать со следующих способов: плавание на груди при помощи одновременных гребковых движений руками и попеременных движений ногами, плавание на груди при помощи попеременных движений руками и ногами. Ряд авторов считает, что при освоении плавательных движений и подборе упражнений, необходимо исходить из элементарной автоматической координации, которой не надо обучать. Освоение противоположной координации требует специального обучения нередко основанного на подавлении элементарной, генетически детерминированной, автономной координацией. На суше, для нижних конечностей более элементарной и автоматической является перекрестная координация, для верхних конечностей наоборот, симметричная. При совместных движениях рук и ног наиболее элементарной автоматической координацией является одностороннее, однонаправленное движение (Е.А. Сальникова, 2002; Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов, 2003; О.Ф. Горбатенко с соавт., 2008; Seifert L., Chollet D., 2007).

Анализ доступной нам отечественной и зарубежной литературы свидетельствует об отсутствии научно-обоснованных рекомендаций, об учете предрасположенности детей в возрасте 3-7 лет к освоению бимонолотеральных движений, выполняемых в условиях водной среды. Однако следует отметить, что исследования в данном направлении осуществлялись на детях грудного возраста. Так, при обучении грудных детей плаванию выявлялось около десятка разновидностей техники их передвижения в воде. При этом чаще встречались попеременные и реже одновременные движения руками и ногами, а экспериментально было установлено, что с помощью взрослых, грудные дети предпочитают плыть в положении на спине и только научившись самостоятельно держаться в этом положении на воде, пробуют плыть на груди или на боку.

Относительно продолжительности купания и занятий плаванием с детьми дошкольного возраста в имеющейся литературе сведения не однозначны.

В.Е. Аршавский (1975) рекомендует купаться не более 8 минут, а Т.К. Осокина (1985) не более 15 минут. По мнению В.С. Васильева (1989) дети пяти лет и старше по истечению 4-5 занятий могут находиться в воде 30-40 минут. В тоже время "Программа обучения и воспитания в детских садах" предусматривает следующую продолжительность физических занятий для детей:

1. 4 года - 10 - 15 минут;

2. 5 лет - 13 - 20 минут;

3. 6 лет - 25 - 30 минут;

4. 7 лет - до 35 минут.

Влияние занятий плаванием на физическое развитие и физическую подготовленность детей дошкольного возраста отмечаются во многих литературных источниках. По данным Т.И. Осокиной (1985) занятия по плаванию оказывают большое влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. В некоторых работах указывается на уменьшение заболеваний на 30-35 % у детей занимающихся плаванием (E.H Карпенко, 2006; В.Ю. Давыдов, 2007; В.Н. Золотов, 2009). Большинство специалистов отмечает, что с увеличением возраста способность к обучению плаванием повышается (Васильев B.C. 1973; В.Ю. Давыдов, 2007; О.Ф. Горбатенко с соавт., 2008; H.M. Toussaint, P.E. Roos, S.V. Kolmogorov, 2004).

Вместе с тем, мнение специалистов по продолжительности освоения тех или иных навыков плавания и способности дошкольников разных возрастных групп к овладению движениями, выполняемыми в условиях водной среды расходятся.

Т.И. Осокина (1985) предлагает разбить процесс обучения на три этапа:

1. этап - "Азбука" обучения - освоение с водой (дети от 1 до 3 лет);

2. этап - освоение основных элементов плавания (дети от 3 до 4 лет);

3. этап - совершенствование навыков плавания (дети от 4 до 7 лет).

К концу 3 этапа обучения дошкольники должны научиться плавать вольным стилем, проплывая расстояние до 25 метров.

Лучшее формирование навыков плавания у детей дошкольного возраста возможно путем включения занятий по плаванию в режим группы, создания игровых ситуаций на суше и в воде (В.А. Аикин, 1988; Ю.А. Короп, С.Ф. Цвек, 1985). При этом целесообразно нахождение воспитателя в воде для оказания детям поддержки, страховки, помощи в надежном и правильном освоении ими плавательных движений. Между тем (Ле Ван Сем, 1978) в процессе изучения навыков плавания возникновение отрицательных эмоций у детей мешает их овладению, в то время как положительное соперничество содействует более успешному их формированию. Поэтому в методике начального обучения плаванию довольно значительное место отводится изучению игр и развлечений на воде (В.С. Васильев, 1963) с нахождением преподавателя в бассейне для лучшей организации проведения занятий.

Дети в возрасте 5-7 лет по своим двигательным возможностям (В.С. Васильев, 1963) вполне готовы к освоению сложных плавательных движений, которые по мере освоения должны постепенно усложняться и детализироваться.

Детей рекомендуется обучать также с помощью картинок по следующим разделам: 1) специальные упражнения на суше; 2) упражнения для освоения водной среды; 3) погружение в воду с головой; 4) дыхание с выдохом в воду; 5) статистическое (пассивное) плавание в воде; 6) скольжение в воде; 7) движение ногами кролем на груди, на спине; 8) движения руками кролем на груди, на спине; 9) плавание кролем без выноса рук; 10) плавание кролем на спине без выноса рук; 11) плавание кролем на груди и на спине без выноса рук; 12) спортивные способы плавания: кроль на груди, кроль на спине, дельфин, брасс (Э.Г. Черняев, В.И. Чепелев, 1987). Подробным способом раскрыто индивидуальное обучение детей азбуке плавания, рекомендуемое родителям, бабушкам и дедушкам (А.А. Литвинов и др., 1995).

Образные выражения, жесты, используемые при обучении детей плаванию, также имеют немаловажное значение (В.В. Пыжов, 1977) в доступном овладении изучаемых упражнений (И.А. Ганчар, 1998).

При занятиях плаванием с детьми 5-7 лет следует иметь в виду, что дети в группе могут быть различной подготовленности. Дети 5-7 лет обычно быстро осваиваются в воде. Они сознательно подходят к выполнению подготовительных упражнений, проявляют настойчивость, чтобы добиться желаемого результата. Поэтому период освоения детей этой возрастной группы с водой значительно короче, чем более младших. Раньше можно переходить к упражнениям, помогающим овладеть техникой плавания кролем на груди и на спине (Н.Ж. Булгакова, 1997).

Но, прежде всего, необходимо начинающих плавание научить самостоятельно входить в воду, передвигаться по дну бассейна различными способами (шагом, бегом, опираясь на руки), на различной глубине (от колена до пояса), научиться погружаться в воду, открывать в ней глаза, научить правильному вдоху и выдоху в воду, лежанию в воде на груди и на спине, скольжение на груди и на спине (Н.Г. Дундуков, А.В. Фомин, 1975), а так же выполнение простейших попеременных движений ногами (по типу кроля. Для выполнения этих задач разработано множество различных упражнений и игр ("Карусель", "Фонтан", "Крокодил", "Краб", "Качалка", "Хоровод", "Мотор", "Найди клад", "Водолазы", "Кто больше" и т. д.).

Упражнения для выработки умения держаться на воде в горизонтальном положении: "Медуза", "Звёздочка", "Поплавок", "Стрелка на груди" и другие.

Важной задачей является научить детей выходу в воду. Этому способствуют такие упражнения и игры как: "У кого больше пузырей?", "Погружение с головой и выдохом в воду в парах", "Выдох с поворотом головы", "Ворота" и д. р.

Следующим этапом обучения является обучение координационным возможностям в воде. Начать следует с обучения движений ног при плавании кролем на груди и на спине. Для этого используют упражнения, как на суше, так и в воде (Ю.В. Шапошников, 1979). Попеременные движения ногами, сидя на полу, попеременные движения ногами, лёжа на скамейке, движения ногами в воде, сидя на бортике, на дне бассейна, движения ногами в воде, опираясь на руки, скольжения, на груди и на спине с переменными движениями ног и т.д.

Далее можно переходить к обучению движений рук в плавании на груди и на спине. Обучение начинается с обучения движений рук на суше. Это могут быть упражнения подготовительного и имитационного характера (выполнение различных вращений вперёд, назад, одной и двумя руками, имитация гребковых движений и т.д.). Обучение движений рук проводится первоначально при произвольном дыхании ребёнка, затем на задержке дыхания, а после этого обучение движений рук с выдохом в воду (И.Ю. Кистяковский, 1976).

После освоения всех упражнений по данной задаче (А.А. Волошин, М.М. Киселёв, 1980) эти упражнения закрепляются и совершенствуются в играх и развлечениях в воде с постепенным усложнением условий выполнения (различные варианты глубины, использование вспомогательного инвентаря - досок, надувных игрушек и т.д.).

Следующим этапом является обучение сочетание движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду. Обучение координации руками и ногами осуществляется параллельно на груди и на спине. В качестве подготовительных упражнений рекомендуются различные вращения одной, двумя руками, вперёд, назад, одновременные, попеременные, а также движения ног. При выполнении имитационных упражнений уделяется внимание, в первую очередь, на правильность выполнения гребковой фазы движения, а затем - подготовительной фазы - выведение рук в исходное положение для гребка. При выполнении упражнений на суше тренер оказывает непосредственную помощь ребёнку, придавая правильное положение рук в отдельных фазах гребка (Л.П. Макаренко, 1985).

Освоение плавательных движений в сочетании с дыханием представляет главную трудность при обучении детей плаванию (В.Я. Лопухов, 1995). К разучиванию движений рук в сочетании с дыханием приступают в положении стоя в воде, нагнувшись вперёд. Дошкольников желательно приучить поворачивать голову для вдоха направо и налево. Попытки сочетать плавательные движения с дыханием могут долго не получаться у детей. Стремление приспособить дыхание к движениям нарушает координацию, часто ведёт к грубым ошибкам. Поэтому можно разрешать детям плавать с задержкой дыхания на вдохе длительное время. Это упрощённая форма способа плавания, построенная на технически правильной основе.

Плавание на спине для многих детей оказывается легче, чем плавание на груди. Они довольно быстро овладевают движениями ног, которые разучивают сначала на мелководье, держась за поручень, с поддержкой, а потом с помощью плавательной доски, затем переходят к разучиванию движений ног в скольжении на спине после отталкивания от стенки бассейна. Вначале детей учат держать руки свободно опущенными вдоль туловища, не делая никаких движений. Затем положение рук усложняется: одна рука остаётся свободной вдоль туловища, другая выносится вперёд и располагается по направлению движения. При обучении гребковым движениям рук применяют плавание на спине с доской, зажатой между ногами, а также упражнения в парах: один удерживает другого за ноги. Постепенно дети начинают выполнять согласованные движения руками и ногами, чтобы овладеть ритмом движений, они выполняются на счёт. Упражнения выполняются многократно на коротких дистанциях (В.Ю. Давыдов, 1993).

Естественно, что в начале обучения дети могут совершать ошибки. Чаще всего это зависит от недостаточной общей физической и координационной подготовленности дошкольников. Надо стремиться к тому, чтобы дети освоили общий рисунок движений способа плавания. В силу подвижности, неуравновешенности многим детям с трудом удаются чёткие движения в воде. Не надо требовать от них большой точности в технике плавания. Это возможно лишь в результате упорного труда в течение нескольких лет. Но грубые ошибки в технике нужно последовательно исправлять.

Высокое положение головы, например, вызывает неправильное положение туловища и затрудняет дыхание (В.Н. Мухин, Ю.И. Родыгин, 1988). Прежде всего, надо поправить положение тела, головы, затем добиться правильного дыхания.

При низком положении таза глубоко погружаются ноги, нарушается равновесие. Иногда дети производят резкие, неритмичные, несогласованные движения ногами, сильно сгибают их. Вначале нужно исправить ошибки в положении тела и движений ног и только затем приступать к совершенствованию движений рук и общей координации.

У многих новичков при повороте головы в сторону для вдоха наблюдается замедление работы руками и особенно ногами. Детям легче приспособить дыхание к движениям рук и ног в соответствии со своими возможностями. Это нельзя считать ошибкой, постепенно с течением времени этот недостаток исчезнет (Г. Левин, 1981).

При обучении плаванию детей дошкольного возраста надо давать им возможность плавать всеми способами - кролем на спине, кролем на груди, дельфином и брассом. Бывают случаи, когда ребёнок никак не может овладеть каким-либо способом, а другой схватывает без затруднений и быстро.

Склонность ребёнка к тому или иному способу плавания надо учитывать наряду с его индивидуальными данными и поддерживать. Можно и нужно позволять ребёнку учиться тому способу, который ему нравится больше, в этом случае и результаты обучения будут лучше (А.А. Волошин, Н.Б. Кулибаба, 1982).

Для многих детей в возрасте 5-7 лет более доступным способом плавания является брасс. Принято сравнивать движения брассиста с действиями лягушки. Действительно, в них много общего, и дети могли наблюдать этот момент в своей жизненной практике, поэтому этот способ некоторым детям более понятен.

Процесс изучения элементов способа плавания, брасс начинается на суше с освоения движений ног, работа которых является важнейшим элементом в технике данного способа плавания. Для этого используют разнообразные подготовительные и подводящие упражнения и игры в воде.

С техникой движений при плавании брассом тоже знакомятся сначала на суше. Для этого имитируют движения рук в положении стоя в наклоне вперёд, прогнувшись, руки вытянуты вперёд ладонями вниз-кнаружи.

В воде движения рук разучивают, стоя на глубине по грудь и наклонившись вперёд так, чтобы подбородок лежал на поверхности воды. Затем это упражнение повторяют в согласовании с дыханием. Важно разучивать дыхание с самого начала, уже во время подготовительных упражнений, так как ритм дыхания в брассе чётко совпадает с движениями рук.

Обратить внимание надо на следующее: не поднимать голову, смотреть вперёд во время гребка; в конце гребка немного приподнять подбородок вперёд-вверх и сделать вдох через рот; когда руки выводятся вперёд, подбородок и рот опускаются в воду, начинается продолжительный выдох, который продолжается в течение почти всего гребка (В.Г. Ровчин, 1984).

Дошкольникам рекомендуется разучивать согласование движений рук и ног брассом в скольжении на груди. Во время скольжения на задержке дыхания сначала 2-3, а потом и более циклов движений. Затем ребёнок останавливается, делает выдох-вдох и вновь повторяет согласование движений рук и ног в скольжении. Движения рук и ног в дальнейшем сочетаются с дыханием (А.А. Волошин, М.М. Киселёв, 1980). Правильное согласование движений в полной координации устанавливается постепенно в процессе тренировки.

Многие дети 5-7 летнего возраста осваивают технику плавания способом дельфин, хотя она считается более сложной по сравнению с другими способами. Это особый способ плавания. В его технике имеются элементы и брасса и кроля, поэтому изучать этот способ плавания надо после того, как ребёнок освоит технику плавания кролем и брассом.

Обучение детей способом плавания способом дельфин также начинается с подготовительных упражнений на суше и в воде. В волнообразных движениях участвует всё туловище - плечевой пояс, поясница, таз и ноги, поэтому этот способ плавания представляет собой отличное, разносторонне развивающее упражнение. Сомкнутые ноги движутся одновременно, напоминая хвост дельфина, поэтому, используя образное мышление детей, нетрудно научить их выполнять это движение.

Сложнее произвести ребёнку гребок обеими руками, так как он выполняется одновременно двумя руками, движение каждой напоминает гребок при плавании кролем.

Согласование движений в дельфине сложное. Упражняться лёжа на груди удобнее с доской в руках, а осваивать координацию в скольжении. НЕ все дети в возрасте 5-6 лет в состоянии освоить этот способ плавания, и в этом нет необходимости. Достаточно ознакомить с ним детей (В.Ю. Давыдов, 1993).

Практическое значение занятий плаванием огромно. Оно всесторонне развивает и закаливает организм (особенно дыхательную систему), так как на него при этом воздействуют сразу вода, солнце и воздух. Ребенку легче держаться на воде, нежели взрослому, поскольку подкожный жировой пласт у детей толще. Уже достигнув 7—9 месяцев, ребенок может (должен!) суметь самостоятельно продержаться на поверхности воды 8—10 мин. Однако этого можно достигнуть только при условии систематических и разнообразных тренировок на воде. Детей дошкольного возраста лучше всего учить плаванию в специально отведенных для этого местах. В детских садах — в плавательных бассейнах, а когда детям позволяют купаться в естественных водоемах, то при этом нужно придерживаться следующих правил:

  1. Выбирая место для купания, воспитатель должен проверить глубину, тщательно изучить дно, чтобы убедиться, что оно не содержит ям.
  2. Уровень воды не должен превышать 80 см, дно не должно быть каменистым, течение — быстрым.
  3. Дно должно быть ровным, вода проточной, берег сухим и не загрязненным.
  4. Площадь, отведенная для купания детей, должна быть помечена отчетливо видными цветными поплавками, флажками, изгородью и т.д.
  5. Воспитатель, обучающий детей плаванию, прежде всего обязан сам хорошо уметь плавать, знать правила оказания помощи, уметь моментально оказать первую помощь. Хорошо, если на занятиях по плаванию присутствует кто-либо из медицинского персонала или другие работники детского сада.

г 6. Купание и подготовка к плаванию должны сочетаться с солнечными ванными и организуются ежедневно во время прогулки или после дневного сна.
| Сначала детям разрешается быть в воде 5—10 мин при условии, что ее температура 20—24°С, а температура воздуха 24—28°С. Заметив, что детям становится хоть немного холодно (а об этом можно Догадаться по побледневшему лицу), нужно потребовать немедленного выхода из воды, проследить, чтобы дети как можно лучше вытерли полотенцами лицо, шею, голову, спину, живот и дру гие части тела, хорошо прочистили бы уши.
Когда дети учатся плавать, нужно приучить их не бояться воды Дети дошкольного возраста часто боятся воды — нужно помочь им преодолеть этот страх, научить не бояться брызг, попадающих на лицо, смело входить в воду, окунаться, двигать в воде руками ногами. Если ребенок боится самостоятельно войти в воду, воспитатель берет его за руку, помогает преодолеть страх и окунуться Лучше всего чувство страха преодолевается, когда воспитатель держит ребенка за руки так, чтобы он был лицом к ней, и незаметно вводит ребенка в воду.
Обучение детей плаванию предполагает использование следующих упражнений.

  1. Научить двигаться в воде в различных направлениях и в разных положениях: лежа на животе, на спине, бегать с игрушками по воде и без них. При этом воспитатель должен придать детской возне форму игры: движение, когда каждый машет одной рукой («лодочка с веслами»), спрятав руки за спиной («ледорез»), руки, сжатые в кулаки, выпрямлены вперед («рыба»), стоя на четвереньках («крокодил»), пятиться назад («рак») и бежать, высоко поднимая колени («лошадка»), и т.д.
  2. Учить детей нырять в воду с головой. Дети плещутся, руками разбрызгивая воду, делают «дождь». После этих упражнений можно попробовать нырнуть, пригнувшись, чтобы вода доходила до уровня глаз, потом — лежа на спине. Затем можно предложить окунуть голову, придерживая ее руками. Нужно, чтобы, окунувшись с головой, дети задержали дыхание. Научив ребят нырять таким образом, можно разрешить им посмотреть под водой сквозь пальцы рук.
  3. Обучать движениям ног вверх-вниз, сначала сидя на берегу, а потом уже сидя в воде. Движения выполняются выпрямленными ногами. Познакомив детей с движениями ног в положении сидя, можно приступать к обучению их тем же движениям в положении лежа на спине или на животе (в неглубоком месте). При этом упражнении нужно использовать различные резиновые игрушки: круги, надувные подушки и т.д.
  4. Обучать движениям рук, используя сначала скамеечки. Дети учатся попеременно каждой рукой выполнять гребок. После этого движения рук и ног выполняются в воде, вначале касаясь ногами дна (как «крокодил»). Это упражнение напоминает плавание стилем кроль, только без выбрасывания рук вперед.
  5. Учить выдоху в воду. Это упражнение сперва можно выполнять на берегу. С ладошки дети учатся сдувать легкий предмет (бумажку. листок, перо и т.д.). В воде, нырнув до подбородка, дети стараются «сдуть» воду («охлаждают горячий чай»). После этих упражнений

ожно разрешить детям, нырнув, делать выдох в воде. Необходимо знать, что дети дошкольного возраста обычно делают выдох в воде, присев на корточки, расставив руки в стороны. Так им легче сохранять равновесие.
В воде можно играть в разнообразные игры.

  1. «Фонтан» — дети, сидя в неглубоком месте, образуют круг. По сигналу воспитателя они колотят ногами по воде, стараясь вызывать как можно больше брызг. Эта игра позволяет детям привыкнуть к брызгам.
  2. «Море штормит» — дети входят в воду по пояс, встают один за другим чередой или в кружок. По знаку воспитателя разбегаются в стороны, приседают, выпрямив руки в стороны, стараясь поднять побольше волну. По следующему знаку воспитателя «ветер затихает», дети возвращаются в первоначальный строй.
  3. «Воробьи в воде» — на неглубоком месте дети подпрыгивают, отталкиваясь обеими ногами, стараясь выпрыгнуть из воды.
  4. «Поезд и тоннель» — стоя по одному, дети кладут руки впереди стоящему на поясницу, изображая «поезд». Двое детей, стоя лицом к лицу, соединив руки, изображают «тоннель», руки ребят касаются воды. Чтобы «поезд» миновал «тоннель», ребята должны нырнуть в воду. Когда весь «поезд» проезжает, дети, изображавшие тоннель, встают в хвост вереницы. А первая пара «поезда» образует «тоннель».

В дошкольном возрасте, как показывают результаты исследований, не ставится задача овладения ребенком прочной техникой плавательных движений. Важно, чтобы он усвоил элементы техники, правильный общий рисунок движений, на основе которого будет развиваться и совершенствоваться навык плавания. И чем большим количеством плавательных движений будет овладевать дошкольник, тем более прочным будет навык плавания.
Учитывая возрастные особенности ребенка 5—6 лет, выполнение каждого упражнения должно быть кратковременным. Зато в каждом занятии следует использовать большое количество разнообразных плавательных движений. Это значительно повышает заинтересованность ребенка в целенаправленных действиях, способствует дисциплинированности, эффективности обучения.
У детей мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослых, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении удлиняются. Этим объясняется тот факт, что ребенок быстро Утомляется, однако физическая утомляемость у него быстро проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам. Поэтому ребенку легче бегать, чем стоять на одном месте.

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, которые уже к 5 годам достаточно хорошо развиты и постепенно начинают вовлекать в работу и мелкие слаборазвитые группы мышц. Поэтому занятия плаванием для всестороннего развития мышечной системы ребенка особенно благоприятны.
Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью, цикличностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечной группы последовательно чередуются, что оказывает очень благоприятное воздействие на ребенка. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также благоприятно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы.
Многие ритмичные движения ног при плавании, особенно в старшем дошкольном возрасте при недостаточно развитом тазовом поясе, обеспечивают большую разностороннюю нагрузку на нижние конечности, чем укрепляется тазовый пояс.
Ребенок 6 лет способен усваивать сложные по координации движения, и именно плавание содействует их развитию.
Пребывание в воде вызывает отдачу тепла, и она будет тем больше, чем ниже температура воды. При продолжительном пребывании в воде температура тела снижается. Переохлаждение недопустимо. При систематических занятиях плаванием сосудистая система дошкольника быстро приспосабливается к изменениям температуры воды и возникает устойчивость к холоду, что немаловажно при закаливании организма.
В 5—6 лет ребенок достаточно хорошо осваивает и выполняет различные движения, однако у него наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения. В связи с этим движения дошкольников усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки, для вовлечения в раннем возрасте в занятия физкультурой и спортом, и, кроме того, плавание является таким же необходимым навыком, как и умение бегать, прыгать и т. Помимо прикладного значения плавания, необходимого для жизни, важно как можно раньше выявить у ребенка способность к освоению тех или иных плавательных движений в индивидуальной последовательности, сформировать и поддерживать у него в дальнейшем стремление к острой борьбе и победам в спорте, что будет способствовать развитию у него стойкого интереса к занятиям физкультурой и занятости во внеурочное время.

В результате обучения плаванию дети очень хорошо осваивают различные его способы: брасс, дельфин, выполнение поворотов и старта.
Исследования, проведенные с младшими школьниками (Т.А.Протченко) и старшими дошкольниками (М.К.Ланцовой, И. Головой и др.), направленные на нетрадиционные системы од-I довременного освоения ребенком разных способов плавания, показали результативность данного метода. Каждому малышу изначально присущ свой способ плавания.
Наиболее эффективным для овладения навыком плавания на начальной стадии обучения ребенка шестого года жизни является плавание неспортивным способом, которое лучше получается у ребенка. Его знакомят с элементами всех спортивных стилей (брасс, кроль на груди и спине, дельфин) и с различными их сочетаниями (руки брасс — ноги кроль; руки брасс — ноги дельфин; дельфин на спине и т.д.).
Ребенок лучше усваивает неспортивный (облегченный) способ: руки брасс — ноги кроль. При этом дыхание у него произвольное (в спортивном плавании это наиболее трудная часть обучения), что облегчает освоение этого стиля. На последующих занятиях совершенствуется освоение остальных способов по элементам и полной координации движений.
Обучение плаванию сочетается с различными упражнениями в воде — гидроаэробикой: ходьба и бег по пояс в воде; ходьба, бег спиной вперед; подпрыгивания, прыжки; общеразвивающие упражнения: держась за поручень бортика типа велосипед, упражнения на растяжку и др.
Ребенка учат выполнять традиционные упражнения: дельфин, крокодил и др.; проводят подвижные игры, игровые упражнения, хороводы, эстафеты и т.д. Навыки, полученные ребенком, завершаются в спортивных праздниках.
Важную роль при обучении плаванию играет ознакомление ребенка с лучшими спортсменами-пловцами, формирующее и вос-, питывающее у него интерес и любовь к спорту.
Обязательным условием обучения ребенка плаванию является теснейший контакт с родителями.



  • Разделы сайта