Тема 3 как человек двигается. Доклад на тему "движение это жизнь"

Движение тела человека происходит при участии костей, их соединений и скелетных мышц (опорно-двигательная система). Кости скелета выполняют функцию рычагов, приводимых в движение мышцами. Кости поддерживают тело в вертикальном положении, образуют вместилища для внутренних органов (череп, грудная клетка, кости таза). Все кости нашего скелета парные, за исключением 33-34 позвонков.

Кости состоят из плотного и губчатого вещества, которое образовано большим количеством костных перекладин. Между ними находится костный мозг. Расположение и направление этих перекладин зависит от функции кости.

Снаружи кость покрыта надкостницей, которая обеспечивает ее восстановление в случаях переломов. Различают длинные кости (бедренная, плечевая), короткие (кости запястья) и плоские (кости черепа, таза}.

В местах соединения кости покрыты хрящом, который сглаживает неровности трущихся поверхностей. Чем больше нагрузка на сустав, тем больше толщина суставных хрящей. Движущиеся части смазываются желеобразным веществом, чтобы избежать нежелательного трения.

Тело удерживает равновесие с помощью скелетных мышц. Скелетные поперечно-полосатые мышцы называются произвольными, потому что они сокращаются по желанию человека. Другой вид мышц - гладкие - непроизвольные, так как они не находятся под контролем нашего сознания. Этими мышцами образованы стенки полостных органов и сосудов. Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий - блестящих пучков белого цвета.


Смотрите также: Можно ли определить возраст и пол по костям скелета?

Комментарии посетителей сайта:

4класс. ПНШ

Тема. Как человек двигается?

Задачи урока: повторить материал об опорно-двигательном аппарате; выяснить и запомнить назначение костно-мышечной системы, значимость правильной осанки при сидении и ходьбе; продолжить формирование умений планирования способов решения, составлять план и последовательность действий; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, работать в группе

Оборудование и наглядные пособия: учебники, макет позвонка, детские кубики, гирька.

Ход урока.

I. Орг внимания.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

Проверьте готовность к уроку.

Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения.

Подумайте, что еще пригодиться для успешной работы на уроке?

Предлагаю взять для урока такой девиз:

«С малой удачи начинается большой успех». Как вы это понимаете?

II. Проверка д. з.

Какую большую тему мы с вами изучаем на протяжении уже нескольких уроков?

Тест по теме: «Как устроен организм человека»

1. Нервную систему составляют...

Мозг, нервы.

Головной и спинной мозг, нервы.

2. Какую систему организма составляют кости и мышцы?

Опорно-двигательную

Двигательную.

3. Для чего служит пищеварительная система?

Для жевания.

Для измельчения и переваривания пищи.

Снабжают организм питательными веществами

4. В чем заключается функция кровообращения?

Разносит кислород.

Забирает ненужные вещества.

Кровь, двигаясь по сосудам, снабжает все органы кислородом, питательными веществами, забирает углекислый газ и ненужные для организма вещества.

5 Какая система организма отвечает за вывод ненужных веществ из него?

Дыхательная.

Кровеносная.

6 Для чего служит дыхательная система?

Для газообмена

Удаляет вместе с потом ненужные вещества.

Разносит кислород.

III. Актуализация опорных знаний.

Личностные: имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться.

Познавательные: логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, фильмов).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий

Мысленное воспроизведение и самопроверка заданий теста по слайдам презентации.

Презентация. Слайды 1-11

IV. Изучение нового.

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации;

логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о том как человек двигается.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.

Какую систему органов мы будем сегодня изучать? На этот вопрос вы ответите без труда, если отгадаете загадку.

Стоят два кола,

На кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес.

Сегодня на Земле живет более 6 млрд. человек. Каждый из них уникален по складу личности, поведению, внешности, пропорциям тела, манере двигаться. Даже между идентичными близнецами с их одинаковым генетическим материалом обычно есть некоторые различия. Однако при множестве индивидуальных особенностей тела у всех людей устроены и функционируют примерно одинаково.

Проблема

Что вы знаете об опорно-двигательном аппарате человека? Какие системы органов в него входят?

Какую задачу «решает» эта система органов?

Поиск решения.

Опыт стр17.

Прочитайте условие опыта.

Прощупать правой рукой ладонь своей левой руки. Почувствовали ли вы под кожей кости и мышцы своей ладони?

Поиск решения.

Проведение опыта (Слепить из пластилина длинную тонкую фигурку человечка и попробовать поставить в вертикальное положение. Он не будет стоять на пластилиновой дощечке, согнется под тяжестью своих «мышц».

Но если «мышцы» налепить на «скелет» из кусочков проволоки, человечек будет стоять.)

Слайд 12-13

В теле человека более 200 костей. Они образуют скелет человека, который как бы одет мышцами. Мышцы составляют почти половину веса тела. Костная система является составляющей опорно-двигательного аппарата человека.

Рассмотрите скелет человека. Прочитайте название его частей, предположите каково их назначение

Защитная функция человеческого скелета: прочно соединенные кости черепа защищают головной мозг; позвоночник оберегает спинной мозг, а грудная клетка — сердце и лёгкие.

Работа со словарем

Загляните в словарик и выясните значение такого понятия, как «сустав».

Знакомство с двумя противоположно действующими «механизмами» при сгибании и разгибании человеческой руки.

В каком положении находится ваше тело? На что опирается ваше тело?

(Только на нижние конечности).

Слайд 19-20

Роль мышц спины и ног, позвоночника в связи с вертикальным положением тела человека.

Предположите: почему неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника.

При неправильной осанке у ребенка, изо дня в день сидящего или работающего в неправильной позе, позвоночник, который растет вместе с организмом, искривляется, не выдерживая веса тела.

Опыт. Как мы уже знаем, позвоночник состоит из отдельных позвонков. Возьмем вместо позвонков шесть детских кубиков и очень аккуратно поставим их один на другой. На самый верх конструкции поставим гирьку. Конструкция не пострадала, так как ни один из кубиков не сдвинулся. Еще раз воздвигнем конструкцию из шести кубиков, каждый раз сдвигая немного вправо каждый следующий кубик. Когда мы поставим наверх конструкции гирьку, конструкция разрушится, не выдержав тяжести этого груза.

Как избежать искривления позвоночника? Прежде всего, необходимо постоянно следить за своей осанкой, не горбиться.

Практическая работа.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование цели; логические – осуществление поиска необходимой информации
(из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Проверьте дома правильность своей осанки. Как это можно сделать.

Одному из мальчиков (целесообразно выбрать ученика с хорошей осанкой) предлагается стать спиной к закрытой двери так, чтобы его затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев опущенных и прижатых к телу рук коснулись плоскости двери. Какой стройной при этом стала его фигура. Так стоять гораздо труднее, чем «просто» стоять. Однако это одно из интересных и несложных физических упражнений, которое следует выполнять каждое утро в течение 5 минут не только детям, но и взрослым. Хорошая осанка не дается человеку с рождения, она вырабатывается в процессе жизни.

Роль костей

Кости состоят из живых клеток. Как и все живые клетки, клетки костной ткани могут делиться.

Роль костей (красного костного мозга) в образовании клеток крови. А слышали ли вы, что клетки, которые придают нашей крови красный цвет (красные кровяные тельца) живут всего два-три месяца?

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала

VII. Рефлексия.

Продолжите фразы:

    Сегодня на уроке я познакомился с... Мне было непросто... Я добился... У меня получилось... Хотелось бы... Мне запомнилось...

VIII. Домашнее задание. Стр 17-20. Повести опыт

Урок 3.

РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Т ема: Как человек двигается

Цели:

– формировать новые анатомо-физиологические понятия о значении опорно-двигательной системы, о строении и особенностях скелета человека, о суставах, свойствах костей, основных группах мышц, о работе мышц.

Оборудование: иллюстрации, изображающие строение опорно-двигательной системы, скелет – учебное пособие из кабинета биологии, деревянные бруски с отверстиями, винты, гайки и пружины для моделирования сустава.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

4 3

Обсуждение творческих вопросов прошлого урока (интеллектуальная разминка).

– Прочитайте слова Лены на с. 16. Какие суждения она высказала? Какое противоречие вы заметили в её словах? Какой у вас возникает вопрос?

– Тело человека не может опираться на мышцы, а жёсткие кости сковывают движение.

Какую роль в движении играют мышцы и кости?

– Что мы знаем для ответа на этот вопрос? Как животные двигаются? Какие органы участвуют в их движении? (Для передвижения у животных есть специальные органы: плавники у рыб, конечности у зверей, крылья у птиц. При движении животные опираются на среду, в которой обитают.)

– Какой скелет бывает у животных?

Приведите примеры. (Скелет бывает наружный, например у насекомых, и внутренний – у рыб, земноводных и других животных.)

– Из чего состоит опорно-двигательная система человека? (Из скелета и мышц.)

– Какую роль играет эта система в организме человека?

– Помогает двигаться, защищает внутренние органы, создаёт опору для тела.

– Какие группы веществ можно встретить в живых организмах? Как они туда попадают? (Органические и минеральные вещества. Организмы получают их во

время питания и дыхания.)

– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какова его тема?

«Как человек двигается?»

Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План 3

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

4 3 7 2 3

1. Работа в учебнике.

– Давайте познакомимся со строением скелета человека более подробно. (Задание к рисунку на с. 17.) Какие части можно выделить в скелете человека?

– Из чего состоят эти части?

– Какое значение имеют эти части скелета?

Отвечают на вопросы учителя.

– Какую основную роль выполняет весь скелет? (Опорную.)

– Если скелет исполняет роль опоры, то какими свойствами должны обладать кости, образующие его?

Версии и гипотезы, проверка с помощью текста учебника .

(Кости должны быть прочными, крепкими, жёсткими.)

– Рисунки на с. 16. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз в 1500 кг, хотя её масса всего 0,2 кг.

– Если кости такие прочные, почему случаются переломы? (Переломы случаются, если неправильно распределена нагрузка на кости скелета.)

2. Работа в рабочей тетради.

Задание 3 на с. 6 рабочей тетради. Выполняют задание .

– Почему возникает искривление позвоночника? (По причине неправильного

положения тела, например, за партой.)

– Как кости соединяются друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос, проведите наблюдение:

– поверните голову вправо, влево;

– поверните туловище вправо, влево;

– согните и разогните руку, ногу;

– рассмотрите рисунок на с. 18: как соединены кости черепа?

– Сравните результаты своих наблюдений. Попробуйте их объяснить (версии, проверка с помощью текста учебника).

Проводят наблюдение .

– Кости скелета соединяются подвижно или полуподвижно. Такое соединение даёт человеку возможность свободно двигаться. Кости черепа соединяются неподвижно, так как они защищают головной мозг.

– Если бы опорно-двигательная система состояла только из одного скелета, смогли бы мы двигаться? (Нет, так как кости твёрдые.)

– Чтобы выяснить роль мышц в организме, провёдем наблюдение: согните руку в локте и найдите мышцы. Определите на ощупь, какие они, как ведут себя при сгибании и разгибании руки.

Наблюдают.

– Мышцы могут быть мягкими и твёрдыми в зависимости от того, какую работу они выполняют.

Расслабленная мышца – мягкая, работающая – твёрдая.

Задание к рисункам на с. 18–19.

Конструирование модели сустава.

Выполняют задания, конструируют сустав.

– Как мы ответим на вопрос урока?

– Сокращение мышц изменяет положение костей. Таким образом мы совершаем движение.

– Какой был уровень задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

2 1 2 3 1

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 19. Обратить внимание на вопрос 3, можно предложить ребятам составить памятку.

Отвечают на вопросы.

2. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради на выбор.

Выполняют задания.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

3. Проверочная работа № 2 .

Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3 . Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV . Домашнее задание.

Чтение учебника (тема 3.) Задания из рабочей тетради на выбор.

V . Итог урока.

– Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Как человек двигается?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Ответы на вопросы и варианты правильного выполнения заданий в учебнике.

С. 18. Задание посвящено объяснению принципов устройства опорно-двигательной системы на модели. Ребята должны связать функции костей с деревянными брусками , а функции мышц – с пружиной .

С. 19. При ответе на верхнее задание ученики скажут, что для нормального движения костей одной мышцы недостаточно . В следующем задании ученики знакомятся с ролью двух мышц-антагонистов: сгибателем и разгибателем. На левом рисунке красным цветом показана мышца-разгибатель, а на правом – мышца-сгибатель.

Вопрос 6. Почему человек устаёт, когда долго стоит без движения? Потому что целая группа мышц работает без отдыха, т.е. из каждой пары мышц-антагонистов постоянно работает лишь одна.

Вопрос 7*. Ученикам предлагается провести опыт: попробовать продержать учебник на вытянутой руке различное время.

Скорее всего, ребята вряд ли смогут удержать учебник даже в течение минуты. Объясняя, как люди могут работать без отдыха продолжительное время, ученики могут сказать, что для этого требуется смена деятельности.

Возможные ответы на задания рабочей тетради.

Задание 1 посвящено роли разных элементов скелета, но направлено на выявление его защитной роли. Ученики могут записать, что череп защищает головной мозг , грудная клетка – сердце и лёгкие , тазовые кости – внутренние органы , позвоночник – органы туловища .

В задании 2 школьники должны расположить названия отделов скелета в следующем порядке: череп, позвоночник, бедро, стопа.

В задании 3 ученики раскрасят средний и правый рисунки и напишут свои советы, например: «Не сиди криво!», «Молодец!», «Будь стройным».

Задание 4 посвящено работе мышц-антагонистов: на левом рисунке работает мышца-сгибатель , на правом – мышца-разгибатель .

Разумным советам безопасного поведения посвящено задание 5 . Зачеркнув левый и средний рисунки, школьники могут дописать следующий текст: «На бегу не забывай смотреть по сторонам . Не прыгай с большой высоты. Если почувствуешь резкую боль, не пытайся лечиться сам, а срочно иди к врачу ».

Задание 6* знакомит школьников с отличиями бега от ходьбы (наличие безопорной стадии). При правильном выполнении задания текст принимает следующий вид: «При ходьбе в любой момент времени человек хотя бы одной ногой касается земли , а при беге есть моменты, когда человек не касается земли» .

Правильно выполнив задание 7 * , школьники получат следующую фразу, объясняющую причины того, что люди предпочитают носить тяжести на спине: «Мышцы спины и ног развиты сильнее , чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать всё тело в вертикальном положении. Поэтому люди предпочитают носить тяжести на спине ».

Возможные ответы на задания проверочной работы № 2 .

Вариант 1 . 1. Необходимый уровень . Поверхность кожи состоит из мёртвых клеток. Повышенный уровень . 1 – защита от механических повреждений, 2 – защита от микробов (или от механических повреждений), 3 – осязание (или защита от микробов), 4 – защита от переохлаждения. Максимальный уровень . Усилятся защита от холода и повреждений, ослабится выработка витамина D. 2. Необходимый уровень . Грудная клетка. Повышенный уровень . Подвижное соединение костей называется суставом . Мышца прикрепляется к кости с помощью связок .

Максимальный уровень

Вариант 2 . 1. Необходимый уровень . Школьники соединят пресмыкающихся с фразой «Кожа состоит из мёртвых клеток, по мере роста организма она заменяется на новую»; млекопитающих (включая человека) – с фразой «Наружный слой мёртвых клеток изнашивается, а изнутри – прирастает за счёт деления живых клеток кожи». Повышенный уровень . 1 – защита от перегрева, 2 – защита от вредных веществ, 3 – осязание, 4 – защита от высыхания. Максимальный уровень. Усилится защита от перегрева и холода, ослабится выработка витамина D.

2. Необходимый уровень . Позвоночник создаёт опору для туловища. Повышенный уровень . Сухожилия мышцы прикрепляются к разным костям.

Максимальный уровень . Правильность ответа проверяет учитель.

Про-щу-па-ем пра-вой рукой ла-донь левой руки. Мы по-чув-ству-ем мышцы и кости. В теле че-ло-ве-ка более двух-сот ко-стей. Они об-ра-зу-ют ске-лет че-ло-ве-ка, ко-то-рый одет мыш-ца-ми, ко-то-рые со-став-ля-ют почти по-ло-ви-ну веса тела че-ло-ве-ка. Если бы у че-ло-ве-ка не было ко-стей и мышц, он был бы мяг-ким, как ме-ду-за, и не смог бы сто-ять, дви-гать-ся. Кост-ная и мы-шеч-ная си-сте-мы дают опору тела че-ло-ве-ка и по-мо-га-ют ему дви-гать-ся. Это опор-но-дви-га-тель-ный ап-па-рат че-ло-ве-ка. Рас-смот-рим ри-су-нок ске-ле-та, вы-яс-ним на-зва-ния его ча-стей и их на-зна-че-ние (рис. 1).

Мышцы

Части ске-ле-та: череп, по-зво-ноч-ник, груд-ная клет-ка, ребра, кости таза, кисть, бедро, го-лень, стопа. У ко-стей два на-зна-че-ние: пер-вое, кости за-щи-ща-ют уяз-ви-мые и мяг-кие ор-га-ны на-ше-го тела. На-при-мер, наш череп, со-сто-я-щий из проч-но со-еди-нен-ных между собой ко-стей, слу-жит на-деж-ным за-щит-ным шле-мом для на-ше-го мозга (рис. 2).

Рис. 2. Череп и мозг че-ло-ве-ка (Ис-точ-ник)

Позвоночник

По-зво-ноч-ник со-сто-ит из ма-лень-ких ко-стей - по-звон-ков (рис. 3).

По-се-ре-дине каж-до-го по-звон-ка име-ет-ся неболь-шое от-вер-стие, а так как по-звон-ки рас-по-ла-га-ют-ся один над дру-гим, то от-вер-стия на-хо-дят-ся друг под дру-гом и внут-ри по-зво-ноч-ни-ка об-ра-зу-ет-ся длин-ный канал, в ко-то-ром спря-тан спин-ной мозг (рис. 4).

По-зво-ноч-ник за-щи-ща-ет на-хо-дя-щий-ся внут-ри него спин-ной мозг, ко-то-рый пред-став-ля-ет собой тол-стый пучок нер-вов, а креп-кая груд-ная клет-ка из ребер охра-ня-ет наше серд-це и лег-кие (рис. 5).

Вто-рое на-зна-че-ние ко-стей: по-зво-ноч-ник и кости ног вме-сте со ске-лет-ны-ми мыш-ца-ми и су-ста-ва-ми дают че-ло-ве-ку воз-мож-ность сто-ять и хо-дить. Су-став - это по-движ-ное со-еди-не-ние ко-стей.

Для того чтобы по-чув-ство-вать, ка-ко-вы мышцы на ощупь, можно, на-при-мер, паль-ца-ми левой руки взять верх-нюю часть пра-вой руки и несколь-ко раз со-гнуть и разо-гнуть руку в локте. Ин-те-рес-но, что на-зва-ние «мышцы » про-изо-шло от слова musculus , что зна-чит «мышь » (рис. 6).

Уче-ным, изу-чав-шим стро-е-ние тела че-ло-ве-ка, со-кра-ще-ние мышц на-по-ми-на-ло бе-га-нье мышки под кожей. Они на-счи-та-ли в теле че-ло-ве-ка более ше-сти-сот мышц. Мы-шеч-ная ткань со-сто-ит из кле-ток. Мы-шеч-ная клет-ка длин-ная, узкая и на-по-ми-на-ет во-лок-но. Так, при сги-ба-нии и раз-ги-ба-нии руки ске-лет-ная мышца при-креп-ле-на к од-но-му концу кости и тя-нет-ся вдоль ее по-верх-но-сти. Затем она про-хо-дит через су-став и при-креп-ля-ет-ся к дру-гой кости, при этом она тянет за собой кости, к ко-то-рым при-креп-ле-на. Мышцы могут рас-тя-ги-вать-ся (удли-нять-ся) и со-кра-щать-ся (ста-но-вить-ся ко-ро-че).

Рас-смот-рим ри-сун-ки со-гну-той и разо-гну-той в лок-те-вом су-ста-ве руки (рис. 7).

Рис. 7. Ри-сун-ки со-гну-той и разо-гну-той в лок-те-вом су-ста-ве руки (Ис-точ-ник)

Най-дем мыш-цу-сги-ба-тель, мыш-цу-раз-ги-ба-тель и места их при-креп-ле-ния. Мыш-ца-сги-ба-тель и мыш-ца-раз-ги-ба-тель - это два про-ти-во-по-лож-но дей-ству-ю-щих ме-ха-низ-ма, ко-то-рые ра-бо-та-ют со-гла-со-ва-но. Если мыш-ца-сги-ба-тель сжи-ма-ет-ся, то мыш-ца-раз-ги-ба-тель рас-слаб-ля-ет-ся, и на-о-бо-рот. Это поз-во-ля-ет нам вы-пол-нять с по-мо-щью рук раз-лич-ные дви-же-ния: пи-сать, ри-со-вать, вя-зать, стро-ить, под-тя-ги-вать-ся на тур-ни-ке и т. д. А мышцы спины и ног более мас-сив-ны, чем мышцы рук, ведь им при-хо-дит-ся удер-жи-вать все тело в вер-ти-каль-ном по-ло-же-нии. Но, без-услов-но, нема-лую роль в этом иг-ра-ет по-зво-ноч-ник.

По-зво-ноч-ник может вы-дер-жи-вать боль-шие на-груз-ки в вер-ти-каль-ном по-ло-же-нии, од-на-ко даже самые неболь-шие на-груз-ки, ко-то-рые ис-пы-ты-ва-ет по-зво-ноч-ник при непра-виль-ной осан-ке, могут при-ве-сти к его ис-крив-ле-нию. При непра-виль-ной осан-ке у ре-бен-ка, ко-то-рый изо дня в день сидит или ра-бо-та-ет в непра-виль-ной позе, по-зво-ноч-ник, ко-то-рый рас-тет вме-сте с ор-га-низ-мом, на-чи-на-ет ис-крив-лять-ся, не вы-дер-жи-вая веса тела (рис. 8).

Рис. 8. Непра-виль-ная осан-ка ре-бен-ка (Ис-точ-ник)

Для того чтобы из-бе-жать ис-крив-ле-ния по-зво-ноч-ни-ка, нужно, пре-жде всего, сле-дить за своей осан-кой, не гор-бить-ся. Можно про-ве-рить пра-виль-ность своей осан-ки таким об-ра-зом: нужно встать к за-кры-той двери так, чтобы за-ты-лок, ло-пат-ки, пятки и кон-чи-ки ми-зин-цев, опу-щен-ных и при-жа-тых к телу, рук ка-са-лись по-верх-но-сти двери (рис. 9).

Рис. 9. Про-вер-ка пра-виль-но-сти осан-ки (Ис-точ-ник)

Сто-ять так долго слож-но, но это одно из неслож-ных фи-зи-че-ских упраж-не-ний, ко-то-рое может вы-пол-нять каж-дое утро в те-че-ние при-мер-но пяти минут не толь-ко ре-бе-нок, но и взрос-лый. Пра-виль-ная осан-ка не да-ет-ся нам с рож-де-ния, она вы-ра-ба-ты-ва-ет-ся в те-че-ние жизни (рис. 10).

Ин-те-ре-сен тот факт, что кости че-ло-ве-ка со-сто-ят из живых кле-ток. Как и все живые клет-ки, клет-ки кост-ной ткани могут де-лить-ся. Всем из-вест-но, что у че-ло-ве-ка после пе-ре-ло-ма руки или ноги кости срас-та-ют-ся. Если бы кост-ная ткань не со-сто-я-ла из живых кле-ток, этого бы не про-ис-хо-ди-ло. А еще с ро-стом у ре-бен-ка уве-ли-чи-ва-ет-ся тол-щи-на и длина ко-стей, а взрос-лые не рас-тут по-то-му, что у них нет хря-щей. Осо-бен-ность ске-ле-та детей - это хрящи, ко-то-рые на-мно-го мягче, чем кости. Хрящи об-ла-да-ют вол-шеб-ной спо-соб-но-стью пре-вра-щать ма-лень-ких в боль-ших. В пер-вые неде-ли жизни ре-бен-ка его ске-лет почти це-ли-ком хря-ще-вой. Хрящи мяг-кие, гну-щи-е-ся, непроч-ные, их легко можно по-вре-дить. Ске-лет ре-бен-ка стре-ми-тель-но рас-тет, и по-сте-пен-но в хря-ще-вой ткани по-яв-ля-ют-ся от-дель-ные ост-ров-ки на-сто-я-щей твер-дой кости. Кост-ные участ-ки с го-да-ми уве-ли-чи-ва-ют-ся, а хря-ще-вые умень-ша-ют-ся, и это, в конце кон-цов, при-во-дит к за-держ-ке их роста (рис. 11).

Рис. 11. Из-ме-не-ние ко-стей с воз-рас-том (

Конспект урока по Окружающему миру в 4 классе.

Учитель: МОУ «Новокошкульская средняя общеобразовательная школа» Шпакова Тамара Ивановна.

Тема урока : Как человек двигается?

Цели и задачи : 1) сформировать у младших школьников общее представление о скелете; познакомить с особенностями строения; показать значение правильной осанки, дать правила её формирования.

2) развивать коммуникативные качества учащихся: умение отыскивать и передавать информацию, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, выполнять социальную роль в группе и в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач, использовать современные информационные технологии.

3) воспитание доброжелательного отношения к своим товарищам, развитие мотивации к здоровому образу жизни, способствовать формированию познавательных интересов учащихся, их социальной активности.

Ресурсы урока (оборудование ): мультимедиа, макет скелета, учебник, раздаточный материал «разборная модель скелета», памятки (на рецензирование ответов товарища), «Гора Знаний» и рожицы – на этапе рефлексии.

Ключевые понятия : «сустав», «мышцы».

Тип урока : Овладение новыми знаниями и образовательными компетенциями.

Ход урока.

I .Организационный момент .

Учитель:

Дан звонок

Дети:

Начинается урок!

(беседа учителя с детьми о готовности их к работе)

II . Мотивация урока.

Ребята, я очень рада встрече с вами, в вашей прекрасной школе. А когда она была построена? Историю школы – то знаете? А с чего начиналась стройка школы или другого здания? (с фундамента).

- Фундамент – это опора любого здания, вашего дома . (слайд)

А как вы думаете, опорой организма человека – что является? (кости и мышцы, которые составляют опорно – двигательную систему человека).

III . Актуализация темы .

А) Мозговой штурм .

Ребята, какие ассоциации (представления, воображения) возникают у вас при слове «опорно – двигательная система»? (Дети отвечают – какая – то опора, движущая механизм).

У вас на столе лежат листочки. Напишите ваши представления, а кто желает – нарисуйте. Обсудите в группе (из 4 – 5 чел.), что у вас получилось. Потом каждая группа, (1 человек из неё), защищает получившиеся мини – проекты.

(вывесить на доску. Вывод: во всех проектах говорится об одном и том же: об опоре. А мы будем говорить о том, что является опорой для тела человека.

IV . Совместное целеполагание .

Наверное, вы уже догадались о чем пойдет речь на уроке. У нас с вами есть возможность придумать тему урока. Помогите мне, пожалуйста. У кого – то уже есть предложения? Я внимательно выслушаю вас и назовем тему урока. (Дети высказываются, тема урока: «Как человек двигается?» появляется на мультимедиа) (слайд).

А) Синквейн . (это значит «стройный», «лаконичный», краткость – сестра таланта)

1) –Ребята, как одним словом (существительным) можно назвать нашу тему урока? (Движение) (слайд)

2) Придумаем 2 прилагательных к слову «Движение» . Какие? (движение- быстрое, движение (какое?) – красивое……) (слайд)

3) Какие действия можно движением совершать? (плавать, танцевать, прыгать …..) (слайд)

4) А теперь придумаем фразу из 4 слов, из которых можно будет понять отношение к нашей теме?(Например, движение – это здоровый образ жизни ). (слайд )

5) Подберем синоним к слову «Движение» .(Действие, перемещение …)(слайд).

V . Изучение нового материала.

- А теперь, ребята, я попрошу вас всех встать. Какое действие мы совершили? А вы когда вставали, почувствовали, что в вашем организме что – то происходило? (садятся)

Ребята, прощупайте у себя голову, руки, ноги, грудь. Потрогайте правой рукой ладонь своей левой руки. Вы почувствовали под кожей кости и мышцы?

Если бы у тебя не было костей и мышц, ты был(а) бы мягкой(им), как медуза. Мог(ла) бы ты стоять? Забудь об этом! Ходить? Никогда!

Сейчас мы посмотрим слайд, а вы подумайте над вопросом:какое назначение у костей скелета?

(слайд )(Появляется на мультимедиа скелет человека. Диск:«Большая детская энциклопедия». Диктор называет части скелета.)

- Какого назначение костей скелета? (защищать внутренние органы, а позвоночник и кости ног совместно со скелетными мышцами и суставами дают тебе возможность стоять и ходить.)

В) Работа со словариком.

Нам встретились новые понятия: мышца и сустав. (слайд)

Что означает понятие «мышца»? Существует такое объяснение, что мышца – это мышка, которая бегает под кожей.

Скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль её поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости. А что же такое «сустав»? Найдите в словарике определение этого понятия. (стр. 159) .

Есть мышца – сгибатель и мышца – разгибатель. Они работают согласованно. Если мышца – сгибатель сокращается, то мышца – разгибатель расслабляется, и наоборот. Это и позволяет нам совершать с помощью рук самые различные движения: писать, рисовать, строить и др.

Мышцы спины и ног массивнее, чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать всё тело в вертикальном положении. Конечно, вы будете правы, если скажете, что большую роль в этом играет позвоночник.

Б) Прослушивание мини – сообщений. Работа с памятками .

Сейчас прослушаете мини – сообщения товарищей, я раздам вам памятки – рецензии на их ответ. Ваша задача: прослушать сообщения и по памяткам проанализировать ответ.

(Сообщения о позвоночнике, об осанке, плоскостопии).

(После каждого выступления ребята дают рецензию на ответ товарища).

Физминутка.

Прошу всех ровно встать, ……..

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо,

Влево, вправо,получается на славу!

Г) Составление групповых мини- проектов на тему: «Как избежать искривления позвоночника?». ( слайды).

А теперь, ребята, давайте с вами поработаем. Ваша задача сейчас по группам разработать и защитить свои мини – проекты на тему: Как избежать искривления позвоночника ?

Ребята, мини - проект – например, придумать правило на такую тему. Может рисунок нарисуете, или придумаете физическое упражнение и т.д. Но не забывайте, мне бы очень хотелось, чтобы вы проявили как можно больше активности и творчества. (7 мин.)

Защита.

А теперь защита будет у нас состоять из того, что кто – то из группы выскажет ваше общее мнение по своему мини – проекту. (3 группы по рядам).

- (Рассаживаемся тихонечко по своим местам).

VI . Закрепление . Давайте поиграем. И тем самым мы закрепим с вами наше общее представление о скелете, и особенностях его строения.

а) Работа в парах . (собирают разборную модель скелета, а 2 ученика у доски собирают части макета скелета).

Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось.(Скелет)

VII . Рефлексия .

А) Ребята, перед вами лежат рожицы. Теперь я хотела бы увидеть как вы оцениваете свою работу на уроке. Покажите рожицу, которая соответствует вашему настроению, впечатлению.

- Что нового на уроке узнали? (костная и мышечная системы дают опору телу человека и помогают ему двигаться и что кости защитную функцию выполняют для внутренних органов).

Ребята, на доске перед вами- Гора Знаний. Как вы считаете, вы все поняли на уроке? Значит, вы уже на вершине знаний- ставите флажок на вершину горы.

Если вы немного затрудняетесь, но вы все – таки поняли тот материал, который был на уроке – значит флажок ставите на середину горы.

Если ничего не поняли – флажок у подножия горы.

Я вижу, что вы действительно поняли тему нашего урока.

Я довольна вашей работой; те, кто поднялся на вершину горы – может смело ставить «5».

VIII . Задание на дом. (слайд)

    сделать подушечку с камушками (по желанию) для массажа стоп и принести в школу для упражнений по профилактике плоскостопия.



  • Разделы сайта