Влияние физических упражнений на организм подростка. Влияние физических упражнений на организм ребёнка. Физкультура и здоровье в жизни человека

НИПК и КРО

Кафедра физической культуры и спорта

ПЛАН

1. Введение

2. Влияние оздоровительной физической культуры на организм

3. Физические упражнения и ритм жизни школьников

3.1. О режиме дня

3.2. Гигиена умственного труда

3.3. Правила питания

3.4. О привычках вредных и полезных

4. Двигательная активность

5. Заключение

6. Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня обостряется проблема о сохранении и улучшении здоровья современных школьников . Всем известно, что успеваемость и качество выполняемой работы в школе напрямую зависит от самочувствия школьника,

от состояния его здоровья.

Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал

бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах , независимо от возраста, занимаются физической культурой миллионы людей. Физические тренировки «становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия».

В наши дни всё больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, сенсорным возможностям и некоторым другим физическим качествам . Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности , гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Используемые в теории, методике физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия тренировочных средств и, по существу, являются критерием качественной оценки моторной функции человека. Выделяются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его физические особенности.

Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической тренировки - уменьшение частоты сердечных сокращений в покое как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде.

Помимо выраженного увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки чрезвычайно важен также ее профилактический эффект , связанный с опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.

В любом возрасте, особенно в период интенсивного роста, с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости- показатели жизнеспособности организма. Многочисленные исследования врачей и ученых свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.

ВЛИЯНИЕ ОЗЛОРОВИТЕЛЬНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью , усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат, пластического обмена (прежде всего в мышечной системе).

Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат . Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту - угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Отрицательный аналогичный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки.

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ШКОЛЬНИКОВ.

Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью, поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

3.1. О режиме дня.

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет школьнику выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа - формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям , к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность.

Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного учебного заведения (расписания занятий), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.

В каждом из нас заложены своеобразные биологические часы - счетчики времени, согласно которым организм периодически и в определенных параметрах изменяет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются по нескольким группам. Особое значение среди них имеют суточные , или циркадные , ритмы.

Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура воздуха, увеличивается его влажность , меняется атмосферное давление, интенсивность космического излучения. Эти природные явления в процессе эволюции человека способствовали выработке соответствующих адаптационных изменений в физиологических функциях. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16-20 часам, и понижается ночью.

Например, у большинства людей наименьшая биоэлектрическая активность головного мозга фиксируется в 2-4 часа ночи. Это является одной из причин увеличения числа ошибок при умственном труде поздним вечером и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.

Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 час. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать свой организм большим физическим нагрузкам. Капилляры больше всего расширены в 18 часов (в это время у человека высокая физическая работоспособность), а сужены - в 2 часа ночи.

Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так самая низкая температура тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая - в 17-18 часов. Суточные ритмы отличаются высокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерности, человек может правильнее построить свой режим дня.

Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. Однако с помощью волевых усилий человек в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включаются мощные адаптивные механизмы организма.

Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня. Помимо разумного распорядка дня выделим следующие составные части рационального образа жизни школьника, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правильное питание, сон, оптимальная двигательная активность, избавление от вредных привычек.

3.2. Гигиена умственного труда.

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа : чтение художественной литературы , разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением» , так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У школьников - это повторение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык . В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5-2 часа.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При деятельности такого рода происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Знание приведенной классификации должно помочь школьникам правильно организовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5-2 часа, а при третьем виде умственной деятельности - через 40-50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 10 минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными исследованиями доказана эффективность такого активного отдыха . Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

Немало споров возникает вокруг вопроса об использовании музыки в процессе умственного труда. Венгерский ученый М. Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негромкой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздействие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».

Музыку лучше всего использовать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопроса о включении музыки в процесс умственной деятельности целесообразно учитывать специфику предстоящей работы. Выполнение сложной работы требует тишины , которая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение задач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т. п., то музыка может ускорить её. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не

должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку . Часто приходится наблюдать, как школьники сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклонённым туловищем (на 75-80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за правильностью своей позы, и она станет для вас привычной.

На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

1) Втягиваться в работу постепенно, как после ночного сна, так и после отпуска.

2) Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным учёный считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступает утомление.

3) Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда.

4) Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.

Необходимо организовывать кратковременный отдых, активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями.

3.3. Правильное питание.

Человек издавна использовал питание в качестве одного из важнейших средств для укрепления здоровья. Недаром древнегреческие мудрецы утверждали: человек есть суть того, что ест, а Сенека писал, что умеренное питание повышает умственные способности. Ум, говорил он, тупеет от пресыщения.

Современная наука достигла определенных успехов в изучении вопросов рационального питания . Хорошо известно, что его основу составляют получаемые с пищей белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества.

Белки, или протеины, имеют наибольшее значение для жизнедеятельности организма. Средняя потребность организма в белках составляет 1-1,3 г на килограмм массы тела. Для школьников , активно занимающихся физической культурой и спортом, из-за повышенного расхода энергии потребность в белках возрастает приблизительно в 1,5 раза. В суточный рацион школьника следует включать белки как животного, так и растительного происхождения. Из растительных наибольшей ценностью и биологической активностью обладают белки сои, картофеля, овсянки, гречневой крупы, фасоли, риса.

Жиры - наиболее концентрированный источник энергии. Вместе с тем в организме они выполняют и другие важные функции: совместно с белками образуют структурную основу клеток, защищают организм от переохлаждения, служат естественными источниками витаминов А, Е, Д. Поэтому жиры и особенно их основной компонент - жирные кислоты - являются незаменимой составной частью пищи.

Линолевая кислота находится преимущественно в растительных маслах. Из общего количества жиров, входящих в пищу, рекомендуется потреблять 30-40 % растительных. Потребность организма в жирах составляет примерно 1-1,2 г на килограмм массы. Избыток жиров ведет к появлению излишней массы тела, отложению жировой клетчатки, нарушению обмена веществ.

Углеводы считаются основным источником снабжения организма энергией. Кроме того, они необходимы для нормального функционирования нервной системы, главным образом головного мозга. Доказано, что при интенсивной умственной деятельности расходы углеводов повышаются. Углеводы также играют важную роль в обмене белков, окислении жиров, но их избыток в организме создает жировые отложения.

Теперь немного о витаминах, которые также являются необходимым компонентом питания. Витамины входят в состав ферментов, активизируют обмен веществ, повышают иммунитет человека, его умственную и физическую работоспособность. Большинство витаминов не синтезируется в организме, поэтому в необходимом количестве они должны поступать с нишей.

Особую роль играет витамин С - аскорбиновая кислота. Он принимает активное участие в окислительно-восстановительных процессах, обладает сосудоукрепляющим эффектом, повышает сопротивляемость организма. Витамин С усиливает кроветворную функцию, помогает окислению некоторых промежуточных продуктов обмена, образующихся при выполнении физических нагрузок, нормализует обмен белков и углеводов, улучшает работу нервной системы, печени, повышает устойчивость организма к температурным колебаниям, ускоряет восстановление после физических нагрузок.

Витамин Б (тиамин) необходим для нормальной работы нервной системы, принимает активное участие в обмене веществ. Он нормализует кислотность желудочного сока, повышает иммунитет организма, обеспечивает лучшее использование углеводов. Средняя потребность в витамине В составляет 1,6-2 мг в день, достаточно его содержится в хлебных изделиях грубого помола, пшенной, овсяной и гречневой крупах, в яйцах, мясе.

В организме школьников, регулярно занимающихся физическими упражнениями , при интенсивных физических нагрузках происходит некоторая потеря таких минеральных веществ, как цинк, медь и особенно железо. Поэтому необходимо увеличивать их потребление в питании .

3.4. О привычках полезных и вредных.

Привычки - это форма нашего поведения. Недаром говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она».

Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности , вредные, - наоборот, тормозят ее становление. Привычки чрезвычайно устойчивы.

Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом. Поэтому в школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.

Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным формам проведения свободного времени , как чтение, посещение театров, кино, прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных параметрах времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее, способствуют самосовершенствованию .

Однако в школьные годы возникает немало и вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям . Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.

Среди так называемых факторов риска, вызывающих заболевания сердечно-сосудистой системы, ведущие кардиологи мира курению отводят третье-четвертое место. Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения на основе статистических данных разработал таблицу, по которой можно приблизительно определить, насколько сокращается возможная длительность жизни человека из-за курения. Согласно этой таблице человек 20-25 лет, выкуривающий до 9 сигарет в день, уменьшает срок своей жизни на 4-6 лет, выкуривающий 10-19 сигарет - на 5-7 лет.

Никотин отрицательно действует на железы внутренней секреции, и особенно на надпочечники. Они начинают больше обычного выделять гормон адреналин , излишек которого вызывает сужение сосудов.

У курящих наблюдается также более раннее появление гипертонической болезни, стенокардии. Печален факт распространенности этой привычки у школьников.

Несовместимо курение с регулярными занятиями физической культурой и спортом, поскольку мышечные нагрузки усиливают отрицательное воздействие курения на организм. У курящего спортсмена возникает опасность быстрого развития перенапряжения, более замедленного протекание восстановительных процессов после тренировки. Ухудшается освоение новых двигательных навыков, понижается такое физическое качество, как быстрота. Нужно всеми методами искоренять эту привычку у школьников.

Еще большее зло приносит употребление алкоголя (этилового спирта) в любом его виде (водка , вино, пиво и т. д.). Помимо отрицательного воздействия на биологическую природу человека, он оказывает сильное влияние на его социальную сущность. При постоянном употреблении алкогольных напитков происходит деградация личности, утрачивается служебное положение, разрушается семья. Рассмотрим физиологическое воздействие алкоголя на организм. Попадая в кровь, он действует на мозг и вызывает у большинства людей состояние веселья, повышенного стремления к общению, раскованности. Это одна из причин употребления школьниками (чаще старшеклассниками) алкогольных напитков.

При этом нарушаются восприятие, деятельность двигательных центров мозга и органов равновесия. Из-под контроля выходят примитивные инстинкты. Этим можно объяснить необузданные вспышки гнева, повышенную агрессивность .

Уменьшается также физическая работоспособность, сила мышц, нарушаются двигательные навыки и умения. У некоторых школьников бытует мнение , что небольшие дозы спиртных напитков улучшают аппетит. Мнение это неправильное. Вместо ожидаемой пользы от частых приемов спиртного развивается привыкание к нему, ведущее к алкоголизму. Причем стать хроническим алкоголиком может и человек, пьющий только пиво .

Происходит постепенное «падение» человеческой личности. Причинами его становятся ограниченность интересов, слабоволие, а также безразличие окружающих людей. Жизненно важно для таких людей - включение собственной воли, решительная борьба с этой вредной, калечащей привычкой.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность . Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обуславливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 - 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 - 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9-10 классе меньше, чем в 6-7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу , сидя за партой или учебным столом.

Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника , особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствие гипокинезии проявляется также в сопротивляемости молодого организма простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы . Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека, и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья, если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью .

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. В высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают деятельность желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде , в результате чего увеличивается “жизненная ёмкость” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т. е. служит профилактикой возможных заболеваний. Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких .

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек с неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-З0 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья , за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья , создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т. п.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение физической культуры в развитии здорового образа жизни школьников огромно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Советская система физического воспитания . Под ред. . М.: «Физкультура и спорт», 1975.

2. Настольная книга учителя физической культуры . Под ред. . М.: «Физкультура и спорт», 1998.

3. Психология . Под ред. . М.: «Физкультура и спорт», 1987.

4. Л . А. Лещинский. Берегите здоровье . М.: «Физкультура и спорт», 1995.

Когда дети играют в пятнашки (салки) или занимаются другими физическими активностями, они не только укрепляют свои мышцы, но и становятся умнее. Физические упражнения оказывают множество положительных эффектов на головной мозг не только взрослого человека, но и ребенка. Согласно исследованиям, чем младше ребенок, тем эффективнее это положительное воздействие.

Положительное влияние физических упражнений на мозг вашего ребенка.

Вот лишь малый список преимуществ, которые получает ваш ребенок при физических занятиях:

  • Физические упражнения повышают приток крови к головному мозгу. Кровь доставляет кислород и глюкозу, которые необходимы для повышения концентрации внимания и умственного развития. Физические упражнения способствуют осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая при этом ребенка. Исследования 2007 года доказали, что если ребенок в течение трех месяцев постоянно занимается спортом, это позволяет на 30% увеличить приток крови в ту часть головного мозга, которая отвечает за память и обучаемость.
  • Физические упражнения формируют новые мозговые клетки в той части головного мозга, которая называется зубчатой извилиной и отвечает за память. Ученые утверждают, что физические упражнения стимулируют рост нервов. Люди, которые занимаются спортом на постоянной основе, развивают кратковременную память, обладают быстрой ответной реакцией и имеют высокий уровень творческого потенциала.
  • Исследования доказали, что физические упражнения формируют основной уровень нейротровического фактора головного мозга. Этот фактор способствует разветвлению нервных клеток головного мозга, их объединению и взаимодействию этих клеток друг с другом в новых нейронных путях, которые заставляют вашего ребенка быть открытым к изучению и более активным в стремлении к знаниям.
  • Психологи обнаружили, что ребенок с хорошей физической подготовкой выигрывает в серии познавательных задач, а МРТ показывает значительно большее базальтовое ядро, которое является ключевой частью головного мозга, отвечающей за поддержку внимания, проверку исполнения и возможностью решительно координировать действия и мысли.
  • Независимые исследования обнаружили, что головной мозг ребенка, который ведет активный образ жизни, имеет гиппокамп, превосходящий по размеру гиппокамп ребенка, который не занимается спортом. Гиппокамп и базальновое ядро оказывают влияние на структуру и функции головного мозга.
  • Физические упражнения развивают способности ребенка к изучению. В 2007 году немецкие исследователи обнаружили, что после выполнения физических упражнений люди учили на 20% больше словарных слов.
  • Физические упражнения развивают творческие способности. Эксперимент 2007 года доказал, что 35-минутная пробежка на беговой дорожке с повышением пульса до 120 ударов в минуту улучшает познавательную способность, эффективность мозгового штурма, производительность творческих способностей и оригинальность мыслей.
  • Активности, которые включают балансировку и прыжки, усиливают вестибулярную систему, которая формирует пространственное воображение и умственную активность. Это позволяет заложить основу для чтения и других академических способностей.
  • Стресс разрушает мозг ребенка (). Физические упражнения снижают воздействие стресса, сохраняя мозговую деятельность в равновесии и способствуя балансу между химической, электрической системами органов. Этот эффект очень похож на действие антидепресантов.
  • Ученые установили связь между победами в спортивных состязаниях и академической успеваемостью, проводя исследования среди детей начальных классов. Исследования показали, что дети, которые принимали участие в спортивных мероприятиях, были более уверенны в своих силах, учились работе в команде и лидерству. 81% женщин, которые преуспели в бизнесе, активно принимали участия в спортивных соревнованиях, когда учились в школе.
  • Шведские ученые доказали, что кардио тренировки (бег, прыжки и т.д.) неразрывны с приобретением знаний в детстве. Занятия аэробикой способствуют выработке специального гормона роста и протеина, которые стимулируют работу головного мозга.
  • Физические упражнения повышают силу, гибкость и выносливость вашего ребенка. Это дает ребенку преимущество во время преодоления физических трудностей, с которыми он сталкивается по мере взросления, например, бежать за уезжающим школьным автобусом, нести тяжелые книги и завязать шнурки на ботинках.

Ниже представлены подсказки, которые помогут вам сделать ребенка более активным:

1. Будьте примером для вашего ребенка. Для начала вы сами должны много гулять, бегать, кататься на велосипеде или играть в различные виды спорта. Исследования доказали, что ребенок дошкольного возраста, чьи родители ведут активный образ жизни, также стемятся быть активными. Родители могут влиять на ребенка тремя путями: быть образцом для подражания, помочь ему быть активным и быть активным вместе с ним.

2. Сделайте фитнес приоритетным занятием в вашем доме. Введите ограничения на , видео игры и интернет.

3. Сделайте фитнес веселым занятием. Поддерживайте ребенка в его стремлении заниматься спортом. Не ограничивайте его в этом направлении.

4. Подталкивайте вашего ребенка к прогулке. Не используйте автомобиль, если вы идете вместе с ребенком в место, которое находиться в пешей доступности. Ищите возможность для прогулки (ходите в магазин или на рынок, больше поднимайтесь и спускайтесь по лестнице). Постепенно увеличивайте расстояния, которые вы преодолеваете с ребенком, таким образом вы будете укреплять необходимые группы мышц. Заставьте ребенка полюбить пешие прогулки. Это будет огромным преимуществом для него в будущем.

5. Прививайте ребенку любовь к пробежкам. Бегайте вместе с ребенком или сделайте это общей деятельностью с друзьями и родственниками.

6. Пусть ребенок катается на велосипеде, самокате, роликовых коньках, скейтборде (убедитесь, что он имеет все необходимые средства защиты: шлем, налокотники, удобную одежду). На следующее день рождения подарите ему один из таких подарков вместо очередной видео игры.

7. Танцуйте с вашим ребенком. Танцы доставляют больше удовольствия, чем классические физические упражнения.

8. Устройте соревнования. Это может быть бег наперегонки (дайте фору детям помладше), прыжки на скакалке, гонки на велосипеде и т.д.

9. Ходите на пикники. И не забудьте взять мяч или фризби.

10. Не будьте слишком строги к активной жизни ребенка. Регулярные физические упражнения и активности – вот, что прекрасно. Перфекционизм – это не ваша конечная цель. Если у вашего ребенка был очень тяжелый день, старайтесь не откладывать прогулку или бег. Но если у него совершенно нет сил и времени, то конечно стоит отложить это на следующий раз.

Влияние физической культуры на здоровье ребенка.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни в семье, детском саду.

Здоровый образ жизни – это благоприятный климат в семье, в детском саду, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку, это правильно организованное питание, режим, использование физических упражнений в зале и на воздухе, активный отдых.

С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения у детей беспорядочны, но постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер.

Физическая культура – является залогом здоровья, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма.

Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Интенсивная двигательная активность ребенка усиливает сердечную деятельность, тренирует сердце, на занятиях по физкультуре дети дышат только носом, используя дыхательные упражнения. Высокий темп меняется на медленный. Активные физические движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, а недостаток движений приводит к нарушению обмена веществ в организме, к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, и, следовательно, к сожалению работоспособности организма.

У детей дошкольного возраста интенсивно формируется опорно-двигательный аппарат. Интенсивно развиваются мышцы рук, спины, живота, ног на утренней зарядке, физкультурных занятиях, на коррекционных занятиях по профилактике осанки и плоскостопия, двигательная активность детей на прогулке и в группе с использованием физкультурного оборудования.

Посредством физических упражнений у детей развиваются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, которые используются в беге, прыжках, метании, ползании, лазании, играх эстафетах, спортивных игр. Два раза в год с детьми проводится диагностика физической подготовленности. Выявляются дети с высоким, средним, низким уровнем.

Планируем индивидуальную работу с отстающими детьми.

Физические упражнения способствуют развитию у детей восприятия, внимания (дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь выполнить быстро и правильно).

Во время выполнения движений, упражнений, упражнений у детей формируется нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, смелость, решительность.

Физические упражнения положительно влияют на пищеварительную систему, занятия физкультурой и спортом усиливают аппетит, повышают работоспособность, укрепляется нервная система.

Очень важно на протяжении всего дошкольного детства поддерживать и развивать физическую культуру не только в детском саду, но и в семье.

Физическое воспитание ребенка в семье имеет очень широкое содержание: сохранение и укрепление здоровья, закаливание, развитие мышечной силы, быстроты движений, выносливости, гибкости и ловкости; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями; разносторонне физическое развитие; владение определенным кругом знаний в области физической культуры; устойчивость организма ребенка к внешним неблагоприятным воздействиям, в том числе к будущим повышенным умственным и физическим нагрузкам в школе.

Совет 1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае выказывайте свое пренебрежение к физическому развитию.

Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребенок. Часто ребенок живет под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко. А ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека. «Почему ты не делаешь зарядку? Почему так долго сидишь перед телевизором? Почему так поздно ложишься спать?» - все это пустой звук для ребенка. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребенка и как можно полнее учитывать их.

Совет 2. Высокая самооценка – один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своем ребенке высокую самооценку – поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите еще большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей – не должно быть противоположных распоряжений (мама – «хватит бегать»; папа – «побегай еще минут пять»). Если это происходит – ни о каком положительном отношении ребенка к физкультуре просто не может быть и речи.

Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребенка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребенок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, ребенок хочет быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени на то, чтобы установить с ним душевный контакт.

Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребенок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить ее и только после этого продолжить занятие.

Совет 5. Не ругайте своего ребенка за временные неудачи. Ребенок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.

Совет 6 . Важно определить индивидуальные приоритеты ребенка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравится подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребенок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но какие-то качества, например физической силы, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребенок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.

Совет 7 . Не меняйте слишком часто набор физических упражнений. Если комплекс ребенку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.

Совет 8 . Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Все должно делаться «взаправду».

Совет. 9. Не перегружайте ребенка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребенка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре исподволь, собственным примером.

Совет 10 . Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребенка: понимание, любовь и терпение.

Успехов вам и удач!

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у детей.

    Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.

    Соблюдайте режим дня.

    Лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

    Любите своего ребенка - он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути.

    Обнимать ребенка следует не менее 4 раз в день, а лучше 8 раз

    Не бывают плохих детей, бывают плохие поступки.

    Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.

    Личный пример здорового образа жизни – лучше всякой морали.

    Используйте естественный фактор закаливания – солнце, воздух, вода.

    Помните: простая пища полезнее для здоровья, искусные яства.

    Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе.

    для ребенка – совместная игра с родителями

жизни у детей.

Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.

В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов.

Научные исследования показали, что под влиянием физических упражнений и игр дети быстрее и лучше растут. Это легко объяснимо. Благодаря усилению обмена веществ, кровью доставляется больше «строительного материала» и кости быстрее увеличиваются как в длину, так и в ширину. Еще заметнее увеличивается объем мышц. Соразмерно увеличиваются и развиваются в результате занятий физическими упражнениями и играми также все внутренние органы.
Сердце ребенка нуждается в постоянной нагрузке, иначе его мышечная система прорастает жиром, становится вялой, рыхлой, неспособной к сильным сокращениям, плохо обеспечивает ткани, особенно периферических органов, кислородом. Регулярные занятия физическими упражнениями и играми укрепляют мышцы человека, в том числе и сердечную мышцу. Сердечная мышца тренированного человека с каждым ударом посылает в кровеносные сосуды значительно больше крови, чем у лиц, не занимающихся физическими упражнениями и играми.
Кровь омывает ткани всего тела и хорошо снабжает их кислородом. В промежутке между двумя сильными сокращениями тренированное сердце дольше отдыхает. Таким образом, оно работает более экономно, меньше устает, становится выносливым. Чем лучше тренировано сердце, тем относительно реже пульс. Тренированное сердце хорошо справляется с длительной тяжелой работой, и, наоборот, сердце человека, ведущего малоподвижный образ жизни, плохо обеспечивает периферические органы, особенно ткани конечностей, кровью. Мышцы не получают необходимого количества кислорода и быстро утомляются. Человек, с детских лет, ведущий малоподвижный образ жизни, ослабляет свою сердечно-сосудистую систему, поэтому он тяжело переносит физические нагрузки. Влияние физических упражнений и игр на легкие также чрезвычайно благотворно, особенно если занятия проводятся на свежем воздухе. Организм при этом требует повышенного количества кислорода, ребенок полной грудью вдыхает воздух и так же глубоко выдыхает, чувствуя потребность освободится от углекислоты, обильно вырабатываемой клетками, и пополнить легкие свежим воздухом.
Это особенно важно. Когда человек находится без движения, он не дышит полной грудью, воздух успевает наполнить только среднюю часть легких и сразу же выдыхается. Верхушки легких работают недостаточно. Вот почему полезны физические упражнения и игры. Усиливая дыхание, они хорошо вентилируют легкие и предохраняют ребенка от легочных болезней, в частности от туберкулеза.
Кроме того, у ребенка под влиянием физических упражнений и игр изменяется объем грудной клетки. Грудь становится шире, ребра приобретают большую подвижность, укрепляются дыхательные мышцы. Это ведет к увеличению жизненной емкости легких. Улучшается также состав крови. Благодаря обильному притоку живительного кислорода и питательных веществ увеличивается количество красных кровяных телец, что предупреждает развитие малокровия.
Физические упражнения и игры очень сильно воздействуют и на пищеварительный аппарат. Из желудка и кишечника всасывается только то количество питательных веществ, которое необходимо организму.
Благодаря физическим упражнениям развиваются мышцы живота. Эти мышцы имеют большое значение для здоровья. Они участвуют в дыхании, способствуя более глубокому вдоху и выдоху. Кроме того, напряжение мышц живота способствует опорожнению кишечника.
Физические упражнения и игры хорошо действуют и на нервную систему. Нервные клетки получают больше питательных веществ, кислорода, лучше развиваются и энергичнее работают.
Присмотритесь к движениям ребенка, только что начинающего ходить: как они беспомощны и неуклюжи, сколько он делает лишних взмахов руками, его шаги не одинаковы по величине и тп. Взгляните на подростка, в первые вставшего на лыжи: опять та же неуклюжесть, падения, судорожные повороты и наклоны туловища в попытках сохранить равновесие. Нервные двигательные центры еще не научились справляться со своей задачей и посылают команды не тем мышцам, которые целесообразно в данный момент включить в работу, заставляют их сокращаться с избыточной силой, тогда как нужные мышцы в работу не вовлекаются. В результате движения получаются неточными и неуклюжими, все тело напрягается, ребенок бесполезно тратит много сил и энергии.
Постепенно, путем упражнения, нервная система приобретает навык точного упражнения движениями. Команды поступают именно тем мышцам, которые наиболее ловко производят данное движение, а все остальные мышцы остаются расслабленными. Благодаря этому движение ребенка становятся свободными, грациозными и экономичными.
Путем физических упражнений развивается также быстрота реакции. Это способность нервной системы в кратчайший срок передать импульсы мышце и тем самым заставить ее молниеносно сократиться. Это качество имеет в современном труде немаловажное значение. Если быстрота реакции достаточна, то работа идет без напряжения; если реакция недостаточно быстрая, то нервная система, торопливо отсылая приказания мышцам, перенапрягается. В результате наступает нервное утомление.
Занятия физическими упражнениями и играми вырабатывают чувство ритма, то есть умение производить ряд движений в одинаковые промежутки времени.
Наконец, систематические занятия подвижными играми, ходьба на лыжах, регулярные прогулки развивают выносливость, столь необходимую в процессе трудовой деятельности.
Повышение уровня физического развития, укрепление здоровья и рост физической работоспособности детей и подростков способствуют улучшению умственной работоспособности.
Большое влияние оказывает активный двигательный режим на устойчивость умственной работоспособности школьников в течение учебного года. Объем двигательной деятельности должен соответствовать потребностям детского организма; это помогает сохранить работоспособность к концу уроков в школе, к концу всего дня, недели, четверти, учебного года.
Кратковременные физические упражнения и игры в процессе уроков и приготовления домашнего задания, а также в процессе труда способствуют поддержанию активного внимания и повышают производительность труда. На уроках, которые следуют после занятий физической культурой, успеваемость выше, чем на уроках, предшествующих занятиям физической культурой.
Прогулки, физические упражнения и игры после окончания уроков являются хорошим средством восстановления умственной работоспособности.
Правильно поставленное физическое воспитание детей и подростков – основа здоровой жизни, успехов в любой области общественной деятельности.
Занятия физической культурой, спортом должны проходить через всю жизнь как средство укрепления здоровья. Краткосрочные тренировки мало эффективны.
Для подрастающего поколения посильная работа, занятия физическими упражнениями и играми должны стать насущной необходимостью. В настоящее время резко возросла общественная ценность физической культуры и спорта. И по отношению к ним в значительной степени определяется общий уровень культуры современного человека, стремящегося к активной, творческой жизни.

Положительное влияние физических нагрузок на подростковый организм

Беличенко Алексей, МОУ средняя общеобразовательная школа №4, 7 «Г» класс

Борченинова Елена Николаевна, учитель физической культуры

2014г.

Содержание

Введение

Физические упражнения могут заменить

множество лекарств, но ни одно

лекарство в мире не может заменить

физические упражнения.

(А. Мюссе)

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это- основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Ещё в начале прошлого столетия В.А.Сухомлинский заметил, что "отставание в учёбе лишь результат плохого здоровья". Развивая эту мысль, можно сделать заключение, что хорошее здоровье – залог успешного обучения. Следовательно, занятия физической культурой и спортом, укрепляя здоровье, способствуют гармоничному развитию подростка и интеллектуальному, и физическому, и эмоциональному.

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность подростков по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

    изучение литературы по затронутой проблематике;

    проведение опроса школьников и педагогов о влиянии спорта и физической культуры на развитие подростков;

    привлечение внимания подростков к активному образу жизни на примере конкретных жизненных ситуаций;

    воспитание у моих сверстников инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.

Глава 1

Физическая нагрузка– это величина воздействия физических упражнений, способствующих повышению функциональных возможностей организма на организм занимающихся, которая должна регулироваться по объёму и интенсивности.

Интенсивность и объем выполняемой нагрузки зависят от возраста и подготовленности занимающихся. Очень малая нагрузка в первой зоне не способствует повышению результатов и развитию физических качеств. Слишком большая нагрузка может привести к снижению результатов, перенапряжению и ухудшению здоровья. От правильного планирования нагрузки при индивидуальных занятиях зависит состояние здоровья школьника.

Под хорошим здоровьем понимают такое состояние организма, при котором все его органы работают эффективно, стойко переносят неблагоприятные условия среды обитания. Под влиянием физических упражнений повышаются в первую очередь возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Сердце начинает работать с большей силой.

Под планированием подразумевается построение рациональной последовательности и создание оптимальных условий для выполнения физических упражнений. Планирование также позволяет рассчитать будущие результаты.

Оптимальным вариантом можно считать выполнение относительно высоких физических нагрузок (ЧСС– 180–200 уд./мин.) на 8–10-й, 15-й, 25-й и 35-й минутах от начала урока (продолжительностью 2 мин.). Данные нагрузки рекомендуется чередовать с умеренными (ЧСС– 140–150 уд./мин.). Не следует высокие нагрузки применять до 10-й минуты и после 37-й минуты урока.

Пульсовой режим при выполнении физических упражнений должен быть таким, чтобы обеспечить физическую нагрузку для развития определённых физических качеств. Длительный бег, кроссы при ЧСС 160–180 уд./мин., фронтальный и поточный методы организации выполнения упражнений повышают уровень физической подготовленности учащихся.

Для оценки физической нагрузки обычно используют показатель частоты сердечных сокращений. Этот показатель характеризует интенсивность нагрузки на уроках физической культуры и занятиях в секциях и кружках. Учителю физической культуры надо иметь в виду, что величина ЧСС достигает информативных показателей, только когда выполнение упражнений длится более 3–5 мин. За это время происходит интенсификация деятельности сердечно-сосудистой системы. Именно поэтому при кратковременной работе, например при беге на короткие дистанции, выполнении ациклических упражнений (прыжков в высоту, в длину и т.д.), значения ЧСС могут быть небольшими.

Предельные значения ЧСС как у школьников разного возраста, не занимающихся спортом, так и у юных спортсменов могут превышать 200 уд./мин. при выполнении высокоинтенсивной и значительной по объёму работы. Однако в большинстве случаев величина ЧСС при этом колеблется в пределах 160–200 уд./мин.

Наибольшую физическую нагрузку на уроках физкультуры учащиеся получают во время занятий циклическими видами спорта (лыжные гонки, плавание и т.п.), наименьшую– на уроках гимнастики и во время спортивных игр. Так, на уроках лыжной подготовки у учащихся 4-х, 6-х, 8-х и 10-х классов ЧСС составляет 130–140 уд./мин., на уроках гимнастики– 116–123уд./мин., во время спортивных игр (волейбол, баскетбол)– 122–126 уд./мин. соответственно. На уроках легкой атлетики ЧСС у учащихся выше, чем на уроках гимнастики и во время спортивных игр. Это связано с тем, что в этих видах спорта процесс обучения, а также переходы к снарядам занимают больше времени.

Замедленное восстановление или снижение пульса может свидетельствовать о чрезмерной физической нагрузке на уроке или неправильном её планировании.

Классификация физической нагрузки

Чтобы оценить воздействие и влияние физической нагрузки на организм школьника, можно пользоваться следующей её классификацией.

1. Зона низкой интенсивности. Упражнения в этой зоне выполняются с малой интенсивностью и скоростью, ЧСС не превышает 100–120 уд./мин.

2. Зона умеренной интенсивности. Это примерно 50% от максимальной нагрузки. При работе в этой зоне деятельность всех органов и мышц происходит за счет использования кислорода, величина ЧСС достигает 130–160 уд./мин. Предельное время работы в этой зоне составляет для детей младшего школьного возраста– 15–16 мин., среднего школьного возраста– 20–30 мин., старшего школьного возраста– 30–60 мин. Учителю физической культуры надо учитывать эти данные при планировании нагрузки на уроках, дополнительных занятиях и при организации самостоятельных занятий по физической культуре. В старших классах для развития выносливости надо включать в урок бег продолжительностью от 10 до 15мин., на уроках во втором полугодии время работы в этой зоне возрастает до 20–30 мин. (кроссы, лыжная подготовка и т.п.).

3. Зона большой интенсивности. Это около 70% от максимальной нагрузки. Упражнения в этой зоне интенсивности вызывают наибольшее напряжение организма. Время работы в этой зоне не должно превышать 4–7 мин. у младших школьников и 10мин.– у старших.

Учителю физической культуры надо учитывать, что при выполнении нагрузок в этой зоне работоспособность у девочек-подростков 13–14 лет несколько ниже, чем у девочек 11–12 лет, что обусловлено перестройкой в организме. Тем не менее не стоит забывать, что регулярное выполнение циклических упражнений при ЧСС 150–180 уд./мин. наилучшим образом способствует развитию возможностей организма. В этой связи возрастает роль занятий лыжной подготовкой, которые при прохождении части дистанции в высоком темпе (при ЧСС 150–170 уд./мин.) обеспечивают хороший тренировочный эффект.

4. Зона субмаксимальной, или высокой, интенсивности. Это примерно 80% от максимальной нагрузки. Предельная продолжительность выполнения циклических нагрузок в этой зоне составляет у младших школьников порядка 50 сек. (бег на 30 м, ускорения по 20 м, бег на 15–20 м), а у старших школьников– 1мин.

Хорошим нагрузочным упражнением являются прыжки со скакалкой в максимальном темпе. В процессе тренировки длительность выполнения этого упражнения не должна превышать: у младших школьников– 10 сек., у учащихся 11–12 лет– 15 сек., у старших школьников– 20–25 сек. Упражнения со скакалкой на определенное количество прыжков за 1 мин. требуют очень хорошей подготовки. Время отдыха между упражнениями должно быть примерно таким же, как и время работы.

Для развития силы в этой зоне используется 2–3упражнения с количеством повторений 4–10 раз в зависимости от отягощения и подготовленности учащихся.

На занятиях по силовой подготовке для юношей 10–11-х классов целесообразно использовать упражнения с гирей весом 16 кг в режиме 3–4 подхода по 6–12повторений с интервалом отдыха 1–1,5 мин. в темпе 15 движений за 1 мин. Не следует забывать и про статические упражнения.

5. Зона максимальной интенсивности (100%). Предельное время выполнения циклических нагрузок составляет порядка 10сек. Эта работа осуществляется организмом только за счет анаэробных источников энергии.

При планировании индивидуальных физических нагрузок важно помнить о соблюдении принципов постепенности и последовательности нагрузок. Правильно спланировать физическую нагрузку на индивидуальных занятиях можно только в том случае, если занимающийся будет своевременно получать информацию об утомлении. Самым верным признаком утомления являются показатели пульса. ЧСС для каждого человека индивидуальна. Условно принято считать нормальной нагрузку, вызывающую повышение пульса до 120–160 уд./мин.

Хорошим показателем тренированности является ЧСС в состоянии покоя. Пульс в состоянии покоя, равный 48–60 уд./мин., оценивается как отличный; 60–74 уд./мин.– как хороший; 74–89 уд./мин – как удовлетворительный; более 90 уд./мин.– как неудовлетворительный.

Во врачебно-педагогической практике принято определять состояние занимающихся по восстановлению их пульса, частоте и глубине дыхания. Кроме того, можно рекомендовать ортостатическую пробу, которая заключается в измерении пульса сначала в положении лёжа за 1 мин., а затем в положении стоя. Если разница ЧСС между измерениями составляет более 20 уд./мин., то это можно расценивать как ухудшение состояния организма: возможно, двигательная нагрузка во время занятий была слишком высокой.

Однако измерение пульса в состоянии покоя не всегда может показать отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы. Чтобы определить их, используют функциональные пробы, которые имеют различные нагрузки (например, 20 приседаний за

30 сек., трехминутный бег на месте и др.).

Для самоконтроля может быть использована шестимоментная проба, выполняемая в следующей последовательности:

1. После пятиминутного отдыха в положении лёжа подсчитать пульс за 1 мин.

2. Спокойно встать, постоять 1 мин. и подсчитать пульс за 1 мин.

4. Сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 сек. Руки выносить вперёд во время приседания и опускать вниз при выпрямлении. Подсчитать пульс в течение первой минуты.

Затем нужно последовательно сложить результаты всех измерений. Чем меньше суммарный показатель, тем выше уровень тренированности:шение работы пищеварительной и кровеносной систем. Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде, поэтому увеличивается «жизненная ёмкость1.Класс

от 300 до 350 (5 баллов)– высокий уровень;

от 350 до 400 (4 балла)– средний уровень;

от 400 до 450 (3 балла)– плохой уровень;

от 450 до 500 (2 балла)– у нетренированных или имеющих отклонения в состоянии здоровья

Так же существует и отрицательный эффект физических нагрузок. При всей полезности физических упражнений, использование предельных физических нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту – угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки.

Считается, что увеличение ЧСС в покое на 15 уд/мин повышает риск внезапной смерти от инфаркта на 70%, такая же закономерность наблюдается и при мышечной деятельности.

Поэтому очень важно при занятиях физическими упражнениями учитывать уровень физического состояния и подготовленности подростка.

Глава 2

Уроки физической культуры в школе

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы.

Основной задачей физического воспитания является:

а) укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию. Эта задача должна быть в центре внимания всего педагогического коллектива, школьного врача и родителей. Она решается прежде всего на уроках физической культуры, а также при проведении различных физкультурно-оздоровительных и других мероприятий;

б) здоровье – это такое состояние организма, которому свойственно не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Хорошее здоровье определяется нормальным расположением, устройством и правильным функционированием органов тела, отсутствием предрасположений к заболеваниям, приятным самочувствием;

в) нормальное физическое развитие – это изменение строения и функций организма, происходящие в соответствии с ростом школьника.

Урок физкультуры является своеобразной основой физкультурно-спортивной грамоты. Если на уроке будут прививаться необходимые умения и навыки, то сам урок вызывает у школьников интерес и удовлетворение, то можно говорить о формировании у них устойчивой привычки заниматься спортом.

Оздоровительное влияние уроков физической культуры надо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это прямое воздействие физических нагрузок на организм школьника. Во-вторых, обучение школьников для самостоятельных занятий физическими упражнениями во внеурочное время, так как урок (и при большей моторной плотности) не обеспечивает даже суточной потребности организма в двигательной деятельности.

В подростковом возрасте происходит развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные для здоровья факторы, так и на благоприятные (в частности, на занятия оздоровительной физкультурой).

Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с чётким соблюдением режима дня являются надёжным профилактическим средством против травм и многих заболеваний (в особенности сердечно - сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и других). Так же способствуют мобилизации жизненно важных функций организма, двигательных способностей (выносливости, силы, гибкости, ловкости, быстроты). Воспитывают таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе.

Правильно образованный двигательный режим школьников не только улучшает их физическое развитие, но и способствует повышению их успеваемости в школе.

Во многих школах у большого количества детей стоит диагноз нарушение осанки. Физические упражнения являются действенным средством предупреждения этого заболевания, сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях, длительное сидение за столом, искривление позвоночника при письме, неправильно подобранная мебель и прочие).

Слабость мышц спины, неправильная осанка способствует раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функций). У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить тяжёлые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках в длину, высоту, выполнении упражнений на спортивных снарядах, занятиях борьбой и некоторых других.

Школьникам с выраженным нарушением осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: тяжёлая атлетика, прыжки в длину, в высоту, акробатика и другими подобными.

Дополнительные нагрузки, связанные с сидением на уроке, рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками: специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей.

Ожирение так же является одним из факторов риска получения травм. Такие тяжёлые травмы, как сотрясение мозга, переломы кистей, очень часто регистрируются у школьников с избыточной массой тела при случайном падении в спортзале, на площадке. Это объясняется тем, что у них нарушена тонкая координация движений, не развиты ловкость, гибкость, пластичность, слабые и дряблые мышцы, непрочные связки. При падении, такие дети не могут быстро перевести тело из неблагоприятного положения в более удобное, так как у них не развита амортизационная способность (из-за слабости опорно-двигательного аппарата). При падении с высоты своего роста (даже при небольшой инерции) они получают тяжёлые травмы.

Кроме возможных болезней при значительном избытке массы тела в организме происходят перегрузки и изнашивания суставов, нарушение в деятельности сердечно - сосудистой системы: возникает склонность к варикозному расширению вен, тромбозу, эмболии, затруднённому дыханию, образованию грыж. У тучных людей повышается вероятность возникновения инфекционных заболеваний (вследствие снижения иммунитета); увеличивается опасность осложнений и летальных исходов при хирургических операциях. Для них характерны также заболевания почек, образования камней в почках и желчных протоках, подагра, сокращение ожидаемой продолжительности жизни (в среднем на 15 – 20 лет). Все это в той или иной степени грозит школьникам с избыточной массой тела. Действенное средство профилактики ожирения – достаточная двигательная активность и рациональное питание, которые обеспечивают занятия физической культурой и спортом.

Возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности. Это ведёт к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьёзный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.

Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовершенство и низкий статус сложившейся системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития.

Систему взаимосвязанных форм физического воспитания школьников составляют: уроки физкультуры; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; внеклассная и внешкольная спортивно-массовая работа; самостоятельные занятия физическими упражнениями дома, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах.

Основной формой физического воспитания, обязательной для всех учащихся, являются уроки физической культуры, которые проводятся 2 раза в неделю (по 45 мин), по возможности с перерывом в 1-2 дня. Сдвоенные уроки допускаются только по лыжной подготовке.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия состоят из ежедневной гимнастики до начала учебных занятий, физкультурных пауз на уроках, подвижных игр и физических упражнений на удлинённых переменах.

Гимнастика до начала учебных занятий проводится для того, чтобы повысить работоспособность учащихся на уроках. Основой гимнастики является комплекс физических упражнений для различных мышечных групп: мышц плечевого пояса (движения руками и ГОЛОВОЙ), спины, живота (наклоны вперёд, назад и и стороны), ног (приседания, выпады, ПОДСКОКИ), Не следует включать в комплекс упражнения, требующие сложной координации движений, силовой нагрузки Гимнастические упражнения на открытом воздухе закаливают организм и повышают его сопротивляемость простудным заболеваниям и в плохую погоду (дождь, холод) гимнастику надо делать в проветренных коридорах и рекреационных помещениях, по не в классных комнатах Продолжительность занятий не должна превышать больше 7 мин.

Время физкультурной паузы определяет педагог, ведущий урок. По его команде дежурный класса открывает форточку или окно, учащиеся прекращают занятие, ослабляют пояса и начинают делать упражнения сидя за партой или стоя около неё. Каждый комплекс физкультурной паузы состоит, как правило, из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз. В комплекс включают несложные упражнения, но обязательно с учетом характера занятий на уроке. Например, после письменной работы в физкультурную паузу следует включить движения для рук с активным сгибанием и разгибанием пальцев, свободное потряхивание руками и кистями рук; после длительного сидения - движения для мышц спины типа потягивания и прогибания, наклоны и полунаклоны с глубоким дыханием через нос; при работе стоя - упражнения для мышц ног и ходьба на месте.

Подвижные игры на удлинённых переменах - хорошее средство профилактики переутомления учащихся, сохранения у них высокого уровня работоспособности на протяжении учебного дня. Учащиеся сами должны выбирать вид игры, её темп и продолжительность. Однако повышенные физические нагрузки, двусторонние игры (футбол, гандбол, баскетбол) не рекомендуются. Они чрезмерно возбуждают, после них трудно переключиться на учебную деятельность. Подвижные игры малой и средней интенсивности необходимо заканчивать за 5-6 мин до начала следующего урока. Успех проведения подвижных игр и физкультурных упражнений на удлинённых переменах во многом зависит от подготовки места занятий и наличия спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, гантели, флажки, эстафетные палочки и др.).

В школе мной была проведена анкета «В здоровом теле - здоровый дух». Анализ анкеты показал следующие результаты:

в эксперименте участвовали дети от 11 до 15 лет (с 5 по 8 класс).

Общее число опрошенных детей: 40 человек (100%).

Из них 21 мальчик и 19 девочек.

Результаты опроса:

1)20 человек(50%)- делают по утрам зарядку; 11 человек(27,5%)- делают зарядку иногда; 9 человек(22,5%)- не делают зарядку вообще.

2) у 16 человек(40%) любимый вид спорта- футбол; у 14 человек (35%)- волейбол, пионербол; у 5 человек(12,5%)- баскетбол; у 2 человек (5%)- хоккей; у 2 человек(5%)- фигурное катание; у 1 человека(2,5%)- любимого вида спорта нет вообще.

3)15 человек(37,5%)- посещали спортивную секцию, когда учились в начальных классах; 19 человек (47,5%)- посещают спортивные секции; 6 человек (15%) – не посещают спортивные секции.

4) 5 человек (12,5%)- регулярно посещают бассейн; 25 человек (62,5%)- купаются только летом в открытых водоёмах; 10 человек (25%)- не занимаются плаванием совсем.

5) 16 человек (40%)- участвуют в спортивных мероприятиях и довольно часто занимают призовые места;15 человек (37,5%)- иногда участвуют в спортивных мероприятиях; 9 человек (22,5%)-вообще не участвуют в спортивных мероприятиях.

6) 29 человек (72,5%)- любят уроки физической культуры; 11 человек (27,5%)- не любят уроки физической культуры.

7) 17 человек (42,5%)- следят за ходом спортивных событий всего мира; 14 человек (35%)- следят иногда; 3 человека (7,5%)- следят в свободное время; 6 человек (15%)- вообще не следят.

Также мною и учителем физической культуры Борчениновой Еленой Николаевной были продуманы и подобраны несложные, но полезные физические упражнения и предложены учащимся моего класса 7 «Г», которые приняли участие в эксперименте.

Общее количество ребят, принявших участие в эксперименте- 20 человек. По желанию ребята разделились на 2 группы: 1-ая группа выполняла выбранный комплекс упражнений четыре раза в неделю, а вторая группа дважды в неделю.

Комплекс упражнений:

а) Разминка- наклоны туловища вправо и влево по 10 раз.

б) Повороты туловища вокруг оси вправо и влево по 10 раз.

в)Наклоны туловища вперёд поочерёдно к правой и левой ноге (5+5раз).

г)Ходьба на месте 2-3 минуты.

д)Упражнения на плечевой пояс (с гантелями): до 10 раз

И.П.:руки вдоль туловища.

1.поднять руки на уровень плеч

2.поднять руки вверх (над головой)

3.И.П.

е)Приседания на корточки (10раз).

ж)Упражнения на поясничный отдел позвоночника.

И.П.:руки направлены вправо и тянемся как можно дальше до 5 раз.

з)Упражнения на расслабление.

В результате наблюдений за ребятами из этих групп выявлено следующие:

А)улучшилось общее самочувствие: 1-ая гр.: 20 чел.(50%), 2-ая гр.:4 чел.(10%).

Б)укрепился иммунитет(не наблюдались ОРВИ и др. инфекции во время эксперимента). 1-ая гр.: 18чел.(45%), 2-ая гр.: 10чел.(25%).

В)повысилась активность. 1-ая гр.: 15чел.(37,5%), 2-ая гр.: 7чел.(17,5%).

Г)улучшалось настроение во время тренировок. 1-ая гр.: 20чел.(50%), 2-ая гр.:18чел.(45%).

Д)улучшилась память. 1-ая гр.: 18чел. (45%), 2-ая гр.: 7чел.(17,5%).

Таким образом мы видим, что даже не слишком тяжёлые физические нагрузки способствуют укреплению и оздоровлению организма .

Результат проведённых мною исследований показывает большое значение регулярных занятий физическими упражнениями на организм и здоровье подростков.

У ребят, которые регулярно выполняли предложенные комплексы упражнений наблюдалась высокая работоспособность на уроках, большая активность, меньшая утомляемость, чем у тех ребят, которые совсем не занимались физическими упражнениями. Особенно полезными для подростков оказались занятия плаванием в бассейне- за все время наблюдения у этих детей не наблюдалось простудных заболеваний.

Мои наблюдения показали, что занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции и бодрость. Многие из ребят, кто приступил к занятиям, отметили улучшение работы пищеварительной и кровеносной систем. Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде, поэтому увеличивается «жизненная ёмкость»!

Глава 3

Дзюдо и его роль в моём физическом развитии.

Отправной точкой дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан».

Дзюдо было сформировано на основе дзю-дзюцу (искаж. «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо. Дзю-дзюцу (искусство мягкости) зародилось как система ведения борьбы без оружия.

Согласно одной из легенд, принципы этого боевого искусства сформулировал врач Сиробэй Акияма. Однажды, прогуливаясь рано утром по саду, он заметил, что ветки больших деревьев сломаны вчерашним снегопадом, и только маленькое деревце гордо стоит как ни в чем не бывало: его ветки сбросили тяжесть, прогнувшись к земле, и выпрямились вновь. Увидев такое чудо, Акияма воскликнул: «Победить, поддавшись!»

Мастера дзю-дзюцу отличала не столько недюжинная сила, сколько удивительная ловкость тела, упругая податливость и умение использовать силу врага в своих целях. В период феодальных войн 17-19 веков искусство мягкости, входившее в систему боевой подготовки самураев, достигло своего расцвета, а число школ приблизилось к тысяче.

Однако начало эпохи Реставрации Мэйдзи (1868 г.), открытие Японии для мира и радикальные буржуазные реформы привели к тому, что дзю-дзюцу пало жертвой цивилизации, а воины потеряли работу. Искусству мягкости не позволил кануть в Лету молодой ученый, просветитель и педагог Дзигоро Кано (1860-1938). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приемы и исключив опасные для жизни, он создал дзюдо – новую борьбу, означающую «мягкий путь». По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни», хранилищем бесценных национальных традиций.

В 1886 году дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях, а вскоре вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.

В 1889 году Кано развернул просветительскую деятельность в Европе, лично открыв первую школу во Франции. Вскоре дзюдо пришло в Великобританию. Интерес к диковинной борьбе проявил и президент США Теодор Рузвельт, регулярно занимаясь в специально оборудованном помещении Белого дома с доверенным посланником японского учителя.

Почитателем дзюдо был великий индийский мыслитель Рабиндранат Тагор.

Развитие борьбы ненадолго приостановила Вторая мировая война. Несмотря на то, что Кано неоднократно подавал голос протеста против милитаризации общества и образования, дзюдо попало в составленный американскими оккупационными властями список запрещенных боевых искусств. Запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» приняло необратимый характер.

Интернационализация и развитие Олимпийского движения приводят к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая. Анализ:

В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, ее президентом назначен единственный сын Дзигоро Кано, Рисэй.

В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр.

Заключение.

Таким образом, оздоровительный эффект занятий физической культурой связан прежде всего с физическими нагрузками организма и повышением уровня общей выносливости и трудоспособности.

Я считаю, что выполнение физических упражнений положительно влияет на весь двигательный аппарат, препятствуя развития дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией (нарушение функций организма при снижении двигательной активности). Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза (дистрофия костной ткани с перестройкой её структуры и разрежением).

Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза (дегенерация суставных хрящей).

Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии физических нагрузок на организм подростков.

Таким образом, можно говорить о необходимости физических упражнений в жизни каждого подростка. При этом очень важно учитывать состояние здоровья подростка и его уровень физической подготовки для рационального использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью.

Дети, которые дружат со спортом или занимаются физической культурой, обладают более высокой самооценкой, отличаются самоуважением, большей уверенностью в собственных силах.

В целях сохранения и укрепления здоровья детей необходимо увеличение двигательной активности, ведение подвижного образа жизни. При этом важно учитывать, что физические нагрузки не безразличны для ребёнка, должны быть правильно организованы и дозированы и зависят от возраста.

Физическая культура и спорт являются универсальным способом физического и духовного оздоровления нации, способствуют долголетию человека, формированию здорового образа жизни.

«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» - писал известный русский писатель Л.Н. Толстой.

Список литературы

    Земцовский Э. В., Физические нагрузки в подростковом возрасте // Подростковая медицина. – СПб., 1999. – С. 659-689.

    "Здоровье школьника" № 3, 2009, с. 84-87

    "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка" №3 2005.

    "Теория и практика физической культуры" № 7, июль 2008, с. 83-87.

    "Личность. Культура. Общество", 2008, № 2 (41).

    В. П. Лукьяненко, "Физическая культура: основы знаний: учебное пособие" 2-е издание. М. "Советский спорт",2005.

Приложение

АНКЕТА

В здоровом теле -здоровый дух.

1.Класс

2.Возраст (полных лет)

3. Пол.

4.Делаете ли вы утреннюю гимнастику?

А) Иногда

Б) Каждое утро

В) Нет.

5.Укажите ваш любимый вид спорта:

6.Посещаете ли вы спортивную секцию?

А) Посещал, когда учился в начальной школе

Б) Да, посещаю.

В) Никогда не занимался и не занимаюсь.

7.Как вы относитесь к плаванию?

А) Регулярно посещаю бассейн

Б) Купаюсь только летом в открытых водоёмах

В) Не занимаюсь плаванием совсем

Г) Редко посещаю бассейн или водоёмы

8.Участвуете ли вы в спортивных праздниках, соревнованиях? Занимали какие-нибудь места?

А) Да, конечно.

Б) Иногда

В) Нет, никогда.

9.Любите ли вы уроки физической культуры?

А) Да

Б) Нет.

10)Следите ли вы за ходом спортивных событий всего мира?

А) Да, конечно.

Б) Появляется свободная минута- слежу

В) Иногда

Г) Нет, совсем не слежу.

Основатель дзюдо – Дзигоро Кано



  • Разделы сайта