Тантра основана на поклонении Шакти - Великой богине, Матери мироздания. Шакти: вселенская бесконечная божественная энергия

СВАМИ ВИШВАНАНДА: «Лингам представляет собой три гуны в человеке: саттва, раджас, тамас. Большинство лингамов разделены на три части. В Шива-пуране говорится, что Шакти всегда пребывает с Шивой. Верхняя часть - это Шива, а нижняя часть - это Шакти, относящаяся вместе с Шешей (змеей) к кундалини.

Это совершенная комбинация двух аспектов, которые есть в каждом из нас, мужское и женское начала. Это также день и ночь. Это напоминает нам, что мы не только тело.

Мы - это сознание Бога, которое мы найдём, отдавшись Богу полностью…».

Легенда о браке Шивы и Шакти - одна из самых важных легенд, связанных с празднованием великой ночи - Махашиваратри. История повествует о том, как Бог Шива женился во второй раз на Шакти - своей Божественной супруге. С тех пор день их свадьбы празднуется как Великая Ночь Шивы.

Легенда гласит о том, что однажды, когда Шива и его жена Сати (Шакти) возвращались из ашрама мудреца Агастьи, Они увидели, как Рама в лесу ищет свою жену Ситу, которая была похищена Раваной, королем Ланки. Бог Шива склонил свою голову в почтении перед Господом Рамой. Сати была удивлена поведением Господа Шивы и спросила, почему Он оказал почтение простому смертному. Шива сообщил Сати, что Рама является воплощением Бога Вишну. Однако Сати стала сомневаться в словах мужа. Тогда Господь Шива попросил Её, чтобы Она сама пошла к Раме и удостоверилась в правдивости Его слов. Используя свою способность менять формы, Богиня Сати, приняв форму Ситы, появилась перед Рамой.

Господь Рама тут же распознал истинную личность Богини и спросил Её: "Дэви, почему Вы являетесь одна, где ваш муж Шива?" Так Сати узнала правду о Господе Раме. Но, так как Господь Шива воспринимал форму Ситы, как форму Божественной Матери, то, невольно, статус Сати изменился в Его глазах, когда Шива увидел Ее в форме Ситы. С того времени Шива не смог больше воспринимать Ее как свою жену. Сати была опечалена изменением отношения мужа к Ней, но, несмотря на это, оставалась на Горе Кайлаш, в обители Господа Шивы. Позже, когда отец Сати - Дакша - организовал яджну, он не стал приглашать на нее Сати и Шиву, поскольку у него были натянутые отношения с зятем, он с самого начала был против союза своей дочери с Господом Шивой. Но Сати очень хотела посетить Яджну, и пошла на нее, несмотря на то, что Шива не оценил эту идею. К ее великому огорчению, Дакша проигнорировал присутствие дочери и даже не предложил Прасад для Шивы. Сати почувствовала себя оскорбленной и, охваченная глубоким горем, бросилась в огонь яджны, пожертвовав Собой.

Господь Шива, услышав новость о жертвоприношении Сати, очень разгневался. Примчавшись на место трагедии, Он взял тело Сати на руки и стал выполнять Рудра Тандаву - танец разрушения и уничтожил королевство Дакши.

Все были страшно напуганы, поскольку у Тандавы Шивы была власть разрушить всю Вселенную. Чтобы успокоить Бога Шиву, Вишну разъединил тело Сати на 12 частей и бросил их на Землю. Сказано, что везде, где упали части тела Сати-Шакти, появились Шакти Питхи (святые места). А Господь Шива, став одиноким, принял строгую аскезу и удалился в Гималаи.

Но Сати возродилась вновь как Парвати (второе имя - Ума) в семье Бога Гималаев. Она выполнила аскезу для того, чтобы прервать медитацию Шивы, стараясь изо всех сил добиться Его внимания. Зная, что прервать медитацию Шивы будет очень трудно, Парвати попросила помощи у Бога Любви и Страсти - Камадевы. Камадева посоветовал Парвати станцевать перед Шивой,

и когда Парвати танцевала, Камадева выпустил свою Стрелу страсти в Шиву и нарушил Его аскезу. Шива страшно разгневался и, открыв свой третий глаз, сжег Камадеву дотла. Только после мольбы Рати, жены Камадевы, Бог Шива согласился восстановить Камадеву. Но позже Парвати предприняла еще более серьезную аскезу, чтобы добиться внимания Шивы. И благодаря своей преданности и верности Господу Шиве, Парвати, наконец-то, удалось склонить Шиву к супружеской жизни.

Их брак был отпразднован за день до Амавасьи в месяце Пхалгун. Этот день - союза Господа Шивы и Богини Парвати - с тех пор ежегодно празднуется как Махашиваратри.

ПУСТЬ ЖИЗНИ КРАСОТА ВОССЛАВИТСЯ НАВЕКИ,

БЛАЖЕНСТВО БЫТИЯ - ЕДИНОГО ПЕЧАТЬ!

И ПУСТЬ ПОРЫВ ЛЮБВИ ВОЗВЫСИТ ЧЕЛОВЕКА,

А СЕРДЦЕ ВОЗВЕСТИТ: СПАСЕНИЕ - НАЧАТЬ!

ПУСТЬ СЛАВЫ ТОРЖЕСТВО ЗВУЧИТ, НЕ ИССЯКАЯ,

И СТАНЕТ БОЖЕСТВО ОГНЁМ СЕБЯ ЯВЛЯТЬ,

СНАРУЖИ И ВНУТРИ ВСЕЛЕННУЮ ЛАСКАЯ,

И ГРОМОМ ТИШИНЫ О СЧАСТЬЕ ОБЪЯВЛЯТЬ!

ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА К ЕДИНСТВУ УСТРЕМЯТСЯ,

И РАДОСТИ ПОТОК ВЕСЬ МИР ОСВОБОДИТ!

А ИСТИНЫ ГЛАГОЛ ВЕЛИТ СЕРДЦАМ ОБНЯТЬСЯ,

И В ТАИНСТВЕ ЛЮБВИ ВСЕЛЕННУЮ РОДИТ...

Стихи написал Сергей Гладков - Хари Ом

ШИВА И ШАКТИ

Индуисты, особенно шиваиты, находят у великого Шивы множество заслуг, подвигов и ипостасей, приписывают ему множество важных функций. Однако при этом считается, что вся сила и мощь гигантских потенций Шивы не столько в нем самом, сколько в его шакти, духовной энергии, которая не всегда при нем: она появляется и проявляется лишь при определенных обстоятельствах. Во-первых, эта энергия как бы накапливается в нем в периоды его аскетических бдений и созерцаний (вспомним мощь разряда, поразившего Каму). С глубокой древности в Индии существовало представление о великой сверхъестественной силе аскета-отшельника. Это представление нашло отражение в эпосах, особенно в Махабхарате, и стало общепринятым. В специфической форме шакти оно и было приложено к Шиве, ставшему кем-то вроде первоаскета, покровителем аскетов, их божеством.

Во-вторых, энергия шакти в Шиве оказалась тесно сплетенной с его мужской животворящей силой. Считалось, что в момент соединения Шивы с его женской половиной эта энергия многократно усиливается, концентрируется. Множество легенд в индийской мифологии посвящено описаниям различных приключений Шивы, происходивших в момент или вследствие его любовного соединения. Семя Шивы, даже случайно упавшее с неба на землю, рождало богов. Культ лингама (по некоторым легендам Линга-пураны, сам Шива предложил поклоняться лингаму) получил

столь широкое распространение в Индии потому, что был тесно связан с шакти и с моментом соединения мужского и женского начал (каменный столб лингама в изображениях всегда соединен с основанием в виде округлого кольца-скобы, символизирующей женское начало, йони).

Однако понятие шакти в индуизме не ограничилось духовной силой и мужскими потенциями Шивы. С течением времени оно распространилось, более того, фактически переместилось на само женское начало, олицетворенное женами Шивы, теми самыми древнеиндийскими богинями плодородия, которые под различными именами известны и почитаемы в Индии, которым приносят жертвы, в том числе и человеческие.

Культ жен Шивы тесно связан с распространившейся в индуизме идеей, согласно которой энергетическая сила Шивы, его шакти, с помощью которой человек скорей и проще всего может достигнуть своей высшей конечной цели, мокши, быстрее и легче воспринимается через посредство великого женского начала, которое иногда просто именуется Шакти, даже богиней Шакти. Олицетворениями этой Шакти, супруги Шивы, стали считаться многочисленные богини плодородия, и прежде всего наиболее известные и популярные из них - Дурга и Кали.

ДУРГА И КАЛИ

Сводное имя их, как и других ипостасей жен Шивы, - Дэви, но в то же время Дэви имеет и самостоятельный культ, ей посвящено множество храмов. И все же наиболее известна она в ипостасях Дурги и Кали.

Множество шиваитов почитает этих богинь. Некоторые из них, шактисты, даже предпочитают их, поклоняясь им в первую очередь. Богиня Дурга, грозная, десятирукая, сопровождаемая львом, считается грозой демонов и в то же время олицетворяет Великую Мать, женское начало в природе. Храмы Дурги всегда полны, а осенью ее активные почитатели устраивают в ее честь пышный фестиваль, который в некоторых частях Индии, особенно на северо-востоке, в Бенгалии, является главным и наиболее красочным праздником года. В дни этого праздника, Дурга-пуджи, который тянется 10 суток, на берегу Ганга близ Калькутты выстраиваются многие сотни и тысячи скульптурных керамических изображений богини, богато и с фантазией убранных и разукрашенных. Толпы участников праздника оценивают и сравнивают их, авторы лучших произведений испытывают законную гордость, а брахманы перед статуями совершают в течение трех дней по нескольку ежедневных богослужений, приносят идолам богини в жертву различные виды продуктов. В последний день на закате солнца все статуи подносятся к реке. Их помещают на плоские деревянные плоты и пускают по воде. Под торжественное пение участников они одна за другой погружаются в священные воды Ганга.

В облике Кали жена Шивы проявляет себя более сурово. Вообще облик Кали суров и страшен; это трехглазое чудище с оскаленными зубами, высунутым языком, множеством (чаще -четырьмя) рук, в которые вложено оружие. Ее серьги - в виде тел младенцев, ожерелье - из черепов. Праздники в ее честь красочны и популярны. Но ее боятся и потому почитают, принося кровавые жертвы: в калькуттском центральном храме богини, Калитхат, приносят в жертву живых козлят. Кали считается покровительницей всех занятых нечистыми делами, в том числе профессиональных преступников, грабителей и убийц, не говоря уже о членах касты душителей-тхагов, убивающих людей в ее честь.

В поклонении Дурге и Кали, равно как и великой Дэви и другим богиням, включая и тех, кто не является женами Шивы (жена Вишну Лакшми, богиня наук и искусств Сарасвати и др.), отражен древний культ женского начала, плодородия и размножения. Но в рамках системы развитого индуизма этот культ принял, как упоминалось, облик шактизма и приобрел своих исступленных поклонников. Более всего этот культ распространился в северо-восточной части Индии. Именно здесь получила широкое распространение идея, согласно которой энергетическая сила шакти реализуется в момент слияния мужского и женского начал, что сыграло свою роль в расцвете в индуизме культа камы.

Культ камы, искусства любви, тесно связан с культами Шивы и Шакти. Культура половой любви в Индии в древности была в центре внимания, а опыт и знания в этой сфере являются достоянием жрецов специальных каст. Уже на рубеже нашей эры было разработано учение о трех ценностях (триварга): дхарме (духовно-религиозные), артхе (материальные) и каме (любовно-чувственные). Культ камы, поставленной рядом с дхармой и артхой, был возведен на высокую ступень серьезного социального значения. Искусством любви должен был владеть каждый, причем культ чувственных наслаждений не сказывался негативно на моральном стандарте общества. Семья в Индии всегда была крепка - не исключено, что благодаря все той же каме: искусство любви было призвано компенсировать отсутствие практики браков по любви.

Вечными носителями и практиками камы считались в Индии храмовые танцовщицы-девадаси (португ. баядеры) - жрицы любви в специальных храмах, отдававшиеся брахманам-жрецам храма и платившим храму паломникам. Красота и искусство этих жриц всегда привлекали; профессия их, как правило, была наследственной: дочери становились девадаси. Искусство камы в Индии никогда не рассматривалось как форма проявления инстинкта. Напротив, оно считалось символом упорядоченных культивированных взаимоотношений людей, имевших целью наисовершеннейшее удовлетворение мужчины и женщины. В мифах не раз упоминается о том, что мужчина обязан дать такое удовлетворение воспылавшей к нему страстью женщине, даже если она замужем.

ВИШНУ

Если культ Шивы в Индии всегда был тесно связан с шакти и камой, то культ третьего члена тримурти - Вишну - имел иной характер. Вишну мягок и непротиворечив, его основная функция -сохранительная. Он прост и максимально близок людям, особенно склонным к эмоциональному (а не рациональному) восприятию божества, - именно такие преобладают среди вишнуитов. Четырехрукий Вишну обычно изображается восседающим на плывущем по первобытным водам вселенной тысячеглавом драконе Шеше или на троне в виде белого лотоса. Он миролюбив, но склонен к проказам. Так, в облике черепахи Вишну научил богов приготовить из первобытного океана напиток, дабы стать бессмертным. Затем в облике нимфы Мохини он внес раздор в стан божественных сил, дав выпить напиток богам и отказав в нем демонам, что явилось причиной появления другого демонического напитка- яда, грозившего погубить всех (только Шива, выпивший яд, спас положение). Наконец, в облике карлика Вишну явился как-то к демону Бали и попросил клочок земли. Бали не отказал карлику, но как только Вишну стал мерить землю (речь шла о трех шагах), то превратился в великана, причем первыми двумя шагами он охватил весь мир, а третьим вдавил самого Бали под землю, позволив ему раз в год возвращаться (еще и теперь на юге Индии празднуют день возвращения Бали).

Характерны отношения Вишну с его женой. Богиня Лакшми всегда рядом с мужем, она нежно любит его. Не столько энергетическая сила шакти (хотя шактисты видят ее и здесь), сколько нежная женская любовь, возвышенная и самоотверженная, символизирует отношения Вишну с его супругой как в его основном облике собственно Вишну, так и во всех других обликах-аватарах, в которых Вишну выступал в антропоморфном виде. Таких превращений-аватар у Вишну бесчисленное множество. Однако основных считается десять. В первых четырех он выступает в облике животных: в качестве рыбы он спасает легендарного царя Ману от потопа (индийская версия ближневосточного мифа о великом потопе); в качестве черепахи дает советы о напитке бессмертия; в облике вепря извлекает землю из вод; в облике человека-льва помогает поразить царя-демона. Это же он делает и в своем пятом обличье - карлика-великана. Остальные пять известных аватар Вишну - Парашурама (прославившийся своими подвигами воин), Рама, Кришна, Будда и мессия Калка, приход которого еще ожидается. О Будде как аватаре Вишну упоминалось: это символ включения буддизма в систему индуизма. Воин - символ доблести и геройства. Но наиболее любимые в Индии аватары Вишну - это Рама и Кришна.

Ключевые слова этой страницы: , .

Согласно тантрическому учению женщина и мужчина олицетворяют собой богиню Шакти и бога Шиву. Во Вселенной есть два противоположных потока энергии: инь и янь, пронизывающие и наше тело. Во время парных практик, как тантра сердца, происходит взаимный обмен этими потоками. Мужчина и женщина помогают друг дружке раскрыть энергетические каналы.

Из-за превратного толкования тантрической практики на западе, парные медитации зачастую воспринимаются как акт совокупления. Необходимо понимать разницу между традиционной тантрой и ее западной переделкой. Иногда медитацию тантра сердца представляют узко, как тантрический секс. И большинство людей, далеких от духовного развития и самосовершенствования, с радостью предаются прелюбодеянию.

Половой акт и оргазм, даже если он совершается в красиво убранной комнате, под соответствующую музыку и благовония, не имеет ничего общего с настоящей медитацией в паре со своим партнером. Более того, на групповых занятиях тантра сердца проводиться в одежде и без всякого намека на секс и ласки. Поэтому при подготовке к медитации нужно настраиваться на любовь, взаимопомощь, доверие, на созерцание партнера и чувств к нему.

Во время такой парной медитации влюбленные учатся помогать друг другу, поддерживать, сопереживать друг другу, чувствовать партнера, его настроение. В этой практике партнеры раскрываются через сердце, а именно через божественную любовь и единение. Две противоположности встречаются как божественные ипостаси и помогают друг дружке раскрыть тот божественный потенциал, который заложен в каждом.

Пока в сердце каждого остается хоть капля ненависти или страха, гармоничных отношений не достичь. Тантра сердца помогает найти, понять и преодолеть эти отрицательные эмоции, которые блокируют любовь. Многие хотят радости и любви. Но получить это можно только тогда, когда сам становишься неиссякаемым источником любви, когда отдаешь ее в сто раз больше, чем потребляешь.

Надо понимать, что речь здесь идет не о земной любви, а о ее высшей, божественной сути. Но именно через земное ее воплощение во время тантры сердца происходит единение Шакти и Шивы, и партнеры раскрывают ее высший смысл. По сути мужчина и женщина были созданы для трансформации низшей энергии в божественную. Но как много людей понимают это, предпочитая примитивному сексу, растрачивая энергетический потенциал, избегая своего истинного предназначения.

Возможно вам также понравится:


Где можно заняться тантрой в СПб и Москве
Тантра Йога любви – как правильно выполнять?
Тантра Йога упражнения с партнером для начинающих
Тантрический ритуал Джинсег — как его делать?
Тантрический ритуал Майтхуна — как его сделать
Тантрический буддизм или алмазная колесница

Человеку нужны обе составляющие - и Сознание (Шива) и Энергия (Шакти). Шива (санскр.शिव, śiva, «благой», «милостивый») символизирует сознание - мужской принцип. Шакти (санскр.शक्ति śakti - мощь, сила) олицетворяет женский принцип - активную силу и энергию.

«Шива без Шакти есть шава (труп)». К этому часто забывают добавить, что Шакти без Шивы это безумная, не приложенная ни к чему и не центрированная сила, часто саморазрушительная.
Шива сказал: «О Богиня, без Шакти Я [был бы] всегда подобен трупу (шава). Когда Я соединён с Шакти, Я – Шива. … Я – Шива лишь благодаря единению с Шакти. Если успех (сиддхи) не достигается пребыванием с женщиной, тогда, о Всевышняя, [всё], что Я говорю – бесполезно… Следует оставить все святые места и, во что бы то ни стало, идти в общество женщины. [Ибо] сказано Мною: успех достигается лишь в обществе женщины и не иначе». Гуптасадхана-тантра 5.10-17)
Шакти - это сила, которая позволяет Шиве проявиться как форме. Шакти - это трансформация, изменение, время, которое бежит и постоянно меняется. А Шива - это пространство, стабильность, вечность.

Среди различных атрибутов чакр мы встретимся с двумя особенно важными символами. Это божества Шива и Шакти .

Уджвала Ниламани (Ujjvala Niilamani) - ОМ НАМАХ ШИВАЯ
  • Шива символизирует сознание - мужской принцип.
  • Шакти олицетворяет женский принцип - активную силу и энергию.
  • Там, где сила становится активной и где есть энергия, работает Шакти.
  • Другие названия этих первичных принципов - пуруша и пракрити ;

Обычно Господа Шиву изображают с трезубцем. Он символизирует триаду «Ишвара - пуруша - пракрити» (Бог, «Я» и Природа).

Ишвара - это вездесущий, вечный, не имеющий формы божественный принцип; пуруша - это атма, а пракрити - это проявленное бытие, природа. Для объяснения их взаимосвязи можно использовать электрический свет. Электрический ток, который является источником света, - это ишвара, свет - пуруша, а освещаемый объект - пракрити.

Пуруша - это сознание, а пракрити - природа.

Шакти (или пракрити) - это энергия, сила, движение, изменчивость, природа. Это материнское начало - кормящее, изобильное. В царстве людей, как и в царстве животных, мать дает пищу, тепло и защиту. Не существует большей любви, чем материнская. Мать вынашивает и вскармливает дитя в своем собственном теле. Когда ребенок появляется на свет, она кормит его своим молоком и самоотверженно заботится о нем, пока тот не сможет обходиться без нее.

Шива (или пуруша) - это чистое сознание, никогда не изменяющийся, ничем не ограниченный, беспристрастный наблюдатель. Пуруша вообще не подвержен никаким желаниям: они существуют лишь в пракрити. Пуруша - это пустой, чистый экран, на котором пракрити показывает свой цветной фильм.

Шива и Шакти выступают как проявление неделимого божественного сознания, как разные стороны одной монеты. На традиционных индийских иконах эти две первозданные силы изображаются как божество, у которого одна половина тела и головы женская, а другая мужская.

Левая половина - Божественная Мать, Парвати, «женская» энергия, а правая - Шива, «мужское» сознание.

В начале творения посредством разделения изначального принципа проявилась дуальность нашего бытия. Но одновременно возникла и мощная сила постоянного стремления к воссоединению разделенных половин.

Только при слиянии Шивы и Шакти становятся возможными действие, движение и созидание. Пока энергия не оплодотворится сознанием, она лишена знания, структуры, цели, она «слепа». Сама по себе энергия не способна созидать; это сознание придает ей содержание, форму и направление движения. И наоборот, сознание без энергии - это сила, находящаяся в состоянии покоя, сила спящая, которая сама по себе не способна стать толчком к чему-либо. Как пракрити не может действовать без пуруши, так и пуруша без пракрити не способен к созданию чего-либо.

Шива и Шакти присутствуют в нас как мужское и женское начала

Значение Шивы и Шакти понимается неверно, когда на них смотрят как на «мужчину» и «женщину», а их союз рассматривается в свете сексуальных отношений. Сексуальность - это совершенно естественное, природное влечение; неправильное понимание возникает тогда, когда сексуальность путают с духовностью.

  • Сексуальность - это союз мужчины и женщины.
  • Духовность - это союз человеческого сознания и Божественного Сознания.

На физическом уровне их взаимодействие выражается как сексуальное влечение. В мужчине существует тяга к женским качествам, а в женщине - к мужским. Благодаря этому мужское сознание притягивается женским, и наоборот. Если оба находятся в уравновешенном состоянии, то влечение к противоположному полу отсутствует. Если же в мужчине преобладает сила влечения к мужскому началу или в женщине - к женскому, это выражается в том, что они предпочитают гомосексуальные связи.

Шива обитает в сахасрара- чакре, а Шакти - в муладхара- чакре.

Когда пракрити и пуруша соединяются в сахасраре чакре, знание, знающий и объект познания становятся единым.

При переживании этого опыта в нас больше не остаётся никаких желаний, потому что мы с абсолютной ясностью понимаем: все, к чему мы когда-либо стремились, содержится в нас самих. Такое состояние абсолютной осознанности лишено полярности, и, следовательно, в нем больше нет места для печали; оно наполнено лишь непреходящей радостью, безусловной любовью, безграничным состраданием и совершенным пониманием всех живых существ.

Поскольку сознание привязано к физическому телу, оно не может постоянно находиться в сахасрара-чакре и возвращается к месту обитания атмы в сердечном центре (анахата-чакре). Мысли, чувства и действия Реализованного человека всегда идут от сердца. Погруженный в переживание чувства непреходящей любви и непрестанного счастья, он всегда осознает бессмертную атму, этот океан блаженства, и его сознание навсегда соединяется с Божественным Сознанием.

  • Шакти - это материнская любовь Бога, которая окружает нас теплом, заботой и защитой.
  • Шива - это отцовская любовь Бога, которая дает нам осознанность, ясность и знание.

Я желаю вам благословений Божественной Матери, которая живет внутри вас как энергия и жизненная сила, и Божественного Отца, обитающего в вас как сознание и знание. Да пребудет с вами всегда их забота, защита и руководство, и в своей бесконечной любви да ведут они вас к Космическому Сознанию!

Отрывок из книги: Парамханс Свами
«Скрытые силы человека: Чакры и кундалини» Махешварананда»

Свами Махешварананда - один из самых знаменитых современных учителей йоги, автор системы «Йога в повседневной жизни». В этом труде содержатся глубокие прозрения в механизм действия энергетических центров и скрытых в нас сил, определяющих нашу судьбу. Свамиджи учит нас искать не вовне, а внутри самих себя. Он не просто передает нам теоретические познания, а побуждает нас к тому, чтобы божественная реальность стала нашим личным опытом. Его наставления указывают нам путь к освобождению из круговорота смертей и новых воплощений.

Уважаемые обитатели и гости Вайкунхи Ру! Огромная просьба в обсуждении любых, даже спорных вопросов - не "переходить на личности" . Некоторым может казаться, что обширные познания и супер-крутая инициация у супер-крутого Гуру позволяют неуважительно относиться к собеседнику. Но это не так. Ещё Кришна в Бхагавад Гите сказал: "Мудрый видит одно и то же и в собаке и в слоне и брахмане, наделённом смирением и учёностью, и в поедателе собак". Будьте мудрее! На всё - Воля Единого Господа!

Внимание! Материалы, размещённые на сайте, получены из открытых источников и опубликованы обитателями Вайкунтхи по тем или иным причинам.
Если Вы претендуете на авторство
и хотите, чтобы под материалом была проставлена ссылка на ПЕРВОисточник, Вы можете зарегистрироваться на сайте и проставить ссылку на свой ресурс в комментариях к публикации самостоятельно. Все исходящие ссылки в комментариях индексируются ПС.

Добавить Топик/Блог

Популярные блоги ↓

Рейтинг
Ведическое наследие. 14.62
Устраняем границы (Нет сектантству!) 12.70
Мантры, Баджаны MP3 10.15
Ом Нама Шивая! 9.17
Притчи 7.77
Боготворения (Стихи о Боге и...) 6.83
Буддизм 6.02
Ганеша 5.90
Аватары и Экспансии Бога 5.65
Мантра Йога 5.61
Шива-Лингам 5.38
Шиваиты (Шайвы) 5.30
Обсудим? 5.29
Ответы на вопросы 4.75
Харе Кришна 4.65
Блог искренних путешествий 4.22
Ведическая Астрология 4.19
Гуру, Духовные Учителя 3.92
Блог Kalki 3.73
А-двайта 3.64

Тантра и Шактизм → Единство Шивы и Шакти

Ольшевский А. П.

ТРАДИЦИЯ ТАНТРИЧЕСКОГО ШАКТИЗМА

Среди множества тантрических традиций Шакта занимает исключительное положение. Поэтому Тантру часто отождествляют с Шактой. Название этой школы указывает на то, что главным объектом поклонения в ней является Шакти.

Санскритское слово «шакти» происходит от глагола «шак» (иметь силу, быть способным). В Гаятри-тантре (гл.2) говорится: «С помощью соединения с Пракрити вся вселенная (брахманда) обладает энергией (шакто бхавати сарватра), поэтому она называется „шакти“. Шакти выражает непроявленный Абсолют (брахман) в его проявленном аспекте. Поскольку Шива по своей природе - ниргуна (не имеющий качеств), он может быть познаваем через его энергию (шакти), которая проявляется как сагуна (обладающая качествами)».

«Высший Абсолют свободен от всяких качеств (гунатитам парам брахма) и не имеет стремления к деятельности. Из милости к шактам и для блага всех садхаков (адептов) Парама Видья (шакти) в форме Кали и в других образах проявляет себя как сагуна». (Мундамала-тантра 1.59-60)

Для блага садхаков Брахман принимает женскую и мужскую форму. В Вишну-ямале есть следующие слова Вишну, обращенные к Деви: «О мать, твою высшую форму не знает никто. Небожители читают твою проявленную форму в образе Кали и других формах». (Шактананда-тарангини 3)

Поэтому любая религиозная практика (садхана) обращена исключительно к шакти: шакти-мулам парам карма. (Мундамала-тантра -10.8)

В Ниррутара-тантре сказано:
Шакти-гьянам вина деви
нирванам найва джаяте

«Невозможно достичь освобождения без познания Шакти».

В той же тантре (гл.2) говорится: «Существует два вида шакти: сагуна и ниргуна. Ниргуна-шакти, состоящая из безграничного сияния, есть вечная форма высшего Брахмана (парам-брахма санатана)».

В Ямале сказало: «Есть два вида Махамайи: сагуна и ниргуна. Сагуна соединена с майей; ниргуна свободна от нее».

Шива говорит своей супруге Парвати: «Когда Деви проявляет себя как сагуна, я в форме Садашивы также обладаю качествами (гуна). Когда ты не имеешь качеств, я также остаюсь без качеств. Поклонение, связанное с сагуной, быстро приводит к достижению ниргуны.» (Мундамала-тантра 1.56 - 58)

Гаури-самхита указывает три вида шакти: гъяна-шакти (энергия знания), иччха-шакти (энергия воли) и крия-шакти (энергия действия), которые персонифицируются как Гаури, Брахми и Вайшнави, источником которых является безграничное сияние (джйоти) Брахмана, обозначаемого слогом «ОМ».

Поскольку Брахма, Вишну и Шива свободны от влияния качеств материальной природы (гунатитах сада), они создают, поддерживают и разрушают вселенную с помощью своих шакти (Гьянарнава-тантра 4.22).

Согласно Сваччханда-тантре (11.52), эти три божества означают три вида шакти: гъяна-шакти - Брахма, крия-шакти - Джанардана (Вишну), иччха-шакти - Рудра.

Одним из главных теоретических положений Шакты является концепция шабда-брахмана.

«Следует знать две формы Брахмана (две брахмани хи мантавьях): шабда-брахма и пара-брахма. Тот, кто постигает шабда-брахму, достигает Высшего Брахмана». (Трипуратагаши-упанишад)

В Радха-тантре (гл.15) сказано: «неизменный и лишенный качеств абсолют называется парам-брахма. Сагуна-брахма называется шабда-брахма».

Шабда-брахма означает вечную звуковую вибрацию Брахмана, которая проявляет себя в форме 50-ти букв (варна, матрика) санскритского алфавита.

Согласно Пхеткарини-тантре (гл. 1), эти 50 букв являются формами Вишну и Рудры с их персонифицированными энергиями.

В первой главе Канкаламалини-тантры Бхайрава говорит Бхайрави: «Слушай теперь о том, зная что, боги достигают ниргуны, чья истинная природа - шабда-брахма, состоящий из букв от „а“ до „кша“, который есть сам Владыка Вселенной (3-4), Все эти 50 букв от „а“ до „кша“ есть формы Шивы и Шакти. Они есть вечные формы Брахмана (брахма-рупах санатанах), без знания которых невозможно достичь сиддхи» (11 - 12).

В другой тантре говорится: «Все мантры являются формами букв алфавита, которые являются формами Шакти. Шакти следует знать как Матрику. Она есть форма Шивы. В этом мире она проявляет себя как матрика, обладающая высшей энергией (пара-теджах-саманви-та). Ею пронизан весь этот мир, начиная с Брахмы». (Тантра-садбхава)

Матрика также означает «мать» (матри). В форме букв алфавита Шакти порождает все материальное творение. «Сама Высшая Кундалини (сваям парама кундали), состоящая из букв от „а“ до „кша“, порождает все движущееся и неподвижное во вселенной как проявление букв алфавита (варнатма суяте дхрувам)». (Камадхену-тантра)

Проявлением Шабда-брахмана в теле дживы (живого существа) является Кундалини-шакти.

«От муладхары до верхушки головы располагается (главный энергетический канал) сушумна. Шакти, которая находится внутри него (в его основании), это Деви Кундалини, имеющая форму змеи (кунда-рупини). Всегда украшенная 50-ю буквами». (Тодала-тантра 9.13-14)

Пятьдесят букв, источником которых является Кундалини, расположенные (на лепестках шести лотосов) в тонком теле дживы, образуют целую вселенную (состоящую из 14-ти миров) со своими божествами и планетами. (Шактананда-тарангини гл.1)

Тантры описывают различные виды практики, связанной с энергией Кундалини. В Тантрараджа-тантре Шива говорит Деви: «Садхака, познавший Кундалини-шакти в своем теле согласно наставлениям своего гуру, знает Высшего Брахмана, меня и тебя» (30.69).

В процессе космической эволюции Шакти проявляет себя как пракрита (материальная природа): Брахма шактир эва пракритих (Нираламба-упанишад).

«То, что называется изначальной материей (прадхана), называется Пракрити». (Прапанчасара-тантра 1.26)

В Гаятри-тантре (гл. 2) говорится: «Слог „пра“ означает главную причину творения; процесс творения называется „крити“, поэтому мудрецы, видящие истину, называют ее „Пракрити“».

Пракрити, которая появляется из Высшего Брахмана, рассматривается как его материальное отражение:
Пара-брахмач ча пракритих
пратибимба-сварупини
(Шактисангама-тантра)

Согласно Каулавали-тантре (гл.11): «Пракрити имеет женскую природу (стри-бхава), пуруша - мужскую природу (пум-бхава). Высший из садхаков постигает их как знание и объект познания».

В Гандхарва-тантре (гл. 37) говорится: «Пуруша не является причиной творения, поскольку он не имеет качеств (ниргунатват), поэтому пуруша не является действующим и создающим. Действующей и создающей является Пракрити».

Продолжение в комментариях ниже.



  • Разделы сайта