Влияние физических упражнений и игр на организм детей и подростков Рубрика. Влияние физкультуры и спорта на организм

1.3 Влияние физических упражнений на организм ребенка

Физические упражнения считаются средством, стимулирующим физиологические процессы в организме человека со времен Гиппократа. Физические упражнения положительно влияют на работу всех внутренних органов, а систематические занятия улучшают функциональное состояние центральной нервной системы.

Во время выполнения упражнений к работающим мышцам притекает большое количество крови, они получают с кровью питательные вещества и кислород, то есть при регулярных занятиях мышцы укрепляются, их мощность и работоспособность возрастают.

Основных механизмов лечебного действия физических упражнений четыре:

Тонизирующий;

Трофический (то есть управляющий питанием и жизнедеятельностью организма);

Компенсаторный (от слова «компенсация»);

Нормализующий.

Тонизирующее действие физических упражнений выражается в поддержании вегетативных процессов.

Это значит, что тонус сосудов, несовершенный у детей дошкольного, школьного возраста, поддерживается в норме. Кроме того, физические упражнения и подвижные игры улучшают эмоциональное состояние, нормализуют процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, вызывают у ребенка чувство «мышечной радости». Тонизирующий эффект физических упражнений важен и для повышения сопротивляемости детского организма, повышения устойчивости организма к перегреванию, перегрузкам, действию других экстремальных факторов.

Трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что под их влиянием активизируются обменные процессы и регенерация тканей.

Компенсаторное действие физических упражнений проявляется в формировании компенсаций: улучшении работы опорно-двигательного аппарата, совершенствовании сосудистых реакций и работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Нормализующее действие физических упражнений заключается в постепенном расширении диапазона функциональных показателей организма ребенка, то есть физические упражнения нормализуют все функции организма. Поскольку для детского организма характерно вовлечение в патологический процесс многих органов и систем, рост и психомоторное развитие ребенка нередко нарушаются. Физические упражнения являются основным средством нормализации двигательной сферы и восстановления физической работоспособности.

По сравнению с организмом взрослого человека детский организм имеет свои специфические физиологические особенности, которые важно учитывать при организации занятий.

Развитие организма ребенка протекает неравномерно: периоды ускоренного роста сменяются периодами его замедления, во время которых происходит дифференцировка тканей организма, то есть ткани также растут и развиваются в различные сроки.

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования движений. В возрасте 5-7 лет:

Повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим упражнениям;

Интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат;

Идет созревание мозжечка, подкорковых образований, коры;

Улучшается механизм сопоставления слова с воспринимаемой действительностью;

Развивается сенсорно-кннестетический контроль, то есть управление движениями с помощью зрения, вкуса, слуха, обоняния, осязания;

Развивается способность к самоанализу и самоконтролю;

Ребенок постепенно осознает потребность в двигательной активности в совершенствовании своего тела.

Движение, по сути, является основной функцией организма ребенка, через движение малыш познает мир, совершенствует костно-мышечную систему, регулирует процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависят рост и физическое развитие.

Для того чтобы правильно организовать занятия с ребенком, нужно познакомиться с особенностями анатомического и физиологического развития его организма в различные периоды жизни.

Рост и развитие дошкольников происходит под заметным влиянием вилочковой, щитовидной желез и гипофиза. Так, например, под влиянием гормонов щитовидной железы увеличивается подвижность ребенка, усиливаются процессы окисления и сгорания питательных веществ в организме. В связи с этим в 6-7 лет происходит вытягивание после «периода округления» в 3-5 лет.

В дошкольном, школьном возрасте еще недостаточен процесс окостенения, именно поэтому ярко выражена подвижность в различных суставах и позвоночнике, что при нерациональных нагрузках приводит к деформациям опорно-двигательного аппарата.

Крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому движения у малышей размашистые, а мелкие и точные движения им выполнить сложно. Мышцы у детей отличаются по строению, составу и функциям. По окраске, они бледнее, чем мышцы взрослых, так как в детских содержится мышцах меньше гемоглобина. Кроме того, мышцы детей бедны белками, жирами и неорганическими солями.

Рост и развитие грудной клетки тесно связаны со становлением функции легких, сердца и печени. В первые годы жизни грудная клетка имеет коническую форму с основанием книзу, к 6-7 годам верхняя часть грудной клетки расширяется, вся она укорачивается, изменяется положение ребер, что способствует увеличению подвижности грудной клетки и позволяет эффективнее осуществлять дыхательные движения. На форму грудной клетки влияют физические упражнения, посадка за столом, а также перенесенные заболевания, например, рахит.

К 7 годам совершенствуется нервный аппарат, регулирующий сердечную деятельность, поэтому сердечные сокращения становятся более ритмичными, но мышцы сердца еще недостаточно сильные, значит, существует опасность перегрузки сердца при нерациональных занятиях.

К концу дошкольного возраста в крови ребенка увеличивается количество эритроцитов, повышается процентное содержание гемоглобина. Увеличение эритроцитов и гемоглобина свидетельствует о том, что газообмен увеличивается, повышается работоспособность детского организма.

Дыхание у детей более поверхностное, чем у взрослых. Одним из характерных признаков детского дыхания является повышенная вентиляция легких. Интересно, что в детском возрасте намечается различие типов дыхания: у мальчиков развивается диафрагмальное (брюшное) дыхание, а у девочек грудное.

Жизненная емкость легких увеличивается особенно быстро между 6 и 10 годами. Такое увеличение говорит о повышении потребления кислорода и усилении выделения углекислого газа, именно поэтому так важно уделять особое внимание чистоте воздуха в помещении, где вы планируете заниматься с ребенком.

По мере роста ребенка изменяется форма грудной клетки. Глубокое ритмичное дыхание становится возможным при хорошем развитии мышц диафрагмы, передней брюшной стенки, межреберных мышц. Чем лучше развиты мышцы спины, тем больше объем и вентиляция легких сидя и стоя. Вот почему на занятиях важно укреплять перечисленные мышцы.

Для детей дошкольного возраста характерна быстрая смена процессов возбуждения и торможения, то есть способность к саморегуляции у детей невысока. Это и объясняет меньшую устойчивость внимания и эмоциональный характер детских реакций.

Точные движения быстро утомляют детей, поэтому в дошкольном возрасте предпочтительно использовать подвижные игры и игровые упражнения, не требующие длительного напряженного внимания.


Разработаны комплексы лечебной фитбол-гимнастики, с учетом возрастных особенностей и вида нарушения осанки детей дошкольного возраста. 3. Увеличение показателей силы мышечного корсета и антропометрических данных подтверждает, что упражнения фитбол-гимнастикой эффективно воздействуют на коррекцию осанки детей дошкольного возраста. 4. Изменения показателей антропометрических...



работоспособность больного, которая заметно снижается при патологических процессах. В этой работе я расскажу о применении средств физической реабилитации в лечении сколиозов III и IV степеней. 1. Понятие сколиоза, теоретическое обоснование, анатомическая характеристика Сколиоз представляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во...

Человека и его трудоспособности. Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: "лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии", имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это - медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной...


Важен учет психологических особенностей ребенка. Одни дети активны и самостоятельны, другие напротив, вялы, малоподвижны. В качестве рекомендаций по использованию игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП необходимо отметить: 1) Необходимо учитывать темп, в котором ведется подвижная игра. Его следует с особой тщательностью регулировать...

Физические тренировки дают стимул важным для организма процессам роста, активизируют работоспособность внутренних органов. Благоприятное влияние спорта на человека не имеет границ. Поэтому даже небольшая активность лучше, чем малоподвижный образ жизни. Влияние физической культуры на — неоспоримый факт.

Физкультура и здоровье в жизни человека

Физическая культура имеет предназначением развитие и укрепление организма, его защитных функций. Занимаясь спортом, человек способен противостоять многим негативным факторам. Упражнения и тренировки неразрывно связаны с организацией . В результате иммунитет укрепляется, как и сопротивляемость организма.

Значение физической активности в жизни человека

Появление технических устройств: смартфонов, компьютеров значительно повлияло на нашу современность. Стало проще организовывать свой труд. Хотя многие обратили внимание на то, что физическая активность при этом снижается. Если допустить подобную ситуацию, ослабнут функции организма, мышцы и скелет. По-другому будут работать органы. Далеко не всегда подобные изменения улучшают самочувствие и состояние, делают то, в чем обычно проявляется .

Минимум движений снижают выносливость мышц, сердца, сосудов, провоцирует перебои в функционировании системы дыхания. В дальнейшем такое положение вещей становится благоприятной почвой для развития болезней. Значение физических человека — в устранении неблагоприятных аспектов образа жизни с малой подвижностью. Спорт — это компенсация недостатка активности.

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа жизни

Физическая активность и здоровье — весьма связанные одно с другим понятия. Спорт распространяется в массы, много делается для его популярности. Чтобы у общественности сложилось к нему позитивное отношение, учебные заведения бесплатно выдают абонементы в бассейны и тренировочные залы, подчеркивая важное влияние физических упражнений на здоровье человека. Факторы физического здоровья подробно описаны в .

Число людей, пренебрегающих спортивными занятиями все еще велико, невзирая на подобные меры популяризации. Физическая активность и здоровье — важные сферы жизни, каждая из которых зачастую невозможна без другой. Главное при занятиях спортом — соблюдение чувства меры, чтобы не быть подверженным перегрузкам. Нужно иметь в виду фактор травматизма, который может при этом иметь место. Важно ни в коем случае не пренебрегать безопасностью при тренировках.

Как не допустить осложнений при нагрузке?

Влияние физической активности на здоровье человека может нести и отрицательный результат при неграмотном подходе. Избежать проблем, которые вызывают опасение при повышении нагрузок, можно, если заниматься при врачебном контроле. Начинать рекомендуется с посещения специалиста. На консультации выясняется, нет ли противопоказаний. Польза физических упражнений для здоровья будет получена, если предварительно изучить анамнез, жалобы пациента. Подбор вида спорта или комплекса упражнений возможен после обследования, анализов, получения результатов кардиограммы. А также это флюорография УЗИ, рекомендации узких специалистов.

Допустимый уровень нагрузки

По вопросам: в чем именно себя реализовывать и какую выбрать интенсивность, чтобы принести пользу здоровью. Последний параметр должен исходить из расчета ритма сокращений сердца. Будет выбран оптимальный параметр. Так максимальная частота пульса берется по формуле: 220 — возраст человека. К примеру, если имеется умеренная гипертония, то нагрузку увеличивают с 55% до 70. И лишь через год повышают до 85% от максимально допустимой нормы.

Как физическая культура и занятие спортом влияет на здоровье человека? Его наличие — потребность людей, предопределяющая способность к деятельности и . Оно тесно связано с двигательной активностью, как биологической функцией.

Теплова Лидия ученица 10 «А» класса

В период обучения в школе, дефицит двигательной активности приводит к недостаточной стимуляции роста и развития организма, появлению избыточной массы тела. Предотвратить развитие различных заболеваний осанки, а также последующих осложнений связанных с патологическими изменениями других жизненно важных систем организма, можно с помощью физических упражнений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему :
«Влияние спорта и физических нагрузок

на организм школьника»

Теплова Лидия

ученица 10 «А» класса

Спорт и физическая культура.

Физическая культура – часть общей культуры, совокупность специальных материальных и духовных ценностей, способов их производства и использования в целях оздоровления людей и развития их физических способностей, средствами двигательной активности.

Спорт – это многогранное социальное явление, которое включает воспитательную, игровую, соревновательную деятельность, основанную на применении физических упражнений, имеющих социально-значимый результат.

Пользуясь этими определениями, можно охарактеризовать место физической культуры и спорта в формировании личности школьника, а также влияние их на развитие ученика в возрасте от 6 до 17 лет.

Здоровье. Здоровый образ жизни.

В современном мире считается, что здоровье – это состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями организма (потенциал здоровья) и постоянно меняющимися условиями среды. Исходя из этого определения, здоровье можно рассматривать как динамический показатель жизнеспособности человека , и изучать его необходимо с разных сторон: социальной, медицинской, психологической, нравственной.

Здоровье ребенка в значительной мере зависит от применяемых технологий семейного, дошкольного и школьного воспитания, от образа жизни.

Здоровый образ жизни – это характер жизнедеятельности человека, направленный на формирование, сохранение, укрепление, потребление и передачу здоровья.

Такой образ жизни, следует начинать устанавливать с раннего возраста, влиянием на поведение и мировоззрение школьников, педагогами и родителями.

Основным принципом сообразности созданной школьной спортивной программы является учет и использование физиологических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастным его развитием. Также необходимо, чтобы ребенок понимал, что курс спортивной программы включает в себя не только занятие спортом и физическими нагрузками, но и включает использование оздоровительных сил природы (солнечные ванны), закаливание и другое.

Подход к ребенку с позиции здоровья позволяет улучшить его состояние, помогает ему сформировать в сознании понятие здоровья как общечеловеческой ценности, что подтверждается опросом, в результате которого 63% опрошенных в возрасте от 11 до 17 лет отметили положительную динамику в сторону оздоровления.

Влияние физической культуры и спорта на организм школьника.

Школьный возраст – один из самых сложных этапов возрастного развития организма человека , который охватывает период от детства до юношества.

Регуляция осанки человека относится к числу наиболее актуальных биологических и социально-педагогических проблем современности.

Осанка – это привычная непринужденная поза стоящего человека, без активного мышечного напряжения.

Среди заболеваний опорно-двигательного аппарата нарушение осанки занимает одно из первых мест, как по частоте, так и по сложности патологических изменений.

В период обучения в школе, дефицит двигательной активности приводит к недостаточной стимуляции роста и развития организма, появлению избыточной массы тела за счет отложения жира. Ограничение объема мышечной деятельности приводит к изменению сократительных способностей мышц, значительно снижаются сила и мышечный тонус, происходит нарушения двигательных навыков и координации движений. Нарушение осанки, которые первыми обычно замечают родители и педагоги, не должны расцениваться как безобидная, не требующая коррекции деформация позвоночного столба или стоп.

Итак, предотвратить развитие различных заболеваний осанки, а также последующих осложнений связанных с патологическими изменениями других жизненно важных систем организма, можно с помощью физических упражнений. Правильная дозировка нагрузки и систематическая реализация ее, с учетом индивидуальных особенностей, будет способствовать сохранению и улучшению здоровья детей.

Что же касается спорта , тут нельзя однозначно характеризировать влияние всех видов. Каждый из них влияет на одни группы мышц больше, чем на другие ; различная нагрузка на суставы и кости. Но ведь во всех видах спорта существует общая физическая подготовка, которая способствует всестороннему гармоничному развитию физических качеств (силы, скорости, координации, гибкости и выносливости).

Физические упражнения , как основное средство физического воспитания , формирует здоровую, активную, сильную личность. Поэтому уроки физической культуры в школе очень важны. Но их недостаточное количество не может полностью компенсировать дефицит двигательной деятельности у школьников. В связи с этим ученики должны посещать спортивные секции. Определится с выбором вида спорта школьнику, должны помочь родители и тренера. Причем, в первую очередь необходимо учитывать желания, интересы и стремления ребенка.

Занятия физической культурой и спортом способствуют тому, что занимающееся, направляют всю свою энергию на совершенствование своих двигательных и функциональных возможностей, а свободное время школьник заполнит тренировками. Пропагандируя занятия физической культурой и спортом, возможно уменьшить распространение вредных привычек у подростков, тем самым укрепить здоровье нации.

Подводя итоги, нужно отметить, что занятия физической культурой и спортом должны быть не заменимыми составляющими ежедневной жизни общества . Так как, двигательная активность определяющий фактор здорового образа жизни.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Влияние спорта и физических нагрузок на организм школьника Презентацию выполнила Ученица 10 «А» класса Теплова Лидия.

Спорт и физическая культура. Физическая культура – часть общей культуры, совокупность специальных материальных и духовных ценностей, способов их производства и использования в целях оздоровления людей и развития их физических способностей, средствами двигательной активности. Спорт – это многогранное социальное явление, которое включает воспитательную, игровую, соревновательную деятельность, основанную на применении физических упражнений, имеющих социально-значимый результат. Пользуясь этими определениями, можно охарактеризовать место физической культуры и спорта в формировании личности школьника, а также влияние их на развитие ученика в возрасте от 6 до 17 лет.

Здоровье. В современном мире считается, что здоровье – это состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями организма (потенциал здоровья) и постоянно меняющимися условиями среды. Исходя из этого определения, здоровье можно рассматривать как динамический показатель жизнеспособности человека, и изучать его необходимо с разных сторон: социальной, медицинской, психологической, нравственной. Здоровье ребенка в значительной мере зависит от применяемых технологий семейного, дошкольного и школьного воспитания, от образа жизни.

Здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это характер жизнедеятельности человека, направленный на формирование, сохранение, укрепление, потребление и передачу здоровья. Такой образ жизни, следует начинать устанавливать с раннего возраста, влиянием на поведение и мировоззрение школьников, педагогами и родителями.

Основным принципом сообразности созданной школьной спортивной программы является учет и использование физиологических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастным его развитием. Также необходимо, чтобы ребенок понимал, что курс спортивной программы включает в себя не только занятие спортом и физическими нагрузками, но и включает использование оздоровительных сил природы (солнечные ванны), закаливание и другое. Подход к ребенку с позиции здоровья позволяет улучшить его состояние, помогает ему сформировать в сознании понятие здоровья как общечеловеческой ценности, что подтверждается опросом, в результате которого 63% опрошенных в возрасте от 11 до 17 лет отметили положительную динамику в сторону оздоровления.

Что же касается спорта, тут нельзя однозначно характеризировать влияние всех видов. Каждый из них влияет на одни группы мышц больше, чем на другие; различная нагрузка на суставы и кости. Но ведь во всех видах спорта существует общая физическая подготовка, которая способствует всестороннему гармоничному развитию физических качеств (силы, скорости, координации, гибкости и выносливости). Физические упражнения, как основное средство физического воспитания, формирует здоровую, активную, сильную личность. Поэтому уроки физической культуры в школе очень важны. Но их недостаточное количество не может полностью компенсировать дефицит двигательной деятельности у школьников. В связи с этим ученики должны посещать спортивные секции. Определится с выбором вида спорта школьнику, должны помочь родители и тренера. Причем, в первую очередь необходимо учитывать желания, интересы и стремления ребенка.

Занятия физической культурой и спортом способствуют тому, что занимающееся, направляют всю свою энергию на совершенствование своих двигательных и функциональных возможностей, а свободное время школьник заполнит тренировками. Пропагандируя занятия физической культурой и спортом, возможно уменьшить распространение вредных привычек у подростков, тем самым укрепить здоровье нации. Подводя итоги, нужно отметить, что занятия физической культурой и спортом должны быть не заменимыми составляющими ежедневной жизни общества. Так как, двигательная активность определяющий фактор здорового образа жизни.

В физическое воспитание дошкольников не допустим перенос средств и методов школьной педагогической практики. Очевидна необходимость разумного определения суммарных объёмов нагрузки, локального воздействия на организм детей, формирования потребности в занятиях физическими упражнениями, проявления осторожности при систематических занятиях в отдельных видах спорта.

Основой для решения ряда проблем в физическом воспитании стали анализ динамики физического состояния, определение объёма и содержания двигательной деятельности у детей разных возрастных групп в повседневной жизни, определение роли физических упражнений в системе оздоровления средствами физической культуры на основе закономерностей процессов роста и развития детского организма.

В теории сенситивных периодов развития детей обосновано положение о существовании определённых возрастных периодов, когда оптимальное воздействие внешней среды оказывает существенное влияние на развитие различных сторон личности ребёнка. Сенситивные периоды благоприятны для реализации потенциальных возможностей организма, овладения жизненно важными двигательными умениями и проявления физических качеств. В связи с этим существенным фактом является определение «цены» высокого уровня результатов физической подготовленности. Необходимо знать их влияние на функциональное состояние, физическое развитие и здоровье детей.

Анализ возрастных особенностей развития отдельных органов, систем, функций организма под влиянием физических нагрузок способствовал совершенствованию содержания физического воспитания в дошкольных учреждениях. Для практики особый интерес представляет информация о степени количественного влияния различных упражнений на организм и преобразования этого воздействия в качественные изменения его органов и функций, так как именно они позволяют перейти организму на более высокий уровень функциональной адаптации. При этом учитывается не только уровень физической подготовленности, но и физиологические показатели, претерпевающие существенные изменения в процессе воспитания определённых качеств.

Разный уровень физиологических изменений сердечно-сосудистой системы наблюдается при выполнении дошкольниками различных упражнений в течение 5 минут. При этом максимальные изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы вызывают подвижные игры и элементы спортивных игр. Беговые нагрузки увеличивают интенсивность сердечно-сосудистой системы и механизмов регуляции кровообращения более чем на 100%.

Наибольшие изменения по частоте сердечного сокращения (ЧСС) выявлены при выполнении скоростно-силовых упражнений (спортивные и , эстафеты и т.д.). Существует точка зрения, что эти упражнения наиболее эффективны именно для развития сердечной деятельности. В педагогической практике такой путь выбирает подавляющее большинство специалистов по физическому воспитанию, предполагая, что по принципу развития скелетной мышцы большая нагрузка увеличивает поперечник волокна и укрепляет сердечную мышцу. Подобные нагрузки приемлемы для тех, у кого сердечно-сосудистая система достигла функциональной зрелости, а для детей более физиологичны упражнения в режиме ЧСС - 120-130 уд./мин. Это можно объяснить тем, что в детском возрасте сердце постоянно работает в более напряжённом режиме, чем сердце взрослого человека, у которого при ЧСС - 75 уд./мин каждый полный период сокращения длится 0,8-0,9 с (на сокращение желудочков из этого времени приходится 0,3 с). Таким образом, желудочки отдыхают почти в три раза больше времени, чем работают. Этого времени покоя достаточно для того, чтобы сердечная мышца растянулась, желудочек полностью наполнился кровью, а в предварительно растянутых волокнах сердечной мышцы увеличилась площадь активного взаимодействия с продуктами энергетического обеспечения. Всё это способствует увеличению силы сокращения сердечной мышцы, а с ней - увеличению сердечного выброса.

У детей в условиях относительного покоя при ЧСС - 90-100 уд./мин каждый сердечный цикл укорачивается на 0,1-0,2 с. Более того, их сердце лишь по своим структурным показателям напоминает сердце взрослого человека, но в нём ещё не завершилась дифференциация гистоструктуры миокарда, эндокарда и нервной ткани. У дошкольников отмечена недостаточность сократительной способности миокарда, её малоэкономная деятельность и небольшой функциональный резерв сердца. Наряду с этим количество функционально созревших клеток, нервных узлов сердца увеличивается постепенно до десятилетнего возраста.

Если детскому организму предложить нагрузки большой мощности (ЧСС свыше 160 уд./мин), то на долю каждого сердечного цикла придётся менее 0,4 с. Такой темп сокращения желудочков длится короткое время, они не успевают развить полную силу и изгнать всю находящуюся в них кровь. Пауза, во время которой сердце отдыхает и наполняется кровью, почти отсутствует. В результате ослабевает работа сердечной мышцы и уменьшается наполнение сердца кровью, притекающей из вен. Длительное и чрезмерное напряжение сердечной мышцы не только не способствует её укреплению, но и приводит к переутомлению со всеми вытекающими из этого последствиями.

Упражнения на выносливость большой мощности можно использовать в соотношении не более 1:3 с нагрузками умеренной мощности. Частота сердечных сокращений до 120-130 уд./мин способна обеспечить оптимальное функционирование кардиореспираторной системы, создать основу для интенсификации физических нагрузок в старшем дошкольном возрасте, когда отмечаются наибольшие темпы увеличения показателей выносливости.

Морфологическое развитие нервной системы завершается к семи-десяти годам. Для дошкольников же характерно преобладание процессов возбуждения в сочетании с резко выраженным запредельным торможением при действии монотонных физических нагрузок, вызывающих внешнее торможение. Это положение обосновывает необходимость чередования переключения с одного вида мышечной деятельности на другой. Например, бег с общеразвивающими упражнениями в ходьбе, упражнения на гибкость, на точность выполнения заданий и на координацию, дыхательные упражнения, «вестибулярная тренировка» и т.д.

Детям дошкольного возраста свойственна выраженная синусовая аритмия в условиях относительного мышечного покоя.

Этот факт можно рассматривать как состояние, при котором могут возникать нарушения ритма сердечной деятельности. Метод ритмокардиографии позволил определить разные уровни функционального состояния сердечно-сосудистой системы, выявить угрожающие состояния и нарушения ритма сердца (появление выраженных симпатикотонических корреляционных пульсограмм в условиях покоя рассматривалось как свидетельство чрезмерно напряжённого состояния сердечно-сосудистой системы и её регуляторных механизмов, что могло стать результатом выполнения физической нагрузки, превышающей функциональные возможности).

Существенное значение в регуляции сердечного ритма и улучшении состояния здоровья у детей имеют динамика симпатической, парасимпатической и гуморальной систем. Симпатическая нервная система имеет выход ко всем органам, регулирует их деятельность, работу скелетных мышц, увеличивает ЧСС, сократительную способность сердечной мышцы и способствует усилению обменных процессов в миокарде. Парасимпатические нервы оказывают противоположные действия и иннервируют, главным образом, внутренние органы. Их влияние распространяется на скелетную мускулатуру, кровеносные сосуды кожи и внутренние органы. Они понижают возбудимость, силу и ЧСС, способствуют восстановлению обмена веществ после нагрузки. Влияние парасимпатических нервов на сердце осуществляется непрерывно, так как они постоянно находятся в тонусе. С каждым годом жизни, а также под воздействием систематических занятий физическими упражнениями происходит повышение тонуса блуждающего нерва, что обеспечивает эффект экономизирующего влияния на сердечную функцию.

В дошкольном возрасте влияние симпатической иннервации на сердце выражено больше по сравнению с парасимпатической. Этим можно объяснить повышенную частоту сердечных сокращений в покое, недостаточную сократительную способность миокарда, малоэкономную деятельность сердца. С возрастом при увеличении влияния парасимпатической системы ЧСС замедляется, что рассматривается как благоприятное функционирование сердца.

Повысить или понизить влияние той или иной иннервации можно, изменив направленность физических нагрузок. Меньшие изменения выявлены при выполнении упражнений на силу, быстроту и гибкость. Для активизации иннервации предпочтительны эмоциональные спортивные и подвижные игры, скоростно-силовые нагрузки. Парасимпатическая нервная система активно функционирует после скоростно-силовых нагрузок и упражнений на координацию.

Принято считать, что артериальное давление является не объектом регулирования, а показателем качества регулирования системы кровообращения при физической работе. Регуляция системы кровообращения при выполнении физической нагрузки сводится, прежде всего, к рациональному распределению крови между различными органами и тканями и их адекватному кровоснабжению в зависимости от активности и метаболических запросов. Однако отклонения от должных величин артериального давления (выше или ниже допустимых пределов) могут свидетельствовать о наличии риска развития гипертонических или гипотонических реакций. Проведение своевременных профилактических мероприятий позволяет минимизировать возможность провокации болезненного состояния.

При повышенном систолическом давлении (СД) следует ограничить упражнения на выносливость, интенсивные, эмоциональные спортивные и подвижные игры. При выполнении упражнений на координацию и гибкость систолическое давление не изменяется, а силовые и скоростные нагрузки, общеразвивающие упражнения оказывают щадящее воздействие на него и могут использоваться в случаях повышенного давления.

При пониженном систолическом давлении используют эмоциональные игры и скоростно-силовые упражнения высокой интенсивности. Эти упражнения повышают систолическое давление, особенно при выполнении их в положении лёжа.

При различных динамических мышечных нагрузках диастолическое давление (ДД) изменяется различно. При выполнении упражнений на ловкость оно не изменяется, при выполнении общеразвивающих упражнений и в подвижных играх повышается на 8-12%, при силовых и скоростно-силовых имеет тенденцию к снижению. Выбор нагрузок такой же, как и при изменениях систолического давления. При выполнении упражнений в исходном положении стоя диастолическое давление выше по отношению к исходному положению - сидя и лёжа.

Ударный объём крови (УОК) и минутный объём крови (МОК), наряду с частотой сердечных сокращений, относятся к главным гемодинамическим показателям, обеспечивающим транспортировку кислорода и питательных веществ к тканям и удаление продуктов обмена. УОК зависит от массы и объёма сердца, а МОК находится в тесной взаимосвязи с частотой сердечных сокращений и ударным объёмом крови. Минутный объём крови обеспечивает необходимый объём кровотока, проходящего через круг кровообращения за одну минуту. В свою очередь изменения артериального давления (АД) во время систолы и диастолы зависят от минутного объёма крови и периферического сопротивления сосудистого русла. Гиподинамия способствует венозному застою крови, что резко увеличивает периферическое сопротивление, снижая линейную скорость кровотока и ухудшая условия работы сердечной мышцы.

Изменения перечисленных гемодинамических показателей характеризуют адаптивное приспособление организма к влияниям внешних факторов. Они соизмеримы с характером физических нагрузок и изменяются под влиянием возрастных особенностей.

У детей ударный объём крови достигает наибольших величин при повышении частоты сердечных сокращений от исходных величин до 40-60%, в среднем - до 50%.

Колебания частоты сердечных сокращений выше этих показателей имеют меньшее влияние на динамику ударного объёма крови. В некоторых исследованиях его величина приближается к максимальным значениям при увеличении сердечного ритма до 110-130 уд./мин. Наибольшие изменения влияния динамических физических нагрузок на ударный объём крови выявлены во время скоростно-силовых нагрузок, причём более высокие показатели отмечены при выполнении нагрузки преимущественно за счёт мышечных групп нижних конечностей. Такие упражнения, как метание, отталкивание двумя руками от стены и прочие снижают ударный объём крови на 5-10%. Упражнения на быстроту, гибкость и общеразвивающие упражнения оказывают тонизирующее воздействие, а упражнения на координацию снижают показатель ударного объёма крови относительно исходных величин.

Любая физическая нагрузка увеличивает минутный объём крови, который изменяется под влиянием двух показателей - частоты сердечных сокращений и ударного объёма крови.

Если минутный объём кровообращения отклоняется от должных возрастных величин, выбирают упражнения с учётом полного восстановления тех функций, которые обеспечивают предстоящую нагрузку. При нормальных показателях сердечного ритма можно выполнять упражнения высокой интенсивности. В этом случае значительно увеличивается как частота сердечных сокращений, так и ударный объём крови. При отклонениях от нормы показателей сердечного ритма выбирают нагрузки скоростно-силового характера, при выполнении которых значительно увеличивается ударный объём крови, а частота сердечных сокращений не превышает 120–130 уд./мин. Такие упражнения являются щадящими для сердечного ритма, а резервы минутного объёма крови расширяются, чему способствуют элементы спортивных и подвижные игры, силовые нагрузки, упражнения на быстроту, гибкость и ловкость.

Периферическое сопротивление (ПС) характеризует состояние общей направленности реакции артериальной системы на физические нагрузки. Чем выше периферическое сопротивление, тем ниже минутный объём крови, следовательно, при высоком ПС энергетическое обеспечение работающих мышц не получает в достаточном количестве усиленного кровоснабжения для ликвидации биохимических изменений, возникших в тканях во время мышечной работы. При выполнении любых физических нагрузок показатели периферического сопротивления снижаются. Различия в отклонении периферического сопротивления от исходных величин зависят от объёма мышечных групп, обеспечивающих нагрузку, и мощности выполняемой работы. При участии в упражнении мышц верхних или нижних конечностей происходит перераспределение крови за счёт сужения вен конечностей, не осуществляющих в данный момент физическую работу. В скоростно-силовых нагрузках, при участии в работе 2/3 мышечных групп, периферическое сопротивление значительно снижается (до 65% и более) относительно исходного состояния. При кратковременных силовых и скоростных нагрузках, а также в спортивных и подвижных играх ПС снижается (до 40%). Упражнения на гибкость и координацию вызывают минимальные отклонения периферического сопротивления.

Для совершенствования силовых способностей дети выполняли упражнения с отягощением для мелких мышечных групп с предметами, у гимнастической стенки, лазание по наклонной гимнастической скамейке, стенке, передвижения в висе, лазание по канату, подвижные игры и т.п. При выполнении таких упражнений определены меньшие изменения параметров сердечно-сосудистой системы. Это дало основание предположить, что статическое напряжение мышц ограничивало доставку крови, обогащённую кислородом и питательными веществами, к сердцу, выполнение упражнений поддерживалось благодаря биохимическим реакциям, активности ферментов, обеспечивавших реакции анаэробного гликолиза. Такие нагрузки оказывают влияние на энергетическое обеспечение сердечной мышцы, что, в свою очередь, могло отразиться на сердечной мышце. Силовые нагрузки вызвали значительные изменения в детском организме, к тому же не всегда благотворные.

Для совершенствования выносливости и скоростно-силовых способностей у детей использовали элементы спортивных и подвижных игр, эстафеты, при выполнении которых зафиксированы наибольшие отклонения функциональных показателей. Высказано предположение о том, что высокоэмоциональные нагрузки вызвали реакцию, превышающую функциональные возможности детей. Однако, подобные нагрузки необходимы для расширения функциональных резервов растущего организма. В результате воздействия интенсивных нагрузок на организм детей формировались определённые связи между отдельными системами внутренних органов и двигательным аппаратом, что способствовало расширению функциональных возможностей различных физиологических систем растущего организма. Дошкольники выполняли разнообразные прыжки, метания и броски мячей разного веса и диаметра, образные и имитационные упражнения «бой в барабан», «бег на месте» с максимальной частотой и т.п.

Более физиологичной для детского организма оказалась нагрузка на выносливость: сочетание различных циклических упражнений (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах, катание на санках и т.п.) с комплексами общеразвивающих упражнений продолжительностью 6-10 мин; игры малой и средней интенсивности (при ЧСС до 130 уд./мин). Чередование нагрузок большой и умеренной интенсивности оказывало влияние на развитие скоростной и общей выносливости у детей. Нагрузки способствовали формированию взаимосвязей между функциями сердечно-сосудистой системы, дыхания и двигательного аппарата, оказывали благоприятное влияние на совершенствование возможностей детского организма и проявление выносливости.

Умственная работа в процессе обучения обеспечивается центрами мозга, ответственными за управление речью, слухом, зрением, письмом. Регуляция и координация работы органов, их подчинение потребностям образовательного процесса осуществляется нервной системой, которая обеспечивает приспособление организма к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Непрерывный поток импульсов, поступающий от анализаторов, принимающих участие в реализации умственной деятельности в мозг и обратно, возбуждает только избранные центры, в то время как в других центрах отмечается процесс торможения, при котором они временно теряют возможность возбуждаться. Под влиянием длительного раздражения возбуждение, возникшее в нервной системе, сменяется торможением. Оно легко распространяется на другие участки, что приводит к общему снижению возбудимости нервной системы, появлению рассеивания внимания, повышенной подвижности во время учебных занятий, снижению умственной работоспособности и коэффициента точности.

Такие изменения имеют определённые закономерности и половые различия. Под воздействием длительного умственного напряжения в сочетании с недостаточным режимом двигательной активности происходят отрицательные изменения в показателях сердечно-сосудистой системы, снижается кровенаполнение мозговых сосудов, формируются симптомы головных болей, апатии, вялость и т.п.

Рабочее положение на учебных занятиях по своему характеру относится к статическим напряжениям, что обеспечивает удержание тела длительное время и отличается повышенным тонусом мышц спины, плечевого пояса. Статическое положение сопровождает постоянный поток импульсов от нервных окончаний напряжённых сухожилий и мышц, идущих в центральную нервную систему и обратно к периферии. При этом сосуды возбуждённых центров мозга расширяются, что приводит к повышению кровообращения, а кровь доставляет повышенное количество кислорода, необходимого клеткам. Одновременно с этим постоянное напряжение мышц приводит к сужению капилляров, находящихся в напряжённых мышцах, и уменьшению кровообращения в них.

Положение сидя (сгибания в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах) во время учебных занятий затрудняют крово- и лимфообращение в ногах. Возникают застойные явления в системе нижней полой вены, что приводит к ограничению доставки крови к сердцу. Всё это в комплексе, в свою очередь, нарушает координацию между системами и органами, что отрицательно сказывается на нормальном обмене веществ и приводит к утомлению в течение дня, негативно влияет на динамику физического состояния детей.

Существенная роль в предупреждении отклонений физического состояния организма от нормальных показателей отводится динамическим физическим нагрузкам на мышцы, которые испытывают статические напряжения, вовлекают в работу центры, испытывающие меньшее напряжение или не участвующие в обеспечении умственных нагрузок и рабочей позы. Мышечная деятельность в динамическом режиме облегчает движение крови по венам. При сокращении мышц сдавливаются стенки проходящих вдоль них вен и «выжимают» кровь по направлению к сердцу, а, расслабляясь, «засасывают» её из более мелких вен. Вместе с тем, при назначении детям динамических физических нагрузок важно учитывать особенности физиологических систем растущего организма, степень развития вегетативных и двигательных систем.

Таким образом, физические нагрузки различной направленности вызывают разноплановые изменения регуляторных и исполнительных механизмов функционирования сердечно-сосудистой системы у детей. Систематическое воздействие физическими нагрузками на конкретные функциональные показатели, отстающие от должных возрастных величин, способствуют изменению свойств некоторых органов и оказывают целенаправленное воздействие на функции организма как целостной биологической системы. Объём и интенсивность таких нагрузок должны вызывать достаточное напряжение работающих органов и систем, особенно тех, которые в наибольшей степени подлежат восстановлению.

При оптимальном воздействии регуляторных механизмов под влиянием физических упражнений могут формироваться адаптационно-приспособительные механизмы комплекса нервно-гуморально-гормональных систем и целостного организма.

Т. Логвина

Физические упражнения , подвижные игры , а затем и занятия спортом при соблюдении принципа последовательности и постепенности содействуют физическому развитию детей и подростков. Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Они вызывают изменения не только в мышцах, суставах, связках, но и во внутренних органах и их функциях.

Под влиянием физической работы и однократных физических упражнений резко (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя) возрастает потребление тканями кислорода. Повышенная потребность тканей в кислороде при мышечной работе рефлекторно вызывает значительные изменения в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем; частота дыхания увеличивается в 2-2,5 раза, пульса – в 2-3 раза. Резко возрастает выделение углекислоты с выдыхаемым воздухом и продуктов обмена веществ с потом и мочой.

Однако оздоровительное влияние на организм оказывают не однократные, а многократные повторения физических упражнений . Установлено, что ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют физическому развитию детей и подростков. У них отмечается несколько большая, чем присущая данному возрасту, годичная прибавка массы, длины тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких и силы мышц. Средние показатели физического развития юных спортсменов выше, чем аналогичные показатели у их сверстников, не занимающихся спортом. У юных спортсменов рост больше на 5-6 см, масса тела на 7-9,5 кг, окружность грудной клетки на 5,7-6,1 см и жизненная емкость легких на 1100 мл.

Одновременно с улучшением показателей физического развития улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы. У подростков, систематически выполняющих физические упражнения и занимающихся спортом, как в покое, так особенно при физической нагрузке, увеличивается ударный объем сердца и в меньшей степени частота сердечных сокращений, повышается тонус сосудов. Более экономичной становится работа органов дыхания. Потребность организма в кислороде, возрастающая в процессе мышечной работы, у тренированных обеспечивается в большей степени за счет увеличения глубины дыхания, в то время как у нетренированных – за счет увеличения частоты дыхания.

Существенные изменения происходят в обмене веществ. У тренированных лучше усваиваются тканями питательные вещества, более глубоко протекают окислительные процессы, вследствие чего вредные продукты распада поступают в кровь в меньшем количестве.

Благоприятно отражается движение детей и на высшей нервной деятельности. Под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом повышается сила, улучшается подвижность и уравновешенность нервных процессов в коре головного мозга. Нервная система становится более пластичной, т.е. приобретает способность быстрее приспосабливаться к новым видам работы и обстановке.

Литература

  1. Высочин Ю. В., Шапошникова В. И. Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культура в школе. 1999. № 1.
  2. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
  3. Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.
  4. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1983.
  5. Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М.: Знание, 1983.
  6. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
  7. Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1968.
  8. Харитонов В. И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6-7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. № 9.


  • Разделы сайта