Упражнения для тренировки подвижности мышц губ и щек. Упражнения на развитие артикуляции

Синергия круговой мышцы рта и щечных мышц очень важна для речи, так как от этого зависит дикция человека.

1. Упражнения для включения в движение круговой мышцы губ.

Ребенку необходимо предложить:

Надувать мягкие резиновые шарики;

Набирать воздух то под одну, то под другую щеку, губу (по очереди);

Выдувать воздух с напряженными и ослабленными щеками;

Вытянуть губы вперед, сомкнуть их, изобразив «рупор», «хоботок»;

Вытянуть губы вперед, изобразить «трубочку» и растянуть их в улыбке;

Смыкать губы в виде поцелуя (мгновенно);

Вложить согнутые мизинцы в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть;

Размыкать и смыкать губы при открытом рте;

Сомкнуть губы и надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через плотно сжатые губы.

2. Упражнение для мышцы смеха.

Предложите ребенку:

Оттягивать углы рта сомкнутых губ одновременно или поочередно в стороны, кверху.

3. Упражнения для квадратных мышц (верхней и нижней).

Предложите ребенку:

Поднять верхнюю губу и обнажить зубы (для чего наморщить нос);

Опустить верхнюю губу, оттянуть ее в рот за зубы;

Опустить нижнюю губу, обнажив нижний ряд зубов;

Поднять верхнюю губу и одновременно опустить нижнюю;

Ввести нижнюю губу в рот за зубы.

Небольшие стерильные ватные валики заложить в преддверие полости рта ребенка по обе стороны от уздечки верхней губы, попросить его сомкнуть губы, удерживая их в сильном напряжении, и произнести звуки П, Б, М;

Предложить ребенку тянуть звук М, при этом губы то вытягивая трубочкой, то растягивая в стороны;

Произнести несколько раз подряд звукосочетания согласных, в процессе выговаривания которых принимают непосредственное участие губы (например, МБ, БМ, ТВ, ВТ, МП, ПМ и т. п.);

Произнести звуки М (губы должны быть сомкнуты), В (верхнюю губу при этом приподнять), З (нижняя губа опущена);

Произнести звукосочетания КС, ГЗ, БЗ, оттягивая вниз нижнюю губу (при движении губы ее сильно прижимать к зубам).

Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц

При выполнении ребенком предложенных упражнений следует обратить внимание на то, чтобы у него не возникало синкинезии в нетренируемых мышцах лицевой мускулатуры. Развитие мимической моторики проводится параллельно с развитием артикуляторной. Это способствует улучшению мелодико-интонационной стороны речи, ее выразительности.

Исходное положение: голова - прямо, мышцы лица расслаблены. Движения выполняются на счет «раз - два».

Предложите ребенку:

Поднять брови вверх - расслабить мышцы;

Нахмурить брови - расслабить мышцы;

Глаза спокойно закрыть - открыть;

Глаза прищурить - открыть;

Глаза с силой зажмурить - открыть;

Глаза поочередно закрывать и открывать 1 ;

Одновременно оскалить зубы и наморщить лоб - расслабить мышцы.

Учитывая физические возможности ребенка, можно предложить ему на основе образной памяти изобразить мимически, в соответствии с заданием, эмоциональное состояние: радость, удивление, обиду и т.д.

Упражнения для тренировки подвижности мышц языка

Предложите ребенку:

1. Выдвигать язык вперед - вернуть назад.

2. Облизывать губы по кругу в одну и другую стороны («вкусное варенье»).

Следить за неподвижностью губ и нижней челюсти.

3. Губы сжать. Упираться кончиком языка поочередно в одну и другую щеки («твердый орешек»).

4. Оттягивать корень языка назад и выдвигать его вперед.

5. «Поцокать» языком с максимально открытым ртом. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. (Работать должен лишь язык.)

6. Укорачивать язык, поднимая его спинку кверху, кончиком языка упираясь в нижние зубы («мостик»).

7. Суживать язык и постепенно его округлять («иголочка и лопатка»).

Следить при этом, чтобы язык не высовывался далеко и не подворачивалась нижняя губа. Далее нужно подключить следующие звуковые упражнения.

Предложите ребенку:

Положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд звукосочетание БЯ (ПЯ);

Быстро высунуть язык, затем энергично подтянуть его за зубы и произнести звукосочетание АС;

Тянуть звук М, поглаживая языком зубы;

Тянуть звук М, вытянув и загнув язык на верхнюю губу;

Произносить звукосочетания согласных, в артикуляции которых активное участие принимает язык (ГКР, КРТ, ДРТ или ТХ, ХТ, ДТ и т.д.).

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др

Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.

Зачем нужна гимнастика

Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.

Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.

Основные правила гимнастики

Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:

  • продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
  • во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
  • никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
  • занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
  • если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
  • задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.

Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.

Похожий материал:

Виды упражнений

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

«Лопатка» . Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

«Грибочек» . Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.

«Хоботок» . Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики» . Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

«Качели» . Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

«Где конфетка» . Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

«Лошадка» . Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Возрастные особенности детей и гимнастика

Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик» . Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка» . Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик» . Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота» . Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Материал по теме:

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье» . Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».

Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

Для детей 4 – 5 лет

Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка» . Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.

Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.

«Почистим зубки» . Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей 5 – 7 лет

Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».

К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

«Хлопни в ладоши» . Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.

«Замени звук» . Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».

Как это было:

«Вкусные» игры с пользой для речи

Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

  1. Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
  2. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
  3. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
  4. Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
  5. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
  6. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.

Лучше один раз посмотреть…

Если у вас все ещё остались вопросы по организации проведения речевой гимнастики, посмотрите бесплатные видеоуроки сайта «Дар детям».

Профессиональный логопед-дефектолог покажет и объяснит все тонкости работы с детьми каждой возрастной группы.

Там же можно получить бесплатную консультацию специалиста.
Речь – чудесный дар, которым природа наградила только человека. Но, чтобы ребёнок заговорил, нужно время и поддержка родителей, которые помогут не только преодолеть, но и предотвратить возможные проблемы.

Во всех упражнениях исходное положение - сидя на кровати по-турецки, плечи опущены, спина прямая.

Упражнение 1. Втягивайте губы трубочкой, надувайте щеки и перемещайте воздух попеременно из одной щеки в другую. При этом произносите гласные «о», «а», «у». Повторите упражнение 3-4 раза.


Упражнение 2. Сделайте вдох через нос, выдох через рот. При этом губы должны быть расслаблены. Затем повторите упражнение, но только вытянув губы трубочкой, как в поцелуе. Повторите упражнение 3-4 раза.

Упражнение 3. Вдохните через рот сквозь сжатые зубы и задержите дыхание. Выдохните через левый угол рта, а затем через правый. Повторите упражнение 3-4 раза.

Упражнение 4. Сожмите губы, но не поджимайте их. Напрягите уголки рта, будто засасываете два кусочка лимона к задним зубам. Зубы не сжимайте. Попробуйте приподнять уголки рта в едва заметной улыбке. Теперь, наоборот, слегка опустите. Подвигайте пальцы в уголках рта крохотными пульсирующими движениями вверх-вниз до счета 30. Расслабьтесь.

Упражнение 5. Сожмите губы (но не поджимайте), зубы не стискивайте. Постукивайте указательным пальцем по середине губ. Медленно отнимайте палец от губ (но не до конца), пока не почувствуете жжение. После этого делайте пальцем быстрое пульсирующее движение вверх-вниз до счета 30. Расслабьтесь.

Эффект: исчезает возрастная «печальная маска» - опущение губ; увеличиваются губы и убираются морщинки вокруг них.

Упражнения для рта - комплекс упражнений "между делом"

Данный комплекс упражнений для укрепления круговой мышцы рта особенно рекомендуется для офисных работников

Во всех упражнениях исходное положение - сидя, упор спиной в спинку стула, руки расслабленно лежат на коленях.

Упражнение 1. Расширив ноздри, глубоко вдохните через нос, надуйте щеки и с силой толчками выдыхайте воздух через сомкнутые губы. Повторяйте это упражнение 3-4 раза.


Упражнение 2. Произносите звуки «а», «и», «у», «о», «ы», повторяя их 5-6 раз.

Упражнение 3. Сделайте вдох через нос, пытаясь вытянуть губы вперед трубочкой. Тремя пальцами удерживайте уголки рта. Спокойный выдох через рот. Выполните упражнение 4 раза. Движение должно быть энергичным.

Упражнение 4. Медленно открывайте и закрывайте рот, задерживаясь в положении с открытым ртом.


Упражнение 5. Приоткройте рот наполовину, втяните губы внутрь. Напрягитесь и задержите положение на несколько секунд, затем расслабьтесь и повторите все это 5 раз.

Упражнение 6. Поднимайте каждый угол рта отдельно, затем вместе.

Упражнение 7. Сжав губы, заверните их внутрь, пока они не исчезнут.

Упражнение 8. Поочередно опускайте углы губ, удерживая это положение несколько секунд.

Упражнение 9. Указательные пальцы поместите на углы рта и попытайтесь улыбнуться. Пальцами создавайте напряжение. Затем расслабьтесь. Повторите 20 раз.

Упражнение 10. Опускайте оба угла губ вместе, удерживая это положение несколько секунд.

Упражнение 11. Поднимайте правую сторону губ вверх, затем опускайте вниз; то же - левой стороной.


Упражнение 12. Двигайте обеими сторонами губ вверх и вниз.

Упражнение 13. Поместите пальцы рук над губами и начинайте постепенно их сводить вместе. Пространство между ними должно потеплеть и стать мягче. Медленно расслабьте мышцы рта.

Эффект: укрепление всех мышц вокруг рта, расправление вертикальных складок у рта, разглаживание морщин на верхней губе.

Упражнения для щек - комплекс упражнений "утренний"

Этот комплекс упражнений для щек выполняется сразу после пробуждения.

При выполнении этих упражнений исходное положение - сидя на кровати по-турецки, плечи опущены, спина прямая.

Упражнение 1. Спокойно и глубоко вдохните через нос - крылья носа напрягаются. Медленно, равномерно до конца выдохните через рот 2-3 раза с интервалом 3-4 с.

Упражнение 2. Глубоко вдохните через нос. Задержите дыхание - внутренние мышцы лица напрягаются, к лицу приливает кровь. Не вдыхая, при сомкнутых губах, надувайте щеки. Через 2-3 с с силой и напряжением толчками выпустите воздух через рот. Повторите 2-3 раза.

Упражнение 3. Глубоко вдохните через нос, одновременно втягивая щеки. После небольшой, на секунду, задержки дыхания сделайте выдох через рот (медленный, равномерный) при слегка сомкнутых губах, щеки надуты. Повто¬рите 2 раза.

Упражнение 4. Наберите воздух в рот и «покатайте шарик» вверх, вниз, вправо, влево.


Упражнение 5. Прижмите указательные пальцы к верхней части щек. Откройте рот и медленно раздвиньте губы так, чтобы они образовали овал. Улыбнитесь и почувствуйте, как напрягаются мышцы под пальцами. Повторите 10 раз.

Упражнение 6. Сожмите губы и надуйте щеки. Приложите пальцы к щекам и нажмите, держа губы сомкнутыми и не выпуская воздух. Сосчитайте до 10, затем расслабьтесь и повторите упражнение 10 раз. Постепенно доведите счет до 30.

Упражнение 7. Левой рукой захватите правую щеку таким образом, чтобы большой палец попадал на внутреннюю со стороны рта часть щеки, а остальные плотно прилегали к коже, идущей от крыльев носа к уголкам губ. Вдыхая через нос, попытайтесь улыбнуться. Мышцы щеки сократятся, а пальцы рук будут им противодействовать. Во время отдыха пальцы разжимаются. Сделайте по 2 раза для правой и левой сторон.

Упражнение 8. Надуйте левую щеку и выдохните через левый уголок рта. Затем надуйте правую щеку и выдыхайте через правый уголок рта. Повторите 3-4 раза.

Упражнение 9. Правой рукой фиксируйте левую половину шеи. Три пальца левой руки - на левом углу рта. Делайте вдох через рот, сокращенные мышцы оттягивают вниз левый угол рта, рука удерживает его на месте. Во время выдоха мышцы расслабляются.

Упражнение 10. Представьте две точки: одну посередине верхней, другую посередине нижней губы. Откройте рот и растягивайте обе точки так, чтобы образовался правильный овал (верхняя губа при этом прижата к зубам). Пальцы поместите, не надавливая, на верхнюю часть щек. Удерживая «овал», улыбнитесь уголками рта. Теперь опустите уголки. Быстро повторите.

Упражнение 11. Откройте рот и закатите нижнюю губу внутрь, устроив ее на нижних зубах. Оттяните уголки рта к задним зубам и плотно закатите их внутрь рта. Верхняя губа прижата к зубам. Указательный палец - на подбородке, чтобы обеспечить легкое сопротивление. Открывайте и закрывайте челюсть медленным черпающим движением. Выдвигайте подбородок на 1 см после каждого движения. Когда подбородок будет смотреть в потолок, задержитесь и сосчитайте до 30. Расслабьтесь.

Упражнение 12. Выдвиньте нижнюю губу вперед как можно дальше. Затем резко втяните ее внутрь и накройте ее напряженной верхней губой. При правильном выполнении вы ощутите напряжение мышц в области щек.


Упражнение 13. Попробуйте мигнуть одним глазом, не закрывая его. Вы должны почувствовать, как приподнимаются мышцы щек. Повторите 10 раз, а затем сделайте то же с другой щекой.

Эффект: укрепляются мышцы щек и шеи, поднимается обвисшая кожа щек, исчезает эффект «запавших» глаз, улучшается овал лица.

Текущая страница: 4 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Уменьшение морщин на лбу

Техника выполнения упражнения

1. Указательный палец одной руки положите всей боковой поверхностью над бровью. Большим пальцем создайте упор, отставив его максимально далеко от указательного и обеспечивая натяжение кожи в горизонтальном направлении.

2. Другой рукой, закинув ее через голову, выписывайте большие спиральные круги, начиная от линии брови и продвигаясь вверх до волосяного покрова. Необходимо, чтобы с каждой новой спиралью кожа подтягивалась вверх и бровь поднималась все выше.

3. Выполните упражнение с другой стороны.

4. Обработайте срединную линию лба. Положите на лоб ладони. Мизинцы касаются друг друга и прижаты к срединной линии лба. Массажными спиралевидными движениями продвигайтесь снизу вверх, раскатывая валики морщин.

Направление спиралей – снизу вверх и от центра лба к периферии, по направлению лобных мышц.

Акцент делайте на продвижении мизинцев вверх по срединной линии лба, подталкивая их мимическим поднятием бровей.



Анатомическое строение лобных мышц

Устранение морщин в области декольте

Морщины в области декольте провоцируются стягиванием грудного отдела к центру из-за ссутуливания и привычки спать на боку, сжавшись в комок. Кроме того, кожа в районе декольте отличается тонкостью и является очень уязвимой, так как имеет мало сальных желез. Выполняя приемы для области декольте, мы обеспечиваем область декольте полноценным питанием и восстанавливаем микроциркуляцию.

Техника выполнения упражнения

1. Поставьте пальцы правой руки на кожу в ложбинку между грудями, пальцы левой – на верхнюю часть грудинной кости.

2. Сведите пальцы максимально друг к другу в складку. Подержите 30 секунд. Растяните. Зафиксируйте. Сделайте этот прием в двух направлениях – вертикальном и горизонтальном.


Губы

Давайте разберем вторую зону риска – круговую мышцу рта .



Круговая мышца рта


В отличие от остальной кожи, обычно более или менее свободно покрывающей мышцы, круговая мышца рта прочно «приклеена» к коже, поэтому эта область всегда создает проблемы при пластической операции, ее невозможно оторвать и расправить. В случае сильно морщинистой кожи в этой зоне пластический хирург предлагает для ее омоложения другие процедуры – шлифовки или химический пилинг.

Обычно усыхание круговой мышцы рта приводит к западанию рта внутрь, к истончению слизистой губ.



Строение круговой мышцы рта играет одну из главных ролей в формировании «брылей», опущенных углов рта и различных складок и морщинок, идущих от них вниз. Все эти дефекты образуются потому, что с возрастом мышца начинает стягиваться в точку, закручиваясь и центробежно, и центростремительно. Для тех, кто забыл, что это значит, объясняю: центростремительно – это когда все ткани сжимаются к центру, а центробежно, когда волокна мышц рта начинают закручиваться на периферию – в его уголки. Поэтому следует разобраться в строении круговой мышцы рта более подробно. Она имеет вид плоской мышечной пластинки, в которой различают два слоя: глубокий и поверхностный. Мышечные волокна ее глубокого слоя идут к центру рта радиально – это как раз то направление, по которому закладываются так ненавистные нам «губные» вертикальные морщинки.

Поверхностный слой состоит из двух дугообразных пучков, идущих по верхней и нижней окантовке рта. «Благодаря» им круговая мышца рта имеет особенность «закатываться в трубочку» – в итоге с возрастом от красивых пышных молодых губ остаются тонкие увядшие жгутики.

Дугообразные пучки мышцы рта многократно переплетаются с другими мышцами, подходящими к ротовой щели – треугольной и щечной мышцами.

С возрастом, когда круговая мышца рта начинает стягиваться к центру, т. е. закрываться, как диафрагма фотоаппарата, волокна этих мышц скручиваются в углах рта, образуя комочки.

Расслабление красной каймы губ, уменьшение морщин в углах рта

Техника выполнения упражнения

1. Максимально опустите нижнюю челюсть и откройте рот.

Напрягите губы, вытянув их трубочкой, как бы произнося звук «О».

2. Надавите указательными пальцами обеих рук на углы губ, и одновременно сопротивляйтесь этому движению губами (Рис. 1).

Ждите 30 секунд. Упражнение закончено.



Расслабление круговой мышцы рта изнутри. Массаж языком

Техника выполнения упражнения

Вы можете делать массаж языком, повторяя это упражнение многократно в течение дня – когда смотрите телевизор, готовите обед, едете в транспорте и т.д.

1. Нащупайте во рту языком самое проблемное, жесткое, то есть самое спазмированное место. Начинать надо всегда с худшего места – это очень важно.

2. Упритесь в этот спазм языком и, не уменьшая усилия, отсчитайте 30 секунд.

3. Таким образом, пройдитесь по всем спазмированным участкам слизистой полости рта Не забудьте пройтись языком по внутренней линии красной каймы губ. Без этого завершающего штриха эффект не будет полным. Упирайтесь уже не под губы, а в саму красную кайму губ, оттягивая ее языком изнутри и расслабляя таким же способом.

4. Проведите проверочный тест – почувствуйте разницу в ощущениях до и после выполнения упражнения. Для этого перед началом массажа запомните свои ощущения.


В конце упражнений их проверьте – разница будет колоссальной, внутренняя поверхность рта по ширине будет напоминать бездонную бочку, в которую невозможно упереться языком!

При выполнении этого упражнения одновременно происходит подтяжка подбородка и проработка подбородочных лимфоузлов.

Складки и обвислости

Как уже говорилось ранее, все складки закладываются в очень раннем возрасте. Поверить в то, что это происходит чуть ли не с рождения, неподготовленному читателю будет трудно.

Считается, что обычный клеточный процесс старения кожи и мышц начинается с 25 лет. Но к образованию складок он не имеет никакого отношения. Этот вид деформации зарождается настолько рано, что объяснить, почему мы этого не видим, можно только стереотипами и шаблонами, «замыливающими» наш глаз. Мы привыкли к тому, что искать носогубные складки на лице следует после 35 лет. Увы, они закладываются несколько раньше. И не в 25 лет, и даже не в 1 5. Так, носогубные складки около носа начинают закладываться в мышечном слое (как и все глубокие морщины и складки) уже в детском возрасте.



Предрасположенность к появлению носогубных складок в нижней части лица («брылей») (слева) и в верхней части лица (справа).


Посмотрите на эти фото улыбающихся или плачущих детей: их мимика уже сейчас демонстрирует характерную картину самых обычных носогубных складок. Внезапно обнаружив их у себя после 30 лет, вы начнете кивать на возраст и на растянувшуюся кожу.

На самом деле начало этим складкам было положено в детском возрасте, можно сказать – с рождения. Разница лишь в том, что после 30 вам уже не придется гримасничать, чтобы их обнаружить.

Хотите убедиться в этом? Сравните два лица (Рис. 1), и вы легко обнаружите, что носогубные складки взрослой женщины родом из детства.



Тесты

Если вы хотите узнать, входите ли вы в «группу риска» по предрасположенности к носогубным складкам – сделайте пару тестов. Повторите те же мимические движения, которые показывают малыши на фотографиях вверху. При предрасположенности к носогубным складкам улыбка либо еще больше увеличивает плотность тканей вокруг рта, либо спазмирует носовую мышцу, продвигая ткани вверх вертикально вдоль носа. В идеале при улыбке складки не должны оставаться статическими, обрамляя круговую мышцу рта , а должны скользить вверх, расходясь к вискам.


Если открыть рот и округлить вытянутые напряженные губы в виде буквы «О», максимально опустив вниз челюсть, вы можете увидеть исходящие от крыльев носа твердые бортики. В отсутствии предрасположенности к носогубным складкам эта зона должна выглядеть совершенно гладкой.

Также тактильно вы сможете прощупать эту область насквозь через слизистую рта и обнаружить на месте формирования носогубной морщины начинающиеся «жгутики» более плотной структуры, чем остальная слизистая.

Если вы убедились, что носогубные складки уже «назревают», не надо ждать, когда они будут в полном расцвете сил. Лучше работать с начинающимися складками профилактически. Чем раньше вы начнете борьбу с ними, тем эффективней будет ее исход. Возможность изменить свою «генетическую» предрасположенность к ним (в данном контексте слово «генетический» означает лишь «слабое звено») реально существует. Правда, одним это удастся без труда, а у других на этом пути могут возникнуть сложности.

И все только потому, что проблемы прячутся не только в самих мышцах, но и под ними. Ведь мышцы натянуты на череп, кости которого представляют собой подвижную биомеханическую конструкцию, сложные законы взаимодействия которой определяют наш облик.

И если мы хотим понять, почему срок нашей молодости так недолог и где кроется тот враг, что изменяет наши лица зачастую до неузнаваемости (когда чужие люди не могут опознать нас на фотографиях, сделанных в молодости), – мы должны еще немного углубиться в анатомию.


Начнем мы с самого простого – с мышечного пласта, соединяющего две части лицевого черепа – нижнюю и верхнюю челюсть.


Наш череп состоит из 29 костей (в разных источниках эти цифры варьируются), но только нижняя челюсть является единственной активно подвижной его костью (с мышечным соединением и большой амплитудой движения).


Кроме обычных возрастных процессов, происходящих с костной массой черепа (уменьшение его массы, укорочение высоты обеих челюстей, особенно в связи с потерей зубов, и т. д.), основной зоной риска становится его мышечная часть. Собственно, чаще всего именно эта проблема является первичной, приводя к резорбции (рассасыванию) костной массы. Именно здесь, в месте соединения двух его половинок – верхней и нижней челюсти и закладывается первая база для изменения лица. Осуществляет это соединение небольшая группа жевательных мышц: жевательная мышца, височная, медиальная и латеральная крыловидная мышцы . Они крепятся к костям двумя концами, так же, как и все скелетные мышцы туловища. Эти жевательные мышцы с возрастом начинают деформироваться, напрягаясь, то в состоянии сжатия, то, наоборот, растяжения, так как участвуют в сложных двигательных процессах жевания, зевания и иной челюстной мимики. И следом за этими изменениями лицо тоже начинает менять свою форму.

Не видя того, что происходит под кожей, мы в большинстве случаев пропускаем начальную стадию происходящих с нами метаморфоз, и первое неприятное изумление обычно поражает нас при просмотре любительских фотографий или видеофильмов, где объектив «поймал» нас в невыгодном ракурсе или освещении. Какие-то тени на лице, запавшие глаза, провалы на щеках, углубившиеся носогубные складки, обвисшая линия овала, второй подбородок… В повседневной жизни, когда мы смотрим на себя в зеркало, мы инстинктивно подтягиваем мышцы лица, приподнимаем подбородок, вытягиваем шею. Поэтому следы разрушений, вызванные временем, ускользают от нашего внимания. Но те, кто не боится заглянуть правде в глаза, могут познакомиться с собственным лицом поближе.

Тесты

Начните с глаз. Попытайтесь пальцами приподнять бровь. И если она свободно пойдет вверх, значит ваша бровь давно уже не на своем месте. А раз опустилась бровь, значит и нависли складочки на верхнее веко. Хороший способ протестировать лицо – это посмотреть на свой профиль с помощью второго зеркальца, слегка опустив голову, чтобы иметь истинное представление о линии своего овала. Обычно именно так нас и видят окружающие. Второй этап обследования проведите лежа, прощупывая пальцами участки кожи перед ушами и заднебоковую часть шеи. Если кожа на этих участках вялая, неплотно натянута, то это уже первый сигнал тревоги. Если на уши и шею нависают складочки – это тот минимум кожи, которую отсечет хирург при пластической операции, как лишнюю. И эта «лишняя» кожа, нависающая на ваши уши, когда вы лежите, станет основным составляющим элементом ваших «брылей», «собачьих щечек», «бульдожек» и носогубных складок, когда вы встанете. И последнее, третье обследование своего лица лучше проведите, предварительно приняв что-нибудь успокоительное, особенно, если вам за 40, и зеркало, которое вы возьмете, будет с увеличительным эффектом. Наклоните лицо над этим зеркалом, и вам все сразу станет ясно: свисающие от ушей на губы носогубные складки и мешочки кожи верхних и нижних век, в общем успокоительное точно не помешает. И как уже говорилось, в большинстве случаев причина эстетических дефектов до банальности проста – мышечный гипертонус, возрастное усыхание мышц и связанная с этим потеря тонуса мягких тканей!


В качестве наиболее яркого доказательства хочется еще раз привести понятный всем пример, подтверждающий, что именно гипертонус портит нам лицо, а не «возрастная атония мышц» – это действенность инъекций ботулина в борьбе с морщинами.

Но! Не надо забывать, что токсин ботулизма вовсе не так безобиден. Быстрый эффект по разглаживанию морщин базируется именно на способности этого токсина блокировать работу нервов, что при постоянном его применении приводит к их атрофии. Но этим дело не исчерпывается. Кости нашего черепа склонны к усыханию, как, собственно, и все кости нашего скелета, что демонстрирует всем известное явление возрастного остеопороза.

Потери объема черепа приводят к появлению излишков образовавшихся мягких тканей. И потери эти надо сказать не маленькие. Японские ученые приводят такие факты: объем и вес мозга в черепной коробке с возрастом существенно уменьшается. К концу жизни потери достигают 1 / 10 его былого веса (100–120 гр.)! Соответственно, настолько же уменьшаются размеры и самой черепной коробки. Вспомните череп «бедного Йорика», лежащий на руке великого Смоктуновского: Гамлет обращается как будто не к черепу взрослого мужчины, а к черепу ребенка.


И действительно, как подтверждают английские исследования, масса черепа заметно тает с возрастом, особенно сильно уменьшаясь по центру лица, т. е. в том месте, где образуются типичные носогубные складки. И это вполне логично: глубокий мышечный гипертонус всегда сопровождается спазмом той кости, к которой мышца крепится. Кроме средней части лица, тот же процесс идет и с костями челюсти, на которые распространяет свое влияние спазм жевательных мышц. Подобно диверсанту, действующему изнутри, он наносит огромный ущерб челюсти, приводя к ее резорбции (рассасыванию). И это понятно – когда мышца нормально снабжается кровью, то кость, к которой она крепится, сохраняет эластичность, влажность и, соответственно, объем.

Представленные результаты исследований американским специалистом по старению Дэвидом Канном на конференции по пластической хирургии в Америке показали, что к появлению общей «обвислости» лица причастны изменения в лицевых костях человека: значительные деформации в углах челюсти и потеря общего черепного объема.


Еще одно сообщение Phys-Org: руководитель службы пластической и реконструктивной хирургии в американской университетской клинике Говард Лэнгстайн (Howard Langstein) на основании своих многочисленных исследований утверждает, что с возрастом происходит изменение угла нижней челюсти (показанные желтым цветом), длина и высота самого тела челюсти.



Череп молодого человека



Череп старого человека


А поскольку нижняя челюсть является основной костью лицевой части лица, любые ее изменения влияют на общий вид лица.

Несомненно, объем черепа, как и работа мозга, напрямую зависит от работы мимических и жевательных мышц. При этом работать они должны физиологически – так, как им положено от природы – любые «накачки» мимических мышц лишь приводят к росту гипертонусов – блоков, препятствующих нормальному кровоснабжению костей черепа, а значит, к еще большему их рассасыванию.

При этом попытки снимать этот гипертонус с помощью токсина ботулизма, приводят к неподвижности мимических мышц. А это в свою очередь ведет к вторичному остеопорозу, то есть остеопорозу не возрастному, а являющемуся следствием переломов и прочих травм, приводящих к временной иммобилизации (обездвиживанию) конечностей. Эксперименты на мышах доказывают, что после инъекций ботулина их кости не восстановили утраченное количество кальция, даже после того, как мыши обретали двигательную активность. В ходе научных экспериментов единственная доза ботокса была введена мышам в область мускулатуры коленного сустава с целью вызвать паралич конечности на 3–4 недели. Мыши продолжали использовать поврежденные лапки для удержания равновесия, т. е. давление массы тела на кость оставалось прежним. Через 21 день масса обработанной ботоксом мышцы значительно уменьшилась, кроме того, были очевидны признаки остеопороза. Спустя 12 недель после инъекции разница между лапками все еще была очевидной, а это значит, что остеопороз обратим лишь частично.

Если даже активная работа мышц тела мышек не способна полностью возвратить кальций кости, что уж говорить о мышцах лица человека!

Поэтому у тех, кто злоупотребляет введением инъекций ботулина в центральную часть лица, верхняя челюсть на рентгеновских снимках поражает стоматологов своей «дырявостью», препятствующей квалифицированному оказанию помощи своим клиенткам.

Противодействие укорочению челюстной линии

Выполняйте упражнение на масло или на крем. Перед выполнением упражнения мысленно разделите челюстную дугу на 2 половины. Работайте с каждой половиной отдельно, фиксируя ткани посередине.

Техника выполнения упражнения

1. Одной рукой зафиксируйте треугольную мышцу (мышцу, опускающую угол рта) на челюстной дуге. Двумя пальцами второй руки возьмитесь за челюстную линию: указательным пальцем сверху, большим – под нижней челюстью. Ведите рукой вдоль челюстной линии по жевательной мышце до угла челюсти, плавно и медленно растягивая челюстную дугу (Рис. 1).

2. Поменяйте позицию рук. Зафиксируйте теперь угол челюсти вместе с прилегающей к нему жевательной мышцей и плотно ведите вдоль челюстной линии указательным и большим пальцем другой руки по направлению к подбородку. Медленно и плавно растягивайте челюстную дугу (Рис. 2).






Единственное, что может компенсировать потерю мышечной и костной массы (при условии отсутствия мышечных гипертонусов) – это нормальное кровоснабжение лица. А отвечает за это только шея.

Шея

Без всякого преувеличения можно сказать, что наше лицо начинается именно с шеи, красота которой придает лицу благородство, а старение – в первую очередь выдает наш возраст. И опять же, далеко не всегда вид молодой шеи определяется молодостью ее кожи. Одним из характерных показателей возраста, скорее является ее правильная посадка – сохранение ее статики (физиологического изгиба).




Кто не знает чеканки с изображением знаменитого профиля Нефертити? Идеал красоты, признанный веками. Каждый, кто видел портрет этой египетской царицы, в первую очередь отмечал стройность и красоту ее шеи. К сожалению, в наше время 90 % женщин, пристально смотрящих на себя в зеркало так сказать «в фас», абсолютно забывают о своем «профиле». А профиль этот, увы, не в лучшем состоянии. Особенно, если женщина проводит по 8 и более часов за сидячей работой: за письменным столом, компьютером и прочим. Максимум, что она при этом замечает, что у нее растет горбик на задней поверхности шеи – так называемая «холка» (Рис. 1 справа).



Рис. 1. Правильный физиологический изгиб А=А 1 (слева). Гиперлордоз шейного отдела – В больше В 1 (справа)


Причем опять же рост этого горбика она объясняет исключительно «солями» – остеохондрозом и не связывает с изменившейся статикой своего позвоночника. В норме позвоночник, как известно, не должен быть прямым, как палка, а должен иметь физиологические изгибы. В частности, шейный отдел, состоящий из 7 позвонков, в норме должен быть чуть прогнутым внутрь (Рис. 1).



Рис. 1 Нормальная статика шейного отдела. Спрямление шейного отдела. Гипелордоз шейного отдела


А что в действительности имеем мы? Обычно с возрастом наш позвоночник начинает деформироваться, «проседать», менять статику. В результате небольшой физиологический изгиб гипертрофируется, и шейные позвонки начинают проваливаться внутрь шеи, что особенно интенсивно происходит при «сидячей» работе.

Посмотришь на лицо, вроде бы женщина еще молодая, ухаживающая за собой. А взглянешь со стороны – прямо старушка ковыляет – ссутулилась, шейка вперед подалась, голова запрокинулась, плечики сжались. Хорошо, сама себя не видит, а то бы очень огорчилась.

Из-за того, что с возрастом диски между позвонками уплощаются, длина шеи укорачивается и частенько весьма значительно (Рис. 1).



Рис. 1. Шейный отдел позвоночника


Появление поперечных морщин и складок на боковой поверхности шеи служит точной приметой этого явления.

С ребенком младшего и среднего дошкольного возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи. Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет выполнять самые разные движения. В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

В течение одного занятия не стоит пытаться выполнить все упражнения, заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2-3 упражнения.

Вот простые упражнения, которые вы с ребенком можете начать делать уже сейчас. А позже, когда дети усвоят эти упражнения, мы вместе с вами научим их более сложным упражнениям.

Обратите внимание, что некоторые упражнения имеют несколько названий, но способ выполнения и цель у них одна.

Упражнения для нижней челюсти, губ и щек

1. «Бегемотик», «Окошко» или «Птенчик»

Цель: Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удер- живать губы и язык в заданном положении.

Как делать: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3-4 раза.

Обратите внимание! Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик язы-ка у передних зубов. Если у ребёнка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а»: «а-а-а» - губы и язык примут нужное положение.

«Бегемотик»

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

«Окошко»

Широко открыть рот - "жарко", закрыть рот - "холодно"

«Птенчик»

Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как это делать) и остаться в таком положении несколько секунд. Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение:

Ротик шире открывай -

Кушай, птенчик, не зевай!

2. «Улыбка», «Заборчик» или «Лягушка»

Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передниезубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Как делать: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и ниж ние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Обратите внимание! Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» - и губы растянутся в улыбке.

«Улыбка»

Улыбается щенок, зубки напоказ.

Я бы точно так же смог. Вот смотри. Сейчас.

«Лягушка»

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губки прямо к ушкам.

Улыбнулись губки

Вот и наши зубки.

«Заборчик»

Наши губки улыбнулись,

прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «иииии» скажи,

свой заборчик покажи.

3. «Хоботок» или «Дудочка»

Цель: Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Как делать: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком поло- жении под счёт от 1 до 5-10. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Обратите внимание! Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите емудотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто силь- нее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» - игубы примут положение трубочки.

«Хоботок»

Хоботок слоненок тянет

И вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

«Дудочка»

Мои губы-трубочка-
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

4.«Хомячок» или «Шарик»

Предложите малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторите упражнение 3-4 раза.

Обратите внимание! Следите, чтобы щёки оставались надутыми, и воздух не уходил через губы.

«Хомячок»

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

«Шарик»

Ребенок надувает щеки, затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение:

Шарик надувай,

Воздух выпускай.

5. «Колечко»

как делать: Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы рупором, и вытягиваете их вперед (положение губ, как при произнесений звука О). Удержите губы в таком положении 2-5 секунд и спросите, сумеет ли он сделать такое же колечко.

Расскажите стихотворение:

Губки круглые сложи

и колечко покажи.

6. «Малыш плачет»

Как делать: Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА! », а затем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик». Попросите ребенка повторить эти движения губами. Менять положение губ нужно 2-5 раз подряд.

7. «Веселый - грустный»

Цель: вырабатывать навык быстрого изменения положения губ.

Как делать: Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. (Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.) Сменить положение губ надо 2-5 раз.

8. «Поцелуй»

Как делать: Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2-5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2-5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже. Расскажите стихотворение:

Губки в трубочку сложу я.

Потом маму поцелую.

9. «Рыбка»

Цель: подготовить губы ребенка к произнесению звуков М, П, Б,

Как делать: Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет:

Ротик открывает,

Что сказать, не знает!

Затем покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого сначала широко откройте рот, потом резко закройте, плотно смыкая губы. Постепенно усиливайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, расскажите стихотворение:

Рыбка ротик открывает -

Пузыри она пускает.

10. «Тигр»

Цель: развивать подвижность губ, подготавливать их к произнесению звуков О, Н. ,

Как делать: Предложите малышу изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал: отведите губы в стороны и обнажите зубы. Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти, для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удерживать в таком положении.

Злого тигра всякий знает

Тигр всех вокруг пугает.

11. Чередование«Хоботок» -«Улыбка» - «Бегемотик»

Цель: Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Как делать: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и по-втори» Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый вы-полняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у-и-а», «а-у-и», «и-у-а», «и-у, у-и»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

Обратите внимание! Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно. Упражнение очень полезно для детей с дефицитом внимания.

Улыбается ребёнок,

Хобот вытянул слонёнок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.



  • Разделы сайта