В чем отличие самбо от дзюдо. Самбо и боевое самбо. Почему именно самбо

Умение защитить себя крайне важно для любого человека. Относится это и к детям. Если ребёнок умеет постоять за свою честь и достоинство, жизнь родителей становится чуточку спокойнее. Конечно, все родительские тревоги не уйдут, но бояться конфликтов между родной кровиночкой и одноклассниками или уличными хулиганами папы и мамы будут меньше. Уверенный в собственных силах спортивный сын или физически подготовленная дать отпор дочь – это замечательно!

Борьба или боевые искусства традиционно считаются мужскими видами спорта. Регулярно тренирующиеся мальчики приобретают отличную физическую форму ещё до службы в армии. Также они закаляют характер и развивают лидерские качества важные для любого уважающего себя мужчины.

Но никто не говорит, что девочкам нельзя этим заниматься тоже. Если дочку не пугает перспектива еженедельных занятий в спортивном зале и усиленные физические тренировки, почему бы родителям не отдать её с детства на дзюдо или самбо?

В чем отличие

И самбо, и дзюдо одинаково хороши и эффективны – нельзя с уверенностью заявить, что лучше для ребенка. Но при этом стоит не забывать о перспективах. В зависимости от того, какую цель ставят перед собой дети и их родители, можно дать окончательный и единственно правильный ответ. Это будет выбор конкретного человека, но никак не общая рекомендация. То, что подошло одной семье, не обязательно понравится родственникам, друзьям или одноклассникам.

Если идёт речь о воспитании настоящего спортсмена, с перспективой участия в Олимпийских играх и различных международных соревнованиях, лучше отдать предпочтение дзюдо. Это на 100% олимпийский вид спорта.

Если же основная цель – закалка характера и обучение искусству защиты, отлично подойдёт самбо. Это универсальная система самообороны без оружия, которую может осилить любой физически здоровый ребёнок. Особо успешные борцы могут поучаствовать в общероссийских соревнованиях или даже в чемпионатах мира. Они не так престижны, как поединки дзюдоистов, но проводятся на вполне достойном уровне.


Основные достоинства и особенности

Техника дзюдо более разнообразна, что позволяет представителям этой борьбы участвовать в соревнованиях по самбо. Человек, имеющий степень кандидата в мастера спорта (КМС), очень быстро осваивает новые правила (запрещены приёмы на удушение!) и успешно выступает в, казалось бы, незнакомом виде спорта. Эти единоборства очень похожи по манерам ведения поединков и общей подготовке к ним.

Но эти боевые искусства отличаются некоторыми ограничениями, которые блокируют возможности бойца в реальной уличной стычке:

  • нельзя душить противника в самбо;
  • запрещено проводить болевые приёмы и захваты руками ног противника для дзюдо.

Очевидно, что эти методы допустимы и часто используются на улицах. А спортсмен, действующий исключительно по правилам, будет дезориентирован с первой секунды «грязной» стычки. По этой причине для желающих рекомендуется освоить обе техники упомянутых выше единоборств. Это поможет приобрести некоторую универсальность в навыках.

Важно понимать, что правила не будут изменяться под каждого . Его задача заключается в «суммировании» важных познаний и умений, почёрпнутых из разных полезных источников.

Что выбрать

Единого ответа на этот вопрос нет! Всё зависит от желания, целей и физического состояния будущего спортсмена.

  • Если в городе представлены оба вида единоборств, можно смело отдать предпочтение самбо. В нём много болевых приёмов, проводимых на ноги противника, что приближает этот спорт к условиям реального поединка. Также присутствует более разнообразная тактика. А это большой плюс для новичка. Позже недостающие навыки можно получить из других дисциплин.
  • Если в населённом пункте присутствуют исключительно группы по дзюдо, можно также уверенно записывать в них своих детей. Этот вид единоборств отлично обучает технике без использования прочной верхней одежды. Иногда её отсутствие приносит массу сюрпризов мастерам самбо. Ведь привычные для татами коронные броски попросту не работают — не за что ухватить соперника!

В первый год детей, как и начинающих взрослых любителей этого спорта, ожидают многочисленные разминки – нагрузка на организм будет повышенной. А вот поединки в классическом понимании этого слова будут занимать меньше времени. Это позволит адаптироваться и сделать окончательный выбор – заниматься дальше или выбрать себе другое спортивное направление для саморазвития.

На самом деле, особого значения не имеет, что именно выберет начинающий спортсмен. Важно его желание защищать себя, смелость, упорство и умение всегда учиться чему-то новому.

Дилетанту сложно разобраться, чем отличается вид единоборства самбо от борьбы дзюдо. Для обычного человека в них нет никакой разницы. Попробуем выяснить, в чем их отличия.

Что такое самбо

Вид единоборства самбо (САмооборона Без Оружия), определяющим принципом которого является самозащита без оружия, разработан в СССР. Спортивная борьба создавалась на основе дзюдо и других видов боевых искусств. Самбо, которое моложе дзюдо на сто лет, делится на боевое и спортивное. Боевое используется в вооруженных силах СНГ, в нем разрешаются удары. Соревнования проводятся как в спортивном, так и боевом самбо.

Японское дзюдо

Борьба, родиной которой является Япония, завоевала популярность среди отечественных спортсменов и болельщиков. Поединки между дзюдоистами выглядят эффектнее соревнований во всех других видах единоборств, включая самбо. Это касается как экипировки спортсменов, так и используемых приемов. Зрелищность и красота обеспечили дзюдо большую популярность в нашей стране. Основные направления: спортивное и традиционное.

Отличительные особенности самбо и дзюдо

В отличие от советской, японская борьба входит в программу Олимпийских Игр. Приемы самбо используются в работе полицейских Франции, дзюдо – на вооружении американских полисменов и армейских служащих.

Татами, на котором борются самбисты, круглый, у дзюдоистов – квадратный. более открытая, самбисты выступают в спортивной обуви. Дзюдоисты выходят на поединок босиком.

В спортивном самбо и в спортивном дзюдо много общего. Разница между ними визуальная и в правилах поединка. В самбо, в отличие от японской борьбы:

  • может применяться болевой приём на суставы ног;
  • используется бальная система (активность, бросок не на спину – 1 балл, бросок на спину и успешное удержание – 4 балла, успешный болевой, поднятие соперника выше пояса, и бросок на спину – 12 баллов);
  • более тонкое кимоно с отверстиями для пояса, надевается с шортами;
  • большое значение имеет физическая сила;
  • у самбиста более низкая стойка.

Принципиальных отличий в спортивном самбо и дзюдо нет, поэтому дзюдоисты могут участвовать в соревнованиях по самбо, и наоборот.

Подводя итог, отметим ключевые моменты, отличающие два вида борьбы:

  1. За основу советского самбо было взято японское дзюдо и некоторые другие виды боевых искусств.
  2. Правила ведения поединка и приемы борьбы имеют некоторые отличия.
  3. Самбо не относится к олимпийским видам спорта.
  4. Экипировка дзюдоиста отличается от экипировки самбиста.

Выбирая для ребенка вид спорта, многие выбирают борьбу. Самбо и дзюдо, в отличие от ударных видов единоборств, пользуются приоритетом, потому как ударные нагрузки могут причинить вред неокрепшему детскому организму. Если вы планируете

Неопытные зрители поединков дзюдо и самбо скажут, что они на первый взгляд похожи.

У этих двух единоборств и правда есть как сходства, так и весьма заметные весомые отличия , на которые необходимо указать.

Разграничение можно провести по нескольким параметрам.

Чем отличается дзюдо от вольной борьбы

Дзюдо и вольная борьба — разные виды единоборств.

В последнем больше используется физическая сила при выполнении приёмов.

В первом спортсмены применяют меньше силы, но здесь есть большое разнообразие технических действий .

В дзюдо нет таких ударных движений, какие есть в вольной борьбе.

Отличия от самбо

Отличить единоборства друг от друга можно по следующим параметрам.

Происхождение единоборства

Дзюдо представляет собой японское боевое искусство со своей философией и этикой. В 1882 году Дзигоро Кано открыл школу под названием «Кодокан» , где обучал желающих искусству борьбы. За основу Кано взял приёмы из дзю-дзюцу, убрал самые травмоопасные, чтобы учащиеся смогли их отрабатывать в полную силу. В результате появилось новое боевое искусство.

Единоборство стало привлекать внимание всё большее количество людей — его популярность росла. Школа расширилась, начали открываться новые филиалы.

Справка! В переводе оно означает «мягкий путь» . Само название определяет принцип этого единоборства.

Самбо как вид спорта создали в СССР , то есть это относительно молодое боевое искусство. Официально признано спорткомитетом 16 ноября 1938 года . При этом вид ещё и смешанный: соединяет в себе эффективные техники и приёмы из разных единоборств. Полное название — «самозащита без оружия».

Что является Олимпийским видом спорта?

Самбо до сих пор не включено в программу Олимпийских игр, а дзюдо входит с 1964 года .

Разрешённые приёмы

В дзюдо разрешены удушающие приёмы и категорически запрещены болевые на ноги.

В самбо наоборот: спортсмены применяют болевые на коленные, тазобедренные и голеностопные суставы. В дзюдо присутствуют броски и захваты .

Победа в дзюдо может быть одержана выполнением одного технически «чистого» и красивого броска.

Принципы

Одно из правил дзюдо звучит так: «Поддаться, чтобы победить» . Он и характеризует его название «мягкий путь». Здесь должны соблюдаться некоторые принципы даже в ущерб эффективности боя.

Борцу нужно одержать победу над соперником особым образом с соблюдением философии искусства: мягкости и сдержанности , которые культивируются и в обычной жизни спортсменов.

Таким образом, дзюдо — это техническая борьба , а не силовое противостояние. Чтобы овладеть приёмами, не нужно иметь высокую физическую силу.

Самбо преимущественно силовое искусство с широким арсеналом приёмов и разрешений . Сам поединок выглядит более вязким и жёстким, так как спортсмены используют низкие стойки. В дзюдо, наоборот, применяют высокие стойки.

Этика и культура поведения

В самбо присутствует агрессивная тяга к победе. Здесь также не соблюдаются традиции в виде поклона тренеру и противнику на бойцовской площадке. В дзюдо поклоны обязательны, так как это проявление уважения к противнику , чему и учит философия «мягкого пути».

Вам также будет интересно:

Форма татами

Татами — специальные маты, которые складываются вместе, чтобы образовать поверхность для проведения поединков.

В самбо участники ведут борьбу на круглом татами, а в дзюдо спортсмены соревнуются на квадратном .

При этом во втором единоборстве применяются маты более жёсткие, чем в первом .

Наличие обуви

На площадку спортсмены дзюдо выходят босиком. Самбисты надевают специальную обувь — борцовки . От обычной спортивной обуви они отличаются:

  1. Мягкой кожаной нетолстой подошвой.
  2. Отсутствием жёстких и выступающих элементов.
  3. Заделанными внутрь швами.
  4. Модели высокие с полной поддержкой голеностопа .

Одежда соперников

Традиционный костюм в дзюдо — кимоно белого цвета (дзюдога), состоящее из куртки и штанов. Оно завязывается специальным поясом. Цвет последнего определяет степень мастерства спортсмена. На тренировках разрешено использование кимоно разных цветов. На международных соревнованиях спортсмены выходят либо в синем костюме, либо в белом . Это помогает различать участников поединка.

Фото 1. Кимоно для занятий дзюдо модели Super, 705 хлопок, 30% полиэстер, производитель - «Green hill».

Самбисты во время состязания надевают куртки с небольшими крылышками , через которые продевается пояс, а также шорты красного или синего цвета . Форма более открытая, чем костюмы дзюдоистов.

Куртка самбистов плотно прилегает к телу борца, как и пояс. Между рукавом и рукой должно быть расстояние 10 см (такой же стандарт и в дзюдо). Общая длина куртки — не ниже 15 см от пояса.

Шорты должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Свободные , не облегают. Спортсмену комфортно в них двигаться.
  2. Отсутствуют карманы, застёжки и твёрдый декор.
  3. Покрывают треть бедра.
  4. Подбираются строго в тон куртке.

Определение уровня профессионализма

В самбо есть только разряды и звания: первый разряд, кандидат в мастера спорта, мастер спорта и т. д.

В СССР дзюдо и самбо всегда развивались совместно - все борцы боролись на соревнованиях и разряды выполняли по обоим видам. Итог этого закономерен - выработалось общее ядро техник, позволяющих добиваться результата в обоих видах, терминология приемов используется самбистская, методики тренировок часто сливаются. Причины на поверхности - после включения дзюдо в программу Олимпийских игр и начала его активного развития в СССР, дзюдо развивалось не с нуля, а именно путем переквалификации самбистов.



Тем не менее, даже современное дзюдо и современное самбо - внутренне очень различающиеся системы. Сформулирую свое видение так - борца можно подготовить по системе самбо и расширять навыки, используя дзюдо, либо подготовить по системе дзюдо и расширять навыки, используя систему самбо, но обучать самбо и дзюдо новичка одновременно невозможно. Даже подготовленный в обеих дисциплинах спортсмен внутри себя определяет основную базу - «я самбист, могу бороться «по дзюдо», либо «я дзюдоист, могу бороться «по самбо».


Вопрос корней, преемственности и уровней общности самбо и дзюдо дает весьма широкое поле для теоретизирования. В данном случае выбрана следующая схема изложения:
за базовую предпосылку берется версия происхождение самбо непосредственно от дзюдо, как наиболее удобная для сопоставления.

Далее по отдельным «точкам различий» проводится оценка или реконструкция перехода от принципов дзюдо к новым принципам, принятым в самбо.


Культурная и воспитательная составляющая
Огромная популярность дзюдо в Японии имеет несколько уровней, и очень важный вплоть до сегодняшнего дня момент - авторитет дзюдо как школы воспитания в духе традиционных и универсальных ценностей, применимых и полезных в повседневной жизни, «интеллектуального дзюдзюцу» со своими позитивными принципами:
прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение — являются огромным благом для всех;
принцип сэйрёку дзэнъё, наиболее эффективного использования духовной и физической энергией в целях нападения или защиты, применимый ко всем сферам человеческой жизни
принцип "взаимного процветания" дзи-та кёэй.
гармоничное развития тела и духа как приоритет дзюдо в отличие он традиционного дзю-дзюцу или европейского спорта;

И так далее.
Все то, благодаря чему дзюдо получило часть «До».

Эта часть в России век назад воспринята не была абсолютно, не особенно воспринимается и сейчас. Дзюдо трактовалось как определенный тип борьбы - и все.

Причем, если при более позднем распространении карате, заимствовалась хотя бы внешняя атрибутика обучения - терминология на японском, поклоны, кимоно, атрибуты дзенских практик и т.д. (пусть без понимания сути, с восприятием на уровне «экзотической составляющей», но заимствовались), то в российском самбо и это не прижилось, а в российском дзюдо оказалось очень сильно «самбоизировано».

Система, созданная для гармоничного развития личности, в противовес европейскому спорту, превратилась в европейский спорт. То есть, ценности, заложенные в нее как базовые, на уровне ДО, либо не были оценены, либо не были восприняты учениками дзюдо на самом базисном уровне, на уровне различий культуры. Сейчас, когда благодаря восточным единоборствам российские последователи стали изучать дзен-буддизм и восточную традицию, происходит это совсем в других дисциплинах.

Теоретическая база борьбы


Дзюдо как стройная и цельная система проведения поединка, построенная на логичном и красивом принципе выведения из равновесия и броска.

Небольшое отступление. Вообще, складывается ощущение, что японскому менталитету свойственно упорядочивание окружающего мира на основе принципа «достаточного минимализма». Так же, как в традиционной живописи «главное - это не тушь, а пустое пространство», или как для понятия «красота» используется иероглиф «простота».
В японских стилях - и в дзюдо, и в айкидо, и в карате присутствует собственная понятная и четкая эстетика движений, не позволяющая спутать их друг с другом и с другими стилями, и основана она на сравнительно малом наборе принципов. Да, человека можно бросить через бедро или подхватом - но это будет не айкидо. А можно заломом кисти двумя руками - но это будет не дзюдо.

При этом возникает довольно интересная ситуация - сначала создавалась система единоборства на основе главного принципа, но поскольку она не позволяла решить весь спектр боевых задач, дополнительно изучалась еще и «не классическая техника» (как удары и приемы на кисть в дзюдо). Эта техника позволяет подготовить более универсального бойца, но все время как бы остается за скобками, не нарушая стройную красоту самой системы.

Теория классического дзюдо построена Д.Кано на основе отказа от традиционной идеи «движения ки» в пользу европейской логики и принципов физики - для броска необходимо вывести проекцию центра тяжести тела за площадь его опоры. Д.Кано широко использовал захваты за одежду и принцип рычага, по сути, рассматривая человека как некий цилиндр на плоскости. Если противник ведет себя иным образом, то необходимо привести его в это состояние сковывающим захватом. Что помогает не всегда - наверное, всякий изучавший дзюдо, сталкивался с появляющейся довольно естественно «новичковой» техникой защиты - «обмякании» тела в сочетании с прогибанием в подвижной пояснице. Человека тогда очень просто завалить скручиванием или «дворовым» запихиванием, но, используя классическую технику, бросить почти невозможно.
«Вся классическая техника дзюдо выполнятся из классического захвата - отворот - рукав, а все остальное приспособлено к дзюдо в процессе решения проблемы «кто победит». С действиями, которые постоянно уводят дзюдо от его классического варианта в другой вид единоборства, постоянно, методом изменения правил, ведется борьба (запрещения захватов за пояс, штаны, на одной стороне кимоно и т.д.) Из этих захватов правильно вывести из равновесия практически невозможно, и поэтому эти захваты считаются защитными. …».

Итак, в теоретической схеме дзюдо воздействие идет на двух уровнях - на ось плеч и на точку опоры, что влечет канонический двусторонний захват (за рукав и противоположный отворот). Отсюда и два главных принципа броска - фиксация оси плеч с выбиванием опоры и фиксация опоры со сдергиванием оси плеч. Соответственно, вперед, назад, вбок - но по этому принципу. Отдельная группа - броски, основанные на отрыве от точки опоры - приподнимании, включены, возможно, поскольку по механике движений и требуемым захватам хорошо комбинируются с приемами основного принципа.

Такова лаконичная красота теории бросковой техники дзюдо. Действительно, изящная схема.
Но эта схема в самбо тоже не перешла. Вот российские энтузиасты берут зацеп, но делают его с захватом за пояс и с прихватом ноги. Или с односторонним захватом. То есть, заимствуя форму приема без заимствования теоретической базы борьбы. Никакой лаконичной красоты стиля - все, что ее создателем Д.Кано было тщательно исследовано и отброшено как лишнее, не соответствующее принципам, в самбо вдруг возвращается и объявляется равноправным.
Почему?

Вообще интересна сама логика внесенных изменений - «архаичное кимоно» заменила куртка, которая «выполнялась из более плотной ткани и имела пришивные пояса. Это позволяло делать захваты более жесткими, а борьбу более силовой». Вопрос: зачем «вести более силовую борьбу», когда главный принцип «дзю», из которого Кано выводил изящную теорию эффективности дзюдо, как раз и состоит в отказе от приоритета использования силы в пользу использования момента и движения соперника? Причем Д.Кано приводит принцип «дзю» не просто как способ, с помощью которого более слабый физически человек может победить более сильного, а как принцип рациональности: «Если бы я обладал большей силой, чем мой противник, я бы просто задавил его. Но даже если бы у меня были желание и сила для этого, все же лучше для меня самого было бы вначале уступить противнику, поскольку подобные действия значительно экономят мои силы».

То есть, российские последователи самбо уже не просто отказались от социо-культурной части «До», но и от основного борцовского принципа «Дзю». Основы «Ниппон Дэн Кодокан Дзюдо», как писалось на квалификационных удостоверениях Кодокана, что означает "лучшее будо Японии".
Казус? Или непонимание? Основной принцип борьбы дзюдо не понят? Или не то и не иное? Причем в современном самбо борьба действительно гораздо более силовая, чем даже в современном дзюдо, самбо пошло по «нелогичному» пути, даже если не привязывать анализ к приведенной цитате.

Во всем этом преобразовании можно увидеть вполне здравую логику, если исходить из ситуации, что изучавшие и развивавшие дзюдо люди не были новичками в борьбе. Например, была собственная методическая база, которую они не считали худшей или менее правильной. И новые технические действия просто встраиваются в имеющуюся базу, не взирая на искажения формы и сути.

Существование собственной методической базы делает понятным быстрый отказ от додзе, татами, кимоно в пользу спортивного зала, борцовского ковра, борцовок и в том числе - значительно возросшую роль борьбы в партере (да и сам термин оттуда). У российских борцов базой, скорее всего, была классическая (вернее, тогда французская борьба + вольно-американская, на смену которым со временем пришла тройка классическая - вольная - самбо). Для борцов, привыкших долго и упорно зарабатывать очки в партере в классике, естественно не упускать возможности «повозиться», «дожать» соперника, благо умение плотно контролировать противника “на земле” уже наработано. В классике - и самбо - стойка и партер как технические действия не противопоставляются. В отличие от дзюдо, в котором Д.Кано рекомендовал изучать технику борьбы лежа только после приобретения основательного опыта бросковой борьбы («выполнение бросков более ценно как для физического развития, так и для духовной подготовки»), а при отсутствии достаточного времени на освоение всех приемов- изучать только бросковую технику.

Это различие даже современного дзюдо и самбо проявляется и сейчас даже на уровне методики и изучаемой техники. Все современные книги по дзюдо в качестве техники партера приводят удушающие, удержания и болевые - то есть, атаки только «раскрытого» соперника. В учебниках же по самбо очень подробно разбираются подготовительные действия - перевороты, переводы и прочее, в том числе, без захватов за одежду.

Именно наличие «своей» борцовской базы - разумное объяснение отказа от принципа контроля противника по «оси плеч», разработанному Д.Кано. Иначе следует принять точку зрения, что ученики В.Ощепкова просто ничего не поняли в строгой и логичной системе, либо нисколько ее не оценили. Причем «не оценили» не в восточном смысле, прививаемом в Японии (приоритет ценности дзюдо над ценностью борца - «высшая ценность дзюдо сама по себе не меняется от личной победы или поражения», при которой изучаемая техника «консервируется» ради сохранения традиции), а на уровне эффективности борцовского поединка.

И здесь уже есть момент сцепки с упоминавшимися выше факторами культурного порядка - не оценили по причине иного понимания природы и сути противоборства. Для европейца и для россиянина борьба - это борьба, в ней главное - определить победителя, а «мера силами» и «игра мускулами» - непременная составляющая европейского понимания борьбы, возможно, со времен тяжеленного военного снаряжения. В классике просто отступивший назад или сбитый на колени борец проигрывает балл, даже в борцовском трактате Ф.Фон Ауэросвальда (Саксония, 1537г.) такие действия называются «выгодный шаг» и сведены в целую группу. То есть, броски - это не вся борьба, а ее кульминация, высшая часть.

В дзюдо же борьба не есть мера сил, а состязание в уровне овладения техникой. Не соревнование, а развитие - главное в рандори, Д.Кано даже требует проводить рандори в высокой стойке, способствующей освоению классической техники, хотя и ослабляющей защиту. Соревнование проводится в уровне овладения принципом дзю, в степени продвижения по пути познания «До», причем огромное значение имеет фактор преемственности традиций.

Разное понимание целей борьбы и смысла ее изучения серьезнейшим образом определило принципиальную двигательную схему и состав приемов двух видов борьбы. То, что было заимствовано, заимствовалось по принципу дополнения имеющегося, без замещения, точно так же, как и в случае социо-культурного фона дзюдо. Трудно подобрать подходящий термин для этого уровня различий, предварительно можно сказать, что два вида борьбы различаются стратегически.

Отдельные вопросы техники. Выведение из равновесия. Комбинация и прием.
Остановимся подробнее на довольно узком различии в технике выведения из равновесия. То, что в самбо равносильными рассматриваются односторонний захват и даже захват только одной рукой, приводит к использованию выведения из равновесия «нависанием» и «задавливанием» для всего арсенала бросков - подсечек, подножек, подхватов, зацепов.
Более интересно другое - разный механизм выведения из равновесия в двустороннем классическом захвате. В самбо одна и та же механика движений используется и в двустороннем и в одностороннем захвате - выведение локтя под мышку противоположной руки.
В классическом дзюдо этот способ- исключение - он есть только в броске сеои-наге. Для всех подхватов и подножек в процессе выведения из равновесия локоть руки отводится вверх -в сторону, как при бросках назад, так и при бросках вперед.

Именно отсюда, плюс жесткая фиксация куртки поясом и более плотный покрой куртки,
так же вытекает техника «вязкой борьбы» в самбо, отсутствующая в дзюдо. Поскольку после выведения из равновесия с заведением локтя под мышку бросок возможен вперед и назад, появляется схема длительной атаки вперед-назад-вперед-назад из этой «полупозиции» без возвращения атакующего в исходную стойку. Переход в атаке вперед-назад (например, передняя подножка - задняя подножка), в дзюдо проходит с относительной потерей контроля захватом, в силу тех же трех причин. Кроме того, вязкой силовой борьбе способствует использование низких стоек и односторонних захватов, позволяющих загружать одно плечо соперника двумя руками.

Именно это имеют в виду самбисты, когда говорят о комбинационной борьбе, отсутствующей в традиционном дзюдо. И именно поэтому чистые дзюдоисты их не понимают - для того, чтобы увидеть разницу, надо иметь опыт самбистских поединков. То, что составляет рэнцоку-вадза в дзюдо - 2 приема в связке, еще не комбинационная борьба для самбо.

В современном дзюдо борец с уровня первого разряда в ответ на вязкую борьбу в самбистском стиле просто скинет с плеч дзюдогу, наклонив голову. Опытный борец уж точно дзюдогу плотно не подвязывает и сбрасывание это проводит играючи. И все, нет жесткого сковывающего захвата, конец комбинационной борьбы. Добавьте сюда большую среднюю продолжительность схваток в самбо в силу большей сложности чистой победы, и в итоге дзюдо и самбо различаются уже тактически.

В традиционном дзюдо схватки в самбистском вязком стиле и не вели, эстетика движений и поединков иная, очень иная.

В«Гении дзюдо» А.Куросавы она воспроизведена показательно - борцы прыгают вправо - влево - вперед - назад, борясь за захват (опять же не удержусь отметить технику освобождения от захвата руки сбивом стопой). После долгой борьбы за захват следует одиночный бросок - и все. Оставшееся время фильма проигравший борец лечится, либо его хоронят сразу.

Все это сохранилось и в традиционном дзюдо, как красиво сформулировал на одном из форумов дзюдоист, живущий и тренирующийся во Франции «у нас происходит перекос в сторону ориентации на иппон в ущерб тактике».

Причем это различие подходов к тактике поединка имеет давние исторические корни. С.В.Мишенев в отличной книге «История европейского фехтования» приводит данные анализа останков на месте битвы при Визби (1361г.), где обнаружены скелеты 1185 бойцов: «Во Ингельмарк, проведя тщательный анализ, выявил интересные закономерности. Большинство ударов - 65% нанесены по левой ноге, в основном по голени, причем это не самые сильные удары. Несколько меньше представлены удары по рукам… причем это тоже не самые сильные и одиночные удары. А вот большинство ударов по голове нанесено с предельной силой, причем в 20% случаев сериями…
Вывод однозначен. Воины, сражаясь друг с другом наносили редкие экономичные удары в наиболее доступные места тела… и добившись преимущества, обрушивали на потерявшего контроль противника мощные и меткие удары, вкладывая в них всю силу.
Такой принцип сочетания дезорганизующего и добивающего ударов вообще характерен для европейского фехтования и более поздних времен.
Для сравнения заметим, что … скелеты, найденные в Японии при Саймокуза, несут на себе следы одного, в основном диагонального или горизонтального, удара по голове» .

Продолжение следует.

Она, как и плавание, задействует все мышцы, выстраивая гармоничное и крепкое тело. В борьбе закаляется характер, укрепляется дух, развивается трудолюбие и дисциплина. Навыки самообороны — ещё один плюс таких занятий. Тем более что этот спорт подразумевает различную степень воздействия на оппонента. В критической ситуации борец может быстро и сурово нейтрализовать противника или же просто обездвижить подвыпившего назойливого коллегу, не причиняя ему вреда.

Дети

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок мог постоять за себя, то борьба — отличный выбор. Нагрузки ударных единоборств вредны для неокрепшего детского организма. Их последствия могут преследовать человека всю жизнь. Поэтому не рекомендуется отдавать малыша в секцию бокса или карате. Другое дело — самбо или виды спорта не окажут разрушительного воздействия на тело ребёнка, а лишь укрепят его.

Борцовская база может послужить отличным подспорьем в дальнейших спортивных успехах, так как развивает силу, выносливость, скорость, координацию. Ребёнок постоянно будет занят делом вместо того, чтобы бесцельно бродить по улицам, впитывая их жестокую «мудрость». Какой лучше всего подойдёт вам или вашему чаду? На этот вопрос нет однозначного ответа. Каждое единоборство имеет свои преимущества и недостатки. В чем разница между самбо и дзюдо? Об этом и пойдет речь дальше.

Дзюдо

Несмотря на то что эта красивая разновидность борьбы пришла к нам из далёкой Японии, она заняла свою нишу, завоевав сердца многих отечественных борцов. Это неудивительно. Ведь поединок зачастую выглядит куда более эффектно, чем в других единоборствах, включая и самбо. Спортсмены в красивых белых ги (так называется одежда дзюдоиста) со всего размаху бросают друг друга оземь, показывая свою силу, ловкость и технику. Одно неверное движение отправляет оппонента в принудительный полёт, завершающийся жёсткой и болезненной посадкой.

Красота и зрелищность обеспечила большую популярность в наших краях. Тот факт, что поединок проводится в куртках, позволил многим отечественным самбистам уверенно выступать на соревнованиях по дзюдо после небольшой модификации своего арсенала.

Возникновение дзюдо

В 1882 году в Японии был открыт «Институт изучения пути», или Кодокан. В нём известный мастер боевых искусств Дзигоро Кано обучал своих немногочисленных учеников искусству борьбы. Поначалу дела шли не лучшим образом — в распоряжении мастера было всего четыре небольших помещения и лишь девять учеников. Однако трудности нисколько не пугали Кано. И работа Кодокана шла полным ходом. Результатом стало единоборство, взявшее наиболее эффективные приёмы из дзю-дзюцу. Они выстроились в стройную систему, из которой были удалены самые травмоопасные трюки. В результате появилась возможность отрабатывать технику в полную силу.

Таким образом родилось дзюдо. Название этого вида спорта переводится как «мягкий путь». Упорные тренировки сделали своё дело — ученики Кодокана уверенно побеждали на турнирах, прославляя свою школу. Эффективность дзюдо привлекала в это единоборство всё новых и новых адептов, в результате чего школа быстро росла, расширялся старый зал, открывались новые филиалы. Таким образом, талантливый мастер боевых искусств сумел создать изящное и зрелищное единоборство, пользующееся популярностью и по сей день.

Принципы дзюдо

«Поддаться, чтобы победить» — вот один из принципов, прекрасно характеризующий «мягкий путь». Чем отличается самбо от дзюдо, так это наличием во второй разновидности борьбы некоторых базовых принципов, которые должны быть соблюдены даже в ущерб эффективности. То есть спортсмен должен не только победить, но и сделать это особым образом, соблюдая философию своего искусства. Кано добивался от учеников техничной борьбы, а не силового противостояния.

Мягкость и сдержанность должны не только проявляться в бою, но также культивироваться в повседневной жизни. Дзюдо — не только красивый вид спорта. Это единоборство можно смело назвать целостной системой духовного и физического воспитания человека. Мастер этой борьбы должен стремиться к победе с минимальными затратами физической силы, чем дзюдо принципиально отличается от самбо. Ведь там борьба протекает в более силовой манере.

Самбо

Самбо расшифровывается как «самооборона без оружия». Эта борьба впитала в себя техники из различных единоборств, распространённых на территории СССР, а также из японского дзюдо. Одежда спортсмена состоит из плотной куртки с небольшими крылышками, в которую продевается пояс. Также самбист надевает шорты и специальную обувь. Куртка должна плотно прилегать к телу борца, как и пояс, который принимает активное участие во многих бросках. Сам поединок в самбо выглядит более вязким, чем в дзюдо. Но при этом борьба располагает более широким арсеналом приёмов.

Визитная карточка самбо — болевые на руки и ноги, которые проводятся с огромной скоростью практически из любых положений. Несмотря на то что этот вид борьбы, в отличие от дзюдо, лишён налёта духовности, которым славятся восточные боевые искусства, его задача также состоит во всестороннем развитии человека. Мастера, стоявшие у истоков самбо, придавали огромное значение моральным качествам спортсмена, стремясь воспитывать не только хороших профессионалов, но и замечательных людей.

Появление самбо

Дата появления самбо — 16 ноября 1938 года. Именно тогда борьба была официально признана спорткомитетом. В этом еще одно отличие самбо от описываемого выше дзюдо. Ведь то появилось на несколько десятков лет раньше. Хотя многие говорят, что зарождение советской борьбы началось гораздо раньше, с закрытой системы В. Спиридонова под названием «самоз». Ей обучали военнослужащих и сотрудников милиции в обществе «Динамо». Для широких масс система Спиридонова была недоступна.

Всё изменилось в 1930 году, когда в Москву приехал В. Ощепков, талантливый дзюдоист, проживший много лет в Японии. Он обучался борьбе в Кодокане, где получил чёрный пояс и второй дан. По возвращению на родину Ощепков начал преподавать дзюдо советским людям. Он постепенно дополнял его, изменяя правила ведения боя, покрой куртки и место проведения поединка. Тогда было непросто понять, чем самбо отличается от дзюдо, так что сам Ощепков предпочитал говорить, что преподаёт второй вид спорта.

Мастер японской борьбы хотел сделать свою систему доступной для широких масс. В отличие от Спиридонова, искусство которого было закрытым, Ощепков и его ученики долго работали над стиля, как тогда называли спортивное самбо. разбавлялись техниками из этнических видов борьбы народов СССР, а также из других единоборств. В 1937 году Ощепков был арестован. Но его дело продолжили многочисленные ученики. Результатом их работы стало появление спортивной борьбы самбо, которая приобрела невероятную популярность в Советском Союзе и даже вышла за его пределы.

Чем отличается самбо от дзюдо?

Дзюдо и самбо имеют много общего, несмотря на самобытность каждого из этих видов спорта. В японском единоборстве принято бороться с прямой спиной, перемещаясь в высокой стойке. В самбо этот принцип совсем не соблюдается. Тут спортсмены стараются стать пониже. Да и перемещаются они гораздо тяжелее. Захваты за пояс — то, чем отличается дзюдо и самбо. Если в японском единоборстве они полностью исключены, то в советской системе активно используются. Также в дзюдо запрещены захваты за штаны и болевые на ноги, что убирает целый пласт эффективных техник. Однако правила самбо запрещают производить удушающие приёмы, которыми вовсю пользуются дзюдоисты.

Сама манера борьбы в этих единоборствах прекрасно характеризует восточный и западный подход к боевым искусствам. Чем отличается самбо от дзюдо, так это несколько более силовой манерой ведения поединка. В понимании западного человека борьба — это противостояние силы, в то время как японцы предпочитают делать упор на технику и пластику.

Спортивный поединок

Проводя сравнение самбо и дзюдо, важно отметить совершенно разный рисунок боя в этих видах спорта. Судя по отзывам опытных профессионалов, самбисты ведут комбинационную борьбу. Она смотрится более вязко и грязно, чем поединок адептов «мягкого пути». Одновременно спортсмены уверяют, что тактика дзюдоиста часто опирается на победу одним чистым броском, в то время как в самбо критерии совсем другие. Чистую победу в советской борьбе заслужить непросто — для этого нужно либо категорически превзойти соперника по очкам, либо заставить его сдаться.

Борьба в партере — то, в чём проявляется заметнее всего. Самбисты частенько падают на противника во время броска. Так они пытаются закончить бой болевым или совершить удержание. В дзюдо сам бросок выполняется так, чтобы бросающий остался на ногах. Правила японской борьбы запрещают большинство болевых. Поэтому борьбе на полу отводится совсем немного времени.

Что лучше?

С первого взгляда тяжело понять, чем отличается самбо от дзюдо. В чём разница между этими видами борьбы, становится ясно после просмотра нескольких поединков по этим увлекательным видам спорта. Естественно, представители каждой школы будут утверждать, что их искусство лучше и эффективнее. Время показало, что оба вида борьбы имеют право на жизнь, так что лучше заниматься тем, что нравится. Нередко квалифицированный борец может выступать одновременно по самбо и дзюдо. Сходства между ними позволяют это делать. Важно получать удовольствие от занятия любимым делом, а что это будет за дело — решать вам.



  • Разделы сайта