Воспитание ребенка в деревне. Чем занимаются дети в деревне

Они не играют в компьютерные игры не потому, что нет компьютеров, им просто некогда

Деревенских детей редко возят на экскурсии, некоторые из них ни разу не были в городе, их редко балуют мороженым и еще реже - диковинными заморскими фруктами, но зато они ловко орудуют и топором, и гаечным ключом, сызмальства умеют запрячь лошадь, завести трактор, а повзрослев, и подменить отца в поле.

На дискотеки Иван пешком не ходит, это не в его принципах, хоть она и находится в трехстах метрах от его дома. Несмотря на свои восемь лет, он пользуется только личным транспортом. Таковым для него является лошадь Зорька. Он садится на нее верхом и едет к бывшему детскому саду, который колхоз содержать не в состоянии, и председатель отдал его на откуп деревенской ребятне. Лошадь Иван привязывает к забору, а сам идет на пляски.

Но тешится недолго. И не только потому, что старшие ребята прогоняют малышню домой до полуночи. Главным образом потому, что завтра в четыре утра им с Зорькой вставать на работу. Пока не появились оводы, которых тут называют слепнями и которые кусают злее иной собаки, они с отцом окучивают картошку. Отец за плугом, а Иван водит лошадь по борозде. Потом, немного вздремнув, он с братом и сестрой идет ворошить сено на луг. Пока оно сушится, можно искупаться в речке. Это единственная дневная радость. После сено надо скопнать - не дай Бог, ночью пойдет дождь. Лишь вечером, когда спадет жара и спрячутся надоевшие слепни, можно поиграть со сверстниками в машинки или войнушку, а затем опять в седло и - на дискотеку.

Деревенские дети не играют в компьютерные игры не потому, что их нет, им просто некогда. Они порой не понимают своих городских сверстников и иногда им кажется, что те говорят на каком-то другом языке.

Но они взрослее городских, самостоятельнее, открытее и работнее. У них, может быть, меньше знаний, но больше практических навыков.

Летом надо прополоть и полить грядки, присмотреть за младшими братишками и сестренками, загнать скотину во двор, а потом - сенокос, уборка картошки, заготовка березовых веников для бани, сбор грибов и ягод. Зимой после школы помимо домашнего задания надо накормить скотину, расчистить тропку от снега, присмотреть за младшими, принести дров, затопить печь, наносить воды, набрать из подвала картошки, помочь матери управиться на ферме, а потом - заготовка дров: надо их вместе с отцом нарубить в лесу, привезти, распилить, расколоть, уложить в поленницу. Порой приходится отрабатывать и родительские грехи. Помню, Ванька целый день помогал на покосе другой семье.

Вань, - спрашиваю я его, - неужели бескорыстно? Или тебе заплатили чем?

Да нет, батька вчера у них бутылку взял в долг, вот я и отрабатывал, - чистосердечно признался он.

Был и другой забавный случай. Мне нужно было вспахать огород, и я пошел к соседу, возле дома которого стоял трактор с плугами.

Не может он, - сказала жена, - с похмелья мается. Я сейчас сына подошлю.

А хорошо ли он вспашет? - встревожился я.

Не бойся, он уже не первый год пашет.

Действительно, через некоторое время в открытые ворота ко мне во двор въехал трактор, за рычагами которого сидел парнишка лет шестнадцати. Вспахал быстро и мастерски. Настало время расчета.

Тебе деньгами или как? - спросил я, будучи уверен, что паренек возьмет деньги.

Да нет, лучше водкой.

Так ты, я знаю, не пьешь.

Да не мне, батьке. У него после вчерашнего голова трещит.

В самостоятельной жизни они осваиваются быстрее своих городских сверстников.

Многие страдают от пьянства родителей. Чаще пьет только отец, но иногда и мать, тогда совсем беда. Потому ребятишки рано приучаются не только выполнять всю домашнюю работу, но и к выпивке тоже.

Но бывают исключения.

Помню, в небольшом селе Сестренки Тамбовской области познакомился я с семьей, в которой было... 16 ребятишек.

Когда я говорю кому, сколько у меня детей, люди за голову хватаются. А когда летом выйдем на луг, я покуриваю, а сыновья - один за другим - косят, то соседи начинают завидовать. Я говорю: так родите, вырастите, воспитайте... Сам никому не завидую.

Так говорил глава семейства - невысокий, щупленький мужичонка Михаил Петрович Чичунов. Михаил Петрович - тракторист по профессии. Жена его Раиса Григорьевна нигде не работала - детей воспитывала. Для нее дети изначально были центром вселенной, смыслом жизни. Вопрос ли кто какой задаст, возникнут ли проблемы в школе - все отбрасывала в сторону. Отмахивалась не от детей - от работы, откладывая ее на ночь.

Никогда никого пальцем не тронула. Считает: словом учить надо. И учила. Вначале старших. А уж старшие - младших. Так один за другим и выросли.

Ведь главное что? Привить интерес, - делился житейским опытом Михаил Петрович. - Вот, допустим, учу я их играть в шахматы. Если все время буду выигрывать, ребенок заскучает. Значит, надо поддаться. Пока он в силу не войдет. Пока интерес мастерством не станет. А там уж он сам начнет развиваться.

Заметим, это говорит тракторист, который любой двигатель с закрытыми глазами переберет и сынов этому обучил, но ведь и педагог!

Тем выразительнее смотрится на общем фоне пример многодетной крестьянской семьи с Тамбовщины.

Абортов ведь тогда не делали, - как бы оправдывается Раиса Григорьевна Чичунова, - строго было, судили за это.

Так грех, - говорю, - аборт-то.

Да кто знает, что грех, что нет. Оттуда еще никто не вернулся - ни грешный, ни праведный. Я вот иной раз подумаю: дети выросли хорошие, не пьют, не курят, все получили образование, старшие живут в достатке и согласии - вот для меня и рай. Теперь подольше бы прожить в уме и здравии - больше ничего не надо...

Дети действительно выросли хорошие. Старшие получили высшее или среднее специальное образование, младшие доучиваются в школе. Все как на подбор - вышли ростом и лицом, живут в ладу друг с другом и миром. Старшие работают на хороших должностях, имеют свои семьи, детей. Первые внуки Чичуновых бегали на дискотеки вместе с их младшими детьми. Хотя Чичуновы тоже никогда не купались в достатке, но и бедными не были. Дети их имели все, что и в других семьях. И игры всякие, и книжки-тетрадки, и красивую одежку-обувку, и мотоциклы, но все это не выпрошено у чиновников собеса, не пожертвовано кем-то, а заработано. Разумеется, на совхозную зарплату даже в более благополучные времена было не прожить. Жили в основном своим хозяйством. Сажали огород, растили скотину. Много скотины. Часть - для себя, часть - на продажу. Отец спрашивал подрастающего сына: «Мотоцикл (магнитофон, обновку) хочешь?» «Хочу». «Бери бычка и выращивай». И брали. И выращивали. Но и цену копейке тоже знали. Придя из школы, не сядут за стол в выходной одежде, не бросят ее как попало, и мотоцикл грязным в сарай не поставят.

Какого чиновника винить, если дети в городских семьях с большим достатком так не воспитаны, если не привыкли ценить чужой труд, потому как не постигли цену труда собственного, ибо выросли с сознанием того, что все им обязаны.

Когда я в своей деревне занимаюсь какой-то работой, Ванька с друзьями обязательно прибегут ко мне.

Дядя Саша, мы поможем.

Я угощаю их конфетами, раздаю подарки, привезенные из города, а они мне рассказывают все деревенские новости. Потом, смотрю, Ванька тащит банку молока.

Мамка послала. Сказала: денег не надо.

Я ставлю банку в холодные сени, а сам возвращаюсь к грядкам. Ванюшка тут же, но не крутится под ногами, а садится рядом и начинает полоть.

Вань, погулял бы лучше, - гоню я его.

Да ну, - отмахивается он, продолжая выдергивать сорняки.

А вот за стол в обед садиться наотрез отказывается.

Так ведь ты ж работал, - пробую его уговорить.

Но он непреклонен. Соглашается лишь взять кусок торта, и то не для себя, а для сестренки.

А этим летом он уже работал на полную катушку. Прицеплял к своей Зорьке грабли и сгребал сено у всех, кто попросит. Кто рассчитывался сладостями, а кто и деньгами, поэтому Ваня чувствовал себя богатым человеком, и когда я его фотографировал, попросил:

Дядя Саша, ты мне привези фотку-то, я куплю...

Какое-то время по соседству со мной купила дом другая московская семья. Сам хозяин был родом из этих мест, а вот жена его, коренная москвичка, деревни боялась панически. Звонила мне, спрашивала:

А если я привезу своего мальчика, там на него плохо не повлияют?

Да, - говорю, - город скорее испортит деревню, чем деревня город…

Специально для «Столетия»

Каждая городская семья с ребёнком, которая собирается переехать жить в деревню, хочет, что бы их чадо росло в здоровой и чистой среде обитания, каковой город, особенно большой, давно не является. Что бы ребёнок дышал свежим, незагазованным воздухом, ел здоровую, качественную пищу и имел возможность свободно гулять на улице, не боясь никаких «плохих дядек» и не рискуя ежеминутно попасть под колёса автомобиля. А главное — вырасти полноценным Человеком, а не «квалифицированным потребителем». Но каково живётся ребёнку в деревне? Какой уровень образования сможет он получить в сельской школе? Какие люди будут его окружать? С какими детьми ему придётся общаться? Расскажу о том, как это происходит у нас.

Переехав жить в маленькую полузаброшенную с пятилетним ребёнком, мы были готовы к тому, что он окажется лишённым общения с другими детьми, по крайней мере до школы, так как в самой деревне никаких детских учреждений нет, да и вообще, ничего нет, кроме полутора десятка домов, в которых круглый год проживают, кроме нас, три пенсионера.

В первую осень, когда разъехались все дачники, а серое небо, холодный ветер и проливные дожди навевали уныние, сын заскучал по детскому саду и своим приятелям, оставшимся в городе. Конечно, ребёнку необходимо общаться и играть со сверстниками, да просто иногда менять обстановку, получать новые эмоции и впечатления, как вариант — посещать какие — нибудь кружки или секции. Поскольку на тот момент никаким подсобным хозяйством мы ещё не обзавелись, я, имея массу свободного времени, стала возить его в ближайший город на занятия в детской футбольной секции и вместе с ним ходила в бассейн, где он благополучно научился плавать. С футболом дело как — то не пошло и на следующий год записала его в плавательную секцию, которую исправно посещали весь год три раза в неделю. Попутно занималась с ним подготовкой к школе, благо это не трудно, да и разных пособий и материалов в любом книжном навалом.

Но приближался сентябрь и предстояло решить, в какую школу сын пойдёт в первый класс. Из трёх ближайших сельских школ выбрали ту, которая больше всего соответствовала этому словосочетанию, хотя путь до неё неблизкий — 15 км, но есть машина и возможность возить ребёнка каждый день, тем более, что мужа пригласили преподавать математику в двух классах. Хотя он не педагог, но имеет диплом МГУ по специальности «математик», и прекрасно справляется со своей работой, да и в классах всего по 3 — 4 ученика.

При первом посещении этой школы больше всего меня поразило то, что все встреченные мною дети, даже старшеклассники, вежливо здоровались, хотя видели меня в первый раз. Кругом приветливые, улыбчивые лица, по просторным коридорам никто не носится, сломя голову. Ещё там есть большой спортивный зал, компьютерный класс, интерактивная доска и другие необходимые атрибуты учебного заведения плюс полный комплект квалифицированных преподавателей, и всё это сочетается, в силу относительно малого количества учащихся, с тёплой «домашней» атмосферой. При школе есть интернат для ребят из других деревень, родители которых не имеют возможности возить их туда и обратно каждый день. Там они проживают пять дней в неделю, а привозит и отвозит их автобус. После уроков работают бесплатные, естественно, спортивные секции и шахматный кружок, который ведёт муж. Несколько раз за год организовывается бесплатное, опять же, посещение Ледового Дворца в городе.

В каждом классе не больше десяти учеников, так что преподаватель имеет возможность уделить внимание каждому — лишний раз подойти, что — то объяснить и, конечно, со всеми наладить доверительные отношения. Ребёнку, особенно застенчивому, в таком «малонаселённом» классе намного легче проявить себя и свои способности. Ко всем праздникам и школьным событиям дети разучивают разные стихи и песни, готовятся праздничные программы.

Школа носит имя Героя Советского Союза Василия Русакова, поэтому там активно ведется военно-патриотическая работа, развито юнармейское движение. Ребята несут Вахту памяти у памятников и обелисков на территории сельского поселения, собирают материалы по истории Великой Отечественной войны. Проводятся экскурсии в военные части, в Кремлевский полк, в Центр боевого применения авиации и переподготовки летчиков в Торжке. На базе школы проводятся военные сборы для учащихся, где отрабатывается тактическая, огневая, строевая подготовка – все как в армии. За всё это отвечает учитель физкультуры и ОБЖ Вячеслав Александрович, сам в прошлом десантник. У многих после такой «тренировки» появляется желание служить в армии, а некоторые ребята даже интересуются поступлением в военные училища.

В одном классе с сыном учатся ещё два мальчика и одна девочка. Вообще, мне не показалось, что деревенские дети, вопреки бытующему мнению, выглядят здоровыми, крепкими и румяными, большинство из них, скорее наоборот — худенькие, низкорослые, но при этом открытые, общительные и не закомплексованные. Подготовкой детей к школе — чтению, счёту — у местных родителей заниматься как то не принято, поэтому обучение начинают с нуля, но из тех, кто окончил 11-й класс, больше половины поступают в ВУЗы — было бы желание учиться, а уж возможности можно найтии, тем более, что и в селе сейчас у многих есть интернет и можно готовиться к экзаменам дистанционно.

Что мне не понравилось:

Во-первых, это недостаточная интенсивность, что ли, учебного процесса, то есть домашние задания на выходные не задаются, знания некоторых детей оставляют желать лучшего, но, возможно, виной тому «усовершенствования» в образовательной системе, которая, как говорит муж, насильственно превращается из методологической в фактологическую (в учебнике пятого класса присутствует даже таблица умножения двузначных чисел). Зимой в морозы две недели не учились из-за того, что угольная отопительная система не справлялась с поддержанием температуры в классах. Мало культмассовых мероприятий, хотя в городе есть Драмматический Театр (заработавший, кстати, в 1942 году — вот как тогда заботились о развитии культуры). Теперь же на этом театре лежит печать постмодерна, что, конечно, удручает.

Школа носит статус базовой, курируется администрацией района и области, поэтому проблема закрытия, несмотря на небольшое количество учащихся не стоит, а вот ближайшую к нам деревенскую школу с этого года закрывают.

Километрах в десяти от нашей деревни находится поселение, которое представляет собой поле, примерно в 100 га, на границе леса и реки, поделенное на участки по 1- 2 га. Место очень красивое, живописное. Организовалось это поселение, как содружество людей, желающих жить семьями в своих Родовых поместьях, в близости с природой, в дружеском общении с соседями — единомышленниками, причём, жить круглый год, с детьми, создавая, по возможности, собственную инфраструктуру, в том числе и школу. Но на пути всех этих хороших замыслов возникли препятствия — плохой подъезд, отсутствие электричества, как следствие — мало постоянных жителей (5 семей, 1 — с детьми, большинство приезжают на летний сезон), и недостаточная сплочённость поселенцев, так что пока всё осталось на уровне замыслов.

Так вот, в одной из семей, проживающих там постоянно, три дочери, старшей из которых 11 лет. Ближайшую деревенскую школу она посещает несколько раз за учебный год для аттестации, при этом, находясь полностью на домашнем обучении, поскольку, во-первых, все необходимые знания она получает с помощью родителей — у мамы два высшых образования, и учебников, а во-вторых, добираться оттуда зимой до школы по бездорожью очень трудно. Девочка умненькая, любит читать и вообще склонна к самообразованию, ну а проблема общения в семье с тремя детьми так остро не стоит.

Условия проживания у них очень простые, «без излишеств», но этим летом глава семейства установил во дворе ветрогенератор, так что появилось «своё» электричества. Многие поселенцы пользуются солнечными батареями с аккумуляторами — тоже вариант.

В июле мы побывали в поселении на детском празднике, какие проводятся там каджый год. Собралось человек 40 вместе с детьми и приглашёнными гостями. Очень понравилась царившая там тёплая, радостная атмосфера: с большим удовольствием дети и взрослые играли в «ручеёк», плели венки из полевых цветов, прыгали через костёр, играли в волейбол, слушали песни под гитару, водили хоровод, а вечером ребята пускали по реке, заранее сделанные своими руками и украшенные зажжёнными свечками, кораблики — было очень красиво

На летние каникулы к нам в деревню приезжают соседские дети — дачники, и весёлая компания целыми днями проводит время в разных забавах, главной из которых, к сожалению, всё же являются компьютерные игры, благо ещё, что у них есть возможность свободно проводить время на улице, на природе — строить домик — убежище, играть в футбол, купаться в пруду, ловить мелкую рыбку для кота, помочь папе в каких-то мужских делах, собрать в саду опавшие яблоки и т. д.

Зимой из развлечений остаётся только катание на запряжённой в санки собаке Рыське, да лыжные прогулки всей семьёй в лесу, когда стоит хорошая, солнечная погода. Правда, по накатанной нами лыжне редко удаётся проехать больше двух раз — после каждого снегопада приходится её обновлять, ведь других-то лыжников нет.

Сына забираю из школы часов в 5 — 6 вечера — после секций и продлёнки, где он делает письменные уроки и общается с ребятами. Компьютерные игры строго ограничеваем по времени и только после всех сделанных дел, а их хватает: В обязанности сына входит доставлять на тачке или санках дрова из поленницы на веранду, чистить снегоуборкой снег на подъездной дороге после сильных снегопадов — а это метров 70 от ворот до дома, растапливать голландскую печку в сильные морозы, когда котёл не справляется, а также, на нём лежит заготовка хвойных веток для коз и доставка их с помощью Рыськи, запряжённой во вместительные санки — и работа и развлечение. Такой круг обязанностей воспитывает в ребёнке чувство ответственности, собственной нужности и значимости в жизни семьи. Мне кажется, это очень важно, особенно для будущего мужчины. Кроме того, живя на своей земле, ребёнок привыкает трудиться, учится любить и понимать природу, животных и получает истинное представление о жизни и об окружающем мире.

Они не играют в компьютерные игры не потому, что нет компьютеров, им просто некогда.

Деревенских детей редко возят на экскурсии, некоторые из них ни разу не были в городе, их редко балуют мороженым и еще реже - диковинными заморскими фруктами, но зато они ловко орудуют и топором, и гаечным ключом, сызмальства умеют запрячь лошадь, завести трактор, а повзрослев, и подменить отца в поле.

На дискотеки Иван пешком не ходит, это не в его принципах, хоть она и находится в трехстах метрах от его дома. Несмотря на свои восемь лет, он пользуется только личным транспортом. Таковым для него является лошадь Зорька. Он садится на нее верхом и едет к бывшему детскому саду, который колхоз содержать не в состоянии, и председатель отдал его на откуп деревенской ребятне. Лошадь Иван привязывает к забору, а сам идет на пляски.

Но тешится недолго. И не только потому, что старшие ребята прогоняют малышню домой до полуночи. Главным образом потому, что завтра в четыре утра им с Зорькой вставать на работу. Пока не появились оводы, которых тут называют слепнями и которые кусают злее иной собаки, они с отцом окучивают картошку. Отец за плугом, а Иван водит лошадь по борозде. Потом, немного вздремнув, он с братом и сестрой идет ворошить сено на луг. Пока оно сушится, можно искупаться в речке. Это единственная дневная радость. После сено надо скопнать - не дай Бог, ночью пойдет дождь. Лишь вечером, когда спадет жара и спрячутся надоевшие слепни, можно поиграть со сверстниками в машинки или войнушку, а затем опять в седло и - на дискотеку.

Деревенские дети не играют в компьютерные игры не потому, что их нет, им просто некогда. Они порой не понимают своих городских сверстников и иногда им кажется, что те говорят на каком-то другом языке.

Но они взрослее городских, самостоятельнее, открытее и работнее. У них, может быть, меньше знаний, но больше практических навыков.

Летом надо прополоть и полить грядки, присмотреть за младшими братишками и сестренками, загнать скотину во двор, а потом - сенокос, уборка картошки, заготовка березовых веников для бани, сбор грибов и ягод. Зимой после школы помимо домашнего задания надо накормить скотину, расчистить тропку от снега, присмотреть за младшими, принести дров, затопить печь, наносить воды, набрать из подвала картошки, помочь матери управиться на ферме, а потом - заготовка дров: надо их вместе с отцом нарубить в лесу, привезти, распилить, расколоть, уложить в поленницу. Порой приходится отрабатывать и родительские грехи. Помню, Ванька целый день помогал на покосе другой семье.

Вань, - спрашиваю я его, - неужели бескорыстно? Или тебе заплатили чем?

Да нет, батька вчера у них бутылку взял в долг, вот я и отрабатывал, - чистосердечно признался он.

Был и другой забавный случай. Мне нужно было вспахать огород, и я пошел к соседу, возле дома которого стоял трактор с плугами.

Не может он, - сказала жена, - с похмелья мается. Я сейчас сына подошлю.

А хорошо ли он вспашет? - встревожился я.

Не бойся, он уже не первый год пашет.

Действительно, через некоторое время в открытые ворота ко мне во двор въехал трактор, за рычагами которого сидел парнишка лет шестнадцати. Вспахал быстро и мастерски. Настало время расчета.

Тебе деньгами или как? - спросил я, будучи уверен, что паренек возьмет деньги.

Да нет, лучше водкой.

Так ты, я знаю, не пьешь.

Да не мне, батьке. У него после вчерашнего голова трещит.

В самостоятельной жизни они осваиваются быстрее своих городских сверстников.

Многие страдают от пьянства родителей. Чаще пьет только отец, но иногда и мать, тогда совсем беда. Потому ребятишки рано приучаются не только выполнять всю домашнюю работу, но и к выпивке тоже.

Но бывают исключения.

Помню, в небольшом селе Сестренки Тамбовской области познакомился я с семьей, в которой было... 16 ребятишек.

Когда я говорю кому, сколько у меня детей, люди за голову хватаются. А когда летом выйдем на луг, я покуриваю, а сыновья - один за другим - косят, то соседи начинают завидовать. Я говорю: так родите, вырастите, воспитайте... Сам никому не завидую.

Так говорил глава семейства - невысокий, щупленький мужичонка Михаил Петрович Чичунов. Михаил Петрович - тракторист по профессии. Жена его Раиса Григорьевна нигде не работала - детей воспитывала. Для нее дети изначально были центром вселенной, смыслом жизни. Вопрос ли кто какой задаст, возникнут ли проблемы в школе - все отбрасывала в сторону. Отмахивалась не от детей - от работы, откладывая ее на ночь.

Никогда никого пальцем не тронула. Считает: словом учить надо. И учила. Вначале старших. А уж старшие - младших. Так один за другим и выросли.

Ведь главное что? Привить интерес, - делился житейским опытом Михаил Петрович. - Вот, допустим, учу я их играть в шахматы. Если все время буду выигрывать, ребенок заскучает. Значит, надо поддаться. Пока он в силу не войдет. Пока интерес мастерством не станет. А там уж он сам начнет развиваться.

Заметим, это говорит тракторист, который любой двигатель с закрытыми глазами переберет и сынов этому обучил, но ведь и педагог!

Тем выразительнее смотрится на общем фоне пример многодетной крестьянской семьи с Тамбовщины.

Абортов ведь тогда не делали, - как бы оправдывается Раиса Григорьевна Чичунова, - строго было, судили за это.

Так грех, - говорю, - аборт-то.

Да кто знает, что грех, что нет. Оттуда еще никто не вернулся - ни грешный, ни праведный. Я вот иной раз подумаю: дети выросли хорошие, не пьют, не курят, все получили образование, старшие живут в достатке и согласии - вот для меня и рай. Теперь подольше бы прожить в уме и здравии - больше ничего не надо...

Дети действительно выросли хорошие. Старшие получили высшее или среднее специальное образование, младшие доучиваются в школе. Все как на подбор - вышли ростом и лицом, живут в ладу друг с другом и миром. Старшие работают на хороших должностях, имеют свои семьи, детей. Первые внуки Чичуновых бегали на дискотеки вместе с их младшими детьми. Хотя Чичуновы тоже никогда не купались в достатке, но и бедными не были. Дети их имели все, что и в других семьях. И игры всякие, и книжки-тетрадки, и красивую одежку-обувку, и мотоциклы, но все это не выпрошено у чиновников собеса, не пожертвовано кем-то, а заработано. Разумеется, на совхозную зарплату даже в более благополучные времена было не прожить. Жили в основном своим хозяйством. Сажали огород, растили скотину. Много скотины. Часть - для себя, часть - на продажу. Отец спрашивал подрастающего сына: «Мотоцикл (магнитофон, обновку) хочешь?» «Хочу». «Бери бычка и выращивай». И брали. И выращивали. Но и цену копейке тоже знали. Придя из школы, не сядут за стол в выходной одежде, не бросят ее как попало, и мотоцикл грязным в сарай не поставят.

Какого чиновника винить, если дети в городских семьях с большим достатком так не воспитаны, если не привыкли ценить чужой труд, потому как не постигли цену труда собственного, ибо выросли с сознанием того, что все им обязаны.

Когда я в своей деревне занимаюсь какой-то работой, Ванька с друзьями обязательно прибегут ко мне.

Дядя Саша, мы поможем.

Я угощаю их конфетами, раздаю подарки, привезенные из города, а они мне рассказывают все деревенские новости. Потом, смотрю, Ванька тащит банку молока.

Мамка послала. Сказала: денег не надо.

Я ставлю банку в холодные сени, а сам возвращаюсь к грядкам. Ванюшка тут же, но не крутится под ногами, а садится рядом и начинает полоть.

Вань, погулял бы лучше, - гоню я его.

Да ну, - отмахивается он, продолжая выдергивать сорняки.

А вот за стол в обед садиться наотрез отказывается.

Так ведь ты ж работал, - пробую его уговорить.

Но он непреклонен. Соглашается лишь взять кусок торта, и то не для себя, а для сестренки.

А этим летом он уже работал на полную катушку. Прицеплял к своей Зорьке грабли и сгребал сено у всех, кто попросит. Кто рассчитывался сладостями, а кто и деньгами, поэтому Ваня чувствовал себя богатым человеком, и когда я его фотографировал, попросил:

Дядя Саша, ты мне привези фотку-то, я куплю...

Какое-то время по соседству со мной купила дом другая московская семья. Сам хозяин был родом из этих мест, а вот жена его, коренная москвичка, деревни боялась панически. Звонила мне, спрашивала:

А если я привезу своего мальчика, там на него плохо не повлияют?

Да, - говорю, - город скорее испортит деревню, чем деревня город…

«Мама, а это курица? А ты ее готовишь? А ей уже не больно?.. Точно не больно? А мы ее убили?», - ох, вопросы трехлетнего сына иногда заводят на такие задворки сознания! Нет, сынок, курицу мы купили в магазине. Ей уже не больно. Кошмар какой-то!

Вспоминая себя в его возрасте и чуть старше, я понимаю, что дети проще и честнее относятся к жизни, да и к смерти – тоже. Сейчас я не задаю себе вопросов типа «откуда берется еда», - а он задает. И если сказать ему, что еда берется в магазине – это не будет правдой. И если сейчас я скажу ему так – то он всю жизнь будет именно так думать. Он вырастет потребителем, который вызовет «мужа на час» чтобы прибить гвоздь, отгонит машину в сервис, наймет бригаду таджиков, чтобы построить дом, а сам, своими руками не будет уметь… ничего!

Осенью мы втроем ездили в поселок детства моего мужа в Ивановской области, и жили там в частном доме, куда воду нужно было носить из колонки, а печь топить дровами. За те 1,5 недели, что мы провели в деревне, мой ребенок изменился до неузнаваемости. Куда-то делись все его капризы, он стал в три раза спокойнее и в два – прожорливее (в городе у нас вечная проблема аппетита, и даже долгие прогулки не могут ее решить). Истерики по поводу покупки новой игрушки заменились задумчивым созерцанием и настоящим участием в окружающей действительности. Дома я такое наблюдаю у него только в моменты, когда он помогает мне мыть посуду или пол.

Особенно сыну нравилось возить к роднику тачку с пустой канистрой для воды. Путь неблизкий, а тачка – с него ростом. Но помогать было нельзя. Никак. Это было очень серьезно, и все он должен был сделать сам. Только на обратном пути мог доверить драгоценную тачку папе. Бабушка топила печку и становилось понятно, откуда берется тепло в доме. В саду созрел небывалый урожай яблок – их нужно было собрать, и он чувствовал себя настоящим помощником, мужчиной, без которого я бы одна никак не справилась.

Ерунда, что дети растут от летнего солнца и витаминов. Они растут, когда мы им не мешаем и когда им есть, КУДА расти! В городе их окружают столь многочисленные «нельзя» и «надо так, и никак иначе», что они очень скоро заполняют все это пространство, и начинают бунтовать. Не отсюда ли – многочисленные кризисы – одного года, трех лет, семи лет?!

Мы носимся со своими детьми, думая, как развить их мелкую моторику и речевые способности, определяя их на многочисленные занятия по разным методикам – Монтессори, Радуга, Вальдорф… что будет модно следующем году? Однако, когда чадо тянется к песку и камешкам на дороге, или подбирает ветки и шишки в парке – мы кричим – «не трогай, нельзя, положи на место, они грязные». Когда тянется к собаке или кошке… Когда хочет пробежаться по луже, пусть даже в резиновых сапогах… ну и чего же нам ждать от них после этого?

Недавно мы с сыном были у детского аллерголога. Я ему говорю – направьте нас сдать кровь, не можем определить аллерген. А он мне – это «развод на бабки». Покупая продукты в магазине, вы никак не сможете проверить, есть там аллергены или нет. К примеру, в куриных яйцах (на белок у ребенка аллергии нет, но есть на «химию»). Купили яйцо с оранжевым желтком – рано радуетесь – уже на завтра на коже выступит результат такого «деревенского» продукта из супермаркета.
В общем, я все больше и больше убеждаюсь в том, что моему ребенку лет этак до шести точно будет более полезно и приятно жить в деревне. Для меня мои деревенские воспоминания – одни из самых светлых в жизни. И не только летние. Так странно – уже в шесть-семь лет я могла совершенно одна пойти гулять с нашей немецкой овчаркой Лайной на заснеженное поле недалеко от дома. Сейчас это кажется фантастикой – отпустить шестилетку гулять в одиночестве!

Одна моя знакомая, мама троих детей 10,7 и 3 лет, говорит, что она каждую осень сталкивается в проблемой перестройки восприятия действительности в сторону опасности. Все лето в деревне дети могут играть где угодно, пойти в гости в соседний дом, вообще находиться дальше, чем три метра от мамы. С приездом в город все меняется, отовсюду сквозит потенциальная опасность, и ведь опасность вполне оправданная. Вот и начинаются многочисленные «нельзя», которые сведены к необходимому минимуму для деревенского малыша.

Плюсы жизни в деревне для ребенка, казалось бы, налицо. Из минусов любого родителя прежде всего волнует вопрос образования и обучения, с которыми, как известно, не везде дела обстоят хорошо. Вот что я узнала на протяжении примерно полугода, в течение которых мы с разных сторон подбирались к идее ПМЖ в деревне. Прежде всего меня интересовал вопрос детского сада (сыну сейчас три года), потом – школы и досуга.

В большинстве детских садов программа примерно одинаковая. Но я глубоко убеждена, что хороший воспитатель, подходящий именно вашему ребенку даже в городе – большая редкость и вопрос лотереи. Думаю, при прочих равных условиях в деревне больше шансов заметить какие-либо нехорошие тенденции, так как все всех знают. Страшилки про детский сад были всегда и везде. Но в городе ребенок еще и болеет значительно чаще, чем в деревне, на свежем воздухе. Думаю, что главная проблема сельских детских садов даже не в их «плохом качестве», которое на поверку оказывается точно таким же, как в муниципальном городском садике, а в том, что их массово закрывают по причине небольшого количества детей.

В момент переселения на пмж в деревню меня, как и любого здравомыслящего родителя волновали вопросы. «Куда я, собственно, тащу детей? (ужас, ужас) Что они там будут делать? Чем заниматься? Не надоест ли им? Понравится ли? Где учиться? С кем общаться? А как же кружки, секции и т.д. Театры, музеи и прочие культурно-массовые мероприятия?))



Теперь на вопрос: «А чем занимаются дети в деревне?» Если коротко, я отвечаю: «Зимой их не вытащить из снега, а летом из …. грязи».))

Сейчас вспоминая распорядок дня, нашей жизни в городе, начинаю чувствовать, как волосы встают дыбом, и пробегает холодок: «Как я могла так жить?» Бррр

Как было в городе.

Когда младшая пошла в школу, старшего пришлось перевести в ту же школу. Раньше он учился в другой школе, но младшую туда не взяли, когда пришла пора. Разрываться между двумя школами я физически не смогла бы. Младшая (первый класс) училась в первую смену, старший (третий класс) во вторую. Первая смена совсем не обязательно кончалась, когда начиналась вторая. Т.е. сдать одного и, забрать другого одномоментно было не реально. Школа в трёх остановках от дома. Отпустить ребёнка одного на газели в школу мне и в страшном сне не приходило в голову. Т.е. за ручку туда-обратно каждого персонально. На делание домашнего задания с каждым уходило по 2 – 3 часа. В классе 29 человек. У преподавателя по два класса. Заниматься с ребёнком персонально ей некогда. Материал в голову ребёнка не укладывался. Младшая тихо начинала ненавидеть школу. Это в первом то классе!!! На моё замечание преподавателю, что девочка неправильно держит ручку, я получила сочувственное: «Да! Я ей говорила!» Т.е. ставить руку девочке ей и в голову не пришло. Старший скатился на двойки. Вплоть до угрозы оставления на второй год. И тоже начинал потихоньку ненавидеть школу. Делание домашнего задания превратилось в каторгу для всех участников. Со слезами, психами и полным нежеланием вообще что-либо учить.

2. Кружки, секции.

Какие кружки и секции? Если на учёбу не хватало сил и времени.

3. Прогулки. Досуг.

Смотрим пункт выше. Плюс к тому же я не выпущу ребёнка одного на улицу погулять. Т.е. . Для примера прогулка на велосипедах. Выглядела так. Берём велики, детей, грузим их в машину. Едем в . Выгружаем детей и велики. Они катаются по лесу. Мы с мужем гуляем. Замечательно!) Потом в обратном порядке и домой.

4. Театры, музеи случались не чаще трех-четырёх раз в год по причине нехватки времени или денег.

Так стало в деревне.

Дети в школу ходят сами, как мы в стародавние времена)). Я не трачу своё время на метание по газелям с доставкой и забором детей. Ребёнок идёт в школу пешочком не по каменным, пыльным, опасным джунглям. Шприцы под ногами вокруг школы не хрустят. Если он чего сотворит неправильного по пути в школу, я всегда получу информацию из первых уст от бдительных бабулек). В классе по 5-7 человек. Да. Иногда детей сажают сразу из двух разных классов вместе и параллельно ведут урок. Но, пока мне в этом видятся только плюсы такого обучения). В первое время я удивлялась, почему мои ребЁнки) делают все домашние задания (О чудо! Без моего участия!) за каких-то полчаса. Пошла задавать вопросы в школу. «Так мы весь материал на уроке проходим!» И опросить успевают всех и домашнее задание сделать там же. В результате сейчас я участия в учебном процессе принимаю по минимуму. Дети учатся на 4-5. Были сомнения насчёт уровня подачи материала. Нет, всё в порядке с подачей. Просто он (материал) . Нервы мы по поводу учёбы больше не мотаем. К школе относимся спокойно. С самооценкой всё наладилось. Есть, конечно, корявости в местном образовании, но они не критичны. И в каких школах их нет?

2.Кружки, секции.

Кружки тут есть. С городскими они сравнения, конечно не выдержат. Дочка ходит на все. Нет не на все. На какие успевает. Ходила на лепку к отличному керамисту. Но бросила. Сейчас ходит на литературный кружок (вчера заняла третье место в районе по какому-то там конкурсу)) – гордая и довольная. И на кружок шитья – ведёт замечательнейшая мастер по квилту. Делают красивейшие вещи. По вечерам можно ходить в школьный спортзал. Баскетбол, волейбол, бадминтон. Совершенно бесплатно).

3. Прогулки. Досуг.

Случаются). Даже чаще, чем при жизни в городе.

И конечно детки несут посильную нагрузку по хозяйству. Старший помогает в строительстве, дровах, кормлении животных и прочих мужских работах. Младшая доит коз.

Отмечу одну особенность. Приехавшие к нам в гости «городские» мамочки начинают впадать в состояние паники буквально через три минуты после исчезновения из поля зрения ребёнка. Не зависимо от возраста ребёнка. Хоть пяти, хоть пятнадцати лет. Приходится успокаивать и убеждать, что ничего страшного с чадом не происходит и всё будет в порядке.

Вот нескоко картинок из сельской жизни наших деток.
Это дорога в школу. Т.е. путь пролегает по «лесной тропинке». Иди себе, наслаждайся.


Периодически дочь после школы врывается в с воплем: «Мама! Скорее иди смотреть! Там такое небо, облако, дерево и т.д.» Однажды вваливается: «Мама! Скорее! Там такие тридэшные облака!»


Сами делают чучелок на Масленицу. Вот одна из последних моделей и довольные авторы.


Вот предыдущая

Помогает папе копать фундамент.


А можно просто посидеть теплым апрельским днём на стоге сена.


Или пообщаться с… «ФУ!» козлом. И не такой уж он и «ФУ».


Посидеть на берегу. Посмотреть на воду.


Или потусить.


Оседлать лошадь.


И покататься

Так и живём. А здесь спим.


Шутка!) Это мы на реконструкцию ездили смотреть. Там можно было посидеть на экспонатах.
Пока я вижу больше плюсов, чем минусов в выращивании)) детей в сельской местности. Свободы здесь больше. И спокойствия.



  • Разделы сайта