Упражнения игнатия. Духовные упражнения святого игнатия лойолы

Игнатий Лойола, мистик и святой, наделенный «даром слез» (умением плакать во время молитвы), который чуть было не лишил его зрения, оставил после себя один из самых известных и влиятельных монашеских орденов – Орден Иезуитов, а также дневник, в котором описал свои видения, и «Духовные упражнения» (1548), в которых излагается его учение. Хотя многие исследователи творчества Сервантеса утверждают, что главный герой романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» был списан именно с Лойолы, нас сегодня интересует не его жизнь, но его учение.

Интерес к Лойоле, безусловно, и в католическом и в светском мире подогревается тем фактом, что нынешний Папа Франциск принадлежит Ордену Иезуитов, но мы и это оставим за скобками.

Мы рассмотрим влияние святого через призму его главного труда – «Духовных упражнений».

Исследователь эпохи Реформации Роберт Линдер, анализируя «Духовные упражнения» Лойолы, говорит следующее: «если бы важность книг оценивалась не по их художественным характеристикам, а по степени воздействия на разум, Упражнения были бы одной из самых величайших книг в истории Церкви» (Linder, Robert D. The Reformation Era. London, GreenwoodPress, 2008. – С. 108.)

А вот что пишет сам Святой Игнатий в «Духовных упражнениях»: «Отрешившись от всякого собственного суждения, надо иметь душу готовую и скорую на послушание во всем истинной невесте Христа Господа нашего, то есть Святой нашей Матери, иерархической Церкви ».

Итак, «Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia »), одобренные Папой Павлом III 31 июля 1547 года, представляют собой сочетание испытания совести, размышления, созерцания и молитвы. Упражнения эти поделены на 4 части - недели. При этом, важно понимать, что понятие «недели» весьма условно. По времени каждая из частей может занимать больше недели или меньше.

1. Первая неделя - очищающая (vita purgativa ). В эту неделю человек, прежде всего, вспоминает совершенные им грехи, переосмысливает свою личную жизнь, а также – самое главное – прилагает все усилия для того, чтобы «достичь первичного обращения»: выйти из состояния греха и обрести благодать.

Этот первый этап следует словам Библии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1-16,17) и «Светильник тела есть око; итак, если око твоё будет чисто, то и всё тело твоё будет светло; а если оно будет худо, то и тело твоё будет темно» (Лк.11,34).

Человек призван признать свою греховность, выйти из нее.

2. Вторая неделя - просвещающая (vita illuminativa ). Этот этап посвящен молитве и молитвенным размышлениям о Христе и Его земной жизни: от Рождества и до смерти на Кресте. Эта неделя призвана стать подготовкой человека ко времени, когда он будет способен искренне последовать за Христом.

Как писал Папа Франциск: «Жизнь Христа - то, как Он знает Отца и живет всецело в соединении с Ним - открывает новое пространство для человеческого опыта, куда и мы можем войти». (Папа римский Франциск. Энциклика Lumen Fidei. М. : НО Издательство Францисканцев, 2013. – С. 22.)

Человек призван узнать Христа, впустить Его в свою жизнь и дать возможность Христу сопутствовать в пути .

3. Третья неделя - соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. Таким образом, упражняющийся умирает со Христом, чтобы с Ним вместе воскреснуть.

Как пишет Апостол Павел: «…как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения». (Рим.6,4-5)

Наконец, человек призван умереть и родиться заново, принять крещение и Бога, ходить в «обновленной жизни».

4. Четвёртая неделя - Воскресение и Вознесение. Этот этап должен объединить в себе духовные плоды всех предыдущих этапов. Он, в итоге, заключается в созерцании ради обретения любви (contemplatio ad amorem ), которое позволяет человеку всё возлюбить в Боге, а Бога - во всём.

И опять Лойола следует словам Библии: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его». (Пс.26,4)

В своей уже обновленной жизни человек призван созерцать Господа, возносить ему хвалу, радоваться и любить. Он призван к счастью.

Ведь Церковь состоит из радостных, любящих и счастливых. Именно такие люди составляют тело Христово – Его церковь. А ничего важнее Церкви для Игнатия Лойолы не существует.

Евгений Гречко в статье «Игнатий Лойола: вера в церковь, ведомую духом Святым» пишет о святом так: «Церковь для Игнатия - мать. Мать, которая хоть и строга, но всегда готова принять и вместить всех своих детей. Игнатий осознает историческую важность Церкви. Церковь Историческая - это церковь, не только обладающая историей, но и творящая историю. Таким образом, вера в Бога у Лойолы неотделима от церкви. Он не сомневается, что Церковью управляет Бог». (Философско-религиозная тетрадь №10)

Но еще лучше о святом говорит его любимая молитва: «Душа Христова, освяти меня. Тело Христово, спаси меня. Кровь Христова, напои меня. Вода ребра Христова, омой меня, Страсти Христовы, укрепите меня. О благий Иисусе, услыши меня: В язвах Твоих сокрой меня. Не дай мне отлучиться от Тебя. От лукавого защити меня. В час смерти моей призови меня, И повели мне прийти к Тебе, Дабы со святыми Твоими восхвалять Тебя во веки веков. Аминь»

Николай Сыров

Введение.


Во времена святого Максима Исповедника в христианстве не существовало духовных упражнений в общепринятом современном смысле – как системы (схемы) духовных размышлений, поисков соответственно теме психоэмоциональных состояний и навыков устойчивого пребывания в них. Благодаря большому числу подвижников, живых носителей духовной культуры, наследуемой «от спутников и служителей Слова», их Небесному во Христе и личному общению, духовное ведение (и практика) передавались непосредственно от души к душе и поэтому нуждалась только в личном знакомстве или личном пребывании в духовном пространстве подвижника. Поэтому в трудах святого Максима описывается два вида духовной жизни: "Совершенным же является тот [христианин], который посредством воздержания сражается с добровольными искушениями и мужественно переносит, с помощью терпения, невольные искушения; цельным же является тот [христианин], который успешно преуспевает в делании [Царствия Божия], сопровождаемом ведением, и созерцание которого не бездейственно". Совершенство достигается духовными упражнениями, а цельность совершается в Промысле Бога, который есть "делание" - духовная практика святых.

Поэтому духовные упражнения описываются святым Максимом при необходимости и в неявном виде, только для лучшего понимания (восприятия) основных духовных мест по пути к Цели. Словно прототип «Лествицы» учение святого Максима не говорит о способе (духовных упражнениях) перехода между ступенями восхождения к Цели, но много и подробно для разных Даров подвижничества (и потому как кажется многократно повторяясь), словно с разных сторон описывает каждый существенно важный плод-разумение по пути восхождения - для подвижников важнее куда двигаться, чтобы не ходить кругами в духовном мире, принимая интеллектуальные фальшивки за плоды подвижничества. Таких «Лествиц» много в учении святого Максима: независимые, самостоятельные и совершенные они говорят о восхождении (практике воплощения собою Слова) из разных пространств, совместном восхождении с кем-то, изменившейся ситуации, исполнении Промыслительной воли Бога, различных дарований и по др., неисповедимым причинам, но каждый раз вызывают совершенную радость и удивление новой (Божественно неповторимой) импровизацией воплощения Слова, открывающей духовный почерк святого Максима – каждое новое восхождение это новое совершение Славы Бога.

С другой стороны, святой Максим подробно описывает все известные ему духовные пространства: из-под земли до наивысшего из Небес - их свойства, признаки восприятия, понимание, влияние на ум и психику, способы изменения природы тела, причины (и признаки) вхождения и способы выхода из них. Это, полнейшее описание духовного мира VII века, ставшего по существу основой современного нам духовного мира, дает очень большие возможности для достижения Цели. Своим богословием святой Максим учит различать временное и вечное, конечное и бесконечное, и при этом почти не занимается описанием вечности «противоприродного соединения с Богом». А поскольку без слов о практике (Домостроительстве Бога) и способов совершения (упражнений), богословие святого Максима не было бы целостным и взаимосвязанным, способы присутствуют в богословии святого Максима Исповедника в неявном (второстепенном) вспомогательном виде пояснениями по мере необходимости, поэтому они вместе с разумением и обобщением из других текстов, будут представлены в виде современных Духовных упражнений для совершения своего тропоса по учению святого Максима Исповедника.

Духовные упражнения по учению святого Максима разделены на три части. Первая совершает восстановление природы логоса бытия и несмотря на постепенное изменение мировосприятия в понимание мироздания как творения Бога, ведение сущего и духа, имеет обратимые изменения мировосприятия. Человек может свободно вернуться к началу своего пути (состоянию), используя полученный духовный опыт в своих интересах. Первая часть хотя и совершается с помощью Бога, но не принадлежит Промыслу и по существу восстанавливает способность движения в духовном мире, создавая себе культуру Богообщения и восприятия Божественных смыслов по учению святого Максима. Человек узнает присутствие богословия святого Максима в своей личной жизни, приобщаясь через это к святоотеческой традиции и подвижничеству, эта часть соответствует слову "обращение" по смыслу, используемому святыми отцами до XVII в. Во второй части Духовные упражнения описывают тропос святого Максима, и, если Господь принимает в Промысел, изменения "запечатлеваются в теле от Благодатных даров Духа". В этой части Сам Господь учит человека духовной импровизации для совершения эмпирических событий своего тропоса, и потому она представлена так, как это описывается в учении святого Максима - в виде рекомендаций, а не как смысловые инструкции (упражнения). Третья часть описывает "действенное ведение" святого Максима и его святых современников для сонаследования Царствия Божия.

Цель Духовных упражнений по учению святого Максима состоит в том, чтобы "человек, имеющий начало и конец, совершил себя безначальным и бесконечным по природе".

Часть I. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛОГОСА БЫТИЯ.

Краткое богословие.

Учение святого Максима, входящее в описание Духовных упражнений I части, предельно практично и однозначно описывает средства и способы восстановления логоса бытия. Только логос бытия (или то что от него осталось) способен на диалог с логосом благобытия, по ипостасному сродству Богом. А, поскольку логос бытия человека делает его рождаемым от Бога Отца, Который есть (по смыслу Ипостаси) Совершенный Ум, то и причастие Ипостаси Духа Святого по смыслу «сопричастия» (диалога) не совершается человеком иначе как через логос бытия. Поэтому, когда святой Максим говорит: «Ум наш находится посреди двух неких, из которых каждый внушает свойственное ему: один добродетель, а другой – порок: то есть, между Ангелом и демоном. Но ум имеет власть и силу последовать или противиться кому хочет», то это не относится к уму человека в современном лукавом понимании (уму вообще - типа человеческому уму), а относится только к уму логоса бытия, имеющего свободу выбора рождением от Бога, и собственную свободу выбора - умное и волевое, свое личное бытие современником.

Иными словами ум, когда логос бытия тлеет (природа тела стареет), разлагается в интеллект (некросознание) прекрасно знающий Писания и святоотеческие труды, и способный генерировать по законам чувственной логики новые знания в богословии. И еще, интеллект, копирующий «мир умопостигаемый» порождается «миром чувственным», а точнее, по учению святого Максима, ум логоса бытия разлагается в разум телесный - интеллект когда падает из «мира умопостигаемого», распознаванием (описательным осмыслением) состава чувств и размыслительным поиском чувственных переживаний (хочу-хочу-хочу…), поэтому интеллект в основании своем есть ничто иное как телесное разумение чувства со всеми страхами и радостями падшей плоти, и соответственно вечными перспективами смерти и разложения. Ум логоса бытия напротив, воспринимая мир Божий, совершает разум души, используя опыт чувственного мира: «Мир умопостигаемый находится в чувственном, как душа в теле, а чувственный мир соединен с умопостигаемым, как тело соединено с душой. И един мир, состоящий из них обоих, как один человек, состоящий из души и тела». Современный человек движется чувствами, которые обслуживает (оправдывает) интеллект, поэтому уже не может вспомнить, что имеет еще одну способность восприятия Божественного, которая воспринимает мир неведомый миру чувства. Духовные упражнения начинаются именно с этого воспоминания.

Кажется все просто, мысли и знание (и сознание, и личность, и вера) происходят из того что воспринимают органы чувств (слух, зрение, обоняние, вкус) в процессе жизни – это и есть бытие человека. Как можно думать и помнить о том, что ничем не воспринято и не имеет чувственной протяженности восприятия для размышления? Святой Максим утверждает обратное - все, что воспринято таким умом, есть следствие грехопадения: «калеча ум человеческий и явственно отверзая чувство, сделало его [ум] совершенно чуждым божественного ведения и, наполнило страстным познанием чувственных [вещей]. Обильно вкушая это познание для одного только чувства, наподобие неразумных скотов, и находя на опыте, что вкушение чувственного бытия может служить к поддержанию его видимой и телесной природы, человек, конечно, как уже погрешивший [в познании] умопостигаемой красоты божественного велелепия, принял ошибочно за бога видимую тварь…». Или так: «первый человек захворал неведением собственной Причины, признав по совету змия богом то, что слово божественной заповеди повелело считать запретным. И став, таким образом, преступником и не ведая Бога, он накрепко связал всю мыслящую силу со всем чувством и ввел сложное и пагубное, возбуждающее к страсти, ведение чувственных [вещей] и приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс.48:13), всячески действуя, изыскивая и желая то же самое, что они, и даже превосходя их в неразумии». Ум (способность) мира умопостигаемого, грехопадением меняет свою природу (деградирует) в интеллект мира чувственного, становясь мышлением чувственного мира (подсознательно зашифрованными чувственными переживаниями). Поэтому во все времена и все подвижники, не зависимо от религиозной и духовной традиции почитали безмолвие чувственного ума (безмыслие или хранение ума от чувственных размышлений), своим первейшим и единственным от них зависящим деланием для достижения Богообщения, такое безмолвие сопровождается (внешне) чувственным самоограничением (аскетикой), способствующей аскетичности ума (безмыслию - тишине) в отношении мира чувственного.

По учению святого Максима мир видимый существует в двух «человеческих измерениях»: «мир умопостигаемый» и «мир чувственный». «Каждый из этих миров, сращенных в единении, не отвергает и не отрицает другого, по закону Творца, соединившего их…». По этой причине святой Максим называет древом познания добра и зла не что-то недосягаемое для человека (оставшееся где-то там, в Раю), а мир, видимый современниками: «Так как видимое творение обладает и духовными логосами, питающими ум, и природной силой, услаждающей чувство, а ум извращающей, то оно и названо древом познания добра и зла, то есть как обладающее ведением добра и зла, когда созерцается духовно, и ведением зла, когда воспринимается телесно. Ибо оно становится учительницей страстей для воспринимающих его телесно, навлекая на них забвение [вещей] божественных» - всем известно, что именно диалог с внешним миром форматирует восприятие и мышление…

С другой стороны: «зло есть неразумное движение естественных сил, руководимых ошибочным суждением, [чему-либо] иному помимо цели. Целью же я называю Причину сущих, к Которой естественно устремляется всё, хотя лукавый, тщательно прикрыв зависть личиной благожелательности и обманом склонив человека, [успел] направить влечение к чему-либо иному из сущего помимо Причины и произвести неведение Ее». Святой Максим, описывая многочисленные проявления греха (способы различения и действия) не разделяет грех по названиям (природе): «обнимая всё [единым] определением, - зло есть недостаток деятельности присущих естеству сил в отношении к [их] цели и решительно не есть что-либо другое».

Чувственное знание видимого мира (не важно в чем), есть корень всех грехов - первородный грех: «Когда в начале лукавый через грех пригвоздил эти способности [человеческого восприятия] к естеству зримых [вещей], то не было никого, кто бы разумевал или изыскивал Бога (ср. Пс 13:2 и 52:3), ибо все причастные [этому] естеству обладали такой мыслящей и разумной способностью, которая была ограничена явленностью чувственных [вещей], а поэтому не могли обрести никакой мысли относительно того, что превыше чувства». Чувство, о котором здесь говорит святой Максим, не есть «чувственный мир» сотворенный Богом, и с этим согласны все святые: природные обоняние, осязание, слух, зрение, вкус – безгрешны. Это творение Бога, которое хотя и соответствует по природе всему животному (телесному) началу (не способному к Богообщению), не есть зло. Зло есть человеческий чувственный мир, творимый человеком и состоящий из наслаждения и страдания.

Иными словами Бог не творил чувственных удовольствий и наслаждений производимых предметами и телами видимого мира, которые и есть грех (зло), поэтому восстановление способностей восприятия человека соответствующих природе мира умопостигаемого и мира чувственного (сотворенных Богом), это восстановление логоса бытия человека, необходимого для усыновления Богом и совершения логоса присноблагобытия. Безстрастие в святоотеческом смысле имеет только практическое назначение: восстановление чувственного восприятия в пределах "мира чувственного от Бога" - до одного осязания, обоняния, слуха и др. как простых чувств, не имеющих продолжения (и протяженности) в наслаждение и страдание - безстрастие восстанавливает ум "мира умопостигаемого". Умом логоса бытия видимый мир воспринимается просто картинкой, несложной, не имеющей чувственной и смысловой протяженности интеллектом; а поскольку этим же умом воспринимаются Божественные логосы, то, когда восприятие превосходит картинку, мир словно оживает с Божественными логосами и понимается (воспринимается) как нечто имеюще бытие с Кем-то живым (по смыслу Ипостаси), и далее от Самого Бога, человек видит и понимает Отца Вседержителя в том смысле, в котором святые отцы включили его в символ христианской веры. По учению святого Максима мировосприятие (и тайнозрение) это способность человека происходящая из свойств природы его тела, и сообщает подвижнику совершенство (несовершенство) его природы, а поскольку природа тела меняется в тропосе к тайнозрению (или тлением напротив), то для обожения необходимо исследование и изыскивание Божественного, совершающего Славу Царствия Бога: "Ибо всегда и во всем Божие Слово и Бог желает осуществляться таинству Своего воплощения".

Человеческая природа не изменилась по существу (Божественному смыслу человеческой природы), а именно повредилась - целевым восприятием наслаждения (не Божественного), поэтому Бог Слово воплотился и воспринял всю «преждереченную» человеческую природу кроме греха, а святой Максим по этой же причине утверждает, что: «Зло не было, не есть и не будет самостоятельно существующим по собственной природе, ибо оно не имеет [для себя] в сущих ровно никакой сущности, природы, ипостаси, силы или деятельности» и, «обнимая всё [единым] определением, - зло есть недостаток деятельности присущих естеству сил [способностей изыскивания Божественного] в отношении к [их] цели и решительно не есть что-либо другое». Воспоминание и восстановление «деятельности присущих естеству сил» во Славу Бога есть задача упражнений Части I .

Задача начальных упражнений – обретение устойчивого навыка в распознавании природы своего ума.

Задача следующих упражнений - принять и научиться пользоваться своим личным природным умом, который есть источник своей природной интуиции, но обладает бесконечно большими возможностями - способностью становиться разумом.

Задача дальнейших упражнений - обретение опыта "исследования и изыскивания" по учению святого Максима.

Упражнение I. Понимание природы чувственных логосов (смыслов).

Цель: Увидеть в своей жизни то, что святой Максим называл «чувственные логосы».

Богословие упражнения I.

По учению святого Максима о грехе, грехопадение (перерождение способности восприятия) совершилось именно в способности чувственного восприятия, поэтому что и как мы понимаем умом, зависит не от самого ума – который есть простая и несложная основа (потенциал) совершения разума, и потому всегда адекватна именно воспринимаемому чувству. Ум исследует (распознает, сопоставляет, систематизирует) и прилагает к разуму человека то, что предоставляет ему чувство для восприятия. Из этого происходит, что «мир умопостигаемый находится в чувственном, как душа в теле, а чувственный мир соединен с умопостигаемым, как тело соединено с душой». Ум и его мир умопостигаемый находится словно в чувственной (телесной) оболочке, которая подобно чувственному фильтру выбирает и подает уму для умопостижения и разумения только то, что ей сродственно по ее природе.

Чувственная оболочка человека «калеча ум человеческий и явственно отверзая чувство [доминирующим в сознании], сделало его [ум] совершенно чуждым божественного ведения и, наполнило страстным познанием чувственных [вещей]. Обильно вкушая это познание для одного только чувства, наподобие неразумных скотов, и находя на опыте, что вкушение чувственного бытия может служить к поддержанию его видимой и телесной природы…», чел оскотинился. Таким образом современный человек использует все свои естественные силы в интересах видимого мира: «обнимая всё [единым] определением [греха], - зло есть недостаток деятельности присущих естеству сил в отношении к [их] цели и решительно не есть что-либо другое». «И став, таким образом, преступником и не ведая Бога, он накрепко связал всю [свою] мыслящую силу со всем чувством и ввел сложное и пагубное, возбуждающее к страсти, ведение чувственных [вещей] и приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс.48:13), всячески действуя, изыскивая и желая то же самое, что они…».

По этой причине, святой Максим утверждает, что не надо искать древо знания где-то далеко в прошлом. Древом знания, с которого все живущие продолжают вкушать грех, есть и остается видимый мир: «Так как видимое творение обладает и духовными логосами, питающими ум, и природной силой, услаждающей чувство, а ум извращающей, то оно и названо древом познания добра и зла, то есть как обладающее ведением добра и зла, когда созерцается духовно, и ведением зла, когда воспринимается телесно. Ибо оно становится учительницей страстей для воспринимающих его телесно, навлекая на них забвение [вещей] божественных». Или, что то же самое: «Когда в начале лукавый через грех пригвоздил эти способности к естеству зримых [вещей], то не было никого, кто бы разумевал или изыскивал Бога, ибо все причастные [этому] естеству обладали такой мыслящей и разумной способностью, которая была ограничена явленностью чувственных [вещей], а поэтому не могли обрести никакой мысли относительно того, что превыше чувства».

Святой Максим различает "духовные логосы" видимого мира питающие ум, и «природную силу» видимого мира «услаждающую чувства, а ум извращающую». Очень многие описания его учения, и способы Богообщения основаны именно на этом практическом ведении. И, хотя практика достижения такого ведения, осталась без систематического описания, но святой Максим много и постоянно говорит о результатах такой практики, которые и станут целевым ориентиром в Практике упражнений Части I : «Как также, освободившись от этих отношений, душа станет искусно собирать, через естественное созерцание в духе, логосы тварного бытия, свободные уже от уз чувственных символов? И как опять-таки после этих [логосов] обратившись к умопостигаемым [сущностям], душа воспримет умом, чистым от чувственной мысли, простые умозрения и постигнет простое ведение, связующее всё друг с другом в первоначальном Слове Премудрости».

«Природная сила» производящая «чувственные мысли» сегодня понимается во многих смыслах, поэтому "природную силу" лучше назвать чувственным логосом греха - смыслом предмета (тела) разумеваемым человеком как наслаждение или страдание, (энергией видимой твари, осознаваемой интеллектом). Святой Максим учит, что эти чувственные логосы греха видимого мира необходимо отделять от Божественных логосов чувства, которые есть знания простого и несложного различия воспринимаемого предмета, как одно простое различение запахов, звуков, вкусов и др. без "чувственной мысли" хорошо или плохо то что воспринимает чувство (хороший-плохой запах, звук, вкус, цвет и пр.), приятно-неприятно, удовольствие-дискомфорт и т.д. О чувственном логосе греха в душе, святой Максим говорит как о душевном чувственном мышлении (страсти) - наслаждении или страдании, которые именно по причине свойств души из просто "чувственных мыслей" приобретают качественно новое восприятие единением с вечностью (бессмертием души). Не "извращенный ум" (и с этим согласны все святые) воспринимает наслаждение и страдание наоборот: наслаждение в этом мире есть вечное (посмертное) страдание души, по этой причине святые предпочитают телесные скорби.

В учении святого Максима очень много говорится об уме и чувстве по причине, что «Насколько человек радел о познании видимых [вещей] одним только чувством, настолько он укреплял в себе неведение Бога» (и наоборот), поэтому ведение и практика существа (способов) познания видимого мира по учению святого Максима дает человеку возможность волевого (личного, осознанного) реального (практического) выбора между ведением Бога или демонизации себя видимым миром. В этой связи приводится краткая формулировка всего вышесказанного, необходимая для практики Упражнения I .

Древо познания добра и зла есть видимый мир.

Предметы, тела, формы, качества, свойства и все другое видимого (чувствуемого) мира есть не только творения (логосы) Бога, но одновременно обладают (наполнены) чувственными логосами грехов.

Человек, воспринимая видимый мир, воспринимает в основном чувственные логосы грехов, поэтому мировосприятие есть не умопостижение творения Бога, а чувственный диалог (именно чувственный, а не умный) с видимым миром.

Чувственный диалог с видимым миром извращает (разлагает) ум в чувственное мышление (интеллект), вызывая неведение Бога по причине – нечем, нет живого ума.

Чувственное мышление обратимо восстанавливается в ум, способный к Богообщению (логос бытия собирается) - Христос победил мир воскресением.

Практика упражнения I.

Нужно увидеть причину своего чувствуемого наслаждения (или скорби) там, где ее видел святой Максим – не а себе, а во внешнем, видимом мире. Увидеть – понять, что свое чувство есть чувственный логос греха природы предмета внешнего мира, который восприятием по смыслу «мыслимого и мыслящего» соединяется и меняет поврежденную первородным грехом природу своего тела, по причине природного сродства человеческого тела и видимого мира и потому воспринимается (ощущается) как свое, собою, словно личное чувственное переживание.

Упражнение начинается тренировкой ума в процессе внутреннего размышления по поводу чувства наслаждения вызываемого предметом и поиска в себе понимания логосного единства этого предмета с другими предметами такого же природного логоса. Для этого нужно использовать предметы, различающиеся по чувственному логосу греха, но не различающиеся по логосу природного единства. К примеру, еда которая по логосу еды одно (еда всегда только еда по замыслу Бога), а по чувственному логосу греха различается на вкусные и невкусные, вызывающие наслаждение при вкушении и напротив, не зависимо от телесных потребностей. Можно положить эти предметы перед собою, почувствовать разницу («чувственным мышлением») в ощущаемом наслаждении от предвкушения (или просто образов из памяти) и приступить к размышлению в себе: а почему? Почему тело, словно само тянется к этой пище, а на другую и смотреть не хочет (это надо заметить).

Размышлять возможно придется до утомления, но надо найти ответ, не в форме понимания интеллектом - потому-то, а в виде (начала ума) безразличия и потом ощущения-понимания единства природного логоса (смысла) еды во всех съедобных предметах, единство сущего - это ответ Бога. По учению святого Максима постепенное восприятие единства твари (предметов и логосов) ведет к их Единой Причине, к Богообщению через восстановление ума, а разделение твари чувственными смыслами греха – к демонизации. По этой же причине святые предпочитали горькие корешки (и другое малосъедобное, но достаточное) для преграждения пути чувственному логосу греха, отсутствие которого (наслаждения, равно и отвращение) есть то самое безмолвие (бесстрастие) в отношении искушений мира.

Для проверки, чем вызвано понимание, изощренным ходом чувственного ума или восстановлением восприятия в пределах Божественных смыслов, необходимо проверить понимание на соответствие восприятию святого Максима – перейти от внутреннего размышления к внешнему рассмотрению. Если при рассмотрении предметов не появляются чувственной мысли о них (сохраняется чувственное безмолвие), а видение наслаждения переходит во вне - как внешнего присущего предмету его чувственного логоса (словно знаемое свойство его), то это есть собирание ума, ведущее к восприятию видимого мира как древа знания. Далее, по учению святого Максима устойчивый «навык в добродетели» через привычку «хранения ума» недопущением в себя чувственных логосов греха приводит к восприятию мира как картинки, лишенной чувственного телесного восприятия видимого мира («ведения зла»).

Это же упражнение повторяется на максимально возможном количестве чувственных логосов греха, знающих дорожку в тело человека через другие предметы видимого мира, объединяя их не только по их логосу единой природы, но и между собою: цветы, напитки, растительность, вещи и пр. пока не проявится волевое движение души понимающей грех во вне, и этим не допускающей грех в себя: как простое и легкое (привычное, как другие движения ума) понимание (видение) чувственного логоса греха вне себя, в его внешней причине. И еще, воскресением Христа человеку дана свобода только не грешить - дана свобода выбора в принятии или не принятии греха в себя (общение не есть принятие). Надо никак не относиться к внешнему (не своему) греху, помня, что "жатва Божия", искореняющая грехи в видимом мире - это удел только "жнецов". Устойчивый навык (не привычка, а быстрое понимание при желании) позволяет совершить опыт различения природы чувственных логосов в Упражнении II.

Духовные упражнения необходимо сопровождать совершением культуры общения с миром, которая тоже ведет к Цели всего сущего. Не надо "бояться и бегать греха" - из следующих упражнений появится опыт, что это точно такой же чувственный логос греха (прелесть). Чувственные логосы греха во вне - это проблема не человека, а падшего видимого мира, и потому только древа знания, которое воскресением Христа не становится личной проблемой, если не совершать личного греха. А поскольку культура, как человеческая реакция на знание есть уже не практика действия над знанием, а глубоко личная форма проявление воли и себя в реакции на внешнее знание, то и необходимость адекватных себе отношений с миром задача также (всегда) глубоко личная. Поэтому о личном грехе и первородном грехе, по учению святого Максима, необходимо самостоятельное исследование, совершающее начало личной культуре отношений с древом знания (видимым миром).

Христос воскрес – мир побежден Христом.

Упражнение I I . Опыт различия природы чувственных логосов.

Цель: Практическое понимание природы чувственных логосов.

Богословие упражнения.

Практическое понимание природы чувственных логосов нужно для совершения «устойчивого навыка в добродетели», необходимого при восстановлении (воплощении) собою логоса бытия, и по этой причине с Упражнения II возможно восприятие «радости совершенной» при устойчивом разумении чувственных логосов греха во внешнем, если соединять разумение (опыт) с пониманием, что это делается для Славы Царствия Бога, и что, по учению святого Максима, цель этого делания совпадает с Целью Бога - человек содействует Богу в Промысле.

Упражнение II начинает совершение разума. По учению святого Максима ум есть простая и несложная (так от Бога) способность восприятия творения Божия без протяженности во времени и смыслах, воспринимающее видимый мир просто, как картинку. Ум, грехопадением человека - диалогом с чувственным логосом греха перерождается природой в интеллект – чувственный разум, который хотя и мыслит словами или образами, по подобию человеческого общения, но не имея возможности превзойти породившую его причину – чувственность, не способен воспринимать что-либо иное (по природе) кроме чувственных логосов греха по причине природного сродства только чувству: «Насколько человек радел о познании видимых [вещей] одним только чувством, настолько он укреплял в себе неведение Бога». Интеллект, (чувственный разум) каким бы знанием о Боге и чувственным переживанием «блаженств» он ни обладал и сколько бы ни молился Богу, не есть ум данный Богом для Богообщения. Чувственный диалог с видимым миром извращает (разлагает) ум в чувственное мышление (интеллект), вызывая неведение Бога по причине – нечем, нет живого ума.

По учению святого Максима этот процесс – разложение ума в интеллект обратим при совершении разума. Разум начинается с опытно практического понимание (различением, исследованием) природы чувственных логосов греха и природы логосов чувственного мира Бога, с целью узнавания (разумения) границы (различия) простого чувства от Бога предмета (тела) и начала мысленно протяженного (наслаждением) чувства логоса греха того же самого предмета (тела) от лукавого, не имеющего собственного бытия. Совершаемый в Части I разум, это лишь начало, необходимое для опыта (понимания существа грехопадения) и дальнейшего восстановления (воскрешения) ума логоса бытия, после которого святые уже «не разыскивали способы этого воскрешения, но исследовали и изыскивали то, чего еще не имели: нетление естества, а также способы и смыслы сообразного ему обожения, к которому поспешали». Разумение «смыслов сообразного ему обожения», если Бог (взаимно) принимает, совершается во II и III Части Духовных упражнений.

Разум, начинаемый совершением в Упражнении II , нужен только для воскресения (обращения) ума из интеллекта, очень прост, узко практичен, и далее заменяется, но обладает всей Божественной силою и полнотою победы, данной человечеству воскресением Иисуса Христа, учит мужеству и оптимизму, и многому душеполезному ведению: «Ибо где владычествует разум, там обычно прекращается власть чувственного…» Поэтому святой Максим называет его «разум-воевода»: «Эту связь [интеллект] уничтожает разум-воевода, исследуя по всем правилам духовной науки происхождение и природу мира и плоти, а затем он уводит душу к сродной области мысленного бытия, на которую закон греха не совершает свои набеги, не имея больше переводящего его к уму, наподобие моста, чувства, уже отторгнутого от связи с душой и представленного чувственным созерцаниям, которых совершенно не ощущает ум, превзойдя привязанность (к плоти и миру] и [их] естество.» «Ибо, как не ведая Бога, мы соделали богом сладостно познанную чувством тварь ради [сообщаемого] ею устроения тела, так и получая доступное для мысли действенное ведение Бога, мы, ради устроения души для бытия, благобытия и вечнобытия, не будем знать никакого опыта всякого чувства».

По учению святого Максима логос бытия человека есть природа тела, которая Богом имеет сродство к диалогу с логосом благобытия Ипостаси Духа Святого, ведущего к обожению, поэтому опытное, практическое распознавание природы чувственных логосов необходимо совершалось всеми подвижниками. Но, несмотря на всегда личные импровизации, и соответствующее им личное разумение взаимодействия с грехом, найдена универсальная, единая схема о стадиях укоренения греха в человеке, ставшая общеизвестным интеллектуальным стереотипом: «Разнообразны, сказали отцы, восстания на нас мысленной брани, победы и поражения [в ней]: прежде – прилог, затем – сочетание, потом – сложение, затем – пленение и потом страсть».

Эта схема происходит из святоотеческого учения о способах самоуправления умом, популярна, проста и понятна, но бесполезна без самого святоотеческого учения об уме и практике восстановления ума. Есть духовные практики противостоящие грехам распределенным по классификации: «восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него - блуда, третий - сребролюбия, четвёртый - печали, пятый - гнева, шестой - уныния, седьмой - тщеславия, восьмой - гордости». Прилагаемые к этой классификации чувственных логосов греха способы противодействия - отражают «чувственные мысли», но не применимы в современном мире по причине необходимости восстановления ума, а не хранения интеллекта, и есть еще причины...

Учение святого Максима раскрывает смысл и природу всех стадий укоренения греха: «прилог, сочетание, сложение, пленение и страсть» в изменении природы логоса бытия, а изменение природы меняет и способности восприятия: прилог, как соприкосновение ума и падшего чувства, продолжением чувствования извращает ум в интеллект, и постепенно меняет природу тела, делая его в состоянии «страсти» тем же самым по природе, что и логос чувственного греха – древом знания.

С другой стороны, духовный почерк святого Максима состоит в собирании всего сущего к его причине, а не разделении на множество предметов их исследованиями и описаниями уводящими от единства сущих в Боге или от начала грехов (скрывающ ми лукавого). В «Главах» присутствуют слова о греховных помыслах и способах их побеждения - это «духовный дневник» опытного монаха, а в богословии святого Максима содержатся иные, практические описания восстановления логоса бытия и Богообщения через понимание существа зла вне человека, когда зло еще не стало грехом человека - не изменило природу, не воспринято человеком в себе. Воскресением Иисуса Христа человечеству дарована возможность не совершать личного греха через видение природы зла на стадии внешнего предложения мира видимого, и потому не совершать его в себе даже помыслом, отвлекающим от Бога: «обнимая всё [единым] определением - зло есть недостаток деятельности присущих естеству сил в отношении к [их] цели и решительно не есть что-либо другое». И еще: «зло есть неразумное движение естественных сил, руководимых ошибочным суждением, [чему-либо] иному помимо цели. Целью же я называю Причину сущих…», а разумное движение естественных сил к Цели (по современному даже опыт отделения себя от зла) - есть добро, Промысел совершающий Славу Царствия Бога.

Поэтому необходимо не просто восстановление ума для восприятия Божественного, а именно совершение разума, который, сохраняя движение ума в добром, выводит ум в Логос Единицы: «И только в этом логосе ум, созерцая собственную непреложность, радуется радостью неизреченною, восприняв мир Божий, который превыше всякого ума и который бдительно хранит свое незыблемое достоинство». По учению святого Максима разум есть опытная воля человека, направляющая движение «деятельности присущих естеству сил» (включая ум) для достижения цели, ум не имеет от Бога такой возможности. Ум это только простая способность восприятия творения, и чем восприятие чего-либо менее протяженно по мышлению и звучанию мыслями, тем более близок ум к восприятию сущего как творения Бога, чистый ум не имеет протяженности в знание предмета – только тогда он есть ум данный Богом, (каким-либо знанием обладает только интеллект) .

В этой связи святой Максим разделяет грехопадение прародителей на личный грех и первородный грех. Личный грех произошел (и остается) по причине отсутствия разума, а без разума лукавый просто гоняет ум по чувственным логосам греха, предъявляя уму (человеку для восприятия) то что нужно лукавому для воплощения природой человека по смыслу первородного греха. Даже, если человек постоянно узнает, что это он уже как-то и где-то (возможно в другой форме) видел, слышал, нюхал и т.д, без разума он продолжает двигаться не сам, а куда ведут бесы неразумный ум, пока ум полностью не разложится в интеллект и не перестанет вспоминать знакомое в воспринимаемом, без разума: «пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» . Иными словами разум есть способность опытного волевого движения естественных сил человека к его цели – разумное движение, поэтому святой Максим называет зло - «неразумное движение». И еще, именно разум ведает, что смысл учения святого Максима о разуме вовсе не в правильном или неправильном куда-либо движении, а именно в опытно волевом движении к своей цели, без которого любое движение будет «неразумным». Поэтому личный грех не содержит «влечение к Причине сущих» - разума, а интеллект суть лукавый аналог разума, осуществляющий движение естественных сил к его родителю (его цели) - чувственному плотскому удовольствию.

Ум это способность данная Богом для восприятия творения Бога, что-либо сделать с умом невозможно, и не нужно – это против Бога. Ум можно занять молитвой или изучением писаний, или однотипным действием - это хождение ума кругами, но, если праведник молится даже во сне, остаются еще два неконтролируемые движения души: расширение (сужение) орбиты и падение (восхождение). Поэтому святые предлагают лучшее - совершение разума. Разум есть способность волевого осознанного направления движения ума, а не просто одно опытное ведение куда движется ум, которое бесполезно без возможности влиять на движение ума. Разум позволяет, у святых порою до автоматизма, прекращать нежелательные движения ума за которыми идет тело и душа.

Поэтому Упражнение II совершает разумение движения ума, который в Упражнении I начинает себя проявлять умом в опыте относительно интеллекта двумя способами мировосприятия, крайними по природе (ума нет только в природе демонов): восприятием интеллекта - мыслительной способностью чувственного логоса греха, и как обращенный ум - пониманием чувственного логоса греха во вне, в видимом мире (древе знания). Движение ума есть последовательное изменение (перемена) воспринимаемого, в котором ум, по причине принадлежности настоящему, проявляет себя простым восприятием: на что смотрит – то и видит; что трогает, то и чувствует; что нюхает – тем и пахнет и т.д. Если движение ума не направлено к «[чему-либо] иному помимо цели» оно вводит ум в Логос Единицы.

Мышление появляется в процессе изменения природы тела в зло движением «естественных сил, руководимых ошибочным суждением», а помысел (мысль) есть первый признак движения ума и с ним природы. Это ведение святого Максима, когда движение природы тела отражается переменами в мышлении, общеизвестно как классическая святоотеческая схема определения глубины принятия греха человеком по типу текущего мышления: прилог – сочетание – сложение – пленение – страсть. Это схема падения ума. В соответствии с этой схемой интеллект предлагает борьбу с помыслами, а святой Максим учит что надо побеждать не следствие, а причину помыслов: «Кто, [преодолевая в себе] разделение [природы] вследствие преступления, соединяется, тот прежде всего отделяет себя от страстей, затем - от страстных помыслов, далее - от естества и логосов, присущих этому естеству, а потом уже - от умозрений и от ведения, связанного с ними. Наконец, уходя и от пестроты логосов Промысла, он неведомым образом достигает логоса Единицы. И только в этом логосе ум, созерцая собственную непреложность, радуется радостью неизреченною, восприняв мир Божий, который превыше всякого ума и который бдительно хранит свое незыблемое достоинство».

Иными словами, по учению святого Максима нужно совершить себе разум, а борьба с помыслами - это борьба с последствиями, которая без должного усердия и постоянного внимания превращается в Сизифов труд. Человеку нужен разум, который различая направления движения ума и причины движения, волевым выбором направления движения поведет ум в логос Единицы. Поэтому схема святого Максима для восхождения ума (малоизвестная в отличии от схемы падения ума) состоит в собирании для Бога единства природы своего тела и начинается с разумения и этим отделения от себя страсти (начинается не с обнаружения помысла, а именно со страсти, с обнаружения и опыта конца, который по существу есть начало, вызвавшее падение природы), потом следует разумение помыслов (производимых природой страсти), «далее - от естества и логосов, присущих этому естеству» (разумение естества страсти - природы тела), потом разумение заменяет умозрение и ведение чувственного греха (интеллект). А, когда разум вводит ум в Промысел, где единством и совершенством природы завершает Промысел в себе, то ум встречает Бога и уже не имеет никакого изменения своей природы в интеллект - ум принимает ведение о сущих как Бог.

Упражнение II начинает совершать разум, который дальнейшим прибавлением разумения поведет по учению святого Максима через мир видимый и невидимый к Причине всего сущего: «Ибо всегда и во всем Божие Слово и Бог желает осуществляться Таинству Своего Воплощения».

В прибавление к личной культуре, сопутствующей разуму, очень полезно самостоятельно рассмотреть подробности учения святого Максима о разуме, уме, мышлении, ведении, опыте и воле. Их смыслы, малопонятные даже профессионалам, сами легко раскроются во всей простоте и глубине, опытно воспринятые в Практиках упражнений. Поскольку святой Максим бескорыстно описывает именно практику обожения своих современников, то и содержание его учения - смыслы и понимания находятся в области реалий человеческой (тварной) природы (а не интеллекта), и раскрывают себя для практики как объективно существующее бытие доступное человеческому восприятию, а главное – соподчиненное деятельности «естественных сил» для достижения Цели Бога и человека. Богословие упражнения II очень кратко раскрывает связи и направление делания святым Максимом в практике совершения разума, поскольку нет возможности полностью изложить все сказанное учение о разуме и сопутствующего ему.

Поэтому самостоятельные размышления и наблюдения в поцессе Практики упражнения II можно начать с понимания описаний существа и природы мышления, одно из которых (так же кратко, для примера) поясняет происхождение помысла из диалога ума и чувственного логоса греха: « Всякое мышление отражает множественность, или, по крайней мере, двойственность. Ибо оно есть посредствующая связь неких крайностей, соединенных друг с другом, то есть оно есть связь [диалог] мыслящего и мыслимого. Ни одной из этих крайностей не присуще сохранять полностью простоты. Ведь мыслящий есть некий субъект, содержащий в себе способность мыслить, неотделимую от него. А мыслимое есть либо субстрат… Но Сам Бог, Целый и Единственный, есть по сущности Мышление, а по мышлению Он, Целый и Единственный, есть Сущность. И в то же время Он весь - превыше сущности и мышления, потому что есть нераздельная, неделимая и простая Единица. А поэтому тот, кто в какой-либо мере сопричаствует мышлению, еще не выходит за пределы двойственности; тот же, кто совершенно оставляет это мышление, оказывается неким образом в Единице и отстраняет от себя способность мыслить».

При выполнении упражнений, особенно когда начинается опытное понимание сущих и причин (первые признаки разума), необходимо помнить что сам человек не имеет ресурсов для такого сверхприродного понимания природы, а получает их от Цели содействуя Богу в Промысле. Бог совершает в человеке разум во Славу Царствия Бога, а лукавый совершает в человеке интеллект не выходящий за пределы природы временной. Разум еще проявляется мудростью - человек остается собою, находя то душевное и культурное равновесие, при котором радость и умиротворение образует мудрость и никогда не переходит в потребность мистики и не здоровый мистический интерес, даже если некоторые страсти отпадают сами собою.

Практика упражнения II .

В этой практике совершается начаток разума, основание, обладающее всеми способностями и свойствами разума (включая исследование и изыскивание), проявляющее существо разума в двух крайних (предельных) состояниях, без детального опытного исследования находящегося между ними. Словно «да» или «нет», не раскрывающих самого размышления, но являющие его действие, Практика упражнения II , на реальных предметах и чувствах обнаружит различие ума и интеллекта, продолжая Упражнение I уже не как одного понимания различий, а именно движения ума необходимого для восприятия этих различий. К тому же в Упражнении I эти различия в чувстве, производились не сами собою, а личной волей, осуществляющей движение восприятия (ума) между ними, что дало неосознанный, но опыт личной воли в управлении движением, также необходимый для разума.

Это упражнение по существу дает опыт и тренировку волевого управления движением восприятия, через разумение простейших движений ума от чувства данного (сотворенного) Богом через границу Божественного восприятия в чувство греха и обратно. К примеру, данное Богом осязание, как простое чувство осязания предмета при соприкосновении, может переходить в чувство наслаждения соприкосновением, которое в некий момент восприятия (граница безгрешности) заменяет Божественный смысл на удовольствие интеллекта. Так же и зрение, может видеть просто формы и цвета (картинку) и благодарить в радости Бога, а двигаясь (падая) в грех, переходить границу безгрешности и получать удовольствие и чувственное наслаждение телом от рассмотрения видимого во внешнем чувственного логоса греха. Равно и слух, восприятием звука переходит границу простого безгрешного чувства, и ласкает себя умопомрачительными наслаждениями любимых звукосочетаний, по существу не имеющих Божественного смысла, но в интеллектуальных переживаниях дающие удовольствие телесного бытия. И др.

Практика упражнения II состоит в наблюдении и узнавании (опыте) движения восприятия из себя (простого чувства от Бога) в чувственные логосы греха древа знания (зло). При этом обычная цель времяпровождения в получении удовольствия, в Упражнении личной волей заменяется на цель наблюдения за собою - как движется ум, где переходит грань простого чувства Божественного смысла (прилог) и начинает чувствовать постепенно усиливающееся удовольствие (сочетание – сложение) переходящее во всепоглощающее (пленение) и до полной невозможности оторваться (страсть) от наслаждения.

В этом упражнении не достижима цель когда «ради устроения души для бытия, благобытия и вечнобытия, не будем знать никакого опыта всякого чувства [греха]», поэтому (что бы ни казалось) единственная цель этого Упражнения - разумение (распознавание) и тренировка волевого направления движения восприятия, совершением начала разума. Попутно (это полезно) можно обозначить себе опыт границы (начала) греха, чтобы разум, пометив ее, по возможности сам (как привычка) не позволял бы уму блуждать и разлагаться в интеллект. При этом необходимо помнить, что хранение себя от «радостей жизни» – это профессиональное занятие, а разум позволяет при необходимости (если будет желание) выводить ум в Богообщение из любого чувственного наслаждения. Это большое упражнение необходимо продолжать после того, как родившийся разум просигнализирует сознанию (пониманием) что человек стал словно менее восприимчив греху - разум, обнаружив выход "естественных сил" за пределы границы, сам возвращает восприятие в пределы чувственного мира от Бога. Внешне это проявляется началом привычного движения восприятия к наслаждению, но движение останавливается - словно быстро теряется интерес к тому что раньше притягивало и не отпускало приятными чувствами. Причина в том, что разум, обнаружив чувственный логос греха с помощью Бога сам возвращает восприятие от предмета страсти в Богом сотворенные пределы чувства. Привычка движения естественных сил в грех в этом упражнении не исчезнет, а продолжение упражнения необходимо для того чтобы разум принял опыт устойчивого навыка (пока не в добродетели), а в управлении движением восприятия.

Продолжение в стадии оформления

Упражнение I II . Различение чувственных логосов укоренившихся и действующих в подсознании.

Цель: Опыт волевого движения в духовном мире, через самоконтроль своего забытого и неосознанного.

Богословие упражнения.

Практика упражнения III . Заканчивается пониманием неосознанного движения человека в мире событий по чувственным логосам греха, которые словно яркие (чувственные) пятна (подсознательные метки) на картинке мира ведут (влекут) человека помимо его воли.

Упражнение I V . Опыт узнавания чувственных логосов греха как страстного состояния души.

Цель: Опыт воли действования в добродетели и опыт узнавания вечности при соприкосновении ума с душою.

Богословие упражнения.

Практика упражнения IV .

Упражнение V . Опыт различения природы чувственного движения.

Цель: Увидеть различие между суетными чувственными движениями, производимые чувственными логосами движения (смыслами производящими тление тела) и вечного самодвижения добродетели.

Богословие упражнения.

Практика Упражнения V .

Заканчивается первыми пониманиями тишины, как следствие недвижности ума в чувственный мир.

Упражнение VI . Тишина. Опыт понимания волевого пребывания в безмолвии.

Цель: Увидеть (восстановить) способность управления движением своего ума.

Богословие упражнения.

Практика упражнения VI . Заканчивается относительно устойчивыми навыками пребывания в безмолвии.

Упражнение VII . Опыт движения (изменения) природы ума.

Цель: Увидеть различные направления движения своего ума (как изменения природы) и этим воспринимаемого.

Богословие упражнения.

Практика упражнения VII .

Упражнение V I II . Опыт различия природы своего ума.

Цель: Увидеть процессы и способы разложения и восстановления своего ума.

Богословие упражнения.

Практика упражнения VIII .

Упражнение IX . Опыт понимания разума.

Цель: Увидеть практическое и действенное различие ума и разума человека.

Богословие упражнения.

Практика упражнения IX .

Упражнение X . Опыт волевого направления (сохранения разумом желаемого восприятия) своего ума.

Цель: Обретение «устойчивого навыка в добродетели».

Богословие упражнения.

Практика упражнения X . Заканчивается опытом (пониманием смысла) тотальности себя в настоящем действием добродетели (действие логоса благобытия).

Упражнение XI . Опыт актуального бытия (логос бытия Божий).

Цель: Опыт волевого, умного бытия в настоящем.

Богословие упражнения.

Практика упражнения XI . Признаки безмыслия и способы умного бытия без мыслей и образов.

() Игнатий Лойола

Св. Игнатий Лойола

Духовные упражнения

ПРИМЕЧАНИЯ ДЛЯ ЛУЧШЕГО ПОНИМАНИЯ ДУХОВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ, ПОМОГАЮЩИЕ КАК ДАЮЩЕМУ, ТАК И ВОСПРИНИМАЮЩЕМУ ИХ

Первое примечание. Под именем Духовных Упражнений разумеется всякий способ испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной и других духовных действий, как об этом будет сказано впоследствии. Ибо как телесным упражнением является: гуляние, хождение, бегание, так и всякий способ, каким душа приготовляется и располагается для своего освобождения от всех неупорядоченных влечений и, коль скоро они будут уничтожены, для поиска и обретения воли Божией относительно устройства своей жизни и для спасения своей души, - называется Духовным Упражнением.

2 Второе примечание. Тот, кто преподает другому способ и порядок для размышления или созерцания, должен верно передать содержание этого созерцания или размышления и выдвинуть его главные пункты, сопроводив их краткими и необходимыми объяснениями. Потому что созерцающий, получив основу [познания их содержания], сам начинает рассуждать и выводить заключения, и таким образом находит нечто, несколько лучше объясняющее смысл события или делающее его более интересным либо посредством его собственного мышления, либо под влиянием благодати Божией, просвещающей его ум. Это доставит ему больше духовного наслаждения и пользы, чем если бы преподающий Упражнения объяснял бы много и расширял бы смысл повествования. Ибо не обильное познание питает душу и ее удовлетворяет, но внутреннее прочувствование вещи и наслаждение ее содержанием.

3 Третье примечание. Так как во всех нижеследующих Духовных Упражнениях мы пользуемся разумом, когда рассуждаем, и волею, когда любим, то надо заметить, что в действиях воли, когда мы словесно или мысленно беседуем с Господом, Богом нашим, или с его святыми, требуется с нашей стороны большее благоговение, чем когда действуем, разумом рассуждая.

4 Четвертое примечание. Следующие Упражнения распределяются на четыре Недели, сообразно четырем частям, на которые разделяются Упражнения. Первая из этих частей есть растворенное созерцанием рассуждение о грехах; вторая - жизнь Господа нашего Иисуса Христа до дня Вербного воскресения включительно; третья - страдания Христа, Спасителя нашего; четвертая - Воскресение и Вознесение, с прибавлением трех образов совершения молитвы. Однако не следует полагать, что каждая Неделя обязательно должна состоять из семи или восьми дней. Может случиться, что одни в Упражнениях первой Недели окажутся медленнее в обретении того, что они ищут, то есть сокрушения сердца, раскаяния и плача о своих грехах; также одни бывают усерднее других; иные же испытывают большее беспокойство или нападение, исходящие от различных духов, - вследствие этого необходимо иногда сокращать Неделю, иногда же увеличивать [ее]. Так же нужно поступать и относительно последующих Недель, взыскуя их результат сообразно с предложенным содержанием.

Однако все Упражнения следует закончить в течение приблизительно тридцати дней.

5 Пятое примечание. Упражняющемуся очень полезно приступить к ним с великодушием и щедростью по отношению к Творцу и Господу своему, принося Ему в жертву все свое воление и свободу, чтобы Его Божественное Величие располагало по Своей святейшей воле как им самим, так и всем, что он имеет.

6 Шестое примечание. Когда руководитель заметит, что упражняющийся не испытывает никаких духовных движений, будь то утешения или скорби, и не подвергается влиянию различных духов, то он должен тщательно расспрашивать упражняющегося относительно Упражнений; совершает ли он их в назначенное время и каким образом, соблюдает ли он прилежно все "добавления" он должен требовать отчета о каждой из всех этих вещей. Что касается духовных утешений и скорбей, то об этом будет сказано в "Правилах о различении духов" (см. 316) и в "Добавлениях" (в конце первой Недели) (см. 73).

7 Седьмое примечание. Когда руководитель заметит, что упражняющийся подвергается [ощущению] оставленности и искушениям, пусть остерегается суровости и строгости в обхождении с ним, но лучше пусть будет по отношению к нему ласковым и приветливым; пусть ободряет его и укрепляет для дальнейшей работы, раскрывая ему хитрости и лукавства врага человеческого рода и приохочивая его готовиться к близкому утешению.

8 Восьмое примечание. Сообразно с необходимостью, которую он заметит в упражняющемся, руководитель может поведать ему об оставленности и о сатанинских кознях или же об утешениях, может ему объяснить "Правила различения духов", свойственные первой или второй Неделе [см. 313-336].

9 Девятое примечание. Нужно заметить, что если не изощренный в предметах духовных упражняющийся подвергается в течение первой Недели искушениям грубым и явным, например встречает в боязни труда, в ложном стыде или в мирском почете и тому подобном препятствия к тому, дабы идти далее в служении Господу, Богу нашему, то руководитель не должен ему объяснять правила различения духов второй Недели, ибо насколько правила первой Недели будут ему полезны, настолько правила второй Недели, будут ему вредны, так как их содержание слишком тонко и возвышенно, и [поэтому] не может быть им познано.

10 Десятое примечание. Когда руководитель заметит, что упражняющийся подавлен или искушаем злым духом под видом добра, то это надлежащий момент, чтобы упражняющемуся разъяснить правила второй Недели, ибо обычно враг рода человеческого искушает под видом добра тогда, когда вступают в Упражнения второй Недели, соответствующие жизни просвещающей (vita illuminativa), а не во время жизни очищающей (vita purgativa), свойственной первой Неделе Упражнений.

11 Одиннадцатое примечание. Упражняющемуся весьма полезно в течение первой Недели совсем не знать о том, что ему предстоит делать во второй; и он должен таким образом трудиться для обретения плодов первой Недели, как если бы в другой ничего уже не надеялся обрести.

12 Двенадцатое примечание. Каждое из пяти ежедневных упражнений или созерцаний должно продолжаться один час. Руководитель должен убеждать упражняющегося удалять от себя мысль о том, что он посвятил целый час Упражнению; он должен скорее увеличивать продолжительность Упражнения, нежели уменьшать его, ибо искуситель обычно старается заставить нас сократить время, отведенное созерцанию, размышлению или молитве.

13 Тринадцатое примечание. Необходимо отметить, что насколько приятно и легко во время утешения пробыть в созерцании целый час, настолько трудно это бывает во время оставленности. Поэтому, дабы противодействовать оставленности и победить искушение, необходимо Упражнению отвести времени немного больше, чем положено, чтобы таким образом привыкнуть не только выдерживать натиск врага, но даже побеждать его.

14 Четырнадцатое примечание. Когда руководитель заметит, что упражняющийся обильно одарен утешениями и большим рвением, то должен его предостеречь, дабы он стремительно и необдуманно не связал себя каким-либо обещанием или обетом. И чем более живой характер имеет упражняющийся, тем чаще руководителю следует возобновлять свои предостережения. Ибо вполне законно направлять кого-нибудь к монашеской жизни с обетами нищеты, целомудрия и послушания; и каждое доброе дело, совершенное по обету, сопряжено с большей благодатью, нежели совершенное без обета. Однако же необходимо со вниманием учесть условия [жизни] и качества человека, а также помощь или препятствия, которые он встретит при исполнении того, что он хотел бы обещать.

15 Пятнадцатое примечание. Руководитель не должен склонять упражняющегося к нищете, либо к какому другому обету, или призванию, или образу жизни как более предпочтительному перед другим. Ибо позволительно и похвально, вне времени Духовных Упражнений, с пользой направлять каждого, кого считаем к тому способным, вдохновлять, дабы он избрал воздержание, девство, монашество и всякую иную добродетель евангельского совершенства; однако во время Духовных Упражнений для того, кто ищет воли Божией, несравненно лучше и основательнее, если Творец и Господь сам явит себя этой душе погрузив ее в Свою любовь и славу и указывая ей путь, шествуя по которому она могла бы Ему наилучше служить. Пусть руководитель не склоняется ни на ту, ни на другую сторону, но, пребывая в равновесии, как стрелка весов, предоставит Творцу с творением и творению с Творцом и Господом своим непосредственно общаться и действовать.

16 Шестнадцатое примечание. Для этой цели - то есть дабы Сам Творец и Господь мог лучше воздействовать на свое творение, необходимо, чтобы душа, если она беспорядочно к чему-нибудь привязана и чувствует влечение к какой-нибудь вещи, всеми силами стремилась достичь противоположного по отношению к ее неупорядоченной привязанности. Если, например, она ощущает желание приобрести какой-либо сан или место не ради славы Божией и спасения душ, но ради своих собственных выгод и мирских интересов, то должна обуздать в себе это желание противоположным желанием, стремясь к этому в молитвах и иных духовных подвигах, прося Господа Бога о противоположном, утверждая, что она не желает ни этого сана, ни места или чего-либо иного до тех пор, пока Его Божественное Величие не благоволит упорядочить ее намерения и изменить ее желания настолько, что единственным поводом желания и пользования той или иной вещью будет только служение, честь и слава, [воздаваемые] Божественному Величию.

17 Семнадцатое примечание. Весьма полезно, чтобы руководитель, хотя и не стремился познать грехи и мысли упражняющегося, все же был точно осведомлен о мыслях и душевных движениях, которые упражняющемуся внушают разные духи, дабы сообразно с большим или меньшим успехом упражняющегося быть в состоянии преподать ему Духовные Упражнения, отвечающие потребностям души, обуреваемой п...

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

ДУХОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ СВЯТОГО ИГНАТИЯ ЛОЙОЛЫ Posted on 05/08/2017 by TM Leave a comment Игнатий Лойола, мистик и святой, наделенный «даром слез» (умением плакать во время молитвы), который чуть было не лишил его зрения, оставил после себя один из самых известных и влиятельных монашеских орденов – Орден Иезуитов, а также дневник, в котором описал свои видения, и «Духовные упражнения» (1548), в которых излагается его учение. Хотя многие исследователи творчества Сервантеса утверждают, что главный герой романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» был списан именно с Лойолы, нас сегодня интересует не его жизнь, но его учение. Интерес к Лойоле, безусловно, и в католическом и в светском мире подогревается тем фактом, что нынешний Папа Франциск принадлежит Ордену Иезуитов, но мы и это оставим за скобками.Мы рассмотрим влияние святого через призму его главного труда – «Духовных упражнений».Исследователь эпохи Реформации Роберт Линдер, анализируя «Духовные упражнения» Лойолы, говорит следующее: «если бы важность книг оценивалась не по их художественным характеристикам, а по степени воздействия на разум, Упражнения были бы одной из самых величайших книг в истории Церкви» (Linder, Robert D. The Reformation Era. London, GreenwoodPress, 2008. – С. 108.) А вот что пишет сам Святой Игнатий в «Духовных упражнениях»: «Отрешившись от всякого собственного суждения, надо иметь душу готовую и скорую на послушание во всем истинной невесте Христа Господа нашего, то есть Святой нашей Матери, иерархической Церкви».Итак, «Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia»), одобренные Папой Павлом III 31 июля 1547 года, представляют собой сочетание испытания совести, размышления, созерцания и молитвы. Упражнения эти поделены на 4 части - недели. При этом, важно понимать, что понятие «недели» весьма условно. По времени каждая из частей может занимать больше недели или меньше. 1. Первая неделя - очищающая (vita purgativa). В эту неделю человек, прежде всего, вспоминает совершенные им грехи, переосмысливает свою личную жизнь, а также – самое главное – прилагает все усилия для того, чтобы «достичь первичного обращения»: выйти из состояния греха и обрести благодать.Этот первый этап следует словам Библии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1-16,17) и «Светильник тела есть око; итак, если око твоё будет чисто, то и всё тело твоё будет светло; а если оно будет худо, то и тело твоё будет темно» (Лк.11,34).Человек призван признать свою греховность, выйти из нее. 2. Вторая неделя - просвещающая (vita illuminativa). Этот этап посвящен молитве и молитвенным размышлениям о Христе и Его земной жизни: от Рождества и до смерти на Кресте. Эта неделя призвана стать подготовкой человека ко времени, когда он будет способен искренне последовать за Христом.Как писал Папа Франциск: «Жизнь Христа - то, как Он знает Отца и живет всецело в соединении с Ним - открывает новое пространство для человеческого опыта, куда и мы можем войти». (Папа римский Франциск. Энциклика Lumen Fidei. М. : НО Издательство Францисканцев, 2013. – С. 22.)Человек призван узнать Христа, впустить Его в свою жизнь и дать возможность Христу сопутствовать в пути. 3. Третья неделя - соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. Таким образом, упражняющийся умирает со Христом, чтобы с Ним вместе воскреснуть.Как пишет Апостол Павел: «…как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения». (Рим.6,4-5)Наконец, человек призван умереть и родиться заново, принять крещение и Бога, ходить в «обновленной жизни». 4. Четвёртая неделя - Воскресение и Вознесение. Этот этап должен объединить в себе духовные плоды всех предыдущих этапов. Он, в итоге, заключается в созерцании ради обретения любви(contemplatio ad amorem), которое позволяет человеку всё возлюбить в Боге, а Бога - во всём.И опять Лойола следует словам Библии: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его». (Пс.26,4)В своей уже обновленной жизни человек призван созерцать Господа, возносить ему хвалу, радоваться и любить. Он призван к счастью.Ведь Церковь состоит из радостных, любящих и счастливых. Именно такие люди составляют тело Христово – Его церковь. А ничего важнее Церкви для Игнатия Лойолы не существует.Евгений Гречко в статье «Игнатий Лойола: вера в церковь, ведомую духом Святым» пишет о святом так: «Церковь для Игнатия - мать. Мать, которая хоть и строга, но всегда готова принять и вместить всех своих детей. Игнатий осознает историческую важность Церкви. Церковь Историческая - это церковь, не только обладающая историей, но и творящая историю. Таким образом, вера в Бога у Лойолы неотделима от церкви. Он не сомневается, что Церковью управляет Бог». (Философско-религиозная тетрадь №10)Но еще лучше о святом говорит его любимая молитва: «Душа Христова, освяти меня. Тело Христово, спаси меня. Кровь Христова, напои меня. Вода ребра Христова, омой меня, Страсти Христовы, укрепите меня. О благий Иисусе, услыши меня: В язвах Твоих сокрой меня. Не дай мне отлучиться от Тебя. От лукавого защити меня. В час смерти моей призови меня, И повели мне прийти к Тебе, Дабы со святыми Твоими восхвалять Тебя во веки веков. Аминь»Николай Сыров

Для лучшего понимания духовных упражнений, помогающие как дающему, так и воспринимающему их

Читать книгу Духовные упражнения онлайн

Св. Игнатий Лойола

Духовные упражнения

ПРИМЕЧАНИЯ ДЛЯ ЛУЧШЕГО ПОНИМАНИЯ ДУХОВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ, ПОМОГАЮЩИЕ КАК ДАЮЩЕМУ, ТАК И ВОСПРИНИМАЮЩЕМУ ИХ

Первое примечание. Под именем Духовных Упражнений разумеется всякий способ испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной и других духовных действий, как об этом будет сказано впоследствии. Ибо как телесным упражнением является: гуляние, хождение, бегание, так и всякий способ, каким душа приготовляется и располагается для своего освобождения от всех неупорядоченных влечений и, коль скоро они будут уничтожены, для поиска и обретения воли Божией относительно устройства своей жизни и для спасения своей души, - называется Духовным Упражнением.

2 Второе примечание. Тот, кто преподает другому способ и порядок для размышления или созерцания, должен верно передать содержание этого созерцания или размышления и выдвинуть его главные пункты, сопроводив их краткими и необходимыми объяснениями. Потому что созерцающий, получив основу [познания их содержания], сам начинает рассуждать и выводить заключения, и таким образом находит нечто, несколько лучше объясняющее смысл события или делающее его более интересным либо посредством его собственного мышления, либо под влиянием благодати Божией, просвещающей его ум. Это доставит ему больше духовного наслаждения и пользы, чем если бы преподающий Упражнения объяснял бы много и расширял бы смысл повествования. Ибо не обильное познание питает душу и ее удовлетворяет, но внутреннее прочувствование вещи и наслаждение ее содержанием.

3 Третье примечание. Так как во всех нижеследующих Духовных Упражнениях мы пользуемся разумом, когда рассуждаем, и волею, когда любим, то надо заметить, что в действиях воли, когда мы словесно или мысленно беседуем с Господом, Богом нашим, или с его святыми, требуется с нашей стороны большее благоговение, чем когда действуем, разумом рассуждая.

4 Четвертое примечание. Следующие Упражнения распределяются на четыре Недели, сообразно четырем частям, на которые разделяются Упражнения. Первая из этих частей есть растворенное созерцанием рассуждение о грехах; вторая - жизнь Господа нашего Иисуса Христа до дня Вербного воскресения включительно; третья - страдания Христа, Спасителя нашего; четвертая - Воскресение и Вознесение, с прибавлением трех образов совершения молитвы. Однако не следует полагать, что каждая Неделя обязательно должна состоять из семи или восьми дней. Может случиться, что одни в Упражнениях первой Недели окажутся медленнее в обретении того, что они ищут, то есть сокрушения сердца, раскаяния и плача о своих грехах; также одни бывают усерднее других; иные же испытывают большее беспокойство или нападение, исходящие от различных духов, - вследствие этого необходимо иногда сокращать Неделю, иногда же увеличивать [ее]. Так же нужно поступать и относительно последующих Недель, взыскуя их результат сообразно с предложенным содержанием.

Однако все Упражнения следует закончить в течение приблизительно тридцати дней.

5 Пятое примечание. Упражняющемуся очень полезно приступить к ним с великодушием и щедростью по отношению к Творцу и Господу своему, принося Ему в жертву все свое воление и свободу, чтобы Его Божественное Величие располагало по Своей святейшей воле как им самим, так и всем, что он имеет.

6 Шестое примечание. Когда руководитель заметит, что упражняющийся не испытывает никаких духовных движений, будь то утешения или скорби, и не подвергается влиянию различных духов, то он должен тщательно расспрашивать упражняющегося относительно Упражнений; совершает ли он их в назначенное время и каким образом, соблюдает ли он прилежно все \"добавления\" он должен требовать отчета о каждой из всех этих вещей. Что касается духовных утешений и скорбей, то об этом будет сказано в \"Правилах о различении духов\" (см. 316) и в \"Добавлениях\" (в конце первой Недели) (см. 73).

7 Седьмое примечание. Когда руководитель заметит, что упражняющийся подвергается [ощущению] оставленности и искушениям, пусть остерегается суровости и строгости в обхождении с ним, но лучше пусть будет по отношению к нему ласковым и приветливым; пусть ободряет его и укрепляет для дальнейшей работы, раскрывая ему хитрости и лукавства врага человеческого рода и приохочивая его готовиться к близкому утешению.

8 Восьмое примечание. Сообразно с необходимостью, которую он заметит в упражняющемся, руководитель может поведать ему об оставленности и о сатанинских кознях или же об утешениях, может ему объяснить \"Правила различения духов\", свойственные первой или второй Неделе [см. 313-336].

9 Девятое примечание. Нужно заметить, что если не изощренный в предметах духовных упражняющийся подвергается в течение первой Недели искушениям грубым и явным, например встречает в боязни труда, в ложном стыде или в мирском почете и тому подобном препятствия к тому, дабы идти далее в служении Господу, Богу нашему, то руководитель не должен ему объяснять правила различения духов второй Недели, ибо насколько правила первой Недели будут ему полезны, настолько правила второй Недели, будут ему вредны, так как их содержание слишком тонко и возвышенно, и [поэтому] не может быть им познано.

10 Десятое примечание. Когда руководитель заметит, что упражняющийся подавлен или искушаем злым духом под видом добра, то это надлежащий момент, чтобы упражняющемуся разъяснить правила второй Недели, ибо обычно враг рода человеческого искушает под видом добра тогда, когда вступают в Упражнения второй Недели, соответствующие жизни просвещающей (vita illuminativa), а не во время жизни очищающей (vita purgativa), свойственной первой Неделе Упражнений.

11 Одиннадцатое примечание. Упражняющемуся весьма полезно в течение первой Недели совсем не знать о том, что ему предстоит делать во второй; и он должен таким образом трудиться для обретения плодов первой Недели, как если бы в другой ничего уже не надеялся обрести.

12 Двенадцатое примечание. Каждое из пяти ежедневных упражнений или созерцаний должно продолжаться один час. Руководитель должен убеждать упражняющегося удалять от себя мысль о том, что он посвятил целый час Упражнению; он должен скорее увеличивать продолжительность Упражнения, нежели уменьшать его, ибо искуситель обычно старается заставить нас сократить время, отведенное созерцанию, размышлению или молитве.

13 Тринадцатое примечание. Необходимо отметить, что насколько приятно и легко во время утешения пробыть в созерцании целый час, настолько трудно это бывает во время оставленности. Поэтому, дабы противодействовать оставленности и победить искушение, необходимо Упражнению отвести времени немного больше, чем положено, чтобы таким образом привыкнуть не только выдерживать натиск врага, но даже побеждать его.

14 Четырнадцатое примечание. Когда руководитель заметит, что упражняющийся обильно одарен утешениями и большим рвением, то должен его предостеречь, дабы он стремительно и необдуманно не связал себя каким-либо обещанием или обетом. И чем более живой характер имеет упражняющийся, тем чаще руководителю следует возобновлять свои предостережения. Ибо вполне законно направлять кого-нибудь к монашеской жизни с обетами нищеты, целомудрия и послушания; и каждое доброе дело, совершенное по обету, сопряжено с большей благодатью, нежели совершенное без обета. Однако же необходимо со вниманием учесть условия [жизни] и качества человека, а также помощь или препятствия, которые он встретит при исполнении того, что он хотел бы обещать.

15 Пятнадцатое примечание. Руководитель не должен склонять упражняющегося к нищете, либо к какому другому обету, или призванию, или образу жизни как более предпочтительному перед другим. Ибо позволительно и похвально, вне времени Духовных Упражнений, с пользой направлять каждого, кого считаем к тому способным, вдохновлять, дабы он избрал воздержание, девство, монашество и всякую иную добродетель евангельского совершенства; однако во время Духовных Упражнений для того, кто ищет воли Божией, несравненно лучше и основательнее, если Творец и Господь сам явит себя этой душе погрузив ее в Свою любовь и славу и указывая ей путь, шествуя по которому она могла бы Ему наилучше служить. Пусть руководитель не склоняется ни на ту, ни на другую сторону, но, пребывая в равновесии, как стрелка весов, предоставит Творцу с творением и творению с Творцом и Господом своим непосредственно общаться и действовать.

16 Шестнадцатое примечание. Для этой цели - то есть дабы Сам Творец и Господь мог лучше воздействовать на свое творение, необходимо, чтобы душа, если она беспорядочно к чему-нибудь привязана и чувствует влечение к какой-нибудь вещи, всеми силами стремилась достичь противоположного по отношению к ее неупорядоченной привязанности. Если, например, она ощущает желание приобрести какой-либо сан или место не ради славы Божией и спасения душ, но ради своих собственных выгод и мирских интересов, то должна обуздать в себе это желание противоположным желанием, стремясь к этому в молитвах и иных духовных подвигах, прося Господа Бога о противоположном, утверждая, что она не желает ни этого сана, ни места или чего-либо иного до тех пор, пока Его Божественное Величие не благоволит упорядочить ее намерения и изменить ее желания настолько, что единственным поводом желания и пользования той или иной вещью будет только служение, честь и слава, [воздаваемые] Божественному Величию.



  • Разделы сайта