Виды лодок. По конструкции набора корпуса. Какие бывают лодки

Сегодня лодки ПВХ для рыбалки пользуются большой популярностью. Впрочем, плавательные средства из поливинилхлорида активно используются и в других целях. Однако, не каждая лодка может быть пригодна для эксплуатации в тех или иных условиях. Чтобы правильно выбрать надувную лодку, рекомендуется обратить внимание на классификацию.

Классификация по типу движителя.

Все надувные плавательные средства могут быть разделены на три группы - гребные, моторно-гребные и моторные. В первом случае для передвижения по воде используются вёсла. Во втором - подвесной лодочный мотор. В настоящее время большинство представленных на рынке лодок являются моторно-гребными и могут использоваться в двух режимах - с вёслами или с мотором.

Следует отметить, что при выборе лодки ПВХ под мотор обязательно нужно обратить внимание на максимальную допустимую мощность двигателя. Как правило, данный параметр указывается в технической документации. Также максимальную мощность можно узнать продавца-консультанта или рассчитать самостоятельно.

Для лодок, которые предполагается использовать с мотором, обязательным элементом конструкции является транец. Именно на указанную часть плавательного средства будет устанавливаться силовой агрегат. Что касается выбора агрегата, то в зависимости от целей использования, можно выбрать электрический, бензиновый или водомётный вариант двигателя.

Классификация лодок по конструкции.

Форма бортов может быть различной. Выделяют замкнутую (O-образную) и разомкнутую (U-образную) форму бортов. Первый вариант отлично подходит для рыбалки и водных прогулок. Такая форма бортов обеспечивает повышенную плавучесть судна, однако, исключает возможность установки двигателя. В свою очередь, все моторные лодки имеют U-образную форму бортов.

Лодки из ПВХ также могут подразделяться по типу пайолов. Различают лодки с надувным, жестким и полужестким днищем. Для небольших по размеру лодок часто используется надувной вариант днища. Здесь также выделяют несколько вариантов - днище низкого, высокого давления и дно типа «матрац». Существенным недостатком такого типа днищ является уменьшение кокпита и уязвимость к проколам.

Слань или реечный настил используется для надувных плавсредств, длиною до трёх метров. Данный вариант пайола сочетает преимущества надувного и жесткого днища. Листы фанеры обладают небольшим весом и быстро монтируются, обеспечивая достаточную жесткость судну.

И наконец, лодки длиною более 3-х метров оснащаются жесткими пайолами. Как правило, жесткое днище производится из алюминиевых листов. Такой тип днища обеспечивает высокую устойчивость и снижает нагрузку на транец. Таким образом, внимательно изучив каталог лодок ПВХ - http://www.2vesla.ru/, можно без особого труда подобрать наиболее подходящую модель лодки для рыбалки.

Сейчас активный отдых пользуется большой популярностью во всем мире. Несомненно, вы заметили, насколько сильно возрос интерес людей к водному транспорту. Особенно это заметно становится с приближением летней поры. Прогулки по воде позволяют не только приносят огромное удовольствие всей семье, но и позволяют расслабиться и обрести гармонию. Для этого замечательно подойдет катер. Ходить на нем можно не только во время длительного отпуска, но и на уикэндах. Катера подходят для семейной туристической поездки, рыбалки и других приятных занятий.

Классификация катеров

Изначально катер оснащался исключительно стационарным мотором. Подвесные двигатели, как правило, использовались только для лодок. Все поменялось с появлением подвесников, мощность которых иногда бывает выше, чем у двигателей автомобилей. Катера делятся на такие типы:

  • Со стационарным (встроенным) двигателем.
  • Со съемным (подвесным) мотором.

Большинство любителей маломерных суден в последнее время отдают предпочтение именно подвесным двигателям, потому что они освобождают много полезного места внутри корпуса. Но, с другой стороны, они занимают корму катера. Однако, большим плюсом съемных моторов является индивидуальных подбор мощности к определенному типу катера.

Стационарные каретные моторы тоже имеют свои преимущества, особенно их дизельные варианты. Стоит заметить, что встроенные двигатели лучше использовать в суднах, которые имеют длину не менее 6 метров. Классификация современных моторных катеров должна соответствовать требованиям мировой судостроительной сертификации, согласно их назначению и использованию.
Виды катеров бывают следующие:

  • Прогулочные варианты.
  • Малые рыболовные.
  • Спортивные высокоскоростные катера.
  • Пассажирские.
  • Катера для несения пограничной службы.
  • Спортивно-прогулочные.

Спортивно-прогулочные катера являются самыми востребованными для широкого круга потребителей. Они предназначены для непродолжительных прогулок в пределах акватории и подходят для семейных пикников или катания на водных лыжах. Эти моторные суда изготавливаются из алюминия или пластика. Двигатели к ним используются бензиновые или дизельные.

Тремя основными видами плавания катеров являются водоизмещающий режим, режим гидродинамического поддержания и переходный режим из первого во второй.
Водоизмещающий режим относится к тихоходным катерам, не развивающим скорость больше 18 километров в час. Для таких суден характерны плавные обводы нижней части, находящейся под водой. Эти катера имеют сужение к корме не оснащены брызгоотбойниками. На них по обыкновению устанавливают стационарные двигатели с малой мощностью.

Режим гидродинамического поддержания сильно отличается от водоизмещающего. Такие катера обладают транцем – обрубленной кормой, к которой присоединяется подвесной мощный двигатель или водометная турбина. На такие судна обычно устанавливаются мощные моторы, потому что их ходовые качества позволяют преодолевать высокие волны.

Катера, спроектированные в переходном режиме, намного экономичней гидродинамических в плане расхода топлива и быстрее водоизмещающих. Они являются «золотой серединой».

Тонкости приобретения катеров

Человек, желающий купить катер должен отчетливо понимать, что это небыстрое действие. Рынок судостроения каждый день предлагает что-то новое потребителям. Многообразие вариантов неопытного покупателя может сбить с толку. Чтобы приобрести плавсредство данного типа, нужно проштудировать материалы, полностью описывающие все технические характеристики моделей, которые подходят по роду эксплуатации конкретному человеку (то есть, для каких целей он будет его использовать). Лучше всего будет выбрать несколько возможных моделей для покупки и проанализировать их по интересующим вас параметрам.

Не забудьте заранее определиться с бюджетом, который вы готовы выделить для покупки плавсредства. Сейчас многие прибегают к приобретению катеров не только с конвейера, но и бывших в употреблении. Эти суда стоят гораздо дешевле, но их внешние данные и технические характеристики ничем не уступают новым.

Еще стоит обратить внимание на район, в котором вы планируете эксплуатировать купленное судно. Это важный фактор, потому что от него зависит стоимость доставки и возможной растаможки (при необходимости).

Каталог катеров для продажи, предоставленный нашей организацией, предлагает большой выбор плавсредств. Каждый может подобрать себе именно тот вариант, о котором он давно мечтал. Катера различаются габаритами, скоростями, материалом изготовления, предназначением и стоимостью. Единственное, что их объединяет – это безупречное качество изготовления, хорошие ходовые возможности и высокие эксплуатационные характеристики, которые будут оценены по достоинству всеми любителями свободного времяпрепровождения на воде.

Кроме продажи обслуживания водных моторных средств, наша компания занимается реализацией комплектующих и аксессуаров для них.

Хотим мы того или нет, Россия интегрируется в общий катерный рынок. Любителям отдыха на воде становятся все более доступны хорошие заграничные катера. В российских водах они «нарисовались» еще в прошлом веке, хотя случилось это гораздо позднее явления первого иностранного автомобиля, да и общее количество таких катеров в грубой оценке не превышает пары тысяч. Но покупка нашими согражданами импортных катеров - лишь один аспект. Есть еще привезенные подвесные и стационарные двигатели, запасные части и аксессуары, которые нередко предпочитают ставить на построенные здесь катера, сервис. «Процесс пошел» и стал началом качественных изменений структуры российского флота спортивных и прогулочных судов.

На Западе многие рассматривают Россию как весьма перспективный рынок и, естественно, приветствуют приобщение к мировой индустрии c названием «boating». Раз уж это происходит, хотелось бы говорить со всеми на одном языке, ясно понимать вещи и явления, правильно излагать мысли, пожелания и требования. А это не всегда просто. Примером тому - только что употребленный термин «боутинг».

«Boating» - слово английское, в русском языке иногда употребляется в специальных статьях для описания явлений, связанных с миром лодок. Боутинг - это и стиль отдыха, и образ жизни, и отрасль экономики. Боутинг у нас имеет свои «национальные особенности» (об этом уместнее поговорить в отдельной статье), и утверждение, что он является новым понятием, сродни знаменитому «в нашей стране секса нет». Тем не менее в русском языке, несмотря на понятный корень «бот» (тип судна), для слова «боутинг» не нашлось синонима. То есть, почти по анекдоту: явление есть, а слова нет! Согласитесь, произнести «индустрия боутинга» легче, чем «сфера производства, реализации и использования товаров и услуг, связанных со спортом и отдыхом на воде». Кстати, в словарях русского языка отсутствует и привычное уже слово «яхтинг». Даже сейчас, когда пишутся эти строки, компьютер возмущается и подчеркивает его красным, оставляя без внимания английское «yachting». Спасибо, хоть «катер» воспринимает. Кстати о катере. Слово «катер» (англ. «cutter», нем. «kutter», голл. «kotter», фр. «cotre») изначально употреблялось для обозначения типа парусных судов. Небольших размеров, вооруженные мачтой и веслами (не удивляйтесь, были и весельные катера!), такие лодки использовались в основном для обслуживания больших судов. Термин «лодка», обосновавшийся в нашем лексиконе с незапамятных времен, более широкий и зачастую относится к тем же объектам.

Передо мной книга Льва Успенского «Слово о словах». Когда-то я зачитывался этими великолепными очерками о русском языке, о его истории, красоте, богатстве и значимости. Еще 250 лет назад Ломоносов писал о языке, языке правильном и понятном: «Собраться рассеянным народам в общежитие, созидать грады, строить храмы и корабли… дела производить как бы возможно было, если бы они способы не имели сообщать свои мысли друг другу?»

Язык - средство общения и, естественно, он меняется с течением времени и с изменением обстоятельств. Так, в начале XVIII в., когда Петр железной волей пытался превратить Россию в морскую державу, возник морской лексикон, большей частью заимствованный из голландского или английского. Иногда прочно входили в обиход ошибочно сформированные термины. Так, например, произошло с рындой. Английская команда «Ring the bell!», означающая «Ударь в колокол!», превратилась в «Рынду бей!» (рындами в допетровской Москве именовали царских телохранителей, стоявших у трона с секирами и алебардами).

С появлением в России катеров с Запада и Востока в язык проникло множество терминов. «Day cruiser», «runabout», «walkaround», «flybridge», «cuddy cabin»… В обилии непонятных слов в журналах, каталогах и разговорах о лодках путается не только новичок. Но пусть о засилье иностранных слов судят филологи, а мы будем исходить из того, что слова эти полезны и уже употребляются, хотя не всегда правильно.

Вы в каком классе?

Договорившись о специальных терминах, коснемся классификации, свойственной любой отрасли знаний и позволяющей ориентироваться в многообразии объектов, лучше понять их различия.

Суда и корабли всегда классифицировали по разным признакам. При этом можно отметить пересечение двух подходов - функционального (по назначению) и структурного (по архитектуре, конструкции, размерам). Например, галеры античного периода различались количеством рядов гребцов, причем увеличение числа последних с целью повышения мощности и скорости (функция) неизбежно вело к росту размерений (структура). В век парусников определяющим признаком принадлежности к классу стал тип парусного вооружения. Помимо этого, применялось деление по характеристикам другого рода: грузовые суда различались грузоподъемностью (позднее - водоизмещением), военные - по числу пушек или функционально (линейные корабли, фрегаты, корветы и т.д.). Здесь классификация добилась больших успехов; важность решаемых задач и регламентированный подход позволили выстроить строгий ранжир типов боевых кораблей. Но специалисты знают о случающихся противоречиях и нестыковках классов даже в рамках ВМС одной страны, не говоря уж о разных.

Сложнее обстоят дела с классификацией малых судов. Здесь надо говорить о классах водоизмещающих, переходных и глиссирующих судов. Вместе с тем целесообразно делить суда по назначению и архитектурному типу. Бытуют формулировки наподобие «класс 25-футовых спортивных катеров», и в обозначении большинства моделей употребляется цифровой индекс, указывающий на длину в футах или метрах. Конечно, длина не может быть главным критерием принадлежности к классу (сравните лодку для академической гребли и катамаран), и в одном диапазоне длин существуют разные типы лодок. Встречаются и так называемые «местечковые» классификации, введенные фирмами, использующие для обозначения типа название модели в сочетании с именем-брендом.

Стройную классификацию лодок, подобную существующим в зоологии (класс - отряд - семейство - род - вид) или химии (таблица Менделеева), создать сложно; она представляется в виде 3–5-мерной матрицы. Новые лодки появляются с завидной скоростью, и такая классификация должна быть весьма гибкой. В этой статье мы лишь попытаемся глубже понять существующее многообразие катеров, логику развития боутинга в его предметном проявлении, растолковать наиболее часто встречающиеся термины, соотнося их с теми или иными представителями обширного катерного семейства. Термины, относящиеся к аквабайкам, формульным и оффшорным болидам, а также к парусным и парусно-моторным судам не рассматриваются.

Вначале было слово…

Производители катеров и их дилеры для решения маркетинговых задач используют специальные термины, имеющие общий характер, т.е. не относящиеся к тому или иному типу катеров, и трактуют их довольно широко.

Motor boat, power boat

Под «motor boat» преимущественно понимают лодки с подвесными моторами, под «power boat» - малые суда с более мощными стационарными двигателями. У нас сложилась традиция разделять мотолодки и катера в зависимости от типа силовой установки. Если на судне подвесной двигатель - это моторная лодка, если двигатель стационарный - катер (подразумевается, что катер всегда крупнее моторной лодки). Такое разделение не всегда оправдано - по нашим рекам бегает немало лодок с маломощными стационарными моторами и катеров с парой подвесных двигателей на транце мощностью свыше 300 л.с.

Day cruiser

Он «дневной», поскольку рассчитан в основном на однодневные выходы. Крейсер (от голландского «kruiser») - слово, которое в русском языке закрепилось за боевыми кораблями. От него пошли английские, давно прижившиеся в русском языке слова «круиз» - морское путешествие и «круизер» - судно, совершающее круизы. Следовательно, дейкруизер - катер для непродолжительных морских прогулок, моциона, купания, катания на лыжах, пикника и пр.

Overnighter и weekender

Термины, имеющие столь же широкое значение и описывающие скорее функциональные, нежели служащие для определения типа качества лодки. Если дейкруизером может быть названа и легкая открытая лодка, и спортивно-прогулочный катер с рубкой-убежищем, то термины «overnighter» или «weekender» применимы к каютному катеру с камбузом и гальюном.

Спортивно-прогулочные катера (runabout)

В переводе с английского «runabout» означает «прогулочный». Самый популярный и многочисленный класс для наиболее распространенного вида боутинга - непродолжительных (в несколько часов) выходов на акваторию для купания, катания на всевозможных придуманных для этого средствах, поездок на пикник в живописные места и пр. В России лодки этого класса принято называть спортивно-прогулочными или просто прогулочными. По компоновке ранэбауты можно разделить на типы.

Сlosed bow

Нам этот тип прогулочных лодок, один из вариантов компоновки малых катеров, восходящий к 50-м гг. прошлого века, хорошо знаком: достаточно вспомнить любую из советских «дюралек». Созданная в тот период «Казанка» определила архетип советской рекреационной лодки. Как ясно из названия, это тип катера с запалубленной носовой частью, где обычно устраивается рундук-багажник.

Bowrider

Буквальный перевод дает немного: «bow» - нос лодки, «rider» - скакун. Боурайдер - это лодка с кокпитом в носовой части. Такая архитектура предпочтительна для акваторий с теплым климатом; до 80% американских спортивно-прогулочных лодок - именно боурайдеры.

Cuddy cabin

Лодка с небольшой каютой или, если угодно, рубкой-убежищем. «Cuddy» и означает «маленькая каюта». Другое значение этого слова - «чуланчик» (интересно, что в яхтенном арго ему близко по значению мрачноватое «гробик»). В России соотношение проданных ранэбаутов и лодок кадди кэбин обратно американскому. Логика такого предпочтения проста: климатические условия предопределяют наличие обогревателя, а не кондиционера.

Hard top

Традиции северной Европы породили свой тип прогулочных лодок, имеющих небольшую, открытую с кормы рубку («hard top» означает «твердая крыша»). В носовой части располагается V-образная койка. Наличие камбуза (плита и мойка), которым часто оборудуются хардтопы, значительно увеличивает их автономность. Над кокпитом при необходимости воздвигается легкий тент.

Midcab (middle cabin)

Распространенный в Скандинавии тип лодки с небольшой рубкой-кабиной посередине и, соответственно, носовым и кормовым кокпитами.

Deck boat

Тип палубной лодки, идущий от открытых прогулочных лодок. По сути, это боурайдеры с расширенным носовым кокпитом; они вмещают больше пассажиров, к услугам которых пара столов, мойки, ящики со льдом и прочие необходимые для коктейля или даже барбекю приспособы.

Спортивные буксировщики (tow boats)

Активные виды развлечений часто становятся видами спорта. В боутинге так произошло с водными лыжами, а позднее - с вейкбордом. Став со временем профессиональным спортом, водные лыжи и вейкбординг потребовали от лодок специализации, и появились катера-буксировщики. Главное их отличие от обычных прогулочных лодок - способность определенного волнообразования, обусловленная формой корпуса и центровкой. Катера, буксирующие лыжника, должны создавать низкие и плоские волны; для вейка нужны большие и крутые. Как правило, эти лодки имеют стационарные двигатели с прямым валом. Сюда же можно отнести еще один тип - буксировщики парашюта.

Скоростные представительские катера (high performance boats)

Из всех возможностей и ощущений, которые техника дает человеку, мало что сравнимо со скоростью. Каждому из нас в той или иной степени присуща одержимость need for speed. Для удовлетворения этой потребности и создан класс высокоскоростных представительских катеров. Их можно сравнить с muscul-car или спорткарами, по аналогии с которыми употребим термин «спортбоут». Здесь сделаем оговорку: в англоязычных статьях словосочетание «sport boat» чаще употребляют для обозначения ранэбаутов. Применяя для скоростных представительских катеров термин «спортбоут», мы допускаем определенную вольность. High performance boats отличаются от обычных проулочных лодок большими размерами и мощностью, позволяющей развивать скорость свыше 50 уз. По дизайну и техническим характеристикам образцом для них служат гоночные катера оффшорного (океанского) класса. Нередко спортбоут являет собой просто «цивильный» вариант такого гоночного катера. Корпус, как правило, кадди, изредка - боурайдер. Интерьер высокоскоростных лодок в известной степени спартанский и определен шириной. В этом классе много катамаранов. Подобно байкерам и любителям автотюнинга и хот-родов, апологеты спортботов образовали свою субкультуру со встречами для гонок (poker run), журналами (например, «Powerboat» и «Hot Boat») и другими обычными для таких сообществ атрибутами. Впрочем, последнее свойственно и владельцам катеров других классов.

Рыболовные катера (fishing boats)

Редкий мужчина не увлекается рыбалкой и, выбирая тот или иной катер, невольно примеривается, как будет с него ловить рыбу.

Лодки для спортивной рыбалки составляют огромный по разнообразию типов и размеров входящих в него катеров класс - от 8-футовых окуневых лодочек до 80-футовых океанских рыболовных яхт. По конструктивным признакам можно выделить следующие основные типы рыболовных лодок.

Bass boat

Лодка для ловли американского окуня (bass). Bass fishing - американский феномен, пример того, как из увлечения можно сделать национальный спорт и отрасль экономики с годовым оборотом около $40 млрд. Как правило, бассбоут имеет низкий борт, просторную площадку спереди (иногда сзади), пару рыболовных кресел, один или два троллинговых электромотора. Клевые места не всегда рядом, поэтому на бассбоутах устанавливают мощные маршевые двигатели. Кстати, увлечение скоростью коснулось и этого типа, породив своеобразный гибрид басс- и спортбоута.

Centre consol

Большеротый окунь, обитатель озер - не единственный желанный трофей; существует множество другой рыбы, для ловли которой нужно выходить в менее спокойные воды и использовать иную снасть. Для работы с удилищем желательна лодка с минимальными надстройками. Идеал - платформа, и лодка с центральной консолью приближается к такому идеалу. Как разновидность этого типа упомянем dual consol - лодку с двумя консолями вдоль бортов. По компоновке такие лодки напоминают боурайдеры. Кроме этих, в Европе получил распостранение тип универсальных лодок меньшего размера с одной бортовой консолью. Объединяющими признаками всех этих типов, помимо рулевой консоли, является отсутствие каюты. Последнее многими потенциальными покупателями рассматривалось как недостаток, что породило своеобразный (и весьма удачный) компромисс - walkaround.

Walkaround

Термин буквально означает «обойти вокруг» и определяет архитектурный тип. Каюта располагается в передней половине (от форштевня до миделя), большей частью под палубой, возвышаясь над ней невысоким островом. Такая компоновка весьма удобна тем, что оставляет довольно широкие, обычно огороженные релингами проходы на нос.

Вершиной рыбалки с борта катера можно назвать охоту на крупных морских рыб - тунца, марлина, парусника, акул и т.п., получившее название «Big Game». Для «большой игры» нужны большие лодки - рыболовные моторные яхты. Предназначенные для выходов в океан не несколько дней, они оборудованы «тунцовыми вышками», аутригерами, «боевыми» рыболовными креслами; вместе с тем они предлагают комфорт, часто на уровне фешенебельных моторных яхт.

Круизеры (cruisers)

Круизером принято называть катера, длина которых составляет от 22 до 33 футов (6,7–10 м), имеющие одну или полторы (не удивляйтесь!) каюты, выгороженный туалет и камбузный блок. Иногда такие лодки именуют «семейными крейсерами». В зависимости от архитектурно-планировочных решений круизеры можно разделить на типы.

Большая часть круизеров стороится в традиционной компоновке с рубкой, имеющей круговое остекление. Используя автомобильную терминологию, их называют «sedan».

Седаны, в зависимости от конструкции крыши рубки, также делятся на:

  • coupe - в крыше надстройки могут быть (как у автомобилей) сдвижные световые люки. Некоторые производители используют это место под солярий;
  • flybridge - когда позволяют размеры, на крыше рубки седана может быть расположен открытый ходовой мостик, дающий отличный обзор и делающий удобным управление судном. Flybridge является сокращением от flying bridge - «летучий мостик»; синоним - command bridge.
  • Sport cruiser
  • Для многих владельцев круизеров, чье свободное время относительно ограничено, скоростные качества более важны, нежели вместимость. Для них был создан довольно популярный тип лодок - спортивный круизер. Это катер, имеющий однообъемный (без надстроек) корпус, в котором расположены салон, камбуз и туалет. Палуба кокпита приподнята, под ней в средней части находится полукаюта с полноразмерной двухместной койкой.

    Express cruiser

    Занимает промежуточное положение между седаном и спорткруизером. Express cruiser - катер с надстройкой, выраженной менее явно, чем у седана, но не «утопленной в палубу», как у спорткруизера (исторически этот тип предшествовал последнему).

    Touring boat

    Еще один, преимущественно европейский тип круизера. Туринг-боут, или тур-боут предназначен для дальних путешествий в водоизмещающем режиме и обеспечивает более или менее комфортные условия на борту. Идеологически тур-боуты являются близкими родственниками более крупных яхт-траулеров (см. далее).

    Моторные яхты (motor yachts)

    Как известно, яхта - это не обязательно лодка с парусом: так именуют любое судно для отдыха, которое не используется в коммерческих целях (правда, не ясно, как быть с прогулочными подводными лодками!) Четкой границы между круизерами и моторными яхтами нет, однако моторной яхтой принято называть судно длиной свыше 33 футов (10 м). По функциональному назначению и архитектурно-конструктивным решениям моторные яхты во многом подобны своим меньшим братьям (или сестрам?) круизерам.

    Sport yacht

    Скоростные (30–40 уз), вооруженные мощными двигателями суда, созданные, как правило, для непродолжительных выходов. Подчиненные идее скорости, они имеют относительно небольшую емкость топливных цистерн. Даже при сравнительно невысокой массе и завидной скорости, высокий удельный расход топлива ограничивает дальность плавания, и спортивные яхты путешествуют от марины к марине. Корпус обычно однообъемный, с легкой полурубкой или просто жесткой крышей над кокпитом. Этот тип моторных яхт является развитием спортивных круизеров в сторону увеличения размеров и иногда близок high performance boats; в отличие от последних, спортивные яхты более приспособлены для длительного пребывания на борту.

    Pilot house

    Самую многочисленную группу среди моторных яхт составляют катера традиционной архитектуры с развитыми надстройками (этот тип мы условились называть седаном). Поскольку размеры позволяют, у большинства этих лодок на крыше надстройки устроен флайбридж. Слова «pilot house», встречающиеся у некоторых моделей, обозначают ходовую рубку; иногда так называют отделенное от салона помещение поста управление яхтой (ходовой мостик). Отдельная ходовая рубка - принадлежность довольно большого судна, потому этот термин, используемый в названии моделей, придает определенный вес (не всегда заслуженно).

    У каждого свой боутинг. Одни используют лодки для непродолжительных вояжей по выходным, другие летом живут там, как на даче. Есть и такие, для которых боутинг не просто образ жизни, но сама жизнь. Эти люди обитают на своих лодках постоянно, бороздят моря и океаны, совершая тысячемильные переходы. Для таких целей нужны особые суда. Яхты типа «траулер» изначально перестраивались из рыболовных судов, поэтому за ними закрепилось такое название. Отличительными признаками типа являются корпус, рассчитанный на плавание в водоизмещающем режиме со скоростью до10–12 уз, повышенная мореходность и автономность. Внутренние помещения: каюты, салон и камбуз - устроены для меньшего числа людей, но для продолжительного путешествия.

    Mega (Super) Yacht

    Уже из названия следует, что имеется в виду нечто эксклюзивное, выходящее за рамки обыденности (взгляните на фотографию в начале статьи). Размеры таких яхт начинаются от 60 футов; об их оборудовании, убранстве и возможностях можно говорить долго и взахлеб. Есть верфи, строящие такие яхты малыми сериями, исполняя заказ своих весьма состоятельных клиентов (сustom). И вообще, мегаяхты - это предмет отдельного исследования.

    Как и в области автомобилестроения, новые классы возникают ежедневно, и придумывают их, само собой, маркетологи, ориентирующиеся на растущий спрос требовательных покупателей. Поэтому данная статья не может восприниматься как полный альманах продвигаемых сегодня проектов в области лодок, но зато продемонстрировать многообразие наиболее актуальных предложений на рынке вполне способна.

    По типу привода силовой установки

    Здесь все предельно ясно. Самое простое и понятное решение – подвесной двигатель, который априори не способен развивать слишком впечатляющей мощности, но при этом пригоден к использованию сразу в паре и даже тройке таких же моторов. В результате встречается на большом количестве плавсредств компактных размеров. Остальную часть рынка занимают судна со стационарным двигателем (на угловую колонку либо гребной вал), а также водометами. Ряд производителей предлагает универсальные решения, при которых можно устанавливать как подвесные, так и стационарные агрегаты различной мощности.

    Motor boat и power boat

    У нас традиционно считается, что термин «лодка» подразумевает наличие подвесного, а «катер» - уже более мощного стационарного двигателя. При этом катер обычно представляется крупнее лодки, но это не всегда так. Тем не менее, motor boat – малое судно с подвесным мотором (дословно – «моторная лодка»), а power boat («мощная лодка») является тем самым катером со стационарным движителем. Как правило, это простые и утилитарные плавсредства, не отличающиеся повышенными комфортом и функциональной нагрузкой. При этом данный класс дает начало многочисленным ответвлениям, преследующим более изощренные цели.

    (Классическая моторная лодка аскетична по своей сути, но отличается скромным весом)

    Day cruiser, overnighter и weekender

    Дейкруизер (от «day» - день и «cruis» - круиз, путешествие) являет собой образ «дневного путешественника». То есть это может быть легкая «надувнушка» или компактное судно с твердым корпусом, не рассчитанное на долгоиграющие приключения на водных просторах. Обычно это прогулочные, семейные варианты для недолгих (всего на пару часов) вылазок для пикника, купания, катания на лыжах и солнечных ванн. Могут иметь небольшое убежище на случай непогоды. В то же время overnighter подразумевает уже возможность выбраться из порта с ночевкой, радует как минимум камбузом и биотуалетом. Примерно та же история с классом weekender, который способен обеспечить пару беззаботных деньков где-то в тихих местах хорошего клева.

    (В обойме овернайтера уже есть биотуалет и просторное спальное место)

    Runabout (спортивно-прогулочные катера)

    Семейство лодок runabout довольно большое, имеет множество подвидов и стабильный спрос среди различных аудиторий покупателей. Как и day cruiser, они рассчитаны на непродолжительные прогулки выходного дня с катанием на лыжах, купанием и т.д. Впрочем, производители предлагают различные компоновки, и каждый сможет легко подобрать для себя оптимальный вариант, удовлетворяющий именно его запросы.

    Bowrider, closed bow и deck boat

    Все особенности таких катеров сосредоточены в носовой части, что следует из их названий («bow» - нос лодки). Боурайдер отличается тем, что имеет кокпит, расположенный в носовой части. Подобное решение очень популярно в США, где подавляющее большинство СП-катеров идут с компоновкой bowrider, и больше подходит для акваторий с теплым климатом.

    (Капитан боурайдера имеет возможность постоянно созерцать отдыхающих)

    Некой разновидностью боурайдера можно считать deck boat , бравирующий расширенным носовым кокпитом для повышенного комфорта пассажиров. Противоположностью «носовому наезднику» представляется closed bow (закрытый нос). В его случае носовая часть запалублена и является вместительным рундуком, у нас обрел большую популярность в советскую эпоху.

    (Closed bow считается советской классикой)

    Hard top, cuddy cabin и midcab

    Данная группа спортивно-прогулочных катеров имеет кабину и отличается друг от друга ее расположением. Начать стоит с hard top . Это, по сути, европейский продукт, предлагающий открытую со стороны кормы рубку. Плавсредство может оборудоваться камбузом, туалетом, а также спальным местом, что придает хардтопу немалую степень автономности.

    (Хардтопы в основном пользуются популярностью в теплых широтах)

    Cuddy cabin и midcab уже имеют полностью закрытую каюту-рубку. Но если «кадди» - это крытый боурайдер, сделанный по американскому шаблону, то midcab уже представляет скандинавский подход, с расположенной в миделе кабиной, а также двумя (носовым и кормовым) кокпитами.

    (Катер с кабиной максимально практичен и наиболее уместен в холодных водах)

    Tow boats (спортивные буксировщики)

    Это плавсредства узкой специализации. Подобное предложение появилось на рынке после того, как водные лыжи и вейкбординг официально стали видами спорта, а значит, спортсменам понадобилось серьезно тренироваться. Для этого идеально подходят спортивные буксировщики, обладающие уникальной формой корпуса, благодаря чему по траектории движения лыжника или вейкбордиста образуются определенные волны. Как правило, в движение данный тип катеров приводится стационарным двигателем и гребным валом. Также существуют буксировщики для парашютистов.

    (Tow boats сразу заточены под спорт)

    High performance boats (скоростные представительские катера)

    Здесь все ясно уже из названия, так как от своих обычных прогулочных сородичей HPB отличаются увеличенными размерами, неистовой мощью и высочайшим уровнем исполнения. В качестве основы обычно берутся реальные гоночные модели оффшорных катеров, которые дополняются изысканными материалами отделки. При этом объем интерьеров невелик ввиду ограничений по ширине плавсредства. В этом классе нередко встречаются катамараны.

    (Скоростные представительские катера - для избранных)

    Fishing boats (рыболовные катера)

    Поистине огромный выбор для рыбаков сосредоточен в данной категории лодок. Здесь найдутся как маленькие, спартанские катера, так и роскошные океанские судна класса люкс. И все они объединены одной целью – обеспечить хозяину максимальное количество спортивного азарта от рыбной ловли. Одной из самых востребованных представительниц рыбацкой когорты является лодка типа centre consol , то есть «центральная консоль». Она предоставляет много свободного места для работы с удилищем и рулевую консоль посередине. Каюта при этом отсутствует. Также бывают аналогичные модели с компоновкой dual consol (две консоли вдоль бортов).

    (Centre consol гарантирует комфортное управление и много полезного пространства)

    Неким компромиссом между максимальной эргономичностью и комфортабельностью явился продукт под названием walkaround . Такой катер имеет полноценную каюту, расположенную между миделем и форштевнем, при этом в распоряжении рыбака остается широкий проход по всему периметру катера. Это гарантирует свободный доступ ко всем бортам во время рыбалки. Трудно также не упомянуть и о феномене под названием – скоростной лодке, созданной специально для ловли американского окуня.

    (Bass boat способен максимально быстро доставить к месту клева)

    Cruisers (круизеры)

    Семейство круизеров призвано удовлетворять потребности дружественных компаний или отдыхающих в кругу семьи. По сути своей это уикендер длиной 7-10 метров, снабженный камбузом, туалетом и каютой (каютами). Данный сегмент насчитывает несколько типов, отличающихся архитектурой и планировкой пространства. Основным и традиционным круизером считается sedan – с полностью застекленной рубкой. Также различают подвиды седанов: coupe (в крыше рубки имеются сдвижные люки) и flybridge (на крыше имеется ходовой мостик, с которого открывается отличный обзор).

    (На флайбридже можно почувствовать себя капитаном мегаяхты)

    С целью побороздить просторы океана в компании подруги можно взять себе sport cruiser , который отличается большей прытью, но уже не так практичен, как классический sedan. В данном случае нет надстройки, но присутствует салон, камбуз и туалет. В миделе располагается полукаюта с двухместной койкой. Неким переходом между седаном и спортом является express cruiser , который имеет небольшую надстройку, не утопленную в палубу. Touring boat – популярный в Европе туристический круизер, рассчитанный на длительные вояжи большой компанией.

    (Стихия touring boat - неспешные туристические путешествия)

    Motor yachts (моторные яхты)

    Многие согласятся с тем, что – королева в мире приватных плавсредств. К тому же данная категория водного транспорта порождает целую субкультуру под названием яхтинг . Бывают яхты различных калибров и возможностей. Но в целом они принимают эстафету напрямую у своих менее маститых братьев – круизеров. Считается, что яхта – это катер, чья длина превышает 10 м, хотя разграничение это весьма условное. Строго говоря, это судно для серьезного отдыха частных лиц, и по архитектуре оно во многом схоже с лодками.

    (Часто грань между дорогой лодкой и яхтой уловить трудно)

    Самой распространенной версией выпускаемых сегодня моторных яхт является pilot house , которая имеет развитые надстройки, подобно круизерам типа седан. Как правило, капитан может рассчитывать на полноценный флайбридж или даже отдельную ходовую рубку. Для любителей погонять по волнам пару часов с немыслимой скоростью и повышенным комфортом маркетологи развивают сегмент sport yacht , идеологически связанный со sport cruiser и cкоростными представительскими катерами. Правда, запасы горючего у такого монстра иссякают быстро, а потому значительной автономности от него не требуется.

    (Спортивные яхты плавают точно так же, как и выглядят)

    Венцом в иерархии яхтинга, бесспорно, являются полноразмерные траулеры и мегаяхты (суперяхты) . Оба представителя отличаются значительными размерами, повышенной мореходностью и впечатляющей автономностью. В принципе, это апартаменты на воде. Но если суперяхты предполагают организацию на борту крупных вечеринок, презентаций с обилием танцполов, джакузи и плавательных бассейнов, то – более специфичный товар. Такие яхты может не столь фешенебельны, рассчитаны на меньшее число людей, но зато готовы долгие месяцы рассекать штормящее море на пути к заданной цели.

    (Траулер всегда имеет солидный запас мореходности)

    Транспортные суда - катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и грузов, в том числе прогулочные катера-такси, перевозные, служебные, разъездные и другие суда пассажировместимостью менее 12 человек.

    Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на воде и обычно специально для этого приспособленные. Это промысловые, лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда, суда для обслуживания плавучих баз флота и навигационного плавучего и берегового оборудования.

    Шлюпки судовые подразделяются на спасательные и рабочие. Спасательные шлюпки строят в соответствии со специальными международными правилами, они служат для спасения команды и пассажиров при аварии судов. Рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды, производства судовых работ, для тренировок и физподготовки команд.

    Гоночные спортивные суда служат для соревнований и тренировок. Корпуса и двигатели гоночных судов конструируют с расчетом достижения максимальной, часто кратковременной скорости хода. Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя. Моторные и парусные гоночно-спортивные суда подразделяются по специальной спортивной классификации.

    Суда индивидуального пользования (любительские) служат для удовлетворения культурных, транспортных и материальных потребностей населения. Это самая разнообразная и большая группа судов. Из всего числа , судов индивидуального пользования насчитывается более 90%.

    Суда этой группы имеют подвесные и стационарные двигатели различных марок и разнообразные габариты, обводы и прочность корпуса.

    Особую признательность получили мотолодки и катера для прогулок - прогулочные суда, серийно выпускаемые нашей промышленностью для продажи населению. В соответствии с ГОСТ 19105-73 валовая вместимость этих судов до 10 регистровых тонн, а пассажировместимость до 12 человек. Кроме того, катера и мотолодки судоводители-любители строят своими силами.

    2. По району плавания

    Условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д. Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

    Изменение условий плавания, а это обычно связано с переменой района, где происходит движение судна, может вызвать ухудшение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении. Сильное волнение поверхности воды может резко изменить мореходные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденные осложнения.

    У судов, выходящих в открытые водные пространства, должны быть хорошие мореходные качества (плавучесть, остойчивость, непотоплямость), а у судов, плавающих на малых реках, минимальная осадка и хорошая поворотливость.

    В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, в зависимости от их мореходных качеств и конструктивных данных, прочности, оборудования и технического состояния, делятся на классы, не зависящие от главных линейных размерений. Классификацию судов производят органы технического надзора.

    3. По обводам корпуса

    Обводы корпуса определяют режим движения маломерных судов и могут иметь самые различные формы. Основные три типа обводов подводной части корпуса - это плоскодонные, круглоскулые и остроскулые.

    Плоскодонные обводы характеризуются плоскими образованиями днища при угле килеватости, равном или близком к нулю.

    Круглоскулые обводы характеризуются плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).

    Остроскулые обводы имеют на шпангоутах излом (острые образования) в месте соединения днища и бортов.

    Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.

    Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного. Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.

    Катамаранные обводы характеризуются наличием двух, расположенных по бортам, килевых образований днища, а тримаранные обводы - наличием трех килеватых образований днища.

    Смешанными называются обводы, часть шпангоутов которых остроскулая, а часть - круглоскулая.

    4. По материалу корпуса

    Маломерные суда делятся на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и т. д. Суда, состоящие из нескольких материалов (например, корпус деревянный, а набор металлический), называются композитными судами.

    5. По движению

    Маломерные суда, как правило, в качестве движителя имеют гребной винт или водометный движитель, могут иметь также парус, весла. По роду движения они делятся на винтовые, водометные, парусные, весельные.

    6. По конструкции набора корпуса

    Корпуса маломерных судов бывают с набором поперечным, продольным, смешанным и безнаборные.



  • Разделы сайта