Учебник фехтования аемма. Дюжина причин для изучения фехтования

Я отправился к лучшему учителю фехтования в Париже, условился ежедневно брать у него уроки – и брал их ежедневно в течение года.
А. Дюма «Три мушкетера»


Фехтование – это один из древнейших видов спорта, который всячески модернизировался на протяжении многих столетий. Так, например, в Древней Греции фехтование входило в олимпийскую программу. В средние века данный вид спорта был как отдельная дисциплина в школах, при дворе короля. Каждый рыцарь умело мог владеть холодным оружием.
На сегодняшний день существует 2 вида фехтования:
  • спортивное;
  • артистическое.
В спортивном фехтовании представлено 3 вида оружия: шпага, сабля и рапира. У всех видов оружия – разные назначения, но конечная цель одна: победить соперника.
В артистическом фехтовании костюмы, оружие и конечные цели другие. Здесь нужно показать всю красоту этого вида спорта. Бои в артистическом фехтовании напоминают схватки из кинофильмов про пиратов, мушкетеров и т.п.

Кто может заниматься фехтованием

Каждый, наверное, хотел хотя бы раз в жизни почувствовать себя мушкетером или рыцарем, подержать в руках настоящую шпагу и сразиться с соперником. Что ж, в наше время пройти обучение фехтованию может каждый, но есть и свои нюансы. Прежде всего, возраст. Если Вы хотите стать олимпийским чемпионом и заниматься этим спортом профессионально, то Вам надо приходить в него в 8-12 лет. И то 12 лет это довольно-таки поздно. Если же Вы просто всю жизнь мечтали сражаться на шпагах и саблях, но возможности не предоставлялось, то можете быть любителем, для такой категории также проводятся турниры и соревнования, но уровень ниже, возраст может быть любым.
Теперь поговорим о том, кто может заниматься фехтованием. Данный вид спорта подразумевает большие нагрузки на организм.
Особенно сильно «нагружаются» ноги:
  • колени;
  • ахиллы;
  • икроножные мышцы.
А также в области поясницы. Поэтому если у Вас есть или были травмы с перечисленными частями тела, то воздержитесь от фехтования во благо своему здоровью. Помимо этого происходит нагрузка на сердце, как и в любом другом виде спорта. В связи с этим откажитесь от тренировок, если имеются проблемы с сердцем. А в целом, если Вы чувствуете себя прекрасно и не имеете никаких проблем со здоровьем, то этот спорт для Вас.

С чего начать тренировки

Начать тренировки следует с покупки спортивной формы, если она у Вас отсутствует. Для занятий подойдет спортивный костюм, а если в зале довольно жаркая температура, то шорты и футболка, желательно без рисунков. Обращаю внимание читателей МирСоветов, что должны быть с плотной подошвой, чтобы Вы не ушибли пятку во время выпадов. Для фехтовальщиков продаются специальные , по цене они такие, как и обычные (цены варьируются от 1500 до 4500 рублей за пару). В первые несколько недель снаряжение не понадобится, так как Вас будут обучать азам фехтования (стойка, передвижение, выпады, и т.п.), нужно будет только Ваше упорство и трудолюбие. Через некоторое время тренер сам Вам объявит о том, что нужно и фехтовальный костюм, при этом он скажет, где все это можно приобрести. Как и в любом другом виде спорта, тренировки начинаются с разминки, она состоит:
  • из классических разминочных упражнений (вращение корпусом, вращение руками в плечевом поясе и т.п.);
  • растяжки (сед ноги в стороны наклоны вправо к середине влево, шпагат и т.п.);
  • специальных упражнений (скрестный шаг, ходьба в полуприседе, в полном приседе и т.п.).
Далее начинается непосредственно сама тренировка.

Виды тренировок

В фехтовании есть несколько видов тренировок:
  • тренировка на развитие техники;
  • тренировка на увеличение опыта или практическая тренировка;
  • боевая практика.
В тренировке на развитие техники спортсмены работают в парах, отрабатывая приемы защиты и атаки, оттачивают свое мастерство. Счет времени здесь не ведется и проигравших нет. Имеет значение количество повторений того или иного упражнения.
Второй тип тренировки подразумевает отработку приемов в боях, когда уже идет счет времени, и каждый стремится выиграть свой бой.
И, наконец, третий вид тренировки приближен к соревнованиям, чтобы максимально создать ту обстановку, которая будет на соревнованиях, на такие тренировки часто приезжают спортсмены из разных школ. Здесь Вы можете испробовать все приемы, которые изучили ранее. Каждый стремится выиграть боевую практику, так как часто это крупная встреча спортсменов, есть небольшой призовой фонд и разыгрываются медали и грамоты.

Травмы и первая помощь

Травмы при фехтовании – это обычное явление, как и для любого вида спорта. В основном все травмы происходят из-за плохой разминки или неправильной техники. Если Вы будете внимательно слушать тренера и выполнять его рекомендации, никаких проблем у Вас не возникнет. Основные виды травм:
  • растяжения;
  • ушибы.
Растяжения происходят чаще всего в области голеностопа. При получении этой травмы в первую очередь нужно приложить холодный компресс и затем обмотать травмированную часть тела эластичным бинтом. Сустав должен находиться в состоянии покоя как минимум в течение суток.
При ушибах на травмированную часть необходимо приложить холод, забинтовать мокрым полотенцем, это поможет снять отек.
Если Вы хотите начать тренироваться, то в первую очередь вам нужно получить справку из поликлиники или от вашего врача, подтверждающую, то, что вы в состоянии выдерживать физические нагрузки и что у вас нет проблем со здоровьем. Далее вам следует связаться с любой спортивной организацией, которая специализируется на фехтовании. Есть частные школы, а есть общеизвестные такие, как например: ЦСКА, Динамо, Юность Москвы, МГФСО и т.п. Далее вы узнаете, когда можно прийти на тренировку.
Мой совет читателям МирСоветов: если Вам уже более 20 лет, то стоит пойти в частную школу, так как общеизвестные набирают в основном детей в младшем школьном возрасте. Но если Вы когда-либо уже тренировались, можете попробовать пойти заниматься в одну из крупнейших спортивных школ.
Занимайтесь спортом в любом возрасте!

Вам когда-нибудь хотелось узнать, как сражаются на шпагах? Некоторые не верят, что фехтование живо до сих пор. Но не тут то было. Правила стали намного сложнее, появилось электрооборудование, по всему миру открылись школы фехтования. Это захватывающий олимпийский вид спорта, в котором сочетаются многовековые традиции и передовые технологии. К счастью, время дуэлей на шпагах осталось далеко в прошлом, поэтому вы можете наслаждаться фехтованием, не рискуя жизнью и здоровьем.

Шаги

Соберите необходимую информацию прежде, чем начать

    Решите, для чего вы хотите научиться фехтовать. Чтобы участвовать в соревнованиях или из интереса к истории? Все это обоснованные причины, и каждая подразумевает разные стили фехтования и виды тренировок. Фехтование – это древнее искусство со своими традициями и культурой, поэтому вы можете узнать для себя много интересного, начав заниматься этим видом спорта. Фехтование – это отличный способ развить свои умственные и физические способности, стать дисциплинированным. Кроме того, это отличный вид тренировки для тех, кто занимается фехтованием как любитель!

    Изучайте различные виды фехтования. Фехтование отличается сильными традициями, существуют отличные друг от друга школы с разными стилями и направлениями. Итальянская, испанская и французская школы фехтования, которые начинали свою историю сотни лет назад, являются доминирующими во всем мире. Разница между ними сравнительно небольшая, в основном они отличаются по виду оружия. Однако, перед тем как начать заниматься, нужно овладеть базовыми знаниями.

    • Первую книгу по фехтованию – «Трактат об оружии», написал испанец Диего де Валера между 1458 и 1471 годом.
    • Вы узнаете много интересных историй о фехтовании, которые, возможно, еще больше вдохновят вас взяться за шпагу.
  1. Найдите фехтовальный клуб или школу рядом с вами. Следующим шагом для вас станет поиск школы где-нибудь поближе. Вы можете обнаружить, что на самом деле возможностей намного больше, чем вы могли себе представить,поэтому исследуйте все расположенные неподалеку от вас школы. Вы должны учитывать следующие критерии при выборе школы:

    • Соответствует ли клуб вашим целям? Если вы хотите участвовать в турнирах или даже в Олимпийских играх, вам нужен клуб, в котором царит соревновательный дух. Если вам хочется просто отдохнуть и повеселиться, то вам нужен более спокойный клуб.
    • Гарантирует ли клуб вашу безопасность? Разрешается ли фехтовальщикам использовать свои клинки, когда не надеты маски? Если такие опасные правила допускаются, исключайте этот клуб из своего списка.
    • Легко ли добраться до клуба? Хотя это не имеет прямого отношения к фехтованию, нужно учесть, что вам регулярно придется добираться до клуба и возвращаться обратно.
    • Знакомы ли вы с каким-нибудь фехтовальщиком? Узнайте, где он занимается и что думает об этом месте.
    • Есть ли в клубе начальные, средние и продвинутые уровни фехтования? На начальном этапе хорошо заниматься вместе с людьми вашего уровня. Хорошей репутацией для клуба является его стабильность и большой стаж работы.
    • Достаточно ли там тренеров для проведения регулярных индивидуальных занятий? Частные уроки с тренером очень помогают фехтовальщикам начального и промежуточного уровня.
    • Обучают ли они фехтовать тем оружием, которое вы выбрали? Многие школы и клубы обучают одному или двум видам фехтования. Поэтому прежде, чем вступать в клуб, узнайте, есть ли у них интересующий вас вид.
  2. Выберите себе оружие. Как только появится возможность выбора, сфокусируйтесь на одном виде оружия, которое вам понравилось. Ваш тренер, скорее всего, предложит вам на выбор: рапиру, шпагу или саблю, или сразу даст рапиру. Многие мастера фехтования и тренеры считают, что нужно знакомиться с оружием именно в таком порядке: рапира – шпага – сабля. Некоторые тренера начинают со шпаги или сабли. (на самом деле это практикуется больше в гимназиях, так как там нужно быстро обучить обращению со всеми видами оружия).

    • Кто-то предпочитает всегда начинать с рапиры, потому что с ней можно отработать правильную технику, а затем перейти к шпаге и сабле.
    • С другой стороны, можно отработать приемы и со шпагой. В конечном счете решать вам.

Приобретите снаряжение

Совершенствуйте свои навыки вне клуба

  1. Выполняйте много упражнений. Практически все фехтовальщики согласны, что они скучные, но никто не поспорит с тем, что они повышают уровень мастерства. Чтобы сделать их менее скучными, представляйте, что сражаетесь,используя настоящее оружие с реальным противником (даже, если вам это не нравится).Нина что не жалуйтесь, практика приведет к успеху.

    Наблюдайте за профессионалами. Потратьте некоторое время для просмотра соревнований по телевизору, чтобы больше узнать о спортсменах самого высокого уровня. Наблюдение за профессионалами может вдохновить вас на улучшение ваших навыков. Если у вас есть возможность побывать на настоящих соревнованиях, обязательно используйте ее!

    Прочитайте книги по данной теме. Литература по фехтованию очень полезна. В книге Альдо Нади «Про фехтование» очень много полезных тренировок и упражнений. А книга Руди Волкмана Magnum Libre de Escrime – великолепное пособие для начинающих.

    Улучшайте свою физическую форму. Хотя с первого взгляда не скажешь, что фехтование физически тяжелый вид спорта, но на самом деле это так. Работайте над улучшением физической формы вне занятий, чтобы повысить свою выносливость и быструю реакцию.

  • Внимательно следите за зрителями. Иногда люди, не занимающиеся фехтованием, не догадываются, какую опасность представляет клинок. Сделайте все возможное, чтобы обезопасить людей, вблизи наблюдающих за поединком.
  • Заниматься фехтованием без маски – опасно и глупо. Никогда не поднимайте оружие на человека без маски. Также никому не позволяйте размахивать оружием перед вами, если на вас нет маски. Если это происходит не один раз, выбирайте других людей и другое место. У вас всего лишь два глаза.
  • Неисправное снаряжение может быть опасным для спортсмена. Нельзя хвататься за лезвие (и такое происходит), у него острые края. Ржавая маска или куртка в дырках говорит о небрежном отношении к своему снаряжению. Старайтесь поддерживать его в хорошем состоянии.

Что вам понадобится

  • Примечание: лучше до покупки проконсультироваться с тренерами по поводу необходимого снаряжения. У них большой опыт, они хорошо разбираются в размерах и качестве экипировки, а также знают места, где можно ее купить.
  • Примечание: вся одежда для фехтования разработана и для левой, и для правой руки! Всегда правильно подбирайте одежду. Например, если вы наденете куртку для левши, куртка не защитит вас должным образом от сломанного клинка.
  • Для занятий фехтованием вам потребуется следующее снаряжение:
    • Куртка для фехтования.
    • Маска. Если вы занимаетесь фехтованием на саблях, когда собираетесь на соревнования, постарайтесь приобрести электрическую маску. Лучше сразу купить хорошую электрическую маску, чем несколько раз покупать неэлектрическую.
    • Перчатки.
    • Пластрон – это защита, которую носят под мышками. Многие люди используют только одну защиту, но это не очень хорошая идея. Материал пластрона хорошо защищает места, уязвимые на куртке. Несчастные случаи могут произойти и на занятиях, и на турнирах.
    • Нагрудные защитные вставки для женщин.
    • Легкий спортивный костюм, который одевается на тело. В шортах нельзя заниматься фехтованием.
    • Хорошая обувь. Отлично подойдут кроссовки для видов спорта на крытых кортах: бадминтон, сквош, мини-футбол и другие.
    • Традиционное оружие – клинок не электрический с резиновым наконечником вместо электрической кнопки.
    • Соревнования значительно отличаются от практики. Все официальные турниры являются электрическими, поэтому нужно иметь полный комплект электрического снаряжения с головы до ног. К тому же, на официальных соревнованиях вы должны быть полностью одеты в форму, запрещены джинсы или спортивные штаны.
  • Для турниров по фехтованию вам потребуется вся экипировка, описанная выше, плюс дополнительная:
    • Фехтовальные штаны (бриджи).
    • Высокие носки (примерно до колен).
    • Тонкая металлическая пластинка (только для рапиры и сабли).
    • Манжета (только для сабли). Это скорее электрическое оборудование.
    • Шнур для маски (только для рапиры и сабли).
    • Два электрических вида оружия – минимум! Если вы сломаете лезвие на турнире и вам нечем будет его заменить, вас дисквалифицируют.
    • Два шнура для костюма как минимум. Для разных шпаг используются различные виды, такие как сабля или рапира, поэтому убедитесь, что для вашего оружия подходит именно этот шнур.
    • При фехтовании используются разные виды оружия от сабли до шпаги. Убедитесь, что вы правильно выбрали оружие.
  • Необязательно, но желательно:
    • Обувь для фехтования.
    • Защитная чашка для паховой зоны мужчин. Именно в эту область разрешается бить и шпагой, и рапирой. Если вы не надеваете данную защиту, потом не жалуйтесь, что вас ударили туда.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФЕХТОВАНИЮ


Обучение технике и тренировка - неразрывно связанные между собой процессы. Однако сложность техники фехтования (а, следова-тельно, и методики обучения) заставляет предварительно рассмотреть изолированно методику обучения фехтовальной технике.

Каждый фехтовальный прием, являясь физическим упражне-нием с присущими ему биомеханическими закономерностями, с одной стороны, соответствующим образом воздействует на организм и с дру-гой - представляет из себя элементы боевых действий, которые боец будет применять в практике спортивного вольного боя.

С самого начала обучения всякий прием должен преподноситься с освещением его тактического содержания и с образцовым показом для создания правильного представления о технике и назначении дви-жения. Однако в начале замятий главное внимание должно быть уделено технике движения приема. После овладения схемой приема необходимо дать занимающимся возможность самостоятельного ана-лиза деталей данного движения.

Закрепление усвоенного приема осуществляется повторением и соответствующей проверкой. Дальнейшее совершенствование осу-ществляется путем тренировки приема в сочетании с другими при-емами, практикой применения этого приема в бою с целью выработки необходимых бойцу качеств.

Следовательно, примерная схема обучения отдельному приему будет такой: 1) образцовый показ приема в целом, 2) тактическое обоснование приема, 3) краткое обоснование техники, 4) выполнение приема занимающимся под команду руководителя, 5) самостоятель-ная работа занимающихся и проверка руководителем правильности исполнения, 6) выполнение приема в сочетании с другими приемами, 7) применение сочетания приемов в процессе ведения боя. Схема эта, не являясь догмой при изучении всех приемов, может быть вы-держана либо полностью, либо частично.

В соответствии с этим и организация занятий должна предусма-тривать последовательное проведение обучения: а) без противника, б) с использованием подсобных снарядов, в) при непосредственном соприкосновении с противником (преподаватель, товарищ по трени-ровке).


I. ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ПРОТИВНИКА В ФЕХТОВАНИИ


Этот метод применяется главным образом при изучении основ-ных положений и движении н некоторых элементов боевых действий. Методические приемы следующие:


Групповое шереножное обучение

а) В 1, 2, 3 шеренгах в зависимости от количества занимающихся, б) самостоятельное выполнение занимающимися приемов по зада-нию (индивидуально или группой), в) «поточно» - один за другим (первый выполнит прием, за ним выполняет второй, третий и т. д.), г) группой или «поточно» - на внезапный сигнал руководителя (сиг-нал зрительного или слухового характера).


Индивидуальное обучение

а) Самостоятельное выполнение занимающимся приемов по за-данию (индивидуально или группой 3-5 чел.), б) то же, под кон-тролем и с помощью преподавателя.


Инструкторская практика

Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один обучает другого), б) групповая работа (один обучает нескольких).


Учебные соревнования

Совершенствование изучаемых приемов с внесением элементов соревнований на лучшее исполнение техники приема производится на быстроту и точность выполнения.


II. ОБУЧЕНИЕ НА ПОДСОБНЫХ СНАРЯДАХ В ФЕХТОВАНИИ


Обучение на подсобных снарядах предусматривает задачи: на-учить наносить правильные, меткие уколы и удары по конкретным целям, чучелам, мишеням, рассчитывать дистанцию и выполнять приемы в соответствующем самостоятельном или заданном ритме или темпе. Методические приемы таковы:


Групповое поражение цели

а) Под команду руководителя (выполняют все занимающиеся одновременно), б) «поточно» - один за другим, в) на внезапный сиг-нал руководителя, группой или «поточно».


Индивидуальное обучение

Самостоятельно по заданию и под контролем преподавателя.


Инструкторская практика

Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один командует другому), б) групповая (один командует нескольким).


Учебные соревнования

Совершенствование изучаемых приемов с внесением соревнова-тельных моментов (соревнования внутри групп) производится: а) на меткость поражения цели, б) на меткость и быстроту поражения
цели.


III. ОБУЧЕНИЕ БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ФЕХТОВАНИИ


Задача - научить нанесению боевых ударов противнику и за-щите от них, овладению приемами боевых действий: атаками, при-емами подготовки к атакам и защитам.

Методические приемы таковы:


Парное обучение боевым действиям

а) Под команду руководителя (партнер не обороняется), б) под команду руководителя (партнер обороняется), в) по заданию с парт-нером, который периодически то обороняется, то не обороняется.


Инструкторская практика

Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один обучает другого), б) групповая (один обучает несколько пар).


Индивидуальный урок с преподавателем

Урок проводится в форме: а) обучения приемам боевых действий, б) проверки правильности изучаемых приемов, в) тренировки прие-мов боевых действий, г) урока боя.


Учебные соревнования

Соревновательная работа проводится на уроке в форме боя: а) по заданию, б) с преподавателем, в) с товарищами по обучению.


IV. ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


Методика обучения фехтованию должна начинаться с объясне-ния цели, задач и содержания того или иного вида фехтования и демонстрации его в виде боя.

Изучение техники производится в известной последовательности и состоит из пяти основных этапов : 1-й этап - изучение основ-ных положений и движений; 2-й этап - изучение основных элемен-тов боевых действий на чучелах, мишенях и т. п.; 3-й этап - обуче-ние основным простым действиям; 4-й этап - обучение сложным и усовершенствование простых действий и 5-й этап - обучение фех-товальному бою.

На первом этапе изучается техника основных положений и движе-ний с соответствующими тактическими указаниями. Задача - овладе-ние техникой основных приемов и усвоение основ специфической для фехтования координации. Далее необходимо создать предпо-сылки для дальнейшего овладения техникой путем: качественной проработки мускулатуры двигательного аппарата, по преимуществу ног и плечевого пояса, общефизиологической подготовки сердечно-сосудистой и дыхательной систем и мобилизации нужных психо-физических качеств - внимания, точности движений, быстроты реак-ции и т. д.

Приемы изучаются в такой последовательности: способ держания оружия, стойка «смирно» с оружием, фехтовальная стойка, стойка «вольнс», передвижение вперед, назад в сторону, сбор, приветствие, показ укола - как вытягивание руки или рук; выпад и воз-вращение назад, вперед, движение повторного выпада; основные позиции и переходы из одной позиции в другую.

Каждый из приемов изучается вначале по возможности самосто-ятельно. По мере усвоения материала обучение усложняется соче-танием нескольких приемов. Необходимо использовать тактически целесообразные сочетания приемов наступления и обороны.

Усвоение техники проверяется преподавателем.

В целях приучения к соревнованиям, наблюдения за ростом уча-щихся и повышения их интереса необходимо уже с первого этапа включать в обучение соревнования: на технику выполнения отдель-ных приемов, комбинацию их на балльную оценку и пр. и другие со-ревновательные элементы.


V. ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


На втором этапе основные положения и движения изучаются на подсобных снарядах.

В целях освоения основных элементов боевых действий уколы и удары с ближней, средней и дальней дистанции изучаются на чучелах и мишенях в такой последовательности:

    Уколы без выпада из различных позиций.

    Уколы с выпадом: а) с показом укола (в 2 темпа) и б) слитно (в 1 темп).

    Уколы с передвижением и выпадом: а) уколы без выпада с пере-движением (шагом вперед или назад), с показом укола и выпадом и б) передвижение - укол с выпадом.

    Укол с броском «стрелой».

    Удары без выпада из различных позиций.

    Удары с выпадом: а) удары с остановкой на выпаде и б) удары без остановки на выпаде (с уходом назад или вперед).

    Удары с передвижением и выпадом.

    Удары с броском «стрелой».

    Отбивы, уколы или удары из различных позиций.

Вначале обучение производится на чучелах. Задача: научить правильно колоть или наносить рубящие удары и сочетать их с раз-личными движениями тела. Усложнение производится путем сочета-ния последовательно выполняемых приемов.

Для овладения меткостью укола и умения выполнять его в раз-личных условиях (на внезапный сигнал, з различного цвета квадраты, круги, треугольники, номера и т. п.) - дальнейшее совершенство-вание проводится на мишенях.

В процессе обучения должно быть принято во внимание не только овладение техникой и совершенствование ее, ной выработка быстроты, точности, чувства времени.

В заключение изучаются движения броска с пробежкой, т. е. движение атаки «стрелой». Применение его возможно только после усвоения движения выпада, уколов и ударов на чучелах и мишенях. Движение атаки «стрелой» с пробежкой изучается на обычных чучелах, на выставленную преподавателем маску, на внезапно появляющуюся и удаляющуюся маску, на подвесных качающихся малых и боль-ших мешках и на подвижных чучелах.

При занятиях на подвижных мишенях, чучелах и снарядах прак-тикуются движения потоком. Бойцы двигаются в колонне по одному, и поочередно, пробегая мимо, выполняют тот или другой прием. Вслед за тем они становятся в затылок левофланговому для последующей очередной работы.

Соревнования на этом этапе производятся на меткость: укола, удара по соответствующим целям и на удар с различных дистанций с разной скоростью.

В методике обучения первые два этапа (несколько схематично подразделенные) в большинстве случаев тесно между собой связаны и могут рассматриваться как один раздел, имеющий общую задачу подготовки бойца к боевым действиям с активным противником.


VI . ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


Изучаются приемы простых боевых действий - простые атаки, защиты и ответные атаки при наличии активного противника. На этом этапе изучаются:


Простые атаки

а) Прямой укол, удпр, б) перевод, в) перенос. Выполняются (стоя на месте с выпадом и движением атаки «стрелой» и с пробежкой): а) из различных позиций, б) из соединения и вне соединения, в) с ближней и средней дистанции.


Защиты

а) Прямые, б) круговые, в) уступающие, г) отклонением корпуса, уходом или бегом. Выполняются (отводом и отбивом): а) из одной защиты в другую, б) круговой защитой, в) из одной в другую, усту-пая нажиму оружия противника.


Ответные атаки

а) Ответ прямым уколом или ударом, б) ответ переводом, в) от-вет переносом выполняются: без выпада и с выпадом.

Широко используется групповое парное обучение с применением различных методических приемов. Вначале необходимо научить нанесению атак уколом, ударом и принимать их, не защищаясь. В по-следующем удары изучаются с расчетом дистанций, согласованием движений своего оружия с движением оружия бойца (работающего в паре). Надо выработать соответствующую быстроту и точность атаки. Параллельно изучаются противодействующие атаке приемы защит. Здесь особое внимание уделяется точности и тонкости движе-ний, очень быстро переходя к взаимной связи их с ответными атаками. Следует добиваться максимально быстрого ответа, доводя наиболее часто встречающиеся комбинации до автоматизма. Одновременно надо создавать достаточный запас разнообразия ответных действий.

Большое значение в обучении простым действиям имеют мето-дические приемы инструкторской практики, когда один боец по за-данию руководителя обучает (тренирует) другого.

При этом оба тщательно анализируют технику и тактическое обоснование приема, совершенствуют понимание взаимодействий (взаимосвязи) атаки, защит и действий атакующего и обороняю-щегося.

На третьем этапе элементы соревнований лучше всего исполь-зуются в следующей форме: один боец стремится нанести укол или удар, а второй - взять защиту оружием. Основным требованием при этом является точное соблюдение техники выполнения приема. Таким образом, учащиеся практически усваивают основные принципы фех-тования. Для успешности того или другого действия требуются бы-строта, точность, расчет расстояния и выбор момента. Поэтому надо давать занимающимся возможность практически убедиться, что при правильном учете и хорошей технике преимущество всегда будет на стороне атакующего.

Результаты проработки простых атак, защит и ответов в группо-вом обучении должды периодически проверяться. Надо совершен-ствовать технику (в деталях) в индивидуальном уроке. Особое вни-мание надо обратить на выработку тактически наиболее целесо-образных приемов, на точность и быстроту выполнения и сочетания их.

Изучение в простых действиях атак «стрелой» с пробежкой в один темп лучше всего проводить в форме «потока» на необороняющегося, затем на обороняющегося преподавателя или заменяющих его дру-гих бойцов.

Наилучшим следует считать способ чередования бойцов, при-нимающих на себя атаки: один боец принимает не более 8-10 бой-цов, затем его место занимает другой и т. д. Выполнение атак сопровождается техническими и тактическими указаниями препо-давателя. Изучение простых действий следует заканчивать боями на 3 удара. Вначале это делается по заданию: один боец атакует про-стыми атаками с элементарным приемом подготовки - шагом впе-ред; второй - обороняется у стенки (защищается оружием, без от-ступления назад и давая ответные атаки). Работают попеременно (выполнять атаки «стрелой» с пробежкой не разрешается).

В последующем это делается в форме свободного вольного боя на основные простые действия. Бойцы свободно могут избирать лю-бой план действия (нападения или защиты), причем защита может быть и уходом назад. Следует обратить внимание бойцов на ответ-ные атаки.


VII. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


На четвертом этапе продолжается совершенствование простых действий и изучаются сложные.

Обучение производится следующим образом:


Приемы подготовки атаки

а) Сближения: шаги, скачки, бег, б) действия на оружие: нажим, захват, завязывание, толчок, удар, перемена соединения, в) обманы: оружием, телом, г) вызовы: оружием, телом, ложной атакой. Выпол-няются: а) в форме простых действий в 1 прием, б) в форме сложного действия в 2 и несколько приемов.


Атака с подготовкой

а) Без действия на оружие противника, б) с действием на оружие противника, в) с комбинированным действием, т. е. со сближением, действием на оружие и с обманом. Выполняются: а) с ближней, средней, дальней дистанции, б) стоя на месте, с движением выпада и с движением атаки «стрелой» с пробежкой.


Атаки на подготовку (в темп)

а) На движение противника без действия на оружие, б) на действие противника оружием, в) на комбинированные действия противника. Выполняются: а) без выпада, б) с выпадом: вперед, назад, в сторону и с уклонением, в) с движением атаки «стрелой» и с пробежкой.


Повторные атаки

а) На уход противника, б) на отсутствие ответной атаки, в) на ответ противника с обманом. Выполняются: а) с ближней и средней дистанции, б) с выпадом, на выпаде, во время атаки «стрелой» с про-бежкой.


Атаки на атаку с одновременной защитой одним из бойцов

а) Укол на укол, б) укол на удар, в) удар на удар. Выполняются: в момент атаки противника, без выпада и с выпадом.


Сложные ответные атаки

а) Ответные с выдержкой, б) ответные с обманом. Выполняются: а) от-вет с выдержкой одного темпа, б) ответ с обманом.

Процесс изучения сложных действий аналогичен простым. Вна-чале при изучении приемов бойцы допускают нанесение ударов, не защищаясь. Затем они противодействуют наступлению и обороня-ются, работая по заданию преподавателя. На четвертом этапе, больше чем в других этапах, должны иметь место соревновательные элементы.

Прорабатывая атаки с подготовкой, следует вначале изучить (в основном) отдельные приемы подготовки (сближение, вызов, дей-ствие с обманом и т. д.). Затем надо перейти к тренировке в прове-дении после этих приемов подготовки атак с уколом и ударом. Особое внимание следует обратить на расчет дистанций, на сочетание своей скорости (быстроты) со скоростью (быстротой) обороняющегося бойца, на сочетание приемов сближения с действиями на оружие и обманами.

Основной формой работы является парная работа под команду и по заданию руководителя и инструкторские занятия, когда один боец обучает другого, способствуя выполнению движений обучае-мого бойца вначале и затрудняя их впоследствии разнообразными элементами внезапностей (т. е. сближением и уходом, захватами, обманами в различную сторону, переменами соединений и в случае несвоевременного и; медленного действия бойца - взятием защиты оружием с последующим ответом).

Прорабатывая атаки на подготовку в парном обучении, нужно требовать постепенного увеличения быстроты движений бойца, действующего с подготовкой, постепенно переходя, от обусловленных действий к внезапным, с самостоятельным выбором момента действий.

После отработки основ техники атак на подготовкувгрупповом обучении следует провести изучение в сочетании с противодействующими приемами: уодин боец, выполняя, атаку с подготовкой, вызывает другого бойца (ложной, атакой) на атаку в темп, стараясь не допустить его, взять защиту и дать ответную атаку; второй боец стремится поймать первого бойца, т. е. нанести атаку в темп или избежать ответа.

Попутно изучаются защиты и ответные атаки. По существу сложных защит существовать не должно, ибо защита должна следовать на последнее реальное, а не обманное, движение оружия атакующего.

Очень важное значение имеет точность движений при выполнении защит оружием, При ответных атаках следует учесть необходимость отработки техники выполнения ответа: а) без наклона; корпуса вперед б) с наклоном корпуса вперед и, в) с выпадом и с уходом назад. В дальнейшем; атаки с подготовкой, и на подготовку обязательно совершенствуются и закрепляются в индивидуальном обучений с преподавателем, так же как защиты и ответные атаки.

Более сложные сочетания действий в темп и оборона от них прорабатыватотся в индивидуальном обучении.

Проработка атак с, подготовкой и на подготовку заканчивается боями на заранее обусловленные атаки по выбору атакующего и защиты от них оружием (с исключением возможности отступления для обороняющегося). Изучение атак с подготовкой и на подготовку заканчивается атакой; «стрелой», выполняемой с подготовкой в виде обмана или действия на оружие. Характер проработки атакй «стрелой» с подготовкой аналогичен простой атаке «стрелой» и выполняется, потоком на необороняющегося, затем на обороняющегося преподавателя или очередирго бойца.

Одновременно изучается оборона - защита оружием и противодействующие уклонениями подставки.

Очень серьёзное значение имеет организация занятий. Надо организовать расстановку, бойцов так, чтобы они не мешали друг другу, учитывая необходимое расстояние для пробежки после выполнения атаки.

В дальнейшем изучаются атаки на атаку с одновременной защитой одного из бойцов, повторные атаки и сложные ответные атаки – с выдержкой, с обманом. Эти сложные действия прорабатывают в парном групповом обучении по типу атак с подготовкой. Для закрепле-ния их и высокой технической отработки, атаки этй должны прора-батываться в индивидуальном уроке. Вместе с этим они совершенствуются в парном обучении по заданию в спортивно-боевой форме.


VIII . ПЯТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


Основная задача обучения на пятом этапе - обучение тактике фехтовального боя. Методика обучения должна обеспечить усвоение основных тактических принципов, разумного использования технических приемов наступления и обороны в зависимости от обстановки, момента боя и конкретного противника.

Подготовкой к фехтовальному бою являются лишь отдельные элементы учебных боев и простейшие виды соревнований. Для завершения обучения необходимо освоение боевых элементов прочных и сложных действий в синтезе боя. Результаты технической и тактической подготовки бойца в предшествующие этапы обучения

выявляются в свободном, индивидуальном проявлении каждого занимающегося. Сложность и ответственность задачи требуют, чтобы в самом начале основной формой обучения на пятом этапе являлся индивидуальный урок преподавателя с занимающимися. Урок бывает либо в форме боя по заданию, либо в форме свободного боя.


Урок боя по заданию


Урок проводится без команды. Преподаватель дает краткие ука-зания бойцу о вариантах возможных действий и вступает с ним в бой, способствуя проявлению инициативы бойца и выполнению задуман-ных им планов действий. В начале боя преподаватель дает бойцу возможность довести атаку до конца, постепенно усложняя действия и повышая требовательность.

Необходимо, чтобы преподаватель менял обстановку, вводя различные новые наступательные и оборонительные действия в соответ-ствии с технической и тактической подготовкой бойца. Эти действия должны постепенно ускоряться, темп и сложность увеличиваться, план действия бойца затрудняться. Допущенные ошибки, неточности несвоевременные действия бойца должны быть во-время замечены преподавателем и исправлены краткими указаниями и соответствующими действиями оружия, наглядно подтверждающими возможные результаты допускаемой ошибки.


Урок свободного вольного боя


Преподаватель выступает в роли равноправного бойца, с учетом и соблюдением правил, вольного боя. Преподаватель использует разнообразные наступательные и оборонительные действия, практически показывая превосходство одних над другими при правильном техническом и тактическом выполнении. Допущенные бойцом во время боя ошибки (неиспользованный или плохо выбранный момент) немедленно должны «наказываться» ударом. Бой по окончании детально обсуждается с преподавателем.

Для дальнейшего совершенствования такие же бои производятся между бойцами.

Вольный бой в методике обучения рассматривается как итог обучения т. е. насколько техническая и тактическая подготовка допускает ведение боя в отдельных соревнованиях.

Нередко возникают вопросы на тему «зачем нужно изучать фехтование в XXI веке?» Не будешь же таскать с собой меч для самообороны, да и пистолет все равно эффективнее. С этим никто не спорит.

Если вам непонятны причины, по которым люди продолжают заниматься изучением боя на холодном оружии - читайте дальше. Если вам лично все понятно, но вопросы «а зачем тебе это?» надоели, то можете свободно пользоваться этими причинами в качестве типовых ответов.

1. Психологическая закалка

Ни для кого не секрет, что одно из важнейших слагаемых победы - это психологическое состояние. Сила воли, умение контролировать собственный страх и действовать так, как диктует разум. Также ни для кого не секрет, что любая действительно работающая система боевых искусств, в программу изучения которой входят реалистичные спарринги, непременно дает этот эффект.

Фехтование позволяет добиться его значительно быстрее по сравнению с прочими видами боевых искусств. Просто невозможно биться на стальных или даже деревянных клинках, не контролируя свой страх. Психологическое состояние бойца даже у совершенно мирных людей проявляется чуть ли не на первом удачном спарринге. При использовании более безопасных деревянных мечей этот процесс затягивается, но не слишком надолго.

Даже если вам не очень интересны остальные аспекты фехтования, если вы предпочитаете заниматься рукопашным боем или постоянно носите с собой огнестрельное оружие, то всё равно обратите внимание на этот важный момент. Используя данное свойство фехтования, можно очень здорово повысить результативность тренировок по рукопашному бою, как лично для себя, так и для учеников.

Более важным в повседневой жизни эффектом является постоянное спокойствие, уравновешенность и способность дать сдачи не только палкой по голове, но и в словесной баталии. Общаясь с начальством или неким представителем власти, например. Неважно, чем вы сражаетесь: бокеном, стальной шпагой или собственным острым языком. Ощущения в конфликтных ситуациях примерно одни и те же, только острота сильно отличается. Если вы не боитесь сражаться на мечах, то вас мало чем можно поколебать.

2. Защищённость

Очевидно, что человек с оружием при прочих равных гораздо опаснее для своих противников, чем человек без оружия. В древности проблем с ношением оружия было несколько меньше, чем сейчас, особенно для представителей воинских сословий. Хотя, если под оружием рассматривать не только мечи, а ещё и дубины с топорами, то проблем точно не было ни у кого. При этом именно холодное оружие обычно решало исход большинства сражений. Луки, конечно, оказывали заметное влияние на войну, но без холодного оружия побеждать удавалось мало кому.

Если абстрактному человеку нужно было научиться противостоять бандитам, то для него как раз имело смысл изучать технику работы оружием. Пусть дорожным посохом, а не мечом, но именно оружием. Про профессиональных военных и говорить не приходится. Какой смысл посвящать максимум своего внимания рукопашному бою, если ты всегда вооружён и твоя работа - именно использование этого оружия?

Ни в коем случае не хочу сказать, что рукопашный бой бесполезен. Просто фехтование позволяет быстрее достичь весомых результатов. Допустим, вы возьмете двух ничего не умеющих человек и начнете учить одного рукопашному бою, а другого - фехтованию. Если через неделю обучения вы предложите им сразиться друг с другом - результат будет вполне предсказуем.

И почему, собственно, не носить с собой меч для самообороны? Даже если меч не подходит, всегда можно воспользоваться тростью, зонтом, топором или первой попавшейся под руку палкой. Человек с палкой, знающий, как ей пользоваться, практически неуязвим даже для группы невооружённых агрессоров.
Более того, длинная палка может быть значительно эффективнее ножа, особенно если противник, вооружённый ножом, не привык работать против фехтовальщика. А фехтовальщиков вообще встретишь не часто.

Ношение меча для самообороны - не такая уж безумная идея, кстати говоря. Совершенно необязательно затачивать клинок до боевого состояния, нарушая закон. Даже не заточенный, совершенно легальный тренировочный меч из хорошей стали вполне может нанести противнику травмы, несовместимые с продолжением агрессии. Кроме того, серьёзное использование меча вводит в ступор. Никто такого не ждет.

Кстати, в среднем масса одноручного или даже полуторного меча колеблется в пределах 1 - 1,5 кг. Добавьте с запасом еще полкило на ножны - не так уж и тяжело. На практике имеют смысл два варианта: трость с длинным прямым клинком японского или шпажного типа, или же короткий меч где-нибудь под курткой. Короткий меч весит заметно меньше килограмма и, в общем, не вызывает никаких проблем при постоянном ношении. Подчёркиваю, что заточка не обязательна. Тупой стальной меч спокойно крошит дерево, оставляя достаточно заметные зарубки, а человеческое тело гораздо мягче дерева.

3. Быстрое достижение результата

Рукопашному бою учиться долго. Понятно, что человек, поступивший в некую усреднённую секцию рукопашного боя, скажем, за десять занятий мало чего достигнет. Фехтовальщик после тех же десяти занятий уже сможет небезуспешно сражаться с гораздо более опытными противниками. Кроме того, более-менее опытный фехтовальщик способен изучать технику рукопашного боя гораздо быстрее человека, не имеющего навыков работы с оружием. В ряде лучших современных школ боевых искусств, нацеленных на рукопашный бой, это понимают.

Почему так происходит?

Самая главная причина: бой даже на деревянных мечах, для начинающего участника кажется несравненно более опасной ситуацией по сравнению с кулачным спаррингом. Серьёзное и сфокусированное отношение к процессу приходит само собой. Страх - плохое чувство. С ним надо бороться и искоренять. И наилучший способ сделать это - повернуться к страху лицом и пойти на него в атаку, не закрывая глаза.

Несколько лет назад я учил одного человека фехтованию. На тот момент мы использовали деревянные мечи, для железа он ещё, в общем, не был готов. Когда речь зашла о постановке блоков, ученик постоянно совершал одну и ту же ошибку: защищаясь, он располагал меч слишком близко возле головы. Физически он был развит весьма неплохо, поэтому остановка лёгкого удара деревянным мечом не являлась какой-то проблемой.

Но так ставить блоки неправильно. Для того чтобы объяснить суть проблемы, я предложил взять тренировочные стальные мечи - без заточки, но с совершенно реальной массой. После первого же удара более тяжёлым оружием, продавливающим его защиту, ученик всё понял. Лязг стальных клинков моментально объяснил ему, где он был неправ: если наносить чуть более мощный удар, чем я позволял себе в процессе обучения, то руки спружинят и клинок противника всё-таки достанет до головы. Когда мы вернулись к деревянным мечам, этой ошибки ученик больше не допускал.

4. Скоростная подготовка к изучению рукопашного боя

В древности изучение боевых искусств начиналось именно с оружия. На то было две причины.

Первая: хоть сколько-то обученный владеть оружием человек уже является действующей моделью воина. Он достаточно опасен для недоброжелателей и способен защитить себя без особых проблем.

Вторая: общие принципы в рукопашном бое и фехтовании совершенно одни и те же, только оружие ещё менее простительно к совершению ошибок. Пропущенный удар кулаком, конечно, может быть опасным и даже фатальным, но не со 100%-ной вероятностью. Результат пропущенного удара оружием очевиден.

Рукопашный бой как более сложная и менее часто используемая дисциплина изучался уже после освоения более простых и эффективных способов защиты и нападения. Молодой боец сначала учился побеждать противников с помощью специальных средств и только потом переходил к более сложным техникам рукопашного боя.

Даже сейчас в большинстве серьёзных школ рукопашного боя оружие, так или иначе, используется. По историческим причинам приоритет сместился, так как традиционное холодное оружие, конечно, проигрывает огнестрельному по эффективности на поле боя. Поэтому изучают то, что более часто применяется, то есть рукопашный бой без оружия. Кроме того, исторические причины во многом заставили переделать многие традиционные боевые искусства в спортивно-оздоровительные комплексы. Иных возможностей для выживания у них не было. Сейчас таких проблем не существует, так что можно спокойно заниматься чем угодно.

Фехтование приводит к пониманию основных боевых принципов, учит правильно двигаться и даёт множество совершенно необходимых в рукопашном бою навыков. Причём с помощью фехтования основа для рукопашного боя даётся даже быстрее, чем непосредственно при изучении рукопашного боя.

5. Традиция

Выше уже было сказано, что в старые времена обучение боевым искусствам начиналось именно с оружия. На то были вполне объективные причины. Но кроме них, можно задуматься ещё и о некоем восстановлении исторической справедливости и возвращении к корням искусства. Для любителей истории это может быть очень важно.

Нужно заметить, что вообще противопоставление фехтования и рукопашного боя неверно в принципе. Оно справедливо лишь для вырожденных спортивных дисциплин с массой искусственных ограничений. В реальном бою никто не будет снимать с вас очки за творческое использование свободной руки. Вы можете, например, ударить противника в лицо кулаком или задержать его руку с оружием на долю секунды, необходимую для нанесения удара.

Но подобные техники требуют сравнительно высокого уровня мастерства. Не уверенному в своей подготовке новичку до поры до времени имеет смысл сделать больший упор на исследование возможностей своего оружия. К рукопашному бою лучше переходить только когда противник перестанет казаться таким большим, быстрым и страшным.

Именно так рассуждали учителя боевых искусств тогда, когда эти искусства что-то значили.

6. Оздоровление

В наше сложное время многие люди не поднимают предметов тяжелее компьютерной мышки и мобильного телефона. Меч массивнее, да и мышц в фехтовании задействовано значительно больше. Пять минут спаррингов на полной скорости с перерывами для приведения себя в чувство изматывают сильнее, чем получасовая пробежка трусцой или даже комплекс упражнений в спортивном зале.

Мышцы от подобных нагрузок растут не сильно - это к культуристам. Происходит укрепление связок и сухожилий, тренировка выносливости. Если совмещать фехтование и тяжёлую атлетику, то из вас может получиться настоящий терминатор.

7. Адреналин

Мирная, размеренная офисная жизнь. Телевизор, друзья, работа, вторая половина, пиво, сон. Разве что компьютерные игры да футбол дают современному человеку хоть какую-то встряску, прилив эмоций!

Как-то смешно говорить о том, что фехтование - это значительно более адреналиновая деятельность, чем все то, к чему мы привыкли в нормальных условиях. Даже пейнтбол не идет ни в какое сравнение по эмоциональной нагрузке. Навести на человека мушку с целиком и нажать на спусковой крючок, отправив в него шарик с краской - дело хорошее, интересное и увлекательное. Но стремительный бой на мечах - блоки, атаки, парирования, контратаки, сокращение и разрыв дистанции… Трудно найти что-то аналогичное, дающее такой же заряд драйва и хорошего настроения надолго!

8. Реакция и точность

К важнейшим свойствам фехтовальщика относятся чувство времени и чувство дистанции. Правильный расчет скорости и точности действия, выполненного именно тогда, когда это было необходимо - залог успеха в любом поединке. Приобретённые навыки не покидают фехтовальщика и в повседневной жизни. Настоящий боец не теряется в неожиданной ситуации, моментально и точно реагируя самым правильным образом. Этот результат изучения фехтования, перекликающийся с психической закалкой, способен изменить вашу жизнь в лучшую сторону в самых неожиданных её областях.

9. Болевой порог

Изучение любого боевого искусства сопряжено с травмами - это аксиома. Фехтование не является исключением, поэтому новички и должны использовать мечи из дерева и других, еще менее опасных материалов. В любом случае, удары время от времени пропускаются. Серьезных травм в нормальных школах практически не бывает, но синяки - дело совершенно обыденное.

Фехтовальщик, привыкший получать удары деревянным или даже тупым стальным клинком, обладает значительно более высоким болевым порогом по сравнению со средним человеком. В первую очередь меняется не чувство боли, а отношение к ней. Люди, не понаслышке знакомые с фехтованием, совершенно иначе реагируют, скажем, на полученный удар милицейской резиновой дубинкой со стальным стержнем. Во-первых, удар оружием будет инстинктивно парирован, ослаблен. Во-вторых, по сравнению с ударом деревянного или, тем более, стального меча, резина - это детский лепет.

10. Отличное хобби.

Как говорит мой отец, «надо же на чём-то сидеть». У всех есть свои интересы и хобби. Кто-то смотрит телесериалы, кто-то пьет водку, кто-то собирает марки, кто-то играет в футбол.

Изучение фехтования, как правило, сопряжено с коллекционированием холодного оружия – преимущественно пригодного для использования на тренировках, а не боевого, нелегального в нашей стране. При желании можно вкладывать в покупку снаряжения и оборудование места для тренировок бешеные деньги. При отсутствии желания или возможностей можно обойтись минимумом, посвящая все внимание тренировками с ограниченным арсеналом.

В процессе изучении фехтования сами собой в голову приходят исторические знания. То есть их вроде бы специально и не изучаешь, а все равно нахватаешься так, что мало не покажется.

Еще один побочный эффект, на сей раз неоднозначный - изменение отношения к некоторым культурным произведениям. Скажем так: лично мне нравится «Горец», как оригинальный фильм, так и сериал. Нравится там всё, кроме постановочных и нереалистичных боев на мечах. Они зрелищны и красивы, это понятно! Но при виде подобных выступлений у понимающего человека возникает желание смеяться и плакать одновременно. В книгах и компьютерных играх та же самая проблема: читаешь / играешь и не веришь в происходящее, потому что понимаешь, как это все должно работать на самом деле.

Пожалуй, это можно считать наиболее заметным негативным последствием занятий фехтованием. Не бывает же чего-то абсолютно и безоговорочно хорошего, верно? Но, на мой взгляд, это не слишком большая плата за все преимущества фехтования.

11. Совершенствование

Естественным желанием для многих является стремление к самосовершенствованию. Улучшение себя в целом или в какой-то узкой теме - это достойно и интересно, это то, ради чего стоит жить!

Во-первых, фехтование позволяет совершенствоваться непосредственно в искусстве боя на холодном оружии. Хотя для достижения приличных результатов не требуется так уж много времени, бой на мечах, как и любое другое боевое искусство, может изучаться всю жизнь.

Кроме того, приобретение и оттачивание навыков фехтования естественным образом улучшает совершенно неожиданные стороны жизни, казалось бы, не связанные с боевыми искусствами напрямую. Если хотите превзойти себя - возьмите в руки меч.

12. Романтика

Меч в руках вызывает особенные чувства, не похожие ни на какие другие. Нож или пистолет не дают такого эффекта. И он лишь усиливается, когда вы не просто держите в руках оружие, а еще и умеете им пользоваться.

Мушкётеры, самураи, рыцари, пираты, викинги, ниндзя - неужели вам никогда не хотелось ощутить себя в шкуре кого-то из них? Холодное оружие сопровождало человечество на протяжении нескольких тысяч лет. Человек с мечом окружается совершенно неповторимым романтическим ореолом.
Фехтование просто не может не нравиться!

"Фехтование - это искусство наносить удары, не получая их" - писал Мольер. Во времена Мольера от мастерства фехтовальщика зависело его доброе здравие и даже жизнь. Сейчас фехтование превратилось в род спортивного единоборства и даже в разновидность фитнеса.

От спорта до зрелищности

На сегодняшний день существует три разновидности фехтования: историческое, артистическое и спортивное.
Задача исторического фехтования - реконструировать групповой или парный поединок выбранной эпохи. Сражаются спортсмены массогабаритной копией исторического оружия и следуют технике и стилистике ведения боя выбранного времени. Внешне такие поединки могут выглядеть совсем неэффектно, зато сохраняется историческая достоверность.

Артистическое фехтование, как и историческое, воссоздает сражения прошлых лет, но для своих целей. На сцене, в отличие от реального боя, необходимо, чтобы зритель увидел поединок во всех деталях. Поэтому артистическое фехтование прежде всего зрелищно: надо владеть не только техникой боя, но и актерским мастерством. Действия фехтовальщиков в таких поединках - полностью постановочное шоу, где противник превращается в партнера. В настоящее время артистическое фехтование развивается по следующим направлениям: соло, групповое выступление, дуэт и труппа.

Спортивное фехтование - это единоборство на холодном спортивном оружии по определенным правилам. Бой между двумя фехтовальщиками проводится на дорожке шириной 1,5 - 2 м и длиной 14 м из электропроводящего материала, а уколы и удары регистрируются лампами на электрическом аппарате. Причем такая схема характерна для всех видов оружия, так как в этом виде фехтовании используются облегченные версии рапиры, шпаги или сабли.

С чего начать

Решив заниматься фехтованием, для начала надо определиться с видом оружия. Затем в среднем три-четыре (зависит от частоты тренировок) месяца новобранец изучает технику передвижения по дорожке, нанесения уколов и защиты.

Для тренировочных занятий фехтованием понадобятся экипировка, в которую входят: спортивный костюм, легкая спортивная обувь, оружие, маска, тренировочная перчатка и бандаж, защищающий грудь.
Для спарринга - оружие, маска, тренировочная перчатка, бандаж, специальная обувь, фехтовальный костюм, и набочник. Набочник надевается на бок, которым спортсмен повернут к сопернику. Как и фехтовальный костюм, он сделан из кивларовой нити.

Латвийские клубы фехтования

Фехтовальные школы для взрослых по схеме предоставления услуг условно можно разделить на элитные фитнес-клубы и секции, созданные на базе спортивных институтов или школ.

В Риге есть три места для занятий фехтованием. Спортивный клуб Asmens (Задвинье), клуб Florete (Пурвциемс), и спортивная школа на Югле, а также база Клейсты. Существует также спортивная школа в Даугавпилсе, здесь фехтовальщики используют шпагу, в Риге же используется рапира.
Дети обычно могут заниматься начиная с 7-ми лет. Для взрослых людей ограничений никаких нет.

«На чемпионате Европы встречаются и бабушки лет 85, - говорит соучредитель клуба Asmens, тренер Илона Михайлова, -
Тренировки проходят смешанно: мальчики вместе с девочками. На Югле существуют и бесплатные группы для детей.

Первый год занятие фехтованием это обычно общее физическое развитие ребенка. Так как это вид спорта во многом технический, то много внимания уделяется концентрации. На 2-м году уже подводитмя непосредственно к фехтованию. Этот вид спорта корректирует осанку, позвоночник выпрямляется. Вид спорта вопреки бытующим предубеждениям абсолютно нетравматичный. Форма оплаты - абонементная система. Спортивная школа Asmens берет 40 латов в месяц. Рапира обойдется вам в 60-80 евро. Однако не пугайтесь, поначалу для занятий рапиру предоставит вам ваш тренер.

Перчатки, маски, нагрудники также на первых порах вам выдадут. Однако у уже проверенных фехтовальщиков непринято пользоваться чужими - все-таки имеете дело с оружием, а это как ни крути - энергетика. Да и к тому же вся эта амуниция обычно в охотку. Стильная, аскетичная облегающая форма фехтовальщика считается даже в некотором роде эротичной. Не зря Анна Курникова закончив свою карьеру теннисистки решила переквалифицироваться в фехтовальщицы.

В общем, как видите фехтование - вполне женский вид спорта. Развивающий гибкость, координацию, каркас тела. "Женщин у нас больше", - говорит Илона Михайлова. И это правильно.

Placement code for key after_article not found.

Placement code for key m_after_article not found.



  • Разделы сайта