Строение футбольного мяча. Современные футбольные мячи. Оптимизация и поиск наилучших решений в создании мяча

Пожалуй, у каждого из нас в детстве был мячик. Маленький, большой ли – не важно. Но он был. Круглый, постоянно укатывающийся. Его приятно было держать в руках, а как резво он скакал по дорожке! А ведь давным-давно ребенку и прикоснуться к нему не дали бы, потому что мяч издревле считался священной вещью.

Футбольные снаряды в древние времена

Наши предки очень любили забавы ради играть в различные сферические предметы.Известно, например, что южноамериканские индейцы, использовали легкую эластичную сферу в качестве спортивного снаряда.

Во времена правления династий Тсин и Ханьшуй (255 до н.э.-220 нашей эры), китайцы любили игру «Тсу Чу», в которой мячи животного происхождения загонялись в сеть, протянутую между двумя шестами. Говорят, что некоторые древнеегипетские обряды, имеют подобия с футболом. Древние греки и римляне также имели игру, суть которой сводилась к ударам ногами по мячу и переносам кожаной сферы.
В легендах говорится, что целая деревня могла вести один череп-снаряд на площадь в соседнюю деревню. В свою очередь, противостоящая сторона пыталась довести игровой элемент к площади противника.

Самый старый футбольный мяч

Обычно этот мяч хранится в музее Стирлинга Смита в Шотландии

Игроки в тачтли, запечатленные в 1529 г.

Художником Кристофором Вейдицем, путешествующим вместе с Кортесом. Вот как описывал эту игру сам художник:»У индейцев есть игра в надутый воздухом мяч. Они ударяют по нему задней своей частью своего тела, не отрывая рук от земли. Индейцы носят кожаные перчатки, а та часть тела, которыми они ударяют мяч, защищена кожаными повязками.»

А в Хэрроу играли не очень-то круглым мячом!

Мраморный рельеф (V в. до н.э.) из национального археологического музея в Афинах.

Мячи девятнадцатого века

первый каучуковый футбольный мяч.

В 1836 году Чарльз Гудиер запатентовал вулканизированный каучук. До этого мячи очень сильно зависели от размеров и формы свиных пузырей. Из-за нестабильности животной ткани очень трудно было предсказать поведение снаряда во время удара. Только ближе к двадцатому веку большинство мячей было сделано с использованием резины.

В 1855 году, тот же Гудиер спроектировал первый каучуковый футбольный мяч. Он до сих пор хранится в национальном футбольном зале славы, который расположена в Онеонте (Нью-Йорк, США).

В 1862 году изобретатель Лайндон разработал одну из первых надувных резиновых камер. Он прекрасно знал недостатки мячей из свиных мочевых пузырей. Его целью было создать надувную резиновую камеру, которая бы не взрывалась от каждого прикосновения ногой. Каучуковые камеры обеспечивали мячам форму и плотность. Лайндон даже утверждал, что изобрел регби, но вовремя не запатентовал идею. В те дни круглый мяч был предпочтительнее для игры ногами, а с овальным было проще обращаться руками.

Шар Состязания использовал в Финале кубка FA 1893

Match Ball used in the FA Cup Final of 1893

Синтетические футбольные мячи

Полностью синтетический мяч был произведен только в начале 60-ых. Но только лишь в конце 80-ых синтетика полностью заменила кожаное покрытие. Консерваторы и скептики утверждали, что кожаные мячи обеспечивают контроль за полетом и более сильный удар.
Синтетическое покрытие сегодняшних мячей полностью копирует структуру кожаной ячейки. Есть у синтетики и преимущества - прочность и низкое водопоглощение.
Ранние мячи были прошиты шнурками. Более поздние игровые снаряды были сделаны из скрепленных в единое целое синтетических заплаток. Дизайн нового мяча был основанном на проекте «Мяч Бакминстера», более известном как «Бакибол». Американский архитектор Ричард Бакминстер и не помышлял о футболе. Он всего лишь пытался придумать новые способы строительства зданий с использованием минимума материалов. А получилась гениальная структура, которую сегодня знает любой болельщик.
Форма мяча Бакминстера представляет собой ряд шестиугольников и пятиугольников, которые состыковываются вместе, для придания мячу округлой формы. Современный мяч состоит из 20 шестиугольников и 12 пятиугольников. Вместе они образуют собой близкую к совершенству сферу. Черные пятиугольники помогли игрокам более тонко чувствовать любые отклонения при полете мяча.

Первым «официальным» мячом в футболе стал «Telstar» Adidas на Кубке Мира в 1970 году в Мексике. Теперь к каждому большому состязанию разрабатывают новый уникальный футбольный мяч.

«Telstar» Durlast - Германия 1974;

«Tango Riverplate» - Аргентина 1978;

«Tango Espana» - Испания 1982;

«Azteca» - Мексика 1986;

«Etrvsco» - Италия 1990;

«Questra» - США 1994;

«Tricolore» - Франция 1998;

Telstar: Мексика-1970

Кожаный мяч Telstar был сшит вручную из 32 элементов – 12 пятиугольных и 20 шестиугольных панелей – и стал самым круглым мячом тех лет. Его дизайн навсегда вошел в историю футбола. Белый мяч, украшенный черными пятиугольниками – Telstar (Star of Television, «Телезвезда») гораздо лучше заметен на черно-белом экране. Этот мяч стал прототипом последующих поколений.

Telstar/Chile: Германия-1974

Tango: Аргентина-1978

Tango Espana: Испания-1982

Azteca: Мексика-1986

Etrusco Unico: Италия-1990

Questra: США-1994

Tricolore: Франция-1998

Fevernova: Корея и Япония-2002

«+Teamgeist» — Германия 2006

Сегодня множество компаний выпустили новые высокотехнические материалы и проекты для мячей. Развитие идет в направлении создания идеального снаряда, с идеальной траекторией, точностью и скоростью полета, с идеально низким водопоглощением, с идеальным распределением энергии, с идеальной безопасностью. Но создателям в погоне за лидерством не стоит забывать про стандарты ФИФА.

А мяч-то круглый!

В древности люди очень любили забавы ради играть с различными сферическими предметами.

Известно, например, что южноамериканские индейцы, использовали легкую эластичную сферу в качестве спортивного снаряда. По легендам, ранние мячи создавались из человеческих голов, завернутых в кожу животных или в мочевые пузыри свиней и коров.

Во времена правления династий Цин и Хань (255 до н.э. — 220 н.э.) китайцы любили игру «Цзу Чу» (другое написание — Цзуцю), в которой мячи из животного материала загонялись в сеть, протянутую между двумя шестами. Древние греки и римляне также имели игру, суть которой сводилась к ударам ногами по мячу и переносам кожаной сферы.

Согласно средневековой традиции люди брали свиные пузыри и пытались раздуть их до необходимых для игры размеров. С помощью ног и рук они пытались удержать шар в воздухе.

Со временем пузыри стали обтягивать кожей для придания им правильной формы и для долговечности.

Мячи девятнадцатого века

В 1836 году Чарльз Гудиер запатентовал вулканизированный каучук. До этого мячи очень сильно зависели от размеров и формы свиных пузырей. Из-за нестабильности животной ткани очень трудно было предсказать поведение снаряда во время удара. Только ближе к двадцатому веку большинство мячей было сделано с использованием резины.

В 1855 году, тот же Гудиер спроектировал первый каучуковый футбольный мяч. Он до сих пор хранится в национальном футбольном зале славы, который расположена в Онеонте (Нью-Йорк, США).

В 1862 году изобретатель Лайндон разработал одну из первых надувных резиновых камер. Он прекрасно знал недостатки мячей из свиных мочевых пузырей. Его целью было создать надувную резиновую камеру, которая бы не взрывалась от каждого прикосновения ногой.

Каучуковые камеры обеспечивали мячам форму и плотность. В те дни круглый мяч был предпочтительнее для игры ногами, а с овальным было проще обращаться руками.

В 1863 году новоиспеченная Английская Футбольная Ассоциация собралась с целью разработать и обобщить правила новой игры — футбол. На первом собрании никто не предложил стандарты для футбольных мячей.

В 1872 году было достигнуто соглашение, что мяч для игры в футбол «должен быть сферическим с окружностью 27-28 дюймов» (68,6-71,1 см). Этот стандарт не менялся на протяжении ста с лишним лет и остается в сегодняшних правилах ФИФА.

О футбольных мячах было написано очень немного, потому что они почти не менялись все эти годы. Официальный размер и вес были установлены в 1872 году. В 1937 году вес был увеличен с 13-15 унций до 14-16 унций.

В энциклопедии футбола (английское издание 1956 года) говорится следующее: «Согласно футбольным правилам, мяч должен быть сферическим с внешним покрытием из кожи или из других одобренных материалов. Окружность не должна быть меньше 27 дюймов, но и не превышать 28 дюймов, а вес мяча вначале игры не должен быть меньше 14 унций и больше 16 унций».

Массовое производство футбольных мячей началось благодаря заказам английской футбольной лиги (основана в 1888 году). «Mitre» и «Thomlinson’s of Glasgow» были первыми компаниями, которые освоили в то время производство мячей.

Эти фирмы убеждали покупателей, что главным конкурентным преимуществом их товара было то, что форма их мячей была неизменной.

Качество и прочность кожи и швов — вот, что было их главным козырем. Самые лучшие сорта кожи брались с огузков туши коровы и шли на производство самых качественных моделей мячей. В то время как менее прочная кожа лопатки шла на производство более дешевых мячей.

Прогресс в дизайне кожаных сфер пришел с развитием направления взаимосвязанных групп. Они заменили привычные кожаные секции, которые сходились в северных и южных полюсах мяча. Нововведение позволило придать мячам более округлую форму.

В 1900 году были созданы еще более прочные каучуковые камеры. Они могли выдерживать сильное давление. Все профессиональные мячи к тому времени, создавались на основе резиновых камер. Они покрывались грубой коричневой кожей.

Большинство кожаных сфер имели покрытие с восемнадцатью секциями (шесть групп, по три полосы). Ненадутая камера вставлялась в заранее подготовленный разрез. Оставляли отверстие для последующего надувания мяча с помощью специальной трубки. После этого приходилось шнуровать покрытие.

Эти мячи хорошо держали удары ногами, но имели ряд недостатков — трудоемкий процесс сшивания и водопоглотительные особенности кожи. Когда шел дождь, кожа разбухала, мяч становился очень тяжелым и опасным. Существовали и другие проблемы — невозможно было сделать универсальную кожу животного происхождения. В течение только лишь одного состязания качество мячей могло сильно ухудшиться, падало качество самой игры.

Футбольный мяч возможно даже сыграл роль в событиях первого кубка мира в 1930 году. Аргентина и Уругвай не смогли договориться, мячом какого производства они будут играть. Команды оригинально вышли из положения.

Аргентинский мяч использовался в первой половине матча, а уругвайский — во второй. В первом тайме Аргентина (со своим мячом) вела 2:1. Однако Уругвай, умудрился во втором тайме сотворить чудо, обыграть соперников со счетом 4:2. Возможно стать победителями Чемпионата мира им помог родной мяч.

В течение Второй мировой войны производство мячей значительно увеличивалось. Появилась прокладка между камерой и внешним покрытием. Сфера стала более прочной, а формы конструкции — правильнее. Но обшивка все еще часто рвалась из-за низкого качества кожаных покрытий.

В 1951 году на смену однотонному белому мячу, пришел снаряд с широкими цветными полосками. Они помогали зрителям более уверенно ориентироваться в событиях на поле и следить за мячом. Кстати белое покрытие неофициально использовались уже в 1892 году. В 50-х также появляются первые оранжевые мячи. Они создавались для того, чтобы помочь зрителям видеть сферу при обильном снегопаде.

Разные страны одобрили различные типы футбольных мячей. Из-за этого часто возникали противоречия между командами. ФИФА стандартизировала размер, вес и тип мячей.

Синтетические футбольные мячи

Полностью синтетический мяч был произведен только в начале 60-х. Но только лишь в конце 80-х синтетика полностью заменила кожаное покрытие. Консерваторы и скептики утверждали, что кожаные мячи обеспечивают контроль за полетом и более сильный удар.

Синтетическое покрытие сегодняшних мячей полностью копирует структуру кожаной ячейки. Есть у синтетики и преимущества — прочность и низкое водопоглощение.

Ранние мячи были прошиты шнурками. Более поздние игровые снаряды были сделаны из скрепленных в единое целое синтетических заплаток. Дизайн нового мяча был разработан на проекте «Мяч Бакминстера», более известном как «Бакибол».

Американский архитектор Ричард Бакминстер и не помышлял о футболе. Он всего лишь пытался придумать новые способы строительства зданий с использованием минимума материалов. А получилась гениальная структура, которую сегодня знает любой болельщик.

Форма мяча Бакминстера представляет собой ряд шестиугольников и пятиугольников, которые состыковываются вместе, для придания мячу округлой формы.

Современный мяч состоит из 20 шестиугольников и 12 пятиугольников. Вместе они образуют собой близкую к совершенству сферу. Черные пятиугольники помогли игрокам более тонко чувствовать любые отклонения при полете мяча.

До 1970 года на чемпионатах мира не было единого мяча, использовались разные. Это и побудило ФИФА заключить договор с немецкой фирмой, производящей мячи с 1936 года. С тех пор Adidas раз в четыре года создает новые разработки специально для World Cup (первым официальным мячом в футболе стал «Telstar» на Кубке Мира в 1970 году в Мексике):

  • «Telstar» Durlast — Германия 1974;
  • «Tango Riverplate» — Аргентина 1978;
  • «Tango Espana» — Испания 1982;
  • «Azteca» — Мексика 1986;
  • «Etrvsco» — Италия 1990;
  • «Questra» — США 1994;
  • «Tricolore» — Франция 1998;
  • «Fevernova» — Япония и Корея 2002;
  • «+Teamgeist» — Германия 2006;
  • «Jabulani» — ЮАР 2010.

В настоящее время множество компаний выпускют новые высокотехнические материалы и проекты для мячей. Развитие идет в направлении создания идеального снаряда, с идеальной траекторией, точностью и скоростью полета, с идеально низким водопоглощением, с идеальным распределением энергии, с идеальной безопасностью. Но создателям в погоне за лидерством не стоит забывать про стандарты ФИФА.

Новые мячи типа «Ротеиро» Адидас созданы с использованием самых современных технологий и материалов. Мяч был специально создан к европейскому первенству 2004 г. в Португалии. С современного португальского языка название «Roteiro» переводится как «путеводитель, маршрут».

Мяч вызвал много споров между игроками и вратарями, между сторонниками развития футбола и консерваторами. Действительно, для полевых игроков мяч идеален — легкий, удобный. А вот для вратарей он стал настоящим кошмаром из-за непредсказуемости траектории полета.

По футбольным правилам мяч должен иметь следующие параметры :

  • имеет сферическую форму;
  • изготовлен из кожи или другого пригодного для этих целей материала;
  • имеет длину окружности не более 70 см (28 дюймов) и не менее 68 см (27 дюймов);
  • на момент начала матча весит не более 450 гр. (16 унций) и не ме-нее 410 гр. (14 унций);
  • имеет давление, равное 0,6—1,1 атмосферы (600—1100 г/см 2) на уровне моря (от 8,5 до 15,6 фунтов/кв. дюйм).

Замена поврежденного мяча

Если мяч во время игры пришел в негодность:

  • игра останавливается;
  • игра возобновляется запасным мячом с розыгрыша «спорного мяча» в том месте, где мяч пришел в негодное состояние.

Если мяч пришел в негодность в момент, когда он не был в игре — при начальном ударе, ударе от ворот, угловом, штрафном, свобод-ном ударе, ударе с 11-метровой отметки или вбрасывании:

  • игра возобновляется соответствующим образом.

Мяч может быть заменен во время игры только по указанию судьи.

Была основана Футбольная ассоциация Англии , которая впервые произвела унификацию футбольных правил, но на тот момент в них ничего не упоминалось о футбольном мяче. В 1872 году был официально установлен стандартный размер и масса мяча. До этого размер и масса футбольного мяча определялись по обоюдному согласию заинтересованных сторон. В соответствии с новыми правилами, футбольный мяч должен иметь сферическую форму с объёмом (длиной окружности) от 68,6 до 71,7 см. Масса мяча могла колебаться в пределах от 368 до 425 граммов. В 1937 году масса мяча была увеличена до 410-450 граммов, и с того момента это правило останется неизменным и по сегодняшний день . В 1888 году была основана Футбольная лига Англии . Благодаря её заказам, впервые началось серийное производство футбольных мячей компаниями Митре (Mitre) и Томлинсон (Thomlinson). В начале XX века их качество существенно улучшилось, благодаря прочному каучуку камера могла выдерживать большое давление. Мяч состоял из внутренней камеры и покрышки. Покрышка изготавливалась из натуральной кожи и состояла из 18 сшитых между собой панелей. Ниппель был скрыт под шнуровкой. В начале -х был изготовлен полностью синтетический футбольный мяч. Натуральная кожа всё ещё находила применение в производстве, но в конце -х синтетические материалы полностью её заменили.

Конструкция

Футбольный мяч состоит из трёх основных компонентов: покрышки, подкладки и камеры.

Покрышка

Изначально покрышка изготовлялась из натуральной кожи. Сейчас в основном применяют синтетику, поскольку кожа впитывает воду и мяч набирает вес. Как правило, применяют материал PU (полиуретан) или PVC (поливинилхлорид). Большинство современных мячей состоят из 32 водонепроницаемых панелей, 12 из них имеют пятиугольную форму, 20 - шестиугольную. Панели футбольного мяча сшивают нитками ручным или машинным способом или склеивают.

Также бывают облегченные футбольные мячи (для женщин и детей), окружность и вес которых могут отличаться от официально принятых.

Замена повреждённого мяча

  • Если мяч лопнул или получил повреждение во время игры - игра останавливается. Возобновляется она запасным мячом с розыгрыша «спорного мяча» в том месте, где тот пришёл в негодное состояние.
  • Если мяч лопается или получает повреждение в момент, когда он не был в игре - при начальном ударе, ударе от ворот , угловом , штрафном , свободном ударе , ударе с 11-метровой отметки или вбрасывании , то после замены мяча игра возобновляется соответствующим образом.

Мяч может быть заменён во время игры только по указанию судьи .

Расцветка

Старые мячи были монохромными, коричневыми, затем белыми. Впоследствии, для удобства трансляций на чёрно-белые телевизоры , мяч сделали пятнистым - с чёрными пятиугольниками и белыми шестиугольниками. Эта расцветка стала стандартом для мячей и символики в принципе. Существуют и другие мячи, например «Total 90 Aerow» от Nike , на который нанесены кольца, чтобы вратарю было проще определять вращение мяча. В матчах, проходящих на заснеженном поле или во время снегопада, применяются мячи яркой расцветки, преимущественно оранжевой.

По решению ФИФА на официальных играх любые эмблемы или реклама на мячах запрещены, кроме следующих:

  • соревнования или организатора соревнования;
  • компании - изготовителя мяча;
  • знаки допуска мяча.

Контроль качества мячей

В соответствии с системой контроля качества ФИФА , все мячи, используемые в матчах, проводимых под эгидой этой футбольной организации, должны предварительно получить знаки FIFA APPROVED или FIFA INSPECTED. Для получения знака FIFA INSPECTED мячи должны пройти серию испытаний, включающих в себя контроль массы, влагопоглощение, отскок, округлость, окружность и потерю давления. Для того, чтобы получить знак FIFA APPROVED, мяч должен пройти, вдобавок к вышеперечисленным тестам, ещё и дополнительные испытания по сохранению размера и формы . При этом производители футбольных мячей должны уплатить небольшую сумму ФИФА за разрешение ставить такие знаки на футбольных мячах.

Производство мячей

На чемпионат мира в Германии мячи производились в Таиланде . Впервые с 1970 года adidas произвёл мячи не на заводе Сиалкот. Однако, там будут произведены все 60 миллионов мячей для продажи.

Атомная решётка простейшего из фуллеренов C 60 напоминает футбольный мяч. Атомы углерода в данном фуллерене занимают позиции, аналогичные положениям вершин в покрышке мяча.

См. также

Напишите отзыв о статье "Футбольный мяч"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • , refereeclub.ru

Отрывок, характеризующий Футбольный мяч

– Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки.
Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.
– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.
– Ух, ух, ух!.. – как будто хрюкал татарин, и вдруг, подняв кверху свое скуластое черное курносое лицо, оскалив белые зубы, начинал рваться, дергаться и визжат ь пронзительно звенящим, протяжным визгом. На другом столе, около которого толпилось много народа, на спине лежал большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею). Несколько человек фельдшеров навалились на грудь этому человеку и держали его. Белая большая полная нога быстро и часто, не переставая, дергалась лихорадочными трепетаниями. Человек этот судорожно рыдал и захлебывался. Два доктора молча – один был бледен и дрожал – что то делали над другой, красной ногой этого человека. Управившись с татарином, на которого накинули шинель, доктор в очках, обтирая руки, подошел к князю Андрею. Он взглянул в лицо князя Андрея и поспешно отвернулся.
– Раздеть! Что стоите? – крикнул он сердито на фельдшеров.
Самое первое далекое детство вспомнилось князю Андрею, когда фельдшер торопившимися засученными руками расстегивал ему пуговицы и снимал с него платье. Доктор низко нагнулся над раной, ощупал ее и тяжело вздохнул. Потом он сделал знак кому то. И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. Когда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отрезаны, и рана перевязана. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел.
После перенесенного страдания князь Андрей чувствовал блаженство, давно не испытанное им. Все лучшие, счастливейшие минуты в его жизни, в особенности самое дальнее детство, когда его раздевали и клали в кроватку, когда няня, убаюкивая, пела над ним, когда, зарывшись головой в подушки, он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни, – представлялись его воображению даже не как прошедшее, а как действительность.
Около того раненого, очертания головы которого казались знакомыми князю Андрею, суетились доктора; его поднимали и успокоивали.
– Покажите мне… Ооооо! о! ооооо! – слышался его прерываемый рыданиями, испуганный и покорившийся страданию стон. Слушая эти стоны, князь Андрей хотел плакать. Оттого ли, что он без славы умирал, оттого ли, что жалко ему было расставаться с жизнью, от этих ли невозвратимых детских воспоминаний, оттого ли, что он страдал, что другие страдали и так жалостно перед ним стонал этот человек, но ему хотелось плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами.
Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу.
– О! Ооооо! – зарыдал он, как женщина. Доктор, стоявший перед раненым, загораживая его лицо, отошел.
– Боже мой! Что это? Зачем он здесь? – сказал себе князь Андрей.
В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем то близко и тяжело связан со мною, – думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. – В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью? – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими рукамис готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.
Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, в соединении с тяжестью головы и с известиями об убитых и раненых двадцати знакомых генералах и с сознанием бессильности своей прежде сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона, который обыкновенно любил рассматривать убитых и раненых, испытывая тем свою душевную силу (как он думал). В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие. Он поспешно уехал с поля сражения и возвратился к Шевардинскому кургану. Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз. Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить. Личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для себя страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы. (Какой нужно было ему еще славы?) Одно, чего он желал теперь, – отдыха, спокойствия и свободы. Но когда он был на Семеновской высоте, начальник артиллерии предложил ему выставить несколько батарей на эти высоты, для того чтобы усилить огонь по столпившимся перед Князьковым русским войскам. Наполеон согласился и приказал привезти ему известие о том, какое действие произведут эти батареи.
Адъютант приехал сказать, что по приказанию императора двести орудий направлены на русских, но что русские все так же стоят.
– Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, – сказал адъютант.
– Ils en veulent encore!.. [Им еще хочется!..] – сказал Наполеон охриплым голосом.
– Sire? [Государь?] – повторил не расслушавший адъютант.
– Ils en veulent encore, – нахмурившись, прохрипел Наполеон осиплым голосом, – donnez leur en. [Еще хочется, ну и задайте им.]
И без его приказания делалось то, чего он хотел, и он распорядился только потому, что думал, что от него ждали приказания. И он опять перенесся в свой прежний искусственный мир призраков какого то величия, и опять (как та лошадь, ходящая на покатом колесе привода, воображает себе, что она что то делает для себя) он покорно стал исполнять ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена.
И не на один только этот час и день были помрачены ум и совесть этого человека, тяжеле всех других участников этого дела носившего на себе всю тяжесть совершавшегося; но и никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды и добра и всего человеческого.

Футбол один из самых любимых видов спорта. В него начинают играть мальчишки, только научившись ходить. С мячом они взрослеют, учатся, тренируются и становятся олимпийцами. Для хорошей зрелищной игры, помимо профессиональных качеств игроков, в футболе важен и его основной атрибут - мяч.

Немного истории

Первые игровые мячи прародителя футбола изготавливались из органов животных, чаще из мочевых пузырей. Кроме не очень презентабельного вида подобные изделия отличались низким качеством. От сильных ударов по ним - быстро лопались и сдувались.

Все изменилось в середине девятнадцатого века, после изобретения видоизмененного каучука - резины. Первый резиновый мяч был представлен футбольным командам почти сто пятьдесят лет назад в 1855. Резина изменила не только внешний вид любимого спортинвентаря, но и добавила ему прочности, повысив дополнительно упругость и прыгучесть. Чуть позже была придумана резиновая камера мяча и насос для надува.

1872 можно считать отсчетной датой стандартизации мяча для футбола. Было решено, что он имеет размер от 68,6 до 71.7 см, и вес 370-425 г. Немного увеличили массу в 1937, до используемых и поныне, 400-450 грамм. Производство серийное началось в 1888 двумя компаниями Митре и Томплинсон. Основу мяча составляла внутренняя камера, с покрышкой из натуральной кожи из восемнадцати частей поверху. В шестидесятых годах прошлого века начали изготавливать синтетические мячи. Сейчас они полностью заменили кожу.

Основные части современных мячей

С прежних времен состав спортизделия немного изменился. Современный мяч для игры состоит из трех частей:

    покрышка,

  • подкладка.

Покрышка

В отличие от старой версии из кожи, набирающей дополнительный вес от влаги при использовании, новые делаются из синтетики. Чаще, для изготовления, берут полиуретан или схожий поливинилхлорид. Практически все они сшиты из тридцати двух водоотталкивающих частей:

    двенадцати штук пятиугольной формы,

    двадцати штук шестиугольной формы.

Варианты соединения частей могут отличаться: ручное сшивание, машинное или склеивание.

После соединения всех частей воедино получается сферическая фигура, типа шара, но отличная от него, за счет большого числа составляющих его многогранников. Сферичность добавляется, накачиванием внутрь воздуха.

Однако сфера из тридцати двух частей не единственно возможная конфигурация. В двухтысячные на крупнейших мировых чемпионатах использовались мячи из четырнадцати и даже восьми частей. Новое было и соединение - термальное.

Камера

Камера находится внутри сферы. На изготовление берется синтетический бутил, полиуретан, иногда латекс на натуральной основе. В чем их отличия?

Камеру из латекса необходимо чаще подкачивать, чем синтетические, т.к воздух в ней быстрее «сдувается». Но у нее есть достоинства, намного превышающие этот недостаток. По сравнению с бутиловой или полиуретановой - она более мягкая, более эластичная, и более «прыгучая».

Подкладка

Между камерой и покрышкой в современных моделях, как на https://www.ProBall.ru/catalog/futbolnye_myachi/ , находится прокладка. И от этой новой составляющей зависит очень многое. Прыгучесть или отскок, сохранение сферической формы - все это зависит от толщины и размера прокладочной части. Прокладку делают из полиэстера или натурального спрессованного хлопка. В современном мяче для профессионалов не менее четырех слоев прокладочной части.

Отличия мячей по размерам

В мире футбола используют пять разных размеров мячей. Они отличаются не только по размерам, но и по назначению.

    Сфера до 56 см - для обучения игре малышей четырехлетнего возраста, или для рекламы.

    Сфера до 61 см - для тренировок детей более старшего возраста шести-восьми лет.

    Сфера в пределах 62-64 см. Используется для мини-футбольных матчей и тренировок подростков до двенадцати лет. Вес в сухом виде колеблется 400-440 грамм.

    Основной вид мяча для тренировок и матчей - размер пятый. Окружность 68-70 см, масса не более 450 грамм.

Основная расцветка, используемая на современных футбольных сферах - пятнистая, черно-белая. Иногда используются яркие расцветки, например, оранжевые. Это необходимо для их лучшей видимости.

От качества и внешнего вида мяча зависит настрой перед тренировкой или важным матчем. Поэтому выбирать его лучше по характеристикам. Такая возможность есть на сайте

Футбольные снаряды в древние времена Наши предки очень любили забавы ради играть в различные сферические предметы. Самые древние мячи к нам дошли из Египта (2000 г. до н.э.). Они изготавливались из дерева, кожи и даже папируса
Известно, например, что южноамериканские индейцы, использовали легкую эластичную сферу в качестве спортивного снаряда. Игроки в тачтли, запечатленные в 1529 г. Художником Кристофором Вейдицем, путешествующим вместе с Кортесом. Вот как описывал эту игру сам художник:"У индейцев есть игра в надутый воздухом мяч. Они ударяют по нему задней своей частью своего тела, не отрывая рук от земли. Индейцы носят кожаные перчатки, а та часть тела, которыми они ударяют мяч, защищена кожаными повязками."
Согласно историческим ссылкам и легендам, ранние мячи создавались из человеческих голов, завернутых в кожу животных или в мочевые пузыри свиней и коров.
Во времена правления династий Тсин и Ханьшуй (255 до н.э.-220 нашей эры), китайцы любили игру «Тсу Чу», в которой мячи животного происхождения загонялись в сеть, протянутую между двумя шестами. Говорят, что некоторые древнеегипетские обряды, имеют подобия с футболом. Древние греки и римляне также имели игру, суть которой сводилась к ударам ногами по мячу и переносам кожаной сферы.
В легендах говорится, что целая деревня могла вести один череп-снаряд на площадь в соседнюю деревню. В свою очередь, противостоящая сторона пыталась довести игровой элемент к площади противника.
Согласно средневековой традиции люди брали свиные пузыри и пытались раздуть их до необходимых для игры размеров. С помощью ног и рук они пытались удержать шар в воздухе.
Со временем пузыри стали обтягивать кожей для придания им правильной формы и для долговечности.
Мяч, сделанный около 450 лет назад. Считается, что в XVI веке футбольный мяч принадлежал шотландской королеве Мэри. Камера древнего мяча изготовлена из свиного мочевого пузыря. Сверху она покрыта сшитыми кусками толстой, возможно оленьей, кожи. Этот мяч хранится в музее Стирлинга Смита в Шотландии.

Мячи девятнадцатого века

В 1836 году Чарльз Гудиер запатентовал вулканизированный каучук. До этого мячи очень сильно зависели от размеров и формы свиных пузырей. Из-за нестабильности животной ткани очень трудно было предсказать поведение снаряда во время удара. Только ближе к двадцатому веку большинство мячей было сделано с использованием резины.
В 1855 году, тот же Гудиер спроектировал первый каучуковый футбольный мяч. Он до сих пор хранится в национальном футбольном зале славы, который расположена в Онеонте (Нью-Йорк, США).
В 1862 году изобретатель Лайндон разработал одну из первых надувных резиновых камер. Он прекрасно знал недостатки мячей из свиных мочевых пузырей. Его целью было создать надувную резиновую камеру, которая бы не взрывалась от каждого прикосновения ногой. Каучуковые камеры обеспечивали мячам форму и плотность. Лайндон даже утверждал, что изобрел регби, но вовремя не запатентовал идею. В те дни круглый мяч был предпочтительнее для игры ногами, а с овальным было проще обращаться руками.
В 1863 году новоиспеченная Английская Футбольная Ассоциация собралась с целью разработать и обобщить правила новой игры - футбол. На первом собрании никто не предложил стандарты для футбольных мячей.
А вот в 1872 году было достигнуто соглашение, что мяч для игры в футбол «должен быть сферическим с окружностью 27-28 дюймов» (68,6-71,1 см). Этот стандарт не менялся на протяжении ста с лишним лет и остается в сегодняшних правилах ФИФА. В энциклопедии футбола (английское издание 1956 года) говорится следующее: «Согласно футбольным правилам, мяч должен быть сферическим с внешним покрытием из кожи или из других одобренных материалов. Окружность не должна быть меньше 27 дюймов, но и не превышать 28 дюймов, а вес мяча вначале игры не должен быть меньше 14 унций и больше 16 унций».

Мячи двадцатого века…

История кожаного
В 1900 году были созданы еще более прочные каучуковые камеры. Они могли выдерживать сильное давление. Все профессиональные мячи к тому времени, создавались на основе резиновых камер. Они покрывались грубой коричневой, а позднее белой кожей. Большинство кожаных сфер имели покрытие с восемнадцатью секциями (шесть групп, по три полосы) и напоминали современные волейбольные мячи со шнуровкой. Не надутая камера вставлялась в заранее подготовленный разрез. Оставляли отверстие для последующего надувания мяча с помощью специальной трубки. После этого приходилось шнуровать покрытие.
Эти мячи хорошо держали удары ногами, но имели ряд недостатков - трудоемкий процесс сшивания и водопоглотительные особенности кожи. Когда шел дождь, кожа разбухала, мяч становился очень тяжелым и опасным. Существовали и другие проблемы - невозможно было сделать универсальную кожу животного происхождения. В течение только лишь одного состязания качество мячей могло сильно ухудшиться, падало качество самой игры.
Футбольный мяч возможно даже сыграл роль в событиях первого кубка мира в 1930 году. Аргентина и Уругвай не смогли договориться, мячом какого производства они будут играть. Команды оригинально вышли из положения. Аргентинский мяч использовался в первой половине матча, а уругвайский - во второй. В первом тайме Аргентина (со своим мячом) вела 2-1. Однако Уругвай, умудрился во втором тайме сотворить чудо, обыграть соперников со счетом 4-2. Возможно, стать победителями Чемпионата Мира им помог родной мяч!
После Второй мировой войны появилась прокладка между камерой и внешним покрытием. Сфера стала более прочной, а формы конструкции - правильнее. Но обшивка все еще часто рвалась из-за низкого качества кожаных покрытий.
В 1951 году на смену однотонному белому мячу, пришел снаряд с широкими цветными полосками. Они помогали зрителям более уверенно ориентироваться в событиях на поле и следить за мячом. Кстати белое покрытие неофициально использовались уже в 1892 году. В 50-ых также появляются первые оранжевые мячи. Они создавались для того, чтобы помочь зрителям видеть сферу при обильном снегопаде.
Полностью синтетический мяч был произведен только в начале 60-ых. Но только лишь в конце 80-ых синтетика полностью заменила кожаное покрытие. Консерваторы и скептики утверждали, что кожаные мячи обеспечивают контроль за полетом и более сильный удар. Синтетическое покрытие сегодняшних мячей полностью копирует структуру кожаной ячейки. Есть у синтетики и преимущества - прочность и низкое водопоглощение.

Бело-черный мячик
Ранние мячи были со шнурками. Более поздние игровые снаряды были сделаны из сшитых в единое целое заплаток. Дизайн нового мяча был основанном на проекте «Мяч Бакминстера», более известном как «Бакибол». Американский архитектор Ричард Бакминстер и не помышлял о футболе. Он всего лишь пытался придумать новые способы строительства зданий с использованием минимума материалов. А получилась гениальная структура, которую сегодня знает любой болельщик. 32 кусочка: 12 из них - черные пятиугольники, 20 - белые шестиугольники. Конструкция этих 32 многоугольников называется усечённый икосаэдр, только мяч имеет более сферическую форму за счёт давления воздуха, закачанного внутрь. Первый такой мяч был произведён в Дании в 1950 году фирмой Select и получил в Европе широкое распространение. Всемирно стал употребляться после чемпионата мира 1970 года, на котором были такие мячи, произведённые фирмой Адидас.

Официальные мячи чемпионатов
Мяч «Telstar» Adidas стал первым «официальным» мячом на Кубке Мира в 1970 году в Мексике. Теперь к каждому большому состязанию разрабатывают новый уникальный футбольный мяч.
«Telstar» Мексика-1970;

Кожаный мяч Telstar был сшит вручную из 32 элементов – 12 пятиугольных и 20 шестиугольных панелей – и стал самым круглым мячом тех лет. Его дизайн навсегда вошел в историю футбола. Белый мяч, украшенный черными пятиугольниками – Telstar (Star of Television, «Телезвезда») гораздо лучше заметен на черно-белом экране. Этот мяч стал прототипом последующих поколений.
«Telstar» Durlast - Германия 1974;

В чемпионате мира в Германии в 1974 году «участвовали» два мяча. Для мяча Telstar это было уже второе появление, только логотип был теперь не золотым, а черным. Компания adidas представила также белую версию мяча – adidas Chile – в честь полностью белого мяча Кубка 1962 года в Чили. От Telstar 1970 года они отличались лишь рисунком, материалы и технологии остались теми же.
«Tango Riverplate» - Аргентина 1978;

В 1978 году миру был представлен adidas Tango – модель, ставшая впоследствии «классикой дизайна». Хотя мяч был сшит из тех же 32 панелей, рисунок из 20 идентичных триад создавал впечатление 12 окружностей, опоясывающих мяч. Дизайн официальных мячей следующих пяти чемпионатов FIFA был основан именно на этой идее. Tango обладал также большей стойкостью к атмосферным воздействиям.
«Tango Espana» - Испания 1982;

В 1982-м дизайн Tango 1978 года изменился несильно. А вот технологические изменения Tango Espana были более существенны. Мяч по-прежнему шили из кожи, но швы проклеили и сделали водонепроницаемыми. Это значительно повысило износостойкость и сократило поглощение воды мячом, а следовательно, минимизировало увеличение веса в мокрую погоду.
«Azteca» - Мексика 1986;

Это первый официальный мяч чемпионата FIFA, сделанный из синтетических материалов. В результате срок его службы значительно возрос, а степень поглощения воды уменьшилась. Azteca обладал прекрасными характеристиками при игре на твердых поверхностях, в высокогорных условиях и в мокрую погоду, что было значительным шагом вперед. Триады, опоясывавшие этот мяч, были украшены ацтекскими орнаментами.
«Etrvsco» - Италия 1990;

При создании adidas Etrusco Unico использовались только синтетические материалы. Etrusco Unico стал первым мячом, внутренний слой которого был выполнен из полиуретановой пены, благодаря чему мяч стал более живым, быстрым и совершенно водонепроницаемым. В имени и дизайне улавливается влияние древней истории Италии и культурного наследия этрусков. Три головы этрускских львов украшают каждую из 20 триад.
«Questra» - США 1994;

Официальный мяч чемпионата 1994 года – воплощение высоких технологий. Использование внутреннего энерговозвращающего слоя полиуретановой пены позволило мячу стать мягче (то есть послушнее) и гораздо быстрее. Вдохновленный космическими технологиями и американским стремлением к звездам (Quest for the Stars, отсюда и название), Questra установил новые стандарты.
«Tricolore» - Франция 1998;

Первый многоцветный официальный мяч чемпионата. Французский флаг и хвост петуха, традиционного символа Франции и Французской футбольной федерации, нашли отражение в названии и дизайне. В adidas Tricolore использовался слой синтетической пены с регулярной матрицей из прочных микроячеек, заполненных газом. Такая структура обеспечивала долговечность и хороший тактильный контакт с мячом.
«Fevernova» - Япония и Корея 2002

Это первый официальный мяч, дизайн которого отличался от традиционного мяча Tango 1978 года. Рисунок и цветовая гамма Fevernova навеяны культурой стран Дальнего Востока. Специальная прослойка из синтетической пены способствовала улучшению характеристик мяча, а трехслойный тканый каркас обеспечивал большую точность удара и предсказуемость траектории полета.
«Teamgeist» - Германия 2006

Впервые за 36 лет компания Аdidas отступила от классического 32-панельного дизайна. В 2006 году компания Adidas предложила принципиально новый мяч +Teamgeist, составленный из «пропеллеров» и «турбин». Каркас и панели, соединенные по технологии термосклейки, обеспечивают водонепроницаемость и более ровную поверхность, повышающую результативность ударов. Рисунок выполнен в черно-белой гамме – традиционных цветах немецкой сборной, с золотой окантовкой – символом Кубка мира, и покрыт прозрачным защитным слоем.

В 2008 году Adidas выпустил новый мяч «Europass», отличающийся от «+Teamgeist» покрытием «гусиная кожа».
Сегодня множество компаний выпустили новые высокотехнические материалы и проекты для мячей. Развитие идет в направлении создания идеального снаряда, с идеальной траекторией, точностью и скоростью полета, с идеально низким водопоглощением, с идеальным распределением энергии, с идеальной безопасностью. Но создателям в погоне за лидерством не стоит забывать про стандарты ФИФА.

Новые мячи типа «Ротеиро» Адидас созданы с использованием самых современных технологий и материалов. Мяч был специально создан к европейскому первенству 2004 в Португалии. С современного португальского языка название «Roteiro» переводится как «путеводитель, маршрут». Мяч вызвал много споров между игроками и вратарями, между сторонниками развития футбола и консерваторами. Действительно, для полевых игроков мяч идеален - легкий, удобный. А вот для вратарей он стал настоящим кошмаром из-за непредсказуемости траектории полета.

Производство футбольных мячей

Массовое производство футбольных мячей началось благодаря заказам английской футбольной лиги (основана в 1888 году). «Mitre» и «Thomlinson’s of Glasgow» были первыми компаниями, которые освоили в то время производство мячей. Эти фирмы убеждали покупателей, что главным конкурентным преимуществом их товара было то, что форма их мячей была неизменной. Качество и прочность кожи и швов - вот, что было их главным козырем. Самые лучшие сорта кожи брались с огузков туши коровы и шли на производство самых качественных моделей мячей. В то время как менее прочная кожа лопатки шла на производство более дешевых мячей.
80 % мячей производятся в Пакистане и 75 % из них (60 % от всего объёма производства в мире) в городе Сиалкот. Раньше, на производстве часто использовался детский труд, но после Евро-2004, в прессе появились публикации на этот счёт и за завод взялись международные организации по защите детей, в частности ЮНИСЕФ. На чемпионат мира в Германии мячи производились в Таиланде. Впервые с 1970 года Адидас произвёл мячи не на заводе Сиалкот. Мячи к Евро-2008 были уже произведены в Китае.

Как изготавлили мяч «Europass»
А вот как изготавливают мяч «Europass», которым играли на Евро 2008. Производится он в Китае на заводе компании «Adidas».
Деталь мяча типа "турбина".


А это другая деталь - "пропеллер".


Каркас с пока еще не вложенной внутрь камерой из латекса.


Готовые каркасы с камерами внутри.


Пропитка каркаса латексом.


Каркасы отправляются в сушку, где латекс вулканизируется.


Нанесение клея на детали.


Собственно, оклейка каркаса (термосклейка) и формирование мяча.


Почти готовый мяч.


Один из самых главных параметров - масса мяча.Согласно требованиям FIFA, она должна составлять от 420 до 445 г. Разработчики adidas, по их собственным словам, предпочитают делать мячи с массой ближе к верхней границе (чем тяжелее мяч, тем он точнее).

Тест мяча на длину окружности (измеряется по нескольким периметрам).Принцип измерений очень прост - гибкая стальная лента охватывает мяч, ее длина измеряется (автоматически). Измерения производятся несколько раз, между ними мяч поворачивают на определенный угол.

А этот станок очень хорошо знаком всем автомобилистам, которые хоть раз видели балансировочный станок в шиномонтаже. Этим прибором проверяется балансировка мяча. Если его развесовка неравномерна, траекторию при ударе будет сложно предсказать. Но полностью сбалансировать мяч невозможно - он не абсолютно симметричен. Например, есть ниппель. Чтобы уменьшить дисбаланс, на диаметрально противоположной стороне каркаса делают дополнительный шов в виде спирали - масса этого шва уравновешивает массу клапана.
Балансировка

Эта установка измеряет диаметр мяча в нескольких положениях, после чего из этих данных можно сделать вывод о том, насколько мяч близок по форме к идеальной сфере.

И, наконец, один из самых интересных тестов - роботонога (roboleg). Бутс, закрепленный на ее "стопе", способен развить максимальную скорость 150 км/ч. Мяч при ударе развивает скорость в 1,6 раз больше, чем скорость бутса, так что максимальная скорость мяча - примерно 240 км/ч. Реальный потолок ударов профессиональных футболистов - около 100 км/ч (мяча, соответственно, 160 км/ч). На этой установке инженеры adidas демонстрируют, насколько отличается поведение нового мяча Europass, снабженного текстурой PSC, от предыдущего официального мяча +Teamgeist, поверхность которого была гладкой. Пока мячи сухие, оба при "косом" ударе попадают в "девятку" (верхний угол ворот). Но стоит побрызгать на "гладкий" мяч (и на бутсу) водой из пульверизатора - и мяч уходит мимо ворот. А текстурированный мяч - опять уверенно попадает в "девятку". На этом же стенде, кстати, можно испытывать и бутсы.

Разумеется, это не все тесты, которым подвергается мяч. Мячи испытывают на стойкость к истиранию. Несколько мячей закладывают внутрь барабана, внутренняя поверхность которого оклеена наждачной бумагой, заливают несколько литров воды, включают и крутят в течение определенного времени (несколько часов). Потом вынимают и смотрят, насколько сохранилась поверхность, рисунок и т.п. Таким образом имитируются даже более жесткие условия истирания, чем в реальном матче. Проверяют мяч на способность поглощать воду в мокрую погоду. Его кладут в специальное корытце, куда наливают немного воды, после чего специальная установка поворачивает и "придавливает" мяч 300 раз (см. наш видеоблог). Затем мяч взвешивают. Разница по массе между "сухим" и "мокрым" мячом, по стандартам FIFA не должна превышать 10%. "Но, поскольку adidas использует термосклейку, а не швы, мяч получается практически герметичным - говорит Тим Лукас, - так что этот показатель для Europass обычно не превышает 1-2%". Существуют еще тесты на отскок (мяч бросают с двухметровой высоты и измеряют высоту отскока, причем, что интересно, с помощью акустического датчика - то есть на самом деле засекают время между прыжками мяча, а потом пересчитывают его в высоту отскока), на потерю давления и на сохранение формы после 3500 ударов о стену со скоростью 50 км/ч (этот тест, разумеется, автоматизирован - специальная механическая "пушка" стреляет мячом об стену в течение примерно 4 часов). Несомненно, современный мяч - это довольно сложный и технически совершенный продукт высоких спортивных технологий.

Kачество и параметры футбольного мяча




  • Разделы сайта