Тройка лошадей рассказы. Почему русские ездили именно на тройке лошадей? Борьба с привычкой свистеть

Русская тройка… Она встречается во многих стихах, песнях и даже в прозаических произведениях русских классиков. Почему же именно тройка, и что же в ней такого особенного?

От Троицы до тройки

на Руси всегда играло особую, можно сказать, сакральную роль. Начнем хотя бы с христианской Троицы, а также вспомним распространенную поговорку: «Бог троицу любит». Есть и другие поговорки и присказки: «До трех раз прощают», «На трех ногах пуще хромать станешь», «Помни три дела: молись, терпи, работай», «Было три жены, да все не острижены», «Год торгуй, два воруй, а три в яме сиди», «Служил три лета, выслужил три репы, а красной ни одной!», «Пишет в три пера (рубит в три топора), а денежка не спора». В советские времена появилось популярное выражение «сообразить на троих».

Само слово «тройка» имело несколько значений. Это и лодка на троих гребцов, по паре весел на каждого, и род народной хороводной пляски, и карта о трех очках, и даже поднос с тремя чашами: наполненными вином, медом и брагой, что в старину подавали гостям на свадьбах.

Но чаще всего тройкой называли классическую упряжку лошадей с коренным конем в оглоблях и двумя пристяжными. Появились тройки впервые в XVIII столетии с введением государственной почтовой службы. До этого по узким дорогам часто ездили просто верхом на коне или запрягали двух лошадей. Теперь дороги расширились, и можно было запрягать троих, а значит, споро добраться до места.

Подъезжая к заставе или станции, необходимо было известить служащих о своем прибытии. Западноевропейские рожки-дудки у нас как-то не прижились. Русский ямщик-возница просто закладывал два пальца в рот и залихватски свистел. Хотя начальством это не одобрялось и даже наказывалось, ямщики оправдывались: мол, под молодецкий посвист кони бегут резвее, да и свист слышнее звука рожка…

В конце концов, придумали использовать на тройках колокольчики. Их отливали из бронзового сплава, как и большие церковные колокола. Из-за малых размеров и голос они подавали высокий, тонкий. Подвешивали колокольчик под дугой коренника. На шею пристяжных нередко вешали сбрую с бубенцами. Тройка мчалась, колокольцы звенели, веселый перезвон отгонял в пути скучные мысли. На колокольчиках нередко вырезали забавные надписи: «Звенит – путешает, коней поспешает», «Звону много – веселей дорога». Ездили с колокольцами и дворяне, и купцы, и простой люд. Всем пришлась по душе такая езда со звоном, хотя царский Сенат спецпостановлением и предписывал использовать колокольчики «лишь почтовой гоньбе».

Образ тройки в русской литературе

Тройки вошли в широкий обиход, нанимались для свадебных и праздничных гуляний. И, конечно, их стали воспевать в литературном и народном творчестве:
Не нагнать тебе бешеной тройки
Кони крепки, и сыты, и бойки
И ямщик под хмельком… И с другой
Мчится вихрем корнет молодой.
(Н.А. Некрасов)
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
То хохочет, то звенит.
(П. Вяземский)
Улеглась метелица; путь озарен…
Ночь глядит миллионами тусклых очей
Погружай меня в сон, колокольчика звон,
Выноси меня, тройка усталых коней!
(Я.П. Полонский)
Эх вы сани! А кони, кони!
Видно, черт их на землю принес.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слез.
(С.А. Есенин)

Русские писатели часто сравнивали русскую тройку с быстрокрылой птицей. Действительно, разгоряченные в беге кони неслись так лихо, что дух захватывало, а езда напоминала полет. Никто, пожалуй, не написал о тройке так пронзительно, как Николай Гоголь в своей поэме «Мертвые души»:

«...Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета… Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади… Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...»

Почему тройка стала нашим национальным символом? Дело в том, что она олицетворяла такие черты , как удаль, размах, жизнерадостность, веселье. Молва гласила, что русские долго запрягают, но зато быстро ездят, а какой же русский не любит быстрой езды?

Тройка шагает по Европе

В 40-х гг. XIX столетия на Московском ипподроме начали проводиться соревнования троек. А в 1911 г. русская тройка впервые поехала в Европу – на Всемирную выставку в Лондоне. В советскую эпоху тройки использовались, в основном, в конном спорте, в соревнованиях по фигурной езде. Составляли их, как правило, из орловских рысаков. В 1982 г. советская тройка, в состав которой входили орловский рысак и две лошади терской породы, победила на международной конской выставке-ярмарке «Эквитана», проходившей в Германии.

В 90-е гг. Российская ассоциация «Содружество» стала проводить соревнования на Кубок России для русских троек. Этапы соревнований проходили в старинных русских городах – Ярославле, Костроме, Саратове, Владимире, Калуге, Вологде, а финал – в Москве. Также русские тройки продолжали участвовать и в международных соревнованиях, например, «Днях России» во Франции.

Нарядные тройки с веселыми ездоками, запряженные в сани, сегодня можно увидеть на дорогах и площадях и во время праздничных гуляний.

Помните, Гоголя "Мертвые души" и чудесный отрывок, который многие из нас учили в школе и запомнили на всю жизнь... пусть не весь... пусть кусочки... но запомнили!

"И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "черт побери все!" - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух".

Эй ты, тройка удалая!
Возродись! Лети вперёд!
Пусть, преграды все сметая,
Дух России оживёт!

Самарская Елена Михайловна

Ах! Ты тройка удалая,
Да чего же хороша.
Мчится тройка, эта тройка -
Словно русская душа!

Песня Людмилы Зыкиной. Стихи О.Левицкий
Композитор В. Темнов

Самарская Елена Михайловна

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.
(П. Вяземский).Но, Боже, как люблю я,
Как тройкою ямщик кибитку удалую
Промчит - и скроется…
И долго, мнится мне,
Звук колокольчика трепещет в тишине.
(А. Фет)

Самарская Елена Михайловна.

Какой же русский не любит быстрой езды? А быстрая езда в нашей традиции неразрывно связана с русской тройкой. Она может развивать скорость до шестидесяти километров в час, что недостижимо ни для одной упряжи в мире.

Само слово "тройка" стало применяться по отношению к лошадиной упряжке еще 200 лет назад. В то время количество лошадей в запряжке зависело исключительно от того, сколько пассажиров перевозилось в кибитке.

Если ехал один человек, то впрягали одну лошадь, если два - то две лошади, ну и, соответственно, если в кибитку садились трое человек, то запрягали тройку лошадей.

В царские времена на тройке ездили не только богачи, но и те, кому по профессии было положено быстро передвигаться: почтальоны, пожарные и др. Очень часто тройку запрягали для свадьбы или других пышных праздников, на которых кучеру даже разрешалось немного "полихачить" и пустить коренника в галоп.

Самарская Елена Михайловна

Тройка - это старинная русская запряжка лошадей. Русскую тройку придумали для того, чтобы езда была максимально быстрой на длинные расстояния. Эта тройка является единственной в мире разноаллюрной запряжкой. Давайте разберемся, в чем же особенности русской тройки, как она устроена и как появилась.

Михаил Николаевич Щрилев.

1. Тайна появления

Когда появилась русская тройка? Историки говорят, что в начале XVIII века, когда троечная упряжь стала применяться царской курьерской службой. Однако, учитывая, что в консервативной Руси любая инновация порой «настаивалась» веками прежде, чем поступить в «массовое производство», эта дата вызывает некоторые сомнения. Есть версия, что тройка была позаимствована государственными службами из тайных «лошадиных» культов, посвященных Илье Пророку, которые испокон веков практиковались в некоторых местностях Севера Руси. Каждый год в Ильин день устраивались ритуальные скачки на тройках, которые символизировали «колесницу огненную и коей огненных», что вознесли Илию на небо. Разбиться во время «вознесения» считалась проявлением Благодати: говорили, «Илья на небо унес».

Михаил Николаевич Щрилев

2. Уникальность

Инновации тройки заключалось в том, что все лошади бежали разным аллюром.

В центре находится лошадь - коренник , которая должна идти четкой и быстрой рысью, сбоку - пристяжные лошади. Они обычно скачут галопом. В результате упряжка может развивать довольно большую скорость до 60 километров. Главный механизм тройки заключается в том, что центрального коренника словно "несут" за собой пристяжные лошади. Именно по этой причине лошади медленно устают и могут долгое время поддерживать развитую скорость.

3. Скорость

Тройка способна была развивать скорость до 60 км в час. Ни одна упряжь в мире не могла достигнуть такого результата. Есть такая байка. Однажды во времена Екатерины II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица вознамерилась поразить высокого гость и прокатить его на тройке. Во дворец доставили самого удалого ямщика, у которого Екатерина поинтересовалась: «Отвезешь императора в Москву за тридцать шесть часов?» Удалец ответил царице: «Довезу, матушка. Только не уверен, что довезу его душу». Осталось добавить, что в среднем путь от Питера до Москвы на перекладных составлял двое-трое суток.

неизвестный художник.

4. Порода лошадей

Как правило, в русской тройке использовались лошадиные силы выносливой породы вятской лошади. Состоятельные господа могли себе позволить запрягать в тройку орловских рысаков.

А.И.-Шелоумов «Гуляние-на-тройках».

Самая лучшая русская тройка - это та, где все три лошади подобраны в масть.

Коренник, кстати, должен быть гораздо крупнее пристяжных. Начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраивать конные соревнования, где в быстроте состязались тройки. В 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно - в Лондоне на Всемирной выставке. В составе тройки были: коренник - орловский рысак Ратник Турецкий, победитель Императорского приза и верховые стрелецкие лошади в качестве пристяжных. Мастеров, которые владели необходимыми навыками было очень мало, впрочем, как и подходящих рысаков. Однако все же удалось спасти один из главных символов России.

Если обратиться к сегодняшнему времени, то соревнования, где участвуют русские тройки, очень популярны.

Как правило, они проходят в два этапа.

1 этап. Нарядные, украшенные лентами, бубенцами и колокольчиками лошади (кстати, наездники тоже должны одеться соответствующе) выезжают соревноваться в фигурной езде. Один наездник управляет сразу тремя лошадьми, которые должны выполнять разнообразные фигуры, например, "вольты", "восьмерки" и т. д.

2 этап. Это так называемое испытание скоростью. Лошадей запрягают в специальную упряжь, надевают защитные приспособления от травм. Наездник и его помощники облачаются в обычную спортивную форму с защитными шлемами. Именно в этой части соревнований наезднику, как никогда, нужна помощь ассистентов: он сам управляет коренником, а помощники контролируют пристяжных лошадей.

5. Применение

Троечная упряжь, как уже говорилось, использовалась в курьерской службе. В конце XVIII века на тройке стали перемещать и важных пассажиров. Со временем тройка стала непременным атрибутом свадеб и народных гуляний в большие праздники.

6. Украшение

Троечная упряжь обязательно богато украшалась. Например, поначалу дугу коренника окрашивали позолотой. Это было не просто пижонство: золото символизировало молнию, которые сопровождали вознесение Илии Пророка.

Позднее дуги стали расписывать орнаментами и художественной резьбой. Причем это было не просто украшательство: шорники наносили на упряжь так называемые защитные росписи, способные уберечь тройку от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.

Константин Коровин.

7. «Ямская гармонь»

Если позолоченная дуга коренника символизировала молнию, то сопровождаемый тройку звон колокольчиков и бубенцов являлся метафорой раскатами грома. В народе этот «музыкальный набор» называли «ямкой гармонью». Почти каждая тройка имела уникальное звучание. Интересно, что в некоторых местах России считалось, что прокатившись на «громкой» тройке, человек способен избавиться от насланных ведьмами и колдунами заклятий. Считалось, что чаще всего недобрые люди наводят порчу на свадьбах, поэтому поездка новобрачных на тройке с бубенцами стала непременным свадебным обрядом.

Пётр Грузинский Рождественская ярмарка

Для русского человека тройка лошадей всегда была национальным символом. Русская тройка множество раз упоминается в стихах (Н. Некрасов "Тройка", А. Пушкин "Зимняя дорога", П. Вяземский "Еще тройка" и др.), песнях (романс "В лунном сиянии", "Вот мчится тройка почтовая" и др.), литературных произведениях (например, всем известный отрывок о русской тройке в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души").

У меня лично "русская тройка" всегда ассоциируется с замечательным кинофильмом "Крепостная актриса"

Зимушка-зима из к/ф "Крепостная актриса"

Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
Ямщик лихой - он встал с полночи,
Ему взгрустнулося в тиши -
И он запел про ясны очи,
Про очи девицы-души:
"Ах, очи, очи голубые!
Вы сокрушили молодца;
Зачем, о люди, люди злые,
Вы их разрознили сердца?
Теперь я бедный сиротина!.."
И вдруг махнул по всём по трём -
И тройкой тешился детина,
И заливался соловьём.

Фёдор Глинка

Симонова Ольга Георгиевна

А.Баумгартнер-Стойлоф

Егоров, Андрей Афанасьевич Поездка по заснеженному пути.

Мчащаяся тройка - Самокиш Н. С.

Творческое объединение Artemis Творческое Объединение.

Туркевич Татьяна Александровна

Если о становлении какой-то традиции целого народа достоверно ничего не известно, то наступает время для рождения легенды. Необязательно она будет содержать какие-то фантастические нюансы, - очень часто это вполне обычная история, можно даже сказать - обыденная. Но так же часто эта история снабжается каким-нибудь значимым именем - для пущей убедительности.

Вот вам “живой” пример. Весна, распутица, непролазная грязь на далеких от слова “асфальт” российских дорогах времен императорской династии. А движение по дорогам никто не отменял. Из-за густой хлюпающей жижи под ногами передвигаться тяжело и людям, и животным. А если это животное запряжено в телегу, как случилось с лошадью безымянного крестьянина, то шанс увязнуть увеличивается многократно.

Все попытки вытянуть телегу самостоятельно не увенчались успехом, но мужчине повезло: следом ехали другие селяне, двое из которых выпрягли своих саврасок и отправили их на помощь увязшему. Тот привязал одну лошадь слева от своей, а вторую - справа, и телега успешно преодолела трудный участок.

Согласно легенде, свидетелем этой ситуации был не кто иной, как граф Алексей Орлов. Его настолько заинтересовал крестьянский способ, что он вдохновился и “придумал» новую упряжку. Коренник - центральная лошадь - должен был передвигаться исключительно рысью или шагом, так как на него ложилась основная тяжесть груза. Пристяжные - лошади слева и справа - могли передвигаться любым аллюром, то есть походкой. Считается, что так появилась знаменитая русская тройка .

Тройка на службе почтовой

До появления железных дорог важные грузы отправлялись почтовыми каретами. Чиновники и путешественники передвигались на них же, и изначально в эти кареты запрягалась максимум пара лошадей. С появлением орловского рысака пара сменилась тройкой. Это было весьма целесообразным решением, потому что в таком виде упряжки лошади уставали гораздо меньше, так как нагрузка распределялась на троих, к тому же развиваемая хорошей тройкой скорость (до 50 км/ч) ничуть не влияла на маневренность.

Последний фактор был весьма значимым в городах, где зачастую на довольно узкой улочке приходилось разъезжаться нескольким экипажам одновременно.

Борьба с привычкой свистеть

Из записок Адама Олеария, известного немецкого ученого и дипломата, можно узнать некоторые нюансы повседневной жизни в России 1630-х годов. В числе прочего Олеарий рассказывал, что ямщик, приближаясь к почтовой станции, закладывал два пальца в рот и оглушительно свистел. Сегодня свист расценивается не иначе, как хулиганство и проявление плохих манер, а в то время звонкий сигнал обозначал приближение почтовой кареты - значит, на станции пора было готовить свежих лошадей, чтобы ямщик не терял времени.

Условный знак, от которого, по мнению аристократии, так и несло “мужичьем”, было решено поменять на самом высоком государственном уровне: Петр I издал указ, согласно которому ямщик обязан был не свистеть, а подавать сигнал с помощью специального рожка. Его изображение даже нанесли на двери почтовых экипажей, а к ямщикам применяли вполне серьезные наказания в виде штрафов - известное дело, что порой наказание рублем гораздо действеннее физической расправы, которая, кстати, тоже приветствовалась. Только вот не действовало это: как свистели, так и продолжали свистеть.

Единственное средство, которое способствовало отказу ямщиков от свиста - колокольчик. Он появился одновременно с орловским рысаком и тройкой, и предназначался исключительно для почтовых карет - больше никто не имел права его вешать. Звон от такого колокольчика разносился на пару верст, и должен был предупреждать передвигающихся по дороге путников о том, что неплохо было бы ее уступить, а тем, кто ненароком заплутал на российских просторах - указывал верный путь к тракту, а с ним - и к жилью.

Тройка в творчестве

В 1826 году началась история песни “Зимняя дорога”. В ее основу легло стихотворение Пушкина, впечатленного упряжкой: “По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит”. В том же “Московском вестнике”, где состоялся дебют стихотворения в 1826, в 1831 году оно было опубликовано еще раз, но уже вместе с нотами и изображением тройки. Вскоре песня стала одной из самых любимых в народе.

К творчеству, связанному с русской тройкой, относятся и произведения крепостного крестьянина, Ивана Макарова. Помещик Всеволожский, во владениях которого проживал крепостной, не стал мудрить и пытаться оценивать творчество Макарова, а сразу отправил его в солдаты - дурь из головы выбить.

В армии мужчину определили в ямщики, и прикомандировали к конвойной роте, которая сопровождала сосланных в Сибирь. В 1852 году, когда ему исполнился всего 31 год, Макаров замерз насмерть в пути. Откуда же стало известно, что он писал стихи? Когда его нашли, то среди прочих вещей в сумке ямщика обнаружили талантливые стихи, которые попали к Александру Гурилеву, композитору. Он не смог пройти мимо и убрать бумаги в долгий ящик: вместо этого на свет появилась замечательная песня, “Однозвучно звенит колокольчик”. Прошло полтора века с хвостиком, а произведение до сих пор входит в репертуар многих исполнителей и хоров.

Упряжка, как знак благосостояния

Наличие настоящего орловского рысака в деревне можно было объяснить только приездом помещика, а потому ни о каких колокольчиках там и речи не было. К тому же в тройки там начали собирать лошадей с незапамятных времен, только вот провидению было угодно приплести к этому графа Орлова. Вместо колокольчиков крепились бубенчики из бронзы, которые тщательно подбирались по размеру и звучанию, чтобы во время езды создавался мелодичный, созвучный перезвон.

Из-за отсутствия чистокровных рысаков никто особо не расстраивался - в деревне ценилась не столько порода, сколько способность лошади разделять с крестьянином тяжелый труд, но вот дуги на тройки все-таки крепились. Дугу делали плоской, и обязательно широкой, чтоб было место для красивой росписи. Чаще всего это был какой-нибудь хитрый национальный рисунок, выполненный красной, белой и черной краской, к которому щедро добавлялись яркие ленты и цветы.

Со временем лошадей перестали использовать в таких масштабах. На полях их заменила техника, вместо почтовых карет появились поезда. Но, несмотря на повсеместные “инновации”, тройка все же осталась. Не везде, конечно, да и замена лошадей железом шла постепенно. Тройку использовали на ярмарках и праздниках, ни одни зимние гулянья не обходились без заветной упряжки.

Лошадей в нее тщательно выбирали по росту и масти, и запрягали “на отлет”: коренной бежал рысью, а пристяжные - мелким галопом, причем левый начинал ход с правой ноги, а правый - с левой. Зажиточные купцы не скупились: дуги на их упряжках покрывались сусальным золотом, и буквально сияли на солнце. А еще можно было купить разрешение, и повесить коренному колокольчик (пристяжных снабжали бубенцами). Тогда такую тройку было и слышно, и видно за несколько верст. Но ведь негоже такую красоту держать только для праздника! Летом для забав особо нет времени, а вот зимой, когда лед был достаточно крепок, на реках устраивали настоящие соревнования - выясняли, чья тройка резвее. Посмотреть на такие забеги собирались целые деревни.

Официально же первое соревнование троек прошло в 1840 году на Московском ипподроме. В 1911 русская тройка покорила Европу: люди были поражены маневренностью и скоростью упряжки, бегущей разным аллюром, и аплодировали стоя невероятным поворотам и восьмеркам, которые выписывали грамотно подобранные лошади.

http://slavyanskaya-kultura.ru/zhizn/nemnogo-o-russkoi-troike.html

Русская тройка — это старинная конная упряжка, ставшая национальным символом России. Мы трижды целуемся, прощаясь, мы часто говорим: «Бог любит Троицу». У нас в дозоре стоят три богатыря, и выбираем мы из трех дорог. Естественно, под окном всегда сидят три девицы-невесты. А недалеко хлопочут о том о сём три сватьи. Наконец, трехголовый змей трижды теряет по одной голове, а золотая рыбка выполняет только три желания. Русский герой проходит три испытания, прежде чем обрести надежное и полное счастье семейное. Эта наша любовь к тройственности и Троице материализовалась в уникальной, известной всему миру, запряжке лошадей, имя которой — Русская Тройка...

Кто из нас не помнит знаменитые гоголевские слова: «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи...». Нет никакого сомнения, что образ Птицы-Тройки Николая Васильевича Гоголя питала не только особенная русская езда на тройке, но и народная традиция, которая проявила себя в сказках, былинах и житиях святых.

Так что же важно для нас в этом образе? Почему нас так волнуют эти слова, как заунывно-печальный романс «Однозвучно гремит колокольчик...» или народные ямщицкие длинные песни? Простор, дорога, огромное пространство — все эти образы из нашей души перелились в плоть русской культуры, кроме того, стали ее физическим и метафизическим наполнением: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!»

Просто фантастический русский карнавал рисует Гоголь: летящие кони, ужас движения, дымом дымится (снежной пылью) дорога, несутся навстречу друг другу русские огромные пространства, белое безмолвие полей, пробиваемые медными грудями коней... И столько в нём силы — крепкой, животной (в старорусском понимании «живот» — это жизнь), и, столько в нем мощи — таинственной и «ужасной». Образ Птицы-Тройки (могучей Руси-России) Николай Гоголь не придумал — он только его укрепил.

Русская тройка — единственная в мире разноаллюрная запряжка. Коренник (центральная лошадь) должен идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные (лошади сбоку) должны скакать галопом. Тройка развивает очень высокую скорость — до 45-50 км/ч. В то время как в середине XIX века быстрой считалась езда в 18-20 км в час. «Механизм тройки заключается в том, — говорит специалист, — что идущего широкой, размашистой рысью коренника, как бы «несут» на себе скачущие галопом пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками. Благодаря этому все три лошади медленнее устают, но поддерживают высокую скорость».

Русская тройка — это старинная конная упряжка, ставшая национальным символом России. Появилась она примерно в середине XVIII века и зарекомендовала себя как самый быстрый вид транспорта. В XIX столетии тройка достигла всеобщей популярности: повозки, запряженные тройкой, стали олицетворением русской удали, широкой натуры. Троечная упряжка декорировалась (хомуты — красочные, покрытые резьбой и росписью), снабжалась кистями на уздах и шлеях, особенно красивой была дуга центральной лошади (коренника). Дуги расписывались так, что издалека были видны — расписывались зелеными травами, красными розанами, синими виноградными гроздьями. На ней закреплялся колокольчик, который помимо сигнальной функции, выполнял, безусловно, душевную. Радовал звоном. Русские тройки не имели аналогов в мире. Образ тройки сохранила и музыка, романсы, народные песни, литература.

Масти или расцветки лошадей упоминаются в десятках произведений русской классики. Такие масти, как белый, серый, рыжий, бурый, естественно, не требуют объяснения.

Буланый — светло‑желтый, с черным хвостом и гривой.
Вороной — сплошь черный.
Гнедой — темно‑рыжий, с черным хвостом и гривой. В чичиковской тройке гнедым был коренник.
Игреневый — рыжий, со светлой гривой и хвостом. У старого графа Ростова в «Войне и мире» игреневый меринок.
Караковый — темно‑гнедой, почти вороной, со светлыми (желтоватыми) пятнами, так называемыми подпалинами — в паху и на шее.
Карий — масть средняя между вороной и гнедой. Грива и хвост при этом обычно черные.
Каурый — светло‑каштановый, рыжеватый. (В чичиковской тройке каурый — левый пристяжной).
Мухортый — гнедой, с желтоватыми подпалинами.
Пегий — в крупных пятнах.
Половый — бледно‑желтый.
Саврасый — темно‑желтый, с черной гривой и хвостом.
Сивый — серый, темно-сизый.
Соловый — желтоватый, со светлым хвостом и гривой. (Наполеон в «Войне и мире» Л. Толстого разъезжает на соловом иноходце).
Чагравый — темно‑пепельный.
Чалый — серый с примесью другой шерсти. (Ленский едет к Онегину в пушкинском «Евгении Онегине» «на тройке чалых лошадей »).
Чубарый — с темными пятнами на светлой шерсти или вообще с пятнами другой шерсти, хвост и грива черные. (В чичиковской тройке чубарый — правый пристяжной).
(По материалам: Ю. Федосюк «Что непонятно у классиков», 2012)

«Закладывать лошадей» означало запрячь их в экипаж. А вот распрячь — называлось раскладывать, «перекладывать» — значит перепрячь, заменить одних лошадей другими. Потому и ехали наши предки на перекладных.

Упряжки были разными — все зависело от количества лошадей и от порядка их расположения. Помимо знаменитой «тройки», ездили на «четвернях» — четыре лошади запрягались в ряд, но такая упряжка требовала широкой дороги, которые, как известно, всегда плохи в России, а потому лошадей чаше запрягали парами. Упряжка в четыре лошади, где одна пара располагалась за другой, называлась «цугом».

В «шестерни», «восьмерки» лошади тоже впрягались парами, в линию. Те пары лошадей, что впрягались справа и слева от дышла (одиночной оглобли), назывались дышловыми. Совершенно замечательно именовалась передняя пара лошадей — уносной. Заметим, что цугом (не менее четырех, впряженных попарно) разъезжали очень богатые или важные (сановитые) люди. Вспомним Фамусова, который с восторгом говорит о важном вельможе — некоем Максиме Петровиче: «...Весь в орденах, езжал‑то вечно цугом».

Другой тип упряжки назывался «гусем». До пяти лошадей запрягались одна за другой — так ездили за городом и на узкой зимней дороге (всюду были сугробы).

Но вот что значили слова о «плоских рессорах» в стихотворении Некрасова «Гадающей невесте», нам сегодня понять труднее. Мы слышим скорее иронию...и недоумеваем: при чем тут «плоские рессоры»? Некрасов-автор пишет стихотворение в форме обращения к молодой девушке, влюбленной в модного хлыща:

У него прекрасные манеры,
Он не глуп, не беден и хорош,
Что гадать? Ты влюблена без меры,
И судьбы своей ты не уйдешь. (...)

Не из тех ли только он бездушных,
Что в столице много встретишь ты,
Одному лишь голосу послушных —
Голосу тщеславной суеты? (...)

Он твои пленительные взоры,
Нежность сердца, музыку речей —
Все отдаст за плоские рессоры
И за пару кровных лошадей!

Дело в том, что в XIX веке усовершенствованные рессоры были признаком достатка владельца экипажа и свидетельством его изысканной привязанности к комфорту, то есть, по сути, они были «предметом гордости и зависти окружающих». Теперь понятно, почему образ столичного повесы- соблазнителя Некрасов дополняет страстью к «плоским рессорам». Нынешний поэт воспел бы, очевидно, рессоры BMW, если таковые имеются...

Звон колокольчиков и бубенцов многократно описан в русской литературе. На почтовой тройке мчался в Москву Чацкий, о чем и рассказывал Софье в таких словах:

...Звонками только что гремя
И день, и ночь по снеговой пустыне
Спешу к вам голову сломя.

А вот А. С. Пушкин в «Графе Нулине» передает другое состояние:

Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальный
Порой волнует сердце нам
.

Звенел колокольчик — значит, приближался почтовый экипаж; значит — провозил письма друзей и жены. Колокольчик привешивался под дугой коренника, а у пристяжных прямо к сбруе подвешивались бубенцы. Между прочим, песня ямщика была еще и охранной, оздоровительной. Если бы он не пел (не открывал рта) — он бы попросту оглох от постоянного колокольного звона, что так привлекателен для тех, кто ждал почтовую тройку... Мчится тройка почтовая... И тешится детина-ямщик быстрой ездой... И гудит колокольчик — дар Валдая...

«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»...

Вероника Иконникова

Какой же русский не любит быстрой езды? А быстрая езда в нашей традиции неразрывно связана с русской тройкой. Она может развивать скорость до шестидесяти километров в час, что недостижимо ни для одной упряжи в мире.

Тайна появления

Когда появилась русская тройка? Историки говорят, что в начале XVIII века, когда троечная упряжь стала применяться царской курьерской службой. Однако, учитывая, что в консервативной Руси любая инновация порой «настаивалась» веками прежде, чем поступить в «массовое производство», эта дата вызывает некоторые сомнения. Есть версия, что тройка была позаимствована государственными службами из тайных «лошадиных» культов, посвященных Илье Пророку, которые испокон веков практиковались в некоторых местностях Севера Руси. Каждый год в Ильин день устраивались ритуальные скачки на тройках, которые символизировали «колесницу огненную и коей огненных», что вознесли Илию на небо. Разбиться во время «вознесения» считалась проявлением Благодати: говорили, «Илья на небо унес».

Уникальность

Инновации тройки заключалось в том, что все лошади бежали разным аллюром. Коренник - центровая лошадь - скакал рысью, а более легкие пристяжные лошади неслись галопом, изогнув головы в сторону. Такая комбинация «лошадиных сил», где пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками, как бы «несли» коренника, была направлена на то, чтобы все три лошади медленнее уставали, сохраняя при этом высокую скорость.

Скорость

Тройка способна была развивать скорость до 60 км в час. Ни одна упряжь в мире не могла достигнуть такого результата. Есть такая байка. Однажды во времена Екатерины II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица вознамерилась поразить высокого гость и прокатить его на тройке. Во дворец доставили самого удалого ямщика, у которого Екатерина поинтересовалась: «Отвезешь императора в Москву за тридцать шесть часов?» Удалец ответил царице: «Довезу, матушка. Только не уверен, что довезу его душу». Осталось добавить, что в среднем путь от Питера до Москвы на перекладных составлял двое-трое суток.

Порода лошадей

Как правило, в русской тройке использовались лошадиные силы выносливой породы вятской лошади. Состоятельные господа могли себе позволить запрягать в тройку орловских рысаков.

Применение

Троечная упряжь, как уже говорилось, использовалась в курьерской службе. В конце XVIII века на тройке стали перемещать и важных пассажиров. Со временем тройка стала непременным атрибутом свадеб и народных гуляний в большие праздники.

Украшение

Троечная упряжь обязательно богато украшалась. Например, поначалу дугу коренника окрашивали позолотой. Это было не просто пижонство: золото символизировало молнию, которые сопровождали вознесение Илии Пророка.

Позднее дуги стали расписывать орнаментами и художественной резьбой. Причем это было не просто украшательство: шорники наносили на упряжь так называемые защитные росписи, способные уберечь тройку от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.

«Ямская гармонь»

Если позолоченная дуга коренника символизировала молнию, то сопровождаемый тройку звон колокольчиков и бубенцов являлся метафорой раскатами грома. В народе этот «музыкальный набор» называли «ямкой гармонью». Почти каждая тройка имела уникальное звучание. Интересно, что в некоторых местах России считалось, что прокатившись на «громкой» тройке, человек способен избавиться от насланных ведьмами и колдунами заклятий. Считалось, что чаще всего недобрые люди наводят порчу на свадьбах, поэтому поездка новобрачных на тройке с бубенцами стала непременным свадебным обрядом.



  • Разделы сайта