Стадион с самолётом. "Сталинец"

Стадион со скромным названием ФОП "Измайлово" если не самый, то один из интереснейших стадионов Москвы. Думаю, его можно смело назвать побратимом Страговского гиганта в Праге. Оба спортсооружения сохранились как наследие прошлых эпох, оба оригинальны и интересны с архитектурной стороны, оба сейчас стоят в запустении. Ещё одной объединяющей их чертой является тот факт, что никогда на их полях особо значимых футбольных матчей не проводилось.


До недавнего времени вся территория вокруг, да и сам стадион, были покрыты плесенью Черкизовского рынка. Сам я там был всего один раз, по какой-то непонятной мимолётной надобности, поэтому рассказать в красках про то, что здесь было во времена гигантской торговой помойки, не смогу. Но следы её видны и по сей день. Огромные унылые пространства вокруг, кривые останки палаток... Выражение "выжженная земля" хорошо подходит для описания местности рядом со стадионом.


Вид на стадион времён рынка с высоты птичьего полёта.

Непосредственно на саму арену нужно пройти через пост охраны, которая пускает всех подряд. Снаружи постройка не впечатляет, но когда попадаешь внутрь и оказываешься в полукольце трибун, то тут сложно не замереть в восхищении.

Лично на меня стадион произвёл колоссальное впечатление. Я заранее познакомился и с его историей, и с планами того, как это сооружение должно было выглядеть, если бы строительство было доведено до конца. Может быть, именно это помогло "проникнуться" и отодвинуть на задний план все недостатки, разруху и следы разгрома, которых тут не перечесть...

Историческими фактами загружать читателя не буду, их легко можно найти в интернете. Физкультурно-Оздоровительное Предприятие "Измайлово", когда-то носившее такие величественные названия, как Центральный стадион Советского Союза и Стадион Народов, безусловно, заслуживает лучшей участи, чем его нынешнее состояние. Думаю, на просьбу какого-нибудь иностранного граундхоппера(да и вообще туриста) показать самый интересный стадион Москвы, нужно непременно ответить визитом именно сюда. А на "Торпедо" уже потом.)) Тут история и легенды, окутывающие этот стадион, и бункер Сталина, и секретный тоннель в Кремль, и подземная танковая база, и выставка военной техники, и купола Измайловского Кремля - отличный аттракцион.

Футбол в этот день я смотрел вполглаза. Кстати, следить за матчем там не очень-то и удобно. Наклон трибун и большое расстояние до поля этому не способствуют.
Не понравилась мне техника, стоящая вдоль беговой дорожки. Это такая фишка стадиона, но смысла её я не понимаю. Ни к селу, ни к городу все эти пушки показались. А вот самолёт, возвышающийся над трибуной, смотрится очень органично.

Конечно, я не мог не забраться на самый верх второго яруса трибун. На глазах охраны лезть через забор я постеснялся, но, исходив в первом тайме нижнюю часть вдоль и поперёк, нашёл в дальнем левом углу дырку в трибунной ограде, через которую и вписался на самую верхотуру. Если когда-нибудь вам доведётся побывать на этом стадионе, не поленитесь последовать моим маршрутом, вид с верхних рядов открывается грандиозный!

Вдоволь нагулявшись по территории и налюбовавшись, я спустился к самолёту и спокойно досмотрел матч, в котором "СпортАкадемКлуб" без проблем переиграл "Столицу". У САК-а фанаты на данный момент отошли от дел, поэтому, кроме изучения стадика, делать тут сегодня было нечего.
Дождавшись финального свистка, я отправился дальше, на следующий матч и следующий стадион. Но это уже совсем другая история...

02.07.14, 14:00
Москва,ФОП «Измайлово»
«СпортАкадемКлуб»(Москва) - «Столица»(Москва) 2:0
Первенство России среди команд III дивизиона,
Зона «Москва»
Зрителей:~40

Стадион ФОП «Измайлово» (проектное название - Центральный стадион СССР имени И. В. Сталина) - открытый стадион в Москве. Расположен в районе «Измайлово» Восточного административного округа.

По Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Измайлово и его окрестности должны были стать одним из важных центров общественной жизни. Идею постройки стадиона предложил в первой половине 1930-х годов И. В. Сталин, который, следя за подготовкой Германии к Олимпийским играм 1936 года, решил создать аналогичное берлинскому Олимпийскому стадиону сооружение. В СССР важное значение придавалось спорту, но самый крупный на тот момент стадион «Динамо» мог вмещать лишь 30-40 тысяч человек и на роль международного стадиона не годился. Проектированием стадиона с 1933 года занималась целая бригада архитекторов - под руководством профессора Николая Колли работали сотрудники 6-й проектной мастерской Моссовета архитекторы С. Т. Андриевский, Н. Н. Селиванов, В. П. Сергеев, В. Б. Вольфензон, Т. М. Макарычев и В. Калинин. По замыслу проектировщиков, стадион должен был совмещать в себе функции как спортивного стадиона, так и площади для народных гуляний и военных парадов. Также внутреннее пространство стадиона планировалось окружить трибунами только с трёх сторон. Помимо главной спортивной арены планировали соорудить свыше 40 различных сооружений, включая спортивные площадки, велодром, водно-лыжную базу на берегу пруда и другие строения. Комплекс должен был занять территорию в 300 гектаров. Официальной целью строительства стадиона стала подготовка к Спартакиаде народов СССР. Рассчитывалось, что стадион сможет вместить 120 тысяч человек, а при необходимости и 200 тысяч. Вокруг стадиона предполагалось разместить здания тренировочных залов, общежития для спортсменов, многочисленные спортплощадки. Строительство начали в 1933 году с земляных работ, в результате которых территорию превратили в систему понижающихся к пруду террас. Работы по возведению трибун начали в 1936 году, но вынуждены были приостановить в 1939 году в связи с началом советско-финской войны. К этому времени успели построить одну трибуну на 10 тысяч зрителей и подземные сооружения, которые включали в себя бункер Сталина. К возобновлению строительства не вернулись и после окончания Великой Отечественной войны. В 1960-х годах сооружение достроили по значительно упрощенному проекту, выполненному архитектором Борисом Иофаном, использовав довоенные остовы трибун. Поле перед трибуной стали использовать для тренировок и учебных занятий построенного неподалёку Института физкультуры, а подземные сооружения - под склады.

Транспорт

Изначально станцией метро, которая должна была обслуживать стадион, планировалось сделать конечную станцию Покровского радиуса под проектным названием «Стадион имени Сталина» (ныне «Партизанская»). Для этого станция была сделана трёхпутной, чтобы разгружать по два состава перед спортивными мероприятиями и отпускать по два состава после них. Тематика станции должна была быть…

, Советская улица , 80

Стадион ФОП «Измайлово» (проектное название - Центральный стадион СССР имени И. В. Сталина ) - открытый стадион в Москве . Расположен в районе Измайлово Восточного административного округа .

История [ | ]

Недостроенный стадион на космоснимке 1970 года

Официальной целью строительства стадиона стала подготовка к Спартакиаде народов СССР . Рассчитывалось, что стадион сможет вместить 120 тысяч человек, а при необходимости и 200 тысяч. Вокруг стадиона предполагалось разместить здания тренировочных залов, общежития для спортсменов, многочисленные спортплощадки.

Строительство начали в 1933 году с земляных работ, в результате которых территорию превратили в систему понижающихся к пруду террас. Работы по возведению трибун начали в 1936 году, но вынуждены были приостановить в 1939 году в связи с началом советско-финской войны . К этому времени успели построить одну трибуну на 10 тысяч зрителей и подземные сооружения, которые включали бункер Сталина. К возобновлению строительства не вернулись и после окончания Великой Отечественной войны .

В 1960-х годах сооружение достроили по значительно упрощённому проекту, выполненному архитектором Борисом Иофаном , использовав довоенные остовы трибун . Поле перед трибуной стали использовать для тренировок и учебных занятий построенного неподалёку , а подземные сооружения - под склады.

Транспорт [ | ]

Изначально станцией метро, которая должна была обслуживать стадион, планировалось сделать конечную станцию Покровского радиуса под проектным названием «Стадион имени Сталина» (ныне «Партизанская »). Для этого станция была сделана трёхпутной, чтобы разгружать по два состава перед спортивными мероприятиями и отпускать по два состава после них. Тематика станции должна была быть посвящена спорту. Обслуживать посетителей стадиона должен был восточный наземный вестибюль, связанный с платформами станций шестью эскалаторами. Во время войны продолжалось строительство станции, но тематика уже была посвящена партизанскому движению, и был построен только западный вестибюль, предполагавшийся временным.

Тридцатые годы прошлого века были временем гигантских архитектурных проектов. Одним из них должен был стать стадион имени Сталина, он планировался как самое грандиозное спортивное сооружение в мире. МОСЛЕНТА возвращается в то время, чтобы узнать подробности великой, но так и не осуществленной до конца идеи.

Танки на поле

Стадион собирались построить на живописном участке в северной части Измайловского парка, расположенного в тогда еще Сталинском районе Москвы, прямо за окружной железной дорогой. Тогда это была самая окраина столицы, даже почти пригород. Планировалось возвести огромные трибуны с балконами, верхними и нижними ярусами и башенками. Но лишь с трех сторон. Четвертая сторона, обращенная к парку и расположенному рядом полигону, оставалась бы открытой, чтобы оттуда на стадион беспрепятственно могли входить колонны солдат и военная техника.

Планировалось, что сооружение сможет вместить 120 тысяч зрителей, а при необходимости, даже до двухсот тысяч. Парадный вход на стадион должны были украсить высокие колоннады, арки и статуи Сталина, его соратников, а также рабочих, крестьян и физкультурников.

Так и видятся переполненные трибуны, пестрящие флагами и транспарантами. Взоры зрителей устремлены на правительственную ложу. Когда там появляется Отец народов, весь стадион в едином порыве встает и аплодирует. Восторженные возгласы, слившиеся в единый гул, разносятся на много километров окрест. Гремят военные марши. На стадион въезжают краснозвездные танки и бронемашины. Вслед за ними мчатся мотоциклисты, гарцуют кавалеристы. В небе гудят истребители и бомбардировщики…

    Проект стадиона имени Сталина. Общий вид.

    Изображение: public domain

    Проект стадиона имени Сталина. Главный портик.

    Изображение: public domain

    Проект стадиона имени Сталина. Дворик.

    Изображение: public domain

Масштаб во всем

Стадион был лишь частью огромного проекта. Вокруг него собирались возвести еще несколько десятков сооружений, в частности, велодром, воднолыжную базу на берегу пруда, тренировочные залы, спортплощадки, общежития для спортсменов. Он был призван стать не только спортивной ареной, но и местом для демонстраций, парадов, массовых праздников.

Неподалеку от арены решили построить станцию метро «Стадион имени Сталина». Поскольку в дни мероприятий сюда должны были стекаться несметные толпы людей, планировалось создать огромный наземный вестибюль с двенадцатью эскалаторами и проложить три пути для электропоездов, чтобы люди быстрее могли заполнять стадион.

Дополнительная платформа должна была открываться только в дни праздников и попеременно работать на вход и выход пассажиров.

Станция метро «Стадион имени Сталина».

Работать над проектом поручили группе архитекторов 6-й проектной мастерской Моссовета, которой руководил профессор Николай Джеймсович Колли. В состав творческого коллектива вошли С. Андриевский, Н. Селиванов, В. Сергеев, В. Вольфензон, Т. Макарычев и В. Калинин.

Строительство началось в 1932 году. Сначала планировали возвести арену ко Всемирной спартакиаде Красного спортивного интернационала - своеобразного пролетарского противовеса буржуазным Олимпийским играм, - которую Советский Союз намеревался провести в 1935 году. Но соревнования так и не состоялись, что, наверное, и к лучшему - строители не выдержали бы такие сумасшедшие темпы. Проект был слишком сложным и амбициозным даже для великих энтузиастов того времени.

Сталин и футбол

Зачем вообще понадобился этот стадион? До Великой Отечественной войны Советский Союз не имел национальной сборной ни по одному виду спорта, кроме футбола. Да и эта команда собиралась от случая к случаю, поскольку визиты спортсменов из-за рубежа можно было пересчитать по пальцам. Самые памятные - вояжи сборной Турции и команды Басконии.

Возможно, такое пренебрежение было связано с тем, что сам Сталин был далек от физкультуры и спорта. Он не увлекался ни борьбой, ни плаванием, разве что бильярд любил. Еще в молодости играл в городки. А вот к футболу был совершенно равнодушен.

Чемпионат СССР. 1936 год.

Но популярность футбола все равно росла. Впервые вождю показали эту игру летом 1936 года. Во время демонстрации прямо на брусчатке Красной площади, напротив мавзолея Ленина и Кремлевской стены с захоронениями известных коммунистов, постелили специально сшитый войлочный газон, поставили ворота.

Играли в том показательном матче представители общества «Спартак» - первый состав выиграл у второго 4:3. Игра (хотя это, по сути, был спектакль) Сталину понравилась. Но больше на футбольных матчах он не появлялся. Лишь посещал спортивные праздники во время Дня физкультурника на стадионе «Динамо».

Впрочем, очевидно, что спортивная мотивация при строительстве нового стадиона уступало идеологической. Руководство страны при каждом удобном случае демонстрировало непоколебимую мощь СССР - будь то в военной сфере или в мирной жизни. Вот и осуществление мегапроекта в Измайлове должно было потрясти весь мир.

    Олимпийский стадион в Берлине по проекту архитектора Вернера Марха. 1939 год.

    Олимпийский стадион в Берлине по проекту архитектора Вернера Марха. 1936 год.

Некоторые историки утверждают, что на Сталина произвел впечатление большой спортивный комплекс в Берлине, созданный в 1936 году по проекту архитектора Вернера Марха. И он, мол, решил перещеголять Гитлера. Берлинский центр действительно был мощным, в него входил Олимпийский стадион («Олимпиаштадион») на 86 тысяч мест, ледовый дворец, манеж для верховой езды, плавательный бассейн и открытый театр. Однако идея строительства арены в Германии возникла позже, чем в СССР. Да и возводить ее немцы начали лишь в 1933 году, когда в Измайлове уже кипела работа.

Шотландец, ученик Алексея Щусева

В 1935 году Николай Колли выступил в журнале «Архитектура СССР», где подробно анализировал собственный проект:

_«Зритель должен свободно ощущать естественное природное окружение стадиона. Он должен быть поставлен в условия хорошей видимости, в хорошие условия в отношении направления стран света, ветра и пр. Вместе с тем должна быть создана обстановка, которая бы способствовала тому, чтобы каждый зритель воспринимал себя в неразрывной связи с мощным коллективом, с происходящими действиями и окружающей природой.Эти предпосылки и определили форму стадиона. Стадион должен быть построен так, чтобы зритель не был оторван от природы, чтобы внимание его не было приковано только к месту демонстрации, чтобы перед ним открывалась перспектива прекрасного пейзажа с видом на пруд и лесной массив Измайловского парка культуры и отдыха». _

Архитектор рассказал, что творческая группа исследовала опыт строительства спортивных сооружений разных эпох - от древнегреческой Олимпии и римского Колизея до последних европейских и американских арен. Но основой проекта все же стали новые задачи, поставленные перед архитекторами руководством страны.

Архитекторы Николай Колли (справа) и Ле Корбюзье на строительстве Дома Центросоюза.

Николай Джеймсович (в быту Яковлевич) Колли, в чьих жилах текла шотландская кровь, был учеником знаменитого Алексея Щусева. Он участвовал в разработке проекта поселка «Сокол» близ одноименной станции метро, создал чертежи зданий кооператива «Новая Москва» на Ленинградском проспекте, Института советской кооперативной торговли на улице Панфилова.

Кроме того, Колли помогал знаменитому Ле Корбюзье во время возведения здания Центросоюза на улице Кирова (ныне Мясницкой). По сути, именно он руководил всеми работами, воплощая идеи французского гения, который в Москву на этапе строительства не приезжал. Кроме того, Колли участвовал в строительстве двух мостов в Москве, станций метро «Кировская» - ныне «Чистые пруды», «Парк культуры», «Смоленская», «Павелецкая-кольцевая». А прямо перед началом работы над стадионом он был занят в строительстве ДнепроГЭС.

После войны Николай Джеймсович занимался восстановлением Риги, Минска, Калинина – ныне Тверь.

Кстати, стадион в Измайлове - не единственный спортивный объект, над которым работал Колли. Он также проектировал стадионы в Сталинграде и Минске.

То ли финны виноваты, то ли воровство

Строительство стадиона продолжалось до 1939 года, но потом его остановили. К тому времени - а прошло уже семь лет - строителям удалось доделать только земляные работы и поднять лишь одну трибуну на 10 тысяч зрителей и закончить подземные сооружения. Правда, они были впечатляющие - один подземный бункер Сталина чего стоил! Он был восстановлен в 1990-х годах и сегодня открыт для посещения. Кстати, в подземелье висит картина, на которой Сталин изображен за бильярдным столом вместе с маршалом Георгием Жуковым.

Почему же была заморожена стройка, достоверно не известно. Общепринятое мнение, что из-за финской войны. Но мы также знаем о неутешительных выводах, сделанных чекистом и, к слову, профессиональным строителем Нафталием Френкелем, которому было поручено контролировать ситуацию в Измайлове. Трудовая дисциплина на стройке была поставлена из рук вон плохо: из 813 человек, принятых на работу только в 1935 году, было уволено 779, из них 353 - за прогулы. И главное - из 20-ти с половиной миллионов рублей, выделенных на возведение спортивного комплекса, по прямому назначению было использовано меньше половины - около 10 миллионов!

Проект стадиона имени Сталина. Генплан.

Изображение: public domain

Однако никаких последствий для строителей и архитекторов отчет чекиста не имел. Никого не наказали, не посадили, хотя обличительная бумага была передана председателю Совета народных комиссаров Вячеславу Молотову.

Может, «наверху» потеряли интерес к стадиону? Или поняли, что Москве просто не осилить два дорогостоящих мегапроекта? Ведь в то время на месте снесенного Храма Христа Спасителя шло строительство Дворца Советов. Это здание с гигантской фигурой Ленина на вершине должно было взметнуться на высоту около полукилометра. Кстати, этому проекту тоже не суждено было осуществиться, хотя строительство Дворца Советов законсервировали чуть позже - перед самой войной.

Следов того суперздания не осталось - на месте его котлована в 1960 году построили плавательный бассейн «Москва», а через тридцать лет физкультурный комплекс ликвидировали и восстановили Храм Христа Спасителя. В 1996 году патриарх Алексий Второй провел в нем первую литургию.

А вот стадион имени Сталина до сих пор напоминает о себе. Рядом с небольшим спортивным комплексом «Измайлово», что прямо за институтом физкультуры на Сиреневом бульваре, стоят остатки бетонных блоков трибун. Теперь уже как памятник несостоявшемуся проекту Колли и его соратников. До недавнего времени его скрывал печально знаменитый «Черкизон», но теперь он постепенно приобретает нормальный облик.

Трибуны недостроенного стадиона имени Сталина

Сохранилось также большое здание станции метро «Стадион имени Сталина». Москвичи долгие годы знали его как павильон станции «Измайловский парк», недавно переименованной в «Партизанскую». Правда, двенадцать эскалаторов и дополнительный путь, задуманные советскими архитекторами для стадиона, оказались явно ни к чему.

«Сталинец» и его наследники

И все же стадион в честь вождя в Москве был построен. Пусть не такой огромный и помпезный, но достаточно вместительный, с внушительной колоннадой. Речь идет о 30-ти тысячном стадионе «Сталинец» в Черкизове, построенном в 1935 году буквально в паре километров от грандиозной измайловской стройки. Сооружение принадлежало профсоюзу рабочих электропромышленности.

Футболисты на стадионе «Сталинец»

До Великой Отечественной многие московские команды проводили здесь игры чемпионата СССР. В том числе и команда «Сталинец». Сегодня мало кто знает, что в Москве была футбольная дружина с таким названием, выступавшая в первой группе (правда, всего три сезона) всесоюзного турнира. Играла команда неважно, за что, видимо, в 1939 году и лишилась столь высокого имени.

Но стадион «Сталинец» существовал и в послевоенные годы продолжил принимать матчи первенства страны. Постепенно он устарел и обветшал. Его решили снести, чтобы построить другой, более современный и уж конечно, с другим названием. Так на месте «Сталинца» в 1966 году возник стадион «Локомотив». Он простоял до конца века, а 2002 году на его месте был построен нынешний «Локомотив» - комфортабельный и современный.

Восточного административного округа .

История

Официальной целью строительства стадиона стала подготовка к Спартакиаде народов СССР . Рассчитывалось, что стадион сможет вместить 120 тысяч человек, а при необходимости и 200 тысяч. Вокруг стадиона предполагалось разместить здания тренировочных залов, общежития для спортсменов, многочисленные спортплощадки.

Строительство начали в 1933 году с земляных работ, в результате которых территорию превратили в систему понижающихся к пруду террас. Работы по возведению трибун начали в 1936 году, но вынуждены были приостановить в 1939 году в связи с началом советско-финской войны . К этому времени успели построить одну трибуну на 10 тысяч зрителей и подземные сооружения, которые включали в себя бункер Сталина. К возобновлению строительства не вернулись и после окончания Великой Отечественной войны .

В 1960-х годах сооружение достроили по значительно упрощенному проекту, выполненному архитектором Борисом Иофаном , использовав довоенные остовы трибун . Поле перед трибуной стали использовать для тренировок и учебных занятий построенного неподалёку , а подземные сооружения - под склады.

Транспорт

Изначально станцией метро, которая должна была обслуживать стадион, планировалось сделать конечную станцию Покровского радиуса под проектным названием «Стадион имени Сталина» (ныне «Партизанская»). Для этого станция была сделана трёхпутной, чтобы разгружать по два состава перед спортивными мероприятиями и отпускать по два состава после них. Тематика станции должна была быть посвящена спорту. Обслуживать посетителей стадиона должен был восточный наземный вестибюль, связывающийся с платформами станций шестью эскалаторами. Во время войны продолжалось строительство станции, но тематика уже была посвящена партизанскому движению, и был построен только западный вестибюль, предполагавшийся временным.

С 1990 года до стадиона «Измайлово» можно дойти от станции



  • Разделы сайта