Занятие в доу по профилактике плоскостопия. Профилактика плоскостопия у детей в доо. Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка»

Занятие «Здоровые ноги» способствует улучшению здоровья и физическому совершенствованию обучающихся. проводится с целью формирования здорового образа жизни детей в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности и привлечения родителей к проблеме детского плоскостопия.

На занятие используются нетрадиционные педагогические методы, ИКТ, малые фольклорные жанры, разнообразные приемы обучения. Методика проведения занятия предусматривает достаточный уровень моторной активности и нарастания физических нагрузок, учитывая возрастные особенности организма. Сочетание физических упражнений и закаливающих процедур дает хороший оздоравливающий эффект. На занятии активно используются задания творческого характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий занятия:

"Здоровые ноги"

I.Вводная часть (10-15 мин)

1) Построение, объяснение задач .

Педагог:

Получен от природы в дар,
Не мяч и не воздушный шар,
Не глобус это, не арбуз,
Здоровье, очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить

Ребята, давайте поздороваемся. Говорить друг другу “здравствуй” – это значит желать здоровья. А как можно сберечь здоровье? Что для этого нужно делать?

Дети: Нужно заниматься спортом, выполнять правила личной гигиены и т. д.

Педагог: Правильно, вот сегодня мы и отправимся на остров за здоровьем с необычным названием - «Здоровые ноги», познакомимся с плантографией, закрепим упражнения профилактики плоскостопия, будем тренировать, и развивать мышцы и связки стопы, средствами физических упражнений, закаливания, самомассажа. А чтобы ощущать себя здоровым, весёлым, нашим девизом будут заветные слова: “Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Педагог: Ребята, как вы думаете, для чего нужны нам ноги?

Дети: Чтобы ходить, бегать, прыгать и т.д.

Педагог: Правильно, а основой наших ног является стопа.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке. А при деформации стопы – появляется плоскостопие, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не

поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего возникает плоскостопие

На мультимедийном экране, установленном в тренажерном зале, педагог в краткой форме, рассказывает и показывает о причинах и видах плоскостопия (слайды №№3-7)

Причины и факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

  1. наследственность
  2. ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой),
  3. чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела),
  4. чрезмерная гибкость суставов,
  5. травмы стоп.

Педагог: Нелегко придется нашим стопам. Давайте их подготовим к нашим испытаниям.

2) Самомассаж стоп

Ребята, снимают носки, сидя на полу пошлепывая по подошвам ног, приговаривают:

Куй, куй, ковалек,

Подкуй чеботок:
На маленьку ножку
Золоту подковку.
Подай молоток,
Подковать чеботок

Затем выполняют упражнения на обручах.

3)Упражнения для укрепления мышц и связок стопы, при помощи гимнастического обруча.

  1. ходьба по обручу;
  2. перекаты стоп с носка, на пятку;
  3. скольжение по обручу;
  4. приседания, стоя на обруче;
  1. прыжки через обруч;
  2. дыхательная гимнастика с произношением звуков.

Педагог благодарит ребят за выполнение задания, предлагает убрать спортивный инвентарь и сделать отпечаток стопы

II.Основная часть (15-20мин)

1) Плантография.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам сделать отпечаток стопы – платографию.

Рисунки я покажу на родительском собрании, вашим родителям, где мы будем говорить о проблеме профилактики плоскостопия (слайд №8-10).

  1. На пол кладем чистый лист бумаги. Ступни ног покрываем жирным кремом. «Испачканными» ногами встать на лист бумаги. Спину держим прямо, ноги сведены

вместе, масса тела должна распределиться равномерно и задержаться в этом положении несколько секунд. На бумаге должен остаться четкий отпечаток вашей стопы.

  1. Теперь возьмите маркер. Проведите линию, которая соединит края подошвенного углубления. Дальше, внимание – занимательная геометрия. Нужно провести линию, перпендикулярную предыдущей, так, чтобы она пересекла углубление стопы в самом глубоком месте.
  2. Изучаем результат. При нормальной и здоровой стопе отпечаток узкой части займет не более трети этой линии. При плоскостопии достигнет середины.

Дети сравнивают свои отпечатки с рисунком, изображенном на мультимедийном экране (слайд№10)

Педагог: Ребята, чтобы дойти до острова «Здоровые ноги», нам нужно пройти по следу стоп, которые лежат на полу. Будьте внимательны идем только по здоровым отпечаткам стоп.

Дети продвигаются по отпечаткам стоп, попеременным шагом ставя стопу на правильный след, (неправильный след издает звуковой сигнал)

2)Круговая тренировка на тренажерах

Педагог: Ребята на острове «Здоровые ноги», мы с вами проведем круговую тренировку на тренажерах. Для того чтобы мышцы развивались и укреплялись, им нужно давать нагрузку, которая способствует укреплению мышц стопы. Вы сами должны выбрать «друзей» на острове, которые укрепили бы ваши ноги.

Ребята распределяются на тренажеры и по 1мин (с 30сек. интервалом отдыха) выполняют упражнения по методу «круговой тренировки».

Станции:

1. быстрая ходьба на беговой дорожке

2. наездник

3. подъем и спуск на степ - платформе

4. жим ног на мини-блоке

5. прыжки на батуте

6. велотренажер

7. гребля

8. прыжки через скакалку

9. ходьба по гимнастическому канату

10.прыжки на мяче-попрыгунчике

11 катание набивного мяча вдоль свода стопы

Педагог: Наши ноги славно потрудились. А сейчас я предлагаю проверить насколько они стали сильнее и ловчее?!

Педагог благодарит ребят, предлагает убрать инвентарь и приступить к играм.

III.Заключительная часть

1)Подвижные игры (10-15мин)

Педагог напоминает ребятам правила игр и эстафет :

  1. «Играть честно, не хитрить»
  2. «Не обижаться, если проиграешь»
  3. «Не кричать громко»

Игра - эстафета "Передай платочек"

Сидя на стульях босиком, передать друг другу пальцами ног платочек, руки на поясе (руками не помогать).

Педагог благодарит ребят за честную игру и предлагает лечь на индивидуальные коврики-пенки.

2) Релаксация «Муравей»

Дети ложатся на пенки, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Педагог: Представьте себе, что вы лежите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза)

3)Подведение итога занятия

В неформальной обстановке педагог и ребята подводят итог занятия пьют фиточай.

Педагог:

  1. Ребята, как вы думаете, можете вы сами сформировать правильную стопу или, наоборот, деформировать её?
  2. Почему появляется плоскостопие?
  3. Что нужно делать, чтобы стопа была хорошей?

Ответы ребят.

Педагог обращается к гостям и коллегам:

Мы продемонстрировали вам несколько видов упражнений для ног с детьми. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр, но я думаю, что слишком много информации это тоже плохо, поэтому о других упражнениях и играх вы сможете узнать из памятки о профилактике плоскостопия предложенных вашему вниманию Спасибо за внимание и участие в нашем мероприятии.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке. А при деформации стопы – появляется плоскостопие

Плоскостопие изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.

Поперечное плоскостопие При поперечном плоскостопии стопа распластывается, плюсневые кости отклоняются, начинают выступать «косточки»

Продольное плоскостопие При продольном плоскостопии уплотнен продольный свод, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, длина стоп увеличивается.

Причины и факторы, влияющие на развитие плоскостопия: наследственность ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой), чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела), травмы стоп.

Предметы и тренажеры для занятий профилактики плоскостопия. Коврик «Пазлы» 1. Гимнастический канат 2. Обруч 3. Гимнастическая палка 4. Скакалка 5. Коврик с шипами 6. Мяч 7. Кегля 8. Гантели 9. Платочек

«Батут» «Велотренажер» «Наездник» «Беговая дорожка» «Степ – платформа» « Мини – степ» Мини-блок «Батут» «Велотренажер» «Наездник» «Беговая дорожка» «Степ – платформа» Мини-блок «» » » » » »

Определить наличие плоскостопия можно с помощью плантографии (отпечатка следа стопы). Плантограф С помощью рентгенографии

Как определить в норме ли у вас стопа? Сесть на стул, высота которого такова, что углы в тазобедренных и коленных суставах тестируемого были равны 90°; Нанести на подошвенную поверхность стопы жирный крем; Аккуратно поставить ноги на лист бумаги (Формат А4), лежащей на полу перед тестируемым; Встать, равномерно распределяя вес на обе стопы, и задержаться в этом положении несколько секунд.; Взять карандаш, маркер или фломастер и провести линию, которая соединит края подошвенного углубления. Нужно провести линию, перпендикулярную предыдущей, так, чтобы она пересекла углубление стопы в самом глубоком месте. Изучаем результат: При нормальной и здоровой стопе отпечаток узкой части займет не более трети этой линии. При плоскостопии достигнет середины.

В норме вырез на стопе с внутреннего края занимает 2/3 его ширины. При плоскостопии этого выреза нет или он незначителен.

Будьте здоровы!

Тренажер для укрепления ног


Здоровьесберегающая технология «Профилактика плоскостопия у дошкольников», возможности применения на физкультурных занятиях, игровые упражнения для детей 3-7 лет, картотека упражнений для профилактики плоскостопия у дошкольников



Актуальность проблемы

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено разнообразием детских заболеваний.


Одним из распространенных заболеваний нашего времени является плоскостопие.
Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
Стопа является опорой и фундаментом тела. Нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и что особенно важно изменяет положение таза, позвоночника – это отрицательно влияет на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп не благоприятно сказывается на развитии многих движений, у детей приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием в занятиях многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно — двигательного аппарата и в частности стопы имеет большое значение.

Профилактика плоскостопия на занятиях физкультурой в ДОО

Цель:
Способствовать формированию у детей привычки бережного отношения собственному здоровью
Задачи:
Закрепление опорно – двигательного аппарата специальными движениями.

Для профилактики детского плоскостопия в водной части занятия используется корректирующая ходьба на носках, пятках, наружных сторонах стоп, ходьба по массажным дорожкам. В основной части физкультурного занятия для повышения эффективности профилактики плоскостопия в комплексы общеразвивающих упражнений включаются специальные упражнения, сопровождающиеся небольшими стишками.

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия у дошкольников

«Качели»

На качелях, на качелях
Прямо в небо полетели
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты покрепче держись!

И.п. – сидя на краю скамейки, прямые ноги вытянуты вперед, пятки стоят на полу. 1 – потянуть носки на себя («вверх»); 2 – потянуть носки к полу («вниз»).

«Хлопки»

Оборудование: гимнастическая скамейка
(включается в комплекс общеразвивающих упражнений на скамейке)

Раньше хлопали ладошки
А теперь хлопают ножки

И.п. – сидя на краю скамейки, прямые ноги вытянуты вперед, пятки стоят на полу. стопы держим вместе. 1- носки развести в стороны, пятки вместе; 2 – носки вместе, соединить вместе суставы больших пальцев («похлопали»).

«Балет»

Оборудование: гимнастическая скамейка

Пляшут ножки как в балете
Это могут наши дети
Ножки выставлять
На пальчиках стоять

И.п. – сидя на скамейке спина прямая упор руками на скамейку с боков, прямые ноги вытянуты вперед. 1-2 – подтянуть к себе ноги, удерживать стопы в вертикальном положении опираясь на пальцы ног. 3-4 – вернуться в исходное положение, носки потянуть на себя.

«Паучок»

Оборудование: обруч, гимнастическая палка, или шест.

Ползет паучок по дорожке,
Быстро переставляет ножки

переступать по обручу (гимнастической палке, канату) приставным шагом правым и левым боком, пятка ставится на пол, пальцы стоп обхватывают обруч (гимнастическую палку, шест).

«Веселый ёжик»

Оборудование: малый мяч, шарик.

Ёжик бегал по дорожке
Мы массировали ножки
И.п. стоя, руки на поясе, прокатывать мяч стопой от носка к пятке сначала правой ногой, затем левой.

«Художник»

Оборудование: не требуется

Мы сегодня рисовать
Будем только ножками
Ножки станут выполнять
Замысел художника

И.п. стоя, руки на поясе, дети пальцами одной ноги «рисуют» на полу фигуры: кружок, квадрат, змейку и т.п., то же другой ногой.

«Улитка»

Оборудование: не требуется

Как шла улитка по дорожке
Нам показать помогут ножки

«Раки»

Оборудование: не требуется

Как раки пятятся назад
Нам не трудно показать

И.п. – стоя, руки на поясе, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, отталкиваться подогнутыми пальцами ног и двигаться назад.

«Палочки»

Оборудование: деревянные палочки (1 на двоих)

Мы стоим, не унываем
Друг-другу палочки катаем

И.п. – стоя, руки на поясе. Прокатывание палочки друг другу правой ногой. То же левой ногой.

«Каток»

Оборудование: гимнастическая палка

Вот какой у нас каток
Для строительства дорог
Чтоб разглаживать морщины
Лучше не найти машины

И.п. стоя, руки на поясе, одна нога стоит на гимнастической палке, палка по середине стопы: прокатывать палку вперед-назад, то же другой ногой

«Пяточки»

Оборудование: не требуется

Мы не нежимся в кроватке
Вместе разминаем пятки

И.п. стоя, руки на поясе, или держась за руки лицом друг к другу, встать на пятки, носки направить к себе, опуститься на всю стопу.

«Гусеница»

Оборудование: не требуется

Гусеница, гусеница
В шубке золотистой,
Отправляйся, гусеница,
Под листок тенистый.
В. Лунин

И.п. – стоя, руки на поясе, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, и таким образом подтянуть ступню вперед. Продолжать движение вперед одновременно двумя ступнями.

«Барабанщик»

Оборудование: гимнастическая скамейка

У меня есть барабан,
Он гремит как ураган!
Но когда его дарили,
Бить потише попросили.
А зачем его иметь,
Если просят не шуметь?!
Н. Хилтон

И.п. сидя на гимнастической скамейке, ноги на полу, параллельно друг другу, пальцы поджаты, отбивать пальцами ног предложенный ритм одновременно двумя ногами или поочередно.

«Окно»

Оборудование: гимнастическая скамейка

Я в открытое окно
Посмотрю на улицу
Но закрою я окно
Если небо хмурится

И.п. сидя на гимнастической скамейке, ноги стоят вместе в упоре на носки, 1-2 - удерживая ноги вместе развести икры «окно раскрыто», вернуться в и.п. «окно закрыто»

«Мельница»

Мелют зёрна жернова
Утром спозаранку
Будет пышный каравай,
Вкусные баранки.

Оборудование: не требуется

И.п. сидя, ноги вытянуты вперед, упор на пятки: 1-2 положить ступни на пол влево, 3-4 вернуться в и.п., положить ступни на пол вправо (можно выполнять в разные стороны)

«Маляр»

Красить комнату пора,
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом

Оборудование: не требуется

И.п. лежа на спине, проводить одной стопой по другой

«Кораблик»

Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!
Р. Бикметова

Оборудование: гимнастическая скамейка

И.п. сидя на гимнастической скамейке, соединить ступни, упор на носки

Использование нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия

Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото1



Совсем не трудно сделать оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Немного фантазии и «Удав» с нашитыми пуговицами и бусинами не только учит детей равновесию и ходьбе змейкой, но отлично массирует стопы.

Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото2



Змейка - нашитая на коврик хозяйственная веревка диаметром 1 см, выглядит вполне эстетично, хорошо, что такие веревки продаются разных цветов.
А эти волшебные «Следы» позволяют осуществить контрастный массаж.

Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото3


«Квадраты» создают разные тактильные ощущения на квадраты можно нашить любой подручный материал: палочки, веревочки, старую мозаику, корпусы от использованных ручек, поролоновые губки и все, все, все, на что можно наступить ногой без вреда для здоровья.

Картотека упражнений для профилактики плоскостопия у дошкольников



«Каток» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Пяточки» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Гусеница» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Барабанщик» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Окно» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Мельница» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Маляр» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Серп» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Кораблик» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Сборщик» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Разбойник» картотека упражнений для профилактики плоскостопия


Консультация для родителей

Скажите «Нет!» плоскостопию

«Плоскостопие – это не страшно, от него не умирают» — так порой мотивируют игнорирование симптомов этого заболевания люди, которым «не до этого». Однако, когда боли в спине, головные боли, боли в тазобедренном и коленных суставах становятся невыносимыми, лечить плоскостопие часто уже поздно: это заболевание остается с пациентом на всю жизнь. Поэтому всегда лучше не допустить его развития, тем более что предупреждение плоскостопия не займет у вас и вашей семьи ни времени, ни денег.
Для профилактики этого нарушения важно уделять внимание воспитанию правильной походки (прямая постановка стоп при ходьбе, носки не разведены в стороны). Если ваша работа связана с длительным стоянием на одном месте, трижды-четырежды в день следует отдыхать по тридцать-сорок секунд, поставив стопы параллельно и становясь на их наружные края. Также для предупреждения плоскостопия полезны теплые водные ванны в конце рабочего дня. Потом можно проводить массаж стоп при плоскостопии и склонности к оному – это облегчает боли в ногах, восстанавливает кровообращение и является в целом замечательным способом профилактики и лечения данного заболевания.
Особенное внимание при массаже следует уделять подошве стопы, также плавными сильными движениями – поглаживаниями, растираниями, разминаниями, поколачиваниями – нужно массировать голени с передней и внутренней стороны. Десять минут такого массажа после теплой ванны ежедневно или хотя бы через день – и плоскостопие и боли в ногах не дадут о себе знать до глубокой старости.
Также к способам профилактики плоскостопия относится лечебная гимнастика, некоторые упражнения из цикла которой можно производить в течение отдыха. Среди них – ходьба босиком по неровным поверхностям естественного происхождения (песок, галька, земля), ходьба на цыпочках и на пятках, живые игры (баскетбол, волейбол и пр.), очень полезно ходить босиком по росе (если у вас есть такая возможность – например, на отдыхе в деревне).
Правильно подобранная обувь – залог сохранения максимально правильной формы стопы и обеспечения выполнения ею рессорных функций в полную силу. Правильный выбор обуви, которая должна лежать по ноге, не быть слишком узкой или тесной, на каблуке 3-4 см, — тоже залог сохранения здоровья ног и ступней. В частности, ортопедические стельки или супинаторы – это не только метод лечения плоскостопия, но и замечательный способ его избежать.
Плоскостопие в некоторых случаях является следствием перенесенных заболеваний опорно-двигательного аппарата или травм ступней. В случае если вы находитесь в группе риска по этому заболеванию, следует обратить особенное внимание на упражнения по предотвращению развития этого заболевания.

Список используемой литературы:

И.А. Фомина « Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» Москва, «Просвещение» 1984 г.
С.С. Волкова «Как воспитать здорового ребенка Киев, «Радянська школа» 1981 г
Л.Ф. Островская «Пусть ребенок растет здоровым!» Москва, «Просвещение» 1979 г.
Ю.Ф. Луури «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» Москва, «Просвещение» 1991 г.
А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» Москва, «Просвещение» 1978 г.
О.Н. Моргунова « Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Воронеж 2007 г
Э.Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. изд. Мозаика-Синтез Москва 2008 г.
М.Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка» Издательство Аркти Москва, 1997 г.
Т.А. Тарасова «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» Творческий центр. Москва 2005 г.

Тема: «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возрас та»

Подготовила инструктор по физической культуре

МАДОУ №13 «Умка» г. Химки

Шибанкова Елена Михайловна

Проблема плоскостопия достаточно сильно распространена в современном мире, особенно среди детей дошкольных лет. Нарушение стопы не только способствует ухудшению осанки ребенка, а может привести к серьёзным заболеваниям (артриту, остеохондрозу). Именно потому профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста так важна, особенно там, где практически ежедневно находится малыш, - в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Принципы профилактики плоскостопия детей дошкольного возраста.

Формирование осанки ребенка дошкольного возраста начинается примерно с 6 лет, а продолжается примерно до 17 лет. Именно поэтому у маленьких деток дошкольного возраста осанки как таковой практически нет, ведь изгибы позвоночника в детском организме не сформированы окончательно. Стопа крохи от одного года может быть подвержена отклонениям, потому специалисты рекомендуют проводить профилактику плоскостопия детей с малых лет.

Плоскостопие у детей младшего возраста не физиологическое, его лучше лечить до 5-летнего возраста, пока окончательно не сформировался контур ступни.

У детей дошкольного возраста профилактика плоскостопия начинается с первого визита к ортопеду (когда крохе 2-3 месяца).

Плоскостопие чаще всего, проявляется после года ходьбы, ведь стопа формируется вместе с первыми шагами ребенка. Поэтому до года у ребенка не может быть плоскостопия, но дальше нужно следить за изменениями его ножек, осанки, заниматься профилактикой заболевания. Лучше всего для профилактики плоскостопия ребенка использовать массаж ступни с первого года его жизни.

Профилактика плоскостопия у дошкольников начинается с выбора правильного обуви для своего сыночка или дочки. Обязательным является наличие жесткого задника, мягкого супинатора и каблука (примерно 0,5 см). Не рекомендовано давать детям малых лет донашивать за кем-то, ведь каждый стаптывает сандалики по-своему. Если вы покупаете обувь на вырост, то лучше брать ее не больше чем на один размер, чтоб при ходьбе нога не болталась.

Основные приемы профилактики плоскостопия дошкольников.

Такие несложные меры предосторожности помогут предотвратить искривления осанки, развитие плоскостопия.

Вид профилактики

Цель

Суть приема

Эффективность профилактики

Массаж (при помощи ковриков, валиков, массажных мячей)

    нормализировать тонус мышц;

    улучшить кровообращение;

    уменьшить боль.

После ежедневного купания полезно легкими движениями помассажировать нижние части ног. Механически воздействуя на мускулы, связки есть возможность снять усталость, расслабить напряженные, напрячь расслабленные. Полезны прогулки с детьми дошкольного возраста босиком по камушкам, песку, другим неровным поверхностям.

Высокая, особенно на первых стадиях

Ортопедическая обувь

    профилактика развития плоскостопия;

    профилактика деформации пальцев ног;

    снять нагрузку с суставов детей дошкольного возраста, позвоночника;

    скорректировать существующие проблемные отклонения.

Отличается высокими требованиями к материалу, структуре. Изготовляется только из натуральных материалов, имеется жесткий задник, стельки -супинаторы

Если индивидуально подобрать, то может эффективно предотвратить плоскостопие у ребят дошкольного возраста.

Ортопедические стельки

    для остановки изменений;

    предупреждение болей в суставах;

    профилактика искривления осанки.

Эффективны при постоянном использовании, индивидуальном подборе.

Закаливание

    укрепить сосуды;

    улучшить кровообращение;

    укрепить иммунную систему организма детей;

    профилактика различных заболеваний.

Полезно делать контрастную ванну перед сном. Взять два тазика (с холодной и горячей водой), распарить ноги сначала в горячей воде, потом опустить в холодную. Повторить несколько раз. Эффективно добавлять морскую соль, шалфей, мяту, ромашку, дубовую кору.

Эффективны при наличии медицинских противопоказаний.

Гимнастика

    укрепление мышц, связок;

    формирование правильной походки;

    помощь при неправильной постановке костей.

Ходить на носочках, поднимать ножками различные предметы с пола, крутить ступнями по часовой стрелке и против. Проводить комплексно, заниматься утром до момента ощущения усталости.

Длительные регулярные занятия дают отличный результат.

Родители, не забывайте, что плоскостопие - это серьезное заболевание, а при отсутствии профилактики, должного лечения оно может привести к существенным осложнениям опорно-двигательного аппарата вашего малыша, сколиозу, артрозу, различным деформациям стопы.

Позволяйте любимому малышу больше двигаться, не нужно стеснять его движения тесными пеленками, а также ползунками.

Уделяйте побольше внимания ножкам крохи, проводите осмотр, начиная с первого года его жизни и будьте здоровы!

«Профилактика плоскостопия»

Цели:

Осмыслить, присвоить и обобщить новую информацию.

Формировать навыки, предупреждающие развитие плоскостопия.

Создать благоприятные условия для здоровья, обучения и развития ребенка

(для педагога).

Задачи:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания детей функциях стопы человека и плоскостопии; научить способу выявления плоскостопия.

Развивающие:

Развивать навыки самостоятельной работы; умения выполнять физические упражнения по предотвращению появления плоскостопия.

Воспитательные:

Содействовать стремлению детей вести здоровый образ жизни.

Оборудование : плакат с изображением стопы человека; тексты для экспертов:линейка;фломастер;лист с отпечатком стопы; проектор.

Педтехнология : комбинация критического и здоровьесберегающего обучения.

Методы обучения: проблемный, репродуктивный, лабораторная работа, творческий.

Формы организации : беседа, работа с таблицей, опережающее домашнее задание, практическая работа, сообщения, творческое задание, рефлексия.

Принципы обучения: учет возрастных и индивидуальных особенностей, доступность, последовательность, научность, работа в группах.

Тип занятия: изучение нового материала.

ХОД (45 мин.).

I.Вызов – 10 мин.

Рассмотрим ситуацию: На день рождения подруги школьница 16 лет пошла в новых туфлях на высоких каблуках. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать. Но через некоторое время из-за боли в ногах школьнице пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки. Как вы думаете, что стало причиной боли в ногах у девочки? а) дальнее расстояние, которое пришлось преодолеть до дома подруги. б) туфли на высоких каблуках или в) продолжительные танцы?

А не могли бы вы тогда сказать, о чем пойдет речь на нашем занятии? Помогите мне определить тему нашего занятия.(ответы детей).

По ходу занятия вы будете заполнять таблицу «Знаю – хочу знать – узнал».
- Какие задачи вы бы поставили для того, чтобы раскрыть нашу тему? (ответы детей).

Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма.Нам с вами предстоит выяснить, что такое плоскостопие и как оно возникает. Мы научимся тому, как самостоятельно выявить наличие или отсутствие плоскостопия. А также изучим советы по предупреждению возникновения этого заболевания. Это наша цель. Для этого вы будете заполнять таблицу, рассуждать, делать практическую работу, вырабатывать собственное отношение к изученному, рефлексировать.
Сегодня на занятии у нас присутствуют эксперты-теоретики, исследователи и практики, которые подробно ответят на наши вопросы.

II . Осмысление – 20мин.

Некоторым из вас заранее было дано опережающее домашнее задание . Сообщения подготовили теоретики, исследователь и практик. Они будут высказываться по обсуждаемой теме. Остальные фиксируют высказывания, готовя свои комментарии и вопросы. После окончания работы мы сформулируем выводы.Прием «Двухрядный круглый стол»

Эксперты– теоретики:

Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Зачем нужны эти своды?Своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет приспособить стопу к неровностям почвы.

Различают: поперечное и продольное плоскостопие.

При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей.

При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы.

Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь (тесная, неудобная обувь, туфли на каблуке), длительное хождение или стояние, избыточная масса тела, травмы, недостаток витаминов и наследственность.

Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь. Обычно быстро изнашивается внутренняя сторона подошвобуви.При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Потом возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже поясницы.При плоскостопии нарушается осанка, из-за ухудшения кровоснабжения быстро наступает утомление нижних конечностей, часто сопровождающееся ломотой, болями, а иногда и судорогами.

Для лечения плоскостопия используют:

1. Лечебную гимнастику.

2. Массаж.

3. Правильную обувь. Обувь должна плотно обхватывать (не сдавливать) передний отдел и пяточную часть стопы, иметь достаточно гибкую подошву и невысокий каблук.

4. Обязательно при плоскостопии ношение ортопедических стелек-супинаторов.

5. Ходьба босиком по неровной поверхности, по песку.

6. Упражнения для мышц ног, особенно для мышц стопы, ходьба на цыпочках, прыжки в длину и высоту, бег, игра в футбол и баскетбол, плавание.

Эксперт – исследователь :

Данные школьного медкабинета свидетельствуют, что у 9% школьников наблюдается плоскостопие. В основном оно характерно для учащихся 8-9 классов. Необходимо сказать, что женщины страдают плоскостопием в 4 раза чаще, чем мужчины. Женщинам приходится расплачиваться за высокие каблуки, модные узкие носки у обуви, в которой ноги опираются не на всю стопу, а только на головки плюсневых костей. Не хватает квадратных сантиметров каждому пальчику, они, деформируясь, теснят друг друга. Вскоре стопа перестает сопротивляться этому насилию и появляется деформация. Варикозное расширение вен уже в самом разгаре.

Профилактика плоскостопия:

1.Не носить слишком тесную обувь. Обувь д. б. с задником и со шнуровкой.

2.Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.

3.Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.

4.Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.

5.Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.

6.Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.

7.Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).

В домашних условиях:

– ходить по валику босиком;

– поднимать с пола карандаш пальцами ног;

– катать мяч подошвами ног;

– делать массаж ступней.

Физминутка-2мин.

Упражнения для нижних конечностей.

Эксперт – практик:

Определить тип стопы, пользуясь инструктивной картой.

Инструктивная карта :

1. Взять лист белой бумаги, положить его на пол.

2. Встать на него мокрой ногой.

3. Контуры следа обвести простым карандашом.

4. Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией.

5. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Практическая работа «Определение плоскостопия».

А теперь послушаем вопросы, которые подготовили наши слушатели по ходу выступлений экспертов(вопросы детей).

Для закрепления материала используется прием «Ромашка вопросов», при этом предлагаются вопросы различной категории (на знание, на понимание, на применение, на анализ, на синтез и на оценку).

1.Что такое плоскостопие?(Знание).

2.Правильно ли я поняла, что появлениеплоскостопия можно предупредить?(Понимание)

3.Как можно применить супинаторы? (Применение)

4.Почему появляется плоскостопие? (Анализ)

5.Что будет, если обувь будет на несколько размеров больше, на вырост? (Синтез)

6.Как ты относишься к тому, что за модные узкие носы и высокие каблуки можно поплатиться здоровьем? (Оценка)

Проверим наши таблицы.

III .Рефлексия -12мин.

1.Плоскостопие – это изменение стопы, характеризующееся уплощением ее сводов.

2.Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь (тесная, неудобная обувь, туфли на каблуке), длительное хождение или стояние, избыточная масса тела, травмы, недостаток витаминов и наследственность.

3.Чтобы не допустить плоскостопия, нужно правильно подбирать обувь, следить за гигиеной стоп, выполнять упражнения для нижних конечностей.

Рецепты здоровья очень просты и не требуют денежных вложений, они требуют лишь вашего желания. Мудрые люди говорят, хочешь быть здоровым – будь им. Быть здоровым, значит быть красивым, уверенным в себе человеком. Выбор всегда остается за вами!

    Что вы сегодня узнали нового?

    Достигли ли цели?

    Пригодятся ли эти знания в жизни?

    Оцени свою работу по 5-балльной системе.

Большое спасибо за работу на нашем занятии. И помните, что существует четыре простых правила, чтобы быть здоровым:

1.Наращивайте «мышечный корсет».

2.Следите за осанкой.

3.Правильно питайтесь.

4.Носите правильно подобранную обувь.

I V. Домашнее задание -1мин.

В завершении я хотела бы предложить вам творческое задание. Закончите любую фразу, превратив ее в девиз здорового образа жизни.
1. Быть здоровым, значит…
2. Здоровье – это…

Спасибо за работу на занятии. До свидания. На следующем занятии мы разучим комплекс упражнений, позволяющий укрепить мышечно-связочный аппарат стопы и нижних конечностей в целом.

Цель: укрепление и сохранение здоровья детей; предупреждение развития плоскостопия.

Задачи: научить выполнять упражнения по профилактике плоскостопия; закрепить интерес детей к занятиям физическими упражнениями; продолжить учить детей согласовывать свои действия с командами и музыкой; совершенствовать двигательные умения и навыки; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе и выполнении упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект нетрадиционного физкультурного занятия по профилактике плоскостопия в ст.гр. «Там на неведомых дорожках…».

Цель: укрепление и сохранение здоровья детей; предупреждение развития плоскостопия.

Задачи: научить выполнять упражнения по профилактике плоскостопия; закрепить интерес детей к занятиям физическими упражнениями; продолжить учить детей согласовывать свои действия с командами и музыкой; совершенствовать двигательные умения и навыки; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе и выполнении упражнений.

Ход занятия.

Инструктор: Сказка- это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки?

Инструктор : Ребята, нам пришло видео-письмо, давайте посмотрим от кого.

(Видео-письмо от Василисы: Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы любите сказки, но сегодня я не могу вам их рассказать. Случилась беда, меня украл Кощей Бессмертный и спрятал в высокую башню. Ребята, вы же знаете как победить Кощея. Помогите, освободите.А в помощь себе найдите цветик- семицветик).

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в сказочное путешествие. (Музыкальное сопровождение: «В гостях у сказки»)

А для начала,нам необходимо укрепить мышцы ног.

«Массаж ног»

В сказку мы сейчас пойдем

Приключения найдем,

Свои ножки разминайте

Не спеша все выполняйте.

Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Раз сгибай, два выпрямляй

Ну, активнее давай.

Рук своих ты не жалей

И по ножке бей сильней

Будут быстрыми они

Потом попробуй, догони

По подошве как граблями,

Проведем мы ноготками,

И полезно и приятно

Это всем давно понятно

В центре зону мы найдем

Хорошенько разомнем,

Надо с ножками дружить,

Чтобы быстрым, ловким быть.

(Дети выполняют самомассаж стоп в соответствии со словами).

Инструктор : В лесу редко мы бываем

И путей дорог не знаем

Как понять куда идти?

Чтоб Василису нам найти.

Ребята, отправляемся в путешествие по неведомым дорожкам. (Звучит музыка « звуки природы»).

По следочкам мы пойдем

На полянку попадем.

Цветик - семицветик

Быстро найдем

И Василису от Кощея спасем.

(- ходьба по корригирующей дорожке (следы )).

Перед нами поляна « Цветочная ».

Цветик- семицветик,

Сказочный цветок

В нем заданья скрылись

За каждый лепесток.

Лепесток мы открываем

И заданье выполняем.

Упражнения с иглболом.

  1. И. п. : сидя на стуле, мяч под стопами. Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе.
  2. И.п. : сидя на стуле, мяч под стопами. Катать мяч вперед-назад двумя поочередно то левой, то правой стопой.
  3. И. п. : сидя на стуле, мяч под стопами. Круговые движения ногами – сначала вправо, затем влево.
  4. И.п. : сидя на стуле, ноги на ширине плеч, мяч между ногами, руки опущены. Перекатывание мяча от правой ноги к левой и наоборот. (Катаем с напряжением).
  5. И. п. : Сидя на полу, поглаживание, постукивание, растирание ступней и отдельно каждого пальчика.

По мостику пойдем

В сказку мы волшебную с вами попадем.

Лепесток мы открываем

И заданье выполняем.

(- ходьба по ребристой дорожке ).

Ой, ребята, здесь поляна

Не простая, а Грибная .

Должны грибы собрать

И в корзину все убрать.

(дети садятся вокруг обруча, в которых разложены грибочки, мелкий конструктор и др. Дети пальцами ног, раскладывают предметы ).

Идти нам далеко,

Идти нелегко.

Болото у нас впереди,

Осторожно надо пройти.

(- ходьба по корригирующей дорожке ).

Инструктор : Ребята, поляна Волшебная на нашем пути

Можно отдохнуть,

Лепесток мы открываем

И заданье выполняем.

(дети ложатся на пол, руки опущены вдоль туловища, инструктор дует мыльные пузыри, дети стараются пальцами ног лопать ).

Инструктор: Лепесток мы отрываем

В сказку с вами попадаем.

В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.


Чтоб Василису нам спасти

Смерть Кощея надо найти

А Кощея смерть в игле,

Та игла лежит в яйце.

Ребята, нам нужно будет нарисовать пальцами правой ноги яйцо, а пальцами левой ноги иглу.

А теперь разорвем рисунок. Только так вы справитесь с Кощеем.

(звучит громкая музыка, появляется Василиса).

Василиса: Спасибо, ребята. Освободили вы меня, избавили от Кощея. А теперь я расскажу вам сказку …..(Василиса начинает рассказывать сказку, обнимая детей, уводит из зала). Звучит тихая музыка.



  • Разделы сайта