В каком году погиб сенна. Айртон Сенна. Крушение в автогонках

Когда через два с половиной месяца после трагедии в Имоле сборная Бразилии в серии послематчевых пенальти победила итальянскую команду, футболисты посвятили триумф погибшему соотечественнику. На могилу Сенны приходит больше народу, чем к Джону Кеннеди или Элвису Пресли. Как на днях признался бывший президент Макс Мосли, после Гран-при Сан-Марино политики всерьёз заговорили о запрете Формулы-1 как таковой. Считается, что незаменимых нет, но заменить Айртона Сенну было невозможно - после его гибели меняться пришлось Формуле-1, а остальному миру - лишь скорбеть об утрате настоящего героя…

Расцвет автоспорта

Во времена Айртона Сенны Формула-1 переживала один из бурных периодов расцвета. Началась эра турбодвигателей, гонщики и инженеры были одержимы скоростью, компромиссы здесь презирались. Когда пришёл Сенна, на трассах блистал Ники Лауда, «Макларен» был неудержим. Но в 1986-м на тестах погиб Элио де Анжелис, с которым Айртон выступал в «Лотусе».

Нельзя сказать, что это стало большой неожиданностью. Всего четыре года назад погибли Жиль Вильнёв и Рикардо Палетти. Публика помнила, что автогонки сами по себе небезопасны. Правда, граунд-эффект к тому моменту уже был запрещён: хотя генерируемая им прижимная сила и давала явное преимущество, недостатки идеи делали машину неуправляемой и опасной.

После сезона 1988 года - через два с половиной года после гибели де Анжелиса - в Формуле-1 запретили турбодвигатели. Вместо укрощения мощностей инженеры занялись тем, чтобы оптимизировать поведение машины. Появилось множество электронных помощников - активной подвески, антипробуксовочной системы и ряда других. В гонки добавился элемент программирования, «Макларен» потерял лидерство в чемпионате, и на первый план вышел «Уильямс».

С «Маклареном» Сенна выиграл уже три чемпионата, но последние два года уверенно доминировал «Уильямс», приведший к титулу Найджела Мэнселла и Алена Проста. Перед сезоном 1994 года в Гроув перебрался и Сенна. Правда, вспомогательные системы тоже запретили, и Эдриану Ньюи пришлось перестраиваться и менять подход, как и всем остальным.

Без трэкшн-контроля и активной подвески FW16 была практически неуправляемой - очень нервной и нестабильной. Автомобиль был эффективен лишь в очень узком диапазоне условий, и стоило им измениться - машину срывало с траектории. Тем не менее Сенна намерен был сражаться за чемпионский титул и завоевал поулы к трём первым Гран-при сезона.

Чёрный уик-энд в Имоле

Гран-при Сан-Марино начался с жёсткой аварии Рубенса Баррикелло в тренировках. Бразилец отделался повреждением рёбер и сломанным носом. Уже на следующее утро Баррикелло был в паддоке, хотя за руль не садился. Однако в квалификации после удара об отбойник на скорости 315 км/ч погиб Роланд Ратценбергер - перелом основания черепа. Он умер не приходя в сознание.

На следующий день на втором после рестарта круге вылетает в «Тамбурелло» и врезается в отбойник. Гравийная ловушка немного сбила скорость, но в момент столкновения она составляла свыше 200 километров в час. Рычаг подвески пробил шлем и вошёл в череп Сенны. Когда его доставили в больницу, мозг был уже мёртв, врачи оказались бессильны.

Айртон Сенна да Силва ) - бразильский гонщик Формулы 1, трехкратный чемпион мира, известный под прозвищем "Бразильский Волшебник".

Айртон Сенна родился в Сан-Паулу в 1960 году. С 13 лет бразилец начал всерьез заниматься картингом, и весьма успешно. Окончив школу, Айртон поступил в колледж по специальности предпринимательского дела, но бросил его через три месяца. В 1977 году Сенна выиграл чемпионат картинга Южно-Африканской Республики.

В 1981-м году Айртон Сенна перебрался в Великобританию для участия в европейских гоночных чемпионатах. Он сходу выиграл чемпионат RAC, а также стал чемпионом британской Формулы-Ford 1600. Несмотря на первые успехи, а также под давлением своей семьи, которая хотела вовлечь его в семейный бизнес, Айртон объявил о своем уходе из автоспорта и вернулся в Бразилию. Перед самым отъездом он успел получить предложение выступать в Формуле-Ford 2000 за 10 тысяч фунтов. Уже дома, в Бразилии Айртон решил принять это предложение и вновь отправился в Великобританию, уже под именем Айртон Сенна (так как он считал, что "Силва" это слишком распространенная бразильская фамилия).

В 1983-м году Айртон Сенна стал чемпионом британской Формулы-3, хотя в конце сезона его напарник по команде, Мартин Брандл, дал бразильцу нешуточный бой, и все решилось в самой последней гонке. В ноябре того же года Сенна стал победителем Гран При Макао в составе команде Theodore Racing Team.


В 1983-1984 гг. "Волшебник" принял участие в тестах четырех команд Формулы-1 - Williams, McLaren, Brabham и Toleman. Руководители McLaren, Lotus и Brabham предлагали бразильцу роль тест пилота с долгосрочным контрактом и возможностью выступать позже, так как свободных мест на 1984 год у них не было. Питер Уорр, руководивший в то время командой Lotus, был готов предоставить Сенне место основного пилота, но спонсоры настаивали на том, чтобы за команду выступал британский пилот, и он решил оставить Найджела Мэнселла.

Однако, Айртон Сенна жаждал выступать в Формуле 1 немедленно и на своих условиях. Единственной командой, которая была готова принять его, сразу оказалась Toleman - относительно новая команда с не слишком большими возможностями. Однако, проявить себя ему удалось уже в 1984 году, когда под проливным дождем в Монако, бразилец летел к своей первой победе в Формуле 1 уже на шестой гонке в карьере. Но, к сожалению, этому не суждено было сбыться, и гонка была остановлена не дойдя даже до середины, и Айртону пришлось довольствоваться лишь вторым местом в считанных секундах от Алена Проста , у которого он отыгрывал по две с лишним секунды на каждом круге.

В своем дебютном сезоне Айртон еще дважды поднимался на подиум, а через год, уже в составе Lotus, он одержал свою первую победу в качестве гонщика Формулы 1. Она пришлась на Гран При Португалии, где Сенна стартовал с поул-позиции, лидировал на протяжении всей дистанции и показал лучший круг, тем самым завоевав еще и Большой шлем.

Lotus обладали достаточно быстрой техникой, которая позволяла периодически бороться за победы и держаться в четверке лучших пилотов по итогам чемпионата, но Айртону было нужно большее. Поэтому после трех сезонов в Lotus он стал искать место в более сильной команде. Очень к стати пришлись его теплые отношения с мотористами из Honda, которые помогли ему устроиться McLaren.

Первый год в McLaren, сезон-1988 стал и остается до сих пор самым успешным в истории британской команды. Соперничество двух противоположностей - хладнокровного и расчетливого Алена Проста и горячего и голодного до побед Айртона Сенны - привело к невероятному результату. Дуэт Сенна-Прост выиграл 15 гонок из 16, а титул достался Айртону Сенне.

Через год ситуация повторилась. Основная борьба за чемпионство разразилась между пилотами McLaren, но в этот раз победа досталась Алену Просту. Однако в 1989 году отношения между двумя чемпионами накалились до предела и руководитель McLaren, Рон Деннис, решил сделать выбор в пользу Айртона Сенны, и по окончании сезона француз покинул команду.

Сезоны 1990 и 1991 годов дались Айртону Сенне относительно легко. Техника McLaren позволяла бразильцу стабильно бороться за победы и держать соперников на дистанции. Одержав 6 побед в 1990-м и 7 побед в 1991-м, Сенна стал самым молодым в истории трехкратным чемпионом мира.

1992 и 1993 годы прошли под знаком команды Williams. Сначала Найджел Мэнселл на болиде, оснащенном активной подвеской в одну калитку выиграл-таки свой первый чемпионский титул и ушел из Формулы 1, а в 1993-м вернувшийся на один сезон Прост записал в свой актив четвертый титул и тоже покинул Королеву автоспорта. Темп болидов McLaren уже не позволял Сенне стабильно выигрывать гонки, и он выпал из борьбы за чемпионат на два года. Стоит упомянуть, что в конце 1993 года Айртон активно пытался перейти в Williams, но контракт Алена Проста с британской командой накладывал вето на возможность перехода бразильца в Williams. Хотя Сенна, с его собственных слов, был готов выступать за команду Фрэнка Уильямса даже бесплатно.


В 1994-м году Айртон наконец-то смог договориться с Williams. Это должно было стать прямой дорогой к его четвертому титулу. В двух первых гонках он стартовал с поула, но сходил с дистанции. На Гран При Сан-Марино, своей последней гонке в жизни, он тоже стоял на поул-позиции. На старте бразилец сохранил лидерство, но гонка была остановлена в результате аварии на стартовой прямой. Восемь болельщиков и полицейский были травмированы отлетевшими от болида Джей-Джей Лехто обломками.

На шестом круге гонка была возобновлена, Айртон возглавлял пелетон. Кругом спустя, в повороте Tamburello Сенна потерял управление над автомобилем и его машина врезалась в бетонные ограждения на скорости 233 км/ч. Гонка была немедленно остановлена. Спустя две минуты после аварии, Айртона извлекли из автомобиля и медицинская команда Формулы 1 во главе с Сидом Уоткинсом оказывала ему необходимую помощь. После чего Айртона погрузили на вертолет и отправили в местный госпиталь. Спустя несколько часов было объявлено о его смерти.

Официально причиной аварии считается поломка рулевой колонки, которая была изготовлена из непрочного материала. В результате аварии правое переднее колесо и рычаг подвески отлетели внутрь кокпита, нанеся мощнейший удар по правой части шлема Айртона. Кроме того, один из рычагов пробил забрало его шлема в районе правого глаза и нанес ему смертельные переломы черепа и проникающее ранение мозга.

Позже выяснилось, что в болиде Айртона был обнаружен флаг Австрии. Бразилец планировал поднять его на подиуме, чтобы почтить память молодого австрийского гонщика Роланда Ратценбергера, который погиб накануне гонки, во время субботней квалификации.

Айртон Сенна – легендарный бразильский гонщик, знаменитый своей скоростью на трассах "Формулы-1". Любимец публики и обладатель титула трехкратного чемпиона трагически ушел из жизни в момент спортивного соревнования, когда ему было 34 года. Поклонники гонок хранят в памяти этого человека, который прославился не только как отличный спортсмен, но и как филантроп, который помогал нуждающимся.

Детство и юность

Родился будущий гонщик 21 марта 1960 года на юго-востоке Бразилии в городе Сан-Паулу. Мальчику повезло вырасти в обеспеченной семье. Его отец Милтон да Силва был известным бизнесменом в своем городе, он мог полностью обеспечить семью, а также материально поддерживать желания сына. В детстве Айртона называли Беку, по воспоминаниям родственников, будущий гонщик был крайне неуклюж. Он еле как переплетал ноги и постоянно спотыкался о ступени.

Известно, что сеньор Милтон да Силва страстно любил автогонки и жертвовал деньги в развитие этого вида спорта. Когда маленькому Беку исполнилось 4 года, отец подарил ему спорткар. Маленький мальчик, впечатленный автомобилем, сел за руль в совсем юном возрасте. И пусть это была только детская игра, но зато в будущем да Сильва младший посвятил автогонкам всю свою жизнь. В начинаниях мальчика поддерживал отец, однако он настаивал, чтобы Айртон продолжил семейный бизнес.

Когда Беку исполнилось 13 лет, да Сильва старший, видя потенциал и желание сына, нанял ему личного тренера по гоночному мастерству Лусио Паскуаля Гаскона. По рассказам Лусио, Айртон был целеустремленным человеком, который не принимает поражений.


В 13 лет состоялся гоночный дебют Айртона: он впервые выступил в гонках на картах. Как вспоминал парень, с ним и боролись опытные участники, но на прямой он лидировал из-за легкости автомобиля.

Когда юноше было 17 лет, он стал чемпионом Южной Америки по гонкам на карте, а также участвовал и в других соревнованиях.

Гонки

В 1981 году Айртон покидает родную страну и переезжает в Англию за поиском новых возможностей. Тогда в Европе о Волшебнике (прозвище Айртона) положительно отзывались, поэтому ему была открыта любая гоночная трасса.

Выбор пал на одну из лучших команд в Формуле-форд «Van Diemen»: парню удалось доказать ее хозяину Ральфу Фэрмину стремление к победе, после чего был подписан контракт на участие в "Формуле-1600" в Британии. Позже в чужой стране Айртон начал изучать незнакомый для себя язык, а также приспосабливаться к новым дорогам и машинам, что у него неплохо получалось.


В 1981 году Волшебник участвовал в соревнованиях на гоночной трассе Brands Hatch в графстве Кент. Однако парень не завоевал титул победителя, а пришел пятым, обогнав товарищей по команде. Позже Айртон занимает призовое место в Тракстоне, а затем вновь пробует себя на знакомой трассе Брендс-Хетч, где одерживает победу. По воспоминаниям гонщика, обыграть соперников ему помог дождь. Осадки когда-то помешали целеустремленному парню выиграть гонку, и Айртон не оставил этот факт без внимания: в результате продолжительных тренировок гонщик научился чувствовать себя уверенно даже в пасмурную погоду, за что и получил прозвище "Человек дождя".


С 1982 года Айртон выступает в гонках с девичьей фамилией матери Сенна: это объясняется тем, что фамилия отца была популярна в Бразилии. Таким образом, парень не хотел в случае чего навлечь на семью личные проблемы.

"Формула 1"

Карьера спортсмена в "Формуле-1" началась в 1984 году с малоизвестной команды Toleman. Первое очко своей команде молодой человек принес 7 апреля на соревнованиях Гран-при Южной Африки. В Тоулмене гонщик не удосуживался первого места.

После Toleman Сенна участвовал в более сильных командах. Так с 1985-го по 1987 он пребывает в команде Lotus, затем становится участником коллективов McLaren и Williams.

За участие в "Формуле-1" Айртон Сенна 65 раз занимал первые места в квалификациях – этот рекорд спортсмены не могли побить даже после смерти автогонщика в течение двенадцати лет. Поклонники "Формулы-1" до сих пор пересматривают видео двадцатилетней давности с участием спортсмена.

Личная жизнь

Зимой 1981 года Сенна женился на давней подруге Лилиан да Вашконселуш Соуза, однако их брак распался. Как признавался гонщик журналистам, женитьба на Лилиан была большой ошибкой. Также он говорил, что гонки являются главным приоритетом в его жизни, в отличие от женщин. Но Айртон не раз замечался зрителями в окружении дам, которые менялись, как перчатки.

Самый долгий роман у Сенны продлился 4 года с пятнадцатилетней девушкой Адрианой Ямин, а в 1988 году он начал встречаться с Шушей Менегэл.

Также у него были отношения со звездой мужского журнала «Playboy» Марселлой Прада в 1993 году: девушка утверждала, что она забеременела от Айртона. Когда у Марселлы родилась дочь, парень обрадовался, однако до конца жизни говорил, что у него нет детей.


Если говорить о характере, то бразилец был перфекционистом и старался доводить любое дело до конца. Сенна создавал впечатление спокойного человека: даже на фотографиях он редко показывал эмоций, но иногда замечался в драках с другими гонщиками.

Фанаты Айртона вспоминают, что в жизни он был мягким и обаятельным человеком. К тому же Сенна активно боролся с бедностью и голодом в родной стране. Гонщик умалчивал о своих добрых поступках и не делился ими с прессой: о пожертвованных деньгах было выяснено после смерти.

Смерть

В 1994 году Сенна перешел в одну из лучших команд Williams, для которой, по его словам, выступал бы и бесплатно.

Из-за мрачных событий, которые происходили с Сенной в момент гонок, парень будто был уверен в надвигающейся опасности.

Сначала в аварию на трассе попадает Рубенс Баррикелло, который сломал себе нос и ребра, из-за чего не смог участвовать в гонке. На следующий день на заездах погибает гонщик из Австрии Роланд Ратценбергер. Айртон обеспокоился этими событиями, поэтому решился на разговор с Рубенсом (для этого Сенне пришлось перелезть через больничную стену). После беседы Айртон понял, что система безопасности, регламентированная на "Формуле-1", имеет пробелы. Айртон стал инициатором собрания гонщиков: на встрече спортсменов обсуждался вопрос по повышению безопасности участников гоночных состязаний.


На соревнованиях Гран-при Сан-Марино столкнулись двое гонщиков, из-за чего от разлетевшихся обломков пострадали трое зрителей. Поэтому на трассу была вызвана машина безопасности для ограничения скорости спорткаров, за которой Айртон проехал шесть кругов. На седьмом круге машину безопасности отозвали, и по стечению обстоятельств Сенна вылетел с трассы на повороте «Тамбурелло» со скоростью 310 км/ч.


Когда зрители и организаторы гонок поняли, что спортсмен не двигается, соревнования остановили. Прибывшие на место аварии врачи увидели страшную картину: лицо Сенны было в крови, парень получил серьезную травму головного мозга, а также у него порвалась височная артерия. Ему оказали первую помощь и сделали трахеостомию, после чего пострадавшего отправили на вертолете в ближайший госпиталь, где его подключили к искусственной вентиляции легких. Позже стало ясно, что гонщик не выйдет из комы, поэтому было принято решение отключить аппарат ИВЛ.

Айртона Сенну помнят преданные поклонники гонок, а также жители его родной страны. По результатам опроса в 2000 году, соотечественники Айртона предложили назвать его лучшим бразильцем. В честь гонщика устраиваются памятные соревнования, а могила спортсмена стала местом паломничества.

В 2010 году в память о гонщике был отснят документальный фильм «Сенна», который рассказывает биографию чемпиона Формулы-1.

20 лет назад, 1 мая 1994 года, произошла самая загадочная и необъяснимая авария за всю историю Формулы-1. Легендарный гонщик Айртон Сенна, находясь на пике карьеры, врезался в бетонные ограждения на скорости более 200 километров в час. Медики сделали все от них зависящее, но легендарного спортсмена спасти не удалось: Сенна получил травмы, несовместимые с жизнью. В годовщину самого черного дня в истории автогонок, как его назвали журналисты, мы попытались воспроизвести события Гран-при Сан-Марино 20-летней давности.


11:00

Адриана Галисто, подруга Сенны, собирает сумку возлюбленному. Вещей у Айртона не слишком много: гонщик не любил выделяться. Пара сменных футболок, белье и Библия – с таким набором Айртон отправлялся на большинство Гран-при.


13:00

Сенна выходит из дома, рядом с которым уже припарковано такси до аэропорта. Регулярными рейсами гонщик не летал из-за требований безопасности в команде Williams, за которую выступал. Вот и в этот раз Айртон воспользовался собственным восьмиместным самолетом British Aerospace HS125.

Самолет гонщика приземляется в итальянском городке Форли. Сенна прилетел в Италию раньше многих членов команды из-за того, что у него было несколько обязательств по рекламным контрактам. В Италии Сенна должен был присутствовать на премьере нового бренда, под которым выпускали велосипеды – Senna.



22:00

Сенна заселился в гостиницу Castello, в которой обычно останавливается McLaren. С этим отелем у него связаны самые яркие впечатления еще во времена его выступлений именно за McLaren.


01:30

Поужинав, гонщик отправляется в номер. Сенна, часто страдающий бессонницей, редко засыпал раньше двух часов ночи. Этот раз исключением не стал – заснул Айртон только в начале третьего.

Свободные заезды начинаются рано – уже в девять часов. Сенна смог показать лучший круг, почти на секунду опередив ближайшего преследователя.

Квалификационные заезды начинаются с первой аварии в черный уик-энд. Рубенс Баррикелло по необъяснимым причинам вылетает с трассы и врезается в ограждение. Пилот экстренно госпитализирован, а квалификация прервана.


13:31

Сенна, едва узнав об аварии, решает покинуть автодром – гонщик направляется в больницу. Спустя несколько лет Барикелло еще не раз вспомнит тревожные глаза Айртона, когда тот увидел его под капельницей.

Ужинают члены команды в полном молчании. Сенна, уткнувшись в бумажник, рассматривает фотографии возлюбленной - Адрианы Галисто.




12:00

Вторая квалификационная сессия в самом разгаре. Сенна, которому удалось полностью переключиться на гонку и на время забыть о вчерашнем происшествии, улучшает результаты круг за кругом.

Автодром в Сан-Марино погрузился в тишину. В это поверить было невозможно: ровно через 24 часа на трассе происходит еще одна авария. На этот раз, с летальным исходом. Роланд Ратценбергер, разогнав болид практически до предельной скорости, врезался в ограждение.


13:20

Сенна до последнего не может поверить в то, что произошло. Он садится в машину безопасности и лично направляется к месту трагедии.

Квалификационные заезды возобновляются, но большинство гонщиков решают прекратить сессии. Сенна - в их числе.


09:30

По инициативе Сенны состоялось собрание гонщиков. На нем пилоты договорились о создании рабочей группы по безопасности.



13:00

До основной гонки остается ровно час. Сенна, который умело выходил из трудных ситуаций, на этот раз, по признанию партнеров, спасовал. По его лицу было видно, что желания принимать участие в гонке у него абсолютно нет.

Спустя 17 минут после старта произошла третья авария. Та, которую назовут самой необъяснимой в истории Формулы-1. Проходя скоростной поворот, Сенна врезался в отбойник на скорости более 300 километров в час. Болид откинуло в сторону заграждений. В момент столкновения скорость составляла около 209 километров в час.


14:19

Гонка прервана. Кадры, на которых видно, как пилота достают из искореженного болида, облетели весь мир. Домработница в доме Сенны в Португалии потом будет вспоминать, как девушка пилота вскрикнула: «На самом деле, это хорошо. Наконец-то Айртон приедет домой раньше, чем обычно». Но уже через считанные минуты она поняла, насколько серьезно столкновение.

К месту аварии подъезжает профессор Сид Уоткинс – один из лучший врачей тех времен. У Сенны раздроблен череп, а из-под шлема, не переставая, сочится кровь. Консилиум врачей понимает: пилота уже не спасти.


14:25

Тем временем в паддоке Берни Эклстоун принимает решение, которое потом еще долго будут обсуждать на разных уровнях: Гран-при Сан-Марино будет возобновлено.

Спустя 40 минут после трагедии был дан рестарт. В той гонке победил Михаэль Шумахер, который позже признался, что это самая горькая победа в его жизни. «Ничего более кошмарного, чем в тот день, я не испытывал», - сказал спортсмен.

1994 г. Гибель гонщика Айртона Сенны

После изобретения автомобиля появление автомобильного спорта не заставило себя долго ждать. Историки говорят, что первое автомобильное соревнование прошло 1894 году в Париже. Вскоре подобного рода состязания прошли в Германии, Италии, Соединенных Штатах Америки, Великобритании. Они вызывали бурный восторг публики. Правда, на первых порах автогонки считались экзотическим развлечением. Лишь впоследствии, вместе с развитием техники, они приобретали все больший интерес. Это касалось как участников соревнований из числа богатых энтузиастов, так и зрителей, устроителей соревнований, а позже и богатых спонсоров. 1920–1930-е годы стали периодом первого европейского чемпионата среди гоночных машин - Автогонки Гран-при. Именно на его основе в послевоенное время (с 1950-х годов) возник чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колесами - знаменитая «Формула-1». Уже в те времена он снискал себе известность как самый дорогой и высокотехнологичный вид автогонок.

Безопасности участников соревнований и зрителей организаторы «Формулы-1» с самого начала уделяли огромное внимание. Установилось правило, по которому ни один болид не может выйти на старт гонки без прохождения всех необходимых проверок. Это касается и краш-тестов, и тщательного технического осмотра непосредственно перед стартом. На части гоночной трассы оборудуются боксы команд, где во время гонки может производиться дозаправка, смены резины, изменение настроек, быстрый ремонт машины. Такие участки гонщики называют пит-лейнами, а остановки машин в боксах команд - пит-стопами. Кроме всего прочего, в месте проведения гонок дежурят машины медицинской и других спасательных служб. Имеются также специальные автомобили безопасности - пейс-кары. Их используют в случае внезапного возникновения опасных участков на трассе. Когда пейс-кар выезжает на трассу, основная группа гонщиков должна выстроиться за ним в ряд и следовать на сниженной скорости. В это время на других участках трассы устраняются возникшие неполадки, преграды и т. д. Когда устранение неполадок завершается, пейс-кар покидает трассу, а гонка возобновляется в полном режиме.

К подобной системе чемпионат шел не один год. Особенно остро вопрос безопасности дал о себе знать в 1994 году. Этот сезон оказался едва ли не самым трагичным за всю историю «Формулы-1». На гоночной трассе возле города Имола в Италии проходил Гран-при Сан-Марино. 29 апреля там потерпел катастрофу автомобиль бразильца Рубенса Баррикелло. Гонщик разбил себе нос и переломал ребра, но остался жив. 30 апреля в результате аварии на гоночной трассе погиб австрийский пилот Роланд Ратценбергер. А 1 мая та же учесть постигла одного из самых знаменитых на тот момент гонщиков - бразильца Айртона Сенну. В историю автогонок эти трагические события вошли как «черный уик-энд» и вызвали массу вопросов об их причинах и последствиях. Тем более что до этого уик-энда на чемпионатах «Формула-1» целых двенадцать лет не было аварий со смертельным исходом. Гибель трехкратного чемпиона мира, профессионала автомобильных гонок, не могла не вызвать детальнейшего расследования обстоятельств, ее повлекших. Авторитет «Формулы-1» мог быть поставлен под сомнение…

Бразилец Айртон де Сильва Сенна шел к своей славе едва ли не с самого рождения (родился в 1960 году). И это отнюдь не пустые слова. Его отец был крупным землевладельцем и преуспевающим торговцем автомобилями. Будучи первенцем, мальчик мгновенно завоевал отцовское внимание. Вероятно, что уже в первые годы жизни Айртона его отцу пришла в голову мысль о необходимости приобщать сына к автогонкам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в свои четыре года малыш был усажен за руль карта. Каково? Вспомните себя в четырехлетнем возрасте. Что вы тогда осваивали? Трехколесный велосипед? А младший де Сильва уже носился на простейшем гоночном автомобиле с мотором в 1 лошадиную силу. Также отец приказал построить прямо на семейной ферме картодром, чтобы гонки для мальчика стали чем-то само собой разумеющимся. Проча сыну великое будущее в автоспорте, старший де Сильва закрепил за мальчиком и гоночного менеджера. Отец не ошибся.

В тринадцать лет Айртон впервые принял участие в соревнованиях по картингу. В семнадцать лет он стал победителем чемпионата Южной Америки по картингу и принял участие в чемпионате мира, где в семи гонках занимал вторые места. В двадцать один год он отправился покорять Европу, которая считалась Меккой для автогонщиков, и стал побеждать на чемпионатах разного уровня - «Формула-Форд 1600», «Формула-Форд 2000», «Формула-3». В то время он начал выступать под девичьей фамилией матери, т. к. фамилия де Сильва слишком распространена в Бразилии и существовала вероятность путаницы. С сезона-1984 началась его успешная карьера в чемпионате «Формула-1». Как гонщик, Сенна выступал за команды «Тоулмен», «Лотус», «Макларен». В 1994 году он перешел в команду «Уильямс», став участником которой вскоре погиб.

Говорят, что Гран-при Сан-Марино 1994 года не задался с самого начала. Кто-то видит в этом злой рок или трагическое стечение обстоятельств. Кто-то верит результатам следствия и считает виновным руководство команды «Уильямс». Кто-то полагает, что «черный уик-энд» стал результатом спланированной диверсии. Что же произошло в Имоле на самом деле? Почему именитый пилот, прозванный «Человеком дождя» за гоночное мастерство в условиях слякотной погоды, не сумел спастись?

Итак, 29 апреля 1994 года. Земляк и негласно протеже Сенны Рубенс Баррикелло совершал тренировочный заезд. Его болид «Джордан» при повороте задел обочину и на скорости 225 километров в час в буквальном смысле взлетел в воздух. Автомобиль пробил вершину барьера, сооруженного из шин. Еще в полете гонщик потерял сознание. Его «Джордан» совершил немыслимый кульбит, перевернулся еще несколько раз уже после приземления и остановился вверх колесами. Спасатели незамедлительно прибыли к месту крушения. Рубенс был отправлен в больницу. Сенна навестил пострадавшего, несмотря на запрет врачей. После разговора гонщики сделали вывод о необходимости пересматривать стандарты безопасности в «Формуле-1».

30 мая 1994 года в квалификации перед третьим этапом сезона погиб Роланд Ратценбергер. На квалификационном круге пилот совершил ошибку и был вынужден проехать по гравию. По этой причине заднее антикрыло его «Симтэка» получило повреждение. Это не было замечено и каким-то образом исправлено. Автомобиль двигался дальше по гоночной трассе. На скоростной развязке «Вильнев» поврежденное антикрыло оторвалось. В результате этого автомобиль утратил свою прижимную силу и сорвался с трассы. Скорость его движения на тот момент составляла порядка 314 километров в час. И вот на этой бешеной скорости машина врезалась в бетонную стену. Столкновение, правда, не было лобовым, удар пришелся по касательной. Гоночная машина пролетела еще почти сотню метров. Все это время она переворачивалась. Зрелище было ужасным. Зрители оказались повергнутыми в шок. В результате аварии гонщик получил очень тяжелую травму головы. Медики не могли его спасти. Через час после аварии австрийский пилот скончался, так и не придя в сознание.

Атмосфера вокруг чемпионата накалилась. На пресс-конференции, предварявшей заезд, 1 мая Айртон Сенна высказал сомнение в целесообразности дальнейшего проведения соревнований после гибели Ратценбергера. Он заявил, что если бы на то была его воля, то он бы точно отменил гонку. «Здесь нет трусов, все знают, за что получают деньги. Но одно дело - просто рисковать, а другое - идти на верную смерть. А у меня очень плохое предчувствие», - сказал он. Эти высказывания породили впоследствии массу кривотолков. Любители видеть во всем мистику утверждали, что гонщик предчувствовал собственную смерть. Но если обойтись без мистической ерунды, то можно предположить кое-что другое. А если Сенне было известно что-то такое, чего не знали остальные? Он мог иметь некие данные о том, что гонку пытаются планомерно сорвать. Вы спросите: почему он не озвучил их? Возможно, у него не было полноценных доказательств. Или же он был объектом шантажа и ничего не говорил, лишь давая смутные намеки. Впрочем, это лишь предположение.

Нужно сказать, что зрительский шок во время аварии - это одно, а последующая реакция спортивной общественности - другое. Они могут находиться на совершенно разных полюсах. Вот и гибель малоизвестного австрийского пилота мало кого всерьез взволновала. В жестоком мире «Формулы-1», где даже партнеры по команде зачастую являются заклятыми врагами, такое отношение было в порядке вещей. И тем более симптоматичным выглядит заявление Сенны, сделанное практически накануне старта. Что-то ведь подвигло его к таким мыслям и их публичному изложению. Что могло так потрясти славолюбивого и в достаточной мере циничного Айртона Сенну? Вопросы без ответа…

А между тем несчастья продолжались. 1 мая уже на старте собственно гонки произошло столкновение автомобилей гонщиков Юрки Ярвилехто и Педро Лами. В результате этого обломки их машин разлетелись в разные стороны, частично обрушившись даже на зрителей. Девять человек, не считая самих пилотов, получили ранения. Во время одного из пит-стопов в ходе гонки загорелась машина Йоса Ферстаппена. Казалось бы, возник еще один повод отменить или хотя бы приостановить гонку и провести тщательное расследование обстоятельств всех аварий уик-энда. Однако на это не пошли. Слишком большие деньги были вложены в чемпионат, чтобы срывать его практически в самом начале.

На трассу была выпущена машина безопасности. Следуя за ней, болиды должны были сбросить скорость. Тем временем с трассы убирали обломки машин Ярвилехто и Лами. За машиной безопасности пилоты ехали вплоть до седьмого круга. Затем ее убрали с трассы, и обычное скоростное движение болидов было восстановлено. На седьмом круге и произошла следующая трагедия, которая затмила собой все печальные происшествия того уик-энда.

Айртон Сенна вошел в скоростной поворот «Тамбурелло». Скорость его болида на момент входа в поворот составляла 310 километров в час. На этом повороте именитый гонщик по какой-то причине не смог повернуть свой «Уильямс». Машина, вместо того чтобы аккуратно вписаться в поворот, пошла прямо. Пилот попытался затормозить. Скорость была сброшена до 220 километров в час. Но справиться с управлением и избежать столкновения с преградой Сенне не удалось. На этой огромной скорости автомобиль врезался в бетонную стену. Это опять же было не лобовое, а касательное столкновение. Однако данное обстоятельство мало что меняло. Несущуюся машину стена буквально стирала, как наждак стирает металлическую деталь. Обломки болида разлетались в разные стороны. От соприкосновения со стеной у автомобиля вырвало колесо. Оно подлетело вверх и вскоре упало, ударив по машине. «Уильямс» остановился…

Публика, следившая за гонкой на стадионе, миллионы телезрителей во всем мире пришли в оцепенение. Была надежда, что Сенна вот-вот выберется из покореженной машины, снимет шлем и, неистово выражая свои эмоции по поводу инцидента, отправится в ближайший бокс своей команды. У публики были все причины полагать, что такой вариант являлся вполне вероятным. Ведь с бразильцем уже случались аварии. Некоторые из них выглядели гораздо серьезнее, чем эта. Бывало, что машина разбивалась вдребезги, а гонщику все было нипочем - обходилось легкими травмами. В этот раз не обошлось…

После столкновения его болида с бетонной стеной Сенна из машины не выбрался. К «Уильямсу» быстро подбежал один из стюардов. Бросив взгляд в кокпит (место пилота), он замахал руками. Это был сигнал бедствия. Сомнений не оставалось практически никаких: произошло что-то страшное. Публике лишь оставалось гадать - погиб ли их кумир или остался жив, получив травмы. Между тем гонка продолжалась, и болиды других гонщиков проходили поворот «Тамбурелло». Однако то, что происходило на трассе, в тот момент уже мало кого интересовало. Все внимание было приковано к машине Сенны. Лишь с прибытием медиков гонку приостановили.

Прибывшие на место аварии врачи извлекли бразильского гонщика из обломков «Уильямса». Внешне Айртон не подавал никаких признаков жизни, но все же был жив. На месте была сделана срочная трахеостомия (введение в трахею специальной трубки). К месту катастрофы прибыл вертолет медицинской службы. Гонщика погрузили в него и отправили в госпиталь для дальнейшего обследования и возможного лечения.

В госпитале Сенну подключили к аппарату искусственного дыхания. Проведенное обследование показало, что мозг спортсмена к тому моменту был уже мертв. После консилиума медики приняли тяжелое, но в принципе закономерное решение: искусственная поддержка жизни тела Айртона была прекращена.

Был ли у бразильского гонщика шанс избежать смерти после столкновения его болида с бетонной стеной? Расследование обстоятельств показало, что сама по себе авария могла бы и не вызвать смертельного исхода, если бы не правое переднее колесо машины. От удара оно оторвалось вместе с куском подвески, подлетело вверх и опустилось Сенне на голову. Шлем в данном случае не смог его спасти. Металлический кусок подвески пробил его и нанес смертельную травму.

Итальянские власти живо принялись за расследование обстоятельств аварии с участием трехкратного чемпиона мира. Оно отличалось тщательностью и, можно даже сказать, дотошностью. По всей видимости, они считали это делом чести. К тому же Сенна являлся наполовину итальянцем, так как его мать родилась в Италии. Ничего подобного по своей масштабности после гибели Роланда Ратценбергера итальянская прокуратура не начинала. Понадобилась смерть известнейшего гонщика, чтобы начать распутывать клубок странностей «черного уик-энда». Время показало, что следствие было весьма односторонним.

Расследование оказалось делом непростым. Итальянские следователи не торопились, полагая, что молниеносность в данном случае будет излишней. Поэтому в суд дело было передано только в 1996 году. В качестве подсудимых фигурировали шестеро человек - руководство и технический актив команды, а также организаторы гонки. Основные претензии были выдвинуты к трем представителям команды «Уильямс» - той самой команды, за которую и выступал в «Формуле-1» Айртон Сенна. Эту тройку составили владелец команды Фрэнк Уильямс, технический директор Патрик Хед и шеф-дизайнер Эдриан Ньюи.

В ходе расследования были установлены причины аварии. Было заявлено, что она произошла из-за технической неисправности гоночного автомобиля «Уильямс», пилотом которого был Айртон Сенна. Следствием было установлено, что накануне гонки пилот высказал нарекания по поводу расположения руля. Бразилец якобы утверждал, что руль в «Уильямсе» расположен неудобно, и просил как-то эту проблему решить, подвинув руль поближе. Просьба, если она и в самом деле имела место, была удовлетворена. Механики разрезали рулевую колонку, вставили и впаяли туда металлическую трубку. За счет этого рулевая колонка и была удлинена. То, что такая техническая операция была проделана, сомнений не возникает. После аварии эта вставка оказалась сломанной по месту сварки. Однако эксперты не сумели определить, когда эта поломка произошла: перед аварией или во время столкновения со стеной. Но в качестве основного предположения был избран именно первый вариант. Следствие посчитало, что металлическая вставка отпаялась к седьмому кругу. Руль стал немыслимо ходить, автомобиль потерял управление, а гонщик в данной ситуации оказался бессилен что-либо сделать. Он повернул руль, который по причине поломки уже никак не мог управлять болидом. Неподконтрольный воле пилота «Уильямс» помчался прямо, чтобы в считаные секунды встретиться с непреодолимой для себя преградой.

В чем же обвинялись подсудимые? Руководству и техническому активу команды «Уильямс» предъявили обвинение в непреднамеренном убийстве. Итальянское законодательство за такой вид преступления предусматривает до пяти лет лишения свободы. Естественно, что обвиняемые с этим не согласились. Поскольку сторона обвинения строила свои доводы на претензиях к состоянию рулевого управления, то сторона защиты оспаривала результаты криминалистической экспертизы. Защита утверждала, что рулевая колонка разрушилась в результате удара о стену, а никак не от халатности механиков. При этом виновным в аварии адвокаты объявили самого Айртона Сенну, который не сумел справиться с управлением при нормально функционировавшем руле. Как быстро герой автогонок, умевший выкручиваться из сложнейших ситуаций на трассе, мастерски водивший болид во время проливных дождей, был объявлен неумехой! Ведь только так, по логике адвокатов, можно назвать гонщика, который без причины потерял управление на совершенно некрутом повороте.

Суд по данному делу длился более трех лет, однако ясных ответов о трагическом происшествии 1 мая 1994 года так и не было получено. Возможно, потому, что аварии «черного уик-энда» так и не стали изучаться в комплексе. Быть может, тогда были бы вскрыты факты, которые перевернули бы ход следствия и судебного процесса. А так в конце 1997 года суд вынес туманное, если не сказать «мутное», решение. Организаторы гонки и глава команды «Уильямс» были признаны полностью невиновными. Претензии оставались только к техническому директору и шеф-дизайнеру команды. Сторона обвинения требовала для них по году лишения свободы условно. Однако суд посчитал, что в их действиях не было состава преступления. Как говорится, всем спасибо, все свободны.

Остается непонятным, почему вообще следствие зациклилось исключительно на проблеме рулевого управления «Уильямса» Айртона Сенны. Ведь существуют и другие версии причин катастрофы, произошедшей на повороте «Тамбурелло». Высказывалось мнение, что причиной мог стать недостаточный прогрев шин вследствие нескольких кругов за машиной безопасности. В то время в гоночном мире господствовало мнение, что болид должен быть как можно ближе к земле, с крохотным дорожным просветом. Высота болидов была такой маленькой, чтобы создавать большую скорость движения воздуха, а вместе с тем и низкое давление, прижимающее машину к земле.

Чем быстрее воздух проходит под машиной, тем ниже его давление. Значит, машину надо уменьшить, чтобы воздух под ее днищем проходил как можно быстрее. Низкая машина лучше прижимается к земле. Однако если днище касается земли, то поток воздуха перекрывается, давление на машину резко падает, сцепление тоже, и прямо на повороте водитель теряет управление. На одиннадцатой секунде седьмого круга из-под днища «Уильямса» Сенны вылетали искры. Это может свидетельствовать о его контакте с поверхностью трассы. Так как до этого покрышки успели остыть за время езды за машиной безопасности, то сцепные качества покрышек в тот момент были слишком низкими.

Что бы ни было реальными причинами аварии 1 мая 1994 года, эта трагедия стала этапной в истории «Формулы-1». После гибели Айртона Сенны организаторы чемпионата пересмотрели свое видение обеспечения безопасности гонок. Были приняты многие меры, чтобы избежать аварий в будущем либо минимизировать их последствия. Поворот «Тамбурелло» и подобные ему участки на других трассах «Формулы-1» были перестроены. Уроки, извлеченные из первомайской трагедии, навсегда изменили автоспорт.

Из книги Моя судьба автора Лауда Ники

Из книги Михаэль Шумахер. Его история автора Хилтон Кристофер

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

1994 Михаил Дудин – поэт; скончался 2 января на 78-м году жизни;Роман Ткачук – актер театра: пан Владек из «Кабачка 13 стульев»; кино: «Служили два товарища» (1968), «Деревенский детектив» (1969), «Ты – мне, я – тебе» (1977) и др.; скончался 10 января;Олег Коротаев – боксер, пятикратный

Из книги Сергей Сергеевич Аверинцев автора

Из книги Ликвидатор. Книга вторая. Пройти через невозможное. Исповедь легендарного киллера автора Шерстобитов Алексей Львович

1994 год В один из приездов в Москву, из телефонных переговоров кого-то из «Измайловских», стало понятно, что «Аксён» сотоварищи посетят проходящие в Лужниках соревнования по единоборствам. До них оставалась пара дней, и я занялся тщательным осмотром прилегающих

Из книги Алла Пугачева: В безумном веке автора Раззаков Федор

Из книги Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994–2004 гг. автора Жеребцова Полина

1994 «Не делайте мне больно, господа» (А. Пугачева – А. Алов)«Любовь, похожая на сон» (И. Крутой – В. Горбачева)«Так и скажи, что не любишь меня» (А. Пугачева)«Ты мне должен закаты» (А. Укупник – А. Алов)«Песня про рушник» (Майборода – Малышко)«Бессонница» (А. Пугачева – Л.

Из книги Владимир Вениаминович Бибихин - Ольга Александровна Седакова. Переписка 1992–2004 автора Бибихин Владимир Вениаминович

1994 «Осенний поцелуй» («ЗД» – 1-е – 3 месяца, 9-е, 17-е)«Ты хочешь, чтобы я сказала «да» («ЗД» – 14-е, 3-е, 4-е, 6-е, 10-е, 19-е)«Сильная женщина» («ЗД» – 4-е, 12-е, 2-е, 5-е, 3-е)Итоги-941. «Сильная женщина» («ЗД»)6. «Ты хочешь, чтобы я сказала «да» («ЗД»)8. «Осенний поцелуй»

Из книги Переписка 1992–2004 автора Седакова Ольга Александровна

1994 25.03.Привет, Дневник!Живу я в городе Грозном на улице Заветы Ильича. Зовут меня Полина Жеребцова. Мне 9 лет.26.03.На день рождения, 20 марта, мама купила торт с орехами. Мы были в центре. На площади много людей. Люди кричали. Были дедушки с бородами. Они бегали по кругу.Ленин

Из книги Девица Ноvодворская [Последняя весталка революции] автора Додолев Евгений Юрьевич

Из книги Без знаков препинания Дневник 1974-1994 автора Борисов Олег Иванович

1994 Keele , 19.3.1994Дорогой Владимир Вениаминович,Я знаю, что Ольгу и Вас можно поздравить с благополучным разрешением. Посылаю новорожденному ложку на зубок. Мне понравился ее девиз .Наверное, Вам некогда писать? Мне хотелось бы многое Вам рассказать, но сейчас не

Из книги автора

1994 PS Напомню: резонанс «нововзглядовских» публикаций был таков, что со мной решил побеседовать начальник управления КГБ (АФБ, МБР, ФСК) по г. Москве и Московской области Евгений Савостьянов. Он, что называется, на пальцах объяснил нам, что тексты Лимонова и Новодворской

Из книги автора

1994 год январь 5 По прочтении... Додин рассказал улыбаясь, что сегодня всю ночь читал обо мне книгу[ 133 ] и очень доволен. Посоветовал Караулову этим заниматься, а не «моментом истины». Только Караулов этого не слышал.Книга и мне нравится - с оговорками. В особенности разбор



  • Разделы сайта