Спортивные игры для дошкольников. Теннис. Проект по физической культуре «Юные теннисисты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Детско-юношеский клуб физической подготовки

ТЕННИС

Программа для кружков по теннису в детско-юношеских клубах физической подготовки

Разработал:

тренер по теннису,

магистр педагогических наук

Шевкова Н.В.

Пояснительная записка…………………………………………………………………

……….

1.1. Концепция спортивной подготовки юных теннисистов………………………....

1.2. Этапы и периоды многолетней подготовки в кружках по теннису……………..

1.3. Основы начального обучения игре в теннис……………………………………...

1.4. Комплектование и наполняемость учебных групп………………………………

1.5. Режим работы кружков по теннису……………………………………………….

2. Планирование и содержание занятий в кружках по теннису 1, 2 и 3 года обучения …………………………………………………………………………………

2.1. Учебный план……………………………………………………………………….

2.2. Программный материал……………………………………………………………

3. Планирование и содержание занятий в кружках по теннису 4 года обучения (и свыше) ……………………………………………………………………

3.1. Учебный план……………………………………………………………………….

3.2. Программный материал……………………………………………………………

4. Тестирование общей и специальной физической, технической и тактической подготовленности ……………………………………………………...

5. Воспитательная работа ……………………………………………………………..

6. Перечень инвентаря и оборудования …………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ

Пояснительная записка

Опыт работы ДЮК ФП свидетельствует о том, что при хорошей организации учебного процесса и высоком качестве деятельности педагогического состава детско-юношеские клубы являются отличными базами привлечения детей, подростков и юношей к систематическим занятиям теннисом, воспитания юных спортсменов и подготовки общественного актива для коллективов физической культуры общеобразовательных школ.

Руководители и педагогический состав ДЮК ФП особое внимание в своей повседневной деятельности должны уделять:

    привлечению большого количества детей к избранному виду спорта;

    созданию условий для регулярных круглогодичных занятий;

    привитию у занимающихся интереса к избранному ими виду спорта;

    проведению систематической воспитательной работы;

    чёткой организации учебно-воспитательного процесса, использованию данных науки и передовой практики;

    овладению занимающимися необходимыми теоретическими знаниями (в соответствии с требованиями программы) как важному фактору повышения качества и продуктивности занятий;

    систематическому проведению спортивных соревнований и активному участию занимающихся в соревнованиях своего коллектива, района, города;

    привлечению родителей к регулярному участию в организации учебно-воспитательной работы Клуба.

Программа по теннису для детско-юношеских клубов физической подготовки Республики Беларусь составлена на основе директивных и нормативных документов Министерства образования, труда и социальной защиты с учётом передового опыта работы с юными спортсменами, результатов научных исследований и тенденции развития тенниса в детско-юношеских клубах как вида спорта.

В настоящей программе определены этапы подготовки юных теннисистов, структура и основные положения кружков по теннису в детско-юношеских клубах, содержание материала занятий по группам и годам подготовки, а также - соответствующие контрольные нормативы по всем разделам подготовки.

1. Организация учебно-воспитательной работы в кружках по теннису

Организация учебных занятий, проведение воспитательной работы с занимающимися осуществляется совместно руководством ДЮК ФП, педагогическим составом и родителями.

Кружок по теннису должен иметь основные документы планирования и учёта работы, календарный план соревнований: внутри групп на первенство кружка, городские соревнования среди детско-юношеских клубов, а также матчевые встречи с кружками по теннису других Клубов (личные и командные).

Занятия в кружке по теннису должны обеспечить всестороннюю физическую, техническую, тактическую, психическую и теоретическую подготовленность занимающихся.

Цель учебно-воспитательного процесса – воспитание целеустремлённого, физически развитого, обладающего крепким здоровьем, подготовленного к высокопроизводительному творческому труду, способного показать наилучшие спортивные результаты в меру своих индивидуальных возможностей молодого человека.

В соответствии с задачами Клуба, кружок по теннису призван решать следующие задачи :

    привлекать детей, подростков и юношей к систематическим занятиям теннисом;

    осуществлять подготовку всесторонне развитых детей, подростков и юношей, обеспечивать укрепление их здоровья;

    оказывать помощь общеобразовательным школам в организации спортивно-массовой работы;

    готовить спортивный резерв для передачи в ДЮСШ, СДЮШОР, РЦОП, РЦОР.

Современная подготовка спортивного резерва в детско-юношеских клубах должна осуществляться на основе следующих методических положений :

    всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, воспитание широкого комплекса физических качеств и формирование двигательных навыков, создающих фундамент для достижения физического совершенства;

    строгая преемственность задач, средств и методов подготовки детей, подростков и юношей;

    строгое соблюдение принципа постепенности применения физических нагрузок в процессе подготовки юных теннисистов;

    неуклонное возрастание объёма средств общей и специальной физической подготовки.

1.1. Концепция спортивной подготовки юных теннисистов

Концепция обучения в теннисе выстраивается как последовательный анализ игровой соревно-вательной деятельности и трансформация полученной информации в модели тренировочных заданий: игру разделяют на фрагменты, фазы, ситуации, в которых моделируются действия игрока.

Однако до сих пор существуют мнения о том, что прежде, чем ребенок начинает играть, его сле-дует обучить ряду действий с мячом и без него. Таким образом, обучение юных теннисистов начина-ется с изучения технических приемов в упражнениях. Однако, то, что сформировано вне игры, в игре будет «рваться». Да и сама обстановка упражнения предлагает заранее готовый ответ на задание. Становится понятным, что такой подход лишает ребенка главного - развития игрового такти-ческого мышления, т.е. мысль и действие, которые в игре представлены едино, в упражнении расчле-няются.

Следует пересмотреть, в первую очередь, систему подготовки юных теннисистов на этапе начального обучения , отдав предпочтение игровым средствам , создающим богатейший двигательный фонд ребен-ка, придающий ему энтузиазм, развивающий творчество, обогащающий радостью, что очень важно.

International Tennis Federation (ITF) развивает во всем мире программу по мини-теннису в общеобразовательных школах « Play and stay » .

Основные положения программы обучения мини-теннису «Play and stay»:

1. Мини-теннис – идеальный путь ознакомления с игрой в большой теннис.

2. Наиболее эффективным способом привлечения внимания детей к теннису является использование игр с мячом и ракеткой, представленных в веселой и активной форме. Это дает возможность большому количеству детей научиться играть в теннис и получать удовольствие от игры.

3. Вместо привычного обучения теннисной технике, предлагается использовать игры, способствующие обучению теннису. Для игрока лучше выполнить задание с неидеальной техникой, чем, используя хорошую технику добиться малого или никакого успеха.

4. В занятиях используется инвентарь, соответствующий детским возможностям: низкие сетки, поролоновые мячи, легкие ракетки.

5. В качестве корта для занятий могут быть использованы любые ровные поверхности, причем корт может быть уменьшен (см. Приложение 4).

6. Число учеников может быть до 30 человек.

7. Каждый урок по мини-теннису должен включать:

Подвижные игры, развивающие координационные, скоростные и скоростно-силовые способности;

Упражнения, дающие возможность познакомиться с теннисным инвентарем;

Различные упражнения и повторения, в которых используются конусы, обручи, мячи различных размеров;

Игры с мячом и ракеткой по простым правилам, развивающие координацию и тактическое мышление.

      1.2. Этапы и периоды многолетней подготовки в кружках по теннису

Таблица 1. Возрастные границы этапов подготовки в кружках по теннису

Возраст / лет

Общей подготовки

1, 2 и 3год обучения

Специальной подготовки

Подготовительный

4 год обучения (и свыше)

Соревновательный

Переходный

1-й этап – общей подготовки.

Продолжительность - 3-5 лет. Задачи на данном этапе нацелены на развитие «школы движений и действий», «школы мяча», формирование базы общей и специальной физической подготовленности, техники и тактики теннисиста.

    укрепление здоровья детей, формирование правильной осанки;

    всестороннее развитие, формирование начальной базы разносторонней физической подготовленности и на её основе создание предпосылок для успешного освоения техники и тактики;

    постановка основ техники всех ударов и освоение элементарных основ тактики;

    формирование дисциплины и самостоятельности, устойчивого интереса к занятиям, навыков гигиены и самоконтроля;

    ознакомление с теорией техники и тактики тенниса.

В группах общей подготовки, где занимающиеся ещё не выступают регулярно в официальных соревнованиях, учебный план строится без деления на периоды.

2-й этап – специальной подготовки.

Задачи на данном этапе нацелены на дальнейшее совершенствование всех видов подготовленности юного теннисиста.

    дальнейшее повышение уровня всестороннего физического развития; совершенствование основных физических и морально-волевых качеств;

    дальнейшее совершенствование и закрепление в игре со счётом всех приёмов техники;

    освоение в полном объёме стратегии и тактики;

    приобретение опыта участия в соревнованиях;

    дальнейшее изучение теоретических основ тренировки, техники, стратегии и тактики, формирование творческого отношения к процессу спортивного совершенствования.

В группах специальной подготовки занимающиеся выступают на соревнованиях: внутригрупповые соревнования на первенство кружка, районные соревнования и городские соревнования среди детско-юношеских клубов.

В связи с этим, годичный цикл подготовки в этих группах делится на периоды: подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период (делится на 2 этапа):

1) этап предварительной подготовки, задачами которого являются: всесторонняя физическая, техническая, тактическая, психическая подготовка теннисистов; подготовка к сдаче контрольных нормативов;

2) этап предсоревновательной подготовки, задачами которого являются: подготовка к предстоящим соревнованиям; дальнейшее совершенствование специальных двигательных способностей; изучение и совершенствование техники и тактики игры.

Основные средства: гимнастические упражнения; бег; прыжки; метания; спортивные и подвижные игры; упражнения для развития специальных двигательных способностей, а также для освоения техники и тактики игры в теннис; учебные, контрольные и товарищеские игры.

Соревновательный период.

Основные задачи: достижение стабильных результатов реализации техники и тактики игры; специальная подготовка к каждому соревнованию; воспитание волевых качеств.

Основные средства: гимнастические упражнения; бег; прыжки; метания; плавание; спортивные и подвижные игры; специальные упражнения по технике и тактике игры; контрольные, товарищеские и официальные соревнования.

Учебная работа в этом периоде проводится с учётом особенностей предстоящих соревнований.

Переходный период.

Основные задачи: активный отдых; создание наилучших условий для отдыха центральной нервной системы; поддержание уровня общей физической и технической подготовленности; контрольное тестирование.

Основные средства: плавание; массаж; спортивные и подвижные игры.

Продолжительность каждого периода зависит от особенностей календаря соревнований, от задач на год.

1.3. Основы начального обучения игре в теннис

Широкое распространение получили методы обучения с поролоновыми мячами и легкими ракетками. При этом также используется уменьшенные корты (см. Приложение 4).

Работая с мячом, юный теннисист приобретает опыт в зрительном восприятии мяча, осваивается с различной скоростью его полёта и отскока от земли, учится ловить его в различных точках с отскока и с лёта, развивает правильную координацию движений, согласованных с полётом мяча.

Упражнения с мячом применяют для правой и левой руки для лучшего гармоничного развития ребенка и координации движений. Выполняя эти упражнения, дети должны научиться пристально смотреть на мяч.

Важную роль играет начальное освоение техники.

Традиционно, обучение технике выполнения приёма осуществляется в несколько этапов.

Первый этап – ознакомление с разучиваемым приёмом. С самого начала важно акцентировать внимание на хватке ракетки, объяснить правильное положение кисти на ручке ракетки, положение продольной оси ракетки и струнной поверхности относительно земли в основной фазе - фазе взаимодействия ракетки с мячом. Затем используют показ и объяснение .

Второй этап – изучение приёма в упрощённых условиях. На этом этапе дети должны получить не только общее, но и детальное представление об изучаемом приёме. Прежде всего овладеть:

Начальной (подготовительной для данного действия) позой;

Конечной позой;

Приёмами самоконтроля при переходе из одной позы к другой;

Переходом от начальной позы к позе окончания фазы;

Переходом от одной позы к другой под визуальным контролем;

Выполнением движения медленно, контролируя его.

Далее, занимающихся подводят к выполнению движения в целом. Игрок имитирует движения удара, стараясь овладеть правильным ритмом (под команду тренера). Обучение на этом этапе во многом зависит от подбора подводящих упражнений : по своей структуре они должны быть близки к техническому приёму и соответствовать физическим возможностям занимающихся.

Третий этап – изучение приёма в усложнённых условиях. Многократное повторение, обеспечивает становление и закрепление знаний и умений. Повторение предполагает изменения условий (постепенное усложнение) с целью формирования гибкого умения: выполнение ударов в разных по высоте точках, с разным вращением, направлением, силой и траекторией полёта мяча. На этом этапе осваивают чередование различных ударов, тактические комбинации. В занятия вносят элемент соревнований.

Четвёртый этап – закрепление приёма в игре. На этом этапе занимающиеся выполняют специальные задания в учебной игре, тесно связанные с задачами, решаемыми в занятии по технической подготовке. В дальнейшем используют задания - установки в контрольных играх со счётом.

При работе с детьми начальных классов целесообразно не акцентировать внимание детей на фазах удара, а создавать образные представления. Очень важную роль играет личный показ руководителя кружка.

Необходимо сразу создать у детей правильное представление об ударе.

Удар должен быть представлен так, чтобы дети смогли его выполнить. Для этого необходимо показать самое простое движение, в котором будут обозначены «ключевые» моменты.

Например, при ударах с отскока (справа и слева) лучше выполнять маленький замах таким образом, чтобы основание ручки ракетки было обращено на сетку. Далее, рука выходит вперед, таким образом, чтобы мячик оказался в центре головки ракетки - точка удара. После этого, головка ракетки ускоряет движение по мячу и выходит вверх - окончание удара.

Удары справа и слева необходимо разучивать параллельно.

При ударах с лета целесообразно использовать обыкновенные «подставки» впереди себя.

Подача, обычно, начинается с подброса. Необходимо научить детей правильному замаху, небольшой петле, а главное, - выходу головки ракетки на мяч в самом верху.

Все приемы техники следует разучивать одновременно с правильным движением ног, т.е. в движении.

Наиболее частыми причинами ошибок является скованность движений - зажатость плечевого пояса, а также болтающееся запястье.

Основным средством физической подготовки в младшем школьном возрасте являются подвижные и спортивные игры, которые способствуют развитию и поддержанию интереса к занятиям, обеспечивают гармоничное физическое развитие, улучшают координацию движений.

Игры с мячом и ракеткой позволяют овладеть начальными основами техники движений и действий, а также развивают тактическое мышление юных теннисистов.

В первую очередь, детей нужно учить играть . Эта игра потом переходит в большой теннис.

1.4. Комплектование и наполняемость учебных групп

Таблица 2. Комплектование и наполняемость учебных групп для кружков по теннису

Возраст занимающихся, лет

Кол-во занимающихся, чел.

Кол-во часов в неделю, акад. час

Всего часов за год - 52 недели, акад. час

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения (и свыше)

В кружки 1 года обучения зачисляются все дети, желающие заниматься теннисом, не имеющие отклонений в состоянии здоровья и противопоказаний для занятий теннисом. Зачисление учащихся производится по заявлению поступающего при согласии родителей и наличии допуска врача. По количеству занимающихся допускается принять на 50-70% больше минимального состава групп. По окончании учебного года состав групп начальной подготовки должен составлять не менее 70% от набранного количества.

Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится на основании решения Педагогического совета. Учащиеся, не выполнившие контрольные нормативы, могут оставаться на повторный год обучения, но не более одного раза на каждом этапе.

1.5. Режим работы кружков по теннису

Учебный год начинается 1 сентября. Учебно-воспитательный процесс проводится круглогодично в соответствии с годовым учебным планом и настоящей программой.

Учебный план рассчитан на 46 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях Клуба и 6 недель - в условиях оздоровительно-спортивного лагеря. Основными формами работы в кружках являются: групповые учебные занятия, работа по индивидуальным планам (со сборной Клуба), педагогические тестирования, теоретические занятия, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, матчевых встречах, пребывание в оздоровительно-спортивном лагере.

по программе « ... секции Детско -юношеского клуба физической подготовки . Членами... по мини-футболу, баскетболу, волейболу, теннису ...

  • Программа развития центра образования «столичный-кит» на 2010 – 2015

    Программа

    Стола для игры в настольный теннис ; 2 спортивных тренажера. Для ... кружки по информатик и информационным технологиям; готовятся материалы для ... Дрофа, 2000г. и программы для детско -юношеских клубов физической подготовки Москва, Просвещение 1999г. 2. ...

  • Том1 введение в специальность история и общая характеристика адаптивной физической культуры

    Методические рекомендации

    Создание для инвалидов таких образовательных учреждений, как детско -юношеский клуб физической подготовки , дет­ско -юношеская спортивная школа, детско -юношеская спортивная школа...

  • Работа по подготовке доклада осуществлялась рабочей группой в составе круть семён викторович иванов игорь владимирович баканова ирина николаевна

    Доклад

    ... по детскому движению; формирование компьютерного банка данных о детских общественных объединениях, программах их деятельности; подготовку специалистов для ... детских оздоровительно-образовательных центров, 2 детско -юношеских клуба физической подготовки , ...

  • Краткая аннотация программы

    Документ

    Новых адаптированных программ по технологии. Ведение кружков «Хозяин... районного Дома детского творчества и Детского юношеского клуба физической подготовки с целью... школы по кроссу, турнир по настольному теннису ; - ноябрь - первенства по спортивным...

  • Привет! С вами Жданов Василий. В этой статье я предложу вам план-схему тренировки детей в настольном теннисе, а также 8 веселых игр для детей. Вы можете сами по нему тренироваться или использовать в тренировках. Тренировочный план рассчитан на 12 уроков. По продолжительности тренировочный курс занимает 6 недель (полтора месяца) по два занятия в неделю.

    Задача данного плана повышения навыков игры у детей в настольном теннисе с нуля до базового уровня, когда ученик понимает основы игры. Работа происходит в группе.

    Ниже в таблице представлен план из 12 уроков. Каждый урок по времени длится от 40 до 50 минут (этого достаточно для удержания внимания у детей в настольном теннисе). Урок делится на 6 частей, где две части подготовительные (подготовить и убрать столы, включить и настроить тренажеры-роботы и т.д.). Остальные четыре части составляют цельный урок. Первая часть (10 минут) включает в себя разминку, затем 10-15 минут отводится технической подготовке, 10-15 минут тактическая и игровая подготовка, а оставшиеся 10 минут разбираются ошибки, проводится заминка и дается обратная связь.

    Для создания и удержания внимания у детей в настольном теннисе используются различные игровые ситуации, которые позволяют отработать какой-либо технический прием и содержащие в себе элементы игры. Дети всегда обожают игры и зачастую приходят на тренировку только из-за них. Игры полезно использовать на ранних стадиях обучению игре в настольный теннис детей. Ниже приведем основные игровые упражнения для тренировок детей в настольный теннис. Можно изменять и совершенствовать эти игры в своих вариациях.

    8 вспомогательных игр и упражнений для детей в настольном теннисе

    Бег по кругу с мячом на ракетке(«яичница на сковородке»)
    Дети бегут по кругу в игровой зоне (возможно вокруг стола) с мячом, удерживая его на ракетке. Если мяч упал на пол, то он выбывает. Это продолжается пока не останется один игрок. Возможной вариацией может быть бег с набиванием справой/ слевой/ поочередной стороне ракетки или бег приставными шагами.

    Минута ралли
    Группа делится по парам на команды. Считается суммарное количество чеканки мяча за одну минуту. Чеканить мяч можно на открытой стороне ракетки, закрытой или чередуя. Побеждает та команда, которая в сумме сделала большее количество.

    Игра «Солнышко»
    Дети выстраиваются в линию друг за другом. После каждого удара игрок бежит по кругу вокруг стола на другой его край и становится очередь для приема/удара. Если игрок делает три ошибки, то он выбывает из игры. Для разнообразия игры в «Солнышко» и более лучшего контроля за мячом я тоже подключаюсь в игру, но стою на месте на одно половине стола, а дети оббегают меня вокруг и всегда играют на одной стороне.

    Игра «Паровозик»
    Дети выстраиваются в линию друг за другом. После удара игрок бежит не на другую сторону стола, как в «Солнышке», а бежит в конец очереди. Круг, который нужно бегать детям меньше. Подходит, когда детей не так много (3-4 человека), чтобы создать непрерывный поток.

    Стенка на стенку
    Формируются две команды по два человека (минимум). Сначала первые два игрока играют между собой розыгрыш. Проигравший игрок уходит и его место занимает следующий член команды (у второй команды игрок не уходит).

    Баскетбол-теннис
    Дети пытается попасть мячом в цель расположенную на столе или пытается попасть в ведро, расположенное на полу. Тренировка точности и координации в игровой форме.

    Крикет-теннис
    Нужны две команды с минимумом в три игрока каждая. Подающий бросает мяч руками из-за линии стола на стол, и первый игрок бьет по нему на противоположный угол. Высота броска должна быть около уровня головы. Очко выиграно, когда отбивающий игрок отбил мяч до противоположной стороны. Мяч проигран, если принимающий пропустил мяч или попал при ударе в сетку.

    Передача
    Игрок подает по прямой линии, потом бежит вокруг стола и ловит мяч после своего же удара, прежде чем он коснется пола. Если все сделано правильно, то игрок получает очко. Игрок возвращается к команде и так далее продолжается. Первая команда, которая наберет 10 очков выиграет.

    - спортивная игра. Она ведется ударами ракетки по не­большому резиновому мячу массой 56,7-58,5 г, диаметром 6,35 - 6,67 см. Площадка для игры имеет длину 23,77 м и ширину 10,97 м, для одиночной игры размер площадки 8,23 м при длине 23,77 м. Грунт для площадки выбирают глино-песчаный или асфальтовое, деревянное, травяное покрытия. Сущность игры заключается в том, что игроки, занимая противоположные стороны площадки, пере­брасывают мяч через сетку, стараясь направить его так, чтобы про­тивник не смог отразить мяч.

    Предваряет обучение игре в теннис система подводящих уп­ражнений. Исследование Л. Коровкиной показало целесообразность проведения обучению технике основных ударов .

    Техника основных ударов

    Способ держания ракетки - хватка. Хватка во многом опреде­ляет стиль игры теннисистов, но еще в большей степени - каче­ство выполнения ударов. Теннисисты используют главным обра­зом три хватки - универсальную, хватку для ударов справа и хват­ку для ударов слева.

    Все описанные способы держания ракетки имеют определен­ные различия, но у них есть и общее: пальцы на руке располагают­ся не в кулаке, а указательный палец несколько отставлен, что увеличивает плоскость соприкосновения играющей руки с ракет­кой при выполнении ударов.

    Стойка теннисиста - это положение, из которого мож­но наиболее эффективно подготавливаться к удару и перемещать­ся по площадке к мячу. В стойке - слегка согнутые в коленях ноги на ширине плеч, масса тела на ногах, ракетка в правой/левой руке, левая/правая рука поддерживает за шейку ракетку, головка обра­щена в сторону сетки.

    Упражнения с ударом по мячу ракеткой:

    1. Левой рукой несильно бросить мяч на пол, после первого отскока поймать его на ракетку и не давать скатиться. Варианты: поймать после двух отскоков или нескольких; поймать сначала на одну сторону ракетки, затем на другую; принимать как можно ниже от пола.

    2. Бросить мяч на пол и подбить его, несильно ударить снизу ракеткой, чтобы мяч снова отскочил от пола. Варианты: выпол­нить упражнение и дважды ударять ракеткой, но с продвижением вперед.

    3. Бросить мяч на пол и подбить его несильным ударом ракетки вверх, ударять в высшей точке взлета.

    4. Бросить мяч на пол и, не давая ему коснуться пола, отрыви­стым, но несильным движением ракетки ударять вверх по нему снизу и так подбивать по несколько раз. Варианты: то же с продви­жением вперед, в стороны, ударять по мячу другой стороной ра­кетки, «чеканить», выполнять левой рукой.

    Упражнения у стены, ударяя по мячу ракеткой:

    1. Рукой мяч бросить о стенку и поймать, ударить ракеткой по мячу и после отскока от стены снова отправить мяч в стену. Вари­ант: один из теннисистов ударяет мяч о стену и быстро уходит в сторону, бьет один, затем второй и т.д.

    2. Бросить мяч о стену рукой и после отскока от пола послать мяч ракеткой в стену. Вариант такой же, что и в первом упражне­нии.

    3. Бросать мяч об пол так, чтобы он ударился о стену, затем ударом ракетки направить его в пол, стену, на ракетку.

    4. Между двумя играющими расстояние 5-6 м. Ребенок ударом ракетки направляет его в пол, а затем партнеру.

    5. Один из играющих стоит сзади другого, лицом к стене. На­правляет мяч в стену так, чтобы он не касался пола; партнер отби­вает мяч.

    Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребен­ка : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Из­дательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 239-240.

    601 " style="width:450.75pt;margin-left:13.35pt;border-collapse:collapse;border: none">

    Расписание образовательной деятельности по рабочей программе

    Длительность 30 минут.

    Список литературы

    § Барчукова теннис. – М.: физкультура и спорт, 1990.

    § Невская ракетка. Программа обучения настольному теннису детей старшего дошкольного возраста, Детство-Пресс, 2006.

    § – Игры с мячом и ракеткой – пособие воспитателя старших групп детского сада – М., «Просвещение» - 82.

    Рецензия

    Учреждение, реализующее программу : МАДОУ «Д\с № 20» городского округа город Стерлитамак РБ

    Общая характеристика программы:

    Направленность, в рамках которой реализуется программа:

    спортивно - оздоровительная

    Возраст детей 5-7 лет (дети дошкольного возраста)

    Срок реализации программы: 1 года

    Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и коррекции здоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости. Физическая подготовка теннисиста осуществляется в тесной связи с овладением техники выполнения каждого упражнения. Одна из главных задач физической подготовки – повышение эффективности техники.

    Актуальность заключается в том, что она позволяет поддерживать двигательную активность дошкольников в целях естественного стимулирования жизнедеятельности детского организма и эффективной борьбы с гиподинамией.

    Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой.

    Структура программы составлена подробно и последовательно, в ней

    присутствуют все необходимые разделы.

    Учебно-тематический план программы отражает последовательность и продолжительность реализации программы по предметным областям.

    В программе даны конкретные методические рекомендации по планированию и проведению секции на разных ее этапах в зависимости от возраста, уровня развития физических и психофизиологических качеств и от специальных способностей дошкольников.

    Заведующий МАДОУ «Детский сад № 20»

    Предварительный просмотр:

    «Играем в настольный теннис».

    Время непременно движется вперед: одно поколение вырастает, на смену ему приходит другое. А желание детей играть в спортивные игры постоянно, дети как любили, так и любят играть в мяч.

    Настольный теннис один из самых доступных видов спорта для многих детей. Для этого вида спорта практически нет противопоказаний, а минимум возможных травм делает настольный теннис возможным даже для малышей.

    Сейчас практически в каждом дворе есть теннисные столы и купить теннисные ракетки и шарик, в виду того, что они не являются дорогостоящим спортивным снаряжением, может каждый. Играя в настольный теннис, и получая удовольствие от игры, дети даже не подозревают как это полезно, как много навыков и умений они приобретают, какую пользу приносят здоровью.

    Для игры в настольный теннис необходим стол, ракетка и целлулоидный мяч. А также необходимы не только минимальная физическая подготовка воспитателя и родителей, но еще в большей степени нужно иметь знания об особенностях обучения спортивным играм дошкольников. В этом году мы проводили мастер-класс для воспитателей СДС по теме «Особенности обучения дошкольников спортивным играм». Педагоги активно работали с ресурсами интернета, дополнительной литературой и теоретическая подготовка их удовлетворительная. А вот практических умений педагогам не хватает, в чем они признавались и выразили пожелание помочь им.

    Предлагаем некоторые интересные советы, методы и приемы обучения настольному теннису воспитателям и родителям .

    Считается, что настольный теннис появился в Англии и своим рождением настольный теннис обязан дождливой английской погоде. На мокрых лужайках невозможно было играть в теннис, и игру перенесли в помещение. Вначале играли на полу. Позднее из-за отсутствия больших залов появилась игра на двух столах, расположенных на некотором расстоянии один от другого. Через некоторое время столы сдвинули, а между ними натянули сетку, и в настольный теннис стали играть в комнате. Родилась игра во второй половине XIX века как игра-развлечение.

    Суть игры заключается в перебрасывании мяча ракеткой через сетку на сторону противника после того, как мяч один раз отскочит от стола. При соприкосновении со столом мяч издает характерный звук «пинг-понг», поэтому игру еще могут называть «пинг-понг».

    Обучая детей настольному теннису, в своей работе с детьми мы используем тематическую программу Н.И.Николаевой «Школа Мяча» и программу обучения настольному теннису детей старшего дошкольного возраста А.А.Морозовой «Невская ракетка». Рекомендуемая ими технология предлагает воспитателю игровые формы физического воспитания. В течение учебного года более 60% проводимых занятий строятся на основе подвижных игр. Каждое такое занятие проводится с учетом возрастных особенностей, физических возможностей и имеющихся двигательных навыков у детей.

    Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм. Надо стараться, чтобы занятие проходило как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.

    Обучение настольному теннису состоит из нескольких этапов.

    Подготовительный этап. Этот этап - самый сложный и длительный отрезок обучения. На этом этапе происходит не только знакомство с настольным теннисом и оборудованием, но и сложный процесс овладения детьми соотносящих действий с мячом и ракеткой. Приемам настольного тенниса дошкольников следует обучать в такой последовательности: держание ракетки (хватка), стойка теннисиста, перемещения, изучение ударов и подач.

    Главная проблема на этом этапе - научить детей «чувствовать» мяч, регулировать силу удара, наклон ракетки.

    На первом этапе работа должна вестись по двум направлениям:

    • общефизическая подготовка;
    • овладение навыками настольного тенниса.

    На втором этапе, помимо общефизической подготовки, продолжаются ставиться задачи отработки выполнения действий с мячом и ракеткой, а также задачи обучения игре на столе, обучение стойке у стола, перемещение у стола, удар толчком, обучение подаче мяча, проводятся игровые упражнения на столе.

    Основная задача третьего этапа - закрепление и совершенствование техники овладения игрой - это игра по правилам.

    Техника настольного тенниса включает в себя стойки, перемещения, удары.

    Способ держания ракетки называют хваткой. Наиболее целесообразным в ДОУ является использование удара толчком. Удар толчком простейший удар в настольном теннисе. Рука вытягивается вправо или влево, предплечье располагается параллельно игровой поверхности стола (ракетка под прямым углом по отношению к столу).

    Для отработки движений в настольном теннисе можно использовать в ДОУ тренажеры. В начале обучения они значительно ускоряют освоение и закрепление навыков детей.

    Используя рекомендации А.А.Морозовой, мы сделали спортивный тренажер (теннисные мячи, подвешенные на леске) и активно его используем. Детям предлагалось на нем разучивать технику прямой подачи с ракеткой и технику отбивания теннисного мяча тыльной стороной ракетки. Спортивный тренажер полюбился не только детям - некоторые родители, увидев его в деле на открытых занятиях, стали использовать его летом на даче.

    Очень эффективно занятия по обучению игре строить с учетом постепенного нарастания и к концу – снижения физической нагрузки. А для этого программа обучения рекомендует использовать упражнения и игры с мячами разного диаметра.

    Советуем в основной части занятия использовать поточный метод организации (дети двигаются по кругу, друг за другом). Как полоса препятствия, которая состоит из упражнений обучающего характера. Например: «закати мяч в обруч по дощечке», «мяч через две горки», «прокати мяч по скамейке» и т.д.

    Опыт практической работы показал, что дети очень любят и подвижные игры с элементами настольного тенниса.

    Не дай мячу скатиться .

    Цель игры: ровно держать ракетку с мячом.

    Описание игры : У каждого ребенка ракетка с мячом. По сигналу воспитателя «Начали!» каждому игроку следует положить мяч на середину ракетки, держать ее горизонтально полу так, чтобы мяч как можно дольше продержался на ракетке.

    Защити корзину от мячей .

    Цель игры: отбивать мяч ракеткой в разных направлениях.

    Описание игры : дети образуют 4 круга. В центре круга ставится корзина, рядом с корзиной – водящий, у него ракетка. У каждого играющего в руках по мячу. По сигналу воспитателя дети поочередно бросают мяч в корзину, стараясь попасть в нее. Водящий защищает корзину, отражая мячи ракеткой, отбивая их в любую сторону. Если в течение 2 минут водящий сумел защитить корзину от мячей, то он справился со своей ролью.

    Фонтанчик .

    Цель игры: удержание мяча в указанной зоне теннисного стола.

    Описание игры: Дети стоят вокруг теннисного стола. У каждого в руке ракетка и теннисный мяч. Каждый игрок выполняет бросок мяча об стол и после отскока отбивает снизу вверх тыльной стороной ракетки .

    Паровозик

    Цель игры: выполнять правильный удар ракеткой.

    Описание игры: На одной стороне теннисного стола располагается один игрок, а на другой команда из трех-четырех игроков. Игроки команды поочередно отбивают мяч тыльной стороной ракетки и передвигаются в конец колонны , уступая площадку следующему игроку. Игра ведется 3 минуты. Победителем считается тот игрок, который к окончанию времени игры совершил меньшее количество ошибок.

    В биллиард мячом

    Цель игры: ознакомить детей с прокатыванием мяча в ограниченном пространстве, обращая их внимание на точность попадания.

    Описание игры: Дети выстраиваются в две шеренги параллельно друг другу. В шеренге дети стоят с интервалом в один шаг. Перед детьми из гимнастических палок на полу выкладываются стенки биллиарда размером 2 на 1м. По углам оставляются промежутки шириной 10см – лузы.

    Ребенок берет мяч и с произвольного расстояния и любой стороны, начиная от борта, прокатывает мяч так, чтобы он попал в угол – лузу и выскочил из биллиарда. Если он попал в лузу с ближнего борта, то команде засчитывается одно очко, если попадание было от дальнего борта, то команда получает три очка. Если мяч остался внутри биллиарда, он передается играющему другой команды. Побеждает та команда, которая наберет большее число очков.

    В заключении хочется сказать, что обучать дошкольников настольному теннису можно и нужно. Систематические занятия с использованием игровых методов и приемов приносят эффективные результаты. К концу года в разных возрастных группах дети правильно и уверенно держат теннисную ракетку, «чувствуют» мяч и могут отбить мяч простым способом, ударом толчком.

    Надеемся, что предложенные методические советы, приемы воспитатели и родители могут использовать в своей практике. И помните, педагог, организующий игры и упражнения с мячом должен любить мяч так, чтобы передавать свою любовь к спорту детям.

    Список использованной литературы:

    1 . «Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошина М.: Москва «Аркти»

    2. «Школа мяча» Н.И.Николаева СП. «Детство- Пресс» 2008

    3. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» Адашкявичене Э.Й.;

    4. «Невская ракетка» А.А.Морозова Санкт-Петербург, Издательство «Детство-Пресс» 2006

    5. «Игры с мячом и ракеткой» В.Г.Гришин Москва «Просвещение» 1982




  • Разделы сайта