Занятия по профилактике плоскостопия в детском саду. Игровые упражнения по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста

Цель: формирование правильной осанки, приобщение к здоровому образу жизни.

Обучающие:

Дать детям доступные знания о строении позвоночника и

необходимых условиях для его нормального функционирования;

Способствовать применению знаний на практике.

Развивающие:

Развивать силу мышц спины, ног, стопы;

Способствовать развитию координации движения, ловкости.

Воспитательные:

Воспитывать силу воли, целеустремленность, потребность в здоровом

образе жизни.

Оборудование: ребристые доски (два вида), «Болотные кочки», канат, мочалки, мячи, кубики.

Ход занятия:

На столике выставлены два столбика кубиков одинаковой высоты, но один из них ровный, другой – искривленный.

Дети, что вам напоминает этот столбик? (Ответы детей.)

Мне - основу человеческого организма – позвоночник. По-другому позвоночник называют позвоночным столбом. Воспитатель показывает на ребенке, где находится позвоночник (пальчиками можно прощупать отдельные позвонки), и предлагает друг у друга на ощупь найти позвонки.

Какой из выстроенных столбцов вам больше нравится? Почему? (Ответы детей.)

Какой из двух, на ваш взгляд, наиболее устойчивый? (Ответы детей.)

Любой из этих столбиков легко рассыплется от малейшего движения (эксперимент).

Что удерживает позвоночник в прямом положении?

Удерживать позвоночник в правильном положении помогают крепкие, натренированные мышцы. Если человек держит свое тело правильно, ничто не мешает работе всех внутренних органов.

Сегодня на занятии мы с вами будем укреплять мышцы спины, чтобы сохранить осанку и здоровье. Вы хотите быть здоровыми?

Тема нашего занятия: «Будьте здоровы!».

Что мы будем сегодня делать? (Укреплять мышцы.)

Для чего это нам нужно? (Сохранять красивую осанку и здоровье.)

Сейчас я вас научу, как можно проверить правильность своей осанки:

нужно стать плотно к стене, чтобы затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы касались стены.

Мы с вами постараемся соблюдать правильное положение тела.

I. Вводная часть.

1. Построение, проверка осанки.

2. Ходьба: (по 15 сек.) Максимально напрягать мышцы туловища.

Обычная.

На носочках.

На пяточках

На внутренней стороне стопы.

На внешней стороне стопы.

С высоким подниманием бедра.

3. Бег: (2-3 мин.) Дыхание: вдох – носом, выдох – ртом.

(Активная работа руками.)

- «Змейкой»

Боковой галоп

Со сменой направления.

4. Перестроение в колонну по три.

1. «Палку в верх». И.п.: ноги слегка расставить, палку вниз.

1 – палку вверх, правую ногу отвести назад, тянуть носок, смотреть на палку;

3 – палку вверх, левую ногу отвести назад, тянуть носок, смотреть но палку;

2. «Поворот». И.п.: ноги врозь, палка за спиной зажата согнутыми руками.

1 – поворот вправо;

3 – поворот влево;

3. «К колену». И. п.: сидя, палка на бедрах.

1 – палку вверх;

2 – согнуть колено, палку к колену;

3 – выпрямить ноги, палку вверх;

4 – и.п. Спину все время держать прямо. Повторить 5 раз.

4. «Наклонись». И.п.: стоя на коленях, палка сзади в прямых руках.

1 – прогнуться назад, коснуться пяток ног - выдох;

2 – и.п. – вдох;

3 – 4 – То же. одновременное движение ног. Выполняя упражнение, голову не опускать. Повторить 5 - 6 раз.

5. «Палка поможет». И.п.: о.с.палка вертикально, один конец упор, хват за верхний конец.

1 – 2 – скользя руками вниз, присесть, разводя колени и поднимая пятки;

3 – 4 – и.п. спину держать все время прямо. То же держать одной рукой. Повторить 4-6 раз.

6. «Вокруг палки». И.п.: ноги слегка расставить, палка вертикально, один конец упор, другой в руке. Прыжки вокруг палки (два круга) и ходьба на месте. Сменить направление. Повторить 2 раза.

II. Основная часть.

1.Упражнения в парах (по 5-6 раз)

  • «Тележка» - лицом друг к другу, руки на плечах друг у друга, отойти назад, прогнуться с наклоном вперед (смотреть вперед, колени не сгибать).
  • «Насос» - лицом друг к другу, взяться за руки, пальцы ног касаются пальцев партнера, один приседает, другой старается удержать его за руки, отклоняясь назад (руки и ноги прямые, туловище ровное, не отходить назад).
  • «На лодке» - сесть лицом друг к другу, ноги врозь, пятки и пальцы одного упираются в другого. Один ребенок пытается отклониться назад и тянет за собой другого, потом наоборот (колени не сгибать, наклоняться, как можно, ниже).

2. «Тропа здоровья» (сохранять осанку и равновесие).

III. Заключительная часть.

Подвижная игра: «Ёлочка».

Малоподвижная игра «Правила правильной осанки» (карточки)

Дети лежатся на коврик, воспитатель читает шуточный стишок:

«Я на коврике лежу,

Прямо в потолок гляжу,

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки,

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая»

Чем сегодня мы занимались на занятии? (Укрепляли мышцы.)

Дети встают в круг, берутся за руки.

Воспитатель: давайте каждый из нас пожелает здоровья рядом стоящему товарищу, и хором пожелаем здоровья гостям:

«Будьте здоровы!»

Методические рекомендации для инструкторов и методистов лечебной физкультуры, воспитателей детских дошкольных учреждений, преподавателей физвоспитания
Н.Г. Коновалова, Н.В.Коваленко
Кафедра валеологии и физиологии Новокузнецкого института повышения квалификации учителей
Кафедра лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого ГИДУВа.

Содержание
1. Список сокращений
2. Введение
3. Стопа как орган
4. Диагностика плоскостопия
5. Профилактика плоскостопия
5.1. Общие вопросы
5.2. Лечебная гимнастика при плоскостопии
5.2.1. Задачи лечебной гимнастики
5.2.2. Методика лечебной гимнастики
5.2. Примерный перечень специальных упражнений
5.3. Самомассаж стоп
5.4. Примерный комплекс гимнастики для профилактики плоскостопия
детям 4-6 лет, представленный в игровой форме «у царя обезьян»
6. Закаливание
7. Организация профилактической физической культуры в детском дошкольном учреждении
Список сокращений
ГСС - голеностопный сустав
ДОУ - дошкольное образовательное учреждение
И.П. - исходное положение
КС - коленный сустав
ММ - максимальная мощность
ТБС - тазобедренный сустав
ЧСС - частота сердечных сокращений
g - ускорение свободного падения
1. Введение
Плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении ее сводов.
Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза.
Причинами плоскостопия являются: врожденная патология (11,5% от всей врожденных дефектов стопы), рахит, заболевания нервной системы (параличи, парезы нижних конечностей, общая мышечная гипотония и другие), травмы стоп (переломы костей стопы, лодыжек, раны с повреждением нервов, сухожилий, мышц) и неадекватная статическая нагрузка. Как правило, несколько причин действуют в комплексе. Чаще действуют такие более или менее выраженные факторы, как рахит, общая мышечная гипотония, неадекватная статическая нагрузка. Причина последней кроется обычно не в нарушении двигательного режима, а в ношении нерациональной обуви детьми с нарушением мышечного тонуса, повышенной эластичностью сумочно-связочного аппарата.
2.Стопа как орган
Стопу образуют 26 костей, не считая сесамовидных, соединенные друг с другом при помощи суставов и связок. Последние придают стопе довольно сложную форму, напоминающую спираль или лопасть пропеллера и обеспечивающих подвижность в трех плоскостях. Поддержанию формы и выполнению функций стопы способствует активность 42 мышц стопы и мышц голени.
Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.
Стопа в теле человека выполняет три биомеханических функции: рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии страдают все функции стопы.
Рессорная функция - смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках. Она возможна благодаря способности стопы упруго распластываться под действием нагрузки с последующим обретением первоначальной формы. Исследования показали, что при быстрой ходьбе в обуви с твердым каблуком по паркетному полу ускорения в области пятки достигают величины, в 30 раз превышающей ускорение свободного падения (g). У людей со здоровыми стопами на голени ускорение составляет 5-6 g, а до головы доходит всего 1 g. При плоскостопии толчки более резко передаются на суставы нижних конечностей, позвоночника, внутренние органы, что способствует ухудшению условий для их функционирования, микротравматизации, смещениям.
Балансировочная функция - регуляция позы человека при движениях. Она выполняется благодаря возможности движения в суставах стопы в трех плоскостях и обилию рецепторов в сумочно-связочном аппарате. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры. Человек осязает площадь, по которой проходит. При плоскостопии положение костей и суставов изменяется, связочный аппарат деформируется. В результате у детей страдает координация движений, устойчивость.
Толчковая функция - сообщение ускорения телу человека при движениях. Это самая сложная функция стопы, так как в ней используются и рессорность и способность к балансировке. Ослабление этой функции наиболее наглядно проявляется при беге, прыжках.
С глубокой древности известна еще одна функция стопы, не имеющая прямого отношения к биомеханике. Стопа - это область, богатейшая нервными рецепторами и являющаяся «энергетическим окном» организма. Известно, что охлаждение стоп вызывает рефлекторное сужение сосудов слизистой оболочки верхних дыхательных путей, наиболее ярко выраженное у незакаленного человека. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела.
3. Диагностика плоскостопия
Дети, страдающие плоскостопием, могут предъявлять жалобы на повышенную утомляемость ног, боли в стопах, голенях при беге, длительной ходьбе и к концу дня. Возможно появление головных болей после двигательных нагрузок как следствие снижения рессорной функции стоп. В стопах боли локализуются, как правило, в области свода стопы, у внутреннего края пятки, в таранно-пяточно-ладьевидном сочленении, под лодыжками. В голенях боли локализуются в икроножных или передних большеберцовых мышцах. Высота внутреннего и наружного сводов стопы снижена, стопа удлинена и расширена в среднем и переднем отделах. Ладьевидная кость может обрисовываться сквозь кожу на медиальной стороне стопы. Характерны шлепающая походка с разведением носков в стороны, при стоянии стремление поставить стопу на наружный край, неравномерный износ обуви: быстрее стаптывается внутренняя часть.

Рисунок 1 Рисунок 2
Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией - получением отпечатков стоп. Для проведения плантографии используют плантограф рамку с натянутой на нее непромокаемой тканью с нижней стороны смазанную краской. Обследуемый ставит ногу на плантограф и встает с равномерной нагрузкой на обе ноги. Исследуемую стопу обводят. Иногда между 3 и 4 пальцами на уровне головок плюсневых костей ставят точку. На плантограмме соединяют эту точку с центром пятки. Полученная линия является границей грузового и рессорного сводов. В норме грузовой свод закрашен, рессорный - свободен. Есть и другие способы обработки плантограммы. На рисунках приведены примеры плантограмм здоровой (1) и плоской (2) стоп. Иногда для уточнения диагноза необходима рентгенография.
4. Профилактика плоскостопия
4.1.Общие вопросы
Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное и полноценное лечение рахита, патологии центральной нервной системы, укрепление мышц и сумочно-связочного аппарата нижних конечностей при помощи гимнастики и массажа. В более позднем периоде, начиная с года, когда ребенок осваивает вертикальную позу, ходьбу не менее важно ношение рациональной обуви.
Рациональной (ортопедически верной) для здоровых детей до трех лет является обувь, плотно обхватывающая, но не сдавливающая ногу, с жестким задником, фиксирующим пятку в верном положении, каблуком высотой 0,3-0,5 см, подошвой, дающей возможность переката. Здоровым детям до семи лет тоже необходима обувь с небольшим каблуком (до 1 см) и возможностью переката. Задник может быть мягким. Ходить босиком или в носках по полу детям дошкольного возраста вредно. Они могут ходить босиком по песку, гальке, траве, наклонной плоскости вверх и вниз, по гороху, фасоли...
Для профилактики плоскостопия и укрепления мышц стоп полезно использовать стельки-тренажер Планта, в которых область свода выложена массажными элементами. Эти стельки рекомендуется носить не более 5-6 часов в день. Удобно вкладывать стельки Планта в обувь, которую ребенок носит в детском учреждении. Время активности ребенка в ДОУ примерно равно рекомендуемому времени ношения стелек. В выходные ребенок не посещает ДОУ и стопы отдыхают.
При наличии дефектов стоп полезно использовать ортопедические стельки, способствующие исправлению дефекта, либо проводить специальную коррекцию обуви.
4.2.Лечебная гимнастика при плоскостопии
4.2.1.Цель, задачи лечебной гимнастики
Целью
лечебной гимнастики является формирование и укрепление сводов стоп.
Задачи лечебной гимнастики: развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени; укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.
4.2.2.Методика лечебной гимнастики
При проведении гимнастики специальные упражнения сочетают с общеукрепляющими в соотношении 3:1, 4:1. В начале курса упражнения выполняют из исходных положений (И.П.) с разгрузкой стоп: сидя и лежа, затем в комплекс включают упражнения из И.П. стоя, в ходьбе. Гимнастику обязательно сочетают с ручным или аппаратным самомассажем. При занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать разнообразные яркие предметы, проводить занятия в форме игры.
Эффективность лечебной гимнастики возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами, закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания - специальной обуви и ортопедических стелек.
К специальным упражнениям при плоскостопии относятся упражнения, способствующие укреплению передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп, увеличению длины трехглавой мышцы голени, формированию свода стопы. Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов, ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы.
4.2.3.Примерный перечень специальных упражнений.
И.П. лежа на спине.
1. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.
2. Круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами.
3. Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.
4. Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.
5. Захват стопами крупного предмета (мяча, мешка с песком), перекладывание за голову с последующим возвращением в И.П.
6. Поочередное и одновременное потягивание пятками по 4-6 секунд.
7. И.П. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных (КС), тазобедренных (ТБС) суставах, подошвы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
8. И.П. как в 5. Поочередный и одновременный отрыв пяток от пола с удержанием в течение 4-6секунд.
9. И.П. как в 5. Разведение ног с постановкой на носки, сведение с постановкой на пятки.
И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги прямые.
1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием
2. стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.
3. Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы. Сгибание ноги в КС одновременно с подошвенным сгибанием стопы. Разгибание в КС, подошвенное сгибание стопы, принятие И.П.
4. И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС,ТБС, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
5. И.П. как в 3. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.
6. И.П. как в 3. Захват стопами крупного предмета, выпрямление ног в КС, возвращение в И.П.
7. И.П. как в 3. Гофрирование стопами коврика.
8. И.П. как в 3. Катание каждой стопой малого мяча.
9. И.П. как в 3 Катание стопами палки.
10.И.П. как в 3. Разведение ног с постановкой на пятки, сведение с постановкой на носки.
И.П. стоя
1. Подъем на носки.
2. Подъем на пятки
3. Полуприседы на носках.
4. Подъем на наружные своды стоп.
5. И.П. стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.
6. И.П. стоя на гимнастической палке. Приседы.
7. Ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.
8. Повороты туловища в стороны без отрыва стоп от пола
9. Разведение пяток, И.П. Разведение носков, И.П.
Упражнения в ходьбе
1. Ходьба на носках.
2. Ходьба на пятках.
3. Ходьба на наружном крае стопы
4. Ходьба на носках в полуприседе.
5. Ходьба по гимнастической палке, шведской стенке приставным шагом.
6. Ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием стопы.
7. Ходьба по ребристой доске.
8. Ходьба по наклонной плоскости
9. Ходьба по следовой дорожке.
4.3.Самомассаж стоп.
Для самомассажа удобно использовать массажный коврик или массажныйролик. Резиновые изделия имеют следующие преимущества перед пластмассовыми: 1) они более мягко воздействуют на ткани ребенка;
2) составляющие их массажные элементы можно захватывать пальцами ног. Продолжительность аппаратного самомассажа 2 - 5 минут, в зависимости от возраста и подготовленности детей, общей продолжительности занятия. Самомассаж можно проводить как отдельную процедуру, или включать в занятие лечебной гимнастикой в качестве вводной или заключительной части. Сила, с которой стопы давят на массажный коврик (ролик), определяется чувствительностью ребенка. В процессе проведения самомассжа дети не должны испытывать болевых ощущений. Первые процедуры проводят сидя. В последующем вводная и основная части проводятся сидя, заключительная - стоя. После массажа полезно прилечь на несколько минут с приподнятыми над горизонтальной поверхностью ногами.
И.П. сидя на стуле.
1. Продольное растирание стоп, продвигая их вперед и назад вдоль коврика одновременно и поочередно.
2. Круговое растирание стоп, продвигая их по кругу, перемещая нагрузку от пятки к пальцам вдоль внешнего свода одновременно и поочередно.
3. Поперечное растирание стоп, продвигая их в стороны и к центру. Выполняется одновременно обеими ногами.
4. Захват ворсин коврика пальцами ног с удержанием в течение нескольких секунд.
5. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка супинации стоп, не выпуская ворсин.
6. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка раздвинуть стопы (разорвать коврик), не выпуская ворсин.
И.П. стоя.1. Продольное растирание стоп, поочередно продвигая их вперед и назад вдоль коврика.
2. Продольное растирание стоп с акцентом на наружные края.
3. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.
4. Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.
5. Разведение и сведение передних отделов стоп, стоя на коврике.
6. Поочередный подъем ног с захватом ворсин коврика пальцами поднимаемой стопы.
4.4.Примерный комплекс гимнастики для профилактики плоскостопия детям 4-6 лет, представленный в игровой форме «у царя обезьян»
Мы пойдем сегодня в гости к царю обезьян. Обезьяны похожи на детей, но они все могут делать не только руками, но и ногами. Их иногда за это называют четверорукими.
1. Пошли в обход по залу. Обычная ходьба.
2. Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята. Ходьба на носках, руки вверх.
4. Вот и прошли этот участок. Обычная ходьба.
1. Болото, идти опасно. Идем строго по следовой дорожке. Ходьба по следовой дорожке.
2. Переходим через ручей. Ходьба приставным шагом по гимнастической палке.
3. Утята гуляют возле ручья. Ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.
4. Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо. Ходьба в полуприседе на носках.
5. Это медведь идет. Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.
6. Вот мы и подходим. Уже видны обезьяньи домики. Обычная ходьба, построение вдоль обручей.
7. Маленькие обезьянки тоже хотят нас увидеть: поднимаются на носки. Подъем на носки, руки вверх. Вдох. И.П. выдох.
1. Обезьянки поворачиваются вправо, смотрят на нас, влево поворачиваются, хотят всех нас увидеть. И.П. основная стойка. Повороты вправо с отведением правой руки вправо - вдох, И.П.- выдох. Повороты влево с отведением левой руки влево - вдох, И.П.- выдох. Выполняется без отрыва стоп.
2. Обезьянки показывают нам, какие у них мячики. И.П. стоя на обруче, в руках мяч. Полуприсед, мяч подняли - вдох. И.П. - выдох.
3. Наверное, мячи у обезьянок - любимые игрушки. И.П. то же. Подняли мяч, отставили правую ногу назад на носок - вдох, И.П. - выдох.
4. Обезьянки решили показать нам все свои игрушки: сели перед своими домиками и ножками достают из домиков мелкие игрушки. И.П. Сидя.
5. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС,ТБС. Захват стопами мелких предметов перед собой и перемещение их вправо и влево.
6. Теперь обезьянки решили играть большими мячами. И.П. как в 14. Захват стопами большого мяча, выпрямление ног в КС - выдох, И.П. - вдох.
7. Обезьянки очень гибкие. Они выпрямили ноги и наклонились, потянулись к стопам руками. Наклон к прямым ногам - выдох -4-6 секунд. Стопы в положении тыльного сгибания. И.П. вдох.
8. Обезьянки собирают свои игрушки в домик. Захват стопами мелких предметов справа и слева и перемещение их по центру перед собой.
9. Обезьянки пошли на прогулку. Вот они идут по наклонному бревну к высокому дереву. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке.
10. Забираются по веткам дерева выше и выше. Лазание по шведской стенке.
11. Перебираются с одного дерева на другое. Ходьба приставным шагом по шведской стенке.
12. Спускаются на землю. Лазание по шведской стенке.
13. Идут по каменистой гряде. Ходьба по ребристой доске.
14. И попадают прямо на берег с обилием мелких камушков. Обезьянки массируют стопы. Массаж стоп на роликовых массажерах.
15. Обезьянки вернулись домой. Легли в свои домики. Свернулись клубочками и сами себя укачивают. Перекаты в группировке.
16. Обезьянки выпрямились, расслабились, слушают, как у них отдыхают стопы.
5. Закаливание
Эффективность профилактических процедур будет еще выше, если в комплекс включить закаливание. Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.
Наиболее распространено обливание ног, поскольку оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных заболеваний. Для этого вода из лейки, ковша, крана или душа в течение 15-20 секунд льется на голени и стопы. Температуру воды берут 30 градусов Цельсия, постепенно снижают по 1 градусу в день и доводят до 14-16 градусов.
Еще полезней контрастное обливание стоп. Эта процедура тренирует реакцию сосудов на перемену температур. Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны. Здоровые дети - первая группа - получают обливания по схеме 38-18-38-18. Дети второй группы получают более щадящий режим как по числу смен, так и по температурному перепаду воды: 38-28-38. Для ослабленных детей контрастные обливания проводят, изменяя температуру очень постепенно, начиная с 25-36 - теплая вода и постепенно доводя ее до 40-41, холодная - с 24-26, постепенно снижая до 18. Обливание стоп проводят обычно после дневного сна. Стопы насухо вытирают, либо не вытирают, дают им высохнуть. Последний вариант пролонгирует действие хладагента.
Иногда для закаливания стоп используют босохождение по водяной дорожке, траве, земле. При ходьбе в помещении температура пола не желательна ниже 18 градусов. Ослабленным детям рекомендуют начинать хождение в носках, а через неделю - босиком. Начинают процедуры с 3-5 минут, постепенно увеличивая по 1 минуте в день. Перед обуванием моют ноги прохладной водой, начальная температура воды 36-35, с последующим снижением на 1градус в день до 20 градусов.
Босохождение полезно не только как профилактика плоскостопия и элемент закаливания к холоду. Ходьба босиком по горячему песку, холодной гальке, хвойным иглам тонизирует, а по теплому песку, дорожной пыли, траве - успокаивает. Ходьба босиком по колючим поверхностям: стерне, шишкам и другим колючим материалам желательно природного происхождения запускает «рефлекс избегания», связанный с повышением тонуса и уменьшением длины сводообразующих мышц, увеличением свода стопы и удаления мягких тканей в области свода от колющих поверхностей.
В Спарте, известной сводом правил по воспитанию здоровых людей, дети до 10 лет ходили только босиком. Приверженцем такого хождения был и Сократ. Зная о пользе босохождения необходимо помнить, что длительная ходьба босиком по твердым ровным поверхностям (по полу) способствует уплощению стоп.
6.Организация профилактической физической
культуры в детском дошкольнром учреждении
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию являются:
1. Охрана и укрепление здоровья детей.
2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.
3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
5. Обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
Учитывая высокий процент ортопедической патологии, в частности деформаций стоп у детей, возникла необходимость увеличения объема целенаправленной двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической культуры в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Рациональное распределение регламентированной по формам и интенсивности физической нагрузки позволяет полностью удовлетворить биологическую потребность в движениях, соответствующую функциональным возможностям растущего организма, одновременно укрепив мускулатуру и сумочно-связочный аппарат нижних конечностей.
Однако все это требует определенных изменений в работе персонала дошкольного учреждения.

Схема рационального двигательного режима.
№ Формы работы Группы /продолжительность занятий 1 Ритмическая утренняя
гимнастика. 1-я младшая группа - 4-5 минут.
2-я младшая группа - 5-6 минут.
Средняя группа - 6-8 минут.
Старшая группа - 8-10 минут.
Подготовительная группа - 10-12 минут. 2. Физкультминутки, физкультпаузы. На интеллектуальных занятиях ежедневно не менее 3 минут. 3 Подвижные игры, развлечения, упражнения В свободное от занятий время. Двигательная активность в неделю составляет 5-8 часов. 4 Занятия по физической культуре:
Физкультура 3 раза в неделю
(младшая - подготовительная группы).
Плавание 1 раз в неделю.
Кружковая работа 1-2 раза в неделю. Младшая группа - 15 минут.
Моторная плотность -70% и более, увеличение ЧСС на 50% от исходного.
Средняя группа - 15-20 минут.
Моторная плотность- 70% и более, увеличение ЧСС на 50% от исходного.
Старшая группа - 20-25 минут.
Моторная плотность 75% и более, увеличение ЧСС на 60%-70% от исходного.
Подготовительная группа-25-30 минут
Моторная плотность -80% и более, увеличение ЧСС на 70%-80% от исходного. 5 Физкультурный досуг 1 раз в месяц.
Праздник 2 раза в год. Досуг: младшая и средняя группы -15-20 минут;
старшая и подготовительная группы - 25-30 минут
Праздник: Младшая и средняя группы - 45 минут
Старшая и подготовительная группы - 60 минут
Моторная плотность - 60% и более. 6 Прогулки и развлечения на воздухе. Во всех группах 2 раза в день 7 Дыхательная гимнастика, самомассаж после дневного сна. Во всех группах ежедневно. 8 Лечебная гимнастика для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, близорукости Во всех группах 2-3 раза в неделю. 9 Диагностика физического развития 2 раза в год (с 4-х летнего возраста). 10 Физкультурная переменка после каждого занятия. 10 минут
Общая доза оздоровительных физических нагрузок в недельном блоке
Целевая установка нагрузки Направленность Форма выполненияКол-во
в неделю
Контроль интенсивности Объем одного занятия Объем в неделю На развитие выносливости Занятия физической культурой, ритмической гимнастикой, элементами спорта,
группы здоровья, самостоятельные занятия и другие 3-6 занятий ЧСС
140-160
ударов в минуту 10-20 минут 60 минут На развитие силы мышечных групп те же 3-6 занятий Сопротивление 6-9 ММ до отказа в серии 10-15 минут
2 серии 45-60 минут На развитие гибкости те же 3-6 занятий Способность выполнять основные асаны йоги: лотос, сидение на пятках, плуг, перекрест (соединение рук в замок за спиной, одна снизу, другая через плечо назад), спираль и др. 10-15 минут 45-60 минут На развитие ловкости Занятие физической культурой, ритмической гимнастикой
самостоятельная тренировка, группы здоровья и другие 3-6 занятий ЧСС
130-150
ударов в минуту. 10-20
минут 60 минут Восстано-вительно-
рекреа-ционные Снятие умственного и позного утомления, восстановление работоспособности. Физкультпаузы На каждом занятии ЧСС
100-110 ударов в минуту 3-5 минут 2-2,5 часа Подгото-вительно-стимули-рующие Стимуляция обменных процессов в организме, особенно в мышечной нервной, эндокринной, сердечной, легочной тканях. Утренняя гимнастика Ежедневно ЧСС
120
ударов в минуту 10 минут 70 минут Локомо-торно- активизи-рующие Развитие мышечного насоса- важного фактора кровообращения.
Создание условий для катаболического
(активизация обмена) и анаболического
(формирование тканевых структур) процесса. Прогулки, игры, физическая работа, туристические
походы выходного дня,
оздоровительные и спортивные праздники, работа на садовом участке. Ежене-дельно ЧСС
более
90
ударов в минуту 1,5-3
часа
(15-25 тысяч
шагов) 14-15 часов
ежене-дельно Лечебно-профилактические Оздоровление организма, профилак-тика заболеваний Лечебная гимнастика, плавание, элементы спорта, прогулки, подвижные игры, закаливание и другие 2-3 в неделю Качество выполнения упражнений 10-20 минут 20-60 минут
Литература
1.Алексеев М.А. и др. О механизме регуляции вертикальной позы человека при движениях стопы.//Физиология человека.-1981, т.3, №5.- С.644-653
2.Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия 2-е изд. - М.: Медицина, 1980. - С.107-125
3.Клиническая биомеханика/ под ред. В.И. Филатова.- Л.: Медицина, 1980.- С.82-92
4.Кнейп С. Мое водолечение.: в кн. Энциклопедия здоровья, т.1.- Нальчик «ЭЛЬ-ФА», 1993.- С. 378-388
5.Справочник по детской лечебной физкультуре/ под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983.- С.319-321
6.Яременко Д.А., Корж А.А., Тлока В.А. Клиника, оперативное лечение и ортопедическое снабжение при поперечно-распластанной деформации стопы. Методические рекомендации. - Харьков, 1982. - С.4-14

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Тюменского муниципального района Чикчинский детский сад «Улыбка»

по физкультуре в ДОУ, направленное на профилактику плоскостопия

«Лесное путешествие»

Выполнила: физинструктор МАДОУ Чикчинского

детского сада «Улыбка»

Афлетунова А.И.

г.Тюмень, 2016 г

План – конспект учебно – тренировочного занятия

по физкультуре в ДОУ

1.Группа: старшая

2.Количество занимающихся: 10 - 12 детей

3.Дата проведения:

4. Место проведения: музыкально-спортивный зал МАДОУ Чикчинского д/с «Улыбка».

5.Афлетунова Альбина Илгизовна

6.Тема урока: «Лесное путешествие»

7.Задачи занятия:

Образовательная: упражнять детей в правильной постановке стоп при ходьбе и беге, закреплять умение преодолевать препятствия, выполнять движения по команде.

Оздоровительная: развивать воображение, выносливость, ловкость, координацию движений.

Воспитательная: воспитывать положительные нравственно-волевые качества, нравственное и бережное отношение к природе.

8.Инвентарь и оборудование: канат, обручи (6), музыкальный центр, салфетки, мелкие игрушки.

Часть

занятия

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть.

Вытягивают руки вперед, ладонями вверх.

Поднимают руки вверх – тянутся, смотрят на руки.

Показывают ладошки и стучат пальчиком правой руки по ладошке левой руки.

Улыбаются и кланяются гостям
(звучит спокойная музыка)

Здравствуйте, ребята!

Давайте поздороваемся!


Улыбнемся солнышку: «Здравствуй, золотое!

Улыбнемся небу: «Здравствуй, голубое! »

Улыбнемся дождику: «Лейся, словно из ведра! »

Гостям улыбнемся: «Пожелаем им, добра! »

Ребята, давайте прислушаемся: что мы слышим?

Птички поют, шелест деревьев.

Как вы думаете, куда мы сейчас отправимся?

Правильно, мы с вами отправимся в лесное путешествие.

Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.

Не шуметь.

Держаться друг за другом.

Не разбегаться.

Давайте посмотрим на соседа справа, на соседа слева, запомним кто за кем стоит. И пока мы с вами путешествуем будем идти друг за другом.

Еще в лесу можно прислушиваться и услышать много интересных звуков.

Еще можно встретить в лесу разных диких животных.

Дикие животные это какие животные?

Это те животные, которые живут в лесу.

Правильно! Но к ним близко подходить нельзя, это может быть опасно.

И так, отправляемся в путь. За мной шагом марш!

Основная часть.

Ходьба друг за другом с выполнением заданий инструктора: Ходьба обычная;

Ходьба на носочках, с вытянутыми руками вверх.

Ходьба по следовой дорожке.

Мы забрели в чащу леса, как красиво в лесу. Какой здесь свежий воздух, он очень полезен для нашего организма. Травка зеленая, мягкая! По травке очень полезно ходить босиком.

Как вы думаете, почему?

Чтобы наши ножки не болели, правильно развивались, чтобы у нас была правильная походка.

Ой, ребята! Какая высокая трава! Я из-за травы вас совсем не вижу! Давайте встанем на носочки, поднимем руки вверх, потянемся.

Спинку держим прямо, вытягиваем спинку.

Молодцы, я вижу ваши ручки сквозь заросли травы – теперь я вас не потеряю.

Вот мы и прошли высокие заросли. Никто у нас не потерялся?

Никто не потерялся. Молодцы!

Я чувствую, что под ногами земля очень мягкая. Вы чувствуете? Это болото, идти дальше очень опасно.

Что же нам делать, чтобы не провалиться?

Надо идти по следам.

Правильно! Я сейчас первая пройду, проложу следы, а вы пойдете за мной, по проверенной дорожке, по протоптанным следочкам. Но идти надо строго по следам, не торопясь, осторожно, чтобы не провалиться в болото.Молодцы!

Болото мы прошли, никто у нас не провалился, молодцы! Мы справились с препятствием, потому что старались, не торопясь шли строго по следам.

Ребята, давайте прислушаемся, мне кажется, я слышу какой-то звук! А вы что-нибудь слышите?

Это что-то журчит.

А что у нас может журчать в лесу?

Р учеек!

Основная часть.

Ходьба по канату или по гимнастической палке.

Ходьба на пяточках, руки на плечевых суставах.

Правильно - это ручеек! Вода в ручейке очень холодная – студеная! Как же нам перейти через ручеек? Можем ли мы прямо по воде перейти на другой берег?

Нет, потому, что можно простудиться и заболеть.

Надо перекинуть бревно через ручеек, и по нему перейти на тот берег.

Молодцы! Смотрите, здесь кто-то уже проходил и перекинул бревнышко. Нам осталось правильно перейти по бревнышку на другой берег.

Для этого надо повернуться к бревнышку боком и приставным шагом, не спеша, пройти по нему.

Можно помогать друг другу, можно взять за руку того, кто боится и помочь перейти. Мы ведь с вами очень дружные, а друзья всегда помогают в беде или в трудных ситуациях.

Отлично, мы преодолели и это препятствие. Никто не намочил свои ножки, потому что мы очень аккуратно и осторожно шли по бревнышку, и помогали друг другу. Молодцы!

Ребята, посмотрите, что это?

Это следы?

Как вы думаете чьи это следы?

Следы утки.

Вы слышите, кто-то крякает? – Смотрите, это утки пьют воду из ручья!

Давайте представим, что я утка, а вы - утята. Для этого мы встанем на пяточки, ручки положим на плечи и пойдем как утята за уточкой. Спинку держим прямо. Молодцы! Вы как настоящие утята!

Основная часть.

Ходьба в полуприсяде на носках.

Ходьба на внешней стороне стопы с руками за спиной.

Прислушайтесь! Вы слышите какой-то странный шум?

Давайте пригнемся и пойдем в полуприсяде, чтобы этот странный зверь нас не заметил. Для этого надо присесть на корточки и передвигаться в этом положении.

Смотрите, что я нашла! Интересно, кому принадлежат эти следы?

Медведю.

Правильно! Медведю!

Давайте представим, что я медведица, а вы – мои медвежата. Для этого надо встать на внешнюю сторону стопы, и ручки спрятать за спину.

Какие хорошенькие медвежата! Молодцы!

А что медведи делают зимой?

Впадают в спячку.

А что любят медведи?

Мед. Он очень полезен.

Кто его кушает, тот не болеет.

А вы любите мед?

Хорошо, будете здоровыми, крепкими, красивыми!

Мы с вами забрели в самую глубь леса. Кого же еще мы здесь можем встретить?

Посмотрите, еще чьи-то следы….

Белочки.

Правильно, смотрите – это белочка!

Кажется, она что-то хочет нам сказать.

Я - белочка быстрая,

Хвостик пушистый.

На полянке я играла

Шишечки я собирала.

Сильный ветер налетел,

И корзинку подхватил,

Он корзинку покружил,

Все запасы уронил.

Помогите пожалуйста собрать шишечки!

Поможем?

Поможем! Ведь лесные звери и птицы нуждаются в нашей помощи и заботе.

Посмотрите, у белочек есть передние и задние лапки. У них тоже есть пальчики на передних и на задних

Заключительная часть.

1. Игра: «Собери запасы»

Захватить пальцами ног мелкий предмет и перенести его в корзинку.

2. Игра: «Скок-перескок»

Перепрыгнуть на носочках из обруча в обруч.

И. п.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой - подуть на плечо. Голова прямо - вдох. Голову вправо - выдох трубочкой. Голова прямо - вдох. Затем опустить голову, подбородком касаясь груди, сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо - вдох. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

2-3 р

2-3р

лапках и они очень много дел могут делать и передними и задними лапками.

И мы с вами очень много дел можем делать ручками, (подвигаем пальчиками рук), а ножками умеем? (подвигаем пальчиками ног). Сейчас с вами попробуем пальчиками ног собрать шишечки в корзинку, без помощи рук.

А какие же еще запасы делают белочки на зиму кроме шишек?

Ягоды, грибы.

Все запасы собрали, какие молодцы!

Белочка нам говорит «Спасибо» и приглашает нас поиграть. Белки очень любят скакать по деревьям с ветки на ветку, и наша белочка предлагает вам попрыгать с ней.

Надо на двух ножках, на носочках перепрыгнуть из обруча в обруч.

Какие вы молодцы! Давайте попрощаемся с белочкой! Помашем ей правой ручкой. До свидания!

Давайте отдохнем – подышим правильно.

Подуем на плечо,

Подуем на другое,

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем и на грудь мы

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

И остановимся пока.

Потом повторим все опять,

Раз, два, три, четыре, пять.

Ребята, мы прыгали с ветки – на ветку, с дерева – на дерево, и не заметили, как оказались в садике.
Итог занятия с положительной оценкой, вспомнить что делали, чему учились новому. Вопрос детям:

Лесные звери передали нам подарочек, чтобы мы не забывали о них заботиться и помогать им.

Дети улыбаются и аплодируют сами себе. Выходят из физкультурного зала и благодарят инструктора за занятие.

«Профилактика плоскостопия»

Цели:

Осмыслить, присвоить и обобщить новую информацию.

Формировать навыки, предупреждающие развитие плоскостопия.

Создать благоприятные условия для здоровья, обучения и развития ребенка

(для педагога).

Задачи:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания детей функциях стопы человека и плоскостопии; научить способу выявления плоскостопия.

Развивающие:

Развивать навыки самостоятельной работы; умения выполнять физические упражнения по предотвращению появления плоскостопия.

Воспитательные:

Содействовать стремлению детей вести здоровый образ жизни.

Оборудование : плакат с изображением стопы человека; тексты для экспертов:линейка;фломастер;лист с отпечатком стопы; проектор.

Педтехнология : комбинация критического и здоровьесберегающего обучения.

Методы обучения: проблемный, репродуктивный, лабораторная работа, творческий.

Формы организации : беседа, работа с таблицей, опережающее домашнее задание, практическая работа, сообщения, творческое задание, рефлексия.

Принципы обучения: учет возрастных и индивидуальных особенностей, доступность, последовательность, научность, работа в группах.

Тип занятия: изучение нового материала.

ХОД (45 мин.).

I.Вызов – 10 мин.

Рассмотрим ситуацию: На день рождения подруги школьница 16 лет пошла в новых туфлях на высоких каблуках. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать. Но через некоторое время из-за боли в ногах школьнице пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки. Как вы думаете, что стало причиной боли в ногах у девочки? а) дальнее расстояние, которое пришлось преодолеть до дома подруги. б) туфли на высоких каблуках или в) продолжительные танцы?

А не могли бы вы тогда сказать, о чем пойдет речь на нашем занятии? Помогите мне определить тему нашего занятия.(ответы детей).

По ходу занятия вы будете заполнять таблицу «Знаю – хочу знать – узнал».
- Какие задачи вы бы поставили для того, чтобы раскрыть нашу тему? (ответы детей).

Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма.Нам с вами предстоит выяснить, что такое плоскостопие и как оно возникает. Мы научимся тому, как самостоятельно выявить наличие или отсутствие плоскостопия. А также изучим советы по предупреждению возникновения этого заболевания. Это наша цель. Для этого вы будете заполнять таблицу, рассуждать, делать практическую работу, вырабатывать собственное отношение к изученному, рефлексировать.
Сегодня на занятии у нас присутствуют эксперты-теоретики, исследователи и практики, которые подробно ответят на наши вопросы.

II . Осмысление – 20мин.

Некоторым из вас заранее было дано опережающее домашнее задание . Сообщения подготовили теоретики, исследователь и практик. Они будут высказываться по обсуждаемой теме. Остальные фиксируют высказывания, готовя свои комментарии и вопросы. После окончания работы мы сформулируем выводы.Прием «Двухрядный круглый стол»

Эксперты– теоретики:

Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Зачем нужны эти своды?Своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет приспособить стопу к неровностям почвы.

Различают: поперечное и продольное плоскостопие.

При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей.

При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы.

Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь (тесная, неудобная обувь, туфли на каблуке), длительное хождение или стояние, избыточная масса тела, травмы, недостаток витаминов и наследственность.

Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь. Обычно быстро изнашивается внутренняя сторона подошвобуви.При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Потом возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже поясницы.При плоскостопии нарушается осанка, из-за ухудшения кровоснабжения быстро наступает утомление нижних конечностей, часто сопровождающееся ломотой, болями, а иногда и судорогами.

Для лечения плоскостопия используют:

1. Лечебную гимнастику.

2. Массаж.

3. Правильную обувь. Обувь должна плотно обхватывать (не сдавливать) передний отдел и пяточную часть стопы, иметь достаточно гибкую подошву и невысокий каблук.

4. Обязательно при плоскостопии ношение ортопедических стелек-супинаторов.

5. Ходьба босиком по неровной поверхности, по песку.

6. Упражнения для мышц ног, особенно для мышц стопы, ходьба на цыпочках, прыжки в длину и высоту, бег, игра в футбол и баскетбол, плавание.

Эксперт – исследователь :

Данные школьного медкабинета свидетельствуют, что у 9% школьников наблюдается плоскостопие. В основном оно характерно для учащихся 8-9 классов. Необходимо сказать, что женщины страдают плоскостопием в 4 раза чаще, чем мужчины. Женщинам приходится расплачиваться за высокие каблуки, модные узкие носки у обуви, в которой ноги опираются не на всю стопу, а только на головки плюсневых костей. Не хватает квадратных сантиметров каждому пальчику, они, деформируясь, теснят друг друга. Вскоре стопа перестает сопротивляться этому насилию и появляется деформация. Варикозное расширение вен уже в самом разгаре.

Профилактика плоскостопия:

1.Не носить слишком тесную обувь. Обувь д. б. с задником и со шнуровкой.

2.Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.

3.Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.

4.Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.

5.Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.

6.Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.

7.Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).

В домашних условиях:

– ходить по валику босиком;

– поднимать с пола карандаш пальцами ног;

– катать мяч подошвами ног;

– делать массаж ступней.

Физминутка-2мин.

Упражнения для нижних конечностей.

Эксперт – практик:

Определить тип стопы, пользуясь инструктивной картой.

Инструктивная карта :

1. Взять лист белой бумаги, положить его на пол.

2. Встать на него мокрой ногой.

3. Контуры следа обвести простым карандашом.

4. Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией.

5. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Практическая работа «Определение плоскостопия».

А теперь послушаем вопросы, которые подготовили наши слушатели по ходу выступлений экспертов(вопросы детей).

Для закрепления материала используется прием «Ромашка вопросов», при этом предлагаются вопросы различной категории (на знание, на понимание, на применение, на анализ, на синтез и на оценку).

1.Что такое плоскостопие?(Знание).

2.Правильно ли я поняла, что появлениеплоскостопия можно предупредить?(Понимание)

3.Как можно применить супинаторы? (Применение)

4.Почему появляется плоскостопие? (Анализ)

5.Что будет, если обувь будет на несколько размеров больше, на вырост? (Синтез)

6.Как ты относишься к тому, что за модные узкие носы и высокие каблуки можно поплатиться здоровьем? (Оценка)

Проверим наши таблицы.

III .Рефлексия -12мин.

1.Плоскостопие – это изменение стопы, характеризующееся уплощением ее сводов.

2.Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь (тесная, неудобная обувь, туфли на каблуке), длительное хождение или стояние, избыточная масса тела, травмы, недостаток витаминов и наследственность.

3.Чтобы не допустить плоскостопия, нужно правильно подбирать обувь, следить за гигиеной стоп, выполнять упражнения для нижних конечностей.

Рецепты здоровья очень просты и не требуют денежных вложений, они требуют лишь вашего желания. Мудрые люди говорят, хочешь быть здоровым – будь им. Быть здоровым, значит быть красивым, уверенным в себе человеком. Выбор всегда остается за вами!

    Что вы сегодня узнали нового?

    Достигли ли цели?

    Пригодятся ли эти знания в жизни?

    Оцени свою работу по 5-балльной системе.

Большое спасибо за работу на нашем занятии. И помните, что существует четыре простых правила, чтобы быть здоровым:

1.Наращивайте «мышечный корсет».

2.Следите за осанкой.

3.Правильно питайтесь.

4.Носите правильно подобранную обувь.

I V. Домашнее задание -1мин.

В завершении я хотела бы предложить вам творческое задание. Закончите любую фразу, превратив ее в девиз здорового образа жизни.
1. Быть здоровым, значит…
2. Здоровье – это…

Спасибо за работу на занятии. До свидания. На следующем занятии мы разучим комплекс упражнений, позволяющий укрепить мышечно-связочный аппарат стопы и нижних конечностей в целом.

Цель: укрепление и сохранение здоровья детей; предупреждение развития плоскостопия.

Задачи: научить выполнять упражнения по профилактике плоскостопия; закрепить интерес детей к занятиям физическими упражнениями; продолжить учить детей согласовывать свои действия с командами и музыкой; совершенствовать двигательные умения и навыки; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе и выполнении упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект нетрадиционного физкультурного занятия по профилактике плоскостопия в ст.гр. «Там на неведомых дорожках…».

Цель: укрепление и сохранение здоровья детей; предупреждение развития плоскостопия.

Задачи: научить выполнять упражнения по профилактике плоскостопия; закрепить интерес детей к занятиям физическими упражнениями; продолжить учить детей согласовывать свои действия с командами и музыкой; совершенствовать двигательные умения и навыки; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе и выполнении упражнений.

Ход занятия.

Инструктор: Сказка- это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки?

Инструктор : Ребята, нам пришло видео-письмо, давайте посмотрим от кого.

(Видео-письмо от Василисы: Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы любите сказки, но сегодня я не могу вам их рассказать. Случилась беда, меня украл Кощей Бессмертный и спрятал в высокую башню. Ребята, вы же знаете как победить Кощея. Помогите, освободите.А в помощь себе найдите цветик- семицветик).

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в сказочное путешествие. (Музыкальное сопровождение: «В гостях у сказки»)

А для начала,нам необходимо укрепить мышцы ног.

«Массаж ног»

В сказку мы сейчас пойдем

Приключения найдем,

Свои ножки разминайте

Не спеша все выполняйте.

Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Раз сгибай, два выпрямляй

Ну, активнее давай.

Рук своих ты не жалей

И по ножке бей сильней

Будут быстрыми они

Потом попробуй, догони

По подошве как граблями,

Проведем мы ноготками,

И полезно и приятно

Это всем давно понятно

В центре зону мы найдем

Хорошенько разомнем,

Надо с ножками дружить,

Чтобы быстрым, ловким быть.

(Дети выполняют самомассаж стоп в соответствии со словами).

Инструктор : В лесу редко мы бываем

И путей дорог не знаем

Как понять куда идти?

Чтоб Василису нам найти.

Ребята, отправляемся в путешествие по неведомым дорожкам. (Звучит музыка « звуки природы»).

По следочкам мы пойдем

На полянку попадем.

Цветик - семицветик

Быстро найдем

И Василису от Кощея спасем.

(- ходьба по корригирующей дорожке (следы )).

Перед нами поляна « Цветочная ».

Цветик- семицветик,

Сказочный цветок

В нем заданья скрылись

За каждый лепесток.

Лепесток мы открываем

И заданье выполняем.

Упражнения с иглболом.

  1. И. п. : сидя на стуле, мяч под стопами. Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе.
  2. И.п. : сидя на стуле, мяч под стопами. Катать мяч вперед-назад двумя поочередно то левой, то правой стопой.
  3. И. п. : сидя на стуле, мяч под стопами. Круговые движения ногами – сначала вправо, затем влево.
  4. И.п. : сидя на стуле, ноги на ширине плеч, мяч между ногами, руки опущены. Перекатывание мяча от правой ноги к левой и наоборот. (Катаем с напряжением).
  5. И. п. : Сидя на полу, поглаживание, постукивание, растирание ступней и отдельно каждого пальчика.

По мостику пойдем

В сказку мы волшебную с вами попадем.

Лепесток мы открываем

И заданье выполняем.

(- ходьба по ребристой дорожке ).

Ой, ребята, здесь поляна

Не простая, а Грибная .

Должны грибы собрать

И в корзину все убрать.

(дети садятся вокруг обруча, в которых разложены грибочки, мелкий конструктор и др. Дети пальцами ног, раскладывают предметы ).

Идти нам далеко,

Идти нелегко.

Болото у нас впереди,

Осторожно надо пройти.

(- ходьба по корригирующей дорожке ).

Инструктор : Ребята, поляна Волшебная на нашем пути

Можно отдохнуть,

Лепесток мы открываем

И заданье выполняем.

(дети ложатся на пол, руки опущены вдоль туловища, инструктор дует мыльные пузыри, дети стараются пальцами ног лопать ).

Инструктор: Лепесток мы отрываем

В сказку с вами попадаем.

В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.


Чтоб Василису нам спасти

Смерть Кощея надо найти

А Кощея смерть в игле,

Та игла лежит в яйце.

Ребята, нам нужно будет нарисовать пальцами правой ноги яйцо, а пальцами левой ноги иглу.

А теперь разорвем рисунок. Только так вы справитесь с Кощеем.

(звучит громкая музыка, появляется Василиса).

Василиса: Спасибо, ребята. Освободили вы меня, избавили от Кощея. А теперь я расскажу вам сказку …..(Василиса начинает рассказывать сказку, обнимая детей, уводит из зала). Звучит тихая музыка.



  • Разделы сайта