Упражнения для развития вокального голоса. Пособие "сборник вокальных упражнений". Простая тренировка для новичков

Если вы планируете выступать на большой сцене или вам просто нравится петь в компании друзей или одиночестве, то вам просто необходимо сначала правильно поставить свой голос. 1. Дыхание Дыхание имеет очень большое значение для правильно поставленного голоса, влияя на его силу и выразительность. Если вы научитесь правильно управлять своим дыханием, то впоследствии это избавит вас от возможных травм, которые могут быть вызваны перенапряжением голосовых связок.Взяв во внимание несколько комплексов упражнений, вы научитесь контролировать при пении правильное дыхание:

    1. Важно научиться контролировать силу своего выдоха. Возьмите для этого упражнения перо любого размера, и подуйте на него. Ваша задача добиться того, чтобы все пушинки затрепетали. Теперь дело усложняется: подуйте так, чтобы зашевелились лишь кончики пушинок.2. Теперь возьмите легкий одноразовый полиэтиленовый пакетик. Ваша задача в том, чтобы с помощью вашего дыхания пакет держался в воздухе, не падая на пол.3. Сделайте глубокий вдох ртом, протянув на выдохе «з-з-з». Пусть звук идет изнутри, будто заполнив собою легкие. Когда у вас получится нужное звучание, экспериментируйте с другими согласными буквами, впоследствии добавив к ним гласную «а».
Когда вы поете, ваш вдох должен быть емким, но коротким, но выдыхать следует медленно. Именно на выдохе происходит звучание, поэтому он должен быть плавным и непрерывным.2. Резонаторы Для начала определимся, что такое «резонаторы». Как известно, они являются частью голосового аппарата, и помогают усиливать звук. Попросту говоря, без резонаторов у нас бы не получилось общаться друг с другом, ведь мы бы не слышали своих собеседников.Стоит отметить, что певческий звук становится слышен тогда, когда воздух, который мы выдыхаем из легких, пытается прорваться сквозь закрытую голосовую щель. После этого начинается колебание связок. Как правило умение правильно пользоваться резонаторами приходит постепенно – после того как певец научиться держать под контролем собственное пение. Впоследствии, с помощью этого навыка вы научитесь направлять звук в нужную точку.Отметьте, что бывает грудное и головное резонирование. В первом случае вы обеспечиваете своему голосу мощь и силу, а во втором – появляется «полет звука», выносливость.3. Тембр голоса Практически любой голос может обрести профессиональное звучание, если его обладатель научиться управлять его эмоциональной окраской. Давайте определимся с тем, какие в целом существуют тембры голоса. Итак, среди мужских – тенор (самый высокий), баритон, бас. Женские тембры: сопрано, меццо-сопрано, альт, контральто.Самостоятельно вы вряд ли сумеете определить, какой у вас тембр – с этой задачей справиться спектрометр или преподаватель по вокалу. 4. Вокальная опора - что это такое Вокальной опорой можно назвать пение, при котором задействована диафрагма. При наличии вокальной опоры нет нужды в сильном напряжении голосовых связок. Имея вокальную опору, вы сможете петь несколько часов подряд, поэтому будущим певцам, безусловно, нужно развивать ее.Как петь на опоре?Чтобы уметь петь на опоре потренируйтесь развить брюшное дыхание. Обычно люди дышат грудью, но если вы желаете петь на опоре, то этого можно достичь, лишь дыша «через живот». Для начала положите на живот левую руку, а правую – на грудь. Теперь учитесь вдыхать так, дабы правая рука оставалась неподвижной, а под левой – надувался и сдувался живот.

С чего стоит начать обучение

Главное в этом вопросе не навредить себе. Помните, что для того, дабы голос был хорошо поставлен, следует много и усердно заниматься, а не ждать быстрых результатов. Связки нуждаются в тренировке, и сразу не могут быть готовы к исполнению сложнейших партий. Вы можете многое знать о том, как правильно петь, но если не начнете с тренировок, то вся эта теория ничего не будет значить.Начинать следует с распевки – не берите сразу верхние или нижние ноты, их вы покорите потом, после распевки в среднем диапазоне.

Специальные упражнения голосовых связок для пения

Регулярное повторение этих упражнений положительным образом сказывается на тренировке связок:
    представьте, будто полощете горло, при этом, не запрокидывая вверх голову – вместо этого медленно повертите ею из стороны в сторону. Издавайте эти звуки, пока у вас будет хватать на это дыхания.сделайте глубокий вдох ртом, а при выдохе «мычите», в то же время подушечками указательных пальцев постукивая по ноздрям.постучите подушечками пальцев по верхней губе, при этом издавая звуки: «бы-бы-бы» (насколько хватит дыхания).теперь постучите подушечкой пальца по нижней губе, аналогичным образом говоря «зэ-зэ-зэ» или «вы-вы-вы».обычный зевок тоже можно отнести к категории упражнений. С помощью зевоты исполнителю проще всего расслабить шею и диафрагму. Для того, чтобы вызвать зевок, просто активно представляйте его, а также широко раскройте рот и сделайте вдох. также будет не лишним легкое покашливание. Вам следует представить, как вы понемногу выдавливаете из горла воздух, тем самым вы приведете в действие мышцы живота, а также нижней части грудной клетки – именно те, которые рекомендуется использовать при пении.совершите легкую вибрацию губ. Слегка сжав рот, выдувайте воздух, при этом напевая какую-либо песню (губы при этом остаются сомкнутыми). Важно, чтобы горло при этом оставалось расслабленным. Переходите от низких нот к высоким, и обратно.если хотите «разогреть» голос, то пение при закрытом рте будет весьма полезным. Это упражнения можно проделывать в любое время – принимая душ, готовя обед и так далее.

Уроки вокала для начинающих

Сейчас практически в любом городе существует немало школ, которые вам помогут поставить голос и стать профессиональным певцом. Если пока вы не можете решиться на то, чтобы приступить к занятиям с преподавателем, то для вас имеются онлайн-уроки, которые ведут опытные вокалисты. Несомненно, из них вы сможете почерпнуть немало интересного для себя и раскрыть в себе все певческие таланты.

Постоянная тренировка поможет выработать красивый и приятный голос

Если вы будете регулярно заниматься, то это будет способствовать выработке сильного и красивого голоса. При этом важно не забывать беречь связки! Для этого вам поможет небольшой и легкий массаж. Начните с легкого нажатия большим пальцем на область гортани. Массируя горло в процессе пения, вы возложите на связки гораздо меньшую нагрузку. Подобное действие можно делать во время затянувшейся тренировки.

Песни для развития голоса

В целом, вы можете петь любую понравившуюся и хорошо известную вам песню, но, конечно же, важно это делать в унисон с исполнителем. Вы можете включить какую-нибудь музыкальную композицию, подпевая певцу. Будет хорошо, если это занятие вы запишите. Потом, прослушивая получившуюся запись, постарайтесь определить, в каких моментах у вас были недочеты.

Как распеть голос самостоятельно

Начните с несложного упражнения для распевки

Встав перед зеркалом, вдохните и при выдохе произносите звуки «и, э, а, о, у». Повторяйте звуки именно в такой последовательности, пока будет хватать дыхания. Отметим, что последовательность написанных букв имеет значение. «И» является наиболее высокой частотой, и именно с нее следует приступить к упражнению по развитию голоса. В свою очередь, с помощью «Э» вы активизируете область горла. «А» задействует грудную клетку, а «О» окажет воздействие на сердечное кровоснабжение. Ну и напоследок отметим, что «У» задействует нижнюю часть живота. К слову, именно последний звук стоит произносить как можно чаще, если вы желаете сделать свой голос более низким.После этого требуется активизировать область груди и живота – для этого, закрыв рот, пытайтесь произнести звук «М». Начните тихо, постепенно усиливая напор. В завершении произнесите этот звук так, чтобы ощущалось напряжение в голосовых связках.Впоследствии перейдите к «Р». Именно этот звук делает голос энергичнее, и положительно влияет на произношение. Сначала необходимо немного подготовиться, дабы ваш язык немного расслабился: поднимите к небу его кончик, выступая за верхние передние зубы, попытайтесь «порычать». Выдох, вдох, рычание. После этого с выразительностью говорите: рис, рост, ранг, сыр, пир, забор и т.д.

Подготовка голосовых связок к пению

Заметьте, что простой мятный чай способен помочь связкам подготовиться к напряжению – просто выпейте чашку этого теплого напитка. Также расслаблению связок способствуют острые блюда. Немаловажно употреблять в достаточном количестве воду – можно с медом и лимоном. При этом важно не злоупотреблять перед пением молочными продуктами, шоколадом, алкоголем и кофейными напитками. Также следует полностью исключить курение.

Причины потери голоса

Некоторые начинающие и опытные певцы могут столкнуться с такой серьезной проблемой, как потеря голоса.Определим основные причины такого явления:
    Регулярные нагрузки на голосовые связки. Такая проблема бывает не только у певцов, но и у преподавателей, актеров и людей любых профессий, связанных с ораторским искусством.Инфекционные заболевания гортани.Воздействие холодных напитков, дыма.Ожог (термический либо химический).Парезы связок.Опухоль гортани.
При потере голоса человек первым делом начинает «хрипеть», впоследствии переходя на шепот. Дело может привести к полному отсутствию голоса.В период восстановления голоса, следует лишний раз не перегружать связки телефонными разговорами либо выступлениями. Кстати, медики убеждены, что телефонный разговор способен навредить даже больше, нежели живое общение. Также постарайтесь не выходить лишний раз на холодный воздух, и, конечно же, исключите курение.

Как развить нужный тембр голоса

Многие люди пытаются выработать более глубокий тембр голоса, дабы придать ему больше чувственности и загадочности.Это сделать непросто, однако все же, при должном усердии, все получится:
    Первым делом важно научиться дышать диафрагмой, это способно придать глубины вашему голосу.Произнося слова, пытайтесь извлечь звуки из диафрагмы.Попробуйте сознательно понизить свой голос. Один из способов – прижать к горлу спинку языка. Вам предстоит отыскать нужное положение, подвигав языком. В целом тренируйтесь занижать тембр своего голоса, пока это не станет привычкой. Однако, если у вас возникнут дискомфортные ощущения, лучше сделать небольшой перерыв.

Как научиться хорошо петь, если нет голоса

Как улучшить имеющиеся вокальные данные

В первую очередь важно отслеживать собственные недочеты и пытаться их исправить. В этом вам могут помочь аудио-записи собственного голоса. Не думайте, что вы на слух сможете определить свое мастерство – лучше воспользоваться диктофоном, а если его пока нет, попробуйте при пении закрыть одно ухо, чтобы лучше себя слышать. Не стоит слишком увлекаться пением, если чувствуете усталость – в таком случае вы можете только навредить в себе. Обратите внимание, что если вы ощутили слабость в животе, то это значит, что пока у вас слабая опора, но дело еще пойдет в гору. Гораздо хуже, если у вас запершило в горле – скорее всего вы перегружаете связки, и в этом случае обязательно следует сделать перерыв. Отслеживайте эти моменты.Многие люди убеждены, что не обладают певческим талантом только потому, что в детстве не выступали с песнями на утренниках. На самом деле, после занятий вокалом, можно достичь не малых высот в пении даже тем людям, которые в детстве к нему не тяготели.Если вы желаете попадать в высокие ноты, важно тренировать свое тело. Начав петь, втяните низ живота, расслабив его верхнюю часть, тем самым обеспечив поддержку нижним прессом. Также старайтесь не слишком высоко поднимать гортань, повышая тон, дабы не сорвался голос. Старайтесь контролировать ситуацию, положив во время пения над гортанью пальцы. Со временем вам удастся добиться того, чтобы при пении гортань располагалась внизу.Не следует глядеть вверх при пении высоких нот. Смотрите вперед, не перегибайте горло, тем самым делая звук напряженным. Заметьте, что если вы продвинете язык немного вперед, то это подарит высоким нотам более яркое звучание.

Чтобы голос был сильным - дышите правильно

Для того чтобы ваш голос был сильным, необходимо научиться правильному и глубокому дыханию.Совершая вдох и выдох, надувайте живот. Убедитесь, что вы все делаете верно: приложите ладони к талии (по бокам, ближе к ребрам), так чтобы большой палец находился на спине, а прочие – на животе. Вдыхая и выдыхая вам необходимо чувствовать, как ладони расходятся и сходятся вновь.Возможно, глубокое дыхание пока требует от вас серьезных усилий. В таком случае, лягте на пол спиной, положив ладони на живот. Следите затем, что бы при вдохе-выдохе, ваши руки поднимались и опускались. Плечи должны оставаться неподвижными!

Работа с голосом - уроки правильного вокала

Если вы планируете посетить уроки вокала, то важно знать, что вас на них ждет, и на что обычно обращают внимание педагоги:
    комплексные упражнения, способствующие развитию голоса;расширение диапазона, проработка интонации, гибкость голоса;теория и практика пения;певческое дыхание;улучшение дикции и артикуляции;изучение особенностей голосового аппарата.
Помните, что прежде, чем вы научитесь петь, может уйти немало времени, но это совершенно не повод для расстройства – заранее готовьтесь к подобному развитию событий. Если у вас не получается освоить певческое ремесло в домашних условиях, то, непременно, обратитесь за помощью к педагогу, который поможет вам найти собственное идеальное звучание.

Чтобы любое вокальное произведение оказалось по плечу, очень важно пользоваться возможностями своего голосового аппарата на 100%. К тому же неправильное пение и воспроизведение звуков в некоторых ситуациях вообще может привести к травмам. Существуют некоторые упражнения для развития и постановки голоса, которые при регулярных занятиях способны даже улучшить вокальные данные начинающего исполнителя.

Концентрация на звуках

В эту категорию входит сразу несколько простых упражнений, которые пригодятся всем, кто мечтает о красивом голосе. Использоваться эти приемы для улучшения вокала могут как у юных исполнителей, так и у взрослых, которые страдают от так называемого глухого пения .
  • Работа со звуком «М». Сделайте резкий вдох носом, не поднимая гортани. Пропойте звук «М» во время долгого выдоха, но при этом не размыкайте губ. Таким образом, гортань остается внизу, а рот закрытым. Задача заключается в том, чтобы получить длинный и ровный звук, при этом сильно не сжимая губы, не соприкасаясь зубными рядами друг с другом и не напрягая язык с нижней челюстью (она тоже должна быть опущена). Вы можете начинать исполнение звука с любой ноты, а потом переходить на полтона выше.

  • Пение слога «Ми». Первая часть этого буквенного сочетания, то есть звук «М», исполняется так же, как и в предыдущем упражнении. Потом нужно пропеть гласную «И» без напряжения челюсти и губ, чтобы звук вышел естественным и не зажатым. Постарайтесь ощутить, что вы управляете этим гласным певучим звуком на 100%.

  • Произнесение звука «М» и набора гласных. В этом упражнении нужно добиться однородного и острого воспроизведения слогов «М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И». Каждая гласная – в одной певческой позиции и со схожей артикуляцией. Важно держать при исполнении этого задания дыхание и сохранять опору во избежание хрипов и продыхов, портящих звуки. Концентрируйте звуки на кончике передних зубов, чтобы добиться хорошего резонанса.

Улучшение тембра и развитие глубины голоса

ВАЖНО : Эти задания призваны улучшить мастерство всех вокалистов, поскольку направлены на управление собственным голосом и устранение таких проблем, как дрожь или гнусавость. Кроме того, упражнения усиливают вокал, делают его в перспективе более мощным и драматичным.


Поставленный голос – важнейший инструмент вокального исполнителя в любом направлении. Именно поэтому работа над своим тембром, глубиной и четкостью звука в рамках отдельных тренировок должна быть систематичной. Когда представленные выше задания будут освоены, познакомиться с новыми упражнениями стоит уже под руководством опытного преподавателя. А поможет это сделать Saint-P Music - музыкальная школа в Приморском районе , где совершенствуют вокальные навыки учеников даже с нулевого уровня. Профессиональные педагоги составят индивидуальную программу по работе над раскрытием, разогревом и укреплением голоса.


Вокальные упражнения бывают шести типов:

1.Упражнение с различным ритмическим рисунком (на выдержанном или повторяющемся звуке, пунктирный ритм, сочетание дуолей и триолей, половинные и целые ноты).

2.Упражнения с различным звуковедением (legato, non legato, staccato, marcato).

4.Упражнения с различными штрихами (акценты, tenuto, фермата).

5.Гармонические последовательности (интервальные и аккордовые последовательности).

6.Вокализы (можно петь целиком хоровые произведения закрытым ртом и на любой звук, слог, в зависимости от задачи)

7.Отрывки из произведений (полезно над трудными местами партитур упражняться отдельно)

Распевание начинается с извлечения одного звука - с него начинается и настройка слуха, и концентрация внимания. Такое упражнение даёт возможность выровнять интонацию, создать строй и унисонное звучание.

Многократным повторением изменяется качество звука, уточняется его направленность, отрабатывается точность атаки, находится необходимая высокая позиция, активизируется диафрагма. Звук берётся закрытым ртом, без напряжения, он сконцентрирован у верхних передних зубов.

Упражнение на одной ноте (на одной высоте звука) развивает равномерный экономный длительный выдох, опору. При чередовании гласных оно способствует выравниванию их звучания. Выдержанная нота, спетая на первоначально избранном гласном в одной силе звука, может быть первым упражнением для начинающих. С такого упражнения начинал занятия М.И.Глинка.

Различные гласные исполняются в виде слогов с одинаковым согласным. Выбор гласных зависит от общего фона звучания хора. а)Если звучание хора глухое, берут звонкие гласные (ди, дэ, да; ми, мэ, мА). б)Если хор звучит пёстро, начинают упражнение с гласных, способствующих округлению и ровности звучания (лю, лё, ля). в)Если надо округлить какой-либо определённый гласный, его ставят между гласными «о», «у», «а», способствующими округлению (ма-ми-ма, мо-мэ-ма). г)Для образования слогов применяются обычно: «л» (собирает звук, способствует образованию мягкой атаки), «м» (настраивает на высокое головное звучание), «д» (активизирует атаку, приближает звук).

В первых упражнениях берут 1-2 гласных в сочетании с согласным или без него, затем постепенно вводят все гласные, основные или йотированные. Чаще такое упражнение поют на пяти основных гласных в различном их чередовании в зависимости от методических целей. При этом учитывается, что:

1).в порядке «и», «э», «а», «о», «у» происходит постепенное увеличение ротовой полости (самая маленькая на «и») и уменьшение глоточной (самая маленькая на «у»);



2). в порядке «и», «у», «о», «э», «а» происходит уменьшение напряжения мышц голосовых складок (самое большое напряжение голосовых мышц на «и», «у»);

3).подсвязочное давление повышается в порядке «а», «о», «э», «у», «и».

В этом упражнении все гласные можно петь в одной силе звука или с динамическими оттенками, т.е. постепенно увеличивая и уменьшая силу звука.

Упражнения с поступенным расположением звуков. Простейшие из них - соединение 2- 5 последовательных ступеней натуральной мажорной гаммы, обычно вначале на одном гласном звуке. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз с названием нот или на выбранных гласных. На начальных этапах полезнее петь гамму сверху вниз в медленном темпе. В таком упражнении необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в одной высокой позиции.

При исполнении гаммы снизу вверх особое внимание надо обратить на первый, нижний звук. Он берётся в намеренно высокой позиции, т.е. применительно к позиции верхнего звука упражнения. Такой приём обеспечивает ровность звучания на протяжении всей гаммы. Вся гамма обычно исполняется на одном дыхании.

Гаммы являются незаменимым средством для выработки кантилены, развития дыхания, выравнивания звучания во всём диапазоне и, следовательно, сглаживания регистров, а также для развития подвижности и беглости голоса.

Пение гамм способствует расширению певческого диапазона.

Упражнения на различные интервалы поются как с нижнего звука к верхнему, так и наоборот. Упражнения на интервалы способствуют выравниванию звучания. В начале работают на интервалах более привычных для слуха, близких к речевым интонациям (терциях, квартах, квинтах), идут от узких интервалов (терций, кварт) к более широким (квинтам, секстам, октавам). К этому виду упражнений относится пение трезвучий и арпеджио. Все указанные упражнения полезно петь как связно, так и отрывисто, а также, чередуя эти две манеры звуковедения.

Для большинства упражнений применяется вокализация , т.е. пение на гласных звуках и слогах (внутрислоговые распевы - тоже вокализация). Вокализация позволяет сосредоточить внимание на основных моментах вокальной техники (при пении с текстом часть внимания «забирает» текст) (А.Юрлов в работе «О значении вокализации в хоровом пении» даёт огромную характеристику этому приёму).

Вокализация бывает трёх видов: а)с закрытым ртом, б)на гласный звук, в)сочетающая пение закрытым ртом и на гласный.

Пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «м» («мычание») осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, ощущением небольшого зевка. Это упражнение исполняется на среднем участке диапазона. Оно настраивает на головное звучание, подключает к работе верхние резонаторы, вырабатывает ощущение вибрации в них, но приносит пользу только тогда, когда при нём возникают правильные резонаторные ощущения, а именно, когда поющий хорошо ощущает вибрацию (дрожание) тканей носа. Физиологическая суть этого упражнения в том, что вибрация тканей носа раздражает находящиеся в них нервные окончания чувствительных нервов. Такое раздражение вызывает ответную реакцию - значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность, поэтому пение с закрытым ртом рекомендуется применять в начале распевания.

При пении закрытым ртом всё внимание направляется на интонацию (например, скачки поются легче, чем при пении на гласные или слоги).

Вокализация закрытым ртом должна быть лёгкой и естественной, петь надо настолько тихо, чтобы улавливать такое же тихое пение певцов-соседей. Пение с закрытым ртом приучает певцов хора к мягкой атаке звука, собранности, пластичности в звучании и переходах.

В вокализации можно использовать разные штрихи (чаще legato и staccato).

Упражнения на legato являются основным средством выработки кантилены, которая неразрывно связана с длительным равномерным, правильно организованным выдохом. Поэтому упражнения на легато с постепенно удлиняющимися музыкальными фразами развивают певческое дыхание. Петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых складок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы - это значит петь стаккато.

При исполнении staccato движения диафрагмы сопровождаются перемещением верхнего отдела передней стенки живота. Движения брюшной стенки в подложечной области могут служить хорошим ориентиром для проверки работы диафрагмы при пении на стаккато. Пение на стаккато связано с активным смыканием голосовых складок. Оно хорошо активизирует их работу, способствует усвоению чёткой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом звуке. Этот вид вокализации особенно показан при работе с детскими голосами. Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной установки. Пение фразы на стаккато должно проходить как бы на одном дыхании. Паузы между стаккатными звуками внутри фразы - это остановки дыхания (выдоха). Т.о., исключается подготовка голосового аппарата к фонации перед каждым новым звуком, остаётся взаимодействие голосовых складок и дыхательных мышц (гл. о. диафрагмы).

Спетый на стаккато звук может явиться отправной точкой для пения на легато. Полезно спеть начальный звук упражнения на стаккато и сейчас же его повторить в связной манере пения. С этой целью применяются упражнения с чередованием отрывистой и связной видов вокализации.

Чтобы партия не «плыла», теряя точность интонации и ритма в вокализации на гласный, к нему прибавляют согласный, лучше сонорный (м, н, л ), иногда д , з, к - только с у , как самой тихой из гласных, редко - т (т.о. легче получаются точные переходы от звука к звуку и после «впевания» на слог должны приобрести точность на гласный).

Дирижёр хора должен искать и находить приёмы вокализации, помогающие решать определённые задачи.

1. Достигать pp лучше на «ку» и «мо».

2. Неудобные по тесситуре фрагменты впевают закрытым ртом.

3. Слоги с «И» придают звонкость, «серебрят»

Слоги с «О» - округляют

Слоги с «У» - собирают, выравнивают звук.

Согласные тоже могут придавать различный характер звуковедению (мягкость, отрывистость...). Так, известен случай, когда А.В.Свешников долго не мог «вылечить» хор от вялого, вязкого, неинтересного звучания, пока не попробовал в работе вокализацию на «та», которая решила проблему.

В распевания включаются как традиционные распевочные упражнения, так и небольшие мелодические попевки, которые представляют собой вокально трудные места из разучиваемых хоровых сочинений. Часть трудно исполняемой фразы можно транспонировать в более низкую тональность, в которой этот фрагмент легко вокально усваивается хором. Добившись правильного звучания в низкой тональности, его секвенционно по полутонам вверх закрепляют до основной тональности или даже выше. Т.о. свободное звучание с более низкой тесситуры переносится на высокую. Этот приём очень эффективен. Он позволяет довольно быстро преодолевать вокальные трудности при разучивании репертуара.

Попевки обычно состоят из 1-2 музыкальных фраз и так же, как и обычные вокальные упражнения, исполняются в виде секвенции по полутонам вверх и вниз.

В попевки можно превратить и обычные вокальные упражнения, придав им словесный текст.

В хоровой практике получили распространение распевки, основанные на простых полифонических формах, таких, как имитация и канон. Эти упражнения развивают ансамблевые навыки, вырабатывают ориентацию певцов в многоголосном пении, а также позволяют решать проблемы уравновешенности различных голосовых партий.

Полезно сочетать распевание с выработкой навыков пения многоголосия. Простейший вид выстраивания трезвучия или аккорда - пение гаммы с остановками на звуках аккорда.

В примере показаны остановки хоровых голосов на звуках тонического аккорда. Возможны также варианты, в которых остановки делаются на субдоминантовой или доминантовой гармонии. Это отрабатывается как на упражнениях уже знакомых певцам, так и импровизационно, при помощи «живого нотного стана» - руки дирижёра: 5 пальцев левой руки хормейстера превращаются в нотный стан (5 нотных линеек), а пальцами правой руки дирижёр показывает местоположение нот, исполняющихся певцами хора. За каждым пальцем правой руки может быть закреплена отдельная хоровая партия: например, за 5-м пальцем - вторые альты, за 4-м - первые альты, за 3-м - вторые сопрано, за 2-м - первые сопрано.

В многоголосных распеваниях применяется также метод «устных подсказок», который благотворно воздействует на выработку гармонического строя. Выстроив в хоре трезвучие (допустим ре - фа-диез - ля первой октавы), дирижёр предлагает каждой хоровой партии подняться или опуститься на некоторый интервал, например, альтам - на полтона вниз, первым сопрано - на полтона вверх, вторым сопрано - на полтона вниз и т.д. При этом дирижёр внимательно следит не только за интонацией певцов, но и за другими элементами хорового звучания - цепным дыханием, качеством и силой звука. В ходе репетиций такие упражнения вносят оживление в творческий процесс, заставляя певцов быть предельно внимательными и собранными.

торая, уже более практическая, часть нашей рубрики в которой Арк Саныч объясняет про правильный вдох (животом), каким образом это делается и как правильно должен осуществляться выдох . Теперь все уже на практике. В этом видео будут формироваться первые «домашние» занятия на неделю. Потом, объясняется почему надо вдыхать носом, выдыхаем уже звук (а не воздух). В общем, я косячу тут, будь здоров (да и вид у меня достаточно придурковатый вышел). Здесь еще уникальна тема про соответствие подачи и усилия .

Также Арк Саныч рассказывает про звукоизвлечение, куда направлять звук из тушки, проверяет меня на пороги , и мы в итоге выясняем, что у меня в распоряжении имеется октава и та не полная, и еще у меня — провал гортани и дохлые фальцеты 🙂 Далее, тут рассказано немножко о резонаторах , опоре звука (а не дыхания), фокусе звука , куда девать губы если чо и про спекуляцию низами. В общем, тут на видео все очень четко объяснено. Главное не забывать давить животом вперед. Короче, бразэ, мотайте на ус и в течение недельки отрабатывайте. У кого будут какие затруднения — пишите в каменты, бум чото думать. Короче, вуаля…

ЗЫ.
Убил Майкл Джексон…

Упражнения для вокала (текст урока)

Основа всей школы — дыхание. Значит, первое, что нужно сделать — это научиться дышать. Это и есть опора дыхания. Далее рассмотрим упражнения на диафрагмальное дыхание.

Вдох и выдох

Упражнение 1 — вдох

Становись к стенке спиной. Запомни фразу: «Не кулаком в живот, а животом — в кулак». Кулак подносится к животу, во время вдоха нужно животом ударить в кулак. На вдохе — живот вперед. Не надо сильно напрягаться. Я предпочитаю «взрывное» дыхание, чтобы при вдохе диафрагма ударила по энергоемким органам — печени и почкам. Но переусилие здесь ни к чему, надо спокойно делать.

Вдыхаем носом. Почему нужно дышать носом? Потому что дышать ртом — это экстремальное дыхание, которое иногда подходит на лыжне, например. Здесь этого не нужно. Хотя, есть отдельные моменты, когда требуется и ртом воздух хапнуть. Но, когда вдыхаешь ртом, слизистая оболочка моментально сохнет, воздух с пылью, не фильтрованный. Все это идет через связки. А нос — это уникальный фильтр, он же согревает. Из носа воздух приходит уже нормальной температуры.

Вдохни и задержи (живот надут). Вот это техника вдоха. Вокал — это сплошной позитив, не надо напрягаться.

Упражнение 2 — выдох

На выдохе поставь перед ртом палец и дуй, струйка будет рыхлая. Что происходит с животом? Живот оставляешь на месте (надутым, выставленным вперед) и выдыхаешь медленно воздух.

Когда делаешь первоначально упражнения не надо доводить до того, что глаза идут кругом. Может и потемнеть в глазах, если переусердствовать. Поэтому, длительность упражнения на дыхание — 1-1,5 минуты, не больше.

Цикл вдох-выдох закончился, диафрагма у тебя держится, ты животом ее держишь. И образно представляешь себе, что здесь (внутри тебя) столб воздуха. Как представить? Только за счет воображения. У вокалист должно быть очень развитое воображение. Поэтому развивайте воображение.

Упражнение 3 — звук Н

Теперь на выдохе издаем звук «н» (живот держим вперед). Губы разомкнуты, язык чуть касается зубов. Не делайте переусилие (излишнее напряжение). Звук должен исходить спокойно. Делаем по чуть-чуть и незаметно вы увидите, что выдох может длиться до 45 секунд. Первоначально выдыхаем где-то 8 секунд. Потом не замечаешь, как увеличивается до 15 сек. и т.д.

Упражнение 4 — мычание

Зубы разомкнуты, губы чуть-чуть касаются друг друга. Показатель правильности — это щекотка на губах. Напоминает мычание коровы. Живот всегда на выдохе вперед, всё делаем животом. Это упражнение надо делать лежа на полу, на ковре. На живот кладем груз — несколько толстых книжек или утюг, например. Во время вдоха у тебя поднимается груз, во время выдоха груз остается на месте. Цикл вдох-выдох закончился — опускаем грудь и живот. Потом опять: вдох (живот надуть, груз поднялся), выдох (живот остается надутым, груз на месте). Это так называемое диафрагмальное дыхание.

Задача на выдохе — держать живот. Все остальное на автомате происходит.

Упражнения на дыхание достаточно просты. Дыхание ставится быстро. Все усложнения, которые я встречал, для профессионалов, вплоть до спортивных достижений, думаю, вокалисту на данном этапе не нужны.

Когда тебе сложно, ты начинаешь переусердствовать с упражнениями. В вокале усилие должно соответствовать подаче звука. Ты можешь сильнее подавать звук, но усилий мало. Это не есть хорошо. Или наоборот, усилие на живот большое, а звук слабый.

Упражнение 5 — звук М

Тянем звук «мммммм». Зубы разомкнуты, губы чуть касаются друг друга, щекотка на губах.
Воображение включаешь, тело звука идет буквой Г. Если в академическом вокале, при провале гортани звук пойдет в голову, по прямой, то у нас звук идет вперед.
На два передних зуба. Почувствую в груди звук. Долго не надо. В воображении рисуем в груди котел, он гудит и сверкает. Есть такое выражение, что вокал — это гудение внутри, резонатор.

Главное, не стараться слышимость звука создавать. Если кажется, что звук слабый, не надо его искусственно (специально) усиливать. Нужно чувствовать щекотку на губах. Звук достигает резонанса и становится объемным.

Если есть пианино — задаем ноту и на этой тональности тянем «мммм». Дальше — следующую ноту и так далее. Такие вещи нужно оттренировать первоначально в небольшом диапазоне. В данном случае на звуке «м» нарабатывается купол нёба.

Если кончиком языка коснешься верхушки нёба, язык уберешь, у тебя память прикосновения осталась. Так вот, звук направляется в верхнюю точку нёба, которая называется опорой звука, или фокус. Что вызывает? Вызывает резонанс, на музыкальном языке — маска. В воображении у тебя могут быть различные ассоциации, я например, физиологически ощущаю давление на верхушке нёба. Звук упирается в нёбо, дальше выходит через губы (их не надо смыкать, они чуть-чуть касаются).

Упражнение 6 — звук О

Для того, чтобы произвести звук О надо просто выкрикнуть и почувствовать его на верхушке нёба.
Наше направление вокала — это вокал в разговорной позиции (как говоришь, так и поешь). Опираемся на фокус звука. Ощущение может прийти не сразу. Задействуется резонанс в груди и на нёбе. Если появляется головная боль — отдышаться надо. Постепенно привыкается.

Обрати внимание на артикуляцию звуков О и У. У произносят как О, или же в У сидит О. Как я детям объясняю: вот колечко — это О, на него шарик натягивают и сужают (на звуке получается, что начинаешь петь О, оно постепенно превращается в У). Не нужно нижней губой закрывать нижние зубы, т.к. это тоже резонатор. И не нужно собаку изображать. Нужно делать упражнение перед зеркалом, чтобы были видны краешки нижних зубов. Особенно на первых порах нужно артикуляцию помнить. Рожи не корчим, делаем естественную артикуляцию.

Голосовой порог и диапазон. Пробуем разные диапазоны, фальцет, низы, чтобы понять свой голосовой порог (возможности голоса). На верхах получается свисток, полезно иногда «попискивать». В гортани высоки звуки располагаются дальше (глубже), а низкие — близко. Иногда используют спекуляцию низами (искусственно занижают голос), хотя нужно петь своими естественными низами. Не надо усложнять, надо стремиться к простоте.

Нужно кучу позиций (гортани) в уме держать, это всегда сложно. Если с педагогом занимаешься, идет много замечаний, это нормально. Постепенно проблемы уходят. Если сейчас что-то не получается, ничего страшного, оно получится в любом случае. А постепенно резонаторы развиваются. Главное, никогда не стремись быть похожим на кото-то. У тебя свой голос, в нем много прелестей.

Первоначально не гонитесь за попаданием в так называемые ноты. Главное, стремитесь к тому, чтобы звук ровный был: одна ниточка. Одна вокальная школа не годится, с точки зрения педагога. Я их массу прочитал. Я беру по моим понятиям хорошие техники: у Тима Боджекта взял слайды и другие интересные моменты. И с каждым учеником начинаешь проверять, смотреть, что ему подходит. Поэтому ни из чего не нужно делать догму, даже из того, что я говорю. Ты все равно пропускаешь через свой критический ум. Самое плохое, это когда мои указания воспринимаются как нечто истинное и только так. Нет, каждый сам варьирует и смотрит, что ему лучше. Каждый сам изобретает свою школу вокала.

Дата публикации: 06.07.2011
Данный материал является контентом сайта сайт со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами.
Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!

Теперь, когда вы познакомились с основами правильного пения - диафрагменным дыханием и свободным резонаторным звуком, можно перейти непосредственно к упражнениям и начать делать вокальные упражнения более усердно.

Общие правила выполнения вокальных упражнений

Сперва послушайте, как выполняет их педагог. Затем попробуйте повторить. Выполнять упражнения необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь.

Вначале следует делать их в пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса. Следите за дыханием . Для контроля держите руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за тем, чтобы не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею. Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения.

К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей.

Упражнения на концентрацию звука

Эти упражнения необходимы тем из вас, у кого наблюдаются следующие проблемы во время пения:

  • глухой, заглубленный звук
  • трудности с исполнением верхних и средних нот
  • сиплый звук на всех или некоторых гласных часто на “И”
  • склонность к занижению нот
Упражнение 1
Закрытый слог “М” . Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную “М”. Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука.

Вибрация легкое подрагивание ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы “подъезжаете” к ноте, не точно интонируя.

Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.

Упражнение 2
М-И-И-И-И-И-И-И . В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук “И” во время пения не должен отличаться от обычного разговорного как в слове “улитка”.
Упражнение 3
М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И . Когда вы почувствует контроль над буквой “И”, переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком - звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.

Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра

Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения:

  • гнусавый призвук
  • дрожание голоса
  • неумение пропевать изящные вокальные украшения мелочи

Если, по мере приближения к верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного драматичного тона, столь необходимого для исполнения роковых композиций, то эти упражнения, несомненно, для вас. Выполняя их, используйте также все полезные навыки, приобретенные при работе над упражнениями предыдущего цикла.

Упражнение 1
РО-О-О-О-О-О . Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А.

Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной. Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.

Упражнение 2
РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох.

Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.

Упражнение 3
РО-О’O-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O . Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/.

Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.

Упражнение 4
PO-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O . В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.

Упражнения на развитие субтона

Упражнение 1
А-ВЕ МА-РИ-И-Я . Согрейте руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавьте к дыханию немного звука. Такой прием называют расщеплением или субтоном. Вот вы и получили ощущения, необходимые для выполнения упражнения 3. Следите, чтобы рот широко открывался а продых не исчезал в течение всей фразы.

Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить себе задачу, наклонитесь вперед, положите руки на поясницу и ощутите, как туда проникает воздух. Теперь у вас образовался “спасательный круг” вокруг талии.

Не спешите, расходуйте воздух экономно,- не выдыхайте много на первую ноту. Вдохи делайте носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом “спасательный круг”. Если гласная И зажимается или звучит в нос, замените ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/.

Когда вы научитесь правильно пропевать ее, можно будет вернуться к первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах октавы. Следите за вибрацией грудного резонатора - она не должна пропадать на высоких нотах.



  • Разделы сайта