Все, что нужно знать о йоге. Научные аспекты йоги

Существует несколько определений слова йога. Основой этого слова является глагол «ЮДЖ», который означает связывать, соединять, направлять и концентрировать внимание, чтобы использовать его в медитации. Следовательно ЙОГА – это искусство, которое делает непоследовательный и рассеянный ум последовательным и сосредоточенным.

Также ЙОГА – одна из шести даршан (основных направлений, школ индийской философии). Всего их шесть – йога, санкхья, веданта, ньяя, вайшешика, миманса.. Вместе с буддизмом и джайнизмом они составляют полную картину индийской философии.

Йога, санкхья и веданта заняты в основном духовной целью человеческого существования. Пурва-миманса — это в основном ритуалы, которые помогают подниматься по духовной лестнице, а вайшешика и ньяя дают анализ Вселенной, основываясь преимущественно на эмпирических наблюдениях.

Вместе эти шесть систем содержат в себе философию и религию, объясняют мир и предоставляют средства духовного освобождения. Йога, благодаря своей практичности, связывает их вместе — недаром все основатели этих систем были йогами.

Сведения о йоге дошли до нас в виде «Йога-сутр» Патанджали. Патанджали – это индийский философ, который жил несколько тысяч лет назад. Сутра – это краткое, мудрое изречение. И часто они настолько кратки, что их надо расшифровывать. Например, вот определение йоги из «Йога-сутр»: I.2 «йогах читта вритти ниродхах» ЙОГА – это прекращение колебаний сознания. И хотя – это определение недвусмысленно, но существуют разные уровни понимания этой сутры. Поэтому для нас, обычных читателей «Йога-сутры» выпускаются в виде комментариев к ним. Выпущена очень хорошая книга Б.К.С. Айенгара «Прояснение йога-сутр Патанджали». И если вы заинтересуетесь этим вопросом, начните изучение йога-сутр с нее.

Слова «Йога-сутр» сами по себе не раскроют вам смысл жизни. Все мистические тексты подобны музыкальным нотам: если вы их читаете и играете, то получается музыка. Но, чтобы слышать музыку, их необходимо играть. Подобным образом, Патанджали не описывает самадхи; он дает инструкции, и если они выполняются, вы получите переживание, которое невозможно описать в словах.

Еще один аспект йоги связан с нашей деятельностью. ЙОГА означает такой образ действий, при котором наше внимание целиком и полностью сконцентрировано на том, чем мы делаем. Йога стремится к достижению такого состояния, когда вы присутствуете в каждом своем действии, в каждый момент, и присутствуете по-настоящему.

Это позволяет выполнять любую работу лучше, и чем внимательнее мы становимся, тем меньше ошибок допускаем. Добиваясь осознанности во всех своих действиях мы перестаем быть рабами привычек, нам уже не нужно делать что-то сегодня только потому что мы делали это вчера. Напротив, у нас появляется возможность посмотреть на свои поступки свежим взглядом и избежать бессмысленных повторений.

Следующее классическое определение ЙОГИ– это «единение с божественным началом». Не имеет значение, как называть это божественное начало: Бог, Аллах, Ишвара или как-нибудь еще. Йога – это все, что приближает нас к осознанию существования некой силы, которая выше и могущественнее нас. И когда мы чувствуем, что находимся в гармонии с этой высшей силой – это тоже йога.

Таким образом слово йога, можно понимать по-разному. Это учение уходит корнями в философию Индии, но по сути своей оно универсально, потому что учит, как внести в свою жизнь желаемые перемены. В истинной практике йоги каждый человек идет своей дорогой. Для того чтобы двигаться по пути йоги, не обязательно исповедовать определенные религиозные идеи. Единственное, что требует от нас йога, это действовать и быть бдительными в своих действиях. А приведет ли это к лучшему пониманию Бога, или к большему чувству удовлетворенности или к появлению новой цели – вопрос сугубо личный.

2. Зачем мы занимаемся йогой

Большинство из тех, кто начал практиковать асаны, делают это по практичным причинам, например для здоровья, чтобы избавиться от болей в спине или проблем с давлением или артрита и т.д. Другие начинают заниматься йогой, чтобы справляться со стрессом, меньше уставать на работе или, например, чтобы похудеть или бросить курить. Причин масса. И редко кто начинает заниматься йогой в надежде достичь просветления, а большинство людей считают это лишним, непонятным и очень далеким от их жизненных проблем. В принципе это не так уж и плохо, так как указывает на них как на людей практичных, здравомыслящих и имеющих вполне определенные цели. Я тоже, когда начинала заниматься, рассматривала йогу как лечебную физкультуру и средство, с помощью которого я стану стройной и гибкой. И, в общем, как это средство, йога тоже работает. Она помогла и помогает мне решать проблемы со здоровьем, и я становлюсь все более стройной и гибкой.

Предсказать, что даст практика каждому из вас, невозможно, но определенно дары ее будут щедрыми. Правда, если вы думаете, что йога – это умение дотянуться до пальцев ног или встать на голову, вы упускаете всю красоту йоги, ее драгоценность и благодать.

Многие люди начинают занятия йогой с практики асан, но здесь необходимо понимать, что йога не сводится только к физическим упражнениям. Йогу можно начать изучать с практики асан, подключить пранаяму, заниматься медитациями, изучать йога-сутры и любые другие священные тексты. Важно чтобы постепенно мы начали осознавать себя целиком и наше место в этом мире. Если мы хотим достичь гармонии, нужно постепенно шаг за шагом объединять все аспекты своей личности.

3. Йога – как внутреннее путешествие

Согласно философии Веданты наше существо состоит из 3 тел: грубого тела, тонкого тела и тела блаженства.

Грубое тело включает в себя анатомическую оболочку АННАМАЙЮ КОШУ это кожа, мышцы, кости, связки и т.д.

Тонкое тело включает в себя 3 оболочки:

1. Физиологическая, энергетическая оболочка ПРАНАМАЙЯ КОША. Она состоит из дыхательной, кровеносной, пищеварительной, нервной, эндокринной, выделительной и половой систем.

2. Психологическая оболочка МАНАМАЙЯ КОША. В ней формируются наши убеждения и желания.

3. Интеллектуальная оболочка ВИДЖНЯНАМАЙЯ КОША. Она включает интеллектуальные процессы размышления и суждения на основе личного опыта. Это наша мудрость.

Тело блаженства включает в себя духовную оболочку АНАНДАМАЙЮ КОШУ.

Шри БКС Айенгар говорит, что йога – это внутреннее путешествие от грубого тела через все оболочки к телу блаженства. И все эти оболочки должны быть в гармонии друг с другом для достижения цельности. Когда эти тонкие слои находятся в дисбалансе, они похожи на грязное зеркало, которое способно только отражать внешние образы материального мира. Если же нам удается привести их в равновесие, мы достигаем цельности и единства и позволяем внутреннему свету нашего существа засиять изнутри

Высшее предназначение йоги состоит в том, чтобы обнаружить наше бессмертное «я», частичку божественного внутри себя и достичь просветления «самадхи». Практика йоги учит жить в полном смысле этого слова – физически и духовно, развивая одну за другой все оболочки.

4. Пять препятствий на пути к блаженству

Патанджали называет пять препятствий на пути к достижению самадхи. Эти препятствия — клеши, сегодня мешают нам так же (если не больше), как мешали индийцам, стремившимся к просветлению в далеком прошлом:

1. авидъя : неведение и неистинное знание

2. асмита : эгоизм

3. рага : чрезмерное влечение к приятному

4. двеша : чрезмерное отвращение к неприятному, ненависть

5. абхинивеша : страх смерти

Все пять клеш исходят из первой (авидьи).

Авидья (неведение) появляется и накапливается, когда мы действуем неосознанно, механически, по привычке. И из-за таких неосознанных действий ум попадает во все большую зависимость от привычек. И в конце концов вчерашнее наше поведение становится нормой сегодняшнего дня. Цель йоги – рассеять туман авидьи и очистить наш ум, наше восприятие, чтобы мы могли действовать правильно.

Первое проявление авидьи – это «эго». Это то, что заставляет нас думать: «Я должен быть лучше других», «Я знаю что прав». Это ответвление авидьи в йога-сутрах называется асмита.

Второе проявление авидьи выражается в наших запросах. Это явление называется рага. Мы часто хотим чего-то не потому, что нам это действительно необходимо, а потому, что это было приятно вчера. Мы стремимся к вещам, которых у нас нет. А если что-то имеем, нам этого мало, мы хотим большего. Когда нужно что-то отдать, нам хочется удержать эту вещь при себе. Это называется рагой.

Двеша, третье проявление авидьи, проявляется в отстранении от чего-либо. Столкнувшись с трудностями, мы начинаем бояться повторения неприятного опыта и избегать связанных с ним людей, мыслей и обстоятельств, предполагая что они снова причинят нам боль.

Последнее проявление авидьи – это абхинивеша (страх). Мы чувствуем неуверенность. Нас мучают сомнения по поводу своего места в жизни. Мы боимся стареть, и т.д.

Эти четыре проявления авидьи, вместе и по отдельности, замутняют наше восприятие. Через них авидья постоянно действует в нашем подсознании, что приводит к постоянному чувству неудовлетворенности. Например, если мы выполняем асаны в группе, то мы склонны сравнивать себя с окружающими. Мы замечаем, что кто-то обладает большей гибкостью чем мы, и это вызывает чувство неудовлетворенности. Но практика асан – это не спортивные соревнования. Если один человек может наклониться дальше вперед чем другой, это еще не говорит о том что он достиг более высокого уровня в йоге.

Если мы видим, что возникла какая-то проблема, можно с уверенностью сказать что причина ее в авидье. Йога ослабляет действие авидьи, благодаря чему мы обретаем способность к правильному пониманию.

В йоге считается, что все меняется, кроме универсальной души. И сегодня мы можем видеть вещи иначе, чем видели их вчера. Потому что меняются: ситуации, наше отношение к ним и мы сами. И зная это, не надо расстраиваться из-за существования авидьи. Если дела идут плохо, они всегда могут пойти лучше. Но конечно, ситуация может измениться и к худшему. Мы никогда не можем предугадать, что готовит нам жизнь, поэтому так важно быть бдительными и не действовать сегодня так как мы действовали вчера.

А пойдут ли дела хорошо или плохо, отчасти зависит от наших действий. Регулярные занятия йогой смогут научить нас присутствовать в каждом конкретном моменте и в результате достигнуть того, чего не могли достичь прежде, выйти из привычного порочного круга. «Йога-сутры» по этому поводу говорят, что в начале практики человек испытывает то приливы ясности понимания, то периоды помутнения. То есть мы проходим через фазы ясности, за которыми наступают фазы острой нехватки ясности в нашем уме и восприятии. Со временем ясности становится все больше, а неведения все меньше. И ЭТИ сдвиги надо рассматривать как мерило нашего продвижения по пути йоги.

5. Трехступенчатая система продвижения по пути йоги

Йога-сутры Патанджали рекомендуют три вещи, которые могут помочь нам продвигаться по пути йоги. Вот как звучит сутра 2.1. «Тапах свадхьяйя Ишвара-пранидханани крийяйогах»: Практика, исследование себя и изучение священных текстов, осуществляемые с рвением и пылом, а также преданность Богу являются йогическими действиями. В этой сутре сказано, что в духовной практике нужно совмещать упорную физическую работу с изучением текстов, а мотивацией должна быть преданность.

ПЕРВАЯ ступень – это тапас. Слово тапас происходит от корня тап – жар или очищение. Тапас – это средство, с помощью которого мы можем поддерживать здоровье и очищать себя изнутри. Тапас в йога-сутрах означает практику асан и пранаямы – физических и дыхательных упражнений йоги. Эти упражнения помогают избавить системы организма от блоков и загрязнений. С помощью асан и пранаямы мы можем воздействовать на весь организм.

Второе средство, позволяющее раскрыть суть йоги – это свадхьяя (самоизучение, движение к себе). С помощью свадхьяи мы познаем самих себя.

Вот вы все регулярно занимаетесь йогой. И наверняка вы задумывались о смысле вашей жизни. И задавали себе такие вопросы: Зачем я живу? Кто я? или Что я? Какая связь у меня с этим миром? Наверняка многие из вас понимают, что Вы – это не только ваше тело, дыхание и ум. Есть что-то еще. И понять, что это — не так просто, потому что тело мы можем увидеть в зеркале, а зеркала для души(я назову ее душой, это самое распространенное название) нет и ее тяжело увидеть в себе. Но существуют тексты, читая, изучая, и осмысливая которые, мы можем приблизиться к осознанию своей внутренней сущности. Это «Йога-Сутры», Библия, Коран, Махабхарата. Также поможет чтение жизнеописаний просветленных существ, осознавших свое высшее Я. На пути нашего собственного духовного развития такие люди являются образцами для подражания.

Тритий компонент йоги действия – это ишварапранидхана (преданность Богу). Без такой преданности любые средства йоги приведут лишь к развитию привязанностей и корыстных интересов. Часто ученики выполняют трудные асаны, но сомневаются в пользе этого, так как после занятий чувствуют гнев и раздражение, ругаются с близкими и друзьями. Патанджали в этом случае рекомендует именно ишварапранидхану. Для концентрации энергии, высвобождаемой асанами и пранаямой, нужна благородная, возвышенная цель.

Занятия йогой усиливают поток праны. Если мы не направляем этот поток вверх, он будет питать любые тенденции проходящие через ум. Если в уме есть гнев – занятие йогой усилит ваш гнев. Но если ум сосредоточен на преданности Богу, будет усилена эта преданность. И когда освобожденная энергия направляется не на проявление подсознательных эгоистических эмоций, а на богопознание и познание себя через Бога, такая практика становится не порабощением, а освобождением.

Для того чтобы занятия йогой приносили очищение, они должны удовлетворять всем трем указанным выше критериям йоги.

6. Восьмиступенчатая система йоги

Патанджали в йога-сутрах также предложил более детальную, восьмиступенчатую систему, которая называется аштанга-йога.

Вот ее лепестки:

1. яма : Запрет на определенные действия по отношению к окружающим (непричинение вреда, правдивость, неворовство, воздержание и нестяжательство)

2. нияма : Предписания йоги относительно тела и ума. Это личная чистота, удовлетворенность, упорный труд, самоизучение, преданность Богу.

3. асана : поза, место. Развитие устойчивых, комфортных отношений с Землей и всеми существами.

4. пранаяма : управление «силой жизни», праной; способность поглощать и высвобождать энергию жизни

5. пратъяхара : отвлечение чувств от их объектов. Переориентация органов чувств вовнутрь, назад к их источнику

6. дхарана : Развитие способности сосредотачивать ум, направляя внимание на один объект

7. дхъяна : медитация

8. самадхи : блаженство, сверхсознание

С помощью этих компонентов йоги мы стремимся очистить тело и ум, чтобы освободить себя от клеш и достичь самадхи — невероятного блаженства и самопознания.

7. Заключение

В заключение хочу сказать, что самый простой способ очистить ум – заботиться о том, что в него поступает. Наш ум подобен прозрачному кристаллу, который окрашивается в цвет того, что находится рядом с ним. Если он лежит на красной ткани, то кажется красным. Точно также ум окрашивается в цвет того, что вы подносите к нему. Если вы читаете книги или смотрите по телевизору передачи, наполненные тревогой, сексом, насилием, то ваш ум будет окрашен такими же образами, которые отрицательно скажутся на вашей жизни. Если же вы практикуете свадхьяйю, читаете возвышенные книги, смотрите одухотворенные кинофильмы, то вы начинаете постепенно очищать ум, и чувствовать вдохновение.

Йога является методом устранения того, что мешает вам быть счастливыми. Если вы хотите мира, радости и счастья, то совершайте действия, которые несут всем мир, радость и счастье. И если мы будем неутомимо посвящать все свои повседневные действия (еду, умывание, стирку, обучение, духовную практику, разговоры и т.д.) всеобщей гармонии, мы будем делать йогу – йогу, которая приведет нас к любви и гармонии.

8. Литература для статьи

1. «Прояснение йоги» Б.К.С Айенгар

2. «Йога-сутры Патанджали» Б.К.С Айенгар

3. «Дживамукти-йога» Гэннон Ш., Лайф Д.

4. «Йога для женщин» Гита Айенгар

5. «Сердце йоги» Т.К.В. Дешикачар

6. «Свет жизни: йога» Б.К.С Айенгар

В качестве эпиграфа приведём несколько философских доводов:

  • Если Вы совершили ошибку и не исправили её, то совершили две ошибки (китайская народная мудрость).
  • Первое, что можно сделать для исправление ошибки - признать её.
  • Дурак, признавший, что он дурак, уже не дурак (Идиот. Ф.М. Достоевский).
  • Я знаю, что ничего не знаю (приписывают авторство Сократу).

Посвящаем данную заметку «инста-йогам», «фитоняшам» и «вебинаристам» в сфере йоги, которые публикуют в сети фотографии и видео, смысл которых сводится к: «смотри, как я умею и повторяй за мной», «вот какая я гибкая/пластичная/крутая/красивая/сексуальная/самая-самая». Кроме того, «модели» (в тексте так их будем называть) регулярно запускают различные «марафоны» и «челленджи».

Если Вы подписаны хотя бы на одну «модель» или таковой себя считаете (или стремитесь ей стать), то данная заметка написана и для Вас. В тексте приведены весомые аргументы и факты и изложены доступным языком.

Итак. Самостоятельная практика йоги зависит:

  • от наличия свободного времени - его масштабов;-)
  • от того, в какое время суток времени достаточное количество
  • от уровня Вашей подготовки и опыта

В качестве вводной части приведём небольшой от одной из молодых мам, которая занималась йогой перед беременностью и продолжает свои занятия в студии йоги «3 часа 48 минут » уже после родов...

Йога и гибкость - ответы на частые вопросы

"Я хочу стать гибким, как "человек-змея", я хочу сесть на шпагат" - чего только не услышишь от людей, которые приходят на йогу. Лично у меня сразу возникает вопрос: "А зачем?" - это очень хороший вопрос, почаще себе задавайте его и тогда жизнь может в корне измениться... Практически все ответы однотипны: "Я хочу", "Мне надо", "мужа/друзей удивить".

Упоминания о йоге встречаются в древнейших из дошедших до нас источников, которые в свою очередь уже сами называли йогу «древней». Великие культуры и государства успели родиться и исчезнуть с лица Земли за время, прошедшее от этих упоминаний. О йоге слышали практически все. Почти каждый будет утверждать, что сможет объяснить, что это такое. Но вот удастся ли ему это, если все же понадобится объяснить?

Основатель Школы Мышления Дмитрий Раевский рассказывает об Огне как особой эволюции, о трансформации и об опасностях возжигания Огня в городских условиях. В чем отличия Огня Кундалини от Огня солнечного сплетения (серпент солярис)? Агни-Йога как новый метод...

Сиддха сказал: «Все явления по природе непостижимы, а их сущность – Пространство, Природа ума, что превосходит мысли.
Йогин сказал: «Сердце всех Учений таково: не медитируй, а будь ТЕМ;
не думай: я есть ТО, поскольку ты уже есть ТО, а будучи в ТОМ, зачем ещё раз стремиться к ТОМУ, так как всё есть только ТО»...

Поза кобры (змеи) - одна из самых часто выполняемых в йоге и множестве телесно-ориентированных направлений. Есть один очень важный нюанс, который нужно знать при выполнении этой позы. Чтобы избежать самой распространенной ошибки, которую делают даже инструкторы...

Каким образом мы можем нарабатывать осознанность, занимаясь йогой в зале? Как остановить поток мыслей, оценок, сделав ум хотя бы на время дрессированым и послушным.

Йога плотно вошла в нашу жизнь. Но мы практически ничего не знаем о ней. Спрашивая у людей о целях занятиях йогой, можно услышать самые разные точки зрения, которые так же далеки от сути, как современная йога от ее изначальной формы...

Жизнь дает подтверждение не однажды: если ты всем естеством развернут к чуду и открыт для него - оно непременно войдет в твою жизнь и проявится в ней именно как чудо. Которому не будет никакого пояснения от ума, но будет полное приятие и полное понимание Душой. Вы с этим чудом сольетесь в неделимой цельной гармонии Жизни. Чудом я называю то...

Карма Йога есть путь действия. Действия, выполняемые без личной заинтересованности, мотива или привязанности составляют Карма Йогу. Искатель этого пути работает как простой инструмент божественного плана, превосходя...

Именно наука, в современных условиях, является важным фактором, обусловливающим прогрессивные преобразования в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и в йоге, как одной из наиболее тщательно разработанных в методологическом плане систем самосовершенствования человека.

Под научным подходом мы будем подразумевать рассмотрение йоги в аспекте наук, наиболее подробно изучающих работу тела и психики человека, таких как: физиология (изучает устройство и закономерности функционирования физического тела), биомеханика (изучает возможности оптимизации работы опорно-двигательного аппарата), психология (изучает устройство и закономерности функционирования психики). Однако стоит заметить, что возможности человека досконально не изучены не только этими науками, но всеми остальными вместе взятыми. Ведь до сих пор, ученые едины во мнении о том, что ими открыта лишь ничтожно малая часть истинных знаний о человеческом существе.

Физиологические аспекты йоги способствуют более глубокому пониманию сущности воздействия упражнений хатха-йоги в первую очередь, как терапевтической системы и являются предпосылками построения научного фундамента оздоровительных воздействий на человека. Рассмотрим, с точки зрения физиологии, основные механизмы функционирования человеческого тела в результате применения классической восьмиступенчатой йоги (яма-нияма-асана-пранаяма-пратьяхара-дхарана-дхияна-самадхи).

C естественнонаучных позиций йога предстает как метод самодисциплины. В физиологическом смысле речь идет об определенной системе обучения методам сознательного управления и регуляции моторной, сенсорной, вегетативной и психической деятельности. При этом осуществляется сознательное воздействие на соматические и психические функции, совпадающее с сознательным «самоузнаванием», «переживанием» функции. Цель йогической практики можно видеть как в интенсивном и точном исследовании внутреннего мира человека, так и в реализации практик и образа жизни, которые приводят организм к ситуативному и конституциональному оптимуму. В этом смысле правомерным будет определить йогу как практикуемую индивидуально и субъективно переживаемую «терапевтическую физиологию».

Тело человека насчитывает около 200 сегментов поперечно-полосатой мускулатуры, каждый из которых окружен фасцией, переходящей в сухожилие и прикрепляющееся к кости. Кроме того, в местах сочленения костей – суставах, находятся связки, образующие суставные сумки. Каждый такой сегмент имеет рецепторы, через которые ЦНС получает соответствующую информацию о силе и характере раздражения (возбуждения). Непосредственная локализация этого раздражения – кора головного мозга.

Таким образом, стимулируя определенные группы мышц, используя статический и динамический режим тренировочной работы, а также растягивание и расслабление мышц, при помощи двигательных действий и асан, возможным становится опосредованное воздействие на ЦНС. Стимуляция определенных зон коры головного мозга, оказывает воздействие на мыслительный процесс и связанные с ним чувства и эмоции. Психическая деятельность, в свою очередь, воздействует как на скелетную, так и на гладко-мышечную мускулатуру внутренних органов. Кроме того, определенные положения тела воздействуют на эндокринную систему, что так же проявляется в соответствующих реакциях организма. Использование различных средств и методов работы с опорно-двигательным аппаратом, позволяет достигать необходимых функциональных реакций и состояний организма человека, для выполнения или решения им соответствующих задач.


Говоря языком физиологии
, происходит воздействие на функциональное состояние ЦНС, следовательно осуществляется регуляция психических и физиологических функций организма. За счет этого может происходить субъективная диагностика человеком своих психологических и физических состояний, а также внедрение соответствующих программ для их коррекции. Такой процесс самопознания позволяет вывести человеческое существо на новую ступень эволюционно значимых изменений и, как следствие, на более высокий уровень реализации личности.

Первые две ступени классической йоги (Яма и Нияма) представлены правилами поведения, которые в неизменном виде обнаруживаются во всех школах йоги. Более того, они также стали общепринятыми нравственными предписаниями для всех тех, кто хотя и не занимается йогой, но живет в индийских культурных традициях индуизма, буддизма или джайнизма, причем, по-видимому, только предписания по очищению соблюдаются не так строго, как в йоге. На первый взгляд, кажется, что Яма и Нияма не имеют прямого отношения к физиологии. Однако в смысле целостного рассмотрения эко-социо-психо-соматической организации жизни некоторые из этих предписаний имеют точки соприкосновения с физиологией. Для сугубо медицинских сфер деятельности, в которых важны психотерапевтические, психогигиенические, социально-медицинские или физиодиетологические аспекты, здесь могут скрываться заманчивые перспективы.

Предписания Ямы и Ниямы с физиологической точки зрения оказывают на психосоматику человека энергосберегающее действие и помогают в любых обстоятельствах сохранять режим оптимальных энергоинформационных взаимоотношений с Миром и с самим собой. Заметно снижается уровень гормонов стресса в результате настойчивой практики первых двух ступеней йоги. Кроме того, Яма охватывает все последующие ступени йоги или подготавливает к ним, а Нияма через практики очищения физического тела способствует активной механической стимуляции слизистых оболочек, тем самым, вызывая оживление висцеральных функций, понижает восприимчивость к патогенным факторам и уменьшает реактивность слизистых оболочек, способствуя закаливанию.

С точки зрения физиологии, практика внутреннего и внешнего очищения очень быстро начинает оказывать мощную поддержку иммунной системе и облегчает дальнейшие шаги по оздоровлению и совершенствованию тела и сознания.

Асана — третья ступень классической йоги, представлена позами. Эта ступень, пожалуй, наиболее популярна вследствие ее детальной разработки в хатха-йоге.

Многие асаны деформируют полости тела, в частности грудную и брюшную, что ведет к изменению давления и, соответственно, объема. При этом, в тех долях легких, которые находятся в расширяемой области грудной клетки, альвеолы расправляются больше, т.е. там увеличивается площадь газо- и кровеобмена.

Совершено иными под воздействием асан будут последствия деформации брюшной полости. Втягивания и выпячивания живота, волнообразные сокращения мышц живота в горизонтальной и вертикальной плоскости приводят к активизации абдоминальной области нервных сплетений, расположенных глубоко внутри брюшной полости, что активизирует парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, в результате чего исчезают проявления психоэмоциональных стрессов и человек становится спокойным и уравновешенным.

Многие асаны йоги стимулируют моторику желудочно-кишечного тракта и влияют на кровообращение. По поводу желудочно-кишечного тракта в целом можно сделать следующий вывод: изменения давления, сопровождающие растяжение (скручивание) туловища, прежде всего, ведут к растяжению мускулатуры стенки кишечника. Обусловленные асанами, а также бандхами, механические воздействия на пищеварительный тракт могут, прежде всего, стимулировать перистальтику кишечника и нормализуют работу желудочно-кишечного тракта.

Наряду с изменением сердечной деятельности и кровяного давления в рамках общей энергетической адаптации кровообращения асаны оказывают влияние на кровообращение посредством изменения трех механических величин: давления внутри полостей тела, гидростатического давления и возможных локальных колебаний давления, обусловленных биомеханическим положением конечностей. Эти влияния могут затрагивать, с одной стороны, гемодинамику в системном или региональном кровообращении, и, с другой стороны, обмен жидкости в области микроциркуляции.

В результате имеют место увеличение числа форменных элементов крови и усиление лимфатического оттока, что благотворно сказывается на состоянии мышц, внутренних органов и гормональной системы. Вследствие этого, повышается иммунитет, возрастает уровень выносливости организма и устойчивость к неблагоприятным воздействиям среды.

Биомеханические закономерности практики асан и крий прослеживаются в следующих аспектах влияния хатха-йоги на функциональное состояние и двигательную активность человека:

Во-первых , у человека при его адаптации к окружающей среде все бесконечное разнообразие мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Для реализации этого явления организм имеет мощную мышечную систему, входящую в состав опорно-двигательного аппарата, которая использует различные формы деятельности — динамическую, статическую и тоническую. В процесс объединения и регуляции всех форм моторной активности вовлечены все уровни центральной нервной системы и гормонального аппарата: кора больших полушарий головного мозга, базальные ганглии, лимбическая система, мозжечок, ствол мозга и спинной мозг. Вовлечение всех уровней центральной нервной системы в осуществление двигательной адаптации — показатель многогранной значимости упражнений йоги для жизнедеятельности организма.

Во-вторых , двигательная активность, проявляемая при практике асан и крий хатха-йоги является генетически обусловленной биологической потребностью. Удовлетворение потребности в движении так же жизненно важно, как и любой другой, например, в пище, воде и т.п. Назначение любой потребности — побуждать организм к ее удовлетворению. Следовательно, потребность вмоторной активности, выполняя побудительную функцию, обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и способствует совершенствованию форм адаптации (приспособления) к изменяющимся условиям внешней среды.

В-третьих , систематическая физическая нагрузка хатха-йоги является эффективным универсальным тренирующим фактором, вызывающим благоприятные функциональные, биохимические и структурные изменения в организме. Глобальное тренирующее влияние физической нагрузки обусловлено тем, что организм реагирует на нее по принципу системности, вовлекая в процесс механизмы адаптации: нейрогуморальную регуляцию, исполнительные органы и вегетативное обеспечение.

В-четвертых, глубинные системные и местные преобразования в организме при практике физических упражнений хатха-йоги связаны с решающей ролью функций генетического аппарата клеток, ответственных за реализацию движения. Результатом систематической тренировки тела и сознания является увеличение митохондрий (энергетических ультраструктур клетки) нервных и мышечных клеток и энергетического потенциала скелетных мышц. Такие же позитивные морфофункциональные сдвиги происходят в механизмах нервной и гуморальной регуляции, а также в системах кровообращения, дыхания, выделения. Конечный результат этих преобразований - повышение жизнеспособности организма и укрепление здоровья.

И в-пятых , положительный эффект упражнений йоги имеет два аспекта: специфический, проявляющийся в выносливости организма к физическим нагрузкам, и неспецифический, выражающийся в повышенной устойчивости к действию других факторов окружающей среды и заболеваниям. Этим определяется защитная (профилактическая) функция систематической двигательной активности. Профилактический неспецифический эффект физической нагрузки в йоге выражается в повышении устойчивости к боли и отрицательным эмоциям, в улучшении способности к обучению и, что особенно важно для современного человека, в повышении устойчивости организма к факторам, вызывающим повреждения сердца и системы кровообращения, появлению которых во многом способствуют стрессы. Упражнения хатха-йоги, переводя энергообмен на оптимальный и экономный уровень, обеспечивают высокую стрессоустойчивость организма к различным неблагоприятным факторам биологической, и особенно социальной, среды.

Физиологические предпосылки благотворного влияния пранаямы на организм и психику человека обусловлены, в первую очередь, рефлекторным воздействием воздуха, проходящего через носовые пазухи, на многие системы и органы человеческого тела. Кроме того, экскурсия диафрагмы (при глубоком «брюшном» дыхании) является дополнительным массажем органов брюшной полости.

Редкое полное и глубокое дыхание увеличивает амплитуду изменения парциального напряжения кислорода и углекислого газа в крови, что способствует расслаблению гладкой мускулатуры сосудов и улучшает питание тканей нервной системы, внутренних органов и мышц.

Пранаяма - специальные дыхательные упражнения, воздействующие на физиологическую составляющую человека, посредством изменения концентрации кислорода и углекислого газа, а также на эмоциональную составляющую, воздействуя на нее через систему психосоматических соответствий с помощью специфических типов дыхания. Механизмы действия дыхательных упражнений включают:

1. изменение соотношений концентрации кислорода и углекислого газа в организме;

2. включение в работу в процессе дыхания различных групп дыхательных мышц;

3. рефлекторное воздействие на мозг посредством воздействия на обонятельные и другие рецепторы;

4. массаж внутренних органов;

5. рефлекторное воздействие на симпатическую и парасимпатическую нервную систему.

Практикой пранаям, в особенности длительных задержек дыхания, и энергетических прокачек, расширяются адаптативные функции организма, сознание становится устойчивым к переживанию различных измененных состояний. В традиционном понимании дыхательные упражнения служат для управления получением и распределением праны в организме, что, с одной стороны, должно дать гармонию тела и духа, а с другой — подготовить или непосредственно подвести к духовным медитативным практикам.

Понятием «медитация» обычно объединяются ступени йоги с пятой по восьмую (раджа-йога). Вследствие известного сходства с японским дзен и аналогичными школами под этим же термином суммируется множество различных восточных психотехник. Посредством медитации человек очищает свое сознание и гармонизирует психосоматику. Современная медицина подтверждает, что медитация способна улучшить сосредоточенность ума, эффективно устранить напряжение и даже смягчить хронические болезни.

Медитация укрепляет иммунитет против целого ряда заболеваний, среди которых грипп, гипертония, астма, спастический колит, псориаз и даже рак. Таков результат десятилетних исследований, проводившихся крупнейшими американскими нейрохирургами в Массачусетском технологическом институте (МТИ) — храме самой передовой в мире науки, расположенном в Кембридже в пригороде Бостона.

Медитация уменьшает активность определенной части головного мозга, а именно правой префронтальной коры, которая связана с отрицательными эмоциями — беспокойство, гнев, страх — и состоянием депрессии. У людей, регулярно занимающихся медитацией, образуется большее количество антител, противостоящих инфекциям, например гриппу и простуде, поскольку левая префронтальная кора, которая связана с положительными эмоциями, у них более активна.

Многие исследователи отмечают уменьшение частоты дыхания и сердцебиения в медитативном состоянии, что свидетельствует о переходе организма в трофотропное состояние. Последнее характеризуется активацией парасимпатической нервной системы, а следовательно, способствует снятию стресса. Глубокая медитация обладает терапевтическим эффектом вследствие того, что она: а) является с физиологической точки зрения полной противоположностью симпатической стрессовой реакции; б) способствует нормализации психофизиологического функционирования организма.

Научный подход к пониманию йоги служит гарантом грамотного отношения к собственной практике и залогом высокого уровня подготовки специалистов, преподающих йогу, т.к. опирается исключительно на объективные фундаментальные закономерности существования и деятельности человеческого существа.

С чего начать заниматься йогой? — Начните с теории. Не спешите в йога-зал. Пару свободных вечеров ПОЧИТАЙТЕ что-нибудь про йогу — лучше не одно, а разное, «всего понемножку». Согласитесь, что не стоит сломя голову бросаться в серьезное мероприятие, которое займет у вас годы, если не десятилетия, не наметив цели, и не обрисовав себе картину «что это такое в общих чертах»? Выберите стиль и преподавателя так же серьезно, как вы бы выбирали ВУЗ для своего ребенка. Уверен, это и есть самый полезный в мире совет по йоге. А не то, как быстро приобрести растяжку или набрать мышечную силу. Начните с теории сразу же. Потом, когда вы начнете заниматься (и особенно если у вас начнет получаться), вам будет уже не до того.

1. КАКАЯ БЫВАЕТ ЙОГА? Чтобы не запутаться в изобилии современных стилей** и направлений йоги, стоит немножко изучить теорию йоги, это не займет много времени и даст четкое видение ситуации, без «фильтров» коммерции с одной стороны, и религиозности и сектантства, с другой. В йоге изначально и до наших дней существует всего 4 ветви: это Хатха-йога, Джняна-йога, Бхакти-йога и Карма-йога*. Все стили йоги, как древние, так и современные, относятся к одной из этих больших групп. Принадлежит к одной из них решает многое: это и терминология, и философия, и практики, и учителя, и даже, порой, промежуточные цели — все это разное в разных традициях.

Вкратце, по сути:

  • хатха-йоги достигают своих целей за счет выполнения особых статических поз (асан), дыхательных упражнений (пранаям), особых положений тела и рук (мудр), и медитации (концентрации);
  • джняна- (они же «раджа») йоги — за счет особых медитаций и медитативных упражнений для ума;
  • бхакти-йоги — полной преданностью высшей цели йоги (Просветлению) и тотальным эмоциональным\ментальным воодушевлением (поглощением) этой одной целью;
  • карма-йоги — совершением всех и любых действий без желания какого-либо результата, т.е. бесцельно, бескорыстно.

Разобравшись в этой (очень грубо очерченной мной, для целей разъяснения) структуре, любой новичок сразу может понять, что ему больше по душе, а также сможет отличить истинного учителя йоги от ложного, а «нормальную», адекватную и целостную по воздействию йогу — от «йога-пирамиды» и секты, или физкультуры с индийским акцентом. Учтите и тот факт, что в наши дни такие общие термины, как, например, «Аштанга-йога», «Кундалини-йога», «Бхакти-йога», «Тантра» и другие стали брендами авторских «стилей», используются с коммерческими целями и потеряли свое истинное значение.

ПРАКТИКА:

  • Почитать статьи «Йога», «Аштанга Раджа йога », «Йога-Сутры Патанджали », «Чакры » на Википедии или в другой энциклопедии — потратив всего 1 час, вы получите общее, и не искаженное, представление о йоге в целом.
  • Если у вас побольше времени и желания узнать о йоге, познакомьтесь с материалом блога «Что почитать про йогу? » и почитайте что-нибудь по приведенному там списку.

2. Как избежать травм на йоге? Вопрос безопасности и полезности практики йоги — один из первейших, каким бы стилем йоги вы не заинтересовались! Рекомендуем:

Начинать изучать Хатха-йогу надо под непосредственным руководством «живого» преподавателя (потом, если захотите, будете заниматься самостоятельно, онлайн или по книгам и видео — но не вначале).

Как можно раньше в практике Хатхи стоит научиться слушать свое тело, а не просто выполнять упражнения. И потом выполнять все упражнения на своем уровне, и по мере возможностей организма в каждый момент времени, НЕ смотря на объяснения преподавателя или рекомендации книги\видео\онлайн-курса и т.п. Никто, даже самый лучший учитель, вам не подскажет точно, что вам надо или не надо делать, и как, кроме как ваше собственное тело!

Сделайте йогические чистки организма — «Шаткармы ». Они помогут справиться с негибкостью тела и болезненными ощущениями от асан.

Разнообразить практику разными «стилями» и школами йоги. Повторяющиеся движения, особенно если выполняются с небольшими ошибками, способны крайне разрушительно воздействовать на организм. Решение проблемы — в разнообразии.

Не позволяйте никому активно воздействовать на свое тело. Правка хорошего преподавателя йоги заключается в миро-коррекциях положения тела, а не в том, что человек навалился на вас своим весом, или же тянет за руку\ногу «до шелчка». Вам должны подсказать, как вам самостоятельно улучшить позу.

Научитесь расслабляться. На первых порах у вас будет много напряжения в теле. Чтобы оно не копилось, освойте техники глубокого расслабления СРАЗУ же — уже на первых порах. Это, в первую очередь, долгая (от 10 мин. и больше) Шавасана и Йога-нидра (материалы и ).

10. Если у вас возникают индивидуальные практические вопросы по занятиям йогой — вы можете задать их прямо здесь, в комментариях к материалу, или написать редактору блога «Хануман»! Успеха в практике!

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

(сохраните себе в «Избранное», отправьте друзьям — вдруг пригодится!):



  • Разделы сайта