Теория и практика плавания. Игры в воде используются в работе с детьми для обучения. Учимся плавать кролем

Пла́вание - вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. При этом в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается проплыть не более 15 м после старта или поворота (в плавании брассом подобное ограничение сформулировано по-другому); скоростные виды подводного плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту.

За свою долгую историю человечество разработало множество различных стилей плавания. В настоящее время основными стилями плавания являются: вольный стиль (кроль) , плавание на спине , брасс и баттерфляй .

Всероссийская Федерация плавания определяет плавание вольным стилем таким образом: «Вольный стиль означает, что пловцу разрешается плыть любыми способами, произвольно меняя их на дистанции». Ранее в качестве вольного стиля использовались: брасс, плавание на боку и треджен-стиль. В 1920-х годах все эти стили плавания вытеснил более совершенный и быстрый кроль.

Кроль известен человечеству с древнейших времен. Несмотря на это, европейские и американские спортсмены долгое время ничего не знали о кроле, отдавая все свои предпочтения другому стилю плавания – брассу. Заново «познакомиться» с кролем западная цивилизация смогла в 1844 г. на соревнованиях в Лондоне, где использовавшие кроль американские индейцы легко опередили именитых английских спортсменов, плававших брассом. Европейцы долгое время не могли преодолеть предрассудков и отказывались плавать столь «варварским», по их мнению, способом. Но вскоре (в 1870-х гг.) англичанин Джон Треджен, путешествовавший по Аргентине, обучился технике кроля у коренного местного населения и через несколько лет представил свой новый стиль на соревнованиях в Британии (правда, Джон перенял у индейцев только движения рук – ногами он по-прежнему работал в горизонтальной плоскости). Затем его технику усовершенствовали братья Дик и Тумс Кэвилл из Австралии (огромное влияние на которых оказал стиль плавания жителей Соломоновых островов). Возникший таким образом так называемый «австралийский кроль» был доработан чуть позже американцем Чарльзом Дэниэлсом, включившим в него ещё и шеститактовые гребки ногами. Таким образом, Дэниэлс создал «американский кроль», от которого и идет развитие современного стиля.

Итак, кроль (от англ. crawl - «ползти») - стиль плавания на груди, при котором пловец совершает широкие гребки вдоль тела попеременно левой и правой рукой, одновременно непрерывно и попеременно поднимая и опуская ноги. Лицо спортсмена находится в воде, и лишь периодически во время одного из гребков пловец поворачивает голову, для того чтобы сделать вдох.

Плавание на спине – стиль плавания на спине, визуально похожий на «перевернутый кроль». Так же, как в кроле, пловец совершает здесь попеременные гребки руками (правда взмах выполняется прямой рукой, а не согнутой), в то же время непрерывно и попеременно поднимая и опуская ноги. Так как лицо спортсмена практически постоянно (кроме старта и поворотов) находится над водой, отпадает необходимость выдохов в воду.

Плавание на спине – 3-й по скорости стиль плавания, и единственный, в котором старт выполняется непосредственно из воды.

Брасс (от фр. brass – «рука») - стиль плавания на груди, при котором пловец совершает одновременные и симметричные движения рук, а также одновременные и симметричные движения ног в горизонтальной плоскости под поверхностью воды.

Среди всех стилей плавания брасс – самый древний и, в то же время, самый медленный.

Баттерфляй (от англ. butterfly - «бабочка», альтернативное название «дельфин») - стиль плавания на груди, при котором пловец совершает одновременные и симметричные движения левой и правой частями тела. Руками спортсмен выполняет мощный гребок по широкой траектории, за счет чего передняя часть его корпуса приподнимается над водой, совершая в то же время симметричные волнообразные движения ногами и тазом. Среди всех стилей плавания баттерфляй – наиболее энергозатратный, требующий максимальной выносливости, а также точности исполнения.
Баттерфляй возник в 1935 году, и считался тогда новой разновидностью брасса, разрешенной для применения на соревнованиях. Но в 1953 году, за счет огромного преимущества в скорости перед классическим брассом, баттерфляй был выделен в отдельный стиль плавания.

Методы обучения - теоретически обоснованные и проверенные на практике способы и приемы работы учителя (преподавателя, тренера), применение которых обеспечивает оптимально быстрое и качественное решение задач.

При обучении плаванию применяются три основных группы методов:

Словесные;

Наглядные;

Практические.

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, пояснение, беседа, разбор, анализ, указания, команды, распоряжения.

Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действий и др., тренер помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить, устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов.

Рассказ применяется при организации урока, игры, объяснении ее правил.

Описание создает предварительное представление об изучаемом движении. Описываются его основные, ключевые элементы, но без объяснения, почему оно выполняется так или иначе.

Объяснение должно быть кратким, образным и легким для понима­ния, содержать элементарные теоретические сведения и конкретные практиче­ские указания по выполнению элементов и движений в целом, т. е. дает ответ, почему именно надо делать то или иное, так или по-другому.

Пояснение позволяет уточнять непонятные моменты.

Беседа с обоюдными вопросами и ответами повышает самостоятельность и активность занимающихся, а педагог имеет обратную связь с учащимися, что дополнительно помогает ему узнать своих учеников.

Разбор какого-либо упражнения или задания в целом, игры проводится во время подведения итогов занятия.

Анализ и обсуждение ошибок направлены на коррекцию действий занимающихся. При этом необходимо уделить внимание каждому ученику индивидуально в виде поощрения или замечания.

Указания даются для предупреждения и устранения ошибок до и после выполнения упражнений. Указания заостряют внимание обучаемых на выполении правильных исходных положений, основных ключевых моментов выполняемого движения, разъяснении условий для его правильного воспроизведения, подсказке о всевозможных ощущениях, которые возникают при этом. Например, при освоении правильно выполненного гребка рукой: «Почувствуй, как ты отталкиваешься от воды при каждом гребке».

При работе с детьми указания часто даются в форме образных выражений и различных сравнений, что облегчает понимание сущности задания. Например, при обучении выдоху в воду: «Дуй на воду, как на горячий чай».

Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес.

Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и другие объемные словесные методы и приемы инструктор проводит на суше - до или после занятий в воде.

Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли. Например, он говорит: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделать вдох - «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом к инструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, больше тянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходное положение. Сделать вдох и...»

Таким образом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения.

Все задания на уроке выполняются под команду, она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения.

Команды делятся на предварительные (например, «Опустить лицо в воду!») и исполнительные (например, «Толчок!»). С детьми младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями.

Подсчет в плавании применяется только в начальный период обучения - для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз–два–три, раз–два–три» и т. д.; при изучении движений ногами кролем: коротким «вдох» и длинным «вы-ы-дох» - при освоении выдоха в воду.

Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений. В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнение получится только в том случае, если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя.

Как известно, учебные варианты упражнений для изучения техники плавания значительно отличаются от техники плавания в совершенном, мастерском исполнении. Поэтому, чтобы добиться необходимых движений при начальном обучении плаванию, инструктору приходится давать порой неточные с точки зрения высокого технического мастерства объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений - наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка позволяет избежать типичной ошибки для всех начинающих - излишнего сгибания ног и рук.

К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных, наглядных пособий, фото и видеоматериалов, кинофильмов, а также применение жестикуляции.

Показ включает демонстрацию специальных учебных пособий, видеоматериалов, кино­грамм, кинофильмов:

Непосредственное наблюдение за техникой плавания хороших спорт­сменов, а также знакомство с имитационными движениями, позволяю­щими пловцу лучше понять изучаемый или совершенствуемый техниче­ский элемент;

Разучивание и совершенствование по частям движений рук, ног, одной руки, согласование движения рук и др.,

Разучивание и совершенствование движений в целом;

Устранение ошибок в технике прямым или косвенным путем.

Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок рекомендуется 2–3 раза напрягать мышцы руки по 3–5 с. Однако выполнением отдельных частей (фаз) плавательного цикла увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде - занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ может осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.

Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:

1) инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки;

2) занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.

Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают.

Условия повышенного шума, характерные для бассейна, затрудняют восприятие команд и распоряжений тренера (инструктора). Поэтому в плавании применяется система условных сигналов и жестов, при помощи которых облегчается связь тренера (инструктора) с группой и каждым учащимся в отдельности и управлением учебно-тренировочным процессом. Жестикуляция заменяет команды и распоряжения, помогает уточнить технику выполнения движений, предупреждать и исправлять возникающие ошибки, подсказывать темп и ритм выполнения движений, задавать скорость проплываемых отрезков, останавливать учащихся и др.

К практическим методам относятся:

Метод практических упражнений;

Соревновательный метод;

Игровой метод.

Метод практических упражнений может быть:

Преимущественно направленным на освоение спортивной техники;

Преимущественно направленным на развитие физических качеств.

Обе группы практических упражнений тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга на всех этапах. Первая группа больше применяется на начальных этапах, вторая - на последующих.

Обучение технике движений может вестись двумя методами: методом целостно-конструктивного упражнения (целостного) и методом расчлененно-конструктивного упражнения (по частям).

При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в целом.

Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом применяется на завершающем этапе освоения техники плавания. Совершенствование техники плавания проводится путем целостного выполнения плавательных движений.

Методы развития физических качеств, называемые еще методами тренировки, подразделяются на:

Равномерный (равномерное преодоление расстояния с заданной интенсивностью);

Переменный (равномерное преодоление с различными ускорениями по ходу дистанции);

Повторный (повторное преодоление заданных отрезков с заданной интенсивностью);

Интервальный (повторное преодоление отрезков с заданной интенсивностью, но строго регламентированным, как правило, незначительным интервалом отдыха).

Каждый метод может использоваться при плавании как в полной координации, так и по частям (элементам), а также с чередованием полной координации и отдельных элементов.

Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий.

Помимо всех вышеперечисленных методов в практике плавания применяется и метод непосредственной помощи, который используется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему несколько раз правильно воспроизвести движение.


Похожая информация.


Плавание - это самостоятельное передвижение человека в воде без применения специальных приспособлений. Данная статья расскажет, как научиться плавать взрослому. Для этого необходимо будет изучить основы теории плавания, а затем перейти к практическим занятиям.

Чтобы научиться плавать самостоятельно, нужно узнать также о технике безопасности и правилах поведения в бассейне.

Научиться плавать не так сложно, как многие думают. Навыки плавания можно освоить в любом возрасте, главное - отбросить страхи и предрассудки. Польза плавания для здоровья многогранна. Это занятие является не только приятным времяпровождением в бассейне или на открытой воде, но также:

  • Развивает дыхательную систему;
  • Тренирует сердце и сосуды;
  • Укрепляет мышцы;
  • Стимулирует обменные процессы;
  • Развивает нервную систему;
  • Благотворно действует на иммунитет.

Для постижения азов плавания лучше всего подойдёт бассейн с неглубоким дном или неглубокий водоём. Главное - это твёрдо стоять ногами на поверхности - так, чтобы голова и плечи находились в воздухе. Желательно учиться плавать под наблюдением - для спокойствия и безопасности. Как правильно плавать, лучше всего, конечно, знает специальный тренер, но начать обучение можно и самостоятельно.

Правильное дыхание

Когда человек учится плавать, одной из основных проблем является постановка правильного дыхания. Для начала следует запомнить главный принцип: дышать нужно, совершая глубокий вдох ртом, а выдыхать воздух следует в воду. Правильный способ дыхания необходим, если вы хотите научиться плавать брассом или научиться плавать кролем, а также другими стилями. Чем более глубок вдох, тем лучше вас будет держать вода. Однако наполнять лёгкие на весь объём, отпущенный вам природой, тоже не нужно - это будет создавать дискомфорт и помешает движению в воде.

Есть хорошее упражнение для тренировки дыхания, подходящее для начинающих. Нужно, стоя на мели, вдохнуть воздух полной грудью, после чего погрузиться с головой в воду и сделать полноценный выдох ртом. Это упражнение нужно сделать несколько раз без перерыва: таким образом тренируются профессиональные пловцы.

При плавании нужно выполнять вдох через открытый рот, не меняя положения тела, а лишь поворачивая голову. Дышать носом во время передвижения по воде нецелесообразно капли попадут в носоглотку и могут вызвать дискомфорт или удушье. При плавании дыхание координируется с движениями конечностей, которые характерны для каждого конкретного стиля.

Удержание на воде

Существует четыре основных способа плавания:

  • Брасс (чтобы правильно плавать брассом, нужно совершать синхронные движения конечностями параллельно поверхности воды);
  • Кроль на груди (правильно плавать кролем - это значит совершать попеременные гребки одной и другой половинами тела);
  • Кроль на спине;
  • Баттерфляй - самый сложный стиль плавания (правильно плавать баттерфляем лучше учиться под руководством опытного наставника).

Но прежде чем переходить к стилям, необходимо научится удерживаться на воде. Для этого существует упражнение под названием «звёздочка». Выполняется оно следующим образом:

Это упражнение помогает преодолеть страх перед водой. Если научиться держаться на воде при помощи набранного в лёгкие воздуха, даже не передвигая ногами и руками, дальнейшее обучение будет делом техники.

Отработка движений

Научиться делать движения руками довольно просто - это получается у человека инстинктивным образом. Труднее научиться работать ногами: без помощи нижних конечностей ваше плавание не будет полноценным ни в плане удержания на воде, ни в плане скорости.

Главное в положении ног - это держать носки вытянутыми, хлёстко ударяя ими по воде (при плавании кролем). Чем быстрее удары, тем выше скорость передвижения. Плавание брассом требует других движений ног - этот стиль похож на передвижение в воде лягушки. Для тренировки работы ног нужно удерживаться руками за бортик бассейна или держаться за плавающий предмет, который удержит вас в воде (существуют специально предназначенные для этих целей доски).

Учимся плавать кролем

Для новичков научиться плавать кролем легче всего. Для этого нужно лечь в воду лицом вниз и начать поочерёдно перебирать ногами, поднимая и опуская их, одновременно совершая движения верхними конечностями. Одна рука выносится вперёд, после чего опускается в воду, а сложенной в форме ковша ладонью совершается гребок к бедру.

Затем аналогичное движение выполняется другой рукой. Для дыхания следует выносить голову из воды при каждом втором взмахе, поворачивая лицо в сторону руки, которая в данный момент движется над водой. Вдыхать нужно как можно глубже - для плавания нужны энергия и кислород.

Плавать брассом не сложнее, чем кролем - движения в этом стиле должны быть синхронными, напоминающими лягушачьи. Сложнее научиться плавать баттерфляем - лучше, если вам покажет нужные движения опытный тренер.

Спортивное плавание, которым занимаются профессиональные пловцы, требует специальной подготовки. К карьере пловца нужно готовиться с детского возраста.

Плавание в бассейне

Посещение бассейна, помимо прямой пользы для здоровья, помогает постоянно находиться в форме тем, кто склонен к лишнему весу. Нет лучшего способа для переработки жировых отложений в свободную энергию, чем интенсивные занятие в бассейне.

  • Занятия следует проводить на пустой желудок, иначе пострадает ваше пищеварение: вода оказывает на брюшную полость и пищу довольно сильное давление (принимать пищу лучше за 2,5 часа до тренировки и через час после неё);
  • Лучшее время для занятий - с 16 до 19 часов: утром организм ещё не готов к серьёзным нагрузкам, а вечером ему уже необходим отдых, поэтому тренинг не принесёт результата;
  • В бассейн не стоит надевать никаких украшений: велик риск, что они будут утеряны;
  • Волосы лучше прикрыть резиновой шапочкой, чтобы не подвергать корни длительному воздействию воды;
  • Лучше не ходить босиком в бассейне, а надевать резиновые шлёпанцы;
  • Перед погружением в воду лучше принять тёплый душ или совершить короткую разминку.
  • Для достижения стабильных результатов посещать бассейн надо не меньше 3 раз в неделю - тогда организм привыкает к нагрузкам и лучше сохраняет полученные навыки. О том, чем полезно плавание в бассейне, можно написать отдельную статью. Но достаточно сказать, что люди, регулярно посещающие бассейн, реже болеют простудными и другими заболеваниями, всегда находятся в отличном настроении, не страдают от депрессий, имеют пропорционально развитое тело без лишнего жира, сильную мускулатуру и реже страдают от болезней сердца.

    Федеральное агентство по образованию

    Плавание

    теория. мето дика. практика

    Учебное пособие

    Издательство ОмГТУ

    УДК 797.21(075)

    ББК 75.717.5 я 73

    Рецензенты:

    , канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры Омской государственной медицинской академии;

    , канд. пед. наук, профессор кафедры теория и методика плавания Сибирского государственного университета физической культуры

    Мельникова, О. А.

    М48 Плавание. Теория. Методика. Практика : учеб. пособие / . – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – 80 с.

    Учебное пособие написано в соответствии с программой по дисциплине «Плавание» и требованиями, предъявляемыми к сдаче экзамена по физической культуре для студентов технического университета. Большое внимание уделено вопросам технике и методике обу­чения спортивного и прикладного плавания.

    Пособие предназначено для студентов всех специальностей технических вузов, преподавателей средних и высших учебных заведений.

    Печатается по решению редакционно-издательского совета

    Омского государственного технического университета

    УДК 797.21(075)

    ББК 75.717.5 я 73

    © ГОУ ВПО «Омский государственный

    технический университет», 2009

    ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 4

    Глава I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛАВАНИЯ КАК ЖИЗНЕННО
    ВАЖНОГО НАВЫКА........................................................................................ 5

    1.1. Плавание в дореволюционной России................................................... 6

    1.2. Развитие отечественного плавания после 1917 года............................. 8

    1.3. Оздоровительное значение плавания................................................... 9

    Глава II. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЛАВАНИЯ................................... 12

    2.1. Основные термины и понятия.............................................................. 12

    2.2. Свойства воды....................................................................................... 13

    2.3. Гидростатика......................................................................................... 14

    2.4. Гидродинамика..................................................................................... 16

    2.5. Анатомо-физиологические особенности организма
    и техника плавания............................................................................................. 24

    Глава III. ТЕХНИКА СПОРТИВНОГО ПЛАВАНИЯ..................................... 31

    3.1. Техника плавания способом «кроль» на груди.................................. 32

    3.2. Техника плавания способом «кроль» на спине................................... 36

    3.3. Техника плавания способом «брасс» ................................................. 39

    3.4. Техника плавания способом «дельфин».............................................. 42

    3.5. Техника стартов.................................................................................... 44

    3.6. Техника поворотов............................................................................... 45

    Глава IV. ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ........................................................... 47

    4.1. Техника плавания способом на боку................................................... 47

    4.2. Техника плавания способом «брасс» на спине.................................... 47

    4.3. Техника погружения в воду с поверхности......................................... 47

    4.4. Помощь тонущему................................................................................ 48

    4.5. Оказание первой помощи пострадавшему.......................................... 49

    Глава V. ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ................................................................. 53

    5.1. Комплексы специальных упражнений на суше и в воде для обучения
    и закрепления техники спортивных способов плавания.................................. 53

    5.2. Изучение техники спортивных способов плавания............................. 54

    5.2.1. Способ «кроль» на груди.......................................................... 54

    5.2.2. Способ «кроль» на спине............................................................ 56

    5.2.3. Способ «брасс» .......................................................................... 57

    5.2.4. Способ «дельфин» ...................................................................... 59

    Глава VI. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
    В ПЛАВАНИИ................................................................................................... 65

    6.1. Гибкость в плавании............................................................................. 65

    6.2. Ловкость в плавании............................................................................. 68

    6.3. Выносливость в плавании.................................................................... 69

    6.4. Скоростные способности...................................................................... 72

    Глава VII. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПЛАВАНИИ........ 74

    Глава VIII. МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ.............................................................. 78

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 79

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................... 80

    Введение

    Известно, что физическое развитие человека в онтогенезе подчиняется определенным закономерностям. Главная цель физического воспитания – с помощью его специфических средств (физических упражнений) помочь организму реализовать в процессе индивидуальной жизни свой наследственный двигательный потенциал, способствовать всестороннему развитию личности.

    В основе физического воспитания лежит спортивная тренировка, концепция которой на сегодняшний день, по сути, единственная, научно обоснованная концепция управления естественным двигательным потенциалом человека. Не случайно обучение и тренировка – единый педагогический процесс. С учетом этого за основу нами взято спортивное плавание.

    Плавание как научно-педагогическая дисциплина представляет собой область знаний, изучающую законы взаимодействия организма пловца с водой, в которой организуется его двигательные действия. Изучение такого взаимодействия обусловлено необходимостью двигательных навыков, которые позволили бы передвигаться в водной среде наиболее эффективными способами без специальных приспособлений и поддерживающих средств.

    В основе физического воспитания и спортивной тренировки лежат глубокие биологические закономерности. Именно поэтому становится важным основательное изучение морфологических и функциональных особенностей организма пловца, что, в свою очередь, поможет эффективнее использовать средства физического воспитания.

    Поскольку система условий, в которых выполняются двигательные действия пловца, строго специфична, специфичны и сами плавательные движения. В этой связи перед студентом стоит важнейшая задача познать специфику плавания, установить наиболее общие закономерности плавательных движений. Представляется, что в этом отношении самым важным может стать изучение особенностей водной среды, механизма создания силы тяги и механизма активного гидродинамического сопротивления поступательному движению тела пловца, основной из которых – механизм создания отрицательного градиента давления на поверхности тела пловца. Он реализуется в движениях, которые носят колебательный характер. Все это может заинтересовать именно студентов технического университета.

    Снабжая студентов знаниями теоретических основ по плаванию, мы, с одной стороны, повышаем уровень их образованности по избранной спортивной специализации и способствуем подготовке к теоретическому экзамену, с другой стороны, формируем сознательное и активное отношение студентов к процессу физического воспитания и повышаем его эффективность.

    В этом методическом пособии раскрыты основные теоретические разделы по плаванию в соответствии с рабочей программой по данному виду спорта, принятой в техническом вузе с учетом требований теоретического экзамена по физическому воспитанию. Пособие адресовано студентам и преподавателям высших и средних учебных заведений.

    Глава I . История развития плавания
    как жизненно важного навыка

    Плавание – жизненно важный навык, так как большую часть поверхности земли (71 %) занимает водная среда, и человек вольно или невольно вынужден с ней контактировать.

    С древних времен плавание применялось в быту и в труде человека (во время рыбной ловли и охоты за водоплавающей дичью, при нырянии за жемчугом и ценными раковинами). Многие профессии древних народов, селившихся возле морей, рек, озер, требовали отличного владения плаванием.

    Археологические находки (вазы, статуэтки, амфоры, папирусы, гробницы, наскальная живопись, фрески) свидетельствуют о том, что за несколько тысячелетий до нашей эры народы Египта, Ассирии, Финикии и некоторых других стран умели хорошо плавать, и им были хорошо известны способы плавания, напоминающие современный кроль и брасс. Сегодня об этом можно узнать по целому ряду исторических документов, изданных книг и сохраненных музейных ценностей.

    В Древней Греции еще до нашей эры плавание являлось одним из основных средств физического воспитания, причем не только юношей, но и девушек. «Хромым» (т. е. калекой) считался тот, кто не умел читать, писать, а также плавать. Здоровье, физические качества и красота человеческого тела достигались физическими упражнениями. Идеальным считалось обнаженное мускулистое тело безупречного телосложения с правильными пропорциями.

    Долгие годы во многих государствах плавание занимало важное место в военном деле. Умение преодолевать водные преграды в одежде, воинских доспехах, с вещами и грузом, разведка, специальные задания диверсионного характера требовали отличной плавательной подготовленности.

    Большое значение умению плавать придавали и славянские народы. Об этом говорят различные летописи, предания, легенды, былины и другие источники. Известный советский спе­циалист в области гигиены и физического воспитания -Серазини утверждал: «Славяне при всех своих заболева­ниях и немощах обращались к водным процедурам. Вода употреблялась не только для лечебного воздействия, но как единственное средство, поддерживающее чистоту тела».

    Спортивное плавание зародилось на рубеже XV–XVI вв. Одно из первых соревнований по плаванию проведено в Вене­ции в 1515 г. Оно способствовало прогрессивному развитию тех­ники способов плавания, росту скоростей плавания.

    В 1869 г. возникла первая в мире спортивная организация пловцов – «Ассоциация любителей спортивного плавания Англии».

    В конце XIX столетия спортивное плавание включено в про­грамму Олимпийских игр. На первых Олимпийских играх современности (1896 г.) программа полностью состояла из за­плывов «вольным стилем».

    В 1900 г. на II Олимпиаде, в программу соревнований вклю­чено плавание на спине. В этот период плавали в основном пе­ревернутым брассом. В 1904 г. в самостоятельный способ выделен стиль плава­ния брасс.

    Летом 1908 г. по инициати­ве старейшей в мире национальной «Ассоциации любителей спортивного плавания Англии» и ее президента адвоката Геор­га Херна в Лондоне собрались представители национальных плавательных организаций восьми европейских стран (Вели­кобритании, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Франции и Швеции). Ими было принято решение о создании Всемирной спортивной организации по плаванию (ФИНА), ко­торая разработала единые правила проведения соревнований, стала заниматься проведением крупных соревнований, вклю­чая Олимпийские игры. Регулярное проведение соревнований способствовало совершенствованию техники спортивного пла­вания, поиску новых, более рациональных и быстроходных его способов. Сегодня ФИНА – одна из самых многочисленных международных организаций, насчитывающих более 100 стран-участниц. Проводятся Олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты континентов, национальные первенства. Офици­ально признаны в качестве спортивных способов кроль на гру­ди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.

    1.1. Плавание в дореволюционной России

    Появление и развитие плавания в России относится к древ­нейшим временам. Возникшее как навык, необходимый чело­веку в трудовой деятельности, плавание использовалось в быту и в военном деле.

    Организованное обучение плаванию стало применяться зна­чительно позднее: в середине XVII в. Петр I, создав регулярную армию и флот, включил его в программу подготовки офицеров армии и флота, в боевую подготовку солдат и матросов. Под его руководством проводились учения – «потехи» с форсировани­ем водных преград и сражениями на воде. Плавание было вклю­чено в число учебных дисциплин Морской академии, открытой в 1719 г.

    Во второй половине XVIII в. в России отмечается значитель­ный расцвет науки, культуры и искусства. В печати публиковались статьи, в которых говорилось о необходимости обучения искусству плавания, давались сове­ты по технике плавания и методике обучения. Особенно боль­шое внимание уделялось умению плавать и переправляться вплавь в военном деле. Плавание вводится как предмет, обязательный для изучения, в Морском кадетском корпусе, основанном в 1752 г.

    В XVIII в. плавание как прикладной вид физической подго­товки получило распространение в войсках великого русского полководца. DIV_ADBLOCK54">

    Работа этой школы оказала благотворное влияние на разви­тие спортивного плавания в других городах России. Начиная с 1910 г. спортивная работа по плаванию проводится в летние месяцы в Москве, Харькове, Чернигове, Севастополе, Батуми , Таганроге, Ростове-на-Дону, Самаре и других городах. Во мно­гих из них работой руководили профессиональные инструкто­ры, подготовленные в Шуваловской школе.

    С целью обмена опытом и проверки спортивной подготовлен­ности по предложению Шуваловской школы 7 июля 1913 г. состоялись первые в России междугородние соревнования по плаванию. В каждом номере программы участвовали по два пловца – от Москвы и Петербурга.

    Летом 1913 г. в Киеве была проведена Первая русская олим­пиада, в программе которой было и плавание.

    1.2. Развитие отечественного плавания после 1917 года

    В первые годы советской власти развитие плавания было свя­зано с деятельностью Всеобуча, в программу которого оно вош­ло как важнейшая часть военной подготовки. Плавание становится неразрывной частью системы физичес­кого воспитания.

    Коммунистическая партия и советское пра­вительство принимают целый ряд специальных постановлений о физическом совершенстве советских людей, их подготовке к жизни, к труду, к защите социалистического отечества. Вво­дятся в строй летние плавательные бассейны, открываются школы плавания. Значительно возрастает число спортсменов-пловцов. Увеличивается количество соревнований по плаванию.

    В 1926 г. советские пловцы выезжают в Германию, Францию, Норвегию для участия в соревнованиях с пловцами рабочих спортивных организаций.

    Дальнейшее развитие плавание получает в рамках вновь со­зданного Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Нормативы в плавании становятся обязательными.

    В 1928 г. в Москве была проведена Всесоюзная спартакиада по всем основным видам спорта, в том числе и по плаванию. Помимо советских спортсменов, в спартакиаде приняли учас­тие представители рабочих организаций Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Австрии.

    В стране начинают издаваться учебные пособия : «Теория и практика спортивного плавания» (Л. Геркан, 1925); «Водный спорт» (А. Жемчужников, 1927); «Плавание, прыжки в воду и водное поло» (под ред. Н. Бутовича, 1928)
    и др.

    Работа по развитию плавания не прекращалась даже во время Вели­кой Отечественной войны. В августе 1941 г. на Москве-реке был проведен массовый заплыв на призы газеты «Красный спорт», в апреле 1942 г. состоялось первенство Москвы по плаванию, в апреле 1943 г. проводятся учебно-тренировочные сборы силь­нейших пловцов и личное первенство СССР.

    В 1969 г. Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР анализируется вопрос развития спортивного плавания в стране, причины отставания от дости­жений пловцов США, разрабатываются конкретные меры по устранению недостатков.

    В научно-исследовательских институтах и лабораториях, в вузах ведется углубленная исследовательская работа по совер­шенствованию техники плавания, методики обучения, принци­пов спортивной тренировки и отбора пловцов.

    Существенное влияние на систему подготовки оказала сло­жившаяся система детских и юношеских спортивных соревно­ваний («Веселый дельфин»; на призы газеты «Комсомольская правда»; Спартакиады школьников; Первенства среди девушек и юношей; Первенства среди ДЮСШ и т. д.).

    Вся эта работа привела к тому, что достижения советских спортсменов-пловцов к началу 80-х оказались на уровне миро­вых результатов. Это ярко подтверждается выдающимися по­бедами А. Крылова, С. Коплякова, Ю. Богдановой, М. Коше­вой, Д. Волкова, М. Юрчени, С. Заболотного, И. Полянского, а также В. Сальникова, который на Олимпийских играх в Мос­кве завоевал три золотые олимпийские медали, а через восемь лет на Олимпиаде в Сеуле вновь стал олимпийским чемпионом.

    Сложившаяся система подготовки высококвалифицирован­ного спортсмена-пловца дает свои положительные результаты и сегодня. Об этом свидетельствуют выдающиеся спортивные достижения Е. Садового, А. Попова, Д. Панкратова, Н. Живаневской и многих других.

    1.3. Оздоровительное значение плавание

    Даже простое нахождение в воде без движений вызывает по­вышение обмена энергии вследствие теплоотдачи. Благодаря высокому сопротивлению, на один метр пути при плавании рас­ходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с разной ско­ростью.

    У лиц, систематически занимающихся плаванием, увеличе­ны размеры сердца, при этом известно, что показатели объема полостей сердца являются мерой его функционального резерва.

    Плавание естественно создает условия пониженной гравита­ции. Водная среда позволяет свести до минимума активность мышц, обеспечивающих позу; при этом уменьшается нагрузка на позвоночник, появляется возможность расслабить связочно-суставной аппарат. У пловцов обычно хорошая осанка: они стройны, гибки и не сутулятся.

    Частичная имитация невесомости, горизонтальное положение тела приводят к значительным перераспределениям крови внут­ри сосудистого русла. При переходе человека из вертикального положения в горизонтальное почти полностью исчезает фактор гидростатического давления. В этих условиях уменьшается кро­венаполнение ног, существенно снижается давление на сосуды нижней половины тела, увеличивается кровоснабжение мозга.

    Плавание способствует развитию функции дыхания. На груд­ную клетку пловца действует большое гидростатическое давление. Это затрудняет вдох и выдох; в результате существенно улучшается вентиляция легких, что, в свою очередь, имеет боль­шое профилактическое значение.

    При плавании работают практически все мышцы скелетной мускулатуры. Известно, что оздоровительный эффект физичес­ких упражнений зависит главным образом от размера актив­ной мышечной массы. В условиях дефицита двигательной активности плавание может стать отличным средством ее опти­мизации.

    Нагрузки при плавании чаще всего носят выраженный ди­намический характер. Механизм мышечного «переключения» (напряжение – расслабление) удачно оптимизирует нагрузку. О лечебном и оздоровительном влиянии воды на организм человека люди узнали очень давно. Так, уже у Плиния Старше­го, известного римского историка и писателя, читаем: «Римля­не в течение десяти веков не знали врачей и лечились от всех болезней водой».

    Любое нахождение в воде – это всегда охлаждение. Даже в условиях крытого плавательного бассейна вода обычно на 10–12 °С ниже температуры человеческого тела. В условиях высокой теплоотдачи плавание дает прекрасный закаливающий эффект. Совершенствование процессов терморегуляции неразрывно свя­зано с центральной нервной системой. Улучшение качествен­ных характеристик нервных процессов способствует улучше­нию координации в функционировании всех физиологических систем организма. Таким образом закаливающий эффект распро­страняется на жизнедеятельность всего организма человека.

    Физический потенциал человека определяется множеством факторов биологического и социального характера. Хорошо известно, что двигательная сфера человека жестко наследственно предопределена на весь период его индивидуальной жизни. Такое понимание принципиально меняет сущность целевых установок физического воспитания и спортивной тренировки. Одной из главных задач при этом ста­новится помочь организму реализовать свой наследственный двигательный потенциал. Методологической основой познания сущности феномена физической активности человека может стать предлагаемый в литературе эволюционный подход (). Его центральной гносеологической задачей является формирование научного знания о естественных зако­нах развития физического потенциала человека и разработка на этой основе стратегии социального стимулирования.

    В биологии известен так называемый закон (точнее, правило) Геккеля, сущность которого гласит: каждый появляющийся на свет организм в своем индивидуальном развитии, особенно на начальных этапах, кратко, конспективно повторяет историю развития своих предков, то есть онтогенез во многом повторяет филогенез. Правило еще более справедливо в отношении двига­тельных аппаратов, где оно, по меткому выражению, крупнейшего исследователя XX столетия, «чаще вы­полняется, нежели не выполняется». Вероятно, чтобы человеку реализовать свой наследственный двигательный потенциал, свои двигательные способности, нужно также последовательно и не­противоречиво «извлечь» информацию из генотипа, создав со­ответствующие подкрепления во внешней среде.

    Водные локомоции – филогенетически наиболее древние формы движений. Информация о них заложена у человека в генотипе, что подтверждается наличием врожденного плава­тельного рефлекса, а уровни построения плавательных движе­ний находятся в «низлежащих этажах» центральной нервной системы.

    Вода – колыбель нашей жизни. По сути, она – сама жизнь. Такое понимание позволяет квалифицировать движения в пла­вании как естественные, а существующие сегодня спортивные способы плавания считать тем лучшим, что отобрано человеком в процессе его эволюции и взаимоотношений с водной средой. Это дает возможность рассмотреть, проанализировать, описать плавательные движения с помощью всех известных в природе и обществе законов. Это могут быть законы физики, химии, философии, биологии, медицины и многих других дисциплин.

    Контрольные ЗАДАНИЯ

    1. История развития плавания и основные этапы становления плавания как вида спорта в России .

    2. Развитие плавания на современном этапе.

    3. Оздоровительное значение плавания.

    Глава II . ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЛАВАНИЯ

    2.1. Основные термины и понятия

    Для описания движений в плавании, характеристики техни­ки плавания, анализа ошибок, необходимости их исправления и для решения многих других задач педагогу и самому занима­ющемуся необходимо знание специальных терминов и понятий, наиболее часто употребляемых в плавании.

    Некоторые из них имеют следующие условные обозначения:

    Направления выполняемых движений:

    Вперед – направление, совпадающее с направлением движе­ния пловца.

    Назад – направление, противоположное направлению дви­жения пловца.

    Влево и вправо – направления влево и вправо от направле­ния продвижения пловца.

    Вниз – направление, совпадающее с направлением действия сил тяжести.

    Вверх – направление, противоположное направлению вниз.

    «Продольная» – ли­ния, проходящая через средние точки сечений в грудной и тазовой час­тях.

    «Поперечная» – ли­ния, проходящая гори­зонтально и поперек про­дольной оси через тело пловца, слева направо.

    «Вертикальная» – линия, проходящая че­рез тело пловца сверху вниз.

    «Фронтальная» – вертикально расположенная плоскость, проходящая через тело пловца слева направо (та, которая рас­положена «во фронт»).

    «Горизонтальная» – плоскость, параллельная плоскости воды.

    «Сагиттальная» – вертикальная плоскость, проходящая через тело пловца спереди назад.

    Угол атаки туловища – угол, образованный двумя состав­ляющими: продольной осью тела пловца и линией, параллель­ной поверхности воды, – направлением движения пловца.

    Угол атаки кисти – угол, образованный линией, характе­ризующей направление встречного потока воды и продольной осью кисти.

    Центр тяжести (ЦТ) – точка приложения равнодейству­ющей сил тяжести тела пловца.

    Центр давления (ЦД) – точка приложения равнодейству­ющей сил давления, действующих на покоящееся или движу­щееся в жидкости тело.

    Траектория – линия, которую описывает условная точка тела при своем движении.

    Угол атаки плоскости – угол между плоскостью и траек­торией ее движения.

    Плоскость – поверхность, имеющая два измерения.

    Движущие силы – силы, способствующие продвижению пловца в заданном направлении.

    Силы сопротивления – силы, препятствующие продвиже­нию пловца в заданном направлении.

    Силы тяги – силы, создающие тяговые усилия за счет ак­тивных мышечных сокращений.

    Цикл – система повторяющихся движений, при которых исходное положение и конечное положение совпадают; они ана­логичны.

    Темп – количество движений в единицу времени.

    Ритм – упорядоченность кинематических и динамических элементов структуры движений.

    Шаг – расстояние, на которое пловец перемещается в задан­ном направлении за один цикл движений.

    Движения пловца определяются: а) особенностями среды, в которой происходят двигательные действия пловца; б) особен­ностями организма пловца; в) особенностями взаимоотношений организма пловца и среды, в которой происходят его движения.

    2.2. Свойства воды

    Особенности среды (воды) можно охарактеризовать рядом ее свойств, которые описываются с помощью физических величин.

    Плотность воды. Плотность воды при изменении температу­ры меняется очень мало. Так, в диапазоне температур от 4° до 90 °С изменение составляет лишь 3,5 % и несущественно с прак­тической точки зрения. Если же вспомнить, что в условиях пла­вательного бассейна температура воды колеблется в пределах всего нескольких градусов (24–26 °С), то данная зависимость представляет скорее теоретический интерес.

    Поскольку гидростатическое давление на верхнюю и ниж­нюю части погруженного в воду тела различается и давление внизу значительно больше, на тело действует выталкивающая сила, равная в количественном отношении весу вытесненной телом жидкости. В этом заключена суть закона Архимеда. Фак­тически тело теряет в весе столько, сколько весит вытесненная жидкость, то есть вес человека в воде составляет лишь несколь­ко килограммов, его движения происходят в условиях гипогравитации, что, в конечном итоге, накладывает глубокий отпеча­ток на характер плавательных локомоций.

    Теплоемкость. Теплопроводность. Вода характеризуется теп­лоемкостью и теплопроводностью. При 20 °С коэффициент удельной теплоемкости примерно в 4 раза выше, чем аналогич­ный показатель воздуха. Удельная теплопроводность воды бо­лее чем в 17 раз выше, чем удельная теплопроводность воздуха. Все это в конечном итоге приводит к значительным потерям теп­ла организмом человека. Не случайно говорят: плавание – это всегда охлаждение. В воде с температурой 25°–26 °С обнажен­ный человек за одну минуту теряет тепла в два раза больше, чем в воздушной среде с такой же температурой. Правда, устойчи­вость к охлаждающему воздействию у людей совершенно раз­ная и колеблется в широких пределах. Она лучше у людей с выраженным подкожным жиром, а также специально трени­рованных к условиям плавания в холодной воде.

    Преломление света. Водная среда снижает эффективность зрения. Человек, открыв глаза под водой, видит все предметы смутно и расплывчато, даже если вода прозрачна и освещен­ность хорошая. Причина этого заключается в том, что величи­на преломления (коэффициент преломления) световых лучей в воде близка к величине преломления их роговицей глаза.

    Текучесть воды сравнительно высокая. Это дает возможность пловцу перемещаться в заданном направлении, раздвигая от­дельные слои жидкости. В то же время существует большая трудность для реализации двигательной задачи, поскольку опо­ра – подвижная. Значит, усилия нужно прикладывать строго определенно, чтобы создать опору, и это обстоятельство долж­но быть положено в основу элементарных требований к техни­ке плавания.

    Таким образом, рассмотрены некоторые свойства воды. Ра­зумеется, не все, а лишь некоторые – те из них, которые в наи­большей степени определяют технику плавания. Теперь есть возможность с этого базисного уровня более глубоко рассмот­реть то, что определяет взаимоотношения пловца с водой. Та­кой подход позволит наполнить отмеченное знание конкретным практическим содержанием и логически завершит переход от теории к практике.

    2.3. Гидростатика

    Для того чтобы при движении тело пловца сохраняло поло­жение горизонтальной плавучести, нужно выполнять компен­саторные движения ногами.

    Практика показывает, что у квалифицированных пловцов – хорошая горизонтальная плавучесть. Многие из них могут дос­таточно долго находиться неподвижно на поверхности воды в горизонтальном положении.

    Плавучесть зависит от целого ряда различных факторов. Среди них: плотность воды, морфотип человека, поза пловца в воде, особенности расположения подкожного жира, степень заполнения легких воздухом и др.

    Средняя плотность тела человека определяется соотношени­ем костной, жировой и мышечной тканей. Плотность жировой ткани равна 0,92–0,94; мышечной – 1,04–1,05. Самая тя­желая – костная ткань, особенно трубчатых костей: величина ее плотности в среднем составляет 1,7–1,9. Во многих случа­ях высокая плотность связана с тяжелой костной тканью, большой мышечной массой и малой жировой прослойкой. Преобладание в этом соотношении жировой ткани способствует увеличению плавучести.

    Плавание предъявляет жесткие требования к специфическим для этого вида спорта качествам.

    При анализе признаков телосложения и физической подго­товленности пловцов часто используется такой параметр, как активная масса (мышечная масса + масса костной ткани). Лю­бопытно, что в зависимости от плавательной специализации данный параметр имеет отличия. Так, у специализирующихся в кроле спринтеров активная масса составляет 72,3 % от общей массы тела, у средневиков – 72 %, у стайеров – 68,4 % (, 1986).

    Процентное содержание жировой ткани у спринтеров выше, чем у стайеров.

    У специализирующихся в кроле на спине относительный вес активной массы составляет 70,5 %, при этом он незначительно отличается от такового у представителей других способов пла­вания. Жировой ткани у них – 8,6 % . Вместе с тем относитель­ный вес костной ткани у них значительно меньше, чем у пред­ставителей других плавательных специализаций. По мнению (1986), это имеет немаловажное значение для успеха при плавании на спине.

    У специализирующихся в плавании способом дельфин актив­ная масса составляет 71,6 %. Они имеют наибольший относи­тельный вес жировой ткани (11 %) и почти такой же низкий процент костной ткани, как у «спинистов».

    У мужчин, специализирующихся в комплексном плавании, активная масса составляет 71,4 % .

    Пловцы, работа которых носит выраженный скоростно-силовой характер, имеют большие величины веса тела, обхватных размеров, мышечной массы. К ним относятся кролисты-сприн­теры, а также представители дельфина и брасса.

    Успеха в плавании на спине добиваются спортсмены с силь­ными руками. Это довольно «легкие» пловцы, у которых по сравнению с представителями спринтерского кроля и дель­фина небольшие вес тела и масса мышечной ткани.

    Специализирующиеся в комплексном плавании (по показа­телям обхватов, площадей сечений и составу тела) приближа­ются к специализирующимся в спринтерском кроле, дельфине и брассе.

    Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Физическая культура» (квалификация «бакалавр»).
    Изложена история возникновения и развития плавания, охарактеризовано современное его состояние. Особое внимание уделено основам техники плавания, представлена методика обучения спортивным и прикладным способам плавания. Подробно освещены вопросы организации и проведения занятий по плаванию, обеспечения техники безопасности на занятиях, организации и проведения соревнований, а также особенности обучения плаванию детей. Раскрыты физкультурно-оздоровительные технологии с использованием плавания.
    Для студентов учреждений высшего образования.

    Классификация предмета «Плавание».
    Плавание - способность человека передвигаться в воде с помощью движений рук, ног и туловища без поддерживающих средств.

    Предметом учебной дисциплины «Плавание» является изучение закономерностей физического совершенствования человека с помощью специфичных для плавания средств, методов и форм организации занятий.

    Главная задача обучения плаванию - способствовать укреплению здоровья людей, повышению их работоспособности, творческого долголетия, бодрости, силы и выносливости, приобретению жизненно важного навыка.

    Учебная дисциплина «Плавание» развивается с учетом других дисциплин: анатомии, физиологии, педагогики, теории физической культуры, основ спортивной тренировки, гидродинамики, спортивной медицины. Как учебная дисциплина оно определяется принципами и закономерностями развития и функционирования организма в процессе занятий, формирования техники движений, приемов и действий в воде. Основная задача учебной дисциплины - дать обучающимся знания, привить умения и основные педагогические навыки, которые они в дальнейшем будут применять в своей практической деятельности.

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие (А. А. Литвинов)
    Глава 1. Плавание как учебная дисциплина (Т. В. Рыбьякова)
    1.1. Классификация предмета «Плавание»
    1.2. Спортивное плавание
    1.3. Прикладное и оздоровительное плавание
    1.4. Водные виды спорта
    Глава 2. История развития плавания (Т.В. Рыбьякова)
    2.1. Развитие плавания в мировой истории
    2.1.1. Плавание в древние века
    2.1.2. Плавание в Средние века
    2.1.3. Плавание в Новое время
    2.2. Развитие плавания в России
    2.2.1. Плавание в Древней Руси
    2.2.2. Плавание в России в XVIII и XIX вв
    2.2.3. Плавание в России в начале XX в
    2.2.4. Состояние плавания в России в 1917-1941 гг
    2.2.5. Плавание в годы Великой Отечественной войны
    2.2.6. Развитие плавания в послевоенный период
    2.3. Анализ выступлений пловцов на Олимпийских играх
    Глава 3. Основы техники спортивного плавания (А. В. Козлов, Е. Ф. Орехов)
    3.1. Общие сведения
    3.2. Физические свойства воды
    3.2.1. Вязкость воды
    3.2.2. Плотность воды
    3.2.3. Удельный вес и плавучесть тела
    3.3. Равновесие тела в воде
    3.4. Гидростатическое давление
    3.5. Виды сопротивления движению тела
    3.5.1. Сопротивление формы
    3.5.2. Сопротивление трения
    3.5.3. Сопротивление волнообразования
    3.6. Сила сопротивления движению тела в воде
    3.7. Кинематические характеристики движений
    3.8. Динамические характеристики движений
    3.9. Элементы движений пловцов
    Глава 4. Техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов (А. В. Козлов, Е.Ф. Орехов)
    4.1. Техника плавания кролем на груди
    4.2. Техника плавания кролем на спине
    4.3. Техника плавания брассом на груди
    4.4. Техника плавания баттерфляем
    4.5. Техника поворотов в спортивном плавании
    4.6. Техника стартов в спортивном плавании
    Глава 5. Основы методики обучения плаванию (Е. В. Ивченко, А. А. Литвинов)
    5.1. Цель и задачи обучения плаванию
    5.2. Реализация принципов обучения при занятиях плаванием
    5.2.1. Принцип сознательности и активности
    5.2.2. Принцип наглядности
    5.2.3. Принцип систематичности и последовательности
    5.2.4. Принцип прочности
    5.2.5. Принцип доступности
    5.2.6. Принцип научности
    5.2.7. Принцип индивидуализации
    5.2.8. Принцип связи теории с практикой
    5.3. Методы обучения
    5.3.1. Словесные методы
    5.3.2. Наглядные методы
    5.3.3. Практические методы
    5.4. Средства обучения плаванию
    5.4.1. Общеразвивающие и специальные упражнения
    5.4.2. Подготовительные упражнения по освоению с водой
    5.4.3. Учебные прыжки в воду
    5.4.4. Игры и развлечения на воде
    5.4.5. Характеристика упражнений для изучения техники плавания, стартов и поворотов
    5.5. Этапы обучения плаванию
    5.6. Классификация ошибок, причины их возникновения
    5.7. Учет возрастных особенностей в процессе обучения плаванию
    5.8. Меры безопасности при проведении занятий плаванием
    Глава 6. Обучение спортивным способам плавания, стартам и поворотам (А. В. Козлов, А. А. Литвинов)
    6.1. Изучение подготовительных упражнений по освоениюс водой
    6.2. Упражнения для изучения техники плавания кролем на груди
    6.3. Упражнения для изучения техники плавания кролем на спине
    6.4. Упражнения для изучения техники плавания брассом на груди
    6.5. Упражнения для изучения техники плавания баттерфляем
    6.6. Упражнения, применяемые для изучения поворотов
    6.7. Изучение стартов с тумбочки
    6.8. Изучение стартов из воды
    Глава 7. Методика обучения детей плаванию (А. А. Литвинов)
    Глава 8. Организация занятий плаванием (Е.В. Ивченко)
    8.1. Организация и планирование замятий по плаванию
    8.2. Организация и проведение урока по плаванию
    8.3. Подготовка преподавателя к уроку
    Глава 9. Прикладное плавание (А. В. Козлов, Е. Ф. Орехов)
    9.1. Ныряние
    9.1.1. Общие сведения
    9.1.2. Физиологические явления при нырянии
    9.1.3. Погружение под воду
    9.1.4. Техника плавания под водой
    9.1.5. Обучение нырянию
    9.1.6. Правила безопасности при занятиях нырянием
    9.2. Спасение утопающих
    9.2.1. Организация спасательной службы
    9.2.2. Спасательный инвентарь и техника его применения
    9.2.3. Спасание тонущих вплавь
    9.2.4. Виды утопления
    9.2.5. Непрямой, или закрытый, массаж сердца
    9.2.6. Способы искусственного дыхания
    9.2.7. Помощь при массовых несчастных случаях
    9.2.8. Оказание первой помощи провалившемуся под лед
    9.3. Прикладные способы плавания (на боку и брасс на спине)
    9.3.1. Плавание на боку
    9.3.2. Обучение плаванию на боку
    9.3.3. Плавание брассом на спине
    9.3.4. Обучение плаванию брассом на спине
    9.4. Переправы вплавь
    9.4.1. Переправа с бревном, доской или связкой жердей
    9.4.2. Переправа с помощью вязанок дров, хвороста, камыша или соломы
    9.4.3. Переправа не умеющих плавать или слабо плавающих
    9.4.4. Переправа по веревке
    9.4.5. Переправа на плотах
    9.4.6. Переправа вброд
    9.4.7. Снимание одежды и снаряжения в воде
    9.4.8. Плавание при большой волне
    Глава 10. Организация и проведение соревнований по плаванию (Б. В. Синев)
    10.1. Типы соревнований в спортивном плавании
    10.2. Основная документация
    10.2.1. Календарный план соревнований
    10.2.2. Положение о соревновании
    10.3. Возраст участников, их обязанности и допуск к соревнованиям
    10.4. Костюм участника
    10.5. Представитель
    10.6. Подготовка мест соревнований
    10.7. Состав судейской коллегии и основные обязанности судей
    Глава 11. Проведение занятий по плаванию в системе физического воспитания (Е. В. Ивченко, Е.А. Ивченко)
    11.1. Занятия плаванием с грудными детьми
    11.2. Замятия плаванием с детьми дошкольною возраста
    11.3. Занятия плаванием в общеобразовательной школе
    11.4. Занятия плаванием в средних специальных учебных заведениях
    11.5. Занятия плаванием в летних оздоровительных лагерях
    11.6. Плавание в высших учебных заведениях
    11.7. Плавание в физкультурном ВУЗе
    11.8. Плавание в Вооруженных силах
    11.9. Рекреационные занятия плаванием
    Глава 12. Физкультурно-оздоровительные технологии с использованием средств плавания (Р. В. Кууз)
    12.1. Что такое «здоровье», «здоровый образ жизни»
    12.2. Понятия «фитнес», «аквафитнес», современные формы аквафитнеса
    12.2.1. Оздоровительное плавание
    12.2.2. Гидроаэробика
    12.2.3. Гидрошейпинг
    12.2.4. Гидропрофилактика
    12.2.5. Занятия в группах семейного плавания
    12.2.6. Кондиционное плавание
    12.2.7. Лечебно-оздоровительное плавание
    12.3. Оборудование для занятий аквафитнесом
    Список литературы.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать djvu
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


    Скачать книгу Теория и методика обучения базовым видам спорта, Плавание, Литвинов А.А., Козлов А.В., Ивченко Е.В., 2014 - djvu - Яндекс.Диск.



  • Разделы сайта