Все о двигателях на картингах. История картинга. Распространение карта по всему миру

По телевизору, на оборудованных трассах в парках аттракционов или автодромов можно увидеть гонки людей на крошечных открытых машинках. Это захватывающее зрелище. Попробовать себя в роли гонщика может практически каждый. Некоторых картинг увлекает так, что становится любимым занятием на долгие годы.

Картинг — что это такое?

Одна из разновидностей автомобильных гонок на специальных машинах — картах — называется картингом. Карт представляет собой небольшой малолитражный автомобиль для гонок открытого типа, без кузова. Его конструкция состоит из рамы, на которую крепится миниатюрный двигатель, сиденье и колеса. Карт может развивать скорость от 60 до 260 км\ч, в зависимости от типа и класса автомобиля. Гонки проходят как на открытых трассах, так и в специально оборудованных местах — на картодромах.

Каково значение слова "картинг"? Оно пришло в русский язык из английского (carting) и имеет два значения:

  • гонки на картах;
  • площадка для подобных соревнований.

То есть и специально оборудованная трасса тоже называется картингом.

Управление картом — справится даже ребенок

Картинг — занятие для людей практически любого возраста. Управлять прокатным (любительским) картом совсем несложно. В нем отсутствует коробка передач, и есть только две педали — газ и тормоз. Управление под силу детям, начиная с 6-летнего возраста, хотя известны случаи, когда даже четырехлетки вполне успешно пробовали себя в картинге.

Во многих городах существует популярное развлечение — детский картинг. Что это такое? На достаточно простых трассах, езда по которым доступна маленьким любителям автогонок, соревнуются в заездах дети. Для них созданы специальные детские карты, которые по габаритам меньше взрослых, чтобы ребенок мог удобно сидеть и без усилий доставать до педалей. Подобные трассы могут действовать на территории парков аттракционов, на авто- и картодромах. Детский картинг, как и взрослый, — распространенное корпоративное мероприятие.

Хотя гонки у большинства людей ассоциируются с повышенной опасностью, картинг достаточно безопасен, особенно если речь идет о его любительской разновидности. Самое худшее, что может случиться с гонщиком, — это ушиб и ссадины, и то это маловероятно.

Перед заездами гонщики облачаются в специальную экипировку. Для любительского картинга обязательный минимум составляет шлем, комбинезон и специальный шейный воротник. Профессиональную экипировку также дополняет специальная обувь, подшлемник, перчатки и ряд других аксессуаров.

Спорт или развлечение?

Попробуем правильно классифицировать картинг. Что это такое? Полноправный вид спорта или азартное развлечение? Оба ответа верны. Существует профессиональный и любительский картинг. Дело в том, что машины в картинге имеют практически официальное разделение на два типа. Одни автомобили предназначены именно для спорта и отличаются более сложным устройством, повышенной мощностью, скоростными возможностями. Профессиональные соревнования по картингу бывают летними и зимними, а заезды — индивидуальными и командными.

Другие машины предназначены для любительского картинга. Их называют прокатными. Это карты, которые используются для гонок в качестве развлечения. У них более простое управление.

Большинство автогонщиков пришло в профессиональный автомобильный спорт именно из картинга.

За что любят картинг?

Это занятие привлекает любителей острых ощущений. Высокая скорость, адреналин, азарт, воля к победе — отличительные особенности картинга. Многие любители отмечают, что гонки помогают снять нервное напряжение, дают заряд бодрости и оптимизма.

В последнее время распространение получил корпоративный картинг. Что это такое? Как и прочие мероприятия для сотрудников одной организации, автогонки на картах несут в себе ряд определенных функций. Они способны развить в коллективе командный дух, объединить сотрудников, повысить мотивацию к новым результатам и достижениям. Поэтому организация для сотрудников компаний гонок на картодромах стала довольно частым явлением.

Ка́ртинг - вид спорта и развлечения, гонки на картах - простейших гоночных автомобилях без кузова. Скорость карта (класс Суперкарт) может достигать 260 км/ч.

Одно из существующих и, видимо, наиболее близких к истине мнений о зарождении картинга гласит, что его корни следует искать в США тридцатых годов, когда группа мальчишек стихийным образом устроила соревнования на безмоторных тележках, катящихся под горку. Поскольку интерес к таким соревнованиям нарастал, они проводились все чаще, а конструкции тележек все более усовершенствовались. Логичным продолжением этого явилось то, что на них появился простейший двигатель внутреннего сгорания.

Альфред Хичкок на карте в клубе "Go Kart"

Первую машину, наиболее похожую по конструкции на нынешние карты, построили летом 1956 года механик гоночных автомобилей Арт Инглс и сотрудник нефтяной компании в Калифорнии Луи Борелли. Для изготовления рамы Инглс применил трубы, которые употреблялись в производстве гоночных автомобилей. Двигатель мощностью 2,5 л.с. (1,85кВт) был установлен позади сиденья водителя. Проведя испытания карта и убедившись в его перспективности, Инглс и Борелли основали фирму по производству картов. Одновременно новинкой заинтересовались и другие энтузиасты, которые, объединившись в декабре 1957 года, основали первую картинговую организацию - американский клуб "Го карт".

В дальнейшем были разработаны первые технические требования и первые правила соревнований, основанные на правилах автомобильных трековых гонок. В частности, уже тогда применялся распространенный ныне метод определения стартовых мест с помощью контрольных заездов.
География картинга начала расширятся, когда по заказу сотрудника ВВС США Микки Флина, служащего в то время в Великобритании, фирма "Го карт" в сентябре 1958 года направила ему пять картов. За полтора года картинг настолько распространился в Англии, что с февраля 1960 года начал с успехом издаваться периодический журнал "Картинг", существующий и поныне.

Начало шестидесятых годов - время победоносного шествия картинга по планете, а 1964 год - год первого чемпионата мира, который проходил в Риме. Чемпионом мира по картингу стал итальянец Г.Сала.

Первый карт в нашей стране был построен в 1960 году в курском городском дворце пионеров под руководством большого энтузиаста картинга, выпускника Харьковского автомобильно-дорожного института Льва Кононова, в память о котором в Курске ныне ежегодно проводятся традиционные соревнования по картингу. Именно здесь при Курском Дворце пионеров в конце 50-х годов прошлого века была создана ЭЛМА - экспериментальная лаборатория малолитражных автомобилей.

Из стен лаборатории выехали оригинальные самодельные автомобили "Курск", "Спутник", "Товарищ", а в 1961 году был собран первый карт. Потом началось бурное развитие картостроения, соревнования по картингу были супер популярны! Картингом увлекались тысячи и тысячи и ребят, и девчонок.

Но не только автомобили выезжали из стен лаборатории. Перед вами фото микромотороллера, изготовленного воспитанниками Льва Кононова в 1960г. Двигатель - велосипедный, объемом до 50 куб. см. О японских скутерах тогда ничего не знали...

Другим очагом зарождения оказался Харьковский дворец пионеров, где с конца 1960 года успешно действовала картинговая секция под руководством Виталия Енина и Эдуарда Костенко.

В декабре 1960 года картинг официально уже был признан, когда Федерация автомобильного спорта (ФАС) СССР утвердила Правила проведения соревнований, а также классификацию и технические требования к картам.

В 1961-1963 годах картинг окончательно становится на ноги в Москве, Курске, Харькове и Одессе, Латвийской и Эстонской ССР. В Латвийской ССР с 1961 года начал накапливаться опыт проведения картинговых соревнований, которые проходили на велотреках и беговых дорожках стадионов. Благодаря усилиям заслуженного тренера Латвийской ССР Леона Рейнхольда, за короткое время картинг настолько развился в Латвии, что первые всесоюзные соревнования по картингу в 1962 году были проведены в Риге. В них приняло участие 80 спортсменов и 8 городов. Победителями стали участники из Курска, которые к тому же получили приз за лучшую конструкцию карта в классе 50 см³.

Через год в Москве состоялся первый чемпионат СССР по картингу, который разыгрывался по системе двоеборья: кольцевая гонка на площадке в Лужниках и гонки по треку стадиона Юных пионеров. Победителями стали О.Кошиц в классе 175 см³ и В.Степанов в классе 125 см³.
Второй чемпионат страны принес победы эстонским гонщикам В.Аллипере в классе 125 см³ и В.Кутсару в классе 175 см³. Большим событием в спортивной жизни стал также розыгрыш приза по картингу спортивного общества "Калев" в Эстонии.
С третьего чемпионата СССР система двоеборья была отменена, и соревнования стали проводится только по кольцевой трассе, так как гонки по велотреку оказались небезопасными.

В 1964 году во всесоюзных соревнованиях в Харькове были представлены первые модели картов Таллинского авторемонтного завода "Эстония К-1" и "К-2". За 1965 год было изготовлено 100 таких картов, которые отличались повышенной прочностью рамы, более широкими колесами и наличием тормозов на каждом колесе.

Курские спортсмены явились пионерами также и в зимнем картинге, который начал быстро распространяться после гонок, состоявшихся в декабре 1963 года в Курске. Первый всесоюзный зимний картинг был проведен на ледовой дорожке Ленинградского мототрека с участием представителей 9 городов - Москвы, Таллина, Одессы, Каменск-Уральска, Каунаса, Риги, Курска, Краснодара и Ленинграда. Зачет был лично-командный. Первое место заняла команда города Таллина в составе Юка Рейнтама и Велло Валинга, на втором месте были Москвичи, на третьем - рижане. Первые 16 участников, выигравших командные гонки, были допущены к личным соревнованиям.

Гонки состояли из пяти заездов, а каждый заезд из пяти 400-метровых кругов. Первое место занял Чертов, победивший во всех пяти заездах, второе - Лыткин, третье - Колпаков из Москвы.

Впервые советские картингисты вышли на международную арену в 1964 году, приняв участие в розыгрыше "Хрустального кубка", учрежденного Венгерским автоклубом для награждения лучшего гонщика социалистических стран в классе 125 см3. Соревнования состояли из трех этапов, проходивших в Берлине, Будапеште и Варшаве. Первое командное место заняла сборная ГДР.

В октябре 19645 года советская команда выезжала в Болонью и Флоренцию на матчевые встречи с итальянскими картингистами в классе 125 см3 с коробкой передач. В свою очередь, в июле 1966 года итальянская команда приезжала на гонки в Москву, Ленинград и Ригу.
В 1966 году были учреждены лично-командные многоэтапные соревнования на Кубок дружбы социалистических стран, в которых советские картингисты неизменно принимают участие, а в последнее время являются лидерами и в командном, и в личном зачете.

В деле развития картинга в нашей стране велики заслуги заслуженного работника физкультуры РСФСР, судьи всесоюзной категории А.С. Черкасского - участника автопробега Москва - Кара-Кумы - Москва 1933 года. По его инициативе в 1971 году были организованы и проведены Всесоюзные соревнования среди школьников 9-14 лет на приз газеты "Пионерская правда". В программу этих соревнований входили практическая проверка знаний Правил дорожного движения в городке ГАИ, фигурное вождение и кольцевые гонки. Соревнования прошли с большим успехом, превратившись в подлинный праздник для детворы. Их проведение в последующие годы столь явственно проявило их актуальность, что совместным Постановлением ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения, МВД СССР и ЦК ДОСААФ СССР было принято решение о том, чтобы сделать их ежегодными.

В истории картинга известны случаи использования карта как рекордно-гоночного автомобиля. Обладая малым сопротивлением движению, карт может применяться также для побития рекордов скорости в классе малых кубатур, где скорости не столь велики, чтобы аэродинамическое сопротивление играло решающую роль.

Ученик участника первых чемпионатов СССР по картингу харьковчанина В. Енина Борис Корсунский в октябре 1977 года на карте установил рекорд скорости СССР для автомобилей с поршневыми двигателями рабочим объемом менее 250 см3. Стартуя с места на дистанции 500 м, он показал среднюю скорость 90 км/ч на Чугуевской трассе.

Австриец Георг Плетцер осуществил занимательный эксперимент, использовав карт для практического испытания построенного им же ракетного двигателя. Для прямолинейности хода он установил два идентичных двигателя по бокам, а сзади между двигателями поместил тормозной парашют, который, однако, сгорел в пламени двигателей в первом же заезде. Испытателю посчастливилось отделаться лишь сильным испугом. Журналистам он заявил, что подобные опыты заполняют его жизнь смыслом.

В другом эксперименте с помощью карта немецкий физик и энергетик Лайнг доказал, насколько компактным и надежным может быть паросиловая установка, в которой происходит круговорот пара и жидкости. В горячей зоне жидкость превращается в пар, приводящий в движение поршень. В холодной зоне пар конденсируется. Затем цикл повторяется.

Продолжая славные традиции харьковчан и желая выявить новые возможности карта, в 1974 году Юрий Стебченко построил и экспонировал электрокарт "ХАДИ". В 1981 году впервые в СССР на соревнованиях в городе Курске на приз газеты "Пионерская правда" по инициативе А.С. черкасского и корреспондента газеты "Пионерская правда" А.В. Лельевра были проведены показательные заезды на девяти электрокартах произвольной конструкции. К сожалению, этот опыт не находит пока распространения. Развитие картов с электрическим двигателем сдерживает та же причина, что и электромобилей, - несовершенные источники тока, аккумуляторы.

В 70-80-x годах в СССР картинг занимает прочное место в спортивной жизни молодежи. В пяти тысячах секций при школах, дворцах пионеров, станциях юных техников, вузах, техникумах, заводах, научно-исследовательских институтах, спортивно-технических клубах (СТК) ДОСААФ картингом занималось 130 тысяч детей, юношей, девушек и взрослых под руководством трех тысяч тренеров-преподавателей. К услугам любителей этого увлекательного и полезного вида спорта было предоставлено 180 трасс (из которых, однако, подавляющее большинство временные) и 33 тысячи картов.

Налажено было и промышленное производство картов различных классов, предназначенных для проведения занятий и участия в соревнованиях всех возрастных групп. Одесский завод ДОСААФ выпускал карты класса "Пионер" для детей (на фото).

В 1988 году выпуск картов того же класса начало Камское производственное объединение большегрузных автомобилей. Ленинградское производственное объединение "Патриот" ДОСААФ производило карты для юниоров, взрослых и членов сборной команды страны. Абовянский завод ДОСААФ изготовлял карты для детей и юниоров. Общее число производимых в год картов достигало в то время 10 тысяч!

Ежегодно проводились чемпионаты и первенства СССР, союзных республик, городов Москвы и Ленинграда, краев и областей. Однако для массовости картинга большое значение имели соревнования городского и районного масштаба. В общей сложности за год во всевозможных соревнованиях, проводимых на территории СССР, принимало участие 150 тысяч человек.

Картинг входил в зачет всесоюзных и всероссийских спартакиад и юношеский игр школьников.

Картинг сегодня

У карта всего две педали: правая - газ, левая - тормоз (при этом в зависимости от типа карта бывает, что передние тормоза с ручным управлением). Водителям автомобилей, с ходу севших на карт, не всегда легко приспособиться к такому алгоритму, ведь левая нога не привыкла к чувствительной педали тормоза. Непривычными покажутся и жёсткий ход карта, и зудящие вибрации. Если покрытие трассы оставляет желать лучшего, то протрясёт изрядно, а можно и мозоли кое-где натереть. У карта нет подвески - колёса и задняя ось крепятся к раме без каких-либо демпфирующих элементов. Лонжероны рамы, конечно, работают на кручение и изгиб, но смягчающим фактором это не назовёшь. Вибрации вызваны работой высокооборотистого мотора, который тоже прикручен непосредственно к раме. От тренировки к тренировке к этим особенностям привыкаешь, равно как и к вою двигателя справа под ухом.

Конечно, динамика - это первое, что ощущаешь в карте. Но ещё больше удовольствия доставляет управление машинкой на высокой скорости. Колёса у карта поворачиваются следом за мыслью, ведь тут как такового рулевого механизма и рейки нет. Две тяги, правая и левая, при помощи шарниров прикручены непосредственно к рулевой колонке.

Руль, кстати, не делает ни оборота. Вкупе с низким центром тяжести, жёсткой рамой и отсутствием подвески управляемость фантастическая. По сравнению с автомобилями карт словно приклеен к асфальту. Но, конечно, до поры до времени. Как и на всё остальное в этой жизни, на него распространяются все законы физики, поэтому, достигнув определённого момента, задняя ось сорвётся в занос.

Как и в любом виде спорта, в картинге есть свои хитрости. К примеру, разный угол поворота колёс относительно оси. Повернув до упора руль налево, можно даже визуально заметить, что левое колесо вывернуто гораздо круче правого. То же самое получится, если повернуть руль направо. Естественно, в зависимости от трассы эти параметры можно регулировать прямо на месте. Такая игра с геометрией колёс позволяет карту буквально ввинчиваться в поворот. Для него характерна именно избыточная поворачиваемость, нежели недостаточная.

Стоит заметить, что, несмотря на всю простоту рулевой системы, маленькие колёса и скромный вес болида, карт требует физической подготовки. Пары-тройки кругов хватит, чтобы почувствовать, как забились бицепсы, а ещё через кружок-второй неподготовленный человек почувствует сильную усталость - руки словно свинцом налились. Утром, естественно, вчерашние покатушки напомнят о себе болью в мышцах.

Картинг, кстати, является универсальным видом спорта по той причине, что может проходить в зимнее время. К примеру, Формулу-1 по снегу не проводили никогда, кузовной WTCC тоже. Правда, зимний картинг проводят в основном в северных странах, включая Россию, а главным отличием от летнего сезона является использование шипованных шин.

В традиционном картинге шины также имеют разные тип и назначение. Для сухого покрытия используют слики без протектора. Можно подумать, что они изношены, а спортсмены не торопятся их поменять. Но нет, изначально именно такие шины имеют лучшие сцепные способности на сухом асфальте картодрома. В дождь ставят шины с направленным протектором, которые уже напоминают автомобильные. Кстати, даже один тип шин может быть разным по составу, т. е. мягкости. Подбор правильной резины зависит и от особенностей трассы, и от температуры окружающей среды, и от стиля пилотирования.

В это непросто поверить, но в школу картинга пацаны (и девчонки, кстати, тоже) принимаются уже с 9 лет. Встречаются, правда, спортсмены и ещё моложе, но к соревнованиям допускают с 9-летнего возраста. Для занятия картингом, естественно, требуется настоящая автоспортивная амуниция: шлем, перчатки, огнеупорный комбинезон, специальная обувь, воротник для шеи, защитный жилет. Требуется и специальное нательное бельё. В общем, всё как у Шумахера.

Кстати, гонщики Формулы 1 тоже иногда садятся за карт и соревнуются между собой. Вот здесь на видео и сам "Красный Барон" на таких гонках в 1994 году:

А можно стать настоящим гонщиком в столь юном возрасте? Легко. Да так, что объедешь и опытного гражданского водителя с мегастажем. Картинг - самый идеальный фундамент для начала занятий автоспортом. Все азы поведения четырёхколёсного транспортного средства заложены именно в этой маленькой, на первый взгляд несерьёзной машинке. А как известно, чтобы превратиться в профессионала, спортом надо заниматься с детства. Так и выходит, что картинг совмещает такие ключевые особенности: доступен для детей, является первой важной ступенью в автоспорте.

Картингом занимается народ разных возрастов, и соответственно машины делятся на группы и классы, которые, в свою очередь, различают карты по размерам, весу, объёму двигателя и т. д. Это только так кажется, что все карты одинаково маленькие. А вот и нет. Разновидностей их больше, чем в любом другом виде автоспорта. Мы распишем их лишь поверхностно, чтобы иметь представление о том, как примерно делятся классы в Казахстане. Все технические требования по гоночным машинам расписаны куда детальнее.

Итак, детишкам предоставляется карт маленьких размеров, двигатель тоже ограничен по объёму. Для детей от 8 до 12 лет - до 50 куб. см, без коробки передач (класс «Бастау»). Есть класс MINI, он ограничен 60-кубовыми моторчиками без коробки передач - для детей от 9 до 14 лет.

Юноши пересаживаются на взрослые гоночные машины класса KF3, Intercontinental A-J, «Союзный-Юниор», «Ротакс Макс-Юниор». Рост и физическое развитие уже вполне соответствуют, но движки ограничены от 100 до максимальных 125 кубиков. В зависимости от класса разнится возраст гонщиков - от 13 до 18 лет - а также коробки передач.

Самые мощные болиды у взрослых - объём двигателя достигает 250 куб. см. В эту группу можно вступить уже с 15 лет (KF 2, «Ротакс Макс» - объём до 125 кубиков без коробки), а во все остальные, включая свободный класс SA 250, - с 16 лет (KZ-2, Intercontinental A, SA 250, «Союзный» - моторы от 100 до 250 куб. см, коробки в зависимости от класса - либо есть, либо нет).


Если вес пилота не дотягивает до класса (к примеру, в KZ-2 снаряжённая масса с пилотом должна быть 175 кг), то вешаются дополнительные грузики

Кстати, в разных странах технические требования и правила могут различаться, классы называться по-другому. Но если рассмотривать глобально, то примерно всё одинаково.

В историю картинг вошел, как считают многие знатоки этого вида спорта, в 30-е годы в США. Мальчишки стихийно устраивали соревнования на тележках без моторов, катящихся под горку. Также существует мнение, что этот вид спорта вошел в жизнь после второй мировой войны, когда на одной из американских военных баз летчики в свободное от полетов время соревновались в езде на тележках, снабженных небольшими моторчиками. Постепенно интерес к таким соревнованиям нарастал, их стали проводить все чаще и конструкции тележек все более совершенствовались. В скором времени на них появились простейшие двигатели внутреннего сгорания.

Первую машину, наиболее похожую на современные карты, построил летом 1956 года механик гоночных автомобилей Арт Инглс и сотрудник нефтяной компании в Калифорнии Луи Борелли. Проводя испытания карта и, убедившись в его перспективности, Инглс и Борелли основали фирму по производству картов. Одновременно новинкой заинтересовались и другие энтузиасты, которые, объединившись в декабре 1957 года, основали картинговую организацию - американский клуб «Го карт».

В дальнейшем были разработаны первые технические требования и первые правила соревнований, основанные на правилах автомобильных гонок. В частности, уже тогда применялся распространенный метод определения стартовых мест с помощью контрольных заездов.

Начало шестидесятых годов XX-го столетия - время победоносного шествия картинга по планете, а 1964 год - год первого чемпионата Мира, которых проходил в Риме.

На территории бывшего СССР считается, что первый карт был построен в 1960 в России. В январе 1961 года на стадионе им. В.И. Ленина в Москве проводились мотогонки на льду. Это были маленькие четырехколесные машины без кузова. Одна из них проехала почти четыре круга, другая - до финиша не дошла. В мае 1961 года на велотреке латвийского города Вентспилс состоялись самые первые соревнования по картингу, в которых участвовало 14 спортсменов.

Дальнейшее развитие картинга находится в его тесной связи с социальным и техническим прогрессом. Одним из главных направлений в развитии этого вида спорта является повышение технических качеств, модернизация трасс и т.д., что ведет к улучшению спортивных результатов.

В последние годы картинг стал одним из самых популярных видов автомобильного спорта . Он завоевал повсеместное признание: от школьников до бывалых спортсменов. Картинг - отличная школа для тех спортсменов, которые затем садятся за руль гоночных автомобилей.

Немало мастеров гонок «Формулы-1» начинали свой путь с картинга.

История карта

Многим известна поговорка, все гениальное просто. И ведь действительно так. Очень многое из того, что изобретено и пользуется сегодня огромным спросом, было сделано кем-то из совершенно никому ненужных материалов. Очень много ярких примеров можно привести, первым делом на ум приходят картинги.

Как гласит история, первый карт придумали американские летчики, которым нечего было делать. Решив хоть как-то себя занять, они набрали кучу старого хлама, среди которого были и тележки, и старые моторы от маломощных мотоциклов, и куски труб, потом слепили это все вместе, и получился первый в мире карт. Он, конечно же, мало был похож на современные карты, но тем не менее. Это был своего рода первый «Адам» племени картов.

Для американских летчиков на самом то деле это было лишь своего рода развлечения. Поиграли и забыли. Так, баловство на пару минут. Никто из них даже не задумывался о том, что у картинга большое будущее впереди, будущее маленького автомобиля с большими возможностями.

Картинг — или второе рождение

Второе рождение карт получил благодаря Арту Ингельсу – малоизвестному механику американской фирмы «Куртис крафт компании» в городе Глендейл в 1956 году. Их фирма занималась выпуском как раз таки гоночных автомобилей. В один прекрасный день Арт взял куски старых труб и другие куски арматуры, находившиеся под рукой, и мотор от газонокосилки «Уэст бэнд». Мощность созданного им карта равнялась 1,84 кВт, всего-то две с половиной лошадиной силы.

А вскоре представился удобный случай, чтобы продемонстрировать карт и его возможности на публике, так сказать, во всей красе. В Помоне должны были состояться гонки, и демонстрация карта оказалась как нельзя кстати. Понятно дело, что в заездах он участия не принимал, только покрасовался в показательных выступлениях. И именно тогда карт получает свое нынешнее имя КАРТ – с английского cart – тележка.

Вскоре появляется на арене бизнесмен, готовый вложить неплохие деньги в развитие карта. Им становятся Билл Роулес (Bil Rowles), обратившийся за помощью к Даффи Ливингстону (Duffy Livingstone) и Рою Десброу (Roy Desbrow), работавших в фирме GP Mufflers.

Он просит их посмотреть эту машинку, понимая, что за ней будущее.

Ливингстон и Десброу соглашаются с его идеями, и вскоре появляется Дрон. Новый тип карта. Назван он был так в честь двигателя, который был взят с образца беспилотного летательного аппарата. Этот аппарат разрабатывался специально для ВВС Соединенных штатов Америки.

И уже в 1957 году состоялись первые гонки с участием «тележек». Проходили они на автостоянке в городе Пасаден.

Массовые продажи картов

Понимая, что дело набирает обороты, Роулес создает новую фирму под названием Go Kart Manufacturing Co Inc., которая начинает заниматься созданием и последующей продажей машин для картинга.

Карт немного претерпевает изменения – на него стали устанавливать более дешевый двигатель, позаимствованный у роторной газокосилки Вест Бэнд (West Band). Стоимость одной машины равняется ста двадцати девяти долларам, но покупателей это нисколько не смущает, наоборот их становится с каждым днем все больше и больше. Число поклонников картинга увеличивается в геометрической прогрессии.

Бизнес развивается настолько хорошо, что Роулес получает возможность купить участок земли в Азусе площадью в пять акров. Где вскоре был построен первый в мире картодром.

Параллельно с ним компаньоны Арт Ингельс и Луи Борели создают новую линейку картингов под именем «Karette». Очень долгое время она была одной из самых успешных среди производителей картов.

Так карт начинает творить сам себя. Его имя уже гремит по всем штатам Америки, людям машинка пришлась по душе, завоевывая все большую и большую симпатию.

Машины начинают выпускать тысячами и тысячами, по всей стране строятся картодромы. Уже в декабре 1957 года организовывают первую официальную американскую ассоциацию «Go Kart». В следующем году уже разработаны правила, технические и спортивные, для проведения соревнований среди «маленьких машин».

Семимильными шагами катится карт по Северной Америке и постепенно начинает завоевывать мир.

В сентябре 1958 года фирма «Go Kart Manufacturing Co Inc.» отправляет в Великобританию пять картов, которые заказывает служащий Военно-воздушных сил Британских островов.

Вскоре вся Европа оказывается охваченной страстью к картингу.

Распространение карта по всему миру

Уже к 1960 году только в Великобритании можно было насчитать порядка ста двадцати фирм, занимающихся постройкой картов, а также различных деталей ходовой части.

Зимой, в феврале, выходит в свет первый номер журнала Karting. Стоит отметить, что выпускается он до сих пор. Настолько огромна любовь любителей картинга, и также велика их поддержка.

Стоит отметить, что картинг стал настолько «страшной» силой в хорошем смысле этого слова, что даже в Советском Союзе начинает развиваться движение картингистов.

Первым городом, который ласково перенимает моду на картинги, стал Курск. Именно в городском Дворце Пионеров был собран первый советский карт во главе с конструктором Львом Кононовым.

В городе Харьков в это время начинает успешно функционировать секция картинга, которую возглавили Виталий Енин и Эдуард Костенко.

Третьего декабря 1960 года были утверждены Правила проведения соревнований, классификации, а также технические требования к картингам Федерацией автомобильного спорта СССР. Именно этот день считается официальным днем начала развития картинга в Советском Союзе.

В последующие три-четыре года картинг приобретает еще большее количество поклонников. Он завоевывает любовь в городах: Москва, Одесса, Ленинград, а также начинает развиваться в Латвийской ССР, Эстонской ССР. В скором времени начинают проводить Всесоюзные соревнования. Все довольны. И, наконец, в 1964 году СССР впервые выходит на международную арену. К сожалению, первый блин оказался комом, советские спортсмены не сумели блеснуть своими навыками вождения.

Картинг становится спортом

Уже в шестидесятые годы карт стремительно завоевывает огромную популярность среди любителей моделирования, гонщиков и конструкторов. Успех, который никто и ни за что не смог предвещать картингам, стал реальным. Весь мир заболел этой «болезнью».

Наконец в 1962 году была создана МКК – Международная Комиссия по картингу, которая впоследствии становится органом Международной автомобильной федерации.

Картинг признают на всех уровнях – он становится полноправным автомобилем, за рулем которого выросли многие будущие чемпионы мира Формулы 1.

В 1964 году был организован первый чемпионат мира среди картингов с объемом двигателя 100 кубических сантиметров. Первым чемпионом мира стал итальянский гонщик Г. Сала. И в последующие годы итальянские спортсмены доминировали над остальными участниками на картодромах.

В следующие годы двадцатого века количество турниров растет, день ото дня увеличивается число желающих научиться мастерству управления «тележкой». С 1962 года картинг становится командным видом спорта. Также картингистов начинают делить по классам и возрасту. Сами карты начинают различать по типам и видам, например, появляются спортивные, любительские виды картинга.

Картинг развивается, его конструкция претерпевает множество изменений, ходовая часть также меняется — прогресс не обошел и картинг. Очень много экспериментировали с посадкой водителя, дело доходило даже до абсурда – пилота хотели разместить в горизонтальном положении. Были энтузиасты, которые лелеяли надежды на выпуск картов с реактивными двигателями. И даже один раз устроили подобный пробный заезд – пилотировавший едва не погиб.

Но развитие карта имело и отрицательную сторону — так как картинг стал официальным видом автомобильного спорта, то его производство стало более дорогим, а соответственно стала дорогой и его розничная цена. Интерес со стороны публики постепенно начал снижаться.

И только в 1990 году, когда итальянские конструкторы собирают новый прототип карта, названный Изикарт (Easykart), на эти машины начинает расти спрос. В отличие от своих предшественников они гораздо дешевле.

В России с распадом СССР, к сожалению, интерес к карту начал угасать.

И только сегодня, мелкими шажочками, но верным путем, мы возвращаемся к его возрождению.

Так что картинг – это живая легенда. Как и всякая машина, карт имеет свою воистину увлекательную историю. Историю, которая продолжается и сегодня.

Картинг, как и мир, меняется к лучшему!

Устройство и виды картинга

Различают всего 3 основных типа картов. Это спортивные (летние/зимние), любительские и прокатные . Я бы все-таки не стал отдельно выделять прокатные, а объединил их в одну группу с любительскими, так как отличий в принципе нет никаких.

Спортивный картинг – это профессиональная машина, которая отличается и функциональными характеристиками и «начинкой» двигателя.

Эти машины предназначены для опытных водителей, которые занимаются этим видом спорта не первый год.

Прокатные, они же любительские , это машины для непрофессионалов. Для людей, которые хотят почувствовать себя в шкуре настоящего гонщика. Они мечтают пронестись по картодрому со скоростью, так, чтобы в ушах свистел ветер, а в жилах забурлила кровь, адреналин подскочил, и сердце на резком повороте екало всякий раз, как его пролетаешь. Прокатные картинги очень безопасны, и если соблюдать все правила поведения, то поездка будет комфортной, от которой останутся только добрые воспоминания. Достаточно вспомнить слова известного гонщика Формулы 1, Михаэля Шумахера. Когда его спросили, чем отличается картинг от Формулы 1, он ответил, что ничем, только скоростью, а динамика, драйв и ощущения те же самые, та же сложность в управлении, та же необходимость ощущать машину, умение ее слушать.

Конечно же, карты для профессионалов и любителей отличаются по устройству. На спортивных машинах установлены профессиональные детали и узлы.

Для новичков, катающихся на раз, детали попроще, послабее.

Для непрофессионалов, людей непонимающих в картингах, может статься, что машины эти примитивны, их устройство чересчур простое. Но это на самом деле не так. Неискушенный взгляд – это глупо.

Что сделать, собрать картинг плевое дело. Раз и готово. Неправильно.

Карт мало чем в принципе отличается от профессиональных гоночных машин, но в то же самое время в нем есть и многое такое, что его отличает и делает более уникальным. Так из чего же все-таки состоит карт?

Стоит отметить, что картинг – это очень быстро прогрессирующее техническое устройство, модели шасси, скажем, изменяются очень быстро, одни виды становятся негодными, уходя в анналы истории, другие наоборот приходят им на смену. Поэтому стоит остановиться только на самых основных узлах машины.

Основой карта является, конечно же, рама. И только стальная.

На раме крепятся водительское сиденье, руль, двигатель (с какой стороны, значения не имеет). Сюда мы можем также отнести систему управления – руль, рычаг управления, педали тормоза и газа, рычаг переключения скоростей, ручка выжимания скоростей.

Ну и топливный бак, куда без него. Объемы топливного бака рассчитываются из эксплуатационных условий.

Каждый картинг кажется на вид похожим на другой, словно все они одна штамповка. Но на деле это не так. Каждый картинг уникален. У каждого свои возможности и условия содержания. Картинг – это отражение души его хозяина!

Управление картом

Управлять картингом очень просто. Удобная система управления, где нет ничего лишнего. Она состоит из следующих элементов:

  • Руль;
  • Рычаг переключения передач;
  • Ручка выжима сцепления;
  • Педаль газа;
  • Педаль тормоза.

И больше ничего. Все предельно просто и в то же время гениально.

Но детали, рычаги, руль, колеса – это не все. Девяносто процентов в эффективности управления зависит от самого пилота.

Ниже мне бы хотелось привести несколько светов для тех, кто только начинает осваивать этот вид транспортного средства.

Во время езды обязательным условием является правильное положение тела, руки должны правильно располагаться на руле, чтобы они не затекали, а Вы не отвлекались, иначе может произойти неприятная ситуация.

Ваше тело обязательно должно находиться в строго вертикальном положении, голову необходимо держать максимально ровно, ни в коем случае не вертеть лишний раз, не наклонять, иначе аварии не избежать.

Когда Вы едете, Вы должны быть максимально внимательны и восприимчивы к минимальным изменениям окружающей обстановки.

Составление предварительного графика в голове – это половина успеха. Маршрут, который Вы задумали, должен прочно засесть в Вашей голове.

Ваше тело должно быть сконцентрировано, разум и руки должны стать единым целым.

Руль, педали, рычаги — все должно работать воедино. Вы обязательно должны успевать обращаться со всеми устройствами.

Помните, что картинг – это машина. Любительский картинг способен развить скорость до ста километров в час. И нужна отменная реакция, чтобы успевать реагировать на происходящее.

Езда на картах – занятие довольно утомительное, следовательно, нужно обладать хорошей выносливостью.

Помните, только упорный человек способен достичь финиша. Только сильный духом способен подняться на пьедестал.

Спортивный и любительский картинг

Спортивный картинг для кого-то любимое занятие, для кого-то шанс попасть в профессиональные гонщики, скажем Формулы 1. Кто-то засмеется и скажет, сравнили, мол, карт и гоночный болид. А ничего смешного на самом деле нет. Многие пилоты Формулы 1 пришли в большой спорт именно из картов, например, Фернандо Алонсо, Мика Хаккинен и даже семикратный чемпион мира, король Формулы 1, МихаэльШумахер.

Спортивный картинг бывает двух видов: летний и зимний .

Спортивные классы в картинге делятся на международные формулы, международные классы, а также национальные классы и любительские классы .

В чем же их принципиальное отличие? Так, международные формулы – это проведение мировых гоночных турниров по системе - KF1…KF4, KZ1, KZ2. В спортивных классах

А это значит, что технически все машины должны быть одинаковыми, никаких технических излишеств.

Национальные классы – это соревнования, которые проводятся на территории отдельно взятого государства. И машины также должны быть технически одинаковы. Скажем, двигатели, должны быть только отечественного производства. Можно привести несколько классов соревнований в России: пионер, мини, ракет, союзный, класс Е и многие другие. есть свои определенные ограничения по возрасту.

Ну и, наконец – любительские классы, или как их еще называют, хобби-классы.

Сюда можно отнести не только спортивные карты, но и карты класса прокатные.

Прокатные карты. Их также называют любительскими. Основное их отличие от профессиональных спортивных заключается в управлении и характеристиках самой машины. Ходовая и техническая часть прокатных машин отличается порядком от спортивных. Так, например, в спортивных моделях двигатель обычно располагается справа от водителя, в любительских картингах это недопустимо, люди могут обжечься, поэтому их закрепляют сзади, куда дотянуться простому обывателю во время езды невозможно. Также конструкция самого транспорта гораздо проще, чем у спортсменов, ведь скорости ниже, меньше «шанс» получить какую-нибудь травму при столкновении с себе подобными.

Управление в прокатных картах гораздо проще, нежели в спортивных, но это и оправданно, ведь за рулем сидят, как правило, совершеннейшие новички.

Во время езды, благодаря центробежному сцеплению, если Вы внезапно отпустили педаль газа, двигатель сам по себе не заглохнет.

На подобной машине установлен слабосильный четырехтактный движок, мощность которого доходит максимально до девяти лошадиных сил. Невысокая скорость тоже сказывается на комфортности и безопасности данных гоночных машин. Ограничения по возрасту очень простые – если Ваш ребенок, может дотянуться ногами до педалей, то добро пожаловать на картодром, машина специально для Вас, прогретая и «накормленная» топливом.

Очень часто можно встретить менее мощные болиды для детей. Что, согласитесь, очень удобно и практично. Очень часто любители организуют свои клубы, ассоциации, проводят совместные чемпионаты и турниры. Их цель – это получить удовольствие от самих заездов.

Скорость, жажда к победе, стремление, острота борьбы, накал — все это характерно и для любителей, и для профессионалов. В этом их дух един!

Современные чемпионаты мира по спортивному и любительскому картингу

На сегодняшний день по всему миру существует большое количество самых разнообразных гоночных турниров среди картингов, как среди любительских, так и среди профессионалов.

Наибольшей популярностью пользуются, конечно, заезды спортивных мастеров, но и любительские гонки от них не отстают, наоборот, с каждым годом увеличивается армия их поклонников.

Одним из самых известных и популярных турниров среди спортивных картов является турнир. Данный проект был создан в 2003 году одними из самых престижных фирм картинга мирового масштаба – IAME и Birel.

В данном проекте активно участвуют гонщики Формулы 1 – Фернандо Алонсо, в настоящее время пилот Феррари (Ferrari), и Хуан-Пабло Монтойя, пилот Макларена (McLaren).

Спустя два года, завоевав публику в мире, этот проект стал развиваться и в России. Почти сразу он получил всеобщее признание среди и спортсменов, и любителей.

Победители национальных первенств получают право в дальнейшем представлять свою страну на международной арене в турнире «Гранд Финал», который проходит на территории Италии, на самых знаменитых и качественных картодромах.

Также не менее популярны среди любителей и турниры, организуемые Super Honda. Эта организация специально создана для тех, кто по каким-либо объективным для него причинам не может заниматься картингом профессионально, но тем не менее не мыслит свою жизнь без захватывающей дух гонки.

Отличительной чертой Супер Хонды является тот замечательный факт, что они не просто организуют гонки, заезды, они составляют прочный костяк, они держатся вместе, образуя единый клуб, в котором собрались любители своего дела.

Также следует отметить, что чемпионаты мира по картингу среди спортсменов в настоящее время проводятся по новой системе классов — KF1…KF4, KZ1, KZ2.

Следует подчеркнуть, что для классов серии KF характерно использования двухтактного двигателя водяного охлаждения, с объемом 125 сантиметров кубических. А также без коробки передач. Также предъявляются требования к газораспределению, карбюратору. стартеру (электрическому), ныне встроенному в двигатель.

Следующим подвидом является класс серии KZ1, KZ2. Машины, высталяемые в данном классе, должны обладать двухтактным двигателем, также водяного охлаждения, с объемом до 125 кубических сантиметров. Количество передач варьируется – от трех до шести.

Минимальный вес машины и водителя вкупе равняется ста семидесяти килограммам. Есть ограничения по возрасту. Минимально – 16 лет.

Турниров, проводимых различными организациями, очень много. В каждой принять участие невозможно, не каждый спортсмен способен выдержать подобные сверхнагрузки. Нужно уметь распределять их так, чтобы в конечном итоге все-таки добраться до пьедестала. И суметь отпить из золотого кубка глоток освежающего шампанского.

На сегодня картинг клуб – это не только популярное место для посетителей, но и выгодный бизнес для предпринимателей, которые решили заняться этим делом. Практически каждый город имеет картинг-клуб, но спрос все равно остается достаточно высоким. Но открытие картинг клуба – идея не простая, так как требует значительных инвестиций, структурного анализа рынка развлечений в вашем городе, грамотно продуманной и составленного бизнес-плана.

Прежде всего, вам стоит определиться с размером будущего картинга, так как от такого решения и будет зависеть объем капиталовложений и концепция организации. Если вы планируете открыть клуб с качественным дорожным покрытием, дорогими авто и развитой инфраструктурой, вложить придется около 500 тысяч долларов. Но в таком случае не рассчитывайте на высокую рентабельность – срок окупаемости такого проекта составит 4-5 лет.

Но если ваш капитал не позволяет организовать такой масштабный и дорогой проект, можно открыть картинг клуб гораздо дешевле. Рассмотрим более экономный вариант.

Картинг: бизнес план

Подготовка площади

Чтобы не тратить лишние деньги на подготовку трассы, лучше арендовать асфальтированную площадку. По ее периметру необходимо установить покрышки, тщательно выровнять поверхность и устранить все изъяны. Подготовка трассы обойдется вам в 2-3 тысячи долларов (без учета платы за аренду). Место для картинг клуба лучше выбирать за городом или в индустриальных районах, где еще с советских времен остались большие промышленные склады.

Площадка может быть как открытого, так и закрытого типа. По квадратуре такая площадь варьируется от 3000 до 4000 м² – это даст возможность построить трассу 600-700 метров, что будет оснащена правильными углами, ровными участками для разгона и крутыми поворотами. Любители картинга трассу длинной в 300-350 метров считают слишком короткой, а вот 700 метров – в самый раз.

Престижный картинг клуб должен иметь систему хронометража – специальные датчики, что определяют скорость участника заезда, а результаты выводятся на табло. Клиент, который в конце увидит свои достижения, обязательно вернется к вам, чтобы улучшить свои результаты. Стоимость такой системы – 5-5,5 тысяч долларов. Установка таких датчиков будет отличать вас от конкурентов, выделять среди многих видов развлечения, поэтому на этой статье рекомендуется не экономить. Закупать систему хронометража лучше сразу, так как она устанавливается в момент укладки асфальта и оформления трассы. Если вы выбрали помещение закрытого типа – следует позаботиться о системе вентиляции, которая обойдется вам в 8-10 тысяч долларов.

Покупка оборудования

Следующий этап – приобретение карт. Что выбрать – модные новые машины или старые подержанные – подскажет уровень ваших инвестиций. Новые машины стоят 1500 – 2000 долларов, карты с мощным двигателем – 3000-4000 долларов . Подержанная машина обойдется вам в 500-700 долларов. Если вам удастся найти специальные распродажи и заказать сразу несколько экземпляров – сэкономите до 300 долларов на каждой машине.

Подбор персонала

Запчасти для картов производят всего несколько производителей, поэтому достать их непросто. Заменить их – еще сложнее. Чтобы решить такую задачу, лучше нанять на работу квалифицированного токаря.

Также в основном штате должен быть механик (на его должность подойдет автослесарь), работники на трассе, что будут следить за безопасностью участников.

Финансовые аспекты в бизнес плане катринг клуба

В среднем статьи затрат для организации данного бизнеса выглядят следующим образом:

  • аренда площади (асфальтированной) – 500 долл.
  • покупка 4 машин б/у – 3000 долл.
  • затрат на спецодежду для персонала, шлемы для участников – 600 долл.
  • зарплата сотрудникам – 1000 долл. в мес.
  • аренда административного помещения – от 500 долл.

Как видим, для организации такого картинг клуба вам понадобиться 6000 долларов. Для того, чтобы данный бизнес приносил большую прибыль, рекомендуется открыть картинг площадью не меньше 3000 м², а автопарк оснастить не менее 8-10 машин. Для осуществления такого плана вам понадобиться от 30 тыс. дол.

Для организации более престижного картодрома, где трассы превышают 800 метров, с оснащением системой электронного хронометража, оборудованными душевыми кабинками вам понадобиться не меньше 150 тыс. дол.

О доходах

Картинг как бизнес может приносить сразу несколько источников прибыли:

  • за ;
  • за обучение или проведение мастер-классов;
  • за организацию корпоративных мероприятий.

Чтобы увеличить уровень дохода, вы можете организовать школу подготовки участников. Проведение корпоративных мероприятий для большой компании также приносит неплохой доход. Арендовать трасу на полный день стоит около 500 долларов в выходной и 300 долларов в будний день.

Рентабельность небольшого картинг клуба составляет 2-2,5 года, более масштабные проекты окупаются за 5-6 лет.



  • Разделы сайта