Упражнения со стулом. Возможно ли вообще с помощью упражнений поднять ягодицы? Фото до и после

Считывая двигательные импульсы мозга с помощью ЭЭГ-аппарата и передавая их на мышцы ног, можно вернуть парализованному человеку способность ходить.

«Парализованный человек встал и пошёл!» – обычно такие заголовки можно встретить в жёлтой прессе религиозно-эзотерического направления, однако, похоже, скоро такие вещи станут скучной медицинской рутиной. В статье в Journal of NeuroEngineering and Rehabilitation группа исследователей из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Калифорнийского университета в Ирвайне рассказывает, как им удалось вернуть 26-летнему парализованному пациенту способность ходить.

Парализованный человек идёт с помощью устройства, считывающего двигательные ритмы мозга. (Фото University of California, Irvine.)

Паралич конечностей наступает чаще всего в результате травмы позвоночника. Чтобы вернуть контроль над телом, требуется восстановить после повреждения нейронные проводящие пути, однако сделать это довольно сложно. Есть обходной путь: снабдить парализованного нейрокомпьютерным устройством, которое будет принимать сигналы из мозга и передавать их в виде электрических команд либо непосредственно мышцам конечностей, либо экзоскелетной конструкции.

В данном случае нейробиологи пошли по второму пути: устройство, регистрирующее электрические ритмы мозга, посылало двигательные сигналы в электроды, закреплённые на коленях, а оттуда уже сигналы шли в мышцы ног. Прогулке предшествовал долгий подготовительный период – хотя мозг способен генерировать нужные импульсы даже спустя годы после наступления паралича, точность и порядок таких импульсов расстраиваются, и человек поначалу должен выучиться управлять виртуальной ходьбой с помощью компьютерного аватара.

Затем наступило время реальных физических тренировок, во время которых, однако, ноги пока ещё не касались земли, пациент ходил «по воздуху». Таких «воздушных» тренировок прошло целых девятнадцать, а на двадцатую парализованного человека поставили на пол и дали ему пройти чуть более 3,5 метров. При этом, конечно, от падения его предохраняла специальная поддерживающая тело конструкция. Затем последовали ещё несколько недель тренировок, и, по словам авторов работы, способность пациента контролировать конечности возрастала раз от разу.

Важно, что здесь удалось обойтись без вживления электродов в мозг – считывание сигналов происходило с помощью электроэнцефалографического аппарата. Однако система с мозговыми и со спинномозговыми имплантатами всё же может быть удобнее: она всегда остаётся с пользователем, и не нужно каждый раз, когда захочется пройтись, надевать на себя аппарат для преобразования сигнала. Наконец, имплантат может передавать обратно в мозг ощущения от парализованной конечности или от протеза. Так что, вероятно, будущая система нейрокомпьютерного контроля будет всё-таки имплантируемой, но, безусловно, с учётом достижений вот таких неинвазивных методов, подобных вышеописанному.

Разумеется, полученные результаты хорошо бы повторить и с другими пациентами, ведь пока что у нас пошёл только один парализованный. Кроме того, в ней надо бы предусмотреть дополнительные возможности, в частности, чтобы устройство помогало поддерживать тонус мышц спины, без чего невозможно сохранять равновесие при ходьбе. Если удастся так сделать, то человек сможет обойтись без искусственных подпорок.

Создание протезов и «оживление» парализованных частей тела – одна из самых актуальных областей современной нейробиологии. Правда, обычно больше внимания достаётся не ногам, а рукам, что понятно – рукой мы совершаем намного больше разнообразных движений: берём ложку, забиваем гвозди, играем на рояле.

Понятно, какая это колоссальная задача – снабдить искусственную руку такой же чувствительностью и научиться управлять ей так же, как настоящей. С другой стороны, успехи тут тоже достигнуты колоссальные; так, год назад мы писали о том, как механическую руку научили брать ягоду, не раздавив её, чистить зубы и отличать на ощупь характер поверхности . Если же говорить о нейрокомпьютерных интерфейсах, то здесь нельзя не вспомнить про эксперименты лаборатории Мигеля Николелиса в Университете Дьюка , где давно занимаются расшифровкой мозговых сигналов и переводом их на язык электронного устройства. Наконец, в начале года мы писали о работах Павла Мусиенко, который вместе с коллегами занимается разработкой спинномозговых имплантатов, в буквальном смысле помогающих встать на ноги – если не вдаваться в подробности, то их принцип действия основан на электрохимической стимуляции спинного мозга, который сам вполне способен поддерживать координацию довольно сложных движений.

кого . ПОДНЯТЬ НА НОГИ кого . Разг. 1. Будить, заставлять просыпаться кого-либо. Утром нужно рано вставать. Татьяна Васильевна всех поднимает на ноги чем свет (Мамин-Сибиряк. Дикое счастье). 2. Растить, воспитывать, доводить до самостоятельности кого-либо. - Игнат, уйди от греха! Убить я могу тебя, хотя ты и ни при чём… Дети ведь! Какие ещё они! Кто их на ноги поднимет… Звери вы, все вы людоеды (М. Горький. Шабры).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Поднять на ноги" в других словарях:

    поднять на ноги - См … Словарь синонимов

    ПОДНЯТЬ НА НОГИ

    поднять на ноги - кто, что кого, что Вызывать состояние повышенной активности, суматоху, суету. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х), редкие или чрезвычайные сообщения, события или ситуация (Р) будоражат, вызывают беспокойство и переполох у другого лица или … Фразеологический словарь русского языка

    Поднимать/ поднять на ноги - кого. Разг. 1. Будить, заставлять проснуться кого л. 2. Растить, воспитывать кого л. Ф 2, 57 … Большой словарь русских поговорок

    поднять - См … Словарь синонимов

    поднять - Поднять на высоту что перен. привести в соответствие с требованиями науки,техники и т. п., обеспечить принципиальность в чем н. Поднять работу на должную высоту. Поднять глаза на кого что посмотреть вверх или на кого что н. В… … Фразеологический словарь русского языка

    ПОДНЯТЬ - подниму, поднимешь, и (простореч.) подыму, подымешь (формы от глаг. подъять), прош. поднял, подняла, подняло; поднявший, сов. (к поднимать). 1. кого–что. Нагнувшись, взять (с земли, с полу). Поднять кошелек. Поднять упавший носовой платок.… … Толковый словарь Ушакова

    ПОДНИМАТЬ НА НОГИ - 1) кто кого, что Заставлять активно действовать. Часто подразумеваются государственные учреждения или организации милиция, больница, администрация и под. и их служащие. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) побуждает к активной деятельности … Фразеологический словарь русского языка

    ПОСТАВИТЬ НА НОГИ - 1) кто кого, что Заставлять активно действовать. Часто подразумеваются государственные учреждения или организации милиция, больница, администрация и под. и их служащие. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) побуждает к активной деятельности … Фразеологический словарь русского языка

    СТАВИТЬ НА НОГИ - 1) кто кого, что Заставлять активно действовать. Часто подразумеваются государственные учреждения или организации милиция, больница, администрация и под. и их служащие. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) побуждает к активной деятельности … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Домострой , . "Домострой"-одно из самых значительных литературных произведений средневековой Руси. Собственно домострой как регламент семейной, хозяйственной и религиозной жизни складывался в Новгороде в…

Недавно мы проводили обучающий тренинг для медперсонала детского дома города Актау, где выхаживают малышей от 0 до 3 лет, - рассказывает Людмила Васильевна. - Там среди воспитанников есть детки особенные, и есть здоровые малыши, которых в учреждение сдали родители. Нет, они не отказались от своих чад, но по различным причинам и обстоятельствам сейчас не могут содержать их дома. Достигнув определенного благосостояния, они смогут забрать их обратно в семьи.

И в этом детском доме мы наблюдали удивительные вещи! Дети есть дети! Они все нуждаются в ласке и внимании. Когда я впервые появилась среди них, они выстроились в очередь, и каждый стал ждать, когда возьму его на руки, обниму, прижму покрепче, пообщаюсь, поцелую и поставлю на место. Потом подходил следующий, говорил “мама”, и я брала его. А все остальные терпеливо стояли в очереди и ждали своей порции ласки. Более смелые протягивали ручки, те, кто постарше хоть на полгодика, уступали место маленьким. Но каждый ждал этого общения со мной.

Причем такой ритуал проходит там любой вновь появляющийся человек, потому, что этим детям очень нужна любовь в виде прикосновений, поцелуев, ласкового взгляда. Просто в тот момент я оказалась на новенького…

- Что дает это малышам?

Обмен энергиями, сердцами и любовью. И дети начинают оживать, чувствовать себя любимыми, быстрее развиваются, оздоравливаются, начинают чувствовать, что есть мама или кто-то очень родной, что они не брошены. Энергия человека, который их обнимает, включает их, словно лампочки.

Особая забота особенным детям

Как рассказывает Людмила Дробышева, в актауском доме малютки особо потрудиться пришлось с группой малышей с особенностями в развитии, причем с достаточно сложными диагнозами: эпилепсией, ДЦП. От многих из них отказались родители. Из роддома они прямиком попадают в детский дом. И уже работники учреждения становятся для них мамами, нянями. Но таким малышам помимо повседневной заботы необходимы специфические занятия. И нужно, чтобы няни, воспитатели и массажисты знали элементарные приемы ухода и лечебные упражнения для максимальной реабилитации каждого ребенка.

Это и было основной целью моих тренингов, - говорит специалист, - потому, что при хорошей реабилитации каждый такой малыш впоследствии может быть усыновлен. Вот, к примеру, как проходили наши занятия с детьми, имеющими нарушения двигательных функций, гиперкинезы (патологическая неуправляемая двигательная активность) и спастику (болезненные сокращения мышц). Это упражнения из разряда лечебных поз и положений.

Сначала мы заворачиваем ребенка в одеяло и, как в гамаке, покачиваем его. Вместе с применением противосудорожного препарата это дает эффект расслабления мышц. Работали мы так с одним из наиболее тяжелых малышей, у которого эпилепсия, ДЦП и общее поражение центральной нервной системы.

После покачивания в гамаке, уже в расслабленном состоянии, мы можем укладывать его в определенные позы и положения на валик. Представьте себе, ребенок, который до сих пор постоянно лежал в кроватке с запрокинутой головой и видел только потолок, теперь при определенных позах и положениях начинает видеть окружающих людей, общаться с ними, учится фиксировать взгляд. Сразу же у него открывается речь, он пытается что-то говорить, потому что психика и эмоции относительно сохранны. Просто прежде, из-за неправильного положения, болезненного сокращения мышц и неврологической симптоматики, он не мог производить даже полноценных дыхательных движений . И в той позе, как он лежал в палате в кроватке, с ним никто ничего сделать не мог, потому что конечности у него не сгибаются, голова запрокинута. Ну а при помощи этих специфических упражнений, смены поз и положений с ребенком уже можно заниматься. Он может открывать рот, протягивать руку, общаться с детьми для начала хотя бы взглядом.

Другой малыш, тоже с ДЦП, не мог глотать. У него спастика плечевого пояса. Даем ему упражнения с удержанием хвата пальчиками. Учим нянь, медсестер, санитарочек и массажисток, как ему помочь.

Ведь при нарушении функции кисти и мелкой моторики рук ребенок не может себя обслуживать. Не может поднести руку ко рту, чтобы покушать, не может ощупать себя, почувствовать свои конечности, понять, кто он, какой он. А если не работают руки, малыш начинает максимально отставать в психомоторном и речевом развитии , потому, что руки - важный для общего развития орган. И эти упражнения мы делаем так, чтобы все вокруг могли это видеть. Тогда возникает некое взаимодействие, малыши активно начинают общаться друг с другом. И няни, наблюдая, тоже обучаются.

- Но у малышей с такими патологиями очень низкий иммунитет. Его-то как поднять?

Самое интересное, что все физические методики, даже лечебные позы и положения, поднимают иммунитет лучше многих препаратов. Вот проанализируем: одно дело, когда ребенок постоянно лежит на спине с запрокинутой головой, другое - когда мы кладем его на валик. У него открываются спинка, грудная клеточка. Сразу идет тренировка движения в суставах, формируются будущие рефлексы на ходьбу. И мы спокойно можем делать элементарные упражнения для мышц спины, приемами массажа уменьшаем застойные явления в легких, улучшаем их вентиляцию. Синхронизируется работа сердца, дыхания и движения. И всё это влияет на иммунную систему ребенка и укрепляет его здоровье.

Мир меняется!

Вот поворот, ребенок уже лежит на боку, он пытается поднимать головку, опираться ручками. Растягиваются межреберные мышцы, а это расширение объема легких, увеличение дыхания и даже амплитуды движения глаз. Ребенок начинает больше видеть и реагирует на это. Вокруг него мир меняется! Благодаря прикосновениям рук он начинает больше чувствовать и быстрее развиваться.

Но тяжелый, с множественными поражениями нервной системы ребенок в любом случае не станет стопроцентно здоровым? Такие усилия оправдывают себя?

Все зависит от тяжести состояния и от интенсивности занятий с ним специалистов. Причем это не такая уж сложная работа: ежедневно уделять ребенку внимание, применяя элементарные приемы массажа и лечебной физкультуры. В результате мы максимально выводим его на самообслуживание. А это социальная, бытовая и трудовая адаптация. Приспособить ребенка к условиям существования и чтобы он на своих ногах пошел в школу - вот такие у нас большие цели. И даже если не сможет ходить, а будет сидеть в кресле, зато он сможет самостоятельно себя обслуживать, а не лежать в кровати как растение, за которым необходим непрерывный уход. И это уже победа!

- У того малыша есть мама или папа?

Он отказной. Но у него ведь могут быть и новые мама и папа. И даже те мама и папа, которые от него когда-то отказались, быть может, появятся и, увидев, каким развитым он стал, возможно, захотят взять его обратно. И мы дадим им такой шанс.

- И у него будет шанс жить долго и счастливо?

Конечно. Если так получится, что у него пройдут судороги, потому что он получает хорошую противосудорожную терапию. Ведь с первых поз и положений он очень быстро стал реагировать на окружающий мир, отвечать на то внимание, которое ему оказывают. И там, в детском доме, настолько ответственный персонал, няни, санитарочки, массажистки, которые сразу по окончании наших тренингов стали заниматься с этим малышом. Укладывали его на валики, применяли те позы и положения, которым я обучала. Причем у них настолько хорошо получалось, что я поняла, есть люди, которые дадут этому ребенку всё необходимое для его физического развития.

Реабилитация без особых затрат

И вот что важно, - продолжает доктор Дробышева, - сейчас уже появились очень хорошие организации между роддомами и детскими домами. Это “дома мамы”, в которых молодые женщины, отказавшиеся от детей в роддоме, в течение года могут жить бесплатно. Могут забирать своего ребенка, воспитывать, привыкать к нему, начинают любить его. И после восстановления отношений со своей семьей или выходя замуж, они осознают, что им дал Бог в виде ребенка, и забирают своих отказных детей обратно. И тогда в дома ребенка поступает все меньше и меньше отказничков.

Уже сейчас в детских домах наших городов имеются не использующиеся благоустроенные площади. Их, мне кажется, надо оборудовать под такие реабилитационные центры для детей с особенностями развития, которых сейчас ох как не хватает!

Тогда количество отказных деток еще сократится. Ведь мы видим, как их можно поднимать на ноги, и что для этого не обязательно строить новые помещения, а можно использовать имеющиеся и уже оснащенные. Там прекрасное оборудование, вышколенный персонал. Есть кадры: массажисты, инструкторы ЛФК, логопеды. Остается добавить реабилитационное оборудование и работать с особенными детьми.

А мы, Ассоциация детских специалистов восстановительной медицины и Фонд имени нашего профессора ортопеда Агабека Карабекова, готовы взяться за такую программу. Тогда в стране будет меньше родителей, отказывающихся от своих детей, и меньше детей-сирот. Мне кажется, это и есть самое важное, когда каждый человек чувствует себя родным в своей семье, в своем доме, в своей стране.

Спортсмены и танцоры умеют поднимать ноги выше головы, демонстрируя гибкость и силу мышц. Этот навык нужен танцорам балета, мастерам фигурного катания и боевых искусств и другим людям. Это довольно сложное движение, но если вы разовьете скорость реакции, укрепите мышцы кора и поработаете над растяжкой, вы тоже сможете поднимать ноги выше головы.

Шаги

Работа над гибкостью

    Растягивайте мышцы бедер. В бедрах располагаются мышцы, которые позволяют ногам двигаться. Если растягивать эти мышцы, вы сможете дальше расставлять ноги. Есть упражнения на растяжку этих мышц, включая сгибающие, разгибающие, передние и задние мышцы. Чтобы растянуть сгибающую мышцу:

    • Станьте на правое колено и положите вторую ногу на пол. Второе бедро и колено должны образовать угол в 90 градусов.
    • Подтяните правое бедро вперед, пока оно не окажется выше колена. Руки держите на бедрах. Спина должна быть ровной, плечи расправленными.
    • Сделайте вдох на растягивании и дождитесь, пока в мышцах появится напряжение. Задержитесь в этом положении на 15-60 секунд. Отпустите ногу и перейдите ко второй ноге. Сделайте по 5 упражнений на каждую ногу. Выполняйте эти сеты несколько раз в день ежедневно.
  1. Растяните мышцы задней поверхности бедра. Эти мышцы располагаются вдоль задней части бедра. Есть несколько способов проработать эти мышцы, и эти упражнения обычно требуют работы с сопротивлением или опоры (например, на стол, на дверной косяк, на пол, на балетный станок). Чтобы растянуться с опорой на дверной косяк:

    • Лягте на пол возле дверного косяка. Одну ногу положите с другой стороны косяка, а вторую на стену.
    • Начните медленно подниматься к стене, не отрывая от нее ногу. Вы почувствуете натяжение в мышцах задней поверхности бедра.
    • Задержитесь в этом положении на 15-60 секунд. Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение с другой ноги. Выполните по 5 упражнений на каждую ногу. Повторяйте это упражнение несколько раз в день ежедневно.
    • Когда вы научитесь делать это упражнение, попробуйте заняться другими упражнениями, где ногу нужно будет тянуть сильнее или поднимать выше, например, с опорой на стол или сидя на полу.
  2. Делайте упражнения "бабочка" или "лягушка". Вам нужно будет сесть на пол, свести пятки и прижимать руками ноги к полу. Эти упражнения обычно делают танцоры балета, но они также полезны альпинистам и другим спортсменам. Они позволяют повысить гибкость мышц. Чтобы выполнить это упражнение:

    • Сядьте на пол, соедините ступни так, чтобы ноги образовали форму бриллианта.
    • Возьмитесь за щиколотки и положите локти на ноги. Аккуратно прижмите ноги к полу. Руки не должны находиться на коленях - это повысит риск травмы.
    • Тянитесь до тех пор, пока не почувствуете натяжение во внутренней поверхности бедра и в паху. Задержитесь на 10-20 секунд и расслабьтесь. Снова повторите упражнение, но задержитесь уже на 20-30 секунд.
    • Лягте на спину. Держите ноги в том же положении. Опустите ноги на землю, чтобы колени аккуратно коснулись пола. Не разводите ступни. Задержитесь в таком положении на 30-60 секунд. Повторяйте упражнение несколько раз в день ежедневно.
  3. Растягивайте ноги по стене. Когда вы станете чуть более гибким или гибкой, начните растягивать ноги у стены. Поставьте ногу вдоль стены и начните медленно прижиматься к стене, чтобы нога постепенно поднималась все выше и выше. Чтобы удержать равновесие, держитесь за стул или стол.

    • Лучше выполнять упражнение с голыми ногами, поскольку носки будут скользить. Если нога резко соскользнет, вы можете получить травму.
    • Потренируйтесь делать то же самое с другой ноги, чтобы мышцы растянулись равномерно.
  4. Поднимайте ноги. Эти упражнения укрепят нижние мышцы спины и живота. Чтобы выполнить это упражнение, лягте на пол, вытянув руки вдоль тела. Поднимайте по очереди то одну, то другую ногу на 30 сантиметров над землей, медленно и плавно. Задержитесь на 10 секунд, затем опустите ногу. Не сгибайте ноги в колене. Сделайте по 10 повторов на каждую ногу. Выполняйте упражнение 1-3 раза в день ежедневно.

    • Чтобы усложнить упражнение, попробуйте поднимать обе ноги одновременно. Медленно и плавно приподнимите их над полом на 30 сантиметров, задержитесь на 10 секунд, плавно опустите вниз.
  5. Делайте боковые подъемы. Станьте ровно и сведите ноги. Поставьте руки на пояс. Медленно поднимайте то одну, то другую ногу в сторону на 15 сантиметров над землей. Плавно опускайте ногу. Не давайте телу наклоняться вместе с ногой, держите корпус ровно. Повторяйте по 10 раз на каждую ногу. Выполняйте упражнение 1-3 раза в день ежедневно.

    • Напрягите мышцы кора и ягодиц, чтобы тело не раскачивалось.
    • По мере того, как мышцы будут укрепляться, начните поднимать ноги выше. Можно поднимать ноги перед собой. Занимайтесь так, чтобы каждый день вам удавалось поднять ноги чуть выше. Держитесь за что-нибудь, чтобы не упасть.
  6. Занимайтесь с гирями. Гиря - это маленький металлический спортивный снаряд с ручкой. Поднимая гири, вы вынуждаете мышцы кора помогать вам удерживать равновесие. Чтобы укрепить мышцы кора, начните с пятикилограммовых гирь. Выполняйте с ними самые разные упражнения (например, обвод гирей головы в положении на колене).

    Удержание равновесия

    1. Удерживайте равновесие на одной ноге. Это полезное упражнение, особенно если вы при этом будете еще двигать другими частями тела. Упражнение помогает развивать равновесие.

    2. Сделайте упражнение с руками. Ваши руки будут вращаться как стрелки часов, а вы при этом будете стоять на одной ноге. Станьте на одну ногу и смотрите прямо вперед. Положите руки на пояс. Поднимите одну руку вверх, затем опустите ее на четверть, еще на четверть, еще на четверть, а затем верните в исходное положение. Повторите со второй ноги и второй рукой.

      • Старайтесь сделать так, чтобы двигались только руки. Дышите ровно, старайтесь сосредоточиться на неподвижности.
    3. Делайте повороты туловищем. Туловище - основа вашего тела, поэтому упражнения на равновесие с участием туловища позволят вам стабилизировать тело и улучшить способность удерживать равновесие. Поставьте ноги чуть шире ширины плеч. Лучше стать на небольшой трамплин или любую другую неустойчивую поверхность. Возьмите в руки тяжелый предмет (например, мяч для тренировок, гантель или что-то похожее). Поверните туловище в одну сторону, потом в другую. Повторите 10 раз. Ноги не должны двигаться вслед за корпусом.

      • Движения должны быть плавными и четкими. Тело не должно болтаться в стороны. Прочувствуйте, как работают все мышцы, с каждым поворотом. Не используйте импульс от одного поворота, чтобы выполнить поворот в другую сторону.
    4. Выполняйте сложные упражнения на ноги. Следующее упражнение сможет сделать только человек с крепкими мышцами ног и способный удерживать равновесие при работе с утяжелителем. Станьте на левую ногу, слегка согнув ее. Нагнитесь вперед и потянитесь к земле правой рукой. Держите двухкилограммовый утяжелитель в этой руке. Заведите правую ногу назад. Плавно вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение со второй ноги. Выполняйте по 5 сетов несколько раз в неделю.

      • Старайтесь сделать так, чтобы все движения были равномерными. Не тряситесь. Ровно дышите и сконцентрируйтесь на мышцах кора и ног, чтобы все движения были точными.


  • Разделы сайта