Конспект урока по гимнастике в 4 классе
Тунтуева Екатерина Михайловна
учитель физической культуры
ГБОУ СОШ №500
с углубленным изучением предметов эстетического цикла
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Тема:
Техника выполнения акробатических упражнений
Задачи урока:
Образовательные:
- Повторение правил безопасного поведения на уроках гимнастики в спортивном зале;
- Совершенствование выполнения строевых упражнений;
- Совершенствование техники выполнения кувырков вперед и назад.
Воспитательные:
- Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки, терпимого отношения друг к другу;
- Воспитание аккуратности и образного мышления.
Оздоровительные:
- Формирование правильной осанки;
- Развитие силы, гибкости, ловкости;
- Прививать интерес к систематическим занятиям физкультурой.
Тип урока: Учебно-тренировочный.
Время проведения урока: 45 минут.
Место проведения: Спортивный зал школы.
Инвентарь: Свисток, гимнастические маты, гимнастические скамейки, ветошь.
Части урока и их продолжительность |
Частные задачи к конкретным видам упражнений |
Дозировка |
Организационно- методические указания |
|
Сформировать осмысленное и ответственное отношение к учебной деятельности на уроке |
|
Обратить внимание на внешний вид и на готовность к уроку. |
||
|
Правильное выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Выявление больных и освобожденных. |
|||
Тема и цель урока: |
||||
Повторение правил по технике безопасности на уроках гимнастики в спортивном зале. |
Рассказ должен быть содержательным (возможен вариант: вопрос-ответ) |
|||
Совершенствование выполнения строевых упражнений |
Повороты на месте: «Налево», «Направо», «Кругом». |
Обратить внимание на сложность совместных действий. Следить за четкостью выполнения команд. Исправлять ошибки. |
||
Развивать способность сохранять заданный темп движений |
Ходьба по залу с заданиями на осанку, с изменением положения рук: 1) на носках, руки вверх; 2) на пятках, руки к плечам; 3) перекатом с пятки на носок, руки на пояс; 4) спортивная ходьба с переходом на медленный бег, руки согнуты в локтях и прижаты к телу. |
Обратить внимание на осанку при выполнении упражнений, соблюдение дистанции (на вытянутую вперед руку). |
||
Развивать быстроту двигательной реакции и движений в беге |
Бег на носках с изменением направления движения: противоходом, «змейка», по диагонали. |
Дышать равномерно, вдох носом, выдох свободный. |
||
Ходьба, восстановление дыхания. |
Следить за равнением и дистанцией. |
|||
Развивать быстроту двигательной реакции и движений |
Упражнения в движении: |
Выполняется по сигналу |
||
а) упражнения для рук и плечевого пояса |
Руки через стороны вверх - вдох, наклон - руки вниз - выдох. |
|||
б) махи прямой ногой на каждый шаг, руки вперед |
Мах прямой ногой, опорную ногу в колене не сгибать. |
|||
в) махи согнутой ногой, руки к плечам |
Мах согнутой правой ногой к локтю левой руки и наоборот |
|||
Формировать практический опыт коллективных отношений |
Перестроение через середину зала из колонны по одному в колонну по два поворотом налево в движении |
Следить за равнением. |
||
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности в суставах |
Общеразвивающие упражнения на месте (ОРУ): |
Выполняются под счет учителя |
||
И.п. Ноги на ширине плеч, руки на пояс, наклоны головы вправо-влево-вперед-назад. |
Выполнять медленно. |
|||
Упражнение для плеч: и.п. - ноги на ширине плеч, руки опущены вниз поднимание - опускание плеч (одновременно, попеременно). |
Следить за осанкой и дыханием. |
|||
И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево-вперед-назад. |
||||
И.п.- ноги вместе, руки вдоль туловища. Из упора присев придти в упор стоя согнувшись (выпрямить ноги), затем в упор присев и вернуться в и.п. |
||||
Подготовка места для занятия (разложить маты) |
Ученики парами берут по одному мату и укладывают их дорожкой |
|||
Кувырки вперед и назад |
Ученики встают по два около каждого мата с одной стороны. |
|||
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и развитию гибкости |
|
Следить, чтобы ноги и руки не сгибали. |
||
|
Руки согнуты в локте на уровне груди. При выполнении упражнения руки выпрямлять. |
|||
|
Нельзя переворачиваться через голову. Темп медленный. |
|||
|
||||
|
Упражнение выполняется стоя спиной к мату. |
|||
Совершенствование техники отталкивания |
|
Внимание учащихся обращать на то, чтобы голова была прижата к коленям, а подбородок к груди как можно ближе. |
||
Развитие силы, гибкости и ловкости. Проверить умение ставить руки при кувырке назад |
|
Внимание учащихся обратить на то, чтобы голова не касалась пола, подбородок был прижат к груди, толчок ногами был направлен не вверх, а вперед. Объяснить, что выполнение кувырка вперед достигается энергичной плотной группировкой и быстрой подачей вперед плеч в момент его завершения. |
||
|
Кувырки выполнять поточным способом. Следить за основной стойкой, подходом к мату, упором присев. Исправлять ошибки. |
|||
|
Следить за выходом из кувырка и группировкой, чтобы подбородок был прижат к груди. Исправлять ошибки. |
|||
|
Следить за правильностью выполнения кувырков. |
|||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ |
|
Ученики парами берут по одному мату и укладывают их друг на друга в углу зала |
||
Подвести итоги учебной деятельности учащихся на уроке в целом и сообщить домашнее задание - развивать силу мышц разгибателей рук |
|
Место определено заранее. |
||
|
Оценивать позитивно и тактично. |
|||
|
Индивидуально, коротко. |
|||
|
Конспект урока по гимнастике в 4 классе
Тунтуева Екатерина Михайловна
учитель физической культуры
ГБОУ СОШ №500
с углубленным изучением предметов эстетического цикла
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Тема:
Техника выполнения акробатических упражнений
Задачи урока:
Образовательные:
- Повторение правил безопасного поведения на уроках гимнастики в спортивном зале;
- Совершенствование выполнения строевых упражнений;
- Совершенствование техники выполнения кувырков вперед и назад.
Воспитательные:
- Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки, терпимого отношения друг к другу;
- Воспитание аккуратности и образного мышления.
Оздоровительные:
- Формирование правильной осанки;
- Развитие силы, гибкости, ловкости;
- Прививать интерес к систематическим занятиям физкультурой.
Тип урока: Учебно-тренировочный.
Время проведения урока: 45 минут.
Место проведения: Спортивный зал школы.
Инвентарь: Свисток, гимнастические маты, гимнастические скамейки, ветошь.
Части урока и их продолжительность |
Частные задачи к конкретным видам упражнений |
Дозировка |
Организационно- методические указания |
|
Сформировать осмысленное и ответственное отношение к учебной деятельности на уроке |
|
Обратить внимание на внешний вид и на готовность к уроку. |
||
|
Правильное выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Выявление больных и освобожденных. |
|||
Тема и цель урока: |
||||
Повторение правил по технике безопасности на уроках гимнастики в спортивном зале. |
Рассказ должен быть содержательным (возможен вариант: вопрос-ответ) |
|||
Совершенствование выполнения строевых упражнений |
Повороты на месте: «Налево», «Направо», «Кругом». |
Обратить внимание на сложность совместных действий. Следить за четкостью выполнения команд. Исправлять ошибки. |
||
Развивать способность сохранять заданный темп движений |
Ходьба по залу с заданиями на осанку, с изменением положения рук: 1) на носках, руки вверх; 2) на пятках, руки к плечам; 3) перекатом с пятки на носок, руки на пояс; 4) спортивная ходьба с переходом на медленный бег, руки согнуты в локтях и прижаты к телу. |
Обратить внимание на осанку при выполнении упражнений, соблюдение дистанции (на вытянутую вперед руку). |
||
Развивать быстроту двигательной реакции и движений в беге |
Бег на носках с изменением направления движения: противоходом, «змейка», по диагонали. |
Дышать равномерно, вдох носом, выдох свободный. |
||
Ходьба, восстановление дыхания. |
Следить за равнением и дистанцией. |
|||
Развивать быстроту двигательной реакции и движений |
Упражнения в движении: |
Выполняется по сигналу |
||
а) упражнения для рук и плечевого пояса |
Руки через стороны вверх - вдох, наклон - руки вниз - выдох. |
|||
б) махи прямой ногой на каждый шаг, руки вперед |
Мах прямой ногой, опорную ногу в колене не сгибать. |
|||
в) махи согнутой ногой, руки к плечам |
Мах согнутой правой ногой к локтю левой руки и наоборот |
|||
Формировать практический опыт коллективных отношений |
Перестроение через середину зала из колонны по одному в колонну по два поворотом налево в движении |
Следить за равнением. |
||
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности в суставах |
Общеразвивающие упражнения на месте (ОРУ): |
Выполняются под счет учителя |
||
И.п. Ноги на ширине плеч, руки на пояс, наклоны головы вправо-влево-вперед-назад. |
Выполнять медленно. |
|||
Упражнение для плеч: и.п. - ноги на ширине плеч, руки опущены вниз поднимание - опускание плеч (одновременно, попеременно). |
Следить за осанкой и дыханием. |
|||
И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево-вперед-назад. |
||||
И.п.- ноги вместе, руки вдоль туловища. Из упора присев придти в упор стоя согнувшись (выпрямить ноги), затем в упор присев и вернуться в и.п. |
||||
Подготовка места для занятия (разложить маты) |
Ученики парами берут по одному мату и укладывают их дорожкой |
|||
Кувырки вперед и назад |
Ученики встают по два около каждого мата с одной стороны. |
|||
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и развитию гибкости |
|
Следить, чтобы ноги и руки не сгибали. |
||
|
Руки согнуты в локте на уровне груди. При выполнении упражнения руки выпрямлять. |
|||
|
Нельзя переворачиваться через голову. Темп медленный. |
|||
|
||||
|
Упражнение выполняется стоя спиной к мату. |
|||
Совершенствование техники отталкивания |
|
Внимание учащихся обращать на то, чтобы голова была прижата к коленям, а подбородок к груди как можно ближе. |
||
Развитие силы, гибкости и ловкости. Проверить умение ставить руки при кувырке назад |
|
Внимание учащихся обратить на то, чтобы голова не касалась пола, подбородок был прижат к груди, толчок ногами был направлен не вверх, а вперед. Объяснить, что выполнение кувырка вперед достигается энергичной плотной группировкой и быстрой подачей вперед плеч в момент его завершения. |
||
|
Кувырки выполнять поточным способом. Следить за основной стойкой, подходом к мату, упором присев. Исправлять ошибки. |
|||
|
Следить за выходом из кувырка и группировкой, чтобы подбородок был прижат к груди. Исправлять ошибки. |
|||
|
Следить за правильностью выполнения кувырков. |
|||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ |
|
Ученики парами берут по одному мату и укладывают их друг на друга в углу зала |
||
Подвести итоги учебной деятельности учащихся на уроке в целом и сообщить домашнее задание - развивать силу мышц разгибателей рук |
|
Место определено заранее. |
||
|
Оценивать позитивно и тактично. |
|||
|
Индивидуально, коротко. |
|||
|
Логика любого учебно-воспитательного процесса требует последовательного включения занимающихся в познавательную деятельность, постепенного достижения необходимого уровня физической работоспособности, последовательного решения намеченных на данное занятие образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, обеспечение хорошего послерабочего состояния организма, способствующего успешной последующей деятельности учащихся
Поэтому, как и другие уроки физического воспитания, урок по гимнастике также состоит из трех взаимно связанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Такое деление урока вызвано необходимостью подготовки организма учащихся к предстоящей деятельности, определенного периода врабатывания всех органов и систем организма, повышение уровня работоспособности занимающихся.
Основная часть урока является определяющей и главенствующей в структуре урока. Именно в этой части урока проводится практически вся запланированная учебная работа с учениками и максимум нагрузки на их организм также даётся в этой части урока.
После такой нагрузки опять таки нужен определенный период времени для постепенного ее снижения до исходного или близкого к нему уровня. Этому посвящена заключительная часть урока.
Подготовительная часть урока
Цель подготовительной части урока – организовать класс и обеспечить физиологическую подготовку организма учащихся к предстоящей учебной работе.
Организация класса сводится к построению учащихся, проверки явки на уроках, объяснение основных задачи и содержания предстоящего урока. Построение является началом взаимоотношений между учителем и занимающимися. Объяснение задач урока и построения должно пробуждать у учащихся интерес к занятиям, а также повышать их деятельность и сознательность, активность. Необходимо, чтобы оно было кратким, ясным и понятным. Проверку явки на урок нужно максимально упростить, с тем, чтобы сохранить время для учебной работы.
Организация внимания сводится к тому, чтобы отвлечь учащихся от всего, что не имеет непосредственное отношение к уроку, и сосредоточить их внимание на предстоящей работе. Это достигается повышением интереса и сознательным отношением учащихся к учебной деятельности. Для этого часто используются специальные упражнения для того, чтобы сосредоточить внимание учащихся, - к ним относятся короткие, постепенно усложняющиеся комбинации движений, состоящие из шагов, прыжков, поворотов на месте и на ходу, приседов, хлопков и т.д. С той же целью используются упражнения для развития быстроты, ловкости, и точности реакций, заключающиеся в быстром выполнении непредвиденных распоряжений (лечь, встать, сесть и др.).
Подготовка организма учащихся к предстоящей учебной работе заключается в активизации деятельности функциональных систем организма (сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение общего обмена веществ, разогревание мышц и др.) и центральной нервной системы.
Средствами подготовительной части являются: построения и перестроения; различные виды ходьбы и бега; прыжки и подскоки; танцевальные упражнения; преодоления препятствий; упражнения на внимание; общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах (стенка, скамейка); упражнения с заданием на быстроту и точность реакции, на координацию, различные подвижные игры.
Продолжительность первой части урока зависит от подготовленности учащихся и условий, в которых он проводится. Порядок проведения подготовительной части урока может несколько меняться в зависимости от состояния места занятий, подготовки учащихся и задач урока. В целом, продолжительность подготовительной части урока колеблется от 7 до 12 минут.
Основная часть урока
В этой части урока решаются важнейшие задачи гимнастики - изучение и совершенствование гимнастических упражнений, развитие физических качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости), совершенствование деятельности функциональных систем организма и психомоторики школьников.
Основная часть урока служит для формирования у учеников знаний о технике изучаемых двигательных действий и влиянии выполняемых упражнений на организм занимающихся, формировании знаний о мерах безопасности, приёмах страховки и самостраховки, для обучения учеников прикладным и специальным гимнастическим умениям и навыкам, для совершенствования у них двигательных качеств и воспитания этических и волевых качеств.
Планируя учебный материал на урок, определяя физиологическую нагрузку, учитель должен исходить из степени подготовленности учеников, интенсивности требуемого нервно-мышечного напряжения при выполнении того или иного упражнения и функционального состояния детей (уровня их работоспособности, степени утомления и т.д.).
Необходимо учесть, что с 5-го класса у учеников становятся более выраженными особенности в развитии организма мальчиков и девочек. С этого времени для девочек следует планировать несколько меньшую нагрузку, чем для мальчиков, особенно в упражнениях, связанных с силовым напряжением, лазанием, упражнениями в упоре и т.д.
Величина нагрузки планируется учителем при составлении конспекта к уроку. Подбирая упражнения, определяя очередность их выполнения, он одновременно может составить усредненную кривую нагрузки по пульсу. Для этого надо знать пульсовую стоимость планируемых упражнений при заданной дозировке (темп, количество повторений или время выполнения).
Исходный уровень пульсовой кривой можно определить, измерив показатели у 3-х - 5-ти учащихся разного уровня физической подготовленности. Полученный таким образом стартовый уровень пульсовой кривой, позволяет своевременно внести коррективы в интенсивность нагрузки, более точно регулировать ее в ходе самого урока, избегать перегрузки или недогрузки.
Способы дозирования физиологической нагрузки на уроках гимнастики следующие:
1. Изменение условий выполнения упражнений путем:
Изменение исходного положения;
Применения отягощений;
Использования сопротивлений (амортизаторы) или партнёра;
2. Изменение числа повторений упражнения
3. Изменение способа проведения упражнений путем:
Изменения темпа выполнения;
Применения поточного способа выполнения;
Выполнения упражнений в соединении с другими элементами или в комбинации;
Использования других мер, изменяющих трудность выполнения упражнения (ограничение пространства, зрительных ориентиров, времени выполнения и др.).
Средства основной части урока:
Прикладные упражнения, упражнения на гимнастических снарядах, акробатика, опорные прыжки, упражнения для развития физических качеств, подвижные игры, полосы препятствий, эстафеты.
Продолжительность основной части зависит от продолжительности урока в целом. В школьном уроке продолжительностью в 45 мин, основная часть составляет от 28 до 35 мин.
Заключительная часть урока
Назначение заключительной части урока - завершение учебной работы учащихся, снижение нагрузки и приведения их организма в относительно спокойное состояние, подведение итогов урока и ориентирование учащихся на последующую деятельность. Заканчивая урок, необходимо обеспечить ровное, несколько повышенное эмоциональное состояние учащихся. Хорошим средством для решения этой задачи являются упражнения, направленные на успокоение и восстановление деятельности сердца и дыхания. Разбор урока и подведение итогов обычно сводится к оценке его основного содержания, поведения учащихся и постановки задач на будущее. В конце урока ученикам даются рекомендации и задания на дом.
Продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности подготовительной и основной части и колеблется от 3-х до 5 минут.
Средства заключительной части урока:
Упражнения на расслабление или внимание, упражнения на развитие гибкости, игры на внимание, ходьба с упражнениями на дыхание, танцевальные шаги, строевые приёмы и др.
Заслуживает внимания и всемерного распространения опыт проведения образных или сюжетных уроков в младших классах, когда ученики, выполняя упражнения и различные задания, становятся персонажами различных сказок или мультфильмов. В такой урок можно внести элементы и атрибутику различных профессий, что одновременно будет способствовать профессиональной ориентации учащихся. Место проведения занятий превращается то в стартовую площадку для полета в космос, то в атомоход, бороздящий безбрежные просторы океана, то в автодром и т.д.
Положительная эмоциональная обстановка на подобных уроках обеспечивают каждому ученику возможность добиться успеха, испытать чувство радости и удовлетворения от своей деятельности и работы всего класса. Новизна таких урока достигается и своеобразной организацией класса: изменением места построения, включением песен, речитативов, элементов ритмики, музыки и другое.
Организационный вход в спортивный зал.
«В одну шеренгу становись!» - класс равняется по боковой линии, пятки вместе носки врозь, руки вдоль туловища ; «Равняйсь!» - все, кроме направляющего, поворачивают голову направо; «Смирно!» - возвращаются в и.п., взгляд направлен на учителя; «Вольно!» .
«Прыжком кругом – раз-два!»; «Направо – раз-два!»; «Кругом – раз-два!».
«В обход налево – шагом марш!»
Дистанция 2 шага.
Спина прямая, тянемся вверх, подбородок прямо, взгляд вперед.
Спина прямая, подбородок прямо, взгляд вперед.
«Класс, бегом марш!», темп ниже среднего.
Если ученики бегут в быстром темпе, то дать команду «Направляющий, короче шаг!»
Туловище слегка наклонено вперед, ноги согнуты в коленях, руки перед грудью ладонями вперед, фаланги пальцев чуть согнуты.
Руки в стороны, параллельно полу, спина прямая.
Руки работают попеременно вдоль туловища, смотреть через правое плечо.
«Класс, шагом – марш!»
Руки через сторону вверх – вдох, опускаем вниз – выдох.
Направляющий на месте стой раз, два.
Группа на право.
Группа рассчитывается на первый-второй. Перестроение выполняется на три счета по команде: «В две шеренги – стройся!». По этой команде первые номера стоят на месте, вторые на счет «раз» делают шаг левой назад, на счет «два» – шаг правой в сторону (в затылок первому), на счет «три» – приставляют левую (рис. 1 ).
Обратное перестроение из двух шеренг в одну выполняется по команде: «В одну шеренгу – стройся!». Это перестроение также выполняется на три счета. Первые номера стоят на месте, вторые на счет «раз» делают шаг левой в сторону, на счет «два» – шаг правой вперед на свое место в шеренге, на счет «три» – приставляют левую.
Сначала производится расчет группы на 9–6–3 на месте по команде: «На 9–6–3 на месте – рассчитайсь!» По этой команде правофланговый командует: «9», второй в строю – «6», третий – «3», четвертый – «на месте», пятый – «9», и т.д. Далее подается команда: «По расчету шагом – марш!».
Обратное перестроение выполняется по команде: «На свои места шагом – марш!». По этой команде все, кроме стоявших на месте, делают поворот кругом на счет «раз-два» и идут на свои места.
Производится расчет по три. Затем подается команда: «Первые номера – два шага (три, четыре и т.д.) вправо, третьи номера – два шага (три, четыре и т.д.) влево шагом – марш!». По этой команде вторые номера стоят на месте, а первые и третьи делают соответствующее количество шагов в указанном направлении Обратное перестроение выполняется по команде: «На свои места шагом – марш!». По этой команде первые и третьи номера возвращаются на свои места.
Через центр в колонну по два марш!
«В колонну по одному через центр – марш!». Команда подается в тот момент, когда две колонны по одному встретились в точке, где должно произойти слияние. По исполнительной команде первый номер, сделав поворот, идет через центр; второй номер, дойдя до точки слияния, идет в затылок первому, и т.д.
Направляйщий на месте стой раз- два.
На право!
На 9,6,3, на месте расчитась.
По расчету шагом марш!
Спину держа ровно, плечи расслаблены.
Амплитуда движения полная.
Ноги в коленном суставе не сгибать.
Амплитуда движения полная.
Согнуть ноги в коленном суставе.
Группа на свои места шагом марш!
Кругом!
Ученики парами берут по одному мату и укладывают их дорожкой