Урок сурья-намаскар с анатолием зенченко. Интервью с Анатолием Зенченко: Цель йоги - это не нога за головой. А научиться чувствовать себя

Победитель чемпионата мира украинец занялся йогой только потому, что чувствовал себя никому не нужным и хотел достичь просветления

Совсем недавно украинская сборная йогов вернулась с чемпионата мира. Первый раз команда наших мастеров отправилась на подобное соревнование, в котором принимали участие 70 стран мира, и сразу же добилась оглушительного успеха -- в общем зачете заняла второе место, уступив первенство лишь индийцам. Ну а киевлянин Анатолий Зенченко, завоевав золотую медаль в артистик-йоге, обошел даже величайших мастеров из Индии -- страны-прародительницы йоги, где будущих чемпионов готовят с пеленок… Впрочем, это не первая его медаль.

«Мои сверстники считали меня придурком»

Толя, с десяти лет ты занимался каратэ, научился бить мальчишек. А йогом-то зачем стал?

Чего-то не хватало, а чего, словами не передать. Какого-то внутреннего развития. Боевое искусство -- это наука выживать. А после того, как ты научился выживать, надо научиться жить. Цель же набить кому-то морду предо мной не стояла никогда. До каратэ я занимался вольной борьбой и вообще был хоть маленьким, но сильным.

А без йоги развиваться никак нельзя было? Скажем, книжки читать…

Все это было. И книжки читал. Но в книжках не было техник. Писатель рассказывает, как это классно, когда ты чего-то достиг. А в йоге были голые техники (то есть системы упражнений. -- Авт.) И через год после того, как я стал заниматься йогой, всплыла куча моих глубоко запрятанных страхов…

Каких, например?

Например, что я не так выгляжу. Люди смотрят и считают меня идиотом.

Комплексовал из-за маленького роста?

Наверное. Но какая разница, как выглядишь, если это не мешает быть счастливым? Занимаясь йогой, я стал свободнее -- перестал тратить силы на то, чтобы выглядеть, как все. Я ведь из Чернигова. Мои сверстники считали меня придурком. В подворотне с ними не сижу, водку не трескаю. В свои пятнадцать общался с двадцатипятилетними.

Ты был умным мальчиком…

Да, но не таким, как все. И меня это напрягало. Сначала я хотел подстроиться под других. А потом настало время, когда смог себе позволить быть не таким… Избавился от страха…

У тебя был учитель?

В Доме пионеров он вел кружок рисования. Ему было под сорок, и зарабатывал он копейки. Но мог по полдня дома практиковать йогу. Это был уникальный человек: кого-то он учил рисованию, кого-то -- каратэ, меня -- йоге. А кому-то просто давал читать книги, того же «Маленького принца» Экзюпери.

За таким человеком просто обязано было следить КГБ…

Думаю, он состоял на учете. Как все йоги. Учитель рассказывал, что ему приходилось зарывать в огороде книги, чтобы гэбэшники не нашли их при обыске.

Родители за тебя не боялись?

Ну, они знали, что я не пиво в подворотне пью. Но какая-то неопределенность была. Всего пару лет назад мама мне сказала: «Толик, у меня были тяжелые роды. И врачи предупредили, что ребенок, возможно, будет с отклонениями. Так вот, я до сих пор не могу понять: ты очень умный или полный дурак?»

Все правильно. Гении всегда с отклонениями…

Ну, насчет гения ты загнул. Но, знаешь, я очень рано начал ходить, и взрослых это забавляло. Совсем маленьким в детском саду я развлекал воспитательниц тем, что пересказывал им фильмы. Если они пропускали сериал, то звали меня, и я в подробностях рассказывал содержание предыдущей серии. Но когда я отказался от мяса, у родственников был шок. Два года надо мной всячески подшучивали по этому поводу.

А йогам обязательно не есть мяса? (В китайском кафе, где мы сидели, Толя заказал себе зеленый чай и тортик. -- Авт.)

Для йогов ничего обязательного нет. Вся прелесть йоги в том, что есть громадное количество техник. Хатха-йога, в которой работают с телом, раджа-йога, в которой учат менять состояния твоего сознания, то есть работают с мозгом. Один из принципов йоги: «Не верь никому на слово, особенно своим учителям». То есть проверяй все на собственном опыте.

«Если на голову упал кирпич, значит, что-то в тебе не так»

Хорошо, Толя, избавился ты от страхов. Что было дальше?

Ну как можно описать состояние внутреннего счастья? Знаешь, всех всегда раздражало, что у меня постоянно хорошее настроение. Что я всегда улыбаюсь. Как-то встречает меня знакомая: «Толя, у тебя что-то случилось?» С чего, говорю, ты взяла? «Почему ты не улыбаешься? Ты ведь всегда улыбаешься!» А сейчас, отвечаю, не улыбаюсь, но мне хорошо…

Всегда-всегда?

Я чувствую, что все к лучшему. Если опоздал на автобус, значит, так и надо.

А если кирпич на голову упадет?

Если кирпич на голову упадет, это не строитель, дядя Вася, плохой. Дядя Вася -- это часть мира. Значит, то-то во мне не так. И, понимая это, перестаешь быть жертвой. А ведь это основная проблема людей -- они вечно считают, что их обсчитали, подсидели, обидели, и от этого страдают…

Но бывает, действительно обидели!

Расскажу тебе один случай. Шел я по ночному городу. И ко мне пристали трое ребят. Дошло до драки. Самое прикольное, что мне было даже лень с ними драться. Я просто отбивал удары, они уходили в воздух. Парень в конце концов устал махать руками и ногами, и мы… спокойно разошлись. Я даже заулыбался.

Ну ты же каратист!

Не в этом дело. Если пахнет жареным, я могу просто убежать или перейти на другую сторону. С миром не надо конфликтовать, не надо никому ничего доказывать…

Слушай, я живу точно так же…

А громадное число людей занимаются йогой, но не отдают себе в этом отчет. Они просто любят созерцать закат. Бабушка мне рассказывала, что почувствовала себя счастливой, когда получила квартиру с видом на море и могла каждый день наблюдать закат. В йоге есть техника тратак -- долго, не моргая, смотреть на свечу. Либо на какую-то точку на стене. Но ведь это одно и то же!

А как же тогда понимать завернутые за голову ноги?

Каждый выбирает то, что ему помогает. Я, если не тренируюсь два-три дня, чувствую себя усталым, раздражительным. Теряется смысл жизни. Знаешь, есть маленькое объяснение с точки зрения физиологии, почему йогам всегда хорошо и они довольны жизнью. При растягивании мышечных тканей вырабатываются эндорфины -- гормоны удовольствия. Они вырабатываются как защита от болевых ощущений. И при растяжке в течение двух часов концентрация этих гормонов счастья достигает высшего предела…

Ха! У мазохистов точно так же. Они себя плеткой бьют, испытывая похожие -- не очень сильные, но длительные болевые ощущения…

Не знал я этого…

Толя, а несчастная любовь на тебя тоже не действует?

Зачем несчастная? Я был женат, развелся…

Йог -- и развелся? Неужели женщина может вывести тебя из равновесия?

Никто никого не выводил. Мы развелись без единой ссоры. Написав в загсе заявление о разводе, мы поцеловались, выпили кофе и разошлись…

Наверное, твоя жена тоже была йогом?

Конечно, а как по-другому? И я ее по-прежнему люблю. Но у меня отсутствует чувство собственности: она со мной -- я счастлив, она на другом конце света -- я тоже счастлив. А расстались мы потому, что люди сходятся, чтобы помогать друг другу развиваться. Все в жизни должно быть на лезвии ножа. А если ты делаешь одно и то же десять лет, ты -- робот. Если я десять лет хожу по дорожке, которую знаю, как свои пять пальцев, значит, я сплю. Дзэн-буддисты так объясняют состояние просветленности: когда я ем -- я ем. Когда я сплю -- я сплю. А у нас так: мы делаем все, как во сне. Как-то я поймал себя на том, что выключатель при выходе из туалета нажимаю автоматически. Это же огромный труд -- включать его осознанно!

«Одна часть меня говорит: парень, ты просто сошел с ума… »

Ты, Толя, как я понял, предлагаешь выключать в туалете свет сосредоточенно, приковав к этому бесспорно важному делу свое внимание.

Когда ты присутствуешь в том, что делаешь, ты делаешь это творчески. Можно чистить картошку и думать о мухах, о потолке, о том, что сделал вчера, о том, как надоел сосед Вася. И в итоге тебя просто нет. Нет и в более важных делах. А я чищу картошку и не сплю при этом… Вот смотри, японцы все упрощают до невозможности. У них есть мастера доставания меча из ножен -- делая всего одно это движение, они просветляются. Или чайная церемония. Все до безобразия просто -- надо разлить по чашкам чай. А мастер чайной церемонии фактически причислен к лику святых… Почему? Потому что он умеет вложить в это дело всю душу. А мы стремимся все делать автоматически. Мозг запоминает привычные движения и повторяет их бесчисленное количество раз. Йога -- это способ пробудить наши мозги, заставить их действовать в необычной ситуации..

В чем же необычность ситуации? Закручиваешься каждое утро узлом…

Когда я пытаюсь заложить ногу за голову, возникает внутренняя война. Одна часть меня говорит: парень, ты просто сошел с ума! Сломаешь себе спину, вывернешь колено. Мозг дает телу команду защититься от его собственной глупости. Если научиться ловить эти сигналы, тело расслабляется, и ноги сами закладываются за голову…

А сердце остановить можешь?

Я могу менять ритм его биения. Но никогда не останавливал…

А в землю себя закопать?

Были какие-то детские шалости, к примеру, проткнуть иголкой щеку. Я это сделал и успокоился. А в землю… Зачем? Чтобы потом показывать это за деньги? В свое время один мой знакомый йог стал сотрудничать с бизнесменами. Он должен был просто сидеть на переговорах и сканировать настроение партнеров или клиентов. То есть определять, чего они боятся, чего хотят. Он был очень сильный йог, но… умер от рака. Обычно такие сильные люди не ходят к врачам, но настояли родственники. Врачи сказали, что он проживет две недели. Он прожил два года. Это не единственный пример того, как мир наказывает йогов за неправильное поведение. В КГБ работали люди, умевшие управлять волей человека на расстоянии. Четыре таких человека становились на сопках и «забибикивали» пилота истребителя так, что он сажал свой самолет там, где ему приказывали. После развала секретных институтов эти йоги стали работать за хорошие деньги на бизнесменов. И что? Кто-то из них повесился, кто-то -- попал в автокатастрофу…

А сам ты что-то делал неправильно?

Да, я работал в ночных клубах -- лихо заворачивался в разные узлы. В итоге у меня начал болеть позвоночник. Когда я оставил эту работу, проблемы испарились. Я очень редко позволяю себе бравировать своим умением. В Испании в ресторане ужинала группа девочек из сборной Франции по художественной гимнастике, приехавших на чемпионат Европы. Я подошел и попросил сфотографироваться на память. Они любезно согласились. Я не ухожу -- прошу, чтобы одна закинула красиво ножку. Девочка неохотно соглашается, а тренер говорит мне: «Вы думаете, это легко, попробуйте сами». Я пробую -- получается. В свою очередь предлагаю закинуть ножку, повторяя за мной. Девочки в растерянности -- ничего не выходит… Мои друзья за соседним столиком потешаются. Но это, наверное, только раз было -- очень уж девочки понравились…

«В военкомате я сказал: «Не знаю, что со мной происходит, разбирайтесь сами»

На последнем чемпионате мира кто тебя удивил?

Негр из Сенегала. Он преподает йогу во Франции. Ему 67 лет, но выглядит он на 35. Потрясающее тело и взгляд, способный прожигать стены… Неважно, о чем с ним говорить, просто чувствуешь, как становишься богаче…

А как оценивают выступление? Йог же должен все делать красиво не только с точки зрения гимнастики, но и показывать высокий уровень сознания…

Действительно, в течение двух минут делаешь головокружительные вещи, а у тебя при этом не должны меняется ни поток дыхания, ни выражение лица, ни внутреннее состояние. Члены жюри, наблюдая за этим, могут смотреть в глаза, могут вообще повернуться к тебе спиной. Кто-то твое внутреннее состояние слышит. Смотреть на тебя не обязательно, потому что маску спокойствия можно на лице держать, а внутри дрожать от напряжения…

И все-таки я не понимаю. В Индии йогов с младенчества готовят. А ты самоучка -- и победил?!

Попробую объяснить. Начиная, понимал, что я никому не нужен. У меня не было выбора. Я не хотел быть чемпионом. Хотел добиться состояния просветления. Тренировался несколько лет подряд по четыре часа в день, но не рассчитывал ни на какую награду. Поэтому результаты дались так быстро, хотя особыми природными данными я не обладал и никогда гибкостью не отличался.

То есть после школы ты не учился и не работал…

Я преподавал йогу. Несколько раз поступал в разные институты, но потом забирал документы. Мне все говорили: «Толик, иди учителем физкультуры». Но я понимал, что никогда не стану издеваться над детками, не буду учить их всяким глупостям. В Киеве я поступил в один из новообразованных вузов, на факультет психологии… Но когда пришел оформлять последние документы, посидел в приемной комиссии, послушал, о чем говорят преподаватели, почувствовал состояние их сознания, подумал: «Эти люди меня будут чему-то учить?» Извинился и забрал документы…

И что же ты сделал?

Я умею менять состояние своего сознания и на медкомиссии сказал, мол, со мной происходит что-то странное -- разбирайтесь сами.

Прикинулся шизофреником?

Нет, ничего подобного. Я тоже думал, что мне эпилепсию припишут, но написали «церебральный чего-то там», да еще с приступами. Я с таким диагнозом и права могу получить, но вот к строевой не годен.

Сейчас отдыхаешь после чемпионата?

Какое там! Ложусь в 12 ночи, встаю в 7 утра. Даю по семь классов в день и уже начинаю уставать от этого. При таком образе жизни мне и к чемпионату готовиться не надо. Просто отдохну несколько дней и буду в отличной форме…

Фото-урок с комментариями от Анатолия Зенченко (Киев). Анатолий предлагает свой взгляд на утреннюю практику Сурья Намаскар как на самый эффективный способ достичь первых заметных целебных результатов, затрачивая всего 5 — 15 минут в день. Это идеальный вариант даже для самых занятых людей — бизнесменов, менеджеров, студентов в пору сессии или ученых... Эта практика станет идеальным противоядием против стрессов, психических и физических расстройств.

Анатолий Зенченко — Чемпион Мира в артистик-йоге (2002, 2003), основатель Ишвара-йога центра в Киеве, сейчас проводит семинары в России , Украине, Индии, Непале и других странах.

Сурья-Намаскар — поклон Солнцу

Исходное положение (Тадасана) Выдох!

  • Встаньте прямо, ноги вместе, вес в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута, плечи и лопатки опущены, подъяремная выемка подтянута. Руки сложены в намасте перед грудью. Тело расслаблено, но собрано. Внимание развернуто во внутрь.

  • Со вдохом вытягиваем руки вверх, направляя взгляд в небо — вытягиваем все тело. Вес по прежнему в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха (брюшной замок) подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута и свободна от напряжения, плечи разведены в стороны а лопатки опущены вниз.

Наклон вперед с выдохом. Полный вариант. Выдох!

  • Со вдохом вытягиваем корпус вперед — параллельно полу, отстраивая прямую линию всего позвоночника от кончика копчика до макушки. Кончики пальцев рук касаются пола перед пальцами ног, пуки на ширине плеч. Вес тела в сердцах стоп, (ноги прямые в коленях в конечном варианте) Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, плечи и лопатки подаем к тазу. Взгляд направлен в межбровье (Шамбхави мудра).

Низкий упор с коленями и грудной клеткой на полу. Выдох!

  • С выдохом одним движением отпрыгиваем назад в высокий упор и опускаем колени и грудную клетку на пол. Пальцы ног упираются в пол, Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, ладони упираются в пол на уровне груди, локти прижаты к корпусу, голова смотрит вперед, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Собака головой вверх (Урдхва Мукха Шванасана) - вытягивание назад со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом, сильные ноги выталкивают грудную клетку (нижние ребра) вверх, фаланги пальцев ног упираются в пол, колени пола не касаются (в полном варианте, для тех, у кого здоровый и крепкий), Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма свободна, плечи и лопатки раскрыты, шея вытянута, взгляд направлен вверх.

Собака головой вниз (Ардха Мукха Шванасана) — вытягивание в наклоне с выдохом. Выдох!

  • С выдохом, плавным движением опускаем голову вниз, выталкивая седалищные кости и копчик назад вверх. Руки, плечи, корпус и таз образовывают одну прямую линию. Ладони и стопы на ширине плеч и параллельны. Вес тела стараемся как можно больше перенести назад, упираясь в пол ногами, ноги в коленях прямые (в полном варианте), кончик копчика развернут к потолку, линия позвоночника прямая, Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, нижние ребра оттянуты от таза, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Вытягивание в наклоне со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом переносим вес тела в руки — подаваясь телом вперед, отталкиваемся ногами от пола, позволяя тазу быть высоко, и одним прыжком опускаем ноги на пол между руками. Оттолкнувшись ногами от пола, вытягиваем позвоночник в прямую линию, параллельно полу, направляя взгляд вперед. Кончики пальцев рук касаются пола перед пальцами ног, руки на ширине плеч. Вес тела в сердцах стоп, (ноги прямые в коленях в конечном варианте) Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, плечи и лопатки подаем к тазу. Взгляд направлен в межбровье (Шамбхави мудра).

Наклон вперед с выдохом (Уттанасана). Выдох!

  • С выдохом складываемся в наклон в тазобедренных суставах, удерживая вес тела в сердцах стоп и отдавая вес тела в пол по ногам. В конечном варианте расслабленный и свободный корпус лежит на ногах, голова прижата к передней поверхности ног, которые должны быть прямыми в коленях. Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма свободна, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Вытягивание вверх со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом поднимаемся из наклона, вытягиваем руки вверх, направляя взгляд в небо — вытягиваем все тело. Вес по прежнему в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха (брюшной замок) подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута и свободна от напряжения, плечи разведены в стороны а лопатки опущены вниз. Вдох!

Исходное положение (тадасана)!

Ежедневная практика Сурья-Намаскар дисциплинирует, помогает успешно выстроить весь последующий день. Это, пожалуй, самый удобный способ начать практику йоги и убедиться в ее эффективности.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

Побывал на семинаре Толика Зенченко. Очень интересный семинар получился и, главное, полезный в плане ведения занятий. Узнал много интересного про асаны, их отстройку и внутреннюю работу в них. Увидел как Толик представляет себе картину йоги.

Толик начал семинар с определения йоги. Потом плавно перешел к тому как ее сейчас понимают, к авторским стилям и методикам.У него на все есть свое мнение, может быть не бесспорное, но уж точно интересное. Есть у него определенный дилентатизм в некоторых вопросах (медики были на семинаре, это с их слов), но опыт практики у него просто громадный и это перекрывает то негативное впечатление, которое это могло бы произвести. Тем не менее, на тичерз к нему я бы не пошел. Толик произвел впечатление очень быстрого, нервного и иньского человека одновременно.Если от Лаппы прямо бьет током, такая у него сильная янская энергетика, то Толик больше напоминает энергетическую воронку. Оба очень энергетически мощные люди, нопо-разному.

Понимание Толей йоги сейчас сводится к тому, что йога касается не тела, а мозгов. Обычный человек использует от 3 до 7 процентов возможностейсвоего мозга.Просветленный человек - это тот у которого все нервные клетки отстроили связи друг с другом.Можно не достичь просветления, но развиваться, почувствовать состояние целостности, истинного Я - это задача йогина.

Ишвара - это внутренний аспект божества. Если спросить у Шиваита, что это такое, он радостно воскликнет:«Да это же Шива!». Для христианина - это дух святой. Это наше духовное начало, наш внутренний учитель.

Йога как метод - это попытка понять себя, приблизиться к себе.Нужно найти точку тишины и покоя внутри, и тогда все что происходит в жизни, все нескладухи и неприятности уже не смогут вышибить нас из седла, нам есть на что опереться внутри.Йога - это способ прийти к себе и развивать себя.

При этом Ишвара Йога - это авторская методика Толи и он открыто говорит об этом. Сказал что если кто-то говорит что его йога - это самая правильная йога в мире, то либо тот кто говорит - идиот, либо тот кто говорит, держит за идиотов слушающих. Любой стиль хатха-йоги сегодня - не более чем авторская методика.Пусть и со стажем. И йога Айенгара (это так увидел йогу Айенгар), и АВЙ, и Yoga 23 - этовсе авторские методики… Можно обучаться у разных инструкторов, в этом нет ничего страшного. Это лишь разные взгляды на йогу, только и всего.

Много говорили про йогу. Толя рассказал про 8 ступеней, но отдельно выделили еще одну - Шаткармы. Акцент при описании ступеней он сделал на энергетическом аспекте. Так Яма - это энергетическое взаимодействие с реальностью, а Нияма - с самим собой.Т.е. это те принципы которые позволяют не уснуть и постоянно развиваться. Шаткармы - это тоже энергетические процедуры работы с сознанием. Например, когда мы чистим язык от налета,мы очищаем и массируем вкусовые рецепторы, которые в свою очередь воздействуют на разные области головного мозга. Т.е. мы массажируем мозг.Когда по почистили весь язык мы сбалансировали состояние нашего сознания.Асана - это тоже тренажер для мозгов. Отстройкой асан занимается наше сознание и тело должно рассматриваться как тренажер для него. Мы располагаем наше тело в пространстве, мозг отдает команду, нервные каналы проводят сигнал, части тела исполняют, мозг ориентирует тело в пространстве.Если асана не получается, на одном из участков происходит сбой. В пранаяме мы учимся владеть энергией напрямую и этим тренеруем подсознание. Органы восприятия - это тоже тренажер для сознания.Пратьяхара - это степень свободы, когды ты отключаешься от органов восприятия и можешь реагировать или не реагировать на поступающие от них сигналы. Дхарана - это сосредоточение, способность удерживать заданное направление внимания в состоянии «отключки» от сигналов. Дхьяна . Толик просил не путать ее с медитацией. Дхьяна- это состояние недвойственности, когда мы принимаем все что есть, не деля на хорошее и плохое. Самадхи . Просветление. Описывать бесполезно J .

Йога с точки зрения Толика делится на Хатха и Раджа йогу. Есть более простые техники, которые работают в основном с телом и сознанием. Работать с сознанием легче, чем с подсознанием. Кроме того, если раньше йога была уделом избранных то сейчас техники йоги доступны всем. Эти техники - Хатха-йога. Впрочем, Толя заметил, что для тех, кто хочет - всегда есть возможности идти дальше.

К Хатха йоге по Толику относится Яма, Нияма, Шаткармы, Асаны, простейшие Пранаямы (Шванаямы, от слова Шва - собака, капалабхати, например).

Мы все занимаемся хатха йогой.Самое важное состояние, к которому мы должны стремиться - это внутренняя целостность. Найти внутренний центр, почувствовать его и усилить - это цель занятий хатха-йогой. Главный ключ к этому - бандхи.

Тело должно использоваться как инструмент для работы с сознанием. Об инструменте надо заботиться и использовать правильные принципы работы с позвоночником и суставами

Отсутствие внутренней целостности выражается во внешнем напряжении. Соответственно, если мы расслабляемся, мы достигаем этого состояния. Однако с практикой мы видим, что суставы хронически перенапряжены. И мы просто не знаем как и куда направить сигнал чтобы их расслабить.

Тело - это вода. Но многие люди похожи на стаканы с водой в которые добавили лед. Йога помогает растопить этот лед.

Если мы уходим в наклон вперед, тянутся мышцы задней поверхности бедра. Мы думаем, что они плохо растянуты. А на деле нам нужно всего лишь их расслабить и мы уйдем в наклон. Если же мы силовым образом их будем пытаться растянуть, насилуя свой организм, мы их наоборот будем напрягать. Главное - понять, как, куда, какой мышце дать команду.Есть определенные приемы для этого. Так, чтобы расслабить трицепс,нужно привести в тонус бицепс.Аналогично можно действовать и в наклоне(хотя по моему опыту в наклон уходишь глубже, если расслабляешь пресс - И.С.)

С мышцами дело обстоит проще, с суставами - сложнее. Сустав похож на клубок ниток для вязания, в которой добавили несколько спиц.Вокруг сустава очень много мышц, часть из них напряжена, а часть - расслаблена. Необходимо добиться состояния полусжатой пружины, состояния «собранности» сустава.Мы можем управлять суставом только в состоянии его собранности.

Каждая практика строилась примерно следующим образом.

Пранаяма. Капалабхати. Толя просил представить, что в нос попала соринка и мы акцентированным выдохом стремимся ее вытолкнуть. Если мы располагаем голову чуть-чуть по-другому мы прочищаем мозг (выпрямить и чуть оттянуть голову назад - капалабхати начинает бить прямо в мозг,это очень чувствуется)

Бхастрика. Используем диафрагму. Толя очень долго объяснял что значит работать диафрагмой. Детальнее опишу позже, в разделе работы с дыханием.

Еще один важный аспект - подтянутый живот. Живот - это центр тела, хара. Внутри - паучок, который тянет за нитки, привязанные к внешней стенке живота. Подтянутость должна быть поперечной, по диаметру живота. Но это не напряжение мышц пресса и Толик нам это демонстрировал.

Асаны стоя - это наиболее естественное положение, оно намного естественней, чем перевернутые. Мы сперва работаем с ногами, потому что без них невозможна работа с корпусом.

Обязательна мулабандха. Как будто хочешь в туалет по большому, но нельзя. Бандхи помогают собрать тело в единое целое.

У Толи мне понравилась комбинация асан и виньяс.Виньясы были типичные такие аштанга-виньясовские. Но у него в каждой виньясе были достаточно длительные удержания. В асанах - тоже.В целом практика произвела странное впечатление, такое ощущение что это была замедленная аштанга-виньяса с отстройкой асан по Айенгару.Грузит, кстати, довольно сильно. У меня после семинара болели мышцы передней поверхности бедра.

Физиология дыхания. Чуть выше я уже говорил что Толя уделял большое внимание работе с диафрагмой.Что же такое диафрагма по Толику? Это колба, в ней мембрана.Она цельная. Когда мы делаем вдох - диафрагма опускается вниз. Во время вдоха - диафрагма поднимается вверх (она расслабляется)

Полное йоговское дыхание - нижнее, среднее, верхнее - оторвано от реальности. Подобное описание вызвано тем, что люди пытались описать то, что происходит при таком дыхании частями.

Нужно учиться раскрывать заднюю часть диафрагмы и ее использовать.Для этого представим что у нас есть жабры и мы дышим почками (вдох в область почек). Раскрытая диафрагма предохраняет от излома поясницу во многих асанах. Делали упражнение в парах на это. Один человек накладывал руки на область почек другого, и надо было почувствовать, как расширяется это место, и то, что ты задействуешь заднюю часть диафрагмы при дыхании.

Понравилась мысль про баланс в теле человека. Человек как зебра. У каждого человека что-то перенапряжено, что-то перераслабленно. Это Ха и Тха. Мы стремимся объединить эти два состояния в хатха йоге

Как следствие, в асанах существует два подхода. Один внешний, другой внутренний. Внешний подход представляет собой нарушение принципов Ахимсы. Я хочу - делаю - телу нужно выжить.Как следствие оно приспосабливается. Однако в ситуации выживания тело использует только сильные стороны.В этом нет йоги. Любое состояние преодоления и войны с самим собой - это не йога. Растяжка - это не цель йоги.Шпагат не важен как самоцель. Например, стоя в мостике, мы не дрожим, держась только за сильные стороны, а спокойно улыбаемся, понимая, что нужно, например, сильнее толкнуться ногами от пола, в результате мы делаем мулабандху и концентрируемся на этом, а не на удержании формы через боль. Ищем форму внутри, а не снаружи.

Особо хочется выделить то что говорил Толик про асаны, их отстройку асан и внутреннюю работу в них.

Во многих асанах по задней поверхности отдаем вес в пол, по передней - вытягиваемся вверх.

В асанах которые освоены внутренняя работа происходит осознанно. В незнакомых - приходится работать, т.к. такие асаны не являются устойчивыми.

Мы быстро устаем, потому что у нас много неосознанных и ненужных напряжений.Нужна внутренняя целостность на фоне минимальных напряжений.Поэтому в асанах у нас задача - найти те части тела которые не участвуют в выполнении асаны и научиться давать им команду, привлекая к выполнению асан.

Есть два способа понять, какие мышцы не работают.

  1. Почувствовать где есть пустые места. Основная работа в асанах - заполняем пустоты.
  2. Экстремальные состояния, в которых мы пытаемся себя спасти. Мышцы работают на пределе своих возможностей и мы понимаем что нужно сделать чтобы облегчить им жизнь

На что Толик обращал внимание при отстройке асан.

Умение отдавать вес тела в сердца стоп. Много напряжения в теле присутствует неосознанно.Импульс веса застревает там где есть напряжение. Чем больше мы отдаем вес, тем больше вытягиваемся. В йоге используются очень разные точки опоры - мы должны использовать все, чтобы правильно отстроить асану. В определенный момент можно растянуть внимание по всему телу.

Целостность тела. Бандхи. Они позволяют включать в работу те участки тела, которые не участвуют. Мы подтягиваем бандхи (не напрягаем их!) , это позволяет собрать все тело.

Постепенно мы приходим к состоянию, когда мы не зависим от точек опоры и можем работать от центра тела. Внешний и внутренний аспект работы. Внешний - точка опоры, внутренний -хара.

Как иллюстрацию к правильной работе с опорой и распределением веса на нее приведу, уттанасану. Вес нужно переносить в сердца стоп, тогда у тела появляется способность уйти в наклон глубже.Самая большая ошибка - вес в пятках. В качестве теста, что такое вес в сердцах стоп, Толя попросил перенести вес в пятки и подпрыгнуть из этого положения.В результате этого можно получить сотрясение мозга)) А потом попросил подпрыгнуть когда вес тела перенесен в сердцах стоп. Разница действительно чувствуется.

Таким образом, алгоритм действия в этой асане таков:

  1. Вес в сердца стоп
  2. Складываемся в тазобедренных
  3. Толкам пол вниз, за счет этого выталкиваем таз вверх

Понравилось его объяснение бакасаны. Сперва встать на мысочки ног и нагнуться вниз, опуская корпус между ног. Руки в стороны. Это такой тестна равновесие:)Опустить руки вниз,перенести вес в сердца ладоней.Таз выше. Поставить коленки на локти (они уже близко и ставятся сами) и поднять таз как можно выше вверх.Смотреть вперед. Взгляд вперед - главный тест для определения, правильно вы делаете эту асану или нет. Скажу честно, что я чуть не перешел в стойку на руках и это было впервые, до этого я не чувствовал бакасану так тонко и не заходил в ней так далеко.

Толик хорошо объяснил навасану и ее правильное выполнение. Я наконец-то понял почему у меня в ней грузятся передние мышцы бедер, а не пресс. Пресс напрягается, но чтобы держать конструкции в положении асаны долго, пресс тянет за собой мышцы бедер. Видимо, у меня пресс довольно сильный и нагрузка больше ощущается мышцами бедер

Последовательность в последний день несколько удивила. Сперва вирабхадрасана, без прогиба. Потом хануманасана - с естественным прогибом. Только после этого переходим к прогибам назад.Зачем делать хануманасану как подготовку к прогибам, если я могу так же прогнуться в вирабхадрасане, я не понял. И хотя Толя объяснял, что в хануманасане есть естественный прогиб назад,я не думаю чтоэто весомый аргумент.Надо будет попробовать сделать комплекс с хануманасанойи без нее.

Толик говорил что это очень важно когда мы можем захватываться за самих себя, делать «кольцо», используя собственное тело в качестве опоры.

В заключение приведу очень характерное рассуждение Толика о том, как люди делают асаны. По классификации Толика, есть два (как всегда у Толи :) ) типа людей. Одни делают асаны благодаря умному телу. Т.е. тело само знает где ему напрячься, а где расслабиться для того чтобы сделать асану. Как правило такие хорошие, умные тела имеют спортсмены или люди так или иначе работающие со своим телом.Ко второму типу относятся те, кто делает асаны через мозг. Стремится понять какая мышца не участвует и командой мозга ее напрячь или расслабить. И с его точки зрения именно это йога, а не бездумное выполнение асан.На вопрос, к какой категории он относит себя, Толя ответил, что сперва принадлежал к первой, теперь старается принадлежать ко второй.

В блокноте остались еще интересные мысли Толика, которые хочется оставить на память.

Какую бы асану мы не делали, мы делаем ее всем телом. Это не значит что все тело должно быть напряжено, это значит что все тело должно быть собрано.

Обычный человек - это бетонный мешок с овсяной кашей внутри. Очень смачно сказал:)

Ключи к овладению сложными асанами нужно искать в простых

В йоге нет силовых асан, есть балансовые.

Поделился с TopYogis размышлениями об Ишвара йоге, стойках на голове, критериям прогресса в йоге и тем, для чего же мы ложим ногу за голову.

TopYogis: Анатолий, скажите, что для вас есть целью в йоге?

Анатолий Зенченко: Сложно сказать. Наверное, это помогает мне становиться целостнее и счастливее. Так что я жуткий эгоист, и занимаясь йогой, я иду к счастью.

TopYogis: И вы помогаете на занятиях своим ученикам тоже этого достичь?

Анатолий Зенченко: Да, я хочу, чтобы у них всё было, и им за это ничего не было. Чтобы у них всё получалось, при этом ничего нигде не болело.

TopYogis: Вы разработали свою систему, Ишвара йога. Какая у неё особенность, чем она отличается от обычной банальной хатха йоги?

Анатолий Зенченко: Давайте зайдём издалека. Сейчас принято называть хатха йогой те направления современной йоги, во главу угла которых положена работа с телом. А дальше, всё, что мы видим, это авторские методики - йога Айенгара, Аштанга виньяса йога, Бикрам йога - всё, что угодно. Всё это авторские методики. И вот Ишвара йога - это тоже авторская методика. То есть это одно из направлений хатха йоги.

Отличительных особенностей две. Первая - это внутренние принципы работы с телом . Они универсальны, их всего десять. Они дают ответ на вопрос “почему у вас не получается любая асана”, то есть где ошибка и как её исправить. Эти принципы дают понимание того, как правильно делается любая асана. Но! Смотрите, в современном мире йоге есть направления, которые уделяют внимание отстройке в асанах. Там подход какой? Если мы хотим отстроить Уттхита Триконасану, у нас 387 поправочек. Но если это Париврита Триконасана - то будет 485 поправочек, и совершенно других. А здесь - это десять принципов внутренней работы с телом, и они одинаково успешно применяются к любой асане. Я делаю наклон, и реализую эти 10 принципов. Я делаю прогиб - те же 10 принципов. Фактически это звучит парадоксально, но чтобы сделать наклон и сделать прогиб, я должен делать одно и то же самое. Объясню вкратце. Нам любую асану мешают сделать две вещи. Первая - это разделённость на кусочки. То есть человек воспринимает своё тело, как набор отдельно взятых частей.

TopYogis: Рука, нога..

Анатолий Зенченко: Да. И когда вы начинаете делать асану, ваше тело боится, что вы разломаетесь, что эти руки-ноги поотлетают в стороны. Оно боится, что вы его сломаете, и защищается от вас. Напряжением. А вы его за это растягиваете. И кто бы не победил, победителя тут не будет. Потому что все считают, что самое крутое - это победить себя, а я говорю что это идиотизм: воевать с собой это плохо. Ибо победив себя, кто же останется победителем?

Вторая причина, по которой не получаются все асаны - это отсутствие согласованной работы мышц. То есть, мышцы должны связываться в цепочки, и эти цепочки должны помогать друг другу. А очень часто мы сами себе создаём какие-то проблемы и сложности, поскольку мы не можем создать то, что я называю согласованную работу двигательной мускулатуры. И вот первые пять внутренних принципов объясняют, как убрать дискретность, как приобрести целостность, а вторые пять - как создать согласованную работу мышц.

Нам любую асану мешают сделать две вещи. Первая - это разделённость на кусочки. То есть человек воспринимает своё тело, как набор отдельно взятых частей.И когда вы начинаете делать асану, ваше тело боится, что вы разломаетесь, что эти руки-ноги поотлетают в стороны. Оно боится, что вы его сломаете, и защищается от вас. Напряжением. А вы его за это растягиваете. И кто бы не победил, победителя тут не будет. Вторая причина, по которой не получаются все асаны - это отсутствие согласованной работы мышц. То есть, мышцы должны связываться в цепочки, и эти цепочки должны помогать друг другу.

Это первая отличительная особенность Ишвара йоги. Их две. Вторая - это методология . Это как построить процесс обучения от простого к сложному, так, чтобы мы развивались гармонично, так, чтобы мы постепенно шли от простых элементов к сложным, так, чтобы мы учитывали особенности тех или иных людей, их травмы, их состояние позвоночника и всего остального. Основой методологии являются принципы построения тренировочных программ, принципы построения занятий. Эти принципы базируются на подробной классификации асан. То есть, я понимаю, как асаны взаимосочетаются, взаимодополняются, упрощаются, усложняются, с чем они работают, какая асана нужна здесь и какая асана нужна там. Как построить для конкретного человека копмлекс, чтобы он был целостным, гармонично воздействовал на опорно-двигательный аппарат, и в это же самое время решал его проблемы, а также соответствовал ему по уровню сложности. Вот, собственно говоря, две такие вещи.

TopYogis: Получается, что вы учите инструкторов не конкретным последовательностям, а принципам, которые они понимают, и основываются на них для разработки занятий?

Анатолий Зенченко: Да, они программисты, и понимая язык программирования, они делают то, что нужно делать в соотвествии с группой, поставленной задачей, особенностями, и всем остальным. То есть, я делаю из преподавателей программистов.

TopYogis: Мне понравилось в вашем расписании наличие чёткой структуры: нулевой уровень, первый, второй, третий. Мне кажется, что это очень логично и правильно с точки зрения травмобезопасности и работы с телом.

Анатолий Зенченко: Да. Мне очень больших трудов стоило это отстроить.

TopYogis: И вы работаете с каждым инструктором? То есть, здесь каждый инструктор преподает Ишвара йогу?

Анатолий Зенченко: Да, здесь каждый инструктор практически преподаёт Ишвару. Я хочу, чтобы люди, приходя и в понедельник, и в пятницу, и утром и вечером, получали целостный продукт, и чтобы не было так, что на одном занятии ему говорят одно, а на другом - другое. Поэтому, всё в одной струе, но если вы походите к разным преподавателям, вы будете удивлены, насколько каждый из них может остаться самобытным, уникальным, самостоятельным, и насколько они все разные. При этом, они все преподают Ишвара йогу. Поскольку здесь нет чётких каких-то последовательностей, здесь есть внутренние принципы работы с телом и понимание, как строится процесс обучения.

TopYogis: Очень интересно.
Скажите, если у человека есть 15 минут каждый день что-то практиковать, что самое важное вы бы посоветовали?

Анатолий Зенченко: Мы говорим о йоге?

TopYogis: Да

Анатолий Зенченко: Для каждого своё что-то. Мы не можем всех уровнять. Но, наверное, если прям 15 минут - работа животом. Это вакуумное втягивание, агни-сара дхаути, это наули. Если у человека всё так печально, что у него, бедняжки, есть только 15 минут, то наверное ему не надо даже делать работу животом, а надо понять, а какой фигнёй он занимается оставшиеся 23 часа 45 минут? И перестать ей заниматься.

TopYogis: Ну например, он может ходить к вам в понедельник и четверг, а в остальные дни хочет тоже сам практиковать.

Анатолий Зенченко: Да, но тогда давайте каждый день минимум час. Не пятнадцать минут, а минимум час. И вот тогда, помимо работы животом, он успеет сделать ещё что-нибудь. Конечно, я знаю, что самая популярная книга по йоге, бестселлер, называется, “5 минут йоги не вставая с постели”. И вот вы меня тоже туда тащите, да? Не хочу, так не бывает.

TopYogis: А что вы думаете о стойке на голове?

Анатолий Зенченко: Конкретизируйте вопрос. Я не думаю о ней, я её делаю.

TopYogis: Считаете ли вы, что некоторым людям её нежелательно делать, или нужна специальная подготовка, или оценка? Может, у кого какие-то травмы, слабость мускулатуры…

Анатолий Зенченко: Послушайте. Во-первых, то, как я стою на голове и как стоят мои ученики, отличается об общепринятого способа действия. То есть все стоят на лбу и прогибаются в пояснице, и делают то, что я называю “бананасана”, а я стою вот здесь (указывает на макушку), и у меня вертикальная линия, и почти нет веса на голове, весь вес вот тут (на предплечьях). То есть я стою по-другому.

TopYogis: То есть надо развивать руки.

Анатолий Зенченко: Это не то чтобы развивать руки. Надо уметь отстраивать прямую линию позвоночника - раз, и надо “пристегнуть”, соединить руку с грудной клеткой. В общем, я считаю, что стойка на голове - это очень хорошая асана, замечательная асана, просто в ней нужно стоять правильно. А чтобы в ней правильно стоять, нужно правильно готовиться. Вот сегодня на занятии вы к ней пытались готовиться. Возможно, как-то так не совсем удачно получалось, но вы пытались. Вот если бы поделать это регулярно, вы станете на голову правильно, у вас почти не будет веса в голове, и вы будете стоять замечательно. А в подтверждении того, что стойка на голове - замечательная асана, и если вы стоите правильно, то там всё хорошо… Вы были в Индии?

TopYogis: Да

Анатолий Зенченко: Вы видели, как женщины, хрупкие индийские женщины на голове носят тяжести вероятно превышающие массу их тела? Я видел, как хрупкая индийская женщина несла на голове - холодильник. С очень прямой спиной.

TopYogis: Но они это с детства делают. У них мускулатура шеи уже развита.

Анатолий Зенченко: Правильно. А вот эта мускулатура - это мускулатура вдоль позвоночника. И мы её тренируем знаете где? В низких и высоких упорах. Там же тоже прямая линия позвоночника. И на голове мы не стоим. Давайте научимся там правильно всё делать. И потом будем стоять на голове. То есть, если ко мне пришёл очень слабый, больной человек, я не буду загонять его в стойку на голове. Даже вы доблестно отжимались. Чтобы потом стоять на голове.

TopYogis: Нам понравилось, что вы не заставляли нас делать то, что нам не хотелось. Не все так делают.

Анатолий Зенченко: Все разные.

TopYogis: Скажите, а вы можете по внешнему виду своих студентов сказать, како
й у них прогресс в йоге?

Анатолий Зенченко: По внешнему виду? По цвету рубашки, или как?

TopYogis: Ну например по тому, как они выполняют асаны.

Анатолий Зенченко: Ну конечно, я вижу. У нас два критерия правильности: внутренний и внешний. Внутренний - он самый главный. То есть, вы делаете асану, и вам в ней хорошо. А по человеку видно, ему хорошо или плохо. Это видно: либо вам хорошо, либо вам плохо. И второй критерий - внешний. Либо вы делаете асану, либо не делаете. То есть, нога за голову либо закладывается, либо не закладывается. Но если она заложилась, вам там должно быть хорошо. И надо не вид делать, а чтобы было в самом деле хо-ро-шо. Вот два простых критерия.

У нас два критерия правильности выполнения асаны: внутренний и внешний. Внутренний - он самый главный. То есть, вы делаете асану, и вам в ней хорошо.

TopYogis: Да, имеет смысл. А что вы говорите студенту, который хочет очень быстро сделать сложную асану? Ему не хорошо, но он хочет, потому что все в группе красиво делают, а он нет?

Анатолий Зенченко: Я объясняю, что будет с его поясницей, и что будет с другими частями тела, если он будет сейчас делать то, к чему он не готов. А дальше я ему говорю: “Родной, смотри, ты сейчас делаешь - делаешь, тебе больно? - больно. Зачем? Давай лучше вот сделаем правильно, и тебе будет хорошо”. Я объясняю, что от того, что вы заложили ногу за голову, вам прибавку к зарплате не дадут, звезду героя Украины не присвоят, бесплатный проезд в метро тоже не дадут. Вам должно быть хо-ро-шо. Вы должны понять, что вам мешает заложить ногу за голову, найти это внутри себя, и отстроить целостность там, где её не было. И нога сама туда ляжет. То есть, проблема не в ноге. Проблема в том, что вы себя не чувствуете. И цель йоги - это не нога за головой. А научиться чувствовать себя. Понимать, где вам хорошо, а где вам плохо. Почему вам плохо и что вам нужно сделать, чтобы стало хорошо. Йога - это умение развернуться к себе лицом, и научиться чувствовать себя там, где вы себя не ощущаете. Научиться понимать себя там, где вы себя не понимаете. Науиться принимать себя там, где вы себя не принимаете. Научиться, не знаю, любить себя там, где вы себя не любите. А нога за головой - это внешний фактор. Вам должно быть хо-ро-шо. Без боли.

Я объясняю, что от того, что вы заложили ногу за голову, вам прибавку к зарплате не дадут, звезду героя Украины не присвоят, бесплатный проезд в метро тоже не дадут. Вам должно быть хо-ро-шо. Вы должны понять, что вам мешает заложить ногу за голову, найти это внутри себя, и отстроить целостность там, где её не было. И нога сама туда ляжет. То есть, проблема не в ноге. Проблема в том, что вы себя не чувствуете.

TopYogis: Мы заметили, что вы даёте вариации людям, если видно, что они не могут что-то сделать. Это свидетельствует о том, что нога за головой - это внешний фактор, и пока человек не готов, не следует туда бежать.

Анатолий Зенченко: Да, но походите на второй уровень сложности, и вы увидите, что Ишвара йога не сводится к таким простым вещам, какие мы делали здесь. Там люди закладывают ноги за голову. Улыбаясь при этом.

Цель йоги - это не нога за головой. А научиться чувствовать себя. Понимать, где вам хорошо, а где вам плохо. Почему вам плохо и что вам нужно сделать, чтобы стало хорошо. Йога - это умение развернуться к себе лицом, и научиться чувствовать себя там, где вы себя не ощущаете. Научиться понимать себя там, где вы себя не понимаете. Науиться принимать себя там, где вы себя не принимаете. А нога за головой - это внешний фактор. Вам должно быть хо-ро-шо. Без боли.

TopYogis: Спасибо большое.

Еcли вы инструктор йоги, вы можете бесплатно . Вот .



  • Разделы сайта