В каком году появился мяч. Виды мячей для футбола. Истоки возникновения и прообраз футбольного мяча

Человеческие головы, мочевые пузыри, кожаные лоскуты, резиновые панели. Как всё это связано с футболом? Нет, это не названия фанатских группировок. Это лишь неполный список материалов, из которых люди делали мячи. У этого простого с виду спортивного инвентаря долгая и полная занятных фактов история. Этот длительный процесс привел к появлению множества видов футбольных мячей, различающихся по размеру, назначению и качеству. Но не бойся - мы поможем тебе во всем разобраться.

«Пойдём погоняем череп?»

На протяжении всей своей истории человек любил соревноваться — за еду, за женщин, за землю. Еще больше — что-либо бить, не важно, лицо ли это врага из соседнего племени или любая штуковина, лежащая в пыли. И вот однажды какого-то гения, которому мы должны быть несказанно благодарны, осенило вопросом: «А что если бить что-то круглое, что сможет катиться по земле?». В тот момент был придуман мяч. По крайней мере, что-то похожее на мяч.

Судя по исследованиям археологов, древние люди гоняли по траве что ни попадя: обшитые тканью человеческие головы, черепа животных, мочевые пузыри коров или свиней. Вот это настоящая грязная игра! Североамериканские индейцы продвинулись дальше всех: они пинали эластичную сферу из каучука, хотя до официального момента создания резины оставалась еще тысяча лет.


Китайцы во времена династий Цинь и Хань (примерно 250-220-е годы до н. э.) занимались «Чжу кэ», которая входила в систему подготовки воинов и одновременно была предшественницей футбола. Цель игры-тренировки — загнать сферу, сшитую из кожи животных, в 60-сантиметровое отверстие в сетке, натянутой между бамбуковыми палками. Историки утверждают, что некоторые древнеегипетские обряды имели сходство с футболом. Да и древние греки и римляне также любили игру, которая была связана с чем-то, что напоминает современный мяч.

Согласно одной из средневековых легенд, в те времена устраивались грандиозные по своему масштабу и количеству участвующих состязания. Буквально деревня на деревню. Десятки мужей пытались вытолкать череп животного на центральную площадь соседнего селения любыми способами. Было много крови, куча переломанных конечностей и море веселья. Таков был средневековый футбол — довольно бессмысленный и пугающе беспощадный.

От мочевых пузырей — к резине

До середины XIX века размер мяча зависел от размера мочевого пузыря свиньи, из которого он был изготовлен, что делало совершенно непредсказуемым скорость, направление и траекторию его полета после удара. Всё изменилось в 1836 году, когда Чарльз Гудиер первым провел вулканизацию каучука, подарив всему миру резину. В 1985 году он же изготовил первый резиновый футбольный мяч в истории , который сейчас хранится в Национальном зале славы соккера в Нью-Йорке.

В 1862 году ученый по фамилии Линдон завершил работу по созданию первой версии надувной камеры для мяча. Незадолго до этого от болезни легких умерла его жена, помогавшая ему в разработке. Оказалось, что за это время она надула сотни пузырей животных, что стало косвенной причиной ее смерти. Ирония судьбы! Зато после изобретения Линдона мячи стали держать форму и перестали терять жесткость, что положительно сказалось на развитии футбола в целом.

Удивительно, но в 1863 году, когда только-только появившаяся Английская футбольная ассоциация разработала первый свод правил игры, про параметры мяча не было сказано ровным счетом ничего. Только в 1872 году футбольные функционеры постановили, что мяч должен быть «сферической формы с окружностью от 27 до 28 дюймов (68,6 см до 71,1 см)». Это описание было неизменным долгие годы, и лишь в «Энциклопедии Футбольной ассоциации», опубликованной в 1956 году, появилась дополняющая информация: «В соответствии с правилами футбола мяч должен быть сферической формы с наружным кожухом из кожи или других одобренных материалов. Окружность должна быть не более 28 дюймов и не менее 27 дюймов, в то время как вес в начале игры не должен превышать 16 унций или быть меньше, чем 14 унций».

Массовое производство мячей началось в 1888 году, когда стартовал первый розыгрыш чемпионата Англии. Mitre и Thomlinson были первыми компаниями, специализирующимися на производстве этого инвентаря. В своих рекламных статьях они с гордостью рассказывали, что их мячи не теряют форму, ведь они сшиты из высококачественной кожи лучшими мастерами. Также постепенно снаряды начали делать из отдельных, скрепленных воедино панелей, а не просто из двух кожаных лоскутов.


От резины — к синтетике

И всё-таки те мячи были очень далеки от современных. Скажем, они надувались через специальную 15-сантиметровую трубку, после чего отверстие плотно стягивалось шнуровкой. Теперь представьте, сколько усилий нужно было приложить, чтобы привести в порядок даже немного сдутый мяч? Кроме того, кожа сильно намокала в дождливую погоду, отчего снаряд становился тяжелым — футболисты стали всё чаще получать травмы головы. Да и в целом качество кожи сильно разнилось, поэтому матч превращался в своеобразную русскую рулетку. Занятный случай: в финале первого чемпионата мира, прошедшего в 1930 году, команды Аргентины и Уругвая так и не договорились, чей мяч использовать, поэтому решили играть в первом тайме аргентинским, а во втором — уругвайским . Итог: Аргентина забила своим снарядом два гола, а Уругвай своим — целых четыре!

Такие казусы случались вплоть до 60-х годов, когда мир увидел первый синтетический мяч. При этом ему удалось вытеснить своего кожаного коллегу только в 80-х годах. До этого считалось, что кожа обеспечивает мячу более управляемое и предсказуемое движение. Появление же синтетического мяча стало последней глобальной революцией в этой сфере на данный момент.

Также важным событием в истории футбольного мяча стало появление его классического черно-белого варианта, состоящего из 32 секций — 20 шестиугольников и 12 пятиугольников. Благодаря новой расцветке мяч легче было разглядеть и футболистам на поле, и зрителям с черно-белыми телевизорами, а такое количество элементов позволило создать практически идеально ровную поверхность. Некоторые источники утверждают, что это было изобретение американского архитектора Ричарда Бакминстера Фуллера (так называемый «баккибол»), другие записывают в создатели снаряда датчанина Эйгиля Нильсена. Зато точно известно, что впервые этот мяч был представлен на чемпионате мира 1970 года в Мексике. Он получил название Telstar, а изготовила его небезызвестная немецкая спортивная компания, созданная Адольфом Дасслером. Со временем количество секций уменьшилось до 14, а потом и до 8. И усовершенствование футбольного мяча продолжается.

Синтетика выступает в качестве основного материала для изготовления футбольных мячей, причем она повторяет клеточную структуру кожи, но не так хорошо впитывает воду, что несомненное преимущество. Компании стараются разработать идеальный снаряд, который летит или катится по полю по идеальной траектории достаточно быстро, водостоек, не поглощает энергию удара и в то же время мягок и не грозит игрокам травмой головы.

Анатомия мяча

Современные футбольные мячи состоят из внешней оболочки (покрышки), шва, внутренней обивки (подкладки) и камеры.

. Покрышка. Изготовлена из синтетической кожи (полиуретан или поливинилхлорид). Состоит из большого количества панелей. Обычно чем больше панелей, тем менее искривлен полет мяча.

. Шов. Панели могут быть сшиты или склеены. Более дорогие и качественные мячи сшиты вручную, а те, что дешевле, сшиваются автоматизированно. В основном лоскуты сшиваются полиэфирной нитью.

Есть мячи и вовсе без швов, например знаменитый Roteiro, которым играли на чемпионате Европы 2004 года, или Jabulani. Их панели скреплены методом термального соединения. Однако многие игроки жалуются на их неконтролируемый полет и непредсказуемость траектории.


. Подкладка. Несколько слоев подкладки сделаны из полиэстера и/или хлопка. Они помогают мячу сохранять свою форму, прочность и упругость. Профессиональные мячи, как правило, состоят из четырех или более слоев подкладки, любительские — от одного до трех. Также зачастую наносится слой пены для улучшения амортизации и контроля мяча.

. Камера. Обычно изготовлена из латекса или бутила, хотя некоторые компании используют полиуретан. Латексные камеры имеют более сильное поверхностное натяжение, придают ощущение мягкости и обеспечивают лучший отскок. В то же время бутиловые камеры, которые используют при изготовлении большинства наиболее качественных мячей, отлично удерживают воздух.

Мячи пятого размера

Стандартный мяч для игроков старше 12 лет имеет размер 5. Профессионалы и любители по всему миру чаще всего используют именно его. В мини-футболе играют мячом размера 4. С таким занимаются и дети от 8 до 12 лет. Мяч размера 3 предназначен для обучения детей до 8 лет, мяч размера 2 — до 4 лет. Размер 1 — это фристайлерские или сувенирные мини-мячи.

Вот это уровень

. проходят специальные испытания и используются на международных соревнованиях ФИФА высшей категории. Для получения знака FIFA INSPECTED («Проверен ФИФА») мячи тестируют на контроль массы, влагопоглощение, отскок, округлость, окружность и потерю давления. Чтобы получить более весомый знак FIFA APPROVED («Одобрен ФИФА»), мячи подвергаются дополнительным испытаниям по сохранению размера и формы.

. высокого качества износоустойчивы, сшиты вручную и предназначены для игры на газоне. Рекомендованы для опытных игроков.

. чрезвычайно прочные, поэтому служат очень долго. Их можно использовать на всех типах покрытия. Популярны на любительских соревнованиях и подходят для игрока любого уровня мастерства.

. — самый распространенный и самый дешевый тип. Сшиваются машинным способом, качество среднее, но ими можно играть на любом типе покрытия. Для новичков лучше не придумаешь.

. предназначены для женщин и детей и идеальны, чтобы создать домашнюю футбольную команду.

. размера 1 предназначены для отработки финтов (футбольный фристайл), для развлечения или коллекционирования.

. — не дизайнерский ход, а способ перехитрить непогоду. Такие мячи были введены в обиход еще в 50-х годах, чтобы снаряд можно было разглядеть на поле в снежную погоду.






Мячи для разных типов покрытий

. Мячи для зала (indoor football balls) одного размера со стандартными, но менее жестко отскакивают, чтобы лучше соответствовать условиям игры в помещении. У них прочная покрышка, поэтому на них можно вставать и не бояться бить об стены.

. меньше, чем мячи для зала, хотя вес примерно такой же, как у обычных мячей размера 5. Изготавливаются специально для мини-футбольных игр, у них меньший отскок и лучше контроль на жестких поверхностях.

. имеют мягкую покрышку для большего комфорта при игре босиком. Главное требование к пляжным мячам — водонепроницаемость.

. сделаны специально для игры на грунте и асфальте, поэтому имеют уменьшенный отскок.

В спорте — как и в творчестве: хороший инвентарь может улучшить результат работы. Это тридцать лет назад выбор был невелик — есть мяч у кого-нибудь во дворе, любой, и уже хорошо! А сейчас мы можем позволить себе экспериментировать: мяч малый для зала, для жесткого покрытия, для травы, с сенсорами… А при правильном выборе мяч может стать другом на до-о-олгие годы. Мы целую галерею друзей для вас подготовили. 🙂

История заявляет, что футбол, или что-то подобное, был знаком человечеству еще с 3 века до н.э. Уже тогда наши предки любили погонять мяч, возможно, они называли его по-другому. А первые сведения об игре людей с мячом пришли из древнего Китая. Первые мячи представляли собой кожаные мешки, набитые перьями или шерстью. Его пытались протолкнуть в стену из бамбуковых шестов высотой 10 м.


Древним римлянам приходилось забавляться так называемой игрой «Харпастум». Их мяч был небольшой, но довольно тяжелый, потому что набивался песком. У мексиканских ацтеков была популярна своя игра, в которой мячом служил обернутый прорезиненным материалом камень. Представьте, каково было игрокам бить по такому снаряду… А вот древние викинги вообще не церемонились с выбором летающего и отскакивающего предмета – для этого служили головы поверженных врагов.
Уже позже обнаружилось, что свиной пузырь имеет отличный отскок. Это открытие быстро распространилось среди любителей бить мяч. Хотя до сих пор неизвестно, как надувались такие пузыри, но предположительно для этого использовался примитивный насос.


Средневековье особенно отличилось в изобретательности. Для мяча использовали любой материал, по которому удобно было бить ногой. Но особенно часто использовались кожаные емкости для вина.
Каждая игра в мяч имела жестокий, и даже агрессивный характер, потому почти всегда игра заканчивалась разрывом мяча. Чтобы это не мешало продолжению игры, для мяча придумали кожаную оболочку. Основная цель игры на то время была не дать мячу упасть на землю, его как можно дольше необходимо было продержать в воздухе.


Тем, кто увлекается историей футбола, возможно посчастливиться увидеть и самый старый мяч имеющийся сегодня на земле. Ему 450 лет, а найден он был в 1999 году в Шотландии в замке Стерлинг. Вот именно так и выглядел мяч из свиного пузыря в кожаной оболочке. Эти первые мячи были разных размеров и в основном даже разной формы, которая зависела от формы пузыря. Ассиметричность мячей делала игру непредсказуемой, так как трудно было предположить, какое направление выберет мяч.


Производство мячей из резины началось 1855 году, после того, как в 1836 году Чарльз Гудиер запатентовал вулканизированный каучук и покрыл им пузырь.
Ричард Линдон прославился тем, что создал первую резиновую камеру для мяча. Эту камеру было почти невозможно наполнить воздухом, потому он присоединил к ней своего рода клапан, через который и закачивался воздух. Именно это изобретение Линдона было отмечено медалью на лондонской выставке. С того времени началось серийное производство круглых мячей.


Первые компании, которые наладили массовое производство мячей, были «Mitre» и «Thomlinson’s of Glasgow». Они шили мячи по заказу Футбольной лиги Англии, образованной в 1888 году.


Компании изготавливали мячи из самых качественных сортов шкур, которые брались с огузков туш коров, а кожа с лопатки, считающаяся не такой качественной, шла на изготовление мячей низшего качества.


В 1872 году был установлен официальный размер и вес мяча – по правилам мяч должен быть круглой формы с объемом 27-28 дюймов (68,6 см-71,7 см), весом – 368-425 г. Уже в 1937 году вес мяча увеличили до 410-450 г.


По сей день вес мяча остается стабильным, но вот затрачиваемые на изготовление материалы за прошедшее время часто менялись.


XX век, прославившийся огромным количеством научных открытий, поспособствовал значительному улучшению качества футбольных мячей. Самое главное, произошло изменение камеры, которая теперь могла выдерживать сильное давление. Внешняя оболочка мяча была из дубленой кожи и состояла из 18 секций (посчитайте – шесть групп по три полосы). Для соединения секций между собой, внешняя оболочка выворачивалась наизнанку и прошивалась пятислойной конопляной веревкой. Камера вначале была так устроена, что не могла долго удерживать воздух, потому довольно часто мяч приходилось подкачивать даже во время игры.


Мячи эти отлично выдерживали сильные удары ногой, но вот головой бить их было опасно, так как швы были тяжелыми, а материал, особенно во время влажной погоды, легко впитывал в себя влагу, отчего становился очень тяжелым.


Дальнейшая эволюция мяча приходится на период Второй Мировой войны. Между камерой и покрышкой добавилась прокладка из плотной материи. Такое усовершенствование помогло мячу лучше удерживать форму. Для водопоглащения стали использовать синтетические и непористые материалы. А еще новый тип клапана позволил забыть о неудобном зашнурованном отверстии в мяче.


Но все еще не было достаточно прочным качество кожи для мяча. Бывали случаи, когда мяч разрывался прямо во время футбольного матча. Такое случилось, например, в финале кубка Англии в 1946 и 1947 году: лопнувший мяч пришлось менять в процессе матча.

Очень долго кожаные мячи господствовали на футбольных полях, и лишь в 80-х годах синтетика полностью вытеснила кожу.


Месси с мячом


Сегодня мы все знакомы с современным дизайном мяча Бакминстера: он состоит из 20 шести- и 12 пятиугольников, состыкованных вместе для придания мячу совершенной круглой формы.

Сегодня, наверно, нет человека в мире, который бы не знал что такое футбол. Одни играют сами, другие предпочитают смотреть и болеть.

Пожалуй, самым основным элементов в футболе есть мяч. Его история начинается еще с Древнего Китая, где мячи шили из кожаных мешков набитых шерстью или перьями. Древнее римляне мячи наполняли песком, потому они получались намного тяжелее их китайских братьев. Мексиканские ацтеки использовали вместо мяча камень, который оборачивали специальным прорезиненным материалом. Древние викинги были завоевателями, а значит и футбол у них был особый, вместо мяча они использовали головы своих пораженных врагов.

В Средневековье чаще всего в качестве мяча использовали емкости для вина, которые делались из кожи. Форма и размеры этих мячей были разные, а значит и отскок при ударе был непредсказуем, что делало игру динамичной и быстрой. Основным правилом тех времен было, как можно дольше продержать мяч в воздухе. Игра в мяч в это время была жестокой и он, в основном, не доживал до конца, со временем пузырь начали обшивать кусками кожи животных, это существенно удлинило ему жизнь.

Самый старый мяч, который сохранился до наших дней, находится в шотландском замке Стирлинга, ему больше 450 лет. Он сделан из свиного пузыря и обшит кусками кожи.

Настоящим прорывом в изготовлении мячей стал, запатентован в 1836 году Чарльзом Гудиером вулканизированный каучук, на основании которого в 1855 году был спроектирован совершенно новый футбольный мяч, он сохранился до наших дней и красуется в национальном Американском футбольном зале славы.

Удачную альтернативу свиному пузырю в 1862 году изобрел Ричард Линдон, заменив его резиновой камерой. Эта камера завоевала наивысшую награду на выставке в Лондоне. С этого момента и началось серийное производство мячей, бизнесом занялись такие компании как «Mitre» и «Thomlinson’s of Glasgow». Они изготовляли мячи для Футбольной лиги Англии. Цена зависела от качества кожи, которая использовалась для мяча. С 1872 года по 1937 год вес футбольного мяча составлял 368-425 г, сегодня вес увеличили до 410-450 г.

Внешняя оболочка мяча состояла с 18 кожаных секций, которые сшивались между собой конопляной веревкой с пяти слоев. Со временем качество камеры улучшилось, и она стала выдерживать сильные удары, что существенно повысило износостойкость мяча, а значит и качество футбола.

Такие мячи нам сегодня показались бы жутко неудобными, так как они не были идеально круглыми, а натуральная кожа впитывала воду и заметно тяжелела.

В послевоенное время мяч модернизировали плотной тканевой прослойкой между камерой и внешним слоем, что позволило ему лучше держать форму, внешнюю кожу сменили на синтетику и непористые материалы.

В 1951 году появились мячи белого и оранжевого цвета, которые были лучше заметны при плохом осветлении и на снегу соответственно.

«Buckyball» — современный футбольный мяч (20 шестиугольников и 12 пятиугольников) изобрёл архитектор с Америки Ричард Бакминстер, обдумывая как минимизировать количество материалов для строительства зданий.

В 1970 году компания Adidas выпустила первый официальный мяч футбольного Кубка Мира и назвала «Telstar», с того времени компания постоянно экспериментирует с формами и материалами, которые используются для изготовления футбольных мячей.

Последней разработкой Adidas стал мяч «Tango-12», он был официальным мячом Евро 2012, дизайн которого позаимствован у модели мяча «Tango» 70-х годов.

Была основана Футбольная ассоциация Англии , которая впервые произвела унификацию футбольных правил, но на тот момент в них ничего не упоминалось о футбольном мяче. В 1872 году был официально установлен стандартный размер и масса мяча. До этого размер и масса футбольного мяча определялись по обоюдному согласию заинтересованных сторон. В соответствии с новыми правилами, футбольный мяч должен иметь сферическую форму с объёмом (длиной окружности) от 68,6 до 71,7 см. Масса мяча могла колебаться в пределах от 368 до 425 граммов. В 1937 году масса мяча была увеличена до 410-450 граммов, и с того момента это правило останется неизменным и по сегодняшний день . В 1888 году была основана Футбольная лига Англии . Благодаря её заказам, впервые началось серийное производство футбольных мячей компаниями Митре (Mitre) и Томлинсон (Thomlinson). В начале XX века их качество существенно улучшилось, благодаря прочному каучуку камера могла выдерживать большое давление. Мяч состоял из внутренней камеры и покрышки. Покрышка изготавливалась из натуральной кожи и состояла из 18 сшитых между собой панелей. Ниппель был скрыт под шнуровкой. В начале -х был изготовлен полностью синтетический футбольный мяч. Натуральная кожа всё ещё находила применение в производстве, но в конце -х синтетические материалы полностью её заменили.

Конструкция

Футбольный мяч состоит из трёх основных компонентов: покрышки, подкладки и камеры.

Покрышка

Изначально покрышка изготовлялась из натуральной кожи. Сейчас в основном применяют синтетику, поскольку кожа впитывает воду и мяч набирает вес. Как правило, применяют материал PU (полиуретан) или PVC (поливинилхлорид). Большинство современных мячей состоят из 32 водонепроницаемых панелей, 12 из них имеют пятиугольную форму, 20 - шестиугольную. Панели футбольного мяча сшивают нитками ручным или машинным способом или склеивают.

Также бывают облегченные футбольные мячи (для женщин и детей), окружность и вес которых могут отличаться от официально принятых.

Замена повреждённого мяча

  • Если мяч лопнул или получил повреждение во время игры - игра останавливается. Возобновляется она запасным мячом с розыгрыша «спорного мяча» в том месте, где тот пришёл в негодное состояние.
  • Если мяч лопается или получает повреждение в момент, когда он не был в игре - при начальном ударе, ударе от ворот , угловом , штрафном , свободном ударе , ударе с 11-метровой отметки или вбрасывании , то после замены мяча игра возобновляется соответствующим образом.

Мяч может быть заменён во время игры только по указанию судьи .

Расцветка

Старые мячи были монохромными, коричневыми, затем белыми. Впоследствии, для удобства трансляций на чёрно-белые телевизоры , мяч сделали пятнистым - с чёрными пятиугольниками и белыми шестиугольниками. Эта расцветка стала стандартом для мячей и символики в принципе. Существуют и другие мячи, например «Total 90 Aerow» от Nike , на который нанесены кольца, чтобы вратарю было проще определять вращение мяча. В матчах, проходящих на заснеженном поле или во время снегопада, применяются мячи яркой расцветки, преимущественно оранжевой.

По решению ФИФА на официальных играх любые эмблемы или реклама на мячах запрещены, кроме следующих:

  • соревнования или организатора соревнования;
  • компании - изготовителя мяча;
  • знаки допуска мяча.

Контроль качества мячей

В соответствии с системой контроля качества ФИФА , все мячи, используемые в матчах, проводимых под эгидой этой футбольной организации, должны предварительно получить знаки FIFA APPROVED или FIFA INSPECTED. Для получения знака FIFA INSPECTED мячи должны пройти серию испытаний, включающих в себя контроль массы, влагопоглощение, отскок, округлость, окружность и потерю давления. Для того, чтобы получить знак FIFA APPROVED, мяч должен пройти, вдобавок к вышеперечисленным тестам, ещё и дополнительные испытания по сохранению размера и формы . При этом производители футбольных мячей должны уплатить небольшую сумму ФИФА за разрешение ставить такие знаки на футбольных мячах.

Производство мячей

На чемпионат мира в Германии мячи производились в Таиланде . Впервые с 1970 года adidas произвёл мячи не на заводе Сиалкот. Однако, там будут произведены все 60 миллионов мячей для продажи.

Атомная решётка простейшего из фуллеренов C 60 напоминает футбольный мяч. Атомы углерода в данном фуллерене занимают позиции, аналогичные положениям вершин в покрышке мяча.

См. также

Напишите отзыв о статье "Футбольный мяч"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • , refereeclub.ru

Отрывок, характеризующий Футбольный мяч

– Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки.
Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.
– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.
– Ух, ух, ух!.. – как будто хрюкал татарин, и вдруг, подняв кверху свое скуластое черное курносое лицо, оскалив белые зубы, начинал рваться, дергаться и визжат ь пронзительно звенящим, протяжным визгом. На другом столе, около которого толпилось много народа, на спине лежал большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею). Несколько человек фельдшеров навалились на грудь этому человеку и держали его. Белая большая полная нога быстро и часто, не переставая, дергалась лихорадочными трепетаниями. Человек этот судорожно рыдал и захлебывался. Два доктора молча – один был бледен и дрожал – что то делали над другой, красной ногой этого человека. Управившись с татарином, на которого накинули шинель, доктор в очках, обтирая руки, подошел к князю Андрею. Он взглянул в лицо князя Андрея и поспешно отвернулся.
– Раздеть! Что стоите? – крикнул он сердито на фельдшеров.
Самое первое далекое детство вспомнилось князю Андрею, когда фельдшер торопившимися засученными руками расстегивал ему пуговицы и снимал с него платье. Доктор низко нагнулся над раной, ощупал ее и тяжело вздохнул. Потом он сделал знак кому то. И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. Когда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отрезаны, и рана перевязана. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел.
После перенесенного страдания князь Андрей чувствовал блаженство, давно не испытанное им. Все лучшие, счастливейшие минуты в его жизни, в особенности самое дальнее детство, когда его раздевали и клали в кроватку, когда няня, убаюкивая, пела над ним, когда, зарывшись головой в подушки, он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни, – представлялись его воображению даже не как прошедшее, а как действительность.
Около того раненого, очертания головы которого казались знакомыми князю Андрею, суетились доктора; его поднимали и успокоивали.
– Покажите мне… Ооооо! о! ооооо! – слышался его прерываемый рыданиями, испуганный и покорившийся страданию стон. Слушая эти стоны, князь Андрей хотел плакать. Оттого ли, что он без славы умирал, оттого ли, что жалко ему было расставаться с жизнью, от этих ли невозвратимых детских воспоминаний, оттого ли, что он страдал, что другие страдали и так жалостно перед ним стонал этот человек, но ему хотелось плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами.
Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу.
– О! Ооооо! – зарыдал он, как женщина. Доктор, стоявший перед раненым, загораживая его лицо, отошел.
– Боже мой! Что это? Зачем он здесь? – сказал себе князь Андрей.
В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем то близко и тяжело связан со мною, – думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. – В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью? – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими рукамис готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.
Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, в соединении с тяжестью головы и с известиями об убитых и раненых двадцати знакомых генералах и с сознанием бессильности своей прежде сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона, который обыкновенно любил рассматривать убитых и раненых, испытывая тем свою душевную силу (как он думал). В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие. Он поспешно уехал с поля сражения и возвратился к Шевардинскому кургану. Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз. Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить. Личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для себя страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы. (Какой нужно было ему еще славы?) Одно, чего он желал теперь, – отдыха, спокойствия и свободы. Но когда он был на Семеновской высоте, начальник артиллерии предложил ему выставить несколько батарей на эти высоты, для того чтобы усилить огонь по столпившимся перед Князьковым русским войскам. Наполеон согласился и приказал привезти ему известие о том, какое действие произведут эти батареи.
Адъютант приехал сказать, что по приказанию императора двести орудий направлены на русских, но что русские все так же стоят.
– Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, – сказал адъютант.
– Ils en veulent encore!.. [Им еще хочется!..] – сказал Наполеон охриплым голосом.
– Sire? [Государь?] – повторил не расслушавший адъютант.
– Ils en veulent encore, – нахмурившись, прохрипел Наполеон осиплым голосом, – donnez leur en. [Еще хочется, ну и задайте им.]
И без его приказания делалось то, чего он хотел, и он распорядился только потому, что думал, что от него ждали приказания. И он опять перенесся в свой прежний искусственный мир призраков какого то величия, и опять (как та лошадь, ходящая на покатом колесе привода, воображает себе, что она что то делает для себя) он покорно стал исполнять ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена.
И не на один только этот час и день были помрачены ум и совесть этого человека, тяжеле всех других участников этого дела носившего на себе всю тяжесть совершавшегося; но и никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды и добра и всего человеческого.

Когда футбол только оформился как вид спорта, в роли мячей использовали мочевые пузыри зверей (например, свиней). Подобные мячи не отличались долговечностью, что доставляло массу неудобств игрокам. Ситуация существенно поменялась лишь с открытием в 1838 году метода вулканизации каучука. В 1855 году человек по имени Чарльз Гудьир создал первый мячик из такого каучука. Оказалось, что такие мячи обладают не только прочностью, но и замечательной прыгучестью. А чуть позднее, в 1862 году, изобретатель Ричард Линдон на лондонской выставке представил публике свою надувную камеру из резины.

Эти два изобретения создали предпосылки для массового производства футбольных мячей. И от десятилетия к десятилетию профессиональные снаряды для игры в футбол эволюционировали, становились все лучше и лучше.

В 1950 году датской компанией Select был создан мяч, состоящий из 32 водонепроницаемых панелей (причем двенадцать из них были пятиугольниками по форме, а остальные двадцать - шестиугольниками). Вскоре такая структура стала традиционной. Это случилось во многом благодаря тому, что легендарная компания Adidas создала свою версию такого мяча для мундиаля 1970 года, проходившего в Мексике. Особенность модели от Adidas (она, кстати, называлась просто Telstar, не путать с Telstar 18!) заключалась еще в том, что она была не однотонной, а имела черно-белую расцветку. Это решение было не просто дизайнерским изыском, но преследовало и практическую цель: такой мяч был лучше виден на чёрно-белых экранах - у многих людей тогда были телевизоры с такими экранами).

Мячи для последних чемпионатов мира

Панели футбольного мяча до недавнего времени склеивали или сшивали (вручную или с помощью специальных машин). В 2004 году бренд Adidas представил мяч Roteiro, панели которого скреплялись по инновационной технологии термального соединения. И с тех пор практически все мячи для турниров мирового масштаба делаются с использованием данной технологии.

Все игры ЧМ по футболу 2006 года в Германии были сыграны мячом, который назывался Teamgeist. И покрышка этого мяча состояла не из тридцати двух, а из четырнадцати панелей (впервые с 1970 года). Мяч мирового мундиаля в ЮАР в 2010 году под названием Adidas Jabulani имел всего восемь панелей, а Adidas Brazuca для ЧМ-2014 еще меньше - шесть панелей. По сути, это был сильно искривленный куб. Соединение осуществлялось по восьми точкам сочленения и посредством двенадцати швов. При этом швы здесь проходили не по ребрам куба, а по определенной кривой.

Структура современных мячей

Официальные мячи последних мировых чемпионатов, несмотря на все новшества, все же имеют вполне классическую структуру:

  • камера;
  • покрышка;
  • подкладка.

Камеры сегодня делаются из синтетического бутила или латекса, в некоторых случаях из полиуретана. Воздух из латексных камер уходит быстрее, чем из бутиловых, но зато мячи с латексными камерами превосходят все прочие по таким характеристикам, как прыгучесть и эластичность.

Под подкладкой понимается специальная прослойка, расположенная между камерой и покрышкой. Как правило, ее делают из спрессованного хлопка или полиэстера. Свойства футбольного мяча серьезно зависят от размеров подкладки. Именно подкладка помогает в любой ситуации сохранять мячу шарообразную форму. Кроме того, толщина подкладки влияет на показатель отскока от земли. В профессиональных футбольных мячах может быть даже больше трех слоев подкладки.

Что касается покрышек, то для их создания сейчас в основном применяют синтетику, кожа применяется редко. Потому что у кожи есть существенный недостаток: она впитывает воду, в результате чего мяч тяжелеет. В основном, для изготовления покрышек применяют ПВХ или полиуретан.

Мяч для ЧМ-2018

Покрышка мячика Adidas Telstar 18, использовавшегося на Чемпионате мира в России, состоит из шести идентичных деталей. Причем каждая деталь имеет форму восьмиконечной звезды и украшена своеобразным пиксельным узором серого цвета. Кроме того, здесь нарисованы эмблема Adidas и эмблема Чемпионата мира.

Камера Telstar 18 спроектирована из натурального каучука. А подкладка в общих чертах похожа на подкладку модели Adidas Beau Jeu (этот мячик использовался на Чемпионате Европы 2016 года). Материалы, из которых она сделана - это полиуретан и полиэстер.

Adidas Telstar 18 интересен еще и тем, что здесь в подкладку внедрен чип NFC. Этот чип может взаимодействовать со смартфонами. При поднесении смартфона к мячу, на устройстве загружается страничка с информацией о нем.



  • Разделы сайта