Средства управления лошадью. Пристяжная лошадь: определение, особенности и интересные факты

Лошадь, как и всадник, нуждается в защитной экипировке, ведь при падении ей также больно и она равно как человек требует защиты.

Важность использования

Такая защитная экипировка для лошади не подобает на средневековую бронь, скорее наоборот включает в себя несколько элементов своеобразных снаряжений. Предназначение, которых является защитить вашего любимца от дискомфорта, и неприятных ощущений.

Специализированный вальтрап, потники, идущие под , ногавки – все это нужное приспособления. Только используя их, нужно помнить, что они ни при каких обстоятельствах не заменят неважно подогнанное седло либо недобросовестную езду самого всадника.

Более того, необходимо , она должна перебывать в отменном состоянии. В противном случае они средства защиты сами по себе могут принести животному только дискомфорт, и прочие неприятности. А в некоторых случаях могут стать даже причиной травмы. Бинты, ногавки и колокольчики должны быть обязательно без любых повреждений и дырок. Вальтрапы для лошади также должны быть без повреждений и еще, что немало важно подходить по размеру. Поскольку не правильно подобранный по размеру вальтрап будет приносить животному только неудобства.

А теперь рассмотрим некоторые элементы защитной экипировки.

Вальтрап

Это нехитрое приспособление нужно для того, чтобы правильно распределить вес всадника, что незаменимо для лошади, особенно при осуществлении прыжков.


Фото вальтрапов

Вальтрап для лошади - это средство защиты, что действует в области спины и холки, защищая эти участки от удара. Он исключает возможность натереть седлом спину лошади. И, конечно же, лошадиный вальтрап является, незаменим с гигиенической точки зрения, ведь впитывает весь пот и грязь из области седла в себя.

Изготавливается из разных материалов, но наиболее лучшие сырье, это натуральные вещества – хлопок и шерсть.


Вид вальтрапа под седлом

Поскольку вальтрап стелиться под седло лошади, то и форму он должен иметь соответствующую. Для удобства у отдельных вальтрапов предусмотрены закрепительные держалки, что находятся снизу и по бокам. Они дополнительно поддерживают седло. Обязательно нужно ухаживать за вальтрапом – периодически стирать его и мыть, а после каждой тренировки хорошенько просушивать.

Ногавки

Начинающие наездники часто задают вопрос: Ногавки – это снаряжение для ног, которое защищает от ударов либо смягчает их. Они не нужны лошади при обыкновенной ходьбе только в том случае, если она все время движется правильно. Но когда ваш любимец при перемещении задевает одну ногу второй, наступает на пятки копыта или вы заметили еще какие-то нюансы не правильной ходьбы, или лошадь выполняет тяжелую работу, то лучше будет, если вы позаботитесь о таком приспособлении.

Как правильно надеть ногавки?


Надевание ногавок и колокольчиков

Надевать ногавки для лошади нужно так:

  1. Приставьте ногавки на уровни между запястным и путовым суставами. Переместите их немного выше, после чего опустите так, чтобы шерсть легла гладко. Почти все ногавки надеваются достаточно просто.
  2. Начните застегать ногавки из верхней застежки, при этом свободные концы должны спускаться назад (в случае двойной застежки – нижняя идет назад, а верхняя – вперед).
  3. На всякий случай убедитесь в правильном надевании и немного подправьте, если есть такая необходимость. Помните, что ногавки не должны сидеть слишком плотно, но и не соскальзывать с ноги, не вращаться вокруг и, естественно, что не мешать животному при любом движении.

Колокольчики

Еще один вид специальной защиты для лошадей. Зачастую такие кобуры используют с целью уберечь венчик и пятку лошади от засекания и ушиба при быстром галопе. Колокольчики для лошади снимаются через копыто, но они имеют неудобное свойство – сложно одеваться, а еще со временем могут ослабнуть и перекручиваться. По этой причине одевать их нужно предельно осторожно и желательно с конюхом либо тренером.

Но появились и новые модели, которые имеют более широкую функциональность, чем обыкновенные. Так что покупать лучше всего новинки.

При надевании хомута на лошадь его следует обмять; важно также, чтобы грива не попала под хомут. При работе в дождливую погоду рекомендуется покрывать хомут, холку и седелку непромокаемым фартуком. Это предохраняет лошадь от потертостей намокшими частями упряжи.

При употреблении шорки с постромками надо следить, чтобы грудной ремень шорки без излома, по прямой линии, переходил в постромки; последние же должны быть одинаковой длины. В противном случае шейный ремень будет излишне давить на шею и холку, а грудь лошади будет испытывать большее давление со стороны укороченной постромки.

Во избежание потертостей от постромок на боках и бедрах лошади постромки в соответствующих местах обшивают мягкой кожей; главное надо следить за тем, чтобы валек был достаточной длины. Чтобы на поворотах при работе в сельскохозяйственных орудиях постромки не путались и лошади не переступали через них, через круп лошади перекидывают ремень, который концами закреплен на постромках и не дает им возможности слишком низко опускаться.

Шлею подгоняют таким образом, чтобы она не была коротка, не натирала зад лошади и не стесняла движений. Считают, что она впору, если между ободочным ремнем и ягодицей можно поместить ладонь ребром. Слишком просторная шлея во время езды будет сползать на сторону, а при спусках не удержит хомут на месте: он может надвинуться на голову лошади; кроме того, накатывающаяся повозка может ударить ее по задним ногам. Все ремни шлеи должны быть всегда мягкими, они должны лежать на лошади плашмя.

Уздечка и вожжи служат для управления лошадью. При правильно подогнанной уздечке удила лежат на беззубом крае десны, слегка касаясь углов рта. Повод уздечки во время работы подвязывают так, чтобы он не слишком ограничивал движений головы лошади во время ее работы, особенно тяжелой. Вожжи должны быть прочны и настолько длинными, чтобы можно было, не выпуская их из рук, обойти сзади плуг, борону или повозку.

Хранение упряжи и уход за ней. В кладовой, где хранится запасная упряжь, не должно быть сырости: вредна также и чрезмерная сухость. От сырости на коже развивается плесень, разрушающая ее. В слишком сухом помещении и при сушке на жарком солнце кожаные части упряжи коробятся, трескаются и портятся.


Во избежание плесени и повреждения молью упряжь нужно почаще выносить на воздух, выбивать из нее пыль и моль из ее войлочных частей. Моль откладывает яички весной, поэтому в это время нужно особенно следить за хранением упряжи. Хранить упряжь надо на вешалах с расправленными ремнями, всегда хорошо смазанными мазью, нефтяным маслом, дегтем березовым в смеси с животным салом.

Упряжь, постоянно используемую, можно хранить или в специальном помещении при конюшне (в шорной) или же в коридоре конюшни около соответствующей лошади. Размещать упряжь следует на деревянных вешалах; нельзя пользоваться железными гвоздями, крюками и т. д. Висеть упряжь войлочными частями должна не ближе как на четверть от стены и на полметра от пола. Металлические части — удила, пряжки и т. п.— следует оберегать от ржавчины; очищают их сначала тряпкой с керосином, затем протирают сухой тряпкой и просаленной суконкой. Смазывать упряжь надо на свежем воздухе, но не на ярком солнце и не на морозе,

После смазки ее оставляют часа 2—3 висеть на воздухе, чтобы смазка хорошо впиталась. Мокрую упряжь не смазывают. Снятую с лошади упряжь нельзя класть на землю.

Ремонтировать упряжь (зашивать распоровшиеся швы, закреплять пряжки и т. п.), как бы ни была мала эта работа, нужно всегда безотлагательно. Новые дыры в ремнях пробивают только пробойником, но не прорезают ножом, так как от этого уменьшается прочность ремня. При сшивании разорвавшегося ремня нужно, чтобы концы его заходили друг на друга более чем на тройную ширину самого ремня.

Запряжка лошадей в повозки и сельскохозяйственные орудия. Виды и способы запряжек разнообразны. По количеству лошадей различают одноконные, пароконные, троечные и многолошадные запряжки, по устройству повозок — оглобельные, дышловые, санные, по виду работ — транспортные, разъездные, сельскохозяйственные для полевых работ в орудиях и машинах, существуют также специальные запряжки — гусем или цугом и т. д.

В северных и центральных районах СССР издавна распространена одноконная оглобельная с дугой запряжка в колесную повозку и сани. В южных и западных районах более обычной является парная дышловая запряжка.

Порядок запрягания лошади в одноконную оглобельную повозку примерно следующий. В конюшне на лошадь надевают уздечку, а недоуздок вешают на место, затем накладывают седелку несколько выше того места, где она должна находиться во время работы, и сдвигают по шерсти на место. Подпругу подтягивают гак, чтобы седелка плотно лежала на спине, и застегивают с левой стороны лошади. Затем надевают хомут со шлеёй, предварительно перевернув его клещами вверх (хомутовой подкладкой к лошади) и расправив шлею. Просунув хомут на шею лошади, поворачивают его около головы вокруг шеи и по шее опускают на свое место на плечи. Поворачивать хомут следует в ту сторону, куда зачесана грива; последнюю надо тщательно выбрать из-под хомута. Надев хомут, тут же надевают и paсправляют шлею. Супонь все время должна оставаться собранной и вложенной в гужи так, чтобы она не волочилась по земле и лошадь не могла на нее наступить. Лошадь с надетым хомутом и седелкой подводят к повозке и, двигаясь с лошадью по направлению от кузова к оглоблям, осторожно заводят ее между оглоблями. Надев повод на левую руку, чтобы не упустить лошадь, поднимают левую оглоблю и кладут ее на левый гуж так, чтобы в его петлю можно было вложить конец дуги. Вложив конец дуги в петлю левого гужа и держа ее правой рукой, перекидывают дугу через лошадь и опускают так, чтобы левый вложенный в гуж конец дуги оказался спереди гужа, а оглобля легла в выемкулунку на дуге. После этого берут чересседельник и подбрюшник, которые перед запряжкой должны быть прикреплены к левой оглобле, и продевают первый через ушки седелки, второй через шлевки подпруги. Перейдя на правую сторону и держа теперь повод на правой руке, поднимают ею правую оглоблю, прикладывают к ней конец дуги, а сверху на оглоблю кладут гуж. Придерживая грудью оглоблю, а левой рукой, подсунутой под хомут, притягивая его к себе, правой рукой (ладонью) надевают петлю гужа на конец дуги под оглоблей. Правый гуж также должен проходить сзади дуги.

Поставив дугу перпендикулярно к оглоблям, приступают к засупониванию хомута. Обмотав торцы клещей в два ряда супонью так, чтобы второй ряд несколько зажимал первый, и намотав свободный конец супони на правую руку, затягивают супонь до полного соприкосновения клещей друг с другом (при этом упираются ногой в торец клещей) и завязывают ее особым способом (чтобы хомут не мог рассупониться, но чтобы ее одним движением быстро и легко можно было развязать). В тех случаях, когда лошадь упадет в запряжке, провалится в глубокий снег и т. п., необходимо быстро распустить супонь и выпрячь лошадь, иначе она может задохнуться в засупоненном хомуте.

Закрепив супонь, берут свободный конец чересседельника, подводят его под правую оглоблю и подтягивают им последнюю так, чтобы хомут принял правильное положение на лошади. Конец чересседельника завязывают на правой оглобле так, чтобы его можно было легко развязать. Подбрюшник подтягивают несколько слабее и также закрепляют петлей на правой оглобле.

Теперь остается подвязать к дуге повод и завожжать лошадь. Вожжи пропускают поверх чересседельника и гужей и пристегивают к кольцам удил так, чтобы пряжка была снаружи кольца, а не касалась губ лошади. Лошадей, склонных задирать голову кверху и трудно управляемых, завожживают так, чтобы вожжи были поверх чересседельника, но проходили под гужами или через специально ввинченные в клещи хомута (несколько выше гужей) кольца.

После запряжки следует проверить, одинакова ли длина обоих гужей, а также на одном ли уровне на оглоблях они наложены. Концы оглобель впереди дуги должны выступать на ширину ладони или немногим больше.

Полезное действие дуги как амортизатора толчков и ударов на дорогах с асфальтовым покрытием или шоссе не проявляется, сама дуга здесь становится излишней (вес ее является даже отрицательным фактором в работе лошади). Поэтому в городском транспорте теперь все чаще встречается запряжка без дуги. Гужи в таком случае заменяют ремнями с пряжками или даже железными брусочками, шарнирно соединяющимися с хомутом и между собой. Встречается также вариант запряжки с оглоблями и постромками с вальком, укрепляемым на крюке передка повозки. Тяга при этом передается главным образом через постромки; оглобли же служат для поворота и торможения.

Пароконная запряжка в дышловую повозку несколько проще дуговой, но требует хомутов с нагрудными ремнями и нашильниками, постромок с вальками; повозки же должны быть с дышловым передком. При дышловой запряжке всегда надо соблюдать привычный для данной пары лошадей порядок их мест относительно дышла (правая и левая лошадь). Поставив лошадь на свое место у дышла, надевают сперва постромки на валек, затем натягивают и застегивают нашильник — ремень, идущий от грудного ремня хомута к концу дышла. То же проделывают и с другой лошадью.




При такой запряжке важно, чтобы длина всех постромок была одинакова (во избежание перекоса хомутов) и чтобы нашильники по длине также были одинаковы у обеих лошадей (они должны находиться на равном и достаточном расстоянии от дышла). Более правильная запряжка достигается, когда у дышла имеется ригель — небольшой валек, подвижно укрепленный на конце (шило) дышла. К концам ригеля и прикрепляются нашильники от хомутов каждой лошади. При этом легче избежать перекоса хомутов, лошадям же удобнее двигаться вперед.

Под вьюком лошади теперь используются очень ограниченно: в горах, таежных или пустынных районах и других труднопроходимых местах, недоступных даже гужевому транспорту. Перевозить вьюком можно различные грузы как в мягкой таре, так в ящиках и другой упаковке. Для перевозки жестких деревянных или металлических предметов требуется надевать на лошадь специальное вьючное седло.

Лошадям труднее перевозить на спине вьюк, чем человека того же веса, так как всадник, особенно умеющий ездить верхом, согласует и приспосабливает свои движения к ходу лошади. Вьюк на лошади надо размещать так, чтобы его вес симметрично распределялся по бокам лошади, а груз не возвышался над холкой лошади более чем на 35 см. Важно, чтобы во время движения вьюк прочно держался на лошади, не болтался, не ерзал, а при подъемах и спусках — не сползал ни вперед, ни назад. Неумелое или небрежное навьючивание может вызвать на теле лошади потертости, побитости и тем вывести ее из работы. Чтобы передняя подпруга вьючного седла не мешала движению передних ног лошади, она должна находиться от них примерно на 10 см кзади.

Для работы под вьюком выбирают лошадей соответствующего, «вьючного» типа, ростом не выше 144 см с глубокой грудью, крепкими спиной и поясницей, на коротких и широко поставленных конечностях.

Вес вьюка устанавливается в зависимости от веса лошади и условий предстоящего маршрута, в частности крутизны подъема, высоты над уровнем моря и состояния самого пути (тропы). В предгорьях при крутизне подъема не более 10° предельный вес вьюка с седлом составляет 1/3 веса лошади (33%). В этих условиях лошади за рабочий день проходят до 36 км со средней скоростью 4,5 км в час. При очень крутых подъемах (от 25° до 40°) вес вьюка не должен быть более 24% от веса лошади; скорость движения при этом снижается до 2 км в час, а длина дневного пути не превышает 16 км.

На привалах продолжительностью даже в 10—15 мин. следует снять вьюк с лошади и дать ей отдохнуть без груза. Вьючных лошадей куют на все четыре ноги, при этом передние подковы должны быть с шипами, а задние без шипов.


Литература: Коневодство и конеиспользование. Под ред. проф. В. О. Витта. М., Издательство «Колос», 1964. 383с. (Учебники и учеб, пособия для высших с.-х. учеб, заведений).


Прошел почти век с тех времен с улиц городов России проносились тройки запряженных лошадей, олицетворяющих удалую русскую душу. Они навсегда остались национальным символом, а крылатое выражение Николая Гоголя: "Какой же русский не любит быстрой езды?" ,- актуально и по сей день.

Приезжие иностранцы, впервые воочию увидевшие русскую тройку , летящую по мостовой, замирали в изумлении: такой красоты и головокружительной скорости нельзя было увидеть ни в одной стране мира. Память об этой уникальной знаменитой упряжке, благодаря живописным полотнам художников, сохранилась и сегодня.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0011.jpg" alt="Илья Пророк в огненной колеснице." title="Илья Пророк в огненной колеснице." border="0" vspace="5">


По одной из версий идея упряжи в три лошади была позаимствована с былин и мифов северных народов относящихся к Илье Пророку. С древних времен в некоторых селениях русского Севера ежегодно в Ильин день местные жители устраивали ритуальные скачки на тройках, которые являлись символом огненной колесницы, что вознесла Илью на небо.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-02.jpg" alt=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году». Автор: Н.Е.Сверчков." title=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году».

Появление парной упряжи лошадей «на отлет» стало предпосылкой появления тройной запряжки, которая не сразу прижилась и была крайне редким явлением на извечно плохих русских дорогах. Однако со временем тройка приобрела широкую популярность и на рубеже 17-18 столетия стала успешно использоваться в почтовых целях, что значительно уменьшило сроки доставки почтовых отправлений и багажа.


Оценив неимоверную скорость, удивительную выносливость, большую грузоподъемность и хорошую проходимость, тройку официально узаконили и начали использовать не только для доставки почты. Ими перевозили госслужащих, курьеров и пассажиров, используя сани, тарантасы, кибитки, коляски. Однако тройку никогда не впрягали в упряжь карет.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0007.jpg" alt="

По центру упряжки впрягали "коренника"- сильную и крупную лошадь, которая должна была идти "четкой и быстрой рысью", а по бокам - "присяжных" лошадей, скачущих галопом и изогнувших головы в сторону. Такая расстановка «лошадиных сил» в запряжке давала возможность лошадям развивать головокружительную скорость. Выходило так, что коренника как бы несли за собой пристяжные лошади. Это и было секретом малой утомляемости и огромной скорости русских троек. Ну а ежели удалой кучер хотел немного "полихачить", он пускал коренника в галоп и тогда, казалось, что тройка летит над землей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0013.jpg" alt="Тройка.

До сих пор бытует история, которая гласит, что во времена царствования Екатерины Великой в Петербург пожаловал с визитом император Австрии Иосиф. Русская императрица решив удивить высокого гостя, захотела прокатить его на русской тройке в Москву.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-03.jpg" alt="Понесли.

И здесь в пору будет вспомнить слова русского классика Н.В. Гоголя, который так описал образ России, сравнив ее с «птицей-тройкой»: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?"

Отбор рысаков для тройной упряжи

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0004.jpg" alt="Русская тройка орловских рысаков.

Украшение русской тройки

Украшение упряжи это особая статья культа русской тройки, поэтому невозможно было себе представить коренника без дуги, украшенной позолотой. Немногим позже дуги украшали орнаментальной росписью или резьбой. Причем это носило не только эстетический характер, но и служило оберегом от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.


Каждый кучер-«троечник» старался украсить свою тройку необычно, ярко и узнаваемо, поэтому тройки были уникальны. Во второй половине 19 века позолоченные дуги были заменены живописными, резными, инкрустированными медью, а к концу столетия их стали окрашивать в один цвет и обвивать разноцветными лентами.

Тройки со звоном поддужных колокольчиков

С течением времени конный транспорт наполнял улицы городов, а так как правил дорожного движения не существовало, то для скоростной тройной упряжи начали использовать бубенцы и колокольчики, которые можно было услышать за 2 версты. Это давало возможность горожанам и извозчикам вовремя освободить дорогу для стремительно несущейся «птицы-тройки».


В самом начале их разрешалось вешать лишь на почтовые тройки и курьерские, перевозящие важные государственные депеши. Заслышав звон колокольчика, почтовые работники успевали приготовить сменную тройку лошадей, чтобы не задерживать доставку срочной почты. А немногим позже езда на тройках с бубенцами стала широко популярной не только среди почтовых ямщиков.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0001.jpg" alt="Паутов Игорь. Русская тройка" title="Паутов Игорь. Русская тройка" border="0" vspace="5">


Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу в средине 19 века, их постепенно начала вытеснять железнодорожный и автомобильный транспорт в сельские местности. А а начале 20 века был положен конец двухсотлетней истории тройки, однако она осталась популярной и незаменимой в традиционных народных гуляньях.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0006.jpg" alt=" Народное гулянье.

Популярность троек не имела границ и всегда вызывала дух соревнования. Поэтому, начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраиваться конные состязания. А в 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно - в Лондоне на Всемирной выставке. Во времена советской власти тройки для соревнований почти всегда составляли из орловских рысаков, которые выглядели невообразимо шикарно.

Русские тройки также были достойным презентом для высокопоставленных лиц многих государств. И по сей день соревнования, где участвуют русские тройки, очень зрелищны и популярны.

В мире существует множество невообразимо , которые восхищают своим экзотическим видом.

"Слышь, жена! погляди, Каковы уздечки! Видишь, вот медный набор, вот колечки, махры. А дуга-то, дуга,- сияет в золоте..." Так писал в 1855 году Иван Никитин в своем стихотворении "Выезд троечника". Красочное зрелище представляла собой русская тройка, оcобенно в праздничной сбруе. И недаром даже в специальных изданиях в ее описания то и дело вплетается поэтическая интонация.

"Русская ямская троечная сбруя считается среди других видов упряжи самой красивой. В ней воплотилось веками накопленное искусство русских шорников. На украшении ее московские шорные мастера сосредоточили всю любовь к своему ремеслу и отдали ей свои художественные дарования. Троечная упряжь отражает целую эпоху, когда еще не было железных дорог, и когда со всех концов мчались к Москве и от нее ямские тройки",- nишут Г. Петров и В. Бебешин, авторы изданной в 1928 году книги "Шорное производство".

Лошади располагаются в русской тройке в один ряд или "без выноса". Коренник (средняя лошадь) бежит рысью*, а две другие - крайние скачут обычно галопом (пристяжные). Посему коренник подбирается из рысистых пород лошадей, а пристяжные - из верхoвых. Такое сочетание двух различных аллюров в одной упряжке - рыси и галопа - и дает неповторимость троечной езды, вместе с тем быстрой и красивой.

Русская тройка веселила не только взгляд, но и слух. Не спроста троечную упряжь с набором бубенцов и колокольчиков называли в старину "ямской (или ямщицкой) гармонью". Состав такого самобытного музыкального инструмента из-за местных особенностей был довольно различен. Что же представляет собой у троечной упряжи обобщенный музыкальный набор?

Под дугой коренника подвешивались дужные (или поддужные) колокольчики. В верхней части дуги коренника прибивалось кольцо. Считается, что именно к данному кольцу привязывался колокольчик. Но это совсем не так. К нему привязывались поводки коренника. А кольцо это, между прочим, носило название "зга". Оборот речи "не видно ни зги" обозначало настолько плохую видимость, что не позволяло ямщику разглядеть даже перед ним находившуюся згу. Непосредственно же к дуге колокольчики подвязывались при помощи сыромятных ремней. В дугу вбивать дополнительные кольца значило бы нарушать прочность ее, особенно в связи с тем, что в конце 19 века изменились вкусы, и старая тяжелая дуга была заменена тонкой. Под дугой, как правило, висело от 1 до 3 колокольчиков, которые имели разные звучания. Поддужные колокольчики изготавливались из медного сплава, в качестве языка употреблялись подвешенное на сыромятном pемешке кольцо или кованая сеpьга из железного сплава, цеплявшаяся за ушко на донце колокольчика.

На колокольчиках для русской тройки часто отливались номера. Долгое время знатокам не удавалось убедительно объяснить значение этих номеров. В самом деле, выбирает, скажем, собиратель из своей коллекции все колокольчики с номером "I" и убеждается, что они отличаются друг от друга размерами, весом, тональностью. Складывалось впечатление о произвольности и бессистемности нумерации. Все же, в конце концов, удалось разгадать эту загадку.

Оказалось, что колокольчики для русской тройки делятся на типы, причем каждый тип характеризуется плотностью (толщиной стенок) и формой. В свою очередь, колокольчики одинакового типа различаются размерами, то есть диаметром и высотой. Вот эти-то размеры и характеризуются номерами: чем меньше номер, тем больше размер. А поскольку при геометрическом подобии форм размер колокольчика связан обратным cоотношением с высотой звука, то номер колокольчика данного типа определяет и тональность звучания: чем больше номер, тем выше тональность.

Другой загадкой была надпись "с серебром", имевшаяся на некоторых колокольчиках. Дело в тoм, что анализ химического сплава колокольчиков с надписью показывает приблизительно одинаковое содержание серебра в колокольчиках без нее. Кроме того, содержание серебра там столь незначительно, что этот его можно в сплаве считать примесью. Приводились разные объяснения значения надписи "с серебром". Самым убедительным кажется следующее объяснение: с этой надписью колокольчики серебрились, но со временем серебряный слой разрушался, а надпись осталась. Возможно, от того колокольчики любого типа в прейскурантах именовались и желтыми и белыми.

Согласно этой версии белые были посеребрены. Далее о подвеске поддужных колокольчиков. Если под дугой подвешивался один лишь колокольчик, то его старались подобрать покрупнее, тогда он имел более громкое и певучее звучание. Однако было время, что максимальная его величина даже регламентировалась, так как по звучности и величине поддужных колокольчиков судили о знатности и чине путника. Ежели подвешивалась пара колокольчиков, тогда использовались, как правило, разных номеров однотипные колокольчики. Специально выпускались именовавшиеся сибирскими парные колокольчики. Из пары больший колокольчик, который имел более низкое звучание, порой называли "мужиком", меньший - "бабой". Колокольчики могли быть созвучны друг другу при определенных сочетаниях их номеров.

В подвеске из трех колокольчиков для русской тройки главный из них издавал более резкий и сильный звук, два других настраивались в лад, подбирались в тон главному и играли роль "подпевал". Теперь с дуги внимание перенесем на наборные арканы с бубенцами. Аркан (ошейник, ожерелье или подгарок) из себя представлял повязку вокpуг шеи лошади в виде поясного pемня, который застегивался свеpху.

Бубенец - это колокольчик шарообразной формы внутри которого помещалась дробина. Арканы с бубенцами одевались на шеи всех лошадей тройки. По длине всего аркана крепилось 7, 9 или 11 бубенцов разных размеров при помощи сыромятных ремней. Такой набор бубенцов при езде издавал "согласный" звон. Более того, этот звон согласовывался с более низким тоном поддужных колокольчиков. Вместо крупного нижнего бубенца на аркане мог крепиться гречушный или сибирский колокольчик. Арканные бубенцы и поддужные колокольчики выполнялись из медного сплава, разнились по типам и изготавливались белыми (посеребренными) или желтыми. Бубенцы разных типов различались по номерам, но только в обратном порядке в сравнении с колокольчиками: больше размер - больше номер.

Подобный набор внизу из гречушного колокольчика и множества арканных бубенцов и, укреплялся иногда не на аркане, а на воротнике из крепкой яловой кожи, обтягивающем хoмут. Другой воротник с большим количеством бубенцов мог быть подвязан с внутренней стоpоны дуги. Седёлки и шлеи внутри кистей, свисавших c уздечки, иногда крепились маленькие гречушные колокольчики или мелкие бубенчики, звон каковых увязывался со звоном больших арканных бубенцов. Дабы звон бубенчика или колокольчика, находящегося внутри кисти, не гасился, для этого случая кисть применялась шерстяная, а не кожаная. Края седёлки обрамляли маленькие бубенцы. Иногда к седёлке прикреплялся колокольчик, касающийся тела лошади и оттого издавал приглушенный звук. Собственно о подобном колокольчике пишет И. А. Гончаров в романе "Обыкновенная история": "Между тем показался в воротах ямщик с тpойкой лошaдей. Чеpез шею коpенной была переброшена дуга. Привязанный к седёлке колокольчик глухо и несвободно, как пьяный, ворочал языкoм, связанный и кинутый в караульню". Кроме бубенцов, изготовлявшихся из медного сплава, делались более крупные желeзные бубенцы, которые также различались по номерам и типам, а нумерация шла по тому же принципу, что у колокольчиков. Железные бубенцы привязывались к оглоблям или к дуге и испускали глухой звук. Подобные бубенцы принято было подвешивать к саням, которые замыкали обоз, чтобы не потерялись они в пути.

На закате русской тройки начали применяться отличные от обычных, так называемые сeдёлочные колокольчики. Звучащим их элементом были полые стальные полушария (от 1 до 4) с 3-мя железными шаpовидными язычками внутри. За необыкновенную мелодичность звучания их величали "малиновым звоном". Седёлочный колокoльчик мог располагаться на седёлке коренника, однако чаще всего крепился он к трокам пристяжных. Это объяснялось тем, что у скачущей галопом пристяжной звон получался более выразительным, нежели у бегущего рысью коpенника. На троках пристяжных располагались седёлочные колокольчики одного вида. Каждая тройка обладала своим индивидуальным звучанием. Оно обусловливалось как составом бубенцов и колокольчиков, так и мелодическими оттенками каждого из них.

Одаренные музыкальным слухом мастера умело подбирали бубенцы и колокольчики в минорное или мажорное звучание, что зависело от характера предстоящего события - радостного (масленица с катанием на тройках, свадьба) или же печального (проводы рекрута и др.). Русская троечная упряжь как самобытный музыкальный инструмент ушла давно в прошлое. Но его неповторимость, не имеющего аналогов за рубежом, красота его внешнего облика и звучания просто обязывают хранить о нем память.

Устройство троечной упряжи станет более понятным, если перед ее описанием рассказать о парной и одиночной упряжи, ведь из их элементов была составлена сбруя каждой лошади, составляющей тройку. Так, в частности, сбруя коренника русской тройки подобна одиночной полуямской (загородной) упряжи (рис, вверху). Она относится к виду хомутовой дуговой упряжи, которая особенно была удобна на дорогах с ухабами и рытвинами - деревянная дуга амортизирует толчки от неровностей дороги. Дуга пристегивалась к оглоблям и к хомуту (оголовку) гужами. Хомут стягивался супонью. На голову лошади надевалась уздечка (узда) и служила для управления лошадью при помощи вожжей, а также для ее головы посредством поводьев (поводков), подвязанных к дуге. Тело лошади огибала шлея, которая крепилась к хомуту и ремнями поддерживалась, переброшенными через лошадиную спину. Шлея воспринимала тяготу повозки при остановке и спуске с горы. Седелка крепилась на спине лошади при помощи подбрюшника (подпруги) и вместе с поперечником (чересседельником) требовалась для поддержки оглобель.

Какой же русский не любит быстрой езды? А быстрая езда в нашей традиции неразрывно связана с русской тройкой. Она может развивать скорость до шестидесяти километров в час, что недостижимо ни для одной упряжи в мире.

Тайна появления

Когда появилась русская тройка? Историки говорят, что в начале XVIII века, когда троечная упряжь стала применяться царской курьерской службой. Однако, учитывая, что в консервативной Руси любая инновация порой «настаивалась» веками прежде, чем поступить в «массовое производство», эта дата вызывает некоторые сомнения. Есть версия, что тройка была позаимствована государственными службами из тайных «лошадиных» культов, посвященных Илье Пророку, которые испокон веков практиковались в некоторых местностях Севера Руси. Каждый год в Ильин день устраивались ритуальные скачки на тройках, которые символизировали «колесницу огненную и коей огненных», что вознесли Илию на небо. Разбиться во время «вознесения» считалась проявлением Благодати: говорили, «Илья на небо унес».

Уникальность

Инновации тройки заключалось в том, что все лошади бежали разным аллюром. Коренник - центровая лошадь - скакал рысью, а более легкие пристяжные лошади неслись галопом, изогнув головы в сторону. Такая комбинация «лошадиных сил», где пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками, как бы «несли» коренника, была направлена на то, чтобы все три лошади медленнее уставали, сохраняя при этом высокую скорость.

Скорость

Тройка способна была развивать скорость до 60 км в час. Ни одна упряжь в мире не могла достигнуть такого результата. Есть такая байка. Однажды во времена Екатерины II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица вознамерилась поразить высокого гость и прокатить его на тройке. Во дворец доставили самого удалого ямщика, у которого Екатерина поинтересовалась: «Отвезешь императора в Москву за тридцать шесть часов?» Удалец ответил царице: «Довезу, матушка. Только не уверен, что довезу его душу». Осталось добавить, что в среднем путь от Питера до Москвы на перекладных составлял двое-трое суток.

Порода лошадей

Как правило, в русской тройке использовались лошадиные силы выносливой породы вятской лошади. Состоятельные господа могли себе позволить запрягать в тройку орловских рысаков.

Применение

Троечная упряжь, как уже говорилось, использовалась в курьерской службе. В конце XVIII века на тройке стали перемещать и важных пассажиров. Со временем тройка стала непременным атрибутом свадеб и народных гуляний в большие праздники.

Украшение

Троечная упряжь обязательно богато украшалась. Например, поначалу дугу коренника окрашивали позолотой. Это было не просто пижонство: золото символизировало молнию, которые сопровождали вознесение Илии Пророка.

Позднее дуги стали расписывать орнаментами и художественной резьбой. Причем это было не просто украшательство: шорники наносили на упряжь так называемые защитные росписи, способные уберечь тройку от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.

«Ямская гармонь»

Если позолоченная дуга коренника символизировала молнию, то сопровождаемый тройку звон колокольчиков и бубенцов являлся метафорой раскатами грома. В народе этот «музыкальный набор» называли «ямкой гармонью». Почти каждая тройка имела уникальное звучание. Интересно, что в некоторых местах России считалось, что прокатившись на «громкой» тройке, человек способен избавиться от насланных ведьмами и колдунами заклятий. Считалось, что чаще всего недобрые люди наводят порчу на свадьбах, поэтому поездка новобрачных на тройке с бубенцами стала непременным свадебным обрядом.



  • Разделы сайта