Женщины в автоспорте. Женщины в автоспорте: Гонщицы. Известные автогонщицы США

Наши девушки выступают в самых разных видах авто- и мотоспорта. Вы можете увидеть их в кольцевых гонках, ралли, ралли-рейдах, ралли-кроссе, картинге, треке, дрифте… И везде они составляют достойную конкуренцию сильному полу – мужчинам порой приходится очень нелегко!

В честь 8 марта мы собрали восемь красавиц, о которых хотим сегодня рассказать:

Слайдер

Список

1 /8

Дочери легендарного гонщика Владимира Гольцова на роду было написано самой попробовать свои силы в автоспорте. В 2006 году она выиграла чемпионат Поволжья по кольцевым гонкам в классе "Автоледи" и с этого началась карьера гонщицы с известной фамилией. Зимний трек, кольцевой "Кубок Lada", RTCC, RRC, серия РСКГ и Moscow Classic Grand Prix – в кольцевых гонках она перепробовала всё и заслужено стала мастером спорта Российской Федерации.

2 /8

Уникальность Татьяны в том, что она выступала и выступает в самых разных видах автомобильного спорта – она пробовала свои силы и в кольцевых гонках, и в ралли-кроссе, и в треке, и в ралли-рейдах. Такое даже не каждому мужчине по плечу! Сейчас Татьяна выступает на ралли-рейдовой ГАЗели в чемпионате России по ралли-рейдам.

3 /8

12-летняя школьница из Петрозаводска попала в нашу галерею неслучайно. С 2009 года, когда Ирина села за руль карта она проехала более сотни гонок. На сегодняшний день в её активе титул чемпиона Эстонии, бронза в российской серии Rotax, победы на этапах Кубка Балтийских стран и подиумы этапов чемпионата Финляндии по картингу. А в 2014 году Сидоркова пересела за руль раллийного автомобиля Volkswagen Polo, став самой юной в мире гонщицей, оседлавшей такую машину.

4 /8

Самая титулованная девушка в российском автоспорте – это не громкий эпитет, а истинная правда. Кто еще может похвастать призовым местом на этапе чемпионата мира, титулом в абсолютном зачете чемпионата России и первым местом в Кубке страны? В послужном списке Анны Завершинской есть все три достижения. В экипаже с Дмитрием Тагировым в 2010 году она одержала победу в Кубке России, годом позже она стала чемпионкой страны и в этом же сезоне взошла на подиум Ралли Аргентина, входившего в программу "серийного" чемпионата мира по ралли P-WRC, в котором выступал российский экипаж. Ралли, ралли-рейды, четыре рекорда России по автоспорту – и это всё о ней! В настоящее время Аня совмещает работу журналистом с выступлениями в Эстонии в экипаже с российским гонщиком Александром Кудрявцевым.

5 /8

Как попасть в автоспорт? Этот вопрос занимает многих наших читателей. А иногда нужно просто очень захотеть! Мануальный терапевт из Владивостока однажды всего-навсего прошла зимний курс контраварийного вождения на заднеприводном автомобиле и очень захотела стать гонщицей. А уже через несколько лет Екатерина Седых по праву вошла в число лидеров российского дрифта. Третье место в личном зачете лиги РДС-Восток, пятое место в личном зачете чемпионата России по дрифту Супер Дрифт Битва и обширная программа в грядущем сезоне – гонщица с Дальнего Востока готова дать бой участникам РДС-Запад. А ведь всего несколько лет назад она была простым мануальным терапевтом…

6 /8

Свой путь в автоспорте Елена начала в 2004 году с автокросса. Но уже через год она пришла в ралли, а еще через год стала обладательницей Кубка России по ралли среди штурманов. В это же время она пробовала свои силы и в качестве пилотессы – лучшим результатом для неё стало третье место в зачете Р11 этапа Кубка страны Ралли Светогорск 2007 года. Но всё-таки наибольших успехов Елена добилась в качестве штурмана – в минувшем сезоне выступая вместе со своим мужем Дмитрием Никончуком петербурженка стала бронзовым призером чемпионата Эстонии по ралли в классе Е11.

7 /8

Единственная мотогонщица в нашей "великолепной восьмерке" представляет собой настоящее доказательство того, что женщинам подвластны такие виды спорта, в которые решится пойти не каждый мужчина. Ралли-рейды на мотоциклах – это едва ли не самый сложный из моторных видов спорта. Гонщик остается один на один с пустыней, ему приходится не только пилотировать свой мотоцикл, но и следить за легендой, решая навигационные загадки, которые раз за разом подкидывают ему организаторы. И со всем этим Анастасия справляется весьма успешно! К примеру, в первой гонке минувшего ралли-рейда "Африка" она сумела выйти на второе место в зачете мотоциклистов – это невероятный успех. И пусть позднее её подвела техника – сломалось сцепление – но этот промежуточный результат вызывает настоящую гордость у российских болельщиков.

8 /8

"Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…", – поется в известной песне. С Еленой Василенко произошла удивительно романтичная история. В 2005 году она начала выступления в любительском ралли третьей категории – сначала штурманом, а потом и пилотом. В 2009 году пермячка завоевала победу в зачете 4000Н Кубка клубного ралли и получила неожиданное приглашение. Григорий Трегубов искал себе штурмана для того, чтобы вступить в борьбу за победу в абсолютном зачете ККР. Ему посоветовали несколько кандидатур, в числе которых оказалась и Елена. Пермский гонщик созвонился с потенциальной кандидаткой, они договорились о встрече – конечно же на ралли. «Кто такой Трегубов?», – спрашивала штурманесса у организаторов Ралли Малахит 2010 года. В итоге та самая первая встреча прошла успешно. Первой гонкой нового экипажа стало Ралли Ураласбест 2010 года. А 31 декабря 2011 года Григорий и Елена сыграли свадьбу. И уже в статусе семейного экипажа в 2012 году они стали чемпионами России по ралли в зачете R3 и обладателями Кубка России в абсолютном зачете.

Катастрофически мало. Достаточно только сказать, что в Формуле 1 за всю историю гонок участвовало всего 5 женщин-гонщиков. Но, ни малое число, ни меньшие способности женщин к гонкам, не помешали им стать самыми-самыми…

1 Мишель Мутон – самая именитая

Мишель Мутон была весьма успешным гонщиком, но ее карьера резко пошла вверх, когда она села в кресло… нет, не очередного авто, а на место управляющей Комитета Женского Автоспорта FIA. Вот где она смогла развернуться! Да еще и занимается суперпрестижной «Гонкой чемпионов».

2 Ютта Кляйншмидт – самая смелая


Ютта Кляйншмидт – немецкая гонщица, которая участвовала в ралли «Париж-Дакар», гонке, которая по праву считается одной из самых опасных в мире. Мало того, в 2001 году она ее еще и выиграла!

3 Даника Патрик – самая разноплановая


Даника давно пытается покорить разнообразные гонки, наравне с мужчинами: IndyCar и NASCAR, гонки сток-каров, и даже пытается пробиться в Формулу 1. Надо отметить, что призовые места эта девушка занимала, а в 2008 году вышла победителем в японском этапе.

4 Симона де Сильвестро – самая многообещающая


Не секрет, что успех гонщиков во многом зависит от того, за какую команду они выступают. Многообещающие гонщики получаю выгодные предложения, но женщин обычно не берут в сильные команды. Например, Симона де Сильвестро в IndyCar, перейдя в сильную команду, стала финишировать в тройке лидеров. Но вот ее переход в Формулу 1 провалился, и она снова вернулась в IndyCar, а еще продолжает выступать в Формуле Е.

5 Кармен Хорда – самая вдохновляющая


Благодаря Кармен Хорда впервые заговорили о «женской» Формуле 1. Но все усилия пока остаются на этапе обсуждений. Несмотря на то, что Кармен формально попала в состав пилотов Lotus F1, на трассу она так и не выехала.

6 Лелла Ломбарди – самая везучая


Единственная женщина-пилот, заработавшая очки в Формуле 1 – именно в таком статусе знают Леллу в мире автоспорта. Но дело в том, что очки девушка получила не только благодаря мастерству, но и собственному везению. Она как раз была на 6 месте, когда гонка была прервана. Разумеется, ей присудили половину заработанных очков.

7 Мария-Тереза де Филиппис – самая первая


Самая первая девушка в истории Формулы 1 появилась спустя 8 лет от начала гонок. Она участвовала в пяти Гран При, и в одном из них ей удалось прийти к финишу на 10 месте. Выступала она, кстати, за Maserati.

8 Сьюзи Вольфф – самая последняя


Выступавшая за Williams F1 Сьюзи Вольфф стала последней на данный момент женщиной-пилотом Формулы 1. Произошло это в 2014 году на Гран При Великобритании. Кроме того, Сьюзи покорялся DTM и ROC, в котором ее команда заняла второе место.

9 Джованна Амати – самая рисковая


Джоанну с детства манил риск. Рожденная в очень богатой семье, Джованна, тем не менее, увлеклась мотогонками, в 15 лет купила себе первый мотоцикл, а потом и вовсе окончила школу гонщиков. Она многократно выступала в Формуле 1, Формуле-3000, Формуле-Abarth, но с неизменно плохими результатами.

10 Мария де Вилотта – самая трагичная


Мария де Вилотта – гонщица Marussia F1 Team, которой повезло, пожалуй, меньше всех женщин-пилотов Формулы 1. В одном из тестовых заездов она попала в аварию, и так и не смогла от нее оправиться, умерев некоторое время спустя.

М еждународная автомобильная федерация (FIA) объявила о создании Женской комиссии по автоспорту. Целью этой организации станет "содействие всестороннему участию женщин во всех сферах автоспорта". Первое заседание новой комиссии прошло 26 апреля под председательством знаменитой пилотессы, вице-чемпиона мира по ралли Мишель Мутон.

Как сообщается в пресс-релизе, Женская автоспортивная комиссия будет содействовать организации обучения и профессиональной подготовке женщин-пилотов. Кроме того, WMC "примет активное участие в международных форумах и конференциях, посвященных роли женщин в спорте".

Повышенное внимание женщинам в автоспорте Международная автофедерация начала уделять после прихода на пост президента FIA Жана Тодта в 2009 году. Возможно, причиной тому стал тот факт, что Жан Тодт выступал в чемпионате мира по ралли в качестве штурмана в те же годы, что и Мишель Мутон.

Начало

Вопреки широко распространенному заблуждению, за время существования автоспорта в гонках выступали сотни женщин-пилотов. Причем в начале и середине XX века их было ничуть не меньше, чем сегодня. История участия женщин в автоспорте практически не уступает по своей продолжительности истории самих автогонок.

Первой женщиной в автогонках считается парижанка Мэри Март Дезенж, более известная под псевдонимом Камилл дю Гас. В 1901 году она приняла участие в гонке "Париж-Берлин". Штурманом пилотессы стал ее муж, Жюль Креспин. Камилл стала единственной женщиной из 154 участников, и тем не менее смогла финишировать 32-й.

Первая женщина в истории автоспорта - Камилл дю Гас.

Камилл продолжала выступать в автогонках вплоть до 1904 года, когда Автомобильный клуб Франции запретил ей выходить на старт под предлогом "женской нервозности". Это заставило ее переключиться на гонки моторных лодок, где она едва не погибла год спустя. Позже она выступала на скачках, занималась благотворительностью и помогала бездомным животным. Умерла "Валькирия механики", как ее прозвали современники, в Париже, в 1942 году, во время немецкой оккупации.

Куда больших успехов в автогонках сумела добиться чешка Элишка Юнкова спустя два десятилетия. Настоящие имя и фамилия Элишки - Альжбета Поспишилова, а Юнковой она стала после того, как вышла замуж за Винсента Юнека. Именно Винсент привил ей интерес к автомобилям и гонкам, и поначалу Элишка была лишь его механиком.

Однако травма руки, полученная Юнеком во время войны, мешала ему выступать на должном уровне, и в 1923 году за руль их гоночного Bugatti Type 30 впервые села его жена. Уже в следующем году она одержала свою первую победу на гонке Лашотин-Тремосна, став национальной знаменитостью. В 1925 году она вновь победила, и вскоре уже конкурировала с лучшими пилотами того времени.

Элишка Юнкова стала первой пилотессой, на равных конкурировавшей с мужчинами, и единственной, выигравшей гонку Гран-при.

В 1926 году Элишка выиграла гонку по скоростному подъему на холм Клаусенпасс, а затем одержала победу на Гран-при Нюрбургринга. Благодаря этим победам она получила большую известность в Европе, а пресса дала ей прозвище "Королева руля". В 1928 году на знаменитой сицилийской гонке Тарга-Флорио она опередила таких пилотов, как Луиджи Фаджиоли, Рене Дрейфус, Эрнесто Мазерати и Тацио Нуволари, и лишь на последнем круге упустила победу из-за неполадок машины.

Но в том же году гоночная карьера Элишки оборвалась - так же неожиданно, как началась пятью годами раньше. Во время очередного Гран-при Нюрбургринга ее муж не справился с управлением автомобилем, вылетел с трассы и погиб. Это событие навсегда изменило жизнь Юнковой - она отказалась от выступлений в соревнованиях и продала все гоночные автомобили.

На подаренном ей Этторе Бугатти автомобиле она отправилась в путешествие на Цейлон. После Второй мировой войны Юнкова вновь вышла замуж, но, оказавшись в социалистической Чехословакии, не получила разрешения выезжать за границу. Ее заслуги были во многом забыты, но Элишка дожила до того времени, когда "железный занавес" пал, и в 1991 году она даже приняла участие во встрече, посвященной Этторе Бугатти, в качестве почетного гостя. Умерла она в Праге, тремя годами позже, в возрасте 94 лет.

В 1950-е годы одну из первых ролей в гонках на выносливость и ралли играла бельгийская пилотесса Жильберт Тирьон. В 1956 году она заняла вторые места в своем классе на Ралли Монте-Карло и Милле Милье, а затем победила в абсолютном зачете первого Ралли Корсики на Renault Dauphine. В 1957 году она стала второй на американской гонке "12 часов Дайтоны" и после этого завершила карьеру.

Пэт Мосс, сестра одного из лучших гонщиков XX века Стирлинга Мосса, также добилась успеха в автоспорте.

В 1960-е пришел черед Пэт Мосс, сестры знаменитого гонщика Формулы-1 Стирлинга Мосса. Пэт одержала ряд побед на раллийных гонках с 1960 по 1962 годы. В 1963 она вышла замуж за известного шведского раллиста Эрика Карлсона, выступавшего за SAAB, и также перешла в шведскую команду.

Формула-1

Примерно в те же годы женщина впервые появилась на старте чемпионата мира Формулы-1. В 1958 году итальянка Мария Тереза де Филипис, выступавшая на болиде Maserati 250F, заявилась на Гран-при Монако. В той гонке Марии не удалось пройти квалификацию, и она не вышла на старт. Однако спустя несколько месяцев она приняла участие в Гран-при Бельгии в Спа и не только пробилась на стартовую решетку, но и сумела закончить гонку, заняв 10-е место. Правда, оно было последнее среди финишировавших.

В том же сезоне де Филипис еще дважды выступала на Гран-при, оба раза не закончив дистанцию. На следующий год она вновь попыталась пробиться на старт Гран-при Монако и снова не прошла квалификацию - на этот раз выступая на Behra-Porsche. Несмотря на столь скромные достижения, Мария долгое время была единственной женщиной в истории чемпионата мира.

Формально Мария Тереза де Филипис стала первой из пятерых пилотесс, выступавших в Формуле-1. Но на деле ни Дивина Галика в конце 1970-х, ни Дезайр Уилсон в 1980-м году, ни Джованна Амати в 1992 году не выходили на старт чемпионата мира, так как ни разу не смогли пройти квалификацию. И единственной женщиной, кроме де Филипис, действительно участвовавшей в гонках "королевы автоспорта", была Лелла Ломбарди.

Лелла Ломбарди начала заниматься автоспортом слишком поздно - к моменту первого старта в Формуле-1 ей было уже 34.

Ломбарди (тогда ее звали Мария Грация - псевдоним "Лелла" она взяла себе после того, как занялась автоспортом) родилась в Турине, в самой обычной семье, и долгое время об автогонках и не помышляла. В картинге она дебютировала лишь в 1965 году, когда ей было уже 26 лет.

Тем не менее, в 1971 году, выиграв мексиканскую Формулу-Ford, она получила спонсорскую поддержку Shell и сумела выйти на старт Формулы-3 и Формулы-5000, а затем и попробовать свои силы в чемпионате мира. Первый опыт, правда, оказался неудачным - в 1974 году на Гран-при Великобритании Ломбарди не смогла пройти квалификацию.

Однако уже в 1975 году Лелла села за руль заводского March 741. Первой гонкой для итальянки стал Гран-при ЮАР, где она смогла квалифицироваться, но сошла с дистанции из-за отказа мотора. А следующим этапом стал исторический Гран-при Испании в Монжуик-парке.

Ломбарди стала единственной пилотессой в истории Формулы-1, сумевшей результативно финишировать в чемпионате мира. Помог ей в этом автомобиль March 741. Правда, итальянка набрала всего 0,5 очка.

Приехав на барселонскую трассу, гонщики обнаружили, что уровень безопасности на ней совершенно не соответствует нормам чемпионата. Даже стальные отбойники были не везде закреплены. Разгорелся скандал, в результате которого двукратный чемпион мира Эмерсон Фиттипальди демонстративно проехал очень медленный круг в квалификации, и покинул автодром.

Ломбарди стартовала предпоследней, однако уже на первых кругах гонки лидеры начали сходить один за другим. Наконец, на 26-м круге лидировавший Рольф Штоммелен из-за поломки антикрыла вылетел с трассы, перелетел через отбойник и врезался в группу людей. Штоммелен получил несколько переломов, а четыре человека (пожарный, журналист и двое зрителей) погибли на месте.

Спустя еще три круга гонка была остановлена. Ломбарди к тому моменту отставала от лидеров, Йохена Масса и Жаки Икса, на два круга. Однако благодаря многочисленным сходам, занимала шестую позицию. Гонка так и не была возобновлена, и так как пилоты прошли менее 2/3 дистанции, они получили только половину от полагающегося числа очков. Таким образом, Лелла Ломбарди заработала 0,5 очка - этот результат до сих пор остается лучшим для женщин в Формуле-1.

Слева - Тару Ринне. Справа - Тару Ринне, Мика Сало и Мика Хаккинен на подиуме чемпионата Финляндии по картингу 1980 года.

Далеко не всегда талантливые девушки-пилоты попадали в высшую лигу автоспорта. Многие из них, потенциально ничуть не менее одаренные, чем их сверстники, по разным причинам завершали свою гоночную карьеру задолго до того момента, когда получали шанс показать себя.

Так, юная финка Тару Ринне в детстве на равных конкурировала с будущими пилотами Формулы-1 Микой Сало и Микой Хаккиненом в картинге. Она выиграла чемпионаты 1979 и 1982 года, а Хаккинен всего лишь раз, в 1981 году, сумел опередить Тару по итогам сезона. В 1983 году верх вновь взяла Ринне, но после окончания последней гонки была дисквалифицирована за использование нелегитимного топлива.

Получив годичный запрет на выступление в автоспорте, Ринне переключилась на мотогонки, так больше и не вернувшись к выступлениям на четырех колесах. А Мика Хаккинен пробился в Формулу-1, где в 1998-99 годах стал двукратным чемпионом мира...

Мишель Мутон

Но если в Формуле-1 дела у женщин складывались не слишком хорошо, то во многих других видах автоспорта со второй половины 1970-х пилотессы начали выходить на первые роли. Одной из наиболее ярких представительниц этого поколения стала француженка Мишель Мутон.

Раллийная карьера Мутон началась в 1974 году, за рулем частного Alpine-Renault. Высокие результаты во французском и европейском чемпионатах привлекли к ней внимание и позволили пересесть на Porsche Carrera RS, за рулем которого в 1977 году она одержала свою первую победу в международных гонках, на Ралли Испании.

Мишель Мутон выиграла свою первую гонку в чемпионате WRC уже в первый год выступления за Audi Team. Даже соперники удивлялись ее бесстрашию и умению совладать с самой сложной техникой.

Еще больших результатов она добилась на FIAT 131 Abarth, выиграв в 1978 году автомобильный Тур де Франс. Наконец, в 1981 году Мишель заметила раллийная команда Audi, посадив француженку за руль своего A1 Quattro в чемпионате WRC. Несмотря на многочисленные технические сбои в первой половине сезона, Мутон быстро освоилась за рулем новой машины и в том же году одержала первую для Audi, себя и всех женщин победу на чемпионате мира - на Ралли Сан-Ремо.

А в 1982 году случилось и вовсе невероятное - Мишель Мутон вела борьбу за титул чемпиона мира! Она выиграла Ралли Португалии, Ралли Акрополиса и Ралли Бразилии, возглавив чемпионат. Однако неудачи, аварии и технические неполадки на нескольких последующих гонках лишили ее преимущества.

Свою роль сыграла и психология - накануне предпоследнего ралли сезона, в Кот-д"Ивуаре, Мишель узнала о смерти своего отца. В результате Мишель, одержавшая больше всех побед в сезоне, уступила титул Вальтеру Рерлю на Opel, отстав от него всего на 12 очков.

Мутон стала первой и пока единственной женщиной, победившей на знаменитой гонке Pikes Peak и установившей там абсолютный рекорд.

В 1984 году Мишель приняла участие в покорении знаменитой вершины Пайкс Пик в штате Колорадо, США. Мутон, выступавшая на хорошо знакомом ей автомобиле Audi A1 Quattro, сумела с первой попытки победить в абсолютном зачете престижной гонки. Год спустя она вновь вернулась на Pikes Peak International Hill Climb и установила новый абсолютный рекорд трассы. Мишель Мутон стала первой и пока единственной женщиной, которой это удалось.

После отмены в 1986 году самой мощной раллийной "группы B" Мутон покинула чемпионат мира по ралли, выступая в гонках лишь эпизодически. А с 1988 года она стала организатором знаменитой Гонки Чемпионов, ежегодно подводящей итоги автоспортивного сезона.

Ютта Кляйншмидт

В то время, когда Мишель Мутон выигрывала этапы чемпионата мира по ралли и штурмовала высоты Пайкс Пик, немка Ютта Кляйншмидт училась в исневской Академии технологий и естественных наук на факультете физики и техники. Став в 1986 году дипломированным специалистом, она устроилась инженером отдела разработки в компанию BMW, а параллельно занялась выступлениями в ралли-рейдах.

Уже в 1987 году она впервые стартовала в египетском "Ралли Фараонов" на мотоцикле. Год спустя, также на мотоцикле, дебютировала и в знаменитом ралли "Париж-Дакар". В 1992 году она стала победителем среди женщин на ралли "Париж-Кейптаун" и "Ралли Фараонов". Попутно она начала выступления и в кольцевых гонках на выносливость, "24 часа Нюрбургринга" и "24 часа Спа".

В 1993 году она впервые приняла участие в ралли-рейде в качестве штурмана Жан-Луи Шлессера на его багги. Ютта продолжала выступления и на мотоциклах, но все чаще стала оказывать предпочтение четырехколесным транспортным средствам. Уже в 1994 году Кляйншмидт сама села за руль Mitsubishi Pajero.

Ютта Кляйншмидт за свою карьеру одержала немало побед. Но ее высшим достижением стало первое место в абсолютном зачете ралли-рейда "Париж-Дакар" 2001 года.

Наконец, в 1997 году она стала первой женщиной в истории, выигравшей спецучасток на ралли-рейде "Париж-Дакар". В 1999 Кляйншмидт впервые попала на подиум, заняв третье место в общем зачете знаменитого марафона. А в 2001 году Ютта, выступавшая за команду Ralliart Mitsubishi, стала первой женщиной в истории, выигравшей "Ралли Дакар".

В 2002 году Кляйншмидт заняла в "Дакаре" второе место и вскоре после окончания рейда перешла в команду Volkswagen. Ее новым штурманом стала Фабриция Понс, которая в восьмидесятых была бессменной напарницей Мишель Мутон...

Ширли Мальдони

Но если в Европе на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов эталоном женщины за рулем были Ломбарди и Мутон, то за океаном правили совсем другие королевы. В США чемпионат мира по ралли или Формула-1 всегда были не только малопопулярны, но даже малоизвестны, зато большое развитие получили трековые гонки, а также соревнования драгстеров.

Главной звездой американского автоспорта того времени были Ширли Мальдони - "Первая леди драгрейсинга", как называла ее пресса. В 1977 году Ширли стала первой женщиной, победившей в наиболее престижной категории National Hot Rod Association (NHRA) - Top Fuel.

Ширли Мальдони - единственная женщина-пилот, вошедшая в число лучших гонщиков планеты безо всяких оговорок и скидок на половую принадлежность.

Однако на этом Мальдони не остановилась, и в 1980-м году она стала первым гонщиком в истории NHRA, сумевшим стать двукратным чемпионом. А спустя еще два года - и первым трехкратным. К тому моменту Ширли Мальдони было уже 42 года. При этом ей пришлось выдержать огромное давление со стороны тех, кто считал, что драгрейсинг - не женское дело.

"Если вы спросите меня сейчас, кого из гонщиков я уважаю больше всего, то я назову Ширли Мальдони, - сказал Дон Гарлиц, один из наиболее авторитетных гонщиков в истории драгрейсинга. - Она пошла наперекор всем. Ее не хотели видеть в Top Fuel - ни ассоциации, ни гонщики, никто..."

В 1984 году Мальдони попала в тяжелую аварию, из-за которой врачам пришлось сделать пять операций. Она провели на больничной койке 18 месяцев, и все же смогла вернуться в автоспорт. Однако поскольку Мальдони, практически не имевшая спонсоров, была вынуждена выступать на собственные средства, у нее не было шансов на успех. Ширли окончательно прекратила выступления только в 2003 году.

Даника Патрик

Успехи Ширли Мальдони фактически открыли дорогу женщинам во все виды американского автоспорта. Результаты пилотесс на трассах самых престижных американских чемпионатов - NASCAR и Indycar - стремительно росли. В девяностых годах успели проявить себя Милка Дуно и Сара Фишер. Однако еще больших успехов добилась Даника Патрик.

Несмотря на то, что Даника родилась и выросла в США, впервые она заявила о себе в Европе. На рубеже веков она выступала в английских гоночных чемпионатах. На фестивале Формулы-Ford Патрик заняла второе место, что стало повторением высшего достижения для женщины на этом соревновании.

Яркая внешность Патрик привлекала к ней повышенное внимание еще до ее появления в главной гоночной лиги Америки, но своими результатами на трассе Даника быстро доказала, что достойна войти в историю автоспорта не только благодаря своим природным данным.

Вернувшись в США, Патрик к 2005 году пробилась в основную гоночную серию страны - IRL, став пилотом команды Rahal Letterman Racing. Несмотря на то, что Даника достаточно успешно выступала в младших сериях, это решение было подвергнуто критике. Обладая яркой внешностью, Патрик не стеснялась сниматься для мужских журналов, что привело к обвинениям со стороны некоторых гонщиков в том, что она использовала тот факт, что она женщина, в целях самопродвижения.

Данике Патрик предлагали выступать в Формуле-1, что сулило пилотессе значительно большие гонорары и всемирную известность. Однако Патрик на контакт с командами чемпионата мира не пошла. Не последнюю роль в ее решении сыграл хозяин команды Andretti Autosport, за которую выступает Патрик, Майкл Андретти.

Сам Андретти, уже бывший чемпионом Indycar, пробовал свои силы в Формуле-1 в 1993 году, однако успехов не снискал, зачастую уступая своему напарнику по McLaren, Айртону Сенне, целый круг! Незадолго до финиша чемпионата Андретти был уволен - его заменил Мика Хаккинен.

Впоследствии сам гонщик и его отец, чемпион мира 1978 года Марио Андретти, утверждали, что дело вовсе не в гоночном таланте - в британской команде Майклу не оказывали никакого внимания и практически лишили его тестов. Однако авторитет американских гонщиков тогда был подорван надолго.

Однако вскоре после начала чемпионата критика стихла. Уже на трассе Kansas Speedway Патрик смогла выиграть свою первую квалификацию, став всего лишь второй женщиной в истории IRL, после Сары Фишер в 2002 году, кому это удалось. Но не удовлетворившись этим, по ходу сезона она завоевала поул-позишн еще дважды, повторив рекорд Томаса Шектера по количеству первых мест в квалификации в дебютном сезоне.

На самой знаменитой гонке Америки, Инди-500, она сумела завоевать четвертую позицию на старте, упустив поул из-за собственной ошибки, и стала первой пилотессой, лидировавшей в этом престижном соревновании. Из-за аварии Патрик закончила гонку четвертой, что также стало высшим достижением для женщин на этой трассе. Благодаря своим успехам, Патрик была объявлена "Новичком года" как в Инди-500, так и по итогам всего сезона.

Успехи Патрик привлекли к ней внимание не только в США, но и в Европе. В 2008 и 2009 годах активно муссировались слухи о том, что Даника может подписать контракт с одной из команд Формулы-1. Такая сделка интересовала, в первую очередь, Берни Экклстоуна - появление в пелотоне столь яркой личности безусловно повысило бы интерес к чемпионату мира. Однако сама Патрик все предложения отвергла.

Женский век

В начале XX века гонки были чем-то экзотическим, экстремальным и неизвестным - таким же, как подъем на Эверест или полет на самолете. И среди женщин, приходивших в автоспорт, подавляющее большинство составляли любительницы приключений, для которых соревнования были лишь одним из способов времяпрепровождения.

Новые времена вряд ли увеличили число женщин, интересующихся автоспортом, но зато сделали их более профессиональными. В современном мире женщинам доступны все те же виды совершенствования навыков и гоночного мастерства, что и мужчинам, и потому с каждым годом результаты женщин в автоспорте растут.

Женский экипаж Matech Competition: Синди Аллеман, Рахель Фрей и Наташа Гашан.

Более того, в 1990 году впервые был организован ралли-рейд Rallye Aicha des Gazelles - "Ралли газелей", участвовать в котором могут только женщины. Рейд ежегодно проводится в пустынях Марокко, где десятки пилотесс соревнуются между собой на автомобилях, мотоциклах, квадроциклах и грузовиках.

Изначальной целью, которую ставил перед собой организатор гонки, француз Доминик Серр, была борьба с предрассудками в отношении женщин. С тех пор "Ралли газелей" прочно вошло в число главных автоспортивных событий Франции и в значительной степени потеряло свой идеалогический статус. А борьбой с предрассудками теперь занялся другой француз - президент FIA Жан Тодт.

В преддверии праздника мы решили вспомнить самых знаменитых женщин, которые садились за руль спортивных автомобилей.

В нашем обществе сложился стереотип, что женщины не принимают участие в автогонках. Но за все время существования этого вида спорта было великое множество девушек, которые составляли конкуренцию мужчинам, и более того – выигрывали у них.

Первой женщиной, которая вошла в историю спорта, стала Мэри Март Дезенж , известная под псевдонимом Камилл дю Гас. В 1901 году она приняла участие в гонке «Париж-Берлин». Штурманом у неё был её муж, Жюль Креспин. Камилл была единственной женщиной из 154 участников, и тем не менее смогла финишировать 32-й.

Камилл продолжала выступать в автогонках вплоть до 1904 года, когда Автомобильный клуб Франции запретил ей выходить на старт под предлогом “женской нервозности”. Это заставило ее переключиться на гонки моторных лодок, где она едва не погибла год спустя. Позже она выступала на скачках, занималась благотворительностью и помогала бездомным животным. Умерла “Валькирия механики”, как ее прозвали современники, в Париже, в 1942 году, во время немецкой оккупации.

Намного большего смогла достичь чешка Элишка Юнкова . Её настоящее имя – Альжбета Поспишилова, Юнковой она стала после замужества за Винсентом Юнковым. Именно последний привил своей жене любовь к механике и автоспорту. Винсент после войны получил травму руки, после чего не мог выступать, поэтому за руль уже семейного Bugatti Type 30 в 1923 году села Элишка. Уже в следующем году она победила на гонке Лашотин-Тремонса, став знаменитостью. Через пару лет она стала известной на весь мир и получила псевдоним «Королева Руля». В 1928 году на знаменитой сицилийской гонке Тарга-Флорио она опередила таких пилотов, как Луиджи Фаджиоли, Рене Дрейфус, Эрнесто Мазерати и Тацио Нуволари, и лишь на последнем круге упустила победу из-за неполадок с машиной. В том же году она и закончила карьеру из-за гибели её мужа на гран-при Нюрбургринга.

Вошли женщины и в историю Формулы 1

Кроме организаторов, юристов, пиар-менеджеров и тест-пилотов за всю историю пять девушек смогли выступить хотя бы в одном Гран-При.

Первой (в 1958 году) стала итальянка Мария Тереза де Филипис , которая выступала на Maserati 250F. Стартовала она на Гран-При Монако, правда, ей не удалось пройти квалификацию. Позже она принимала участие в Гран-При Бельгии, в Спа,- правда, приехала последней. После этого она еще дважды выступала в Гран-При, а в следующем году опять пробовала себя в Монако, но снова не прошла. После этого она больше не выступала.

Вторая попытка прекрасного пола в “королеве гонок” увенчалась большим успехом. Итальянка Лелла Ломбарди пришла на первое Гран-При в 1974 году, но, как и Мария Тереза, не прошла квалификацию. Историческим можно назвать Гран-При Испании в Монжуик-парке. Состояние трассы было очень плачевным, лидер сезона Эмернсон Фиттипальди даже демонстративно проехал квалификацию очень медленно. Гонка все же началась, но продлилась недолго – до аварии Рольфа Штомеленна, который вылетел с трассы и, врезавшись в толпу, убил четырех человек и еще нескольких ранил. Гонку остановили, и так как Ломбарди была на шестом месте, то она получил свои 0,5 очка (гонщики не проехали 2/3 дистанции, поэтому начислялась половина очков). Это были первые и единственные пока заработанные очки женщинами-пилотами. Карьеру в Формуле 1 Ломбарди закончила в 1976.

Дивина Галика , Дезире Уилсон и Джованна Амати тоже вошли в историю Ф1, но их результаты были откровенно неутешительные.

Сейчас в Ф1 женщины пилоты представлены Сьюзи Вольф и Кармен Хорда , которые работают тестовыми пилотами. Они пока не показали себя как хорошие гонщики, но, возможно поколение после них принесет новых девушек, которые достигнут большего.

Многие утверждают, что в автоспорте человек испытывает большие нагрузки и тело мужчин лучше с ними справляется. На это упомянутая выше Сюзи Вольф отвечает простым примером – Себастьян Феттель. Он не является горой мышц, он не проводит сутки напролет в тренажерном зале и при этом стал трехразовым чемпионом мира. Даже сами инженеры утверждают, что сейчас стало легче управлять болидами Формулы 1. Возможно, именно этот фактор сможет подарить нам чемпиона в юбке?

В ралли самой знаменитой была и является на данный момент Мишель Мутон . Француженка начала карьеру в 1974 году, а в 1977 заработала свою первую победу за рулем Porsche Carrera RS на ралли Испании. Настоящая слава к ней пришла в 1981 году вместе с переходом в команду Audi. Тогда она выступала на Audi A1 Quattro, и в 1982 начала вести борьбу за чемпионский титул. На её счету ралли Португалии, Акрополиса, Бразилии. Но потом начались неполадки с техникой, а окончательно от титула её отдалила смерть отца. Чемпиону 1982 года, Вальтеру Рерлю, Мишель уступила только 12 очков. В 1984 она установила рекорд прохождения трассы Пайкс Пик в Колорадо, и казалось, что все еще впереди, но в 1986 отменили гонки группы «B», и карьера Мишель пошла к закату.

В историю ралли плотно вошла и другая девушка – Ютта Кляйншмидт . Она работала инженером на заводе BMW, а в свободное время выступала в гонках на мотоцикле. Первое свое участие в ралли «Париж-Дакар» у Ютты было неформальным – она прошла все участки вместе с обычными гонщиками, но везде выступала в качестве зрителя. Этот случай удивил руководство завода, которое подарило Ютте мотоцикл и… собственно, все. Но Ютта не сидела сложа руки и решила выступать в ралли. В Дакаре она с 1992 года. Ей понадобились долгие 9 лет, чтобы в 2001 году на машине Mitsubishi Pajero Ютта занять первое место. До сих пор никто даже и близко не приблизился к её рекордам.

В истории автоспорта есть еще много женских имен, которые вписали себя в нее не только из-за принадлежности к слабому полу, но благодаря своим успехам. Среди них была Ширли Мальдони («первая леди драгрейсинга»), Даника Патрик (гонщица серии IndyCar), Элен Лор (победительница этапа DTM).

Для девушек сейчас есть даже отдельное ралли – «Ралли Газелей», которое проводится под эгидой короля Марокко Мухаммеда IV. Рейд ежегодно проводится в пустынях Марокко, где десятки пилотесс соревнуются между собой на автомобилях, мотоциклах, квадроциклах и грузовиках. Изначальной целью, которую ставил перед собой организатор гонки француз Доминик Серр, была борьба с предрассудками в отношении женщин. С тех пор “Ралли газелей” прочно вошло в число главных автоспортивных событий Франции и в значительной степени потеряло свой идеологический статус.

  • , 06 Мар 2015

За всю историю автогонок их было едва ли больше сотни - женщин, рискнувших испытать себя в сугубо мужском виде спорта. Понимавших, что «рыцари скорости» не станут галантно уступать им дорогу, и готовых за эту дорогу сражаться.

История женщин-гонщиц, вопреки всеобщему заблуждению, ненамного моложе истории самого автоспорта. «Проба пера» состоялась еще в 1901 году, в пробеге «Париж - Берлин»: на 32-м месте в самой грандиозной по тем временам гонке (1100 км, 122 участника) финишировала Камилла дю Гас. Но продолжения не последовало - вскоре француженка охладела к автоспорту, как у нее случилось прежде с полетами на аэростатах и прыжками с парашютом. В 1904-м она увлеклась гонками на моторных лодках и даже выиграла «Алжир - Тулон»; затем были скачки на орловских рысаках и даже собственный конезавод. Последнее упоминание о дю Гас датировано 1939 годом, когда она гастролировала по Европе как первоклассная пианистка…

Первые триумфы

То, что не удалось дю Гас - победить хотя бы в одной автогонке, - сделала чешка Элизабет Юнек Хасвова, больше известная как Элишка Юнкова. В 20-е годы она на равных состязалась с сильнейшими пилотами планеты - Альберто Аскари, Тацио Нуволари, Рудольфом Караччиолой. В автоспорт Элишку привел муж, богатый банкир; одного старта в качестве то ли штурмана, то ли механика оказалось достаточно, чтобы 22-летняя студентка «заболела» гонками на всю жизнь - в 80 лет Юнкова все еще посещала европейские Гран-при «Ф-1». В ее коллекции 56 кубков за победы в горных и кольцевых гонках, спринтах и марафонах на сложных трассах вроде «Спа» или «Тарга Флорио» - и это всего за четыре года! Гоночная карьера 26-летней Элишки оборвалась в 1928 году: на тренировке в Нюрбургринге разбился ее муж, и Юнкова в самом расцвете сил повесила шлем на гвоздь.

Раллийные победы

В 60-е годы в ралли блистала Патриция Мосс. Выступая за заводские команды BMC, Austin, SAAB, сестра знаменитого гонщика «Ф-1» Стирлинга Мосса выигрывала многие соревнования, самые известные из которых Liege-Roma-Liege’1960, Tulip Rally’1962, Sesteries’1968. Увы, Пат тоже покинула трассы преждевременно: в 1969-м она вышла замуж за сильнейшего скандинавского раллиста Эрика Карлсона и с тех пор стартует только в гонках ветеранов.

Многим поклонникам ралли известно имя француженки Мишель Мутон. Она остается единственной представительницей прекрасного пола, которой удавалось выигрывать этапы Чемпионата мира по ралли, который начал проводиться с 1979-го. В 1982-м в паре с Фабрицией Понс она до последнего этапа претендовала на чемпионский титул - экипаж упустил корону лишь из-за поломки КПП.

В 1985 г. самый успешный женский дуэт распался: гонщицы решили посвятить себя семье. Однако долго обходиться без «адреналина» они уже не могли. Первой не выдержала «изоляции» Понс, выигравшая два этапа WRC в паре с Пьерро Льятти. Вскоре вернулась на трассы и Мутон. Сейчас она известна как организатор уже почти культовой Race of Champions, собирающей в межсезонье на Гран-Канария всех звезд авто- и мотоспорта.

Есть чем гордиться и действующим гонщицам. Возглавляющая ныне фольксвагеновскую «армаду» Ютта Кляйншмидт в 2001-м, выступая еще на Mitsubishi, победила в знаменитом рейде «Париж - Дакар». Ее лавры не дают покоя Андреа Майер (она начинала покорять Сахару на мотоцикле, а затем оказалась в заводской команде Mitsubishi за рулем Pajero Evo) и Элизабет Жастину - правда, эта гонщица мечтает выиграть «Дакар» на грузовике Renault Kerax.

Королевы колец

В различных кольцевых гонках успехи «новых амазонок» не столь значительны. Так, за все 54 года существования «Формулы-1» в эту гоночную серию пробились только пять женщин-пилотов: Мария Тереза де Филипис, Дивина Галика, Дезире Уилсон, Джованна Амати и Лелла Ломбарди. И лишь последняя смогла получить зачетные очки: в 1976 году в Испании «тигрица из Турина» финишировала 6-й.

Зато Галика стала первой женщиной, покорившей гоночный грузовик. Помимо нее, в тракрейсинге (и небезуспешно) выступали Эллен Лор, Минна Куопалла, Рейнхильда Браун и Хизер Бейли, ставшая чемпионкой Великобритании на… ЗИЛе!

А вот за океаном «эмансипация» автогонок, как ни странно, значительно отстает от общеевропейской. В первую очередь заслуживает упоминания Линн Сент-Джеймс, которая с 1989 по 1998 гг., будучи уже бабушкой, выходила на старт гонки «500 миль Индианаполиса». Сейчас главная гоночная надежда США - Сара Фишер, регулярно участвующая в заездах IRL. В 2002-м 20-летняя гонщица даже проводила тесты болида формульной конюшни McLaren - правда, скорее показательные.

Рекорды скорости

Зато в рекордных заездах Соединенные Штаты «впереди планеты всей». Всем известен тот факт, что американский гонщик Крейг Бридлоу завоевал титул самого быстрого человека на Земле, когда в 1968 г. на автомобиле с поршневым двигателем «Spirit Of America» достиг скорости 893,366 км/ч. Правда, рекорд Крейга давно побит, зато его супругу Кейт, которая в том же году на той же машине разогналась «всего» до 496,566 км/ч, еще никто не «обогнал». Более того, ни одна женщина даже не пыталась приблизиться к этой отметке.

Американке же, голливудской каскадерше Китти О"Нэйл, принадлежит неофициальный абсолютный «женский» рекорд скорости. 8 декабря 1976 г. на SMI Motivator она по сумме двух заездов показала 843,323 км/ч, в одном из них разогнавшись… до 1000 км/ч! Но поскольку ее болид был на реактивной тяге, ФИА не признала его автомобилем - рекорд миссис Бридлоу устоял.

Амазонки отечественные

В Российской Империи сильнейшей представительницей слабого пола была госпожа Римская-Корсакова, лихо управлявшая полуторатонным «Мерседесом». В многочисленных соревнованиях на регулярность хода, как тогда называли ралли, она составляла достойную конкуренцию мужчинам. В советское время (50 - 60-е гг.) все восхищались мотогонщицами Ириной Азулиной и Ниной Михеевой-Сусловой. Девушки одинаково успешно выступали и в кроссах, и на «кольце», и в ипподромных гонках - 14 и 9 чемпионских титулов СССР соответственно!

В автоспорте самыми результативными оказались Илона Алишаускене и Рута Крикштампонене: в 1988-м они стали мастерами спорта СССР. После распада Союза женский экипаж появился и в Украине. В 1999-м Наталья и Яна Франчук, выступающие, как и литовки, на «восьмерке», «дораллили» до аналогичного звания в нашей стране. Были украинские «солистки» и в кроссе - Любовь Стаммо и Галина Чаус. Но сегодня в ралли выступает единственная украинская женщина-пилот - Ольга Петренко.

А вот женщин-штурманов, как и во всем мире, у нас куда больше: дело Натальи Олексюк и Нелли Кожемякиной, в последний раз выходивших на старт в 1996 году, продолжают те же сестры Франчук, Ирина Коломийцева, Лариса Мандрик и Лада Соустова, самая результативная девушка в украинском автомотоспорте. В прошлом сезоне Лада стала серебряным призером в классе «Украина-1400». А в нынешнем 17-летняя гонщица из Алушты переквалифицируется в пилота, так что у нас еще будет повод поговорить о женском факторе в автоспорте. И не только накануне 8 Марта.

Смена поколений

В начале 2004 года раллийные команды Mitsubishi и Peugeot представили новые версии болидов, участвующих в чемпионате WRC. Теперь наступает очередь конкурентов. Уже на ралли «Мексика» (12 - 14 марта) примет боевое крещение Subaru Impreza WRC’ 2004 (на фото), а новый Ford Focus WRC’ 2004 появится, вероятнее всего, на ралли «Кипр» (14 - 16 мая).

Внешних различий у прошлогодней и нынешней версий Subaru Impreza WRC немного. Они сводятся, пожалуй, только к новым большим прямоугольным воздухозаборникам, расположенным перед передними колесами, и слегка подкорректированному дизайну передней части кузова. Внутренних изменений куда больше. В первую очередь, это усовершенствованные турбонагнетатель и система впрыска топлива. Кроме того, новые требования к минимальному весу кузова позволили команде применить более легкие кузовные панели.

В соответствии с новыми правилами проектировался и Ford Focus WRC’ 2004. Впрочем, его техническая начинка практически целиком перекочевала с удачной прошлогодней версии болида, а основные изменения коснулись дизайна. Главными особенностями новинки стали обновленные передний и задний бамперы, облегченные кузовные панели, а также небольшие доработки двигателя и турбокомпрессора.

Красные идут!

Сенсационно, с точки зрения украинских болельщиков, закончился второй этап Чемпионата России по ралли. Первым в классе А6 и пятым в абсолютном зачете ралли «Ладога» финишировал экипаж А. Салюк-мл. - А. Горбик на ВАЗ-21124.

Впрочем, начало соревнований не предвещало «красно-кофейным» ничего хорошего. Уже на шейкдауне «сложил оружие» первый экипаж команды, А. Салюк - М. Салюк. В двигателе дважды чемпионского Mitsubishi Lancer EvoVII резко упала тяга. При замерах во втором цилиндре обнаружилось падение компрессии, вызванное разрушением поршневой группы. Стартовать с таким «диагнозом» не было смысла. Ненамного лучше сложилась гонка у В. Горбаня и Е. Леонова: на СУ-8 второй ВАЗ-21124 команды «лег на крышу». Жертв нет, разрушения - лобовое стекло и бампер.

И все же выступление MacCoffee Rally Team на первых двух этапах можно признать вполне удачным. Если бы команда участвовала в чемпионате России, то Салюк и Горбик были бы первыми в своем классе, опережая нынешнего лидера Тимофея Воробьева на 10 очков. В абсолюте же и старший, и младший Салюки вошли бы в десятку лидеров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



  • Разделы сайта