Запрягают лошадей с колокольчиком как называется. Пристяжная лошадь: определение, особенности и интересные факты. Тройки со звоном поддужных колокольчиков


Прошел почти век с тех времен с улиц городов России проносились тройки запряженных лошадей, олицетворяющих удалую русскую душу. Они навсегда остались национальным символом, а крылатое выражение Николая Гоголя: "Какой же русский не любит быстрой езды?" ,- актуально и по сей день.

Приезжие иностранцы, впервые воочию увидевшие русскую тройку , летящую по мостовой, замирали в изумлении: такой красоты и головокружительной скорости нельзя было увидеть ни в одной стране мира. Память об этой уникальной знаменитой упряжке, благодаря живописным полотнам художников, сохранилась и сегодня.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0011.jpg" alt="Илья Пророк в огненной колеснице." title="Илья Пророк в огненной колеснице." border="0" vspace="5">


По одной из версий идея упряжи в три лошади была позаимствована с былин и мифов северных народов относящихся к Илье Пророку. С древних времен в некоторых селениях русского Севера ежегодно в Ильин день местные жители устраивали ритуальные скачки на тройках, которые являлись символом огненной колесницы, что вознесла Илью на небо.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-02.jpg" alt=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году». Автор: Н.Е.Сверчков." title=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году».

Появление парной упряжи лошадей «на отлет» стало предпосылкой появления тройной запряжки, которая не сразу прижилась и была крайне редким явлением на извечно плохих русских дорогах. Однако со временем тройка приобрела широкую популярность и на рубеже 17-18 столетия стала успешно использоваться в почтовых целях, что значительно уменьшило сроки доставки почтовых отправлений и багажа.


Оценив неимоверную скорость, удивительную выносливость, большую грузоподъемность и хорошую проходимость, тройку официально узаконили и начали использовать не только для доставки почты. Ими перевозили госслужащих, курьеров и пассажиров, используя сани, тарантасы, кибитки, коляски. Однако тройку никогда не впрягали в упряжь карет.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0007.jpg" alt="

По центру упряжки впрягали "коренника"- сильную и крупную лошадь, которая должна была идти "четкой и быстрой рысью", а по бокам - "присяжных" лошадей, скачущих галопом и изогнувших головы в сторону. Такая расстановка «лошадиных сил» в запряжке давала возможность лошадям развивать головокружительную скорость. Выходило так, что коренника как бы несли за собой пристяжные лошади. Это и было секретом малой утомляемости и огромной скорости русских троек. Ну а ежели удалой кучер хотел немного "полихачить", он пускал коренника в галоп и тогда, казалось, что тройка летит над землей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0013.jpg" alt="Тройка.

До сих пор бытует история, которая гласит, что во времена царствования Екатерины Великой в Петербург пожаловал с визитом император Австрии Иосиф. Русская императрица решив удивить высокого гостя, захотела прокатить его на русской тройке в Москву.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-03.jpg" alt="Понесли.

И здесь в пору будет вспомнить слова русского классика Н.В. Гоголя, который так описал образ России, сравнив ее с «птицей-тройкой»: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?"

Отбор рысаков для тройной упряжи

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0004.jpg" alt="Русская тройка орловских рысаков.

Украшение русской тройки

Украшение упряжи это особая статья культа русской тройки, поэтому невозможно было себе представить коренника без дуги, украшенной позолотой. Немногим позже дуги украшали орнаментальной росписью или резьбой. Причем это носило не только эстетический характер, но и служило оберегом от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.


Каждый кучер-«троечник» старался украсить свою тройку необычно, ярко и узнаваемо, поэтому тройки были уникальны. Во второй половине 19 века позолоченные дуги были заменены живописными, резными, инкрустированными медью, а к концу столетия их стали окрашивать в один цвет и обвивать разноцветными лентами.

Тройки со звоном поддужных колокольчиков

С течением времени конный транспорт наполнял улицы городов, а так как правил дорожного движения не существовало, то для скоростной тройной упряжи начали использовать бубенцы и колокольчики, которые можно было услышать за 2 версты. Это давало возможность горожанам и извозчикам вовремя освободить дорогу для стремительно несущейся «птицы-тройки».


В самом начале их разрешалось вешать лишь на почтовые тройки и курьерские, перевозящие важные государственные депеши. Заслышав звон колокольчика, почтовые работники успевали приготовить сменную тройку лошадей, чтобы не задерживать доставку срочной почты. А немногим позже езда на тройках с бубенцами стала широко популярной не только среди почтовых ямщиков.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0001.jpg" alt="Паутов Игорь. Русская тройка" title="Паутов Игорь. Русская тройка" border="0" vspace="5">


Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу в средине 19 века, их постепенно начала вытеснять железнодорожный и автомобильный транспорт в сельские местности. А а начале 20 века был положен конец двухсотлетней истории тройки, однако она осталась популярной и незаменимой в традиционных народных гуляньях.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0006.jpg" alt=" Народное гулянье.

Популярность троек не имела границ и всегда вызывала дух соревнования. Поэтому, начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраиваться конные состязания. А в 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно - в Лондоне на Всемирной выставке. Во времена советской власти тройки для соревнований почти всегда составляли из орловских рысаков, которые выглядели невообразимо шикарно.

Русские тройки также были достойным презентом для высокопоставленных лиц многих государств. И по сей день соревнования, где участвуют русские тройки, очень зрелищны и популярны.

В мире существует множество невообразимо , которые восхищают своим экзотическим видом.

При надевании хомута на лошадь его следует обмять; важно также, чтобы грива не попала под хомут. При работе в дождливую погоду рекомендуется покрывать хомут, холку и седелку непромокаемым фартуком. Это предохраняет лошадь от потертостей намокшими частями упряжи.

При употреблении шорки с постромками надо следить, чтобы грудной ремень шорки без излома, по прямой линии, переходил в постромки; последние же должны быть одинаковой длины. В противном случае шейный ремень будет излишне давить на шею и холку, а грудь лошади будет испытывать большее давление со стороны укороченной постромки.

Во избежание потертостей от постромок на боках и бедрах лошади постромки в соответствующих местах обшивают мягкой кожей; главное надо следить за тем, чтобы валек был достаточной длины. Чтобы на поворотах при работе в сельскохозяйственных орудиях постромки не путались и лошади не переступали через них, через круп лошади перекидывают ремень, который концами закреплен на постромках и не дает им возможности слишком низко опускаться.

Шлею подгоняют таким образом, чтобы она не была коротка, не натирала зад лошади и не стесняла движений. Считают, что она впору, если между ободочным ремнем и ягодицей можно поместить ладонь ребром. Слишком просторная шлея во время езды будет сползать на сторону, а при спусках не удержит хомут на месте: он может надвинуться на голову лошади; кроме того, накатывающаяся повозка может ударить ее по задним ногам. Все ремни шлеи должны быть всегда мягкими, они должны лежать на лошади плашмя.

Уздечка и вожжи служат для управления лошадью. При правильно подогнанной уздечке удила лежат на беззубом крае десны, слегка касаясь углов рта. Повод уздечки во время работы подвязывают так, чтобы он не слишком ограничивал движений головы лошади во время ее работы, особенно тяжелой. Вожжи должны быть прочны и настолько длинными, чтобы можно было, не выпуская их из рук, обойти сзади плуг, борону или повозку.

Хранение упряжи и уход за ней. В кладовой, где хранится запасная упряжь, не должно быть сырости: вредна также и чрезмерная сухость. От сырости на коже развивается плесень, разрушающая ее. В слишком сухом помещении и при сушке на жарком солнце кожаные части упряжи коробятся, трескаются и портятся.


Во избежание плесени и повреждения молью упряжь нужно почаще выносить на воздух, выбивать из нее пыль и моль из ее войлочных частей. Моль откладывает яички весной, поэтому в это время нужно особенно следить за хранением упряжи. Хранить упряжь надо на вешалах с расправленными ремнями, всегда хорошо смазанными мазью, нефтяным маслом, дегтем березовым в смеси с животным салом.

Упряжь, постоянно используемую, можно хранить или в специальном помещении при конюшне (в шорной) или же в коридоре конюшни около соответствующей лошади. Размещать упряжь следует на деревянных вешалах; нельзя пользоваться железными гвоздями, крюками и т. д. Висеть упряжь войлочными частями должна не ближе как на четверть от стены и на полметра от пола. Металлические части — удила, пряжки и т. п.— следует оберегать от ржавчины; очищают их сначала тряпкой с керосином, затем протирают сухой тряпкой и просаленной суконкой. Смазывать упряжь надо на свежем воздухе, но не на ярком солнце и не на морозе,

После смазки ее оставляют часа 2—3 висеть на воздухе, чтобы смазка хорошо впиталась. Мокрую упряжь не смазывают. Снятую с лошади упряжь нельзя класть на землю.

Ремонтировать упряжь (зашивать распоровшиеся швы, закреплять пряжки и т. п.), как бы ни была мала эта работа, нужно всегда безотлагательно. Новые дыры в ремнях пробивают только пробойником, но не прорезают ножом, так как от этого уменьшается прочность ремня. При сшивании разорвавшегося ремня нужно, чтобы концы его заходили друг на друга более чем на тройную ширину самого ремня.

Запряжка лошадей в повозки и сельскохозяйственные орудия. Виды и способы запряжек разнообразны. По количеству лошадей различают одноконные, пароконные, троечные и многолошадные запряжки, по устройству повозок — оглобельные, дышловые, санные, по виду работ — транспортные, разъездные, сельскохозяйственные для полевых работ в орудиях и машинах, существуют также специальные запряжки — гусем или цугом и т. д.

В северных и центральных районах СССР издавна распространена одноконная оглобельная с дугой запряжка в колесную повозку и сани. В южных и западных районах более обычной является парная дышловая запряжка.

Порядок запрягания лошади в одноконную оглобельную повозку примерно следующий. В конюшне на лошадь надевают уздечку, а недоуздок вешают на место, затем накладывают седелку несколько выше того места, где она должна находиться во время работы, и сдвигают по шерсти на место. Подпругу подтягивают гак, чтобы седелка плотно лежала на спине, и застегивают с левой стороны лошади. Затем надевают хомут со шлеёй, предварительно перевернув его клещами вверх (хомутовой подкладкой к лошади) и расправив шлею. Просунув хомут на шею лошади, поворачивают его около головы вокруг шеи и по шее опускают на свое место на плечи. Поворачивать хомут следует в ту сторону, куда зачесана грива; последнюю надо тщательно выбрать из-под хомута. Надев хомут, тут же надевают и paсправляют шлею. Супонь все время должна оставаться собранной и вложенной в гужи так, чтобы она не волочилась по земле и лошадь не могла на нее наступить. Лошадь с надетым хомутом и седелкой подводят к повозке и, двигаясь с лошадью по направлению от кузова к оглоблям, осторожно заводят ее между оглоблями. Надев повод на левую руку, чтобы не упустить лошадь, поднимают левую оглоблю и кладут ее на левый гуж так, чтобы в его петлю можно было вложить конец дуги. Вложив конец дуги в петлю левого гужа и держа ее правой рукой, перекидывают дугу через лошадь и опускают так, чтобы левый вложенный в гуж конец дуги оказался спереди гужа, а оглобля легла в выемкулунку на дуге. После этого берут чересседельник и подбрюшник, которые перед запряжкой должны быть прикреплены к левой оглобле, и продевают первый через ушки седелки, второй через шлевки подпруги. Перейдя на правую сторону и держа теперь повод на правой руке, поднимают ею правую оглоблю, прикладывают к ней конец дуги, а сверху на оглоблю кладут гуж. Придерживая грудью оглоблю, а левой рукой, подсунутой под хомут, притягивая его к себе, правой рукой (ладонью) надевают петлю гужа на конец дуги под оглоблей. Правый гуж также должен проходить сзади дуги.

Поставив дугу перпендикулярно к оглоблям, приступают к засупониванию хомута. Обмотав торцы клещей в два ряда супонью так, чтобы второй ряд несколько зажимал первый, и намотав свободный конец супони на правую руку, затягивают супонь до полного соприкосновения клещей друг с другом (при этом упираются ногой в торец клещей) и завязывают ее особым способом (чтобы хомут не мог рассупониться, но чтобы ее одним движением быстро и легко можно было развязать). В тех случаях, когда лошадь упадет в запряжке, провалится в глубокий снег и т. п., необходимо быстро распустить супонь и выпрячь лошадь, иначе она может задохнуться в засупоненном хомуте.

Закрепив супонь, берут свободный конец чересседельника, подводят его под правую оглоблю и подтягивают им последнюю так, чтобы хомут принял правильное положение на лошади. Конец чересседельника завязывают на правой оглобле так, чтобы его можно было легко развязать. Подбрюшник подтягивают несколько слабее и также закрепляют петлей на правой оглобле.

Теперь остается подвязать к дуге повод и завожжать лошадь. Вожжи пропускают поверх чересседельника и гужей и пристегивают к кольцам удил так, чтобы пряжка была снаружи кольца, а не касалась губ лошади. Лошадей, склонных задирать голову кверху и трудно управляемых, завожживают так, чтобы вожжи были поверх чересседельника, но проходили под гужами или через специально ввинченные в клещи хомута (несколько выше гужей) кольца.

После запряжки следует проверить, одинакова ли длина обоих гужей, а также на одном ли уровне на оглоблях они наложены. Концы оглобель впереди дуги должны выступать на ширину ладони или немногим больше.

Полезное действие дуги как амортизатора толчков и ударов на дорогах с асфальтовым покрытием или шоссе не проявляется, сама дуга здесь становится излишней (вес ее является даже отрицательным фактором в работе лошади). Поэтому в городском транспорте теперь все чаще встречается запряжка без дуги. Гужи в таком случае заменяют ремнями с пряжками или даже железными брусочками, шарнирно соединяющимися с хомутом и между собой. Встречается также вариант запряжки с оглоблями и постромками с вальком, укрепляемым на крюке передка повозки. Тяга при этом передается главным образом через постромки; оглобли же служат для поворота и торможения.

Пароконная запряжка в дышловую повозку несколько проще дуговой, но требует хомутов с нагрудными ремнями и нашильниками, постромок с вальками; повозки же должны быть с дышловым передком. При дышловой запряжке всегда надо соблюдать привычный для данной пары лошадей порядок их мест относительно дышла (правая и левая лошадь). Поставив лошадь на свое место у дышла, надевают сперва постромки на валек, затем натягивают и застегивают нашильник — ремень, идущий от грудного ремня хомута к концу дышла. То же проделывают и с другой лошадью.




При такой запряжке важно, чтобы длина всех постромок была одинакова (во избежание перекоса хомутов) и чтобы нашильники по длине также были одинаковы у обеих лошадей (они должны находиться на равном и достаточном расстоянии от дышла). Более правильная запряжка достигается, когда у дышла имеется ригель — небольшой валек, подвижно укрепленный на конце (шило) дышла. К концам ригеля и прикрепляются нашильники от хомутов каждой лошади. При этом легче избежать перекоса хомутов, лошадям же удобнее двигаться вперед.

Под вьюком лошади теперь используются очень ограниченно: в горах, таежных или пустынных районах и других труднопроходимых местах, недоступных даже гужевому транспорту. Перевозить вьюком можно различные грузы как в мягкой таре, так в ящиках и другой упаковке. Для перевозки жестких деревянных или металлических предметов требуется надевать на лошадь специальное вьючное седло.

Лошадям труднее перевозить на спине вьюк, чем человека того же веса, так как всадник, особенно умеющий ездить верхом, согласует и приспосабливает свои движения к ходу лошади. Вьюк на лошади надо размещать так, чтобы его вес симметрично распределялся по бокам лошади, а груз не возвышался над холкой лошади более чем на 35 см. Важно, чтобы во время движения вьюк прочно держался на лошади, не болтался, не ерзал, а при подъемах и спусках — не сползал ни вперед, ни назад. Неумелое или небрежное навьючивание может вызвать на теле лошади потертости, побитости и тем вывести ее из работы. Чтобы передняя подпруга вьючного седла не мешала движению передних ног лошади, она должна находиться от них примерно на 10 см кзади.

Для работы под вьюком выбирают лошадей соответствующего, «вьючного» типа, ростом не выше 144 см с глубокой грудью, крепкими спиной и поясницей, на коротких и широко поставленных конечностях.

Вес вьюка устанавливается в зависимости от веса лошади и условий предстоящего маршрута, в частности крутизны подъема, высоты над уровнем моря и состояния самого пути (тропы). В предгорьях при крутизне подъема не более 10° предельный вес вьюка с седлом составляет 1/3 веса лошади (33%). В этих условиях лошади за рабочий день проходят до 36 км со средней скоростью 4,5 км в час. При очень крутых подъемах (от 25° до 40°) вес вьюка не должен быть более 24% от веса лошади; скорость движения при этом снижается до 2 км в час, а длина дневного пути не превышает 16 км.

На привалах продолжительностью даже в 10—15 мин. следует снять вьюк с лошади и дать ей отдохнуть без груза. Вьючных лошадей куют на все четыре ноги, при этом передние подковы должны быть с шипами, а задние без шипов.


Литература: Коневодство и конеиспользование. Под ред. проф. В. О. Витта. М., Издательство «Колос», 1964. 383с. (Учебники и учеб, пособия для высших с.-х. учеб, заведений).

Русская тройка как тип конной упряжки известна, по свидетельству печатных источников, с XVIII века. До XVII века включительно упряжная езда в России производилась лишь в одно лошадь или же несколько лошадей, запряженных гуськом. В начале XVIII века появились парная («на отлет») и троечная запряжки в ряд. Во втором десятилетии этого века нарочная почта стала применять для езды от одной до трех лошадей. Впрочем, на первых порах тройка (три лошади в ряд) была весьма редким исключением из правила. Но уже во второй половине XVII столетия почтовая тройка в силу таких достоинств, как высокая скорость и выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость, завоевала права гражданства.

В последней трети XVIII — начале XIX века тройка была официально узаконена для перевозки по широким дорогам курьеров и почты, а также пассажиров. При этом тройка запрягалась в сани, телегу, кибитку, тарантас, иногда в возок, но никогда в карету.

Настоящего расцвета в повсеместной популярности русская тройка достигла в первой половине XIX столетия. Иностранцы, испытавшие езду на тройке, единогласно утверждали, что нет более лихой и быстрой езды. Русская тройка, олицетворявшая как русскую удалую душу, так и русскую широкую природу, превратилась в своеобразный символ России. Вспомним хотя бы гоголевскую «птицу-тройку».

Появление в России в середине XIX века железные дорог и дальнейшее их интенсивное строительство привело к падению почтовой и пассажирской роли тройки. Она стала вытесняться с почтовых трактов в сельские местности, где долго еще сохраняла популярность на свадьбах и народных гуляньях. В начале XX столетия двухвековая эпоха знаменитых русских троек практически завершилась. В настоящее время тройки используются в России для катания на выставках и ярмарках, а также в различных соревнованиях.

Такова вкратце недолгая история легендарной русской тройки. Говоря о ее устройстве, надо иметь в виду, что тройка не имела аналогов в других странах. Основой троечной упряжки является русская парная упряжка («на отлет»), описанная мною в N 4 журнала «Охота». Для получения тройки достаточно с другой (обычно правой) стороны коренника припрячь еще одну пристяжную лошадь с упряжью, аналогичной упряжи пристяжной лошади парной упряжки «на отлет». Троечная упряжь и каждый ее элемент отрабатывался десятками и сотнями лет. Русская троечная упряжь исключительно рациональна, в ней нет ни одной лишней детали.

Важной отличительной особенностью троечной упряжки являются ее обильные украшения. Красочно декорировались хомуты. Помимо росписи и резьбы, которыми покрывались деревянные клещи хомута, часто применялась узорная тисненая кожа и особенно металлический набор на кожаной покрышке. Металлический набор из литых деталей разной формы вообще широко использовался в упряжки, давая красивые сочетания с кожей седелок, шлей, узд, шорок. В качестве металла употреблялись сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, иногда серебро. Помимо металлического набора, упряжь снабжалась кистями, без которых невозможно себе представить русскую тройку. Кисти прикреплялись на уздах и шлеях, свисая спереди и по бокам лошадей.

Но предметом особой гордости являлась дуга коренника, богато украшенная художественной росписью и резьбой. Резной узор состоял из ромбов, кругов, треугольников и других фигур. Что касается росписи, то поначалу особой популярностью пользовались дуги, расписанные золотой краской. Золоченая дуга должна была «гореть» на расстоянии и резко выделяться на фоне поля или леса. «А дуга-то, дуга — в золоте сияет…», — писал поэт Иван Никитин в стихотворении «Выезд троечника». Позднее на золотой фон стали наносить тонкий графический узор черной или красноватой красками. Этот узор создавал ритмические сплетения стеблей, цветов, зубчатых листьев.

В 60-е годы XIX века золоченые дуги были вытеснены живописными. Их роспись состояла из красных розанов и синих гроздей винограда, собранных в крупные цветовые контрастные сгустки, а также зеленых трав. Роспись оживлялась ритмичными белыми бликами. Яркие живописные дуги были заметны издалека так же, как золоченые. Кроме прикладной цели — видеть тройку с дальнего расстояния, была еще цель эстетическая радовать взор,

Однако к концу XIX века вкусы изменились в худшую сторону. Дуга стала тоньше, место для резьбы и росписи убавилось. Появилась мода изображать золотые, серебряные и пестрые натуралистические букеты цветов вместе с травами и виноградом. Разноцветные краски и мелкий рисунок резали глаз своей пестротой. В конце концов дуги стали окрашивать в один цвет. Одноцветные дуги иногда перевивались цветными лентами.

Вместе с расцветом курьерской и почтовой езды на тройках возникла потребность в специальных сигнальных средствах. Они должны были издавать звуковые сигналы, слышимые на значительном удалении и выполняющие две задачи. Первая — потребовать от пешеходов и экипажей немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки. Ведь тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Поэтому велика была опасность столкновения с людьми и повозками. Вторая задача — известить персонал очередной почтовой станции о необходимости своевременно подготовить смену уставшим лошадям. Продолжительные остановки для перепряжки лошадей были недопустимы.

В странах Западной Европы в качестве звукового сигнального средства широко использовался в то время почтовый рожок. Попытки привить российской почте рожок предпринимались со времен Петра 1, но окончились неудачей. Ямщики предпочитали обходиться удалым свистом и молодецкими криками, призывая встречных и попутных уступить дорогу. Ямщиков наказывали штрафами и побоями, но наказания не помогали. Почтовый рожок остался лишь эмблемой российской почты.

Наконец, в последней трети XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола, столь любимого в народе. Удобное место для подвески колокольчика сразу нашлось — дуга над головой коренника тройки. Колокольчик туго привязывался к средней части дуги сыромятным кожаным ремнем. Во время езды раскачивался язык, который бил по внутренней стороне стенки колокольчика и тем самым производил звон. Колокольчик, подвешенный под дугой тройки, стали называть поддужным, а также почтовым или ямским.

Поддужные колокольчики выполняли две функции. Главной была сигнальная. Колокольчик издавал громкий, требовательный звон, который был слышен за две версты. Другая функция эстетическая. Курьерам, пассажирам и ямщикам приходилось преодолевать огромные расстояния по бескрайним российским просторам. Приятный звон колокольчика, радуя слух, скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней. Поэтому звон колокольчика был одновременно и сильным, и нежным. Еще раз заметим, что такие понятия, как тройка, дуга, поддужный колокольчик, были чисто русскими и за пределами тогдашней России не встречались. Звон колокольчика лихой тройки как бы олицетворял удаль и волю русского народа.

Езда на тройках с колокольчиками в XIX веке стала очень популярной. Вслед за почтовыми тройками появились тройки многочисленных частных владельцев. Потребности в изготовлении колокольчиков быстро росли. Литье колокольчиков в России с самого начала приняло кустарный характер. Кустарные предприятия были мелкими, но получили широкое распространение во многих городах и селениях страны. Родоначальником кустарного промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, который выгодно располагался посредине тракта Петербург — Москва, главной почтовой магистрали России. По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.

Многие мастера любили снабжать свои изделия литыми надписями и украшениями. Год изготовления обозначался с начала XIX века. Часто ставилось имя мастера и место изготовления. Интересны отлитые на колокольчиках всевозможные крылатые фразы: «Дар Валдая» (слова из песенной строки «И колокольчик — дар Валдая»), «Кого люблю, того дарю», «Купи, не скупись, езди, веселись», «Звенит — потешает, ездить поспешает» и другие. Широко применялся различного рода орнамент. Излюбленными изобразительными мотивами были одноглавый и двуглавый орлы, святой Георгий Победоносец.

Езда троек со звоном, принявшая массовый характер, нередко вносила сумятицу в работу почтовой службы. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, часто бывали не готовы, думая, что едет какое-то частное лицо, а не почта. Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что правительство не раз в XIX веке издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами. Разрешение давалось только тем, кто служил на почте или в земской полиции, и лишь на время исполнения ими служебных обязанностей.

Однако подобные запреты научились обходить. С середины XIX века на шеи всех трех лошадей стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов. Устройство бубенца в виде глухого полого шара с дробиной внутри не позволяло, в отличие от раскрытого колокольчика с подвешенным языком, извлекать сильный звук. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и эти приятие звучащие предметы можно было применять в неограниченном количестве. Отсутствие ограничений на число употребляемых бубенцов привело к тому, что из множества бубенцов, подобранных по размеру, а следовательно, и по тону, стали создавать «гамму» — созвучную группу, производившую при езде «согласный» звон.

К концу XIX века запреты на применение колокольчиков утратили свою силу. На тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Два-три десятка бубенцов вместе с 1-3 колокольчиками специально подбирались в созвучие. Этот ансамбль был по своему звучанию совершенно неповторим и вошел в историю под названием «ямской гармони».

Еще одна особенность тройки состоит в том, что рослый и мощный рысак-коренник бежит размашистой рысью с высоким подъемом ног а более легкие пристяжные лошади скачут правильным размеренным галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз. Такая разноаллюрная, сочетающая рысь и галоп езда выглядит очень гармонично и красиво. Интересно, что пристяжные лошади скачут разным галопом. Как известно, галоп бывает двух типов. В зависимости от того, какая передняя нога дальше выносится вперед, различают галоп с правой или левой ноги. В тройке левая пристяжная лошадь идет галопом с правой ноги, правая пристяжная — галопом с левой ноги. Лошади выбирают нужный тип галопа инстинктивно, стремясь сохранить устойчивость (передняя нога, заканчивая скачок, уравновешивает повернутую в другую сторону голову).

Русские тройки нашли широкое отражение в русской литературе, музыке, изобразительном искусстве, фольклоре, Они до наших дней сохраняются и в народной памяти.

Анатолий Ганулич

Журнал «Охота» 1998 — 5

29.02.2012 | История русской тройки

Тройка лошадей и все, что с ней связано - это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки.

Рекордная, по меркам лошадиной упряжки, скорость, 45-50 км/ч, достигалась за счет своеобразного сочетания аллюров лошадей. Центральная лошадь, называемая «коренник», пускается быстрой рысью, а пристяжные лошади (пристегнутые по бокам от коренника) скачут галопом и как бы «несут» на себе коренника. При такой разноаллюрной езде все три лошади медленнее устают, могут долгое время поддерживать высокую скорость. Русская троечная упряжь исключительно рациональна, и в ней нет ни одной лишней детали. Обычно на роль коренника выбирался рослый и мощный рысак, а пристяжными были более мелкие и легкие лошади, которым во время бега приходится красиво изгибать шеи в сторону и вниз.

История русской тройки

Если верить письменным источникам, первые русские тройки начали появляться во второй половине XVII века. До этого лошадей запрягали в упряжку по одной, а если требовалось несколько лошадей, то гуськом. Потом появились парная, «на отлет» запряжка в ряд, а на ее основе - тройка. Но упряжка по три лошади в ряд прижилась не сразу и применялась крайне редко.

К началу XVIII века тройку оценили по достоинству. Среди достоинств - высокая скорость, выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость. Благодаря этим качествам к концу XVIII века применение тройки лошадей для перевозки почты, курьеров и пассажиров официально узаконили.

С тех пор тройки лошадей возили с ветерком сани, телеги, кибитки и тарантасы. Первая половина XIX века - период настоящего пика популярности русской тройки. По мнению иностранцев, она олицетворяла удалую русскую душу и стала символом России.

Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу, когда конный транспорт вытеснила железная дорога и автомобили. С середины XIX столетия поезда начали вытеснять русскую тройку с почтовых трактов в сельские местности. XX век положил конец двухвековой истории тройки - она утратила свое государственное значение, но, тем не менее, сохранила популярность как неизменный атрибут народных гуляний.

Главнейшие почтовые тракты дальнего конного почтового сообщения с конца XVII начала XVIII:

1. Москва - Клин - Тверь (ныне Калинин) - Торжок - Вышний Волочек - Зимогорье (около Валдая) - Новгород - Чудово - Тосно - Петербург (Ленинград).

2. Москва - Владимир - Нижний Новгород (Горький) - Казань - Елабуга - Ижевск - Пермь - Кунгур - Суксун-Екатеринбург (Свердловск) - Тюмень - Тобольск и далее на восток.

3. Москва - Серпухов - Тула - Плавск - Мценск - Орел - Курск - Белгород.

4. Москва - посад Троицкого монастыря (Загорск) - Переславль Залесский - Ростов Великий - Ярославль - Данилов - Вологда - Вельск - Шенкурск - Холмогоры - Архангельск.

Тройка: внешний вид, устройство, амуниция

Русская тройка всегда отличалась обилием декора. Каждый «троечник» стремился добиться того, чтобы его тройка была самой яркой и узнаваемой.

Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

Деревянные клещи хомутов покрывали росписями и резьбой, а кожа седелок, шлей, узд и шорок украшали тиснением и металлическим набором из литых деталей разной формы. Чаще всего использовались сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, а в более богатых упряжках - серебро. К уздам и шлеям крепились яркие кисти.

Вряд ли житель начала 19 века мог представить себе русскую тройку без знаменитой дуги коренника. Эту самую значимую часть упряжки богато украшали резными геометрическими фигурами и расписывали золотой краской, чтобы сверкала на солнце и была видна издалека. Позднее поверх «золота» начали прорисовывать тонкие черные или красные графические узоры и растительный орнамент.

В 60-е годы 19 века на смену золоченым дугам пришли живописные - их расписывали красными розанами, синими гроздями винограда и зеленью трав. Живописные дуги выглядели не менее ярко, чем золоченые.

Мода на крупные розаны прошла к концу 19 века. К этому времени дуга стала тоньше, поэтому места для росписи стало меньше. Рисунки стали более мелкими, пестрыми, а со временем дуги начали окрашивать в один цвет, в особых случаях одноцветные дуги перевивали цветными лентами.

Пара слов … о колокольчике

Конный транспорт наполнял улицы городов, правил дорожного движения как таковых не было, к тому же нужно было как-то решить проблему оповещения сотрудников почтовых станций о прибытии почтовой тройки, чтобы они готовили смену уставшим лошадям.

Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

В то время в Западной Европе широко использовался почтовый рожок, но в России это устройство не прижилось, хотя указ о его применении почтовыми службами издал еще Петр 1. Ямщики по старой русской привычке предупреждали о своем появлении свистом и криками, не смотря на штрафы и побои. Таким образом, почтовый рожок стал эмблемой российской почты, но роль сигнального устройства досталась опять-таки русскому изобретению - бронзовому колокольчику. Его туго крепили к средней части дуги над головой коренника тройки сыромятным кожаным ремнем. Начиная с конца 18 века, звон колокольчика оповещал о приближении «птицы-тройки» за две версты, поэтому пешеходы и другие экипажи знали, что нужно немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки, несущейся с бешеной скоростью. Также такое раннее оповещение существенно сократило время перепряжки лошадей на станции - персонал успевал подготовиться к прибытию тройки.

Кроме практической, колокольчики выполняли также эстетическую функцию - их сильный, но одновременно нежный, звон скрашивал однообразные будни ямщиков.

Езда на тройках с колокольчиками быстро стала популярной не только среди почтовых ямщиков, но и среди богатых частников. Спрос на колокольчики вырос, и появилось множество кустарных колокольных мастерских. Самым знаменитым «колокольным» городом считался Валдай - город Новгородской губернии, располагался посредине главной почтовой магистрали России Петербург - Москва. По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.

Многие мастера снабжали свои изделия литыми надписями и украшениями, с 19 века начали ставить год изготовления, часто ставилось имя мастера.

Однако широкое распространение троек со звоном внесло в работу почтовой службы некоторую неразбериху - ямщики на почтовых станциях перестали срочно готовить лошадей при звуке колокольчика, думая, что едет не почта.

На любителей ездить со звоном посыпались жалобы от почтовых служб, поэтому в XIX веке правительство издало постановление о запрете колокольчиков для частных лиц. Разрешение использовать популярную «сигнализацию» было дано исключительно почтовым ямщикам и служащим земской полиции, и исключительно во время исполнения служебных обязанностей.

Впрочем, обход запрета русские нашли довольно быстро. Один колокольчик заменила целая россыпь бубенцов, которые целыми гирляндами крепились к кожаным ошейникам. Их надевали на каждую лошадь. Бубенец представлял собой полый шар с дробинкой внутри и не мог издавать сильных звуков, зато множество бубенцов, подобранных по размеру и по тону, издавали «согласный» звон. К концу 19 века, когда запреты на применение колокольчиков утратили свою силу, на тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Их специально подбирали в созвучие. Получившийся ансамбль по своему звучанию оказался неповторим и вошел в историю под названием «ямской гармони».

Тройки со звоном поддужных колокольчиков были воспеты в стихах А. С. Пушкина, Ф. Н. Глинки, П. А. Вяземского, А. А. Блока и С. А. Есенина. Не упустили из виду «птицу-тройку» такие знаменитые прозаики как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Также о всенародной любви к тройкам рассказывают многочисленные народные песни и романсы, дожившие до наших дней.

Классическое выражение «Какой же русский не любит быстрой езды?» давно прижилось в народном лексиконе. Тем не менее, на тройках, кроме нашего человека, больше не ездит никто. Почему?

В поле белом тройка мчится

Ехать так быстро, чтоб захватывало дух. Мчаться по просторам родной Руси, задыхаясь от восторга. Это ли не величайшее удовольствие! Итак, конская тройка – действительно быстрое средство передвижения. Оно способно развить скорость в 60 км/час. Откуда же пошел такой удивительный принцип упряжки? Когда же появилась тройка на Руси?

Историки утверждают, что случилось это на заре 18 столетия с развитием почтово-курьерской службы. Однако если учесть, что наш человек всегда «долго запрягает», резкое появление нового средства передвижения маловероятно.

Имеет место версия, что тройная упряжь была «украдена» (или подсмотрена) и древнерусского Культа Пророка Илии, характерного северным районам. Ведь именно в Ильин День устраивались массовые гонки на конских тройках. Такая упряжь символизировала «огненную колесницу», вознесшую святого на Небеса. Именно поэтому несчастные случаи в ходе гонок считались Благодатью. Старики сопровождали их словами: «Илия в небо забрал».

Инновационность изобретения

Тройка – не просто принцип комбинирования, а полноценная инновация. В чем же она заключалась? Да в том, что каждое животное двигалось собственным аллюром. Центральное (коренник) – только рысью, а боковые (пристяжные) – только галопом, отвернув головы в разные стороны и полностью доверяя центровому рысаку.

Удивительная комбинация состояла в том, что животные берегли собственные силы. Коренник задавал темп, а боковые – «несли» его. Так лошади меньше уставали, а скорость получалась внушительной.

Скорость движения

60 км/ч – довольно солидная скорость, особенно в старину. Ни одна упряжка (соло или пара) не достигла бы подобного результата. А если бы достигла, животные непременно бы пали от усталости.

Существует такая история. В екатерининские времена прибыл в столицу австрийский король Иосиф. Матушка решила сразить его русскими традициями и предложила прокатить тройкой.

Во дворец был вызван самый удалой из местных ямщиков. Императрица спросила его: «Доставишь гостя в Москву за полтора суток?». На что тот ответил: «Прикажите, матушка! Только душу потерять по дороге можем». К слову, дорога до Москвы в то время занимала 2-3 дня на перекладных.

Порода

Для тройки, как правило, использовали выносливых вятских лошадей. В упряжках богачей стояли орловские рысаки. Все зависело от степени состоятельности. Однако традиции были немаловажным фактором. Да и кому захочется экспериментировать с породой, коль есть риск замерзнуть насмерть в полях, если плохие кони падут?

Как применялась тройка

Считается, что первое применение тройки связано с курьерской службой. К концу 18 столетия появились и пассажирские экипажи. Правда, были они не слишком распространенными, перевозили важных людей и ценные грузы.

Постепенно на тройках начали «летать» свадьбы. Гулянья без празднично украшенных упряжек признавались бедными. То же можно сказать и о всенародных гуляньях.

Как украшались детали

Богатое украшение – непременное условие. Коренную дугу часто красили позолотой. Хотя простой народ этого не понимал и считал вычурным. Ведь золото традиционно ассоциировалось с Илией.

Позднее на дугах начала появляться резьба и искусные орнаменты. То же касалось конских шор. На них наносили знаки оберегов, чтоб Лихо не попортило скотину, не сбило с пути, не угробило и в чащу не заманило.

«Гармонь ямская»

Обязательной деталью украшения упряжи были бубенцы под дугой коренного. Их звон символизировал гром Илии Пророка. Компоновались особые колокольчики, а весь набор назывался «ямская гармонь». И любая тройка имела собственную, с уникальным мелодичным звучанием.

Примечательно, что в ряде российских регионов существовала практика избавления от «ведьминых чар». Помогала этому «громкая тройка». Именно поэтому шумная езда под аккомпанемент колокольчиков стала обязательным атрибутом каждой русской свадьбы.



  • Разделы сайта