Трилогия «Кунг-фу Панда»: История не только о боевых искусствах

Кое-кто из посещающих классы боевых искусств в спортзалах разочаровывается, когда понимает, что кунг-фу – это не сверхъестественная смертоносная школа, как мы себе ее представляем, начитавшись трактатов о великих сенсеях и их послушниках из горных монастырей и насмотревшись голливудских фильмов.

Я учился кунг-фу у монахов в даосской школе Удан, которая считается одной из самых прославленных среди прочих направлений боевых искусств. Как следует из названия, этот стиль возник в горах Удан в Центральном Китае. Сегодня есть немало центров и спортивных залов, предлагающих обучение традиционным (читай – ужасно болезненным) способом. Возможно, вы вспомните горы Удан по фильму «Каратэ-пацан», где Джеки Чан учил Джейдена Смита и показал ему, как девушка гипнотизирует кобру, причем в прямом смысле слова. И это не выдумка. По рассказам моих учителей, некоторые монахи в горах Удан действительно практикуют гипноз змей, которым удалили клыки.

Даже одна поездка в храм походила на эпизод из «Бэтмена»: чтобы добраться до школы, мне нужно было 24 часа ехать на поезде от Пекина до ближайшего к горам городка. После этого часы пешего подъема по крутой лестнице, путь через величественные заброшенные дворцы и храмы, рассеянные повсюду в горах, и мысли о том, как я буду проходить обучение среди этих древних дворов, реликтовых деревьев, призывая великолепных драконов для исполнения моей воли.

Думаете, я безнадежный мечтатель? А Вы попробуйте преодолеть весь этот путь и не утратить ощущение реальности.

Вы научитесь бегать по стенам, а Ваши кулаки станут железными

Во время одного из упражнений моя группа должна была разбивать камни голыми руками. Просто… представить, будто бы это подонки, которые обчистили наши карманы и оскорбили наших матерей. Упражнение было предназначено для так называемого накопления металла в организме, чтобы превратить наши кулаки в железное орудие разрушения. Мы еще легко отделались, некоторые другие методы создания железного тела включают упражнения с копьями, упирающимися в трахею. И нужно было своей шеей согнуть это копье.

С другой стороны – система Ци-Гун или «жизненная энергия» напоминает жесткий даосский паркур, когда вы учитесь фактически взлетать на стену, как Джеки Чан.

Мы обращались также к медитации возле реки или водопада. В основном внешне это похоже на обучение кунг-фу, как его изображают в фильмах, но длится несколько дольше.

Мудрые отшельники, которые знают все секреты кунг-фу, действительно существуют

Я в основном сосредоточился на обучении владению мечом. Однажды я разговаривал с одним из моих учителей о тех глупых гонконгских фильмах, где старый, мудрый отшельник обучает неразумного новичка всем премудростям и секретам боевого искусства. К моему удивлению, учитель спросил, а не хочу ли я встретиться с таким мудрым отшельником, чтобы узнать тайны его техники. И судя по всему, это была не насмешка.

Отшельник оказался просто невероятным. Его звали Янг, жил он на расстоянии часа от школы в небольшой горной хижине, в которой было место только для его кровати и маленькой дровяной печи. Правда, меня немного разочаровало, что ему было около 50, а не за 70, как тем отшельникам в кино. Но у него в действительности была тоненькая бородка, и разговаривал он как Йода, так что я пришел в восторг, когда он согласился научить меня технике владения мечом.

В течение следующих нескольких месяцев я занимался с мастером Янгом. Он учил меня тем секретам, которыми с ним поделился его наставник. Он подробно рассказывал мне о различных стойках и позициях, наработанных мастерами в течение многих лет. Эти руководства вдохновляют создателей фильмов о кунг-фу на некие таинственные манускрипты, но на практике это просто подробные уроки. А в тайне они держатся по той же причине, по которой футбольные тренеры не публикуют свои методики в интернете.

Мастер Янг был далеко не единственным отшельником в горах Удан. Здесь довольно много монахов, стремящихся достичь бессмертия посредством сочетания трав и медитации. Полагая, что бессмертие имеет божественную природу, я могу утверждать, что перенял секреты владения мечом от человека, стремящегося стать богом. Но конечно, я далек от того, чтобы быть избранным волшебным мечом.

А у Вас нет лишнего зачарованного меча?

Некоторые монахи ведут далеко не праведный образ жизни…

Основное отличие моих наставников от монахов Шаолиня заключается в том, что последние стремятся к праведной жизни, избегают всяческих пороков. Монахи же в горах Удан более лояльно относятся к сексу и алкоголю до тех пор, пока все «в меру». Объясню, почему я поставил это слово в кавычки: дело в том, что моя группа имела обыкновение все время пить с учителями, и я говорю не только о пиве. Имею в виду хороший самогон. Один из наставников довольно часто выпивал по ночам, а потом выходил во двор и порой бил меня по голове. Ему казалось это забавным. В школе он жил со своей 18-летней подружкой. Ему тогда было 36 лет. Он походил на внебрачного сына Джеки Чана или Короля вечеринок.

Другой учитель, мистер Бинг, любил смотреть американские фильмы. Мы постоянно скачивали пиратские копии и смотрели их вместе. Вы многое потеряли, если не смотрели три части «Матрицы» вместе с монахом, практикующим кунг-фу, который не только критикует боевые сцены, но и показывает, как правильно выполнять те или иные приемы. Я видел, как один из наставников, будучи в подпитии, поссорился с местным жителем. Парень прыгал, пытался ударить, но монах довольно сильно ответил, так что его противник отлетел в сторону и сломал стол. И если Вам интересно, кто в здравом уме может затеять ссору с монахом-кунфуистом, Вам стоит знать это…

Есть конкурирующие школы кунг-фу, которые устраивают массовые уличные драки

В фильмах о боевых искусствах часто встречается сцена, когда какой-нибудь случайный придурок может завязать драку с главным героем только из-за того, что тот является внуком представителя какой-нибудь ортодоксальной школы. И такие вещи происходят в реальности. Дело в том, что этот придурок принадлежит к соперничающей школе кунг-фу. Я упоминал ранее, что в горах Удан есть множество храмов боевых искусств, но я опустил, что представители этих школ безумно ненавидят друг друга, и доходит до смешного.

Однажды мы выпивали с друзьями в баре. Там же был парень из конкурирующей школы, который задирал посетителей. Мой друг попросил его успокоиться и предложил купить ему выпивку, так тот просто взбеленился. Все его приятели окружили наш стол. Мы вышли, где я попытался всех успокоить. Тогда он вытащил нож и сильно порезал мне предплечье. После этого он отвернулся от меня и приставил нож к лицу моего друга. К счастью, к тому времени вокруг нас собралась толпа, и кто-то оттащил этого психа. Правда, до этого какой-то сумасшедший таксист успел усугубить ситуацию, раздавая всем присутствующим биты.

Я не знаю, откуда они у него взялись в таком количестве, но, полагаю, что уличные драки между разными школами стали настолько обычной реальностью, что уже делают ставки на победителя, а наблюдатели сами вступают в бои, как футбольные фанаты.

Никогда не смейтесь над кажущейся мягкостью кунг-фу

Со всеми плавными, мягкими движениями, кунг-фу выглядит как разновидность балета. Не обманывайте себя. Чтобы научиться этому, должен пройти не один год. При этом всего лишь сломать пару ребер сопернику одним быстрым ударом слишком просто для монахов, чтобы демонстрировать свое умение на камеру. До того как я начал заниматься, я думал, что монахи слишком расслаблены и свободны, чтобы быть смертельно опасными.

А потом старший учитель спросил, хочу ли я начать обучение.

К сожалению, я тогда не понял, что это был вежливый способ предупредить, что меня сейчас сильно побьют.

Мы сошлись во дворе (он гораздо старше меня и в два раза меньше в размере). У учителя были большие мозоли на костяшках пальцев, появившиеся от упражнений по накоплению металла. По ощущениям, его кулаки были каменными. Я заработал синяк под глазом и разбитую губу практически сразу, но по-прежнему отказывался сдаваться. Наконец, учитель потерял терпение, будто телепортировался прямо рядом со мной и обеспечил одним четким ударом мне трещину в ребре.

Так что, да, есть места на Земле, где обучение искусству кунг-фу похоже на фильмы. Правда, там по какой-то причине там пропущены сцены, где сенсей пьет и слишком много болтает.

Смысл лекции был в том, какое огромное значение имеет размер мышц или объем мышечной массы при старении.
Пресловутые примеры с Джефри Лайф (Dr.Jeffry S. Life), терапевтом, который в 60 лет понял, что является очень плохим примером для своих пациентов и помимо эректильной дисфункции приобретает все больше и больше проблем со здоровьем:

Вот график, который показывает активность, объем и силу мышечной массы:

Все это начинает уменьшаться примерно с 25-30 лет. После этого начинать и достигать каких-то результатов становится все сложнее и сложнее с каждым годом.

А вот показательный пример того, как исчезает мышечная ткань (и возможности) с возрастом:

А потом нас познакомили с легендой:) Реймонд Мун (Ray Moon) является самым старым бодибилдером мира. Сейчас ему 84 года и он готовится к очередным бодибилдерским соревнованиям. Он натурал, что немаловажно для оценки показателей в таком возрасте. Он не применяет гормонозаместительную терапию и дальше я объясню почему.

Все дело в том, что начал он заниматься в 76 лет. После того как перенес: полиомелит, два серьезных инсульта, оостановку сердца, операцию на сердце, после которой у него установлен электрокардиостимулятор. Воспаление простаты, рак желудка и это еще не полный перечень. Он пережил клиническую смерть. И когда ему поставили электрокардиостимулятор, ему необходимо было начать восстанавливать функции сердца. В 76 лет он с трудом мог поднять килограммовую гантелю. Когда он находился под капельницей во время восстановительных процедур после рака, он продолжал заниматься под наблюдением врача - ему переключатели капельцу с одной руки на другую и он по очереди тренировал руки. Реально. Я видела фотографии...

Сейчас ему 84 (я повторю это еще раз пять, потому что я под огромным впечатлением от этого:)) и он рассказал какой у него график тренировок. Кстати, рассказывать он это начал в ответ на вопрос "на какой диете он сидит", сказал, что сейчас расскажет какой у него график тренировок и вы сами все поймете, что за диета:)))

Он тренируется 1.5 часа в зале - силовые тренировки с постоянно повышающейся нагрузкой, работая на гипертрофию и на силу, меняя тренировочные циклы, потом делает жесткое интервальное кардио в течении 45 минут- 1 часа. Иногда в бассейне. Перед соревнованиями на месяц добавляет еще 1 час тренировок вечером.
Тренируется ШЕСТЬ РАЗ В НЕДЕЛЮ!!! По сплит-программе.
Он не применяет фармацевтические бодибилдерские препараты по причине всего перечня заболеваний, который приведен выше. Все 8 лет он занимается под наблюдением врачей и этого самого профессора. Профессор сказала, что его состояние здоровья соответствует сейчас 60 летнему здоровому мужчине. На что Рэй добавил, что явно с ним шестидесятилетним не сравнимо, потому что он "все время болел в эти годы".
Какие еще были вопросы к нему?
Растяжкой он пренебрегает, но показатели гибкости у него отличные.
Кардио не любит, но оно необходимо ему для здоровья. Хотя он старается снизить его до минимума времени, но сделать более тяжелые интервальные тренировки для меньшей потери мышечной массы.
Он сказал, что у него значительно улучшилась память и качество сна.
Могу сказать еще свои личные впечатления: на редкость болтливый, обаятельный с отменным здоровым внешним видом очень харизматичный мужчина лет 55-60... не больше. С потрясающей осанкой и пластичной спортивной походкой:)
Когда у него спросили о чем он жалеет, он ответил как и все остальные:
-Почему я не начал на 50 лет раньше? Тогда это бы не было так адски тяжело! Но я счастлив, что я родился заново в 76! У некоторых нет такого опыта. Мне хотелось бы донести до каждого свое открытие.

Вот его видео (5 минут), где он рассказывает о том, что в 75 лет он чувствует себя лучше, чем в 40, а с сексом у него отношения лучше, чем в 30:)) Неплохой пример, правда?

Более 25 лет эта профессор (Maria Fiatarone Singh) занимается проблемами старения и она рассказала об интереснейших результатах клинических исследований, которые доказывают, что силовые упражнения - это панацея, это лекарство, это кратчаший путь к здоровью, долголетию и красоте.Они приводила ролики и фотографии пожилых и не очень людей, которые полностью изменили свое здоровье в лучшую сторону, начав заниматься. И все они говорили только одно - "Почему я не знал этого раньше? Почему я не начал это делать лет 20 назад?"

Производство: США

Выпусков: 1

Комикс по мотивам анимационного фильма Кунг Фу Панда от студии DreamWorks. Четвертый из шести комиксов серии,о событиях которые предположительно состоится через некоторое время после событий первого фильма. Состоит из двух историй.

"Best Friends For Never" ("Лучшие Друзья На Никогда")Править

Как то днем, По обедал в лапшичной, как вдруг кто то толкнул его миску с лапшой прямо ему в лицо. Утеревшись, По к своей полной неожиданности узнал в смеющимся свине, разыгравшем его, Хенга, своего старого друга детства. Хотя Хенг и заметил, что они проводили славные деньки вместе, у По оставались другие воспоминания: когда они были детьми, Хенг жестко соперничал с пандой. Вскоре Неистовая Пятерка зашла в лапшичную, чтобы забрать По в Нефритовый Дворец. По представил им гостя. Их знакомство не задалось с самого начала, когда Хенг переиначил название команды в "Невероятную Пятерку" и попытался флиртовать с Тигрицей, взяв ее за лапу, за что она уложила его на землю.

Чуть позже По и Хенг беседовали во время трапезы, и Хенг объяснил, что когда он услышал о получении По титула Воина Дракона, то решил увидеть все своими глазами, достав при этом чертеж, нарисованный ими в детстве, с полосой препятствий, называемой Infinite Obsta-Gauntlet Course of Trapishness (Бесконечная Перчаточная Полоса Препятствий Ловучешности?). По был ошарашен, узнав, что Хенг не только спроектировал полосу, но и построил ее. Хенг пригласил По посоревноваться на полосе. Хоть и неохотно поначалу, но вспомнив прошлые обиды и издевательства Хенга, По согласился, решив, что появилась возможность "побить" его.

Благодаря своим кунг-фу навыкам, По сразу уверенно вырвался вперед на полосе препятствий, наслаждая фактом, что скоро одержит долгожданную победу. Однако, уже подбегая к финишу, панда вспомнил одно из соревнований в беге, когда они еще были детьми, в котором Хенг победил. И как тепло поддерживал своего сына Господин Пинг, выражая гордость его успехам, в то время как родители Хенга лишь холодно заметили, что их сын "медленный", хоть он и победил. По понял, что соревновательность Хенга происходит от желания повысить свою самооценку. По решил поддаться, замедлившись на последних метрах, и позволил Хенгу победить.

Хенг был в восторге от своей победы, но позже выяснилось, что он потратил на постройку полосы препятствий все свое имущество и остался без дома и денег. Шокированный, По спросил, почему Хенг сделал подобное, и свин объяснил, что когда он услышал новости о По, ставшим Воином Дракона, то стал одержим идеей, что до сих пор может "побить" его. По сказал Хенгу, что ему не нужно ничего доказывать и расценивать все в своей жизни как соревнование. Признав правоту По, Хенг хотел попрощаться с пандой и уйти. Но По остановил Хенга, поскольку у него появилась идея как помочь вернуть дом Хенга обратно.

С помощью Неистовой Пятерки и Господина Пинга они переделали полосу препятствий в детскую площадку, способствующую помощи в тренировках кунг-фу. Видя прибыльность нового проекта, По заверил Хенга, что тот вскоре сможет получить свой старый дом обратно. Хенг отметил, что он не собирается возвращаться в старый дом, а собирается купить новый, даже больше, чем у По. По напомнил, что он живет в Нефритовом Дворце, но, к большому раздражению панды, Хенг спросил, не выставлен ли Дворец на продажу.

"Let The Fur Fly" ("Да начнется переполох")Править

В один из дней По срочно позвали в Нефритовый Дворец для помощи: Тигрица серьезно заболела, пораженная ядом отравленного бандитского меча. Мастер Шифу поведал, что единственное противоядие - это редкое растение ботонги, которое растет только в Лесу Одиночества. Остальные члены Пятерки не пошли с По, поскольку этому бы противился сам лес. Поначалу По боялся рисковать идти туда один, но его переубедили, сказав, что Тигрица не сможет поправиться без его помощи.

После долгого путешествия через различные опасные места, По, наконец, достиг Леса Одиночества, полного липких грибов. По быстро нашел растение ботонги, но встретил агрессивного Китайского Панголина, хранителя леса. В подтверждение заветов Панголина, что лучшая атака - это защита, его тело было покрыто пластинами, сводящими физические атаки на нет.

По упорствовал, нанося удары по Панголину снова и снова, все больше и больше измазываясь в липкой грибной массе. Высокомерный Панголин неподвижно стоял все это время, спросив у По, почему он продолжает свои тщетные попытки. По объяснил, что он не может позволить Тигрице умереть, и что удары скрывали его истинные действия - липкая грибная масса проникла между пластин Панголина, сковав его движения. Отметив, что лучшая атака - это умение решать проблемы, По, забрал растение ботонги и ушел.

По вернулся во Дворец. Шифу поблагодарил По за принесенное противоядие, благодаря которому Тигрица пошла на поправку. Впрочем, сколько бы Шифу не пытался объяснить самой Тигрице причину ее болезни, она вбила себе в голову, что во всем виноваты пирожки По, испортившиеся некоторое время назад. Это привело к тому, что разъяренная Тигрица выбежала из своей комнаты, преследуя По, который заметил, что ему следовало бы остаться в одиночестве.


Пока еще никто не добавлял в любимые комиксы

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этом обзоре мы рассмотрим мультфильм-трилогию Кунг-фу Панда. Первая часть мультфильма была выпущена в 2008 году компанией DreamWorks Animation SKG и имела серьёзный успех у телезрителей всего мира, собрав почти 632 млн. долларов, при бюджете 130 млн. долларов. В России картина собрала 20 млн. долларов. Мультфильм познакомил нас с мечтательным, добрым пандой, который хотел научиться кунг-фу, и, в итоге, пройдя множество испытаний, стал настоящим воином дракона и защитил долину от грозного Тай Лунга.

Вторая часть вышла на экраны в 2011 году, и при бюджете немногим больше первой части (разница составила 20 млн. долларов) собрала 665,7 млн. долларов в мировом прокате, в России – 32 млн. Эта серия окончательно покорила сердца телезрителей, подарив массу разнообразных эмоций, заставляя то радоваться, то переживать, то сочувствовать главным героям. Наконец-то нам стало ясно, что случилось с настоящими родителями По, и кто виновник этой трагедии. Мы в очередной раз насладились красотой и эстетикой восточной философии. В этой же части, появлением в конце картины настоящего отца По, нам дают понять, что на экраны выйдет и третья часть мультфильма.

К третьей части интерес у телезрителя несколько снизился. На этот раз на картину затратили 145 млн. долларов. Мультфильм про панду, мастерски владеющую кунг-фу, собрал в мире около 500млн. долларов, в России – всего 13 млн. В этой части нас с знакомят с настоящим отцом По – Ли Шанем, которого вскользь упомянули в конце второй части.

Поводом для написания обзора послужил именно выход третьей части, где в отличие от предыдущих частей главного героя картины помещают в очень интересную ситуацию: его биологический отец оказывается жив, и у По ещё есть и приёмный отец. Посмотрим, на данную ситуацию с точки зрения формирования образа семьи. Кроме этого, в третьей части есть ещё некоторые отличия, которые заставляют несколько по иному относиться к этой серии франшизы.

Кунг-фу Панда 1 (2008)

О сюжете

Мультфильм рассказывает о панде по имени По, который волею случая (судьбы) вырывается из своей обыденной жизни и становится «воином дракона». Теперь ему, как воину дракона, предстоит нелёгкий путь: он должен будет не только в совершенстве овладеть кунг-фу, но и познать тайну секретного свитка, а также победить злейшего врага – Тай Лунга, который по предсказанию мастера Угвея вот-вот должен сбежать из тюрьмы.

О персонажах

В целом, хотелось бы отметить, что все персонажи в мультфильме достаточно хорошо проработаны, их образы – чёткие и понятные. Поступки героев подкрепляются строго определённой мотивацией и не выглядят абсурдными и нелогичными. Хорошо передаётся атмосфера культуры древнего Китая с его обрядовостью, следованию традициям, взаимоотношениями учитель-ученик.

Мастер Угвей

Мастер Угвей – легенда кунг-фу, достигший полного просветления и гармонии с миром. Первый раз нам показывают мастера Угвея стоящим (медитирующим) на посохе в нефритовом дворце, и сразу создаётся впечатление, что он – познавший истину и тайну мастерства. Речь его говорит о том же: его наставления – есть проявления высшей мудрости, философия его глубока и пропитана восточной эстетикой. И за это надо отдать должное создателям мультфильма, которым удалось создать настоящий образ восточного мудреца:

  • Разве что-то должно случиться, чтобы захотелось увидеть старого друга.
  • Нет ничего невозможного.
  • Выбрав дорогу, чтобы уйти от судьбы, мы именно там её и встречаем.
  • Твои мысли подобны кругам на воде, друг мой. В волнении исчезает ясность, но если ты дашь волнам успокоиться, ответ станет очевидным.
  • Знай же, мой друг, тот, кого я выберу, принесёт не только покой в долину, но и в твою душу.
  • Новость – есть новость, хорошая или плохая.
  • Тебя слишком занимает, что было и то, что будет. Мудрецы говорят: «Прошедшее забыто, грядущее закрыто, настоящее даровано, поэтому его и зовут настоящим».

По ходу мультфильма мы видим Угвея постоянно пребывающим в каком-то своём отрешённом мире, он занят общением с высшими силами, и высшие силы говорят ему о том, что готовит день грядущий. Именно Угвей предрекает бегство Тай Лунга из тюрьмы, он же признаёт волю высших сил (Вселенной, именно так он выразился в мультфильме) в выборе воина дракона. Его советы ученикам, порой, выглядят абстрактными и нелогичными, но в итоге всё в точности по кальке сбывается по предречению Угвея, что свидетельствует о его глубочайшей мудрости. Но мудрый Угвей в середине мультфильма покидает своих учеников, оставляя им возможность самостоятельного принятия решений. Его миссия в этом мире окончена.

Мастер Шифу

Мастер Шифу, являющийся также учителем кунг-фу, по своему образу значительно отличается от мастера Угвея. Если Угвей отрешён от мира, одухотворён, то мастер Шифу более практичен, обладает более прагматичным умом. Шифу во всём ищет логичного обоснования, поэтому считает, что нельзя достичь успеха в кунг-фу без упорных, тяжёлых, каждодневных тренировок. Естественно, в нетренированной панде не самой спортивной комплекции, из-за своего мышления, Шифу не может увидеть воина дракона, поэтому всеми способами пытается избавиться от По. Но при этом Шифу признаёт если не волю высших сил, то волю и наставления своего учителя – мастера Угвея, поэтому всё же берётся обучать По.

Этот момент ярко иллюстрирует взаимоотношения «учитель-ученик». Порой, ученику не всегда понятно, для чего учитель что-то требует от него, для чего просит выполнить то, что, на первый взгляд, кажется совершенно нелогичным и бесполезным. Но в итоге, выполняя задания и получая необходимые навыки, ученик начинает понимать своего учителя, почему тот дал ему именно эти задания, а не другие. Это полностью соответствует взаимоотношениям мастера Шифу и Угвея: в итоге и Шифу увидит в По воина дракона, способного победить Тай Лунга.

Тема взаимоотношений «учитель-ученик» также ярко иллюстрируется во взаимоотношениях мастера Шифу и По. Изначально, мастер Шифу хотел избавиться от По, предлагая ему такие испытания, которые тот не способен пройти. Он не знает, как превратить По в настоящего воина дракона, в чём честно признаётся своему безнадёжному, на первый взгляд, ученику. Но затем, используя главную мотивацию поступков панды – любовь к еде – мастеру Шифу всё-таки удаётся найти подход к своему ученику, и начать обучать его кунг-фу. Иными словами, бывает так, что не ученик (или не только ученик) виноват в том, что не может раскрыть свой потенциал, бывает, что в этом виноват учитель, который не верит в способности своего ученика, не пытается ему помочь в поиске пути реализации своих способностей.

Ещё одна важная сторона персонажа мастера Шифу и на этот раз взаимоотношений «учитель-ученик-сын» – его отцовство. Дело в том, что Тай Лунг оказывается приёмным сыном мастера Шифу. Шифу нашёл его совсем маленьким и впоследствии стал обучать кунг-фу. Мастер Шифу любил Тай Лунга, как своего родного сына, поэтому не замечал, во что превращается его воспитанник. Но то, что не увидели глаза любящего отца, увидели глаза мудреца – Угвей отказал Тай Лунгу в присвоении титула «воин дракона». И вначале даже мастер Шифу не понимал почему. Не говоря уже о Тай Лунге, который считал, что рождён для этого.

И в этом есть глубочайшая мудрость воспитания и обучения: нельзя идти на поводу у ребёнка, потакать его прихотям и страстям, надо уметь остужать свой пылкий любящий ум родителя и объективно судить о поступках отпрыска. В этом есть одна из основных сложностей воспитательного процесса, так как любящий родитель часто прощает своему дитя многие провинности. Конечно же, речь не идёт о том, что за каждый проступок необходимо ребёнка бить ремнём, но и допускать того, чтобы ребёнок, используя рычаг родительской любви, манипулировал вами, тоже не стоит, иначе из него может вырасти не совсем то, чего вы ожидаете. Это и показывает пример взаимоотношений «учитель-ученик-сын» с мастером Шифу и его приёмным сыном Тай Лунгом.

Ещё эта история придаёт некоторую завершённость сюжету: мастер Шифу, получается, не может сразить Тай Лунга, так как слишком любит его, Угвей не может сразить Тай Лунга, так как отправился в мир иной, а значит, победить Тай Лунга может только истинный воин дракона.

Тай Лунг

По сюжету мультфильма Тай Лунг – главный враг воина дракона. Когда-то и сам он претендовал на эту роль. Как уже говорилось ранее, его нашёл мастер Шифу ещё ребёнком и взял к себе на воспитание. Шифу с самого раннего возраста начал учить Тай Лунга кунг-фу, и, конечно же, когда пришло время, стал готовить его к миссии воина дракона, которому суждено познать высшую тайну секретного свитка.

Но Шифу очень любил Тай Лунга, и эта любовь ослепляла его: он не видел, во что превращается его ученик. А душа ученика уже вовсю была поражена болезнью под названием эгоизм. Тай Лунг, подогреваемый постоянными похвалами Шифу, продолжая усердно тренироваться, возомнил себя самым способным в освоении кунг-фу воином, у которого особое предназначение, и, конечно же, именно ему суждено стать великим. Тай Лунг нисколько не сомневался, что именно он станет воином дракона, не было сомнений по этому поводу и у ослепшего мастера Шифу. Но мастер Угвей увидел, что душа Тай Лунга отравлена, и отказал ему в получении статуса воин дракона.

Отсюда следует одна очень важная мысль: воин дракона должен не просто в совершенстве владеть кунг-фу, ещё ему должны быть присущи некоторые нравственные качества, без которых он не сможет, обладая таким могуществом, судить по справедливости.

Тай Лунг же воспротивился воле мастера Угвея и попытался силой взять секретный свиток. Мастер Шифу не смог его остановить, так как сильно любил его, и это наложило определённый отпечаток на его характер: в дальнейшем он станет гораздо более требователен к своим ученикам – неистовой пятёрке и панде По. Тай Лунга остановил мастер Угвей.

Далее Тай Лунг попадает в тюрьму, откуда впоследствии по предсказанию Угвея освобождается. Теперь на его пути к секретному свитку остаётся неистовая пятёрка, мастер Шифу, и новоиспечённый воин дракона – панда по имени По.

Как видим, история Тай Лунга достаточно хорошо проработана, герой мотивирован: его поступки абсолютно логичны в рамках его эгоизма, есть цели, которые ему так и не удалось достигнуть, чтобы стать великим, он должен во чтобы то ни стало познать тайну секретного свитка. Так как он считает себя могущественным воином, то и все вопросы он пытается решать с позиции силы, буквально заставляя делать других то, что он хочет. Что очень важно: зло в лице Тай Лунга не размыто, а показано действительно злом с обнажением его коренной первопричины – эго-центричное мышление.

Неистовая пятёрка

В целом, герои неистовой пятёрки представлены неярко, их истории остаются вне поля зрения, как истории второстепенных персонажей. Наиболее важным с точки зрения смыслов и образов из героев неистовой пятёрки является тигрица. Далее пойдёт речь именно о ней, а пока хотелось бы отметить дух коллективизма, присутствующий в группе учеников мастера Шифу. Когда тигрица отправляется в одиночку остановить Тай Лунга, видя, что воин дракона По на это не способен, то к ней присоединяются её товарищи. Вместе они довольно слаженно работают в противостоянии Тай Лунгу, используя каждый свои преимущества, при этом достаточно эффективно дополняя друг друга.

Почему неистовая пятёрка терпит поражение в схватке с Тай Лунгом?! Вероятно, потому что недооценивает своего соперника. Все члены неистовой пятёрки давно занимаются кунг-фу, поэтому ощущают некую готовность к подобным схваткам, некую уверенность в своих силах, своей победе. Когда Тай Лунг срывается в пропасть на верёвочном мосту, герои неистовой пятёрки полны уверенности, что победили его. Но затем он оказывается прямо у них на пути, и их уверенность тает на глазах. Они понимают, что хоть они и давно занимаются кунг-фу, но им пятерым не удалось сразу победить Тай Лунга. С этого момента понятно, что их ждёт поражение.

Тигрица (немного о женском образе)

Теперь обсудим одного из персонажей неистовой пятёрки – тигрицу. Образ тигрицы в этом мультфильме – единственный минус мультфильма с точки зрения нравственных посылов. Она – сильная, независимая, она знает, чего хочет, знает, как идти к своей цели, она старательно и прилежно занимается кунг-фу. Она – бесспорно, лучший ученик мастера Шифу. Тигрица всё положила на алтарь своих устремлений к высшей цели – стать воином дракона, то есть, говоря современным языком, главное для неё – карьера. Но нельзя забывать, что Тигрица – это женский образ, и, как видим, образ этот не несёт в себе ничего женского: ни стремления стать матерью, ни стать хорошей женой, ни найти свою вторую СИЛЬНУЮ половинку. Она – будущий воин дракона, и не нуждается ни в чьей поддержке и заботе.

Тигрица ради достижения мастерства в кунг-фу, ради звания «воин дракона» пожертвовала абсолютно всем, даже своей женственностью. По сути, тигрица – это прототип современной бизнес-леди, которая стремится выполнять далеко не самые женские функции: построение карьеры, занятие руководящих постов, зарабатывание денег, стремление к «самостоятельности», «независимости», к «атрибутам успеха» (машины, дорогие аксессуары, дорогие мобильные телефоны и т.д.). Понятно что, для достижения таких целей семья и перспектива семейного быта – только помеха.

И тут происходит самое страшное в её жизни: несмотря на все свои старания, Тигрица не становится воином дракона, им становится некий По – неуклюжая панда, которая не имеет никакого представления о боевых искусствах. И эта панда должна остановить могущественного Тай Лунга! Тигрица, исходя из своего типажа, конечно же, не может смириться с таким решением. Она идёт против воли мастера Угвея, против воли судьбы, и решает в одиночку противостоять Тай Лунгу. Она полна ответственности и решимости и готова заплатить за свою ошибку жизнью. Вопрос: но почему в одиночку? Почему она сама не попросила своих товарищей, членов неистовой пятёрки, помочь ей? Может, потому, что просить о помощи – это есть проявление слабости (читай женственности), что не свойственно настоящему воину дракона, каковым она себя до сих пор считает.

Естественно, такой образ деструктивен для психики девочки, которая ещё только вырабатывает для себя ценностные ориентиры и шаблоны ЖЕНСКОГО поведения. Такой образ формирует представления о том, что девочкам вовсе необязательно стремиться к материнству, к тому, чтобы создать семью, чтобы обрести вторую половинку и стать чей-то второй половинкой. Возможно и другое целеполагание – построение успешной карьеры, причём абсолютно на любом поприще без опоры на кого или что-либо, главное – не уступать мужчинам, не давать слабинки.

Конечно, это не относится к случаям, когда родители хотят воспитать свою дочь именно в таком ключе. Но всё же, если родители хотят, чтобы и их дочери узнали счастье материнства и принесли им внуков, то лучше в них с детства закладывать правильные женские образы, формирующие представления о семье, о необходимости стать матерью, о внутрисемейных отношениях и обязанностях. В этом смысле стОит обратить внимание на наши русские сказки, где задан эталон такой женственности.

Панда по имени По

Для того, чтобы наиболее понятно раскрыть персонаж главного героя – панды По, мы начнём повествование с момента, когда он ещё не был воином дракона.

По воспитывается приёмным отцом. Отец его, господин Пинг, содержит забегаловку общественного питания – лапшичную. Готовить лапшу и продавать её – это истинное призвание Пинга, чего нельзя сказать о По. По явно не нравится работать продавцом лапши, и он всячески отлынивает от этой работы. По грезит совершенно о другом: он хочет изучать кунг-фу, стать членом неистовой пятёрки, которые являются его безусловными кумирами. Ведь недаром фильм начинается со сна, где По предстаёт в лице настоящего мастера кунг-фу. Ведь это не просто его сон – это ещё и мечта. Но, увы, жизнь в лице его приёмного отца – отличного повара лапши и в части отсутствия, на первый взгляд, соответствующих задатков определила его участь.

Меняет всё одно событие – церемония назначения воина дракона. По, проявляющий острый интерес к кунг-фу, естественно, хочет попасть на это мероприятие. Пинг отправляет его туда торговать лапшой, но По хочет посмотреть, кого выберут воином дракона. В своём желании попасть на церемонию он доходит до крайности: садится на тележку с фейерверками. Отец застаёт его за этим занятием, и далее идёт очень важный момент:

Отец спрашивает: Я не понимаю, ведь сегодня ты видел лапшичный сон?

По отвечает: Я соврал. Не лапша мне приснилась, пап. Я люблю кунг-фууууууу!!!

Эта главная метаморфоза, которая происходит в панде по имени По. По начинает чётко понимать, чего он хочет в жизни, и честно признаётся в этом отцу. Именно это событие и определяет его дальнейшую судьбу, как героя. Он очень этого хотел, и судьба дала ему такой шанс. Но не наоборот. Именно в такой последовательности: сначала персонаж САМ определился, чего он хочет в жизни, и готов пожертвовать ради этого своим прежним комфортным существованием, а затем уже его преобразование в настоящего героя.

Часто бывает совсем иначе. Сначала главному герою окружающие постоянно твердят, что он избранный, но при этом он не проявляет никаких желаний и стремлений к тому, чтобы таковым стать. Более того, в своей повседневной жизни он не проявляет никаких особенных талантов, зачастую, послушно прогибается под любыми ударами судьбы, что уже не характеризует его как героя, способного изменить ход вещей. Но постоянная мантра об избранности, постоянное сваливание на главного героя всех проблем, так как, по мнению окружающих, только он способен их решить, и случай делают своё дело – герой и вправду становится таковым. Мы вернёмся к этой теме при анализе третьей части, где уже будут совершенно иные посылы.

Становление героя

Итак, По волею случая становится воином дракона. Как уже говорилось ранее, мастер Угвей видит в этом не просто случайность и послушно принимает «подарок судьбы». Но мастер Шифу, столько лет готовивший неистовую пятёрку, абсолютно не согласен с принятым решением. Он начинает строить против По настоящие козни, чтобы тот сам отказался быть воином дракона.

И это первая проверка характера По. Он послушно терпит все удары (в буквальном смысле) и насмешки со стороны окружающих. В какой-то момент он уже почти готов сдаться, но, получив мудрое наставление от мастера Угвея, всё же решает остаться и продолжить обучение.

И в этом очень важный посыл, особенно детям. Очень часто бывает так, что далеко не всё сразу начинает получаться, иногда приходится набить изрядное количество шишек, прежде чем достигнуть желаемого. Это проверка на решительность, на непреклонность сформировавшегося намерения. Важно не бросать начатое, а упорно добиваться поставленных целей, работая над собой каждый день.

С другой стороны мастер Угвей даёт и мудрое наставление мастеру Шифу по поводу того, что ему необходимо выработать подход к обучению панды. Диалог очень образный, и просто пропитан восточной философией, предлагаем ещё раз им насладиться:

Шифу: Панда не может быть воином дракона. Его вообще здесь не должно было быть. Это – случайность!
Угвей: Случайности – не случайны.
Шифу: Да, я знаю. Вы это уже говорили. Дважды.
Угвей: Что ж, и это тоже не случайность.
Шифу: Трижды.
Угвей: Друг ты мой старинный, панда не выполнит своего предназначения, а ты своего, пока не расстанешься с иллюзией, будто всё в этом мире зависит от тебя.
Шифу: С иллюзией?
Угвей: Да. Взгляни на это дерево, Шифу. Я не заставлю его цвести, когда мне будет угодно или принести плоды раньше срока.
Шифу: Но кое-что от нас зависит (бьёт ногой по дереву). Я захотел, и этот плод упал. И от меня зависит, где посадить семя (разбивает плод и кладёт косточку в лунку), и это вовсе не иллюзия мастер.
Угвей: Да, но что бы ты ни делал, из этого семени вырастет персиковое дерево. Ты можешь хотеть, чтобы выросла яблоня, но вырастет персиковое.
Шифу: Персиковое дерево способно победить Тай Лунга?
Угвей: Может, и способно, если ты пожелаешь направить его, взрастить, поверить в него.
и т.д.

Шифу в какой-то момент и сам начинает понимать свою проблему, как учителя – он не знает, как из толстой, ленивой панды сделать воина дракона, в чём честно признаётся По. Но затем опять же случай преподносит ему решение: оказывается По очень любит кушать, и ради еды готов преодолевать любые преграды, карабкаться на любые стены, сидеть в идеальном шпагате. Этот стимул и начинает впоследствии использовать мастер Шифу для тренировки своего нового ученика. Сначала это похоже не на процесс обучения, а как на некую дрессировку, в которой панда бездумно следует за своими инстинктами и рефлексами, не вникая в суть происходящего, подобно собаке Павлова, но сцена с пельмешкой, когда По в конце отдаёт её своему учителю, говорит о том, что По прекрасно понимает, что происходит, и делает он всё это не только ради того, чтобы покушать – он реально хочет научиться кунг-фу.

Идея с едой нужна лишь для того, чтобы обозначить очень важную мысль: в обучении большую роль играют не только способности ученика, но ещё и подход учителя. От учителя в процессе обучения также зависит очень многое, без качественно выстроенной учебной методики даже способный ученик может не достигнуть желаемого результата. Это ещё один важный аспект темы учитель-ученик.

Путь обучения По завершён, его уже познакомили с секретным свитком, где, как оказалось, ничего нет. Проторенные дорожки позади. Теперь перед воином дракона стоят новые задачи: разгадать тайну секретного свитка и победить Тай Лунга. Мастер Шифу возлагал на секретный свиток большие надежды, но они не оправдались, поэтому он предлагает По вместе с остальными жителями покинуть долину, а он попытается остановить своего бывшего ученика.

То, какое решение примет По, и определит его дальнейшую судьбу: станет ли он настоящим воином дракона или будет скрываться в тени грозного Тай Лунга.

Сражение с Тай Лунгом

Беседа с отцом помогает ему По понять тайну свитка. Она состоит в том, что никакого секрета нет, и всё зависит только от него самого. Никто, кроме него, воина дракона, не сможет победить Тай Лунга, и суть состоит лишь в том, готов ли он взять на себя всю полноту ответственности за свои действия, не перекладывая её на чужие, пусть даже более опытные и мудрые, плечи мастера Шифу.

По принимает верное решение – он вступает в бой с Тай Лунгом. И именно бой с Тай Лунгом раскрывает По, как настоящего героя. Так, например, демонстрируется, что бойцы неистовой пятёрки были зажаты в традициях, отформатированы правилами. По, в свою очередь, обладает более живым умом, способен мыслить нестандартно (сцена с кастрюлями на ходулях – явная адаптация палочек с пельмешкой к реальным боевым условиям), так как не настолько погружён в обрядовость и ритуалы. Он умело начинает использовать свои недостатки (свою неуклюжесть, свою полноту) в борьбе с Тай Лунгом, превращая их в свои достоинства. И верхом его достоинств, как героя, становятся его пытливый ум и любознательность, благодаря которым он САМОСТОЯТЕЛЬНО освоил специальный захват уси. С помощь этого захвата По и одерживает окончательную победу над своим врагом.

Кунг-фу Панда 2 (2011)

О сюжете

Во второй части франшизы у воина дракона По появляется новый враг – павлин лорд Шэнь. На этот раз По предстоит не только победить врага, но и столкнуться со своим прошлым, узнать, как погибли его родители, определиться в отношениях со своим приёмным отцом – господином Пингом.

Скелет второй части во многом похож на скелет предыдущей:

  1. В первой части панда по имени По должен был освоить кунг-фу и, познав тайну свитка дракона, стать настоящим воином дракона. Для решения этой задачи По должен был осознать, кто он есть на самом деле, научиться использовать свои недостатки как достоинства. Во второй части По предстоит новая задача – обрести внутренний покой, и для этого он должен столкнуться со своим прошлым и осознать его.
  2. В первой части направлял По мастер Угвей, отчасти мастер Шифу, во второй части роль наставника сыграла вещунья и отчасти мастер Шифу.
  3. Победа над врагом в обеих мультфильмах лежит в плоскости решения внутренних противоречий: в первой части По решает, достоин ли он, неуклюжая, неповоротливая панда, быть воином дракона; во второй части По необходимо смириться со своим прошлым, «переварить» столь значимые и трагичные события его жизни.
Лорд Шэнь

Как уже было сказано ранее, новый враг По – павлин лорд Шэнь. В самом начале мультфильма рассказывается целая предыстория того, как лорд Шэнь встал на тёмный путь. Павлины изобрели фейерверки, благодаря чему стали правителями провинции Гун Мэнь. Но у фейерверков была и обратная сторона: они могли быть использованы как порох для оружия, вместо красоты и света могли нести разрушение и смерть. Это открытие и сделал лорд Шэнь, что очень огорчило его родителей. Они решили обратиться к вещунье за помощью. Вещунья предсказала, что если лорд Шэнь продолжит идти по тёмному пути, то будет повержен чёрно-белым воином.

Отступление. Тут снова надо отдать должное создателям картины за такое детальное погружение в историю Китая, ведь, как известно, именно в Китае изобрели фейерверки и порох.

Лорд Шэнь решил изменить свою судьбу, но следующий поступок определил её. Он уничтожил всех панд, в том числе, как мы узнаем в дальнейшем, и родителей По, за что и был изгнан из провинции Гун Мэнь. Но лорд Шэнь обещал вернуться.

По ходу мультфильма мы наблюдаем, как тщеславие, высокомерие и жажда власти постепенно заполняют душу лорда Шэня – ему уже недостаточно провинции Гун Мэнь, ему уже нужен весь Китай. С изобретением грозного оружия, которое способно остановить любого мастера кунг-фу, лорд Шэнь ощущает своё всесилие, поэтому погружается в абсолютную вседозволенность.

Вещунья пытается вразумить Шэня, указывая на то, что даже покорение всего Китая не заполнит его внутренней пустоты, не наполнит бездонную чашу тщеславия. Но лорд Шэнь её не слышит, считая, что счастье можно только завоевать.

Путь становления лорда Шэня, как главного злодея, абсолютно логичен. Зло предстаёт как зло, без каких-либо оправданий непониманием окружающих, недооценки способностей и безапелляционного осуждения содеянных поступков. Тут лишь мнимое высокомерие, крайне завышенная самооценка, постоянно подогревающая идею, что Шэнь достоин бОльшего. Лорд Шэнь сам принимает решение идти по такому пути, сам, всё больше и больше «подкармливая не того волка», погружается в состояние злобы ко всем окружающим, даже к собственным родителям. Жажда власти также не появляется на пустом месте:

«Безудержная жажда власти – психологическая проблема. И решается она тоже через психологию. Достаточно создать условия, чтобы она не возникала, и никаких проблем нет. А главные условия – правильное воспитание, не позволяющее возникать никаким комплексам неполноценности. Этот комплекс – главная движущая сила самого явления безудержной жажды власти. Ведь кем чувствует человек с этой самой жаждой, когда власть теряет? Правильно! Неполноценным!» «Последний американец» А.Богатырёв

И лорд Шэнь сам взращивает это в себе. Эгоизм и психологические проблемы – и есть самое главное уязвимое место Шеня. Вследствие своего высокомерия он недооценивает воина дракона По, считая его глупым, слабовольным и жалким. Именно поэтому он обречён на поражение.

Господин Пинг

Во второй части нам немного раскрывается этот персонаж. Рассказывается целая история, как молодой Пинг нашёл маленькую панду в коробке с редиской и решился взять её на воспитание. Однако по поводу этого персонажа, несмотря на всю его добродетель, возникает несколько вопросов. Ну, например, почему у него нет семьи, жены, своих собственных детей?

Вообще, по ходу мультфильма, можно заметить, что Пинг – это единственный персонаж, у которого абсолютно стёрты гендерные признаки. Если, например, его бы называли не господином Пингом, а ГОСПОЖОЙ, и говорил бы он женским голосом, от женского лица, то это не вызвало бы никакой диссоциации – было бы всё тоже самое: гусыня, стоящая на кухне в непонятной шапочке, которую заботит лишь состояние сытости своего дитя. И очень важно, что это – ОБРАЗ, пусть и приёмного, но ОТЦА! Запомним эту мысль, она будет дополнять картину при анализе третьей части.

Тигрица

Если персонаж господина Пинга от мультфильма к мультфильму теряет гендерные признаки, то Тигрица всё более обретает черты мужественности. Во второй части По несколько раз вступает с ней в поединок и всё время проигрывает, и не потому, что Тигрица относится к слабому полу, а потому, что она реально сильнее его.

Один показательный поединок произошёл на корабле, когда По бьёт Тигрицу в руку, не причиняя ей никакого вреда, а сам корчится от боли. Тигрица объясняет это тем, что она отрабатывала удары в роще железных деревьев у дворца, поэтому совсем не чувствует боли. Причём занималась она этим двадцать лет, за что По назвал её бронёй (почти железной леди). Победив По буквально одной рукой, Тигрица говорит ему следующее: «А потом, мне кажется, ЖЁСТКИЕ стили – это не твоё!» То есть, стало быть, её?! И это ЖЕНСКИЙ образ!!! И снова в голове встаёт вопрос: «Почему она при всём её упорстве (двадцать лет набивала руки в роще железных деревьев), МУЖЕСТВЕННОСТИ (к ней применимо это слово), силе (воин дракона в противостоянии с ней ни разу не одержал победы, а таковых схваток во второй части было две) не стала воином дракона?»

Очевидно, что образ стальной леди – это маска, которую Тигрица надела, и при общении наедине с По в ней мелькнуло желание её снять, но оно было перебито друзьями из неистовой пятёрки, которые вмешались в этот откровенный разговор. Она настолько привыкла её носить, что эта маска вросла в неё и почти стала её истинным лицом, фактически убив надежду на пробуждение какой-либо женственности.

Кульминацией уничтожения в Тигрице всякого женского начала стала сцена объятий с По в конце мультфильма. По обнимает Тигрицу, но на её лице появляется удивление, дискомфорт. Оказавшись в объятиях, она ощущает себя не в своей тарелке. У её товарищей из неистовой пятёрки при виде такой картины также на лице не возникает ничего кроме удивления – они понятия не имеют, как их броневая подруга отреагирует на такие нежности.

Тема приёмных родителей

Ещё с первой части мультфильма понятно, что Пинг – ненастоящий отец По. Но в первой части он не признаётся в этом своему приёмному сыну-панде, да и сама история с родителями остаётся не освещённой. Во второй части эту тему создатели картины раскрывают «во всей красе».

На деревню, где жили его родители, напал лорд Шэнь со своим войском, так как, исходя из предсказаний вещуньи, хотел уничтожить всех потенциально возможных чёрно-белых воинов. Отец По встал на защиту своей семьи, а мать, спасаясь бегством, оставила По в ящике с редиской. В таком виде По нашёл Пинг.

Пинг рассказывает По об этом. И в какой-то момент По запутывается в своём отношении к приёмному родителю – он не знает, называть ли Пинга отцом, относиться ли к нему как к отцу.

Пинг: Не уходи, По.

По: Я должен идти. Я – воин дракона. Работа у меня такая – спасать кунг-фу. Если не пойду, кто я после этого.

Пинг: Ты – мой сын… Верно?

По не знает, что ответить Пингу, поэтому просто говорит: Ээ, пока.

Эта ещё одна вещь, которую он должен «переварить», чтобы обрести внутреннюю гармонию.

После осознания своего прошлого, обретения душевного равновесия и победы над лордом Шэнем По возвращается домой. Он понял, кто есть Пинг для него. Конечно же, он – его отец, несмотря на то, что приёмный. По теперь понимает, что именно благодаря Пингу он выжил, вырос и стал тем, кто он есть.

По: Я узнал, почему я оказался в корзине с редиской.

Пинг: Узнал?

По: Я знаю кто я.

Пинг: Знаешь?

По: Я – твой сын. Я люблю тебя, пап.

Пинг: Я тоже тебя люблю, сынок.

Мысль, конечно, очень правильная. Если приёмные родители хорошо относятся к своим приёмным детям, любят их, воспитывают, то почему приёмные дети должны относиться к ним как-то иначе, чем как к своим родителям? Это очень важный, серьёзный вопрос, который поднимают создатели мультфильма, пытаясь донести до детей, до всего общества, что приёмные родители – это такие же родители, что они также хотят быть любимыми и востребованными, что они тоже хотят, чтобы их считали мамами и папами.

Внутренний покой

Вся красота философии второй части мультфильма «Кунг-фу панда» раскрывается в этом аспекте. Теперь воину дракона недостаточно простых тренировок кунг-фу, недостаточно освоения новой супертехники кунг-фу или нового суперприёма. Ему необходимо достичь внутреннего равновесия, духовной гармонии.

Мастер Шифу, демонстрируя последнее упражнение мастера Угвея с каплей, объясняет По, что каждый мастер должен найти свой путь к внутреннему покою. Один из путей – это непрерывная медитация в пещере без еды и воды в течение пятидесяти лет, другой – через боль и страдание.

Кстати, сама сцена с каплей очень ярко демонстрирует всю эстетику и глубину восточной философии и восточных боевых искусств в целом, что также говорит о детальной проработке той культуры, куда погружают зрителя.

Напутствие мастера Шифу оказывается пророческим, и По находит своё испытание, преодолев которое он обретёт внутренний покой. Лорд Шэнь – не просто его враг, он – есть встреча По с потрясениями прошлого. И мы видим, что ещё с первой схватки с павлином По сильнее его физически, но при виде символа, впечатанного в его память с самого детства, он начинает испытывать страх, теряет равновесие, поэтому уступает Шэню.

Для По гибель родителей – это настолько пугающие воспоминания, что он заблокировал их, поэтому почти ничего не помнит. «Удивительно, что ты помнишь так мало, – говорит вещунья, – может, ты всё-таки помнишь?»

Но отказ от прошлого, попытка похоронить те события в глубинах своей памяти может быть опасна для психики. По начинают сниться кошмары – столь значимые и трагичные воспоминания пытаются вырваться наружу, нарушая внутреннюю гармонию. Основным мотивом, почему он отправляется остановить лорда Шэня вместе с неистовой пятёркой, как раз и является попытка разобраться в себе. На вопрос Тигрицы, почему он отправился с ними, По отвечает: “Я узнал, что мой папа совсем мне не папа”.

Вот, что движет главным героем, а вовсе не желание одолеть очередного врага.

Не разобравшись в себе, пытаясь остановить лорда Шеня, По, как и следовало ожидать, терпит поражение. Теперь он оказывается в руках мудрой вещуньи, которая помогает найти По путь к внутреннему покою и гармонии. Её напутствие звучит так: «Это прошлое твоё, прими его».

И снова перед По мелькают картины прошлого, но он уже не вздрагивает в испуге, не вскакивает в холодном поту, как от кошмара, он делает последнее упражнение Угвея…

Теперь По возвращается абсолютно готовый встретиться со своим главным кошмаром – убийцей своих родителей – лицом к лицу. Он не испытывает перед ним ни страха, ни злости, нет в нём желания отомстить – он обрёл гармонию, он принял события прошлого, понимая, что уже не сможет их изменить. Теперь он готов двигаться дальше, осознавая, что именно поступки в настоящем определяют, кто ты есть…

Лорд Шэнь: Как ты обрёл внутренний покой? Я лишил тебя родителей, лишил всего. Эти шрамы на всю жизнь.

По: Так в этом всю дело Шэнь… Раны затягиваются… Шрамы исчезают. Ты должен перестать жить прошлым, потому что то, что было, уже не важно. Важен твой нынешний выбор, кем ты хочешь быть сейчас.

Это, пожалуй, главная мысль, которую несёт в себе мультфильм.

Кунг-фу Панда 3 (2016)

В 2016 году на экраны вышел третий мультфильм франшизы Кунг-фу Панда. На этот раз главному герою, панде по имени По, предстоит новое сражение со злодеем по имени Кай. Кай – это огромный бык с большими рогами, который не только мастерски владеет нефритовыми ножами на цепи, но и ещё умеет управлять энергией ци и даже отнимать её. Кай придёт из царства мёртвых и оживит события дней минувших, дней, когда мастер Угвей и Кай были лучшими друзьями. Воину дракона По для победы снова предстоит встать на путь познания, на этот раз он должен научиться управлять энергией ци.

На фоне основного сюжета, как и в предыдущих частях, снова развивается целая история о семье По. Однако в третьей части появляются некоторые моменты, которые в корне отличают эту серию от первых двух, хоть и линия повествования, скелет сценария остаются схожими. Для того чтобы понять, что в третьей части не так, надо немного погрузиться в детскую психологию.

Ребёнок рождается, имея в распоряжении лишь информацию, записанную в своих генах, в плане социального опыта и понимания принципов существования человека среди других людей – он абсолютно чист. И с самого момента рождения он начинает познавать этот мир, формируя в своём мировоззрении образы, а в своей голове – нейронные связи. Чем взрослее ребёнок становится, тем более устойчивы эти образы и менее подвержены каким-либо изменениям. Поэтому крайне важно то, какой мир, какая КУЛЬТУРА окружает ребёнка с самого детства, какие образы они несут.

Под термином «культура» следует понимать, прежде всего, всю ту информацию (знания и теоретически неформализованные навыки), которая в обществе есть, но не передаётся от поколения к поколению в готовом для употребления виде на основе работы генетического аппарата; культура передаётся от поколения к поколению на основе взаимоотношений людей в обществе и на основе «артефактов» - памятников культуры, носителей информации, что в совокупности составляет культурную среду общества в целом.

Чем чаще культура, окружающая дитя, транслирует определённые стереотипы, тем больше вероятность того, что ребёнок станет носителем именно этих стереотипов, и начёт ретранслировать их, воспроизводя ту культуру, в которой он вырос. Поэтому также крайне важно обеспечить определённую чистоту информационного поля ребёнка с самого его рождения, поддерживать те хрупкие образы культуры, которые знакомят маленького человечка с такими понятиями как: добро, любовь, справедливость, честь, ответственность, правда и, конечно же, семья. Именно такие понятия и формируют из биологического материала гомо сапиенс настоящего человека с большой буквы «Ч».

С определённого возраста ребёнок начинается себя самоидентифицировать, определять своё место в социуме. Первая социальная ячейка, с которой сталкивается малыш – это семья. Ребёнок начинает формировать и закреплять в своём мировоззрении, что такое семья, из кого она состоит, кто и какую роль в семье выполняет. Проявляется эта самоидентификация в постоянном поиске членов семьи (пап, мам, братьев, сестёр, бабушек, дедушек) во всех сюжетах, картинках, которые попадают в поле зрения малыша. Об этом прекрасно знали наши предки, поэтому наши сказки несут в себе этот образ.

Посмотрите на сказку «Три медведя» – она очень показательна с точки зрения формирования образа семьи. Девочка попадает в дом к медведям и там находит три чашки, три стула, три кровати – побольше, поменьше и самые маленькие, соответственно. Все эти вещи принадлежат разным членам семьи медведей. Самые большие принадлежат отцу, поменьше – матери, самые маленькие – их ребёнку. Таким образом, сказка рассказывает, что такое семья, из кого она состоит. И важен финал этой сказки. В финале, напомним, девочка ложится в кроватку Мишутки. Сказка таким образом объясняет роль и место ребёнка в семье, помогает читающему (скорее слушающему, так как читают родители) её малышу разобраться, кто он в своей семье, понять, что он – ребёнок и у него есть родители.

Почему так важно заложить в ребёнка образ нормальной, полноценной семьи? Потому что именно такой образ семьи обеспечит воспроизводство потомства – будущих носителей нашей культуры, языка, наших традиций. Именно поэтому важно этот образ постоянно культивировать в среде массмедиа.

Итак, это было небольшое отступление. Оно поможет нам более полно сформировать картину происходящего. Вернёмся к мультфильму Кунг-фу Панда 3.

По сюжету, в долине, где живёт По, появляется его настоящий биологический отец – Ли Шань. По и Ли быстро находят общий язык, так как они оба – панды, и имеют схожие биологические потребности в еде, сне и т.д. Приёмный же отец По быстро оказывается на втором плане, и на этом якобы выстраивается некий конфликт двух отцов: биологического и приёмного.

Далее отцам всё же удаётся найти общий язык друг с другом. Да и сам По одинаково хорошо относится к обоим «родителям». В какой-то момент, видя их слаженную работу в драке с врагами, По даже восклицает: «Ай, да папы!»

И, вроде бы, всё правильно – так и должен поступить сын, обретя родного отца. Но есть одно «но» – это правильно и нормально выглядит в глазах взрослого человека с уже устоявшимися и укоренившимися образами и взглядами на семью. Для ребёнка всё выглядит несколько иначе: ребёнок, как уже сказано было выше, пытается идентифицировать семью – он хочет найти папу, маму и их дитя. Он ещё занимается формированием образа нормальной семьи и ищет примеры в мире, который его окружает. И тут возникает ещё одна вещь, которая, безусловно, в предыдущих частях была изъяном с точки зрения воспитательной функции, но здесь обретает более серьёзное значение – это та вещь, которую мы просили запомнить, а именно: полное стирание гендерных признаков у приёмного отца По.

И если настоящий отец По выглядит мужчиной, то Пинг с этой точки зрения не совсем понятно кто. К тому же в сложившейся «семейной идиллии» Ли Шань и Пинг неплохо дополняют друг друга, так как Пинг выполняет больше роль не отца, а матери: в мультфильме он постоянно готовит, следит за тем, чтобы По был неголодным, собирает еду ему в дорогу, даже есть момент, когда он бегает за ним с тарелкой.

Таким образом, вырисовывается не совсем чёткое и явное, но достаточно осязаемое распределение гендерных ролей между приёмным и биологическим отцом По. В результате этого ребёнок, который, как мы помним, стремится сформировать в своей голове законченный образ семьи, может легко посчитать Пинга – мамой, Ли Шаня – отцом, а По – их ребёнком. И, видя в мультфильме, радостную реакцию По на сложившуюся ситуацию («ай, да папы!») ребёнок, уж будьте уверены, также легко перенесёт её в жизнь. И самая главная опасность здесь состоит в том, что ребёнок, столкнувшись с такой семьёй, состоящей из двух пап, вполне может нормально к этому отнестись, поскольку он уже это где-то видел. И там, где он это видел, это не выглядело как-то необычно, не вызывало какого-то удивления или неодобрения, напротив, всё выглядело очень даже празднично и весело.

Если такой образ в сознании ребёнка будет поддерживаться и подкрепляться массовой культурой, то ребёнок может вырасти уже с совсем иными представлениями о нормальной семье, что мы видим во многих европейских странах (не за год же они стали настолько толерантными, что официально разрешили однополые браки – это результат многолетней работы).

Никто сейчас не говорит и даже не намекает на то, что Ли Шань и Пинг – педерасты, никто не говорит о том, что По либо его отцы как-то неправильно поступили в данной ситуации. Речь сейчас совершенно о другом. Речь о детском восприятии и об образе семьи, формируемом в мультфильме. И этот образ далёк от таковых в традиционных сказках и классических детских произведениях, и может аукнуться в будущем, когда на головы уже взрослых людей, воспитанных на подобных творениях, рухнет очередной законопроект о легализации однополых браков с призывами соблюдать права секс-меньшинств.

В конце мультфильма есть интересный момент: По отправляется в мир духов. Родной отец По предлагает всем собраться в круг и помочь По в потустороннем мире. При этом каждый в круге поднимает ладонь и произносит, кто он есть по сути. Звучит такая фраза: «По, ты открыл нам, кто мы есть по своей сути.» И по сути выходит следующее: биологический отец По произносит «отец», приёмный отец По произносит «семья» (но он тоже отец, его По признал отцом ещё во второй части), и кадр с Пинга снова переносится на Ли Шаня (ребёнку без слов объясняют это – семья). Сие действие происходит на фоне самого острого по переживанию момента картины: По вот-вот должен погибнуть, но в области сердца у него появляется светящаяся ладонь, и он оживает.

Здесь стОит задаться вопросом: «А случаен ли этот момент в мультфильме?» Или это всё-таки вброс в сознание ребёнка определённого ОБРАЗА СЕМЬИ, привязка определённых слов и действий к яркому переживанию, так называемое якорение .

“Якорь получается, когда на пике состояния происходит какое-то событие. И мозг связывает событие (теперь это уже можно называть стимулом или триггером) и состояние – и получается якорь. Например, если в тот момент, когда человек испытывает сильную радость, дотронуться до его плеча, то после при точно таком же прикосновении к его плечу, он опять будет испытывать радость. Как у собаки в экспериментах Павлова текла слюна, когда звенел звонок”.

И всего сказанного следует, что с точки зрения формирования образа нормальной здоровой семьи мультфильм Кунг-Фу Панда 3 не только не полезен, но и можно с полной уверенностью утверждать, несёт определённый вред.

Из этого не следует, что ребёнок, посмотрев такой мультфильм, обязательно станет педерастом и создаст однополую семью. Как уже говорилось ранее, ребёнок ещё только формирует свои стереотипы и если эти стереотипы постоянно подпитываются внешней средой, его окружающим миром, только в этом случае они становятся устойчивыми. Если ребёнок живёт в нормальной здоровой семье, если он помещён в среду, где образ такой семьи преобладает, то и стереотип у него будет соответствующий, и мультфильм, возможно, не особо повлияет на его мировоззрение. Но сейчас уже ни для кого не секрет, что из себя представляет современная массмедиакультура, и какой удар она наносит по институту семьи, постоянно подкрепляя псевдонаучными передачами, статьями, художественными фильмами, медийными персонажами совсем иные образы семьи, мужчины, женщины, материнства, отцовства как такового. Поэтому стереотип, который вбрасывается в детское сознание, ещё неспособное критично мыслить, через вот такой вот мультфильм, может вполне получить подпитку в будущем, и поэтому желательно с самых ранних лет и до определённого возраста ограждать своё чадо от подобных образов и ситуаций.

Следующий момент, который коренным образом отличает третью часть от предыдущих – это процесс обучения.

Если посмотреть на первую часть мультфильма, то там в течение достаточно длительного времени нам демонстрируют процесс обучения По кунг-фу. И пусть сначала По не совсем осознаёт, что его учат, то в конце уже он отдаёт пельмешку мастеру Шифу, подразумевая, что всё это он делал не ради еды, а именно ради того, чтобы научиться кунг-фу.

Во второй части мультфильма По должен обрести внутренний покой, поэтому он сталкивается со своим прошлым, с воспоминаниями, которые будоражат его разум, не позволяя ему сосредоточится, вызывая просто панический страх и ступор перед лордом Шенем. Ему необходимо переварить свои смутные воспоминания, выработать определённое отношение к ним, смириться со своим тяжёлым прошлым, в котором он уже ничего не может изменить. И для этого По прилагает определённые усилия, проходит через поражение, и возвращается настоящим воином, который знает, что делать, знает, как победить своего врага.

В третьей части перед По стоит новая задача – научиться управлять энергией ци. Издревле техникой управления энергией ци как раз и владели панды. Панды – хранители этих древних знаний. Но со временем, в результате многих трагических событий, панды утратили это древнее знание. Тем не менее, родной отец По, Ли Шань, обещает своему сыну, что вернувшись в родную деревню, научит его владеть энергией ци. Но затем выясняется, что Ли Шань соврал По. И что же должен делать По, чтобы научиться древней технике?! Ему предлагается просто вести себя как панда, и, возможно, это поможет ему что-то вспомнить. Почему? Не ясно, но тем не менее…

Что же из себя представляет жизнь панды? Может это какой-нибудь труд? Выращивание риса, например? Или это какое-нибудь ремесло, искусство? Нет. Жизнь панды – это вечный праздник: еда, катание кубарем с горок, пускание бумажных фонариков, танцы и т.д. Возникает резонный вопрос: как, занимаясь этим, По научится управлять энергией ци, как он осознает себя в роли учителя, как он подготовится к битве со злодеем Каем, как он победит его? И только появление побитой тигрицы, которая сообщает ему о том, что Кай одержал очередную победу, забрал всех мастеров Китая, включая мастера Шифу, и отправляется сюда, немного приводит в чувство По, и он начинает каким-то образом организовывать оборону.

Таким образом, в третьей части мультфильма напрочь отсутствует процесс обучения героя, процесс его становления через преодоление каких-то трудностей, испытаний.

В итоге По жертвует собой ради спасения остальных. Далее всё происходящее – вне всякой логики, а скорее из области метафизики. По проводит захват уси с собственным пальцем, обхватив Кая, после этого они почему-то попадают в мир духов. Почему? Непонятно. При этом у окружающих резко открываются сверхспособности, и они помогают По в потустороннем мире, в результате чего По почему-то становится настоящим мастером энергии ци. Почему? Тоже непонятно.

Затем По возвращается в настоящий мир, оставаясь всё тем же мастером ци. Почему? Ведь его уже не поддерживают остальные. В конце мультфильма мастер Шифу вскользь спрашивает По, чтобы тот научил его управлять ци. Но чему По может научить, если он сам лишь при помощи других мог ей управлять? Никакой древней технике он не обучался, поэтому без поддержки окружающих, следуя логике, его вновь приобретённые навыки благополучно исчезнут.

Таким образом, процесс освоения древней техники полностью изъят из сюжета мультфильма. По научился управлять ци просто потому, что он – воин дракона. Он – избранный, поэтому не могло быть иначе.

Для сравнения посмотрите несколько сюжетов . Обратите внимание на то, как там дети, в чьи руки доверено восстановление равновесия в мире, становятся настоящими героями.



  • Разделы сайта