Военные машины прошлого: тенсионные и торсионные орудия. Древнеримский скорпион. Попытка реконструкции

Мы узнали, что вся военная инженерия человечества началась с изобретения самых базовых метательных орудий — пращи и лука. Но это — только начало пути: пришло время отправиться во времена античных культур.

Современная история считает, что впервые массово использовать военные машины стали греки. Существует теория, что изобретателями самых первых машин являлись ассирийцы, а греки лишь позаимствовали технологию позднее, но официального подтверждения ей нет до сих пор. Ранние прототипы военной машинерии работали по принципу обычного лука, а потому их называют тенсионными (от англ. tension — «натяжение») или не-торсионными (non-torsion).

Тенсионные военные машины

В прошлый раз мы говорили о том, что самым популярным метательным оружием ранних цивилизаций был лук, сочетавший в себе простоту изготовления и высокую поражающую способность. Одним из главных недостатков лука была необходимость удерживать тетиву в натянутом состоянии для более точного прицеливания. Тем, кто хоть раз держал в руках современный спортивный лук, известно, что это требует приложения значительных усилий и немалой крепости рук. Гастрофет брюшной лук », иногда гастра фет), самое раннее из известных упоминаний о котором относится к полису Сиракузы V-IV века до нашей эры, решил проблему. Это был уже не лук, но полноценный арбалет: длинный приклад с широким раструбом удобно упирался в живот, после чего стрелок взводил тетиву с помощью двух планок, верхней (выступающей и гладкой) и нижней (зубчатой, играющей роль фиксатора тетивы). Самострел стрелял короткими (40−60 см) болтами с гранеными наконечниками из металла.

Герон Александрийский, описавший в своей работе принцип действия этого сложного механического устройства, утверждал, что Дионисий Старший, правивший в то время Сиракузами и находящийся в войне с могущественным Карфагеном, собрал в городе настоящее конструкторское бюро из лучших инженеров своего времени. Конечно, в силу трудоемкости изготовления оружие не стало так же популярно, как лук. Как бы то ни было, у него был существенный плюс: как и в случае самострела более поздних эпох, для владения гастрофетом не требовалось мастерство лучника и долгие, изнурительные тренировки — в случае необходимости любой мог воспользоваться мощным и весьма дальнобойным оружием.


Со временем гастрофет эволюционировал в оксибелес , или станковый лук . Он увеличился в размерах, а его плечи стали более широкими и тугими. Не являясь больше ручным оружием, оксибелес устанавливался на подставку и служил в качестве стационарной огневой точки при обороне и осаде укреплений. В дальнейшем стрельба по настильной траектории уступила стрельбе по траектории баллистической. И так мы подходим к новому классу боевых машин — торсионным орудиям.

История баллисты



Долгое время баллиста называлась катапультой, а катапульта — баллистой, и лишь примерно в VI веке нашей эры ученые вдруг поменяли их местами. Стоит также отметить, что в некоторых трудах словом «баллиста» обозначается обычный стреломет — что, разумеется, вносит еще больше сумятицы в и без того не самую стройную классификацию. Сам термин «баллиста » происходит от греческого βαλλειν — «бросать». Если в случае тенсионных машин принцип действия основан на сгибании плечей лука, то торсионные предполагают использование энергии скручивания канатов, которые обычно плели из жил скота, а также конского и даже человеческого волоса. Толстые канаты обеспечивали большую надежность, а использование энергии скручивания делало стрельбу более удобной и прицельной, не говоря уже о повышении мощности самого выстрела.

Конструкция метательных механизмов претерпела серьезные изменения. Теперь основой служил уже не лук, а рычаг, соединенный с витым канатом. Появилась рама, которая выступала в качестве крепления для канатов и связующего звена между пусковым механизмом и ложем. Здесь берет свое начало первое серьезное разделение торсионных машин на палинтоны (иначе «катапелтай петроболос », камнеметы) и эвтитоны (греч. «стреломет »). Согласно древнеримскому автору Витрувию, жившему в I веке до н.э., «…Баллиста, способная бросать камни в 0,6 кг, должна иметь размер отверстия для скрученного жгута шириной в 5 пальцев; для камней 1,1 кг — шесть пальцев; для камней 1,7 кг — семь пальцев; для камней 3,3 кг — восемь пальцев; для камней 6,5 кг — десять пальцев; для камней 13 кг — двенадцать пальцев и 9/16-х; для камней 26 кг — пятнадцать пальцев… Закрутка жгута осуществляется до такой степени, когда жгут после удара по нему рукой издает ровный мелодичный звук по всей длине, такой же звук должен быть в другом жгуте… »

Легендарная «архимедова баллиста» могла, по словам древнегреческого писателя Афинея, метать камни в 3 таланта (примерно 78 кг) на один стадий, то есть на 170 метров!

Сведения о дальнобойности баллист также разнятся. Согласно Флавию, осаждающие Иерусалим римляне метали пресловутые 30-килограммовые булыжники на расстояние аж до 360 метров. В 305 году до н.э. Деметрий разрушал городские стены с помощью баллист того же калибра, но они метали камни куда скромнее — на вдвое меньшую дистанцию.

Мобильная артиллерия


Принято считать, что торсионное орудие — инструмент сугубо стационарный и эффективен лишь во время обороны или осады крепостей. Но это не так: на вооружении Рима уже в I веке до н.э. находилось внушительное количество мобильных боевых машин. Карробаллиста — облегченный вариант стационарного торсионного стреломета, который устанавливался на повозку. Их ставили на возвышении по периметру временных лагерей; кроме того, карробаллисты (римляне называли баллисты-эвритоны скорпионами ) даже устанавливались позади тяжеловооруженной пехоты. Их эффективность в бою у многих вызывает весьма ожидаемые вопросы: для обслуживания баллисты требовалось порядка 10−11 человек, при этом ее скорострельность в условиях реального боя оставляла желать лучшего. Однако принимая во внимание то, что на легион приходилось целых 60 карробаллист, а также тот факт, что выпущенный из нее снаряд легко останавливал всадника на полном скаку, использование мобильных торсионных машин выглядит более чем оправданным.

Палинтоны, как стационарные, так и нет, обладали еще одним существенным преимуществом: они использовали в качестве снарядов камни, самый распространенный полевой ресурс в любой точке мира (исключая, разве что, пустыни и морские просторы). Закрепленный на подвижном штативе, позволявшем поворачивать и наклонять оружие, палинтон позволял с высокой точностью осыпать вражескую пехоту и конницу градом булыжников — в некоторых ситуациях это было куда проще и эффективнее использования тех же скорпионов. К тому же, прицельная стрельба камнями одинаково хорошо работает как против крупных скоплений живой силы, так и против крепостных стен.

Скорпион и палинтон — две основные схемы баллисты, которые просуществовали более тысячи лет. Европейцы активно использовали их вплоть до XVI века, но с появлением более эффективной пороховой артиллерии популярность торсионных орудий пошла на спад.


Напоследок хотелось бы рассказать о еще одном детище хитроумной античной инженерии. Александрийский изобретатель Дионисий разработал достойную альтернативу китайскому скорострельному арбалету чу-ко-ну — полибол . С помощью специального механизма для подачи стрел и зубчатого колеса эта скорострельная баллиста могла, судя по всему, метать снаряды со скоростью арбалета. Конечно, при этом пришлось пожертвовать значительной частью поражающей мощи. Увы, это сыграло критическую роль: вкупе со сложностью изготовления, эта машина таки и не стала образцом для массового производства и была скорее фактором устрашения, нежели эффективным средством ведения боевых действий.


Заключение

На этом наш рассказ о тенсионных и торсионных военных машинах подходит к концу. В следующий раз рассмотрим гравитационные механизмы, которые тоже сыграли важнейшую роль в истории мировых войн.

Старинные метательные машины и механизмы мне нравились и привлекали к себе внимание с детства. Насколько я себя помню, первое знакомство с баллистами и катапультами произошло при просмотре детских мультфильмов наподобие «Коля, Оля и Архимед». Положительные герои при помощи хитроумных и сложных приспособлений мужественно отражали атаки неприятеля. Это вдохновляло, влекло к себе, вызывало уважение к людям, их придумавших и создавших. И, конечно, не стоит сбрасывать со счетов любовь и интерес мальчиков к технике.


Следующий этап - пластмассовые модели-конструкторы (типа современной «Звезды»). Мне родители подарили три набора для сборки таких машин: баллисту, онагр, стреломет.

Потом помню передачу по каналу «Дискавери», в которой две команды взрослых дядь и теть на огромной металлической свалке строили модели баллисты и требюшета. Резка металла, сварка, удачные ракурсы получившихся конструкций, проведение испытаний сразу же после сборки моделей. В общем, очередное «подкрепление и повторение» пройденного материала, только уже в иной форме.

Потом появился Интернет. Одними из первых запросов, которые я вбирал в поисковых системах, было что-то типа «стреломет фотографии», «баллиста чертежи». Шел этап накопления информации и анализа увиденного. И, по прошествии нескольких месяцев, резонно встал вопрос: а что же получится у меня? Что я могу придумать и воплотить в реальности?

Проектирование и сборка

В итоге, я пришел примерно вот к такому проекту:

Было решено делать базовую модель торсионного стреломета. Линейные размеры таких устройств, насколько я помню, были стандартизированы. Единицей масштабирования служила длина стрелы.

Я выбрал длину стрелы чуть меньше метра. Начал чертить и детализировать сборку, переводить пропорции и отношения размеров в метры и миллиметры. Получалось быстро и несложно (спасибо древним римлянам и историкам/реконструкторам/переводчикам). Нашел столяра, который согласился воплотить все мои пожелания в дереве. Детали я заказывал с таким расчетом, чтобы иметь возможность собрать всю конструкцию дома, в квартире. Каких-либо вспомогательных помещений и мастерской у меня не было.

И вот знаменательный момент: в комнате лежит набор из 15-20 штук заготовок из сосны и дуба. Так же немного железа (спусковой механизм и обвязка торсионов). Есть и пятьдесят метров альпинисткой веревки толщиной 10 мм и усилием на разрыв около 2000 кг.

О сборке всего вместе стоит рассказать отдельно. Это был мой первый более менее серьезный опыт плотницких работ средней сложности. Клей ПВА, струбцины - «нет, не слышал». Гвоздями сбивать все вместе я все таки не решился, выбор был отдан шурупам. Я купил отвертку (свою первую отвертку!) наподобие тех которые применяются для выкручивания/закручивания винтиков в компьютерной технике и пробовал вкрутить ей 100-120 мм саморез в сосну без предварительного сверления отверстия. Попытка эта, конечно же окончилась неудачей. К второму раунду я приступил с дрелью и обновленной отверткой с крестовой рукояткой (которой можно было создать намного большее усилие). Сверло было одно и его диаметр я подобрал неправильно. Более-менее спорно и быстро дело пошло лишь после того, как я вспомнил, что длинные шурупы рекомендуют смазывать маслом, чтобы они легче входили в древесину. Шуруповерты в то время были мало распространены и стоили баснословных денег. В общем, сборка была успешно произведена.

(фотография не моя, взята из Интернета, но она очень точно передает то, как я собирал стреломет дома)

Чтобы стреломет мог метать снаряды - нужно обеспечить достаточно большое натяжение волокон в торсионах. Для этого во времена Рима (да и всеми остальными последователи) делались специальные приспособления. Но я не до конца осознал этот момент, начал придумывать свою «хитрую схему». В результате натянуть пятнадцать-двадцать витков веревки (суммарным усилием на разрыв не менее чем в 30-40 тонн) мне не удалось. Так же было мало опыта в метании стрел, общей работе и взаимодействии механизмов и приспособлений в «скорпионе». О скорострельности, удобстве пользования и транспортировке я задумывался очень поверхностно. Самих метательных снарядов вообще не было (то, что использовалось в качестве стрел стыдно и показывать).

Испытания

Но, тем не менее, была сделана версия 0.9.0 - и начался этап «боевого нагрузочного тестирования». Среди знакомых-единомышленников была собрана команда помощников-испытателей. Для перевозки и транспортирования стреломета на полигон (и обратно) использовался общественный (!) транспорт: метро, автобус. Часть пути (примерно 1-1,5 км в одну сторону) все детали мы нести на руках (!). Сейчас все это звучит, конечно, дико. Но что было - то было.

Результаты стрельб можно назвать посредственными, на «троечку» по пятибальной шкале. В «плюс» можно занести работоспособность отдельных частей и механизмов, общую историческую достоверность. В «минус» - дальше чем на 30-40 метров тяжелая стрела не летела. Сила натяжения на тетиве составляла не более 14-16 килограммов.

У одного из участников тех пострелушек был цифровой фотоаппарат (большая редкость в те годы). Получился неплохой фотоотчет об мероприятии.

«Путевка в жизнь»

Около полугода набор компонентов пылился на балконе и загромождал проход. Совершенно случайно я познакомился с ребятами из клуба ролевиков-реконструкторов, чьей специализацией был именно Древний Рим. Я с огромным облегчением на сердце и поющей душей передал стреломет им в собственность. То, что было недостатком для меня (малая дальность стрельбы и небольшая сила натяжения) - оказалось достоинством для них. Для участия в играх «скорпион» подходил идеально. Команда, которая привозила на поле боя подобные метательные машины, имела бонусы и преференции в процессе игр, во время обороны и штурме крепостей. А большие габариты и вес стреломета компенсировались большим количеством сильных мужских рабочих рук в команде. Для организации выездов на полигон в то время уже применялась аренда грузопассажирского автомобиля, на котором доставлялась на полигон вода, провиант, бивачное и воинское снаряжение.

«Скорпион» командой был доработан, покрашен. Была изменена система перезарядки, перемотаны тросы на торсионах, сделано более устойчивое основание и добавлена возможность наводки на цель в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Выводы и заключения

Самым главным для себя считаю то, что проект оказался нужным и полезным, вписался в современные реалии и не стал кучкой дров на свалке. Цели и задачи постройки стреломета поменялись в процессе его создания и эксплуатации. Я рад тому, что все удачно завершилось.

Если бы я снова сейчас приступил к подобному проекту, я бы выбрал в два-три раза меньший масштаб модели. Это бы упростило и удешевило бы конструкцию. Было бы намного проще все транспортировать и эксплуатировать. Общая масса бы значительно снизилась. Особое внимание я бы сейчас уделил «мелочам»: сделал бы накладки и крепеж максимально историчным, применил бы оббивку металлом отдельных узлов (в декоративно-прикладных целях), тщательно подошел бы к окраске всех частей (деревянных и металлических).

Считаю, что можно достигнуть дальности стрельбы в 150-200 метров снарядом весом в 50-70 грамм для модели в масштабе 1:2 - 1:3 (масштаб приведен относительно текущей модели стреломета). Для достижения такого результата надо более тщательно подойти проектированию и реализации узла натяжения торсионов.




Вооружение



Рис. 1 и 2 . Ворон и манипуларий


Слева – абордажный трап "ворон" (вид сбоку, вид спереди). Справа – римский легионер, главная ударная сила корабля (морские пехотинцы именовались "манипулариями" и "либурнариями")


Главным оружием римского корабля были морские пехотинцы. Если греки и эллинистические государства в качестве основного тактического приема использовали по большей части таранный удар, то римляне еще в Первую Пуническую войну сделали ставку на решительный абордажный бой. Римские manipularii (морские пехотинцы) имели отменные боевые качества. Карфагеняне, полагавшиеся на скорость и маневренность своих кораблей, располагали более искусными моряками, но не смогли противопоставить римлянам аналогичных солдат. Сперва ими было проиграно морское сражение при Милах, а несколько лет спустя римские квинкверемы, оснащенные абордажными "воронами", сокрушили карфагенский флот при Эгатских островах.


Со времен Первой Пунической войны штурмовой трап-"ворон" (лат.corvus ) становится почти неотъемлемым атрибутом римских кораблей первого класса. "Ворон" представлял собой штурмовой трап особой конструкции, имел десять метров в длину и около 1,8 в ширину. "Вороном" он назван из-за характерной клювообразной формы большого железного крюка (см. рисунок), находившегося на нижней поверхности штурмового трапа. Или протаранив неприятельское судно, или просто переломав ему весла в скользящем ударе, римский корабль резко опускал "ворон", который пробивал своим стальным крюком палубу и накрепко в ней застревал. Римская морская пехота обнажала мечи... А после этого, как обычно выражаются римские авторы, "все решала личная доблесть и рвение воинов, желающих отличиться в бою на глазах у своих начальников".


Несмотря на противоречащий не только здравому смыслу, но и первоисточникам скепсис отдельных исследователей, едва ли подлежит сомнению факт использования на кораблях римского флота метательных машин.


Например, в "Гражданских войнах" Аппиана (V, 119) находим: "Когда назначенный день наступил, при громких криках бой начался с состязания гребцов, бросавших как машинами, так и руками камни, зажигательные снаряды, стрелы . Затем и сами суда стали разбивать друг друга, ударяя или в бока, или в эпотиды – выдававшиеся спереди брусья, – или в носовую часть, где удар был сильнее всего и где он, сбрасывая экипаж, делал корабль неспособным к действию. Некоторые суда, проплывая мимо, осыпали друг друга снарядами и копьями." (курсивы мои – А.З.)


Этот и несколько других фрагментов античных авторов позволяют заключить, что метательные машины, с IV в. до н.э. получившие широкое распространение в сухопутных армиях развитых государств Античности, использовались также и на эллинистических, и на римских кораблях. При этом, однако, дискутивным остается вопрос о масштабах применения этого плода "высоких технологий" Античности.


По своим весо-габаритным характеристикам и по точности стрельбы наиболее пригодными для использования на палубных или полупалубных кораблях любых классов видятся легкие торсионные двухплечевые стрелометы ("скорпионы").



Рис. 3 . Скорпион, наиболее распространенная артиллерийская установка римского флота


Далее, применение таких устройств как гарпакс (см. ниже), а также обстрел неприятельских кораблей и береговых укреплений каменными, свинцовыми и зажигательными ядрами были бы невозможны без применения более тяжелых двухплечевых торсионных стрело- и камнеметов – баллист. Конечно, трудности прицельной стрельбы с качающейся платформы (которой является любой корабль), значительная масса и габариты ограничивают вероятный спектр типов римских кораблей, на которых была бы возможна установка баллист. Однако, на таких типах, как, скажем, эннеры и децемремы, которые представляли собой именно специальные плавучие артиллерийские платформы, баллисты представить себе не столь уж трудно.



Рис. 4 . Баллиста


Последнее относится и к онагру – одноплечевому торсионному камнемету. Есть все основания полагать, что если онагры и использовались в качестве палубной артиллерии, то лишь для обстрела наземных целей. Заметим, что изображенный на рис. 5 корабельный онагр снабжен колесами в первую очередь не ради того, чтобы возить его с места на место. Напротив, установленные на палубах сверхтяжелых римских кораблей онагры наверняка закреплялись канатами, хотя и не наглухо, а с определенными допусками, как во многих случаях и позднейшая пороховая корабельная артиллерия. Колеса онагра, как и колеса станков позднейших средневековых требюше служили для компенсации сильного опрокидывающего момента, возникавшего в момент выстрела.



Рис. 5. Онагр


Колеса у палубных онагров скорее всего служили для компенсации опрокидывающего момента, возникающего в момент выстрела. Также обратим внимание на крючья, изображенные в передней части станка. За них должны были заводиться канаты, удерживающие онагр на месте во время качки.


Наиболее интересной метательной машиной, которая могла использоваться в римском флоте, следует признать полибол – полуавтоматический стреломет, представляющий собой усовершенствованный скорпион. Если верить описаниям, эта машина вела непрерывную стрельбу стрелами, подающимися из" магазина", расположенного над направляющим ложем. Цепная передача, приводившаяся в действие вращением ворота, одновременно взводила полибол, натягивая тетиву, подавала в ложе стрелу из "магазина" и, на очередном обороте, спускала тетиву. Таким образом, полибол можно признать даже полностью автоматическим оружием с принудительной механикой перезарядки (кстати, некоторые современные многоствольные малокалиберные пушки тоже имеют полупринудительную автоматику: кроме энергии пороховых газов, в них используются также внешние электроприводы).



Рис. 6 . Полибол (полуавтоматический стреломет)


Для огневой поддержки римляне также использовали наемных критских лучников, которые славились своей меткостью и замечательными зажигательными стрелами ("malleoli" ).


Кроме стрел, копий, камней и окованных железом бревен римские корабельные баллисты также стреляли тяжелыми железными гарпунами-гарпаксами (лат. harpax ). Наконечник гарпакса имел хитроумную конструкцию. После проникновения в корпус неприятельского корабля он раскрывался, так что извлечь гарпакс обратно было практически невозможно. Таким образом, супостата "арканили" желательно сразу с двух-трех кораблей и переходили к излюбленному тактическому приему: собственно, абордажному бою.



Рис. 7 . Гарпакс (harpax


Вверху – гарпакс, общий вид. Внизу – наконечник гарпакса, раскрывшийся после пробития обшивки.


По поводу гарпакса Аппиан сообщает следующее: "Агриппа придумал так называемый гарпакс – пятифутовое бревно, обитое железом и снабженное с обоих концов кольцами. На одном из колец висел гарпакс, железный крюк, к другому же было прикреплено множество мелких канатов, которые при помощи машин тянули гарпакс, когда он, будучи брошен катапультой, зацеплял вражеский корабль.



Но более всего отличался гарпакс, сбрасывавшийся на корабли благодаря своей легкости с большого расстояния и зацеплявшийся всякий раз, когда канаты с силой тянули его назад. Обрубить его для подвергшихся нападению было трудно, так как он был окован железом; длина же его делала и канаты недоступными для того, чтобы их обрубить. Ввиду того что орудие введено было в действие впервые, то не придумали еще таких мер против него, как серпы, насаженные на древки. Единственное средство, какое могли придумать против гарпакса, ввиду неожиданности его появления, – двигаться в противоположном направлении, давая задний ход. Но так как то же самое делали и противники, силы же гребцов были равны, гарпакс продолжал делать свое дело. " ["Гражданские войны", V, 118-119 ]

Несмотря на все описанные технические и артиллерийские изыски, таран (лат.rostrum ) являлся куда более надежным и мощным оружием корабля, чем баллисты и скорпионы.


Тараны изготовлялись из железа или бронзы и, как правило, использовались в паре. Большой таран (собственно рострум) в форме высокого плоского трезубца находился под водой и был предназначен для сокрушения подводной части неприятельского корабля. Рострум весил очень и очень порядочно. Например, найденный израильскими археологами бронзовый таран с греческой биремы затянул на 400 кг. Легко себе представить, сколько весили рострумы римских квинкверем.


Рис. 8. Таран (rostrum)


Малый таран (проемболон ) находился над водой и имел форму бараньей, свиной, крокодильей головы. Этот второй, малый, таран служил буфером, препятствующим а) разрушению форштевня корабля при соударении с бортом вражеского судна; б) чересчур глубокому проникновению рострума в корпус неприятельского корабля.


Последнее могло иметь печальные последствия для атакующего. Таран мог застрять во вражеском корпусе и атакующий полностью терял маневренность. Если вражеский корабль горел, можно было сгореть с ним за компанию. Если же вражеский корабль тонул, то можно было в лучшем случае остаться без тарана, а в худшем – утонуть вместе с ним.


Весьма экзотичным оружием был так называемый "дельфин". Он представлял собой большой продолговатый камень или свинцовый слиток, который перед боем подымали на вершину мачты или на специальный выстрел (то есть на длинную поворотную балку с блоком и лебедкой). Когда неприятельский корабль оказывался в непосредственной близости, мачту (выстрел) заваливали так, чтобы она оказалась над супостатом, и обрубали трос, удерживающий "дельфина". Тяжелая болванка падала вниз, ломая палубу, скамьи гребцов и/или днище неприятельского корабля.


Считается, впрочем, что "дельфин" был эффективен только против беспалубных судов, поскольку лишь в этом случае он мог пробить днище и утопить вражеский корабль. Иными словами, "дельфин" мог использоваться против пиратских фелюк или либурн, но не при столкновении с кораблем первого класса. По этой причине "дельфин" был скорее атрибутом невооруженного купеческого судна, чем римской триеры или квадриремы, и без того вооруженных до зубов.


Наконец, на римских кораблях использовались различные зажигательные средства, к которым относились т.н. "жаровни" и сифоны.


"Жаровни" представляли собой обычные ведра, в которые непосредственно перед боем заливали горючую жидкость и поджигали ее. Затем "жаровню" подвешивали на конец длинного багра или выстрела. Таким образом, "жаровня" выносилась на пять-семь метров вперед по курсу корабля, что позволяло опорожнить ведро с горючей жидкостью на палубу неприятельского корабля еще до того, как проемболон и/или таран входили в соприкосновение не только с бортом, но даже с веслами супостата.


Именно при помощи "жаровен" римляне прорвались сквозь строй сирийского флота в битве при Панорме (190 г. до н.э.).



Рис. 9. Рручной огнемет (слева) и огнеметный сифон (справа)


Сифон был изобретен ок. 300 г. до н.э. неким греком из Александрии. Сифон – это ручное оружие: труба, наполненная маслом. Масло поджигается и им якобы можно вовсю поливать вражеское судно. Увы, как и в случае с ручным огнеметом для "греческого огня", не вполне ясен физический принцип действия оружия (равно как и толком не известен химсостав горючих смесей). Кстати, упомянутый огнемет был пущен в ход аж в VIII в. н.э. и, строго говоря не римлянами, а ромеями, сиречь византийскими греками. (Подробнее см. "Дромоны" и "Греческий огонь" .)



Тактика римского флота была проста и высоко эффективна. Начиная сближение с неприятельским флотом, римляне засыпали его градом зажигательных стрел и других снарядов из метательных машин. Затем, сблизившись вплотную, топили корабли неприятеля таранными ударами или сваливались в абордаж. Тактическое искусство заключалось в том, чтобы, энергично маневрируя, атаковать один вражеский корабль двумя-тремя своими и тем самым создать подавляющий численный перевес в абордажном бою. Когда неприятель вел интенсивный встречный огонь из своих метательных машин, римская морская пехота строилась черепахой (как это показано на рисунке триремы на предыдущей странице), пережидая смертоносный град.



Рис. 10. Черепаха


На рисунке изображена римская центурия, штурмующая неприятельское укрепление в строе черепахи".


Если погода благоприятствовала и в наличии имелись "жаровни" – римляне могли попытаться сжечь вражеские корабли, не вступая в абордажный бой.


Если численное преимущество было на стороне противника, римляне стремились уклониться от боя, то есть попросту говоря – бежать.

Античные метательные орудия, которые делали древние греки и римляне, — предки современной артиллерии.

Вот так могли выглядеть небольшие корабельные и крепостные баллисты ранней Античности

Единственный выстрел. Сделанная по заказу «Би-би-си» 8,5-тонная баллиста выстрелила всего раз, после чего пошла трещинами

Двухплечевые торсионные баллисты. Два типа античных баллист с плечами, движущимися по внешнему радиусу (слева), и по внутреннему радиусу (справа)

Самая загадочная метательная машина

Осадные орудия, которые мы видим в фильмах о Древнем Риме, — это, как правило, онагры — одноплечевые камнеметы…

…Между тем о конструкции этого оружия до нас не дошло практически никакой достоверной информации

Античная хиробаллистра. Это орудие, младшая сестра древнегреческих баллист, идеально подходило для военных действий позднеримских времен, когда легионы вели подвижные войны против мобильных отрядов варваров

Небольшие размеры позволяли возить эти орудия в войсковых обозах, а мощности вполне хватало, чтобы произвести сильное впечатление на противников, не имевших тяжелого вооружения

Ручная хиробаллистра — своеобразный античный арбалет. Никаких документальных свидетельств существования подобного оружия не найдено. Тем не менее их активно изготавливают исторические реконструкторы, добиваясь при стрельбе впечатляющих результатов

Древние греки впервые применили научный подход к познанию окружающего мира и начали внедрять полученные знания в жизнь, прежде всего в практику военного дела. Им принадлежит авторство в создании первых механических метательных машин, многократно умноживших мускульную силу человека. Точнее, таких первичных очагов военно-технической науки было два, в Греции и Китае, но именно греческая полиоркетика («искусство осады и обороны городов») развивалась наиболее интенсивно и стала базисом современной военной техники. Греческое первенство в создании военных машин сохранялось на протяжении всей Античности и даже перешло, через Византию, в Средние века.

Римляне не изобрели каких-либо принципиально новых машин, но смогли переработать греческое наследие и найти наиболее эффективные методы его использования. Они отказались от некоторых проектов, таких как гастрофет, полибол и сверхтяжелые баллисты, сочтя их неоправданно сложными и дорогостоящими, но значительно усовершенствовали технологии, которые отвечали требованиям тактики их легионов. Если греки были авторами техники артиллерии, то римлян можно назвать создателями артиллерийской организации.

Древняя артиллерия

Ранняя римская артиллерия (II в. до н.э. — I в. н.э.) была идентичной артиллерии эллинистических государств и предназначалась почти исключительно для флота, а также осады и обороны крепостей. Разбивать прочные каменные стены она не могла (для этого по‑прежнему использовались таран и подкоп), но сбивала с них зубцы и башенки вместе с защитниками, успешно справлялась с деревянными укреплениями и деморализовала толпы варваров. Использование в полевых сражениях отмечается в единичных специфических случаях, в основном при обороне или атаке полевого лагеря, для очистки моста от неприятеля и подготовки высадки десанта. Это и понятно — ранние римские машины были громоздкими. В состав легионов они не входили, а придавались им для решения каких-либо частных задач.

Торсионы

По конструкции все машины были торсионными, то есть вместо дуги лука имели два вертикально установленных и вставленных в деревянные рамы мотка скрученных жил или веревок из волоса с вставленными в них деревянными плечами. Позднее на торсионные рамы стали надевать латунные колпаки для защиты от непогоды (намокшие жилы или волосы теряют упругость). Плечи соединяла тетива, которая натягивалась при помощи ворота и удерживалась клешневидным спусковым устройством. Все орудие в сборке было установлено на деревянном станке, снабженном желобом-направляющей для первичного движения снаряда.

Сохранялось и древнегреческое деление на баллисты-камнеметы, обычно более массивные, и катапульты-стрелометы, имевшие в римской армии прозвище «скорпион». С точки зрения конструкции баллисты были палинтонами, катапульты — эвтитонами. Этими терминами древние греки обозначали конструкции, несколько отличавшиеся друг от друга характером размещения плечей по отношению к торсионам и торсионной раме — у более простого по конструкции эвтитона угол поворота плечей составляет 30−35 градусов, у палинтона — до 60 градусов, что обеспечивает бóльшую силу метания. Специалисты полагают, что эти схемы были созданы по образцам обычного и двояковыгнутого луков.

Машины эти систематизировались по калибру, которым служил диаметр отверстия в раме, через которое продевался торсион. Например, согласно трактату Витрувия, римского архитектора и инженера, жившего во 2-й половине I в. до н.э., баллиста, метающая двухфунтовые камни (655 г), должна иметь калибр 5 пальцев-дигитов (92,5 мм), для метания 10-фунтовых (3,27 кг) камней — 8 дигитов (148 мм) и т. д. , причем верхним пределом являлись 360-фунтовые орудия (118 кг) с калибром полтора фута (444 мм). Верхний предел был дан с явным запасом, поскольку археологические исследования в местах боевых операций Гая Юлия Цезаря в Галлии обнаруживают в основном ядра весом 4−8 кг, а также трех- или четырехгранные наконечники стрел для катапульт предположительно длиной 70−80 см. Согласно так называемому числу Филона, вес торсиона камнеметов должен был примерно в 25 раз превышать вес снаряда.

Впрочем, в осадах крупных городов с каменными стенами могли использоваться и по-настоящему тяжелые машины. Так, древнееврейский историк Иосиф Флавий в своем сочинении «Иудейская война», посвященном восстанию иудеев против власти римлян и, в частности, осаде Иерусалима в 70 году н.э., упоминает баллисты, способные метать камни весом в талант (26 кг) на два стадия (370 м). Если вес снаряда представляется вполне возможным, то дальнобойность явно преувеличена. В самом метании на два стадия ничего странного нет, но едва ли было возможно метать на такое расстояние столь тяжелые снаряды.

В советское время исследователь П. Львов провел теоретические расчеты предположительных размеров античных баллист и катапульт. У него получилось, что при начальной скорости полета снаряда около 45 м/с и дальности 100−150 метров (при стрельбе под углом возвышения 20 градусов) камнемет для пятикилограммовых камней должен иметь массу около 600 кг и силу натяжения 416 кгс (при вороте с передаточным отношением 1:4 его легко взведут два человека), а для 25-килограммовых камней — массу около 3 тонн и силу натяжения 1216 кгс (в этом случае на вороте должны работать четыре человека). Практически одноталантовую баллисту попытались реконструировать по заказу Би-би-си в 2000 году; она весила 8,5 тонны при высоте 8,4 метра и длине 12 метров, смогла метнуть 26-килограммовое ядро только на 85 метров, после чего пошла трещинами. Однако у античных мастеров опыта в таких делах было больше, поэтому они могли добиваться лучших результатов.

С одним плечом

Примерно со времени правления императора-завоевателя Траяна (98−117) изобразительные и письменные источники, касающиеся метательных машин, отражают происшедшие в этой сфере значительные изменения.

Прежде всего, появляется одноплечевой камнемет, именуемый «онагром». Изобретен он был еще древними греками (впервые упомянут в трактате математика Филона ок. 200 года до н.э. под названием «монанкон», то есть «однорукий»), но затем на три столетия ушел в небытие. Видимо, его сочли менее эффективным, чем более мощные и точные двухплечевые баллисты. Но со времен Траяна простота и дешевизна онагра оказались более важны. Как полагают исследователи, до середины III века баллиста и онагр сосуществовали, а затем онагр остался единственным тяжелым камнеметом.

О причинах таких изменений можно только догадываться. Вероятно, тяжелая осадная техника была долго не востребована, что привело к известной утрате мастерства. Изготовление большой двухплечевой машины сопряжено со значительными сложностями. В частности, необходимо сбалансировать два торсиона, чтобы они имели равную мощность, — с маленькой машиной этого не столь трудно добиться «методом тыка», но, если в каждом торсионе сотни килограммов, задача резко усложняется и цена ошибки становится велика. Онагр же с единственным торсионом могут изготовить и отладить специалисты средней квалификации. Между прочим, это подтверждается и современными реконструкциями — существует много успешных реконструкций онагра и единственная малоудачная реконструкция тяжелой баллисты, о которой речь шла выше.

Античная тачанка

Другим важным нововведением стал легкий стреломет, именуемый «ручной баллистой» («хиробаллистра» по‑гречески, «манубаллиста» на латыни). Установленная на двухколесной повозке, она именовалась «карробаллистой». К середине III века это орудие вытеснило старый «скорпион». Главным его отличием стало использование полностью железной торсионной рамы, что позволило сделать манубаллисту более легким, компактным, мобильным и надежным оружием. Конструктивно манубаллиста была палинтоном, то есть в ней была использована более сложная и испытывающая большие нагрузки схема, которая прежде применялась только в тяжелых камнеметах-баллистах. В результате к IV веку баллистами стали именовать легкие стрелометы, то есть терминология полностью поменяла свое значение.

Когда-то в этот период, между II и IV веками, произошли и организационные изменения в использовании артиллерии. Она была впервые включена в штат легионов. Согласно труду римского военного историка IV—V вв. еков Флавия Вегеция Рената «Краткое изложение военного дела», в каждом легионе было 10 когорт и 55 центурий (первая когорта была вдвое больше остальных), каждой когорте придавался один онагр, каждой центурии — одна карробаллиста. Для обслуживания карробаллисты выделялось одиннадцать человек, однако, как полагают, только двое из них непосредственно вели стрельбу, а остальные девять отвечали за ремонт, охрану, мулов и т. д. Теперь карробаллисты помещались в 5-й шеренге легиона и участвовали во всех полевых сражениях.

Онагр

Античных изображений онагра не сохранилось, в основном сведения об этом устройстве содержатся в достаточно темном отрывке из «Римской истории» (Res gestae) римского историка Аммиана Марцеллина (ок. 330 — ок. 395). Предполагается, что один мощный торсион располагался горизонтально в массивной станине, в него было вставлено плечо с пращой, останавливалось оно специальным отбойником с подушкой. При каждом выстреле станина испытывала мощнейшее сотрясение, что плохо сказывалось на долговечности орудия. Натягивался онагр воротом с вставными рычагами.

Крупнейшая из реконструкций онагра принадлежит Ральфу Пейн-Галлвею (конец XIX века), его двухтонное устройство метало камень весом 3,6 кг на 460 м при использовании пращи и на 330 м (то есть на 30% меньше) в «ложечном» варианте. Снаряд весом в один талант (26 кг) оно метало бы метров на семьдесят по идеальной баллистической траектории, которую, впрочем, было бы трудно обеспечить. Согласно исследованиям другого реконструктора, датчанина П.В. Хансена, более-менее прицельная дальность выстрела онагра составляет 130−150 м.

Однако с некоторых пор исследователи стали обращать внимание, что «классическая» реконструкция онагра притянута за уши к описанию Марцеллина: пытаясь преодолеть разные технические проблемы, Пейн-Галлвей и авторы других реконструкций весьма далеко отошли от текста. Так что нет уверенности, что их онагры являются подлинной реконструкцией римского образца, а не плодами их собственного технического воображения. Некоторые более поздние авторы, например француз Фонтен, те же самые латинские термины Марцеллина поняли иначе.

Смелее всех оказался отечественный исследователь Ильдар Каюмов, высказавший в 2005 году предположение, что рама онагра была на самом деле вертикальной и метательное плечо останавливалось в своей пяточной части распоркой или даже гибким канатом поперек рамы, а не ударом пращевой части об отбойник. На данную мысль его натолкнули как минимум три средневековых изображения онагрообразных машин, которые могли быть воспроизведением не дошедших до нас античных изображений. При всей необычности гипотеза Каюмова не расходится с описанием Марцеллина и другими упоминаниями одноплечевых машин. Однако пока еще научное сообщество не вынесло вердикт по поводу такой схемы, и до сих пор не существует реконструкций, которые на практике подтвердили бы или опровергли ее реализуемость.

Хиробаллистра

«Ручной баллисте» посвящен дошедший до нас относительно подробный по античным меркам трактат псевдо-Герона Cheiroballistra (хотя время его написания точно определить не удалось), и имеются несколько изображений этого орудия на знаменитой колонне Траяна в Риме, что позволяет датировать его примерно 100 годом н.э. Крупный вклад в понимание его конструкции внесли также археологические находки железных торсионных рам и других деталей в позднеримских фортах на территории Румынии, Франции и Марокко.

Некоторые из находок были сделаны еще до начала Второй мировой войны, специалисты-археологи их должным образом описали и включили в каталоги, но не смогли прийти к единому мнению о предназначении этих сложно изогнутых железяк. Только начиная с 70-х годов ХХ века исследователи, знакомые с работами блестящего знатока древнегреческой и древнеримской артиллерии Эрика Уильяма Марсдена, смогли их извлечь из запасников и идентифицировать.

На рисунке внизу изображены наиболее ответственные детали манубаллисты: торсионная, или натяжная, рама (кампестрия), в которую вставлялся торсион; распорка между двумя торсионами (камарион), использовавшаяся и как прицел (для этого на ней сделан изгиб); «чашки» для закрутки торсионов сверху и снизу (модиолусы).

Однако конструкция «ручной баллисты» также породила споры, не разрешенные и по сей день. Прежде всего, возник вопрос о степени портативности этого орудия. Связан он с высказыванием Флавия Вегеция Рената, согласно которому манубаллистарии, вместе с аркубаллистариями (то есть арбалетчиками), располагались прямо в строю легиона. Но возможно ли создать версию торсионной машины, пригодную для использования непосредственно с рук?

Известны две реконструкции такого рода, основанные на принципе гастрофета, когда машина взводится нажиманием животом на дуговой упор. Первую, весом 12,24 кг, создал исследователь древнего оружия А. Драхманн. Его помощник, наваливаясь на упор и одновременно подтягиваясь за специальные ручки, смог развить выдающуюся силу взвода в 159 кгс, но так и не натянул тетиву до конца. Тем не менее стрела весом 42,5 г пролетела 301 метр — хороший результат. Вторую реконструкцию в 2000 году сделал испанец Айтор Ириарте. Его образец весит всего 9 кг.

Однако большинство реконструкторов, возглавляемые А. Уилкинсом, считают эти опусы Драхманна и Ириарте чистой самодеятельностью, отходящей от исторической правды. При этом они ссылаются на однозначное указание Вегеция, что «скорпионами называлось то, что теперь мы называем ручными баллистами». По их мнению, манубаллиста была чисто станковым устройством, даже если один человек и мог снять раму со станка и перенести в другое место при необходимости. Собственная реконструкция Уилкинса, сделанная по схеме Марсдена, показала превосходную надежность и эффективность: 80-граммовый болт, запущенный под углом 35 градусов, пролетал 206 метров, а с расстояния 50 метров пробивал двухмиллиметровую стальную пластину, соответствующую по толщине нагруднику античных и средневековых воинов. Сила натяжения составила 335 кгс. Вес получился великоват, 27 кг, но при большем ремесленном опыте его можно было бы существенно снизить.

Принципиально другую схему предложил Ильдар Каюмов; по его мнению, у хиробаллистры плечи были повернуты не наружу, а внутрь, как у еще одного мощного средневекового дальнобойного метательного орудия спрингалда. Эта схема также не противоречит источникам, но нуждается в дополнительной оценке.

Силы быстрого реагирования

История римской артиллерии довольно неоднозначна — военная техника не совершенствовалась последовательно и неуклонно, а менялась в соответствии с историческими событиями. Исследователи констатируют упадок камнеметной техники в позднеримский период. На смену огромным двухплечевым баллистам с торсионами по 600−700 кг весом, метавшим 26-килограммовые ядра с большой точностью, пришли довольно примитивные онагры, рассчитанные на стрельбу преимущественно ядрами небольшого размера весом по 2−5 кг.

Вероятно, этот шаг назад в развитии артиллерии был связан со сменой приоритетов. В раннюю эпоху Древний Рим завоевывал высокоразвитые государства, что требовало мощной осадной техники. Это были разовые и концентрированные кампании, поэтому осадная техника могла производиться и использоваться централизованно — ее было мало, но она была совершенна и, соответственно, стоила огромных деньг — легко ли собрать и обработать полтонны коровьих жил или веревок из конского или женского волоса?

В поздние же времена «городских» соперников у Рима не осталось — разве что Парфия и сменившее ее Новоперсидское царство на востоке, но отношения с этими государствами были относительно стабильны. На первый план вышла долговременная оборона протяженных пограничных укреплений от варварских племен. Машин требовалось много, производиться они должны были на местах, где трудно было найти хороших специалистов, но и тактико-технические требования резко снизились. В принципе, простой дешевый онагр был достаточен, чтобы впечатлить и разогнать толпу варваров или снести частокол, окружавший их убогие поселки.

Напротив, стрелометная техника непрерывно развивалась и достигла наивысшего совершенства к концу IV века. Беспримерное сочетание мощности и портативности позволяло использовать ее в мобильных «силах быстрого реагирования».

Как бы там ни было, именно Древний Рим дал первый в истории человечества пример длительного и систематического технологического и организационного развития военной техники и, в частности, артиллерии. И пример этот не пропал втуне — античные военные трактаты продолжали переписываться в Средние века и, когда общество вновь созрело для этого, побудили человеческую мысль к новым свершениям «на ниве Марса и Минервы».

Страница 7

Метательные машины

Рисунок 16 Скорпион, наиболее распространенная артиллерийская установка римского флота

Рисунок 17 Баллиста, тяжелый эвтитон римского флота

Рисунок 18 Онагр, тяжелый палинтон римского флота

Рисунок 19 Полуавтоматический палинтон (полибол), квинтэссенция инженерного гения Античности

Рисунок 20 Абордажный гарпун (вверху), ручной огнемёт (посередине), огнемётный сифон (внизу)

Наиболее интересной метательной машиной, использовавшейся в римском флоте, следует признать полибол - полуавтоматический камнемёт, представляющий собой усовершенствованный палинтон. Если верить описаниям, эта машина могла вести непрерывную стрельбу небольшими каменными ядрами (4 кг.), подающимися из «магазина», расположенного над направляющим ложем. Цепная передача, приводившаяся в действие вращением ворота, одновременно взводила полибол, натягивая тетиву, подавала в ложе ядро из «магазина» и, на очередном обороте, спускала тетиву. Таким образом, полибол можно признать даже полностью автоматическим оружием с принудительной механикой автоматики (кстати, некоторые современные многоствольные малокалиберные пушки тоже имеют полупринудительную автоматику: кроме энергии пороховых газов, в них используются также внешние электроприводы).

Аналогичные машины, но более крупные и предназначенные для стрельбы зажигательными стрелами, использовались в береговых батареях.

Для огневой поддержки римляне также использовали наёмных критских лучников, которые славились своей меткостью и замечательными зажигательными стрелами с романтическим названием "malleoli". Кроме стрел, копий, камней и окованных железом брёвен римские корабельные баллисты также стреляли тяжёлыми железными гарпунами (лат. harpax). Наконечник гарпуна имел хитроумную конструкцию. После проникновения в корпус неприятельского корабля он раскрывался, так что извлечь гарпун обратно было практически невозможно. Таким образом, вражеский корабль «арканили» желательно сразу с двух-трёх кораблей и переходили к излюбленному тактическому приёму: собственно, абордажному бою.

См. также раздел «Метательные и осадные машины».

Таран

Несмотря на все описанные технические и артиллерийские изыски, таран(лат. rostrum) являлся куда более надёжным и мощным оружием корабля, чем баллисты и скорпионы.

Тараны изготовлялись из железа или бронзы и, как правило, использовались в паре. Большой таран (собственно рострум) в форме высокого плоского трезубца находился под водой и был предназначен для сокрушения подводной части неприятельского корабля. Рострум весил очень и очень порядочно. Например, найденный израильскими археологами бронзовый таран с греческой биремы весит более 400 кг. Можно представить, сколько весили рострумы римских квинквирем.

Малый таран (проемболон) находился над водой и имел форму бараньей, свиной, крокодильей головы. Этот второй, малый, таран служил буфером, препятствующим

а) разрушению форштевня корабля при соударении с бортом вражеского судна;

б) чересчур глубокому проникновению рострума в корпус неприятельского корабля.

Последнее могло иметь печальные последствия для атакующего. Таран мог застрять во вражеском корпусе и атакующий полностью терял маневренность. Если вражеский корабль горел, атакующий корабль мог сгореть с ним вместе. Если же вражеский корабль тонул, то можно было остаться без тарана, или затонуть вместе с ним.

Весьма забавным и очень грубым оружием был так называемый «дельфин».«Дельфин» представлял собой большой продолговатый камень или свинцовый слиток, который перед боем подымали на вершину мачты или на специальный выстрел (то есть на длинную поворотную балку с блоком и лебёдкой). Когда неприятельский корабль оказывался в непосредственной близости, мачту (выстрел) заваливали так, чтобы она оказалась над противником, и обрубали трос, удерживающий «дельфина»…

Считается, впрочем, что «дельфин» был эффективен только против беспалубных судов, поскольку лишь в этом случае он мог пробить днище и утопить вражеский корабль. Иными словами, «дельфин» мог использоваться против пиратских фелюк или либурн, но не при столкновении с кораблем первого класса. По этой причине «дельфин» был скорее атрибутом невооруженного купеческого судна, чем римской триеры или квадриремы.

Зажигательные средства

А «вооруженность до зубов» римских кораблей обретала свою энтелехию в зажигательных средствах, к которым относились «жаровни»и сифоны.

"Жаровни" представляли собой обычные вёдра, в которые непосредственно перед боем заливали горючую жидкость и поджигали её. Затем «жаровню» подвешивали на конец длинного багра или выстрела (см. выше), который находился метрах в пяти-семи перед носом корабля. Когда выстрел оказывался над палубой неприятеля, ведро опорожнялось либо самоопрокидом, либо для этой цели дёргали за верёвочку. Именно при помощи этого оружия римляне прорвались сквозь блокаду сирийского флота в битве при Панорме (190 г. до н.э.).

Сифон был изобретен около 300 г. до н.э. неким греком из Александрии. Сифон – это ручное оружие, труба, наполненная маслом. До сих пор, как и в случае с ручным огнемётом для «греческого огня» не понятен физический принцип действия оружия и не известен химсостав горючих смесей.

Тактика римского флота

Тактика римского флота была проста и высоко эффективна. Начиная сближение с неприятельским флотом, римляне засыпали его градом зажигательных стрел и других снарядов из метательных машин. Затем, сблизившись вплотную, топили корабли неприятеля таранными ударами или сваливались в абордаж. Тактическое искусство заключалось в том, чтобы, энергично маневрируя, атаковать один вражеский корабль двумя-тремя своими и тем самым создать подавляющий численный перевес в абордажном бою. Когда неприятель вёл интенсивный встречный огонь из своих метательных машин, римская морская пехота строилась черепахой, пережидая смертоносный град.

Если погода благоприятствовала, и в наличии имелись «жаровни» – римляне могли попытаться сжечь вражеские корабли, не вступая в абордажный бой.

Если численное преимущество было на стороне противника, римляне стремились уклониться от боя. Удавалось это далеко не всегда, да.

Метательные и осадные машины

Устройство и классификация метательных машин

С названиями метательных машин в научной литературе царит неразбериха. На то есть несколько причин:

· путаница между греческими и латинскими названиями;

· смешивание названий метательных машин вообще (катапульта) с названиями отдельных видов (баллиста, онагр);

· туманное изложение технических вопросов у античных авторов;

В данной работе приводится только классификация всего многообразия устройств и механизмов, которое на классической латыни именуется емким термином tormenta.

Гастрафеты увеличенные луки (неторсионные машины); в зависимости от конструкции, могут метать как камни, так и стрелы; все гастрафеты по определению являются машинами двухплечевыми.

Эвтитоны двухплечевые стрелометы, использующие пучки жил/волос (торсионные машины); к эвтитонам, в частности, относятся греческая хайробаллиста, римские скорпионы и средневековые карробаллисты.



  • Разделы сайта