Теория и методика занятий плаванием. Теория и практика плавания

Введение

Далеко не все люди умеют плавать. Как правило этому учатся в детстве, потому что в младшем возрасте научиться плавать намного проще. Сейчас, в пору популярности здорового образа жизни, правильного питания и регулярных спортивных занятий, всё больше людей принимают решение заняться плаваньем. И неудивительно ведь польза плавания для здоровья очевидна, а бассейнов, по крайней мере, в городах строят всё больше и больше. Но что же делать тем, кто уже будучи в возрасте от 15-22 лет до сих пор не умеет плавать? В этом реферате я постараюсь описать возможность самостоятельно научиться плавать взрослому человеку и дать несколько советов, которые возможно пригодятся для организации процесса обучения и скорейшего достижения желаемого результата. Для этого необходимо будет изучить основы теории плавания, а затем перейти к практическим занятиям. Чтобы научиться плавать самостоятельно, нужно узнать также о технике безопасности и правилах поведения в бассейне.

Теория и практика плавания

Для начала необходимо правильно выбрать место для занятий. Все упражнения рассчитаны на то, что вы будете заниматься в пресной воде. Морская вода хоть и повышает плавучесть, особенно в южных морях, но ненамного, если вы конечно, не в Мертвом море. Дно должно быть пологим и ровным. Лучше если грунт будет песчаный или галечный. Если дно неровное или илистое, то это может осложнить занятия. Также уберите с места занятий все водные растения, в которых можно запутаться. Вода должна быть спокойной. Заниматься при сильном течении нельзя. Волн в идеале быть не должно. Чем меньше волн, тем вам легче будет освоить упражнения. Желательно чтобы место было немноголюдным, и вам никто не мешал, но обязательно в пределах видимости должны быть люди, чтобы в случае чего они смогли придти на помощь. Хорошо, если с вами будет человек, который уже умеет плавать, чтобы он смог контролировать ваши успехи и помочь в случае опасности. Вода обязательно должна быть теплой. В холодной воде вы не сможете эффективно выполнить упражнения, потому что при замерзании человек сможет задержать дыхание лишь на непродолжительное время, а вам придется много нырять и задерживать дыхание. Таким образом, идеальное место - тихий пруд с пологим песчаным дном или специальный бассейн.

Желательно для выполнения некоторых упражнений приобрести или изготовить прищепку для носа, как у спортсменок в синхронном плавании. Это облегчит выполнение большинства упражнений основанных на нырянии. Длинные волосы желательно заправить под шапочку, чтобы они не мешались во время обучения.

Научиться плавать не так сложно, как многие думают. Навыки плавания можно освоить в любом возрасте, главное -- отбросить страхи и предрассудки. Польза плавания для здоровья многогранна. Это занятие является не только приятным времяпровождением в бассейне или на открытой воде, но также:

  • § Развивает дыхательную систему;
  • § Тренирует сердце и сосуды;
  • § Укрепляет мышцы;
  • § Стимулирует обменные процессы;
  • § Развивает нервную систему;
  • § Благотворно действует на иммунитет.

Для постижения азов плавания лучше всего подойдёт бассейн с неглубоким дном или неглубокий водоём. Главное -- это твёрдо стоять ногами на поверхности -- так, чтобы голова и плечи находились в воздухе. Желательно учиться плавать под наблюдением -- для спокойствия и безопасности. Как правильно плавать, лучше всего, конечно, знает специальный тренер, но начать обучение можно и самостоятельно.

Козлов А.В.

Учебное пособие

Санкт-Петербург

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА»

Козлов А.В.

Теория и методика плавания: основы и техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов

в качестве учебного пособия по направлению

49.03.01 «Физическая культура»

Санкт-Петербург

К59 Рецензенты:

Ю.М. Высоцкий , к.п.н., профессор (СПб ГПУ);А.И. Крылов , д.п.н., профессор (НГУ им. П.Ф. Лесгафта).

Козлов А. В.

К59 Теория и методика плавания: основы и техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов: учебное пособие / А. В. Козлов; НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2014. -

Печатается по решению учебно-методического совета НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Протокол № 14 от 5 июня 2014 г.

В данном учебном пособии рассматриваются основы техники плавания, техника выполнения движений в спортивных способах плавания, стартах и поворотах.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура».

© НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2014

© Козлов А. В., 2014

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ СПОРТИВНЫХ

СПОСОБОВ ПЛАВАНИЯ………………………………..

1.1. Физические свойства воды……………………………. 4

1.2. Равновесие тела в воде…………………………………. 7

1.3. Гидростатическое давление……………………………

1.4. Сопротивление движению тел…………………………

1.5. Виды сопротивления……………………………………

1.6. Сила сопротивления движению тел в воде……………

1.7. Кинематические характеристики движений………….

1.8. Динамические характеристики движений……………

1.9. Элементы движений пловцов………………………….

ГЛАВА 2. ТЕХНИКА СПОРТИВНЫХ СПОСОБОВ

ПЛАВАНИЯ…………………………………………………

2.1. КРОЛЬ НА ГРУДИ……………………...........................

История развития кроля на груди………………………….

Техника кроля на груди……………………………………..

2.2. КРОЛЬ НА СПИНЕ.........................................................

История развития кроля на спине…………………………..

Техника кроля на спине……………………………………..

2.3. БРАСС НА ГРУДИ...........................................................

История развития брасса на груди…………………………

Техника брасса на груди…………………………………….

2.4. ДЕЛЬФИН……………………………………................. 92

История развития дельфина………………………………... 92

Техника дельфина…………………………………………… 96

2.5. ТЕХНИКА ПОВОРОТОВ В СПОРТИВНОМ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ СПОРТИВНОГО ПЛАВАНИЯ

Раздел учебной программы спортивного плавания "основы техники плавания" очень важен для специалиста, который занимается конструированием техники плавания. Поскольку техника движений пловца, в первую очередь, связана

с его биологическими особенностями и физиологическими возможностями, необходимо хорошо знать законы гидромеханики - науки, которая рассматривает взаимодействие тел

с водой как при неподвижном их положении, так и при движении. При конструировании техники специалисту необходимо приспосабливать биологическую сферу обучаемого к законам гидродинамики, которые, в отличие от биологических закономерностей, неизменяемы.

1.1. Физические свойства воды Вязкость воды

В отличие от плотных сред, вода обладает качеством текучести. Отдельные молекулы воды перемещаются друг относительно друга при применении внешнего усилия. Для смещения отдельных молекул необходимо приложить усилие, которое обусловлено силами трения, возникающими между ними. Это явление называется динамической вязкостью жидкости. При повышении температуры ее вязкость уменьшается. Динамическая вязкость воды увеличивается, если в воде растворены какие-либо вещества. Так, в морской воде, содержащей неорганические элементы, вязкость заметно выше, чем в пресной воде. Динамическая вязкость измеряется в "пуазах" (П ). Один пуаз равенП =0,1Нс , гдеН - ньютон,с - секунды. На практике вязкость определяется экспериментально по количеству капель, проходящих через трубку диаметром2,8

Плотность воды

Плотностью называется масса вещества в единице его объема. Она измеряется в кг/м 3 . Обозначается плотность прописной буквой "Р ".

P=M/V , гдеМ - масса вещества,V - объем вещества.

Пресная вода при температуре 4° Цельсия имеет плотность, равную1000 кг/м 3 . Морская вода при той же температуре имеет плотность, равную1010 - 1030 кг/м 3 . Если сравнить плотность воды с плотностью воздуха, то вода оказывается примерно в800 раз плотнее. Плотность воды в условиях земли - величина постоянная и практически не зависит от давления. На самых больших глубинах океана она равна плотности воды на ее поверхности. Поэтому, если тело приобрело отрицательную плавучесть и начало тонуть, то, как бы не был глубоким водоем, оно опустится на его дно. Неизменная плотность воды обусловлена ее несжимаемостью, которая широко используется в технике для передачи давления на расстоянии. Несжимаемость воды дает возможность развивать усилие при отталкивании от воды, что является важным фактором для создания гребковой силы.

Удельный вес и плавучесть тела

Удельным весом называется вес вещества в единице объема. Удельный вес может измеряться в кг/м 3 ,кг/дм 3 иг/см 3 и обозначается греческой буквой.

Д/У , где:Д - вес тела,V - объем тела.

По размерности плотность и удельный вес воды мало различаются и незначительно изменяются в зависимости от давления и температуры воды. Удельный вес дистиллированной воды равен 1020 кг/м 3 или1 кг/дм 3 , или1 г/см 3 . Вода, насыщенная солями, имеет удельный вес больше, чем пресная. Так морская вода имеет удельный вес от1,15 до1,3 г/см 3 .

Согласно закону Архимеда , на тело, погруженное в воду,

действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной телом жидкости. Равнодействующая этих выталкивающих сил проходит через центр тяжести вытесненного объема и направлена вертикально вверх. Если вес

тела больше вытесненной им воды, то тело имеет отрицательную плавучесть и погружается на дно. Если вес вытесненной телом воды больше веса тела, то тело плавает по поверхности воды, и в этом случае оно имеет положительную плавучесть. Если вес вытесненной телом воды равен весу тела, то тело может находиться в неподвижном положении на любой глубине. Такая плавучесть называется нейтральной или нулевой. Практически нулевой плавучести не бывает, как не бывает абсолютного равенства между весом тела и весом вытесненной им воды.

Поскольку плавучесть любого тела по закону Архимеда определяется отношением его удельного веса к удельному весу воды, определив, насколько различаются удельные веса плавающего тела и воды, можно определить степень плавучести тела. Удельный вес человеческого тела при полном вдохе в среднем равен 0,92 г/см 3 , при выдохе в связи с уменьшением объема тела -1,2 г/см 3 . Наибольший удельный вес в теле человека имеет костная ткань -1,7 - 1,9 г/см 3 , меньше удельный вес мышечной ткани -1,04 -1,08 г/см 3 и самый малый удельный вес имеет жировая ткань - 0,92 - 0,94 г/см3 . Так как удельный вес морской воды больше, чем пресной, человек в ней обладает большей плавучестью, и его тело лежит более высоко, чем в пресной воде. В связи с этим в морской воде можно плыть быстрее. По этой причине международная федерация плавания не фиксирует рекордных результатов, показанных в морской воде.

Для определения удельного веса тела человека используют прямой метод, с помощью которого измеряют объем и вес тела. Для этого необходимо иметь емкость, в которую заливают воду и помещают в нее испытуемого. Уровень изменения количества воды, умноженный на размеры используемой емкости, и будет являться объемом тела. Затем, измерив вес тела и разделив его на объем, получим удельный вес тела. Но не всегда имеется возможность использовать мерную емкость таких размеров, в которую можно бы было поместить тело человека. Поэтому для того, чтобы узнать степень плавучести, определяют разницу между весом тела в воде и величиной выталкивающей силы воды. Для этого необходим безмен, пояс,

груз весом 4 или 5 килограммов и небольшой кусок веревки

На испытуемого надевается пояс, к которому спереди крепится груз, например в 5 килограмм , а сзади безмен. Войдя в воду, испытуемый принимает положение группировки и погружается полностью под воду. Удерживая безмен над водой, необходимо зафиксировать силу, с которой погруженный растягивает его.

Например, на безмене зафиксировано 3 кг . Это значит, что выталкивающая сила воды больше силы тяжести на2 кг , т.е. плавучесть тела положительная в2 килограмма . Если на безмене значение будет больше веса груза5 кг , значит плавучесть у испытуемого отрицательная. Для более точного определения разницы между весом тела и выталкивающей силы воды следует прибавить к показанию безмена вес воды, вытесненный грузом.

Плавучесть тела имеет большое значение при решении вопроса, какую конструировать технику движений. Пловцы с хорошей плавучестью для удержания тела в высоком положении меньше тратят для этого усилий при гребке. У таких пловцов относительные траектории движений рук при гребках вытянуты в горизонтальной плоскости, у пловцов с меньшей плавучестью больше усилий тратиться на опору руками вниз. Замечено, что плавучесть у мужчин меньше, чем у женщин, у спринтеров меньше, чем у стайеров. Критерий плавучести можно использовать для определения как специализации в плавании, так и характера технических действий.

1.2. Равновесие тела в воде

Любое тело, погруженное в воду, находится в неподвижном положении лишь в том случае, когда выталкивающая сила равна или больше веса тела, и центры выталкивающих сил и сил

тяжести размещаются на одной вертикали (рис. 2). В человеческом теле, лежащем на поверхности воды, центр сил тяжести F и центр выталкивающих силР располагаются на разных вертикалях (рис. 3).

разные удельные веса. Ноги, которые состоят в основном из костной и мышечной тканей, имеют больший удельный вес, чем верхняя половина тела. Поэтому очень часто центр сил тяжести располагается в поясничной части на уровне пятого поясничного позвонка, а центр выталкивающих сил смещен на 2-3 позвонка в сторону головы. При таком расположении центров расстояние между ними называется плечом сил. Поскольку равнодействующие этих сил имеют разную направленность, возникает момент вращения, в результате которого ноги погружаются. Вращение тела прекратится, когда оба центра будут располагаться на одной вертикали.

Расположение центра тяжести и центра выталкивающих сил у разных людей не одинаково. Оно зависит от анатомических особенностей строения тела. У людей с развитой мышечной массой ног, при которой, чаще всего, имеется развитая костная ткань, расстояние между центрами будет больше. У детей из-за большего веса головы по отношению к туловищу, расстояние между центрами отсутствует, и поэтому дети устойчиво лежат на поверхности воды без дополнительных движений. У мужчин расстояние между центром сил тяжести и центром выталкивающих сил больше, чем у женщин.

С возрастом в связи с изменением соотношений мышечной, костной и жировой тканей в сторону увеличения массы жира, наряду с уменьшением удельного веса всего тела, происходит сближение центров. Поэтому часто наблюдается способность людей в зрелом и пожилом возрасте выполнять лежание без каких-либо усилий. Если центр сил тяжести и центр выталкивающих сил не располагаются на одной вертикали, то с помощью определенных приемов их можно приблизить и даже совместить. Делается это следующим образом. Руки из положения вдоль тела (рис. 4) перемещаются за голову.

Рис. 4 Если такое перемещение рук не приводит к совмещению

центров, надо разогнуть лучезапястные суставы и приподнять над водой кисти или даже часть предплечья. Если при этом тело не тонет, вращение прекратится, и тело будет занимать устойчивое положение. Это происходит потому, что при подъеме рук над водой со стороны головы уменьшается выталкивающая сила воды и весом рук устанавливается равновесие.

В процессе обучения плаванию при выполнении упражнений на лежание следует иметь в виду, что при больших расстояниях между центром сил тяжести и центром выталкивающих сил поднимание рук над водой не приводит к остановке вращения, и с такими людьми нецелесообразно выполнять упражнения "лежание на воде". Определение расположения центра сил тяжести и центра выталкивающих сил требует специальных приспособлений. В практической работе тренера можно применить косвенный метод, не требующий использования каких-либо конструкций. Для этого пловцу необходимо принять в воде горизонтальное положение на груди или на спине. По команде пловец должен сделать вдох и прижать руки к телу (рис. 3). В этот же момент запускается секундомер и определяется время, в течение которого тело, вращаясь, займет вертикальное положение. Продолжительность вращения будет характеризовать расстояние между центрами. Чем

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Физическая культура» (квалификация «бакалавр»).
Изложена история возникновения и развития плавания, охарактеризовано современное его состояние. Особое внимание уделено основам техники плавания, представлена методика обучения спортивным и прикладным способам плавания. Подробно освещены вопросы организации и проведения занятий по плаванию, обеспечения техники безопасности на занятиях, организации и проведения соревнований, а также особенности обучения плаванию детей. Раскрыты физкультурно-оздоровительные технологии с использованием плавания.
Для студентов учреждений высшего образования.

Классификация предмета «Плавание».
Плавание - способность человека передвигаться в воде с помощью движений рук, ног и туловища без поддерживающих средств.

Предметом учебной дисциплины «Плавание» является изучение закономерностей физического совершенствования человека с помощью специфичных для плавания средств, методов и форм организации занятий.

Главная задача обучения плаванию - способствовать укреплению здоровья людей, повышению их работоспособности, творческого долголетия, бодрости, силы и выносливости, приобретению жизненно важного навыка.

Учебная дисциплина «Плавание» развивается с учетом других дисциплин: анатомии, физиологии, педагогики, теории физической культуры, основ спортивной тренировки, гидродинамики, спортивной медицины. Как учебная дисциплина оно определяется принципами и закономерностями развития и функционирования организма в процессе занятий, формирования техники движений, приемов и действий в воде. Основная задача учебной дисциплины - дать обучающимся знания, привить умения и основные педагогические навыки, которые они в дальнейшем будут применять в своей практической деятельности.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие (А. А. Литвинов)
Глава 1. Плавание как учебная дисциплина (Т. В. Рыбьякова)
1.1. Классификация предмета «Плавание»
1.2. Спортивное плавание
1.3. Прикладное и оздоровительное плавание
1.4. Водные виды спорта
Глава 2. История развития плавания (Т.В. Рыбьякова)
2.1. Развитие плавания в мировой истории
2.1.1. Плавание в древние века
2.1.2. Плавание в Средние века
2.1.3. Плавание в Новое время
2.2. Развитие плавания в России
2.2.1. Плавание в Древней Руси
2.2.2. Плавание в России в XVIII и XIX вв
2.2.3. Плавание в России в начале XX в
2.2.4. Состояние плавания в России в 1917-1941 гг
2.2.5. Плавание в годы Великой Отечественной войны
2.2.6. Развитие плавания в послевоенный период
2.3. Анализ выступлений пловцов на Олимпийских играх
Глава 3. Основы техники спортивного плавания (А. В. Козлов, Е. Ф. Орехов)
3.1. Общие сведения
3.2. Физические свойства воды
3.2.1. Вязкость воды
3.2.2. Плотность воды
3.2.3. Удельный вес и плавучесть тела
3.3. Равновесие тела в воде
3.4. Гидростатическое давление
3.5. Виды сопротивления движению тела
3.5.1. Сопротивление формы
3.5.2. Сопротивление трения
3.5.3. Сопротивление волнообразования
3.6. Сила сопротивления движению тела в воде
3.7. Кинематические характеристики движений
3.8. Динамические характеристики движений
3.9. Элементы движений пловцов
Глава 4. Техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов (А. В. Козлов, Е.Ф. Орехов)
4.1. Техника плавания кролем на груди
4.2. Техника плавания кролем на спине
4.3. Техника плавания брассом на груди
4.4. Техника плавания баттерфляем
4.5. Техника поворотов в спортивном плавании
4.6. Техника стартов в спортивном плавании
Глава 5. Основы методики обучения плаванию (Е. В. Ивченко, А. А. Литвинов)
5.1. Цель и задачи обучения плаванию
5.2. Реализация принципов обучения при занятиях плаванием
5.2.1. Принцип сознательности и активности
5.2.2. Принцип наглядности
5.2.3. Принцип систематичности и последовательности
5.2.4. Принцип прочности
5.2.5. Принцип доступности
5.2.6. Принцип научности
5.2.7. Принцип индивидуализации
5.2.8. Принцип связи теории с практикой
5.3. Методы обучения
5.3.1. Словесные методы
5.3.2. Наглядные методы
5.3.3. Практические методы
5.4. Средства обучения плаванию
5.4.1. Общеразвивающие и специальные упражнения
5.4.2. Подготовительные упражнения по освоению с водой
5.4.3. Учебные прыжки в воду
5.4.4. Игры и развлечения на воде
5.4.5. Характеристика упражнений для изучения техники плавания, стартов и поворотов
5.5. Этапы обучения плаванию
5.6. Классификация ошибок, причины их возникновения
5.7. Учет возрастных особенностей в процессе обучения плаванию
5.8. Меры безопасности при проведении занятий плаванием
Глава 6. Обучение спортивным способам плавания, стартам и поворотам (А. В. Козлов, А. А. Литвинов)
6.1. Изучение подготовительных упражнений по освоениюс водой
6.2. Упражнения для изучения техники плавания кролем на груди
6.3. Упражнения для изучения техники плавания кролем на спине
6.4. Упражнения для изучения техники плавания брассом на груди
6.5. Упражнения для изучения техники плавания баттерфляем
6.6. Упражнения, применяемые для изучения поворотов
6.7. Изучение стартов с тумбочки
6.8. Изучение стартов из воды
Глава 7. Методика обучения детей плаванию (А. А. Литвинов)
Глава 8. Организация занятий плаванием (Е.В. Ивченко)
8.1. Организация и планирование замятий по плаванию
8.2. Организация и проведение урока по плаванию
8.3. Подготовка преподавателя к уроку
Глава 9. Прикладное плавание (А. В. Козлов, Е. Ф. Орехов)
9.1. Ныряние
9.1.1. Общие сведения
9.1.2. Физиологические явления при нырянии
9.1.3. Погружение под воду
9.1.4. Техника плавания под водой
9.1.5. Обучение нырянию
9.1.6. Правила безопасности при занятиях нырянием
9.2. Спасение утопающих
9.2.1. Организация спасательной службы
9.2.2. Спасательный инвентарь и техника его применения
9.2.3. Спасание тонущих вплавь
9.2.4. Виды утопления
9.2.5. Непрямой, или закрытый, массаж сердца
9.2.6. Способы искусственного дыхания
9.2.7. Помощь при массовых несчастных случаях
9.2.8. Оказание первой помощи провалившемуся под лед
9.3. Прикладные способы плавания (на боку и брасс на спине)
9.3.1. Плавание на боку
9.3.2. Обучение плаванию на боку
9.3.3. Плавание брассом на спине
9.3.4. Обучение плаванию брассом на спине
9.4. Переправы вплавь
9.4.1. Переправа с бревном, доской или связкой жердей
9.4.2. Переправа с помощью вязанок дров, хвороста, камыша или соломы
9.4.3. Переправа не умеющих плавать или слабо плавающих
9.4.4. Переправа по веревке
9.4.5. Переправа на плотах
9.4.6. Переправа вброд
9.4.7. Снимание одежды и снаряжения в воде
9.4.8. Плавание при большой волне
Глава 10. Организация и проведение соревнований по плаванию (Б. В. Синев)
10.1. Типы соревнований в спортивном плавании
10.2. Основная документация
10.2.1. Календарный план соревнований
10.2.2. Положение о соревновании
10.3. Возраст участников, их обязанности и допуск к соревнованиям
10.4. Костюм участника
10.5. Представитель
10.6. Подготовка мест соревнований
10.7. Состав судейской коллегии и основные обязанности судей
Глава 11. Проведение занятий по плаванию в системе физического воспитания (Е. В. Ивченко, Е.А. Ивченко)
11.1. Занятия плаванием с грудными детьми
11.2. Замятия плаванием с детьми дошкольною возраста
11.3. Занятия плаванием в общеобразовательной школе
11.4. Занятия плаванием в средних специальных учебных заведениях
11.5. Занятия плаванием в летних оздоровительных лагерях
11.6. Плавание в высших учебных заведениях
11.7. Плавание в физкультурном ВУЗе
11.8. Плавание в Вооруженных силах
11.9. Рекреационные занятия плаванием
Глава 12. Физкультурно-оздоровительные технологии с использованием средств плавания (Р. В. Кууз)
12.1. Что такое «здоровье», «здоровый образ жизни»
12.2. Понятия «фитнес», «аквафитнес», современные формы аквафитнеса
12.2.1. Оздоровительное плавание
12.2.2. Гидроаэробика
12.2.3. Гидрошейпинг
12.2.4. Гидропрофилактика
12.2.5. Занятия в группах семейного плавания
12.2.6. Кондиционное плавание
12.2.7. Лечебно-оздоровительное плавание
12.3. Оборудование для занятий аквафитнесом
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу Теория и методика обучения базовым видам спорта, Плавание, Литвинов А.А., Козлов А.В., Ивченко Е.В., 2014 - djvu - Яндекс.Диск.

Реферат *

290руб.

Глава 1. Общая характеристика плавания... 4

Глава 2. Методика обучения... 5

2.1 Задачи обучения... 8

2.2 Принципы и последовательность обучения... 9

2.3 Формы организации обучения... 11

2.4 Основные средства и методы обучения... 13

2.4.1 Средства обучения... 13

2.4.2 Методы обучения... 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 18

Введение

Плавание является важным средством физического воспитания и относится к массовым видам спорта. Умение плавать необходимо каждому человеку. Большое количество несчастных случаев ежегодно происходит на воде в связи с тем, что пострадавшие не умели плавать.

С момента, как появился человек на земле, он связан с водой. Умение плавать было необходимо всегда. При раскопках археологи находили изображения людей. Рисунок был похож на людей, которые плывут способами похожими на кроль и брасс. Проанализировав изображения, ученые пришли к выводу, что умение плавать применялось во многих видах трудовой деятельности, и было жизненно необходимым навыком. Обучение плаванию в русских войсках было введено в XVII в. При Петре I плавание было включено в число учебных дисциплин в Морской академии и Императорском сухопутном кадетском корпусе. Обучение плаванию в армии и появление школ плавания способствовали совершенствованию методики обучения.

Большое значение имело появление наиболее прогрессивного метода обучения плаванию - целостно-раздельного. Первые научные исследования по плаванию были выполнены в сороковые годы.

Кроме спортивного плавания, есть плавательные и водные виды спорта, для которых обязательно надо уметь плавать и нырять: водное поло, синхронное плавание, подводный спорт, прыжки в воду.

Цель данного реферата - раскрыть понятия теории и методики плавания.

Достижение цели возможно при реализации следующих задач:

  • дать общую характеристику плаванию;
  • изучить задачи принципы и формы обучения плаванию;
  • проанализировать основные средства и методы обучения.

Фрагмент работы для ознакомления

Глава 1. Общая характеристика плавания

Умение плавать – жизненно необходимый для каждого человека навык. Для того что бы плавать не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди любого возраста, начиная с дошкольного возраста. Плавание является, также, одним из основных средств физического воспитания молодежи, улучшения ее здоровья, подготовки к будущей профессиональной деятельности [

Глава 2. Методика обучения

При изучении элементов техники и их согласование с дыханием известны следующие варианты:

Вариант № 1.

Элемент техники изучается в произвольном (подбородок у поверхности воды) и задержанном на вдохе дыхании (голова опущена в воду) последовательно: в опорном и безопорном (только на задержке дыхания) положении. Далее этот элемент в такой же последовательности изучается уже в соответствии с дыханием.

2.3 Формы организации обучения

Основной формой занятий с новичками является групповое обучение с индивидуальным подходом к каждому ученику. Комплектование учебных групп осуществляется на основе принципа групповой индивидуализации с учетом таких типичных характеристик учащихся (возраст, пол, уровень плавательной подготовки, особенности физической подготовленности)

Список литературы

  1. Булгакова Н.Ж. Теория и методика плавания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Ж. Булгакова, О. И. Попов, Е.А.Распопова; под ред. Н.Ж.Булгаковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 319 с.
  2. Булгакова Н.Ж. Учебное пособие. / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: «Академия», 2005.- 432 с.
  3. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину "Физическая культура", кроме направлений и специальностей в области физической культуры и спорта / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - 3-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2013. - 239 с.
  4. Гузман, Р. Плавание: упражнения для обучения и совершенствования техники всех стилей / Рубен Гузман; [пер. с англ. В. М. Боженов]. - Минск: Попурри, 2013. - 286, с.: ил.
  5. Добрынин, И. М. Воспитание физических качеств: учебное пособие / И. М. Добрынин, М. А. Кочерьян; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: [Издательство УрГЭУ], 2012. - 55 с. http://lib.usue.ru/resource/limit/ump/13/p478232.pdf
  6. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению "Педагогическое образование", профиль "Физическая культура" (квалификация "бакалавр") / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2014. - 288 с.
  7. Лафлин, Т. Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче / Терри Лафлин, Джон Делвз; пер. с англ. [Екатерины Шелеховой и Карины Бильдановой] ; под ред. Максима Буслаева. - 3-е изд., - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 208 c.
  8. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению "Физическая культура" / [А. А. Литвинов [и др.] ; под ред. А. А. Литвинова. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2014. - 268 с.
  9. Физическая культура: учебник для студентов вузов, обучающихся по дисциплине "Физическая культура" / [М. Я. Виленский [и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. - 2-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2013. - 424 с.
  10. Физическая культура студента: учебное пособие / А. Б. Муллер [и др.] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сибир. федер. ун-т. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 172 с. http://znanium.com/go.php?id=443255
  11. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 12-е изд., испр. - Москва: Академия, 2014. - 479 с.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.



  • Разделы сайта