Ученики мишина фигурное катание. Алексей Мишин: биография борца. Личная жизнь Алексея Мишина

Сегодня свое 75-летие отмечает Алексей Николаевич Мишин, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР и России.

Он родился 8 марта 1941 года в г.Севастополе в семье преподавателей военно-морского училища Николая Ивановича Мишина и его супруги Татьяны Валентиновны Делюкиной. После войны он с родителями переехал сначала в Тбилиси, а затем в Ленинград. Отец очень любил кататься на коньках и часто брал с собой на каток детей - Алешу и его старшую сестру Людмилу, одолжив для них коньки у своего приятеля.

Алеша с отцом, Николаем Ивановичем Мишиным. 1940-е гг.

Однажды Людмила, студентка университета, получив стипендию, подарила брату «снегурки», а отец, проходя мимо Аничкова дворца, увидел, как дети катаются на коньках вокруг клумбы и решил, что занятия в секции фигурного катания будут полезны для его сына и отвлекут его от опасных уличных забав. Так в 1956 г. Алексей начал заниматься фигурным катанием в секции при Дворце пионеров под руководством Нины Васильевны Леплинской.

Начало 1950-х гг.

Затем его тренером стала Майя Петровна Беленькая. Вот как она вспоминала о своей работе с Мишиным: "Он пришел ко мне подростком, в восьмой класс ходил. К тому времени его ровесники - Куренбин, Фомин - уже выступали "по мастерам", а Леша имел второй взрослый разряд только. Он хорошо понимал, что там ребятки гораздо сильнее, готовы выступать на первенстве Союза, и он от них отстает. Мама и папа привели его ко мне.

[...] Пришли они ко мне и говорят: "Майя Петровна, ну возьмите его, чего же парень пропадает?" Я думаю: "Что же делать? Брать - не брать?" Как тренер я совсем не заинтересована была в этом. Сколько же с ним заниматься надо, чтобы он имя создал тренеру! "Ладно, - говорю, - возьму. Только давайте я сначала проверю, что он может".

Конец 1950-х гг.

Отвела его в зал, начала смотреть. Стал прыгать - прыжок высоченный. Выворотность посмотрела - у него вообще на обратную сторону, шаг - как у балерины. Я обалдела. Говорю: "Леша! Где же ты был? тебе бы раньше прийти, ты бы сейчас вообще таких высот достиг, на международные соревнования ездил. А сейчас я ничего не могу гарантировать, ты пропустил время". - "Ну ладно, Майя Петровна, я постараюсь. Можно же постараться. Папа с мамой уж очень хотят". Я спрашиваю: "А ты?" - "А я постараюсь".

Начало 1960-х гг.

Добродушный такой, всегда ко всему относился с юмором. Всегда умел создать жизнерадостное настроение. Среди спортсменов такие люди нечасто встречаются. Видимо, и молодежи это нравится. Он как-то очень емко может сказать пару слов - и человек уже в настроении. И ребятки наши, конечно, тянулись к нему.

Короче говоря, он стал стараться. Быстренько выполнил первый разряд, на первенство Союза ездил уже кандидатом в мастера, выступал со взрослыми. Но тогда очень большое место занимали обязательные фигуры. Сорок две фигуры полагалось делать. А это большой объем работы. И он никак не мог освоить! Произвольный танец откатает. Причем технически не очень хорошо, но артистично... музыку слышал! Была такая песня "Летите, голуби, летите", мы на нее программку сделали, очень симпатичная получилась. Простоватая, конечно, программочка, но с чего-то надо начинать" (Л.Чернышова, "Алексей Мишин. 6.0.", СПб, 2007).

Алексей Мишин с мамой, Татьяной Валентиновной Делюкиной. Конец 1950-х - начало 1960-х гг.

О балетной растянутости и прыгучести Мишина ходили легенды. Вот что вспоминал об этом приятель Алексея, ученик Игоря Борисовича Москвина Владимир Куренбин: «Он обладал необыкновенным шагом - ни у одной девочки не было такого шага. Ногу поднимал, как руку. Он допрыгивал ногой, например, до верхней перекладины футбольных ворот. Легко! Чуть не до баскетбольного кольца доставал ногой.

Либелу делал так, как никто не мог. Выворотность невероятная. Помню, едем в метро на эскалаторе, он стоит не то, что в пятой позиции, у него ноги разворачивались больше, чем можно представить. И он от этого не уставал. Стоит, держится рукой за поручень, разговаривает - а ноги вывернуты. Как говорили, у него ноги профессионального танцовщика» (Л.Чернышова, "Алексей Мишин. 6.0.", СПб, 2007).

Начало 1960-х гг.

Алексей, таким образом, обладал необыкновенными данными к фигурному катанию, но из-за того, что поздно пришел в спорт, не смог добиться в нем выдающихся результатов как одиночник. Лучшим его достижением стало 3-е место на чемпионате СССР 1964 г.

С 1967 г. он стал выступать в спортивной паре с Тамарой Москвиной. Тренером нового дуэта стал Игорь Борисович Москвин, который сумел найти своим ученикам авангардный стиль, полностью сответствующий физическим данным пары. Уже в своем первом сезоне они вошли в сборную команду страны и замкнули шестерку сильнейших пар как на ЧЕ, так и на ЧМ.

Настоящий фурор произвел их показательный танец «Цыганочка». Вот что писала об этом спортивная журналистка Людмила Доброва: «Каток (городка Вцеле неподалеку от Любляны, где проходили показательные выступления. - Л.М.) располагался на открытом воздухе. Трибуны вокруг него крохотные, разместиться могут только несколько сот человек. А желающих познакомиться с лучшими фигуристами континента оказалось значительно больше. Что же им было делать?

"Цыганочка". 1967 год

Выход местные болельщики нашли быстро. Прямо возле катка круто поднимается вверх гора. На ней устроили для себя импровизированные трибуны любители фигурного катания из Вцеле и десятков окружающих деревенек. Выступления Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова, Эммериха Данцера и других фаворитов прошли с огромным успехом.

"Цыганочка". 1967 год

Но не меньшим в этот вечер пользовались и Тамара Москвина и Алексей Мишин. Они показали зрителям свой танец «Цыганочка». Танец был поставлен специально к чемпионату. Песню пела на сербском языке Радмила Караклаич. Что происходило в тот вечер на катке и вокруг катка Вцеле! Зрители приплясывали, пели вместе с Караклаич, подергивали плечами, словом, были участниками веселого танца. В самый разгар этой массовой пляски я подняла глаза, взглянула на гору и просто обмерла. Гора ожила. Она тоже приплясывала. Ходила ходуном. А когда танец закончился, гора под гром оваций тронулась с места: сотни людей бежали к катку, чтобы поздравить Тамару Москвину и Алексея Мишина (Л.Доброва, Е.Чайковская, «В рамке катка», М., «Советская Россия», 1970).

В 1968 г. Москвина и Мишин совершенно неожиданно для всех, в том числе и для самих себя, стали серебряными призерами ЧЕ 1968. После короткой программы они были шестыми, а после произвольной совершили скачок на второе место, обыграв очень сильных соперников - пару из ГДР Хайдемария Штайнер - Хайнц-Ульрих Вальтер, западногерманские дуэты Маргот Глоксхубер - Вольфганг Данне и Гудрун Хаусс - Вальтер Хефнер и наших дебютантов Ирину Роднину и Алексея Уланова. По тем временам это было все равно, что прыгнуть выше головы.

Не готовые к такому исходу соревнований Тамара и Алексей собирались уже покинуть Дворец спорта, и Мишин даже успел переодеться в пестрый вязаный свитер, но тут последовало их приглашение на пьедестал, и так и стояли на нем Москвина и Мишин: Тамара в платье для произвольной программы, а Алексей - в «цивильном» свитере, брюках и ботинках.

Алексей Мишин и Тамара Москвина с польскими фигуристами Яниной Поремской и Петром Щипой и друзьями-соперниками Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым в олимпийском Гренобле. 1968 год

На ОИ в Гренобле они, к сожалению, допустили несколько помарок в своей произвольной программе и остались 5-ми, а на ЧМ в Женеве совсем немного уступили бронзовым призерам, американцам Синтии и Рональду Кауффман, и заняли 4-е место.

Произвольная программа на ОИ 1968 года

В 1969 г. Москвиной и Мишину первым удалось выиграть чемпионат СССР у непобедимых доселе Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова. «Их тогда обыгрывать казалось просто неприлично, - вспоминал об этом событии Алексей Мишин. - На пресс-конференции в «Юбилейном», где собралась огромная толпа журналистов, царила какая-то неловкость. И хотя тогда уже Белоусова и Протопопов не катались лучше нас, но по-прежнему были невероятно обаятельны. Однако обаяние обаянием, а оценки ставятся не только за это.

Тамара Москвина и Алексей Мишин - чемпионы СССР 1969 года

В тот день я сказал, наверное, самую умную фразу за всю свою жизнь. Нас спрашивают: «Что вы сами об этом думаете?» Москвин сидит, молчит. Повисла пауза. И тогда я сказал: «Вы знаете, я думаю, вот победили мы их, но не превзошли». И все газеты на следующий день это написали» (Л.Чернышова, "Алексей Мишин. 6.0.", СПб, 2007).

ЧЕ 1969 года

Далее в сезоне были «бронза» ЧЕ и «серебро» ЧМ на впервые в истории полностью советских пьедсталах почета. А еще Тамара и Алексей порадовали зрителей новым показательным танцем под песню «Хромой король», неизменно вызывающим восторг на трибунах.

Показательный танец "Хромой король". 1969 год

После сезона 1969 г. Москвина и Мишин покинули спорт. Алексей вскоре закончил ЛЭТИ, факультет автоматики и вычислительной техники. К тому времени он увлекся теоретической разработкой вращательных движений в технике фигурного катания и начал изучать эти процессы с позиций биомеханики. К этому его подтолкнул его отец, специалист по теоретической механике. Алексей стал размышлять над тем, как соединить теоретическую механику и эстетичный вид спорта.

Он учился в аспирантуре при ГДОИФК им.Лесгафта, защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата педагогических наук. Свою преподавательскую деятельность в Санкт-Петербургской академии физической культуры он в течение многих лет успешно совмещает с работой тренера.

Алексей Николаевич со своим первым учеником Юрием Овчинниковым. Середина 1970-х гг.

Постепенно создавалась уникальная методика Мишина, теория внедрялась в практику на занятиях с учениками. Алексею Николаевичу удалось создать свою школу в фигурном катании, в которой он успешно применяет свои научные разработки. Среди его учеников - Татьяна Оленева, Юрий Овчинников, Анна Антонова, Виталий Егоров, Алексей Урманов, Алексей Ягудин, Евгений Плющенко, Артур Гачинский, Елизавета Туктамышева и др.

Профессор Мишин награжден Орденом Дружбы народов, медалью "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Алексей Николаевич и его "звездные" ученики Евгений Плющенко, Алексей Урманов и Алексей Ягудин. Середина 1990-х гг.

В книге Е.Вайцеховской «Москвины. Лед для двоих» Алексей Николаевич так рассказывает о своей работе: «Сам я лишь со временем понял, что сильный тренер - не тот, кто обладает очень сильными сторонами, а тот, кто не имеет слабых. Если в подготовке спортсмена где-то зияет дыра, то в экстремальной ситуации все наработанное годами может в эту дыру запросто ухнуть. Примеры я видел много раз. Когда сам начинал работать, то самым трудным было взвесить пропорциональную важность разных составляющих: сколько должно быть поддержек, шагов, вращений. Сколько внимания уделять чистоте реберного катания в обязательных фигурах, а сколько - геометрии самих фигур. Найти этот баланс не так просто.

Алексей Николаевич со своей ученицей Елизаветой Туктамышевой. Первая половина 2010-х гг.

[…] В спорте всегда присутствует доля случая. Если бы трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина родилась не в Москве, а, скажем, в Сыктывкаре или Улан-Удэ, если бы она не встретилась со своим тренером Станиславом Жуком, имел бы мир такую фигуристку? […] Кем бы я стал, если бы родился в Магадане? Уж никак не тренером по фигурному катанию. А дальше надо просто работать. Можно не быть знаменитым - люди интуитивно чувствуют, если в тренере есть искра божья. Ученики начинают «подплывать» сами. И только потом в этом перенасыщенном ученическом растворе неизбежно начинают появляться кристаллы и кристаллики.

Алексей Николаевич и Татьяна Николаевна Мишины. 2015 (?) год

[…] Придумать в фигурном катании что-то новое довольно сложно. Для этого нужен большой исходный материал, опыт. Как чужой, так и свой собственный. Кстати, ловлю себя на мысли, что раньше все мы не считали зазорным снимать, записывать. А сейчас большинство наших тренеров лишь скептически наблюдают за тем, что происходит на льду и практически не пользуются тем, что приходит в фигурное катание с Запада, от других специалистов.

[…] Когда тренер говорит, что считает главным воплотить на льду музыку, то для меня это, простите, детский лепет на лужайке. Не об этом надо думать. А о том, чтобы завоевать медаль и победить всех соперников» (Е.Вайцеховская, «Москвины: Лед для двоих», СПб, «Амфора», 2011).

Алексей Николаевич счастлив в семейной жизни: у него есть жена Татьяна Николаевна, его бывшая ученица, а ныне его соратник, и двое сыновей - Андрей и Николай. Он страстный рыбак и садовод, а также прекрасный кулинар. Дома у него живут две азиатские овчарки.

    Непривычно было видеть у бортика «Остравар Арены» Алексея Мишина с бейджем «ITA». Питерский специалист рассказал в эксклюзивном интервью «Спорта День за Днем», почему он приехал на чемпионат Европы в качестве тренера итальянки Каролины Костнер и как помог ей выиграть бронзовую медаль.

    Бесплатный хлеб во времена Хрущева

    - Алексей Николаевич, как началось ваше сотрудничество?

    Не буду вдаваться в детали, ограничусь одной фразой: она меня искала и нашла. Федерация фигурного катания Италии после дисквалификации Каролины не оказывала ей никакой поддержки, потом ее перестали приглашать в шоу и запретили тренироваться на любом итальянском катке. Свою подготовку к чемпионату Европы Каролина оплачивала из старых сбережений.

    Со стороны руководителей Федерации фигурного катания на коньках России не было нареканий на то, что так хорошо подготовили конкурентку нашим спортсменкам?

    Убежден, что в сотрудничестве российских специалистов с зарубежными фигуристами в нынешней ситуации, когда на наших спортсменов оказывается беспрецедентное давление (это относится не только к фигурному катанию), больше плюсов, чем минусов. С одной стороны, это наш вклад в развитие фигурного катания, в котором оно нуждается. С другой - создание позитивного образа России в глазах влиятельных спортивных функционеров. Даже президент Федерации фигурного катания на коньках США стал отмечать позитивные моменты в работе российских тренеров.

    - Чем Каролина отличается от ваших российских учеников?

    Она очень умная девочка и ценит каждое слово тренера. Мои советы российские фигуристы рассматривают, как бесплатный хлеб во времена Никиты Сергеевича Хрущева, а Каролина все усваивает, как изысканное блюдо.

    - А что вам дала работа с бронзовым призером Олимпиады в Сочи?

    Это был еще один тест на жизнеспособность моей тренерской системы, который дал положительный результат. Я убедился, что посредством правильной методики можно вывести на очень достойный уровень спортсменку, которая этого хочет и у которой есть для этого данные.

    Каролина не обижалась на «глупую девочку»

    Работа с итальянской фигуристкой не сказалась на внимании, которое вы оказываете своим российским ученикам?

    Наоборот, Костнер можно назвать агентом моего тренерского влияния. Ведь атмосферу в группе создает не только тренер, но и все фигуристы. Скажу больше: Каролина во многом выполняла функции хореографа нашей группы.

    На мастер-классы к профессору Мишину приезжали будущие чемпионы Европы швейцарцы Стефан Ламбиель и Сара Майер, мадьярка Юлия Себастьян - и все они отмечали ваш вклад в свои победы. Чем отличаются мастер-классы от постоянной работы и роли личного тренера в случае с Костнер?

    Перечисление всех известных фигуристов, приезжавших ко мне на мастер-классы, займет полосу вашей газеты. Неважно, сколько времени я занимаюсь со спортсменом. Либо вкладываю в него все, что знаю, и все, что он хочет почерпнуть, либо сразу отказываюсь от сотрудничества. Как я уже отметил, Каролина создала в нашей группе очень творческую атмосферу. У нее стоит поучиться стилю, чувству паузы и позы, умению чувствовать музыку.

    - Возникал ли во время тренировочного процесса языковой барьер?

    Моего английского вполне хватало. Когда не хватало, использовал жесты. К тому же я знаю несколько необходимых тренеру терминов на итальянском: выше, ниже, быстрее, коленка, нога, деревянная голова… Даже на слова «глупая девочка», произнесенное на ее родном языке Каролина не обижалась. Она же очень умная!

    - Как восприняли новую ученицу старожилы вашей группы?

    Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры России, кандидат педагогических наук, профессор, тренер сборной команды России по фигурному катанию

    Родился 8 марта 1941 года в Севастополе. Отец – Мишин Николай Иванович. Мать – Делюкина Татьяна Валентиновна. Супруга – Оленева Татьяна, тренер по фигурному катанию. Сыновья: Мишин Андрей Алексеевич, Мишин Николай Алексеевич – теннисисты.

    «Истоки моего профессионального творчества – в истоках моей биографии, – считает А.Н. Мишин. – Этими истоками для меня были и остаются в первую очередь мои родители, которые оказали большое влияние на формирование моего характера и образования, творчества и профессионализма».

    Родители А.Н. Мишина знали друг друга с детства. В Смоленске жили на соседних улицах, потом вместе учились в Смоленском университете, где слушали лекции знаменитых профессоров, которые часто приезжали из Москвы. Вместе играли в театре.

    После окончания университета Николая Ивановича направили на работу в деревню Гусино, а Татьяну Валентиновну распределили в крупный город другой области преподавателем техникума. Но когда она туда приехала, оказалось, что место уже занято. Вернувшись в Смоленск, она узнала от соседей, что Коля Мишин приехал из Гусино, и у него там есть места. Так они оба оказались в Гусино, где и поженились в 1930 году. В 1932 году у них родилась дочь Людмила.

    В это время Николай Иванович получил приглашение в аспирантуру Ленинградского университета. По окончании аспирантуры его направили преподавателем в Высшее военно-морское училище имени Ф.Э. Дзержинского, и семья переехала в Ленинград. Так изменилась судьба Николая Ивановича – он стал военным. Вскоре его перевели в Севастополь, в новое военно-морское училище. Татьяна Валентиновна тоже преподавала в училище. Здесь, в Севастополе, за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны у них родился сын Алексей.

    В начале июля 1941 года офицерам училища было рекомендовано вывезти из города свои семьи. Все родные Мишиных остались в Смоленске, где развернулось тяжелое сражение. Уезжать из Севастополя было некуда. Тогда друг Николая Ивановича посоветовал ехать к его родителям в Ульяновск. Несмотря на то что в Ульяновске, в чужом доме, Татьяну Валентиновну с детьми приняли тепло и радушно, они еле выжили в этот первый год эвакуации. Не спасли даже мамины прекрасные крепдешиновые платья, которые продавались на базаре по высокой цене... Кормить детей было нечем. В результате у Алексея развился рахит и мальчик мог не выжить, если бы не мама. Во дворе, прямо в камнях, она выбила лунки, наносила с берега Волги землю, засыпала ее в лунки и посадила помидоры. И этими помидорами вылечила сына.

    Отец тем временем вместе с другими преподавателями Севастопольского училища был направлен в морскую пехоту. Осенью 1941 года его перебросили в Москву, а оттуда – на Северо-Западный фронт, где он в основном и воевал. Потом Николая Ивановича направили старшим преподавателем на Соловки, в школу юнг, где, кстати, обучался будущий писатель Валентин Пикуль. В конце войны его перевели в Тбилиси, в только что открывшееся 2-е (после Ленинградского) Нахимовское военно-морское училище. Сюда отец привез из эвакуации жену и детей. Их поселили в разбитой, холодной гостинице «Колхида». Вскоре Мишины получили хорошую трехкомнатную квартиру на тихой улице с маленькими двориками, увитыми виноградом. Но прожили там недолго – отца перевели в Ленинград, где им дали комнату в коммунальной квартире на Рузовской улице.

    Детство Алексея Мишина пришлось на суровые послевоенные годы. Он рос очень динамичным ребенком, много времени проводил на улице.

    Отец любил кататься на коньках и часто брал Людмилу и Алексея с собой на каток, одолжив для них коньки у своего приятеля. Людмила, которая училась в университете, однажды, получив стипендию, подарила брату «снегурки». С этого момента и вошло в его жизнь фигурное катание.

    Прикрутив к валенкам «снегурки», Алексей шел на угол Загородного проспекта и ждал, когда на их Рузовскую улицу завернет какой-нибудь грузовик. Прицепившись сзади, он катился вместе с грузовиком, выписывая дуги и полукружия, огибая неровности на дороге, совсем не думая о том, что может случиться, если вовремя не отцепиться от грузовика...

    Проходя однажды мимо Аничкова дворца, его отец увидел, как вокруг клумбы ребятишки катаются на коньках. Именно там, вокруг этой клумбы сразу после войны появилось фигурное катание в Ленинграде, начали свою спортивную карьеру Белоусова, Протопопов, Станислав Жук. Николаю Ивановичу понравилось, и у него возникла идея отдать сына в секцию фигурного катания, где занимались замечательные спортсмены, целая плеяда будущих чемпионов.

    После школы Алексей Мишин увлекся еще и электроникой и хотел стать инженером; в 1964 году окончил Ленинградский электромеханический институт имени В.И. Ленина. Но жизнь сложилась иначе – увлечение именно фигурным катанием переросло в профессию.

    Алексей начал заниматься фигурным катанием в 1956 году. В то время этот вид спорта стал одним из наиболее ярких, заметных явлений в жизни страны. Перед советскими фигуристами встал вопрос: а не пора ли попробовать силы на международной арене?
    Первым тренером Алексея Мишина была Нина Васильевна Леплинская – талантливый педагог, ученица легендарного Николая Панина, первого русского олимпийского чемпиона. Под ее руководством Алексей быстро освоил азы фигурного катания, у него это получалось очень быстро. В это время Майя Борисовна Беленькая – партнерша Игоря Борисовича Москвина – организовала свою группу на стадионе «Искра», куда пригласили и Мишина. На этом же катке занималась Тамара Москвина. И довольно скоро их поставили в пару.

    Спортивная карьера Мишина и Москвиной складывалась удачно. Они выиграли чемпионат СССР (1969), стали серебряными призерами чемпионата мира (1969) и чемпионата Европы (1968) – первенство тогда прочно удерживали Белоусова и Протопопов. Мишин и Москвина участвовали во многих соревнованиях, буквально наступали «на пятки» знаменитому дуэту, но превзойти его им пока не удавалось. Момент, когда Мишин и Москвина впервые обыграли Белоусову и Протопопова, – один из самых ярких в их спортивной жизни. Потом они еще дважды на других соревнованиях оставляли легендарный дуэт позади.

    Замечательного успеха добились советские фигуристы в 1969 году: на чемпионатах Европы и мира они впервые завоевали весь пьедестал почета в парном катании. На европейском чемпионате в Гармиш-Партенкирхене обладателями золотых медалей впервые стали Ирина Роднина и Алексей Уланов, за ними шли Людмила Белоусова и Олег Протопопов и дуэт Алексея Мишина с Тамарой Москвиной. В Колорадо-Спрингс на чемпионате мира Мишин и Москвина поменялись местами с дуэтом Белоусова – Протопопов («золотыми» снова были Ирина Роднина и Алексей Уланов).

    «Мы с Тамарой Москвиной могли, конечно, побыть еще несколько лет в первой тройке, но это уже ничего не прибавило бы, – говорит А.Н. Мишин. – И мы решили уйти. Закончили карьеру без всяких болезненных явлений, которые бывают со спортсменом, когда он покидает большой спорт».

    Оставив спорт, А. Мишин и Т. Москвина занялись тренерской деятельностью. В 1969 году они выступали последний сезон. А уже в 1975 году ученик А.Н. Мишина Юрий Овчинников стал чемпионом Советского Союза. В его группе собралась целая когорта сильных молодых спортсменов: Жанна Ильина, Леня Казанков, Виталик Егоров (чемпион мира среди юниоров). К А.Н. Мишину пришла тренироваться и его будущая жена Татьяна Оленева, которая стала чемпионкой Советского Союза, выступала на чемпионате Европы.
    Женское фигурное катание в СССР в то время сильно отставало от других видов фигурного катания. Чтобы усилить этот вид спорта, в Москве и Ленинграде на базе профсоюзов были организованы специальные группы для одаренных девочек. Спортивный комитет попросил А.Н. Мишина возглавить ленинградскую группу. А он в свою очередь предложил Татьяне Оленевой работать вместе, сказав ей, что пора уже подумать о будущем. Вскоре они поженились, а через год родился их первый сын – Андрей. Татьяна Оленева всерьез занялась тренерской работой, и в 1979 году ее ученицы заняли 2-е и 3-е места на чемпионате мира среди юниоров.

    Перед Олимпийскими играми в Инсбруке Алексей Мишин, который к тому времени был тренером сборной команды СССР, с удивлением узнал, что стал «невыездным». Сданная им накануне в «Лениздат» и уже отпечатанная книга «Фигурное катание для всех» (50 тыс. экз.) была уничтожена (года через три книгу все-таки издали). Официальных объяснений не было (по слухам, кто-то написал на него донос). Интрига продолжалась. Мишина перестали показывать по телевидению. Но тренировать не запретили. Он оставался тренером сборной команды СССР. Его воспитанники выступали на чемпионатах Европы и мира, а он обо всем узнавал только по телефону. Три года (1976–1978) его никто не принимал, с ним боялись говорить, не зная, что ему отвечать...

    Все решил один звонок. Мишин записался на прием к руководителю советского спорта Сергею Павлову и рассказал ему о своих злоключениях. Павлов попросил секретаршу соединить его с Борисом Ивановичем Аристовым, первым секретарем горкома... Когда Мишин вернулся из Москвы в Ленинград, его «дело» уже изъяли из «черного шкафа».

    «Почему я воспринял крах советской империи позитивно? – пишет А.Н. Мишин в своей автобиографической повести “О времени и о себе”. – Потому что мы получили свободу, которой не было у наших родителей. Свобода – это конструктивное начало, оно предопределяет прогресс, толкает людей вперед».

    У А.Н. Мишина началась новая эпоха в жизни, новое поколение талантливых учеников, среди них олимпийский чемпион (1994), чемпион Европы, неоднократный чемпион России Алексей Урманов; Алексей Ягудин – олимпийский чемпион (2002), четырехкратный чемпион мира, трехкратный чемпион Европы, неоднократный призер чемпионатов России; Евгений Плющенко – двукратный олимпийский чемпион (2006, 2014), трехкратный чемпион мира (2001, 2003, 2004), семикратный чемпион Европы (2000, 2001, 2003, 2005, 2006, 2010, 2012) десятикратный чемпион России и многие другие. «Тренер, который воспитал хотя бы одного олимпийского чемпиона, может считать, что не зря родился и не зря стал тренером», – говорит Алексей Николаевич.

    А.Н. Мишин убежден, что творческие поиски в фигурном катании не имеют предела. «Там, где они заканчиваются, заканчивается и талант тренера. В фигурном катании довольно глупо жить ностальгией, так как все, что создается в движении, быстро устаревает. Самая главная и страшная ошибка тренера – это когда он начинает учить ученика «под себя». Потому что, какой бы ты выдающийся атлет ни был, – через год или через два после того, как ты закончил кататься, фигурное катание уйдет вперед. И учить «под себя» является грубой ошибкой. Надо учить на будущее, на перспективу, видеть направление развития… Надо учить так, как никто еще не учил, – и тогда ты будешь чемпионом». В этих поисках он не только использовал все свои знания и многолетний опыт. Обладая каким-то исключительным чутьем будущего времени, А.Н. Мишин разработал и теоретически обосновал совершенно новую методику многооборотных прыжков фигуриста, создал новую технику исполнения. Результат превзошел все ожидания. Его ученики продолжают очаровывать сердца всё новых и новых любителей этого вида спорта, оставаясь в памяти зрителей на долгие, долгие годы.

    Алексей Николаевич заведует кафедрой конькобежного спорта и фигурного катания Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. Он – автор учебника по фигурному катанию на коньках для вузов и нескольких книг.

    А.Н. Мишин – заслуженный мастер спорта СССР (1969), заслуженный тренер СССР, России, УССР, заслуженный работник физической культуры России (2002), кандидат педагогических наук (1973), профессор (1990), член тренерского совета Федерации фигурного катания на коньках России, тренер сборной команды России по фигурному катанию. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Дружбы народов, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетным знаком «За заслуги перед Санкт-Петербургом».

    Свободное время Алексей Николаевич любит проводить за городом. Увлекается кулинарией, рыбалкой, строительством, садоводством. Любит собак – у него дома живут две азиатские овчарки.
    Живет и работает в Санкт-Петербурге.

    - Алексей Николаевич, что же, теперь весь год насмарку?

    Для меня уходящий год был счастливый. В сезоне, который начался осенью 2002-го и закончился весной 2003-го, Евгений Плющенко выиграл все соревнования, в которых участвовал. И все виды этих соревнований, и короткие программы, и произвольные, т. е. абсолютно все старты. Женю можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса. Хотел бы напомнить этот факт журналистам, отказавшим Плющенко в праве называться «спортсменом года». Неправильно выводить итоги целого года из одного соревнования.

    - Что же все-таки случилось в Колорадо?

    Ошибка роста. Весь сезон Женя выступал лучше или хуже, но на фоне травмы колена он не демонстрировал катания Плющенко. А перед финалом серии ISU выиграл турнир в Детройте, устроенный Федерацией фигурного катания США. Между Детройтом и Колорадо была очень плодотворная неделя, которую мы провели в горах. Там Плющенко спокойно катался и достиг очень хорошей формы. Утром, в день проигранной произвольной программы, он демонстрировал на тренировке то, чего не делал еще ни один фигурист: каскад четверной тулуп - тройной ритбергер - тройной ритбергер. Душевный подъем, энтузиазм его и подвели. Плющенко показал самое сильное катание в этом сезоне - и по сравнению с собственными выступлениями, и по сравнению со всеми соперниками. Есть такая формулировка «по жизни», так вот по жизни Женя выиграл, а по новым правилам проиграл.

    - Боюсь, читатели вряд ли поймут, как можно кататься лучше всех и не занять первое место.

    Новые правила разрешают сделать только два каскада в программе. А Плющенко, в стремлении быть лучше, показать наилучшее катание, исполнил еще один, с тройным акселем. Элемент не был зачтен ни как каскад, ни как прыжок. Вместо 7,5 балла Женя получил за него 0 и уступил канадцу Сандю. Американские зрители, не понимавшие, что в серии ISU обкатывается новая система оценок, 10-балльная и поэлементная, кричали Жене на показательных выступлениях: «You are grabbed!» - «Вы ограблены!»

    - А какие первые слова он услышал от вас?

    Лучшие дня

    Что надо быть более пунктуальным и уважать правила, которые действуют. Вы же пропускаете помеху справа, когда ведете автомобиль?

    Картофельное пюре

    - Когда союз конькобежцев ISU решил опробовать новую систему оценок на серии «Гран-при», вы отзывались о ней хорошо. Сейчас ваше мнение изменилось?

    Я был бы человеком без стержня, если при победе говорил бы «система хорошая», а после поражения ее ругал. Кроме того, я принимал участие в ее создании - президент ISU Оттавио Чикванта лично просил меня высказывать замечания. В новой системе есть позитивные моменты: правила стимулируют спортсменов оттачивать все группы элементов.

    - Слабые места уже видны?

    Видны. Ограничивается прогресс, так как для победы не обязательно разучивать более сложные элементы. Результат слишком зависим от одного-единственного человека - технического специалиста, входящего в состав судейской бригады и фиксирующего, какой элемент выполнен (например, прыжок в три или в четыре оборота). Наконец, зрители, спортсмены и тренеры лишаются возможности увидеть лицо каждого судьи. Итоговый результат напоминает картофельное пюре, в котором не видно картофелин, из которых оно сделано.

    Бомба для России

    - Правда, что Чикванта был в шоке от поражения Плющенко?

    Он был крайне раздосадован результатом. Эти правила - его детище, с ними он хотел бы войти в историю современного фигурного катания, и для него важно, чтобы объективность сохранялась. Чтобы, если Плющенко сильнее всех «по жизни», то он был бы сильнее и при новой системе оценок.

    - Ваша коллега Елена Чайковская убеждена, что новые правила придуманы специально - потеснить Россию.

    Новые правила не выработаны, чтобы похоронить русских, но такой вариант возможен. Например, бельгиец Ван дер Перен никогда не входил в элиту фигурного катания. И с относительно простым техническим багажом показал в турнире серии ISU довольно высокий результат. Его 5-е место стало путеводной звездой для многих стран, не являющихся лидерами в фигурном катании. Может создаться иллюзорное представление, что их спортсмены тоже имеют шанс войти в элиту. Я беседовал с президентами многих национальных федераций и слышал от них: «Теперь, наверное, и мы сможем победить». А поскольку таких стран - большинство, думаю, существует очень большая вероятность, что 10-балльная система получит поддержку на конгрессе ISU и будет использоваться во всех соревнованиях, включая чемпионаты мира и Олимпиады.

    В ожидании пятерного

    - Российским фигуристам останется одно - удивлять принципиально новыми элементами.

    Плющенко занимается этим постоянно. Женя первым из мужчин стал делать пируэт Денис Бильман, первым освоил «бублик», первым прыгнул каскады 4–3–2 и 4–3–3. Эти элементы даже названы его именем - существует термин «Bagle Pluschenko», а китайский тренер, работающий с парами, сказал: в следующем сезоне в программу включу «каскад Плющенко».

    - А когда состоится рывок? Или каскад 4–3–3, который Плющенко тоже исполнил первым, - «потолок» фигурного катания»?

    Мой прогноз - еще при нашей жизни фигуристы научатся делать в четыре оборота все известные виды прыжков. Плющенко в разное время показывал по отдельности и четверной тулуп, и четверной сальхов, и четверной лутц, и четверной влип. Если же говорить о пяти оборотах, нужна принципиально новая техника прыжка, качественный скачок. Где этот новый механизм, тренеры пока не видят.

    - Даже Алексей Мишин, воспитатель олимпийских чемпионов?

    Чувствую, где надо искать, но говорить не хочу. Буду пробовать. Я всегда устремлен в будущее. Если вы меня спросите про самую яркую встречу Нового года, я отвечу, что самое яркое празднование впереди. То же самое с турнирами. Для кого-то финал ISU Гран-при - важное соревнование, а для меня и Жени - чемпионат России, который пройдет в Питере 8 - 11 января. Для нас нет большей радости, чем выступления перед петербуржцами. А для меня лично чемпионат страны особенно значим, потому что в нашем городе в 1969 г. мы с Тамарой Николаевной Москвиной поднялись на верхнюю ступеньку пьедестала почета в чемпионате страны. На второй ступеньке стояли Белоусова и Протопопов, а на третьей - Роднина и Уланов.

    После школы Алексей Мишин увлекся электроникой и хотел стать инженером. В 1964 году он окончил Ленинградский электромеханический институт имени В.И. Ленина по специальности инженер-электрик. С 1956 года начал заниматься фигурным катанием. Первым тренером Алексея Мишина стала Нина Леплинская. После он тренировался у Игоря Москвина в паре с фигуристкой Тамарой Москвиной.

    В 1968 году пара Мишин - Москвина стала серебряным призером чемпионата Европы в Вестеросе (Швеция). В 1969 году они выиграли чемпионат СССР, стали серебряными призерами чемпионата мира в Колорадо-Спрингс (США) и бронзовыми призерами чемпионата Европы в Гармиш-Партенкирхене (Германия).

    В этом же году Алексей Мишин ушел из большого спорта. В 1973 году он защитил кандидатскую диссертацию в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.

    После завершения спортивной карьеры Алексей Мишин начал тренерскую деятельность. Одной из первых его учениц стала фигуристка Татьяна Оленева, чемпионка СССР (1973), позже ставшая его женой. В 1977 году у них родился первый сын Андрей, в 1983 году - второй сын Николай. За свою тренерскую карьеру Алексей Мишин подготовил ряд известных фигуристов, среди которых чемпион мира среди юниоров Виталий Егоров, чемпион СССР Юрий Овчинников, олимпийский чемпион, чемпион Европы Алексей Урманов, олимпийские чемпионы, неоднократные чемпионы мира и Европы Алексей Ягудин и Евгений Плющенко.

    Мишин был тренером сборной СССР и России на Олимпийских зимних играх 1976, 1984, 1994, 1998, 2002.

    В настоящее время среди учеников Мишина фигурист Артур Гачинский, занявший пятое место на чемпионате Европы 2011 года, и Елизавета Туктамышева, победительница первенства России среди юниоров.

    Алексей Мишин является заведующим кафедрой теории и методики конькобежного спорта и фигурного катания на коньках Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, с 1990 года является профессором кафедры. Заслуженный мастер спорта СССР (1969), Заслуженный тренер России, Заслуженный работник физической культуры России (2002), член тренерского совета Федерации фигурного катания на коньках России, тренер сборной России по фигурному катанию.

    В 1994 году был награжден орденом Дружбы народов, в 2010 году - медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени "за успешную подготовку спортсменов, добившихся высоких спортивных достижений на XXI Олимпийских зимних играх 2010 г. в городе Ванкувере (Канада)".

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников



  • Разделы сайта