Упражнения для развития скорости мышления. Увеличение поля зрения. Что способствует более быстрому бегу

Разбирается в самых «реакционных» видах спорта, дает советы и видеоурок Анна Зайцева , тренер по теннису с 20-летним стажем.

С чего начать?

Итак, для развития реакции подходят виды спорта с движущимся предметом, особенно: сквош, настольный теннис, баскетбол, теннис, футбол…Чем раньше вы займетесь способностями малыша быстро реагировать на меняющуюся реальность, тем лучше. Начинать можно с тех пор, как только вы заметили, что ребенок способен ловить и бросать мячик, бегать и прыгать!

Используйте поролоновые мячи и мячи сниженной упругости, жесткости - 25% от жесткости стандартного теннисного мяча. Поролоновые мячи приятные на ощупь, детям нравится их ловить и сжимать. Кроме того, они не только не оставят синяков на ребенке, но и сохранят стены в квартире и обеспечат покой соседям.

Одновременно с тренировками, или до/вместо них, вы можете начать заниматься с ребенком в домашних условиях. Упражнения легкие и вызывают радость и у взрослых, и у детей. Смотрите видео.

Сквош или теннис?

В крупных городах появляется все больше площадок для сквоша, где могут тренироваться и дети. Чем полезен и интересен сквош?

Анна Зайцева:

Стенка всегда была отличным «партнером» для теннисиста. Цель теннисиста-новичка - удержание мяча (не терять мяч) несколько ударов. Этому легче научиться, начав играть о стенку. Более того, технику, то есть. удар справа, слева, слета, смэш, подача и тип подкрутки (плоский, резаный, крученый) можно отработать со стенкой.

Переход на корт будет значительно проще. Превратить отработку техники и долбление стены в захватывающую игру – задача тренера. Пробуйте оба вида спорта, и вы увидите, что захватит вашего ребенка больше.

Миф об «однобокости» физнагрузки в теннисе

Многие родители боятся отдавать ребенка в теннис из-за устойчивого мифа, что развивается одна рука – та, которая держит ракетку и идет сильная нагрузка на ноги.

Миф комментирует Анна Зайцева :

У новичков 3-6 лет на первых порах вся тренировка проходит на ногах, хоть и на половине корта через мини-сетку, а вот ракетка используется лишь часть времени. Дети играют в игры, развивающие подвижность, реакцию, равновесие и координацию.

Во время же использования ракетки основная нагрузка приходится на кисть, т.к. самая первая задача теннисиста научиться удерживать мяч на ракетке.

У спортсменов, переходящих к бОльшему размеру корта и к более жестким мячам (50%, 75% жесткости от стандартного мяча), увеличивается и нагрузка на мышцы рук. Однако, на данном уровне и работа ног начинает играть значительную роль. Больше корт – больше движения. К моменту овладения стандартным мячом теннисисты подключают дополнительно занятия фитнесом и силовые тренировки, поэтому нагрузка идет на все тело.

Смотрите вторую часть домашних упражнений с мячиками. Теперь и с двумя. Это весело!

P.S. Даже если ваш ребенок спокоен, или флегматичен, развивайте его реакцию, и пусть он не станет первой ракеткой мира, но эти способности пригодятся ему в повседневной жизни: от катания на велосипеде и лыжах, до вождения автомобиля. Занимайтесь с ним дома, водите на тренировки, и все получится!

Фото: pinterest.com, tennisworld.com, tabletennismaster.com

А как вы предпочитаете развивать реакцию у ребенка?

Существует множество ситуаций, когда от скорости реакции зависит жизнь. Реакция - это ответ организма на любой раздражитель, после которого происходит незамедлительное действие по взаимодействию с этим раздражителем (угрозой). Если говорить упрощенно, то упражнения, развивающие реакцию, ставят своей конечной целью научить мозг управлять телом в автоматическом режиме. Для этого необходимы упражнения и определенная психологическая подготовка. Об этом более подробно пойдет речь в статье.

Что такое реакция

Для начала необходимо кратко определить, что подразумевают под этим понятием и что такое скорость реакции. Реакция - это некое механическое действие, вызванное раздражителем определенным образом в автоматическом режиме. Выделяют три вида основных раздражителей: звуковые, зрительные, осязательные. Человек так устроен: на разные сигналы он реагирует с разной скоростью.

Скорость реакции - интервал времени между появлением сигнала и ответным действием на него. Во многом она зависит от наследственности, устройства нервной системы, возраста, пола и других факторов. Не менее важным условием является осознание человеком, в какой конкретно ситуации ему приходится действовать. Ведь теннис, рукопашный бой, киберспорт или управление автомобилем - это разные области человеческой деятельности. А уж потом задаваться вопросом о том, как развить хорошую реакцию в той или иной сфере. Однако существует ряд общих упражнений и рекомендаций, позволяющих повысить внимательность, собранность, общую координацию и взаимодействие мозга с телом, а также другие немаловажные характеристики. Они не только помогут ответить на вопрос о том, как развить реакцию, улучшить самочувствие, но и просто позволят поднять настроение.

Работа с мячом

Это самый начальный уровень, предназначенный для улучшения общей координации движений. Для таких занятий нужен только маленький мяч, удобный для обхвата кистью, а также регулярность в выполнении.

Подойдя к стене, необходимо ударять по ней мячом и ловить той же рукой, которой производился бросок. Начинать нужно с сильной руки (ведущей). Это монотонное упражнение рассчитано на 10-15 минут.

Затем выполняют все то же самое, но только другой рукой.

Следующая задача усложняется и вместе с тем становится более интересной. Бросок производится правой рукой, а ловля меча - левой.

Напарник - половина успеха

Все люди обожают играть. Это прекрасная возможность отточить свои навыки, так как взаимодействие в играх строится на принципах соревнования. Кроме всего прочего, отдавать самому себе различные мысленные команды, а затем выполнять их - занятие нудное, неэффективное. Другое дело, когда это делает компаньон. Его действия предугадать сложно. Да и он будет делать все возможное, чтобы они отличались внезапностью. Поэтому, когда встает вопрос: "Как развить реакцию, используя помощь другого человека?", игровая деятельность, как никакая другая, лучше всего подойдет для этих целей. Она обеспечивает широкий выбор заинтересованных лиц и различных стратегий: от банального «камень - ножницы - бумага» до бросков друг в друга мячом.

Стоит остановиться на ряде четких, действенных рекомендаций, отвечая на вопрос о том, как развить реакцию в домашних условиях. Следует понимать, что тренировку собственного тела необходимо проводить с учетом превалирования определенного раздражителя, например осязательного, и конкретной сферы деятельности. так, упражнения, развивающие теннисиста, мало чем помогут боксеру, а все из-за различности пакетов команд, которые закладываются в подсознание в процессе долгих упорных занятий.

Есть еще один немаловажный фактор. Его мало, кто учитывает, еще меньше людей над ним работают, и, как показывает практика, очень зря. Речь идет о работе тела на «автопилоте» в состоянии стресса.

Воздействие древних инстинктов на скорость реакции

Ряд исследователей в своих работах доказали, что одной из основных эмоционально-поведенческих реакций, напрямую влияющих даже на прекрасно отточенные навыки в стрессовой ситуации, является страх. Этот инстинкт достался человеку в процессе длительной эволюции. Разделяется на два вида: ажитацию и ступор.

Ажитация - это обычное физическое бегство. Одна из стратегий, которую использует человек при реальной или мнимой угрозе. Такая классификация угроз также выбрана неслучайно. Существуют ситуации реальной опасности, когда только бег может спасти жизнь, а есть мнимые (вероятность потерять свой статус, репутацию и т. д.).

Состояние ступора, или, как его еще метко называют, «внутреннее бегство» - совершенно иной защитный механизм. Человек никуда не бежит, но его тело не подчиняется «внутреннему» биокомпьютеру. Не менее древний инстинкт и способ выживания, доставшийся нам от далеких предков. Как считают ученые, способность притвориться мертвым или застыть на месте позволяла выжить при встрече с могучим хищником.

Можно ли с этим что-то сделать и как развить быструю реакцию, которая позволит действовать в экстремальной обстановке? Для этого необходимо рассмотреть некоторые упражнения на различные виды раздражителей. Потому что только проработка всего материала в комплексе позволит достичь неплохих результатов в максимально сжатые сроки.

Важность закрепления навыков слуховой реакции

Как развить реакцию и скорость, если основным раздражителем будет выступать некий звуковой сигнал (свист, хлопок, крик и так далее). Для достижения успеха в поисках ответа на этот вопрос важно помнить: закрепляемое движение должно нести определенную смысловую нагрузку. В нем должен присутствовать конечный результат. Тупое перемещение предметов неприемлемо. Оттачивать необходимо какой-то конкретный, жизненно важный навык. Например, быстрое выхватывание оружия из кобуры или газового баллончика из кармана. Именно из кармана, потому что печальный опыт множества жертв различных ограблений, изнасилований подтверждает истину: предмет, который может спасти жизнь, нужно иметь под рукой, а не в сумочке.

Что важно помнить при отработке навыка

Как развить ловкость и реакцию в максимально сжатые сроки? Первое, на что необходимо обратить внимание - проработка полезных навыков в комплексе различных раздражающих факторов. Сюда входит работа на звук, прикосновение или зрительное обнаружение неприятности.

Полагаться только на одну руку - не вариант. Поэтому предстоит кропотливая работа с участием обеих конечностей. В идеале - достижение результата, когда скорость, грамотность необходимого набора движений не будут зависеть от руки. Движения также должны быть максимально простыми. Именно их простота - залог успеха. Тело само выполняет движение, наиболее подходящее в сложившейся ситуации, с опорой на

Особое внимание необходимо уделить различным условиям (освещение, пространство и т. п). Нельзя ожидать, что в случае необходимости применения навыка условия будут «тепличными». Как правило, все наоборот. Они будут неблагоприятными, опасными. Только самообладание, слаженность позволят достичь успеха. Поэтому учиться применять наработки при любом освещении, окружающем пространстве с учетом воздействия других отвлекающих факторов - это не блажь, а вынужденная необходимость, нацеленная на результат.

Работа по звуку

Как следует из названия, разговор пойдет о том, как тренировать реакцию в условиях, где основным раздражителем будет выступать некий сигнал. Вариации могут быть различные, но реалистичные (крик, имитация топота ног). Чем реалистичнее будет проходить тренировка - тем лучше. Загрузка в бессознательную сферу необходимого набора психологических команд уменьшит вероятность того, что в самый неподходящий момент человека охватит паника.

В качестве инструктора/тренера в этой ситуации может выступать любой человек. Главное - чтобы соблюдался эффект неожиданности. По его сигналу необходимо как можно быстрее достать газовый баллончик и быть готовым его применить.

Еще будет полезным научиться перехватывать быстрее какой-нибудь предмет со стола, на полу (вариантов много), чем это сделает соперник.

Упражнения на осязание

Важность этих базовых навыков заключается в том, что уже произошел контакт в ситуации, где у человека нет визуального контроля над пространством за спиной. Это упражнение позволит развить навык по обеспечению личной безопасности.

Его смысл заключается в том, что, как только напарник совершил неожиданное прикосновение сзади к любой точке тела, обучающийся должен молниеносно дать адекватный ответ. Вариантов несколько. Один из них, пожалуй, самый разумный - отскочить в сторону. Второй - развернуться к условно нападающему уже в боевой стойке. Развернуться по-любому придется - это позволит установить визуальный контроль. Другой вопрос, с каким набором «домашних» заготовок это произойдет. Начинать взаимодействие сразу с членовредительства Уголовный кодекс Российской Федерации не рекомендует. Поэтому следует подходить с умом в выборе наработки необходимого навыка.

Как развить зрительную реакцию и скорость

Тут как нельзя лучше подойдут игры знакомые с детства. Например, «камень - ножницы - бумага» или «чет - нечет». Объяснять правила игры про камень и ножницы не стоит. Эта игра знакома с детства, особенно по непередаваемым ощущениям в случае проигрыша. Единственная оговорка и поправка - в самом проведении мероприятия. В обычной дворовой игре все участники одновременно выбрасывают свои «фигуры», а при тренировке реакции инструктору нужно давать обучаемому некоторую фору во времени для принятия правильного решения.

А вот что такое «чет - нечет», стоит объяснить. Здесь распределяются роли: есть ведущий и ведомый. Задача ведущего - выбросить любое произвольное количество пальцев. Например, два - это четное число. Ведомый в свою очередь должен выбросить на пальцах любое нечетное число.

Заключение

В разных рекомендациях относительно того, как развить реакцию, приводится множество способов, приемов, методик. Единственное, что нужно соблюдать - это регулярность занятий для закрепления материала. Как и в любом деле, на помощь придут контроль и самодисциплина. И не стоит забывать, что в каждой конкретной сфере человеческой деятельности понадобятся свои уникальные навыки.

Случалось ли вам, прокручивая в голове только что проведенные переговоры или свое участие в бурной дискуссии, с досадой признать, что, к большому сожалению, лишь сейчас, спустя какое-то время, пришли в вашу голову нужный аргумент для партнёров или точная реплика в пику вашему оппоненту? А поезд, как говорится, уже ушел. От чего же зависит скорость принятия решения, и как развить быстроту мышления?

Обратимся к простому сравнению. Вы замечали, как отличается быстрота информационного потока у фильма в кинозале и сериала по телевизору? Режиссеры, снимая фильм, хорошо представляют себе, в какой обстановке его будут смотреть зрители, и в зависимости от этого выбирают подходящую скорость развития сюжета. В кинозале вы полностью вовлечены в то, что происходит на экране.

Темпоритм подачи информации настолько высок, что для облегчения восприятия убирают остальные раздражители, выключая свет в зале. Напротив, дома вы смотрите сериал в размеренном темпоритме, у вас есть возможность добежать до холодильника за чем-нибудь вкусным, отвлечься на телефонный звонок, и при этом все равно оставаться в курсе событий, происходящих на экране.

Мозг у разных людей тоже работает в разных темпоритмах . Кто-то легко ориентируется в информационных потоках, обрушивающихся на него словно кадры фильма-экшена, а кто-то способен перерабатывать лишь скорость темпоритма мыльной оперы. Доступную для человека скорость переработки поступающей информации называют скоростью мышления.

Развитие скорости мышления – одно из направлений развития дисциплинированного ума.

Быстрота мышления определяется скоростью протекания основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Это психофизиологические характеристики, и на них не повлиять простым усилием воли. Но что действительно можно сделать, так это с помощью тренировок своего ума добиться возрастания скорости переработки информации.

Итак, перед вами 10 эффективных упражнений для развития скорости мышления.

  1. Сценарий «А что, если…»

Готовясь к сложным переговорам или совещанию, где от вас потребуется оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, заранее продумывайте возможные варианты развития событий. Спросите себя, что вы скажете в ответ на такой-то вопрос, или как будете действовать в такой-то ситуации, или как парируете на реплику оппонента.

Такие тренировки полезны тем, что побуждают вас выстраивать в голове вероятностные модели будущего. Используйте превентивное просчитывание вариантов возможных событий как тренажер, ведь представляя ситуацию, вы можете произвольно ускорять или замедлять скорость своих рассуждений.

До тех пор пока ваш лексикон замусорен этой словесной шелухой, темпоритм ваших мыслей будет медленнее темпоритма, на который вы способны на самом деле.

  1. Упражняйтесь думать на другом языке

Когда выпадает возможность порассуждать вне жестких временных рамок, заставляйте свой мозг рассуждать на иностранном, а не родном языке. Процесс, который вы при этом запускаете, похож на то, как тренируют тибетских монахов. Выполняя различные физические упражнения с нагрузкой, они потом эти же упражнения смогут выполнять без нагрузки во много раз легче и быстрее.

Здесь работает тот же принцип: заставляя мозг выстраивать логику рассуждений на неродном языке, вы тренируете его так, что он сможет делать затем то же самое на родном языке намного быстрее.

  1. Чтение с секундомером

Прочтите главу любой книги как можно быстрее. Засеките время, которое вам понадобилось для прочтения. Теперь снова засеките время и быстро перескажите основную информацию, которую вы только что прочли. Выполняйте это упражнение регулярно, каждый раз стараясь уменьшить и время на прочтение, и время на пересказ прочитанного. Так вы развиваете одновременно быстроту восприятия и быстроту воспроизведения информации.

  1. Скоростной алфавит

Положите перед собой листок с буквами алфавита. Придумывайте как можно быстрее по 3 слова, начинающиеся на каждую букву алфавита: три слова на «а», затем три слова на «б» и так до буквы «я». Постепенно увеличивайте число слов, которые надо придумать, до 10.

Чтобы усложнить это упражнение, снова воспользуйтесь секундомером. Замерьте, сколько времени вам требуется на то, чтобы подобрать 30 слов. Затем старайтесь сокращать это время, ускоряя темпы выполнения задания.

С Викиум вы сможете заниматься упражнениями для развития скорости мышления по индивидуальной программе

  1. Дорогие звонки

Иногда за границей очень быстро уходят деньги за международные разговоры по мобильнику. Представьте, что каждая секунда вашего разговора стоит больших денег. Вспоминая разговор, который у вас только что был с кем-либо, возьмите за правило мысленно повторить его так, чтобы максимально сократить его время. Подумайте, как можно было бы очистить этот разговор от ненужного информационного шума – лишних фраз и вопросов, без которых вполне можно было бы обойтись.

Поупражняйтесь, вступая с кем-либо в деловой диалог, если позволяет ситуация. Представляйте, что говорите по такому телефону, где звонки очень дорогие. Старайтесь ускорить диалог, говорите и думайте быстрее, чем вы делаете это обычно. Сосредоточьтесь только на главном, подбирайте только наиболее точные слова, не отвлекайтесь от темы, говорите и отвечайте быстро.

  1. Определяйте свои приоритеты

Для тренировки быстроты мышления используйте практику расстановки приоритетов. Все, с чем вы имеете дело, вступаете в контакты, вас окружает, вы можете ранжировать от важного до необязательного и бесполезного. Привычка ранжировать структурирует ваше персональное информационное пространство.

Так же как вам легко найти нужные вещи там, где они расположены в определенном известном вам порядке, вам будет легко разыскивать нужную вам для принятия решения информацию. Хотя эту рекомендацию вряд ли можно отнести к развивающим упражнениям, следовать ей означает заранее подготовить свой мозг к быстрым решениям.

  1. Читайте юмористические рассказы

Не только рассказы. Можно также завести правило смотреть юмористические рисунки. Чувство юмора всегда связано с высокой скоростью реагирования на ситуацию. Плюс сюда подключается умение увидеть неочевидное противоречие и обозначить его в максимально ярких и точных формулировках. Все это вместе и являет собой быстроту мышления.

Не просто читайте или запоминайте остроумные анекдоты, но стремитесь понять, в чем соль шутки, почему она вызывает смех?

Не меньшую пользу вашему уму принесет собирание коллекции каламбуров. Накапливая такой необычный опыт реагирования, вы тренируете свой мозг в нужный момент выдать нечто аналогичное.

  1. «Вверх тормашками»

Это упражнение перекликается с упражнением 3, но выполнять его значительно легче. И, к тому же, веселее. Когда вы берете в руки какой-нибудь журнал или книгу, или газету, переверните так, чтобы поменять верх и низ и пролистайте, рассматривая помещенные там рисунки и фотографии.

Старайтесь понять, что там изображено, и делайте это как можно быстрее. Так вы тренируете свой мозг распознавать неочевидные сигналы, ориентироваться в ситуации «перевертышей». А, главное, не удовлетворяться первым же ответом, а углубляться в более глубокую оценку ситуации. Можно разместить «вверх тормашками» сложную замысловатую картинку на рабочем столе своего компьютера.

  1. Меняем скорости

Поскольку речь идет о быстроте мышления, то стоит потренироваться в управлении скоростью своих процессов. Делайте одно и то же дело, меняя скорость его выполнения. Например, можно с разной скоростью чистить зубы, выпить стакан воды, прочесть письмо, полученное по почте. Намеренно, то ускоряя, то замедляя свои действия, вы приучаете свой мозг работать в разных темпоритмах. Медленное выполнение старайтесь постепенно делать еще более медленным. И, напротив, быстрое выполнение то и дело ускоряйте.

Эти упражнения не дадут эффекта, если не будут выполняться регулярно . Выполнение каждый день по одному заданию будет стимулировать ваш мозг к развитию в нужном направлении.

Если вы действительно намерены всерьез подойти к решению задачи, как развить скорость мышления упражнения, предложенные здесь, помогут вам

  • оперативно отреагировать на проблемную ситуацию,
  • не сожалеть, что нужное решение пришло в голову с опозданием,
  • защитить свой мозг от раннего старения и разрушительных болезней, типа болезни Альцгеймера.

Если ребенок занимается спортом, то скорость движений имеет большое значение. Также любой ребенок хочет бегать быстрее, чтобы стать лучше других или достигнуть личной цели. Ваша идея научить детей бегать быстрее должна включать такие аспекты, как правильная техника и чувство радости на тренировках. Следите за успехами детей, чтобы они сохраняли мотивацию, а также не забывайте бегать вместе с ними!

Шаги

Технические аспекты

  • Помогайте детям представлять правильный способ бега. Маленькие напоминания о том, что им нужно делать во время бега, значительно помогут вашим детям. Например, говорите им думать о том, как ступни выталкивают бедра вперед. Так ребенок запомнит, что основное усилие для бега прикладывается в тот момент, когда ступни отталкиваются от поверхности.

    • Также попросите детей представить, что во время бега в каждой руке они держат по одной птице. Так они будут держать ладони закрытыми, но не сжатыми в кулак.
  • Здравствуйте, друзья!

    Техника чтения!

    Скажите, что вы чувствуете, когда слышите это словосочетание? Спокойствие и уверенность? Поздравляю! Видимо, у вашего ребенка с чтением все в порядке!

    Но бывает и другая ситуация, когда ничего кроме глухого раздражения у родителей и панического страха у школьников это безобидное словосочетание не вызывает. А появление двоек в дневнике заставляет родителей задуматься о том, как развить технику чтения у ребенка?

    Хорошие новости! Двойки можно заменить на пятерки, ну или хотя бы на четверки. Просто нужно потренироваться. Это как у спортсменов. Быстрее всех бегает тот, кто больше тренируется. Только тренировки — это не просто банальный и бесконечный бег по кругу. Это целый комплекс, иногда самых неожиданных, упражнений. А кто может определить, какие именно упражнения нужны спортсмену? Правильно! Тренер!

    Так и с чтением. Хотите, чтобы ваш школьник быстро читал? Станьте для него личным тренером. Подберите комплекс упражнений, занимайтесь, и результат не заставит себя ждать.

    Естественно, тренеру положено знать, что такое техника чтения.

    План урока:

    Что такое техника чтения и зачем она нужна?

    Когда учитель устраивает поголовную проверку этой самой техники, он обращает внимание на:

    • скорость чтения;
    • выразительность;
    • понимание;
    • правильность.

    А не только на скорость, как думают очень многие. Хотя и скорость чтения тоже имеет значение.

    Оптимальной для человека, максимально приближенной к возможностям его речевого аппарата считается скорость чтения – 120 слов в минуту. Это та самая цифра, к которой нужно стремиться и которой нужно достичь по окончании начальной школы. Если этого не произойдет, то в пятом классе готовьтесь к снижению успеваемости по всем фронтам.

    Если хромает чтение, то вместе с ним за компанию будут хромать и математика, где приходится читать задачи прежде чем их решать, и русский язык, и окружающий мир и другие предметы, за исключением разве что физкультуры. Но на одной физкультуре далеко не уедешь.

    Для учащихся начальной школы установлены разные нормативы техники чтения. Для 1 класса они одни, а для 2 класса совсем другие. Для учеников 3 класса установлена своя планочка по чтению, и она чуть ниже чем норма для 4 класса. Более конкретные цифры по нормативам для чтения, соответствующие ФГОС, найдете .

    Составляем план тренировки

    Ну что ж друзья, как говорится, назвался тренером — разрабатывай план тренировки! Не переживайте, это не сложно. Давайте подсмотрим за тренировкой бегуна.

    Сначала разминка, чтобы мышцы разогреть, чтобы травм и растяжений избежать. Потом СБУ — специальные беговые упражнения, которые могут быть направлены на развитие координации движений, на прямолинейность бега, на правильную постановку стоп и т.д. Оказывается бегуны тренируются бегать не только бегая! Ну а уже в конце тренировки собственно бег и фиксирование результатов.

    Переносим полученные знания в интересующую нас область, то есть в область чтения и составляем свой план.

    Итак план тренировки юного читателя:

    1. Разминка.
    2. СЧУ — специальные читательные упражнения.
    3. Чтение.
    4. Фиксирование результатов.

    А теперь пройдемся по каждому пункту плана подробнее.

    Разминка

    Целью разминки является включение ребенка в процесс занятия и подготовка к работе необходимых для чтения «инструментов». А именно артикуляционного аппарата.

    Артикуляционный аппарат - анатомо-физиологическая система органов, участвующих в порождении звуков речи и голоса.

    Нужно разбудить язычок, губки, щечки, голосовые связки. Лучшим пробуждающим средством является зарядка. Хочу порекомендовать вам свою зарядку, которую я выполняю на работе перед каждым выходом в прямой эфир. Для тех, кто не в курсе сообщаю, я работаю ди-джеем на радио.

    Зарядка «ди-джея» = Артикуляционная гимнастика + Чистоговороки + Скороговорки

    Артикуляционная гимнастика

    Предложите ребенку выполнить следующие несложные упражнения:

    1. «Потягушки» Высунуть я зык изо рта и постараться дотронуться до носа, потом до подбородка, потом до левой щеки, ну и до правой.
    2. «Вкуснятина» Высунуть язычок и сделать движения по кругу, как будто облизываясь. Сначала проходим по нижней губе, потом через уголок перейти на верхнюю губу и вернуться к нижней. А потом в другую сторону.
    3. «Ку-ку» При сжатых губах толкаем языком изнутри одну щеку, а потом вторую.
    4. «Лошадь Пржевальского» Это упражнение для губ, когда через не сильно сомкнутые губы с силой выдуваешь воздух. В результате губы от потока воздуха должны завибрировать и издать специфический звук, похожий на фырканье лошади.
    5. «Улыбайся» Губы растягиваем в улыбку, а потом вытягиваем в трубочку.
    6. «Толстощек» Надуваем одну щечку, сдуваем, потом надуваем вторую щечку, сдуваем, а потом надуваем сразу две щечки. Да и сдуть потом не забудьте.

    Для занятий артикуляционной гимнастикой приготовьте зеркало. Во-превых, чтобы можно было контролировать процесс. А во-вторых, иногда такие смешные рожицы получаются, что настроение поднимается.

    Чистоговорки и скороговорки

    Чистоговорки — это такой наборчик из нескольких слогов и коротенькой фразочки следом за ними, например:

    Ко-ко-ко-ко – убежало молоко!

    Ца-ца-ца- ца – пригорела пицца!

    Ри-ри-ри-ри – прилетели снегири!

    Чистоговорки можно самим придумать, это не сложно. Главное следите, чтобы все буковки проговаривались качественно и чтобы сохранялся ритм чистоговорки. А чтобы с ритма не сбиваться, можно постукивать по столу ручкой.

    Скороговорки – это уже вполне осмысленные фразы, слова в которых, подобраны таким образом, что произнести их вместе бывает не просто.

    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    Ехал грека через реку.

    Купи-ка котику Китикетика.

    Их очень много, наверняка и вы сможете вспомнить пару штук, своих любимых. Когда ребенок в первый раз видит скороговорку и пытается ее прочитать, то не требуйте от него скорости. Пусть читает медленно, но чистенько, проговаривая все звуки. Со временем скорость будет увеличиваться.

    • сначала про себя;
    • потом шепотом;
    • потом тихим голосом;
    • а потом уже громко.

    Единственное на что здесь не стоит обращать внимание, так это на выразительность.

    Разминка окончена, можно приступать к СЧУ — специальным читательным упражнениям.

    Специальные читательные упражнения

    Таких упражнений очень много, в одной коротенькой статье обо всех и не расскажешь. Поэтому СЧУ я поселила в . А здесь скажу лишь, что каждое из этих упражнений направлено на развитие чего-то крайне необходимого для беглого и красивого чтения. Друзья, обратите пристальное внимание на эти специальные упражнения. Они — основа тренировки. Они способны увеличить скорость и улучшить понимание текста. Без них мы далеко не продвинемся.

    Переходим к чтению

    Тренировка почти завершена. Остается только почитать и зафиксировать результаты.

    Итак, тренер вооружается секундомером, школьник склоняется над книжкой. На старт! Внимание! Марш! Ребенок читает. До тех пор пока родители не скажут слово «Стоп». Это должно произойти, когда секундомер отсчитает ровно одну минуту.

    Ну а теперь самое интересное — оценка результатов.

    1. Оцените качество чтения. Были ли ошибки в словах? Если без этого не обошлось, то нужно вернуться к тексту и еще раз обратить внимание ребенка на эти «ошибочные» слова.
    2. Оцените понимание прочитанного. Для этого нужно задать школьнику три — четыре простых вопроса по тексту.
    3. Оцените скорость чтения. Посчитайте слова.

    И в конце обязательно зафиксируйте результаты. Заведите специальный журнал тренировок и записывайте результаты в нем. А еще лучше табличку с результатами на стену повесить. Чтобы ребенку было наглядно видно, что он двигается вперед. Чтобы он точно знал, что все это не зря. И чтобы было стремление подняться еще выше.

    Ну вот и все! Тренировка окончена! А когда следующая?

    Расписание тренировок

    В этом деле главное — постоянство! Тренироваться нужно часто. Желательно каждый день. По 15 — 30 минут. А что такое полчаса по сравнению со всей жизнью, в которой чтение пригодится не раз и не два, и не только в школе? Полчаса — это сущая ерунда! Но даже и этой ерунды будет достаточно, чтобы уже совсем скоро и вы, и ваш любимый ученик заметили, что буквы складываются в слова, а слова в предложения все быстрее, все красивее.

    Ах, да! Чуть не забыла. Говорят, что увеличить скорость и качество чтения помогает чтение книг перед сном. Так что прежде чем поцеловать своего ребенка на ночь и пожелать ему приятных снов, почитайте с ним книгу.

    Где брать тексты для проверки?

    Выбор текста для проверки — дело ответственное. К этим текстам предъявляются особые требования. О них я написала в . Где же их раздобыть?

    Вариант первый. Можно обратиться к учителю вашего сына или дочки. Объяснить ей ситуацию. Она конечно же очень обрадуется и сразу же выдаст вам какое-нибудь методическое пособие с текстами для проверки техники чтения, чтобы вы могли снять с него копию.

    Ну а если учитель не поможет, то всегда есть второй вариант. Пойти в книжный магазин и купить себе свое пособие. Такие книги есть.

    Вот, например, одна из них. Из серии «Светлячок». У них вообще очень много классных и недорогих книг для начальной школы, по разным предметам. Среди них и «Проверяем технику чтения», в которой найдете не только подходящие тексты, но еще и тестовую форму контроля, и даже форму для самооценки школьника.
    Дорогие родители, а может быть вы хотите заняться и своим развитием? Специально для вас нашла очень интересное видео. На нем мастер-класс по скорочтению от преподавателя одной из московских школ Леоновой Ольги Леонидовны. Посмотрите, будет интересно!

    Друзья, надеюсь теперь словосочетание «техника чтения» не вызывает у вас чувства растерянности.

    Ну а если до сих пор немножко «потряхивает», то для надежности советую вам посетить бесплатный вебинар «В зоне особого внимания чтение!» И тогда вы точно будете знать, что нужно делать! Если остались вопросы, то задавайте их в комментариях. Отвечу обязательно. Желаю вам и вашим деткам успехов в учебе и отличных результатов во всем.

    Заходите в гости снова! Буду рада!

    Евгения Климкович.



  • Разделы сайта