Владимирские тяжеловозы племенной конный завод. Спасают элиту знаменитой породы лошадей "владимирские тяжеловозы"

Юрьев-Польский конный завод не может похвастаться древностью: его создали на базе колхоза в начале 1960-х. Сюда стоит ехать не за историей и архитектурой, а ради знакомства с главными обитателями завода, владимирскими тяжеловозами. «Владимирцы», вопреки кажущейся известности породы, — лошади редкие, в мире их всего несколько тысяч, и все они — уроженцы одного из трех конных заводов в Ополье: Юрьев-Польского, Гаврилово-Посадского и Владимирских госконюшен.

Конезавод расположен не в городе — лошадям, понятное дело, нужен простор. Но и ехать недалеко: на машине от Юрьева-Польского минут пять, дорога прямая. Сориентироваться на местности тоже просто — во-первых, уже с дороги видны характерные здания конюшен, во-вторых, с советских времен здесь стоит опознавательный знак с конем. Тут и нужно повернуть налево с основной дороги. Село Косинское, к которому конезавод официально привязан почтовым адресом, будет чуть дальше по трассе.

Первое, что видит любопытствующий путник — просторный загон. Днем сюда выпускают побегать молодняк, так что посмотреть на тяжеловозов можно и не договариваясь об экскурсии по конюшням. Конечно, молодые лошади не такие внушительные, как их мамы и папы, но дают представление о породе.

Вообще, владимирского тяжеловоза очень легко опознать. Именно с него рисуют богатырских коней — владимирские жеребцы в холке иной раз выше крупного мужчины, а весят чуть меньше тонны. У «владимирцев» мускулистая шея, широченная грудь, нарядная волнистая грива и длинные очесы — «перья» — на ногах. Часто ноги, как и стрелка на морде, бывают белыми, что делает лошадь очень нарядной и — издали — почти игрушечной. Но такая «игрушка» может посоревноваться в силе с грузовиком и даже победить его. Хорошо, что характер у тяжеловозов спокойный и покладистый: под седлом это совершенно невозмутимая и управляемая лошадь. Недаром они популярны среди частных владельцев, которые покупают и содержат лошадей не для спорта, а для души, доверяя этим великанам даже своих детей.

Тяжеловозы Юрьев-Польского конезавода считаются более широкими и сбитыми, чем гаврилово-посадские. Иными словами, они пониже и потолще. Считается, что эта коренастость делает их еще более надежными и спокойными по характеру.

При этом Юрьев-Польский конезавод, где таких красавцев разводят, выглядит очень и очень скромно. Конюшни строились в 1960-70-е, с тех пор их не раз ремонтировали, но, по большому счету, советские постройки следовало бы снести и построить что-то более современное. Пока обеспечение комфорта XXI века для лошадей и работников конезавода — мечта неосуществимая. Принимая реальность, работники стараются поддерживать порядок всеми силами: в конюшнях относительно тепло, чисто и светло.

Зато вокруг конезавода красота. Простор, поля (Ополье же!), перелески… В чистом виде «выйду ночью в поле с конем». Ольга Евсеева , управляющая конезаводом и по совместительству главный зоотехник, говорит, что именно это сочетание больших, почти былинных коней и бескрайних русских просторов производит неизгладимое впечатление на гостей конезавода.

В конце 2012 года поголовье ЮПКЗ насчитывало 112 голов. В 2005-м, когда лошадей выкупили в частную собственность, было всего 46 маток (кобыл). Собственник — хозяин холдинга «Монастырское подворье» Владимир Березовец. С его стороны покупка лошадей была актом благотворительности: в трудные времена он поддержал породу, которая оказалась на грани исчезновения. И осталась бы Владимирская область без владимирских тяжеловозов. Теперь все лошади принадлежат холдингу, а помещения конезавода — государству, холдинг их только арендует.

В наши дни на Юрьев-Польском конезаводе разводят только тяжеловозов. Гордость конезавода — чемпионы, победители различных выставок. Владимирских тяжеловозов из Юрьева-Польского возят на все крупные выставки — в Москву , Петербург , ... Среди таких чемпионов — кобылы Верба и Госпожа. Верба — суперчемпионка среди тяжеловозов. На испытании по тягловой выносливости, когда лошадь должна провезти груз весом 9 тонн (эквивалент двух КАМАЗов) на максимальное расстояние, смогла протащить его на 1203 метра.

На конезаводах дам всегда намного больше, чем джентльменов — всем понятна специфика деторождения. Кобылы и жеребцы всегда стоят в разных конюшнях, дабы избежать соблазнов. Романтические свидания строго контролируются зоотехниками и селекционерами. Происходят они в период с февраля по июнь, так что в это время на конезавод лучше не приезжать — работа кипит. В это же время начинают приносить приплод кобылы, которые забеременели в прошлом году.

Так что самое лучшее время для посещения конезавода — лето и начало осени. Можно и в декабре приехать, но на санях вряд ли прокатят — долго запрягать. Интересно, что тяжелые сани, которые обычно тянут два-три рысака, тяжеловоз без особого напряга тащит один.

Это довольно неприхотливая лошадь, способная жить как в условиях конного завода, так и в табуне.

В то же время владимирские тяжеловозы сохранили в своём облике схожесть с ближайшими предками — шайрами и клейдесдалями. Это крупный рост, некоторые особенности экстерьера (например, относительно длинные ноги), обилие белых отметин и сильная оброслость ног.

Происхождение: Россия
Масть: гнедая, рыжая, вороная
Высота в холке: 1, 55 - 1, 65 м
Использование: тяжелая упряжка, русская тройка

Основные сведения о породе

Владимирский тяжеловоз - это порода крупных тяжеловозов (высота в холке - 165см), выведенная во Владимирской и Ивановской областях (Гаврилово-Посадский государственный племенной рассадник) путем скрещивания местных укрупненных крестьянских лошадей с клейдесдалями, шайрами и в меньшей степени суффольками и некоторыми другими. Новая порода официально зарегистрирована в 1946году. Владимирские тяжеловозы отличаются сухостью, подвижностью, легкими свободными движениями на шагу и рыси, энергичным темпераментом, плотной, иногда грубоватой конституцией. Масть главным образом гнедая, реже вороная, часто с большими отметинами на голове и конечностях. Сильно развита оброслость ног. Грива, челка и хвост густые, пышные.

На древних, исконно русских землях Владимирского ополья издавна славилась хорошая рабочая лошадь. В таких больших промышленных центрах, как Москва, Владимир, Ярославль, велик был спрос на крупную ломовую лошадь, а для обработки довольно плодородных, но тяжелых почв она должна была быть сильной и выносливой. Еще в первой четверти XVIII века в Гаврилово-Посаде организовали казенный конный завод, в котором выращивали утяжеленных упряжных лошадей. Улучшению местного континнгента способствовало создание в 1886 году Гаврило-Посадской государственнной заводской конюшни (ГЭК). Первоначально она была укомплектована жеребцами жеребцами верхового и рысистого направления.

Затем стали поступать жеребцы тяжеловозных пород - ардены, першероны и суффольки. С 1901 года их стали вытеснять английские тяжеловозы - клейдесдали, а с 1910 года - шайры. Жеребцов этих пород широко использовали в случке с местными крестьянскими кобылами. Таким образом, в зонедеятельности Гаврило-Посадской ГЭК к началу 3--х годов образовался большой, достаточный для проведения племенной работы массив крупных, утяжеленных лошадей. С этого времени на 98 колхозных и совхозных конефермах началась племенная работа по консолидации полученного типа тяжеловозной лошади методом воспроизводительного скрещивания. Деятельность этих хозяйств возглавил Гаврило - Посадский государственный рассадник. Работа завершилась выведением новой породы лошадей, которая в 1946 году была официально утверждена и получила название владимирский тяжеловоз.

Современные лошади владимирской породы отличаются крупным ростом, крепкой конституцией, гармоничным телосложением, хорошо развитой мускулатурой, выраженным типом упряжной лошади и энергичным темпераментом. Они имеют длинную, с выпуклым профилем голову, мускулистую шею, длинную высокую холку, длинную широкую спину и круп. Ноги у них длинные, правильно поставленные, с хорошо развитыми суставами и средней оброслостью. Масть преобладает гнедая, реже вороная и рыжая, с белыми отметинами на ногах и голове. Шаг длинный и свободный, рысь хорошая.Жеребцы имеют промеры (см): высота в холке -165, косая длина туловища - 173, обхват груди - 207, пясти - 24, 5; их живая масса 760кг, кобылы - 680кг.

Лошади владимирской тяжеловозной породы выносливы в работе, от других крупных тяжеловозов отличаются значительной подвижностью и энергичность. Рекорд по срочной доставке груза рысью, установленный на владимирских тяжеловозах, является и абсолютным рекордом для тяжеловозов всех пород. Совершенствование породы ведется методом чистопородного разведения. В ней выделено несколько линий, в том числе Литого, Ландыша, Холода, Глен Альбина, Аргуса, Шерифа и, кроме того, несколько женских семейств.

Без груза Владимирский тяжеловоз настолько резв, что, несмотря, на большую массивность, многие представители породы могут пробежать рысью 1600 м за 3 минуты, что является стандартом резвости для двухлетних рысаков в России. С грузом 1,5 т Владимирский тяжеловоз может рысью пробежать дистанцию в 2 км за 5 минут или даже резвее. Очень популярны могучие и красивые владимирские тройки.

Помимо своего основного назначения — перевозки тяжестей — владимирские тяжеловозы служили хорошими улучшателями лошадей колхозов и совхозов. Основной метод племенной работы с владимирской породой лошадей — чистопородное разведение по линиям с использованием инбридинга на выдающихся родоначальников и кроссов хорошо сочетающихся линий. Основные линии — Холода (Бордер Бренд — Химера, 1925), Литого (Лорд Джемс — Тавлинка, 1923), Глен Эльбина (Эшенфлауэр — Бэллс Пэгги, 1923) и Кэпитена (Тальма — Нита, 1924).

Владимирские тяжеловозы достаточно скороспелы и плодовиты. В 3 года жеребцов и кобыл случают, в этом же возрасте на них начинают работать. При нормальных условиях кормления и содержания выход жеребят достигает 75—80 %. Лошади хорошо приспособлены к местным условиям и неприхотливы.

История

Владимирская порода создана на племенных фермах колхозов и совхозов Владимирской и Ивановской областей в результате деятельности Гаврилово-Посадской государственной заводской конюшни и Гаврилово-Посадского государственного племенного рассадника лошадей. Официально зарегистрирована в 1946 году.

Выведена владимирская порода путем скрещивания местных лошадей с клейдесдалями и шайрами. Наибольшую роль при формировании породы сыграли клейдесдали, из которых особенно ценными были Лорд Джеймс, гнедой, 1910 г., Бордер Бренд, темно-гнедой, 1910 г. и Глен Албин, гнедой, 1923 г., ставшие основными родоначальниками породы.

Клейдесдали - порода тяжеловозов Англии. Организация Общества коннозаводчиков и издание студбука (1877-1878 г.г.) положили начало утверждению клейдесдальской породы в ее современном типе. Выставки племенных лошадей способствовали формированию типа породы, сочетающей в себе крупный рост, большой вес, энергичность в работе и нарядность форм. Отбор и подбор в этом направлении подкреплялись обильным кормлением племенного молодняка. Живая масса клейдесдалей от 900 до 1100 кг. Промеры: рост 165-172 см., обхват груди 190-202 см., обхват пясти 25-28 см.

Клейдесдали энергичны, обладают производительными движениями на шагу и рыси. Для них характерны массивная, с выпуклым профилем голова, длинная шея, удлиненный, не слишком широкий корпус, косо поставленная лопатка, относительно длинные конечности и отлично развитая мускулатура. Своеобразные черты экстерьера клейдесдалей - густая оброслость ног (фризы) и темно-гнедая масть с белыми отметинами головы и конечностей. Встречаются недостатки: мягкая спина, плоские ребра, неглубокий корпус.

Значительно меньшее влияние на формирование владимирской породы оказали шайры, клички которых встречаются в родословных владимирских тяжеловозов в более отдаленных рядах предков, преимущественно по женской стороне.


Шайрская порода - старейшая и наиболее распространенная порода крупных тяжеловозов в Англии. Консолидация породы и формирование ее типа начались с организацией Общества по разведению шайров (1878 г.), которое стало систематически издавать племенные книги и устраивать выставки лошадей. На выставках демонстрировали племенных жеребцов, кобыл, молодняк и меринов.

Лошади шайрской породы очень крупные и массивные, рост жеребцов варьирует от 165 до 175 см, живая масса 1000-1100 кг.

Голова шайров большая; шея толстая; холка невысокая, широкая; спина широкая, мускулистая, крепкая; поясница короткая; круп широкий, несколько свислый, с хорошей мускулатурой; грудная клетка объемистая, ребра округлые; ноги поражают своей толщиной, впечатление которой усиливается за счет больших фриз - длинных волос, растущих от запястей и скакательных суставов и закрывающих ноги до земли. Наиболее распространенная масть - гнедая, вороная и рыжая с большими белыми отметинами на ногах и голове. Темперамент шайров спокойный. При демонстрациях на выставках они показывают высокую грузоподъемность.

Материнской основой владимирской породы тяжеловозов послужили местные лошади, которые передали породе такие ценные качества, как приспособленность к местным условиям и выносливость в работе.

Промеры жеребцов: 165 - 173 - 207 - 24, 5; промеры кобыл: 162, 7 - 169, 8 - 198, 3 - 23, 5.
Средняя живая масса кобыл конных заводов 685 кг, живая масса жеребцов 758 кг.

Для экстерьера владимирских тяжеловозов характерны: голова крупная, длинная, с выпуклым профилем; шея длинная, мускулистая; холка высокая, длинная; спина широкая, нередко несколько мягковата; круп длинный, широкий, раздвоенный, немного свислый или нормального наклона; грудь широкая; ноги длинные, сухие. У некоторых лошадей встречается значительная оброслость ног (фризы) и наклонность к развитию мокрецов. Масть гнедая, реже вороная или рыжая с белыми отметинами ног и головы; темперамент энергичный; движения на шагу и рыси размашистые, свободные. Лошади владимирской породы выносливы в работе, хорошо идут не только шагом, но и рысью.


Очень популярны могучие и красивые владимирские тройки.

Владимирские тяжеловозы достаточно скороспелы и плодовиты. В 3 года жеребцов и кобыл случают, в этом же возрасте на них начинают работать. При нормальных условиях кормления и содержания выход жеребят достигает 75-80 %. Лошади хорошо приспособлены к местным условиям и неприхотливы

КОННОЗАВОДСТВО ВЛАДИМИРСКОГО ОПОЛЬЯ

Сорокин С.И., аспирант ВНИИ коневодства

Аннотация:

В статье рассмотрено развитие владимирской породы в основных конных заводах, Гаврилово-Посадском и Юрьев-Польском. Описаны продолжатели ведущих линий, внесшие существенный вклад в эволюцию породы.

Ключевые слова:

Владимирская порода, конные заводы, ведущие линии, выставки, соревнования.

Horse breeding at Vladimir Hills

Summary:

It is reported the evolution of Vladimir horse breed at main studs of Gavrilovo-Posadsky and Yuriev-Polsky. The continuers of the leading lines that brought the essential contribution to evolution of the breed are described.

Key words:

Vladimir horse, stud, leading lines, show, competitions.

Владимирское ополье - самый северный черноземный регион России, является исторической родиной лошадей владимирской породы и одним из центров культурного коневодства.

В современном политико-административном делении в него входят Юрьев-Польский и Суздальский районы Владимирской области и Гаврилово-Посадский район Ивановской области. Именно здесь расположены два конных завода, сыгравшие значительную роль в совершенствовании лошадей владимирской породы - Гаврилово-Посадский и Юрьев-Польский (ныне «Монастырское подворье»).

Официальное признание владимирская порода получила в 1946 году. Она была создана в колхозах и совхозах Владимирской и Ивановской областей. Основным селекционным центром по созданию новой породы являлся Гаврилово-Посадский государственный племенной рассадник.

Для более эффективного развития и совершенствования породы в 1959 году были сформированы два элитных хозяйства - конные заводы Гаврилово-Посадский и Юрьев-Польский.

Фасад Гаврилово-Посадского конного завода

Гаврилово-Посадский конный завод стал приемником племенного рассадника и получил «богатое наследство»: отличное поголовье лошадей и великолепный комплекс конюшенных построек, возведенных в конце XVIII века по проекту известного архитектора Петра Еропкина.

Гаврилово-Посадский завод выделяется и своей многовековой историей. Первое коневодческое хозяйство в Гавриловой Слободе было основано ещё до царствования Ивана Грозного, а записи о «Гавриловой Новой Слободе», где существовал «Двор государев конюшенный», встречаются в писцовых книгах 1632-1633 годов.

За время своего существования это коневодческое хозяйство претерпело множество реорганизаций. Так, в царствование Александра 1, сразу после войны 1812 года, Гаврилово-Посадский конный завод стал придворным (дворцовым) заводом. А в 1829 году он был закрыт. И только в 1886 году в Гавриловом-Посаде была организована Владимирская государственная заводская конюшня.

Поначалу в ней содержалось чуть более 30 жеребцов-производителей разных пород, но преобладали жеребцы так называемого «рабочего сорта». Постепенно количество таких жеребцов увеличивалось, и наибольшее распространение стали получать представители клейдесдальской, суффолькской и шайрской пород. К концу гражданской войны поголовье лошадей в стране значительно сократилось, и советское правительство приняло ряд мер для улучшения положения в отрасли. В 1936 году при госконюшне был организован Гаврилово-Посадский племенной рассадник тяжеловозных лошадей, который впоследствии был преобразован в конный завод.

В отличие от Гаврилово-Посадского, Юрьев-Польский завод был создан почти на пустом месте - от ликвидированного учебно-опытного хозяйства Ивановского сельскохозяйственного института остались только простые деревянные конюшни. Поголовье лошадей в заводе было собрано из различных хозяйств и основной массив составляли лошади племенных коневодческих ферм Владимирской области.

Панорама Юрьев-Польского конного завода

В IV томе ГПК лошадей владимирской породы, изданном в 1969 году, записано 70 кобыл Юрьев-Польского завода и 65 кобыл Гаврилово-Посадского.

В Гаврилово-Посадском заводе большая часть кобыл была рождена в племрассаднике и представлена чистопородными матками. В Юрьев-Польском заводе наоборот, большинство кобыл получено в колхозах и значительная часть маточного поголовья была представлена помесями разных поколений.

Таким образом, изначально, Гаврилово-Посадский завод имел более ценное поголовье и был ведущим заводом в породе.

Во владимирской породе было создано десять линий: Литого, Холода, Глен Албина, Сибарита, Стандарта, Шерифа, Аргуса, Сильвер Гоблета, Крэйджи Хайгейта, Кабестана.

Лидирующей стала линия Литого, также к основным линиям породы относились линии Холода, Глен Албина и Стандарта, за ними следовали линии Шерифа, Сибарита и другие. Линия Аргуса, получившая свое развитие через Грозного, перешла в категорию второстепенных линий породы.

Большая часть кобыл Гаврилово-Посадского завода начального периода была представлена дочерьми и внучками лучших жеребцов породы из основных линий Литого, Холода, Стандарта. Особо выдающейся среди них была кобыла Тавричанка, гн., 1950 г., дочь одного из лучших продолжателей линии Литого - Ландыша.

Сам Ландыш значительно выделялся среди потомков Литого. Он был более сухой конституции, с энергичным темпераментом, несколько облегчённым костяком, мягковатой спиной и менее массивным. Его детям были присущи та же породность, сухость, правильный экстерьер и облегчённый костяк конечностей.

678 Твричанка

Тавричанка стала чемпионкой породы на ВДНХ СССР и родоначальницей самого многочисленного семейства, давшего породе девять заводских производителей.

В дальнейшем Гаврилово-Посадский завод стал уделять меньше внимания работе с основными линиями породы, в которых сосредоточен её наиболее ценный генетический потенциал, и увлекся использованием малоценного в племенном отношении жеребца 0139 Грозного, гн., 1958 г., линии Аргуса.

0139 Грозный

Грозный был рождён от вороного жеребца II поколения 31 Василька, 1938 г.р., и кобылы II поколения 0533 Гордой. Он существенно уклонился от желательного типа породы и имел излишне возбудимый темперамент. Вместе с тем Грозный мог отлично бежать рысью, что позволило ему стать абсолютным рекордистом по срочной доставке груза рысью на Всесоюзных соревнованиях в 1968 году. Дистанцию 2000 метров с силой тяги 50 кг (условный вес груза 1,5 тонны) он преодолел за 4 мин. 34,0 сек. Этот рекорд продержался в течение 21 года. В связи с выдающимся результатом в испытаниях, Грозного, а затем и его сыновей, стали широко использовать в племенной работе в конном заводе.

В связи с этим селекционные успехи завода становились скромнее и завод постепенно терял свою лидирующую позицию.

Юрьев-Польский завод, наоборот, постоянно работал с ведущими линиями породы - Литого, Холода и Глен Албина.

Анализ изменения основных селекционных признаков - типичности и экстерьера за период эволюции породы показал в Юрьев-Польском заводе более высокие темпы селекционного прогресса, что позволило ему занять лидирующее положение в породе (таблица).

Оценки типичности и экстерьера лошадей владимирской породы и доля кобыл высокого заводского класса по периодам

Годы

Типичность

Экстерьер

Гаврилово-Посадский - Юрьев-Польский

Средний балл

% кобыл с оценкой 8 баллов и выше

С момента основания Юрьев-Польского завода в нём велась направленная селекционная работа по консолидации генофонда лучших родоначальников владимирской породы. И результат не заставил себя долго ждать. Многие лошади, полученные в заводе, были призёрами Всесоюзных соревнований, Всесоюзных и Всероссийских выставок.

Его питомцы: 347 Гомон, 834 Гордость, 272 Гранит, 267 Гордый, 379 Легант, 389 Магнит, 01537 Весна, 1102 Громкая - удостаивались звания «Чемпион владимирской породы» на ВДНХ СССР.

272 Гранит

И как показатель высшего достижения селекции - титул «Абсолютного чемпиона» среди всех тяжеловозных пород, которым были удостоены четыре лошади, рождённые в заводе.

Под управлением легендарного мастера-тренера Владимирской ГЗК Владимира Ивановича Фомина, питомцы завода - жеребцы Гомон, Магнит и Курган, четырежды приносили владимирской породе титул «абсолютный чемпион тяжеловозов Всесоюзных соревнований».

347 Гомон, тёмно-гнедой, 1964 г.р., от 258 Ветерка и 570 Гранатки, дважды в 1969 и 1970 годах был абсолютным чемпионом среди лошадей всех тяжеловозных пород СССР. Его промеры: 171-180-214-27 (см). Показатели работоспособности: срочная доставка груза на рыси - 5 мин. 15,8 сек.; доставка груза шагом - 13 мин. 04,2 сек.; тяговая выносливость - 611 метров 10 см.

389 Магнит

389 Магнит, гнедой, 1969 г.р., от 347 Гомона и Мечты, в 1974 году повторил успех своего отца и также стал абсолютным чемпионом. Промеры: 170-180-218-25. Работоспособность: рысь - 4 мин. 56 сек.; шаг - 13 мин. 13 сек.; тяговая выносливость - 532 метра 85 см.

373 Курган, караковый, 1970 г.р., от 347 Гомона и Клязьмы, в 1975 году также повторил успех отца и полубрата, взяв титул абсолютного чемпиона Всесоюзных соревнований. Его промеры: 172-180-218-25. Показатели работоспособности: рысь - 5 мин. 10 сек.; шаг - 12 мин. 34,2 сек.; тяговая выносливость 751 метр 10 см.

834 Гордость, светло-гнедая, 1964 г.р., от 258 Ветерка и 558 Гитары, под управлением тренера К.М. Гусева, стала абсолютным чемпионом в 1972 году. Её промеры: 162-167-199-24. Показатели работоспособности: рысь - 5 мин. 20,8 сек.; шаг 15 мин. 26,0 сек.; тяговая выносливость 787 метров 80 см.

Когда в Юрьев-Польском заводе главным зоотехником по коневодству стал Михаил Васильевич Малков, проработавший в хозяйстве с 1976 по 1987 годы, особенно большое внимание стало уделяться работе с линией Литого. В этот период увеличилось количество лошадей ведущей линии и значительно повысился качественный уровень поголовья.

379 Легант

К числу селекционных успехов завода можно отнести получение одного из выдающихся производителей, продолжателя линии 84 Литого, гнедого жеребца 379 Леганта, 1973 года, рождённого от тёмно-гнедого жеребца 349 Гончара, 1967 года, сына 235 Чародея и гнедой кобылы 894 Литвинки, 1962 года, также принадлежащей линии Литого через ветвь 70 Катера.

Легант был очень породным, гармонично сложенным жеребцом сухой конституции, с правильным экстерьером, хорошо развитым в длину и по обхвату корпусом (162-173-215-24). На Всесоюзных соревнованиях, под управлением Малкова М.В., он показал разностороннюю работоспособность. - Его результат в испытаниях на рыси - 6 мин. 38 сек.; на шагу - 14 мин. 27,2 сек.; тяговая выносливость - 226 метров 70 см.

К сожалению, Легант рано пал, в 1981 году, но от него успели получить целую серию заводских производителей и очень ценное маточное поголовье. Его лучшим сыном был тёмно-гнедой жеребец 466 Голос, 1980 года. А в 80-х годах через сына Леганта - 454 Галстука, ветвь линии Литого через 138 Хлебного получила своё распространение и в Гаврилово-Посадском заводе.

Несмотря на более скромные успехи, лошади Гаврилово-Посадского завода также становились победителями Всесоюзных соревнований по отдельным видам испытаний и призерами выставок.

Питомцы Гаврилово-Посадского конного завода: 387 Люкс, 394 Пуртон, 400 Тагор, 405 Терек, 407 Тугой, 922 Планка, 351 Горнист, 678 Тавричанка, 1161 Лазейка, 1263 Хорда - в разные годы удостаивались на ВДНХ СССР звания «Чемпион владимирской породы».

В результате использования разнокачественных жеребцов-производителей, продолжателей тех или иных линий, в каждом из заводов сформировался свой характерный заводской тип.

В Юрьев-Польском заводе, под влиянием целеустремленного и систематического использования производителей лучших линий, и преимущественно лидирующей линии Литого, сформировался тип массивной, костистой лошади с выдающейся шириной и глубиной груди, крепкой конституцией, хорошей выносливостью и силой. Лошади этого типа обладают спокойным темпераментом, весьма энергичны и очень добронравны.

Существенное влияние на формирование Гаврилово-Посадского типа оказали потомки 0139 Грозного, линии Аргуса и 81Ландыша, линии Литого.

Лошади Гаврилово-Посадского типа отличаются сухостью, подвижностью, высоким ростом, облегченным костяком, длинноногостью и более возбудимым темпераментом.

Но не только от селекционных успехов зависит позитивное развитие заводов. Нельзя не учитывать и такие факторы, как количество поголовья, показатели воспроизводства и общие тенденции развития отрасли в целом.

В лучшие для коневодства 80-е годы в Гаврилово-Посадском заводе содержалось около 250 голов лошадей, выход жеребят часто превышал 80 %, перевыполнялся план реализации молодняка, а уровень рентабельности превышал 40 %.

К концу 90-х годов под влиянием экономических факторов и государственной политики в отношении аграрного сектора, снизились практически все показатели работы хозяйства. Поголовье племенных лошадей сократилось более чем в два раза и на первое января 2001 года составляло 110 голов, в том числе 59 кобыл. Выход приплода в 2000 году упал до 40%. Не хватало кормов и плохо выращенный молодняк продавался за бесценок.

Ситуация в конном заводе изменилась с приходом нового директора - Андрея Александровича Жукова, руководящего заводом и в настоящее время. Полноценный рацион кормления, порядок на конюшнях, упитанные, лоснящиеся лошади и развёрнутая работа по наращиванию маточного поголовья свидетельствуют о положительной динамике развития хозяйства. По состоянию на июнь 2010 года общая численность поголовья конного завода возросла до 190 голов, племенных маток - до 70.

591 Хинган

Неоднократно питомцы завода брали титул «Чемпион породы» на ежегодной конской выставке «Эквирос» в Москве, а гнедой жеребец 591 Хинган, 1993 года, от 458 Гербария и 1433 Хрупкой, в 2001 году был удостоен титула «Абсолютный чемпион выставки «Эквирос».

Показатели воспроизводства в Юрьев-Польском конном заводе всегда выглядели скромнее Гаврилово-Посадских. Долгие годы выход жеребят держался на уровне 50%, рентабельность отрасли была невысокой или даже отрицательной. Положение удалось поправить только к концу 80-х и в 1990 году - выход приплода жеребят поднялся до 79%, а рентабельность составила 45%.

Негативный экономический климат конца 90-х не обошёл стороной и Юрьев-Польский завод. С 1996 по 2000 год численность племенных лошадей сократилась со 174 до 77 голов, племенных маток с 65 до 56, а показатель выхода жеребят снизился до 24%.

В 2005 году завод перешёл во владение агропромышленному холдингу «Монастырское подворье» и положение стало понемногу улучшаться. В настоящее время племенной конный завод располагает достаточным количеством маток, принадлежащих лучшим линиям владимирской породы, имеющим хорошие промеры, тип, экстерьер и работоспособность. По состоянию на июнь 2010 года общая численность поголовья конного завода составила 133 головы, из которых 55 племенных маток.

В двухтысячных годах питомцы завода неоднократно становились чемпионами породы и призёрами ежегодных конских выставок. В 2001 году гнедой жеребец 553 Шипучий, 1992 г.р., от 466 Голоса и 1270 Штанги, и караковая кобыла 1056 Гарба, 1985 г.р., от 458 Гербария и 810 Георгинки - получили титул чемпионов породы на выставке «Ленэкспо». В том же году гнедая кобыла 1355 Гайфи, 1994 г.р., от 474 Графика и 1054 Гаммы, взяла титул чемпиона породы на Выставке «Эквирос». А в 2002 году гнедой жеребец 557 Верный, 1994 г.р., от 471 Горошка и 1036 Веги получил золотую медаль и титул чемпиона породы на выставках и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

577 Верный

Сегодня, когда до 65-летнего юбилея владимирской породы осталось чуть больше года, назвать её состояние стабильным трудно. В конных заводах, подвластным стихии экономических волнений в стране, постоянно возникают ситуации, угрожающие нормальному существованию породы. Кризисные явления вносят свои негативные коррективы в планы по реализации молодняка, испытаниям, заготовке кормов и развитию хозяйств. Остро ощущается недостаток высококвалифицированных кадров от специалистов высшего звена до конюхов. Тяжёлая физически и при этом мало оплачиваемая работа не привлекает молодёжь, и даже страстные лошадники не всегда могут себе позволить работать с лошадьми по финансовым причинам. В результате в хозяйствах не хватает персонала, конюхи успевают только кормить и отбивать денники на вверенном им поголовье, а заниматься оповаживанием жеребят, моционом и тренингом, так необходимым для выращивания добрых, здоровых, крепких, хорошо развитых лошадей, стало некому.

Кроме того, нуждается в реставрации старинный комплекс конюшен Гаврилово-Посадского конного завода. Несмотря на добротность старой постройки и почти метровую толщину стен, время берёт своё и необходимость капитального ремонта уже очевидна.

Немаловажные задачи встали и перед селекционерами. Резкое снижение численности племенного ядра в конце 90-х годов, серьёзно обострило проблему сохранения генетического разнообразия во владимирской породе. Недостаточное внимание к данному фактору могло привести к ослаблению жизнеспособности породы и невозможности её дальнейшего эффективного развития.

В настоящее время проводится ряд исследований, посвящённых этому вопросу, и разрабатывается централизованная селекционная программа. Одним из вариантов решения проблемы является использование потенциала, накопленного во внутрипородных типах двух конных заводов за последние 50 лет.

Несмотря на интенсификацию нашей жизни в век бурно развивающихся технологий, лошади владимирского ополья продолжают пользоваться большой популярностью среди коннозаводчиков и частных коневладельцев. Они покоряют своей эффектной внешностью - нарядной тёмной мастью с яркими белыми отметинами на голове и ногах и универсальностью использования. Кроме того, владимирцы зарекомендовали себя хорошими рабочими качествами, спокойным уравновешенным темпераментом и добронравием.

Их всё чаще можно увидеть в богатой запряжке в прогулочном фаэтоне или под седлом всадника богатырского сложения. Проявляя способности к спорту, они с удовольствием прыгают небольшие высоты в школах верховой езды, а одарённые природой красивыми свободными движениями просто неотразимы в выездке и цирковых представлениях.

Постоянно расширяется ареал владимирских лошадей, разводимых вдали от исторической родины. Хакасия, Бурятия, Челябинская область и Казахстан - вот далеко не полный список регионов, где прекрасно акклиматизировавшиеся питомцы конных заводов владимирского ополья используются как улучшатели рабочих и продуктивных качеств местных лошадей. Уже в первом поколении помеси наследуют от них крупный рост, силу и скороспелость. Отдельные лошади владимирской породы есть в Москве, Московской, Тверской, Ленинградской и других областях. В основном это частные хозяйства с небольшим поголовьем, но многие из них имеют серьёзные намерения заниматься племенным разведением.

Спрос на представителей владимирской породы с каждым годом растёт… И как знать? Возможно уже завтра лошадь, объединившая в себе красоту, силу, добрый нрав и всю широту души владимирского ополья, может стать и Вашим верным другом и помощником на долгие годы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Котомин, Н.А. Конные заводы России / Н.А. Котомин, В.В. Калашников, В.Ф. Пустовой. - Изд. ВНИИ конеовдства, Дивово. - 2007. - С. 345-348, 371-375.

2. Сорокина, И.И. О владимирской породе лошадей / И.И. Сорокина, О.С. Милько, С.И. Сорокин. - Коневодство и конный спорт, №1.- 2010. - С. 15-18.

3. Антонов, И.П. Гордость России / И.П. Антонов. - Иваново: обл. кн. Изд. «Талка», 1993. - 256 с.

4.Сорокина, И.И. Богатыри ополья / И.С. Сорокина, О.С. Милько. - Конный мир, №9. - 2007. - С. 40-46.

При перепечатке статьи и использовании информации необходимо указать автора и первоисточник публикации:

Сорокин С.И. Коннозаводство владимирского ополья / С.И. Сорокин // Коневодство и конный спорт. - 2010. - № 4. - С. 7-10.

Бывшему Юрьев-Польскому конному заводу (много лет назад перешедшему в частные руки) сегодня – 55. Юбилейные годы, как правило, выдаются непростыми, говорят сотрудники.

У этой крохи даже имени еще нет. Жеребенку – неделя, и это – ее первый выход в свет. Лошадка явно старается произвести впечатление на маму, хотя с трудом держится на неокрепших ногах. Сейчас трудно представить, что, повзрослев, этот неуклюжий жеребенок вымахает в статную кобылу весом под тонну и ростом – в 170 сантиметров в холке. Стандартам породы на конезаводе отвечает каждая взрослая лошадь. Это элита владимирского тяжеловоза.

“Как вы видите, табун достаточно большой у нас. Есть, что продать. Нам главное, чтобы цена, которая уже сформировалась два года назад, дошла где-то до 170-200 тысяч, опять вернулась к нам эта цена, потому что из-за проблем в Гаврилово-Посадском заводе, она опустилась буквально до 100-120 тысяч”,- рассказывает Ольга Евсеева, управляющая ООО “Племенной конный завод “Монастырское подворье””.

Перебирая в голове цифры, Ольга Евсеева о юбилее не думает точно. «Монастырское подворье» (наследник Юрьев-Польского конезавода), крупнейший в стране племенной рассадник владимирского тяжеловоза переживает не лучшие времена. И хотя ближайший его конкурент – завод в ивановском Гаврилове-Посаде – год назад приказал долго жить, уходя с рынка, ивановцы крепко насолили соседям.

Здесь, говорят, никогда такого не было, чтобы в загоне одновременно стояли сразу 20 жеребцов. Продажи резко упали осенью прошлого года, когда обанкротившийся Гаврилово-Посадский конезавод объявил неслыханную распродажу. Цены обрушились чуть ли не вдвое, жеребят-отъемышей там отдавали почти по себестоимости.Покупателей уводили прямо из-под носа, вздыхает Ольга. В отсутствие прибыли стало нечем платить зарплаты и кормить поголовье. С людьми проще, говорит управляющая. Вот так, «за идею», многие работают здесь десятки лет. А лошади зиму в холодных конюшнях простояли, считай, на одном сене. Сейчас жеребята нагоняют вес на пастбищах, которых в округе много. Инфраструктура, конечно, требует вложений (и немалых), но вообще, условия отличные, считает советник губернатора по развитию коневодства Ольга Фомина. По ее словам, именно на базе Юрьев-Польского конезавода мог бы развернуться центр племенного разведения владимирского тяжеловоза.

“Ну, и потом здесь генофонд весь. Ведь, чтобы их в новую конюшню, надо же покупать. Никто не отдаст, это надо покупать, а у них прослеживаются все линии, по которым было развитие владимирского тяжеловоза, т.е. они поддерживаются, они есть”,- считает Ольга Фомина, советник губернатора по развитию коневодства и конного спорта.

Владимирский тяжеловоз – порода малочисленная, если не сказать – исчезающая. Тем сложнее поддерживать ее генетическое разнообразие. В Юрьев-Польском районе занимаются разведением 8 из 10 известных линий владимирской породы. И, если верить племенным паспортам (а их ведут со дня основания конезавода), в каждой лошади, так или иначе, течет кровь чемпиона.
Дарья Давыдова. Андрей Синягин

Источник: http://vladimir.rfn.ru/

Бывшему Юрьев-Польскому конному заводу (много лет назад перешедшему в частные руки) сегодня - 55. Юбилейные годы, как правило, выдаются непростыми, говорят сотрудники. Как встречают здесь очередную круглую дату? - выясняла Дарья Давыдова.

У этой крохи даже имени еще нет. Жеребенку - неделя, и это – ее первый выход в свет. Лошадка явно старается произвести впечатление на маму, хотя с трудом держится на неокрепших ногах. Сейчас трудно представить, что, повзрослев, этот неуклюжий жеребенок вымахает в статную кобылу весом под тонну и ростом - в 170 сантиметров в холке. Стандартам породы на конезаводе отвечает каждая взрослая лошадь. Это элита владимирского тяжеловоза.

ОЛЬГА ЕВСЕЕВА, УПРАВЛЯЮЩАЯ ООО «ПЛЕМЕННОЙ КОННЫЙ ЗАВОД «МОНАСТЫРСКОЕ ПОДВОРЬЕ»
: "Как вы видите, табун достаточно большой у нас. Есть, что продать. Нам главное, чтобы цена, которая уже сформировалась два года назад, дошла где-то до 170-200 тысяч, опять вернулась к нам эта цена, потому что из-за проблем в Гаврилово-Посадском заводе, она опустилась буквально до 100-120 тысяч".

Перебирая в голове цифры, Ольга Евсеева о юбилее не думает точно. «Монастырское подворье» (наследник Юрьев-Польского конезавода), крупнейший в стране племенной рассадник владимирского тяжеловоза переживает не лучшие времена. И хотя ближайший его конкурент – завод в ивановском Гаврилове-Посаде - год назад приказал долго жить, уходя с рынка, ивановцы крепко насолили соседям.

Здесь, говорят, никогда такого не было, чтобы в загоне одновременно стояли сразу 20 жеребцов. Продажи резко упали осенью прошлого года, когда обанкротившийся Гаврилово-Посадский конезавод объявил неслыханную распродажу. Цены обрушились чуть ли не вдвое, жеребят-отъемышей там отдавали почти по себестоимости.Покупателей уводили прямо из-под носа, вздыхает Ольга. В отсутствие прибыли стало нечем платить зарплаты и кормить поголовье. С людьми проще, говорит управляющая. Вот так, «за идею», многие работают здесь десятки лет. А лошади зиму в холодных конюшнях простояли, считай, на одном сене. Сейчас жеребята нагоняют вес на пастбищах, которых в округе много. Инфраструктура, конечно, требует вложений (и немалых), но вообще, условия отличные, считает советник губернатора по развитию коневодства Ольга Фомина. По ее словам, именно на базе Юрьев-Польского конезавода мог бы развернуться центр племенного разведения владимирского тяжеловоза.

ОЛЬГА ФОМИНА, СОВЕТНИК ГУБЕРНАТОРА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ КОНЕВОДСТВА И КОННОГО СПОРТА: "Ну, и потом здесь генофонд весь. Ведь, чтобы их в новую конюшню, надо же покупать. Никто не отдаст, это надо покупать, а у них прослеживаются все линии, по которым было развитие владимирского тяжеловоза, т.е. они поддерживаются, они есть".

Владимирский тяжеловоз – порода малочисленная, если не сказать - исчезающая. Тем сложнее поддерживать ее генетическое разнообразие. В Юрьев-Польском районе занимаются разведением 8 из 10 известных линий владимирской породы. И, если верить племенным паспортам (а их ведут со дня основания конезавода), в каждой лошади, так или иначе, течет кровь чемпиона.

Дарья Давыдова. Андрей Синягин



  • Разделы сайта