Всё обо всём. Психофизическая тренировка

Психотехники спецназа - тема, которая освещается крайне редко. В первую очередь - из-за секретности. Тем интереснее узнать, какие методики используют в специальных войсках, а также проследить историю их появления.

29 мая 1946 года легендарный советский спецназовец полковник Яков Серебрянский завершил свою военную карьеру. Он считал своей важнейшей задачей психологическую подготовку своих сотрудников, которые выполняли особо сложные задачи за рубежом.

В частности, его внимание привлекали труды психиатра В.С. Дерябина «Задачи и возможности психотехники в военном деле». О том, что это такое и как влияет на деятельность специальных подразделений, мы и расскажем.

Всё началось с вагоновожатых

Основы психотехники были заложены в начале ХХ века в Германии психотерапевтом А. Шаквитцем, который описал методику психологической устойчивости вагоновожатых, включающую в себя, в частности, отсортировку тех, кто априори был не способен к этой профессии.

В 1919 году в Берлине эту разработку опробовал инженер К. Трамм, что принесло казне доход в сумме 1 350 000 марок по сравнению с годом предшествующем. Эти успехи были незамедлительно замечены военными. Вскоре методика А. Шаквитца была внедрена в Баварскую школу летчиков.

В итоге число аварий и несчастных случаев во время полетов снизилось на 53%. Базой для психотехнической школы Шаквитца стали тесты справедливой оценки способностей соискателей, применительно к конкретной профессии.

Здоровый – не значит, воин

Опытом немцев заинтересовались и в России. Первым из наших ученых, кто, опираясь на учение Шаквитца, занялся вопросами военной психотехники, был физиолог и психиатр В.С. Дерябин. Он доказал, что физические способности не всегда отражают потенциал солдат. «Во время войны (первой Мировой) на моих глазах два солдата, служившие нестроевыми, попали в команду разведчиков, - писал Дерябин. – Один оказался очень дельным на новом месте, а другой – выдающимся, до дерзости предприимчивым». И это сразу же изменило обстановку на данном участке фронта. Ученый-психиатр сделал вывод, что в будущих войнах роль психотехники может стать решающей, особенно, когда речь идет о бойцах, выполняющих особо важные боевые задачи.

Родом из Ahnenerbe

В конце Второй мировой войны американцам досталась значительная часть архива фашистской организации Ahnenerbe, известной, в том числе, и чудовищными опытами над узниками концлагерей.

На основании этих материалов в секретных лабораториях ЦРУ в 60-х годах прошлого века начались работы по контролю и коррекции психики людей. Вначале речь шла о влиянии эмоционального состояния человека на железы внутренней и внешней секреции. Имеющаяся взаимосвязь позволила создать детекторы лжи.

Параллельно с этим осуществлялась и другая работа над тем, как использовать обратную связь, и уже через эти железы медикаментозно воздействовать на страх, тревогу, наблюдательность и внимательность военнослужащих.

Так, ведущий эксперт Пентагона по безопасности Джон Уоттс утверждает, что медицина США располагает лекарством, резко увеличивающим IQ солдат. Впрочем, по его словам, эти препараты имеют побочное действие – риск в виде болезни Альцгеймера. Массово, конечно, такие препараты не используются, но при подготовке спецагентов все средства хороши.

По закону Джемса-Ланге

Юлиан Семенов, который был дружен с сотрудниками КГБ, в романе «Противостояние» описал следующий случай: «До войны Николай Кротов страдал заиканием, однако в Германии был направлен на принудительное лечение электротоком, и от недуга избавился».

Эта история и в самом деле могла случиться, так как имеет под собой научное обоснование в виде теории Джемса-Ланге. Суть её сводится к тому, что всё в человеческом организме взаимосвязано: эмоции, нервные раздражители и физиология.

Например, после десятикилометрового марш-броска физиология сигнализирует нервной системе о нехватке кислорода и питательных веществ в мускулах, так как имеющийся ресурс уже исчерпан. Нервная система в свою очередь формирует эмоции «я устал, я не могу идти». На основании их человек принимает решение сделать привал. Между тем, понимание того, что физиология имеет скрытую возможность активизировать подачу кислорода и питательных веществ в мускулы, может подсказать солдату иное решение – «идти вперед».

Программа «устойчивости потенциала»

Профессор психологии Мартин Селигман из Университета Пенсильвании разработал и апробировал программу «устойчивости потенциала» солдат специальных подразделений. Цель – стать жестоким, не поддаваться искушениям, усиливать внимание и концентрировать физическую силу в критических ситуациях.

«Мы укрепляем умственные мускулы морпехов так, чтобы после тяжелейших невзгод они становились крепче, - поясняет Мартин Селигман. – Испытания для солдат начинаются еще на пункте сбора новобранцев корпуса Морской Пехоты на Пэррис-Айленд (Южная Каролина)».

Главная роль отводится сержантам, которые непосредственно командуют морпехами. Все они проходят специальные курсы по психотехнике, чтобы иметь ранжированное представление о способностях каждого своего бойца. Да и сержанты тоже могут быть подвергнуты серьезным жизненным тестам, например, когда получают информацию о том, что «ушла жена». Офицеру важно знать, как поведет человек в этой ситуации, чтобы сделать вывод о его дальнейшей карьере.

Психотехника «Альфа»

Большинство психотехнических приемов, к примеру, спецгруппы «А» являют собой ноу-хау и засекречены, так как позволяют манипулировать как поведением агрессивной толпы, так и сознанием отдельных личностей.

18 декабря 1976 года четырем альфовцам из управления «Антитеррор» удалось стабилизировать крайне нервную обстановку во время обмена в Цюрихе Владимира Буковского на генерального секретаря коммунистической партии Чили Корвалана. Известно, что диссидента встречала группа вооруженных швейцарских полицейских, по некоторым данным – переодетых американцев.

После того, как Корвалан поднялся на самолет, Буковский категорически отказался спуститься вниз. Он заподозрил, что его депортируют в Америку, а не оставят в Швейцарии, как было заранее договорено. Ситуация могла закончиться штурмом самолета, настолько агрессивно вели себя так называемые «швейцарские полицейские».
Сотрудники «А» смогли успокоить вооруженную команду и внушить Буковскому, чтобы тот покинул самолет. На Западе было отмечено, что наши сотрудники проявили себя как профессиональные психологи.

Армия не создает людей с сильной волей и мужским характером, она лишь способна развить эти качества, когда они есть. А задача командира - отобрать людей с такими задатками для последующего воспитания данных свойств человеческой личности.

Чтобы отобрать наиболее устойчивых в психологическом плане солдат, необходимо в период подготовки молодого пополнения, как можно чаще ставить их в условия, приближенные к экстремальным, и искусственно создавать нештатные ситуации. По своему опыту могу сказать, что это может быть и подъем среди ночи с последующим отрытием окопов полного профиля, и отработка скрытого и бесшумного передвижения ночью в непогоду (утром, само собой, все должны быть чистыми и опрятными). Хорошо срабатывает проверка жаждой, когда после изнурительного марша под палящим солнцем подразделение прибывает к источнику воды и получает команду наполнить фляги, но не пить. После этого бойцам сообщают, что вода отравлена, и подается команда вылить воду - и марш возобновляется. Это не большее издевательство, чем вступительный экзамен в институт. Как в институт не берут нерадивых и тупых, так и в спецподразделение не отбирают людей, не имеющих внутреннего стержня. А внутренний резерв воли срабатывает (или не срабатывает) лишь в экстремальных ситуациях. И если на пределе своих моральных и физических сил человек способен осознавать команды и выполнять их, то из него выйдет толк. С этим человеком можно и нужно работать дальше.

Зачастую крепкие физически, наглые парни, желающие показаться крутыми в подразделении, на поверку оказываются обычными слизняками, а ребята, ничем особенным не выделяющиеся, могут быть подобны кремню.

Будь готов - всегда готов!

При воспитании психологической устойчивости главные усилия офицера (инструктора) должны быть направлены на то, чтобы любую неадекватную ситуацию для обучаемого сделать привычной. Лучше всего, если экстраординарные ситуации возникают периодически на фоне учебных тактических или иных задач.

Вот как, например, решали эти задачи в моем родном Рязанском ВДУ.

В конце первого курса командир нашей 9-й роты капитан Селуков - большой специалист своего дела и не меньший выдумщик - проводил с нами, первокурсниками, ночные занятия по ориентированию. Но как! Тема: “Ориентирование и движение на местности без карты”. Заранее составленные карточки азимутов вручались обучаемым непосредственно перед началом движения. Разрыв между курсантами составлял две-три минуты, выполнение задания было ограничено жесткими временными рамками. Но главное не в этом. Имелся условный противник, в задачу которого входило помешать выполнить задание и по возможности захватить обучаемого в плен. Роль противника возлагалась на взвод курсантов 3-го курса, они же помогали ротному готовить занятие. Но помимо этого, на этапах нас ждали различные сюрпризы, которые надо было быстро и грамотно преодолевать.

Исходной точкой маршрута были ворота автопарка училища, от которых, преодолев около 200 метров, надо было выдвинуться к ориентиру “железобетонная труба”. Этот этап курсанты преодолевали беспрепятственно. Следующий ориентир - “высокое дерево” - располагался в 600 - 700 метрах. Возле дерева горел костер, людей видно не было, но у костра лежала командирская сумка. Курсант в этой ситуации должен был действовать быстро и правильно. В частности, если он выбегал прямо к костру, то получал штрафное очко, так как должен был либо вообще не подходить к костру и продолжить выполнять задачу, оставаясь незамеченным, либо проверить близлежащие кусты и лишь убедившись, что там никого нет, приблизиться к сумке. Если курсант просто поднимал сумку, то получал еще одно штрафное очко, так как сумка могла быть заминирована. И правильнее было бы, привязав к ней веревку и предварительно укрывшись, стащить ее с места, а уж после этого проверять ее содержимое.

Следующим ориентиром был “куст на берегу реки Трубеж”. Находился он буквально в 30 метрах от костра. Хитрость этого этапа была в том, что, отходя от поляны, освещенной костром, человек попадал в темноту и сразу не мог хорошо видеть. Вот тут-то обучаемый и налетал (если не успевал увернуться) на ведро, подвешенное над тропой на высоте около 150 - 160 см.

На этом сюрпризы не заканчивались. Делая еще пару шагов в темноте, курсант рисковал провалиться в яму, прикрытую куском фанеры. После этих несчастий надо было перебраться через реку Трубеж по отмели на другой берег. И вот когда курсант уже “парил” над водой, почти в упор в него из куста на берегу раздавалась автоматная очередь (разумеется, холостыми). Ощущение непередаваемое! Немногие удачно приземлялись на тот скользкий берег и не усаживались задницей в воду.

От куста, не ослабляя внимания, надо было подняться по травянистому склону на длинный бугор к ориентиру “береза”. На тропе были натянуты две растяжки, имитирующие мины натяжного действия. Даже если учесть, что это были просто веревки, натянутые над тропой, а не мины, то возможность пропахать носом тропу никого не прельщала,

От “березы” к ориентиру “широкий куст” путь лежал по гребню бугра, и обучаемый, если только он не предпринимал мер предосторожности и не шел по “тактическому гребню”, был хорошо виден на фоне ночного неба. На этом участке работала “группа захвата” 3-го курса, и плохо маскирующийся или слабо бегающий рисковал попасть в их цепкие руки. От куста последнее колено вело на пункт сбора, но проходило оно через дорогу, охраняемую парным патрулем условного противника, который отнюдь не дремал. Учитывая, что все это проводилось ночью, в ограниченное время, под воздействием “противника”, надо признать, что моральное давление на обучаемых было довольно сильным. Поэтому даже среди нас, курсантов, заканчивающих 1-й курс, нашлись люди, которые, спасаясь от преследования, потерялись и не вышли на пункт сбора вовремя, не говоря уже о том, что лишь один правильно “взял” сумку, хотя о том, как это делается, знал каждый. Повторяя подобные занятия и модулируя каждый раз новую ситуацию, можно добиться того, что обучаемые будут действовать четко и уверенно в любой обстановке.

Настоящая полоса препятствий

Другой вариант полосы препятствий с элементами психологического воздействия был создан мной и моими офицерами во время службы в Старокрымской бригаде спецназа. Запасной район нашего батальона находился у подошвы горы Агармыш и являл собой идеальное место для создания такой полосы. Здесь был небольшой горный участок, а по оврагу тек неглубокий ручей, на берегах которого росли деревья и густой кустарник.

Полоса начиналась спуском с горы, которая в основании имела скальный отвес высотой около 3-4 метров, при помощи горной веревки “по-спортивному”. Общая высота горы была 10-12 метров. Далее разведчику предстояло переправиться через ручей по двум горным веревкам, натянутым между деревьями одна над другой. Перебравшись. обучаемый должен был преодолеть 25 метров по камням, торчащим из ручья. При выполнении этого этапа по ходу движения разведчика бросали зажженный взрывпакет. Задача солдата состояла в том, чтобы, увидев взрывпакет, не замедлить, а ускорить бег и оставить взрыв за спиной. Свернув направо, обучаемый выбирался на пологий берег и кидал “гранату” в блиндаж, находящийся в 15 метрах от него, после чего поднимался по скользкому склону длиной около 4 метров и высотой 1,5 метра. Чтобы склон был всегда скользким, его поливали водой. Сразу за склоном следовал участок колючей проволоки, натянутой над землей на высоте 40 сантиметров и длиной 10 метров. Во время проползания под проволокой над головой разведчика стреляли холостыми патронами. Далее разведчику предстояло преодолеть “очаг пожара”, который создавался поджогом автопокрышек и бензина, а также задымлением дымовыми шашками, При преодолении этого участка обычно подрывали взрывпакет, а когда позволяли средства - имитатор газового нападения. В этом случае участок преодолевался в противогазе. После “пожара” путь разведчику преграждал участок колючей проволоки, который преодолевали проползая под нижним рядом на спине. В 50 метрах от “колючки” находился участок насыпи с железнодорожным полотном, который необходимо было заминировать макетом тротиловой шашки либо взрывпакетом.

От железки обучаемый двигался сквозь заросли кустарника к оврагу, через который был натянут провисающий канат на высоте 3-4 метра и длиной 10-15 метров. Разведчик перебирался через препятствие, цепляясь за канат руками и ногами. Приблизительно на середине под ним в ручье взрывался взрывпакет, поднимая столб брызг, а из кустов на противоположном берегу звучала автоматная очередь. Многие, особенно в начале тренировок, от неожиданности срывались в ручей, после чего, вернувшись в исходное положение, повторяли упражнение. Выбравшись на берег, разведчик вновь продирался сквозь заросли кустарника, в которых его могла поджидать сигнальная мина, и выходил на берег ручья, который он опять преодолевал, но уже по качающемуся бревну. Достигнув берега, разведчик оказывался перед обрывом высотой 5-7 метров и имеющим угол наклона около 75 градусов. На высоте около двух с небольшим метров находился конец веревки, привязанный к дереву, растущему на обрыве. Изловчившись, разведчик цеплялся за конец веревки и взбирался на обрыв, после чего залезал на дерево. Общая высота над обрывом составляла чуть более десяти метров. С дерева вниз уходила веревка. Длина веревки составляла 50 метров. Разведчик цеплял за нее горный карабин и как на “каретке” спускался вниз. Разведчики моего батальона, которым периодически приходилось преодолевать эту полосу, даже те, кто служил первые полгода, укладывались максимум в 4.30-5 минут. Когда эту же полосу бежали парни из других подразделений, лишь 30% из них попадали гранатой в блиндаж, срывались с канатов и падали 50-60%, и даже самые тренированные не смогли преодолеть полосу быстрее, чем за 5 минут 15 секунд.

Местность позволяла развить полосу и создать из нее нечто вроде теста по одиночной подготовке разведчика. В частности, я планировал включить в полосу преодоление зараженного участка в средствах защиты с выполнением нормативов по одеванию и сниманию общевойскового защитного комплекта, после чего разведчик получал карточку азимутов и выполнял соответствующий норматив. На конечной точке ему предстояло организовать наблюдательный пункт. С наблюдательного пункта необходимо было обнаружить несколько целей, нанести их на карту и определить их координаты, после чего связаться с командиром и передать ему полученные разведданные.

Далее разведчику предстояло выйти на пункт сбора. Если кто-то думает, что это самая простая задача, то он заблуждается. В боевом приказе на любые действия обязательно указываются основной и запасной пункты сбора и время их работы для того, чтобы группа могла собраться после выполнения задачи. Во всех учебниках и наставлениях указывается, что разведчик на ПС должен выходить по “улитке”, проверяя, нет ли хвоста. Вариант, которому мы обучали своих подчиненных, был придуман фронтовыми разведчиками Великой Отечественной именно в целях повышения живучести. После налета или засады командир отходит с подгруппой, выполнявшей основную задачу (захвата или уничтожения), то есть первым. Определяя пункт сбора, командир должен указать через какой ориентир выходить на него. Например, “ПС - поваленное дерево, выходить со стороны одинокой сосны”. Прибывая на пункт первым, командир оставляет двух разведчиков с задачей: первый находится вблизи ориентира, обозначающего ПС, и, замаскировавшись, осуществляет прием подходящих подгрупп и одиночных разведчиков, указывает им ориентир и направление движения, куда убыл командир. Второй, замаскировавшись на участке “поваленное дерево - одинокая сосна”, осуществляет “контроль следа” - то есть следит, чтобы не было хвоста или преследования. В случае обнаружения преследования он установленным сигналом оповещает об этом разведчиков на ПС, и они уходят к основным силам группы. Хитрость этого способа заключается в том, что от того ориентира, который указывает командир после своего ухода, может быть еще два-три или более колен, в зависимости от осторожности командира. Тот, кто придумал этот способ, воевал со второго дня войны и дожил до ее конца.

По завершению этапа “Ведение разведки наблюдением” разведчики должны были собраться по трое и осуществить выход на ПС указанным выше способом, встретить следующую тройку и оставить ее на своем месте. На этом испытание заканчивалось.

Особые испытания

Безусловно, возможна масса вариантов развития этой или подобной полосы.В частности, я хотел применить свой грузинский опыт: Из старой формы мы изготавливали чучело-манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США, в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого мы обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику можно позаимствовать у бродячей собаки. Вот этот-то “труп” и предстояло обыскивать разведчикам.

Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишок, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая псина. Психологически очень тяжело “грохнуть” ни за что ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет сломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника. Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот житель выдаст группу противнику.

Многие солдаты не способны даже видеть сцену убийства. Я вспоминаю, как еще в марте 1984 года мы полетели на один из наших первых облетов. После столкновения с противником я решил после обыска добить ножом тяжело раненого духа. При виде этого рядовой Максудян чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не погибла вся моя группа. Когда на него вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежали.

Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того, чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать еще один элемент воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки - однако не каждый может съесть это блюдо. Преодоление брезгливости - также немаловажный вопрос при отработке выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая лягушек и змей.

Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прессингу в виде лишений, смерти товарища и необходимости убивать для того, чтобы не быть убитым, зачастую становятся пациентами психоневрологических диспансеров либо попадают в исправительно-трудовые учреждени

В практике спецназа старой формации колоссальное значение придавалось развитию наблюдательности. Феномен тренированной наблюдательности до сих пор глубоко не изучен. Известно, что наблюдательность сама по себе представляет комплексную воспринимающую систему, способную самостоятельно синтезировать полученную информацию в правильное боевое решение. Все данные о такой способности человека основаны только на практических наработках.
Практика развития наблюдательности проста. Инструктор раскладывает на столе различные предметы военного и повседневного назначения, допустим, пистолет, патроны от различного оружия, карандаши, компас, стреляные гильзы, монеты. Это делается так, чтобы обучаемые не видели, что лежит на столе. Разложенные предметы накрывают чем угодно. Затем курсанта подзывают к столу, на несколько секунд показывают разложенные на нем предметы, после чего их снова закрывают. Курсант должен перечислить, что находится на столе.
Курсант так и перечисляет: – «Пистолет, патроны, гильзы, компас, карандаш, монеты». Инструктор спрашивает: «Какой номер пистолета, какие патроны от какого оружия, и сколько их, с какими пулями, какие на них потертости и царапины, какие гильзы, от какого оружия и сколько их, куда показывает стрелка компаса, какого цвета и длины карандаш, заточен ли его грифель или обломан, сколько монет и какого они достоинства. Курсант поначалу не может ответить на эти вопросы. Ему дают посмотреть на другие предметы, разложенные в другом порядке, и курсант на сей раз справляется с задачей немного успешнее. Постепенно различных предметов становится все больше, и время показа сокращается. Если учебный процесс заходит в тупик, курсанты получают взыскание в виде наряда вне очереди. После чего учеба идет убыстренными темпами и намного результативнее.
Беспрерывно меняющуюся композицию с различными предметами курсанту показывают справа и слева, но так, чтобы он при этом не поворачивал голову. При этом очень быстро развивается боковое зрение.
Затем курсантов разбивают на пары, и они начинают тренировать друг друга. Время показа все время сокращается. Курсанты учатся зрительно «схватывать» и запоминать зрительной памятью любую композицию, из любых предметов, открывшуюся на мгновение в любом месте. Для этого опять же нельзя напрягать зрение, а нужно сконцентрировать активное зрительное внимание.
Затем курсантам на мгновение показывают одну и ту же композицию, в которой что–то изменено, изъято или добавлено.
После приобретения твердых навыков запоминания и наработки мгновенной зрительной памяти курсантов тренируют на воссоздание криминалистического словесного портрета (сейчас даже криминалисты перестают владеть этой техникой). После чего курсант в состоянии быстро смоделировать любой фоторобот.
Занятия переносятся на природу. Курсантов ведут по дороге строем или везут в машине. По окончании маршрута они обязаны полностью описать виденное – сколько по дороге встречалось километровых и телеграфных столбов, из какого материала, с какими дефектами, подробно описывается ландшафт, растительность, наличие лощин, оврагов, скатов и другого рельефа местности (это тут же сверяется по карте), какая техника, и какие были на ней номера, какие люди и сколько их встречалось по дороге.
По прибытии назад курсанты обязаны были доложить, какие изменения в окружающей обстановке были ими замечены при обратном движении. Впоследствии такие тренировки специально не проводились, но курсанты знали, что их в любой момент могут спросить: «Что ты видел по дороге (допустим, на стрельбище), и что там изменилось, когда вы шли назад?». Это заставляло курсантов внимательно относиться ко всему, и способность к постоянной наблюдательности становилась очень полезной жизненной и служебной привычкой. Повышенная наблюдательность рано или поздно пробуждает у человека способность мгновенно почувствовать опасные для него изменения в окружающей среде и малейшую фальшь при оперативной работе с живыми людьми.
Боковое (периферическое зрение) – это способность, видя то, что происходит непосредственно перед глазами, одновременно улавливать и то, что происходит сбоку. Тренированное боковое зрение спасло жизнь уже не одному сотруднику спецслужб, работающему в гуще событий оперативно–боевого характера. Феномен бокового зрения тоже мало изучен. Оно является едва ли не самостоятельной нейрофизиологической системой восприятия и тесно связано с развитием наблюдательности (см. ранее). В боестолкновениях оперативного плана, проходящих в развалинах, в лесу, на сильно пересеченной местности, когда затаившийся противник внезапно появляется сбоку, выручить может только тренированное боковое зрение. Оно тренируется весьма просто. Походите «спиной вперед», не поворачивая голову ни вправо, ни влево. Через несколько дней таких тренировок вы заметите, как хорошо вдруг вы стали видеть, пусть и не резко, предметы, явления и изменения обстановки, которые происходят сбоку от вас. И чем больше вы тренируетесь, тем больше расширяется периметрия бокового зрения – вы начнете видеть не только «вбок», но и чуточку назад. По достижении более–менее определенного результата начните бегать «спиной вперед». Сначала получится неуклюже, потому что вы так раньше не делали, но потом у вас будет получаться так же ловко, как и при беге лицом вперед. Разумеется, первоначально такие тренировки надо проводить в безопасных местах, где нет рытвин, столбов и деревьев.
Со временем тренирующийся констатирует интересное явление – он начинает чувствовать, есть позади (по ходу движения) какие либо препятствия или нет. Более того, затылком, спиной и всем контуром начинает ощущаться присутствие живого существа за спиной. Это «открывается» тот самый таинственный «третий глаз» – шишковидная железа. Как только вы почувствуете, что «зацепились» за этот феномен, начинайте в движении острием маленького гвоздика искать на переносице место проекции шишковидной железы. Эмпирически, покалывая переносицу в разных местах, вы сможете вдруг нащупать резко болезненную точку. Осторожно воздействуя на нее легкими покалываниями, вы активизируете шишковидную железу. Эффект «видения затылком» от этого заметно усиливается. Такие манипуляции надо делать очень осторожно – гвоздь есть гвоздь, а рядом все–таки глаза.
К сожалению, такой эффект проявляется не у всех. Намного больше шансов прочувствовать его имеют те, кто ранее целенаправленно тренировал обостренный слух, ночное зрение и другие описанные здесь системы восприятия. Когда–то таким способом открывали «третий глаз» японские ниндзя. Кстати, хождение и без «спиной назад» происходит почти бесшумно. В сталинское время так тренировали личный состав тактической глубинной разведки.
Во все времена и во всех спецслужбах очень ценилась способность просыпаться вовремя без будильника. В такой способности человека просыпаться в заданное накануне время нет ничего необычного. Внутренние биологические часы существуют у всех живых существ. Но для их проявления необходимо развить чувство времени. Такие тренировки проводятся несложно. Для этого надо иметь любой постоянный источник любого звука. Определите без помощи часов, сколько секунд длился этот постоянный звук. А теперь проверьте себя по секундомеру, заранее включенному. Довольно быстро вы начнете определять время звучания с точностью до 2–3 секунд. По достижении более–менее реальных результатов выдерживайте период тишины, равный времени звучания. Проверяйте себя по секундомеру. Поменяйте задачу – включите источник звука на заданное мысленно время и выключите его, когда, по вашему мнению, это время истечет. Сверьтесь по секундомеру. Медицинские исследования показывают, что при выполнении таких задач меняются частота пульса, дыхание, и кровяное давление. Почему? Потому, что в организме происходит моделирование времени. В моделировании времени большое значение имеет также скелетная мускулатура, сама по себе обладающая так называемой «темной мышечной памятью», способной отражать время и ориентационное положение в пространстве. Поэтому для вящей пользы тренировок дайте себе установку пройти спокойным шагом какое–то расстояние за определенный вами промежуток времени. Сверьтесь по запущенному ранее секундомеру. Постепенно натренируйтесь делать все это (и другие работы) в заданный заранее промежуток времени – ни минутой раньше, ни минутой позже. Моделью времени является любой процесс, идущий равномерно. И если у вас хорошо натренирована эта модель, она вовремя проинформирует о своей работе кору головного мозга. И вот тогда вы сможете перед сном задать себе внутреннюю команду проснуться в определенное время, и это у вас получится. Так тренировали немецкие спецслужбы свою агентуру во время прошлой войны.
Если вас ночью по тревоге «выдернули» из теплой постели и выбросили за несколько сотен километров на какое–то чрезвычайное происшествие, будьте морально готовы к тому, что вас там никто не будет кормить и обогревать. Высокое начальство думает о таких вещах в самую последнюю очередь.
Запомните, после того, как будет съеден «тревожный» сухпай продуктов, взятый из дома, вы сможете обходиться без продуктов питания вообще на протяжении 7–8 дней без ущерба для здоровья и выполнения боевой задачи. Это неоднократно проверено тренировочной и боевой практикой. Но к началу такого голодания вам надо подойти постепенно, (хотя некоторые индивидуумы могут начать голодать «сразу вдруг») в течении двух дней, уменьшая суточный паек сначала наполовину, а затем используя одну его четверть. Но пить надо вволю. И воду для питья использовать только кипяченую и отстоявшуюся. И тогда за эти 7–8 дней с вами ничего не произойдет. Слегка похудеете, и только. Первые 2–3 дня голодания будет очень хотеться есть, чтобы такого не было, надо заранее настроить себя на необходимость полного голодания. На 4–5 день вас начнет подташнивать. Это происходить потому, что в прямой кишке начинают всасываться токсичные вещества (индал и скатол). Если вы умудритесь поставить себе клизму, такого не произойдет. Но в полевых условиях придется перетерпеть. На 6–7 день, а возможно, и раньше чувство голода исчезнет. Запомните: если уже вам пришлось голодать, то нельзя есть ничего. Из режима голодания выходите постепенно, в первый день съешьте четверть обычной нормы, во второй – чуть больше, в третий – половину. А потом – ешьте как обычно. При простудных или гриппозно–вирусных заболеваниях в боевой обстановке следует резко поголодать двое суток, употребляя для питья только кипяченую воду, и ваш организм сам, без медикаментов, переборет болезнь. Это тоже проверено неоднократно.
В срочной оперативной спецкомандировке враг № 2 – холод. Когда вас «выбросят» на неопределенное время в чистое поле без крыши над головой, несмотря на теплую одежду от неподвижного лежания, сидения или стояния где–нибудь в засаде вам рано или поздно станет нестерпимо холодно. Специальной химической грелкой, какие раньше были у немцев и какие сейчас есть у американцев, вас конечно не снабдят. Ваша надежда – только на ваше внутреннее тепло, которое вам надо будет добыть изнутри собственного организма.
Для этого на вдохе напрягите абсолютно все мышцы – шеи, груди, брюшного пресса, спины, конечностей и особенно – пальцев рук и ног. На выдохе «отпустите» это напряжение. Проделайте это на протяжении 10–15 минут и вы почувствуете спасительное тепло.
Если вас очень сильно прохватило ветром, или вы перемерзли, вам надо восстановить кровообращение и кровоснабжение в легких, для этого на вдохе сожмите пальцы рук и одновременно прогнитесь назад «до упора». На выдохе выпрямляйтесь вперед и «сбрасывайте» напряжение в конечностях (пальцах). Делайте это минут 10–15, пока не пройдет озноб, и вам не станет теплее.
В тех же целях можно, сомкнув кисти рук в замок на груди, на очень глубоком вдохе локтями и сомкнутыми руками сжимайте изо всех сил грудную клетку, одновременно напрягая мышцы живота, и в таком сжатом состоянии задерживайте дыхание на 4–5 секунд. После чего на спокойном выдохе также спокойно «разжимайте» давление на ребра и грудину. И так до тех пор, пока не согреетесь.
Если у вас не получается, попробуйте практиковать вышеописанные мышечные напряжения на выдохе – природа дала людям разные организмы.
Такие несложные приемы способствуют восстановлению и нормализации кровообращения, вызывают «сгорание» жировых и углеводных запасов организма.
Третий предлагаемый способ самый действенный, но и самый «техничный» в исполнении. Физиологически он заключается в том, что при напряжении какой–либо группы мышц и концентрации внимания на этом напряжении, при выдохе с напряжением мышц живота, активно стимулируются внутренние механизмы выделения тепла. В организме начинает мгновенно «гореть» все, что может гореть – сначала гликоген в печени, потом жировые отложения.
Самый сложный элемент такой техники мобилизации внутреннего тепла – «дыхание животом». Заключается он в том, что на выдохе живот не подбирается, а нижней частью выпячивается наружу–вниз. К этому моменту есть меткое практическое определение – «прирастать животом к полу». Натренируйтесь так дышать с товарищем – после чего возьмите его сзади «под ребра», руки замкните в замок у него на верхней части живота и приподнимите его над полом (грунтом). Когда он будет правильно выдыхать «животом вниз», вы сразу почувствуете, что ваш напарник стал тяжелее. Это и будет «прирастать животом к полу».
Второй этап – на таком вот выдохе напрягите шею – она станет чуть толще и короче (называется «сделать жабью шею»). Но при этом не опускайте плечи! Немного потренировавшись, вы почувствуете, как вам, вдруг, стало необыкновенно тепло. Поймайте и запомните «темной» внутренней памятью это ощущение – в следующий раз у вас получится заметно лучше и быстрее.
Такой способ можно практиковать, сидя ночью или зимой в снайперской или егерско–поисковой засаде. А если обстановка не требует абсолютной тишины, выдох делайте с напряжением – зубы сжаты, язык прижат к верхнему небу, положение носа к губам близкое, верхняя губа поднята, нос и губы при этом сморщены (точно так, как будто вы чем–то недовольны). Лицо напряжено в нижней части «от шеи». При таком выдохе получается звук «ссссс». Будет еще теплее – на лбу выступит испарина.
При таком способе дыхания вдох делать медленно, поднимая живот вверх от себя. Со временем натренируйтесь на выдохе кроме шеи напрягать бицепсы на руках и мышцы–разгибатели (квадрицепсы) на ногах, но напряжение должно быть только до локтей и только до колен. Получится еще лучше.
Вышеописанный способ ранее культивировался в советском спецназе и многих служивых спас от замерзания в горах, во льдах, в тундре и т.д. Но запомните, чтобы в организме было чему «гореть», вам никогда не помешает иметь с собой хороший кусок хлеба и сала.
Страшно в этой жизни бывает любому нормальному человеку. Как писал Генрих Гейне, «ничто не страшно только дураку». Каждый знает, как в боевой обстановке начинает колотиться сердце, гонит пульс, и бьет мандраж. Так вот, служивым (мужикам) будет полезно знать, что психофизиологический механизм общего возбуждения при ситуационном страхе (под конкретный боевой момент) и непосредственно перед сексуальным контактом один и тот же. Автор никогда не забудет, как объяснял этот момент один старый инструктор: «Когда тебе стало страшно, и сердце начало «колотиться» вспомни, как ты впервые в жизни лез на бабу (автор просит извинить, но для ясности изложения приходится придерживаться первоисточника). Точно так же у тебя сердце «колотится» в момент осознания реальной опасности. Поэтому в момент осознания этой самой опасности возможно более ярко вспомни, представь и прочувствуй себя именно с этой женщиной, именно в то самое первое твое «боевое крещение». Твое сознание переключится на эту картинку, и ты несколько секунд поживёшь в этом режиме. И тебе будет не до опасности. И страх куда–то денется. Но женщины нет, и возбуждение уходит. Оно «перегорело». Наступает фаза «боевого равнодушия». Остается боевая работа, которую ты будешь делать спокойно и собранно».
Дальнейшей практикой наставления знающего инструктора полностью подтвердились. Кстати, некоторые снайперы таким способом успешно сводят на нет мандраж и излишнюю пульсацию.
Но это все, так сказать, на фронте. А в повседневной службе у сотрудников режимных систем есть враг, скрытый и коварный, о котором знали еще в царское время, и о котором никто не подозревает сейчас. Враг этот находится внутри каждого из нас. Дело в том, что в возрасте от 27–28 лет и до 38–40 мужчины начинают очень нервно и очень болезненно переносить несправедливости начальства, притеснения по службе и одновременный встречный прессинг со стороны домашних женщин. В этот вышеуказанный возрастной период мужики особенно часто кидают на стол руководства рапорт об уходе, начинают пить, а бывает, и стреляться из табельного оружия. Про этот «подводный камень» надо знать каждому мужику. Как бороться с таким состоянием? Никак. Служить, стиснув зубы. Потом все пройдет, и вы об этом даже не вспомните.
Есть еще один подводный камень. Ночью, в ограниченном помещении, при слабом освещении на бодрствующего в одиночку служивого может навалиться беспричинная депрессия. Это тоже естественный феномен психики человека. А потом начальство этого служивого и высочайшие комиссии не могут установить причину, почему человек, у которого все было нормально в быту и на службе, внезапно застрелился ночью в дежурной части из табельного оружия. В сталинское время об этом знали и не допускали, чтобы дежурный оставался ночью в дежурке один.
И есть еще один «подводный камень». Никогда никому не позволяйте культивировать у вас чувство вины. С чем бы это ни было связано, и что бы перед этим не произошло. Испытываемое человеком чувство вины – сильный «пробой» в психике. Такого человека в боевой обстановке тянет на излишнее самопожертвование, что влечет за собой неоправданные потери. Кроме того, «чувство вины» – это самый действенный ключ к манипулированию человеком.
Если вы офицер периферийного спецподразделения, и после службы в «выжатом» состоянии приходите домой, будьте морально готовы снова попасть на фронт. Потому что женщиной, которая поджидает вас дома, скандал уже может быть запланирован, и сценарий его разработан во всех возможных тактических вариантах. Скандал женщине необходим. Нормальная женщина бессознательно (а иногда и сознательно) подпитывается энергетически из окружающей среды. И от близких людей – тоже. И от вас – больше всего. И это основная причина, ее глубокая менталитетная тайна, почему ее тянуло замуж. И такие «подпитки» происходят во время семейных ссор, когда ваши эмоциональные всплески открывают окна для выкачивания жизненной энергии «от вас».
Такое качество женская половина приобрела в процессе эволюции – выживали и давали потомство только те особи, которые могли энергетически «доить» брачного партнера.
Повод для семейного скандала может быть любой – то, что какой–то гвоздь вовремя не забит, или что он забит неправильно. Или же ваш неосторожный вопрос на тему: «куда деваются деньги?». Не делайте ошибок. Никогда не позволяйте жене втягивать вас в домашние споры и конфликты. Запомните: женщину переспорить невозможно. Психофизиологически и эмоционально женщина намного сильнее мужчины. После конфликта вы будете как выжатый лимон, и вас будет «трясти» еще пару дней. А ваша половина, сбросив на вас накопленную негативную энергетику и подпитавшись от вас, будет весела, здорова и спрашивать вас же с издевкой: «А чего ты такой грустный?». И будет подпитываться еще больше от вашего молчания.
Поэтому никогда не давайте конфликту разгореться. В самом его начале берите шинель и молча уходите ночевать куда–нибудь. После чего с вами ничего не будет, а вот вашу «половину» будет «трясти» те самые положенные пару дней.
Все, что произойдет с вашей женщиной после неудавшегося скандала, не должно вас беспокоить. Ваша задача – появиться на службе уравновешенным и отдохнувшим. От вашего психического состояния зависит ваша боевая сопротивляемость. Запомните, прожитый день – не самый тяжелый.

Алексей Потапов
"Подготовка бойца спецназа" НПЦ "Здоровье народа", ООО "ВИПв"

Психофизическая тренировка – это комплекс таких упражнений, которые тренируют психику и одновременно с этим человек развивается физически. Они представляют собой комплекс приемов и действий, выполняемых в условиях повышенной опасности (риска) и связанных со значительными физическими и психическими напряжениями.

На физические показатели в условиях боя в большой степени влияет психический фактор. В ВДВ проводились следующие испытания:

Вначале боец строевым шагом проходил по широкой доске, лежащей на земле. Время прохождения засекалось. Затем боец проходил по той же доске, но на высоте в 5 метров. На высоте время затраченное на прохождение доски оказывалось намного больше. Высота давит на психику и скорость теряется, так как страх мешает быстроте выполнения упражнения. Это подтверждали и другие испытания: на той же высоте боец делал упражнения на гибкость и силу, прыжки. Их результат был ниже, чем при выполнении упражнений на земле.

Все эти испытания показали: чем крепче боец психически, тем лучше у него физические показатели. И наоборот. Поэтому на всех занятиях по физподготовке надо для тренировки психики использовать упражнения, выполнение которых связано с опасностью и риском. Благодаря им, боец научится побеждать страх в самые трудные для него минуты.

Страх – это защитная функция организма. Это сигнал об опасности. Солдат, не испытывающий страха, в разведку не годен. Страх – драгоценность, если боец умеет владеть ею. Всем страшно прыгать с парашютом в первый раз. Это нормально. Это – врожденная, спасительная боязнь высоты. Но если страху поддаться, то с человеком начинают твориться такие чудеса – сам удивляется потом. Организм выходит из подчинения: кружится голова, руки трясутся, человек обливается холодным потом и так держится за перила парашютной вышки, что пальцы невозможно отцепить. Страх делает человека бессильным. А научиться управлять страхом можно. И как во всяком ученье, главное – постепенность. Сначала солдата учат прыгать с полуметра, затем с каждым упражнением высота повышается. Человек не перестает бояться, но страх больше над ним не господин. Он лишь предупреждает бойца об опасности, помогает ему быстрее принимать решение.

Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель: убедить что ты . Возможности человека беспредельны, если он победит страх.

Или возьмем горную подготовку. Цель горных тренировок простая – дать бойцу возможность психологически адаптироваться к высоте, проверить и увеличить свои возможности. В горах выясняется, кто есть кто. На крутых головоломных спусках спускаться вниз психологически тяжелее, чем лезть вверх. С непривычки страшно пятиться назад или вниз, ища ногой опору, которая то ли выдержит тебя, то ли нет. Оглянешься через плечо и бездонная бездна, кажется магнитом тянет вниз в свою глубину. Конечно, быстрее осваиваются в первую очередь альпинисты, скалолазы, им как говорится «сам бог велел». А за ними все те, у кого есть опыт спортивной борьбы, для кого риск, азарт, полное напряжение сил – не пустые слова. Такая вот психофизическая тренировка.

Без привычки к высоте человек то и дело застывает на крутом склоне, словно наколотый на булавку жук. Где ему , ведь любая победа над врагом начинается с победы над самим собой, над своей слабостью и сомнениями. Начинать надо с того, что сажают бойцов над пропастью, на самом краю. Вначале новички просто цепенеют от ужаса. Боятся сдвинуться, пошевелиться. Но у человека есть прекрасное свойство – он не может долго жить в страхе. Вот один засвистел, другой начал делиться впечатлениями, третий потянулся что-то дать товарищу… По этим признакам командир чувствует: люди полностью пришли в себя. Первый шаг сделан, можно продолжать дальше «обкатку» высотой: форсировать крутые склоны (по принципу чем круче, тем лучше), вырабатывать навыки скалолазания.

Следует постоянно учить разведчиков преодолевать страх, подавлять инстинкт самосохранения. Это достигается разъяснительной работой и целенаправленными тренировками, в процессе которых надо сочетать упражнения по физподготовке усиленной сложности (переходы по канату над пропастью и т.п.) с элементами тактической и огневой подготовок. Помимо преодоления препятствий и заграждений под огнем «противника», и внезапных встреч с ним, надо широко практиковать приемы, воспитывающие дерзость в действиях разведчиков – типа внезапных налетов на важные объекты (штабы, узлы связи, пусковые установки ракет и т.п.).

Маршруты РДГ (Р азведывательно-Д иверсионной Г руппы — примечание сайт ) следует выбирать по топким и труднопроходимым участкам (болота, густой лес, горы, водные преграды, располагая на них минные поля, мины – ловушки и «сюрпризы». Одновременно с этим разведчики должны отрабатывать задания на выживание: ночлег в открытом поле, в лесу, приготовление пищи из местной растительности, дичи и живности, с маскировкой своего передвижения, длительным пребыванием без движения в одном положении под палящим солнцем, под дождем и на холоде.

При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для разведчиков стали привычными. Чтобы неожиданность стало правилом, сюрприз – закономерностью, а внезапное изменение ситуации – обычным делом.

Примерный набор некоторых упражнений, из которых состоит психофизическая тренировка:

  • упражнения на ;
  • «полоса риска», участок которой преодолевается под действительным огнем из стрелкового оружия;
  • упражнения горной подготовки;
  • упражнения из курса воздушно-десантной подготовки;
  • переправа вплавь на подручных средствах через водную преграду с быстрым течением;
  • преодоление проволочного забора под напряжением электрического тока;
  • действия с ВВ и метание боевых ручных гранат;
  • «борьба с » – «обкатка танками»;
  • скрытное передвижение по труднопроходимой местности с попутным решением тактических задач;
  • упражнения по устранению боязни высоты, воды, огня, взрывов, замкнутого пространства;
  • переправа по канату через реку или горное ущелье в полном боевом снаряжении;
  • плавание в обмундировании и с оружием;
  • ныряние на глубину 3 м и освобождение там от оружия и снаряжения;
  • ныряние в воду с высоты 3 м с оружием и с завязанными глазами;
  • рукопашный бой с двумя-тремя противниками;
  • сочетание лыжной подготовки с элементами выживания: марш по пересеченной местности со стрельбой на 2-х – 3-х рубежах и с ориентированием по карте и компасу;
  • ведение рукопашного боя настоящим ножом, малыми лопатками, автоматом с прикрепленным к нему штык-ножом;
  • уклоны и увертки от летящего в бойца боевого ;
  • выдерживание ударов тупыми предметами;
  • сопротивление болевым и удушающим приемам;
  • адаптация к порезам, виду крови и к нанесению ранений живому существу;
  • специальное упражнение: поймать в петлю живого зайца, убить животное ударом головы о дерево, привязать за задние ноги, быстро отрезать голову и задержав дыхание выпить хлынувшую кровь, затем сделать выдох;
  • посещение моргов, с наблюдением за вскрытием трупов;
  • метание боевой гранаты в окно, прыжок через окно в горящий дом и отработка там рукопашного боя с чучелами;
  • преодоление маршрута 25-35 км по пересеченной местности ночью по азимуту. Характер препятствий должен соответствовать изучаемому театру военных действий.

Опытный офицер спецназа Сергей Козлов делится своими методами психофизической подготовки разведчиков:

« …Мы изготавливали чучело – манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США, в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику заимствовали у бродячей собаки. Вот этот-то «труп» и предстояло обыскивать разведчикам.

Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишок, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая псина. Психологически очень тяжело «грохнуть» низа что ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет ломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника. Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот житель выдаст группу противнику.

Многие солдаты не способны видеть даже сцену убийства. Я вспоминаю, как в марте 1984 года мы полетели на один из наших первых «облетов».

После столкновения с противником я решил после обыска добить ножом тяжело раненого «духа». При виде этого Максудян чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не погибла вся группа. Когда на Максудяна вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежали.

Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того, чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать еще один элемент воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки – однако не каждый сможет съесть это блюдо. Преодоление брезгливости – также немаловажный вопрос для выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая насекомых, лягушек и змей.

Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прессингу в виде лишений, смерти товарищей и необходимости убивать для того, чтобы не быть убитым самим, зачастую становятся пациентами психоневрологических диспансеров, либо попадают в исправительно-трудовые учреждения ».

Таких книг в открытом доступе еще не было! Это – первая серия, посвященная не только боевому применению, но и профессиональной подготовке русского Спецназа, не имеющей равных в мире. Лучший самоучитель по созданию бойцов особого назначения. Первое общедоступное пособие по базовой подготовке элитных подразделений.

Общефизическая и психологическая подготовка, огневая подготовка, снайперская подготовка, рукопашный бой, водолазная подготовка, воздушно-десантная подготовка, выживание, горная подготовка, инженерная подготовка, маскировка, тактико-специальная подготовка, связь и управление, топография и ориентирование, экстремальная медицина – в этой книге вы найдете комплексную информацию обо всех аспектах тренировки Спецназа. Но это не сухое узкоспециальное издание, неинтересное рядовому читателю, – это руководство к действию, которое может пригодиться каждому!

Психофизические упражнения – это вид упражнений, которые тренируют психику и одновременно с этим человек развивается физически. Они представляют собой комплекс приемов и действий, выполняемых в условиях повышенной опасности (риска) и связанных со значительными физическими и психическими напряжениями. На физические показатели в условиях боя в большой степени влияет психический фактор. В ВДВ проводились следующие испытания. Вначале боец строевым шагом проходил по широкой доске, лежащей на земле. Время прохождения засекалось. Затем боец проходил по той же доске, но на высоте в 5 метров. На высоте время, затраченное на прохождение доски, оказывалось намного больше. Высота давит на психику, и скорость теряется, так как страх мешает быстроте выполнения упражнения. Это подтверждали и другие испытания: на той же высоте боец делал упражнения на гибкость и силу, прыжки. Их результат был ниже, чем при выполнении упражнений на земле.

Все эти испытания показали: чем крепче боец психически, тем лучше у него физические показатели. И наоборот. Поэтому на всех занятиях по физподготовке надо для тренировки психики использовать упражнения, выполнение которых связано с опасностью и риском. Благодаря им, боец научится побеждать страх в самые трудные для него минуты. Страх – это защитная функция организма. Это сигнал об опасности. Солдат, не испытывающий страха, в разведку не годен. Страх – драгоценность, если боец умеет владеть им.

Всем страшно прыгать с парашютом в первый раз. Это нормально. Это врожденная, спасительная боязнь высоты. Но если страху поддаться, то с человеком начинают твориться такие чудеса, что он сам удивляется потом. Организм выходит из подчинения: кружится голова, руки трясутся, человек обливается холодным потом и так держится за перила парашютной вышки, что пальцы невозможно отцепить. Страх делает человека бессильным. А научиться управлять страхом можно. И как во всяком ученье, главное – постепенность. Сначала солдата учат прыгать с полуметра, затем с каждым упражнением высота повышается. Человек не перестает бояться, но страх больше над ним не господин. Он лишь предупреждает бойца об опасности, помогает ему быстрее принимать решение. Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель – убедить, что ты сильнее собственного страха. Возможности человека беспредельны, если он победит страх.

Или возьмем горную подготовку. Цель горных тренировок простая – дать бойцу возможность психологически адаптироваться к высоте, проверить и увеличить свои возможности. В горах выясняется, кто есть кто. На крутых головоломных спусках спускаться вниз психологически тяжелее, чем лезть вверх. С непривычки страшно пятиться назад или вниз, ища ногой опору, которая то ли выдержит тебя, то ли нет. Оглянешься через плечо – и бездонная бездна, кажется, магнитом тянет вниз, в свою глубину. Конечно, быстрее осваиваются в первую очередь альпинисты, скалолазы. А за ними все те, у кого есть опыт спортивной борьбы, для кого риск, азарт, полное напряжение сил – не пустые слова. Без привычки к высоте человек то и дело застывает на крутом склоне, словно наколотый на булавку жук. Где ему воевать, ведь любая победа над врагом начинается с победы над самим собой, над своей слабостью и сомнениями. Начинать надо с того, что сажают бойцов над пропастью, на самом краю. Вначале новички просто цепенеют от ужаса. Боятся сдвинуться, пошевелиться. Но у человека есть прекрасное свойство – он не может долго жить в страхе. Вот один засвистел, другой начал делиться впечатлениями, третий потянулся что-то дать товарищу… По этим признакам командир чувствует: люди полностью пришли в себя. Первый шаг сделан, можно продолжать дальше «обкатку» высотой: форсировать крутые склоны (по принципу чем круче, тем лучше), вырабатывать навыки скалолазания.

Следует постоянно учить разведчиков преодолевать страх, подавлять инстинкт самосохранения. Это достигается разъяснительной работой и целенаправленными тренировками, в процессе которых надо сочетать упражнения по физподготовке усиленной сложности (переходы по канату над пропастью и т. п.) с элементами тактической и огневой подготовок. Помимо преодоления препятствий и заграждений под огнем «противника» и внезапных встреч с ним, надо широко практиковать приемы, воспитывающие дерзость в действиях разведчиков, – типа внезапных налетов на важные объекты (штабы, узлы связи, пусковые установки ракет и т. п.). Маршруты РДГ следует выбирать по топким и труднопроходимым участкам (болота, густой лес, горы, водные преграды), располагая на них минные поля, мины-ловушки и «сюрпризы». Одновременно с этим разведчики должны отрабатывать задания на выживание: ночлег в открытом поле, в лесу, приготовление пищи из местной растительности, дичи и живности с маскировкой своего передвижения, длительным пребыванием без движения в одном положении под палящим солнцем, под дождем и на холоде.

При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для разведчиков стали привычными. Чтобы неожиданность стала правилом, сюрприз – закономерностью, а внезапное изменение ситуации – обычным делом.


Примерный набор некоторых упражнений психофизического характера:

– упражнения на «тропе разведчика»;

– «полоса риска», участок которой преодолевается под действительным огнем из стрелкового оружия;

– упражнения горной подготовки;

– упражнения из курса воздушно-десантной подготовки;

– переправа вплавь на подручных средствах через водную преграду с быстрым течением;

– преодоление электризованного проволочного забора под напряжением;

– действия с ВВ и метание боевых ручных гранат;

– «борьба с танками» – «обкатка танками»;

– скрытное передвижение по труднопроходимой местности с попутным решением тактических задач;

– упражнения по устранению боязни высоты, воды, огня, взрывов, замкнутого пространства;

– переправа по канату через реку или горное ущелье в полном боевом снаряжении;

– плавание в обмундировании и с оружием;

– ныряние на глубину 3 м и освобождение там от оружия и снаряжения;

– ныряние в воду с высоты 3 м с оружием и с завязанными глазами;

– рукопашный бой с двумя-тремя противниками;

– сочетание лыжной подготовки с элементами выживания: марш по пересеченной местности со стрельбой на 2–3 рубежах и с ориентированием по карте и компасу;

– ведение рукопашного боя настоящим ножом, малыми лопатками, автоматом с прикрепленным к нему штык– ножом;

– уклоны и увертки от летящего в бойца боевого ножа;

– выдерживание ударов тупыми предметами;

– сопротивление болевым и удушающим приемам;

– адаптация к порезам, виду крови и к нанесению ранений живому существу;

– специальное упражнение: поймать в петлю живого зайца, убить животное ударом головы о дерево, привязать за задние ноги, быстро отрезать голову, и, задержав дыхание, выпить хлынувшую кровь, затем сделать выдох;

– посещение моргов, с наблюдением за вскрытием трупов;

– метание боевой гранаты в окно, прыжок через окно в горящий дом и отработка там рукопашного боя с чучелами;

– преодоление маршрута 25–35 км по пересеченной местности ночью по азимуту.

(Характер препятствий должен соответствовать изучаемому театру военных действий.)

Опытный офицер спецназа Сергей Козлов делится своими методами психофизической подготовки разведчиков:

«…Мы изготавливали чучело – манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США, в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику заимствовали у бродячей собаки. Вот этот-то «труп» и предстояло обыскивать разведчикам. Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишок, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая собака. Психологически очень тяжело «грохнуть» ни за что ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет ломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника. Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот житель выдаст группу противнику. Многие солдаты не способны видеть даже сцену убийства. Ветеран вспоминает, как в марте 1984 г. мы полетели на один из наших первых «облетов». После столкновения с противником он решил после обыска добить ножом тяжело раненого «духа». При виде этого рядовой Максудян чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не погибла вся группа. Когда на него вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежали.


Тренировка китайского спецназа

Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать еще один элемент воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки – однако не каждый сможет съесть это блюдо. Преодоление брезгливости – также немаловажный вопрос для выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая насекомых, лягушек и змей.

Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прессингу в виде лишений, смерти товарищей и необходимости убивать для того, чтобы не быть убитым самим, зачастую становятся пациентами психоневрологических диспансеров, либо попадают в исправительно-трудовые учреждения».

Основой психофизической подготовки в спецназе должна стать рукопашная подготовка. Совершенствуя уже ранее приобретенные (до поступления на службу) навыки защиты и нападения без применения оружия (спецсредств) или с использованием холодного оружия (подручных предметов), бойцы гораздо эффективнее смогут развивать психофизические способности. Эти способности позволяют сохранить жизнь и силы в экстремальных условиях, а также эффективно действовать в любых ситуациях, в том числе и в условиях современного реального боя. Фундаментом рукопашной подготовки у нас, в России, должно стать боевое самбо (в некоторых версиях оно называется рукопашным боем), нацеленное на минимум ограничений. При таком обучении боец не только будет уверенно чувствовать себя в поединке, но и будет шлифовать специальную психическую подготовку, позволяющую, в том числе, обходиться без травм…

В элитных спецподразделениях возрастает роль психотехник, использование которых позволит развить и закреплять повышенные способности, помогающие более эффективно действовать в экстремальных ситуациях. Наряду с традиционными методами, использующими элементы индийской йоги, дзенских техник, рукопашной подготовки (при определенном подходе ее можно рассматривать как форму динамической медитации) и т. п., будут применяться новейшие разработки. Например, такие как нейролингвистическое программирование, остановка внутреннего монолога, дистантное координатное манипулирование…



  • Разделы сайта