V. Крийя-йога — феномен Бабаджи. Пайлот баба джи о крийя-йоге. Регулярная садхана крийя йоги

Практика крийя йоги Бабаджи известна как «интегральная йога», поскольку она осуществляет полную трансформацию индивидуума на всех пяти главных планах существования - физическом, витальном, ментальном, интеллектуальном и духовном - постепенно, слой за слоем, снимая ту ограниченность, которая является барьером на пути человека к обретению «вселенского видения». Тело рассматривается одновременно как носитель и храм божественного. О теле заботятся не ради него самого, а как об инструменте Бога.

Крийя йога Бабаджи состоит из серии приёмов, которые могут быть сгруппированы в пять категорий, соответствующим пяти телам, которыми мы наделены:

крийя хатха - йога физическое тело

крийя кундалини - пранаяма витальное тело

крийя дхьяна-йога - ментальное тело

крийя мантра-йога - интеллектуальное тело

крийя бхакти-йога - духовное тело

Каждый из описываемых ниже методов соответствует одному из пяти тел.

Крийя хатха-йога

Крийя хатха-йога - это искусство контроля над физическим телом с помощью асан, бандх и мудр. Это отправная точка для обучающегося крийя йоге.

Управлять физическим телом, по сравнению с ментальным или витальным, относительно легко, поскольку последние много тоньше и менее подвержены воздействию воли человека. Асаны, бандхи и мудры вызывают состояние расслабления на всех пяти планах. Они как бы массируют внутренние органы и железы, способствуя укреплению физического тела. Они эффективны в предотвращении и лечении многих заболеваний и функциональных расстройств, например таких как диабет, нарушение дыхания и гипертония, а также для коррекции эмоциональной неуравновешенности. Таким образом, они устраняют одну из основных причин человеческих страданий - «плохое здоровье». Они также способствуют успокоению физического тела во время медитации. Асаны помогают ограничить разрушающие воздействия стрессов и сохранять спокойствие во всех ситуациях. Практика асан на фоне непрерывного осознавания является вводным курсом в практику медитации.

Для своей крийя хатха-йоги Бабаджи отобрал из тысяч существующих в классической хатха-йоге асан лишь 18, с некоторыми их вариациями. Эти 18 асан оказывают эффективное воздействие на все части тела и помогают решать задачи, которые встанут на следующих этапах практики крийя йоги. В идеале они должны изучаться и применяться ещё до обучения пранаямам и медитации. Но и после этого они остаются важной частью личной практики на протяжении всей жизни, даже на завершающих стадиях духовного развития и трансформации.

Практикуя 18 асан, нужно следовать следующим принципам:

1. Выполнять асаны поэтапно, чтобы избежать растяжения мышц, которое может возникнуть при слишком быстром продвижении к конечной стадии. Если вы достигли стадии, которая все ещё сложна для вас - вернитесь к предыдущей. Способность выполнять более сложные асаны придёт постепенно. При выполнении асан не должно быть никакого соревнования. Степень гибкости не имеет значения для достижения результата: каждый извлечёт максимум пользы для себя, если будет регулярно выполнять асаны, стараясь делать их как можно лучше.

2. Выполняйте асаны по парам. Каждая поза имеет контрпозу, в которой мышцы, напряжённые в предыдущей позе расслабляются. Например, асаны 3 и 4 (см. ниже) идут вместе, аналогично 5 и 6 и т. д. Это уменьшает время, необходимое для расслабления после каждой позы, и делает развитие тела более сбалансированным. Если у вас нет времени выполнять все асаны, отберите некоторые из них, но всегда с их контрпозами.

3. Дышите в естественном темпе. Никогда не задерживайте дыхание, иначе у вас появится одышка. Частая задержка дыхания ослабляет сердце, уменьшая приток к нему насыщенной кислородом крови, и в конце концов может вызвать сердечную недостаточность.

4. Расслабляйтесь после каждой асаны столько же времени, сколько вы делали её. Расслабление является основной целью выполнения асан. Если делать их забывая об этом - это будет просто гимнастика, и у вас может возникнуть склонность к самодовольству по поводу ваших чисто физических возможностей.

5. Большинство асан имеет статическую фазу и фазу, известную как крийя, которая содержит движение. Начните с долей минуты в удержании статической позы и по крайней мере с шести повторений для каждого движения. Затем постепенно увеличивайте продолжительность той и другой фазы. Удержание каждой позы в течение 1-2 минут укрепит ваше здоровье. Для излечения конкретных расстройств асаны можно делать и дольше, но не более 5 минут. Если появляется дрожь в мышцах - остановитесь.

6. Фокусируйте внимание на физическом теле, на своих ощущениях и степени напряжения. Расслабьте мышцы, не участвующие в удержании позы. Делайте асану медленно, наблюдая за телом как бы со стороны. Продолжайте непрерывно осознавать своё тело и его реакции. Не позволяйте уму отвлекаться на другие объекты.

7. Каждый день практикуйте все 18 асан или по крайней мере некоторые из них, предпочтительно утром или вечером (или и утром, и вечером) перед выполнением пранаям и медитаций.

2. ПОКЛОНЕНИЕ СОЛНЦУ (СУРЬЯНАМАСКАР) В идеале это упражнение должно выполняться ежедневно до девяти утра, вне помещения, при этом тело должно быть максимально открыто солнечным лучам, пока вода после купания в море или озере ещё не обсохла на теле и образует защитный слой от инфракрасной составляющей солнечных лучей. На каждой из следующих стадий повторяйте: «Ом Крийя Бабаджи Нома Аум».а. Встаньте пятки вместе, носки врозь, ладони соединены высоко над головой. б. Поместите соединённые ладони на уровне межбровного центра. в. Переместите ладони на уровень горлового центра. г. Поместите ладони на уровне сердечного центра. д. Поместите ладони на уровне пупочного центра. е. Опускаясь на колени, поместите соединённые ладони на верхушку головы. ж. Примите позу приветствия. з. Примите положение правое колено впереди, левая нога выпрямлена назад, спина прогнута, взгляд направлен вверх, верхняя часть стоп прижата к полу. и. Ступни вместе, пятки как можно ближе к полу, колени выпрямлены, руки на полу, голова опущена вниз, к. Опустите бёдра на пол, выгните спину, смотрите вверх и назад, л. Опустите голову на пол.Повторите всё это в обратном порядке от «к» до «а», при этом в позиции «з» впереди левое колено, а назад вытянута правая нога. Пойте следующую песню на тамильском и санскрите, поворачиваясь медленно вокруг своей оси по часовой стрелки и подставляя все части своего тела солнечным лучам. Ладони соединены, руки вытянуты над головой.

ПЕСНЯ ПОКЛОНЕНИЯ СОЛНЦУ

Тамильский и санскритский текст:Дипам Джьоти Парабрахман Дипам СарвамТамабагам Дипанай Сатиятей Сарвам Найяра Дипам Намастутей Калай Дипам Намастутей Оуччи Дипам Намастутей Сантья Дипам Намастутей Ничи Дипам Намастутей Анбу Дипам Намастутей Ахима Дипам Намастутей Асана Дипам Намастутей Прана Дипам Намастутей Дхьяна Дипам Намастутей Джнана Дипам Намастутей Мантра Дипам Намастутей Бхакти Дипам Намастутей Бабаджи Дипам Намастутей Аннай Дипам Намастутей Амман Дипам Намастутей Йога Дипам Намастутей Перевод:Преклоняюсь перед Светом Высшего Бога Принимаю прибежище в Милости Бога Через Ту Истину всё будет сделано Приветствую Солнце Приветствую Свет утра -»- дня -»- вечера -»- ночи -»- Божественной Любви -»- ненасилия -»- расслабляющих поз -»- владения дыханием -»- владения умом -»- высшего самопознания -»- сакральных слогов -»- любви к Божественному -»- Бабаджи -»- Матаджи -»- Амман -»- йоги

Результат: под воздействием солнечных лучей в коже синтезируется витамин D, необходимый для формирования костей; преодолевается апатия; ускоряется заживление ран и выздоровление при различных кожных заболеваниях типа псориаза; излечиваются прыщи. Это упражнение разогревает тело и помогает пробудить чакры.Противопоказания: рак кожи.

3. СТОЙКА НА ПЛЕЧАХ (САРВАНГАСАНА) а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь, б. Лягте на спину. в. Поднимите согнутые в коленях ноги, таз при этом остаётся на полу, пошевелите стопами и пальцами ног. г. Завершите позу, подняв корпус вверх, подбородок прижат к груди, руки поддерживают спину. д. Опуститесь на пол и расслабьтесь.Показания: для стимуляции щитовидной железы (хорошо при гипотиреоидизме); при закупорке пазух, простудных заболеваниях легких, воспалении горла, заболеваниях зубов; для улучшения зрения и памяти; при варикозном расширении вен, защемлении нерва в шейном отделе позвоночника, параличе лицевых нервов, невралгии седалищного нерва; для гармонизации и омоложения всего тела, поддержания здорового состояния половых органов, улучшения кровообращения; при головной боли; для стимуляции вишуддхи.Противопоказания: смещение одного из шейных позвонков.
4. ПОЗА РЫБЫ (МИНАСАНА) (КОНТРПОЗА К №3) - МАТСЬЯСАНА а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Сядьте, согнув правую ногу и положив её перед собой. в. Положите правую стопу на левое бедро, покачайте рукой правое колено вверх-вниз. г. Положите левую стопу на правое бедро, покачайте левое колено вверх-вниз. (Если это трудно выполнить, скрестите стопы под бёдрами). д. Наклонитесь вперёд и перекатитесь на спину. Опустите руки и колени на пол. е. Поднимите плечи, обопритесь на локти, прогнитесь назад, упритесь макушкой о пол, затем уберите опору с локтей, положите руки на ступни или бёдра. ж. Опустите спину. Слегка согнувшись и подтянув голову к груди покачивайтесь вперёд и назад на спине. з. Остановитесь, сядьте, опустите стопы, встаньте.Показания: повышенная функция щитовидной железы; кифоз (сутулость); для активации гипофиза и шишковидной железы; для улучшения зрения; при ревматических артритах спины; при общей вялости. Противопоказании: защемление нервных корешков в шейном отделе позвоночника, повреждения позвонков, контрактура колена.
5. ПОЗА СТОЯЩЕГО ЖУРАВЛЯ (НИНДРА КОККУСАНА) - УТТАНАСАНА а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. 6. Вытяните руки нал головой. в. Наклонитесь вперёд, кончики пальцев находятся около пола или касаются его. г. Мягко покачайтесь вверх-вниз. д. Остановите движение, оставаясь в этой позе. е. Поднимитесь, вытянув руки над головой.Показания: для устранения контрактур в пояснице и коленях; при ожирении; для восстановления и увеличения жизненной энергии, улучшения памяти, пищеварения; при диабете. Повышает способность стоять длительное время на ногах.Противопоказания: выпадение межпозвоночных дисков в поясничном отделе.
6. ПОЗА ЛУКА (ВИЛАСАНА) (КОНТРПОЗА К №5) - ДХАНУРАСАНА а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Лягте лицом вниз. в. Согните ноги, стараясь коснуться пятками ягодиц. г. Возьмитесь за лодыжки. д. Потяните ноги, поднимите вверх голову и плечи, прогните спину. е. Покачайтесь вперёд и назад. ж. Остановитесь, опустите руки, ноги и голову на пол. з. Снова взявшись за ноги потянитесь с прогнутой спиной. и. Перекатывайтесь из стороны в сторону (если трудно держаться за лодыжки, это можно делать со скрещенными за спиной руками). к. Вернитесь в положение лежа лицом вниз и расслабьтесь.Показания: для предупреждения и лечения диабетов; при запорах, гепатите, ожирении, желтухе; для стимуляции всех внутренних органов; даёт некоторое облегчение при выпадении дисков; для утончения талии, преодоления апатии, укрепления мышц; для пробуждения манипуры; при утомлении, головных болях и резких переменах настроения, вызванных предменструальным синдромом (ПМС).
8. ПОЛОВИННАЯ ПОЗА РЫБЫ (ПАТИ МИНАСАНА) (КОНТРПОЗА К №7) – АРДХА МАТСЬЯСАНА а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Лягте на спину. в. Поднимите плечи, прогните спину и теменем коснитесь пола. г. Опуститесь вниз и расслабьтесь.Показания: для тех, кто не может выполнять позу рыбы; хорошо при бессонице. Результат: раздвигает кости таза и увеличивает пространство для внутренних органов (что важно при родах); стимулирует гипофиз и шишковидную железу; предупреждает уплощение изгибов позвоночника; исправляет кифоз; уменьшает напряжение в седалищном нерве; предотвращает бессоницу; способствует самовнушению; сокращает время, необходимое для сна.
9. ПОЗА ПЛУГА (КАЛАПОЙ АСАНА) - ХАЛАСАНА а. Встаньте пятки вместе, носки врозь. б. Лягте на спину. в. Поднимите ноги, оставив таз на полу. г. Поднимите спину, как в стойке на плечах, медленно перенесите ноги назад за голову и, удерживая спину прямой, коснитесь носками пола или держите их около пола. д. Покачивайтесь на плечах вперёд-назад. е. Медленно опустите спину и ноги на пол, расслабьтесь.Показания: при сколиозе; для повышения гибкости позвоночника; для предупреждения чрезмерного поясничного прогиба (лордоза) после родов; для уменьшения контрактуры связок спины; для массажа сердца и внутренних органов; при ожирении; перед вторым месяцем беременности; для укрепления сфинктерных мышц, которые важны для контроля над сексуальной энергией; помогает при защемлении нервных корешков позвоночника; пробуждает вишуддхи. Противопоказания: после четвёртого месяца беременности. (Для предупреждения сколиоза в этот период позу плуга можно заменить ползанием на четвереньках).
10. ПОЗА ЗМЕИ (ПАМБУ АСАНА) (КОНТРПОЗА К №9) - БХУДЖАНГАСАНА а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Лягте лицом вниз, руки вдоль туловища. в. Поднимите голову, плечи и торс. Повторите это несколько раз. г. Положите ладони на пол около плеч. Удерживая таз на полу, медленно поднимитесь и прогните спину, выпрямляя руки и отталкиваясь ими от пола, смотрите назад. д. Опустите спину и голову, вытяните руки вперёд, соедините ладони. е. Прогните спину, поднимите голову, разведите руки в стороны, хлопните в ладоши. Повторите несколько раз.Показания: при болях в нижней части спины; при кифозе, люмбаго, запорах; пробуждает кундалини; массирует репродуктивные органы и уменьшает недомогания, связанные с менструацией; облегчает роды; увеличивает объём грудной клетки и жизнеспособность.Противопоказания: чрезмерный лордоз; защемление нервных корешков позвоночника; повреждения позвонков.
11. ПОЗА ЙОГИЧЕСКОГО СИМВОЛА (ЙОГА МУДРАСАНА) Первый вариант: а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Сядьте, скрестив левую ногу перед правой. в. Положите левую стопу на правое бедро, покачайте колено вверх-вниз левой рукой. г. Поместите правую стопу на левое бедро, покачайте правое колено вверх-вниз правой рукой (если трудно, скрестите ноги под бёдрами). д. Возьмитесь руками за большие пальцы ног и не отрывая ягодиц от пола нагнитесь вперёд, растягивая позвоночник. Мягко покачайтесь несколько раз, стараясь приблизить лоб к полу и коснуться его, если это удалось, тогда постарайтесь коснуться носом, затем подбородком. Сядьте и расслабьтесь.Второй вариант - выполнив «а», «б», «в», «г» делайте следующее: е. Наби мудра: соедините два кулака и повращайте ими, как будто это сцепленные шестерни, массируя таким образом нервные окончания в основании пальцев. ж. Прекратите вращение, поместите кулаки на живот, нагнитесь несколько раз вперёд, надавливая кулаками на низ живота.Третий вариант - выполнив «а», «б», «в», «г» делайте следующее: з. Скрестите руки за спиной и возьмитесь, если сможете, за большие пальцы ног. и. Нагнитесь несколько раз вперёд. к. Опустите руки и стопы, расслабьтесь.Показания: позволяет энергии кундалини подняться без затруднений; даёт ощущение уверенности в себе. Первый вариант показан для коррекции поясничного лордоза; при ревматических заболеваниях позвоночника; для увеличения объёма грудной клетки. Второй вариант: при запорах; для укрепления и успокоения нервов рук; для пробуждения манипуры. Третий вариант: для коррекции контрактур в области плеч, локтей и запястий; для передачи энергии в высшие центры и удержания её там.Противопоказания: контрактуры коленных суставов.
12. ПОЛОВИННАЯ ПОЗА КОЛЕСА (ПАТИ ЧАКРАСАНА) (КОНТРПОЗА К №11) – МОСТ НА МАКУШКЕ а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Лягте на спину. в. Поставьте стопы рядом с ягодицами, раздвинув ноги на ширину плеч, колени вверх. г. Поместите руки около плеч, локтями вверх. д. Поднимите тело, распределите вес поровну между руками, стопами и головой. е. Опустите спину и вернитесь в положение «г». ж. Положите руки вдоль тела, ноги на пол, з. Повращайте головой и шеей из стороны в сторону и затем расслабьтесь.Показания: для стимуляции гипофиза и шишковидной железы; для пробуждения сахасрары; для улучшения памяти; помогает избежать старения; при кифозе; очень хорошо при грыже диска или при смещении (выпадении) межпозвоночного диска; увеличивает ловкость; повышает тонус мышц.
13. ПОЗА СИДЯЩЕГО ЖУРАВЛЯ (АМАРИТА КОККУСАНА) - ПАШЧИМОТТАНАСАНА а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Лягте на спину. в. Вытяните руки за голову, сядьте, потянитесь руками вверх, растягивая при этом спину. Затем наклонитесь вперёд и тяните руки над стопами и дальше, совершая мягкие покачивания. Следите, чтобы голова была опущена, ноги вытянуты. г. Прекратите движение, возьмитесь за большие пальцы ног или за щиколотки, потяните спину вперёд и задержитесь в этом положении. д. Лягте на спину, вытяните руки за голову, как в положении «в.1». е. Опустите руки вдоль тела и расслабьтесь.Показания: для уменьшения излишка жира вокруг талии; для излечения геморроя и диабета; уменьшает увеличенную предстательную железу у мужчин; усиливает перистальтику кишечника; при запорах, гастритах, нарушениях пищеварения; повышает тонус мышц и внутренних органов: печени, почек, желудка и поджелудочной железы; при остеоартритах и ревматических заболеваниях позвоночника; для разогревания тела перед занятиями спортом, чтобы предотвратить спазмы мышц; для улучшения аппетита; при контрактурах мышц задней стороны бедра; при поясничном лордозе; при мышечных болях в спине; для пробуждения свадхистаны; при бесплодии и функциональных расстройствах половых органов У женщин.Противопоказания: кифоз; во время приступов боли при невралгии седалищного нерва (однако способствует их предотвращению).
14. ПОЗА КУЗНЕЧИКА (ВИТТЕЛАСАНА) (КОНТРПОЗА К №13) - ШАЛАБХАСАНА а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь, о. Лягте лицом вниз. в. Положите правую руку в 5-15 см от правого бедра. г. Слегка приподнимите левую ногу и повернитесь на правый бок, держа левую руку на левом бедре. д. Поднимайте и опускайте левую ногу вверх и вниз подобно движению ножниц. При этом правая нога немного согнута, боковая сторона головы касается пола, левая нога прямая. е. Остановитесь, повернитесь на живот и опустите ноги на пол. ж. Положите левую руку в 5-15 см от левого бедра. з. Слегка приподнимите правую ногу и повернитесь на левый бок, держа правую руку на правом бедре. и. Поднимайте и опускайте правую ногу вверх и вниз подобно движению ножниц. При этом левая нога немного согнута, боковая сторона головы касается пола, правая нога прямая. к. Остановитесь, повернитесь на живот и опустите ноги на тол. л. Поднимите обе ноги вместе, подержите немного, затем опустите и расслабьтесь. Повторите так три раза.Показания: для облегчения родов и уменьшения боли при родах; наилучшая асана для укрепления ягодичных мышц; при болях в спине; для укрепления мышц ног и бёдер; при диабетах; улучшает кровообращение во внешних и внутренних половых органах, что способствует излечению женщин от бесплодия, а мужчин - от импотенции и простатита; пробуждает муладхару и храня щуюся в ней кундалини; тонизирует и массирует внутренние органы печень, почки, поджелудочную железу.
15. ЛЕЖАЧАЯ ПОЗА ПРОЧНОСТИ И СВЕТА (ВАДЖРОЛИ МУДР АСАНА) а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Лягте на спину. в. Поднимите ноги, не отрывая таз от пола. г. Сцепите руки под коленями. д. Сядьте, балансируя на ягодицах, держа лоб близко к коленям, стопы вверх. е. Перекатитесь назад и коснитесь носками пола за головой, как в позе плуга. ж. Перекатитесь вперёд и опустите ноги на пол, голову прижимайте коленям. з. Повторите «е» и «ж» несколько раз. Затем остановитесь, балансируя на ягодицах, и. Опустите спину на пол, положите руки вдоль тела, ноги на пол, расслабьтесь.Показания: при бесплодии и импотенции; для увеличения жизненной энергии после её потери; делает тело светящимся и прозрачным; для укрепления сфинктерных мышц, что важно для управления сексуальной энергией; для пробуждения кундалини в муладхаре; для укрепления яичников; при грыже; для улучшения кровообращения.
16. КОЛЕННАЯ ПОЗА ПРОЧНОСТИ (СУПТАВАДЖРАСАНА) (КОНТРПОЗА К №15) а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Опуститесь на колени, поставьте колени вместе, стопы вместе. в. Расставьте стопы, оставляя колени вместе. г. Несколько раз поднимите тело вверх и опустите вниз, при опускании касайтесь тазом пола. д. Лягте на спину, опустите голову и плечи на пол (если это трудно, пропустите «д» и переходите к «е», оставаясь в положении сидя). е. Скрестите руки за головой, положив их на противоположные лопатки, похлопайте по спине несколько раз. ж. Вернитесь в сидячее положение. Приподнимитесь на коленях, поставьте стопы вместе, встаньте.Показания: при нарушениях пищеварения; при метеоризме; для укрепления мышц ног; при нервозном состоянии, влияющем на руки; при смещении (выпадении) диска; при боли по ходу седалищного нерва; при контрактурах связок колена; при мышечных болях в коленях, стопах или пальцах ног.
17. ПОЗА ТРЕУГОЛЬНИКА (ТРИКОНАСАНА) а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Расставьте стопы, вытяните руки в стороны. в. Глядя на указательный палец правой руки, опустите левый указательный палец к большому пальцу левой ноги. г. Повернитесь, передвигая левый указательный палец к большому пальцу правой ноги. д. Вернитесь назад, передвигая левый указательный палец к большому пальцу левой ноги, затем поднимитесь. е. Глядя на левый указательный палец, опустите правый указательный палец к большому пальцу левой ноги. ж. Повернитесь, передвигая правый указательный палец к большому пальцу левой ноги. з. Вернитесь назад, передвигая правый указательный палец к большому пальцу правой ноги, поднимитесь. и, Нагнитесь вперёд, опуская голову к пространству между коленями, поднимите корпус до уровня талии, опять нагнитесь вперёд. Повторите это несколько раз, к. Остановитесь, выпрямитесь, прогнитесь назад, выпрямитесь. л. Поверните корпус и плечи на 90 градусов вправо, раскинув руки в стороны. м. Нагнитесь вперёд, поднесите голову к правому колену, поднимите корпус вверх до уровня талии, затем снова нагнитесь вперёд. Повторите это несколько раз. н. Остановитесь, выпрямитесь и, оставаясь повёрнутым направо, прогнитесь назад к левой стороне, задержитесь в этом положении. о. Выпрямитесь, затем повернитесь лицом вперёд. п. Поверните корпус и плечи на 90 градусов влево, раскинув руки в стороны. р. Нагнитесь вперёд, поднесите голову к левому колену, поднимите корпус до уровня талии, снова нагнитесь вперёд. Повторите это несколько раз. с. Остановитесь, выпрямитесь и, оставаясь повёрнутым налево, прогнитесь назад к правой стороне, задержитесь в этом положении. т. Выпрямитесь, затем повернитесь в центральное положение. у. Опустите руки вдоль тела, пятки поставьте вместе, носки врозь, затем расслабьтесь, поставив стопы как удобно.Показания: для коррекции различных расстройств в позвоночнике; при невралгии седалищного нерва; для улучшения памяти; для развития способности долго сидеть в медитации; для укрепления межпозвонковьгх нервов и внутренних органов в области живота: для улучшения перистальтики кишечника; при запорах.
18. РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПОЗА ПОЛНОГО ПОКОЯ (ПУРНА ШАВА ШАНТИ АСАНА) а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Лягте на спину. в. Поворачивайте голову и шею из стороны в сторону, затем остановитесь и расслабьтесь. г. Сожмите пальцы в кулак, обхватывал большой палец правой руки остальными четырьмя, затем расслабьте кисть. д. Приподнимите правое предплечье и расслабив его дайте ему свободно упасть. е. Приподнимите всю правую руку, затем дайте ей упасть, ж. Повторите «г», «д» и «е» левой рукой. з. Двигайте пальцами правой ноги вперёд-назад, растопырьте их в стороны. и. Повторите это пальцами левой ноги. к. Вращайте ступнями из стороны в сторону, катая их на пятках. л. Приподнимите всю правую ногу, дайте ей упасть. м. Повторите то же самое для левой ноги, н. Пойте Шанти-мантру (см. ниже). Слова этой мантры взяты из различных духовных традиций и выражают состояние покоя.Показания: как контрпоза к позе Приветствия (№ 1); движение ног из стороны в сторону полезно при невралгии седалищного нерва; для входа в непродолжительный, но глубокий и освежающий сон; для снятия усталости, напряжения, последствий стресса и ПМС; мантра покоя эффективна для достижения ментальной тишины.

ШАНТИ-МАНТРА (УНИВЕРСАЛЬНАЯ МАНТРА ПОКОЯ) Ом Шанти Шанти Шанти Шалом Сат Нам Садху Тао Эм Аум Спирит Свами Ками Аминь Амен Аумен Селах Хум Аум

Крийя кундалини-пранаяма

Искусство управления дыханием, крийя кундалини-пранаяма, является самым важным и мощным методом в крийя йоге Бабаджи. Она пробуждает кундалини - энергию, дремлющую в муладхаре, и распределяет её через сеть нади. Посредством регулярной практики ученик постепенно пробуждает все чакры и соответствующие им уровни сознания, становится, образно выражаясь, энергетическим генератором на всех пяти планах существования, Через это он достигает самореализации и состояния самадхи.

Крийя дхьяна-йога

В образной форме ум можно сравнить с обезьяной, пьяной от вина желания и ужаленной пчёлами гордости. Крийя дхьяна-йога, искусство управления умом, включает в себя ряд медитативных техник для достижения контроля над непокорным умом. Она разви¬вает пять чувств и их тонкие соответствия: ясновидение, яснослышание и ясночувствование.

Первая техника крийя дхьяна-йоги способствует очищению подсознательного ума со всеми его подавленными желаниями, страхами и воспоминаниями. Последующие техники помогают ученику постепенно пробудить скрытые возможности своего ума через практику концентрации, созерцания, постоянного внимания и осознавания. В конечном итоге человек приходит к реализации своего «Я» и обретает счастье на всех пяти планах бытия.

Крийя мантра-йога

Корень «ман» в слове «мантра» означает «думать», а частица «тра» происходит от слова «трай» - «защищать» или «освобождать». Имеется в виду освобождение от цепей сансары, от наших склонностей и привычек. Большинство людей является их рабами. Но если привычки и тенденции вытесняются и замещаются мантрой -человек освобождается от них. Когда вместо укрепления привычки энергия человека направляется на повторение мантры, привычка постепенно уходит. Повторение мантры устраняет такие замутняющие человеческое видение эмоции, как гнев, страх, алчность и похоть. Как чистое зеркало отчётливо отражает реальность, так и ум способен отражать высшие духовные истины, когда подобные эмоции устранены.

Мантры были открыты сиддхами в состояниях глубокой медитации. Когда ум затихает, человек начинает слышать звуки, соответствующие различным чакрам и уровням сознания. Как сказал Иисус относительно слышания слова Божия: «Имеющий уши да слышит».

Существует два вида языков: используемые для общения между людьми, такие как английский, французский, хинди и т.д., и языки, используемые для связи между разными уровнями сознания. Большинство людей ограничивается только первым видом. Второй же вид языков существует во многих религиозных традициях. Молитва христианского священника о превращении вина в кровь Христову во время обряда причастия, или «сердечная молитва» в православии, или песнопения григорианских монахов, в отличие от обычных молитв, не содержат в себе никаких просьб - с их помощью ум обретает сосредоточенность и чистоту.

Люди притягивают к себе те события и обстоятельства, которые постоянно повторяются в их мыслях. Тот, кто упорно вынашивает проект нового фантастического дома и размышляет о тех шагах, которые требуются для реализации этой мечты, постепенно притягивает к себе необходимые возможности. Тот же, кто находится в неотступном страхе, что его ограбят, приводит в действие силы, притягивающие событие, которого он так боится.

В мыслях чаще всего присутствуют разнообразные желания. Когда они не осуществляются, возникает глубокое разочарование и неудовлетворённость, что приводит к смятению ума и делает невозможным осознавание. В результате человек утрачивает способность ощущать в себе божественное сознание и становится жертвой обстоятельств и привычек.

Сила большинства мыслей очень невелика, но при постоянном их повторении она возрастает. На основе повторяющихся мыслей формируются привычки человека, а поведение состоит главным образом из привычек. Личность индивидуума является ни чем иным, как суммой всех его мыслей с уникальным, характерным лишь для него набором симпатий и антипатий. Всё это хранится в подсознательном уме, который в йоге именуется читта. Сущностью йоги как процесса является именно очищение читты. Как говорит Патанджали, «йога читта вритти ниротхана», то есть: «Йога есть устранение вритти (волнений, изменений), присущих подсознательному уму».

Крийя мантра-йога - это мысленное повторение обладающих духовной силой звуков с целью пробудить интеллект. Такое повторение мантры называется джапа, или мантра садхана. Мантра даёт покой и блаженство, через раскрытие интуиции пробуждает интеллект и осознавание. Творческий мыслительный акт совершается спонтанно, в промежутке между волевыми усилиями мысли. Вдохновение скорее может прийти тогда, когда место работающего ума занимает мантра, повторяющаяся сама по себе. Джапу следует совершать с глубокой верой (шраддха), любовью (бхава) и сосредоточенностью (дхарана).

С помощью мантр эгоцентризм вытесняется божественным. В крийя йоге Бабаджи все мантры обращены к различным аспектам божественного. Самые сильные мантры содержат биджа-слоги или биджа-звуки, открытые сиддхами в состояниях глубокой медитации и представляющие собой ключи к достижению высших состояний сознания. Связанные с чакрами мантры открывают доступ к опыту, выходящему за пределы обычного восприятия.

Мантра божественна. Многие думают, что она только обозначает божественное, но по сути своей она сама является божественным. В Библии сказано: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Всё было сотворено через Него (Слово, или Аум), и без Него ничто не было создано, что было создано». Поэтому мантра содержит в себе божественную преобразующую силу, или шакти, проявляющуюся через звук. Мантра генерирует творческую энергию и настраивает человека в унисон с божественным. Каждой из биджа-мантр соответствует янтра - геометрическая диаграмма. У каждой чакры, каждого божества и каждого сиддха есть свои мантра и янтра. Повторяя мантру какого-либо божества, святого или сиддха, можно снискать их благословения и даже ощутить их присутствие.

Мантра подобна свече в тёмной комнате. По своему воздействию она напоминает прививку от кармических болезней. Вся та энергия, которая обычно растрачивается на всевозможные объекты чувственного мира, собирается воедино и сохраняется; в результате желания постепенно утрачивают свою силу, восстанавливается уравновешенность и самоконтроль. В периоды беспокойства, депрессии или сомнений повторение мантры помогает успокоиться и сосредоточить внимание.

Для того, чтобы мантры были эффективны, при выполнении джапы не должно быть желания личной выгоды. Это позволяет достичь состояния внутренней отрешённости, в котором человек способен ощутить своё внутреннее высшее «Я». По этой причине многие мантры заканчиваются словом Намах, что означает «приветствие» или «предание себя» божественному.

Изучение мантр по книгам не даёт должного результата. Научить им может тот, кто имеет необходимый духовных опыт и способен передать связанные с мантрами тонкие вибрации и соответствующие состояния сознания. Мантрам следует обучаться практикуя антар крийя йогу когда ученик и окружающая атмосфера очищаются различными йогическими практиками.

Крийя бхакти-йога

Крийя бхакти-йога, йога любви и преданности, способствует стремительному продвижению на пути к самореализации. Исполнение религиозных песнопений, участие в богослужениях, соблюдение обрядов, паломничество в святые места - всё это раскрывает сердце и ум навстречу Любви. Постепенно все действия человека становятся наполненными особым любовным отношением, ибо Возлюбленный видится во всём. Чувство любви и преданности Богу обычно неустойчиво из-за влияния других тенденций и желаний, к которым человек склонен по своей природе, поэтому для их культивирования и укрепления необходима бхакти-йога. Однако, те, кого в силу их эмоционального склада привлекает именно бхакти-йога, могут обнаружить, что иногда их эмоции принимают негативный и неуправляемый характер. В таком случае восстановлению контроля и уравновешенности могут способствовать другие направления йоги - крийя хатха-йога, медитация, пранаяма, карма-йога и мантра-йога.

Крийя карма-йога

Господь Кришна говорит Арджуне в Бхагавадгите: «Твоё дело -исполнять свой долг, никогда не заботясь о плодах своих действий; поэтому пусть не будут плоды мотивом твоей деятельности, но не должно быть и бездействия. Исполняй свой долг, о Дананджайя, пребывая в единстве с божественным, отказавшись от привязанностей и будь спокоен как в успехе, так и в неудаче: такая уравновешенность именуется йогой». Крийя карма-йога - это «бескорыстное служение, выполняемое со знанием дела и умением». Обычно люди занимаются той или иной деятельностью, ожидая получить что-либо взамен. В этом заключена их фундаментальная ошибка в вопросе об источнике счастья. Люди пытаются найти счастье во внешних вещах или действиях, не отдавая себе отчёта в том, что счастье – это всегда нечто, пребывающее внутри. Они принимают те обстоятельства, при которых бывают счастливы, за само счастье. При выполнении карма-йоги эта ошибка устраняется. В карма-йоге поступок совершается не потому, что он принесёт счастье (оно уже является неотъемлемым свойством нашей внутренней сущности), а для того чтобы освободиться от привязанности к результатам, исполняя свой долг во всех ситуациях в духе любви и служения. Будучи непривязанным к результатам, человек не создаёт никакой новой кармы, то есть желаний, влекущих за собой действия, и обретает непреходящий покой. Причём все действия совершаются «со знанием дела и умением», ибо в основе этой деятельности лежит дух любви. Бескорыстное исполнение долга приводит к тому, что практикующий карма-йогу становится орудием высшего сознания, не встречающего сопротивления со стороны эго с его мелочными требованиями.

Практика крийя карма-йоги начинается с того, что несколько часов в неделю посвящается какой-либо деятельности на благо других. Практикующий начинает отличать требования эго от требований Бога, который ежедневно указывает нам сотни путей для служения другим. Постепенно всё, что бы он ни делал, превращается в практику карма-йоги, и появляется ощущение, что он действует не сам, а является инструментом в руках божественного, и его назначение в мире - любовь к другим людям, служение им. Приходит осознание того, что он лишь волна в океане мироздания. Он больше не потакает желаниям, исходящим от эго: каждое действие основывается лишь на побуждениях божественной любви.

Карма-йог свободен от гнева, эгоизма, алчности и личных желаний - у него большое сердце, он всегда готов делиться с другими и помогать им. Он тщательно анализирует мотивы своих поступков и совершает лишь те, которые основаны не на эгоистических стрем¬лениях. Так карма-йог обретает чистоту сердца, способность видеть Бога в каждом и ощущать божественное присутствие во всём. Он ведёт простую жизнь, следуя девизу сиддхов: «Жить просто, думать высоко».

Антар крийя йога и интеграция йоги в повседневную жизнь

Ученик крийя йоги, получивший посвящение или обучение крийя хатха-йоге, крийя кундалини-пранаяме и крийя дхьяна-йоге должен также выполнять антар крийя йогу, что помогает ему интегрировать крийя йогу со своей повседневной жизнью.

Если выполнять йогические приёмы по несколько минут утром и вечером, и при этом забывать о них в остальное время, - это в какой-то степени устранит стресс повседневной жизни и, возможно, даже приведёт к проблескам озарения, но не к настоящей трансформации. Поэтому так важно научиться интегрировать крийя йогу во все сферы своей жизни, включая сон, питание и работу.

Антар крийя йога даёт новичку познания в йогической вегетарианской диете, навыки успокоения ума, посвящает его в дополнительные техники пранаямы и медитации. Такие занятия проводятся в специально подобранном месте, насыщенном духовными вибрациями, вдали от дома и ежедневных забот, где-нибудь на природе. В такой атмосфере человек может ощутить, как велики потенциальные возможности крийя йоги. Антар крийя йога помогает ученику найти тот образ жизни, который объединяет интенсивную практику крийя йоги на пути к самореализации с повседневной деятельностью. Кульминацией этого периода обучения являются мантраягъя (огненная церемония) и посвящение в биджа-мантры.

Указания ученику крийя йоги

Патанджали так определил йогу во втором стихе своих сутр: «Йога читта вритти ниротхана» («Йога есть устранение вритти, присущих подсознательному уму»). Повседневная жизнь человека окрашена мыслями, чувствами, пристрастиями его подсознательного ума, которые замутняют видение истинной Реальности. Интеграция йоги в повседневную жизнь заключается в том, чтобы видеть вещи такими какие они есть, без влияния подобных искажений. Это новое видение развивается постепенно, по мере того, как ученик выполняет все крийи.

В процессе практики должны соблюдаться следующие принципы: - Любовь к своему высшему «Я», которое является Вселенским Восприятием и Сатгуру; - регулярное выполнение садханы крийя йоги; - карма-йога, йога бескорыстного служения; - сатсанг, т.е. товарищество единомышленников, занятых поиском истины; - йогическая вегетарианская диета; - превращение сна в йогический отдых; - ментальная чистота, терпение, молчание и самонаблюдение; - стремление получить вдохновение от Бабаджи и 18 сиддхов.

Любовь

«Гуру, Бог и высшее Я - одно», - так звучит знаменитый девиз йогов. Это указание скорейшего пути к самореализации - любовь к Сатгуру и преданность ему. Слово «гуру» означает «тот, кто рассеивает тьму», Сатгуру, каким является Бабаджи, - это тот, кто может одним своим касанием, словом или даже взглядом даровать ученику озарение. Обычно этому предшествуют годы непрямого воздействия, в течение которых ученик подготавливает почву для такого пробуждения, регулярно выполняя йогические техники. Преданность своему Сатгуру проявляется именно в такой регулярной практике и бескорыстном, исполненном любви служении другим. Постепенно во всех своих действиях ученик начинает видеть проявления Бога, творящего мир его руками. Ощущение отгороженности от мира постепенно сменяется осознанием своего единства с этим миром. Любовь к миру начинается с себя. Нужно любить и развивать каждый аспект своей сущности: физический, витальный, эмоциональный, ментальный, интеллектуальный и духовный. К развитию и взращиванию каждого аспекта требуется особый подход. Любовь к себе - основа основ йоги, поскольку именно она учит любви к другим людям и, в конечном итоге, к Богу.

Регулярная садхана крийя йоги

Другой знаменитый девиз йогов звучит так: «Количество радости в жизни непосредственно зависит от уровня дисциплины, присущей человеку».

Данный комплекс упражнений был приведён в книге «Бабаджи и традиция крийя йоги 18-ти сиддхов», Маршалла

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ КРИЙЯ-ЙОГА (Лекция)

Помните, все, что находится внутри вас, и все, что снаружи,– взаимосвязано.

Здесь заложена основа. Я завишу от всего, и все зависит от меня. Спинной мозг, который находится в позвоночнике, имеет потенциал выполнять как внешние физические функции, так и функции внутреннего мира.

Йога начинается тогда, когда заканчивается наука. Но человек, с его ненасытным поиском, может соединить их обе вместе. С обеих сторон позвоночного ствола наблюдается движение негативных и позитивных потоков, которые называются Ида и Пингала.

Научным языком эти потоки называются протоны и нейтроны. Внутри позвоночника проходит также еще один поток – Сушумна, который может быть назван как центральный (ядерный) поток.

Брахмарандра расположена внутри Сушумны. Когда она активизируется, мир, окутанный божественным светом, становится различимым. Йоги не тратят свою энергию на бесцельную деятельность. Наоборот, они берегут свое «топливо», предназначенное для продления рода, направляют его вверх, соединяя с концентрированной энергией Кундалини.

Поднимаясь, пробуждаясь, Кундалини проникает в Сушумна-поток. Эта освобожденная энергия может быть как созидательной, так и сокрушительной.

Ее использование зависит исключительно от практика. Она может привнести изменения в природу самого йога.

Эта измененная природа имеет две грани. Одна из которых Гати (Скорость). Вторая – Авародха (Препятствие).

Йоги ускоряют течение энергии с помощью правильных эмоций – «душевного состояния» — и достигают Санкальпы – «божественной воли».

Я пользуюсь Крийя-йогой в форме Санкальпа-йоги. Это искусство очень древнее и тесно связанное с каждым аспектом природы.

В каждый момент жизни она оставляет отпечаток своей эффективности. Воины Рамаяна и Махабхарата иллюстрируют именно такую йогу.

Она использовалась с незапамятных времен. Когда йоги, ограничивая поток мысли, выделяющийся для достижения цели, принимают твердое решение, они используют Санкальпа-йогу, принципиальная цель которой — породить осознанность для самореализации.

Йога может унять ум и помочь в достижении опыта, неописуемой Ананды (Блаженства). В невежестве человек рассматривает мирскую жизненную позицию, как «иметь все и использовать все» в жизни. Но Ананда поднимается изнутри и выходит за пределы чувств – Индрий.

Йога предлагает очень простой путь жизни – полный и могущественный. Он учит правильному способу действий, он классифицирован и результативен. Йога может смягчать болезненность действий и уменьшать беспокойство.

Современная йога далека от присущей ей формы. Различные физические упражнения фальшиво преподносятся как йога, и кто угодно с малейшим знанием асан может стать учителем йоги.

В те дни Махабхараты Крийя-йога использовалась очень эффективно. Потом, по истечении времени, интерес к Крийя-йоге начал убывать. Но сегодня вновь возник этот интерес. Наша задача – возродить Крийя-йогу до уровня Махайога Йогананды.

Он получил знания о Крийя-йоге от Шри Юктешвара, который в свою очередь получил эти знания от Свами Лахири Махасайя.

Махааватар Бабаджи (легендарный Крипа Ачарья) распространял Крийя-йогу через линию Лахири Махасая, через Шри Юктешвара и Йогананду Джи.

Древний мудрец Патанджали в своем творчестве уделял должное внимание Крийя-йоге. Он относил к Крийя-йоге покаяние – «Таф Свадья» — и причастие человека к верховной силе – «Ишвара Пранидхана».

В Крийя-йоге все тревоги прекращаются и ум начинает функционировать в одном направлении. Эффект от Крийя-йоги наступает очень быстро. Я пытался проанализировать много крий (осознанных действий) и скрупулезно изучал манускрипт Патанджали. Поэтому у меня есть и теоретические и практические знания этого учения. Йога Махарши Патанджали требует строжайшей дисциплины. Но его методика не такая уж и сложная. Простым и легким способом каждый человек может отделить себя от внешнего мира и получить знания.

Практикуйте!

Бог благословляет вас!

На самой поверхности находится крийя йога. По теории Маршалла Говиндана – переводчика «Тирумандирама» с тамильского на английский – основатель крийя йоги Бабаджи есть не кто иной, как один из восемнадцати тамильских сиддхов. Сам Говиндан получил инициацию непосредственно от Бабаджи в тонком теле, и его утверждения не поддаются подтверждению или опровержению. Таким образом, идущая через него современная крийя йога как традиция еще более спорна, нежели современная хатха йога. При скептическом подходе, требующем преобладания достоверности над суждением, обращают на себя внимание две «мистические гипотезы»: во первых, сама идея Говиндана об ученичестве Бабаджи у Боганатхара; во вторых, все его астральные встречи в некоем гималайском ашраме с неизвестным «бабой», посвящающем в широко распространенные среди подвижников мудры и пранаямы. Очевидно, что несложно поставить под вопрос как древние истоки данной крийя йоги, так и ее принципиальное отличие как отдельной традиции. Примечательно лишь то, что здесь тоже практически отсутствуют асаны при сохраненном акценте на качественное изменение физического тела.

Исходная традиция крийя йоги, основанная Шри Лахири Махасаи полтора века назад, возводится к Махаватару Бабаджи, которого ее адепты считают сиддхом или натхом. Это пример системы, где все вышеприведенные традиции оказались в определенной мере смешаны на базе применения хатха йогических техник, сведенных в разработанную последовательность. Несмотря на сравнительно недавнее происхождение, новая традиция успела разделиться на несколько линий преемственности, где передаются несколько отличающиеся варианты практики. На опыте личного общения с тремя учителями крийя йоги и получения посвящения от двух из них, я привожу наиболее показательные моменты пограничных ситуаций – как лакун в промежутках между традициями, так и их наложения. Однако я могу делиться лишь внешней информацией, поскольку при посвящении требуется хранить полученные техники в глубочайшей тайне. Тем не менее, если традиция натхов только начинает воскресать из забвения, многие русские инструктора по хатха йоге приняли посвящение в крийя йогу, и она гораздо лучше известна в России. Все учителя, с которыми я встречалась лично, относятся к традиции Шри Лахири Махасаи.

Кхечари мудра – основа системы

Кхечари мудра, как и все мудры вообще, исконно принадлежит к традиции хатха йоги, упоминается в древних и средневековых трактатах, и не является изобретением или принадлежностью крийя йоги. Наоборот, включение Кхечари мудры в крийя йогу в качестве самой первой ступени, без прохождения которой нельзя продвигаться далее, делает данную систему во многом близкой к истокам хатха йоги. Наибольшее внимание Кхечари мудре уделяет Йогирадж Ракеш Пандей, известный читателю по демонстрации хатха йогических сиддх. В принципе, для него все четыре ступени передачи представляют собой совершенствование Кхечари мудры. Он родился в деревне неподалеку от Варанаси и провел детство в монастыре в обществе отца и садху, где глубоко впитал духовные устремления и заинтересовался йогой. В юности он вступил в контакт со Свами Нитьянандой Гири, учителем крийя йоги в почти неизвестной линии передачи и основателем центра крийя йоги в Хаоре под Калькуттой. Его учитель Свами Шуддхананда Гири в свою очередь обучался непосредственно у Шри Лахири Махасаи и тоже имел небольшой центр крийя йоги в деревне Моури в Восточной Бенгалии. На протяжении четырех лет Ракеш Пандей практиковал техники крийя йоги, осваивая по одной ступени данной системы за год, и в конце концов был уполномочен своим учителем давать передачи другим ученикам.

Несмотря на деревенское происхождение и духовные искания, Йогирадж Ракеш Пандей получил хорошее образование, а недавно защитил докторскую диссертацию по хатха йоге, написанную на санскрите и снабженную фотографиями его личных практических достижений. Ему неоднократно был присвоен титул йог шри, а кроме того он издал свою книгу по хатха йоге на хинди. Дважды его приглашали преподавать йогу в Сингапуре, где провел каждый раз несколько месяцев, но предпочел вернуться в родную Индию. Впервые я встретилась с Ракеш Пандеем на конференции по йога терапии, где он демонстрировал очистительные крийи, будучи в этом действительно непревзойденным мастером. Но тогда мы не познакомились лично, и я попала в его дом спустя целый год – всего за несколько часов до поезда в Непал. Уже в первые часы я была несказанно поражена сочетанием в нем обширных познаний и простоты жизни. Я приняла от него посвящение в крийя йогу по возвращении, когда время общения было ничем не ограничено. В дальнейшем я получила передачу также от другого гуру, но наше общение с Ракешем Пандеем не прекратилось.

Во время визита в Варанаси главного редактора журнала «Йога», имеющего передачи в крийя йоге от Шри Шайлендры Шармы, мы провели целый вечер в доме Ракеша Пандея, а на следующий день отобедали вместе. Конечно, было крайне интересно узнать, что он думает о Кхечари мудре. По его мнению, практика этой тайной мудры позволяет обрести контроль над четырьмя составляющими телесной жизни обычного человека: пищей (ахара) , сном (нидра) , страхом (бхе) и сексом (майтхуна) . Собственно, слово «кхечари» переводится как «движение в акаше» , и овладевший этой техникой йог обретает подлинную свободу перемещения в пространстве, нескованный более законами материального мира. Надо отметить, что Ракеш Пандей лично встречался еще двадцать лет назад с Шри Шайлендрой и даже его учителем – внуком Шри Лахири Махасаи, который был в то время уже очень стар, но все еще оставался превосходным практикующим йогом. Вообще, непосредственных учеников великого учителя крийя йоги не так мало, ведь Шри Лахири Махасаи жил в Варанаси, и нам неизвестны имена еще многих учителей, избегающих мирской славы. Но Ракеш Пандей заслуживает особого уважения, как учитель, совместивший в своей практике крийя йогу и хатха йогу, что соответствует углублению обеих традиций в их исторических истоках.

Для примера, в книге Свами Нитьянанды «Крийя йога виджняна» на первое место выводится Маха мудра (тоже баховая техника хатха йоги), после которой идет описание целостной системы пранаямы, и только затем вводится Кхечари мудра, после которой добавляется две другие мудры – Йони мудра и Джьоти мудра. Именно в такой последовательности сам Шри Лахири Махасаи объявлял крийя йогу естественной (сахаджа) . А именно, практика пранаямы доставляет успокоение ума, а при вполне равновесном уме достигается состояние, при котором сложная Кхечари мудра выполяется автоматически, так что язык сам заворачивается назад и заходит в носовую полость через отверстие позади мягкого нёба. Совершенство в Кхечари мудре переводит осознанность в ананду (блаженство), и именно в этом состоит ее основное назначение, в силу которого она предписывается в качестве обязательной для каждого практикующего. Кхечари мудра должна выполняться в Маха мудре, но мы не будем углубляться в технические тонкости . На основании данного описания сахаджа крийи (естественного выполнения) Свами Нитьянанда подчеркивает, что Шри Лахири Махасаи отвергал применение всяческих техник на растягивание или подрезание языка. Ракеш Пандей мог заимствовать их от своих учителей хатха йоги, которых у него было немало.

В контексте традиции натхов скрыты истоки применения Кхечари мудры. Натхи утверждают, что кха – это пространство светящегося сверхсознания (Шива), а чари – движения форм в пространстве (Шакти). Все формы проявления Шакти есть мудры, поскольку она составляет отражение света Шивы, неотделимое от самого Шивы. Мудра как «печать» отражает свет (пракаши) в явной форме. При практике Кхечари мудры тело наполняется светом сверхсознания, элексиром бессмертия (амрита) , и в нем пробуждаются духовные силы. В тантрически шактийских культах Кхечари существовала как практика работы с сознанием, но натхи восприняли ее, как и многие другие практики, не только как медитативные техники, но и совершенно конкретные упражнения физического тела. Кхечари выполняется как дохана (растягивание или подрезание уздечки языка), после чего язык заводится назад в отверстие в нёбе, что позволяет контролировать жизненную силу и сознание. Кхечари считается главной среди всех мудр, и она содействует остальным мудрам в хатха йоге. Вот почему некоторые учителя считают эту практику базовой, обучая своим вариациям выполнения Кхечари. Она вполне сочетается с другими техниками: так, можно мысленно повторять мантры и выполнять другие мудры.

Вернемся к исконному замыслу применения Кхечари мудры и мудр вообще в хатха йоге. Классическое описание Кхечари именно как хатха йогической практики впервые встречается в «Горакша шатаке»: «Сознение странствует в эфире (кхе) , поскольку язык, введенный в отверстие (кхе) над горлом, меняет местоположение». Это описание очевидным образом символично и тесно связано с тантрическими практиками, в которых Кхечари позволяет йогу использовать накопленный в голове оджас, «не теряя семя даже в объятиях страстной женщины». Данная полярность мужского и женского соотносится с делением человеческого тела на правую и левую стороны и определением мудры как «печати», посредством которой хатха йог способен запечатывать, то есть изолировать, отдельные части своего тела или же придавать телу полностью герметичность, чтобы производить в нем нужные преобразования. Примечательно, что исследователь Д. Г. Уайт впервые увидел Кхечари мудру в исполнении встреченного по дороге в Кедарнатх молодого нага бабы из Джуна акхары. Он поясняет (со ссылкой на Марка Дичковски): наги – это особый воинствующий отряд из ведантического ордена дашанами санньясы, который весьма тесно связан с натха сиддхами. Здесь возможно возвратное обращение к использованию хатха йогических техник.

Фото 22. Йогирадж Ракеш Пандей (кхечари мудра)

Последовательное освоение крий

Восемь лет назад Свами Шанкарананда основал крийя йога ашрам в Ришикеше, перебравшись сюда из прежнего ашрама в Ориссе, который продолжает действовать до сих пор. Хотя я жила подолгу там годами, ранее я никогда не посещала этот ашрам, уже имея передачу в крийя йоге от Ракеш Пандея. Случайно ознакомившись с описанием практик, вводимых в этом ашраме на первой ступени, я обнаружила некоторое отличие от полученных в своей линии передачи и пожелала встретиться с учителем для беседы. Свами Шанкарананда Гири представляет линию передачи, которая идет от Шри Лахири Махасаи через Шри Юктешвара Гири и его ученика Прабхуджи Свами Нараяну Гири. Кроме последнего Свами Шанкарананда считает учителем Свами Харихарананду Гири, ученика Парамахамсы Йогананады, через которого другая линия передачи при обратном прослеживании снова замыкается на Шри Юктешваре. Хотя на момент моего нежданного визита в ашрам Свами Шанкарананда только что вернулся из поездки по всей Индии и собирался через несколько дней в Америку, он радушно уделил мне время для встречи, после чего я посетила проводимую им медитацию в огромном зале, по конструкции отчасти напоминающем Матри Мандир в Ауровиле.

by M. Govindan, M.A.

© Babaji Kriya Yoga Order of Acharya USA, Inc. 2001

Предисловие Эдмонда Айяппы

ВВЕДЕНИЕ

Бабаджи. Кто такие 18 сиддхов? Как была написана эта книга. Цели этой книги.

ЧАСТЬ 1. СИДДХИ И БАБАДЖИ

ГЛАВА I. ТРАДИЦИЯ ВОСЕМНАДЦАТИ СИДДХОВ

История восемнадцати сиддхов. Исчезнувший континент Кумари. Геологические свидетельства существования Гондваны. Археологические остатки хараппской цивилизации. Тамильские литературные Сангамы. Свидетельства широких связей с дальними странами. Лингвистика. Учение сиддханты. Йога и медицина сиддхов. Метафизика и медицина. Древняя химия. Медицинская система сиддхов в наши дни.

ГЛАВА II. РОЖДЕНИЕ И ДЕТСТВО БАБАДЖИ НАГАРАДЖА

Рождение Бабаджи. Храм в Чидамбараме. Случай с джекфрутом. Похищение и годы скитаний.

ГЛАВА III. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БАБАДЖИ

Паломничество в Катиргаму на Шри Ланке. Катиргамский храм. Встреча Бабаджи с Боганатаром. Ваоаджи получает посвящение Агастьяра в Куртралламе. Соруба самадхи в Бадринате.

ГЛАВА IV. МИССИЯ БАБАДЖИ

Ади Шанкарачарья (788-820). Кабир (1407-1518). Лахнри Махасайя (1828-1895). Шри Юктешвар Гири Махарадж (1855-1936). Парамаханса Йогананда (1893-1952). ЙогРамайях{1923-...). Нилакантан(1901-...). Первая встреча Рамайяха с Нилакантаном. Организация Крийя Бабаджи Сангама. Деятельность Крийя Бабаджи Сангама.

ГЛАВА V. АШРАМ БАБАДЖИ: ГАУРИ ШАНКАР ПИТАМ

ГЛАВА VI. СИДДХ ТИРУМУЛАР

Миссия Тирумулара. Учение «Тиру-Мандирама». Личная ответственность за свою судьбу. Йога Тирумулара в сравнении с йога-сутрами Патанджали

ГЛАВА VII. СИДДХ АГАСТЬЯР

Ашрамы Агастьяра. Агастьяр и арийское вторжение в Южную Индию. Агастьяр и тамильский язык. Вклад Агастьяра в науку.

ГЛАВА VIII. СИДДХ БОГАНАТАР

Жизнь как океан. Миссия в Китае и трансмиграция. Трансформация физического тела. Боганатар становится известен как Лао-Цзы - основоположник даосизма. Возвращение а Индию. Основание храма вКатиргаме и достижение соруба самадхи. Вторая миссия в Китае. Деятельность Боганатара в настоящее время. Избранные фрагменты текстов сиддха Боганатара. Посвящение в самадхи.

ГЛАВА IX. РАМАЛИНГА СВАМИГАЛ

Краткая история жизни Рамалинги. «Божественная песнь Милости». Храм Мудрости. "Во все тела Его творения...». Путь трансформации. Шуддха дехам. Пранава дехам. Джнана дехам. Наследие Рамалинги.

ГЛАВА X. СУПРАМЕНТАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Шри Ауробиндо и 18 сиддхов. Встреча с йотом Лили. В поисках «тайны». «Золотое» супраментальное. Путтуччери. Кризис трансформации. Третий этап. Дилемма: лидеры эволюции и «атмосферная пропасть». Уход.

ЧАСТЬ 2. ИСКУССТВО КРИЙЯ ЙОГИ

ГЛАВА XI. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ КРИЙЯ КУНДАЛИНИ-ЙОГИ

Дыхание и физиология. «Закон обратных пропорций» и продолжительность жизни. Накопление пранической энергии. Крийя йога. Крийя хатха-йога. Крийя кундалини-пранаяма. Нади и чакры. Кундалини. Стадии практики и пробуждение кундалини. Признаки пробуждения кундалини.

ГЛАВА XII. ПУТЬ КРИЙЯ ЙОГИ

Ключ к трансформации человеческого общества. Интегральная йога. Крийя хатха-йога. Крийя кундалини-пранаяма. Крийя дхьяна-йога. Крийя мантра-йога. Крийя бхакти-йога. Крийя карма-йога. Семейная жизнь и тантра. Начало практики крийя хатха-йоги и посвящение в техники крийя кундалини-пранаямы, дхьяны и мантры. Антар крийя йога и интеграция йоги в повседневную жизнь. Указания ученику крийя йоги. Любовь. Регулярная садхана крийя йоги. Сатсанг. Йогическая вегетарианская диета. Превращение сна в йогический отдых. Ментальная чистота, терпение, молчание и другие качества. Стремление к получению вдохновения от Бабаджи и 18 сиддхов.

Как была написана эта автобиография. Ранние годы и идеализм. Разочарование. Поиск смысла. Открытие крийя йоги. Встреча с йогом Рамайяхом. Инициация в крийя йогу Бабаджи. Требования к учащимся в ашраме крийя йоги. Преданность Бабаджи и его крийя йоге. Ранние трудные уроки. Первые назначения. В «сердце тьмы». Сосланный в «Сибирь». Паломничество в Шри-Ланку. Получение права посвящать других в крийи. Маха Кумбха Мела и Бадринат. «Иди и учи других крийя йоге». Крийя ногу Бабаджи практикуют люди по всему миру. Информация для желающих обучаться крийя йоге Бабаджи.

БИБЛИОГРАФИЯ 235

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ 240

УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН И НАЗВАНИЙ 242

УКАЗАТЕЛЬ МЕСТ 246

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 250


Предисловие Эдмонда Аияппы

В книге «Бабаджи и традиция крийя йоги восемнадцати сиддхов» рассматривается влияние бессмертных сиддхов (высших мастеров йоги), в том числе Бабаджи, на науку и культуру всего человечества. М. Говиндан прекрасно сочетает глубокие научные знания с духовным опытом, приобретённым в течение многих лет практики крийя йоги. В книге приведены проникающие до самых глубин души высказывания сиддхов. Это - самое широкое и точное изложение традиции крийя йоги из всех, до сих пор изданных на английском языке.

Для того чтобы читателю было легче знакомиться с работой Сатгуру Крийя Бабаджи, уместно сказать несколько слов о самом авторе книги.



Говиндан и я получили посвящение в крийя йогу от ученика Бабаджи - йога Рамайяха из Тамилнаду, Это произошло более двадцати лет назад. Книга даёт представление об уникальных отношениях Йогияра с бессмертным гималайским мастером. В течение всей своей жизни Йогияр демонстрировал невиданную преданность дравидийской традиции сиддханты, что полностью оправды­вает его титул «Вивекананда Юга», как называли его те, кто его хорошо знал. Йогияр обучал Говиндана и остальных своих учеников с большой любовью, проявлявшейся в виде истинной дисциплины и требовательности. Отношения между Шри Юктешваром и его учени­ком Йоганандой или между Наропой и Миларепой могут служить ярким примером глубины обучения, получаемого в его ашраме. Мало кто мог выдерживать его мощную энергию - слабые, эгоцентричные, поверхностные натуры убегали от него, как только сталкивались с его силой. Йогияр совершал фундаментальную перестройку в умах, сердцах и душах своих учеников одним только словом, взглядом или просто жестом. Он видел людей насквозь. Есть много учителей способных обучить практическим приёмам духовного роста, но очень немногие обладают необходимыми мудростью и глубиной, чтобы обнаруживать и устранять тонкие привязанности эго у своих учеников.

В течение 1973 года Говиндан и я жили в ашраме крийя йоги в Канадукатане (Тамилнаду) и часто вместе выполняли тапас (интенсивную логическую практику) и мауна-йогу (соблюдение внутреннего и внешнего молчания), прерываясь лишь дважды в день для приёма пищи. Во время этого глубокого внутреннего поиска мы обнаружили друг в друге отражение великого мастера Бабаджи, которое с годами становилось всё ярче и ярче.

Говиндан был мощным каналом божественной энергии и идей, и часто оказывал финансовую поддержку, например при сооружении или развитии храмов и центров йоги в Индии и на Западе.

Мастером Бабаджи и Йогияром на нас с Говинданом было возложено великое поручение - подготовить всё необходимое для сооружения в Порто Ново гранитного храма в том месте, где произошло рождение Бабаджи. С помощью д-ра Каран Сингха, Йогияра и в особенности самого Бабаджи этот проект был успешно завершён. С разрешения Бабаджи на каменной крыше храма были высечены сцены из юношеских лет его жизни.

В течение последующих лет преподавания и обучения, во время совершения паломничеств, интенсивной практики и выполнения бесчисленных проектов карма-йоги (йоги бескорыстного служения) мы с Говинданом упорно вспахивали почву жизни плугом крийи, наблюдая постепенное собственное преображение: из неопытных матросов - в отважных рулевых духовного корабля.

В 1988 году Говиндан ощутил внутренний зов помогать другим в их духовных поисках и в осознавании их прямой связи с Бабаджи. В 1989 году я тоже воспринял подобный внутренний призыв от Бабаджи.

Практикующие крийя йогу Бабаджи знают, что хотя великий крийя-мастер обитает где-то далеко в Гималаях, для тех, кто стремится к раскрытию секретов крийи, он доступен как внешне, так и внутренне, как в Непале, так и в Америке. Философы и академики всю свою жизнь посвящают педантичным умственным упражнениям по поводу смысла существования. Посвящённые же в крийя йогу проникают за пределы мысли как таковой и погружаются прямо в свет даршана 1 великого гималайского мастера. Полностью расшифровать значение слов сиддхов можно только используя «ключи» крийя йоги.

Мантра-сиддх Рама Девар сделал всем нам прямой вызов: «Почему вы до сих пор не отдались? Разве то, что Шакти 2 должна дать вам, не будет самым полным удовлетворением?»

Давайте же отдадимся внутреннему свету крийи и будем практи­ковать йогу Бабаджи, чтобы достичь божественной радости на физическом, витальном, ментальном, интеллектуальном и духовном уровнях! Поверь в свою божественность и погрузись в неё! Книги могут воодушевить, священнослужители могут указать путь, но, как сказал Халиль Джибран, «в одиночестве и без гнезда должен лететь орёл через солнечный круг». Свет крийи призывает не только превзойти формы и структуры, но и трансформировать их. Прими на себя ответственность за своё духовное развитие и развитие других людей. Не будь пассивным свидетелем вялого роста или еще хуже – духовной инертности. Не в этом задача осознавания! Стань динамичным, деятельным участником трансформации Бытия. Даосы говорили: «Путешествие в миллион миль начинается с одного шага». Обрети уверенность, ибо Бабаджи говорит: «Сделайте один шаг ко мне - и я сделаю десять шагов навстречу вам, мои возлюбленные сыны и дочери».

Воистину, эта книга ковалась в течение десятилетий молотом самопожертвования и любви. Да послужит она магнитом, притягива­ющим искрение устремленные души в поле воздействия «вселенской передающей станции» Бабаджи! И пусть свет с её страниц распро­странится по всему миру!

Ом Тат Сат Аум!

Ашрам Кали Лока Крийя йоги

Грин Белли Лейк, Калифорния

1 Даршан - присутствие святого. (Прим. ред.)

2 Шакти - см. в словаре в конце книги.

О Крийя Йоге

Крийя Йога Бабаджи – это научное искусство абсолютной Божественной Истины и Самореализации. Она была возрождена великим мастером Индии Бабаджи Нагараджем в виде синтеза древних техник из традиции 18-ти сиддхов. Она включает в себя серию техник "крий", сгруппированных в пять фаз (ветвей). Парамахамса Йогананда учил, что практика Крийя Кундалини Пранайамы позволяет ускорить естественную эволюцию Божественного Сознания в человеке.

Крийя Хатха Йога: Включает в себя "асаны" - физические позы, целью которых является релаксация, "бандхи" - мышечные замки, и "мудры" - жесты. Все эти техники ведут к улучшению здоровья, душевному покою и пробуждению основных энергетических центров - чакр. Бабаджи отобрал наиболее эффективную серию из 18 поз, которые выполняются поэтапно и сгруппированы в пары. Забота о физическом теле важна не как самоцель, а поскольку оно является инструментом или Божественным храмом.

Крийя Кундалини Пранаяма: Серия из определенных дыхательных упражнений, сильнодействующая техника, способствующая пробуждению мощной потенциальной энергии и регулированию ее циркуляции сквозь 7 основных чакр между основанием позвоночника и макушкой головы. Это приводит к активизации соответствующих психических состояний и делает человека активной динамической силой на всех пяти планах существования.

Крийя Дхьяна Йога: Серия техник медитации для овладения научным искусством управления умом, с целью очищения подсознания, развития концентрации и ясности ума, пробуждения интуитивных и творческих способностей и достижения бездыханного состояния единения с Богом, самадхи

Крийя Мантра Йога: Мысленное повторение тонких звуков для пробуждения интуиции, интеллекта и чакр. Мантра становится заменой мысленной болтовни, излишне сосредоточенной на своем «я», и развивает способность накопления больших количеств энергии. Мантра также очищает привычные подсознательные наклонности.

Крийя Бхакти Йога: Деятельность в духе преданного служения для пробуждения чистой Божественной бескорыстной и универсальной любви и духовного блаженства. Она включает в себя божественные песнопения, ритуалы, паломничества, служение и поклонение Богу. Постепенно все виды деятельности человека буквально пропитываются сладчайшим нектаром, потому что "Возлюбленный" ощущается везде и всюду.
Выдержки из "Ключ Бабаджи ко всем болезням" (Крийя)

Гуру мантра Крийя Йоги Бабаджи
Ом Крийя Бабаджи Нама Ом
(Om Kriya Babaji Nama Aum)

Oм: первоначальный звук Вселенной, который «течет» вместе с праной.

Крийя: означает «действие, совершаемое с осознанностью», это одновременно и цель, и способ достижения цели для практикующих Крийя Йогу, в которой любое действие может и должно рассматриваться как объект для практики осознанности.

Бабаджи: Гуру традиции Крийя Йоги, который собрал воедино и представил древние учения в форме, наиболее доступной для восприятия их современным человечеством … тот самый Бабаджи, который был описан Парамахамсой Йоганандой в его книге «Автобиография Йога».

Нама: Приветствие, или «Я призываю тебя»

Ом: Первоначальный звук, резонирующий в нашей душе.

Гуру мантра, Ом Крийя Бабаджи Нама Ом , обладает способностью связывать наш пульс с пульсом Бабаджи, настраивая нас на милость великого Гималайского Сиддха, Крийя Бабаджи Нагараджа. Через мантру он раскрывает себя в своих преданных. Благодаря постоянному повторению этой мантры у ученика открывается доступ к внутреннему учителю - высшему сознание, пребывающему в макушечной чакре. Мантра это Шакти , осознанная энергия. Она обладает особенной силой, поскольку гуру передает через нее свою Шакти , которая проникает в ученика посредством мантры. Суть мантры - это слово Учителя. Поистине, Мантра есть форма самого гуру .

Суть Крийя Йоги - это «действие с осознанностью». Это значит самопознание, познание Истины нашего существования. Крийя Йога Бабаджи проводит осознанность в практику асан, пранаямы, медитации, мантр, а также учит применять осознанность во всех наших мыслях, словах, снах и желаниях, во всех действиях. Эта садхана обладает огромным потенциалом делать нас более сознательными, «пробужденными» человеческими существами. Однако, это требует готовности тела, разума, сердца и силы воли присоединиться к стремлению души к очищению и совершенству. Садхана в Крийя Йоге Бабаджи представляет собой набор из 144 упражнений и духовных практик для самореализации и последовательной трансформации всех наших пяти «тел»: физического, витального (эмоционального), ментального (ум), интеллектуального (интуитивного) и духовного. Крийя Йога - это также целостный подход к жизни, на всех уровнях бытия.

Основная цель Крийя Хатха Йоги - глубокая физическая и ментальная релаксация.
Асаны работают напрямую с нашей материальной оболочкой - через наше физическое тело. Посредством регулярной практики асан тело может очиститься от многих расстройств и болезней. Разнообразие асан придает телу пластичность, чувство легкости и бодрости, даже сила тяжести начинает меньше влиять на тело. На тонком плане серия из 18 асан способствует пробуждению энергетических центров, расположенных в позвоночнике и стимулиции спящей кундалини , представляющей собой нашу потенциальную энергию и сознание.

Крийя Кундалини Пранаяма действует напрямую на тонкие витальные (эмоциональные) части нашей нервной системы. Основная цель пранаямы – очистить нервную систему и позволить жизненной энергии беспрепятственно циркулировать через все нервы и тонкие энергетические каналы. На тонком плане пранаяма способствует пробуждению центрального энергетического канала (нади ) сушумны, необходимого для подъема кундалини вверх через нее.

Крийя Дхьяна Йога Бабаджи , чтобы Истина нашего глубинного сознания постепенно проникала и заполняла собой наше обычное сознание, пробуждая его. Наше сознание определяет природу и качество нашей жизни. Таким образом, вместо попыток остановить мысли наши медитации фокусируются на динамических методах укрепления силы ума, силы визуализации и стимулируют поток интуиции и вдохновения, которые могут быть использованы в нашей жизни. Медитации помогают нам развивать силу концентрации, что позволяет постепенно изменить тенденцию к рассеянности нашего сознания и сгруппировать всю его мощь в одном направлении - направлении нашей души.

Крийя Мантра Йога это молчаливое повторение мощных слогов и звуков, которые стимулируют чакры и божественные качества. Эта практика настраивает и ориентирует все наше существование на Божественное и направляет наше сознание к Богу, открывая поток божественной энергии и благодати.

Искренний ученик Крияй Йоги Бабаджи прежде всего должен быть готов к изучению самого себя.

В Йоге путем сознательного выведения из недр подсознания скрытых рефлексов и их причин и постоянным самоанализом, человек может постепенно изменить проявления своей личности, трансформировать ее и избавиться от любых качеств своего ума и характера. Отрицательные привычки могут быть устранены путем формирования новых, более полезных. Таким образом можно заново создать самого себя. Крийя Йога Бабаджи это сконцентрированная практика, которая последовательно позволяет избавиться от своих слабостей и недостатков, и которая может привести нас к внутреннему покою и процветанию. Регулярная практика Крийя Йоги Бабаджи создает внутреннее тепло, которое помогает преодолеть особенности ума и тела, установившиеся как следствие наших симпатий и антипатий, желаний и неприязней, удовольствием и дискомфортом.
Можно напрямую изменить привычки негативных реакций, или создать положительные качества, выполняя Крийя-практики снова и снова, пока они не перестанут быть напряжением, а превратятся в образ жизни. Тогда техники для внутреннего совершенствования расцветут внешним совершенством.

Крийя Йога Бабаджи - это духовная традиция, направленная на «самопробуждение» от нашего обычного состояния, подобного «сну с открытыми глазами». Крийя Йога Бабаджи - это всеобъемлющий путь самореализации, поскольку он включает в себя все оси нашей жизни. Это путь самодисциплины, готовящий к жизни в мире с открытым и сострадающим сердцем.

Источник Крийя Йоги.

Эта традиция берет свое начало от Йогов-Сиддхов, великих учителей Шива Йоги. Крийя Бабаджи Нагарадж синтезировал Крийя Йогу из техник, полученных от Сиддхов Агастьяра и Боганатхара. Бабаджи инициировал великого йогина Рамайяха в эти техники в 1954 и 1955 годах, недалеко от Бадрината в Гималаях. В 1983 году, Йог Рамайях дал Маршаллу Говиндану набор строгих указаний, как обязательное условие для возможности последующей передачи 144 техник - также называемых Крийями. К 1983 году Говиндан уже практиковал Крийя-Йогу более чем 12 лет, по меньшей мере 56 часов в неделю без перерыва. В дополнение к этому, в 1981 году он провел свой годовой ретрит молчания в одиночестве, на побережье Шри-Ланки, полностью посвятив себя непрерывной практике Йоги (тапас). Около 3 лет заняло у Говиндана выполнение всех дополнительных условий. необходимых для получения права инициировать других в Крийя Йогу с передачей ее техник. После этого Йогийяр сказал ему просто ждать. Йогийяр не раз говорил, что когда он приводит своих студентов к ногам "гуру", его работа с ними на этом завершается. В канун Рождества 1988 года, через серию глубоких духовных переживаний, Говиндану наконец пришло сообщение, что он должен покинуть ашрам и организацию своего учителя, и начать инициировать других в Крийя Йогу.

С тех пор жизнь Маршалла Говиндана направлялась Светом Гуру, как непрерывные вдохновение, интуиция и внутреннее видение, и сконцентрировавшись на «указании пути другим». Начиная с 1989 года, его жизнь переместилась в этом новом направлении. Нужные двери сами открывались, и все обстоятельства способствовали новой миссии. Говиндан начал приносить Крийя Йогу другим, сначала, по выходным дням, в Монреале, а затем, после выхода в свет его первой книги о Крийя Йоге, и людям во всем мире. С тех пор он с радостью делится этим «светом», этой драгоценной духовной наукой, дав многочисленные инициации более чем 10000 ученикам в более чем двадцати странах, а также подготовив более шестнадцати продвинутых учеников к роли своеобразных «послов» Крийя Йоги, с возможностью инициировать других и передавать техники.



  • Разделы сайта