Все равно что плотник супротив столяра. "Ты, кацап, насекомое и больше ничего. Супротив хохла ты всё равно, что плотник супротив столяра". Новое, очень приятное знакомство

Мекканцы, не принявшие ислам и вынудившие Мухаммеда покинуть свое племя, стали для мухаджиров и ансаров язычниками, захватившими Каабу - мусульманскую святыню. Началась борьба за Мекку, в ходе которой закладывались основы мусульманского права: создавались законы о разделе земель, о военной добыче, о наследовании имущества, об условиях для победителей и побежденных и другие.

В начале 623 года, в священный месяц раджаб, мусульмане напали на мекканский караван и захватили его. Это было сделано под влиянием одного из откровений Мухаммеда, по которому богоугодным делом признавалась война с неверными в любое время года. В апреле 624 года Абу Суфьян совершил ответный набег на Медину, а первое боевое крещение мусульмане получили во втором году хиджры, в середине месяца рамадана, когда нападение на мекканский караван, направлявшийся в Сирию, развернулось в целое сражение, известное как "Битва у Бадра". Бадр - это источник пресной воды в местечке, где сходились дороги на Медину и главный торговый путь. Вел караван купец Абу Суфьян, враждебно относившийся к Мухаммеду.

В битве у Бадра против 600 мекканцев сражалось 317 мусульман, и только трое или двое из них были конными, остальные - пешими или на верблюдах. Мекканцы потерпели поражение, часть из них погибла, часть была взята в плен. Среди убитых оказался злейший враг Мухаммеда - Амр ибн Хишам (Абу Джахль), а также Ханзала - сын Абу Суфьяна. Дядя Мухаммеда Аббас ибн Абд Мутталиб сражался на стороне мекканцев и попал в плен. После переговоров с Мухаммедом он был отпущен. Мухаммед, получив откровение, разделил военные трофеи так, чтобы конный воин получал тройную долю по сравнению с остальными, а пятая часть добычи выделялась в пользу бедных:

И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху - пятая часть, и Посланнику, и родственникам Посланника, и сиротам, и бедным, и путнику, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы низвели Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились два сборища. Поистине, Аллах, мощен над всякой вещью! (Коран, 8:42) (1) .

Основная мысль первых проповедей Мухаммеда заключалась в том, что в вере не может быть принуждения. Мусульмане, иудеи и христиане признавались равноправными. Но в Медине произошло окончательное размежевание мусульман с "людьми Писания" (ахль ал-китаб ) - сначала с иудеями, а потом и с христианами. Мухаммед обвинил иудеев в том, что они отошли от единобожия их прародителя Авраама, а иудеи, в свою очередь, отказались признать в Мухаммеде пророка, равного по значению Аврааму, Моисею и Иисусу. Во втором году хиджры Мухаммед предписал мусульманам во время молитвы обращать лицо не в сторону Иерусалима, а в сторону Мекки, в которой Авраам и сын его Исмаил построили первую Каабу. И среди вновь обращенных мусульман было немало таких, которые лишь внешне приняли ислам, а в душе продолжали оставаться язычниками. В Коране они названы мунафикун - "нерешительные, притворяющиеся, лицемеры". Эти внутренние разногласия среди племен Медины сыграли свою роль в поражении мусульман у горы Ухуд.

В ответ на очередной захват мусульманами каравана Абу Суфьян в следующем, 625 году повел против Медины трехтысячное войско. Враги встретились на холмах, расположенных на северо-западе от города. Там заняли боевую позицию мусульмане. Мухаммед отказался от помощи еврейского племени бану надир, последнего, оставшегося в Медине. Из тысячи мусульман, выступивших против мекканцев, триста мунафикун ушли обратно в город; остальные были разбиты у горы Ухуд. В этом сражении погиб дядя Пророка Хамза ибн Абд Мутталиб. Мухаммед был ранен. Мекканцы, уверенные в своей полной победе, не стали преследовать отступавших и вернулись домой. Причиной поражения мусульман было отсутствие среди них дисциплины и предательство мунафикун . Но Мухаммед не утратил своего авторитета и продолжил наступление на Мекку.

После ухода мекканского войска иудейское племя было изгнано из Медины, а его земли и имущество разделены между мусульманами. Тогда еврейские племена вошли в союз с мекканцами и другими бедуинскими племенами - так образовалась коалиция против Мухаммеда, собравшая хорошо вооруженное десятитысячное войско, подступившее к городу в 627 году. В его составе было четыре тысячи мекканцев, остальные - союзники. Возглавлял войско все тот же Абу Суфьян. Мединцы, по совету некоего Сальмана, перса-мусульманина, вырыли вокруг города ров, который нейтрализовал главную наступательную силу коалиции - конницу. Через две недели осаждающие отступили. Так Мухаммед одержал победу в "Битве у рва". После нее Медина фактически стала гомогенным независимым городом мусульманской уммы .

Формула умма Мухаммадийа в Завете Мединской мусульманской общины содержит мысль о том, что доступ в общину дает только вера. Вступить в нее может каждый, но только после принятия ислама. На этой идее зиждется исламское толкование государства. Следует подчеркнуть, что даже в современном арабском языке нет слова, адекватного термину "государство". Слово "даула", употребляющееся в этом смысле с VIII века, означает "порядок, режим". Мусульмане пребывают в умме , даже если живут среди иноверцев или язычников.

После "Битвы у рва" мусульманская община была признана в арабском мире как реальная политическая сила, а начиная с 628 года Мухаммед настоятельно требовал, чтобы любая группа, желающая к нему присоединиться, принимала ислам прежде, чем с нею будет заключен союз. Он обратился к соседним правителям с предложением принять ислам.

На шестом году хиджры Мухаммед должен был совершить хаджж , но Кааба все еще оставалась в руках язычников, и поэтому Мухаммед предпринял умра, малое паломничество. К нему присоединилось полторы тысячи мединцев. Мекканцы не пропустили паломников к Каабе, а поскольку сражаться было нельзя, то Мухаммед отошел к Худайбийи. Мекканцы, сильно обеспокоенные этим, выслали к Мухаммеду своих представителей. В ходе переговоров между сторонами было достигнуто соглашение о перемирии на десять лет, праве мусульман совершать хаджж в Мекку на три дня в году, праве переходить в ислам для всех желающих, кроме невольников, которых нужно было прежде выкупить у хозяев. Мухаммед дал обещание не нападать на мекканские караваны.

Но мухаджиры и ансары были возмущены тем, что в письменном варианте договора мекканцы упоминали Аллаха без титула Рахман, а Мухаммеда без титула Расуль, и даже призвали Мухаммеда разорвать такой договор. Мухаммед отверг их совет, и время показало, что на самом деле это был большой дипломатический успех мусульман, поскольку подписание договора означало признание курейшитами уммы Мухаммадийа как равноправного партнера. Вернувшись из Мекки, Мухаммед отказался от союза с теми бедуинскими племенами, которые уклонились от участия в малом паломничестве.

Итак, курейшитская знать, хотя и сохранила лицо, тем не менее была вынуждена признать себя побежденной. Мекканские власти поняли, что проиграли, когда в Медину хлынул поток беглецов из Мекки. В 629 году малое паломничество, возможное в любое время года, кроме дней, определенных для хаджжа, было должным образом совершено. В это время на сторону Мухаммеда перешли крупнейшие деятели Мекки: Амр ибн ал-Ас - будущий завоеватель Египта, Халид ибн ал-Валид - великий полководец, Абу Суфьян - бывший противник Мухаммеда. Позднее он выдал за Мухаммеда свою дочь Умм Хабибу и стал его тестем. Мекка была готова интегрировать в мусульманскую общину.

Но 629 год был годом не только радостных событий и успехов. Были и утраты, и поражения. В начале года Мухаммед отправил своего представителя в Иерусалим, куда на празднование водружения креста на Храме Гроба Господня собрались правители всех соседних стран. Посол Мухаммеда был убит в Муте местным гассанидским военачальником. В сентябре трехтысячный отряд мусульман во главе с Зайдом ибн Харисом, приемным сыном Мухаммеда, вторгся в Сирию, чтобы отомстить за смерть посла, но потерпел сокрушительное поражение в битве с арабами, подданными Византии. Это сражение произошло при Муте, близ Мертвого моря. Зайд был убит, вместе с ним погибли Джафар, брат Али, и Абдаллах ибн Раваха. Халид ибн ал-Валид привел в Медину остатки отряда.

В декабре 629 года бедуины, от сотрудничества с которыми Мухаммед отказался, напали на своих сородичей, оставшихся на стороне мусульман, причем нападавшие, как выяснилось, состояли в союзе с мекканцами. Узнав об этом, Мухаммед отменил переговоры с направлявшимся в Медину посольством, возглавляемым Абу Суфьяном, и собрал десятитысячное войско. Когда оно появилось перед стенами Мекки, на сторону Мухаммеда перешел его дядя Аббас ибн Абд Мутталиб. На переговорах с Мухаммедом Абу Суфьян подписал договор о сдаче Мекки. После непродолжительного сопротивления небольшой части курейшитов 11 января 630 года Мухаммед вступил в город. Кааба была очищена от идолов и превратилась в главный мусульманский храм - Масджид ал-харам , "Заповедную мечеть". Мекканцы приняли ислам, но Мекка никогда уже не смогла вернуть себе прежнего политического значения. Центром уммы осталась Медина. В 631 году к умме был присоединен Таиф, а затем и большая часть Аравии.

После завоевания Мекки Мухаммед не принял царского титула Малик в подражание царям Йемена, Гассанидам в Иордании, Лахмидам к западу от реки Евфрат или Киндитам в Неджде. Жизнь его оставалась простой.

Так исполнилась миссия Пророка в пределах Аравии, и об этой победе сказано в великолепной 110-й суре Корана "Помощь":

Когда пришла помощь Всевышнего и победа, и ты увидел, как люди входят в религию Аллаха толпами, то восславь хвалой Аллаха твоего и проси у Него прощения! Поистине, Он - обращающийся! (Коран, 110:1-3) (2) .

В разгар мекканских событий возник слух, что византийский император Ираклий готовится к походу на Аравию и что Лахмиды и Гассаниды уже стянули войска в Заиорданье. В конце лета 630 года Мухаммед во главе мощной армии - тридцать тысяч пехотинцев и десять тысяч всадников - направился к арабо-византийской границе. Он уже подошел к Табуку, когда выяснилось, что слух оказался ложным. Этот девятый год хиджры называют "годом посольств" - к Мухаммеду присоединялись все новые и новые арабские племена. Простояв три недели в Табуке, Мухаммед вернулся в Медину. За это время была достигнута договоренность с христианами о том, что они в обмен на покровительство и защиту (зимми ) обязуются платить ежегодный налог. На юге такой же договор был заключен с несторианской общиной Наджрана. На эти условия согласились и еврейские племена. Все, кто заключал подобный договор с мусульманами, сохраняли право свободно исповедовать свою религию - иудаизм, христианство или зороастризм. Таково начало формирования мусульманского государства, объединившего не только арабские племена, но и сообщества иноверцев. Налог с таких подданных (джизъя ) был определен в один динар в год с каждого взрослого мужчины, а государство со своей стороны брало на себя обязательство обеспечивать их безопасность и правовую защиту. Так же и налогообложение мусульман было определено в соответствии с предписаниями Аллаха, данными в откровениях.

В марте 632 года Мухаммед совершил хаджж в сопровождении четырнадцати тысяч паломников. В своей проповеди он сказал, что пророческая миссия, возложенная на него Аллахом, закончена. Вероятно, Мухаммед чувствовал, что силы его на исходе. Он еще раз напомнил собравшимся, что "...жизнь и собственность мусульман неприкосновенны, ростовщичество запрещается, доисламские счеты кровной мести отменяются, все мусульмане - братья друг другу и должны заботиться о взаимном благе. В году должно быть только 12 месяцев по 29 и 30 дней, вставные дни - грех. В святых местах недопустимо поклонение идолам" .

Возвратившись в Медину, Мухаммед совершил множество добрых дел. Но в начале июня он слег, стал бредить. Седьмого июня он очнулся и попросил письменные принадлежности, чтобы продиктовать послание, которое навсегда предохранило бы его последователей от заблуждений. Однако вскоре Мухаммед опять впал в забытье. На следующий день он неожиданно поднялся и прошел в мечеть. Там он тепло попрощался с собравшимися. Тринадцатого раби ал-авваля 11 года хиджры (8 июня 632 года) Мухаммед к безграничному горю верующих умер. Мухаммед похоронен в Медине, его гробница стала второй святыней ислама и местом паломничества.

Еще при жизни Мухаммед был признан Пророком. По свидетельству историка Шахрастани, предсказание о появлении Мухаммеда содержится и в Зенд-Авесте; оно было сделано самим Заратустрой. Весть об этом принес ему ангел Суруш, которого христиане называют Гавриилом, а мусульмане Джабраилом.

Источниками для описания жизни Мухаммеда являются Коран и хадисы. В конце первого века хиджры появились письменные биографии Пророка, основанные на преданиях, но сохранились из них только выдержки в более поздних текстах. Из дошедших до нас биографий Мухаммеда самая ранняя - "Сирет ар-Ресул" Ибн Исхака - дошла в редакции Ибн Хишама. Достоверные выписки из Ибн Исхака есть у ат-Табари. Современник Ибн Хишама Вакыдий (ум. в 823 г.) составил "Китаб ал-Мегази" ("История Мухаммеда после хиджры"), а также "Табакат". Обе книги были отредактированы его секретарем Ибн Садом, известным еще по прозвищу Катиб ал-Вакыди.


| |

Срок перемирия между мусульманами Медины и мушриками Мекки, согласно заключенному в Худайбийе соглашению, равнялся десяти годам. Однако мушрики были обеспокоены тем, что Ислам распространял свое влияние на всю Аравию с каждым днем все сильнее и сильнее. Вот почему они стали нарушать статьи мирного Договора. Со временем же их дерзость, их неуважение к Договору возросли.

Через 17 – 18 месяцев со дня заключения Худайбийского соглашения они спровоцировали племя Бани Бакр, находившееся в зависимости от них, совершить нападение на племя Хузаа, люди которого исповедовали Ислам. Некоторые из мекканских многобожников сами приняли участие в этом подлом и низком преступлении. Племя Хузаа, покровителем которого был Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), подверглось нападению во время совершения намаза. Люди племени Бакр, устроив кровавую резню, убили мусульман Хузаа, кого во время земного поклона, кого – совершающими поясной поклон, а кого-то – совершающими намаз стоя. Убитые стали шахидами на пути Аллаха. И даже когда кто-то из муминов племени укрылся в Хараме (Каабе), люди племени Курайш и Бани Бакр, проигнорировав священность его, продолжили убийства. О случившемся тотчас же было сообщено Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Когда наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) слушал Амра бин Салима (радыйаллаху анху), принесшего ему это горькое известие, щеки его были мокрыми от слез, подобных крупным жемчужинам. Наш Господин Предводитель Пророков (саллаллаху алейхи ва саллям) был бесконечно печален. Раненому в сердце своему сахабу Амру бин Салиму в утешение Он сказал: «Ты оказал помощь, о Амр!» (Ибн Хишам, IV , 12; Вакиди, II , 784-785)

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), принимая во внимание Договор, заключенный с мушриками, направил вначале посла к мекканцам. Они открыто пренебрегли Договором, заключенным в Худайбийи, и должны были или выплатить откуп за кровь убиенных людей племени Хузаа, или отказаться от покровительства племени Бакр. Если они не примут оба этих предложения, значит, они считают, что Худайбийский Договор потерял свою силу и недействителен. Кровожадные убийцы мушрики, приняв из этих трех предложений Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) последнюю статью, признали официально расторжение договора. А это означало приглашение мусульман к походу на Мекку. Хотя позже мушрики и образумились, однако было поздно. Договор был расторгнут с обеих сторон. Абу Суфьян – вождь Курайшитов, пытаясь исправить ситуацию и испытывая сильнейшее раскаяние, отправился в Медину. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), получив об этом Божественное откровение, сообщил своим асхабам об Абу Суфьяне.

В Медине Абу Суфьяну не встретил ни хорошего приема, ни благосклонности, но попал в атмосферу траура и скорби по преступно убитым муминам. Жена Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Умму Хабиба (радыйаллаху анха), несмотря на то, что она была дочерью Абу Суфьяна, убрала подушку, на которую собирался сесть ее отец, пришедший к ней в дом. Абу Суфьян поразился и удивленно спросил у дочери:

– Дочь моя! Ты посчитала меня недостойным этой подушки, или подушку – недостойной меня?

Мать правоверных Умму Хабиба (радыйаллаху анха), беззаветно любившая Высокочтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и полностью растворившаяся в своей любви к Нему, ответила:

– Эта подушка принадлежит Посланнику Аллаха! А грязный многобожник ни в коем случае не достоин сидеть на ней!

Абу Суфьян так и застыл, услышав ответ дочери. Он сказал:

– Дочь моя! С тех пор, как ты ушла от нас, твой нрав ухудшился!

Однако Умму Хабиба (радыйаллаху анха), высоко ценя религию Аллаха, сказала отцу:

– Нет! Аллах удостоил меня чести стать мусульманкой, принявшей Ислам! (Ибн Хишам, IV , 12-13)

Абу Суфьян, бессильный что-либо сделать, вынужден был вернуться в Мекку. Он не мог скрыть своего изумления, рассказывая окружившим его со всех сторон мекканцам о невозможности перемирия и о единодушии всех асхабов в этом вопросе:

– Я вернулся, побывав в племени, где все сердца бьются в одном ритме. Клянусь Аллахом, я переговорил со всеми людьми, от кого я надеялся извлечь пользу: и с взрослыми, и с малыми детьми, и с мужчинами, и с женщинами. Однако все было безрезультатно. (Абдурразак, V , 375)

Тем временем Святой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отдал приказ готовиться к походу. Призывав ближайшие племена в Медину, Он велел, чтобы племена, жившие вдалеке от Медины, ожидали на местах и присоединялись в момент продвижения войска. Приготовления проводились в обстановке строжайшей секретности. Для того чтобы у неприятеля не возникло подозрений в связи с подготовкой, Благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отправил в сторону Сирии один отряд, взявший все под строжайший контроль. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был решителен в желании с помощью Всевышнего Аллаха совершить великое покорение Мекки бескровно. Поэтому он принял немало стратегических мер. Прежде всего, приказав своим асхабам готовиться к походу, он не объяснил им цель, скрыв от них маршрут похода. Даже самый близкий друг Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Абу Бакр (радыйаллаху анху), посвященный в Его тайны, и тот не догадывался, что будет совершен поход в Мекку. Когда спросил у своей дочери и супруги Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), высокочтимой Айши (радыйаллаху анха), о направлении готовящегося похода, она ответила ему: «Не знаю. Возможно, Он собирается пойти на племя Бани Сулейм, может быть, на племя Сакифы, а может быть, и на племя Хавазин!» (Ибн Хишам, IV , 14)

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) избрал для себя путь бескровного покорения Мекки, а для того чтобы мекканцы не стали готовиться к военным действиям, не дал возможности просочиться какой-либо информации. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) вознес Всевышнему Аллаху следующую молитву-дуа:

«Мой Аллах! Придержи доносчиков и шпионов до тех пор, пока Я не прибуду неожиданно для Курайшитов в Мекку! Сделай так, чтобы мекканцы ничего не увидели и не услышали. Лиши Курайшитов способности видеть, для того чтобы они обнаружили меня перед собой неожиданно!» (Ибн Хишам, IV , 14)

Когда наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выступил из Медины, и, чтобы сбить с толку Курайшитов, заглянул к племенам-союзникам, проживавшим в противоположном Мекке направлении. Проделав этот маневр, Он порядком внес неопределенность. Ту же самую цель преследовал Он и тогда, когда, воздействуя психологически на мекканцев, велел по прибытии в окрестности Мекки зажечь каждому воину по костру, дабы враги могли подумать, что количество воинов Ислама столь огромно.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжил скрывать направление похода, не позволив облачиться в ихрам людям в Зулхулейфе, являвшемся установленным местом для этого ритуала. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обретя мощь и силу, не использовал их для уничтожения людей, захвата их стран. Он использовал свою силу для того, чтобы открыть людям сердца для познания ими Аллаха, желая всем истинного счастья, то есть использовал свою силу для того, чтобы обеспечить обретение ими пути истины (хидайят). Ибо Он был Пророком Милосердия, посланным для миров как милость Божья, чтобы нести людям истинную веру, помогая им постичь ее и вступить на путь истины. Всевышний Аллах подобную систему взглядов мусульман на проблему мира и войны выразил в священных аятах следующим образом:

الَّذِينَ إِن مَّكَّنَّاهُمْ فِي الْأَرْضِ أَقَامُوا الصَّلَاةَ

وَآتَوُا الزَّكَاةَ وَأَمَرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَنَهَوْا عَنِ الْمُنكَرِ

وَلِلَّهِ عَاقِبَةُ الْأُمُورِ

«[Аллах помогает] тем, которые, если Мы упрочим их на земле, будут совершать обрядовую молитву, раздавать закят, призывать к благим деяниям и удерживать от дурного. Только Аллах предопределяет исход всех явлений». (Сура «Аль-Хадж», 41)

В то время как все славные асхабы соблюдали осторожность и не разглашали тайну, держа ее в секрете, Хатиб бин Аби Балтаа – один из участников сражения в Бадре, написав письмо, сообщавшее ситуацию, отправил его в Мекку с некоей женщиной. Об этом, благодаря Божественному откровению, узнал Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Поэтому Он указал место, где находилась эта женщина, и поручил высокочтимым Али, Зубейру и Микдаду (радыйаллаху анхум) доставить ее к Нему. Женщина была настигнута в том месте, которое указал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Письмо изъяли у женщины и доставили Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). В письме было написано следующее:

«О племя Курайш! Пророк Аллаха идет на вас с такой мощной силой, которая устрашающа, подобна темноте ночи, и которая движется, подобно бурному потоку селя. Клянусь Аллахом! Даже если Посланник Аллаха пойдет на вас один, Аллах сделает Его победителем, выполнив свое обещание. Ищите для себя выход из положения уже сейчас!» (Ибн Касир «Аль-Бидайа», IV , 278)

В сущности, эти слова не противоречили истине и не были вероломными или предательскими. Однако они предавали огласке истину, которую следовало держать втайне от неприятеля. Поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), немедленно вызвав Хатиба, спросил:

– О Хатиб! Для чего ты это сделал?

Хатиб, бывший участником сражения в Бадре, пребывая в состоянии величайшего раскаяния, сказал:

– О Посланник Аллаха! У Мухаджиров, находящихся рядом с Вами, есть люди, которые смогут защитить их семьи и их добро. У меня же нет никого. Вот я и решил при помощи этого письма защитить свою семью и домочадцев. А так я отнюдь не являюсь их шпионом. Я совершил этот поступок не потому, что решил отступить от своей веры. Не было у меня такого плохого умысла. Став мусульманином, я ни в коем случае не соглашусь стать безбожником. Валлахи! Вера моя в Аллаха и Посланника Его бесконечна. Я вовсе не изменил своей вере, не отступил от нее...

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), простив его, сказал следующее: «Хатиб защитил себя!» Напомнив высокочтимому Умару, желавшему уничтожить Хатиба, о том, что Всевышний Аллах простил людей, принимавших участие в Сражении при Бадре, Он ответил ему:

Но он принял участие в кампании при Бадре. Откуда ты знаешь, может быть, Всевышний Аллах, зная о положении участников войны в Бадре, сказал так: «Делайте, как хотите. Я прощаю ваши грехи!» (Бухари «Магази», 9; Муслим «Фадаилус – Сахаба», 161)

Вместе с тем Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), согласно ниспосланным в это время священным аятам сообщил вначале Хатибу, а затем всем остальным своим асхабам о невозможности поддерживания дружеских отношений с врагами Аллаха:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا عَدُوِّي وَعَدُوَّكُمْ أَوْلِيَاء تُلْقُونَ

إِلَيْهِم بِالْمَوَدَّةِ وَقَدْ كَفَرُوا بِمَا جَاءكُم مِّنَ الْحَقِّ يُخْرِجُونَ الرَّسُولَ

وَإِيَّاكُمْ أَن تُؤْمِنُوا بِاللَّهِ رَبِّكُمْ إِن كُنتُمْ خَرَجْتُمْ جِهَاداً فِي سَبِيلِي

وَابْتِغَاء مَرْضَاتِي تُسِرُّونَ إِلَيْهِم بِالْمَوَدَّةِ وَأَنَا أَعْلَمُ بِمَا أَخْفَيْتُمْ

وَمَا أَعْلَنتُمْ وَمَن يَفْعَلْهُ مِنكُمْ فَقَدْ ضَلَّ سَوَاء السَّبِيلِ

«О вы, которые уверовали! Не вступайте в дружбу с Моим врагом и вашим врагом. Вы предлагаете им дружбу, но они до этого отвергли истину, которая явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас [из Мекки] за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа. Если вы выступили, чтобы явить рвение на Моем пути и искать Моего благоволения, [то не дружите с Моим врагом], утаивая дружеские чувства к ним. Я знаю то, что вы таите, и то, что вы возглашаете. И тот из вас, кто так поступает, сошел с пути истины». (Сура «Аль-Мумтахина», 1)

إِن يَثْقَفُوكُمْ يَكُونُوا لَكُمْ أَعْدَاء وَيَبْسُطُوا إِلَيْكُمْ أَيْدِيَهُمْ وَأَلْسِنَتَهُم

بِالسُّوءِ وَوَدُّوا لَوْ تَكْفُرُونَ . لَن تَنفَعَكُمْ أَرْحَامُكُمْ وَلَا أَوْلَادُكُمْ

يَوْمَ الْقِيَامَةِ يَفْصِلُ بَيْنَكُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

«Если сойдутся ваши пути, они окажутся врагами вашими, будут вредить вам и своими десницами, и речами, желая, чтобы вы [вновь] стали неверными. В День Воскресения ни родственники ваши, ни дети не помогут вам. [В тот день] Аллах рассудит между вами, ведь Он видит то, что вы творите». (Сура «Аль-Мумтахина», 2-3)

Вместе с ниспосланием этих священных аятов был наложен запрет на установление дружеских отношений с неверующими-кафирами из-за домочадцев или из-за добра. К примеру, сын пророка Нуха (алейхиссалям) Канан погиб потому, что был среди неверующих в Аллаха людей. Точно также и жена Лута (алейхиссалям) подверглась Божественному гневу в связи с тем, что она общалась с грешниками, блудниками и превратилась в порочную, безнравственную женщину. Следовательно, их телесная близость и родство с пророками не имели никакого значения.

В восьмом году Хиджры, в десятый день месяца Рамадан Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с огромным войском Ислама, насчитывавшим десять тысяч воинов, вышел из Медины. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) держал пост, а поскольку был в походе, по дороге разговелся. Асхабам было велено сделать то же самое. Когда войско подошло к местечку, называемому Джухва, произошла встреча с высокочтимым Аббасом (радыйаллаху анху), который ранее, став мусульманином и скрывая это, остался в Мекке, откуда постоянно собщал Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) о положении дел в племени Курайша. Еще одной причиной, из-за которой Аббас (радыйаллаху анху) остался в священной Мекке, было исполнение им обязанности по раздаче воды паломникам. В конце концов, решив, что настало время, он вышел в путь, чтобы совершить хиджрат вместе со своими домочадцами. Весьма обрадовавшись этому, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Точно так же, как Я являюсь последним из Пророков, так же и ты стал последним из Мухаджиров!» (Али Аль-Муттаки, XI , 699 / 33387)

Во время этого грандиозного похода на Мекку была продемонстрирована картина, могущая стать назиданием всему человечеству. Ряды войска Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) текли подобно бурному потоку селя. Арабские племена, прибывшие со всех четырех сторон Аравии, став мусульманами, колоннами примыкали к войску Ислама. Все это напоминало День Страшного Суда.

Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) со своим внушительным войском, выйдя из местечка Ардж, двигался по направлению к Талубу, Он увидел собаку, которая лежала, растянувшись на дороге, и кормила своих щенят. Немедленно подозвав к себе сахаба по имени Джуайл бин Сурака, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) поставил его часовым рядом с этой собакой и ее щенятами, предупредив, чтобы войско Ислама, проходившее мимо, не вспугнуло животных. Как чудесна это картина! Интересно, была ли когда-либо прежде история человечества свидетельницей подобной картины милосердия? Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) даже в моменты такого великого события, как завоевание Мекки, которое является важным поворотным пунктом в истории всего человечества, чувствовал себя ответственным даже за ощенившуюся собаку и ее детенышей, что может показаться мелочью. Поэтому урок, который мы можем извлечь из этого события, заключается в том, что люди, занимающие руководящие посты, также обязаны осознавать свою ответственность за все, до мельчайших деталей, а также быть бдительными относительно возможных последствий.

Тем временем мекканцы пребывали в неведении о происходящем. Узнав, что Исламское войско разместилось в Долине Марруз-Захран, находящейся на расстоянии одного перехода до города, и увидев величественную панораму – море пылающих костров, зажженных по приказу Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), они ужаснулись. Растерявшись, многобожники не знали, что делать. Абу Суфьян, взяв своих приверженцев Хакима бин Хизама и Будайла, с беспокойством вышел из Мекки, чтобы осмотреть окрестности города. Увидев тысячи огней, зажженных воинами Ислама, они были поражены. Попытались угадать, к какому племени или народу относятся люди, которые разожгли столько огней. Однако им и в голову не пришло, что это мог быть наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и его асхабы. Поскольку Мекка была охвачена со всех сторон, спустя совсем немного времени Абу Суфьян и его люди были схвачены и доставлены к нашему Господину Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям).

В то время как высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) желал уничтожить Абу Суфьяна, дядя Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Аббас (радыйаллаху анху) просил его помилования. Гениальный политик, равного которому не было, великолепный стратег Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь к дяде, сказал: «Возьми Абу Суфьяна с собой и проведи к месту прохождения войска маршем! Пусть он увидит великолепие и величие войска Ислама! »

Это означало подготовку Абу Суфьяна, являвшегося вождем племени Курайш, к состоянию духа, которое поможет предотвратить напрасные усилия мушриков, направленные против мусульман. Если мушрики не станут оказывать сопротивления, то, значит, будет предотвращено и кровопролитие. Высокочтимый Аббас (радыйаллаху анху), взяв с собой Абу Суфьяна, повел его к месту прохождения строем войска Ислама, как велел ему Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). В это время войско Ислама тронулось маршем. Высоко, до самого Седьмого неба, поднимались голоса муминов каждого отряда, чьи сердца были переполнены до краев верой в Аллаха и Пророка Его. Все они громко кричали: «Аллаху Акбар». Абу Суфьян был потрясен при виде этой картины. А когда проходил отряд Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), он, не сумев скрыть своего изумления и страха, сказал: «О Аббас! Как же сын твоего брата расширил свое господство!» Аббас (радыйаллаху анху) возразил ему в ответ: «Нет, это – не господство, это – пророчество...». И Абу Суфьян подтвердил его слова, сказав: «Да, да!» (Бухари «Магази», 48; Хайсами, VI , 164; Ибн Са`д, II , 135; Ибн Асир «Аль-Камиль», II , 242)

Затем они пришли к Высокочтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Посланник Аллаха спросил у Абу Суфьяна:

О Абу Суфьян! Все еще не настало время, когда ты скажешь, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммад – Его Пророк?

Абу Суфьян, немного подумав, произнес слова Шахады, однако не произнес слова, подтверждающие, что Высокочтимый Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) является Пророком Аллаха. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил его снова:

Еще не настало время, когда ты скажешь, что я являюсь Посланником Аллаха?

Хотя Абу Суфьян и попросил немного времени, чтобы обдумать ответ на этот вопрос, однако после предостережения высокочтимого Аббаса (радыйаллаху анху) произнес полностью все слова Шахады. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), называя места, где жители Мекки будут находиться в безопасности, в качестве награды ему назвал также и дом Абу Суфьяна:

«Тот, кто войдет в Каабу, тот будет находиться в безопасности. Тот, кто не выйдет из дома наружу, тот – в безопасности! Тот, кто найдет пристанище в доме Абу Суфьяна – тот также будет находиться под защитой!» (Абу Дауд «Харадж», 24-25 / 3021 – 3022; Хайсами, VI , 164 – 166; Ибн Хишам, IV , 22).

В то время как отпущенный на свободу Абу Суфьян возвращался в Мекку, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) промолвил следующие слова, обращаясь к своим асхабам:

«Пусть никто из вас не обнажает своего меча до тех пор, пока не столкнется с агрессией, направленной против вас!» (Ибн Хишам, IV , 28)

Вслед за этим Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) дал войску Ислама, которое он разделил на четыре части, приказ о выступлении. Мекку со всех четырех сторон заполнили звуки Такбира, отдававшиеся мощным эхом. Скорбно и печально покинувший восемь лет тому назад Мекку в сопровождении трех человек и двух верблюдов, Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сегодня входил в священный город с огромным войском, насчитывавшим благодаря милости Аллаха десять тысяч человек. Тот, кого изгнали из родного города, сегодня стал победителем, завоевавшим свою родину. Однако Он, ничуть не гордясь этим, сидел на своем верблюде, согнувшись так, словно совершал земной поклон в благодарность Аллаху, оказавшему эту милость. Въезжая в Мекку, Он (саллаллаху алейхи ва саллям) склонил свою голову перед Всевышним Аллахом так низко и смиренно, что концы его бороды почти касались вьючного седла. В тот момент Он непрерывно повторял следующие слова: «О мой Аллах! Истинная жизнь – это жизнь в вечном мире!» (Вакиди, II , 824; Бухари «Рикак», 1)

Состояние славных асхабов, воспитанных в духе морали Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), мало чем отличалось от Его состояния. Войско Ислама почти не встретило сопротивления. Благодаря гениальной тактической уловке, осуществленной по отношению к Абу Суфьяну, усилия, предпринятые для того, чтобы мекканцы не противостояли мусульманам, привели к желаемому результату. Никто не осмелился выступить против огромного, величественного войска Ислама. Лишь в том месте, где Халид бин Валид вошел в Мекку, возникло небольшое столкновение, но это быстро уладили. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), читая Суру «Фатх», вместе со славными асхабами направился в сторону Величественной Каабы. Совершив таваф вокруг Каабы, не сходя со своего верблюда, он прочел следующий аят:

جَاء الْحَقُّ وَزَهَقَ الْبَاطِلُ

«…Явилась истина, и сгинула неправда …». (Сура «Аль-Исра», 81)

Затем посохом, который он держал в руке, стал низвергать идолов, находящихся в Каабе. (Бухари «Магази», 48; Муслим «Джихад», 87; Вакиди, II , 831-832)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), увидев в Бейтуллахе изображения, не вошел внутрь. Вначале Он приказал их уничтожить. Асхабы тотчас исполнили Его приказ. Когда наш Господин Учитель (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел внутри изображения Высокочтимого Ибрахима и Высокочтимого Исмаила со стрелами для гадания в их руках, Он сказал:

«Пусть Аллах лишит жизни тех, кто создал эти изображения. Клянусь Аллахом, эти Пророки никогда не предсказывали судьбу и не искали счастья при помощи стрел. Напротив, они отвергали и отрицали их». (Бухари «Анбийа», 8; «Хадж», 54; «Магази», 48)

Мавляна (рахматуллахи алейхи), выражая мысль о том, что мы всю свою жизнь должны быть благодарны Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который уничтожил идолов, преодолевая немыслимые трудности, сказал:

Ибн Хишам, IV, 18.

Вакиди, II, 804.

И вот, в то время, как положение является таковым, некоторая часть врагов Ислама использует слово «террор», являющийся трагедией человечества, вместе со словом «Ислам». А между тем, террор и анархизм зиждутся на бессердечии и им отнюдь не присущи такие благородные чувства, как духовность, добропорядочность. Ислам же с момента своего зарождения занял позицию, противостоящую террору всякого рода и анархизму. Основой Его всегда является соблюдение прав человека: будь то безбожника-кафира или же правоверного мусульманина, а также соблюдение прав всех одушевленных и неодушевленных созданий. Все 23 года пророческой жизни Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) прошли в борьбе против террора.

Поэт Мехмет Акиф Эрсой великолепно отразил в своем стихотворении высокое чувство ответственности, которое было присуще высокочтимому Омару (радыйаллаху анху) во время его правления. В этом стихотворении говорится об ответственности Высокочтимого Омара даже за овцу, которую задрал волк на берегу реки Диджле, за старушку, оставшуюся одинокой и беспомощной, за сироту, а также за все, что только может произойти. Поэт заканчивает стихотворение такими словами: «Если Халиф - Омар, то держать ответ кому? О Аллах! Как быть Омару, коль человек невежа и тиран? Требуется от Омара то, что ожидают от Мухаммада... Омар, Омар! Как взвалил ты эту ношу на себя?»

Бухари «Магази», 48.

Всевышний Аллах в Священном Коране изволил сказать так: قُلْ أَطِيعُواْ اللّهَ وَالرَّسُولَ فإِن تَوَلَّوْاْ فَإِنَّ اللّهَ لاَ يُحِبُّ

الْكَافِرِينَ

«Скажи [Мухаммад]: "Повинуйтесь Аллаху и Посланнику. А если вы отвратитесь, то знайте, что Он не любит неверующих"». (Сура «Али Имран», 32)

Из этого аята становится понятно, что недостаточно одной лишь веры в Аллаха. Следовательно, те, кто верят в Аллаха или лишь в Посланника Его, согласно аяту, классифицируются как безбожники, которых Аллах не любит. Ибо не может быть веры согласно разумению слабого раба Аллаха с его недостаточным постижением, существует вера согласно воле и желанию Всевышнего Аллаха. В таком случае, Всевышний Аллах дал Своему Посланнику этот ранг в качестве одного из столпов религии, велев муминам подчиняться Ему и свидетельствовать о том, что Он – Пророк Аллаха, сделав это условием религии. Непризнание некоторой частью недальновидных людей подчинения Посланнику Аллаха и неприятие Славной Сунны, которое на деле означает упразднение ее, невзирая на Божественное заявление, является действием зловредным, вероломным и коварным. Слова этих людей с глупым умом о том, что им достаточно и Корана, которые внешне кажутся выражающими их верность и преданность Аллаху, на деле противоречат Корану, свидетельствуют об их неправильных понятиях и невежественности.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) в течение всей своей жизни очень часто повторял эти слова о том, насколько жизнь в вечном мире, ахирате, важна по сравнению с жизнью на земле. Согласно передачам определенно известно, что Он говорил эти слова в тот момент, когда возводилась Мечеть Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), когда рылись окопы – Хандак, при въезде в Мекку в день ее покорения, а также во время Прощального хаджа (Бухари «Джихад», 33, 110; «Манакыбу`ль – Ансар», 9; «Магази», 29; Муслим «Джихад», 126; Тирмизи «Манакыб», 55; Ибн Маджа «Масаджид», 3).



  • Разделы сайта