Восточные боевые искусства. Восточные единоборства

Итак, ваше чадо, насмотревшись по телеку на непобедимого Стивена Сигала, ловкого и прыгучего Джеки Чана, благородного Марка Дакаскоса, твердо заявляет, что хочет ходить не на хор или художественную лепку, а на тренировки! Причем не на какие-нибудь, а на карате или кунфу, а то и на тайский бокс.

Какому именно восточному единоборству отдать предпочтение, ваш ребенок пока не определился, а вы и подавно в них не разбираетесь, хотя сами восторгаетесь Ван Даммом, а муж с ностальгией вспоминает фильмы с Брюсом Ли. Как же выбрать из множества секций ту, что подойдет именно вашему сыну или дочурке? Надеемся, вы сможете решить этот вопрос со знанием дела после консультации нашего специалиста.

Наш консультант
старший тренер по неолимпийским видам спорта Госкомспорта Украины, заслуженный тренер Украины по ушу, мастер спорта СССР по самбо Владимир МОШКОВСКИЙ

Ушу/гунфу

Ушу - китайская система психофизических упражнений, имеющая глубокую философскую базу: игнорируя духовную составляющую, нельзя добиться истинного мастерства и физического совершенства. История ушу началась более двух тысяч лет назад. Кстати, в Китае ушу - не просто вид боевого искусства, как он известен во всем мире, а система воспитания человека. Более 80% китайцев воспитывались в школах ушу, где учили читать, писать, а также искусству общения с людьми. Упражнения ушу, выполняемые медленно, напоминают мистический танец, а вот формы (комплексы упражнений) в быстром темпе - прекрасная возможность продемонстрировать потенциал своего тела. В то же время любая форма ушу имеет боевое применение.
Ушу могут заниматься все без исключения: люди разного возраста, пола, телосложения и уровня физической подготовки - одни и те же упражнения индивидуально воздействуют на каждого, являясь одновременно методами внутренней самоподготовки и физической тренировки.
Ушу проникало в другие страны, прежде всего, через общины китайцев-эмигрантов, которые ввели для этого боевого искусства термин-синоним, - гунфу. Со временем его звучание преобразовалось в кунфу. Кунфу еще называют ушу высокого класса. Долгое время под кунфу подразумевались не столько собственно китайские боевые искусства, сколько все те способы боя и оздоровления, которые не попадали под четкую систему карате (например, систему боя, созданную Брюсом Ли, тоже считают кунфу). Одно время ходили легенды о "смертельных касаниях и энергетических ударах", которым якобы учит "великое и ужасное" кунфу. Однако сегодня уже общеизвестно, что научить искусству убивать - не самоцель как ушу в целом, так и кунфу в частности. Это скорее философская система, которая ставит перед человеком задачу самосовершенствования.
Особенности
Гимнастика ушу (таолу) дает равномерную нагрузку на все группы мышц, тем самым формируя идеальную фигуру. Китайские медики установили, что медленные упражнения ушу сжигают калории не хуже, чем аэробика. Так что ушу очень полезно для девочек и женщин.
Кунфу не развивает агрессивность, а скорее учит уходить от конфликтных ситуаций и только в крайнем случае применять боевые навыки.
Когда начинать
Группы оздоровительной направленности - с 5 лет (занятия по 45 минут), группы начальной подготовки - с 6-7 лет (по 1 часу), учебно-тренировочные (с поединками) - с 12 лет (по 1,5 часа). Принесет пользу как мальчикам, так и девочкам.

Джиу-джитсу

"Мягкое искусство" - это одно из древнейших японских боевых искусств. Впоследствии оно было усовершенствовано в Европе. Джиу-джитсу в сущности является прародителем многих видов борьбы - дзюдо, айкидо, карате, самбо. Согласно легенде, один из основателей джиу-джитсу Окаяма Сиробеи подметил, как тонкая ветка дерева прогнулась под тяжестью снега, сбросила его и выпрямилась, в то время как толстая обломалась. Тогда он воскликнул: "Мягкость побеждает зло!" Основа джиу-джитсу - бросковая техника и силовое воздействие на суставы. Немаловажной составляющей является и ударная техника, которая служит для того, чтобы остановить соперника, вывести его из равновесия, а затем провести болевой или удушающий прием. Но родителей это не должно пугать, поскольку в Украине распространено только бесконтактное (с легким контактом) джиу-джитсу.
Особенности
На первый взгляд джиу-джитсу напоминает дзюдо - те же стойка, броски и подсечки. Но если в дзюдо для достижения победы достаточно красиво бросить противника спиной на татами, то в джиу-джитсу требуется еще и бесконтактный (легкоконтактный) удар, бросок противника, а затем проведение болевого или удушающего приема.
Когда начинать

Карате

В дословном переводе означает "пустая рука". Карате - это японское боевое искусство без оружия, основанное на движениях, наилучшим образом использующих законы механики. Карате - не только очень эффективная, но и опасная борьба, ведь всем известны способности каратеистов разбивать кирпичи руками, ногами и даже головой! Но это контактное карате. А вот бесконтактный метод, который и рекомендуется для детей, развивает отличную реакцию, ловкость и выдержку.
Особенности
Одно из наиболее популярных боевых искусств среди девочек и женщин. Однако большинство из них занимаются карате не для участия в состязаниях, а для обучения самообороне, а также вместо шейпинга и аэробики. Большинство поединков среди женщин (как, впрочем, и среди мужчин) проводятся по бесконтактному методу.
Когда начинать
Оздоровительные группы - с 5-6 лет, группы начальной подготовки - с 7-8 лет, учебно-тренировочные - с 10 лет.

При бесконтактном методе все приемы изучаются, но удары не проводятся. На состязаниях в первую очередь оценивается красота движений, а не победа над соперником (как в контактном). В бесконтактных (легкоконтактных) джиу-джитсу и карате все удары должны быть предельно точно рассчитаны - до нескольких миллиметров, чтобы сложилось впечатление контакта. Это очень хорошо для развития внимательности, умения концентрироваться, быстроты и точности реакции.

Taэквoндo

"Ломающий путь рук и ног" - корейский вариант восточных боевых искусств. Общепризнанным основателем таэквондо считается генерал Чой Хон Хи. В детстве он был хилым и болезненным ребенком, что очень беспокоило его родителей. Тогда, овладев карате и су бак до, молодой Чон стал тренироваться, используя обе техники одновременно. В результате юноша не просто поправил здоровье, но и создал боевое искусство, известное ныне во всем мире.
Особенности
Близко к японскому карате, только в тaэквoндo нет бесконтактного метода. Практикуется как чисто спортивный вид единоборств. Тaэквoндo имеет ряд модификаций. Одна из них - тхэквондо - олимпийский вид спорта.
Когда начинать
С 6-7 лет. Предпочтительнее для мальчиков, поскольку это жесткое единоборство.

Айкидо

Родина этого единоборства - Япония. Айкидо - это сугубо система защиты. Все приемы в нем так или иначе связаны с круговыми траекториями. Движение айкидоиста по кругу позволяет не только избежать жесткого столкновения, но и полностью сопровождать движение атакующего. Кроме того, все действия (в айкидо называются техниками) айкидоиста должны быть элегантными, красивыми, но в то же время реальными, то есть гарантирующими защиту. С самых азов этому уделяется большое внимание. Эти принципы верны также и на психологическом уровне. Настоящий мастер должен "видеть" сознание противника и предупреждать все его действия.
Особенности
Развивает не только физические способности, но и духовные качества, чему способствует сама обстановка в зале для тренировок. Во время занятий необходимы постоянная сосредоточенность и безоговорочное выполнение указаний наставника. Только при таких условиях можно избежать травм и добиться хороших результатов.
Когда начинать
С 5-7 лет (и для мальчиков, и для девочек).

Дзюдо

Название этой японской борьбы переводится как "мягкий путь". Дзюдо относится к группе безударных восточных единоборств боевого происхождения, первоначальной целью которых было победить врага, поставив его в беспомощное положение. Дзюдо часто называют искусством самозащиты, так как приемы в нем основаны на использовании движений соперника. Но факты свидетельствуют о том, что в драке дзюдоисты побеждают чаще, чем те, кто владеет другими видами боевых искусств. То есть с помощью приемов дзюдо можно не только защищаться, но и нападать, используя любое движение противника (даже вовсе не агрессивное или спровоцировав его).
Особенности
Это старейший олимпийский вид единоборства среди женщин. Дзюдо подходит для девочек, так как в нем меньше зажимов различных частей тела (чреватых синяками и вздутиями). Кроме того, это "более чистый" вид спорта - в основном тренировки проходят в стойке, в дзюдо на татами внизу не борются (как, например, в самбо).
Когда начинать
С 7-10 лет.

Самбо

Или самооборона без оружия - не восточное единоборство, но все же стоит о нем упомянуть, так как его самый близкий "родственник" - дзюдо. Самбо было создано в России, один из его авторов - Анатолий Харлампиев. Борьба самбо является российской по рождению и интернациональной по своей сущности, поскольку объединяет тысячелетний опыт самых разных народов в области борьбы и самозащиты.
Особенности
Боевое самбо отличается от спортивного тем, что, кроме приемов самообороны, в нем используются удары руками и ногами. А вот разница, например, между самбо и дзюдо заключается в том, что в первом допустимы болевые приемы на ноги, однако не разрешены удушающие, а во втором - наоборот.
Когда начинать
С 7 лет.

Кикбоксинг

Этот вид спорта создан на основе восточных единоборств ("kick" - бить ногой, "boxing" - бокс): карате, тхэквондо, тайского бокса, ушу и английского бокса. По правилам классического кикбоксинга, бой ведется с полным контактом даже для начинающих. Наиболее эффективные удары ногами, заимствованные из восточных единоборств, в сочетании с боксерской техникой рук делают кикбоксинг сбалансированной и универсальной системой. Специфика боев с полным контактом требует от спортсмена особой физической и психологической подготовки. Кроме фул-контакта (полного), есть еще семи-контакт (средний) и лайт-контакт (легкий).
Особенности
В карате, таэквондо, ушу и других восточных направлениях удары руками сведены к минимуму, а в кикбоксинге максимально сохранена боксерская школа. В то же время удары ногами дают кикбоксингу преимущество перед классическим боксом.
Когда начинать
С 9-10 лет.

Маричка СМЕРЕКА

Надо знать
Если вы твердо решили развивать в своем ребенке ловкость, силу и сообразительность, а также умение постоять за себя с помощью какого-либо из видов восточных единоборств или самбо, ваше чадо обязательно должно пройти медосмотр. Это можно сделать в районной поликлинике. Если же вы хотите узнать, какие виды спорта полезны, а какие вредны при определенных заболеваниях, и получить подробные рекомендации спортивных врачей, обратитесь в столичные центры здоровья (см. рубрику "Полезные телефоны") или в областные физкультурные диспансеры.


Восточные единоборства.

Введение 3

1. Восточные единоборства 4

2. Основы построения тренировочного процесса 10

Список литературы 13

Введение

Все боевые единоборства, как правило, родились как способ подготовки воинов, поэтому они рассчитаны не на суператлетов, но на людей со средними физическими возможностями.

Всеми видами единоборств, за исключением может быть айкидо, требующим философской подготовки, можно заниматься с детского возраста и, фактически, с «нулевого» уровня физического развития. Известно, что основатель дзюдо Дзигоро Кано и основатель школы Шотокан-каратэ росли слабыми детьми.

Самым оптимальным возрастом, с которого можно начинать заниматься, считается семилетний возраст, верхнего же предела практически не существует. Самое же главное в занятиях единоборствами - личность учителя - сэнсэя! Для него необходимы жизненный опыт, квалификация и многолетняя практика в боевых искусствах (как минимум 8 - 9 лет).

Видов боевых единоборств достаточно много. Конечно, наиболее известны восточные, но практически в каждом географическом регионе сложились свои системы единоборств.

Сегодня мы наблюдаем достаточно устойчивый интерес к традициям восточных единоборств. Восточные единоборства привлекают к себе внимание не только в силу каких-либо исторических обстоятельств того или иного общества, но и потому что эта традиция сама по себе чрезвычайно многолика, богата и разнообразна.

Вместе с тем, мы наблюдаем устойчивый дефицит тренеров-профессионалов по восточным единоборствам.

1. Восточные единоборства

Рассмотрим восточные единоборства. На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект - боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии.

Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.

На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект - боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии. Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.

Китай. Практически все китайские единоборства связаны с понятием « ушу» ,которое первоначально обозначало исключительно воинскую подготовку. В связи с этим работа с оружием занимала в ушу главенствующее место по сравнению с кулачным боем (цюаньфа) или кулачным искусством (цюаньшу). Основные типы оружия, используемые в ушу вплоть до наших дней, сформировались еще в эпоху Шан-Инь (XIV-XI века до н.э.) -- это алебарды и клевцы, мечи и копья, трезубцы и кинжалы. Но постепенно грозное оружие утрачивало свое прикладное значение и превращалось в ритуальный предмет или знак отличия - различные виды трезубцев стали соответствовать определенным чиновничьим должностям, а топоры обрели главенствующее значение в ритуальных боевых танцах. Современная классификация ушу базируется на основе составляющих технических элементов:

1. Цюаньшу (искусство кулачного боя) - все стили и комплексы, выполняемые без оружия (шаолиньцюань, тайцзицюань, багуачжан, синъицюань, наньцюань, фаньцзыцюань и др.).

2. Цисе (упражнения с оружием).

3. Дуйлянь (парные упражнения) невооруженных или вооруженных партнеров, а также вооруженного партнера с невооруженным.

4. Цзити бяоянь (групповые упражнения) - выступления нескольких человек, как правило, не имеющие прикладного значения и носящие показательный характер.

5. Гунфан цзишу (боевые поединки) - поединки, носящие спортивный характер, то есть ведущиеся по определенным правилам и, как следствие, имеющие ограничения по объему применяемого технического арсенала. Бои ведутся при этом в полный контакт и в защитном снаряжении.

Япония. Отличительной особенностью японских боевых искусств стало то, что при овладении ими первостепенное значение приобрела морально-этическая сторона, а формирование физически развитой личности было отодвинуто на второй план. Понятие "до", связанное с дзэн-буддизмом, стало главным нравственным принципом боевых искусств. Оно должно было помочь воину войти в соприкосновение с божественным духом, уловить его присутствие, увидеть его существование. Решающими факторами в деле выработки силы духа были концентрация внимания (отрешенность от всего постороннего), медитация и следование ритуалу. Физическое воспитание осталось вторым образующим элементом боевых искусств и требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития силы и выносливости, выработки инстинктивной реакции и координации движений. Подлинные школы будо бережно сохраняют духовно-нравственные традиции воспитания адепта боевых искусств.

Систематизация приемов дзю-дзюцу связана с именем врача Окаямы Сиробэи. Именно Окаяме приписывают формулировку главного принципа дзю-дзюцу -- поддаться, чтобы победить. В качестве образных примеров он приводил ветку, сгибающуюся под грузом снега до тех пор, пока не сбросит его, и гибкую иву, распрямляющуюся после бури, в отличие от поверженного могучего дуба. В 1882--1887 годах на базе техники дзю-дзюцу японский педагог Кано Дзигоро создал дзюдо , являющееся не только боевым искусством, но и спортивным единоборством, системой физического воспитания. В переводе "дзюдо" означает "путь гибкости" или "мягкий путь". Дзю-дзюцу он трактовал как искусство или практику наиболее эффективного использования духовной и физической энергии (то есть средство), а дзюдо понималось как путь этого использования (то есть принцип и практика достижения конкретной цели). Что касается техники, то различия между дзю-дзюцу и дзюдо поначалу были незначительны. Из дзюдо были исключены все травмоопасные приемы дзю-дзюцу, Кано отказался от ударной техники в область болевых точек, так как новая система в первую очередь должна была стать средством физического и духовного воспитания молодежи в мирное время. Теория дзюдо охватывала круг морально-этических проблем в области боевых искусств. Одним из главных принципов дзюдо стала идея всеобщего благоденствия. Будучи современником дзю-дзюцу, айки-дзюцу имеет три принципиальных отличия от него: во-первых, это чисто японское воинское искусство; во-вторых, приемы айки-дзюцу созданы на основе приемов владения самурайским мечом; в-третьих, методы айки-дзюцу основаны на принципах овладения и регулирования универсальной духовной силы -- внутренней энергии ки. Благодаря последнему фактору айки-дзюцу в Японии считалось более высокой формой искусства по сравнению с дзю-дзюцу. Легендарным создателем школы дайто-рю айки-дзюцу традиция называет Минамото-но симицу (1056--1127). Основополагающие принципы айкидо (создатель Уэсиб) провозглашают: не противодействуй, но одолевай врага его же силой; убереги себя от ударов и удержи противника от их нанесения. Круговые движения в айкидо являются носителями живой созидающей силы, гасящий любой конфликт, присущий воинственному противостоянию. Защита базируется на принципе соединения энергий (айки) - энергии нападающего и энергии защищающегося, который стремится контролировать нападение изнутри, сломить волю к совершению зла. Внешне айкидо походит на борьбу, но это не борьба. Айкидо не имеет в своем арсенале захватов и бросков, характерных для других боевых искусств. В айкидо нападение противника отражается путем осуществления таких захватов руками, которые направлены на то, чтобы лишить противника равновесия. Для этих целей усиленно развиваются кисти рук, запястья, отрабатываются хватательные движения, а также система нырятельных движений. Главное в схватке -уклониться от ударов и захватов, для чего используются приемы удержания и отдельные бросковые движения. Айкидо, предполагает координацию физических и духовных сил. Любопытно, что один из самых известных инструкторов айкидо сэнсэй Тэйки Шигемичи - не кто иной, как голливудский актер Стивен Сигал. Если в эпоху средневековья каратэ служило средством выживания, то в ХХ веке акцент с искусства убивать был смещен на духовное самосовершенствование личности. Большая заслуга в этом принадлежит мастерам Итосу и Фунакоси. Фунакоси. В основу тренинга практически во всех стилях каратэ положено триединство: кихон-ката-кумитэ. Кихон ("основная техника") служит для отработки связей разум-тело, когда вырабатывается устойчивый двигательный навык, позволяющий выполнять любое действие автоматически, рефлекторно, исключая участие сознания в движении. Ката ("формальные упражнения") необходимы для совершенствования психологических характеристик личности и являются психическим самоконтролем за реализацией достигнутого в кихоне.

Корея. Для тхэккен характерна развитая техника ног с большим арсеналом разнообразных подножек и подсечек. Круговые удары ногами встречаются гораздо чаще прямых, проникающих, так как выше грудной клетки ногами не бьют. В поединке главной целью считается повалить противника, а не нанести ему повреждение. Удары кулаками в тхэккен полностью исключены. Руки применяются для тычковых ударов ладонью в лицо и в горло, а также для захватов руки или ноги противника, после чего ему наносится сильный удар ногой. Во время тренировок ученики набивают ноги на камнях, на стволах деревьев или прыгая через колючие кусты. Наибольшую популярность в Корее приобрели дзюдо и кэндо, под термином "юсуль" стали понимать дзю-дзюцу, а видоизмененная техника монахов-отшельников, практиковавших "мягкое искусство" (юсуль) получила название "кидо" ("путь энергии"). Хапкидо , в отличие от айкидо, содержит обширный раздел техники ног, применяемой как в обороне, так и в атаке. Атака в хапкидо имеет приоритет над защитой, болевые захваты и заломы проводятся резко, с целью сломать сустав. Броски проводятся коротко и быстро, что позволяет успешно вести бой с несколькими противниками, переключаясь с одного на другого. Техника куксульвон (создатель куксульвон Со Ин Хек) ненамного отличается от арсенала хапкидо - те же удары ногой по верхнему уровню, захваты, удержания и броски, но она выглядит более изощренно благодаря большому количеству акробатических элементов, различным позициям пальцев при ударах руками, разнообразным приемам в положении лежа. Также в куксульвон используется почти весь арсенал традиционного корейского оружия. Первым по популярности среди корейских видов единоборств не только у себя на родине, но и во всем мире, является тхэквондо (таэквондо) , появившееся в 1955 году благодаря деятельности генерала Чхве (Чой) Хон Хи. Не случайно тхэквондо переводится как "путь руки и ноги". Этот синтетический вид, с одной стороны, возрождал древнее корейское боевое искусство, а, с другой стороны, вбирал в себя те каратистские техники, которые дополняли технический арсенал стиля и делали его гармоничным. В Южной Корее в начале 80-х годов ХХ века появилось еще одно направление боевых искусств - вонхвадо ("путь полной гармонии"), объединившее арсенал бросков и захватов дзюдо с ударной техникой тхэквондо. Создатель вонхвадо -- американский кореец доктор теологии Джун Хо Сук

Вьетнам. Традиционные виды вьетнамских единоборств объединяются термином "во", который включает в себя и кулачный бой, и борьбу, и работу с оружием, и дыхательную гимнастику. Но практически все они складывались при преобладающем влиянии Китая. Из народных вьетнамских боевых искусств можно выделить оригинальный стиль рукопашного боя ким ке ("золотой петух"). Этот стиль возник в результате наблюдений за петушиными боями, пользовавшимися большой популярностью среди вьетнамских крестьян. Техника и тактика ким ке скопированы с действий бойцовых петухов: часто используются прыжки с последующими ударами ногами, ложные выпады или притворные отступления, заходы к противнику сбоку. Атаки головой в лицо, в грудь и в живот противника напоминают удары петуха клювом, а размашистые удары ребром ладони схожи с петушиными ударами крыльями. Вьетнамские версии шаолиньских боевых искусств получили название "тхиеу лам". В рамках тхиеу лам практикуются несколько стилей южно-китайского ушу, в том числе хунцзяцюань, лоханьцюань, юнчунь (винчунь). Создатель стиля Хан Бай в конце XIX века более двадцати лет изучал боевые искусства на юге Китая. Название "шаолиньский кулак лазурных гор" существует с 1946 года, оно было дано мастером Хоанг Ван Лыонгом. Для школы тхиеу лам лям сон характерна изощренная бросковая техника. Внутренний раздел школы развивает медитативные навыки, специфические для ушу, стабилизирует правильное брюшное дыхание и позволяет ощущать местонахождение центра силы тела (даньтянь). В 1938 году мастер Нгуен Лок основал универсальный стиль вьетнамских боевых искусств - вовинам-вьетводао. Его источниками стали заново переосмысленные старинные стили вьетнамского рукопашного боя, В ближнем бою техника вовинам-вьетводао основана на ударах локтями, коленями и головой, широко используются подсечки и подножки, болевые приемы и броски. На дальней дистанции применяются удары кулаками, пальцами, стопами, а также "ножницы" (донг чан) - подбивы и захваты противника ногами на любом уровне от стоп до шеи, в том числе запрыгивание на шею противника. Боевые искусства Вьетнама подразделяются на две большие категории: во туат (бой без оружия) и ководао (бой с оружием).

2. Основы построения тренировочного процесса

Одним из важнейших условий осуществления эффективной тренировки в боевых искусствах является ее оптимальное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц и даже за год невозможно всесторонне подготовиться к ведению поединка. Это длительный многолетний процесс систематического совершенствования в технике, тактике и психофизической подготовке, где последняя играет, наверное, решающую роль.

Организация и построение тренировочного процесса, как единого целого, строится на основе закономерного и последовательного решения системы специфических задач тренировки и самовоспитания. Исходными элементарными звеньями, из которых строится вся подготовка, являются отдельные тренировочные занятия.

Как правило, отдельные занятия организованы в малые циклы или микроциклы. Микроциклы - элементарные, относительно законченные повторяющиеся фрагменты более крупных этапов тренировки. Для самостоятельных занятий наиболее удобная продолжительность микроцикла - неделя. Микроциклы служат как бы блоками, из которых складываются более крупные средние циклы - мезоциклы. Оптимальная продолжительность мезоциклов от 3 до 6 недель. Для самостоятельных занятий удобнее всего установить их продолжительность в месяц. Мезоциклы также видоизменяются в процессе тренировки и, объединяясь, могут образовывать более крупные этапы и периоды тренировки. Они могут служить для выхода на пик спортивной формы к основным соревнованиям. В этом случае планируется три периода подготовки: подготовительный, основной (выход на пик формы) и восстановительный. Однако, это относится только к подготовке к соревнованиям.

Если же подготовка имеет профессионально-прикладную направленность, или преследует цели самообороны, или оздоровительные цели, то построение тренировки будет существенно отличаться от спортивной.

В центре нашего внимания находится цикличность построения тренировочного процесса при отсутствии этапов участия в соревнованиях; отсутствии выраженной фазовости развития спортивной формы; отсутствии четких критериев обще- и специально подготовительных этапов; плавную динамику тренировочных нагрузок.

Анализ литературы и практики свидетельствует, что для практической реализации задачи самостоятельной подготовки в боевых искусствах необходимо иметь целостное представление о логике построения тренировочного процесса на больших отрезках времени. Эта задача может быть решена в рамках годичного цикла подготовки.

Годичный цикл состоит из четырех этапов технико-физической тренировки продолжительностью по 24 недели каждый и этапа общефизической подготовки продолжительностью 4 недели, что соответствует продолжительности отпуска. Каждый из этапов технико-физической тренировки состоит в свою очередь из трех четырехнедельных циклов, имеющих особенности в последовательности и объемах применения средств тренировки.

На первом этапе главной задачей является разучивание техники выполнения основных стоек, передвижений, блоков и ударов. Упражнения для физической подготовки в основных занятиях на этом этапе применяются в рамках решения дополнительных задач. Объем этих упражнений необходимо повышать очень осторожно.

На втором этапе общий объем технической работы не изменяется, но происходит его перераспределение за счет большей доли относительно сложных базовых техник. Необходимо планомерно использовать подготовительные упражнения, что позволяет вносить постоянную коррекцию в технику выполнения приемов и избежать заучивания ошибок.

На третьем этапе увеличивается объем технической работы за счет разучивания новых техник, перераспределения объемов изучаемых техник, выполнения их в усложненных вариантах. Кроме того, на этом этапе уделяется большее внимание разучиванию комбинаций и связок. Эти тенденции характерны и для динамики тренировочных нагрузок на четвертом этапе подготовки.

Следует отметить, что плотность тренировочной нагрузки повышается от этапа к этапу. А так как продолжительность всех основных занятий планируется одинаковой и составляет два часа (20 - 30 мин. на разминку, примерно 70 мин. на разучивание и совершенствование техники, 20 мин. на физподготовку в основной части занятия, 5 - 10 мин. на заминку), то ясно, что плотность и соответственно объем нагрузки могут быть увеличены только за счет сокращения интервалов отдыха в упражнениях и повышения интенсивности работы.

На третьем и четвертом этапах в основных занятиях можно увеличивать объем нагрузок для развития физических качеств. Следует только помнить, что разучивание техники не должно проходить в состоянии утомления. Так как на двух занятиях в неделю невозможно решить все задачи тренировки, то те из них, которые связаны с физической подготовкой, необходимо решать на дополнительных занятиях в утреннее и вечернее время.

Список литературы

    Воронов И. А. Китайская классическая концепция военного обучения.: Автореферат. ...канд. пед. наук. Военный Университет. - М., 1996. - 26 с.

    Воронов И.А. Древние и современные аспекты китайской классической концепции военного обучения. -СПб, 1996.

    Воронов И.А. Секретные боевые искусства Китая. - СПб.: Б&К, 2000. - 242 с.

    Воронов И.А. Психомоторные упражнения «72 воинских искусства Древнего Китая». Методическое пособие. -СПб.; ЛНПС ЦСМ, 1996. - 1.0 п.л.

    Воронов И.А. Четыре психомоторных упражнения. Методическое пособие. -СПб.; ЛНПС ЦСМ, 1996. (в соавторстве). - 0.5 п.л.

    Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств. М., «Наука», 1990.

    Захаров Е.Н. и др. Рукопашный бой. Самоучитель.- М.:Культура и традиции, 1994.

    Литманович А.В., Штучная Е.Б. Структура профессиональной подготовленности специалиста по восточным единобртсвам // Теория и практика физической культуры-2000.-№ 12.

    Костяева А.С. Тайные общества Китая в первой четверти XX века. -М., РАН, 1995.

    Никифоров Ю.Б. Опыт применения психорегуляции в подготовке дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегод-ник. - М.: ФиС, 1985.

  1. Женщины и восточные единоборства

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Женщины и восточные единоборства Женское боевое искусство имеет давнюю... конкретное воплощение в роли женщины в единоборствах . Вследствие этого вполне допустимо и даже... вывод, что женщины в истории восточных боевых единоборств играли не последнюю роль. ...

  2. Кикбоксинг в системе единоборств

    Реферат >> Культура и искусство

    Фрагменты традиционных комплексов формальных упражнений восточных единоборств . Композиции в «жестком» стиле воспроизводят... . Кераминас С.А. Формирование навыка тактической подготовки в восточных единоборствах . – Вильнюс, 1984. Киселев В. А. Систематизации...

  3. Психологическая подготовка в единоборствах

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Сопровождающего наиболее сильные удары, в большинстве восточных единоборств переводится как «управление энергией» - «Ки... изучать какой-нибудь из стилей восточных единоборств , то он может воспользоваться отдельными...

Начнём с того, что самая лучшая школа – та, которая подходит лично вам, вашей физической форме и видению себя в боевых искусствах. Преуспеть можно в любом из них, если есть желание – но вот для освоения вершин сумо астенику, например, придётся затратить больше времени. В конце концов, боевые искусства – это те же тренировки, только с ударной или бросковой техникой.

Различные направления единоборств развивают разные качества и даже группы мышц. Некоторые из них учат использовать энергию соперника, другие нацелены на отработку мощных ударов руками, третьи – ногами, четвёртые раскачают выносливость или разовьют прыгучесть.

В чём-то единоборства напоминают йогу: в них можно найти свой духовный путь, а можно взять только технику и научиться постоять за себя. Ниже – описание самых популярных видов боевых искусств, которое поможет вам определиться с выбором школы.

Джиу-джитсу

Это единоборство подходит тем, кто желает научиться приёмам самообороны. Джиу-джитсу акцентирует навыки бойца на умении защищаться, освобождаться от захватов, использования тактики не нападения, а использования силы противника в своих интересах.

Удары ногами и руками присутствуют, однако техника не скатывается в рукопашный бой. Здесь главное – эффективное использование энергии (своей и чужой), что позволяет одержать победу над более крупным и сильным противником. Джиу-джитсу не относится к агрессивным видам, это боевое искусство прокачивает сноровку и ловкость.

Тхэквондо

Это корейское единоборство настолько популярно, что в 1988-м году его включили в программу Олимпийских игр. Перевод названия на русский: «путь руки и ноги», что недвусмысленно намекает на предстоящее освоение искусства ударов всеми конечностями. Тхэквондо сочетает в себе и приёмы боя-нападения, и самозащиты, к тому же, это упражнения, официальный вид спорта, медитативные техники и целая восточная философия.

В современном состоянии тхэквондо упор делают на оборону и контроль. Акценты расставлены на ударах ногами из стойки, поскольку ногами можно достать дальше и нанести больше урона, чем руками. В технике единоборства – различные подсечки, болевые приёмы с удержанием, удары открытой ладонью и захваты.

Айкидо

Один из самых молодых боевых искусств Японии. Так же, как и многие единоборства Страны восходящего солнца, айкидо заключает в себе физические и духовные практики. Оно эффективно и в качестве развития силы, ловкости, умения постоять за себя – не зависимо от физических данных. Айкидо – искусство защиты для всех, ведь здесь не существует никаких ограничений по возрасту и физическому развитию.

Техники айкидо в основной масса заключаются в использовании атаки противника, управлением его энергией, силой и движением, которые заканчиваются бросками или захватами. Это отражает и само название: «айки» значит «соединение с силой», «до» – путь.

Ушу

Очень зрелищный вид спорта с полным контактом. В этом китайском единоборстве много силы, акробатики, прыжков, балансирования, красивых поз и ударов (как в кино). Другое название – кунг-фу, поскольку сам термин «ушу» обозначает все традиционные китайские единоборства.

Подвидов ушу – сотни, где-то больше акробатики и «сценического мастерства», где-то – мощных ударов и приёмов, подсечек и «вертушек». Главное, что вам нужно знать, прежде чем сделать выбор в пользу этого боевого искусства, – ушу хорошо развивает силу, а стили ведения поединка, которые преподают в российских школах кунг-фу, напоминают тайский бокс.

Дзюдо

В переводе с японского – «мягкий (гибкий) путь». В основе дзюдо – броски, болевые приёмы, удушения. Движения должны быть экономными к физической силе, здесь меньше трат энергии, зато больше совершенствования духа, больше самообороны, больше спортивной подготовки. Во всём мире дзюдо занимаются более 20 миллионов человек, поскольку он носит хороший воспитательный характер и учит гармонии души и тела.

В отличие от бокса, карате и других ударных стилей, дзюдо исследует технику рукопашного боя только для выполнения бросов и захватов. Это единоборство легло в основу других современных боевых искусств: им занимались создатели айкидо, самбо, бразильского джиу-джитсу.

Несмотря на спортивную направленность и следование правилам соревнований, никто не захотел бы встретиться с дзюдоистом в экстремальной ситуации. Это всегда подготовленные люди, которые дадут отпор любому злодею в тёмном переулке.

Самбо

Самбо – система САМозащиты Без Оружия, которую разработали в СССР. В основу единоборства легли дзюдо, армянский коч, татарский куреш и многие другие боевые искусства.

В основе практического самбо – комплекс эффективных приёмов защиты и нападения, которые уже были отработаны веками единоборств-доноров. Примечательно, что самбо непрерывно развивается, включая в арсенал новые техники и приёмы. Философия единоборства напоминает принципы ГТО: физическое развитие, готовность к самозащите, задержанию противника, воспитание моральной стойкости.

Карате

Или карате-до, в переводе с японского – «пустой рукав». С 2020-го года единоборство станет олимпийским видом спорта, хотя изначально это был рукопашный стиль для самообороны.

Сейчас карате невероятно популярно, в частности, благодаря эффектным демонстрациям. Мастера на показательных выступлениях показывают силу и мощь отработанных ударов, разламывая толстенные доски ударом ладони или раскалывая глыбы льда.

В отличие от многих японских единоборств, каратисты не используют захваты, болевые и удушающие приёмы. Зато они умеют точными и мощными ударами поразить соперника в жизненно важные точки тела. Сокрушающие и хлёсткие уракены, эффектные и стремительные ура-маваши-гери… Пожалуй, более японского стиля и не найти.

Бокс

Бокс – это классика, о которой нет смысла подробно рассказывать. Стоит упомянуть лишь о том, что этот вид спорта готовит бойцов, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО умеют работать руками, и в уличной драке с ними сложно конкурировать. Кстати, все помнят поединок звезды UFC Конора Макгрегора с профессиональным боксёром Мейвезером? То-то же.

Если вы желаете записаться в секцию бокса, вам стоит знать о некоторых нюансах. Во-первых, боксёру сложно совладать с вооружённым соперником, во-вторых – с ударами ногами. Третий момент – в экстремальной ситуации у вас не будет перчаток, рефери, канатов и девушки с табличкой. С другой стороны, уворачиваться от ударов и отправлять в нокаут у боксёров в крови, так что атака и защита здесь сбалансированы.

Тайский бокс

Муай тай – боевое искусство Таиланда, по всему миру он очень популярен и конкурирует с карате, дзюдо и самбо. Пожалуй, это наиболее приближенное к реальному поединку искусство ведения боя. Здесь жёсткие правила, но и удары такие же. Здесь – полный контакт, ударная техника руками и ногами, а цели – самые уязвимые места на теле.

Захваты и броски также важны, особенно удушающие приёмы. Если вы освоите это единоборство, то сможете уверенно гулять по самым опасным районам города (но лучше всё равно не надо), потому что и тренировки будут суровыми. Тайцы готовят настоящих бойцов без правил, которые смогут противостоять любому сопернику.

Возможно, вам будет сложно совмещать тренировки и публичные выступления на работе, поскольку иногда у вас будут синяки на лице и следы от захватов на шее.

Кикбоксинг

Ещё один вид единоборств, который готовит к реальным схваткам. Кикбоксинг образовали мастера карате, которые не желали подчиняться спортивным правилам боевых искусств. Новый стиль вобрал в себя технику ударов ногами из нескольких восточных направлений и кулачную технику бокса.

Кикбоксинг популярен в культуре, поскольку отличается зрелищностью, динамикой и некоторой «кровавостью» – полный контакт оставляет рассечения и гематомы, поэтому спортсмены обычно используют капу, шлем (для защиты головы от ударов ногами) а также паховую раковину (у девушек – кирасу).

Кикбоксеры подобны кроссфитерам, поскольку они прокачивают силу, выносливость, координацию, скорость и гибкость.

Профессиональные боксёры, муайтайцы, дзюдоисты, самбисты – всегда опасные соперники. Выбирайте единоборство по душе, но не забывайте: лучший бой – тот, который не состоялся. В этом смысле бег тоже можно назвать единоборством для настоящих пацифистов.

На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект - боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии.

Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.

Этап формирования первых военных школ Восточной Азии приходится на время с 1395 по 1122 гг.до н.э., когда, по китайской хронологии, в верховьях реки Хуанхэ существовала иньская культура шанской эпохи, называемая или Инь, или Шан-Инь, с предположительным центром-столицей в городище Аньян (современная провинция Шэньси). По данным археологических находок оружейных кладов, относящихся к иньской культуре, обнаруженных китайскими и отечественными исследователями. Археологические находки косвенно указывают на существование здесь, уже в иньскую эпоху, военных школ, в которых, при подготовке воинов с целью выполнения задач по защите интересов государства, изучались такие предметы как ратное дело, тактика и стратегия, управлениеколесницами и верховая езда, медицина и философия, астрономия (астрология и хронология) и топография (геомантия). При обучении воинов тактике ведения боя уже тогда учитывались такие факторы как климат и ландшафт, вид вооружения противника, организационная структура войск, способы их построения, степень развития военного искусства.

С точки зрения восточной философии, человек - звено в единой системе мирового развития, боевые искусства - часть этой системы. Таким образом, сочетание физических тренировок и психотренинга позволяло максимально развивать человеческие возможности. Боевая техника становилась таким же видом искусства, как живопись, каллиграфия, стихосложение или медицина.

Следует отметить, что цели занятий боевыми искусствами на Востоке были различны, иногда прямо противоположны, и зависели от религиозных воззрений, социального статуса адептов, но вне зависимости от целей результат был один - совершенствование боевого искусства. Приемы ушу, например, использовались в качестве методов для достижения бессмертия и освобождения от плоти. Это означает, что совершенствование приемов ушу происходило в рамках различных религиозно-философских систем, и доказывает многогранность и многофункциональность боевых искусств. Также можно говорить о развитии ушу «сверху» и «снизу», что придает боевым искусствам триединый характер: помимо монастырского ушу, существовало еще государственное (военное) и народное.

В древности термином «ушу» обозначали любую воинскую подготовку, но в VI-VII веках наметилось разделение между воинскими и боевыми искусствами в Китае. Понятие воинского искусства (бинфа) включало в себя умения вести крупномасштабные сражения, управлять войсками, организовывать тренировку и закалку воинов. Воинские методы были исключительно прагматичны, то есть кроме достижения победы в бою никаких других целей не ставилось, и все приемы боевого искусства преследовали только одну задачу - одержать физическую победу над противником.

Воинские искусства были монополией элиты и аристократической культуры и никогда не ставили таких целей как достижение просветления или очищениедуха. В свою очередь, элементы мистики и даосские воззрения были популярны в народной среде, и именно там формировалась духовная культура ушу. К VI-VII векам в народной среде армейские приемы, получив новое осмысление, включались в систему сложных народных мистерий, ритуалов, боевых танцев и переходили на уровень сложного таинства боевого искусства. Народная среда давала новое, более глубокое содержание формам армейского ушу.

Чань-буддийские монастыри получают широкое распространение в танскую эпоху. VI - X вв. н.э. - время зарождения и расцвета легендарного чаньского монастыря Шаолинь-сы - универсальной военной школы Средневекового Китая. Именно здесь, получает развитие монастырская форма военного обучения и особенно те ее методы, которые позволяли достигать максимально адекватного поведения адепта (воина-монаха) в критической ситуации. Упор делался на индивидуальный учебно-воспитательный процесс. В Шаолинь-сы стекались видные полководцы и военачальники Поднебесной, учиться здесь было огромной честью для любого человека. Военная школа Шаолинь достаточно быстро обросла легендами, некоторые из которых и сегодня не потеряли своей актуальности. Последнее известное учебное пособие по шаолиньской форме «Шаолинь Цигун» было написано одним из хранителей древней традиции Дэ Чанем в 1983 г. Основным методом обучения здесь, во времена династии Мин (1368-1644), стал так называемый метод воплощений - ассоциативного мыслеобразного отождествления себя с тем или иным героем прошлых времен, животным, предметом или явлением объективного мира (деревом, огнем, ветром, водой и т.д.). Этот метод иногда называют «способ отключения сознания», «транс», «мгновенное просветление» и др., но эти термины употребляются чаще переводчиками, чем самими монахами.

К процессу обучения чаньские монахи предъявляли 5 основных требований: постепенность, непрерывность, умеренность, самоконтроль и выдержка, учтивость. Уже в VI веке для поступления в монастырь требовалось сдать экзамен на сообразительность, выносливость, терпение и упорство.

Основой практики в чаньских монастырях стала военная гимнастика, перенявшая принципы Дао-Инь, но переименованный в «формальные комплексы» ТАО-ЛУ......., каждому упражнению которого соответствовала не только определенная янтра (мыслеобразный символ), как в Дао-Инь, но и мантра (звуковое сочетание по типу молитвы), что ранее в военное обучение попытался ввести Гань Бао.

Метод «произношения звуков» получает широкое распространение в манчжурской армии, как система ускоренной массовой подготовки новобранцев к ведению боевых действий. В основу методики был положен принцип психомоторной гимнастики Дао-Инь, но под хоровое произношение, на мотивы народных песен, 32-х четверостиший-мантр, в которых описывалось и боевое действие, и мыслеобраз, и конкретный прием. Сущность метода Ци Цзигуана, описанного им в «Книге о повышении эффективности обучения солдат» заключалась в переносе системы монастырского военного обучения, подкрепленного богатым военно-историческим прошлым Китая, в условия государственной армии с целью осуществления ускоренной подготовки воинов к выполнению задач по «укреплению тела, пресечения предательства и упрочению государства».

Из документальных источников известно, что в тайных обществах Китая эту методику довели до ее совершенства. Минимальные сроки обучения воинов занимали всего 10 суток, причем первый экзамен сдавался уже на четвертые сутки обучения. Комплексное внушающее воздействие позволяло в самые кратчайшие сроки проводить массовую подготовку воинов к участию в реальных боевых действиях. Принцип тай-цзи цюань заключается в том, что все телорасслаблено, акцент делается на умственном усилии, а не на мускульном. Другими словами, последовательность боевых приемов

В триедином характере боевых искусств народное направление позволяло синтезировать мистические элементы монастырского ушу и практику армейских боевых искусств.

Крайне важным обстоятельством является тот факт, что в восточных боевых искусствах существует культ мастера. В Китае мастеров сравнивали с сокровенным зеркалом сюаньцзин - предметом даосской культовой практики, представлявшим собой отполированную круглую металлическую пластину. Зеркалоо бъективно отражает события, само при этом не меняясь. Человек, глядя в него, видит не зеркальную поверхность, а свое отражение. Таков и мастер: его характер, истинный облик являются тайной для абсолютного большинства окружающих. Лишь у мастера прием действительно исходит из сердца. Так обучение ушу обращается в передачу истинной традиции. Наставник ушу - это живое воплощение первооснователей школы, а школа обеспечивает передачу того внутреннего сокровенного знания, в которое посвящен учитель. Для передачи истинной традиции боевого искусства важно, чтобы между учителем и учеником установились взаимоотношения глубочайшей содоверительности - лишь вера в учителя поможет ученику реализовать форму, которую он постигает. Благодаря вере, ученик относится с искренним доверием к стилю, который он изучает, к его истинности и непреходящей ценности, заключенной в нем мудрости.

Безраздельная вера в стиль и учителя задает направление развития, и не позволяет ученику сойти с истинного пути.

Вопрос передачи истинной традиции (чжэньчуань) очень важен для боевых искусств, так как ценно не только умение вести бой и владение приемами, но и овладение духовным потоком, берущим свою силу от древних мудрецов. При этом посредством определенных медитативных упражнений и общения с носителем «истинной передачи» человек приобщался к потоку духа древних мудрецов-мастеров и входил в духовное соприкосновение с ними.

Истинную традицию можно передать только при личностном общении, ее нельзя описать в книге, прочесть и выучить. Подобные взаимоотношения между учителем и учеником, а также проблема передачи истинной традиции характерны не только для боевых искусств Китая. Наиболее ярким подтверждением вышесказанному служит, к примеру, японское айкидо. Его техническое и духовное содержание невозможно передать только словами, здесь главная роль отводится интуиции, а без тесного духовного контакта между учителем и учеником канал интуитивной передачи не действует.

Настоящий учитель должен быть для своего ученика другом, тонко ощущающим его душу. Только в этом случае возможно свободное развитие индивидуальности подопечного. Благодаря общению, построенному на принципе «от сердца к сердцу», в сознание ученика проникают доверие, признательность и прилежание, и он сможет передать в будущем то, что получил от собственного учителя.

Именно утрата «истинной традиции» в обучение является, на мой взгляд, одной из острейших проблем современного педагогического процесса. И в этом состоит особая ценность в изучении и использовании практики обучения восточных боевых искусств.

В наши дни боевые искусства имеют следующую классификацию современных форм: массовые, специализированные, воинские и др. Массовые БИ рассматриваются как народная физическая культура и оздоровительная гимнастика для трудящихся масс, подрастающего поколения и пенсионеров. Специализированные БИ получили развитие в спортивных и медицинских вузах, вновь открывшихся чаньских и даосских монастырях. Воинские СБИ определяются, с одной стороны, как эффективная система рукопашного боя, с другой - система повышения личностных качеств военнослужащих. Под «другими» понимаются формы, которые могут найти применение в самых широких областях современной деятельности человека: космонавтика, фундаментальные исследования, история и т.д.

Япония может похвастаться широким разнообразием отдельных видов восточных единоборств. Многие из них зародились в глубокой древности, и дают возможность достигать по-настоящему сверхчеловеческих способностей. Некоторые мастера до сих пор посвящают всю жизнь постижению уникальных техник ведения боя. Кануть в небытие такому своеобразному искусству не позволяет наличие миллионов последователей японских единоборств по всему миру.

В нашей публикации хотелось бы рассмотреть наиболее популярные восточные единоборства, виды и отличия. Также выясним, какие существуют техники и стратегии ведения рукопашного боя.

Историческая справка

Своим появлением различные виды восточных единоборств, во многом, обязаны традициям японских самураев, а также применению кастовой системы в обществе. В древности воины были обязаны постигать мастерство владения различным оружием. Значительное внимание уделялось технике ведения рукопашного боя. Все это требовалось самураям не только для защиты собственных семей, но и для обеспечения безопасности представителей знати, которых называли сегунами.

Со временем практическая сторона вопроса отодвинулась на второй план. Освоение техник боевых искусств приобрело более философское значение. Японские мастера стали называть подобные занятия путем, не имеющим конца. Виды восточных единоборств начали использовать в целях укрепления духа и тела, совершенствования определенных навыков.

Методы японских единоборств

В японских боевых искусствах существует несколько направлений. Здесь применяются так называемые жесткие и мягкие методы сражения. Концепции имеют различную направленность. Однако их характер во многом взаимосвязан.

Жесткий метод предполагает практику контрсилы. На деле под этим подразумевают прямую атаку соперника, которая включает проявления прямой агрессии в комплексе с нанесением ударов в рукопашную либо с применением холодного оружия. Напротив, применение оборонительной техники дает возможность противостоять подобным порывам и также выступает частью жестких концепций ведения боя.

Для мягких методов характерно применение минимальной силы, что позволяет избегать урона, предотвращать атаки или же направлять кинетическую энергию тела оппонента в нужное русло. В качестве примера можно привести так называемую технику скольжения, когда обороняющийся искусными движениями уходит от агрессивных действий противника и тем самым выводит его из равновесия. Если жесткие методы отличаются своей прямолинейностью, то мягкие более гибкие в тактическом плане.

Сумо

Итак, перейдем к рассказу о популярных японских видах восточных единоборств. Список открывает знаменитая борьба сумо, которая стоит наособицу среди прочих востребованных боевых искусств. Изначально такое занятие представляло собой симбиоз сионистских обрядов и соревнования. Некоторые древние церемониальные практики, которые традиционно использовались в такой борьбе, сохранились до наших дней.

Какие же правила применяются в представленном виде восточных единоборств? Все довольно просто. Чтобы одержать победу, борцу достаточно заставить противника коснуться площадки любой частью тела, помимо ступней. Также можно попросту вытолкнуть оппонента за линию ринга, которая выложена специальным канатом симэнава.

Зачастую исход поединка в сумо решают мгновения. Однако любому бою сопутствуют предварительные приготовления в виде своеобразных церемоний. Такие обряды, как правило, занимают немало времени.

Ни для кого не станет открытием тот факт, что для достижения успеха в сумо боец должен обладать внушительной массой тела. В древней Японии тучность не считалась пороком. Наставники борцов полагали, что удары ногами о ринг пробуждают духов земли, которые делают почву более плодородной. Исходя из этого, чем крупнее участники поединка, тем лучше. Согласно особой философии, в сумо не существует весовых категорий.

Самым крупным достижением в данном виде восточных единоборств выступает получение титула Екодзуна, другими словами - Великого чемпиона. Стоит заметить, что такой высокий статус присваивается борцу пожизненно. Если чемпион начинает терпеть поражения, он попросту заканчивает карьеру.

Джиу-джитсу

Школа джиу-джитсу была основана японским мастером Хисамори Такэноути еще в 16 веке. Вид единоборства стал результатом реализации идеи о максимальной экономии сил в рукопашном бою. Центральное место в тактике заняли всевозможные захваты противника, а также броски с использованием энергии оппонента.

Определяющее значение при постижении техник джиу-джитсу отводится дыхательным практикам, боевым стойкам, умению уклоняться от атак. Несмотря на это, единоборство также допускает нейтрализацию противника, что достигается за счет точечного воздействия на определенные зоны тела оппонента.

Дзюдо

В переводе с японского языка понятие дзюдо означает "мягкий путь". У истоков такого вида восточных единоборств стоит знаменитый мастер Кано Дзигоро, который основал собственную школу боевых искусств в 80-х годах 19 века. Многие техники им были позаимствованы из джиу-джитсу. Мастер отобрал приемы, что отличались наименьшей вероятностью травматизма для обоих соперников, но в то же время подходили для организации зрелищных соревнований. В последующем Кано Дзигоро привнес в боевое искусство целую массу духовных практик, которые позволяли бойцам совершенствовать собственный разум.

Вид восточных единоборств предполагает, в первую очередь, постижение оборонительных техник. Сражение происходит без применения холодного оружия. Победа достигается за счет молниеносного ухода от атак с последующим применением удерживающих, болевых либо удушающих приемов. Удары здесь практически не используются. Поэтому подходит данный вид восточных единоборств для детей.

Айкидо

Айкидо представляет собой уникальную систему боя, что разработана японским мастером боевых искусств по имени Уэсиба Морихэй. Принципиальным отличием единоборства от практик других восточных школ послужил отказ от применения наступательных стратегий и агрессивных атак. В последующем айкидо стали называть искусством использования силы оппонента против него самого.

Стоит заметить, что по данному виду спорта не проводятся соревнования и чемпионаты. Несмотря на это, айкидо пользуется чрезвычайной популярностью среди представителей опасных профессий. Подходит вид восточных единоборств для девушек, которые служат в полиции либо организовывают семинары, где обучают, как быстро обезвредить недоброжелателя.

Кендо

Кендо выступает достаточно популярным боевым искусством, которое предполагает применение холодного оружия. По сути, единоборство обучает технике фехтования на традиционных японских мечах. В древности постижение такого мастерства имело чрезвычайное практическое значение, поскольку позволяло готовить умелых воинов для грядущих сражений. Сегодня кендо является не более чем увлечением.

В ходе тренировок используются специальные маски и доспехи, которые надежно защищают тело бойца от травм. Оружием при этом выступают традиционные палки боккэн, изготовленные из бамбука.

Каратэ-до

Вид восточного единоборства возник на японском острове Окинава во времена, когда эта территория имела статус отдельного государства. Каратэ-до зародилось как метод самообороны, который исключал использование оружия. По сей день здесь применяются лишь техники отработки ударов руками и ногами.

Своей популярностью вид единоборств обязан мастеру по имени Фунакоси Гитин. Именно благодаря этому человеку в 20-х годах прошлого века была проведена масштабная кампания, которая способствовала привлечению внимания к данному виду спорта со стороны широких общественных масс. С тех пор каратэ-до остается одним из самых знаменитых и востребованных боевых искусств во всем мире.



  • Разделы сайта